Положение Московского государства конца XVI – начала XVII века было очень тяжёлым. Кризисы следовали один за другим, становясь предпосылками иностранной католической интервенции и самозванства. Отстоять национальную свободу и православную веру смогли представители Второго народного земского ополчения. История этого подвига навсегда останется в памяти русского народа.

Вконтакте

Прежде всего, государство переживало сильнейший династический и, как следствие, политический кризис , причинами которого были:

  • прекращение династии московских князей : царь Фёдор Иоаннович, сын , умер, не оставив наследника мужского пола, и вопрос о том, кто будет править после него, долгое время оставался открытым;
  • борьба за власть между придворными группировками , которая завершилась воцарением на московском престоле первого выборного царя Бориса Годунова.

На фоне политической нестабильности развивался сильнейший социально-экономический кризис, проявлениями которого стали:

  • так называемая «поруха» 70-80-х годов XVI века, явившаяся следствием опричнины и поражений в Ливонской войне ;
  • усиление крепостничества и, как итог, бегство населения из центральных регионов на окраины государства;
  • сильнейший голод 1601-1603 гг , подорвавший и без того слабый авторитет царя Бориса Годунова;
  • восстание Хлопка.

Всё это стало основой тех событий, которые вошли в историю Государства Российского под названием Смутного времени.

Период с 1605 по 1611 года

Расскажем кратко о Смутном времени , когда не раз предпринимались попытки установить государственность внутри страны, раздираемой изнутри сословными противоречиями, а извне — соседями, стремящимися завоевать новые территории.

1605-1606 гг

После смерти царя Годунова к власти пришёл, поддерживаемый поляками и Ватиканом, Лжедмитрий I (предположительно его настоящее имя — Григорий Отрепьев ), человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Лжедмитрий стал реальной альтернативой боярскому правлению, но очень скоро москвичи поняли, что создалась реальная угроза государственной независимости. В 1606 году в Москве вспыхнуло восстание, следствием которого стало свержение Лжедмитрия и возведение на престол Василия Шуйского, реальная власть которого была ограничена Крестоцеловальной записью, усиливавшей позиции Боярской Думы.

1606-1610 гг

Царю Василию Шуйскому пришлось пережить ряд серьезных происшествий:

  • восстание Ивана Болотникова (1606-1607 гг), соратника Лжедмитрия I;
  • приезд под Москву Лжедмитрия II – нового самозванца, прозванного «тушинским вором»;
  • столкнуться с открытой польской интервенцией, инициированной польским королём Сигизмундом.

Шуйский решает внутренние проблемы за счёт привлечения иностранных войск. В 1609 году заключает военный союз со Швецией, которая беспрепятственно ввести свои войска на территорию русского государства. В 1610 году царь Василий был отравлен московскими боярами, которые стремились укрепить собственную власть, пользуясь тяжёлой внутриполитической ситуацией.

1610-1611 гг

После смерти Василия Шуйского к власти пришла группа бояр, начался период Семибоярщины . Московские бояре решили , что прекращение Смуты возможно после избрания сильного правителя и сошлись на кандидатуре польского царевича Владислава, после чего сделали всё возможное для приглашения его на московский престол. Одновременно началась открытая шведская интервенция, поляки ввели свои войска в Москву.

В 1611 году, после захвата шведами Новгорода , а поляками — Смоленска , было сформировано первое ополчение, лидеры которого поставили себе задачу освободить Москву от поляков, но из-за разногласий между руководителями цель так и не была достигнута.

Под Нижним Новгородом начало формироваться второе Земское ополчение , вдохновителями и предводителями которого стали нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский – настоящие Спасители Отечества. Их главной целью было защитить Москву от интервентов. Кто были такие, с кем воевали Минин и князь Пожарский.

Участие во Втором ополчении Козьмы Минина

Кузьма (Козьма) Минин – идеолог Второго (Нижегородского) ополчения. Вдохновившись посланиями московского патриарха Гермогена, которого поляки заточили в тюрьму и заморили голодом, торговец призвал народ вооружаться и защитить московские земли от вторжения иностранных интервентов – католиков.

Происхождение и родня

Первые упоминания о Минине встречаются только в связи с созданием народного полчения. Существует версия о том, что он происходит из балахнинского (г. Балахна – небольшой городок под Нижним Новгородом) старинного купеческого рода солеваров. Также имеется документально неподтвержденная версия о том, что Кузьма по национальности был татарином, родом из Казани .

Что достоверно известно об этом человеке:

  • отца его звали Мин (Мисаил; от его имени возможно пошла фамилия – Минины), который в конце жизни, возможно, принял монашеский постриг;
  • его брат Сергей, действительно, занимался солеварением в Балахне;
  • сестра Софья приняла монашеский постриг;
  • его жена Таисия пережила мужа на несколько лет и в конце жизни также приняла монашеский постриг;
  • единственный сын по имени Нефёд всю жизнь прослужил в Москве стольником, умер бездетным.

