Здравствуйте, друзья. Тот из вас, кто заканчивал высшее учебное заведение в советские годы, с трудом представляет, с какими трудностями приходится сталкиваться нынешним выпускникам. Или, по крайней мере, заново постигает эту систему, проходя сложный путь со своим выросшим ребенком. По окончании обучения в свое время он получал диплом специалиста и гарантированное рабочее место, на котором обязан был отработать не менее трех лет и отсутствие всяких проблем на этот счет.

Раньше и сейчас: что изменилось в образовании

Однако с 2011 года система высшего образования в РФ изменилась коренным образом. По новому закону она стала двухуровневой. И современным выпускникам, если они, конечно, не готовятся к профессии врача или военного, приходится выбирать: становиться им только бакалаврами или же еще получать степень магистра.

Как мы сказали медков, военных и представителей ряда инженерных специальностей эти перемены не коснулись. Они по-прежнему получают диплом специалиста, проходя обучение только на одном уровне. Однако тенденция сегодня такова, что ряд вузов, сохранивших специалитет, постепенно уходят от него, присоединяясь к двухуровневой системе обучения. Как пример – ряд специальностей МАИ.

А на смену привычной системе пришли бакалавриат и магистратура, принеся с собой массу вопросов. Главные из них – какое образование выбрать, бакалавр это высшее или нет образование, кого охотнее примут на работу после окончания первой и второй ступени и ряд других. И несмотря на то, что с момента введения новой системы прошло более 7 лет, ряд вопросов остается.

Если оглянуться и посмотреть вокруг, легко заметить, что даже в вашей фирме рядом плечом к плечу работают люди с разным образованием. Трудятся, к примеру, те, кто заканчивал вузы и техникумы в советское время, и сегодняшние выпускники-бакалавры, которые иногда умудряются устроиться

на работу даже во время учебы в университете, а кто-то вообще не имеет образования, но регулярно получает свою зарплату.

Трудоустройство: кому отдают предпочтение

Однако заметны уже и изменения. Например, представьте ситуацию, когда в органе местного самоуправления, проще говоря в местной администрации, в одном из отделов освободилось место начальника. Претендентов – двое. Оба зарекомендовали себя с лучшей стороны, грамотны, квалифицированны, ответственны. Только один со степенью бакалавра, а другой – магистра. Кого возьмут? Ответ очевиден: второго.

Дело в том, что к лицам, претендующим на замещение должностей государственной и муниципальной службы уже предъявляются особые требования. И если просто сотрудником отдела вы со своим бакалаврским образованием стать сможете, то начальником – уже нет.

Справедливости ради скажем, что пока такое явное разграничение между бакалавром и магистром существует, пожалуй, только в описанном нами выше случае. В целом же шанс устроиться на работу бакалаврам высок. Если посмотреть вакансии, то многие компании предъявляют к соискателям два главных требования: наличие диплома о высшем образовании и опыта работы – без деления на существующие уровни образования.

Диплом получен. Надо ли переживать?

Тогда давайте ближе познакомимся с таким понятием, как бакалавриат, узнаем, чем он отличается от магистратуры, а заодно развенчаем существующий у некоторых миф, что бакалавриат – это неоконченное высшее образование. Что касается последнее, уверяем: получая диплом бакалавра, вы вместе с тем получаете настоящее высшее образование.

Неоконченное существовало и во времена СССР, им считалось образование, полученное студентом за половину полного срока обучения. Учились в институтах и университетах в то время 5 лет, поэтому неоконченное образование можно было получить за 2,5 года. Сегодня, чтобы получить степень бакалавра, необходимо отучиться 4 года. Соответственно неоконченным ваше образование будет считаться после двух лет учебы.

Работа в Европе: мечты и реальность

Если обратиться к истории вопроса появления в РФ двух уровней образования, то увидим: связано оно было с присоединением России к Болонской конвенции. Этот документ позволил создать единую зону европейского образования. Участие в проекте позволяет российским студентам претендовать на рабочие места в Европе с дипломом бакалавра или магистра.

