Престиж высшего образования современные молодые люди ставят под сомнение.

Согласно исследованию ВЦИОМ, важность высшего образования для успешной карьеры отметили 63% опрошенных, причем среди людей старшего поколения эта доля выше (73%), чем среди 18-24-летних (52%). Молодежь придерживается той позиции, что в наше время и без диплома можно подняться по карьерной лестнице. Что же так повлияло на отношение к высшему образованию?

Для поколения 30-летних еще памятно время, когда они охотились за «корочками». Было не принципиально, какой вуз ты окончишь, важно было наличие диплома. Платно высшее образование можно было получить в любом случае, в некоторых вновь открывшихся вузах это даже было не особо дорого. Чем все закончилось, то поколение тоже помнит – значительная часть вузов потеряли лицензии, а потенциальные выпускники остались без дипломов.

Второй мощный удар по престижу высшего образования нанес интернет. Пришли новые герои – революционеры IT-технологий и … недоучки. Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг – все они бросили университеты. И российский «аналог» — Павел Дуров — вписался в общую картину. Далее в наступление перешли герои блогосферы, чья популярность и, как следствие, заработки создавали иллюзию легкости этого пути.

Но молодым нужно помнить, что это путь немногих сверходаренных одиночек. На этот случай есть история одного взрослого героя блогосферы, поделившегося своей историей:

«Мой сын так достал меня фразами: «Зачем учиться, ведь Билл Гейтс не получил высшего образования, зато миллиардер» или «Стив Джобс тоже не учился в универе!», что я не выдержал и принес сыну в комнату разобранный системный блок от компьютера, отрубил в квартире Wi-Fi и сказал: «Если соберешь хотя бы системник без гугла так, чтобы он работал, то можешь спокойно забирать документы из универа!». Через два часа он подошел ко мне с просьбой: «Пап, включи Wi-Fi, мне курсач надо готовить» .

Высшее образование: путь к успеху или трата времени?

Алина

— Качество образования, особенно заочного, оставляет желать лучшего. А для работодателя высшее образование — это формальность, которая не дает преимущества.

Кирилл

— Отношение работодателя к высшему образованию: нужно «для галочки». Платное обучение — вытягивание денег, начиная от «добровольно-принудительных взносов» до угощения комиссии перед экзаменом.

Анастасия

— Для кого-то это путь в профессию, саморазвитие, расширение кругозора. Плюсы учебы в вузе: новые знакомства, новые возможности и навыки.

Михаил

— Если претендуешь на высокую должность, без высшего образования не обойтись. На заводе сможешь работать только рядовым сотрудником.

Павел

— У меня нет высшего образования, я с 20 лет работаю на заводе, и все хорошо. Есть пример перед глазами: человек получил высшее образование и не может найти работу.

Николай

— Высшее образование как поход в армию – определенный этап в жизни. Но нужен диплом. Зачем? Задавал себе этот вопрос, но так на него сам себе не смог ответить.

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »

Хиккикомори и NEET — молодые люди, которые осознанно перестали искать работу, учиться в университетах и налаживать связи со знакомыми — похожи между собой, однако и различий у них хватает. Первые живут в азиатских странах, изначально приветствующих интроверсию, вторые — в Европе, известной ориентацией на активное общение. С российскими членами сообщества ситуация обстоит еще сложнее: в стране до сих пор нет четкого понимания, кто такие NEET и в чем их цель.

По данным Центра стратегических разработок, в России проживает около 8-10% молодых людей, которых можно причислить к добровольным затворникам или самозанятым. Казалось бы, это не так много, однако сам факт их наличия говорит о серьезных проблемах в социальных лифтах страны. Дело даже не в том, что эти люди осознанно перестали вливаться в общество — а в причинах того, почему они выбрали такой путь. Расскажем тебе, кто такие NEET, как они приходят к своему и почему им тяжело живется в России.

Молодые и безработные

Аббревиатура NEET расшифровывается как Not in Education, Employment, or Training и означает принципы, под которыми понимают представителей этого движения: молодых людей, не искавших работу, место учебы или стажировку. В Японии есть схожий термин — хиккикомори — представители янг-эдалта, живущие в условиях добровольной самоизоляции.

О явлении заговорили в конце 20 века и, надо сказать, что, хотя у азиатских и европейских затворников изначально одни корни развития, дальше они проходили через расхожие этапы. Исследователи Тим Ли и Пол Вонг считают, что хикки представляют собой более радикальную формацию — порой их стремление не выходить из дома сопряжено с психическими заболеваниями, такими как ОКР и депрессивное расстройство. NEET же, по их мнению, более расширенная категория, куда входят не только домоседы.

