Одежда царя в будние дни ничем не отличалась от одежды знати. Однако при различных торжествах, особенно во время приема послов, царь облачался в драгоценные одежды, поражавшие чужеземцев своей роскошью и богатством. В облачение или орнат царя входило платно - распашное длинное одеяние без воротника, сильно расширенное книзу и имевшее широкие недлинные рукава. Платно застегивалось встык, а по бортам, подолу и краям рукавов обшивалось орнаментальной полосой.

Платно шили из золотых тканей - алтабаса и аксамита . Сверху надевали круглый, довольно широкий воротник - бармы . Бармы застегивались сзади на пуговицы, расшивались жемчугом, каменьями; на них нашивались также небольшие иконки. Поверх барм надевался золотой «наперстный» крест, а в наиболее торжественных случаях окладень - золотая цепь, состоящая из двуглавых орлов. Облачение дополнялось скипетром и державой.

Скипетр - жезл, а держава - полый золотой шар с крестом, символизирующий власть царя над миром. На голову царь мог надевать различные головные уборы, от тафьи до «шапки Мономаха», традиционного головного убора русских царей. Шапка Мономаха представляла собой невысокий конусообразный головной убор с собольей, опушкой и крестом сверху.

Обувью царя были короткие сапоги из сафьяна или бархата с дорогим шитьем, а с XVI века - мягкие, богато украшенные туфли.

Воинский костюм - доспех - по сравнению с домонгольским периодом изменился сравнительно мало, главным образом в деталях. На Московской Руси основой доспеха была по-прежнему кольчуга . Кольчужная рубаха стала только несколько короче, что было обусловлено техникой конного боя. Иногда кольчуга имела разрез сверху донизу, превратившись таким образом в куртку. Часто к кольчужному доспеху на груди и спине крепились металлические пластины. Кольчуга могла быть без рукавов - так называемый колонтарь .

Конникам одеждой служил тягиляй - длинный кафтан с воротником-козырем. Тягиляй шили на подкладке, а между подкладкой и верхом прокладывали слой пакли с вложенными в него металлическими пластинами. Воеводы поверх кольчуги надевали на грудь короткую металлическую кирасу , на руки - металлические пластины (наручи ) и рукавицы. Ноги защищали «бронированные» сапоги - бутурлыки или сапоги, покрытые металлическими пластинами наподобие чешуи. Поверх доспеха воеводы надевали еще налатник - короткий плащ типа нарамника с несшитыми в боках полами и широкими короткими рукавами. Налатник имел спереди разрез и застегивался на пуговицы.

Русские шлемы были остроконечной формы. В отличие от западноевропейских шлемов они всегда были без забрала, но с подвижным наносником - стрелкой. За период войн с монголами русские шлемы изменили свою форму. Они потеряли высокие навершия, так как высокие шлемы легко было сбить саблей - главным оружием монголов.

Некоторые русские шлемы, так называемые мисюрки , имели плоский верх и кольчужную сетку - бармицу , короткую спереди и удлиненную с боков и сзади. Иногда бармицу застегивали спереди под подбородком. Военачальники носили богато декорированный шлем луковичной формы с козырьком и стрелкой.

Впервые некоторая регламентация в отношении военного костюма произошла во второй половине XVI века. В это время появились в Москве первые регулярные войска стрельцов. Стрельцы были одеты в длинные, доходившие до щиколотки кафтаны из цветного сукна. Каждый полк имел кафтаны определенного цвета. Они были со стоячими воротниками и застегивались на цветные петлицы.

Головным убором стрельцов была шапка типа мурмолки с меховой опушкой. Вооружение их состояло из сабли, которую носили у левого бедра на поясной портупее, длинноствольного самопала и бердыша - серповидной секиры на длинном древке. Через левое плечо стрельцы носили большой кожаный ремень - берендейку , к которой подвешивали зарядцы. Костюм офицеров («начальных людей») отличался большим количеством петлиц, богатым кушаком и перчатками, иногда меховой опушкой воротника. Оружием офицеров был протазан - копье на длинном древке.

