Дата

Класс: 6

Урок: русский язык

Тип урока: урок новых знаний

Тема: Правописание гласных в корнях, определяемых ударением: -гар- – -гор-,

-зар- – -зор-, -твар- – -твор-, клан- -клон-

Цели: познакомить учащихся с новой темой: чередованием гласных О - А в корне слова, определяемом ударением, способствовать формированию функциональной грамотности, развивать критическое, логическое мышление, речевые умения и навыки, воспитывать любовь к предмету.

Использование модулей программы «Лицом к лицу»:
Новые подходы в обучении: диалог на всех этапах урока, коллективная и индивидуальная работа
Работа с талантливыми и одаренными: стратегия «Научи другого»
Обучение критическому мышлению:, создание проблемной ситуации «Мозговой штурм»
Преподавание в соответствии с возрастными особенностями: материал (содержание), форма урока, приемы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям школьников
Оценивание обучения и оценивание для обучения: оценивание происходит на каждом этапе урока в виде словесных поощрений, рефлексия, само- и взаимооценка
ИКТ: музыка для зарядки

Ход урока

Орг. Момент

Создание коллаборативной среды

Все любят получать подарки и сегодня я хочу, чтобы поздравили друг друга с началом четверти, подарили друг другу ручки и пожелали друг другу успехов.

Словарный диктант

Прилетели, полнеба, цыпленок, приклеить, превосходный, пол-арбуза, пригородный, секция, пол-литра, прекрасный

9-10 –

6-8 -

3-5 -

Взаимопроверка /взаимооценивание

Изучение нового

Сегодня у нас урок по теме «Буквы о - а в корне с чередованием». Давайте вспомним, что такое «чередование звуков»?
При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
Эту замену называют ч ередованием звуков: предпола г ать предполо ж ить
Ваша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных о-а в указанных корнях, и владеть способом выбора А-О в корнях.

Мозговой штурм

Карточки каждой паре. Выделить корни, поставить ударение. Сделать вывод

1 пара –
Загар, огарок, гореть, горелый, загорать, угар

Вывод: В корне с чередованием –гор-, -гар- в безударном положении пишется буква О

2 пара – зорька, зарево, зори, заря, озарять, зарница Вывод: В корне с чередованием –зар-, -зор- в безударном положении пишется буква А

З пара – пловец, плавучий, поплавок, жук-плавунец, плавник, плавучесть, отличная пловчиха Вывод: В корнях –плав-, - плов- , плов пишется только в словах пловец, пловчиха

4 пара - наклонился, поклон, поклониться, склонение, пр е клоняться, кланяться

Вывод: В корнях с чередованием -клан-,-клон- под ударением пишется а

В корне с чередованием -твор-–твар-, -твар- пишется только в слове УТВАРЬ .;

Сравните ваши выводы с правилом в учебнике

И потом мы все вместе завершим нашу концет-карту в виде цветка.

Взаимообучение

Ученики оформляют свои выводы в виде листка, прикрепляют его к цветку, объясняют новую тему

(каждая пара работает только со своими корнями и выделяет правило, связанное с ударением)

Закрепление (Работа у доски)

Выберите орфограмму: А или О.

Г..релка, г..рение, заг..р, приг..рел, уг..р, заг..релый, выг..рки, разг..рается.

Наклонить голову, отклонение в сторону, покланяться божеству, преклонить колени, крутой склон, склонять голову, отклонение от нормы.

Графический диктант(+ физминутка). Вставьте нужную букву в таблицу.


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


о


а


о


о


о


а


а


о


о


а


1. загореть
2.озарять
3.пловец
4.подгорел
5.зорька
6.кланяться
7.загар
8.склониться
9.поклонение
10.плавать

Физминутка «Встали-сели» О- встали А -сели

Самостоятельная работа . Самопроверка по готовым ответам. Самооценивание

Рефлексия

Я знаю, что в корнях ……. под ударением пишется ….

Я не понял, когда в корнях ….. пишется буква ….

