Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.

Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:

Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;

Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 8

«3» – от 9 до 17

«4» – от 18 до 26

«5» – от 27 до 34

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.

На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут

Мы запускаем спецпроект для девятиклассников, где ребята, которые прошли через все трудности, будут рассказывать свои истории про сдачу ОГЭ и давать советы, на что обратить внимание при подготовке.

Михаил Свешников : «Мы начали готовиться с ноября, решали задачи, рассматривали структуру экзамена. До мая было много времени, и я не сильно переживал. Обычно мы выполняли одно задание в разных тестах (это действительно помогает) и делали задания из второй части. К экзамену у нас было примерно 15-20 решений.

Для меня самым сложным оказалось определение формулы вещества по описанию и написание реакции – последнее задание. На пробных ОГЭ решал его верно не всегда. Накануне я старался все максимально повторить. В день экзамена я не сильно волновался, потому что он был последним и не влиял на аттестат, но и плохо написать не хотелось.

Когда мне дали КИМ, я растерялся, потому что вариант оказался очень сложным, но я сразу же приступил к выполнению заданий, которые знал. Решить то последнее задание так и не получилось.

Мне кажется, что надо начинать готовиться за три-четыре месяца до ОГЭ (вы мало что забудете), решать больше заданий из второй части, потому что, как правило, первая часть проще, чем в пособиях. И последнее – следует быть уверенным в себе.»

Ульяна Кис : «К экзамену готовилась очень много. Учила каждый предмет, выполняла все домашние задания, ходила на факультативы, там мы решали множество тестов и пробников.

Переживания, конечно, были, потому что каждый учитель говорил, что будет очень трудно, надо готовиться день и ночь, следует ходить к репетиторам. Но я самостоятельная, и все, что было непонятно, изучала дома, с помощью видеоуроков и разных сайтов.

И вот приближался тот самый день. У нас была четырехчасовая консультация, где кипели мозги, возможно, ещё и потому, что было лето. Мы разобрали все задания по десять раз и очень волновались.

В день ОГЭ мы пошли сдавать его в другую школу, все дрожим от страха, приходим, показываем паспорт, отмечаемся, нас распределяют по аудиториям, открывают при нас задания и раздают их и... Все оказалось так просто. Никто такого не ожидал. Попались задания, которые мы разбирали на первых трех факультативах. Всё элементарно, и с нами сидели кураторы, которые не следили за каждым твоим движением, как бывало на других экзаменах.

Самое главное – быть спокойным и уверенным, не слушать тех, кто хочет тебя запугать.

Советую готовиться самостоятельно, без репетиторов, которым надо платить крупные суммы.

К экзамену можно написать шпору – маленький листик с самым главным, например, формулами. Если решишь ей воспользоваться, то можно выйти в туалет, посмотреть и вспомнить то, что забыл.

Для тех, кто не хочет готовиться или ничего не понимает, в день экзамена на различных сайтах и в группах выкладывают ответы. Для подстраховки можно и их брать с собой.»

Артем Гуров : «Я не тратил много сил на подготовку – час в неделю дополнительных занятий по химии, на половину из которых я не приходил. Активно готовиться я начал в последний момент, за два-три дня до экзамена. Не могу сказать, что очень сильно переживал, потому что была необъяснимая внутренняя уверенность.

Какие-то эмоции у меня появились за час до экзамена, тогда же я и стал понимать, что может произойти, если я его не сдам. Страх покинул меня через полчаса после начала экзамена, когда прошла некоторая «эйфория».

Единственное, что могу посоветовать девятиклассникам – готовиться заранее. К сожалению, без этого никуда.»

ОГЭ по химии сдается только по выбору ученика, это испытание не входит в перечень обязательных. Выбирают химию ученики, которые после 9-го класса планируют поступать в профильный 10-й класс школы или специализированный колледж, техникум. Для поступления в медицинское училище требуется сдавать не только химию, но и биологию. Экзамен подразумевает ориентацию в теории, успешное применение ее на практике. Испытуемому необходимо решить немало заданий разных уровней сложности из широкого спектра тем. Чтобы определиться в том, на какие темы обратить внимание, ознакомьтесь с Программой подготовки в ОГЭ по химии.