В 1610 году Кузьма работал мясником и проживал в Нижнем Новгороде. Был избран на должность земского (посадского) старосты. Скорее всего, это избрание было связано с его участием в Первом ополчении , когда он в составе нижегородского полка сражался против тушинцев. В 1611 году новый староста произнёс на общем собрании горожан пламенную речь, которая, в конечном итоге, подвигла народ к организации Второго ополчения. Нижегородские посадские люди начали собирать средства на содержание служилых людей. Посоветовал нижегородцам пригласить князя Дмитрия Пожарского, чтобы он стал их военным предводителем. Полномочия руководители ополчения поделили следующим образом:

  • Пожарский занимался военным планированием;
  • Минин заведовал хозяйственной частью.

Внимание! Была введена «третья деньга», то есть все нижегородцы должны были отдать на нужды ополчения третью часть своего состояния. Средства тратились разумно. На службу были наняты лучшие военные специалисты того времени. Минин лично заведовал провиантом и фуражом, обеспечивал ополчение всем необходимым, в том числе вооружением и даже артиллерией.

К апрелю 1612 года в Ярославле был организован «Совет всея Земли » — временный государственный орган, который должен был обеспечить гражданский порядок на освобождённых землях. Под Нижним Новгородом собралось большое войско, готовое под руководством Пожарского идти на освобождение Москвы.

В боях за Москву в августе-сентябре 1613 года купец также принимал деятельное участие, возглавлял две дворянские роты, которые дали отпор литовским войскам гетмана Ходкевича и первыми прорвались к Донскому монастырю.

Жизнь после победы

После освобождения Москвы Козьма Минин вместе с князьями Пожарским и Трубецким фактически управлял государством, принимал участие в обсуждении кандидатур возможных правителей государства, но сам наотрез отказался стать одним из кандидатов.

Внимание! Кузьма Минин был не против рассмотреть также кандидатуру польского царевича Владислава, но утверждал, что приглашать его на московский престол можно только в том случае, если он согласится принять православие.

После избрания на престол Михаила Романова , Минин получил высочайший служилый чин думного дворянина с окладом в 200 рублей и вотчины под Балахной. Пользовался большим уважением среди представителей Боярской Думы , был советчиком молодого царя и его родителей, Ксении и Филарет, ставшим, в конце концов, новым московским патриархом. Скончался в 1616 году и был погребён в Спасо — Преображенском соборе Нижегородского кремля. Сейчас захоронение находится в Михайло-Архангельском соборе.

Предводитель второго ополчения

Дмитрий Пожарский был выдающимся военным стратегом и политическим деятелем XVI-XVII веков, сплотил людей и создал сильное войско, сумевшее освободить Москву от польско-литовских войск.

Происхождение

Пожарские являются прямыми потомками суздальских князей Стародубских, которые ведут свою родословную от . Родился 1 ноября 1578 года. В семье было несколько сыновей и дочь по имени Дарья, которая впоследствии вышла замуж за печально знаменитого Никиту Хованского.

Интересно! Мало кто знает, как звали в семье будущего героя. При крещении его нарекли в честь Святого Дмитрия Солунского, а до этого события он носил имя Кузьма. Родители после совершения церковного обряда продолжали по-привычке называть сына прежним именем. Этот факт может пригодиться участникам школьных олимпиад.

Свою службу при дворе Дмитрий Михайлович начал с 15 лет в 1593 году . Всестороннюю поддержку ему оказывала мать, которая занимала высокий пост верховной боярыни при царице Марии Григорьевне Годуновой и дала своему сыну великолепное для того времени образования , привила чувство долга, ответственности за свои поступки, благочестие и набожность.

После смерти Годунова князь присягал на верность Лжедмитрию I и Василию Шуйскому. В это время (1606-1609 гг) он служил под началом полководца М. Скопина-Шуйского, отличился в боях с поляками и болотниковцами.

В 1610 году отказался принимать участие в призвании на московский престол царевича Владислава и удалился в Зарайск, где служил воеводой. В 1611 году примкнул к Прокопию Ляпунову, руководителю Первого ополчения. Вместе со своими служилыми людьми пытался «отвоевать» Москву у поляков и даже получил в одном из многочисленных боёв тяжёлое ранение. На лечение отправился в родовое имение Юрьево Нижегородского уезда, куда прибыли представители Второго ополчения , чтобы пригласить Дмитрия Михайловича возглавить боевой поход на Москву.

