Александр Николаевич
Островский (1823 – 1886) –
известный русский
писатель и талантливый
драматург.
Основоположник
современного русского
театра, основатель
Артистического кружка,
член-корреспондент
Петербургской Академии
наук и обладатель
премии Уварова.

История создания
В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей А. Н.
Афанасьева, пишет пьесу, столь известную и любимую
русским народом, - «Снегурочка». Работая над пьесой,
Островский внимательно изучал многочисленные
фольклорные, исторические, этнографические
источники. Среди фольклорных источников
«Снегурочки» следует отметить народные сказки,
обрядовую поэзию, народные заговоры, народные
песни. Он, соединив сказки, легенды и песни воедино,
придал народному творчеству весьма своеобразный
колорит. Поэтому сюжетная основа истории
Снегурочки в пьесе А.Н. Островского целиком не
совпадает ни с одним из вариантов сказки, бытующих в
народной среде. Сюжет

Сюжет
Произведение
Островского «Снегурочка» -
это удивительная сказка, в
которой показана красота
окружающего мира, любви,
природы, молодости. В
«Снегурочке» главное место
занимают человеческие
отношения. На первый
взгляд, сюжет выглядит
совершенно фантастичным.
Но потом оказывается, что в
этой фантасмагории
просматриваются живые
человеческие характеры.

В весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» из
маленькой девочки – внучки героиня превращается в
прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных
берендеев горячим чувством любви. Она предстаёт, как дочь
Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время
летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Внешне она
предстает в произведении как прекрасная бледная
светловолосая девушка, одета она в бело-голубую одежду с
меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Весь
этот облик представляет зиму с ее белоснежностью снегов и
холодом морозов. Весенняя же сторона характера героини
представлена ее необыкновенной эмоциональностью и
стремлением познать человеческие чувства, хоть и
губительные для нее. Действие происходит в сказочном месте
- царстве Берендея. Описывая законы этой страны,
Островский словно рисует своей идеал общественного
устройства. В царстве Берендея люди живут по законам
совести и чести, стараются не вызвать гнев богов.

Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится
красота окружающего мира, красота девушек, цветов,
песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь
популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость,
горячность.

Отзывы Что удивительно, первоначально пьеса не
имела успеха у публики, она казалась грубой и неумело
написанной. Но это было только поначалу... Весеннюю
сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров
и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников
были резко отрицательными. Драматурга упрекали за
отход от социальных проблем и «прогрессивных
идеалов». Так, язвительный критик В.П. Буренин
сетовал по поводу обозначившегося тяготения А.Н.
Островского к фальшивым, «призрачнобессмысленным» образам Снегурочек, Лелей,
Мизгирей. В великом русском драматурге критика
желала видеть прежде всего обличителя «темного
царства».

Постановка в театре
Театральная постановка «Снегурочки» московским Малым
театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Несмотря на
то, что в спектакле были задействованы все три труппы:
драматическая, оперная и балетная, а музыку к нему написал
сам П.И. Чайковский, несмотря на использование
технических диковинок: движущихся облаков, электрической
подсветки, бьющих фонтанов, скрывающих исчезновение
«тающей» Снегурочки в люке, – пьесу большей частью ругали

Публика, как и критика, оказалась не готова к поэтическому
пируэту автора «Грозы» и «Пучины». Лишь в начале ХХ века
драматургический замысел А.Н. Островского был оценен по
достоинству. А.П. Ленский, поставивший «Снегурочку» в
сентябре 1900 г. в Москве, замечал: «У Островского с избытком
хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить свою
сказку до краев родной чертовщиной. Но он, видимо,
намеренно экономил фантастические элементы, экономил
для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более
сложного элемента – поэтического».

В Петербурге, на сцене Александринского театра,
постановка состоялась лишь 27 декабря 1900 года, в бенефис
артиста Варламова.В 1881 года композитор Н. А. РимскийКорсаков написал на текст пьесы оперу «Снегурочка».
Опера поставлена в Петербурге 29 января 1882 года.
В Москве, на сцене частного оперного театра - 8 октября
1885 года.На сцене Большого театра в Москве постановка
состоялась 26 января 1893 года.

