Туристов со всего мира привлекает не только Санкт-Петербург, но и его пригород. Северная столица России, безусловно, красавицы со множеством знаменитых и восхитительных достопримечательностей. Но не меньше последних можно встретить в её окрестностях.

Одним из ярких мест, которое стоит посетить в пригороде Петербурга, является Государственный музей-заповедник Ораниенбаум - дворцово-парковый ансамбль, который находится на территории города Ломоносова. Кстати, до 1948 год город носил имя - Ораниенбаум.

Государственный музей-заповедник и дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум входит в состав памятника Всемирного наследия "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников". С 2007 года дворцы и парки Ораниенбаума относятся к ГМЗ "Петергоф".


Почему стоит посетить Ораниенбаум

Ораниенбаум расположился на южном живописном берегу Финского залива. Сама по себе прогулка по этим местам уже приятна и полезна для здоровья. В Ломоносове есть морской порт.

Государственный музей-заповедник - это ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства XVIII века. Ораниенбаумскому художественному комплексу, созданному вдохновенным трудом крупнейших зодчих, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства и талантливых умельцев XVII столетия, принадлежит совершенно особое место в истории русской и мировой культуры. Ораниенбаум включен в список памятников культуры ЮНЕСКО.

В дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума входят 3 ансамбля: Большого дворца, Петерштадт и Собственная дача с ее главными постройками - Китайским дворцом и павильоном Катальной горки. В них ярко отражена архитектура барокко начала XVIII века и классицизма 60-70-х годов XVIII века.

Стоит заметить, ещё по какой причине стоит посетить Ораниенбаум, по той самой, что это единственный из пригородов Санкт-Петербурга, который в годы Великой Отечественной войны не катастрофически подвергся разрушению фашистскими захватчиками. Поврежденные, но не разрушенные в годы войны, дворцы-музеи и парки города Ломоносова сохранили во всей своей достоверности и неповторимости декоративное убранство XVIII века. Поэтому они представляют собою огромную художественную ценность как подлинные архитектурные памятники, знакомящие петербуржцев и гостей города с историей и искусством прошлого.


История Ораниенбаума

Изначально прилегающий к мызе Теирис участок земли, на котором сейчас расположен Ломоносов, Петр I подарил своему соратнику и близкому сподвижнику - великому князю А. Д. Меньшикову. Государственный муж сразу в 1711 году начал близ места впадения реки Караста в залив строительство большой усадьбы с дворцом, названной впоследствии "Ораниенбаумом", что в переводе означает "померанцевое" или "апельсиновое дерево", ставшее главным изображением на гербе города.

В 1727 году Ораниенбаум был передан в ведомство Канцелярии от строений, а в 1737 году - Адмиралтейств-коллегии для устройства в нём морского госпиталя. В 1743-1762 годах Ораниенбаум служит резиденцией великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Специально для царского наследника возводят на территории Верхнего парка "потешную" крепость - Петерштадт.

С этих пор вокруг дворцовой усадьбы создается поселение, получившее в 1780 году статус уездного города. После свержения с престола Петра III в Ораниенбауме для императрицы Екатерины II в Верхнем парке возводится Собственная дача. Её строения являются единственными в России примерами архитектурного стиля рококо.

С 1796 года Ораниенбаумом владеет будущий император - Александр I, с 1831 года - его брат великий князь - Михаил Павлович, позже его супруга - Елена Павловна, после смерти последней - их наследники. Перед революцией последними владельцами Ораниенбаума были герцоги - Мекленбург-Стрелицкие, Георгий Георгиевич, похороненный на территории парка, и его младший брат Михаил Георгиевич.

В 1918 году дворец Петра III и Большой Меншиковский дворец перешёл в ведение Лесного техникума. В 1922 году в Китайском дворце открывали музей. Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум пострадал в значительно меньшей степени, чем другие пригороды Санкт-Петербурга. Объяснением этому служит мощная оборона на так называемом "Ораниенбаумском плацдарме". В 1948 году Ораниенбаум был переименован в Ломоносов.

В 1946 году музей-заповедник был слегка поправлен. Но тщательного ремонта и ухода, в принципе, за все послевоенные годы особо не наблюдалось. Со временем ансамбль пришёл в запустение. Его капитальной реставрацией занялись лишь в конце 1990-х годов. В настоящее время она продолжается. Всё же дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум заслуживает огромнейшего внимания, он уникален тем, что он сохранил свою историческую подлинность.

Ораниенбаум в городе Ломоносов находится в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. И, если у вас появилось желание посетить это край прекрасных дворцов и парков, то мы вам подскажем, как туда добраться.


Маршруты до Ораниенбаума

Исторический и архитектурный музей с дворцово-парковым ансамблем Ораниенбаум, как было сказано выше, находится не в такой уж большой удаленности от Санкт-Петербурга - всего в 40 км. Но чтобы в него попасть, нужно добраться до города Ломоносов, где он располагается. Туда доехать можно разными способами

  • ж/д транспортом, электричками
  • на социальном (городском) автобусе или коммерческом маршрутном такси,
  • личным авто или арендованной машине, на такси.

Пассажирское движение посредством железной дороги осуществляется с Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. В городе Ломоносов есть станции Октябрьской железной дороги Ораниенбаум I, Ораниенбаум II и платформы Мартышкино и Кронштадтская. Колония.

Курсирует социальные автобусы и марщрутные такси, соединяющие Ломоносов со станциями метро в Санкт-Петербурге: "Автово", "Балтийская", "Проспект Ветеранов", "Ленинский проспект", а также с Кронштадтом, Петергофом, Стрельной, Красносельским и Кировским районами Санкт-Петербурга.

Маршруты экспресс-автобуса связывают Ломоносов с Санкт-Петербургом от станции метро "Автово", через город проходит коммерческий маршрут Санкт-Петербург - Сосновый Бор. Некоторые пригородные маршрутные такси осуществляют движение между Ломоносовым и другими населёнными пунктами Ломоносовского района Ленинградской области.

Через Дворцовый проспект Ломоносова проходит автодорога Санкт-Петербург - Сосновый Бор - Ручьи. Кольцевая автодорога проходит в нескольких километрах южнее Ломоносова, за кладбищем "Илики", и связана с дорожной сетью города через развязки с Ораниенбаумским проспектом на юге города и Краснофлотским шоссе в районе железнодорожной станции "Бронка" и дамбы.

На севере Ломоносова располагается морской порт, однако сегодня по воде добраться из Санкт-Петербурга до Ораниенбаума пока не представляется возможным. Раньше курсировал паром Санкт-Петербург - Кронштадт - Ломоносов. Сейчас осуществляется пассажирское паромное сообщение с Кронштадтом, ходит паром из Кронштадта в Ломоносов, и обратно. На будущее существуют планы относительно расширения порта и пассажирского сообщения между городами. В настоящее время ведётся строительство нового терминала.


