Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию,формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся. Метод проектов -это: личностно-ориентированное образование, индивидуальный подход, креативность формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.
Деятельность
учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
Основные дидактические цели курса:
Удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;
Развитие интереса к изучению географии;
Расширение кругозора учащихся в области географии;
Воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнователь- ность;
Подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 9-х классов.
ЦЕЛИ КРУЖКА « Занимательная география »
Дополнительное образование в школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Организуя предметный кружок по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Задачи и основные идеи курса:
Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение работать в группе;
воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;
Прогнозируемый результат обучения:
в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:
Истории их возникновения,
Их архитектуре,
Их географии;
приобретут практические навыки и умения :
Работы с картой,
Работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
Навыки организации работы в группе.
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.
В процессе занятий по программе «Развитие исследовательской деятельности учащихся» учащиеся должны:
Знать:
Вклад Великих учёных в развитие науки;
Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
Природные рекорды на материках и океанах;
Особенности стран мира и народонаселения;
Приёмы работы с источниками географической информации;
Географическая терминология.
Уметь:
Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
Проводить исследование на основе накопленных фактов;
Решать географические задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ориентирования в потоке географической информации;
Умения решать географические задачи
Повышения собственной географической культуры.
Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.
Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.
п.п.
Перечень тем и
разделов
Количество часов
1 ч.
4 ч.
5 ч.
Ориентирование на местности
4 ч.
5 ч.
Мировой океан
4 ч.
Воды суши
4 ч.
Природа Земли
15 ч.
Атмосфера Земли.
4 ч.
Страны мира
7 ч.
Россия
8 ч.
5 ч.
Итоговое занятие
2 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙНазвание темы
Введение. Программа факультатива.
1 час
Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива
Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география»
Земля –планета Солнечной системы
4 часа
Дополнительная информация о:
Вселенная
Солнечная система
Соседи Земли
Гипотезы происхождения нашей планеты
Демонстрации: модель Солнечной сисиемы, модель земли (глобус).
Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.
5 часа
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.
Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.
Ориентирование на местности.
4 часа
Материал по:
История изобретения компаса
Упражнения и движение на местности с компасом и без него
Определение направлений, расстояний по плану местности и карте
Ориентирование по местным признакам
Демонстрации: компас, географическая карта, план местности.
Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.
5 часов
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.
Демонстрации : презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии
Мировой океан.
4 часа
Занимательный материал по морям и океанам:
Современные способы изучения морей и океанов.
Водяные смерчи, бури и ураганы в море.
Части мирового океана.
Растительный и животный мир океанов и морей.
Экологические проблемы Мирового океана.
Демонстрации: географическая карта, атлас, энциклопедия, видеоматериал по экологическим проблемам.
Воды суши.
4 часа.
Дополнительный материал по изучению водных ресурсов Земли.
Крупнейшие реки Земли.
Крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
Минеральные источники, их происхождение
Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.
Кристаллизация
Воды суши своего края.
Демонстрации: географические карты, атлас,
видеоматериал о реках.
Природа Земли
15 часов
Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии.
Атмосфера Земли.
4 часа
Интересный материал о:
Современном методе изучения атмосферы.
Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.
Грозные явления в атмосфере.
Местные признаки и приметы для предсказания погоды
Наблюдения
Климат своей местности.
Демонстрации: видеофильм прогнозах погоды, справочник.
Страны мира
7 часов
Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». проблемы и перспективы развития страны.
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.
Россия
8 часов
Изучение территории России, географическое положение, население, природа и хозяйственная деятельность. История формирования территории России на политической карте мира. Россия – как самое большое государство мира:
Демонстрации: политическая карта мира, энциклопедия.
Природа своего края с элементами метеорологии.
5 часов
Изучение особенностей природы своего края
ПК своей местности.
Метеорологический практикум
Антропогенное воздействие на ПК.
Демонстрации: атлас, план местности.
Итоговое занятие
2 часа
Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива.
Прогнозируемые результаты.
В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.
Список использованной литературы.
Для учителя:
Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год
Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-4
Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2001 год.
4.