Внимание! Восстание Минина и Пожарского против интервенции — яркий пример национальной освободительной борьбы, формирующей и цементирующей нацию.


Князь принял предложение нижегородцев, понимая, что из всего Московского государства наиболее стойко продолжали держаться только Троице — Сергеева лавра под руководством игумена Дионисия и Нижний Новгород. Новый предводитель прибыл в город в октябре 1611 года, а в марте 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило по направлению к Ярославлю. По дороге войска ополчения освободили Суздаль.

В Ярославле воевода чуть не погиб от рук заговорщиков, наёмных убийц послал казачий атаман Иван Заруцкий. Заговор раскрыли, участники были прощены и сосланы в подмосковные таборы. В июле войско ополченцев выступило на Москву , к августу они достигли Троице-Сергеевой Лавры, а в конце августа — начале сентября — стояли под Москвой . Бои за город продолжались до 22 октября, когда пал осажденный ополченцами Китай-город.

Подвиг Минина и Пожарского заключается в том, что они сумели сплотить народ на борьбу не только за православную веру, но и за государственность. Именно поэтому 4 ноября мы отмечаем праздник под названием «День Народного Единства».

Служба царю Михаилу Романову

Вместе с боярами Мстиславскими, князем Трубецким и Кузьмой Мининым Дмитрий Михайлович руководил страной до созыва Земского Собора в 1613 году . Ему принадлежит идея пригласить на московский престол родственников последнего царя Фёдора Иоанновича по линии матери Анастасии Романовой . Стал близким другом нового московского правителя. Участвовал в чине венчания на царство, был дружкой на обеих свадьбах Михаила Романова, поддерживал царя во время смерти двух его сыновей.

После венчания Михаила Романова на царство Дмитрию Пожарскому был дарован сан боярина , князь продолжал играть видную политическую роль при дворе:

  1. В качестве воеводы освободил от поляков города Брянск и Карачев, защищал Калугу, Можайск и Боровск от войск польского царевича Владислава.
  2. Вёл дипломатические переговоры с английскими послами, был посланником царя, заключал Поляновский мир.
  3. Как государственный чиновник он руководил различными приказами.
  4. Был воеводой и наместником в разных городах.

Семья

Пожарский был женат дважды. В первом браке у него родились 3 сына и 3 дочери. Второй брак с княжной Голицыной был бездетным. По мужской линии род прервался в 1682 году, а вот потомки князя по женской линии здравствуют и поныне. Умер в 1642 году, похоронен в семейной усыпальнице. Это является достоверным фактом, хотя усыпальница и не сохранилась до наших дней.

Родине и свободолюбивому духу русское государство сохранило независимость и веру. Они сумели сплотить народ, воодушевить представителей всех национальностей, населявших в ту пору Московское государство. Современники восхищались их подвигом. Потомки, спустя многие годы после великих событий, хранят память о том, что сделали руководители и участники ополчения. Нижегородцы установили памятник освободителям на площади Народного единства возле стен кремля, а его малая копия находится в Москве на Красной площади.

1603 год. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди дохли как мухи, а трехлетние страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования.
В конце 1604 года засияла на небе необычайно яркая комета.
В Нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня.
«Быть беде!» - толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь?
Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 году бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава.

А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты - будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах.
Атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Зарусский, осаждая Москву, думал посадить на трон Марию Мнишек, с малолетним сыном. У бояр с дворянами не было согласия.
И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства.
В феврале 1611 году нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву.
В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Козьме Минину.
Решив перейти от мысли к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями. Козьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования.
Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззвание ко всему нижегородскому народу.
Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, который отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению.
На спуске, что идет от Ивановских ворот к торгу, начал собираться народ. Никто не остался равнодушным к обращению земляка: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего!».


Минин: «Не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Это воззвание не оставило равнодушным никого.
Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее.
Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению.
В зиму город больше походил на большой воинский стан.
По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества.

По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский.
28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород.
Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы.
Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы.
«Купно за едино. Вместе за одно!» - эти слова стали девизом войска.


В конце зимы 1612 года ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники.
Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле.

С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. А тем временем, противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней.

С одной стороны наступали полки гетмана Хаткевича, с другой наступали поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня.
Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни.
Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю.
На исходе октября 1612 года они с позором оставили окраины Москвы.


После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство.
Начиная с 1628 года, в течение почти трех лет, Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде.
Минину, новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной - селом Богородским в Нижегородском уезде.
С 1613 года герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы.
20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора.