С образованием Московского государства появилась на Руси специальная личная охрана царя - рынды (при Василии Третьем) и почетная дворцовая стража - жильцы (при Иване Четвертом). Одежда рынд была очень нарядной и эффектной. Они были одеты в ферязь белого цвета из бархата, атласа или сукна с горностаевой опушкой и петлицами из серебряных шнуров. Иногда вместо ферязи мог быть надет белый терлик.

С XVII века из-под ферязи или терлика виднелся белый стоячий воротник-козырь, шитый жемчугом. Костюм дополнялся белыми сафьяновыми сапогами, белой песцовой шапкой либо белой мурмолкой с горностаевой опушкой. Поверх ферязи надевали две золотые цепи, перекрещивающиеся на груди, иногда драгоценный пояс. В руках у рынд были небольшие топорики.

Жильцы носили кафтаны или терлики различных цветов с козырями. Головным убором были золотые шапки типа мурмолки с меховой опушкой, обувью - цветные сапоги. Оружием служили протазаны и сабли.

Мощь и богатство Московского государства отражались в блеске царского двора: в пышных приёмах иностранных посольств, золотом убранстве дворцовых палат, драгоценных одеждах государя и его окружения. Дипломаты и путешественники с удивлением отмечали, что присутствовавшие на аудиенции в Кремле бояре, дворяне и высшее духовенство были облачены в невероятно дорогие одежды. Древние документы часто называют их "золотым" платьем.

Архиепископ Арсений Элассонский, побывавший на приёме у царицы Ирины Фёдоровны Годуновой, писал, что при виде роскошного облачения государыни всех присутствующих охватил какой-то "сладостный трепет благоговения", так как "малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей".

Благодаря широким торговым, дипломатическим и культурным связям Древней Руси в Москву поступали уникальные драгоценные ткани из Ирана, Турции, Италии, Франции и других стран: золотые бархаты, гладкие и с ворсовым узором атласы, тафты, аксамиты и алтабасы.

Ценились ткани очень высоко и часто служили наградой. Не случайно платье, жалованное с царского плеча, считалось в XVI-XVII вв. дорогим подарком. Одаривая других, царь и сам не стеснялся пользоваться имуществом и даже одеждами умерших или опальных бояр. Если одежды выходили из употребления, их или жертвовали в церковь, или раскраивали на мелкие предметы, или назначали к распродаже. Покупателями царского платья были бояре, дьяки, подьячие и ближайшие родственники царя.

Царский наряд состоял из нескольких предметов, надеваемых один на другой, но при этом составляющих единое целое. "Носить одно платье почиталось за великое бесстыдство и причиталось за великое бесчестье!", - отмечали иностранцы. Помимо платьев царское облачение включало одежды и регалии, которые использовались в особо торжественных случаях: золотой крест с цепью, бармы, шапку-венец, скипетр, державу, посох, жезл, складень, платно, становой кафтан. Одевание государя сопровождалось сложным, тщательно продуманным ритуалом.

К числу наиболее чтимых парадных платьев относились опашни (верхняя распашная одежда с длинными зауженными к запястью рукавами). Начиная со времён Ивана IV Грозного опашень - любимая царская одежда. Его шили из редких сортов шёлка (зуфь, объярь, бархат, камка золотная) и носили без пояса, накидывая иногда на плечи поверх кафтана. Важной чертой этого платья был своеобразный воротник - "ожерелье".

К середине XVII столетия в полное царское облачение вошло платно. Выполняли его из драгоценных привозных тканей, украшали плетёным и "кованым" кружевом, жемчугом, золотыми пуговицами с драгоценными камнями, мехом. Сохранилось платно царя Петра I, изготовленное в Кремлёвской Мастерской палате в 1691 г. из ткани, подаренной государю украинским гетманом Мазепой.

В дни торжеств надевали бармы - большой округлый воротник с изображением святых. В XVII в. они оставались обязательной принадлежностью царского облачения. В середине столетия для царя Алексея Михайловича в Стамбуле заказали регалии, среди которых были бармы из семи громадных золотых с драгоценными камнями и эмалью запон, закреплённых на белом шёлковом оплечье.