Поэтическая сказка “Снегурочка” стоит особняком
среди целого ряда других произведений
Островского. В других пьесах Островский рисует
мрачные картины купеческой среды, критикует
суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой
души, вынужденной существовать в условиях
“темного царства”.

Произведение “Снегурочка” - это
удивительная сказка, в которой
показана красота окружающего мира,
любви, природы, молодости.
Произведение основано на народных
сказках, песнях, преданиях и легендах.
Островский только соединил сказки,
легенды и песни воедино и придал
народному творчеству весьма
своеобразный колорит. В
“Снегурочке” главное место занимают
человеческие отношения. На первый
взгляд, сюжет выглядит совершенно
фантастичным. Но потом оказывается,
что в этой фантастике
просматриваются живые человеческие
характеры.

Действие происходит в сказочном месте
- царстве Берендея. Описывая законы
этой страны, Островский словно рисует
свой идеал общественного устройства.
В царстве Берендея люди живут по
законам совести и чести, стараются не
вызвать гнев богов. Здесь очень большое
значение придается красоте. Ценится
красота окружающего мира, красота
девушек, цветов, песен.

Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете
немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему
кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенье красоте;
Не вижу я у молодежи взоров,
Увлажненных чарующею страстью;
Не вижу дев задумчивых, глубоко
Вздыхающих. На глазках с поволокой
Возвышенной тоски любовной нет,
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть
И прочее.

О каких ценностях думает царь Берендей?
Его не беспокоят деньги и власть. Он
заботится о сердцах и душах своих
подданных. Рисуя царя именно таким,
Островский желает показать идеальную
картинку сказочного общества. Только в
сказке люди могут быть так добры,
благородны и честны. И это намерение
писателя в изображении сказочной
идеальной действительности согревает душу
читателя, заставляет задуматься о
прекрасном и возвышенном.

Действительно, сказка “Снегурочка” с увлечением читается
в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль
о ценности таких человеческих качеств, как духовная
красота, верность и любовь. Островский во многих своих
произведениях говорит о любви.
Но в “Снегурочке” разговор ведется совершенно
особым образом. В форме волшебной сказки
читателю преподносятся великие истины о
непреходящей ценности любви.

Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому,
что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к
берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство
любви, чтобы свершилось что-то ужасное.
Давно живу, и старые порядки
Известны мне довольно. Берендеи,
Любимые богами, жили честно.
Без страха дочь мы парню поручали,
Венок для нас - порука их любви
И верность до смерти. И ни разу
Изменою венок поруган не был,
И девушки не ведали обмана,
Не ведали обиды.

Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью
во всех окружающих. Все восприняли неблагородное
поведение парня как личное оскорбление:
...Всем обида,
Обида всем девицам-берендейкам!

В царстве между людьми уже с давних пор
складываются простые, но прекрасные отношения.
Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к
царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее
горя. И узнав все подробности от Купавы и
окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный
должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь?
Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в
изгнании видят берендеи самое страшное наказание
для провинившегося человека.
В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть
только в волшебной сказке, созданной воображением
писателя. И эта гуманность делает царство берендеев
еще более прекрасным и чистым.

Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно
не похожа на всех вокруг. Снегурочка - сказочный
персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны.
Именно поэтому Снегурочка - существо очень
противоречивое. В ее сердце холод - это наследие ее
отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время
Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем
старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось,
Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на
мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому
она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется
увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю
ее красоту, принять участие в девичьих забавах,
послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен
жизнь не в радость”.

В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее
неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце
сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но
тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей.
Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и
снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только
в царстве берендеев. Она говорит своей матери:
..Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Снегурочка поражает людей
своей красотой. Семья, в
которой оказалась
Снегурочка, желает
воспользоваться красотой
девушки для своего
личного обогащения. Они
упрашивают ее принимать
ухаживания богатых
берендеев. Они не могут
оценить по достоинству
девушку, которая стала им
названой дочерью.

Снегурочка кажется
прекраснее, скромнее и
нежнее, чем все
окружающие девушки. Но
она не знает любви, поэтому
не может ответить на
горячие человеческие
чувства. В ее душе нет тепла,
и она отстраненно взирает на
страсть, которую
испытывает к ней Мизгирь.
Существо, не знающее
любви, вызывает жалость и
удивление. Не случайно
никто не может понять
Снегурочку: ни царь, ни ктолибо из берендеев.

Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно изза своей холодности. Она кажется особенной девушкой,
ради которой можно отдать все на свете, и даже саму
жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг.
Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю
какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной
красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:
...Купава,
Разлучница! Твое же это слово;
Сама меня разлучницей звала,
Сама же ты и разлучаешь с Лелем.

Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у
своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает
человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:
Обманута, обижена, убита Снегурочка.
О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить.
Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот
дар может оказаться губительным для
Снегурочки. Весна томима тяжкими
предчувствиями, ведь Снегурочка - ее дочь.
Любовь оказывается трагичной для героини. Но
без любви жизнь теряет всякий смысл.
Снегурочка не может справиться с желанием
стать такой же, как и все окружающие ее люди.
Поэтому она решает пренебречь заветами своего
отца, предостерегавшего ее от гибельных
последствий человеческой страсти.

Влюбленная Снегурочка становится удивительно
трогательной. Для нее открывается целый мир,
совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она
понимает всех тех, кто испытывает любовное
томление. Она отвечает Мизгирю согласием
стать его женой. Но Мизгирь не способен
отказаться от намерения предстать перед всеми
берендеями со своей невестой, считая опасения
красавицы капризом.

Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.
Но что со мной? блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви. Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.

Мизгирь не может мириться со смертью своей
возлюбленной, поэтому бросается с высокой
горы. Но гибель Снегурочки представляется
берендеям чем-то закономерным. Снегурочке
было чуждо тепло души, поэтому ей было
трудно найти свое счастье среди людей.

А.Н.Островский и его творчество в данных материалах представлено презентациями, текстовым и наглядным материалами с использованием видео, музыкального оформления, привлечением интернет-ресурсов и отдельных фрагментов с Форума победителей НП "Образование".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Николаевич Островский «Снегурочка»

В 1873 году А.Н.Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка» .

«Снегурочка» Произведение “Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В “Снегурочке” главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

Действие происходит в сказочном месте - царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.

Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе.Берендея не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.

В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека Честной народ, достойна смертной казни Вина его; но в нашем уложенье Кровавых нет законов; пусть же боги Казнят его по мере преступленья, А мы судом народным Мизгиря На вечное изгнанье осуждаем.

Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка - сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка - существо очень противоречивое. В ее сердце холод - это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен жизнь не в радость”. В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев.

Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете: Обманута, обижена, убита Снегурочка. О мать, Весна-Красна! Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой: Любви прошу, хочу любить. Отдай Снегурочке девичье сердце, мама! Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка - ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини.

Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом. Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.

Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

Литературно-эстетические принципы в драме А.Н.Островского «Снегурочка», оставаясь общими для всего творчества драматурга, приобретают в «весенней сказке» неповторимое своеобразие, что позволило соединить в произведении решение важнейших психологических проблем времени с развлекательностью сказочного произведения.

Одна из оригинальных черт художественного метода «Снегурочки» -сочетание картин реальной жизни со сказкой и фантастикой, поэзией природы с драматургией вечных человеческих чувств и страстей. В создании характеров драматург смело сочетает романтические и реалистические приемы. Благодаря такому особому характеру типизации образов Островский не только добивается реальности и конкретности образов сказочных героев, но и переводит сказочный конфликт в психологический план, что позволило драматургу поставить вопрос о нравственных представлениях человека. Таким образом в«Снегурочке» центральным оказывается тот же конфликт, что и в бытовых пьесах Островского, только решается он не в конкретно-бытовом, а в обобщенно-символическом плане.

В соответствии со своими представлениями о художественности, желая дать русскому театру идейный, нравственный, высокохудожественный праздничный репертуар, Островский создает новый уникальный жанр -«весенняя сказка», в котором соединились элементы уже известных жанров - фантастичность феерии, символизм «пьесы-маски», ирония комедии, развлекательность и вместе с тем глубокое содержание народной сказки.