До середины XIX века центральное место на гробнице занимала надпись - «Избавитель Москвы - Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля.
Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.
В начале XIX века, после позора под Аустерлицем, император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но мудрый дипломат Александр прекрасно понимал, что Франция все равно нападет на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 года император издает манифест о создании ополчения по примеру великих предков.
К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тысяч ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы. Было принято и другое, не менее важное решение.
В целях воспитания патриотического духа, по совету царя Александра, президент академии художеств, граф Строганов, вводит в устав непременный раздел - все воспитанники академии должны выполнять работы на патриотические сюжеты. Тогда появились работы с изображениями Дмитрия Донского, Александра Невского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского.


В 2005 года, 4 ноября в нашей стране впервые отмечали новый всероссийский праздник - День народного единства.
Дата выбрана не случайно: 4 ноября 1612 года вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами.
У этого праздника глубокие исторические корни. В честь освобождения Москвы в былые времена нижегородцы отмечали две даты - Память князя Дмитрия Пожарского и Память великого гражданина Кузьмы Минина.
До революции 1917 года в эти знаменательные дни городской голова Нижнего Новгорода, приглашал почетных горожан в Спасо-Преображенский собор, где находилась гробница Кузьмы Минина.
Там в присутствии членов городской думы, офицеров, чиновников, дворян, купцов, духовенства и именитых гостей совершалось богослужение. Затем в здании думы накрывался поминальный стол. Особый почет оказывался воинам-ветеранам, которым при большом скоплении горожан вручались подарки.
В двадцатом веке эти традиции надолго были утрачены.

Но в последние годы благодаря патриотическому движению общественности Нижнего Новгорода и Балахны празднование дней памяти героев народного ополчения стало возрождаться.
С 2001 года в честь подвига народного ополчения в Нижегородской области стали проводить культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества».
За прошедшие несколько лет стало уже доброй традицией, что с 1 по 4 ноября участники этой акции проходят по всему героическому маршруту ополчения.


Цель акции - привлечь всеобщее внимание к духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому, продемонстрировать многообразие российской культуры. Девизом похода стали слова Кузьма Минина, которые он произнес в воззвании к народу: «Купно за едино!» («Вместе за одно»).

В 2003 году участники акции, отдав дань памяти вождям нижегородского ополчения и возложив цветы к их монументу на Красной площади в Москве, предложили объявить 4 ноября всероссийским национальным праздником.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и перенесение государственного выходного дня с 7 ноября на 4 ноября.
4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники.
Потому и назван праздник Днем народного единства.


В 2005 году в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве.

Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, именно с паперти этой церкви Козьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.

Рекомендательный список:
Березов П. Минин и Пожарский. - Москва: Московский рабочий, 1957. - 344 с.: ил.
Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней / Сост. А. Соколов, протоиерей. - Н.Новгород, 2006. - 236 с.: ил.
Поротников В.П. 1612. Минин и Пожарский – Москва: Яуза, 2012. - 256 с.
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени.- Москва: Молодая гвардия, 1981.- 352 с.: ил.- (ЖЗЛ).
Бондарев В. Праздник воскресения России // Родина – 2007 - №10 – с.10 -12.
Дорошенко Т. Преодоление «великой разрухи русского государства. Ополчение 1611- 1612 годов. // Наука и жизнь – 2006 - №1 – с. 92 – 101.
Шишков А. Смута в России. XVII век. // Родина – 2005 - №11.

Источник фото: tonkosti.ru, kstnews.ru, naganoff.livejournal.com, encyclopedia.mil.ru, ljrate.ru, rus-img2.com, www.books.ru, www.pravmir.ru