Опять же, не лукавя, отметим, что устроиться на работу в Европе с образованием первого уровня теоретически можно, но практически трудно. Так, например, согласно некоторым исследованиям рынка труда в Германии, с дипломом бакалавра на работу здесь принимали только 6 % соискателей.

Но опять же, как получить степень магистра без первого уровня? Это просто-напросто невозможно, поэтому споры о необходимости диплома бакалавра нужно оставить в стороне. Получив специальность, вы можете либо сразу устраиваться на работу, либо сразу идти в магистратуру, либо отдохнуть, осмотреться и поступать в нее при желании позже.

Хотите больше, идите дальше

Согласно двухуровневой системе при обучении на бакалавру студенты получают базовые специальности по выбранной профессии. В среде банковских учреждений, в сфере услуг и ряде других такие специалисты очень даже востребованы. Базовые знания дают понимание о профессии, а более узким вещам работников обучают на месте. Опыт, как говорится, еще никто не отменял.

Если же у человека есть стремление овладеть более глубокими научными знаниями в конкретной специальности, заниматься в будущем научной или преподавательской работой, то без магистратуры обойтись не удастся. Кстати говоря, после бакалавриата вам не обязательно поступать в магистратуру строго по полученной специальности. Ваши стремления могут измениться, и двухуровневое образование здесь поможет.


С 2011 года система высшего образования в РФ пошла по европейскому пути развития. Кому-то это не очень нравится, многие сожалеют, что хорошая система советского образования разрушилась и учебные программы в бакалавриате пришлось сократить. Кто-то рад, что теперь выпускники российских вузов могут с уверенностью предъявлять диплом об образовании в Европе, не боясь, что он будет непризнанным.

Но как бы мы ни относились к этим изменениям, с действующей системой нужно считаться. Каждый из выпускников сам выбирает, какое и где он хочет получить образование и куда потом устроиться на работу. Одно можно сказать с уверенностью: степень бакалавра – это свидетельство наличия у вас высшего образования! А дальше – только вам решать, по какому пути идти. Успехов вам на выбранном пути!

Надеемся, что если кто-то еще только задумывается о выборе учебного заведения и уровне образования, наша статья ответит на имеющиеся вопросы. Мы будем рады услышать ваше мнение о статье и затронутых в ней вопросах. Заходите к нам на сайт, оставляйте комментарии в социальных сетях.