Экзамен состоит из заданий, который делятся на два логических блока:

  • В первую часть входят задания на знание теории: здесь нужно дать краткий ответ – цифра, последовательность чисел, слово.
  • Во второй части – несколько вопросов, на которые нужно дать развернутые, полные ответы, провести лабораторный эксперимент, написать заключения, выполнить расчеты. Крайне важно умение пользоваться специальным оборудованием, использовать алгоритмы решения задач разного уровня сложности.
В 2018 году минимальный порог составил 9 баллов – это минимум, который позволит получить минимальную оценку и аттестат.
На экзамене у испытуемого есть подсказки: таблицы растворимости солей, кислот, оснований в воде, периодическая таблица Менделеева, таблицы напряжений металлов. При условии умения пользоваться этими материалами, можно решить многие задания без трудностей.


  • Главный совет, актуальный на каждом экзамене – планируйте свое обучение. Без четкого плана вы не сможете достичь высокого уровня подготовки. Чтобы планирование было максимально эффективным, ознакомьтесь с – в ней указаны темы и разделы, на которые нужно обратить особое внимание.
  • Оцените свои силы: наиболее простой способ – онлайн тестирование. По факту прохождения теста, вы получаете результат, и можете оценить – какие типы заданий и темы вызывают у вас наибольшие трудности.
  • Когда вы определили проблемные темы, уделите им большее внимание, чем остальным. Для обучения возьмите учебники, справочники.
  • Обязательно решайте задачи! Чем больше задач вы решите для подготовки, тем проще будет на экзамене.
  • Задавайте вопросы: найдите специалиста, который сможет вам помочь в проблемных ситуациях. Это может быть репетитор или школьный учитель. Только специалист может помочь вам проанализировать свои ошибки и больше не совершать их.
  • Научитесь пользоваться подсказками – теми таблицами, которые можно брать с собой на экзамен.
  • Изучать теорию - мало, очень важно тренироваться выполнять тесты. Данная форма проверки знаний у многих вызывает трудности, особенно, если на уроках она не использовалась. Решайте больше тестовых заданий разных типов, чтобы на экзамене они не вызывали страха и непонимания.
  • «Решу ОГЭ по химии» поможет вам подготовиться к экзамену и успешно сдать его, рационально используя отведенное время, без стресса.

■ Есть ли гарантия, что после занятий с вами мы сдадим ОГЭ по химии на нужный балл?

Более 80% девятиклассников, прошедших у меня полный курс подготовки к ОГЭ и регулярно выполнявших домашние задания, сдали этот экзамен на отлично! И это при том, что еще за 7-8 месяцев до экзамена многие из них не могли вспомнить формулу серной кислоты и путали таблицу растворимости с таблицей Менделеева!

■ Уже Январь, знания по химии - на нуле. Уже слишком поздно или все-таки есть шанс сдать ОГЭ?

Шанс есть, но при условии, что ученик готов серьезно работать! Меня не шокирует нулевой уровень знаний. Более того, большая часть девятиклассников готовятся к ОГЭ . Но нужно понимать, что чудес не бывает. Без активной работы ученика знания "сами собой" в голове не уложатся.

■ Подготовка к ОГЭ по химии - это очень тяжело?

Прежде всего, это очень интересно! Я не могу назвать ОГЭ по химии сложным экзаменом: предлагаемые задания достаточно стандартны, круг тем известен, критерии оценки "прозрачны" и логичны.

■ Как устроен экзамен ОГЭ по химии?

Существует два варианта ОГЭ: с экспериментальной частью и без нее. В первом варианте школьникам предлагается 23 задания, два из которых связаны с практической работой. На выполнение работы отводится 140 минут. Во втором варианте 22 задачи необходимо решить за 120 минут. 19 заданий требуют лишь краткого ответа, остальные - развернутого решения.

■ Как (технически) можно записаться на ваши занятия?

Очень просто!

  1. Позвоните мне по телефону: 8-903-280-81-91 . Звонить можно в любой день до 23.00.
  2. Мы договоримся о первой встрече для предварительного тестирования и определения уровня группы.
  3. Вы выбираете удобное для вас время занятий и размер группы (индивидуальные уроки, занятия в паре, мини - группы).
  4. Все, в назначенное время начинается работа.

В добрый путь!

А можно просто воспользоваться на этом сайте.

■ Как лучше готовиться: в группе или индивидуально?

Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Занятия в группах оптимальны по соотношению цена - качество. Индивидуальные уроки допускают более гибкое расписание, более тонкую "настройку" курса под нужды конкретного ученика. После предварительного тестирования я порекомендую вам лучший вариант, но окончательный выбор - за вами!

■ Выезжаете ли вы на дом к ученикам?

Да, выезжаю. В любой район Москвы (включая районы за МКАД) и в ближнее Подмосковье. На дому у учеников можно проводить не только индивидуальные, но и групповые занятия.

■ А мы живем далеко от Москвы. Что делать?

Заниматься дистанционно. Скайп - наш лучший помощник. Дистанционные занятия ничем не отличаются от очных: та же методика, те же учебные материалы. Мой логин: repetitor2000. Обращайтесь! Проведем пробное занятие - увидите, насколько все просто!

■ Когда можно начать занятия?

В принципе, в любое время. Идеальный вариант - за год до экзамена. Но даже если до ОГЭ осталось несколько месяцев, обращайтесь! Возможно, остались свободные "окна", и я смогу предложить вам интенсивный курс. Звоните: 8-903-280-81-91!

■ Гарантирует ли хорошая подготовка к ОГЭ успешную сдачу ЕГЭ по химии в одиннадцатом классе?

Не гарантирует, но в большой степени способствует этому. Фундамент химии закладывается именно в 8-9 классах. Если школьник хорошо освоит базовые разделы химии, ему будет гораздо легче учиться в старших классах и готовиться к ЕГЭ. Если вы планируете поступление в ВУЗ с высоким уровнем требований по химии (МГУ, ведущие медицинские ВУЗы), начинать подготовку следует не за год до экзамена, а уже в 8-9 классах!

■ Насколько сильно ОГЭ-2019 по химии будет отличаться от ОГЭ-2018?

Никаких изменений не планируется. Сохраняются два варианта экзамена: с практической частью или без нее. Количество заданий, их тематика, система оценивания сохраняются такими, какими были в 2018 году.

Теоретический материал к заданиям ОГЭ по химии

1.

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

Порядковый номер элемента численно равен заряду ядра его атома, числу протонов в ядре N и общему числу электронов в атоме.

Число электронов на последнем (внешнем) слое определяется по номеру группы химического элемента.

Число электронных слоев в атоме равно номеру периода.

Массовое число атома A (равно относительной атомной массе, округленной до целого числа) - это суммарное количество протонов и нейтронов.

Количество нейтронов N определяют по разности массового числа А и числа протонов Z .

Изотопы – атомы одного химического элемента, имеющие в ядре одинаковое число протонов, но разное число нейтронов, т.е. одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу.

2.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

По периоду

(слева направо )

По группе

(сверху вниз↓)

Заряд ядра

Число электронных слоев

Число валентных электронов

Возрастает

Не изменяется

Возрастает

Возрастает

Возрастает

Не изменяется

    Радиусы атомов

    Металлические свойства

    Восстановительные свойства

    Основные свойства оксидов и гидроксидов

Убывают

Возрастают

    Электоотрицательность

    Неметаллические свойства

    Окислительные свойства

    Кислотные свойства оксидов и гидроксидов

Возрастают

Убывают


3.

Строение молекул.

Химическая связь:

ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая

Ковалентная неполярная связь образуется между одинаковыми атомами неметаллов (то есть, с одинаковым значением электроотрицательности).

Ковалентная полярная связь образуется между атомами разных неметаллов (с разным значением электроотрицательности).

Ионная связь образуется между атомами типичных металлов и неметаллов и в солях аммония! (NH 4 Cl , NH 4 NO 3 и т.д.)

Металлическая связь - в металлах и сплавах.

Длина связи определяется:

    радиусом атомов элементов: чем больше радиусы атомов, тем больше длина связи;

    кратностью связи (одинарная длиннее, чем двойная)

4.

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов

Степень окисления – условный заряд атома в молекуле, вычисленный исходя из предположения, что все связи в молекуле – ионные.

Окислитель принимает электроны, происходит процесс восстановления.

Восстановитель отдает электроны, происходит процесс окисления.

Валентностью называют число химических связей, которые образует атом в химическом соединении. Часто значение валентности совпадает численно со значением степени окисления.