География:
\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:
http://www.danilova.ru
5. География:
Все для учителя географии
Сайт:
http://geo.1september.ru
6. География:
Энциклопедическая библиотека.
Сайт:
http://megacollection.ru
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
Календарно – тематический план
п.п.
Перечень тем и
разделов
Кол-во часов
Дата
По плану
По факту
Введение. Программа факультатива.
1 ч.
Земля –планета Солнечной системы
4 ч.
Земля –планета Солнечной системы Вселенная
Солнечная система
Соседи Земли
Гипотезы происхождения нашей планеты
Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.
5 ч.
Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты.
Карта – величайшее творение человечества.
Типы географических карт. Географическая карта в профессиях.
История географической карты, глобуса.
Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.
Ориентирование на местности
4 ч.
История изобретения компаса
Упражнения и движение на местности с компасом и без него
Определение направлений, расстояний по плану местности и карте
Ориентирование по местным признакам
Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.
5 ч.
Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия.
Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая».
Составления визитных карточек материков.
Построение профиля каждого материка.
Океаны Земли: особенности рельефа и природы.
Мировой океан
4 ч.
современные способы изучения морей и океанов. Водяные смерчи, бури и ураганы в море.
Растительный и животный мир океанов и морей.
Части мирового океана.
Экологические проблемы Мирового океана.
Воды суши
4 ч.
Крупнейшие реки и озера Земли.
Минеральные источники, их происхождение
Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.
Воды суши своего края.
Природа Земли
15 ч.
28 - 29
Удивительное разнообразие природы Земли.
Научное объяснение разнообразия климатов Земли.
31-32
Геологическое прошлое планеты.
Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты.
34 - 39
Разнообразие природных зон и комплексов Земли.
40-41
Евразия, как пример полной картины природы Земли.
Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.
Атмосфера Земли.
4 ч.
Современные методы изучения атмосферы
Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.
Местные признаки и приметы для предсказания погоды
Климат своей местности.
Страны мира
7 ч.
Разнообразие стран мира.
48-49
Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности.
Изменения на карте мира.
История формирования политической карты мира.
Спорные территории.
Рекорды стран «Самая, самое, самый».
Россия
8 ч.
Территория и географическое положение.
55-56
Климатические пояса и природные зоны
57-58
Природа и хозяйственная деятельность на территории России.
Народы России.
История формирования территории России
Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.
Природа своего края с элементами метеорологии
5 ч.
изучение особенностей природы своего края -Тамбовской области.
ПК своей местности.
64-65
метеорологический практикум
Антропогенное воздействие на ПК.
Итоговое занятие
2 ч.
67-68
Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся.
Рабочая программа факультатива
«Занимательная география».
6 класс.
Пояснительная записка
к рабочей программе факультатива «Занимательная география»
Программа факультатива «Занимательная география» направлена на формирование интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Новизна предлагаемой программы :
Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.
Педагогическая целесообразность:
Состоит в том, что в её содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь более сложные вопросы»
Эффективным, для развития детей, является введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями социализации обучающихся.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
Формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);
Принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
Методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).
Средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)
Цели:
Освоение знаний об основных географических понятиях,
Овладение умением решения заданий повышенной сложности.
Развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;
Воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Задачи: :
1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
4.Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 6-го класса.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива являются:
Формировать у учащихся навыки решения заданий повышенной сложности;
Обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения качества подготовки учащихся по предмету.
Отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях;
Формировать у них отношение к географии как возможной области будущей практической деятельности;
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка обучающиеся имеют возможность в полном объеме получать знания, которые им необходимы для жизни и деятельности.
Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни
Направленность предлагаемого курса:
По функциональному предназначению: учебно-познавательная
По форме организации: факультативная
По времени реализации: годичная
Программа факультатива предусмотрена на один год обучения. По расписанию занятия проводятся по 45 минут. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Ожидаемые результаты:
Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:
- умение работать с разными источниками географической информации;
Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- картографическая грамотность;
Умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;
Умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Умение составлять географический прогноз.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей учебной деятельностью.
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
Умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Личностным результатом обучающихся по программе факультатива «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;
Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.
