Петр Иванович Бобчинский – один из второстепенных персонажей комедии «Ревизор», городской помещик. Наряду с Петром Ивановичем Добчинским он не является чиновником. Оба этих героя – зажиточные помещики, живущие не за жалование, а значит не зависящие от городничего. Бобчинский с Добчинским первыми узнают и сообщают о тайном приезде ревизора из Петербурга. Они наперебой спешат рассказать «отцам города» эту новость. Несмотря на внешнюю схожесть, эти герои имеют различный характер, часто спорят по пустякам и стараются обогнать один другого в разговоре. Они оба низкие ростом, с небольшими брюшками, много жестикулируют руками и говорят скороговоркой, перебивая, повторяя, или дополняя друг друга.

В отличие от Добчинского, Бобчинский более проворный и живой. Однако Добчинский чуть выше и серьезнее него. У этих героев не только одинаковые имена, но они и думают, и говорят почти одинаково. Рассказы, которые они передают с большим количеством ненужной информации, указывают лишь на то, что они простые обыватели и сплетники. Автор изобразил эти схожие образы нелепыми и комичными. В то же время они беспомощны и трагичны. Они переживают о том, что не входят в чиновничью епархию и всячески пытаются доказать свое участие в жизни города. После приезда

Комедия «Ревизор» рассказывает читателю о том, как человеческие пороки могут разрушить жизнь в городе, сделать ее продажной, неструктурированной, потерянной. Бобчинский и Добчинский - самые яркие второстепенные персонажи пьесы. Они имеют интересную характеристику и привносят в произведение оригинальную нотку, делают его еще комичнее, ярче и интереснее. Н. В. Гоголь не случайно делает их столь похожими друг на друга, давая понять, что все помещики отчасти похожи друг на друга.

Схожие черты

Бобчинский и Добчинский, имея практически одинаковые фамилии, они носят одинаковые имя и отчество - Иван Петрович. Это усиливает комический эффект, тем более они так похожи друг на друга внешне. Каждый из них представляется читателю маленьким и толстеньким, любопытным и сующим во все дела свой нос. Каждый из них имеет круглый животик, говорит скороговоркой, при разговоре размахивает руками. Оба они известные городские проныры и лгуны.

Каждый из них готов подслушивать под дверью, бегать за горожанами, добывать свежие сплетни любыми честными и бесчестными способами. Но, как и все чиновники города, Бобчинский и Добчинский радушны и гостеприимны по отношению к вышестоящему начальству. Характеристика Бобчинского и Добчинского из «Ревизора» имеет не только общие черты, но и различия.

Различия Бобчинского и Добчинского

Иван Петрович Бобчинский является более живым и шустрым. О нем можно сказать, что он настоящий проныра. Добчинский же чуть более высокий, он немного серьезнее Бобчинского. У Добчинского есть двое детей. Один сын рожден до брака, но он полностью признает его свои ребенком. Жена Добчинского ему не верна, все видят ее связь с судьей Аммосом Федоровичем Ляпкиным-Тяпкиным. Добчинский является родственником городничего, а именно его кумом.

Роль персонажей в произведении

Благодаря своему умению узнавать и распространять городские сплетни, Бобчинский и Добчинский вносят в историю с приездом ревизора самую большую путаницу. Услышав абсолютно незначительные факты, они решают, что Хлестков и есть ревизор, и сообщают об этом всем чиновникам. Кашу, которую они заварили, не под силу расхлебать всему руководству города, а Хлестаков, оказавшись бесчестным подлецом, подыгрывает чиновникам. Бобчинский и Добчинский - главные смутьяны произведения, из-за которых и началась вся эта комическая история.

В комедии «Ревизор» каждый из персонажей вносит свою лепту в развитие данной истории. Все они имеют яркие образы и говорящие фамилии. Бобчинский и Добчинский не имеют отношения к чиновничеству, они не живут на жалование, а значит не зависят от городничего. Но тем не менее, они постоянно суют нос в дела «государственной важности», путая и отвлекая чиновников от своих дел. Эти образы являются очень комичными, они добавляют в произведение яркости и оригинальности.

Автор показывает этих персонажей комичными, нелепыми. Но в то же время мы видим, насколько эти персонажи потеряны в жизни, сбиты с истинных ценностных ориентиров. Это вызывает жалость к ним. Они потеряны в своей жизни, им хочется тоже представлять власть. Всячески они пытаются доказать свою причастность к жизни города. Даже не имея необходимости, каждый из них несет взятку лжеревизору, чтобы показать, что они тоже важные лица в городе.

Чему нас учит комедия « Ревизор »?

