Актив, Активист

Слово «актив» произошло от латинского «активиус», то есть «деятельный».

Активист тот, кто действует.

Пионерский актив – активные, деятельные ребята, у которых есть постоянное пионерское поручение.

«Артек» - пионерский лагерь в Крыму, у подножия Медведь-горы. Был открыт в 1925 году. «Артек» - школа лидера не только для советских пионеров, но и для детей более 100 стран мира. Здесь проходил Международный детский фестиваль «Пусть всегда будет солнце!». В советские времена путёвка в «Артек» считалась престижной наградой как для советских детей, так и для зарубежных. В пределах одной школы путёвки удостаивались самые лучшие из пионеров по многочисленным показателям (участие в делах пионерской дружины, поведение, успеваемость и т.п.).

Барабан


Барабан звонкой дробью собирает отряд: «тра-та-та, тра-та-там! Там-тра-та-там! Там-та-та-там!» Торжественно вносят знамя. А вот «тра-та-та…тра-та-та… тра-та-та…». Тревога! Спеши пионер на помощь! Барабанщк всегда рядом с горнистом. Вместе шагают на правом фланге пионерского отряда. Быть барабанщиком, быть смелым, шагать впереди и звать вперед

Вожатый

Пионерский вожатый. Он похож на учителя, потому что много знает и многому может научить. Он похож на и на ребят. Такой же веселый и неугомонный, охотник до разных затей и приключений.


Газета

«Пионерская правда» выходила с 1925 года. В газете можно было прочитать о жизни большой страны. Она была организатором пионерских дел. С нею можно было разучить новую песню, пошутить и посмеяться.

Галстук

Пионерский галстук – частица красного знамени. Три конца и крепкий узел. Вот так связаны друг с другом три поколения борцов за коммунизм – коммунисты, комсомольцы и пионеры.


Красный галстук появился раньше, чем первые пионерские отряды. В 1919 году на первомайскую демонстрацию вместе со взрослыми вышли и ребята. В руках у рабочих были красные флаги, а ребята повязали на грудь красные косынки, чтобы все видели: идут будущие строители нового мира!

Миллионы советских людей носили пионерские галстуки.

Горн

Немецкий духовой инструмент.

Горнист просыпается первым и будит всех: «Вставай, дружок, вставай!» он подает веселый сигнал: «Бери ложку, бери хлеб, собирайся на обед!» он провожает вечером спать.


Дворец или Дом пионеров

Это штаб всей городской пионерии. Здесь проходят главные сборы и слеты, хранятся документы ее истории. В его комнаты и залы, мастерские и лаборатории приходят пионеры заниматься любимым делом в свободное от учебы в школе время.

Хроника событий Дворца детского (юношеского) творчества

  • 1934 г. – открыт республиканский Дом художественного воспитания детей.
  • 1953 г. Март – ДХВД реорганизован в городской Дом пионеров и школьников.
  • Эта дата считается датой рождения Дома – Дворца пионеров.
  • 1980 г. Февраль – открытие здания Дворца пионеров и школьников, Кирова,17.
  • 1995 г. С развалом СССР и реорганизацией Всесоюзной пионерской организации Дворец пионеров и школьников переименован во Дворец творчества юных.
  • 2000 г. Юридическое название организации Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворц детского (юношеского) творчества»
  • 2015 г. Юридическое название организации Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворц детского (юношеского) творчества»

Девиз

Девиз Всесоюзной пионерской организации имени Ленина звучит так:

Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!

И пионер отвечает:

Всегда готов!

Что означает этот клич?

Призыв к борьбе за счастье людей.

Готовность выполнить любое задание Родины. И не потом, когда станешь взрослым, а сейчас и каждую минуту своей жизни.

Дружина

В старину так называли отряд храбрых воинов – дружина. Богатырские дела были под силу боевой дружине.

У пионеров тоже дружины. Один пионер посадит дерево. Звено посадит несколько деревьев. У отряда получится аллея. А у дружины – парк.

Есть у дружины свой штаб - совет дружины, самый первый друг и помощник – старший вожатый.

Есть у дружины святыня – дружинное знамя.

Журнал

«Пионер» - журнал пионерской организации, на его обложке изображен орден трудового красного знамени. В журнале можно прочитать рассказы героев-воинов, рабочих, хлеборобов и ученых; повести, рассказы и стихи. в каждом номере есть страницы, которые говорят об интересном пионерском деле и зовут принять в нем участие. Журнал такой же организатор, как и газета. При пионере создан Всесоюзный штаб Тимура, и задания этого штаба выполняли миллионы тимуровцев по всей стране.

Законы пионеров Советского Союза

Закон – это правило жизни и поведения, обязательное для всех граждан страны.

Пионеры – юные граждане СССР, они тоже должны следовать закону своей страны.

В стране Пионерии свои законы, правила, обязательные для всех, кто носит красный галстук. Законов – восемь, и каждый говорит о том, каким быть, как поступать и как жить юному пионеру.

  • Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
  • Пионер готовится стать комсомольцем.
  • Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
  • Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
  • Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
  • Пионер честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
  • Пионер товарищ и вожак октябрят.
  • Пионер друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

«Зарница»

«Зарница» - пионерская военно-спортивная игра. В игре ребята-юноармейцы выполняют роли: стрелка, разведчика, связиста, санитара, военкора, повара. Изучают военное дело, знакомятся с жизнью и подвигами героев, готовятся к защите Родины. Командуют игрой боевые генералы.

Звено

Пионерский отряд состоит из звеньев. Ребята собираются в звено по интересам, по желанию заниматься полезным делом, вместе выполнять пионерские поручения, вместе проводить свободное время.

Звено выбирает себе командира – звеньевого. Справедливого, умного, требовательного, веселого. Главная забота звена и звеньевого – чтобы каждому пионеру жилось интересно.

Знамя

Государственный флаг СССР – красный. Пионерское знамя тоже красное.

Красный цвет – это цвет крови, пролитой борцами за свободу трудящихся. Это цвет борьбы и победы. Под знаменем пионеры дают Торжественное обещание – клятву быть верными заветам Ленина.

Знаменная бригада

Значок

Значком пионеров 30-х годов был знак-зажим на галстук.

Значок пионеров военных лет отыскать непросто, потому что его делали самостоятельно из жести или красного материала.


Привычный для нас пионерский значок появился в1964 году.

Пятиконечная звезда – это эмблема нашей великой Родины.

В центре звезды – силуэт Владимира Ильича Ленина: имя Ленина носила Всесоюзная пионерская организация.

Над звездой – три языка пламени, символизируют крепкую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, пионеров.

Пионер всегда готов к борьбе за дело Коммунистической партии, и эти слова – «Всегда готов!» - написаны на значке.