Электрички на Ломоносов

Самый простой, недорогой и надёжный способ добраться до Ломоносова - на электричке от Балтийского вокзала. Он находится в центре Санкт Петербурга - станция метро "Балтийская". Необходимо доехать на электричке до станции "Ораниенбаум-1".

До Ораниенбаума идут все электрички по направлениям: Калище, Гатчина-Балтийская, Строганово, Луга-1 с интервалом движения - от 20 минут до 1 часа. Время в пути - в среднем 55 - 60 минут. Стоимость проезда от Балтийского вокзала до Ораниенбаума - 81 руб.

Затем от привокзальной площади на станции "Ораниенбаум-I" до ближайшего входа в парк Ораниенбаума на Дворцовом проспекте проще всего прогуляться пешком, что займёт несколько минут. Нужно идти по улице Петербургской, затем по Дворцовому проспекту. Жители Ломоносова всегда рады гостям и охотно подскажут, если что.


Автобусы и маршрутные такси до Ораниенбаума

До города Ломоносова из Санкт Петербурга можно доехать на автобусах и маршрутных такси, которые отправляются от станций метро "Балтийская", "Автово", "Проспект Ветеранов", "Ленинский проспект".

От станции метро "Балтийская"

  • Маршрутное такси: Т-404 . Не доезжает до вокзала Ломоносова и парка "Ораниенбаума". Нужно ехать маршруткой № 404 и выходить на конечной остановке. До ближайшего входа в парк - около 1 километра, дальше идти по Александровской улице. Честно говоря, не самый удобный вариант. Помимо прогулки по месту, у маршрутки № К-404 самый долгий маршрут, он следует 1 час, ехать приходится из самого центра города, при этом, не считая возможных пробок.

От станции метро "Автово"

  • У метро Автово остановка находится на противоположной стороне проспекта Стачек, для этого необходимо выйти из метро и перейти по подземному переходу.
  • Социальный автобус: № 200 . Действует городской проездной билет и единый тариф на проезд в наземном автотранспорте города Санкт-Петербурга.
  • Маршрутное такси: Т-300, Т-424А . Маршрутка № 300 делает самую близкую к парку остановку и самый короткий маршрут по городу. Следуя маршруткой № 424-А, выходить нужно на остановке у Дворцового проспекта.
  • Маршруты №№ 200 и 300 маршруты заканчиваются на Привокзальной площади Ломоносова. 424А проходит через Старый Петергоф и останавливается в центре Ломоносова.
  • Экспресс-автобус : Автово-Ломоносов, Ломоносов-Автово (по К.А.Д.)

От станции метро "Проспект Ветеранов"

  • Маршрутное такси: Т-343 , остановка на Дворцовом проспекте.

От станции метро "Ленинский проспект"

  • Маршрутное такси: Т-696

Все маршрутные такси, следующие в Ломоносов из Санкт-Петербурга, проезжают через Стрельну и Петергоф. На них таблички - Ломоносов, Стрельна, Петергоф, фонтаны, и т.д. И всегда можно спросить у водителя.

Стоимость проезда в маршрутках до Ломоносова из Санкт-Петербурга - в пределах 70 рублей, время в пути: 50 минут - 1 час, интервал движения: 15 - 20 минут.


Авто и такси на Ломоносов до Ораниенбаума

Если вы хотите проехаться на частном или арендованном автомобиле самостоятельно, то в Ломоносов или Ораниенбаум из Санкт-Петербурга лучше выезжать от проспекта Стачек и ехать по нему, не сворачивая. Поступательно проспект переходит в Петергофское шоссе. Дальше следовать по Петергофскому шоссе. Далее выезжаете на Ораниенбаумское шоссе и Дворцовый проспект.

Также можно ехать по Кольцевой автодороге (К.А.Д.) со съездом на Ораниенбаумский проспект или Краснофлотское шоссе. В Ораниенбауме с обратной стороны парка располагается небольшая бесплатная автомобильная парковка. Обычно, места на ней всем хватает.

Безусловно, максимальный комфорт обеспечивают такси таксомоторных компаний Санкт-Петербурга или Петергофа, причем за приемлемую плату. При этом можно попасть в Ломоносов и Ораниенбаум за 15-20-30 минут, в зависимости от выбора дороги и интенсивности движения на ней, от времени суток, пробок в часы пик.


Что посмотреть в Ораниенбауме

Старейшее и, пожалуй, главное строение дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума, ради которого многие приезжают в Ломоносов, это Большой Меншиковский дворец. Логично, ведь с него вырос весь Музей-заповедник. Дворец был возведён по проекту архитекторов Ф. Фонтана и И. Г. Шедель в 1710-1727 годах.

Дворец расположен на краю естественной возвышенности и делит парк Ораниенбаума на 2 части - регулярный Нижний сад и пейзажный Верхний парк. Верхний парк, в свою очередь, делится тоже на 2 части - Петровский парк, на его территории была обустроена потешная крепость - Петерштадт, и находится ансамбль Собственной дачи, в который входят такие достопримечательности, как павильон Катальной горки и Китайский дворец.

  • Больше подробностей в
Композицию паркового ансамбля составляют следующие места для прогулок:
  • Нижний сад
  • Верхний парк
  • Нижний пруд
  • Красный (Верхний) пруд
  • Карпин пруд
  • Китайский пруд
  • П-образный пруд
  • Морской канал
Основные места посещения туристов в Музее-заповеднике Ораниенбаума (в их композиционной последовательности):
  1. Большой (Меншиковский) дворец (1711-1727 гг., Ф. Фонтана, И. Г. Шедель, И. Браунштейн)
  2. Картинный дом (1710-е - 1730-е гг., либо 1752-1754 гг.)
  3. Нижние дома (1710-е - 1720-е гг., либо 1749-1751 гг.)
  4. Ворота крепости Петерштадт (1757 г., А. Ринальди)
  5. Дворец Петра III (1758-1762 гг., А. Ринальди)
  6. Каменное зало (1749-1751 гг., предположительно Б. Растрелли)
  7. Кавалерский корпус (1767 г., А. Ринальди)
  8. Китайский дворец (1762-1768 гг., А. Ринальди)
  9. Павильон Катальной горки (1762-1774 гг., А. Ринальди)
  10. Павильон "Китайская кухня" (1852-1853 гг., Л. Бонштедт)
  11. Пергола (1870-е гг.)

Гид по Ораниенбауму: успеть за один день

Расположенный рядом с Петергофом и совершенно не похожий на него Ораниенбаум привлекает своей тишиной, тенистым парком и отсутствием толп туристов. Кстати, с недавнего времени на территории парка расположились зоны WI-FI, а в AppStore появилось приложение про Ораниенбаум с дополненной реальностью. Всё это в нашем традиционном гиде.