Взаимооценивание

Д.з. придумать 5 предложений со словами, изученными на уроке

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правописание корней с чередованием а - о (-гар - ― -гор-, -зар - - -зор -) Автор: Титова Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ «Беляницкая СОШ Сонковского района Тверской области»

Изл жение, прил гательное, возл жить цветы, прил жение к журналу, предпол жение, сл гаемое, сл жение, пол жение, изл гать, низл жить, пол гается, отл жить. -От чего зависит правописание о - а в корнях – лаг - ― - лож -, - кас - ― - кос - ? Работа с сигнальными карточками о о о о о о о о а а а о а

Найдите и запишите слова с чередующимися корнями Бутерброд. Чудак - математик В Германии жил. Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот. Вот так Человек Изобрёл Бутерброд. Сложил, положил

Буквы о – а в корнях -гар - ― - гор -, - зар - ― - зор - Значение слов: Гореть- поддаваться действию огня Сгорать- уничтожаться огнём Угорать- отравиться угаром

Орфография Кореньград

Перед вами слова: Гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный. -Разведите эти слова по их родовым гнёздам. Значение одного – «возвышаться», другого – «пылать».

Проверим Возвышаться Пылать гора гореть гористый загар горный угарный

Давайте подумаем, когда будем писать А, когда О? Загар Нагар Разгар Огарок Угар Гарь Загореться Выгореть Разгореться Выгоревший Горючее Сгорание

По правилу, где командует ударение, живут корни зар - зор, и клан- клон.

Загорелый, наклоненье – Растворенье, озаренье – Что писать под удареньем, Что писать без ударенья? Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Если ж звук без ударенья, Вызывает он сомненья.

Рассуждать будем так: 1. Определяю, в какой позиции гласный звук Сильная (под ударением) Слабая (без ударения) Вывод: пишу, как слышу Вывод: пишу: - гор-, но -зар -

Заполните таблицу, используя следующие сочетания: -гор- -гар- Подг.ревший пирог, г.ревая дорожка, наг.р от свечи, г.рячий чай, дог.рающий закат, уг.рный газ, несг.раемый шкаф, заг.релый юноша, разг.рающийся костёр, цистерна с г.рючим, сильный уг.р

Гор- -гар- Подгоревший пирог Гаревая дорожка Горячий чай Нагар от свечи Догорающий закат Угарный газ Несгораемый шкаф Сильный угар Загорелый юноша Разгорающийся костёр Цистерна с горючим

Гаревая дорожка – дорожка для спортивного бега со специальным покрытием из гари. Гарь – мелкие, сыпучие остатки от сгорания каменного угля.

Работа с перфокартой 1.Выр…щенный, подр…сли, зар…сли 2.Зал…жить, безотл…гательное дело,сл…жить руки 3. К.…саться, соприк…сновение, неприк…сновенный запас 4.Р…стительное масло, прик…саться к утюгу, р…сток 5. К…снулся пальцем, неосторожное прик…сновение, отр…стает 6. З…рька, з…гар, приг…релый пирог 7. З…рница, уг…рный газ, подг…ревшая каша

Составьте рассказ о том, что нового вы узнали на уроке.(Не заучивайте параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести примеры). Кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику.(п.51) Для тех, кто любит творчество, задание другое – придумать сказку о гор - гар. Домашнее задание

а а а а а а а а о о о о о

Ресурсы: http://artofwar.ru/r/rybak_e_i/msworddoc-18.shtml заря с берёзой http://old.uralpress.ru/art99123.htm утренняя заря http://lol54.ru/other/11155-ogon.html огонь http://www.greenmama.ua/nid/1734148/mode/comm/ гора http://www.pressfoto.ru/@mr.brightside/?page4 http://namonitore.ru/wallpapers/big/rossip_ostrovov_1280.html острова http://muz-na-chas.okis.ru/price.html поклон бутерброд http://justclickit.ru/other/house.php дом http://justclickit.ru/other/house.php дом http://justclickit.ru/other/house.php дом http://www.gifmania.ru/Animated-Gifs-Animated-Letters/Animations-Punctuation-Marks/Images-Question-mark/index12.htm вопрос чел. http://www.gifmania.ru/Animated-Gifs-Animated-Letters/Animations-Punctuation-Marks/Images-Question-mark/index10.htm знак вопроса http://forum.nashtransport.ru/index.php?autocom=blog&blogid=156&showentry=4227 гаревая дорожка


Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

Дата______________№__________

Тема: Правописание корней –гар- (-гор -), -зар-, (зор-), -твор-(-твар-), -клон-(-клон-) написание которых зависит от ударения.

