Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.
Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:
Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).
Шкала перевода баллов в оценки:
«2» – от 0 до 8
«3» – от 9 до 17
«4» – от 18 до 26
«5» – от 27 до 34
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.
Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.
На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут
Мы запускаем спецпроект для девятиклассников, где ребята, которые прошли через все трудности, будут рассказывать свои истории про сдачу ОГЭ и давать советы, на что обратить внимание при подготовке.
Михаил Свешников : «Мы начали готовиться с ноября, решали задачи, рассматривали структуру экзамена. До мая было много времени, и я не сильно переживал. Обычно мы выполняли одно задание в разных тестах (это действительно помогает) и делали задания из второй части. К экзамену у нас было примерно 15-20 решений.
Для меня самым сложным оказалось определение формулы вещества по описанию и написание реакции – последнее задание. На пробных ОГЭ решал его верно не всегда. Накануне я старался все максимально повторить. В день экзамена я не сильно волновался, потому что он был последним и не влиял на аттестат, но и плохо написать не хотелось.
Когда мне дали КИМ, я растерялся, потому что вариант оказался очень сложным, но я сразу же приступил к выполнению заданий, которые знал. Решить то последнее задание так и не получилось.
Мне кажется, что надо начинать готовиться за три-четыре месяца до ОГЭ (вы мало что забудете), решать больше заданий из второй части, потому что, как правило, первая часть проще, чем в пособиях. И последнее – следует быть уверенным в себе.»
Ульяна Кис : «К экзамену готовилась очень много. Учила каждый предмет, выполняла все домашние задания, ходила на факультативы, там мы решали множество тестов и пробников.
Переживания, конечно, были, потому что каждый учитель говорил, что будет очень трудно, надо готовиться день и ночь, следует ходить к репетиторам. Но я самостоятельная, и все, что было непонятно, изучала дома, с помощью видеоуроков и разных сайтов.
И вот приближался тот самый день. У нас была четырехчасовая консультация, где кипели мозги, возможно, ещё и потому, что было лето. Мы разобрали все задания по десять раз и очень волновались.
В день ОГЭ мы пошли сдавать его в другую школу, все дрожим от страха, приходим, показываем паспорт, отмечаемся, нас распределяют по аудиториям, открывают при нас задания и раздают их и... Все оказалось так просто. Никто такого не ожидал. Попались задания, которые мы разбирали на первых трех факультативах. Всё элементарно, и с нами сидели кураторы, которые не следили за каждым твоим движением, как бывало на других экзаменах.
Самое главное – быть спокойным и уверенным, не слушать тех, кто хочет тебя запугать.
Советую готовиться самостоятельно, без репетиторов, которым надо платить крупные суммы.
К экзамену можно написать шпору – маленький листик с самым главным, например, формулами. Если решишь ей воспользоваться, то можно выйти в туалет, посмотреть и вспомнить то, что забыл.
Для тех, кто не хочет готовиться или ничего не понимает, в день экзамена на различных сайтах и в группах выкладывают ответы. Для подстраховки можно и их брать с собой.»
Артем Гуров : «Я не тратил много сил на подготовку – час в неделю дополнительных занятий по химии, на половину из которых я не приходил. Активно готовиться я начал в последний момент, за два-три дня до экзамена. Не могу сказать, что очень сильно переживал, потому что была необъяснимая внутренняя уверенность.
Какие-то эмоции у меня появились за час до экзамена, тогда же я и стал понимать, что может произойти, если я его не сдам. Страх покинул меня через полчаса после начала экзамена, когда прошла некоторая «эйфория».
Единственное, что могу посоветовать девятиклассникам – готовиться заранее. К сожалению, без этого никуда.»
ОГЭ по химии сдается только по выбору ученика, это испытание не входит в перечень обязательных. Выбирают химию ученики, которые после 9-го класса планируют поступать в профильный 10-й класс школы или специализированный колледж, техникум. Для поступления в медицинское училище требуется сдавать не только химию, но и биологию. Экзамен подразумевает ориентацию в теории, успешное применение ее на практике. Испытуемому необходимо решить немало заданий разных уровней сложности из широкого спектра тем. Чтобы определиться в том, на какие темы обратить внимание, ознакомьтесь с Программой подготовки в ОГЭ по химии.