Вконтакте

Читать нас в Яндекс.Новостях

О городе:

Ораниенбаум получил своё название с лёгкой руки Александра Меншикова. Говорят, что якобы в те времена здесь росли померанцевые деревья (дикий апельсин), на которых висели таблички с немецким названием. В 1948 году город стал называться Ломоносов, однако сейчас оба названия в ходу. Есть и ещё одно название "Рамбов", якобы сокращённое и используется жителями города. Кстати, Ораниенбаум - это единственная загородная резиденция, не разрушенная во время Великой Отечественной войны, хотя и лишённая своего былого блеска. Говорят, что после передачи парка в ведение ГМЗ "Петергоф" в нём многое изменилось, как в лучшую так и худшую сторону. Так это или нет, можно выяснить, лишь самостоятельно посетив Ораниенбаум.

Как добраться: (парадокс, но на любом транспорте выйдет около 50 минут)

Электричка: от Балтийского вокзала до станции "Ораниенбаум I"

Автобус: №200 - от станции метро "Автово"

Маршрутное такси: От станции метро "Автово": К-300, К-424А, К-401 (А). От станции метро "Проспект Ветеранов" К-343. От станции метро "Балтийская" К-404.

Что посмотреть:

В состав Ораниенбаума входят следующие ансамбли: , (потешная крепость Петра III) и Собственная дача императрицы Екатерины II. Расстояние между ними небольшое и особенного труда прогуляться от одного к другим не составит. Но естественно, вначале вы попадаете в парк, у которого несколько входов (официальных и неофициальных). Кстати после 17 за вход платить не надо. Но имейте в виду, что музеи в это время уже закрываются.

Также обязательными к посещению являются с уникальным Стеклярусным кабинетом, здание Китайской кухни и , которая видна с шоссе, ведущего в Петербург. Всё это относится к ансамблю Собственной дачи императрицы Екатерины II.

Возле Нижнего пруда работает зона Wi-Fi. Вы можете бесплатно загрузить приложение "Ораниенбаум сквозь века". Оно включает в себя мультимедийный гид с дополненной реальностью и справочник по всем значимым экскурсионным объектам. Программа сама определит местоположение пользователя и расскажет обо всех объектах, находящихся в зоне видимости.

Andrey Bashirov (Foursquare)

Неожиданно в парке оказался работающий wi-fi и действующее мобильное приложение с экскурсиями. Дополненную реальность заставить работать не удалось, экскурсии слишком академические, но послушать можно.

Где перекусить:

Особого разнообразия в Ораниенбауме найти не удастся. Из сетевых заведений - "Евразия" на Кронштадтской улице. Если верить подсказкам в Foursquare, то одним из неплохих мест можно считать , расположенный прямо напротив парка и выполненный в стиле охотничьего домика. Цены здесь довольно высокие, но готовят вкусно. Более бюджетный вариант - кафе "Красная ворона" на Дворцовом проспекте. Большие порции за умеренную стоимость.

На заметку:

Несмотря на то, что парк Ораниенбаума так и манит уединиться под каким-нибудь раскидистым дубом или, наоборот, на солнечной полянке, ходить по газону здесь запрещено. За этим строго следят охранники (которых, к слову, тут огромное количество). А ещё в парке запрещено кормить уточек.

iMoon (Foursquare)

Потрясающая система охраны. Один охранник стоит на дворцовой лестнице и свистит другому охраннику внизу, когда кто-либо что-либо трогает. И тогда нижний охранник со свистом устремляется к месту нарушения.

Как и во всех загородных парках, мороженое, кофе, воду вам предложат с большой наценкой, так что стоит об этом позаботиться заранее. Это касается и орехов для белочек, хотя большого количества пушистых зверьков здесь особо и не наблюдается.


Подписывайтесь на нас в "Яндекс.Дзен ": больше интересного каждый день. Все интересные события - в нашей еженедельной

Выберите тип маршрута и кликните на карте для указания места отправления

Пригороды Гиперссылка на сайт обязательна

Читайте по теме

Рекомендованы для посещения Петербургом2
Площадка для мероприятий ЦентрСобытий на Казанской

Ораниенба́ум (нем. Oranienbaum - «померанцевое дерево») - дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. Находится на территории города Ломоносова (до 1948 года - Ораниенбаум) и включает в себя дворцы и парки XVIII века.

Дворцово-парковый ансамбль входит в состав памятника Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». С 2007 года дворцы и парк находятся в ведении ГМЗ «Петергоф».

История

В начале XVIII века прилегающая к мызе Теирис местность была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову, который начал в 1711 году строительство Большого дворца вблизи впадения реки Караста в залив. Ораниенбаум - конечная точка Петергофской дороги и место паромной переправы в Кронштадт. После опалы светлейшего князя в 1727 году Ораниенбаум был передан в ведомство Канцелярии от строений, а в 1737 году - Адмиралтейств-коллегий для устройства морского госпиталя.

В 1743-1762 годах Ораниенбаум становится резиденцией великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, для него на территории Верхнего парка была сооружена «потешная» крепость Петерштадт (1756-1762, сохранились Почётные ворота и дворец). Вокруг дворцовой усадьбы стал формироваться город, который в 1780 году получает статус уездного.

После дворцового переворота 28 июня 1762 года для императрицы Екатерины II в Ораниенбауме в Верхнем парке строится Собственная дача, постройки которой являются единственными в России примерами архитектурного стиля рококо.

С 1796 года Ораниенбаум принадлежал будущему императору Александру I, с 1831 года - его брату великому князю Михаилу Павловичу и его супруге Елене Павловне, а после ее смерти - их наследникам.

Последние владельцы Ораниенбаума перед революцией - герцоги Мекленбург-Стрелицкие (Георгий Георгиевич, похороненный на территории парка, и его младший брат Михаил Георгиевич).

После Октябрьской революции 1917 года часть зданий ансамбля (дворец Петра III, Большой Меншиковский дворец) были отданы Лесному техникуму, основанному в Ораниенбауме в 1918 году. В Китайском дворце в 1922 году открывается музей.

Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум пострадал в значительно меньшей степени, чем другие пригороды Санкт-Петербурга, поскольку здесь был развёрнут так называемый «Ораниенбаумский плацдарм». Однако ансамбль пришёл в запустение в послевоенное время, и его серьёзная реставрация началась только в конце 1990-х годов.

В настоящее время дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум имеет особую ценность как единственный пригород Петербурга, не подвергнувшийся разрушению в годы войны и сохранивший свою историческую подлинность.