Цель:

Образовательная : Научить учащихся владеть способом выбора гласных, о-а при правописании корней –гар- (-гор -), -зар-, (зор-), -твар-(-твор-) ; развивать орфографическую зоркость; закрепить навык написания корней с чередующимися гласными и согласными, безударными гласными; Развивающая : развивать наблюдательность и умение анализировать, речевые навыки, коммуникативные способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, уважение друг к другу.

Тип урока: объяснение нового материала Оборудование: плакат –таблица, сигнальные карточки, солнце – правила, тучки –слова исключения, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент Приветствие. Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит .

2. Актуализация опорных знаний

Какие корни с чередованием вы уже знаете?
– От чего зависит написание гласной в этих корнях?
– Обратимся к таблице на доске (3 столбик закрыт)

Написание а в корнях с чередованием о–а зависит от наличия

закорневого суффикса -а-

ЛАГ–ЛОЖ
КАС–КОС: О/А (а)

сочетания согласных ст/щ
в корне слова
РАСТ (РАЩ)–РОС:
О/А (…ст (щ)

ударения

ГОР–ГА"Р: О/А (а")
ЗАР–ЗОР: А/О (о")

Ребята, мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть: а) от наличия суффикса А после корня;
б) от конечной согласной корня.

Искл: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, на вырост, отрасль

3) Работа с сигнальными карточками. Полагать, растение, подросток, прикасаться, ложиться, коснуться, отрасль, росток, Ростов, изложение, выращенный, касаться, излагать, вырос, прикоснуться, .

4. C ообщение новой темы, постановка проблемы. – Сегодня мы познакомимся с другими корнями, в которых также наблюдается чередование гласных а–о .
Наша цель: а) установить, от чего зависит написание гласной в корне
гор–гар ; зор- зар
б) сформулировать правило;

в) научиться узнавать эту орфограмму и правильно писать слова. Поэтому откроем наши тетради и запишем тему нашего урока.

Из названия темы мы видим, что помогать нам придется и другим корням, но начнем с пылающих корней ГОР-ГАР.

Индивидуальным заданием для 2 учащихся было составление рассказа по картинкам.. Послушаем эти рассказы и определим тему нашего урока

Дети зачитывают описания рисунков.

Какие однокоренные слова в рассказах ребят вы услышали? (предполагаемый ответ: загорать, пригореть, нагар, загар). Учитель записывает слова на доске.
Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, почему в одном случае мы пишем в корне -А, в другом – О?
Ответы учащихся.

Действительно, мы столкнулись проблемой, известные нам правила в этих словах не работают. Поэтому, откроем наши тетради и запишем тему нашего урока.
Из названия темы мы видим, что помогать нам придется и другим корням, но начнем с пылающих корней ГОР-ГАР. Возможно, это изображение натолкнет вас на правильное решение этой проблемы.

Конечно же, вы догадались, что правописание зависит в этих корнях от ударения

Солнышко, солнышко, ласковый лучик
Выгляни, солнышко, к нам из-за тучи!
Лучиком ласковым нас обогрей -
Правило новое запомни скорей!

В КОРНЯХ -ГОР-(-ГАР-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕМ А, БЕЗ УДАРЕНИЯ БУКВУ О.

