Древнерусское государство образовалось в результате длительного процесса развития восточнославянских племен. В IX - X вв. восточные славяне заняли значительные территории Восточно-Европейской равнины и в конце IX столетия объединились в относительно единое государственное образование.

Предпосылками этого объединения были: 1) этническая общность древнерусской народности, говорящей на одном языке; 2)стремление объединить силы в борьбе с кочевниками и Византией; 3) экономические интересы древнерусских князей по речному пути «из варяг в греки».

В истории Древнерусского государства можно выделить три этапа: 1) Вторая половина IX - X в. Основное содержание – объединение всей древнерусской народности в едином государстве, создание аппарата власти и военной организации; 2) конец X - первая половина XI в. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения, увеличение городских центров, рост численности торгово-ремесленного населения; 3) вторая половина XI - начало XII в. Для него характерны наступление феодальной раздробленности и распад Киевской Руси.

Объединение произошло в результате похода новгородского князя Олега (879 - 912 гг.) на Киев, которым он овладел в 882 г., и подчинения им ряда других восточнославянских княжеств (древлян, северян, радимичей). Преемник Олега Игорь (912 - 945гг.) покорил уличей и тиверцев, а также вновь подчинил своей власти древлян, отделившихся от Киева после смерти Олега. Святослав (965 - 972 гг.) и Владимир (978 - 1015 гг.) совершили походы против вятичей, последнего из славянских племен, сохранившего к тому времени свою независимость. В ходе этих завоевательных походов было ликвидировано старое племенное деление и сложилась территория Древнерусского государства.

Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии со значительными элементами предшествующего ей родового строя. Главой монархии был князь. Киевский князь был сюзереном, он оказывал помощь местным князьям, которые обязывались быть у него «в послушании», выставлять войско по его призыву, передавать ему часть собираемой дани. Несмотря на значительный общественный вес, князь все же не стал подлинным государем.

На местах наряду с княжеской администрацией существовали элементы местного самоуправления городов и общин - выборные старейшины, народное ополчение - «тысяча».

Войско Древнерусского государства состояло из княжеской и боярской дружин и народного ополчения (воев). Дружина князя делилась на старшую и младшую («отроков»). Ополчение составлялось из горожан и смердов (крестьян - общинников в IX- XIV вв.).

В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.


С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.) и его старший сын Мстислав (1125 - 1132 гг.) еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, по масштабам равных западноевропейским королевствам. Из них наиболее сильными были Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке, Галицко-Волынское на западе и Новгородская земля - на севере Руси.

По мнению отдельных исследователей, в IX в. образовалось не древнерусское раннефеодальное государство, а возглавляемый племенем полян восточнославянский племенной союз. В конце X–начале XI в. под воздействием разложения родоплеменного строя он распался на городские волости (земли), которые принято называть княжествами.

Некоторые склонны утверждать, что произошел не распад древнерусского государства, а превращение его в своеобразную федерацию княжеств.

Период феодальной раздробленности длился в России с XII по конец XV в. и сопровождался возникновением новых княжеств. Если в середине XII в. было 15 княжеств, а в начале XIII в. - около 50, то в XIV в.-примерно 250.

Хазарский каганат - тюркское раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине VIII в. на территории нижнего Поволжья и в восточной части Северного Кавказа.

Столицей каганата был Итиль, крупнейший международный город на Волге. Важное значение имели также города Саркел, построенный в 30-х гг. IX в. в нижнем течении Дона, Беленжер, Селгендер, Сур и другие.

Источники, отражающие жизнь хазар, позволяют говорить о развитом феодализме в каганате. Наряду с земледельческим и скотоводческим хозяйством, ремеслом и торговлей, важными статьями доходов феодальной знати являлись пошлины и дани взимаемые с проходивших по землям каганата торговых караванов и с соседних, более слабых народов.

Роль хазар в истории Руси со времен первых летописцев было принято оценивать лишь негативно. Однако стабильное политическое объединение хазар являлось надежным щитом для русских земель от кочевников, прорывавшихся в южнорусские степи.

На Средней Волге в низовьях Камы на рубеже IX - X вв. возникло еще одно раннефеодальное государство - Волжская Булгария.