Композиция паркового ансамбля

А - Нижний сад

В - Верхний парк

С - Нижний пруд

D - Красный (Верхний) пруд

E - Карпин пруд

F - Китайский пруд

G - П-образный пруд

H - Морской канал

1 - Большой (Меншиковский) дворец (1711-1727 гг., Ф. Фонтана, И. Г. Шедель, И. Браунштейн)

2 - Картинный дом (1710-е - 1730-е гг., либо 1752-1754 гг.)

3 - Нижние дома (1710-е - 1720-е гг., либо 1749-1751 гг.)

4 - ворота крепости Петерштадт (1757 г., А. Ринальди)

5 - дворец Петра III (1758-1762 гг., А. Ринальди)

6 - Каменное зало (1749-1751 гг., предположительно Б. Растрелли)

7 - Кавалерский корпус (1767 г., А. Ринальди)

8 - Китайский дворец (1762-1768 гг., А. Ринальди)

9 - павильон Катальной горки (1762-1774 гг., А. Ринальди)

10 - павильон «Китайская кухня» (1852-1853 гг., Л. Бонштедт)

11 - Пергола (1870-е гг.)

Старейшим сооружением дворцово-паркового ансамбля является Большой (Меншиковский) дворец, возведённый по проекту архитекторов Ф. Фонтана и И. Г. Шедель в 1710-1727 гг. Дворец расположен на краю естественной возвышенности и делит парк Ораниенбаума на две неравные части - это Нижний сад, имеющий регулярную планировку, и пейзажный Верхний парк.

Верхний парк делится опять же на две части - это Петровский парк, на территории которого находилась потешная крепость Петерштадт, и ансамбль Собственной дачи, включающий в себя павильон Катальной горки и Китайский дворец.

Ансамбль Большого Меншиковского дворца

Большой Меншиковский дворец

Японский павильон Большого дворца

Большой Меншиковский дворец, как и Петергофский, протянулся на краю естественной возвышенности. Длина главного фасада, обращенного к Нижнему саду и Финскому заливу, составляет 210 метров. Центральная часть дворца двухэтажная, к ней примыкают одноэтажные галереи, развернутые по дуге и заканчивающиеся Японским и Церковным павильонами. К павильонам перпендикулярно галереям пристроены два флигеля, таким образом, в планировке дворец представляет собой букву «П». Флигеля являются границей внутреннего южного двора Большого дворца.

Меншиковский дворец - памятник петровского барокко. Он был построен для Александра Даниловича Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I. Строительство велось под началом архитектора Ф. Фонтана, в 1713 году его сменил И. Г. Шедель. Также в работе над дворцом принимали участие И. Браунштейн, А. Шлютер, а также Н. Пино, которому принадлежит идея скруглённых галерей, соединяющих дворец и боковые павильоны. Отделка помещений продолжалась вплоть до опалы Меншикова в 1727 году, однако до наших дней первоначальная отделка не сохранилась - в течение XVIII-XIX веков внутреннее убранство неоднократно менялось.

Современники отмечали небывалую роскошь загородной резиденции Светлейшего князя, по своему размаху в то время превосходившую Петергоф. Французский путешественник Абри де ла Мотрэ писал о нём так:

Ораниенбаум - великолепный увеселительный дворец… Ничто не может идти с ним в сравнение, ни по великолепию, ни в других отношениях

К воротам Нижнего сада со стороны Финского залива подходил Морской канал (как в Петергофе), который оканчивался фигурной гаванью с пристанью.

Северный фасад Большого Меншиковского дворца

Касательно происхождения необычного названия Ораниенбаум (в переводе с немецкого - померанцевое дерево) существует несколько версий. Самая известная версия, больше похожая на легенду, заключается в том, что на территории будущей резиденции Меншикова располагалась оранжерея с померанцевыми деревьями, над каждым из которых была надпись «Oranienbaum». Если верить другой версии, название было заимствовано у немецкого города Ораниенбаума. Третья версия гласит, что, выбирая наименование для своей усадьбы, А. Д. Меншиков стремился сделать приятное Петру и использовал несколько измененное название Ораниенбург, которое Пётр I дал в 1703 году новому имению Меншикова вблизи Воронежа. Наконец, согласно последней точке зрения, Ораниенбаум назван так в честь английского короля Вильгельма Оранского, который вызывал глубокие симпатии Петра Великого, в юности граничащие с поклонением. .

В 50-х годах XVIII века была закончена отделка парадного двора с южной стороны дворца (работы проводил Б. Растрелли), а в 60-х - 70-х годах А. Ринальди перестраивает террасы перед дворцом и создает систему фигурных лестниц, спускающихся в Нижний сад.

Ремонтно-реставрационные работы над дворцом, активная фаза которых началась с начала 1990-х, проводились по проекту архитектора-реставратора Д. А. Бутырина. В 2010 году реставрация фасадов Большого Меншиковского дворца была завершена, а в сентябре 2011 года во дворце открылся музей.

Нижний сад

Вид на Нижний сад с террасы Большого дворца

Нижний сад был заложен спустя два года после начала строительства Большого дворца. Это один из первых регулярных садов в России. Перед дворцом был создан партер из трёх цветников, три фонтана (фонтанный водовод был подведён к Нижнему саду от плотины, сооружённой на Красном пруду) и трельяжные решётки, ограждавшие скамьи. В саду стояло тридцать девять резных деревянных скульптур, выкрашенных белой краской под мрамор, и четыре позолоченные свинцовые скульптуры.

На территории Нижнего сада также располагались плодовые деревья и ягодные кусты - дань традиции московских садов XVI-XVII веков. Яблони и вишни с подстриженными деревьями других пород (клёны, липы, вязы) имели не только декоративное, но и практическое значение.

В 60-е года XVIII века сад был украшен уже не деревянной, а мраморной скульптурой. Перед Большим дворцом в 1762 году А. Ринальди были сооружены два фонтана. К концу XVIII - началу XIX века Нижний сад теряет свой регулярный облик, а к началу XX века в саду сохраняется только центральная аллея и появляются газоны с клумбами.

Скульптуры Нижнего сада Воздух Зима Весна Лето Осень Земля

Морской канал

Канал, связывающий дворец с морем - характерная особенность дворцовых ансамблей петровского времени (в Петергофе от Большого дворца также идет Морской канал). В Ораниенбауме канал начали рыть в 1719 году. Берега канала были обсажены двойным рядом деревьев, а заканчивался он у ворот Нижнего сада фигурной гаванью. На её берегу были сооружены каменный павильон и беседка.

В течение XVIII века канал и особенно пристань неоднократно ремонтировались. Впоследствии канал разрезается на две части построенной железной дорогой. Сейчас он находится в запущенном состоянии, так как в XX веке был пересечён ещё и шоссе с интенсивным автомобильным движением.

