Развитие функциональной грамотности
на уроках английского языка через работу с текстом.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, под которой понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В процессе обучения английскому языку развитие функциональной грамотности при работе с текстом, осуществляю при помощи актуализации разнообразных методических приемов.
Всю работу над текстом для чтения я делю на три этапа: дотекстовый(prereading activities), текстовый(while-reading activities) и послетекстовый(post-reading activities).
1 этап. Большое внимание уделяю дотекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что ученики начинают работу с информацией, еще не открывая текст учебника. Для этого я продумываю проблемную установку на предугадывание темы (сюжета) рассказа с помощью комплекта иллюстраций или такого заглавия, которое поможет ввести школьника в тему предыдущей информации.
Для развития навыков сравнения и анализа, самостоятельного добывания знаний, умения делать выводы на основе предложенных фактов, прогнозирование ситуации на данном этапе использую методические приемы, задания и упражнения такие как «Мозговой Штурм», «Составление Кластера», «Ассоциативный куст»; упражнение «Верно», «Неверно». Для повторения и закрепления лексического материала использую на уроках прием «Крестики – Нолики», «Авторский стул», «Снежный Ком».
Например, при использовании методического приема «Кластер», учащиеся на основе имеющихся знаний, представляют предполагаемые ключевые идеи текста в виде систематизирующей схемы.
Прием «Ассоциативный куст» реализуется при помощи подсказок, опор, фотографий, рисунков, просмотра видеоролика, схем, заголовков текста. Использование данного приема дает возможность развивать у учащихся смысловую догадку, умение анализировать, размышлять о содержании текста, выражать свои мысли, суждения и идеи по представленным материалам. Например, изучая определенную тематику при работе в группах, учащиеся на основе уже имеющихся знаний и опыта предполагают, какая новая информация может оказаться в тексте.
Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”. - На основе ключевых слов предварительно составляют собственный текст по теме или предполагаемую последовательность событий в тексте, который будет дальше предложен на текстовом этапе, где осмысливая, учащиеся будут искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием «Авторский стул». Основная идея данного приема заключается в том, что участник, сидящий спиной к экрану после прослушивания определения данного слово другим участником, должен определить, какое слово изображено на экране.
При применении на уроках английского языка упражнения «True» , «False», (Верно, Неверно) учащиеся соглашаются или не соглашаются с рядом утверждений по теме с соответствующей аргументацией.
Для того чтобы разнообразить виды и формы работы, а также чтоб урок английского языка был интересным и увлекательным для учащихся, активно применяю такие методические приемы, как метод «Мозаика» и метод «Карусель» (внешний и внутренний круг).
Например, после того как учащиеся при групповой работе составили «Кластер» по изучаемой теме, им представлена возможность презентовать свои работы при помощи метода «Мозаика»: один представитель от группы, перемещаясь по остальным группам, демонстрирует работу. После чего каждая группа дополняет свои работы новыми знаниями, полученными при применении данного приема. Этот вид деятельности вызывает на уроках большой интерес. Детям интересно посмотреть на продукт деятельности других групп. Сам процесс обхода по группам и этап взаимообучения повышает мотивацию учащихся, наблюдается процесс взаимообмена идеями, мыслями и знаниями, активное участие всех участников.
При применении метода «Карусель», учащиеся выстраиваются в два круга – внешний и внутренний. Внутренний круг получает задания с вопросами, которые они должны адресовать внешнему кругу. (например вопрос – ответ, упражнение «Верно»Неверно», найдите лишнее слово, составить словосочетание с предложенными словами и т.д). Когда учитель произносит слово «Change», учащиеся, стоящие во внешнем круге меняются по часовой стрелке.
2 этап. На текстовом этапе применяю методические приемы, задания и упражнения, направленные на ознакомление, осмысление содержания текста, выведение значения, умения анализировать и систематизировать полученную информацию.
На данном этапе при представление текстовой информации применяю прием «Пробел в информации», данный прием можно осуществлять как и при работе в парах, так и в группах. Основная идея данного приема заключается в том, что у одного ученика есть лист бумаги с 50% информации. У другого ученика на листе бумаги есть остальная часть информации. Оба ученика в парах объясняют друг другу свою часть (не показывая ее на бумаге). Также и при работе в группах, у каждой группы своя часть полученной информации, после изучения материала, каждая группа представляет материал всему классу.