Экзамен состоит из заданий, который делятся на два логических блока:
- В первую часть входят задания на знание теории: здесь нужно дать краткий ответ – цифра, последовательность чисел, слово.
- Во второй части – несколько вопросов, на которые нужно дать развернутые, полные ответы, провести лабораторный эксперимент, написать заключения, выполнить расчеты. Крайне важно умение пользоваться специальным оборудованием, использовать алгоритмы решения задач разного уровня сложности.
На экзамене у испытуемого есть подсказки: таблицы растворимости солей, кислот, оснований в воде, периодическая таблица Менделеева, таблицы напряжений металлов. При условии умения пользоваться этими материалами, можно решить многие задания без трудностей.
- Главный совет, актуальный на каждом экзамене – планируйте свое обучение. Без четкого плана вы не сможете достичь высокого уровня подготовки. Чтобы планирование было максимально эффективным, ознакомьтесь с – в ней указаны темы и разделы, на которые нужно обратить особое внимание.
- Оцените свои силы: наиболее простой способ – онлайн тестирование. По факту прохождения теста, вы получаете результат, и можете оценить – какие типы заданий и темы вызывают у вас наибольшие трудности.
- Когда вы определили проблемные темы, уделите им большее внимание, чем остальным. Для обучения возьмите учебники, справочники.
- Обязательно решайте задачи! Чем больше задач вы решите для подготовки, тем проще будет на экзамене.
- Задавайте вопросы: найдите специалиста, который сможет вам помочь в проблемных ситуациях. Это может быть репетитор или школьный учитель. Только специалист может помочь вам проанализировать свои ошибки и больше не совершать их.
- Научитесь пользоваться подсказками – теми таблицами, которые можно брать с собой на экзамен.
- Изучать теорию - мало, очень важно тренироваться выполнять тесты. Данная форма проверки знаний у многих вызывает трудности, особенно, если на уроках она не использовалась. Решайте больше тестовых заданий разных типов, чтобы на экзамене они не вызывали страха и непонимания.
- «Решу ОГЭ по химии» поможет вам подготовиться к экзамену и успешно сдать его, рационально используя отведенное время, без стресса.
■ Есть ли гарантия, что после занятий с вами мы сдадим ОГЭ по химии на нужный балл?
Более 80% девятиклассников, прошедших у меня полный курс подготовки к ОГЭ и регулярно выполнявших домашние задания, сдали этот экзамен на отлично! И это при том, что еще за 7-8 месяцев до экзамена многие из них не могли вспомнить формулу серной кислоты и путали таблицу растворимости с таблицей Менделеева!
■ Уже Январь, знания по химии - на нуле. Уже слишком поздно или все-таки есть шанс сдать ОГЭ?
Шанс есть, но при условии, что ученик готов серьезно работать! Меня не шокирует нулевой уровень знаний. Более того, большая часть девятиклассников готовятся к ОГЭ . Но нужно понимать, что чудес не бывает. Без активной работы ученика знания "сами собой" в голове не уложатся.
■ Подготовка к ОГЭ по химии - это очень тяжело?
Прежде всего, это очень интересно! Я не могу назвать ОГЭ по химии сложным экзаменом: предлагаемые задания достаточно стандартны, круг тем известен, критерии оценки "прозрачны" и логичны.
■ Как устроен экзамен ОГЭ по химии?
Существует два варианта ОГЭ: с экспериментальной частью и без нее. В первом варианте школьникам предлагается 23 задания, два из которых связаны с практической работой. На выполнение работы отводится 140 минут. Во втором варианте 22 задачи необходимо решить за 120 минут. 19 заданий требуют лишь краткого ответа, остальные - развернутого решения.
■ Как (технически) можно записаться на ваши занятия?
Очень просто!
- Позвоните мне по телефону: 8-903-280-81-91 . Звонить можно в любой день до 23.00.
- Мы договоримся о первой встрече для предварительного тестирования и определения уровня группы.
- Вы выбираете удобное для вас время занятий и размер группы (индивидуальные уроки, занятия в паре, мини - группы).
- Все, в назначенное время начинается работа.
В добрый путь!
А можно просто воспользоваться на этом сайте.
■ Как лучше готовиться: в группе или индивидуально?
Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Занятия в группах оптимальны по соотношению цена - качество. Индивидуальные уроки допускают более гибкое расписание, более тонкую "настройку" курса под нужды конкретного ученика. После предварительного тестирования я порекомендую вам лучший вариант, но окончательный выбор - за вами!
■ Выезжаете ли вы на дом к ученикам?
Да, выезжаю. В любой район Москвы (включая районы за МКАД) и в ближнее Подмосковье. На дому у учеников можно проводить не только индивидуальные, но и групповые занятия.
■ А мы живем далеко от Москвы. Что делать?
Заниматься дистанционно. Скайп - наш лучший помощник. Дистанционные занятия ничем не отличаются от очных: та же методика, те же учебные материалы. Мой логин: repetitor2000. Обращайтесь! Проведем пробное занятие - увидите, насколько все просто!
■ Когда можно начать занятия?
В принципе, в любое время. Идеальный вариант - за год до экзамена. Но даже если до ОГЭ осталось несколько месяцев, обращайтесь! Возможно, остались свободные "окна", и я смогу предложить вам интенсивный курс. Звоните: 8-903-280-81-91!
■ Гарантирует ли хорошая подготовка к ОГЭ успешную сдачу ЕГЭ по химии в одиннадцатом классе?
Не гарантирует, но в большой степени способствует этому. Фундамент химии закладывается именно в 8-9 классах. Если школьник хорошо освоит базовые разделы химии, ему будет гораздо легче учиться в старших классах и готовиться к ЕГЭ. Если вы планируете поступление в ВУЗ с высоким уровнем требований по химии (МГУ, ведущие медицинские ВУЗы), начинать подготовку следует не за год до экзамена, а уже в 8-9 классах!
■ Насколько сильно ОГЭ-2019 по химии будет отличаться от ОГЭ-2018?
Никаких изменений не планируется. Сохраняются два варианта экзамена: с практической частью или без нее. Количество заданий, их тематика, система оценивания сохраняются такими, какими были в 2018 году.
Теоретический материал к заданиям ОГЭ по химии
1.Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева
Порядковый номер элемента численно равен заряду ядра его атома, числу протонов в ядре N и общему числу электронов в атоме.
Число электронов на последнем (внешнем) слое определяется по номеру группы химического элемента.
Число электронных слоев в атоме равно номеру периода.
Массовое число атома A (равно относительной атомной массе, округленной до целого числа) - это суммарное количество протонов и нейтронов.
Количество нейтронов N определяют по разности массового числа А и числа протонов Z .
Изотопы – атомы одного химического элемента, имеющие в ядре одинаковое число протонов, но разное число нейтронов, т.е. одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу.
2.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
По периоду(слева направо → )
По группе
(сверху вниз↓)
Заряд ядра
Число электронных слоев
Число валентных электронов
Возрастает
Не изменяется
Возрастает
Возрастает
Возрастает
Не изменяется
Радиусы атомов
Металлические свойства
Восстановительные свойства
Основные свойства оксидов и гидроксидов
Убывают
Возрастают
Электоотрицательность
Неметаллические свойства
Окислительные свойства
Кислотные свойства оксидов и гидроксидов
Возрастают
Убывают
3.
Строение молекул.
Химическая связь:
ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая
Ковалентная неполярная связь образуется между одинаковыми атомами неметаллов (то есть, с одинаковым значением электроотрицательности).
Ковалентная полярная связь образуется между атомами разных неметаллов (с разным значением электроотрицательности).
Ионная связь образуется между атомами типичных металлов и неметаллов и в солях аммония! (NH 4 Cl , NH 4 NO 3 и т.д.)
Металлическая связь - в металлах и сплавах.
Длина связи определяется:
радиусом атомов элементов: чем больше радиусы атомов, тем больше длина связи;
кратностью связи (одинарная длиннее, чем двойная)
4.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов
Степень окисления – условный заряд атома в молекуле, вычисленный исходя из предположения, что все связи в молекуле – ионные.
Окислитель принимает электроны, происходит процесс восстановления.
Восстановитель отдает электроны, происходит процесс окисления.
Валентностью называют число химических связей, которые образует атом в химическом соединении. Часто значение валентности совпадает численно со значением степени окисления.