Исключение из этого правила – выгарки, изгарь, пригарь . (слова записаны натучках) К счастью, эти слова достаточно редко употребляются в русском языке. Следует отличать от корня с чередованием -гор- – -гар- омонимичные ему корни -гор-, как в слове гора, и -гор-, как в слове – горе. Для этого обязательно смотрите на лексическое значение корня. Корень с чередованием о – а, -гор- – -гар- имеет значение, связанное с огнем, - гореть, загорать, загар. В слове гора корень имеет значение «возвышенность». А в слове горе корень имеет значение «печаль, несчастье». Пожалуйста, не путайтесь. А вот проверим, как мы это усвоили

4. Закрепление материала: Объяснительный диктант. Костёр разгорается, красивый загар, молоко пригорело, нагар на свечке, обгорелые ветки, угарный газ; загорелые дети; свеча догорела. Загорать на пляже; загорелые дети; свеча догорела; выгореть на солнце; горелый пень; пирог пригорел; лампочка перегорела. (в слове разгорается, в корне гор пишется о, так как стоит под ударением)

5. Объяснение материала (продолжение)

Вы уже догадались, от чего зависит выбор буквы в изучаемых нами сегодня корнях? Ответ: (Да! От ударения).

Но работает ли это правило к корням зор; зар, которые мы изучили сегодня: посмотрите на следующие словосочетания: разгорается з а ря, утренняя з о рька, з о ркий взгляд, алое з а рево, з а рница.

Нет. По-разному влияет ударение на данные корни, смотрим на правило солнышко:

А пиши без ударения, О под ударением .

6. Самостоятельная работа (взаимопроверка) 1. заг.рать на солнце

2. г.релые спички

3. к.снуться рукой

4. к.сание мяча 5. разг.релся спор 6. ог.рок свечи 7. разг.релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к.сается дна 10 сг.ревшая листва

В тетради учеников это должно выглядеть так:

Молодцы! Вы прекрасно усвоили правописание этих корней

7. Итог урока.

1). Какова тема сегодняшнего урока?
2). От чего зависит написание о–а в корнях гор–гар ? Расскажите правило.

8. Работа по сигнальным карточкам

1. В корне -гар- под ударением пишем букву А . (да)

2. Корни –гар-, -гор- имеют значение связанное с огнем. (да)

3. Корень слова «гора» является однокоренным корням -гор-,- гар-. (нет)

4. В слове «горе» корень имеет значение «печаль». (да)

5. Горелый, загар – это слова исключения. (нет)

6. В корне -зор- под ударением пишем О. (да)

7. Зоревой –это слово искючение. (да)

9. Дом. Зад индивидуально на карточках.

Правило – В корне -клан- – -клон -, как и в корне -твар- – -твор -, под ударением пишем ту букву, которую слышим. Например, кланяться , но поклон, творчество . А вот в безударном положении в этих корнях пишется буква о , например, поклониться, склониться, наклониться, творить, претворить в жизнь. Исключение – слово утварь, в котором в безударном положении в корне - твар - напишем гласную а.

Задание : Накл_нился к земле, передать покл_н герц о гине, покл_ниться старшему, скл_нение прил а гательных, пр е кл_няться перед г е роизмом, пр и кл_нить голову. Великое тв _ рение, тв_рить чудеса, пр е тв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший ра с тв_ритель, разная утв_рь, укл_няться от обяза нн остей, кухо нн ая утв_рь.

Приложение 1

1. заг. рать на солнце

2. г. релые спички

3. к. снуться рукой

4. к. сание мяча 5. разг. релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг. релся костер 8. паровозная изг. рь 9. к. сается дна 10 сг.ревшая листва

1. заг. рать на солнце

2. г. релые спички

3. к. снуться рукой

4. к.сание мяча 5. Разг.релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг.релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к. сается дна 10 сг.ревшая листва

1. заг..рать на солнце

2. г. релые спички

3. к. снуться рукой

4. к.с ание мяча 5. разг.релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг. релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к.сается дна 10 сг. ревшая листва

КЛЮЧ

1) о, 2) о, 3) о, 4) а, 5) о, 6) а, 7) о, 8) а, 9) а, 10) о.

Дифференцированный подход – форма проявления личностно-ориентированного обучения. Сущность его состоит в признании самобытности и уникальности каждого ученика. Дифференцированное обучение позволяет удовлетворить образовательную потребность учащихся.