Прием «Фишбоун». При работе с текстом, учащиеся должны самостоятельно изучить представленный материал, а затем обсудить его в группах с целью обоснования понимания содержания текста и ключевых моментов.
Далее, с целью систематизации и обобщения изученного материала, ученикам поручено воспроизвести полученную информацию в виде приема Фишбоун, (для глубокого понимания данной стратегии учащимся на каждом уроке представлен алгоритм действий выполнения данного приема). Данный прием направлен на развитие умения анализировать, выделять главное из общей информации. Реализация стратегии «Фишбоун» является интересным и в тоже время, на мой взгляд, очень сложным, как мне кажется, потому, что его составление способствует активному диалогу, и требует от учащихся наличие таких навыков, как логическое мышление, умение обобщать изученный материал через творческий подход.
В старших классах использую стратегический прием SWOT-анализ, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, изучаю тему Интернет, Телевидение, Видеофильмы учащиеся заполняют таблицы и выявляют положительные и отрицательные стороны просмотра телевизионных программ, видеофильмов и использование интернета.

3 этап. На послетекстовом этапе обучаемым предлагаются задания в виде вопросно-ответной работы, узнавание языковых единиц, приведение в соответствие и сорасположение фрагментов, завершение и заполнение предложений.
Приемы, которые применяются на данном этапе, направлены на систематизацию и обобщение пройденного материала, например, ученикам поручено произвести полученную информацию в виде упражнения «Верные и Неверные утверждения». Каждой группе предлагается составить по 3 утвердительных предложений, и с использованием метода «Мозаика», то есть путем перемещения выполненного задания по группам, отметить для себя, согласны ли они с данным утверждением или нет. У каждой группы свой цвет фломастера, с помощью которого учащиеся отмечают True or False.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» часто используются мной на уроках именно на послетекстовом этапе. При работе в группах учащиеся совместно или индивидуально составляют вопросы, которые впоследствии адресуют другим группам.
На данном этапе учащимся также предлагается составить пятистишье «Синквейн», или предоставить полученную информации в виде проведения ролевой игры, интервью, найти синонимы и антонимы или грамматические структуры.
Прием «Авторский стул» также использую и при работе в парах на послетекстовом этапе. Одни участники сидят спиной к экрану, а другие пытаются объяснить значение появившегося слова на экране доски.
Для закрепления самостоятельно изученного материала, предлагаю своим ученикам принять участие в брейн – ринге «Своя Игра».

Из всего сказанного можно сделать вывод, что использование новых приемов и технологий способствует осуществлению самореализации личностных возможностей школьника. В результате на уроках чтения удается активизировать учебный процесс, сформировать устойчивые познавательные интересы и добиться стабильного повышения мотивации к изучению английского языка.
Кроме того, при развитии функциональной грамотности учащиеся учатся:
- читать, анализируя и систематизируя информацию;
- работать в команде, выдвигать и отстаивать свои идеи и толерантно относиться к иным точкам зрения;
- овладевать навыками самостоятельной работы.

Что же дают это учителю?

1) Учитель имеет возможность для саморазвития.
2) Меняется роль учителя в учебном процессе: он мотивирует, организует, консультирует и контролирует.

Практика формирования

функциональной грамотности учащихся

на уроках английского языка

Учитель английского языка: Мажула Ж.К.

Практика формирования функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка.

Сегодня английский язык становится реально востребованным. Все большее число людей изучают иностранный язык и широко используют эти навыки в практической деятельности.

Интеграция Казахстана в мировое сообщество зависит сегодня от осознания и реализации простой истины: мир открыт тому, кто сможет овладеть новыми знаниями через овладение доминирующими языками. Благодаря инициативе Президента наше государство приступило к реализации концепции полиязычия в образовании, потому что именно полиязычие послужит укреплению конкурентоспособности Казахстана. Необходимо развитие трех языков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику

Обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Решить эту проблему поможет использование современных развивающих технологий в образовательном процессе.

Итак, сегодня обучение не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.

Как учитель английского языка, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку включает: овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей урока английского языка является мотивация учащихся.