Образовательные результаты предусматривают:-овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Место учебного курса в учебном плане гимназии.
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная география» для учащихся 6 класса рассчитан на 35 ч. в год (1 час в неделю).В программе предусмотрены как теоретические занятия, так и практические работы в том числе на местности. В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю.
Планируемые результаты изучения раздела. |
|
Источники географической информации. Карта-величайшее творение человечества. |
|
Знать и объяснять понятия «географический объект».Применять изображения из космоса для определения географических объектов.Уметь определять направления по карте и на местности. Различать географические карты, различные по содержанию и масштабу. Определять значение карт для людей разных профессий. Знать и объяснять роль и вклад выдающихся ученых-географов в развитие науки географии. |
|
Путешествие по родному краю. |
|
История заселения Симбирского Поволжья. Регионы нашего края. Составления визитных карточек регионов области. Обычаи, традиции, и праздники народов. Необычные памятники нашего края(«Блинная столица», родина Колобка). Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. | Знать историю своего края, его заселение, формирование обычаев, традиций. Знать отечественных географов-исследователей Симбирского Поволжья, их вклад в изучение природы. Уметь давать характеристику регионов области. Приводить примеры событий и явлений, значимых для нашего края. Использовать полученные знания в повседневной жизни, для самостоятельного поиска информации об истории и заселении края и занимательного материала. |
Удивительное разнообразие оболочек Земли.Литосфера- каменная оболочка Земли.. Геологическое прошлое планеты. Неразгаданные тайны глубин земли.Уникальные памятники созданные природой. Загадки атмосферы. Живые барометры.. Загадки атмосферы. Аномальные зоны. Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека. Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас). «Зеленая аптека». Лекарственные растения Красная книга. Скверы и парки. Природные парки и заповедники. Экскурсия. | Знать и иметь представления о взаимосвязи процессов происходящих на Земле, о величии природных явлений, о значимости природы в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Прогнозировать изменение окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры действий во время стихийных явлений на территории края. Отбирать источники для поиска занимательной и научной информации. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции лекарственных трав. |
Страны мира. |
|
Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Материальная и духовная культура народов мира. Памятники всемирного культурного наследия. Обычаи и традиции народов мира. Страны, которых нет | Знать и объяснять причины разнообразия народов на Земле. Устанавливать зависимость человека, его хозяйственной деятельности, видов жилищ, пищи, обычаев и традиций от природных условий. Понимать причины неравномерного размещения людей на земле. Знакомство с основными религиями мира. |
6 класс.
Название темы | ||
Введение. Программа факультатива. 1 час | Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива |
|
Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. 6 часа | Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы.Приключения с географией (история географических названий) Пособия: атлас, географические карты, портреты учёных – географов. |
|
Путешествие по родному краю. 6 часов | Занимательный материал по родному краю.Рекорды в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек регионов области(«блинная столица», родина колобка). Необычные памятники нашего края. Обычаи, традиции, и праздники. Проектная деятельность учащихся.Защита проектов. «И жизни след оставили свой…» Оборудование : презентации видеоматериала |
|
Загадки географических оболочек Земли. 15 часов | Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера- каменная оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин земли. Геологическое прошлое планеты. Загадки атмосферы. Живые барометры. Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека. Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Атлас несуществующих земель. Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас).Красная книга. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. Оборудование и пособия : видеоматериал «История развития жизни на планете Земля» энциклопедии, справочники, хрестоматии. |
|
Страны мира 5 часов | Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Страны, которых нет. Обычаи народов мира. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. Оборудование и пособия: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. |
|
Итоговое занятие 2ч. | Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. |
|
35ч. |
Распределение часов факультатива
«Занимательная география».
п.п. | Перечень тем и разделов | Количество часов | Теория | Практика | Виды и формы деятельности |
Введение. Программа факультатива | 1 ч | Беседа |
|||
Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества | 6 ч. | Лекция Практикум. |
|||
Путешествие по родному краю | 6 ч. | Лекция. Практическум. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов |
|||
Загадки географических оболочек Земли. | 15 ч. | Практикум |
|||
Страны мира | 5 ч. | Практикум Проектная деятельность учащихся. Защита проектов |
|||
Итоговое занятие | 2 ч. | Итоговое тестирование . Защита проектов. |
|||
Итого |
Календарно-тематическое планирование.