1603 г. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди дохли как мухи, а трехлетние страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования. В конце 1604 г. засияла на небе необычайно яркая комета. В Нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня. «Быть беде!» - толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь? Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 г. бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава. А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты - будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах. Атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Зарусский, осаждая Москву, думал посадить на трон Марию Мнишек, с малолетним сыном. У бояр с дворянами не было согласия. И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства. В феврале 1611 г. нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву. В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Козьме Минину. Решив перейти от мысли к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями. Козьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования. Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззвание ко всему нижегородскому народу. Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, который отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению. На спуске, что идет от Ивановских ворот к торгу, начал собираться народ. Никто не остался равнодушным к обращению земляка: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего!». Минин: «Не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Это воззвание не оставило равнодушным никого. Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее. Именно это событие отражено на картине Константина Маковского «Воззвание Минина к народу», которая пожалована государем Николаем Александровичем городу Нижнему Новгороду, а сегодня составляет гордость экспозиции художественного музея города. Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению. В зиму город больше походил на большой воинский стан. По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества. По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский (потомок Стародубских князей). 28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород. Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Соединились с ними вязьмичи, дорогобужане, служилый люд из Коломны, Гороховца и других городов. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы. Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино. Вместе за одно!» - эти слова стали девизом войска. В конце зимы 1612 г. ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле. С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. А тем временем, противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней. С одной стороны наступали полки гетмана Хаткевича, с другой наступали поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня. Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни. Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю. На исходе октября 1612 г. они с позором оставили окраины Москвы. После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство. Начиная с 1628 г. в течение почти трех лет Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде. Минину, новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной - селом Богородским в Нижегородском уезде. С 1613 г. герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы. 20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора. До середины XIX в. центральное место на гробнице занимала надпись - «Избавитель Москвы - Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля. Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги. В начале XIX в., после позора под Аустерлицем, император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но мудрый дипломат Александр прекрасно понимал, что Франция все равно нападет на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 г. император издает манифест о создании ополчения по примеру великих предков. К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тыс. ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы. Было принято и другое, не менее важное решение. В целях воспитания патриотического духа, по совету царя Александра, президент академии художеств, граф Строганов, вводит в устав непременный раздел все воспитанники академии должны выполнять работы на патриотические сюжеты. Тогда появились работы с изображениями Дмитрия Донского, Александра Невского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского. Памятная медаль «4 ноября День народного единства» В 2005 г. 4 ноября в нашей стране впервые отмечали новый всероссийский праздник - День народного единства. Дата выбрана не случайно: 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 г. вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами. На родине Козьмы Минина - в Нижегородской области - эта дата будет отмечаться уже в пятый раз. У этого праздника глубокие исторические корни. В честь освобождения Москвы в былые времена нижегородцы отмечали две даты - Память князя Дмитрия Пожарского и Память великого гражданина Кузьмы Минина. До революции 1917 г. в эти знаменательные дни городской голова приглашал почетных горожан в Спасо-Преображенский собор, где находилась гробница Кузьмы Минина. Там в присутствии членов городской думы, офицеров, чиновников, дворян, купцов, духовенства и именитых гостей совершалось богослужение. Затем в здании думы накрывался поминальный стол. Особый почет оказывался воинам-ветеранам, которым при большом скоплении горожан вручались подарки. В двадцатом веке эти традиции надолго были утрачены. Но в последние годы благодаря патриотическому движению общественности Нижнего Новгорода и Балахны празднование дней памяти героев народного ополчения стало возрождаться. С 2001 г. в честь подвига народного ополчения в Нижегородской области стали проводить культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества». За прошедшие несколько лет стало уже доброй традицией, что с 1 по 4 ноября участники этой акции проходят по всему героическому маршруту ополчения. Цель акции - привлечь всеобщее внимание к духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому, продемонстрировать многообразие российской культуры. Девизом культурно-просветительского похода стали слова Кузьма Минина, которые он произнес в воззвании к народу: «Купно за едино!» («Вместе за одно»). В 2003 г. участники акции, отдав дань памяти вождям нижегородского ополчения и возложив цветы к их монументу на Красной площади в Москве, предложили объявить 4 ноября всероссийским национальным праздником. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники». Потому и назван праздник Днем народного единства. В 2005 г. в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве. Обещание сделать копию памятника и подарить ее Нижнему Новгороду мэр Москвы Юрий Лужков дал еще шесть лет назад экс-губернатору Нижегородской области Ивану Склярову во время подписания соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. И вот теперь с приходом нынешнего нижегородского губернатора Валерия Шанцева в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось торжественное открытие монумента на историческом месте. Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, именно с паперти этой церкви Козьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Олег Сухонин

Подвиг и судьба Кузьмы Минина

Под Москвой, в самую критическую минуту борьбы, когда нужно было убеждать выступить «таборы» князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого против общего врага – гетмана Яна Кароля Ходкевича, еще раз сказался талант Кузьмы Минина, умевшего увлекать за собой других людей. Автор «Повести о победах Московского государства» сравнил его речь к казакам, воевавшим под началом боярина князя Дмитрия Трубецкого, с зажженной в темноте «светлой» свечой:

««Ныне бо от единоверных отлучаетеся, – говорил Кузьма Минин свою яркую проповедь, – впредь к кому прибегнете и от кого себе помощи чаете». Он не остановился на этом и сам взял саблю в руки, ходил вместе с дворянскими сотнями воевать против литовских рот «у Крымского двора» за Москвою-рекою» .

Такое необычное для посадского человека участие в военных делах не укрылось от осажденного в столице польско-литовского гарнизона. Отвечая на призыв о сдаче, отправленный князем Дмитрием Пожарским после «гетманова отходу», рыцарство давало надменную отповедь «шпыням» и «блинникам», собравшимся под Москву, в свою очередь, указывая Пожарскому: «Кузьмы пусть занимаются своей торговлей» .