Да, диплом бакалавра – это диплом о полном высшем образовании. Заметим, что в соответствии с нынешним законодательством об образовании более нет понятия «полное высшее образование по специальности» и «неполное высшее образование по специальности» по программе 5-летнего обучения, которое по большинству специальностей в России с 1 января 2011 года перестало существовать (право готовить специалистов осталось у очень узкого круга ВУЗов, связанных с технической направленностью). В данный момент в связи с присоединением России к Болонскому процессу законодательство предусматривает степень по направлениям (специальностям) обучения «бакалавр» – бакалавр является выпускником ВУЗа с полным высшим образованием, прошедшим полную общетеоретическую и узкотеоретическую подготовку по своему направлению (специальности) без выбора специализации (например, в юриспруденции – гражданско-правовая, государственно-правовая, международно-правовая, или уголовно-правовая). По смыслу присоединения России к международным стандартам образования можно отметить, что выпускники следующих поколений сами выбирают – нужна ли им дополнительная практическая подготовка по программе степени «магистр», либо после получения высшего образования по программе степени «бакалавр» он сразу выходят на рынок труда, получая свои практические знания уже на рабочем месте. Сейчас в Российской Федерации существуют следующие степени вузовского и послевузовского образования: «бакалавр» - высшее образование. Полная общетеоретическая и узкотеоретическая подготовка без выбора специализации; «дипломированный специалист» - существует только в очень узком круге специальностей (направлений) технического характера; таким специальностям обучает очень узкий круг ВУЗов нашей страны. Характеризуется выбором специализации и усиленной подготовки по данной специализации. «магистр» - высшее образование с дополнительной практической подготовкой в выбранном направлении (специальности). На данном этапе подготовки выпускников нет выбора крупной специализации (например, торгово-экономическая или финансовая специализация у экономистов), а сразу идет подготовка по широкому кругу практических дисциплин по выбранному направлению и дисциплин, связанных с конкретной практической специализацией (например, программа подговки магистров юриспруденции по специальности «разрешение экономических споров в арбитражных судах»). «кандидат наук» - является степенью послевузовского профессионального образования. Данная степень предполагает наличие фундаментальных и всеобъемлющих теоретических знаний по выбранной специальности и точным практическим применением данных заний «доктор наук» - является высшей ученой степенью в Российской Федерации. Были длительные споры, связанные с отменой и оставлением докторской степени в России, так как Болонская система степеней не предусматривает наличия аналогичной российской докторской в международных отношениях систем образования степени. Похожая степень в англосаксонских системах образования в естественных науках носит название доктор наук (Doctor of Science, D.Sc.); для исследователей, специализирующихся в филологии, - доктор словесности (Doctor of Letters, D.Litt.); в области права - доктор права (Doctor of Laws, LLD). Однако отличие состоит в том, что присвоение этой степени обычно осуществляется не по результатам защиты диссертации, а по сумме опубликованных работ и по общему вкладу в науку или даже по общественной или публицистической деятельности. По этой причине звание доктора наук, доктора словесности или доктора права является прежде всего почётной степенью, вручаемой после многолетних заслуг, а не результатом направленной работы на получение степени. Ученая степень доктора наук в Российской Федерации предполагает решение крупной научной проблемы или приоритетные исследования в новом научном направлении и соблюдения установленных в Российской Федерации требований. Получение диплома бакалавра еще и потому является полным высшим образованием, что выпускник со степенью «бакалавр» может сразу поступать в аспирантуру без получения степени «магистр». Однако отдельно отметим, что во многих ВУЗах есть негласное правило, по которому заявления бакалавров на обучение по аспирантским программам не принимаются к рассмотрению, хотя это и является прямым нарушением федерального законоадтельства.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Несмотря на то, что переход от образования по советским стандартам, то есть обучение в ВУЗах специалистов к европейским стандартам, подразумевающим обучение бакалавров и магистров начался достаточно давно, многих по-прежнему заботит вопрос диплом бакалавра это высшее образование или нет. По крайней мере у поисковых систем спрашивают об этом достаточно часто.

Давайте попробуем разобраться и взглянуть на этот вопрос с точки зрения закона, работодателей и самой идеи, согласно которой и были придуманы 2 варианта обучения в ВУЗах. С неё и начнем

Бакалавр и магистр разница

Разница, как не странно очень значительная. Изначально Бакалавриат предполагал получение знаний базового уровня, которых будет достаточно для работы по полученной специальности. Срок обучения, который в ВУЗах России составляет, как правило 4 года, по сравнению с магистратурой и специалитетом меньше, но полученных знаний должно быть достаточно для работы по специальности.

Магистратура предполагает более длительное и глубокое изучение предметов по специальности. В результате после 6 лет обучения студент, получивший образование магистра, может не только работать по специальности, но и продолжать заниматься научной деятельностью.

Специалитет в настоящее время изживается из ВУЗов, если я правильно помню, в 2011 году в моём ВУЗе осталась только одна специальность, отучившись на которой можно было получить диплом специалиста. Специальность самая престижная. Кстати, специалист и магистр являются людьми с одинаковым уровнем образования и, соответственно, возможностями, например, они могут поступить в аспирантуру и заниматься наукой, но про уровни высшего образования чуть ниже.

Но так должно было быть и так есть в Европейских ВУЗах. С нашими, как всегда, «возможны варианты».

Диплом бакалавра это высшее образование или нет? С точки зрения работодателя

Даже с точки зрения идеи разобраться проще, чем с точки зрения работодателя. Но в последние лет 5-7 работодатели стали лучше относиться к людям, имеющим диплом бакалавра.

Диплом бакалавра

И всё равно, при устройстве на работу диплом бакалавра будет скорее минусом, хотя тут также важно насколько хорошо Вы себя покажете на собеседовании. Лет 7 назад наверняка многие могли услышать что-то вроде «А бакалавр – это вообще кто?», и даже после объяснения, что это тоже высшее образование, ответом могли быть кивок и обещание перезвонить.