«Занимательная география»
Тема внеурочной деятельности | Цель работы | Результаты обучения | Методы | Оборудование | Виды деятельности |
|
Введение. 1час |
||||||
Этот загадочный мир природы. | Пробудить познавательный интерес к миру природы | Предметные :-представление о природных условиях, о растительном и животном мире,умение надлюдать за окружающей природой. Универсальные: умение постановки цели и задач, развитие познавательного интереса. Личностные: осознание значения знаний о природе и применение их в жизни, осознание целостности мира природы. | Наблюдения | Спревочники, учебник географииатласы. | ||
Источники географической информации. 6 час. |
||||||
Основные источники географической информации. | Найти необходимую информацию с помощью географических источников. Раскрыть историю создания карт, их значение для людей различных профессий.Познакомить с интересными фактами возникновения названий на карте. | Предметные :-представление о способах изображения местности на карте; умение работать с источниками информации.представление об ориентировании на местности, умение определять направление на карте,представление о картах городов и военных картах, о значении карт для людей разных профессий. Универсальные : умение сравнивать, анализировать, сличать, вносить коррекцию,развитие навыков Работы с различными источниками знаний. Личностные: формирование целостного восприятия мира, основ экологической культуры. | Методы анализа и сравнения | Атлас, глобус,географические карты. Портреты путешественников | Практикум Практикум |
|
Карта- величайшее творение чаловечества. |
||||||
Типы географических карт.Географическая карта в профессиях. |
||||||
История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте |
||||||
По следам великих географических открытий.Географические закрытия. |
||||||
Приключения с географией.(История с географическими названиями) |
||||||
Путешествие по родному краю. 6 часов. |
||||||
История заселения Симбирского края. | История заселения края древними племенами (буртасы, ильменьковские племена, формирование народностей Поволжья).Знакомство с народной культурой, выдающимися земляками,их вклад в историю края. | Предметные: умение овладевать картографическими знаниями Универсальные: формирование устойчивого познавательного интереса к истории своего края. Личностные :осознание своей этнической принадлежности. | Методы исследования. Метод проектирования. | Карта Ульяновской области | Практикум Практикум |
|
Составление визитной карточки Ульяновска. |
||||||
Регионы нашего края. (блинная столица) |
||||||
Обычаи и традиции Симбирского края. |
||||||
«И жизни след оставили свой…» |
||||||
Загадки географических оболочек Земли.15 часов. |
||||||
Неразгаданные тайны глубин Земли. | Особенности Рельефа Земли. Изучить памятники природы Выявить роль рельефа, климата, и мирового океана в жизни и хозяйственной деятельности человека. Формировать потребность в бережном отношении к окружающей природе. Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам. | Предметные: представление о геологическом прошлом Земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору , и силах формирующих рельеф планеты,умение сопоставлять метеорологические карты и прогнозировать изменение погоды, выявлять причины изменения состояния вод мирового океана,сходство и различие географических объектов. Умение доказывать необходимость охраны природы. Универсальные :анализировать необходимую информацию из различных источников(карты, дневник наблюдения, диаграммы). Личностные: формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию. | Метод исследования и проектов. | Физические карты мира, России. | Практикум Практикум Практикум Защита проек тов Практикум Защита проек Тов Экскурсия |
|
Земли.Геологическое прошлое планеты. |
||||||
Уникальные памятники,созданные природой. |
||||||
Уникальные памятники,созданные природой |
||||||
Загадки атмосферы. |
||||||
Живые барометры. | ||||||
Защита проектов по темам. | ||||||
Аномальные зоны океанов. | ||||||
Атлас несуществующих земель.Топонимика. | ||||||
Биосфера. | ||||||
Эти удивительные растения. «Зеленая аптека». | ||||||
Защита проектов по теме «Лекарственные растения» | ||||||
Природные парки и заповедники. | ||||||
Парки и скверы города Ульяновска. Ландшафтный дизайн. | ||||||
Экскурсия по парку «Приволжский» | ||||||
Страны мира.5 часов. |
||||||