Зона пионерского действия

У каждой пионерской дружины есть своя небольшая территория над которой они шефствуют, т.е. помогают ветеранам, инвалидам, детям, заботятся, чинят, играют. Это зона пионерского действия. В зоне пионерского действия пионеры за все в ответе.

Интернационал – гимн всех коммунистов мира. Он родился во Франции в 1871 году, когда сражались на баррикадах отважные бойцы Парижской коммуны.

На латинском языке «интер» значит «между», «нацио» - «народ». «Интернационал» - значит «международный».

Костер пионерский (по внешнему виду напоминает большой шалаш из веток).

Самые интересные пионерские сборы – у костра.

Самые сердечные встречи – у костра.

Самые взволнованные разговоры и самые дерзкие мечты – у костра.

Самые звонкие песни – у костра.

Пламя костра на пионерском значке напоминает: живи, пионер, так, чтобы людям возле тебя было тепло, светло и интересно.

Книга почета пионерской органзации



Красные следопыты

Красные следопыты – это пионеры, которые ведут поиск по старым документам, фамилии героя в газете, воспоминаниям ветерана, старым фотографиям. В результате поиска они открывают в школах музеи боевой и трудовой славы, чтобы рассказать ребятам-пионерам о героях своего времени.

Лагерь

Пионерский лагерь – это организация летнего оздоровительного отдыха детей пионерского возраста.

Самые большие пионерские лагеря – это «Артек» и «Орленок» у Черного моря, «Зубренок» в Белоруссии, «Молодая гвардия» под Одессой, «Океан» - на берегу Тихого океана.


Линейка

Почему «линейка»? Потому что ровно, как по линейке, строятся ребята, когда созовет их горн на сбор отряда или дружины. Пионер на линейке подтянут и бодр.

Торжественная линейка – большой праздник, когда под звуки горнов и дробь барабанов, рука сама взлетает в салюте навстречу дружинному знамени.

Марш пионерских отрядов

Всесоюзный марш пионерских отрядов – это несколько направлений хороших дел навстречу светлому и справедливому будущему.

  • «Моя Родина – СССР»
  • «В страну знаний»
  • «Мир и солидарность»
  • «Пионерстрой»
  • «В мире прекрасного»
  • «Сильные, смелые, ловкие»
  • «Тимуровец»
  • «Звездочка»

Награда - В стране Пионерии есть немало наград для достойных.

В отряде, в дружине самым лучшим выносят благодарность. Большая честь - быть сфотографированным у развернутого знамени дружины. Почетные грамоты центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.

За успехи на Всесоюзном марше пионерских отрядов дружинам и отрядам присваивается звание правофланговых. Почетные ленты украшают замена и флаги. Самым активным ребятам вручают значок «За активную работу».

Октябрята – будущие пионеры (8-10 лет).

Правила октябрят:

  • Октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
  • Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
  • Октябрята – правдивые, смелые, ловкие и умелые.
  • Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Пионерский отряд руководит октябрятской группой, которая делится на звездочки.


Отряд – это твоя пионерская группа, класс в школе или команда в лагере.

Песня -

«Взвейтесь кострами»

«Картошка» и др.

Пионер – это значит первый.

Пионерами называли людей, которые заселяли новые, только что открытые земли.

Пионеры – это те, кто прокладывает пут в неведомое, бесстрашно шагает впереди. В Советском Союзе пионерами были дети в возрасте с 10 до 14 лет, которые помогали взрослым строить новую и счастливую жизнь.

Пионерская организация - 19 мая 1922 года II Всероссийская конференция комсомола решила: пусть по примеру Москвы всюду будут отряды пионеров. Этот день стал днем рождения пионерской организации.

Первый отряд в Ижевске был организован в мае 1922 года.

Пионерские знаки различия знаки различия пионерских командиров - на шевроне, который нашит на левый рукав рубашки. Как у военных, это звездочки. Маленькая звездочка посередине шеврона – у вожатого звена, у члена совета отряда.

Две маленькие звездочки - у председателя совета отряда, у членов совета дружины.

Три маленькие звездочки - у председателя совета дружины, у члена городского штаба пионеров.

Четыре маленькие звездочки – у председателя городского штаба.

Одна большая звездочка – вожатый отряда.

Две большие звездочки – старший пионервожатый, у членов городского совета пионеров.

Три большие звезды – у председателя городского совета и у члена областного совета пионеров.

Поручение – дело, которое дает пионеру отряд. Поручения бывают разными. На весь учебный год – звеньевой, член совета отряда, редактор газеты. А может быть поручение на один раз – оформить фотостенд, пригласить на встречу ветерана. Провести конкурс и т.д. Любое поручение надо выполнять в срок и на совесть.

Рапорт – устный или письменный доклад, сообщение о выполнении задания, взятых на себя обязательств. Рапорт правофланговых пионерских отрядов о проделанной работе за год.

Салют


Салют – это пионерское приветствие.

Пять пальцев в салюте плотно прижаты друг к другу. Это символ: так сплочены дети трудящихся пяти частей света.

Пионер поднимает ладонь над головой, словно желая сказать: «Общее дело, общие интересы я ставлю выше личных».

Салютом пионер приветствует своих вожатых, пионерский и воинский строй, красное знамя, подъем Государственного флага, исполнение Государственного гимна, у памятников борцам за свободу своей Родины.

Сбор

Сбор – это праздник. С выносом отрядного флага или знамени дружины, с торжественной песней горна «Слушайте все!»

Сбор – это деловой разговор и обсуждение общего для пионеров дела.

Слет

Слет – это главный пионерский сбор страны. Пионеры собираются вместе, чтобы говорить о самом важном в жизни своей организации.

Первый Всесоюзный слет пионеров состоялся летом 1929 года в Москве.

Второй слет проходил в 1962 году в «Артеке» - был посвящен 40-летию пионерской организации.

Третий в 1967

Четвертый Всесоюзный слет состоялся в городе Ленинграде, в годовщину 100-летия В.И.Ленина в 1970 году.

Пятый - в «Артеке» в 1972 году. Его делегатами стали правофланговые Марша «Всегда готов!».

Совет

Главный организатор отрядной жизни – совет отряда, дружинной – совет дружины. Совет дает поручения, проверяет, помогает, советует.

Солидарность

Дружба с зарубежными сверстниками – закон пионерской жизни. Дружить – значит помогать, делать далекому другу добро, если надо, бороться за его свободу.

Спорт

Каждый может стать здоровым и сильным, ловким и смелым, если по утрам будет делать зарядку. Спорт не только делает здоровым, но и помогает воспитывать волю. Всесоюзный физкультурный комплекс называется «Готов труду и обороне СССР».