Обращение А.Н.Островского к жанру сказки не случайно. Драматург не просто пересказывает сказку, а, глубоко перерабатывая сказочный материал, привлекая другие жанры устного народного творчества (обрядовую поэзию, народную песню, предание), подчиняет сказку решению злободневных проблем.

«Снегурочка» - поэтическая картина внутреннего мира А.Н.Островского и мира его героев в субъективно-лирическом преломлении. В «весенней сказке» прямо и открыто выступил эстетический идеал Островского в форме создания берендеева царства. Сказочный характер пьесы, отсутствие политической конкретики и близость к народно-утопическим легендам, сказкам в отличие от многих утопий, характеризующихся большой степенью теоретизирования и дающими конкретное решение проблем политического и социального устройства идеальной страны, позволяют говорить о выражении в «Снегурочке» эстетического идеала драматурга.

Презентацию выполняли Ключникова Т. и Песков Г. Подбор информации Мишина Ю., Песков Г., Ключникова Т. Защищают проект Круглова М. и Абрамов И.


    Слайд 1

    А.Н. Островский – замечательный русский драматург, создатель 47 пьес, которые до сих пор не сходят со сцены многих театров. Среди них одна из самых популярных – «Снегурочка». Драматург работал над созданием пьесы весной 1873 года, и сразу после окончания работы она была поставлена на сцене. В 1900 году состоялись по крайней мере четыре постановки пьесы.Но настоящий успех пьеса имела лишь на сцене Московского Художественного театра.

    Слайд 2

    Тема урока: Герои пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Фольклорная основа произведения.

    Цели и задачи: знать особенности драматического рода литературы, сказки как жанра литературы; выявить фольклорные источники пьесы; раскрыть особенности конфликта пьесы.

    Слайд 3

    Сказка как жанр литературы.

    Сказка - один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всех народов мира Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются основные культурные ценности народа, ее создавшего. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития. Помимо объявления ценностей сказка еще претендует на поучение, однако в отличие от просто излагаемой морали (как иной раз бывает, когда рассерженные взрослые отчитывают детей) в сказочном повествовании всегда приводится обоснование, почему так надо или не надо поступать (то есть содержит запрет на какие-либо действия героев), и к чему в конечном счете могут привести эти поступки. Сказки бывают народные и литературные.

    Слайд 4

    «Снегурочка»и русская литературная сказка.

    Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен,он нашел свое отражение в творчестве В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова.Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал сказку-драму.

    Слайд 5

    Фольклорные источники «Снегурочки».

    Фольклор – 1. Народное творчество. 2. Совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Источником сказки Островского стали «Русские народные сказки» А.Н.Афанасьева(1826-1871), а также его труды по русской мифологии («Поэтические воззрения славян на природу») Выполнить тест

    Слайд 6

    Проблемные вопросы.

    Что во взглядах Снегурочки и её поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза? Что за конфликт обозначен уже в прологе?

    Слайд 7

    Особенности конфликта пьесы.

    В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта. Первый-столкновение противоположных природных явлений-Холода и Тепла, Мороза и Ярилы. Второй- собственное устройство царства берендеев.

    Слайд 8

    «Снегурочка» и русский национальный театр

  • Слайд 9

    Слайд 10

    Римский-Корсаков.Опера «Снегурочка».

    Понимание красоты пьесы пришло к композитору не сразу.Царство берендеев ему показалось странным. «В зиму 1879-1880 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту».Римский-Корсаков написал оперу всего за два с половиной месяца летом 1880 года.

    Слайд 11

    В.М.Васнецов. Иллюстрации к весенней сказке «Снегурочка».

    В.М.Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка»- лучшее,что есть.Молитва русская и мудрость,мудрость пророка». В.М.Васнецов,близкий по духу творчества Островскому, определил характерную для художников 1870-1880 годов задачу: «…с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов- нашей русской природы и человека…»

    Слайд 12

    Царство берендеев и царь Берендей в пьесе.

    Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени». Здесь пренебрежение к традициям и законам общества воспринимаются как тягчайшее преступление и жестоко наказываются. В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.