Итак, я прекрасно понимаю, что основная цель моего урока должна быть направлена на формирование функциональной грамотности. Я понимаю, что надо поменять свою роль на уроке, изменить в целом, подход к выбору заданий, текстов. И отвечая на вопрос КАК, я начинаю думать, искать, пробовать. Как мотивировать ребенка на изучение английского? Как сделать урочный процесс эффективным, продуктивным, интересным?

Представлю вашему вниманию фотоматериал с моих уроков, который наглядно покажет, КАК я организую свои уроки с учетом новых подходов.

Игровые технологии присутствуют практически на каждом уроке. Но все эти игры максимально приближены к реальной жизни, реальному контингенту детей, их настрою на конкретный урок, их индивидуальным способностям и возможностям и даже их интересам. Ролевая игра способствует формированию коммуникативной компетенции.

Для обогащения лексического запаса, расширения лингвистического кругозора, яркости, насыщенности речи постоянно использую на уроках пословицы, поговорки, идиомы, фразеологизмы, разговорные клише, стишки, песенки, двигательные физминутки.

Посредством игры мы достигаем личностных результатов при изучении иностранного языка:

стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка

Формирование коммуникативной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы, строить общение, используя слова иностранного языка в активном диалоге, поддерживать беседу.

Исследователями Мерсером и Литолтоном доказано, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, поэтому я активно использую на уроке разнообразные приемы организации диалогического обучения. Чтобы работа на уроке была продуктивной, предоставляю рабочие листы урока, в которых указаны ожидаемые результаты занятия, задания и время на их выполнение,

Учащиеся на уроках английского языка ребята успешно выполняют задания, способствующие развитию критического мышления .

Наиболее часто используемые техники КМ: Word Web («Словесная паутинка») Cluster («Виноградная гроздь»), Метод «Синквейн», « Know - Want to know - Have learnt » («Знаю-Хочу узнать- Узнал»)

Прием «Кластеры» применяю для организации словарной работы. Работа по созданию «Кластера» заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде грозди понятий. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.

Очень помогает учащимся при запоминании слов прием « Word Web ».

Все эти приемы позволяют не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, а также объединить их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

А самое главное - способствуют успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции и в целом для развития функциональной грамотности.

Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность , т е формирование навыков функционального чтения

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

Я стараюсь приучить своих учеников вдумчиво работать с учебными текстами, справочниками, словарями.

Эффективны уроки с использованием ИКТ , обучение детей в лингафонном кабинете. Для решения задачи формирования функциональной грамотности на уроках использую видеофильмы («Иностранцы о Казахстане», «О вреде фаст фудов», «В мире животных»и др). Они наглядно подтверждают изучаемые темы. Просмотр фильмов вместе с комментариями учителя и опорой на тексты позволяют расширить информационное поле учеников. Интеграция предметов тоже способствует формированию функциональной грамотности . Межпредметная связь -это связь с жизнью… После таких уроков у детей меняется отношение к предмету, появляется интерес.

Все приемы и методы бесполезны, если нет доверительных взаимоотношений « учитель-ученик». Понимание, доверие, поддержка, право на ошибку, толерантность. Без этого не может быть здорового микроклимата на уроке, что очень важно.

Важным показателем взаимодоверия является использование формативного оценивания . Это подключение учеников к оценке своей деятельности, взаимооценивание, критериальное оценивание.

Использование проектного метода

Метод проектов при обучении английскому языку, считается не простым, но эффективным. В ходе защиты проектов ведется широкое обсуждение на английском языке.

Внеурочная деятельность мотивирует детей на активную работу: кружок французского языка, олимпиады.

Рефлексия : мне очень нужна обратная связь, чтобы корректировать и планировать свою дальнейшую работу

Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.

на уроках иностранного языка в начальной школе

1 слайд

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.

2 слайд

Функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде.

3 слайд

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

4 слайд

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему.

Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить обучающихся говорить на иностранном языке. Для этого учителю необходимо использовать метод коммуникативно - ориентированного обучения, включающего в себя ситуативность, коллективное взаимодействие, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированную самостоятельную работу.

Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому мы применяем на уроках в начальной школе такие средства как игра, метод проектов, и т.д. Для введения и тренировки лексического и грамматического материала используем информационные технологии, такие как презентации, аудиозаписи, песни, мультфильмы страноведческого характера и фрагменты художественных фильмов.