Диплом бакалавра это высшее образование или нет? С точки зрения закона.

Наконец-то можно дать ответ, подкрепленный не взглядами на жизнь отдельных людей или идеальной идеей, а законом Российской Федерации. Для этого обратимся к документу под названием Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), ответ на вопрос, которому посвящена статья содержится в 10 статье данного Федерального закона:

  1. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

И, как становится понятно диплом бакалавра это высшее образование. Однако, высшее образование имеет 3 уровня, бакалавриат – это первый уровень.

Итак, разобрались со структурой высшего образования в России, помог в этом Федеральный закон, кстати, весьма новый и имеющий свежие изменения и дополнения.

Вывод ко всей статье будет такой – да, диплом бакалавра подтверждает высшее образование, но является образованием первого уровня, так что будет совсем не лишним получить образование по профилю специалитет или магистратура. Подробнее о магистратуре читайте в статье . До встречи на страницах блога сайт

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "бакалавр" (срок обучения не менее чем 4 года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации "дипломированный специалист" (срок обучения не менее чем 5 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "магистр" (срок обучения не менее чем 6 лет).

Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.

Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Из Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22.08.96 ? 125 - ФЗ

Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года - неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому "направлению" - квалификация (степень) "бакалавр", ещё 2 года специализированной подготовки - квалификация (степень) "магистр". При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится "специалист" в течение 5 - 6 лет.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней "бакалавр" и "магистр" в разных государствах нет - бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр - это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой "составляющей" в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет - и диплом специалиста-практика ("инженер", "агроном", "экономист", "механик" и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года - и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру - конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров - одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: "направление подготовки дипломированного специалиста".

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов - для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою "утряску" какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них - психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово "бакалавр" было "не нашим", западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения - специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют обще научный и обще профессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать "специалистов" и "магистров".

Вы не расстраивайтесь - со временем вопрос "Чем может заниматься бакалавр?" не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию "дипломированный специалист" или "магистр".

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её "несуженность" позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

Летом многие выпускники школ спешат подавать документы в один или несколько выбранных вузов для продолжения своей учебы и приобретения выбранной профессии.

Равноправные дипломы

Не так давно российские вузы выпускали только специалистов с дипломами. К примеру, окончивший технический вуз выпускник становился инженером, агрономом, экономистом с приставкой определенной специальности. Эту схему хотели изменить еще в 90-х годах двадцатого века и сделать ее аналогичной западной. Европейцы и американцы в своих вузах производят бакалавров и магистров.

Это нововведение было установлено для того, чтобы дипломы, которые получают студенты по окончании российского высшего учебного заведения, признавались в других странах. Чтобы выпускнику не пришлось переучиваться за границей или подтверждать каким-либо способом свое образование. Благодаря сходному по продолжительности обучению и единым названиям любому работодателю мира становится ясно, какое образование получил соискатель на рабочее место.

Почему двухуровневая система?

Чтобы реализовать задуманное, наша страна присоединилась к Болонской конвенции. Для этого потребовалось сферу высшего образования привести к требуемым странами-участницами стандартам. Сегодня закон о высшем и послевузовском образовании устанавливает двухуровневую систему высшего образования: бакалавр и магистр.

Почему двухуровневая модель? Главная причина кроется в том, что такая система подготовки специалистов лучше адаптируется к рыночной экономике. Эта модель давно применяется в США, Канаде, Англии и других странах, именно она обусловила их экономические успехи.

Термин "бакалавр"

Откуда берет свое начало это слово? Что такое бакалавр? С английского языка термин переводится как:

  • Молодой рыцарь-вассал.
  • Одинокий самец.
  • Холостяк.

Если додумать, то получается, что это молодой человек, ищущий свое место под солнцем в этом мире. Вполне подходящее название для того, кто находится в начале своего жизненного пути.

Суть бакалавра

Что такое бакалавр? Это выпускник высшего учебного заведения. Сегодня многие люди, окончившие вуз, в своем дипломе имеют запись "бакалавр". Это высшее образование или нет? Выпускник получает законченное высшее профессиональное образование, только, в отличие от магистратуры, на базовом уровне. Подготовка бакалавра занимает четыре года, в ходе которой студент получает фундаментальные знания общенаучного и общепрофессионального характера без узкой специализации.