В свою очередь, норвежский исследователь Бьорн Хольте предложил иную градацию NEET, основанную уже на особенностях европейского менталитета. По его мнению, это могут быть:

  • условно безработные, но по факту занимающиеся трудовой деятельностью;
  • молодые родители либо представители, имеющие проблемы со здоровьем: то есть те, кто ограничен в своих возможностях по социальному взаимодействию;
  • желающие быть свободными от обязательств: люди, намеренно не поступающие в университет или не находящиеся в поисках работы. Обычно их образ жизни маргинален и сопряжен с опасностью для них;
  • формально исключенные из общества, но желающие снова в него интегрироваться: например, люди, реабилитирующиеся после тюремного заключения;
  • те, кто добровольно выбрал стратегию поведения NEET для реализации творческих навыков или грамотного, по их мнению, распределения времени и сил: художники, музыканты, дауншифтеры и т.д.

Восток против запада

Различия в классификации вызваны, прежде всего, ответной реакцией молодежи в Азии и Европе на давление извне. Японские и китайские затворники предпочитают избегать открытых конфронтаций с окружающими, поэтому стараются не взаимодействовать с обществом и обрекают себя на изоляцию — хотя Ли с Вонгом выделяют «мягких» хикки, позволяющих себе вылазки наружу. Западные NEET, в свою очередь, не всегда желают ограждаться от социума — скорее, они хотят достичь с ним взаимопонимания, но на своих условиях. Кроме того, в Азии чаще сталкиваются с так называемыми внутренними факторами риска: стремлением ограничить социальные контакты и лишний раз не показывать свою «несостоятельность», вызванные проблемами с интеграцией в общество. Такие подростки еще на этапе обучения в школе обнаруживали проблемы в налаживании контакта и в стремлении избегать их решались на изоляцию. Европейцы обычно сталкиваются с более глобальными факторами, например, несовершенствами в системе, мешающими им влиться в работу.

Следует отметить, что хикки и NEET — это выходцы из семей со средним и высоким достатком: Ли и Вонг считают, что лишь в таком случае молодой человек может оставаться дома без ущерба родителей.

В России, по данным доклада «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», проживает около 10 миллионов молодых людей, которых формально можно отнести к NEET и, в отличие от других представителей, они сочетают в себе признаки и азиатского затворничества, и европейского нежелания заниматься неинтересной им социальной активностью. В силу ментальных особенностей развивались отечественные NEET иначе.

Далеко не осознанный выбор

В РФ не так много NEET, по сравнению с мировым сообществом: по данным, опубликованным в журнале Time в 2011 году, число самозанятых молодых людей в США составляет примерно 15% от общего населения страны — это около 50 миллионов человек. С одной стороны, подобному положению можно порадоваться — ведь отделение человека от социума порождает для него массу проблем в дальнейшем — однако при внимательном рассмотрении феномена можно прийти к неутешительным выводам.

Статистики по NEET в России как таковой нет: данные собираются и систематизируются на основе совершенно иных исследований, например, учета числа самозанятых людей. В расчет не берется молодежь, оставшаяся без возможности повторно влиться в коллектив в результате лишения свободы, проблем со здоровьем.

Кроме того, Россия характеризуется специфическим отношением к академическому образованию. Дело в том, что западный человек остается без учебы или вынужденной необходимости ходить на работу, скорее, благодаря обстоятельствам, в то время как российский NEET становится таковым вопреки. До недавнего времени число молодежи без работы и квалификации снижалось, однако потом их количество стремительно увеличилось: по мнению специалистов, это связано с обесцениванием высшего образования. К 2015 году стало больше выпускников — почти 30%, что заметно превысило показатели прошлых лет. Фактически каждый третий специалист на рынке прошел программу обучения, однако немногие пользуются приобретенными знаниями для работы по специальности. Это и создает обстановку, в которой решающим фактором при приеме на работу становится не наличие компетенций, полученных в ходе обучения, а реальный опыт. Это в дальнейшем и влияет на число студентов.

Наконец, самоизоляция молодежи в России — это, скорее, вынужденный выбор, также вызванный особенностями местных социальных лифтов. Как мы заметили ранее, NEET из более развитых стран — это дети представителей среднего или высшего класса: российские же члены сообщества, как правило, происходят из бедных семей. Наследники людей, которые могут позволить потомству достойный уровень жизни, с подачи своих родителей устраиваются в престижные учебные заведения, после чего работают на какой-никакой должности в семейном деле. Они вливаются в общество и затем успешно в нем функционируют: с самого начала им прививаются ценности, связанные с потребностью в успехе. Те, в свою очередь, неоднократно подтверждаются действиями родственников. Выходец из низшего слоя не видит перед собой достойного примера: отчаявшиеся родители влияют на него лишь при помощи оперирования моралью и верой, что срабатывает далеко не всегда: обозначаемые тезисы опровергаются еще на этапе их внедрения. В итоге, ребенок рискует впитать в себя неудачную родительскую модель поведения и прийти к самоизоляции — из-за осознания туманности собственных перспектив и невозможности успешно влиться в общество.