Различия в значениях степени окисления и валентности

Степень окисления

Валентность

Простые вещества

O 0 2 H 0 2 N 0 2 F 0 2 Cl 0 2 Br 0 2 I 0 2

O II 2 H I 2 N III 2 F I 2 Cl I 2 Br I 2 I I 2

Соединения азота

HN +5 O 3

N 2 +5 O 5

N -3 H 4 Cl

HN IV O 3

N 2 IV O 5

N IV H 4 Cl (в ионе аммония)

5.

Простые и сложные вещества. Основные классы

неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений

Сложные вещества – вещества, в состав которых входят атомы различных химических элементов.

Кислоты - сложные вещества , в состав которых обычно входят атомы водорода, способные замещаться на атомы металлов, и кислотный остаток: HCl , H 3 Р O 4

Основания – сложные вещества, в состав которых входят ионы металла и гидроксид-ионы ОН - : NaOH , Ca (OH ) 2

Соли средние – сложные вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотных остатков (CaCO 3 ) . В составе кислых солей есть еще атом(-ы) водорода ( Ca ( HCO 3 ) 2 ) . В составе основных солей – гидроксид-ионы ((CuOH ) 2 CO 3 ) .

Оксиды – сложные вещества, в состав которых входят атомы двух элементов, один из которых обязательно кислород в степени окисления (-2). Оксиды классифицируются на основные, кислотные, амфотерные и несолеобразующие.

металлы со степенями окисления +3, + 4 и

Zn +2 , Be +2

    неметаллы

    металлы со степенями окисления +5, +6, +7

Оксиды CO , NO , N 2 O – являются несолеобразующими.

6.

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии

Химические реакции – явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества.

Признаки протекания химической реакции – выделение света и тепла, образование осадка, газа, появление запаха, изменение цвета.

Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Сумма коэффициентов в уравнении реакции: Fe +2 HCl FeCl 2 (1+2+1=4)

Классификация химических реакций

По числу и составу исходных и полученных веществ различают реакции:

Соединения А+В = АВ

Разложения АВ = А+ В

Замещения А + ВС = АС + В

Обмена АВ + С D = AD + CB

Реакции обмена между кислотами и основаниями – реакции нейтрализации.

По изменению степеней окисления химических элементов:

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР), в процессе которых происходит изменение степеней окисления химических элементов.

Если в реакции участвует простое вещество – это всегда ОВР

Реакции замещения – это всегда ОВР.

Не окислительно-восстановительные реакции, в процессе которых не происходит изменения степеней окисления химических элементов. !Реакции обмена всегда не ОВР.

По поглощению и выделению энергии:

    экзотермические реакции идут с выделением тепла (это все реакции горения, обмена, замещения, большинство реакций соединения);

    эндотермические реакции идут с поглощением тепла (реакции разложения)

По направлению процесса : обратимые и необратимые.

По наличию катализатора : каталитические и некаталитические.

7.

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

Электролиты – вещества, которые в водных растворах и расплавах распадаются на ионы, вследствие чего их водные растворы или расплавы проводят электрический ток.

Кислоты – электролиты, при диссоциации которых в водных растворах в качестве катионов образуется только катионы Н +

Основания – электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуется только гидроксид-анионы ОН -

Соли средние - электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка.

Катионы имеют положительный заряд; анионы – отрицательный

8.

Реакции ионного обмена и условия их осуществления

Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется осадок, газ или вода (или другое малодиссоциирующее вещество)

В ионных уравнениях в неизменном виде надо оставлять формулы неэлектролитов, нерастворимых веществ, слабых электролитов, газов.

Правила составления ионных уравнений:

    составить молекулярное уравнение реакции ;

    проверить возможность протекания реакции ;

    отметить вещества (подчеркнуть), которые будут записываться в молекулярном виде (простые вещества, оксиды, газы, нерастворимые вещества, слабые электролиты);

    записать полное ионное уравнение реакции;

    вычеркнуть из левой и правой части одинаковые ионы;

    переписать сокращённое ионное уравнение.

9.

Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов

С кислотами взаимодействуют только металлы, которые находятся в ряду активности левее водорода. Т.е. неактивные металлы Cu , Hg , Ag , Au , Pt с кислотами не реагируют.

Но: Cu , Hg , Ag реагируют с HNO 3 конц, разбавл. , H 2 SO 4конц.