После поражения хазар от Киевской Руси государство волжских булгар становится экономически и политически свободным от Хазарского каганата.

Начиная с X в. в стране происходит интенсивное развитие феодальных отношений. Возникают феодальные замки, вокруг них располагались открытые поселения с зависимым сельским населением.

Столицей государства в X в. становится город Булгар. Но вскоре столица была перенесена в специально выстроенный и более безопасный город Биляр. (Во время монгольского нашествия Биляр был полностью разрушен и более не восстанавливался. С середины XIII в. вплоть до 1431 г. столицей Булгарии был снова г. Булгар.) Основным видом хозяйства в государстве с момента его образования становится высокоразвитое земледелие. Широко известна монументальная архитектура волжских булгар: дворцы, мечети, минареты, мавзолеи, судилища, общественные бани.

Помимо архитектуры и строительного дела развивались обработка железа, кузнечное и оружейное ремесло, деревообработка, медный и костный промыслы, прядение и ткачество, керамическое производство, резьба по камню, ювелирное искусство.

Государственные и этнические границы Волжской Булгарии к концу домонгольской эпохи значительно расширились. Основная территория, занимаемая коренным булгарским населением, достигла к этому времени 140 тыс. кв. км. Государственные границы Булгарии значительно превышали эту территорию, хотя они были весьма неопределенны. Под политическим протекторатом Волжской Булгарии находились древние марийцы, удмурты, восточная мордва, западные башкиры.

4. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами .

Раннефеодальные государства, возникшие на территории России, находились в тесных взаимоотношениях со многими странами, были тесно связаны между собой.

Говоря о взаимоотношениях Руси и Хазарского каганата, необходимо подчеркнуть, что киевские великие князья вплоть до XI в. употребляли тюркский титул кагана (царя).

Хазарские города Итиль на Волге и Саркел на Дону были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими. Под прикрытием хазарской власти русские купцы вели торговлю с Арабским Востоком, Средней Азией.

Историческая наука располагает богатым материалом об исключительно широком развитии торговли между Киевской Русью и Волжской Булгарией. Из Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье поступало серебро. Булгарские ювелирные изделия обнаружены в Киевской, Смоленской, Рязанской, Владимирской и других русских землях. Следы пребывания самих булгар обнаружены в окрестностях Мурома, в Рязани, в Ярославле, на Белоозере.

Следует отметить, что взаимоотношения между Русью и Волжской Булгарией были в основном добрососедскими, особенно в X - XI веках, о чем свидетельствуют мирные договоры 985 и 1006 гг. С обособлением Ростово - Суздальской земли в 30-х гг. XII в. они обострились, а вторая половина столетия, когда правил князь Андрей Боголюбский (1157 - 1174 гг.), отмечены серией его завоевательных походов и на русские города, и на булгар. Волжская Булгария служила серьезным препятствием на пути активного продвижения русских князей в восточном направлении.

Таким образом, образование раннефеодальных государств явилось итогом всего предшествовавшего социально-экономического и политического развития народов, проживавших на большей части Восточной Европы. Произошел значительный подъем хозяйства, высокого уровня у этих народов достигло развитие культуры. В целом государства стремились поддерживать между собой договорные, добрососедские отношения.

Распад Древнерусского государства является одним из наиболее важных и значимых процессов раннего Средневековья. Уничтожение Киевской Руси оставило огромный отпечаток на истории восточных славян и всей Европы. Назвать точную дату начала и конца раздробления довольно сложно. Самое большое государство мира разлагалось почти 2 столетия, утопая в крови междоусобных войн и иноземных нашествий.

Книга "Распад Древнерусского государства: кратко" является обязательной к прочтению на всех исторических факультетах постсоветского пространства.

Первые признаки кризиса

Схожи с причинами падения всех могущественных государств Древнего мира. Обретение независимости от центра правителями на местах являлось неотъемлемой частью прогресса и развития феодализма. Отправной точкой можно считать смерть Ярослава Мудрого. До этого Русью правили потомки Рюрика - приглашённого на царствование варяга. Со временем правление этой династии охватило все земли государства. В каждом крупном городе сидел тот или иной потомок князя. Все они обязаны были платить дань в центр и поставлять дружину в случае войны или набегов на чужие земли. Центральная власть заседала в Киеве, который был не только политическим, но и культурным центром Руси.