Картинный дом

Картинный дом

У северной границы Нижнего сада (у Дворцового проспекта) симметрично (у восточного края ограды Нижнего сада и западного) располагались два одинаковых здания - Оранжерея и Картинный дом. Оранжерея была утрачена ещё в XVIII веке, а Картинный дом сохранился до наших дней. Это одноэтажное каменное здание с мезонином. Точное время его постройки неизвестно - одни исследователи утверждают, что это первая треть XVIII века, другие - что строительство началось в 1752 году.

При Петре III в Картинном доме, вероятно, хранилась его коллекция живописных полотен (более 300 картин), а опись картин 1765 года указывает на существование шпалерной развески картин в Картинном доме, как во дворце Петра III в крепости Петерштадт.

В годы Великой Отечественной войны здесь располагалась т. н. Парковская школа (с сентября 1942 по май 1944 г.), единственная школа на территории г. Ораниенбаума в годы «малой блокады» (Ораниенбаумского плацдарма)

Нижние дома

Нижние дома протянулись вдоль Дворцового проспекта, к востоку от Большого дворца. Весь комплекс этих домов состоит из П-образно расположенных пяти зданий. Три дома, объединенные сплошной каменной оградой протяженностью в 160 метров, обращены к проспекту, а два дома углублены в парк. Нижние дома были воздвигнуты в 1710-х - 1720-х гг. (С. Б. Горбатенко, однако, полагает, что Нижние дома были возведены в 1749-1751 гг.) и предназначались для служащих дворца и первоначально назывались служебными. Четыре здания из пяти были жилыми.

В XIX веке дома частично подверглись перестройке. Именно в таком виде они сохранились до наших дней.

Верхний парк

Верхний парк, занимающий территорию около 160 га, расположен на плато, простирающееся на юг и на запад от Большого Меншиковского дворца. Он состоит из двух исторически сложившихся частей - Петерштадтского ансамбля и ансамбля Собственной дачи. Облик, сохранившийся до наших дней, парк приобрел к середине XIX века.

Работы по созданию Верхнего парка велись ещё при А. Д. Меншикове. Расчищались леса, прокладывались осушительные каналы, рылись искусственные водоемы. При Петре III (в 1758-1762 годах) создается Петровский парк, одновременно со строительством Собственной дачи (1762-1774) ведутся работы по благоустройству Западной части Верхнего парка.

Пространство Верхнего парка пересекает речка Караста, а также многочисленные аллеи - Ореховая, являющаяся южной границей парка; Сойкинская, проходящая с севера на юг и делящая Верхний парк на две приблизительно равные части; параллельная ей Тройная липовая аллея, которая ведет от Каменного зала к Китайскому дворцу, и другие.

Каменное зало

Каменное зало

Каменное зало расположено между Большим Меншиковским дворцом и павильоном Катальной горки, на краю естественной возвышенности. Перед ним находится П-образный пруд, через который перекинуто два каменных моста.

Строительство Каменного зала проходило в 1749-1751 гг. Автор проекта неизвестен, в современной литературе предполагают авторство Ф. Растрелли. Д. А. Кючарианц полагает, что автором проекта мог быть М. Г. Земцов, указывая на сходство Каменного зала и Зала славных торжествований в Летнем саду. В документах 50-х годов XVIII века Каменное зало именуется то Новым дворцом, то Маскарадным, а затем - Концертным. Здание, по всей видимости, предназначалось для концертов - в нём был большой зал со сценой. В 1750-х годах у Каменного зала проводится несколько дворцовых праздников, устроенных будущей императрицей Екатериной II.

На протяжении XIX-XX веков Каменное зало неоднократно перестраивается. Самая значительная перестройка была проведена в 1843 году - здание приспосабливали под лютеранскую кирху. В 1902 году архитектор О. Паульсен надстраивает над западной частью здания каменную колокольню. Таким Каменное зало простояло до 60-х годов XX века, когда его воссоздали в первоначальном виде.

По оси Каменного зала в 1750-х годах прокладывается Тройная липовая аллея, первая планировочная ось нового сада в Ораниенбауме - будущей Собственной дачи Екатерины II.

В настоящее время в павильоне находится выставка парковой и интерьерной скульптуры Ораниенбаума, а также расположен интерактивный кинотеатр. В течение летнего сезона в Каменном зале проходят концерты классической музыки.

Кавалерский корпус

Кавалерский корпус

Кавалерский корпус был построен в середине XVIII века по проекту А. Ринальди. Это было одноэтажное прямоугольное в плане здание. В 1807 году был надстроен второй этаж, а к середине XIX века здание приобретает современный вид - в планировке имеет форму буквы «Ш», имеет строгий внешний вид, причиной чего является утилитарное назначение постройки.

Павильон «Китайская кухня»

Павильон «Китайская кухня»

В 1852-1853 годах архитектор Л. Л. Бонштедт воздвигает кухню для Китайского дворца, стилизованную под середину XVIII века постройку, подражая основным приемам А. Ринальди.

Здание в плане представляет собой квадратный греческий крест, имеет купольное завершение, увенчанное дымовой трубой. Такое расположение трубы позволяло сконструировать несколько печей разных видов в центре павильона. Печное устройство кухни состояло из двух русских печей (одна из них пирожково-пекарская), двух голландских плит с духовою печкой, кондитерских духовых и жаровочных шкафов. Внутреннее пространство кухни имело семь служебных комнат, где размещались сервизная, буфетная, скатертная, кондитерская и др.

После революции 1917 года здание использовалось под хозяйственные и бытовые нужды (как жилое, как летнее кафе). В годы Великой Отечественной войны в Китайской кухне жил комендант Китайского дворца Н. М. Михайлов с детьми. В 1983 году здание переходит в ведение музея-заповедника.

Летом 2010 года в павильоне располагалась выставка «Спасенная красота», посвященная бытованию Ораниенбаума (города и парка) во время Великой Отечественной войны и приуроченная к 65-летию Победы.

Пергола

Пергола - беседка, расположенная вдоль западного берега пруда перед Китайским дворцом. Она состоит из 54 пилонов, к воде ведет небольшая каменная лестница. Беседка была построена в 70-х годах XIX века и является характерной чертой садово-парковой архитектуры того периода.

Пергола находится на том месте, где А. Ринальди намеревался возвести Кофейный домик (часть задуманного им ансамбля Собственной дачи). Рядом с Перголой располагается большой древний камень-валун, в котором высечена скамья и вырублена надпись: «Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны Собственного саду построена в 1762 года».