Первая ступень этого комплекса – как раз для ребят пионерского возраста. Помериться силами с соперниками помогут соревнования:

  • Юных хоккеистов на приз клуба «Золотая шайба»
  • Юных футболистов на приз клуба «Кожаный мяч»
  • Юных пловцов «Нептун»
  • Турниры шашистов и шахматистов «Чудо-шашки» и «Белая ладья»
  • Лыжные соревнования на приз газеты «Пионерская правда»,
  • Игры-эстафеты «Веселые старты»,
  • Легкоатлетическое четырехборье «Дружба»…

Все эти и другие соревнования входят в программу Всесоюзных детских спортивных игр «Старты надежд».

Тимуровцы – так назывались отряды пионеров, которые заботились о семьях тех, кто служил в Советской Красной Армии, о ветеранах войны и труда.

Название одного из маршрутов Всесоюзного марша пионерских отрядов. Девиз тимуровцев: «Радость – людям!».


Идейный вдохновитель – писатель А.Гайдар написал книгу «Тимур и его команда». В книге ярко представлено главное тимуровское правило: не жди зова и приказа. Старайся сам увидеть, где нужны твои умелые руки, твое доброе сердце. Сумей сделать все спокойно и скромно, не рассчитывая на похвалы и награду, а просто радуясь, что всем вокруг хорошо.

Торжественное обещание самые главные слова в жизни каждого пионера. Он говорит их один раз, вступая в ряды пионерской организации, перед строем своих товарищей. Это не просто обещание, а клятва, такая же нерушимая, как воинская присяга.

«Я, ………………………вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза».

Учение – путешествие в мир знаний, мир увлекательный и безбрежный. Маршрут «В страну знаний» - главный пионерский маршрут, а учение – главный пионерский труд.

Флаг отрядный – младший брат дружинного знамени. Он, как знамя, красного цвета. Отряд идет с флагом на линейку, сбор, слет, на парад, на экскурсию и в поход. На флаге можно увидеть номер отряда, или имя героя, которое присвоено отряду.

Отрядный флаг, как знамя, можно доверить только лучшему пионеру. Это большая честь.

Харцеры и др.

Харцер в переводе с польского – герой, так называют детскую организацию в Польше,

  • В Болгарии – «Септемврийче» (сентябрята),
  • В ГДР – пионеры-тельманцы,
  • В Англии – «Лесной народ»,
  • В Австрии – «Молодая гвардия»,
  • Во Франции – «Пионеры Франции».

Они говорят на разных языках, но у них много общего: близки их цели и идеи, они любят бывать вместе, вместе работать, вместе веселиться. Пионеры помогают старшим строить новую и справедливую жизнь.

Узнать о своих сверстниках за рубежом можно в клубе интернациональной дружбы (КИД).

Честь – это доброе имя человека.

Честь – это то, за что человека уважают другие люди: честная жизнь, честный труд, честное слово.

Юнкор – юный корреспондент газеты или журнала. Впервые появились, когда появились первые пионерские газеты в 1924 году.


Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации. Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр.

В советском союзе День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина или, говоря проще - День пионерии, - официально отмечался 19 мая. Именно в этот день в 1922 году 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Социальная иерархия: октябрёнок - пионер - комсомолец, была направлена на создание у советских детей и подростков внутреннего идеологического стержня, стремления расти и совершенствоваться. Пионерская организация учила детей жизни в социалистическом обществе, способам сосуществования со сверстниками. Сейчас многие граждане видят в таком подходе в воспитании молодежи недостатки, мол, идеологическое замутнение мозгов, которое делало из людей марионеток. Даже если так, то в то время уровень наркомании и преступности среди молодежи был сверхнизким, по сравнению с нашим временем. После распада СССР, День Пионерии перестал быть официальным праздником. Сегодня День Пионерии неофициально отмечается некоторыми детскими организациями и компаниями, занятыми в сфере организации детского досуга. Да и всегда найдутся люди, которые с удовольствием вспоминают юные пионерские годы.

Кто из советских пионеров, не помнит волнения, с которым готовился вступить в ряды массовой общественно-политической организации? Как под звуки горнов и барабанов повязывали алые галстуки? Как впервые в своей жизни мы торжественно клялись на верность делу Ленина и Коммунистической партии? Советская страна ничего не жалела для юных. Были построены прекрасные Дворцы пионеров и детские лагеря. Сама же деятельность детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах имела такие серьезные масштабы, что даже превосходила по значимости свой «буржуйский» прообраз и аналог - скаутское движение. Пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическое воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству. При этом следует отметить, что, по мере эволюции движения, роль наследия скаутинга в нём падала (что хорошо прослеживается на эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного лагеря к типу санаторного комплекса). Среди частных отличий можно указать отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.

«Будь готов!»

«Всегда готов!»

Пионерская клятва
Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.»
«Будь готов!»
«Всегда готов!» Примечание. До 1986 г. было: «…горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Редакция 1922 года
Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться.

Редакция 1923 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что

1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров.

Редакция 1924 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров.

Редакция 1928 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что: 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича - Законы ЮП Законы юных пионеров - свод основных правил жизни и деятельности члена Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. В образной и доступной пониманию детей форме изложены цели и задачи детской коммунистической организации, основные принципы коммунистической нравственности, морально-этические нормы поведения юных пионеров.

Впервые Законы юных пионеров, разработанные комиссией ЦК РКСМ при участии Н. К. Крупской, были утверждены 5-м съездом РКСМ в октябре 1922 года. В Законах юных пионеров был выделен как один из основных закон - «Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящимся».

Происшедшие за годы социалистического строительства изменения условий деятельности пионерской организации, углубление содержания и совершенствование форм и методов ее работы нашли отражение в новом тексте Законов юных пионеров, утвержденном в 1957 8-м пленумом ЦК ВЛКСМ.


Законы пионеров Советского Союза

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер дисциплинирован.
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер - товарищ и вожатый октябрят.
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер честен и правдив. Его слово - как гранит.

Обычаи пионеров.

Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька.
Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками.
Пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы - друзья желудка.
Пионеры точны и аккуратны.
Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь.
Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям. Пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер.
Пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов.
Пионеры охраняют полезных животных.
Пионеры помнят всегда свои обычаи и законы.

Пионерский гимн

Музыка: С. Дёшкин Слова: А. Жаров


Мы, пионеры, дети рабочих.

Припев (после каждого куплета):
Близится время /авт:эра/
Светлых годов,
Клич пионера -
"Всегда будь готов!"

Радостным шагом, с песней весёлой,
Мы выступаем за комсомолом.

Мы поднимаем красное /авт:алое/ знамя,
Дети рабочих, смело за нами!

Грянем мы дружно песнь удалую
За пионеров семью мировую

Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы, пионеры, дети рабочих.