Ме ( Cu , Hg , Ag ) +

HNO 3 конц,

Ме NO 3 + NO 2 + H 2 O

HNO 3 разбавл.

Ме NO 3 + NO + H 2 O

H 2 SO 4конц.

Ме SO 4 + SO 2 + H 2 O

!!! HNO 3 конц, , H 2 SO 4конц. пассивируют Fe , Al , С r (при н.у.))

Окислительные свойства галогенов усиливаются по группе снизу вверх.

Неметаллы реагируют с металлами и между собой.

H 2 +Ca →CaH 2

N 2 + 3Ca → Ca 3 N 2

N 2 + O 2 ↔ 2 NO

S + O 2 SO 2

N 2 + 3H 2 → 2NH 3

2P + 3Cl 2 → 2PCl 3 или 2P + 5Cl 2 → 2PCl 5

Галогены

1) реагируют со щелочами:

Cl 2 + 2 NaOH NaCl + NaClO + H 2 O (в холодном растворе)

3 Cl 2 + 6 NaOH NaCl + 5 NaClO 3 + H 2 O (в горячем растворе)

2) более активный галоген (вышестоящий в группе, кроме фтора, так как он реагирует с водой) вытесняет менее активные галогены из их галогенидов. вытесняет нижестоящий галоген из галогенида.

Cl 2 + 2 KBr Br 2 + 2 KCl , но Br 2 + KCl

3) 2 F 2 + O 2 → 2 O +2 F 2 (фторид кислорода)

4) Запомнить: 2 Fe + 3 Cl 2 → 2 Fe +3 Cl 3 и Fe + 2 HCl Fe +2 Cl 2 + H 2

Свойства металлов

Средней активности

Неактивные

Cu , Hg , Ag , Au , Pt

1. + H 2 O Me * OH + H 2 (н.у.)

2.+ неметаллы

(!2 Na + O 2 Na 2 O 2 - пероксид)

3.+ кислоты

1.+ Н 2 О ( t 0 ) → MeO + H 2

2.+ неметаллы (кроме N 2 )

3. +кислоты

4. + соль (раств.),

5. Ме 1 +Ме 2 О (если Ме 1 g , Al )

1. (только Cu , Hg )

+ О 2 (при t 0 )

2. (только Cu , Hg ) + Cl 2 (при t 0 )

3. + соль (раств.), если Ме более акт., чем в соли

10.

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

Химические свойства оксидов

Обозначим активные металлы (Me *): Li , Na , K , Rb , Cs , Fr , Ca , Sr , Ba , Ra .

Металлы, образующие амфотерные соединения, обозначим Ме А (Zn , Be , Al )

1.+ Н 2 О

2. + кислоты (Н CI и др.)

3.+ЭО

4.+ Me A O

5.+ Me A O Н

1. + кислоты (Н CI и др.)

2. +восстановители:

С, СО, Н 2 , Al

3. MgO + Э O

1.+ кислоты (Н CI и др.)

2.+ Me * O

3.+ Me * O Н

4. +восстановители:

С, СО, Н 2 , Al

5. ZnO + Э O

1.+ Н 2 О

2. + Me*O

+MgO

+ZnO

3.+ Me*O Н

4. ЭО нелетуч + Соль → ЭО летуч. + соль

Некоторые особенности: 2 Mg + SiO 2 Si + 2 MgO

4 HF + SiO 2 SiF 4 + 2 H 2 O (плавиковая кислота «плавит» стекло)

11.

Химические свойства кислот, оснований

Химические свойства КИСЛОТ:

  1. Взаимодействуют с основными и амфотерными оксидами с образованием соли и воды: CaO + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O ZnO+2HNO 3 =Zn(NO 3 ) 2 +H 2 O

  2. Взаимодействуют с основаниями и амфотерными гидроксидами с образованием соли и воды (реакция нейтрализации):

NaOH + HCl(разб.) = NaCl + H 2 O

Zn (OH ) 2 + H 2 SO 4 = ZnSO 4 +2 H 2 O

    Взаимодействуют с солями

А) если выпадает осадок или выделяется газ:

BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2HCl

CuS + H 2 SO 4 = Cu SO 4 + H 2 S

Б) сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей (если в реакционной системе мало воды):

2K N O 3тв. + H 2 SO 4конц. =K 2 SO 4 + 2 HN O 3

    С металлами:

А) металлы, стоящие в ряду активности до водорода, вытесняют его из раствора кислоты (кроме азотной кислоты HNO 3 любой концентрации и концентрированной серной кислоты H 2 SO 4 )

Б) с азотной кислотой и концентрированной серной кислотами реакция идёт иначе (см. свойства металлов)

12.