Фундаментальная подготовка помогает легче адаптироваться к постоянно меняющемуся рынку труда, где необходимо осваивать смежные профессии. Сейчас большинство работодателей устраивает базовое высшее образование соискателя. Остальное ему покажут и расскажут на месте.

Учеба или работа?

Многих будущих выпускников волнует вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет? Это первый уровень высшего образования. Студент получает степень бакалавра, затем без перерыва в учебе он может продолжить свое обучение в институте и поступить в магистратуру. А если он устал от учебы и хочет сделать перерыв? Когда молодой человек решит сделать перерыв в учебе, то базовая профессиональная подготовка и диплом бакалавра дадут ему право наравне с другими выпускниками высших учебных заведений претендовать на соответствующую должность. Через некоторое время, когда опыт будет накоплен, уже более осознанно он сможет продолжить учебу в магистратуре любого вуза нашей страны или зарубежья.

Термин "магистратура"

В переводе с латинского означает "наставник", "учитель". Магистратура - это второй уровень высшего образования, он ориентирован в том числе на преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность. Для поступления сюда необходимо сдавать экзамены. Магистратура дает возможность поступить в аспирантуру.

Сколько получается дипломов? После четырехлетнего обучения в вузе студенту выдают диплом бакалавра, с которым он имеет право поступать в магистратуру, после двух лет учебы он получает диплом. Получается, что после 6 лет успешной учебы у него на руках два диплома.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое бакалавр, подытожим: это молодой человек (или девушка), получивший базовые знания по выбранной специальности и получивший диплом вуза.

Переходный период закончился в 2011 году, и теперь все вузы перешли на двухуровневую систему образования "бакалавр - магистр". В этот список не попали только военные, медицинские и художественные высшие учебные заведения. Магистратура в основном сосредоточена в государственных высших учебных заведениях, а бакалавриат присутствует в негосударственных. Список направлений вузов очень обширен. Он зависит от названия и направления самого учебного заведения.

Итак, мы выяснили, что такое бакалавр. Направления подготовки данной ученой степени существуют самые различные. Например, бакалавр экономики. Получив такой диплом, молодой человек сможет работать в организациях различных отраслей и форм собственности, осуществляя экономические, маркетинговые, аналитические, финансовые, производственно-экономические службы. Также по окончании вуза ему присваивается степень бакалавра или, другими словами, квалификация.

Из истории

В дореволюционный период истории России звание "магистр" ввел Александр I в 1803 году. Магистр занимал промежуточное значение между кандидатом (это человек, который окончил университет с отличием) и доктором. Степень магистра давала возможность получить чин титулярного советника.

Ученые степени могли давать только следующие университеты: Московский, Дерптский, Казанский, Харьковский. Ученую степень присуждали после того, как студент выдержит магистерский экзамен. Подготовка к нему занимала около 4 лет. Дореволюционного магистра можно приблизительно приравнять к нынешнему кандидату наук. К получению ученой степени магистра предъявлялись требования, сравнимые и сопоставимые с ученой степенью доктора философии Европы того времени. В большинстве вузов России в конце 19-го века отменяется кандидатская степень и начинает существовать модель "магистр - доктор". После революции в России ликвидируются все ученые степени, и их нет вплоть до 1934 года.

Болонская декларация

Министры образования Европы подписали совместное заявление в Болонье в 1999 году. В декларации говорится о создании единой зоны европейской высшего образования и намерении стран, которые ее подписали, продвигать систему европейского ВО по всему миру. Наша страна присоединилась к этому движению в 2003 году, она стала 40-й по счету, кто ее подписал.

Естественно, есть и противники прозападной системы образования. Не без основания считается, что российская модель образования по ряду направлений подготовки не только не уступает западной, но и превосходит ее. Поэтому унификация образования не отразится положительно на ее улучшении. Также есть мнение, что равноценность дипломов подтолкнет выпустившихся специалистов к отъезду из страны. Несовершенство же базы многих вузов не даст им возможности участия в Болонском процессе.