    Слайд 13

    За основу презентации урока взята презентация «А.Н.Островский. «Снегурочка» (Вводный урок.10 класс)» учителя русского языка и литературы Аннинской средней общеобразовательной школы №1 Коноваловой Н.И. из хранилища методических материалов Воронежского регионального центра дистанционного образования.. http://www.voronezh.rcde.ru/method/works2004/anna.htm Назад в проект

Посмотреть все слайды

Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Особенности пьесы.

«Снегурочка» - сказка, мечта, национальное предание, рассказанное в великолепных стихах Островского…

К.С.Станиславский


Островский Александр Николаевич

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 – 1886), русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН (1863).

В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Третьяковская галерея.


  • раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт пьесы, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися сказки.

  • “ Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную "весеннюю сказку", полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.

1 группа. «Берендеи».

Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.

Русская пословица.


2 группа. «Снегурочка».

  • Пусть гибну я, любви одно

мгновенье

  • Дороже мне годов тоски и

А.Н. Островский.


3 группа. «Лель».

  • Через красивое - к человечному.

В. А. Сухомлинский.


  • Многослойность
  • многожанровость
  • вечные сюжеты
  • синтез
  • нравственность
  • конфликт

  • Многослойность
  • многожанровость
  • вечные сюжеты
  • синтез
  • нравственность
  • конфликт

  • Нравственность (Словарь Ушакова) - совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе.
  • Конфликт («Современный толковый словарь» изд. «Большая Советская Энциклопедия») определяется как столкновение сторон, мнений, сил.

Основной нравственный конфликт произведения. Перекрестный опрос.

  • Брусила и берендеи – робята.

Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.


Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.

Причина всех несчастий страны берендеев -

в людском эгоизме, в потере людского родства,

в утрате любви и чувства красоты:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев,

Исчезло в них служенье красоте.

В этих словах мудрого царя раскрывается

глубинный смысл пьесы, где этическая

красота человека определяется

взаимосвязью с природой и другими


А заключительные слова Берендея:

«Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу» раскрывают идейную основу всей пьесы, в них высказана мечта А Островского о мире,свободном от холодных, расчетливых людей.

Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.


Заполнение таблицы «Известное, специальное, новое».

известное

специальное

новое


  • «Снегурочка» А.Н Островского, созданная для праздничного спектакля и предназначенная демократическому зрителю представляет большой интерес. Это “многослойное, многоуровневое произведение”, которое вместило в себя народную сказку, представление о древнем племени берендеев (тюркских кочевников, живших в южнорусских степях (XI-XIII вв.); с 1146 г. стали вассалами русских князей. Название в летописях исчезает к XIII в) , старинные календарные обряды, песни, заклинания.


  • В основу поэтической драмы был положен один из вечных сюжетов русского фольклора о том, как приходит в мир прекрасная девушка - снегурушка и гибнет от солнечного луча. А ближайшим источником стала народная сказка о Снегурочке, опубликованная в 1862 году собирателем И.А. Худяковым. Очень внимательно прочёл драматург работы знаменитого учёного-мифолога и фольклориста А.Н. Афанасьева: сборник «Русские народные сказки» (1826-1871) и исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). «Заёмный» сюжет был лишь поводом для рождения оригинального художественного замысла.

В.М.Васнецов Берендеевка

Н.Рерих Ярилина долина


Прообразом Берендеева царства явилось имение Щелыково, приобретенное

драматургом в 1867 году


В Берендеевом царстве переплетается реальное и фантастическое. Здесь оживают образы славянского язычества: Весна-Красна, Солнце-Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур), Дед Мороз (является прообразом Велеса, Студенеца, Трескуна, Морозко), Снегурочка (Богиня любви Лада или Кастрома).Сказочные существа общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой (« водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)) Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена».

В.М.Васнецов Весна-Красна

Н.Рерих Дед-Мороз


В пьесе два главных, самостоятельных, но объединенных в единое

целое конфликта: первый- это противоборство Холода и Тепла, Мороза и

Ярилы, второй- собственное устройство царства берендеев. Оба конфликта

перерастают в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство- бедность, любовь- холод.


  • Специальное:

1. «Снегурочка»- это многослойное произведение, так как в пьесу вошли разные жанры фольклора.

Берендеи - племя, жившее в XI-XIII веках.

2. Многожанровое произведение.