Виды Верхнего парка

Долина реки Карасты Аллея парка Пергола у Китайского дворца Водопад Петровский мост Скульптуры Верхнего парка

Венера Медицейская Аполлон Бельведерский Тритон, спасающий детей Диана с ланью Аполлино

Ансамбль Петерштадта

Ансамбль крепости Петерштадт создавался в 1758-1762 гг.. На правом берегу реки Карасты располагалась потешная крепость для Великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Она имела форму четырнадцатиконечной звезды, в ней было 4 бастиона и по факту была перестроена из более маленькой крепости Святого Петра, возведенной на этом месте ранее. Петр Федорович был комендантом Петерштадта, а гарнизон её составляли голштинские солдаты и офицеры, приехавшие на службу Петру из герцогства Гольштейн.

Внутри крепости находились различные строения - арсенал, пороховой погреб, дома коменданта, офицеров, гауптвахта В центре располагался пятиугольный плац. Он был окружен одноэтажными строениями, между которыми возвышались каменные Почетные Въездные ворота. Практически напротив них, у северо-восточного бастиона крепости по проекту А. Ринальди был построен небольшой двуэтажный дрорец для Петра Федоровича.

После дворцового переворота 28 июня 1762 года и смерти Петра III Петерштадт поддерживался в первоначальном своем виде до конца правления Екатерины II. В начале XIX века все деревянные постройки в крепости были разобраны, а к середине XIX века от всей крепости сохранились лишь Почетные Въездные ворота и дворец Петра III. Это единственные постройки Петерштадта, дошедшие до нашего времени.

Дворец Петра III

Дворец Петра III

Дворец возводился одновременно с крепостью, в 1758-1762 гг. Он представляет собой небольшой двухэтажный павильон почти кубической формы, увенчанный балюстрадой. В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по дуге. Именно эта часть здания и является его главным фасадом - благодаря срезанному углу дворец обозревается сразу с трех сторон, что визуально делает его больше и массивнее.

Общее планировочное решение дворца сохранилось в первоначальном виде. Здесь нет парадной анфилады комнат, рассчитанных на торжественные приемы. Помещения располагаются по периметру здания. На второй этаж ведет винтовая гранитная лестница.

Комнаты первого этажа дворца, не имеющие декоративного убранства, в XVIII веке были служебными помещениями. Второй этаж, вмещающий в себя шесть комнат, являет собой подлинное убранство середины XVIII века. В главном зале дворца - Картинном - главным элементом декора является шпалерная развеска картин XVII-XVIII веков кисти европейских мастеров.

Уникальной является отделка картинного зала, кабинета и спальни - лаковые росписи, расположенные на панелях стен, откосах дверей и окон и на самих дверях. Они были выполнены в китайском стиле крепостным мастером Федором Власовым.

Антонио Ринальди, будучи архитектором дворца, являлся также и декоратором его помещений. В частности, именно по его эскизам выполнена лепка потолочных перекрытий в комнатах второго этажа. Дворец был для архитектора первой самостоятельной работой в России, и здесь он впервые пробует многие приемы, используемые им в дальнейшем, в том числе и знаменитый «цветок Ринальди».

Во время Великой Отечественной войны во дворце Петра III хранились музейные ценности, которые не были вывезены в эвакуацию.

В 1953 году дворец открывается как музей, в нём располагалась постоянная выставка китайского декоративного искусства(организация выставки была связана с расцветом советско-китайских отношений). В середине 1960-х гг. в Картинном зале дворца производится воссоздание шпалерной развески картин, которая была утрачена в конце XVIII века. После этого открывается музей с современным названием «Дворец Петра III»

Въездные Почетные ворота

Въездные Почётные ворота

Въездные ворота являлись главными воротами потешной крепости Святого Петра, которая позже была перестроена в крепость Петерштадт, более крупную по размерам. В Петерштадте ворота были въездом на небольшой пятиугольный плац, на котором проводились учения голштинских войск Петра III.

Композиция сооружения построена на контрасте мощных пилонов с легкой венчающей ворота башней. Восьмигранная башенка завершается высоким тонким шпилем с флюгером с выбитой на нём датой постройки - 1757 год. В пролёте арки были установлены створы ворот из перекрещивающихся кованых полос, напоминающих трельяжную решётку. Сейчас створы ворот сняты с петель, и под аркой можно пройти. Архитектор ворот - Антонио Ринальди. Очень пропорциональные и своеобразные Почётные ворота - уникальный памятник архитектуры малых форм, не имеющий себе подобных в пригородах Санкт-Петербурга.

Петровский парк

Уже к началу XX века от первоначальной планировки Петровского парка, разбитого на правом берегу реки Карасты одновременно с постройкой крепости Петерштадт, ничего не осталось. Парк был создан по принципу итальянских садов архитектором А. Ринальди при участии садового мастера Ламберти. Помимо террас, каскадов, лестниц в парке находилось несколько миниатюрных павильонов: двухэтажный Эрмитаж, Соловьева беседка, Менажерия с фонтаном и Китайский домик. В парк также были включены элементы регулярного стиля - подстриженные кустарники и деревья в аллеях, геометрической формы площадки и лужайки.

Сейчас Петровский парк является пейзажным. Его композиционная основа - Верхний (Красный) и Нижний пруды и речка Караста, которая течет в долине. Через неё переброшено три моста, самым большим из которых является трехарочный Петровский мост, сооруженный в 1874 г. по проекту архитектора Г. Прейса. Он соединяет Восточную часть Верхнего парка с Западной (Петровский парк с ансамблем Собственной дачи).

В Петровском парке на реке Кароста из гранитных ступеней и каменных глыб устроено также несколько водопадов.

Ансамбль Собственной дачи

Китайский дворец

Китайский дворец

Расположенный в глубине Верхнего парка, Китайский дворец является частью дворцово-паркового комплекса Собственной дачи императрицы Екатерины II. Возведенный в 1762-1768 годах по проекту Антонио Ринальди первоначально дворец был одноэтажным и только в середине XIX века для дочери великого князя Михаила Павловича Екатерины Михайловны был надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея, а с востока и запада к торцевым частям здания были пристроены небольшие помещения.

Название «Китайский дворец» впервые фигурирует в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли «голландский домик» (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), «домик, что в Верхнем саду», «домик маленький». Название «Китайский» возникло потому, что в соответствии со вкусом середины XVIII века на «китайщину» ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня) декорирован в духе китайского искусства или с использованием подлинных произведений искусства Китая и Японии.

Сдержанность внешнего убранства контрастирует с изысканной и разнообразной отделкой внутренних помещений. Значительную часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца несколькими мастерами, группировавшимися вокруг крупнейшего живописца-декоратора XVIII века Д. Б. Тьеполо.

Центр планировочной композиции дворца - Большой зал, декорированный живописью, золоченой лепкой, мозаикой, искусственным мрамором. На стенах - два медальона в мраморными барельефами, изображающих Петра I и Елизавету Петровну. От Большого зала вдоль главной оси в обе стороны отходят парадные помещения, завершающиеся Залом муз с востока и Большим Китайским кабинетом с запада.