Кузьма Минин дождался освобождения Москвы, хотя в объединенных полках князей Дмитрия Трубецкого и Дмитрия Пожарского он уже не играл прежней роли. Можно даже думать, что казаки из подмосковных «таборов» продолжали испытывать к нему враждебность, возникшую по приходе ополчения из Ярославля в Москву. Автор «Нового летописца» писал, что когда земское ополчение отказалось объединиться с казацкими «таборами», то «казаки начаша на князь Дмитрея Михайловича Пожарсково и на Кузму и на ратных людей нелюбовь держати» . Раздражение казаков должно было вызвать и то, что московские бояре договаривались о своем выходе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым, чтобы те «пожаловали их, приняли без позору» . При освобождении Москвы казаки из полков Трубецкого и Пожарского разграбили двор временщика при польско-литовских управителях дьяка Федора Андронова. Сидевший в осаде в Москве дьяк Марк (Марко) Поздеев свидетельствовал, что он был в это время «с Кузмою Мининым и казаки им ничего имать не давали» .

После освобождения столицы Минин продолжал оставаться в Москве и исполнял финансовые поручения. Возможно, ему было поручено наблюдать за имуществом, конфискованным в Москве у разных лиц. Известно, что к нему обращались за заступничеством ограбленные казаками выходцы из Москвы и родственники тех, кто служил королю Сигизмунду III. Минин не отказал в помощи даже сестре сидевшего в тюрьме одиозного дьяка Федора Андронова, вспоминавшей потом, как она «после Московского разоренья при Кузьме Минине пришла в Чюдов монастырь в полату, где всякие поклажея лежали» и про «платьишко, что дал ей Кузьма Минин в те поры, как она вышла из Москвы» . Еще одна черта характера или обычное распоряжение чиновника, которому было поручено конфискованное имущество? Почему-то верится, что в этом малозаметном деле отразилась именно «милость к падшим».

Когда началась подготовка избирательного Земского собора, Кузьма Минин был все еще заметен в московском управлении. Плененный после боя с передовыми отрядами короля Сигизмунда III под Москвой «смольнянин» Иван Философов показывал в своих расспросных речах в ноябре 1612 г., что московских бояр не пускали заседать в Думу, «а делает всякия дела князь Дмитрий Трубецкой, да князь Дмитрий Пожарской, да Куземка Минин» . Затем оба главных воеводы ополчения князь Дмитрий Трубецкой и князь Дмитрий Пожарский, по сообщению «Повести о Земском соборе 1613 года», сами включились в «избирательный процесс», а в Москве стали преобладать казаки . Тогда, видимо, влияние Кузьмы Минина на дела управления стало уменьшаться. Например, его, как известно, не оказалось среди членов посольства Земского собора в Кострому к Михаилу Федоровичу. Не упоминается его имя в переписке с Боярской думой, снова взявшей власть в свои руки после избрания на царство Михаила Романова 21 февраля 1613 г. Но роль Кузьмы Минина в освобождении Москвы признавалась всеми. Не случайно, что он удостоился упоминания в «Утвержденной грамоте» об избрании на царство Михаила Федоровича. Правда, о призыве Кузьмы Минина к нижегородцам о сборе казны на устроенье ополчения в ее тексте ничего не было сказано. Составителям «Утвержденной грамоты» 1613 г. важнее было написать о том, что происходило под Москвой, и как действия воевод соответствовали местническим представлениям.

В грамоте говорилось, что «Московского государства столник и воевода» князь Дмитрий Михайлович Пожарский «собрався» вместе со всеми чинами и «ратными людьми», «пришол под Москву в сход к боярину и воеводе» князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. И уж только потом в ней вспоминались «служба и раденье ко всей земле» князей Трубецкого и Пожарского, «да выборного человека ото всего Московскаго государства Кузмы Минина» . Напомним, что в ополчении Кузьму Минина называли все-таки «выборным человеком ото всей земли». Замена в «Утвержденной грамоте» слов «всей земли» на «Московское государство» не была случайной редакционной правкой. Новое «звание» Кузьмы Минина отражало перемены, произошедшие после передачи власти от земского ополчения царю Михаилу Романову и его Боярской думе. После такого упоминания Кузьме Минину можно было не заботиться о наличии своей подписи на экземпляре «Утвержденной грамоты», да там и нет его рукоприкладства. Нижний Новгород представляли на Земском соборе 1613 г. совсем другие лица: протопоп Савва, дворянин Мисюрь Соловцов, посадский человек Самышка Богомолов, стрелец Якунька Ульянов.