Произведение было задумано в модном для 70 годов 19 века жанре «феерии»,

пьесы – маски.

3. В ечный сюжет русского фольклора такой, который существуют на протяжение долгого времени независимо от авторов.

  • 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.

4. В сказке показано сказочное царство берендеев , куда пришла жить Снегурочка.

5. Синтез реального и фантастического , то есть славянские языческие божества общаются с реальными людьми.

6. Два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта.

Это конфликт между Морозом и Ярилой и конфликт внутри берендеева царства.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

  • Известное:
  • «Снегурочка» была написана на сюжет народных сказок, в ней используются календарная поэзия, поговорки, пословицы, заклятия, песни, предания и легенды.
  • Островский определил жанр как лирическая «весенняя» пьеса-сказка, драма.
  • Всем известен сюжет народной сказки о том, как прекрасная девушка-снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
  • Основой берендеева царства является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
  • « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)).
  • В пьесе два конфликта: первый - между Холодом и Теплом, Морозом и Ярилой.; второй - внутри самого царства, а также между берендеями и Мизгирем как жителем чужой страны.

Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

  • Новое:
  • берендеи – это тюркские кочевники, жившие в XI-XIII веках в

южнорусских степях.

2. «Феерия» - праздничное сказочное представление, модное в 70 г. 19 века.

Пьеса-маска – это объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество автора.

3. 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.

1826-1871 А.Н.Афанасьев в сборнике «Русские народные сказки» опубликовал сказку.

1865-1869 А.Н.Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» исследовал сказку.

4. Сказочное царство берендеев- это мечта Островского о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.

5. Дед Мороз- это образ, объединивший в себя черты языческих богов: Велеса, Варуна, Студенца, Трескуна, Морозка. Прообразом Снегурочки явилась богиня любви Лада.

6. Конфликт пьесы перерастает в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство и бедность, любовь и холод.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

известное

специальное

Русская народная сказка, старинные календарные обряды, песни.

новое

многослойное произведение.

берендеи

древнее племя тюркских кочевников в южнорусских степях


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

Лирическая «весенняя» пьеса-сказка,

драма.

многожанровое произведение.

Феерия

праздничное сказочное представление

пьеса-маска

объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, музыкального, политического - относительно свободное творчество автора. .


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

прекрасная девушка - снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.

вечный сюжет русского

фольклора

1862 год собиратель И.А. Худяков

1826-1871 А.Н.Афанасьев

сборник «Русские народные сказки»

1865-1869 А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»

исследовал сказку.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

основой является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.

сказочное царство берендеев

мечта драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

Славянские божества: Весна - Красна, Солнце - Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур)- общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой ( « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль))

С интез реального и фантастического

Дед Мороз- Велес, Варун, Студенец, Трескун, Морозко (ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших).

Снегурочка- Богиня любви Лада.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

1.Противоборство

Холода и Тепла,

два главных, самостоятельных,но объединенных в единое целое конфликта.

Мороза и Ярилы.

конфликт в области нравственных отношений:

2. царство

богатство- бедность,

берендеев- Мизгирь

любовь- холод.


Петр Ильич Чайковский (1840-1893) русский композитор

  • П. И. Чайковский работая над «Снегурочкой» писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе

Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал перлом творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ.

Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».


Васнецов Виктор Михайлович (1846-1926) русский живописец

  • А эта поэма «Снегурочка»-

лучшее, что есть.

Молитва русская и мудрость, мудрость пророка.


Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844 -1908 русский композитор

  • «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества». Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.

Б. В.Асафьев писал о «Снегурочке»: «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать... Кажется, в опере звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства»

«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского».


Фрагмент из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка». Сцена таяния Снегурочки. «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова- это «нежный цвет русской оперы». Б. В. Асафьев (музыкальный критик). Составление тестов.


  • 1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры (образ Берендеева царства).
  • 2 группа. «Снегурочка». Образ Снегурочки в восприятии Н. А. Римского-Корсакова.
  • 3 группа . «Лель». Лель – сын Солнца и певец любви.

Домашнее задание

  • Придумать и записать «страшную» историю о каком - нибудь представителе низшей славянской мифологии (русалке, водяном, лешем, домовом).