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями под руководством Марии де Шель. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда.

Изначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили на наборный паркет с сохранением прежнего рисунка.

Китайский дворец является единственным в своем роде в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Также особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII - середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).

В годы войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были эвакуированы (часть - в Новосибирск и Сарапул, часть - в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум - Бронка - Кронштадт - Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе, а затем в Эрмитаже). В 1946 году дворец вновь открывается как музей.

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки был построен в 1762-1774 гг. по проекту архитектора Антонио Ринальди. Это многоступенчатое каменное здание высотой 33 метра расположено в западной части Верхнего парка, у северной его границы. Его объемно-пространственное решение напоминает Эрмитаж в Царском селе - к центральному корпусу примыкают массивные флигели (в отличие от Эрмитажа, их не четыре, а три). В архитектурном облике павильона присутствуют элементы как стиля барокко (композиция фасадов, декоративные алебастровые вазы), так и раннего классицизма (колонны).

Сооружение Катальной горки в Ораниенбауме было продолжением народной традиции - устройства ледяных гор, проурочивавшихся к дням масленичных гуляний. Эти горки послужили образцом для создания монументальных катальных гор в царских резиденциях, которые потребовали сложных инженерных решений. В Царском селе в середине XVIII века по проекту Ф.Растрелли была воздвигнута каменная катальная гора. Однако Катальная горка в Ораниенбауме богатством архитектурного и скульптурного декора превзошла все подобные сооружения. Это признавали и современники А. Ринальди.

К южному выступу павильона Катальной горки примыкал деревянный скат. Он имел три колеи шириной более шести метров. Коляски спускались по средней колее с четырьмя горками, а боковые колеи предназначались для подъема колясок при помощи специальных приспособлений.

Вид на павильон со стороны луга

Скат начинался с галереи-террасы третьего этажа - от неё шёл подъем на спусковую площадку, которая была расположена на высоте приблизительно в 20 метров. По обеим сторонам ската были сооружены крытые каменные колоннады-галереи протяженностью в 532 метра. Их плоские крыши, огражденные балюстрадой, служили верхними галереями для прогулок.

Из-за незначительности сумм, отпускаемых на содержание, постройка постепенно приходила в упадок. В 1813 году рухнули фундаменты колоннад, однако разобраны они были лишь в 1858-1861 гг. Вдоль луга Катальной горки были высажены пихты, находящиеся здесь и сегодня.

Внутренние помещения павильона Катальной горки представляют собой подлинное убранство середины XVIII века. Круглый зал декорирован росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров. Уникальным является пол искусственного мрамора - с помощью различных расцветок мрамора и дополнительной прорисовки на полу были созданы узоры и сложные рисунки.

В убранство Фарфорового кабинета вошли специально для него выполненные в 1772-1775 гг.на Майсенском заводе в Саксонии группы украшений из фарфора. Они установлены на стенные полочки-консоли, которые поддерживаются лепными фигурками орлят, амуров, обезьян. Фарфоровые группы аллегорически прославляют победу русского флота в Чесменской битве 1770 года.

В годы Великой Отечественной войны павильон пострадал больше других построек в Ораниенбаумском парке и был отреставрирован лишь к 1959 году.

Расскажем, какие интересные места стоит обязательно посмотреть в Ломоносове на границе Петербурга и Ленинградской области.

Прекрасный дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» привлекает туристов со всего мира уникальными памятниками архитектуры 18 века и красотой ландшафтного дизайна. Поговорим подробнее про великий морской пригород Санкт-Петербурга.


На фото дети семейства Мекленбург-Стрелицких возле Китайского дворца. 1900-1905 год.

История города Ломоносова

Петр I принялся начал застраивать Южное побережье Финского залива в начале 18 века, в ходе Северной войны. В 1703 году появилась Петропавловская крепость, вокруг которой образовался Санкт-Петербург, а в 1710 году Петр I преподнес в подарок князю А.Д. Меншикову участок земли в устье реки Карасты для обустройства летней усадьбы. Сначала были возведены «деревянные покои» со светлицами, в следующем году началось строительство дворцово-паркового ансамбля, продлившееся вплоть до 1727 года.

Князь Меншиков назвал свое имение на немецкий манер – Ораниенбаум. По одной версии, название связано с тем, что в парке усадьбы выращивались апельсины («ораниенбаум» переводится как «померанцевое, апельсиновое дерево»). По другой версии, князю просто понравилось красивое название одноименного немецкого города – оно отвечало духу моды петровской эпохи. В 1948 году вместо немецкого названия город обрел имя в честь ученого М.В.Ломоносова, который проживал в деревне Усть-Рудица неподалеку и изготавливал на своей фабрике цветное стекло (оно применялось и для дворцов Ораниенбаума).

После ареста князя Меншикова в 1727 году его имение использовалось в качестве госпиталя, переходило к другим императорским фаворитам, расширялось и достраивалось. В 18 веке здесь часто проводились балы и торжественные празднества для придворной знати и иностранных гостей. К концу 18 века, по указу Екатерины II, дворцовая слобода Ораниенбаум приобрела статус уездного города, который постепенно начал застраиваться и заполняться домами обычных жителей, трактирами, магазинами и т.д.

Примечательно, что Вторая мировая война нисколько не навредила Ораниенбауму, и старинные особняки с дворцами дошли до наших дней такими же, какими были три столетия назад.

Идеи для поездок:


Так выглядел вокзал до революции

Ораниенбаум – как доехать из СПб

Поскольку Ломоносов находится всего в 50 км от Санкт-Петербурга, добраться до него проще простого. Самый популярный вариант – на электричке с Балтийского вокзала. Электрички идут до станции «Ораниенбаум I» и прибывают на конечную станцию примерно через час.

Можно доехать до Ломоносова и на маршрутке от метро «Автово» (если ехать с Балтийского вокзала, есть вероятность надолго застрять в пробках), маршрутки стоят на противоположной стороне от входа в метро. Отправление происходит каждые 10-15 минут, время в дороге занимает около часа. От Балтийского вокзала до Ломоносова идут маршрутки № 054 и № 404а, от метро «Автово» отходят маршрутки под номерами: 300, 424а, 404 и автобус № 200 (автобус делает много остановок по городу, поэтому время в пути займет больше часа). Кроме того, от метро «Проспект Ветеранов» до Ломоносова идет маршрутка № 343.

Если планируете добираться до Ломоносова на автомобиле, следует из Московского района Санкт-Петербурга попасть на трассу А-118 и далее двигаться по ней. В Петропавловском районе нужно будет свернуть на Ораниенбаумский проспект, откуда уже рукой подать до Ломоносова. Из-за возможных пробок на дороге время поездки также может растянуться на час.