Отдали должное Кузьме Минину и в дни венчания на царство Михаила Федоровича. 12 июля 1613 г. в день Михаила Малеина «на государев ангел» Кузьму Минича (так уважительно стали называть его со времен освобождения Москвы) пожаловали из земских старост в думные дворяне . Совершенно небывалое для Московского государства дело! На языке приказной практики той эпохи это называлось «пожалован выше своея меры». Согласно своему новому чину, Кузьма Минич получил денежный оклад в «200 рублев» и вотчину «за московское ачищенье» – село Богородское с деревнями «в Закудемском стану Нижегородского уезда» 20 января 1615 г.

Опыт Минина как «финансового администратора» был использован при первом сборе пятинных денег в апреле 1614 г. на нужды правительства Михаила Романова. Ему был поручен сбор пятины в Москве с посадских людей, купцов гостиной и суконных сотен, а также гостей. Доверялись Кузьме Минину и другие ответственные поручения, в декабре 1615 г. его послали в Казанский уезд «для сыску, что черемиса заворовала» . Возвращаясь из охваченной восстанием Казанской земли, он умер весной 1616 г.

Кузьма Минин, имя которого всегда стоит рядом с именем князя Пожарского (а иногда даже впереди него), – народный герой. Таким он навсегда останется и в памяти будущих поколений. За прошедшие столетия не без помощи историков из его биографии сотворен миф, с успехом подменивший реального человека. Мифологический образ Минина жив и поныне . Хочется надеяться, что настоящий очерк приблизит читателя к исторической реальности.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

Гражданский подвиг Козьмы Минина и Второе ополчение Осенью 1611 г., казалось, приблизился час национальной катастрофы. Поляки, спалив посады Москвы, превратили Китай-город и Кремль в свою неприступную крепость и засели там. Рухнула центральная власть, страна разваливалась

Из книги За кормой сто тысяч ли автора Свет Яков Михайлович

Подвиг Фа Сяня В начале III века Китайская империя на довольно продолжительное время распалась. В течение двух с лишним столетий страна раздиралась феодальными усобицами, и тяжелые последствия непрерывных внутренних смут усугублялись частыми вторжениями

Из книги Космоземные связи и НЛО автора Дмитриев Алексей Николаевич

Из книги Московские слова, словечки и крылатые выражения автора Муравьев Владимир Брониславович

Борода-то Минина, а совесть-то глиняна Александр Николаевич Островский в 1854-м завел тетрадь для записей. О том, что именно он собирался записывать, дает представление ее пространное название: «Замечательные русские простонародные рассказы, притчи, сказки, присказки,

Из книги Истребители автора Ворожейкин Арсений Васильевич

Подвиг 1Шел пятый день воздушной битвы.В монгольском небе состоялось уже несколько крупных и мелких схваток. Японцы, имея численное преимущество в истребительной авиации, поднимали в воздух, как правило, крупные группы. Мы с зари до зари не покидали своих кабин.

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1611, осень Призыв Козьмы Минина и Второе ополчение В Нижнем Новгороде возник новый очаг сопротивления, появилось новое общенародное движение. Его возглавил староста Козьма Анкудинович Минин. Осенью 1611 г. наступил редкий в истории момент, когда множество порядочных людей

Из книги Тайны Берлина автора Кубеев Михаил Николаевич

Судьба города - судьба людей Среди столиц Европы Берлин сегодня, пожалуй, отличается своей новой энергетикой. Его центр продолжает застраиваться, перестраиваться, его окраины обновляются. Но и седой старины в нем достаточно. А стоит пройтись по Унтер-ден-Линден к

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Подвиг Сусанина Поселившись в Домнино, Марфа надеялась, что в этом отдаленном от столицы месте можно будет отдохнуть от всех бед и невзгод и существенно поправить здоровье. В усадьбе был собран хороший урожай зерновых и овощей. Здесь в избытке были парное молоко, свежие

автора Эскин Юрий Моисеевич

Как звали… Кузьму Минина О происхождении и времени рождения Кузьмы Минина достоверно ничего не известно. Удивительно, но даже само имя становилось предметом научных обсуждений. Дело в том, что у посадских людей в те времена рядом с имене собственным стояло имя или

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

Воззвание Минина Во времена забытого ополчения 1608–1609 гг. под руководством нижегородского воеводы Андрея Алябьева, защищавшего вместе с местными дворянами Нижний Новгород от наступавших «тушинцев», роль посада была не видна . Поэтому можно лишь

Из книги Огнем и мечом. Россия между «польским орлом» и «шведским львом». 1512-1634 гг. автора Путятин Александр Юрьевич

ГЛАВА 22. УСПЕХИ ПОЛИТИКИ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО. СВЕРЖЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО САМОЗВАНЦА. ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ На землях, признавших власть Минина и Пожарского, устанавливался более или менее четкий порядок. Воины Второго ополчения постепенно вытесняли из окрестных городов и сел