Путешествие по странам мира. | Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам. Знакомство с обычаями и традициями народов мира. | Предметные: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей и изменения в пространстве и времени. Универсальные : умение организовать свою деятельность по описанию народов разных материков. Личностные : уважение к другим народам; осознание своей этнической принадлежности. | Исследовательский. | Политическая карта мира и отдельных стран. | Защита проек тов Защита проек тов |
|
Различие стран по площади, положению на карте. | ||||||
Люди такие разные. Народы мира. | ||||||
Обычаи и традиции народов мира. | ||||||
Защита проектов. Презентации. | ||||||
34-35 | Литература для учащихся | Литература и пособия для учителя | Медиаресурсы |
|||
«Занимательная география». 6 класс | География.Начальный курс.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.А.А.Летягин.\\Вентана граф//;-М. 2015. Географическое краеведение. г.Ульяновск.2010г Энцеклопедический справочник «Страны и народы» ;-М.2014 | В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год В.Н. Иванова «География. Активизация познавательной деятельности учащихся». Волгоград., «Учитель»., 2009 год. | Ресурсы Интернета Диск «География. Планета Земля», линия «Сфера» |
2.2.2. Географические факультативы
Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. Опыт проведения факультативов показывает, что там, где географические факультативы поставлены хорошо и ведутся достаточно квалифицированно, они неизменно вызывают устойчивый интерес у школьников, повышают качество их знаний и умений. Факультативные занятия по географии тесно связаны с основным программным содержанием предмета. Успешной и качественной подготовке учащихся способствуют опора на знания, полученные в изученных курсах географии, их дофакультативная подготовка, а также учет возрастных особенностей детей.
По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеклассные. К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеклассным - экскурсии, практические работы на местности.
Большой интерес у учащихся вызывает привлечение к проведению факультативных занятий различных специалистов-топографов, гидротехников, геологов и др., работающих в местных организациях. Их лекции и беседы не только вызывают интерес, оживляют ход занятий, но и имеют огромное воспитательное и профориентационное воздействие.
Образовательно-воспитательное значение факультативов определяется не только тем, что они углубляют знания учащихся по сравнению с программными, знакомят с профессиями, но и тем, что они вооружают учащихся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Например, важным видом является обучение учащихся на факультативных занятиях приемам конспектирования лекций. Это хорошая подготовка к докладам и самостоятельной работе с литературой.
Учителя ведут занятия по утвержденной программе, однако наблюдается вариативность в выборе разделов программы. Структурно каждое занятие представляет органическое сочетание теоретических и практических частей. Практические занятия представляют наибольший интерес и дают возможность активизировать деятельность учащихся.
Географические факультативы должны способствовать решению следующих задач:
развитию географического мышления;
вооружению школьников более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;
вооружению школьников системой умений работы с различными источниками географической информации (картами, справочниками и т.д.);
знакомству с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. - М.: Просвещение, 1985. - С. 34-35. .
Один из главных принципов факультатива - актуализация географического материала, широкая межпредметная координация знаний.
Таким образом, при всем разнообразии содержания факультативных занятий общим является то, что факультативы - это такая форма внеклассной работы, которая неразрывно связана с урочными занятиями, продолжает и развивает их, влияет на их качество. Для всех факультативных курсов характерно следующее: постоянная опора на краеведческий материал, большая доля самостоятельных работ учащихся, широкое применение лекционно-семинарских методов.
Результатом занятий школьников в различных факультативах являются их стабильные успехи по предмету в школе, а также четкая профессиональная ориентация уже в школе.
Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы...
Внеклассная работа по географии
Клубная форма внеклассной работы признается многими учителями как одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся. От других форм работы она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста...
Внеклассная работа по географии
Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Школьные олимпиады по географии - это массовый вид соревнований учащихся...