Во время церемонии венчания на царство платно надевали поверх нарядного станового кафтана, который шили приталенным, по фигуре, т. е. по "стану". Платья для торжественных выходов государя изготавливали из драгоценных тканей - золотых итальянских аксамитов и восточных алтабасов.

Особенно красивы были петельчатые аксамиты. Узор на них выполнялся золотыми петлями разных видов, что создавало богатую игру светотени. Павел Алеппский записал о саккосе патриарха Никона: "Он сделан... из чисто золотой парчи жёлто-орехового цвета... Никон предложил нам поднять его, и мы не могли это сделать. Рассказывают, что в нём пуд жемчуга...". Действительно, драгоценности на саккосе весят около 16 кг. Одежда из аксамита не сгибалась, не ложилась складками и производила впечатление металлической.

Царское облачение включало также цепи. Те, что нашивали на ленты из ткани в виде отдельных драгоценных запон, носили название «окладень». Больше любили золотые окладни из круглых плоских колец с гравировкой, чернью, эмалью. На кольцах писали полный титул царя и молитву.

Облачение духовенства богатством и великолепием не уступало царскому. Хранилось оно в Патриаршей ризнице и ризницах кремлёвских церквей и монастырей. Сшитые из дорогих тканей, эти одеяния были украшены шитьём, жемчугом, драгоценными камнями, разнообразными золотыми дробницами.

"Лучшее, что умеют здесь женщины, - писал один из иностранных путешественников, - это хорошо шить и прекрасно вышивать шёлком и золотом". В XVII в. в Кремлёвских мастерских трудилось более 100 искусных вышивальщиц. Их произведения по праву называют живописью иглой.

Часто вышивали "вприкреп", для чего тонкие нити драгоценного металла накладывали на ткань и закрепляли цветным шёлком. Вышивка напоминала металлическое изделие с высоким чеканным рельефом, когда настил из ниток или толстого шнура полностью зашивался золотом. Самые роскошные одежды прошивали "кованым швом". Этот приём предполагал сплошное покрытие ткани золотыми нитями, так что создавалось впечатление гладкой металлической поверхности.

Важное значение при изготовлении парадного облачения имела отделка. Иногда она была долговечнее ткани и переходила с одного изделия на другое. Великолепные украшения саккоса патриарха Никона (1654 г.) - золотые с чернью дробницы, жемчуг, драгоценные камни - относятся к XV в. Из платна царя Алексея Михайловича в 1691 г. переделали саккос для патриарха Адриана.

Древнерусский костюм нередко дополняло металлическое кружево, состоявшее из ажурных золотых прямоугольных пластин с эмалью и драгоценными камнями. Кружево нашивалось поверх ткани и придавало одежде особую нарядность, хотя и делало её очень тяжёлой и неудобной. В описях имущества знатных бояр XVII в. обычны упоминания о пуговицах из золота и серебра, которые оценивались в десятки раз дороже самих одежд.

В царской казне хранилось много готовых одежд, выдававшихся специально для участия в придворном церемониале. "Золотым" платьем, мехами, драгоценными украшениями снабжали и тех, кто отправлялся с посольством за границу, чтобы они достойно выглядели в чужих землях.

Заметки

"Перед аудиенц-залом... вокруг стен сидел и и стояли старые и осанистые мужчины с дли иными и седыми бородами, в золотых одеждах и высоких собольих шапках. Это, говорят, "гости" Его Царского Величества или именитейшие купцы; одежда их принадлежит Его Царского Величества сокровищницам и выдаётся только при обстоятельствах, подобных нашему, а затем сдаётся обратно..."

Адам Ольшлегер Олеарий

Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси

Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII веках в большинстве своем была серебряная и золотая.Естественно золотая и серебряная посуда, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, была только у знати. Однако посуда, которой пользовались простые люди, имела точно такую же форму, хотя изготовляли ее из менее благородных материалов - дерева и глины.