1922
Сигналы и марши Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина (Части 1, 2)

Жанр: сигналы и марши
Год выпуска диска: 1983
Производитель диска: СССР
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 00:16:11

I Сигналы

1. Вступление - 00:00:35
2. Внимание! Слушайте все! - 00:00:37
3. Подъём! - 00:00:28
4. На обед - 00:00:23
5. На занятия - 00:00:27
6. Сбор пионерских вожатых - 00:00:14
7. Ко сну - 00:00:47


II Дружинная линейка

8. Сигнал "Сбор" - 00:00:40
9. Марш "Торжественный вынос знамени" - 00:00:23
10. Подъём и спуск Государственного флага СССР - 00:00:29
11. Взвейтесь кострами, синие ночи!
12. Торжественное открытие - 00:00:21
13. Минута молчания - 00:00:51


III Марши для сопровождения
пионерского строя

14. Торжестванное приветствие - 00:00:36
15. Пионерский туш - 00:00:17
16. Пионерский марш - 00:00:53
17. Встречный марш - 00:00:28
18. Звонкий марш - 00:00:32
19. Марш по караулам - 00:00:22
20. Пионерский марш - 00:00:43


IV Сигналы пионерской
военно-спортивной игры "Зарница"

21. Сигнал "Заря" - 00:01:04
22. Сигнал "Тревога" - 00:00:30
23. Сигнал "Воздушная тревога" - 00:00:13
24. Сигнал "Отбой тревоги" - 00:00:21


Символика пионерской организации

Положение о символах, атрибутах и ритуалах Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина предусматривает использование в воспитательной работе государственной символики, установленной Конституцией СССР. Пионерская организация воспитывает у детей и подростков глубокое уважение к Гербу, Флагу, Гимну СССР, а также к Гербу, Флагу, Гимну союзной республики. Эти государственные символы олицетворяют героическую историю, мощь и величие социалистической Отчизны.

Воспитательное назначение символики пионерской организации, важность использования в ее работе государственных символов заключается прежде всего в том, чтобы в конкретной яркой, образной, эмоциональной и доступной пониманию детей форме разъяснить им:

Идею революционной преемственности поколений коммунистов - комсомольцев - пионеров, верности юного поколения революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, готовности к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза;
общественно-политический смысл деятельности коммунистической организации детей и подростков;
значение пионерской организации как смены и резерва Ленинского комсомола;
необходимость укрепления единства членов пионерской организации.

Символику пионерской организации отличали следующие идейно-политические ориентации:

Глубокое идейно-политическое содержание каждого символа, неразрывная связь с коммунистическими идеями;
конкретность и точность выражения идейно-политического содержания определенных коммунистических идей;
яркость и эмоциональная привлекательность внешней формы символа;
простота и доступность раскрытия сложных для детей политических понятий.

Красное знамя и красный флаг. Коммунистическая партия и комсомол доверили пионерским организациям и дружинам право иметь Красное знамя, отряду - красный пионерский флаг. Это были символы верности юного поколения делу Октябрьской революции, делу Коммунистической партии, символ верности Родине, чести и сплоченности пионеров.

На Красном знамени Всесоюзной пионерской организации два ордена Ленина и Памятная лента ЦК ВЛКСМ. Первым орденом Ленина Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина была награждена 17 мая 1962 г. в связи со своим 40-летием за большую работу по коммунистическому воспитанию детей. Памятная лента ЦК ВЛКСМ вручена пионерской организации 30 июня 1970 г. на XVII Всесоюзном слете пионеров в Ленинграде за успешную работу по подготовке к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Вторым орденом Ленина пионерская организация награждена 18 мая 1972 г. в связи со своим 50-летием и за большую работу по воспитанию детей в духе ленинских заветов.

Красное знамя торжественно вручалось представителями Ленинского комсомола пионерским организациям союзных и автономных республик, национальных округов, краевым и областным, городским и районным организациям, дружине школы, временной дружине пионерского лагеря.

Образцы Красных знамен пионерских организаций и дружин устанавливал Центральный Комитет ВЛКСМ. На этих знаменах был изображен пионерский значок и начертаны слова девиза пионеров: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» На ленте, прикрепленной к древку знамени, - название организации или дружины. К древку знамени дружины прикреплялись также памятные ленты за успехи во всесоюзных и республиканских пионерских делах. Бережное отношение к Красному знамени было священным долгом каждого вожатого и пионера.

Красный флаг вручался представителем комсомольской организации вновь созданному пионерскому отраду на торжественной линейке. Образец красного флага отряда также утверждался ЦК ВЛСКМ. На лицевой стороне флага был изображен пионерский значок. К древку флага прикреплялись лента с вышитым шелком почетным именем отряда, памятные ленты - награда за успехи в пионерских делах, например. Почетная лента Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина отряду - «правофланговому» Всесоюзного марша пионерских отрядов.

Красный галстук и значок пионера.

Красный галстук носил каждый пионер. Это был символ верности делу Великого Октября, символ нерушимого единства трех поколений: коммунистов - комсомольцев - пионеров. Галстук пионера - частица революционного Красного знамени. Беречь честь своего пионерского галстука - значит свято хранить честь Красного знамени. Значок - символ принадлежности пионера к единой массовой коммунистической организации детей и подростков Советского Союза. «Такой значок, - писала Н.К. Крупская в брошюре «РКСМ и бойскаутизм», - укрепляет связь между организацией и ее членами и усиливает ответственность члена за свои поступки».

Пионерский значок.
Пионерский значок представляет собой изображение пятиконечной красной звезды (символ единства, трудящихся пяти континентов) с профилем В.И. Ленина в центре звезды (знак принадлежности ко Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и верности пионера ленинским заветам), выше верхних лучей звезды пионерский костер с тремя языками пламени (символ единства поколений коммунистов - комсомольцев - пионеров), нижние лучи звезды перевиты лентой со словами «Всегда готов!» (символ готовности пионера к борьбе за дело Коммунистической партии).

Пионерский салют. Салют пионера означает, что для него интересы общества, своей коммунистической организации, дружины и отряда выше личных. Пионер отдавал салют, поднимая согнутую под углом правую руку с плотно сжатыми пальцами над головой:

Https://img-fotki.yandex.ru/get/62701/108533029.23/0_211944_e1f9d85f_orig.jpg при вручении ему красного галстука;
при исполнении Гимна Коммунистической партии «Интернационала», Гимна Союза Советских Социалистических Республик, гимнов союзных республик, подъеме Государственного флага СССР и флагов союзных республик;
у Мавзолея и памятников В.И. Ленину, мемориалов революционной, боевой и трудовой славы советского народа, отвечая «Всегда готов!» на слова пионерского девиза;
при вручении знаков различия членам советов дружин и отрядов, награждении во время торжественного церемониала;
пионер также салютует Красному знамени - флагу отряда, приветствует салютом вожатых, пионерский и воинский строй.