Ослабление Киева

Распад Древнерусского государства не в последнюю очередь стал следствием ослабления Киева. Появились новые торговые пути (например, "из варягов в греки"), которые шли в обход столицы. Также на местах некоторые князья предпринимали самостоятельные набеги на кочевников и оставляли награбленные богатства себе, что позволяло им развиваться автономно от центра. После смерти Ярослава оказалось, что огромна, и каждый хочет получить власть.

Младшие сыновья великого князи умерли, началась затяжная междоусобная война. Сыновья Ярослава пытались поделить между собой Русь, окончательно отказавшись от центральной власти.

Ряд княжеств оказывается опустошённым в результате войн. Этим пользуются половцы - кочевой народ из южных степей. Они нападают и разоряют пограничные земли, каждый раз заходя всё дальше. Несколько князей предприняли попытку отбить набеги, но безуспешно.

Мир в Любече

Владимир Мономах созывает съезд всех князей в городе Любеч. Основной целью сбора была попытка предотвратить бесконечную вражду и объединиться под одним знаменем, чтобы дать отпор кочевникам. Все присутствующие соглашаются. Но вместе с тем было принято решение об изменении внутренней политики Руси.

Отныне каждый князь получал полную власть над своими владениями. Он должен был участвовать в общих походах и координировать свои действия с другими княжествами. Но упразднялась дань и прочие налоги в центр.

Такое соглашение позволило остановить кровопролитную гражданскую войну, но катализировало начало распада Древнерусского государства. Фактически Киев утратил свою власть. Но при этом оставался культурным центром Руси. Остальная территория была разделена на примерно 15 государств-"земель" (разные источники указывают о наличии от 12 до 17 таких образований). Практически до середины 12-го века в 9 княжествах царил мир. Каждый престол стал передаваться по наследству, что повлияло на появление династий в этих землях. Между соседями были преимущественно дружественные отношения, а киевский князь по-прежнему считался "первым среди равных".

Поэтому за Киев развернулась настоящая борьба. Несколько князей могли одновременно править в столице и уездах. Постоянная смена различных династий привела город и окрестности к упадку. Одним из первых в мире примеров республики было Здесь привилегированные бояре (потомки дружинников, которые получили землю) крепко установили власть, существенно ограничив влияние князя. Все базовые решения принимались народным вече, а на "лидера" возлагались функции управленца.

Нашествие

Окончательный распад Древнерусского государства произошёл после нашествия монголов. способствовала развитию отдельных провинций. Каждый город напрямую управлялся князем, который, будучи на месте, мог грамотно распределять ресурсы. Это способствовало улучшению экономической ситуации и значительному развитию культуры. Но вместе с этим значительно упала оборонная способность Руси. Несмотря на Любеческий мир, неоднократно происходили за то или иное княжество. К ним активно привлекали половецкие племена.

К середине 13-го века над Русью нависла страшная угроза - нашествие монголов с востока. К этому вторжению кочевники готовились несколько десятилетий. В 1223 году произошёл набег. Его целью была разведка и ознакомление с русскими войсками и культурой. После этого задумал напасть и поработить Русь целиком. Первыми под ударом оказались рязанские земли. Их монголы разорили за несколько недель.

Разорения

Монголы удачно использовали внутреннюю ситуацию на Руси. Княжества, хоть и не враждовали между собой, вели абсолютно независимую политику и не спешили на помощь друг другу. Каждый ждал поражения соседа, чтобы иметь с этого собственную выгоду. Но всё изменилось после полного уничтожения нескольких городов Рязанщины. Монголы использовали тактику набегов в масштабах государства. Всего в набеге принимало участие от 300 до 500 тысяч человек (с учётом отрядов, набранных из покорённых народов). В то время как Русь могла выставить не более 100 тысяч человек от всех княжеств. Славянские войска имели превосходство в вооружении и тактике. Однако монголы старались избегать генеральных сражений и предпочитали быстрые внезапные атаки. Превосходство числом давало возможность обходить крупные города с разных сторон.