Эта комедия учит нас не лгать, ведь все тайное становится явью. Делать свою работу прилежно, «не спустив рукава», а то есть быть более ответственными. Так же нужно сказать про личные качества: быть добрее и тогда другие будут относиться к тебе так же, не быть наглым, ведь не наглость украшает человека, а скромность.

Отзывы современников о комедии Гоголя "Ревизор"

<...>говорят, что "Ревизор" - комедия безнравственная, потому что в ней выведены одни пороки и глупости людские, что уму и сердцу не на ком отдохнуть от негодования и отвращения, нет светлой стороны человечества для примирения зрителей с человечеством, для назидания их, и проч. <...> Но как же требовать, чтобы каждый художник посвятил себя на должность школьного учителя или дядьки? На что вам честные люди в комедии, если они не входили в план комического писателя? Он в известную минуту, в данном положении взглянул на несколько лиц - и нарисовал их в том виде, с теми оттенками света, безобразиями, какими они представились взору его. <...> Неужели из того, что комик не вывел ни одного честного человека, следует заключить, что автор имел целью доказать, что честных людей вовсе нет? <...>

Образ Бобчинского и Добчинского в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Выполнила ученица 8 класса «А» Гусманова Аделина

Афоризмы (крылатые выражения) из комедии «Ревизор»

1. "Большому кораблю - большое плавание"

2. "Срывать цветы удовольствия "

3. "Не по чину берешь!"

4. "Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?"

Образ Бобчинского и Добчинского в комедии «Ревизор»

Прочитав комедию «Ревизор», я попыталась проанализировать всех героев. Все они по-своему схожи и по-своему разные. Но самыми смешными оказались помещики Бобчинский и Добчинский, и рассказать про каждого отдельно невозможно, по моему мнению, они одно целое. А вот как их описывает Н.В.Гоголь: «Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга, оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинкого, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

В жизни города они играют роль разносчиков разных новостей и сплетен, и поэтому о приезде Ревизора сообщают именно они. Бобчинский и Добчинский не чиновники, а помещики, они не зависят от Городничего. Следовательно, бояться Хлестакова им не нужно, но чтобы не отрываться от «стада» и показать, что они тоже имеют хоть какое-то значение в обществе, несут взятку Хлестакову. Бобчинский и Добчинский наивны и не особо образованны, они очень «похожи друг на друга и неразлучны, в комедии почти всегда появляются вместе», и не случайно столь сходственны их фамилии и одинаковы имена и отчества. Они вечно торопятся и крайне суетливы. Эти образы нелепы и беспомощны, они хотят что-то значить в обществе, но обречены пожизненно оставаться предметом для насмешек.

Data: 10.02.2012 09:44 |

Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский - персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городские помещики.

Источник: комедия "Ревизор"

Существует версия, что во времена Гоголя эти фамилии воспринимались как польские и произносились с ударением на второй слог: Добчи́нский, Бобчи́нский. Это подтверждается следующими стихами П.А. Вяземского ("Хлестаков", 1866):

Добчинский гласности, он хочет,
Чтоб знали, что Добчинский есть:
Он рвётся, мечется, хлопочет,
Чтоб в люди и в печать залезть.
...
Всё это вздор, но вот что горе:
Бобчинских и Добчинских род,
С тупою верою во взоре
Стоят пред ним, разинув рот.

Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга: оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьёзнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее.

- «Ревизор», Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров.

Оба Петра Ивановичи Бобчинский и Добчинский - не чиновники, они помещики, им есть на что жить, они не служат за жалованье и в силу этого, казалось бы, не зависят от градоначальника, он им не указ. На самом деле и они неразрывно связаны со всем происходящим в их провинциальном уездном городе. И подлаживаясь под всеобщее единение с чиновниками городка - мол, и они здесь не последние люди, тоже несут взятки Хлестакову. За что они-то несут, зачем и им подкупать ревизора? Возможно, что они и сами не ответят: просто так, чтобы быть со всеми, не отстать от других, не оказаться не у дел. В интерпретации Гоголя эти образы нелепы и беспомощны, они хотят что-то значить в общественном смысле, но обречены попадать впросак, они смешны и трагичны - в структуру чиновнической епархии не входят, вот и пытаются доказать свое участие в жизни города; не появись они сами - о них никто и не вспомнит, оттого и суетятся.