Посуда из драгоценных металлов, хрусталя, стекла и перламутра составляла богатство дома,

и занимала после икон едва ли не первое место в убранстве жилища. Столовая посуда являлась предметом щегольства и при всяком удобном случае выставлялась напоказ как свидетельство достатка хозяина.Особенно пышно обставлялись пиры и приемы. Всем известна фраза "закатить пир на весь мир".


К.Е.Маковский 1883 г._Боярский свадебный пир в 17веке.



Ковш


Ковш Ивана Грозного 1563 год. Золото, чернь, сапфиры,жемчуг.


Ковш серебряный, частично позолоченный конец 16-начало 17 века


Доброе угощение на Руси издавна было принято сопровождать хмельным питием. Обычай этот шел еще со времен языческих, и Владимир Красное Солнышко прославился достопамятными словами: "Руси есть веселие питии, не может без того бытии".Наиболее распространенный на Руси хмельной напиток мед пили из ковшей.Предполагают, что ковши происходят с Севера Руси. Древние ковши вырезались из дерева и имели вид старинных лодий или водоплавающих птиц - лебедей, гусей, уток. Первые металлические ковши, по мнению некоторых исследователей, были изготовлены в XIV веке новгородскими мастерами.

Корчик


Корчик 17 век.Русская эмаль.Новгород XVII век.
Серебро, чеканка, резьба, литье,драгоценные камни.

Миниатюрные серебряные корчики, предназначенные для питья крепких напитков, получили широкое распространение в русском быту. Они появились на Руси в XVII веке с появлением первых крепких напитков - коньяка и водки. Своей формой корчик близок к традиционному русскому ковшу и, подобно ему, восходит к образу водоплавающей птицы. Внутренние и наружные стенки корчика обильно украшались чеканным рисунком в виде изображений обитателей морского дна, фигурок зверей и птиц, гербовых орлов. Приподнятый носик заканчивался литым шариком, бутоном или маскароном - скульптурным украшением в виде лица человека или головы животного, срезанного сзади и напоминающего маску. По венцу корчика часто вырезались надписи с именем владельца, пожеланием здоровья или нравоучением.

Чарка


Чарка Петра 1 которую он выточил собственноручно и подарил ее Матвею Гагарину московскому губернатору. 1709 г.


Чарка золотая, украшена чернью, эмалью по оброну и жемчужиной. 1515 год


Чарка 1704 г.


Чарка серебро 1700 г.

Чарка, круглый сосуд для питья, относится к старинной форме посуды, издавна бытовавшей на Руси. В них наливали крепкий напиток - "государево винцо", как его называли в те времена. Чарки изготавливались из серебра и других металлов. Украшались чеканными растительными узорами, изображениями птиц и морских животных. Нередко орнамент покрывал тулово и поддон чарки. По венцу делались именные надписи.В 17 веке форма чарок меняется. Они становятся более высокими, с узким дном. Особое внимание уделяется декору. Чарки украшаются драгоценными камнями, разноцветной эмалью. Большое распространение в ХVII веке получили чарки, изготовленные из перламутра и различных пород камней - сердолика, яшмы, горного хрусталя, часто в серебряных оправах с драгоценными камнями. Такие чарки ценились очень высоко.

Чарка меду.К.Е.Маковский


Чаша


Чаша позолоченная 17 век.

Чаша, древнейший глубокий питьевой сосуд без рукояти, бытовал на Руси в ХI-XVIII веках. В слово "чаша" на Руси вкладывался не только предметный смысл, оно означало и обычай провозглашения за праздничным столом здравиц - заздравных чаш. Пить заздравную чашу значило произнести тост за чье-либо здоровье или в чью-то честь. За здоровье государя пилась "государева" чаша, за здоровье патриарха "патриаршья чаша", в честь Богородицы - "Богородицына чаша" и т.д.В первой половине XVII века форма и художественное оформление чаш явно меняются. Они становятся более высокими, помещаются на поддон. Большое внимание уделяется декору. Чаши украшаются разноцветными эмалями, драгоценными камнями.