Иностранный язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности.

5 слайд

Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму.

6 слайд

Аудирование

Развитие аудирования как рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух. Обучение аудированию предполагает развитие следующих умений:

    выявлять наиболее значимые факты;

    определять свое отношение к ним, извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию.

7 слайд

Мы используем следующие упражнения на аудирование:

Задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;

Извлечение определенной информации;

Заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.

8 слайд

Говорение

Обучение монологической речи предполагает развитие умений:

    делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме;

    кратко передавать содержание полученной информации;

    рассказывать о себе, о семье, о погоде и т.д.;

    рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры;

    описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка.

9 слайд

Обучение диалогической речи предполагает развитие следующих умений:

    участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;

    осуществлять запрос и обобщение информации;

    обращаться за разъяснениями;

    выражать свое отношение к высказыванию собеседника;

    вступать и поддерживать общение.

10 слайд

Письмо

Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:

    личное письмо;

    письмо в газету, журнал;

    небольшой рассказ;

    заполнение анкет;

    изложение сведений о себе;

    написание плана.

11 слайд

по формированию навыков письма:

    Вставить пропущенные слова.

    Заменить выделенные курсивом слова синонимами.

    Выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы.

    Выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.

    Выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур.

    Закончить предложение, используя слова и выражения из текста.

    Составить вопросы к ответам и наоборот.

    Соединить части предложений в логическом порядке.

    Составить план текста.

12 слайд

Чтение

Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:

    выделять основные факты;

    отделять главную информацию от второстепенной;

    предвосхищать возможные события, факты;

    раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

    извлекать необходимую, интересующую информацию;

    определять свое отношение к прочитанному.

13 слайд

Мы используем следующие упражнения по формированию навыков чтения:

    Определить по заголовку тему текста;

    Найти ответы на вопросы.

    Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.

    Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.

    Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).

    Найти описание внешности, места, события и др.

    Догадаться о значении слова по контексту.

14 слайд

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

Текст должен быть интересен;

Текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, п ри необходимости нужно адаптировать текст;

Незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

Объем текста не должен превышать норму;

Шрифт должен помогать легко читать текст;

Текст должен развивать кругозор;

Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

Иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

Текст должен быть структурирован;

В тексте не должно быть ошибок;

Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

При составлении заданий на функциональное чтение можно опираться на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого - припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. Для развития читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе мы в основном используем упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний.

Пример задания на развитие читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе. (4 класс )

My neighbor

My neighbor Jason is a baker. He is very busy. When he is not at the bakery, he is out having fun.

Every day Jason wakes up at 5 o’clock in the morning. He has breakfast and then he rides his bike to the bakery. When he gets there, he starts to make bread. His work is very hard. He works until 3 o’clock in the afternoon. Then he goes back home where he has lunch and rest for a while. In the evenings he sometimes goes to the cinema or meets his friends. On Wednesday he always does the shopping. On Sundays he always wakes up late and then reads a book or works in the garden. He usually goes to bed at 11 o’clock at night.

Задание 1. Понимание и анализ

What is this story about? Choose the right answer . (О чем этот рассказ? Выберите правильный ответ.)

    the baker’s friend

    the baker

    the bakery

    bakers

Цель задания: обобщение и интерпретация. Определить основную идею короткого описательного текста.

Задание 2. Понимание

Mark the statements as T (true) or F (false). (Отметьте утверждения как верные (Т) или неверные ( F ))

    My neighbor Jack is a baker.

    Every day Jason wakes up at 6 o’clock.

    When he gets to the bakery he starts to make biscuits.

    On Sundays he always wakes up early.

Цель задания:

Задание 3. Знание

Answer the questions. ( Ответьте на вопросы .)

    How does Jason get to his work?

    What time does he finish his work?

    What does he do on Sundays?

Цель задания: поиск и извлечение информации.

Задание 4 . Понимание

Read the sentences and put them in correct order. (Прочтите предложения и поставьте их в правильном порядке).

1. Jason goes to bed at 11 o’clock at night. ____

2. He rides his bike to the work. ____

3. My neighbor Jack gets up at 5 o’clock in the morning. ____

4. Then he has breakfast .

Цель задания : обобщение и интерпретация. Определить последовательность событий в повествовании.