Различия в значениях степени окисления и валентностиСтепень окисления
Валентность
Простые вещества
O 0 2 H 0 2 N 0 2 F 0 2 Cl 0 2 Br 0 2 I 0 2
O II 2 H I 2 N III 2 F I 2 Cl I 2 Br I 2 I I 2
Соединения азота
HN +5 O 3
N 2 +5 O 5
N -3 H 4 Cl
HN IV O 3
N 2 IV O 5
N IV H 4 Cl (в ионе аммония)
5.
Простые и сложные вещества. Основные классы
неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений
Сложные вещества – вещества, в состав которых входят атомы различных химических элементов.
Кислоты - сложные вещества , в состав которых обычно входят атомы водорода, способные замещаться на атомы металлов, и кислотный остаток: HCl , H 3 Р O 4
Основания – сложные вещества, в состав которых входят ионы металла и гидроксид-ионы ОН - : NaOH , Ca (OH ) 2
Соли средние – сложные вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотных остатков (CaCO 3 ) . В составе кислых солей есть еще атом(-ы) водорода ( Ca ( HCO 3 ) 2 ) . В составе основных солей – гидроксид-ионы ((CuOH ) 2 CO 3 ) .
Оксиды – сложные вещества, в состав которых входят атомы двух элементов, один из которых обязательно кислород в степени окисления (-2). Оксиды классифицируются на основные, кислотные, амфотерные и несолеобразующие.
металлы со степенями окисления +3, + 4 иZn +2 , Be +2
неметаллы
металлы со степенями окисления +5, +6, +7
Оксиды CO , NO , N 2 O – являются несолеобразующими.
6.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии
Химические реакции – явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества.
Признаки протекания химической реакции – выделение света и тепла, образование осадка, газа, появление запаха, изменение цвета.
Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Сумма коэффициентов в уравнении реакции: Fe +2 HCl → FeCl 2 (1+2+1=4)
Классификация химических реакций
По числу и составу исходных и полученных веществ различают реакции:
Соединения А+В = АВ
Разложения АВ = А+ В
Замещения А + ВС = АС + В
Обмена АВ + С D = AD + CB
Реакции обмена между кислотами и основаниями – реакции нейтрализации.
По изменению степеней окисления химических элементов:
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР), в процессе которых происходит изменение степеней окисления химических элементов.
Если в реакции участвует простое вещество – это всегда ОВР
Реакции замещения – это всегда ОВР.
Не окислительно-восстановительные реакции, в процессе которых не происходит изменения степеней окисления химических элементов. !Реакции обмена всегда не ОВР.
По поглощению и выделению энергии:
экзотермические реакции идут с выделением тепла (это все реакции горения, обмена, замещения, большинство реакций соединения);
эндотермические реакции идут с поглощением тепла (реакции разложения)
По направлению процесса : обратимые и необратимые.
По наличию катализатора : каталитические и некаталитические.
7.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)
Электролиты – вещества, которые в водных растворах и расплавах распадаются на ионы, вследствие чего их водные растворы или расплавы проводят электрический ток.
Кислоты – электролиты, при диссоциации которых в водных растворах в качестве катионов образуется только катионы Н +
Основания – электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуется только гидроксид-анионы ОН -
Соли средние - электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка.
Катионы имеют положительный заряд; анионы – отрицательный
8.
Реакции ионного обмена и условия их осуществления
Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется осадок, газ или вода (или другое малодиссоциирующее вещество)
В ионных уравнениях в неизменном виде надо оставлять формулы неэлектролитов, нерастворимых веществ, слабых электролитов, газов.
Правила составления ионных уравнений:
составить молекулярное уравнение реакции ;
проверить возможность протекания реакции ;
отметить вещества (подчеркнуть), которые будут записываться в молекулярном виде (простые вещества, оксиды, газы, нерастворимые вещества, слабые электролиты);
записать полное ионное уравнение реакции;
вычеркнуть из левой и правой части одинаковые ионы;
переписать сокращённое ионное уравнение.
9.
Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов
С кислотами взаимодействуют только металлы, которые находятся в ряду активности левее водорода. Т.е. неактивные металлы Cu , Hg , Ag , Au , Pt с кислотами не реагируют.
Но: Cu , Hg , Ag реагируют с HNO 3 конц, разбавл. , H 2 SO 4конц.
Ме ( Cu , Hg , Ag ) +
HNO 3 конц,
→ Ме NO 3 + NO 2 + H 2 O
HNO 3 разбавл.