Сопротивление

Несмотря на соотношение сил 5 к 1, русы давали жестокий отпор захватчикам. Потери монголов были намного выше, но быстро восполнялись за счёт пленных. Распад Древнерусского государства был приостановлен благодаря консолидации князей перед угрозой полного уничтожения. Но было слишком поздно. Монголы стремительно продвигались вглубь Руси, разоряя один удел за другим. Уже через 3 года 200-тысячное войско Батыя стояло у ворот Киева.

Храбрые русы обороняли культурный центр до последнего, но монголов было в разы больше. После взятия города он был сожжён и практически полностью разрушен. Таким образом, последний объединяющий фактов русских земель - Киев - перестал играть роль культурного центра. Одновременно с этим начались набеги литовских племён и походы католических германских орденов. Русь прекратила своё существование.

Последствия распада Древнерусского государства

К концу 13-го века практически все земли Руси оказались под властью других народов. Золотая орда правила на востоке, Литва и Польша - на западе. Причины распада Древнерусского государства кроются в раздробленности и отсутствии координации между князьями, а также неблагоприятной внешнеполитической ситуации.

Уничтожение государственности и пребывание под иностранным гнётом катализировало желание вернуть единство всем русским землям. Это привело к образованию могущественного Московского царства, а затем и Российской Империи.

1. Образование Древнерусского государства и основные этапы его развития.

2. Внутрисоциальные отношения и зарождение феодальных отношений по Русской правде.

3. Складывание территории.

4. Принятие христианства.

5. Первый письменный сборник законов - Русская Правда.

6. Взаимодействие с западными, восточными и степными цивилизациями.

7. Характер политической власти и значение Древнерусского государства.

1. Образование Древнерусского государства и основные этапы его развития. Отечественная историография выделяет три этапа развития Древнерусского государства: 1) середина IX – X вв. возникновение Древнерусского государства; 2) X – начало XI вв. расцвет государства; 3) вторая половина XI – начало XII вв. – появление первых признаков распада Древнерусского государства.

Хозяйство. Наблюдается очень незначительное движение вперед. На юге – пашенное земледелие, которое распространяется на север. В XI – XII вв. начинается переход от перелога к двуполью. Но урожайность низкая – сам 2. Сеяли: пшеницу, рожь, чечевицу, лен; в хозяйстве используют все виды скота и домашнюю птицу. Подсобные занятия: охота, рыболовство, звероловство, бортничество. Идет развитие ремесла. Так, уже к концу существования Древнерусского государства было известно до 123 видов ремесел, особенно развиты были: кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, кожевенное. Появляется токарный станок, точеная деревянная посуда.

Городища превращаются в города, которые становятся центрами ремесла и торговли в радиусе до 15 км. города строят князья в удобных местах, обычно при слиянии двух рек, создаются как крепости, которое одновременно являются и транзитным пунктом. Центром работорговли был Киев.

2. Внутрисоциальные отношения и зарождение феодальных отношений по Русской правде. Общественный строй – спорный вопрос. Долгие годы считалось, что восточные славяне, минуя рабство, перешли к феодализму. Феодализм – аграрный строй, соответствующий истории средних веков. При феодальном строе монопольное право собственности на основное средство производства – землю – принадлежит феодалу, ему принадлежит также неполное право собственности на основного производителя материальных благ, т.е. крестьянина. Феодальная формация очень сложное понятие. Советская историография использовала ленинское определение барщинного хозяйства, окончательное господство которого он связывал с XVII в. Вся земля делится на барскую и крестьянскую запашки. Прибавочный и необходимый продукты строго разграничены. На барской земле крестьянин со своими орудиями труда и скотом создает прибавочный продукт; на своей запашке крестьянин производит необходимый для себя, своей семьи и феодала продукт, т.к. идет воспроизводство рабочей силы. За пользование землей крестьянин выполняет триразновидности ренты : отработочная, натуральная (продуктовая), денежная (в Европе с XIII в., в России с XVII в.)