Почетное имя. Присвоение пионерской организации, дружине, отряду имени выдающегося деятеля Коммунистической партии и революционного движения, героя нашей Родины являлся символом верности славным традициям борьбы за коммунизм. Образцы героической жизни и борьбы, «славный труд советских людей, подвиг героев выступают как высокий нравственный идеал пионеров», которому они должны были подражать. Уже Н.К. Крупская отмечала в своих трудах значительную воспитательную силу связи идеалов и практического поведения подростков и детей. Самым высоким идейно-нравственным идеалом для пионеров предлагалась жизнь и деятельность В. И. Ленина.

Символика неразрывно связана с атрибутами пионерской организации. Атрибуты - определенные предметы и знаки, которые в яркой и выразительной форме выражают идеи, символы и традиции пионерского движения, подчеркивают сплоченность, единство и организованность пионерских коллективов, создают эмоционально-привлекательное оформление детской коммунистической организации.

Некоторые основные символы пионерской организации одновременно являлись и ее атрибутами (красные знамена пионерских организаций и дружин, красные флаги отрядов, галстук и значок пионера).

Атрибуты, имея символический смысл, отражали революционную романтику пионерской жизни, пафос героической борьбы народа за великое дело Коммунистической партии. Поэтому, например, и горн, и барабан неправомерно рассматривать только с точки зрения их утилитарно-практического назначения подавать сигналы. Горн и барабан стали спутниками отряда как символы боевой трубы красноармейских полков огненных лет гражданской войны и походных барабанов юных Гаврошей Парижской коммуны.

Атрибутами пионерской организации были форма вожатых и пионеров, знаки различия выборного пионерского актива, награды вожатых и пионеров, памятные эмблемы, знаки и наградные значки пионерских слетов, фестивалей, конкурсов, соревнований, всесоюзных и республиканских игр.

Таким образом, цели и задачи пионерской организации определялись на основе партийных директив и формулировались в Уставе ВЛКСМ и Положении о Всесоюзной пионерской организации им. В.И Ленина, документах Ленинского комсомола.

Общей и единой целью школы, комсомола и пионерской организации являлись задачи всестороннего развития коммунистической личности. Целью работы каждой дружины являлась подготовка достойной смены Ленинского комсомола.

Символика и атрибуты придавали революционно-романтический настрой жизни и работе пионеров, помогали организационно и идейно укрепить коллектив членов коммунистической организации детей и подростков, внести эмоционально-торжественную приподнятость в пионерские дела, создать эстетику жизни коллектива. Они выражали социально-политические идеи общественной жизни, пафос борьбы за построение социализма и коммунизма.

М.-Л., Госиздат, 1930. 32 с. с ил. (автотипии). Тираж 30000 экз. Цена 20 коп. В цв. издательской конструктивистской обложке. 22х18 см. Большая редкость!

Очень любопытны фотокниги о пионерских слетах. "Слет" Олега Шварца (1930) повествует о первом пионерском слете, который состоялся в августе 1929 года. 18 августа у стадиона "Динамо" собралось 7 тысяч делегатов и более 40 тысяч гостей. Слет работал неделю: была спартакиада и пионерская конференция, детский коммунистический конгресс и карнавал.