→ Ме NO 3 + NO + H 2 O
H 2 SO 4конц.
→ Ме SO 4 + SO 2 + H 2 O
!!! HNO 3 конц, , H 2 SO 4конц. пассивируют Fe , Al , С r (при н.у.))
Окислительные свойства галогенов усиливаются по группе снизу вверх.
Неметаллы реагируют с металлами и между собой.
H 2 +Ca →CaH 2
N 2 + 3Ca → Ca 3 N 2
N 2 + O 2 ↔ 2 NO
S + O 2 → SO 2
N 2 + 3H 2 → 2NH 3
2P + 3Cl 2 → 2PCl 3 или 2P + 5Cl 2 → 2PCl 5
Галогены
1) реагируют со щелочами:
Cl 2 + 2 NaOH → NaCl + NaClO + H 2 O (в холодном растворе)
3 Cl 2 + 6 NaOH → NaCl + 5 NaClO 3 + H 2 O (в горячем растворе)
2) более активный галоген (вышестоящий в группе, кроме фтора, так как он реагирует с водой) вытесняет менее активные галогены из их галогенидов. вытесняет нижестоящий галоген из галогенида.
Cl 2 + 2 KBr → Br 2 + 2 KCl , но Br 2 + KCl ≠
3) 2 F 2 + O 2 → 2 O +2 F 2 (фторид кислорода)
4) Запомнить: 2 Fe + 3 Cl 2 → 2 Fe +3 Cl 3 и Fe + 2 HCl → Fe +2 Cl 2 + H 2
Свойства металлов
Средней активностиНеактивные
Cu , Hg , Ag , Au , Pt
1. + H 2 O → Me * OH + H 2 (н.у.)
2.+ неметаллы
(!2 Na + O 2 → Na 2 O 2 - пероксид)
3.+ кислоты
1.+ Н 2 О ( t 0 ) → MeO + H 2
2.+ неметаллы (кроме N 2 )
3. +кислоты
4. + соль (раств.),
5. Ме 1 +Ме 2 О (если Ме 1 =М g , Al )
1. (только Cu , Hg )
+ О 2 (при t 0 )
2. (только Cu , Hg ) + Cl 2 (при t 0 )
3. + соль (раств.), если Ме более акт., чем в соли
10.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных
Химические свойства оксидов
Обозначим активные металлы (Me *): Li , Na , K , Rb , Cs , Fr , Ca , Sr , Ba , Ra .
Металлы, образующие амфотерные соединения, обозначим Ме А (Zn , Be , Al )
1.+ Н 2 О2. + кислоты (Н CI и др.)
3.+ЭО
4.+ Me A O
5.+ Me A O Н
1. + кислоты (Н CI и др.)
2. +восстановители:
С, СО, Н 2 , Al
3. MgO + Э O
1.+ кислоты (Н CI и др.)
2.+ Me * O
3.+ Me * O Н
4. +восстановители:
С, СО, Н 2 , Al
5. ZnO + Э O
1.+ Н 2 О
2. + Me*O
+MgO
+ZnO
3.+ Me*O Н
4. ЭО нелетуч + Соль → ЭО летуч. + соль
Некоторые особенности: 2 Mg + SiO 2 → Si + 2 MgO
4 HF + SiO 2 → SiF 4 + 2 H 2 O (плавиковая кислота «плавит» стекло)
11.
Химические свойства кислот, оснований
Химические свойства КИСЛОТ:
Взаимодействуют с основными и амфотерными оксидами с образованием соли и воды: CaO + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O ZnO+2HNO 3 =Zn(NO 3 ) 2 +H 2 O
Взаимодействуют с основаниями и амфотерными гидроксидами с образованием соли и воды (реакция нейтрализации):
NaOH + HCl(разб.) = NaCl + H 2 O
Zn (OH ) 2 + H 2 SO 4 = ZnSO 4 +2 H 2 O
Взаимодействуют с солями
А) если выпадает осадок или выделяется газ:
BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2HCl
CuS + H 2 SO 4 = Cu SO 4 + H 2 S
Б) сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей (если в реакционной системе мало воды):
2K N O 3тв. + H 2 SO 4конц. =K 2 SO 4 + 2 HN O 3
С металлами:
А) металлы, стоящие в ряду активности до водорода, вытесняют его из раствора кислоты (кроме азотной кислоты HNO 3 любой концентрации и концентрированной серной кислоты H 2 SO 4 )
Б) с азотной кислотой и концентрированной серной кислотами реакция идёт иначе (см. свойства металлов)
12.