Из книги Исторические заметки автора Печерский Андрей

IV. О родственниках Козьмы Минина В одном из писем г. Бантыш-Каменского к г. Малиновскому сказано о родственниках Минина, Подсевальщиковых. Дополним это известие: у Михайлы Алексеева Подсевальщикова, внука Михайлы Петрова, который будто бы был родной внук сестры Козьмы

Из книги Наследие татар [Что и зачем скрыли от нас из истории Отечества] автора Еникеев Гали Рашитович

Глава 13 «Смутное время» – что это было. Ополчение Минина и Пожарского из Татарии Как было упомянуто в предыдущей главе, первая в рассматриваемое время и довольно успешная попытка захвата Московии иезуитами и их пособниками-западниками была предпринята, скорее всего, в

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

А подвиг был! Однако когда пушки стихают, приходит время говорить правду, хотя иногда она может оказаться очень горькой. Увы, не все это понимают. Несмотря на, казалось, неопровержимые выводы прокуратуры, запущенная в годы войны версия о «28 панфиловцах», продолжала жить. В

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Разгром гробницы Минина В книге «Библейская Русь» (см. также ХРОН6, гл. 10:7) мы подробно говорили о гробнице Минина в Нижнем Новгороде.В начале августа 2001 года А.Т. Фоменко и Т.Н. Фоменко посетили Кремль Нижнего Новгорода, где, как мы знали, еще в начале нашего века

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Кузьмы-Демьяна Народное название дней памяти святых Косьмы и Дамиана (еще «кузьминки», «безморозники»); православная церковь отмечает по житиям святых 14 июля, 30 октября и 14 ноября по новому календарю. Летний день памяти – «летние кузьминки» – отмечали женщины, обращаясь

В 1610 г. тяжелые времена для России не закончились. Начавшие открытую интервенцию польские войска взяли Смоленск после 20 месяцев осады. Шведы, приведенные Скопиным-Шуйским, изменили и, двинувшись на север, захватили Новгород. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, бояре схватили В. Шуйского и заставили его постричься в монахи. Вскоре, в сентябре 1610 г., он был выдан полякам.

В России началась Семибоярщина. Правители тайно подписали с королем Польши Сигизмундом 3-м соглашение, в котором обязались призвать его сына Владислава на правление, после чего открыли ворота Москвы полякам. Победой над врагом Россия обязана подвигу Минина и Пожарского, который помнят и сегодня. Минин и Пожарский смогли поднять народ на борьбу, сплотить его, и только это позволило избавиться от захватчиков.

Из биографии Минина известно, что род его был из городка Балханы на Волге. Отец, Мина Анкундинов, занимался соляным промыслом, а сам Кузьма был посадским человеком. В боях за Москву он проявил величайшую храбрость.

Дмитрий Михайлович Пожарский родился в 1578 г. Именно он по совету Минина, который занимался сбором средств для ополчения, был поставлен первым воеводой. Стольник Пожарский вполне успешно боролся с шайками Тушинского вора в период властвования Шуйского, не просил милости у польского короля, не совершал предательства.

Второе ополчение Минина и Пожарского выступило в Москву из Ярославля 6 августа (по новому стилю) 1612 г. и к 30 августа заняло позиции в районе Арбатских ворот. При этом народное ополчение Минина и Пожарского было отделено от ранее стоявшего под Москвой первого ополчения, состоявшего по большей части из бывших тушинцев» и казаков. Первое сражение с войсками польского гетмана Яна-Кароля произошло 1 сентября. Бой был тяжелым и кровопролитным. Однако первое ополчение заняло выжидательную позицию, на помощь Пожарскому на исходе дня пришли только пять конных сотен, внезапный удар которых вынудил поляков отступить.

Решающее сражение (гетманский бой) произошло 3 сентября. Натиск войск гетмана Ходкевича сдерживали воины Пожарского. Не выдержав натиска, через пять часов они вынуждены были отступить. Собрав оставшиеся силы, Кузьма Минин предпринял ночную атаку. Большинство участвовавших в ней воинов погибли, Минин был ранен, но этот подвиг воодушевил остальных. Враги наконец были отброшены. Поляки отступили по направлению к Можайску. Это поражение было единственным в карьере гетмана Ходкевича.

После этого войска Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского продолжили осаду стоявшего в Москве гарнизона. Зная о том, что осажденные терпят голод, Пожарский предложил им сдаться в обмен на сохранение жизней. Осажденные отказались. Но голод вынудил их позже начать переговоры. 1 ноября 1612 г. во время переговоров казаками был атакован Китай-город. Сдав его практически без боя, поляки заперлись в Кремле. Номинальных правителей Руси (от имени польского короля) выпустили из Кремля. Те, опасаясь расправы, немедленно покинули Москву. Среди бояр находился с матерью и