Признаки и условия существования феодального (барщинного) хозяйства: натуральный характер; наделение основного производителя средствами производства (земельный надел); личная зависимость; низкое рутинное развитие техники.

После больших дискуссий в 30-е гг. утвердилась концепция формирования феодальной формации на Руси в VIII – XI вв. складываются феодальные отношения и идет складывание классов, которая позже была сформулирована Б. Д. Грековым, ее поддерживал С. В. Юшков, сдвинув хронологию с IX-X вв. на XI в. Л. в. Черепнин в 1953 г. (и 1972 г) выдвинул теорию «государственного феодализма». В раннефеодальном периоде преобладала верховная собственность государства на землю, а основная масса эксплуатируемых была представлена лично свободным населением соседских общин – смердами-данниками. Они подвергались государственной эксплуатации. Эту точку зрения развивали И. И. Смирнов, В. В. Мавродин, отчасти Б. А. Рыбаков. Противоположную точку зрения выдвинул в 1980 г. И. Я. Фроянов, который писал, что на Руси существовали города-государства, подобные античным полисам, города-общины, отрицал феодальный характер. А. А. Горский опровергает эти утверждения, его точка зрения, развивающая традиции Черепнина, представляется нам наиболее приемлемой. Итак, общественный строй можно определить как «государственно-феодальный», с той оговоркой, что государство – «совокупный феодал» – князья и окружавшая их дружинная знать, преобладающий вид ренты – продуктовая. В X – XI в. появилась княжеская вотчина, во второй половине XI в. – боярская вотчина, но мало.

Начинает складываться феодальное землевладение. Пути складывания феодального землевладения: княжеские дружинники собирают дань, и постепенно на этой территории формируется их земельная собственность; выделение родоплеменной знати; захват князьями и дружинниками свободных земель; постепенное закабаление свободных общинников. Элита формировалась из княжеской дружины. Были дружинные бояре и земские бояре. Феодалами становятся князья, бояре, дружина разбогатевшие общинники, а после 988 г. – и церковь.

Рядовое население – свободные общинники – люди . Смерды – спорный вопрос: 1 – люди, обложенные данью князю или вотчиннику; 2 – рабы, посаженные на землю; 3 – представители неславянских племен, платившие дань; 4 – Рыбаков считал, что это люди, зависимые от князя, которые должны были нести военную службу и вести хозяйство: полуземледельческое, полувоенное население. Стал формироваться класс феодально-зависимого населения. Закуп – человек, взявший купу (ссуду) у феодала и обязанный отработать за это. Человек, заключавший договор (ряд) становился рядовичем – он обязался работать в хозяйстве феодала. Холоп – раб. Челядь (челядин) – троже нет единой точки зрения. Тихомиров, Греков, Юшков, Свердлов – раб, который работает по дому; чернь. Изгой – человек, изгнанный из общины (могли быть как среди смердов, так и среди князей).

Почему славяне миновали рабство? а) до XV в. рабы были (домашнее рабство). б) в мире рабство изжило себя. в) распространяется христианство. г) не было природно-географических условий для рабства.

3. Складывание территории. Как сообщают древнерусские летописи, в 882 г. сидевший на «Рюриковом городище» князь Олег, направился на юг, устранил князей, сидевших в земле полян, и поселился в Киеве. Это имело огромное значение, т.к. во-первых, это центр восточнославянских племен; во-вторых, это мировой центр торговли (не только транзит пути «из варяг в греки», но и с востока на запад); в-третьих, Киев находится в центре Поднепровья, самого плодородного района. Князь Олег (882 – 912 гг.) подчинил земли древлян, северян и радимичей, которые стали платить дань Киеву, а не хазарам. Характерно, что, в отличие от своих предшественников, князь с дружиной поселился на территории киевского «града».

Летописи сообщают о большом походе Олега на Византийскую империю. В знак победы Олег водрузил свой щит на воротах византийской столицы Константинополя. Сохранился текст договора, который в сентябре 911 г. Олег заключил с византийским императором Львом VI. Большинство историков считают это событие завершением об­разования Древнерусского государства, далее происходило расширение его территории.