Химические свойства солей
Химические свойства СОЛЕЙ :
Соль раств. + Соль раств. → если образуется ↓
Соль раств. + основание раств. → если образуется ↓или (NH 3 )
Соль . + кислота . → если образуется ↓или
Соль раств. + Ме → если Ме более активен, чем в соли, но не Ме*
Карбонаты, сульфиты образуют кислые соли
! CаCO 3 + CO 2 +Н 2 О → Cа(НCO 3 ) 2
6. Некоторые соли разлагаются при нагревании:
1. Карбонаты, сульфиты и силикаты(кроме щелочных металлов) CuCO
3
=CuO+CO
2
2. Нитраты (разных металлов разлагаются по-разному)
t oMeNO 3 → MeNO 2 + O 2
Li , металлов средней акт., Cu
MeNO 3 → MeO + NO 2 + O 2
металлов неактивных, кроме Cu
MeNO 3 → Me + NO 2 + O 2
NH
4
NO
3
→ N
2
O + 2H
2
O
NH
4
NO
2
→ N
2
+ 2H
2
O
13.
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ.
Чистые вещества и смеси
Чистое вещество имеет определенный постоянный
состав
или
структуру
(соль, сахар).
Смеси - это физические сочетания чистых веществ.
Смеси могут быть однородными (нельзя обнаружить частицы веществ)
и неоднородными.
Разделить смеси можно, используя их физические свойства:
Железо, сталь притягиваются магнитом, остальные вещества – нет
Песок и др. нерастворим в воде
Измельченная сера, опилки всплывают на поверхность воды
Несмешивающиеся жидкости можно разделить с помощью делительной воронки
Некоторые правила безопасной работы в лаборатории:
Работать с едкими веществами надо в перчатках
Получение таких газов, как SO 2 , Cl 2 , NO 2 , надо проводить только под тягой
Нельзя нагревать легковоспламеняющиеся вещества на открытом огне
При нагревании жидкости в пробирке, надо сначала прогреть всю пробирку и держать ее под углом 30-45 0
14.
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с
помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
Получение газов
Уравнение реакции полученияПроверка
Как собирать
O 2
2KMnO 4 → K 2 MnO 4 +MnO 2 +O 2 (2 2NH 4 Cl+Ca(OH) 2 → CaCl 2 +2NH 3 +2H 2 O (t 0 )
Синеет влажная лакмусовая бумажка
Примечание: Н 2 О(+) можно данный газ собирать методом вытеснения воды,
Н 2 О(-) нельзя собирать методом вытеснения воды
ЛакмусМетиловый оранжевый
Фенолфталеин
Красный
Розовый
Бесцветный
Фиолетовый
Оранжевый
Бесцветный
Синий
Желтый
Малиновый
Т.е. для определения кислой среды нельзя использовать фенолфталеин!!!
Таблица определения ионов
Ag + (AgNO 3 )
Образуется творожистый белый осадок, нерастворимый в азотной кислоте.
Br -
Образуется желтоватый осадок
I -
Образуется желтый осадок
PO 4 3-
Образуется желтый осадок
SO 4 2-
Ba 2+ (Ba(NO 3 ) 2 )
Выпадает молочно-белый осадок, нераств. ни в кислотах, ни в щелочах
CO 3 2-
H + (HCl )
Бурное выделение газа СО 2
NH 4 +
OH - (NaOH )
Появление запаха NH 3
Fe 2+
Зеленоватый осадок↓, буреющий
Fe 3+
Бурый осадок↓
Cu 2+
Голубой ↓гелеобразный
Al 3+
Белый ↓ гелеобразный, в избытке щелочи растворяется
Zn 2+
Ca 2+
CO 3 2- (Na 2 CO 3 )
Белый осадок CaCO 3
15.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе
Массовая доля химического элемента в общей массе соединений равна отношению массы данного элемента к массе всего соединения (выражают в долях единицы или в процентах)
ω = n Ar (хэ)/ Mr (вещества)(×100%)