Чем заняться

  • Tripster - крафтовые экскурсии от местных жителей.
  • Sputnik и Weatlas - экскурсии от профессиональных гидов.

Достопримечательности «Ораниенбаума»

Город Ломоносов славится, в первую очередь, дворцово-парковым комплексом «Ораниенбаум». В комплекс входит Большой Меншиковский дворец с Нижним парком перед фасадом и Верхний парк, который разделяется рекой Каростой на Петровский парк и «Собственную дачу» Екатерины II.


Большой Меншиковский дворец

Главная жемчужина архитектурного ансамбля «Ораниенбаум» — Меншиковский дворец. Это самое старинное и самое значимое здание на территории дворцового-паркового комплекса. Возводился дворец в период с 1711 по 1727 гг. архитектором Д. Фонтана в стиле «петровского барокко». Двухэтажный корпус с двумя вытянутыми галереями поражал современников роскошью внутреннего убранства. К сожалению, после нескольких кардинальных изменений интерьера и реставраций от первоначальной отделки мало что осталось, но все же дворец по-прежнему выглядит великолепно и снаружи, и внутри. Сейчас он работает как музей с 10:30 до 17:00 ежедневно, кроме вторника.

Нижний парк

Широкие ступени Меншиковского дворца спускаются в Нижний парк – один из самых первых регулярных садов в России и действующий памятник садового искусства середины 18 века. Площадь в 4,8 гектаров представляет собой затейливый узор из аккуратных цветочных клумб с широкой центральной аллеей, украшенной мраморными скульптурами.

Верхний парк

К западу от Меншиковского дворца раскинулся на 162 гектара Верхний парк с пышными елями и пихтами, внушительными дубами и светлыми березками, с деревянными и каменными мостиками. На его огромной территории среди множества деревьев и кустарников скрываются такие уникальные архитектурные объекты, как Китайский дворец, Каменное зало, Катальная горка, Кавалерский корпус, Картинная галерея, Китайская кухня и дворец Петра III.

Самым живописным местом в парке считается Китайский пруд перед Китайским дворцом, украшенный перголой с вьющимся виноградником и скульптурами, изображающими мифологических персонажей. Кроме того, приятное впечатление производят прогулки по Ореховой, Сойкинской и Тройной липовой аллее.

Вход для посетителей в Верхний парк свободный, с 9:00 до 20:00 ч. Однако в 2017 году половина парка закрылась на реставрацию, включая дворец Петра III и несколько небольших исторических строений.


Так выглядел дворец Петра III в 1983 году. Автор: А.В.Бруханский

Потешная крепость Петерштадт и дворец Петра III

В 1762 году в Петровском парке была создана «потешная крепость», отвечающая всем принципам фортификации тех времен: с воротами и рвами, с бастионом и пушками, с казармами и гауптвахтой, с лютеранской кирхой и императорским дворцом. До нашего времени сохранились лишь Почетные ворота с восьмиугольной башенкой и двухэтажный дворец Петра III – памятник зодчества 18 века с шикарной коллекцией картин русских и зарубежных живописцев 17-18 вв.


Каменное зало

Павильон изначально был построен специально для проведения различных праздников, концертов и маскарадов, и назывался также Концертным или Маскарадным дворцом. Представления устраивались и внутри, на большой сцене, и на аллее перед павильоном. С середины 19 до середины 20 веков здание павильона было переоборудовано в лютеранскую кирху, в которое проходили богослужения с органной музыкой. В 1960 году после реставрации Каменное зало вновь обрело свой исторический вид. Сейчас двери павильона открыты для посетителей с 10:30 до 18:00.

Китайский дворец

Построенный в 60-х годах 18 века архитектором А.Ринальди Китайский павильон относился к комплексу «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Внешне Китайский павильон выглядит достаточно сдержанно и строго, зато внутренние интерьеры поражают роскошью и великолепием. Несколько залов и в самом деле выполнены в китайском стиле и украшены произведениями китайского искусства. Самым впечатляющим считается Стеклярусный кабинет, декорированный стеклярусными панно с фантастическими цветами и птицами. Внимания заслуживают и другие залы: Большой и Малый китайские кабинеты, Штукатурный покой, Зал муз, Золотой кабинет, Штофная опочивальня, Розовая и Голубая гостиные, Будуар.

Китайский дворец можно посещать с конца по конец в любой день кроме понедельника, с 10:30 до 18:00 ч. Стоит учитывать, что в дождливые дни музей закрыт, так как влажный воздух очень губительно сказывается на его внутреннем интерьере. В 2017 году во дворце продолжаются работы по реставрации, и для посетителей открыто только 7 залов.


Катальная горка

Внешне павильон, созданный в стиле барокко и классицизма, напоминает Эрмитаж. При Екатерине II павильон предназначался для катаний с ледяной горки и представлял собой более сложную конструкцию: к террасе на третьем этаже был пристроен широкий деревянный скат длиной 532 метра с колеей для катания.

Сейчас главная гордость Катальной горки – Фарфоровый зал с коллекцией фигурок из фарфора. Удивительным полом, сложенным из разноцветных кусочков мрамора, восхищает посетителей Круглый зал. А в Охотничьем кабинете привлекают внимание панно и орнаменты в виде гирлянд с охотничьими атрибутами.

Другие достопримечательности Ломоносова

Помимо экскурсии по великолепному дворцово-парковому комплексу «Ораниенбаум» стоит выделить время и знакомство с другими интересными объектами города:

  • Усадьба С. К. Грейга – бывший дворец «Санс-Эннуи» с главным домом, украшенным флигелями, с парком, прудом, мостами, статуями и террасами;
  • Усадьба Мордвиновых с дубовой рощей, оранжереей и прудами;
  • Усадьба «Дача Максимова» с парком 18-19 вв., оранжереей и прудом;
  • Памятник М. В. Ломоносову;
  • Дворцовые конюшни;
  • Городские ворота с въездной аркой;
  • Железнодорожный вокзал станции Ораниенбаум;
  • Собор Архангела Михаила в неорусском стиле;
  • Церковь Святого Иоанна;
  • Деревянная церковь Спиридона Тримифунтского;
  • Церковь Пресвятой Троицы;
  • Дворец культуры в стиле русского классицизма;
  • Мемориальный комплекс Братское захоронение в Мартышкине.

Интересуют горящие туры?

Посмотрите, какие варианты есть на ваши даты. Сайт мониторит предложения от 120 фирм. Есть удобная система для поиска и фильтрации предложений. Все цены окончательные. Перелет и проживание уже включены. Цены начинаются от 6 000 рублей с человека.

Для читателей сайта LHTravel есть .