Использование фотографий в оформлении книг практиковалось еще в конце XIX в., однако во второй половине 1920-х-начале 1930-х гг. этот прием был самым кардинальным образом переосмыслен, получил особую остроту и актуальность, и прежде всего - благодаря усилиям конструктивистов. Вполне закономерен интерес мастеров этого круга к фотоизображению, ставшему для них воплощением современности, техники, фактографической точности. Работа с громоздким фотооборудованием придавала художнику лестное сходство с пролетарием, ограждала его от субъективизма и вкусовщины, давала повод для радикальных экспериментов. Возможности нового искусства представлялись многим энтузиастам поистине безграничными; по их мнению, фотография не только могла на равных конкурировать с традиционными формами творчества, имевшими многовековую историю, но и должна была в ближайшее время полностью вытеснить их из культурного пространства современности. «Для агитационного творчества понадобилась реалистическая изобразительность, созданная максимально высокой техникой и обладающая графической четкостью и остротой впечатления,- утверждал Г. Клуцис.-Старые виды искусства (рисунок, живопись, гравюра) оказались недостаточными по своей отсталой технике и методам работы, чтобы удовлетворять массовые агитпроп-потребности революции». «Объектив фотоаппарата - зрачок культурного человека в социалистическом обществе»,- писал А. Родченко. Он настолько увлекся экспериментами с фотокамерой, что на несколько десятилетий забросил занятия живописью. Не только ему, но и целому ряду новаторов создание даже самых авангардистских станковых картин казалось нелепым анахронизмом. К середине 1920-х гг. многие мастера «Левого фронта» уже устали от тиражирования формул абстрактного искусства, и фотография давала им прекрасную возможность оживить внешность оформляемых книг, плакатов, открыток, не прибегая при этом к «кустарному», приблизительному рисунку. Кроме того, работа с фотоматериалом напрямую сближала творчество художников книги с эстетикой самого молодого, но и самого популярного, массового искусства тех лет-кинематографа, позволяла заимствовать и переосмысливать эффектные приемы усиления визуальной выразительности, острого монтажного сопоставления отдельных изображений. Кстати, именно школьники 1920-1930-х гг. были самыми страстными и благодарными поклонниками кино, они готовы были смотреть понравившиеся фильмы десятки раз. Широчайшее применение фотография нашла прежде всего в оформлении обложек политических и технических изданий тех лет, в детской книге она встречается значительно реже. Фотоизображение, по природе своей - натуралистическое, перегруженное множеством деталей, зависимое от нюансов освещения и перспективы, при всей своей убедительности было все же достаточно сложным для восприятия самых юных читателей. Художниками были выработаны простые, но действенные способы адаптации ребенка к непривычному пластическому языку: использовались не целые снимки, а изображения людей и предметов, вырезанные по контуру, они комбинировались с рисунками, чертежами, наборными композициями. И все же яркие, лаконичные рисунки смотрелись на страницах «книжек-картинок» гораздо более уместно и убедительно. Чаще всего фотографии помещались в изданиях для детей среднего и старшего школьного возраста, причем преимущественно-посвященных производственной тематике. Критика видела в этом двойной резон: во-первых, фотоязык ограждал сакральный образ рабочего от неуместных «формалистических» искажений, во-вторых, снимок давал наглядное представление об устройстве станков и других механизмов, разобраться в которых было непросто даже самому искушенному рисовальщику. Однако известны и случаи фотоиллюстрирования книг совсем иного плана. Помещенные в этом разделе примеры дают возможность познакомиться с самыми разными стратегиями применения фотографии в детской и юношеской книге, преобладают здесь московские издания начала 1930-х гг. Стоит отметить, что многие представленные мастера: А. Родченко, Г. Клуцис, С. Сенькин, С. Телингатер, Р. Кармен, В. Грюнталь были членами группы «Октябрь» (1928-1932), включавшей в себя деятелей разных искусств, готовых на смелые эстетические эксперименты. Как отмечает А. Лаврентьев, несмотря на многочисленные и неизбежные в те годы политические декларации, с которыми выступали лидеры объединения, оно было «последней группировкой, базировавшейся большей частью на творческих, а не на политических и организационных установках». Важной заслугой фотосекции «Октября», куда наряду с мэтрами принимались и подающие надежды фотолюбители, стала выработка новой стилистики репортажной съемки. Здесь сформировалось целое поколение фотографов, отличавшихся нетривиальным пластическим мышлением. Помимо профессионального совершенствования они должны были регулярно выступать в печати, осуществлять непосредственную связь с производством, возглавлять фотокружки на местах. В отечественной фотографии этого периода, как и в других видах творчества, наблюдалась острая борьба разных направлений, она нашла свое выражение и в искусстве книги. Основной конфликт возник между старой школой «художественной» фотографии и сторонниками новой документальной репортерской эстетики, решительно изгонявшими из своих работ всевозможные старомодные «красивости». Если представители старой школы культивировали стилистику, в значительной степени имитирующую приемы живописи эпохи модерна: импрессионистическое мерцание тонов, размытость контуров изображения, эффектные фактурные акценты и т.п., то для новаторов подобный подход был совершенно неприемлем. «Я был ярым противником так называемой художественной фотографии,- вспоминает известный кинодокументалист Р. Кармен, начинавший свою карьеру в качестве фоторепортера журналов „Огонек" и „Тридцать дней", газет „Рабочая Москва" и „Вечерняя Москва". Художественность я видел в использовании свойств фотографической техники, то есть в оптике, светотени, композиции, скорости затвора. Я был убежден, что фотография не должна рабски копировать живопись, считал, что искусство фотографии должно утверждаться своими самобытными путями». В своих мемуарах режиссер подчеркивает, что у истоков нового понимания возможностей документальной съемки стояла целая плеяда фоторепортеров 1920-х гг., для которых «сила и выразительность была не в туманных, снятых моноклем закатах, не в живописных „картинах" уходящей в прошлое помещичьей русской усадьбы. Новое искусство фотографии отражало жизнь, нашу советскую действительность». Особенно значительными и актуальными в те годы считались, конечно же, фотоочерки о грандиозных стройках, о работе заводов, фабрик, колхозов. Такие материалы (в сопровождении оптимистических, «идейно выдержанных» словесных комментариев) в огромных количествах публиковались на страницах иллюстрированных журналов, нередко они выпускались и отдельными изданиями, в том числе и для юношеской аудитории. Например, фотографии В. Ланцетти в очерках о Турксибе и Днепрострое не только оживляют, конкретизируют текст, но и структурируют его, задают всей книге четкий и стремительный ритм. Разумеется, оформитель не может обойти вниманием контрасты старого и нового быта, но сравнения даются ненавязчиво, а иногда даже изящно. Так, на обложке «Турксиба» (1930) В. Шкловского сопоставляются неспешно бредущий по пустыне караван верблюдов и мчащийся поезд, при этом подпись автора располагается таким образом, что напоминает облако дыма, вырывающееся из трубы паровоза. Патетичные изображения реалий технического прогресса, достоверные типажи охваченных энтузиазмом «новых людей» даются и в таких изданиях, как «30 лошадей» (1931), «Бронесилы» (1932), «Крылья Советов» (1930). Большинство фотографов-новаторов не довольствовались протокольной, беспристрастной фиксацией происходящих на их глазах событий, спокойной и деловой констатацией фактов. Всячески открещиваясь в своих декларациях от любых проявлений «искусства», представители нового направления очень быстро выработали свои излюбленные приемы, сперва шокировавшие зрителя, но вскоре вошедшие в моду. В их работах, как справедливо отмечали критики, было ничуть не меньше эстетизма, чем в произведениях их предшественников, но это был уже эстетизм иного рода, имевший гораздо более радикальную авангардистскую ориентацию. Поиски новых выразительных средств сопровождались крайне интересными и полезными экспериментами. «От увлечения живыми зарисовками жизни, быта, от съемок репортажа, спортивных съемок я часто устремлялся в чисто формальные поиски, - пишет Кармен. Я испытывал свойства оптики для выявления тематически главного элемента в своем снимке, выводя во внефокусность второстепенные детали и резко очерчивая главные изобразительные элементы. Этими поисками свойств оптики я занимался и в съемках портрета и деталей станка. Экспериментировал я и в светотеневой гамме - выявляя ярким пучком света главный элемент или, наоборот, вычерчивал его силуэтным пятном, высвечивая фон. Увлеченно и вдумчиво я работал над проблемами линейной композиции кадра». Под влиянием А. Родченко в практику многих фотографов вошли острые и непривычные ракурсы съемки; композиции часто строились диагонально, в них совмещались разные проекции одного объекта, до неузнаваемости деформировались даже знакомые бытовые предметы, показанные «сверху вниз» или «снизу вверх». Результаты подобных лабораторных изысканий внедрялись в повседневную репортерскую работу, публикации таких фотографий в книгах и журналах приучали читателя к возможности нового, свежего, парадоксального взгляда на мир. Влияние экспериментов такого рода сказывается, например, в фотоочерке Р. Кармена «Аэросани» (1931), посвященном пробегу Ленинград-Москва. В период работы над этим изданием автор был уже студентом ВГИКа. Приобщение к новой профессии, к кинематографической эстетике, к спорам о принципах монтажа особенно заметно в том, как оформитель располагает свои снимки в пространстве книги: панорамы перебиваются