Бобчинский и Добчинский были первыми, кто связал предостережение об инкогнито из Петербурга с реальным Хлестаковым:

… да на дороге Пётр Иванович говорит мне: «Сегодня, я знаю, привезли в трактир свежей сёмги, так пойдём закусим». Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек…

Вот как о Бобчинском говорил сам Гоголь в своём «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“» (Н. В. Гоголь, 1842 г.):

Но два городских болтуна Бобчинский и Добчинский требуют особенно, чтобы было сыграно хорошо. Их должен себе очень хорошо определить актёр. Это люди, которых жизнь заключалась вся в беганьях по городу с засвидетельствованием почтенья и размене вестей. Всё у них стало визит. Страсть рассказать поглотила всякое другое занятие. И эта страсть стала их движущей страстью и стремлением жизни. Словом, это люди, выброшенные судьбой для чужих надобностей, а не для своих собственных. Нужно, чтобы видно было то удовольствие, когда, наконец, добьётся того, что ему позволят о чём-нибудь рассказать. Любопытны - от желанья иметь о чём рассказать. От этого Бобчинский даже немножко заикается. Они оба низенькие, коротенькие, чрезвычайно похожи друг на друга, оба с небольшими брюшками. Оба круглолицы, одеты чистенько, с приглаженными волосами. Добчинский даже снабжён небольшой лысинкой на середине головы; видно, что он не холостой человек, как Бобчинский, но уже женатый. Но при всём том Бобчинский берёт верх над ним по причине большей живости и даже несколько управляет его умом. Словом, актёру нужно заболеть сапом любопытства и чесоткой языка, если хочет хорошо исполнить эту роль, и представлять себе должен, что сам заболел чесоткой языка. Он должен позабыть, что он совсем ничтожный человек, как оказывается, и бросить в сторону все мелкие атрибуты, иначе он попадёт как раз в карикатуры.

Из лиц провинциального общества, не принадлежащих к числу чиновников, в комедии выведены два обывателя: Бобчинский и Добчинский. На них яснее всего видна пустота и бессодержательность провинциальной жизни. За отсутствием каких-либо высших интересов общество занимается лишь сплетнями и пересудами, и главную роль в этом отношении играют именно оба приятеля.

Они — первые вестовщики города: узнав какую-нибудь новость, они спешат с нею из дома в дом, для них нет высшего удовольствия, как рассказать о чем-либо новом и сосредоточить на себе всеобщее внимание: в эти минуты они чувствуют себя настоящими героями, тем более, что в остальное время к ним вообще относятся с пренебрежением, к чему, впрочем, они вполне привыкли, а городничий даже употребляет их на побегушки.

Бобчинский и Добчинский — это оторвавшиеся от своих поместий дворяне; они втянулись в пошлую жизнь чиновников города и рисуются Гоголем до крайности пустыми людьми. В них многое воспринимается как гипербола, как шарж. .. Чиновничья среда с ее интересами к картишкам и выпивке опустошила этих помещиков, сделала праздными вестниками, разносящими по городу сплетни … Очень интересно показал это Гоголь В языке Бобчинского.

Пустейший обыватель, он всю свою сущность раскрывает именно в характере своей речи. Прислушавшись к его безгранично многословной речи, где одна мелочь, ненужная подробность нанизываются на другую, не так легко понять, о чем он говорит. Дело в том, что Бобчинский не умеет отделить главного, существенного от какой-нибудь третьестепенной детали и потому, когда начинает говорить, то хватается буквально за все. А это сейчас же сказывается на его речи: она вся из коротких, очень часто незаконченных фраз, только механически (посредством разных соединительных союзов) связанных между собой.

Ясно, что духовная пустота Бобчинского рождает и нищету его речи. Впрочем, это не мешает ему и Добчинскому быть довольными собой и думать, что они — «соль земли». Вот за эту-то суетность и мелочность Гоголь и осмеивает их. Они для Гоголя помещики по паспорту, ничего дворянско-классового не сохранившие.

Дополнение к образам Добчинского и Бобчинского

«По профессии», как Добчинский, так и Бобчинский — сплетники. Трудно сказать, чем другим занимаются они, кроме хождения по разным знакомым домам с исключительной целью давать подробный отчет о том, что творится в городе. Относятся к ним, обыкновенно, презрительно, но и на их долю иной раз выпадает «счастье» стать предметом всеобщего внимания; случается это тогда, когда они сообщают важную новость. Сообщив о приезде ревизора, Добчинский и Бобчинский стали героями минуты. Городничий и все чиновники выслушали их рассказ, пересыпанный длинными и лишними подробностям, поверили им и тем самым удовлетворили их профессиональное самолюбие. Но в каком жалком положении очутились они, когда на них обрушился весь гнев чиновников. С такими людьми, как Добчинский и Бобчинский, не привыкли стесняться. Какими лестными эпитетами снабдили их и городничий, и попечитель богоугодных заведений, и судья, и смотритель училищ и прочие гости городничего. «Сплетники городские, лгуны проклятые» — кричит городничий. «Пачкуны проклятые, сморчки короткобрюхие» — вторит судья. «Комики» — заявляет смотритель.