Задание 5. Понимание

Complete the sentences. Choose the correct word or word combination. (Закончи предложения. Выбери верное слово или словосочетание.)

1. Jason is …

a) a baker b) a pupil

c) a friend d) a brother

2. Jason wakes up at ….

a) seven o’clock in the morning b) five o’clock in the evening

c) 5 a.m. d) four o’clock in the morning

3.Jason’s work is …

a) very interesning b) very hard

c ) very easy d ) hard

Цель задания: поиск и извлечение информации.

Текст для составления заданий (2 класс)

My friends

I have got friends. They are Pete, Nick and Ann. They have got pets. Nick has got a duck. Nick’s duck is grey, fat and lazy. Pete has got a dog. His dog is brave and strong. It is merry. It has got a house. His house is big. Ann has got a cat. Ann’s cat is shy and sad. The cat hasn’t got a house.

Путём реализации идей 7 модулей Программы

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться

и развить собственные идеи»

В Послании Президента Республики Назарбаева, народу Казахстана от 01.01.01 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено, что «образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.

Сегодня возрастает потребность быстро реагировать на изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека адаптироваться в различных сферах жизни и деятельности на основе полученных знаний». Как учитель английского языка, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей. Понимание, умение объяснять или описывать явления, сделать вывод, проанализировать и оценить достоверности являются основными компетенциями грамотности. Она оценивается в тестах ВОУД, ЕНТ, в заданиях PISA и других международных исследованиях. Прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик, поэтому на протяжении всех своих уроков я работаю над:

Созданием коллаборативной среды, что позволяет моим учащимся чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения.
Формированием саморегулирования, что обеспечивает самонаправленность, самостоятельное определение проблемы и цели, самостоятельный выбор стратегий для достижения целей.
Развитием критического мышления, что способствует осмыслению, оценки, анализу и синтезу информации, которые служат основанием к действию.
Оцениванием обучения, развития собственного понимания и определения обучения, для дальнейшего совершенствования учащихся.

Умениями современного школьника в изучения английского языка являются различные умения, в том числе, умение создавать письменные работы разного вида и стиля на английском языке, отвечать на вопросы, составлять диалоги, рассказывать стихи. Я стараюсь приучить своих учеников вдумчиво работать с книгами, разговорниками, словарями, а также Интернет-ресурсами; создаю на своих уроках условия для развития умения использовать информацию СМИ и других источников.

Моя главная задача не только научить детей читать, писать, применять грамматические правила, а научить детей говорить, развивать их коммуникативные навыки. Формирование коммуникативной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы, строить общение, используя слова английского языка в активном диалоге, поддерживать беседу. Для внедрения идей Программы в своей я часто использую парную и групповую формы работы. Использование на уроках тактики «ученик-ученик» позволяет мне в более точном оценивании понимания учащихся, потому что, имеется возможность слушать обсуждение учеников, вступать в разговор со всеми учащимися, а не только с теми, кто поднимал руку. Учащиеся получают возможность поговорить друг с другом, обсудить заданный вопрос, обменяться мнениями, выразить свое согласие или несогласие. В процессе общения у детей появляется возможность обосновывать свое мнение. На своих уроках я стараюсь включить такие задания, где бы учащиеся не могли обойтись без взаимодействия, диалога, так как диалог способствует развитию у детей умение обсуждать, договариваться, аргументировать, доказывать, соглашаться или не соглашаться. Например, на уроке «What do you want to be?» учащимся дается задание посредством ролевой игры показать, инсценировать понятие «professions». Выполняя задание, ребята выдвигают свои идеи, обсуждают, спорят, находят альтернативные решения, используют все доступные средства. В итоге каждая группа представляет инсценировку, где дети применяют всю освоенную лексику за урок. Для успешной диалогической беседы я даю установку на правильную постановку вопросов. Вопросы должны не только показывать уровень усвоения материала, но развивать мышление каждого ученика в отдельности. На своих уроках, используя таксономию Блума, составляю такие вопросы, которые не только раскрывают и поясняют основную тему урока, но и развивают мышление каждого ученика. Например, вопросы на знания: «назови символы Лондона», на понимание — «опиши Биг Бен», «сравни Биг Бен и Байтерек». Диалоговое обучение взаимосвязано с обучением критическому мышлению. Использование технологии критического мышления очень эффективно на уроках английского языка. Оно развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Моим ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, прием «think-pair-share», синквейна, прием «Ideas basket» для отработки навыка критического мышления.