Братина




Clinton Broyles

С древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за пиршественным столом "заздравной чаши". В глубокой древности в XI столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название "чин чаши".Для "чина чаши" выполнялись особенно нарядные шарообразные сосуды-чаши на небольшом поддоне, иногда с крышкой. Во время застолья их передавали от соседа к соседу, братаясь таким образом. Отсюда их и название - братины. Первые письменные упоминания о братинах относятся к XVI веку, но в наиболее многочисленных экземплярах до наших дней дошли братины XVII века. Их делали из золота, серебра, камня кости и даже из кокосового ореха, в драгоценных оправах. Поверхность тулова украшалась чеканным или гравированным растительным орнаментом, декорировалась клеймами и "ложками", эмалью, черневым рисунком с изображением библейских сюжетов. Крышка братины имела форму шлема или купола церкви.Наиболее интересная часть братины - орнамент и надписи, идущие по венцу. Обычно это имя владельца, какое-либо мудрое изречение или нравоучение. Например, наиболее часто встречаются надписи:"Братина добра человека питии из нея на здравие…", "Безвинно вино, да проклято пьянство".Братины употреблялись и как поминальные чаши, их наполняли сытой - водой с медом, и ставили на могилы и гробницы.

Ендова


К братине близок еще один тип посуды - ендова, который широко употреблялся в быту до конца XVII века. По форме она представляла собой сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу.Ендовы изготавливались из серебра или меди: тулово украшалось чеканными "ложками" и растительными узорами, на венце располагались надписи. Ендова употреблялась как столовая посуда. В ней приносили к столу напитки - пиво, брагу, мед - и разливали их в питьевые сосуды. Ендовы были разного размера и вмещали в себя от двух-трех до двенадцати литров. В праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих напитками.

Ставец


Среди древнерусской посуды встречаются небольшие цилиндрические чаши с крышками,называвшиеся ставцами.Назначение такой посуды до настоящего времени точно не выяснено. Известно, что деревянные ставцы предназначались для жидкой пищи: щей, ухи, взвара (компота). Ставцы широко применялись в монастырях. Существовала даже поговорка "сколько старцев, столько ставцев" или "каждому старцу по ставцу". Для царского и боярского быта их делали из серебра и использовали для десерта.Ставец был персональной посудой. Так Петру I принадлежал ставец в виде серебряной золоченой чаши с крышкой, украшенной чернью. Поверхность ставца покрыта резьбой с изображением золоченых двуглавых орлов. По венцу имеется надпись: "Великого государя и великого княза Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России Самодержца".

Кубок




С древних времен известна на Руси еще одна форма посуды - кубок, старинный сосуд для вина. Форма кубков была различной и определялась формой тулова: в виде стакана, колокола, братины, различных видов плодов: тыквы, кисти винограда и т.д. Существовали фигурные кубки в форме птиц, животных. Стояны кубков делались в виде ножки, литой человеческой фигурки, дерева, обвитого ветвями, балясины (столбика). Поддон имел форму перевернутой чаши или блюдца. Кубки почти всегда были с подъемными крышками. Изготавливались кубки из золота, серебра, украшались рельефным, литьевым и гравированным, эмалевым орнаментом, накладными медальонами, драгоценными камнями. На крышках кубков помещались литые фигурки. Упоминаются кубки из цветных камней, кокосовых орехов, перламутровых раковин, рогов различных животных, из капа - древесного наплыва. Такие кубки часто искусно оправлялись серебром, украшались драгоценными камнями.До XVII века на Руси бытовали кубки преимущественно иностранной работы, которые привозились из Европы купцами или иностранными гостями в качестве подарков или дипломатических даров.В России кубки появились преимущественно во второй половине XVII века,русские мастера начинают создавать сосуды, в формах которых ощущается влияние западноевропейской утвари. Их преподносили к семейным торжествам, юбилейным датам, а так же при восшествии на престол. Серебряные кубки составляли гордость владельцев, их выставляли в поставцах на пирах напоказ иностранным гостям и послам.