крупными планами, камера выхватывает из общей картины выразительные детали, для усиления динамики изображения чередуются с текстом в шахматном порядке. Начинающий кинорепортер, увлеченный поиском самых точных и эффектных решений, сумел запечатлеть в книге не только увлекательный рассказ о конкретном событии, но и свое восторженное юношеское мироощущение. Другой, гораздо более смелый и рискованный опыт внедрения экспериментальной фотографии в детскую книгу представлен в работе В. Грюнталя и Г. Яблоновского «Что это такое?» (1932). В начале 1930-х гг. на страницах журнала «Пролетарское фото» подробно обсуждались перспективы развития фоторомана, фотопоэмы, фотофильма, в которых основное повествование велось бы на визуальном языке, с минимальными словесными комментариями. Теоретикам тех лет казалось, что фотографии вполне под силу взять на себя функции традиционных жанров беллетристики и именно такие издания нужны современному читателю. Книга «Что это такое?» - оригинальная заявка на новый жанр визуальной литературы, единственный в своем роде сборник фотозагадок. Структура издания весьма своеобразна. Зрительный ряд состоит из серии загадочных картинок, как правило, это фрагменты фотографий, выполненных в непривычных ракурсах, при необычном освещении или данных в сильном увеличении. Каждый из снимков сопровождается определенной арифметической задачей - только решив ее, читатель может узнать номер помещенной в конце книги опять же визуальной разгадки, где данная вещь представлена в легко узнаваемом виде. Например, панорама густо засеянного поля - это на самом деле всего лишь многократно увеличенная фотография сапожной щетки; горящие лампы превращаются в яйца, лежащие на темном фоне; вишни оказываются при ближайшем рассмотрении головками спичек. Безусловно, такой чисто игровой подход к материалу интриговал и увлекал юных читателей, развивал их фантазию. В откликах на эту книгу подчеркивались большие потенциальные возможности, заложенные в изобретенном авторами жанре: «Фотообъектив, ловя крупным планом какую-нибудь деталь знакомой ребенку вещи, обновляет ощущение этой вещи. Ребенок настораживается. Фотообъектив может раскрыть перед ним иное сочетание масштабов, подталкивает его любознательность, расширяет круг его представлений. Фотоснимок приучает ребенка к острому, зоркому взгляду на вещи и явления». Однако в данном случае, как справедливо отмечал рецензент «Пролетарского фото», не были учтены реальные возможности аудитории, что значительно снизило познавательную ценность интереснейшего начинания: «Десятилетний читатель- не энциклопедист. В двадцати снимках раскрыть ему мир вещей и понятий от микробиологии до рояля и швейцарского сыра в мудрейших ракурсах - задача недоступная. Ассоциации ребенка более просты. Вместо того, чтобы отправляться от представлений школьника, авторы решили отправиться от своего опыта людей, искушенных в приемах профессиональной фотографии, они столь перемудрили, что даже родители или педагоги не расшифруют сразу самой простенькой фотозагадки из этой книжки». На страницах библиографического бюллетеня детской литературы эксперимент Грюнталя и Яблоновского получил еще более строгую оценку. По мнению критика, материал в книге располагался крайне бессистемно, не наблюдалось движения от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Особое возмущение вызвал тот факт, что математические действия, которые предлагалось произвести читателям, никоим образом не были связаны с изображенными предметами. Но и в этой заметке фотографам-новаторам предлагалось продолжить начатые поиски: «Книжка вредная и ненужная, хотя идея авторов по своему замыслу интересна. Необходимо эту идею тщательно продумать и разобрать применительно к программному материалу школ». К сожалению, к этому совету не прислушались ни фотографы, ни издатели, и многообещающий жанр фотозагадки не получил дальнейшего развития в отечественной детской книге. Но иллюстраторы находили иные способы расширить горизонты детского восприятия действительности, открыть ребенку таинственный мир, заключенный в самых, казалось бы, обыденных вещах. Например, художник М. Махалов вместе с авторами научно-популярного очерка «В стране дзинь-дзинь» (1936) уменьшил юных героев книги до микроскопических размеров и отправил их в путешествие по внутренностям электрического звонка. Благодаря этому свифтовскому приему рассказ о природе электричества приобрел черты фантастики и гротеска. Комический эффект, возникающий от фотомонтажного сопоставления в одной композиции крохотных фигурок пионеров и гигантских механизмов, способен был заинтересовать содержанием книги даже детей, не проявлявших особого интереса к физике. Фотомонтаж нередко использовался в оформлении вполне серьезной и даже официозной литературы, но его стилистика стремительно менялась. Хотя в теоретических статьях конструктивисты прославляли объективность, неопровержимую достоверность фотографии, на практике она зачастую использовалась более чем субъективно, приобретала символический, а не буквальный смысл. Излюбленным приемом новаторов 1920-х гг. было эффектное соединение в одной композиции фрагментов разных снимков, позволявшее создавать емкие и парадоксальные визуальные метафоры, извлекать из столкновения разнородных изображений неожиданные ассоциации, обыгрывать семантическое, масштабное, стилистическое несоответствие отдельных компонентов. Уже первые опыты российских авангардистов в этой области стали сенсацией, вызвали массу подражаний. Метод получил настолько широкое распространение, что среди издателей даже обсуждался проект «перевести всю печать на монтаж или иллюстрации по способу Родченко». Лидеры конструктивизма абсолютизировали значение фотомонтажа, провозглашали его могучим орудием создания новой визуальной реальности, действенным средством переосмысления статики факта, пересмотра вековых канонов искусства. При этом в оформительской практике нередко доминировало игровое, эксцентричное начало, эксплуатировались самые простые и в то же время самые эффектные приемы: многократное повторение одного и того же изображения, гротескное сочетание разномасштабных объектов. Доброжелательное, но слегка ироничное отношение к фотографии как некоему эстетическому сырью, податливому строительному материалу позволяло пионерам конструктивизма смело манипулировать снимками, смешивать их фрагменты в самых невообразимых сочетаниях, безжалостно удалять маловыразительные детали. Но со временем натуралистическое, описательное естество фотографии стало брать верх над авангардистскими экспериментами, придавать иллюстрациям все большую традиционность формы и однозначность содержания. От композиций, построенных на сложных ассоциативных связях, на сюрреалистическом принципе сочетания несоединимых вещей, художники постепенно переходили к буквальному иллюстрированию поэтических или политических метафор, их отношение к фотографии становилось гораздо более бережным и серьезным. На рубеже 1920- 1930-х гг. авангардисты увлечены уже не столько манипуляциями с клеем и ножницами, сколько методикой создания выразительных снимков, проблемой их размещения в пространстве книги. Фотомонтаж продолжает оставаться в арсенале оформительских приемов, но в значительной степени девальвируется, становится все более умеренным и корректным, хотя по-прежнему неизменно вызывает раздражение критиков. Достаточно редкий для начала 1930-х гг. пример откровенно эксцентричного использования фотомонтажа-книга «Большевистский слет», посвященная 16 съезду ВКП(б). Оформители весьма смело, изобретательно и остроумно распоряжаются документальными фотоматериалами, делая ставку на зрелищность. Например, портрет Ленина накладывается на снимок мачты электропередач, образует с ним единое целое, создавая почти мистический образ первоисточника физической и одновременно - идеологической энергии. На одном из разворотов этого издания помещено целых восемь изображений вождя мирового пролетариата: кадры хроники накладываются друг на друга, создавая иллюзию движения, зафиксированного с кинематографической точностью. Такой экстравагантный способ «оживления» персонажа, безусловно, восходит к традиции живописи футуристов, для усиления динамики картины изображавших велосипеды с десятками колес или собак со множеством ног. В 1920-е гг. столь вольное обращение художников с канонизированным образом не было редкостью. Достаточно вспомнить родченковскую обложку брошюры «К живому Ильичу», где четыре Ленина удерживают в своем энергетическом поле земной шар, или плакат Клуциса, на котором «самый человечный человек» несет в руках многоэтажный дом. Еще один крайне важный образ «Большевистского слета» - голосующая за очередное судьбоносное решение «рука миллионнопалая», соединяющая целый лес разрозненных рук в едином порыве. Техника фотомонтажа позволила наглядно материализовать метафору Маяковского, придать умозрительному образу черты реальности. Этот же прием более четко и убедительно использовал Клуцис в известном плакате «Все на перевыборы Советов!» (1930). Однако на рубеже 1920-1930-х гг. фотографы спорили между собой главным образом не о вопросах фотомонтажа, а об этических проблемах документальной съемки, о допустимой степени ее достоверности. Многих участников дискуссии настораживал тот факт, что репортажные кадры, выхватывающие из гущи жизни определенное событие иногда даже без ведома его участников, все чаще подменялись съемками «постановочными»; под видом документации подлинного события читателям преподносилась его инсценировка. И тот факт, что в подобных инсценировках были задействованы настоящие рабочие, колхозники и красноармейцы, а не актеры московских театров, не менял существа дела. Не вдаваясь в подробности этого спора, отметим, что у «постановочной съемки» нашлось немало сторонников и именно такие фотографии часто использовались при оформлении не только политической, производственной, этнографической, но даже художественной литературы.