Внеклассная работа по географии
Одной из наиболее распространенных массовых форм внеклассной работы являются географические вечера. Они могут проводиться и как самостоятельные мероприятия, и как составная часть школьной недели географии...
Научные исследовательские географические общества - одна из основных форм внеклассной работы по географии. Н.Н. Баранский писал: "Научные исследовательские географические общества есть то звено, за которое нужно уцепиться для того...
Внеурочная деятельность школьников по географии
Следующий этап в развитии интереса школьников к географической литературе - географическая конференция, которая может проводиться по какой - либо географической проблеме и требует привлечения уже ни одной книги...
Слово "факультативный" означает "необязательный". Название подчёркивает отличительную особенность этого вида учебной деятельности. Она связана с добровольным выбором учениками для углубленного изучения тех предметов...
Цели, задачи и содержание факультативного обучения английскому языку в школе
Современные факультативы, будучи особой организационной формой учебно-воспитательной работы, отличаются от урока и внеклассной работы, но в то же время имеют много общего. Подобно урокам...
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Путешествуем по странам и континентам»разработана для учащихся 7-9-х классов.
Данный курс не изучается в школьной программе. Современная жизнь общества - это жизнь, связанная с туризмом. Открыты границы стран, предлагаются интересные познавательные маршруты в своей стране и мире. Туризм - это перспективное направление. Люди могут делать для себя удивительные открытия, попадая в мир уникальных творений природы и рук человека. Данный курс будет интересен обучающимся.
В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Это особо значимые объекты мирового значения. Необходимо привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме сохранения всемирного наследия. Знакомство с объектами, входящими в Список всемирного наследия, помогает узнать о культурных ценностях, о народах, создавших эти объекты.
Цель курса: развитие познавательного интереса, расширение знаний об объектах всемирного культурного наследия.
Задачи курса:
- Изучение влияния туризма на объекты всемирного культурного наследия.
- Формирование умения анализировать статистические данные по вопросам сохранения объектов всемирного наследия.
- Развитие творческого мышления обучающихся.
- Изучение критериев включения объектов в список всемирного наследия.
- Расширение знаний о странах мира.
Виды деятельности учащихся: диалог, виртуальные экскурсии, игры, выставки, викторины, проекты, олимпиады.
Курс «Путешествуем по странам и континентам» обеспечен литературой, справочниками по данной теме, DVD и видеофильмами, компьютерным классом с выходом в Интернет, сетевой инновационной образовательной программой “Как прекрасен этот мир”, в которой представлены достопримечательности по странам мира.
Учащиеся должны знать :
- страны мира, в которых находятся Объекты всемирного культурного наследия;
- известные достопримечательности.
Учащиеся должны уметь :
- работать с различными источниками информации;
- ориентироваться по карте;
- свободно рассказывать об объектах Всемирного наследия.
Термины для изучения: туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.
Количество часов для изучения курса - 34 часа (1 час в неделю).
В процессе изучения данного курса выполняется 2 зачетные (промежуточные) практические работы и 1 итоговая - на последнем занятии.
2 зачетные работы - роль экскурсовода по объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
Итоговая зачетная работа - проект.
Тема занятия |
Форма занятий |
|
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Критерии отбора. |
Игра «Самый умный» |
|
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в РФ. |
Работа с картой |
|
Экскурсия |
||
Изучение литературы. |
||
Творческая мастерская. |
||
Фотовыставка, работа в Интернет, создание презентации |
||
Изучение литературы. |
||
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Перу: Мачу-Пикчу, Куско . |
Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков |
|
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО США: национальные парки. |
Виртуальная экскурсия. |
|
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Африки. |
Работа с журналами ГЕО. |
|
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО |
Защита проектов. |
Список литературы, использованной для составления факультативного курса «По странам и континентам»
- География. Еженедельная методическая газета для учителей географии Издательского Дома “Первое сентября».
- Журналы: Вокруг Света, Гео, География в школе, Геоленок, National geographic, Путешествие по свету.
- Зорин И. В.,Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: ФиС, 2000.
- Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. М.: Вече, 2003.
- Я познаю мир. Страны и народы. Москва, 2005.
- Википедия.