При обучении следует помнить о коммуникативной направленности курса родного языка, стремиться использовать такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие ученика в уроке, повышают индивидуальную ответственность школьника за результаты обучения, способствуют созданию атмосферы сотрудничества, развитию не только самоконтроля и самооценки, но и взаимоконтроля и взаимооценки.

В процессе обучения, в зависимости от содержания учебного материала и методов его изучения, должны учитываться индивидуальные психологические особенности школьников (внимание, память, темперамент и другие). Также необходимо учитывать и уровень знаний учащегося, склад ума, пробелы в знаниях, индивидуальные ошибки.

Таким образом, развивать личность в целом, работать над развитием мышления, памяти, речи, самостоятельности, умения слушать представляется возможным при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении. Только учитывая реальные возможности всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.

Дифференцированное обучение можно рассматривать как стартовую модель в организации элективных курсов в старших классах для перехода на профильное обучение.

Тема: Правописание корней гор–гар .

Тип урока: урок изучения нового материала в 5 классе.

Цели:

  • познакомиться с лексическим значением корней гор–гар ;
  • познакомиться с орфографическим правилом правописания гласных о–а в этих корнях;
  • сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
  • воспитать любовь к русскому языку, интерес к учению;
  • использовать дифференцированный подход в обучении.

Оборудование: Толковый словарь, таблица чередований корней, карточки с индивидуальным заданием, карточки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Фронтальный опрос

– Что мы изучали на предыдущих уроках?
– Какие корни с чередованием вы уже знаете?
– От чего зависит написание гласной в этих корнях?
– Обратимся к таблице на доске (3 столбик закрыт)

III. Практическое задание на развитие логического мышления

1) На доске заранее написаны слова с пропуском гласной.

Выр…щивать, прил…гательное, к…снуться, р…стение, пол…жение, к…саемое, выр…сли.

Задание: устно укажите признаки, на основании которых данные слова можно разделить на группы. (По частям речи: существительные и глаголы; по морфемному составу: с приставками и без них; по видам орфограмм: по изученным корням с чередованием; по пропущенной гласной о–а в корнях).

По рядам записать по группам на основании первых 3-х признаков:

  • 3 ряд (слабые уч-ся) – по частям речи
  • 2 ряд (средние уч-ся) – по морфемному составу
  • 1 ряд (сильные уч-ся) – по видам орфограмм.

Проверка устная, по рядам (быстро назвать только слова).
В это время, кто-либо из отвечавших уже 1-2 раза устно, на доске вставляет пропущенные буквы и обозначает орфограммы.
Класс проверяет, задаёт вопросы о правописании изученных корней.
Три человека всё это время работают на местах по карточкам.

Карточка 1.

Вставить пропущенные буквы, Выделить орфограммы.

Р…стов, з…рница, изл…жение, выр…щенный, к…саться, изл…гать, выр…с, прик…снуться, р…сточек.

IV. Новый материал

1) Ребята, мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть:

а) от наличия суффикса А после корня;
б) от конечной согласной корня.

– Сегодня мы познакомимся с другими корнями, в которых также наблюдается чередование гласных а–о .
Наша цель:

а) установить, от чего зависит написание гласной в корне гор–гар ;
б) сформулировать правило;
в) научиться узнавать эту орфограмму и правильно писать слова.

2) Итак, обратимся к корням гор–гар .

– Перед вами на доске слова гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный.
– Выделите корень. Однокоренные ли это слова? (Нет)
– Почему? (Они имеют разные лексические значения, хотя их корни звучат и пишутся одинаково)
– Разведите эти слова по их родовым гнёздам (самостоятельно в тетради).

Гора, гористый, горный – значение «возвышаться».
Гореть, загар, угарный – значение «пылать».

– Сегодня мы будем работать со словами, корень которых имеет значение «пылать».
– Рассмотрите внимательно слова, записанные в два столбика на доске.
– Запишем в тетрадь:

гореть угар
горелый огарок
загорать загар

– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне гор–гар ? (От ударения) .
– Сформулируйте правило.
– Обратите внимание! В этих корнях написание зависит от ударения, но не проверяется им!