Один из классических примеров фотоиллюстрирования беллетристики - поэма А. Безыменского «Комсомолия» в оформлении Соломона Телингатера. Сегодня литературные достоинства этого произведения представляются весьма сомнительными, а отдельные строки звучат откровенно пародийно. Грубоватые зарисовки комсомольского быта чередуются здесь с «философскими» отступлениями («ЦеКа играет человеком. / Оно изменчиво всегда») и верноподданническими заверениями («Мне ВЧК-маяк»), казенная лексика разбавляется молодежным сленгом. Автор берется декларировать позицию целого поколения:

Мы любим, любим труд, винтовку,

Ученье (хоть бы на лету),

Мы любим вкусную шамовку.

И даже смерть, но - на посту!

Из нас бы каждый сердце вынул

Иль с радостью хоть где корпел,

Чтоб только быть достойным сыном Огромной мамы-РКП!

Приведенные строки особенно часто цитировались в рецензиях; именно они дали повод сказать, что «хотя не у каждого из нас есть трехбуквенная мамаша, но зато у каждого имеется трехбуквенная тетка ГПУ», с тех пор в узком писательском кругу грозную карательную организацию принято было по-родственному именовать «теткой». Но в 1920-е гг. у поэмы было немало почитателей, и даже Л. Троцкий признавался, что именно «Комсомолия» помогла ему по-настоящему понять психологию современной молодежи. Любопытно сравнить особенности оформления разных изданий этого текста. Возможно, наиболее адекватно авторскую стилистику передают незамысловатые, чисто карикатурные иллюстрации В. Козлинского (1933). В издании 1924 г. обложка выполнена Б. Ефимовым в силуэтной манере под явным влиянием Ю. Анненкова, а иллюстрации представляют собой «постановочные» фотографии: фигуры комсомольцев запечатлены в предлагаемых поэтом «типических обстоятельствах»: в рабочем клубе, на собрании, на отдыхе. В начале книги строки «И вот вам, вот мое лицо, / Лицо рабочего подростка» сопровождаются целым набором типажных фотопортретов: читателю как бы предлагается по своему усмотрению выбрать внешний облик героя поэмы. В финале дается снимок счастливого юноши, гордо размахивающего партбилетом. Местами поэтический текст прерывается вкраплениями нот. Такое оформительское решение нельзя не признать оригинальным, хотя и достаточно эклектичным. Однако в историю искусства книги по праву вошло издание 1928 г. альбомного формата, посвященное 10-летнему юбилею комсомола. Оформляя его, Телингатер в некоторых случаях использовал те же самые фотографии, но распорядился ими совсем иначе; кроме того, в подготовке издания была задействована целая группа работников Совкино. Фотокадры включаются в предложенную художником образную структуру на равных правах с другими изобразительными элементами: наборными композициями, сатирическими набросками, фрагментом чертежа, телеграфным бланком. Чаще всего оформитель использует снимки фрагментарно, вычленяет лишь самые существенные детали. Некоторые кадры тонированы красным цветом, что позволяет расставлять дополнительные смысловые и эмоциональные акценты. Фотографии активно взаимодействуют со шрифтом, служат как бы продолжением строк, уравновешивают полосу набора. Одна из главных особенностей «Комсомолии» 1928 г. - виртуозное полиграфическое воплощение сложного замысла. Лично осуществляя набор и верстку, Телингатер стремился в максимальной степени использовать технические ресурсы первой Образцовой типографии. Как справедливо отмечают исследователи, его работа сродни искусству декламации: буквы мгновенно реагирует на малейшие колебания поэтической интонации, меняя размер и окраску. По мере надобности отдельные строки располагаются диагонально и даже волнообразно. Подбирая соответствующий шрифт, художник вдумчиво интерпретирует каждую фразу поэта, определяет значимость и удельный вес каждого слова. В результате этих манипуляций беспомощные вирши наполняются подлинной патетикой, их издание становится одним из самых ярких художественных документов своего времени. Возможно, именно литературное несовершенство данного произведения в какой-то степени стимулировало инициативу оформителя, давало ему определенную творческую свободу. Один из западных искусствоведов охарактеризовал «Комсомолию» как итоговую книгу отечественного конструктивизма, блестяще демонстрирующую выразительные возможности этого стиля и в то же время свидетельствующую об исчерпанности его приемов. Метод использования фотографий в оформлении художественной литературы представлялся некоторым художникам и теоретикам чрезвычайно перспективным. На страницах «ЛЕФа» даже высказывалось предположение, что подобная практика вскоре окончательно избавит литераторов от утомительной обязанности описывать внешность своих персонажей. Но на практике применение этого метода далеко не всегда выглядело убедительно. В «Комсомолии» фотоиллюстрации были полностью оправданны собирательным характером героя, социальный типаж был здесь гораздо важнее индивидуального характера. (Кстати, и в кинематографе тех лет многие режиссеры работали с непрофессиональными исполнителями, предпочитая ярко выраженную типажность актерскому профессионализму.)