Также на своих уроках я применяю прием «Twistes» который очень полезен при работе над на начальной стадии изучения английского языка. Он позволяет мне активизировать память учащихся, вырабатывает фонетические навыки и способствует развитию различных видов памяти. Я использую данный приём в начале урока при проведении «Мозговой атаки». Например:

Three grey rabbits in the grass

Grow roses for us.

Giggling geese are playing games,

They are going to race.

"this", "that", "those", "these"

Are sitting in the trees.

Учащимся этот прием очень нравится, они активны на таких уроках, а когда лексический запас их становится достаточно развитым, они начинают сами составлять скороговорки для своих одноклассников. Детей увлекает атмосфера совместного творчества, в ходе которой они увлеченно обсуждают содержание текстов, вопросов, загадок. Эта работа помогает вовлечь в активную работу даже самых пассивных учеников.

Благодаря курсам НЦПК «Орлеу» III (базовый уровень) я изменила свой взгляд на свою работу. А главное изменилась внутренне по отношению к своим учащимся. Составление среднесрочного плана помогает мне отследить внедрение всех семи модулей Программы. Я, как учитель английского языка на своих уроках использую разнообразные приемы обучения и способы оценивания, для динамического роста и развития своих учеников.

Большинство учеников заинтересовано в получении качественного образования, а использование традиционных форм поиска знаний сейчас уже недостаточно для достижения высоких результатов обучения. на своих уроках я использование ИКТ (мультимедийная доска, ноутбук, телефоны, планшеты) , что позволяет удовлетворить потребности современных детей. На своих уроках я активно использовать данную технологию: парная и групповая работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной схемы по теме, составление вопросов к видеофрагменту. Ребятам очень нравятся такие уроки, применение компьютера позволяет моделировать и визуализировать различные грамматические структуры, предоставляет возможность самостоятельного поискового чтения, практической выработке полученных знаний.

Особый акцент в своей преподавательской деятельности я ставлю на работу с талантливыми и одаренными учащимися, так как эта работа требует тщательной подготовки и продумывания плана работы. Включение заданий, заданий на опережение, индивидуальных работ, использование их как консультантов, применение групповых форм работы помогает учесть потребности таких детей. При решении задачи в группе, одаренный ученик не только решает сам, но и обучает других, показывает приемы всестороннего исследования. Моя работа с одарёнными детьми не ограничивается уроками. Также они участвуют в международных конкурсах «Бритиш Бульдог», внутришкольных, районных, дистанционных олимпиадах.

Но в своей работе надо учитывать и возрастные особенности детей, возраст оказывает влияние на восприимчивость ребенка, на его интересы. Организация работы в группе очень помогает мне в этом. Она учитывает стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе, атмосфера и сотрудничества на уроке дает возможность удовлетворить эту потребность. Большое значение имеют для подростка личные успехи в обучении, использование баллов вместо оценки помогает учесть чувство детей, ведь чувство успеха окрыляют, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. Так как учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления, приемы критического мышления помогают активизировать учащихся и настроить их на изучение новой темы. Каждый возраст имеет свои ценности, свой круг общения, свои интересы и задача учителя выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный интерес у детей. На своих уроках я учу детей отходить от автоматического неосознанного приобретения знаний к постепенному активному осознанию контроля над этим знанием. В результате: происходит отход от трансляции готовых знаний; механического запоминания, поверхностного обучения; использование методов воспроизводства, натаскивания. Учебные занятия строю так, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание, то есть активно участвовать в процессе учения, что повышает их функциональную грамотность. Процесс обучения направлен на становление учащихся независимыми, самомотивированными, уверенными, ответственными с развитым критическим мышлением, с формированной функциональной грамотностью.

Таким образом, задача формирования функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку, должна быть осуществлена в аспекте содержания Руководствуясь Национальным планом действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.

Я как учитель английского языка, языка международного масштаба ежедневно на своих уроках работаю над развитием функциональной грамотности путём внедрения и реализация в свою практику идей 7 модулей Программы.