Учитель открывает 3 графу таблицы.

– Как правильно выделить орфограмму? (Учитель – на доске, дети в тетради: гореть – угар .)

– Для того чтобы лучше запомнить правило, составим алгоритм. (Учитель – на доске, дети – в тетрадях.)

Можно это правило представить в виде следующего рисунка (кому-то легче будет запомнить так).

Итог этого этапа: орфограммой является только безударная гласная.

Мы под удареньем пишем
Без сомнения то, что слышим.
Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.

V. Закрепление

1) Ребята, сейчас вы самостоятельно сделаете следующее задание (у каждого на парте текст).
Перед вами ряд предложений. Вы внимательно, выразительно их прочитайте и докажете, что это текст. Озаглавьте. (Отвечает один ученик).

(На)огромной выс...те заг…релось розовым светом од…нокое обл…ч(?)ко. Зах…дящее со…нце дог…рало (на)западе. (В)воздухе ст…ял зап…х г…ри и сухой гв…здики. День уг…сал.

– Совершенно верно, К. Паустовский. Мы хорошо знаем этого писателя по урокам литературы.

3) Какова основная тема его произведений?

– Да, он, действительно, певец русской природы.

  • Первый ряд: вставить пропущенные буквы и слова, подходящие по смыслу, с корнями гор – гар .

(На) огромной выс…те розовым светом од…нокое обл…ч(?)ко. Зах…дящее со…нце (на) западе. (В)воздухе ст…ял зап…х и сухой гв…здики. День уг…сал.

  • Второй ряд: вставить пропущенные буквы.
  • Третий ряд: найти слова на изученную сегодня орфограмму и выделить её графически.

5) Затем один ученик объясняет все орфограммы, а учащиеся 3-го ряда проверяют друг у друга.
После объяснения класс задаёт вопрос отвечающему ученику по теме «Чередование гласных в корне».

6) Пока класс работает в тетрадях, ученик у доски выписывает из этого текста предложение с однородными членами, делает его синтаксический разбор, чертит схему, делает морфологический разбор слова, находит слово, в котором не совпадает количество звуков и букв.

7) Работа с текстом упр.504 (УМК под редакцией В.В. Бабайцевой. Русский язык. Практика. 5 класс.)

– Выразительно прочитайте текст. Укажите, какими средствами связаны предложения в тексте. Выполните задания из упражнения.
В тетради записать слова в 2 столбика:

чередующиеся гласные безударные гласные

горячих большая (больше)
горели помощник (помощь)
загорелась полосу (полосы, полосонька)
железа (слов.слово)
раскалённого (накал )

– Проверяем с места, подбираем проверочные слова.
– Как проверяем безударные (не чередующиеся) гласные?
– Можно ли проверить ударением безударную чередующуюся гласную?
– Чем регулируется их написание?
– Совершенно верно, только правилом.

8) Игра «Третий лишний».

Записать в строчку слова, найти и подчеркнуть «лишнее» слово.

  • Гараж, загорелый, угар.
  • Пригорает, горный, нагорит.
  • Подросли, растение, разгорается.
  • Коснуться, касаться, выгоревший.

Проверка: при чтении называть гласную в корне, объяснять и указывать «лишнее» слово.

VI. Подведение итога урока

1). Какова тема сегодняшнего урока?
2). От чего зависит написание о–а в корнях гор–гар ? Расскажите правило.
3). Можно ли проверить чередующуюся гласную ударением?

VII. Домашнее задание

1) 1-й ряд: подготовить рассказ о том, что нового вы узнали сегодня на уроке, и привести свои примеры.
2-й ряд: составить вопросы к параграфу № 51 для проверки правила.
3-й ряд: выучить параграф № 51.

2) Придумать 4 – 5 предложений на тему «Мечты о лете» с использованием слов на изученную орфограмму.

3) Повторить параграф № 27 (знаки препинания при прямой речи).