Химические свойства солей

Химические свойства СОЛЕЙ :

    Соль раств. + Соль раств. → если образуется ↓

    Соль раств. + основание раств. → если образуется ↓или (NH 3 )

    Соль . + кислота . → если образуется ↓или

    Соль раств. + Ме → если Ме более активен, чем в соли, но не Ме*

    Карбонаты, сульфиты образуют кислые соли

! CаCO 3 + CO 2 2 О → Cа(НCO 3 ) 2

6. Некоторые соли разлагаются при нагревании:
1. Карбонаты, сульфиты и силикаты(кроме щелочных металлов) CuCO
3 =CuO+CO 2

2. Нитраты (разных металлов разлагаются по-разному)

t o

MeNO 3 MeNO 2 + O 2

Li , металлов средней акт., Cu

MeNO 3 MeO + NO 2 + O 2

металлов неактивных, кроме Cu

MeNO 3 Me + NO 2 + O 2

NH 4 NO 3 → N 2 O + 2H 2 O
NH
4 NO 2 → N 2 + 2H 2 O

13.

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ.

Чистые вещества и смеси

Чистое вещество имеет определенный постоянный состав или структуру (соль, сахар).
Смеси - это физические сочетания чистых веществ.
Смеси могут быть однородными (нельзя обнаружить частицы веществ) и неоднородными.

Разделить смеси можно, используя их физические свойства:

    Железо, сталь притягиваются магнитом, остальные вещества – нет

    Песок и др. нерастворим в воде

    Измельченная сера, опилки всплывают на поверхность воды

    Несмешивающиеся жидкости можно разделить с помощью делительной воронки

Некоторые правила безопасной работы в лаборатории:

    Работать с едкими веществами надо в перчатках

    Получение таких газов, как SO 2 , Cl 2 , NO 2 , надо проводить только под тягой

    Нельзя нагревать легковоспламеняющиеся вещества на открытом огне

    При нагревании жидкости в пробирке, надо сначала прогреть всю пробирку и держать ее под углом 30-45 0

14.

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с

помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

Получение газов

Уравнение реакции получения

Проверка

Как собирать

O 2

2KMnO 4 → K 2 MnO 4 +MnO 2 +O 2 (2 2NH 4 Cl+Ca(OH) 2 → CaCl 2 +2NH 3 +2H 2 O (t 0 )

Синеет влажная лакмусовая бумажка

Примечание: Н 2 О(+) можно данный газ собирать методом вытеснения воды,

Н 2 О(-) нельзя собирать методом вытеснения воды

Лакмус

Метиловый оранжевый

Фенолфталеин

Красный

Розовый

Бесцветный

Фиолетовый

Оранжевый

Бесцветный

Синий

Желтый

Малиновый

Т.е. для определения кислой среды нельзя использовать фенолфталеин!!!

Таблица определения ионов

Ag + (AgNO 3 )

Образуется творожистый белый осадок, нерастворимый в азотной кислоте.

Br -

Образуется желтоватый осадок

I -

Образуется желтый осадок

PO 4 3-

Образуется желтый осадок

SO 4 2-

Ba 2+ (Ba(NO 3 ) 2 )

Выпадает молочно-белый осадок, нераств. ни в кислотах, ни в щелочах

CO 3 2-

H + (HCl )

Бурное выделение газа СО 2

NH 4 +

OH - (NaOH )

Появление запаха NH 3

Fe 2+

Зеленоватый осадок↓, буреющий

Fe 3+

Бурый осадок↓

Cu 2+

Голубой ↓гелеобразный

Al 3+

Белый ↓ гелеобразный, в избытке щелочи растворяется

Zn 2+

Ca 2+

CO 3 2- (Na 2 CO 3 )

Белый осадок CaCO 3

15.

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе

Массовая доля химического элемента в общей массе соединений равна отношению массы данного элемента к массе всего соединения (выражают в долях единицы или в процентах)

ω = n Ar (хэ)/ Mr (вещества)(×100%)