Преемником Олега стал Игорь, которого считают сыном Рюрика. Он подчинил племена уличей и бужан. В 941 г. Игорь предпринял большой поход на Византию, который закончился поражением русского войска. Он заключил договор в 944 г. с византийским императором Романом I Лакапином. Второй договор с греками, написан на двух языках сразу – греческом и древнерусском, таким образом, государство приобретает законченные формы.

В дружине в первой половине X в. было еще много норманнов. Князь Игорь, его жена носили скандинавские имена. Но при заключении договора с Византией дружинники Олега клялись соблюдать договор именем славянских богов - Перуна и Волоса. Сын Игоря носил славянское имя Святослав.

Поход Святослава в конце 60-х гг. на Хазарию был успешным. Хазарское войско было разбито. По свидетельству летописи, Святослав разорил хазарскую столицу. В состав Древнерусского государства вошли земли на Таманском полуострове вместе с хазарской крепостью Таматархой, полу­чившей в Древней Руси название Тмутаракани. После побед Святослава власти киев­ского князя подчинились и жившие в долине Оки вятичи, Хазарский каганат перестал существовать. Оборотной стороной этих побед было усиление главных противников хазар - печенегов, ко­торые стали вскоре опасными соседями Древнерусского госу­дарства. В Киев Никифором Фокой было послано посольство во главе с Калокиром, пред­ложившее Святославу отправиться с войском против придунайских болгар, и князь согласился.

У Византийской империи появился сосед, более могущественный более опасный, чем болгарский царь. С этим византийские правители не могли примириться. Византийский император Иоанн Цимисхий смог взять верх над противником, лишь внезапно нарушив заключенное перемирие и осадив весной 971 г. Святослава в городе Доростоле на Дунае. После долгих ожесточенных боев по договору, заключенному в июле 971 г., Святослав обязался покинуть Болгарию. По одному из условий соглашения византийская сторона снабдила хлебом 22 тыс. воинов киевского князя. На обратном пути войско Святослава разделилось. Основная часть во главе со Свенельдом направилась в Киев сухопутьем, а Святослав с небольшой дружиной - на ладьях вверх по Днепру. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с пече­негами. По преда­нию, глава печенегов князь Куря заказал из черепа князя кубок для вина.

В летописи приводится рассказ о планах Святослава сделать столицей своего государства Переяславец на Дунае. Свое решение князь обосновывал тем, что сюда, на Дунай приходит из разных стран все, в чем нуждается дружина: «из грек» - золото, шелковые ткани, вина и фрукты, из Венгрии - сереб­ро и лошади, «из Руси же скора (т.е. меха) и воск, мед и че­лядь (рабы)». Во второй половине X в. дружина киевского князя, его зарождавшийся аппарат управления стали столь серьезной силой, что оказались способными вести длительную войну с Византийской империей, мобилизовав для участия в ней войско, насчитывавшее несколько десятков тысяч человек. Но связь дружины с «землей», страной, во главе которой она стояла, была еще недостаточно прочной, она могла еще серьезно обсуждать вопрос о своем переселении на другую территорию с более благоприятными условиями существования.

В 963 г. – при Святославе в основном завершается складывание территории. Он подчинил те племена восточных славян, которые не выходили к Днепру; укрепил границы.

В течение IX-X вв. закончилось объединение под властью киевских князей основных восточнославянских земель, население было обложено данью.

Как рассказывает Константин Багрянородный, в ноябре князь вместе с дружиной направлялся в объезд (называвшийся полюдьем) «кормиться» по землям своей страны. полюдье («кружение») длилось пять месяцев (до начала апреля). Как сказано в летописи, дань брали «от дыма», т. е. очага, по «черне куне» - шкурке куницы. В конце весны значительная часть собранной дани доставлялась в Киев, откуда направлялась на судах (у которых килем и нижней частью бортов служил ствол целого дерева, отсюда их греческое название - моноксилы) по Днепру, а затем по Черному морю в Констан­тинополь. Через днепровские пороги на почти стокилометровом промежутке суда проводили с трудом, высаживая людей и складывая товар на берег. Этим пользовались кочевники, нападавшие на караваны. Поэтому их постоянно сопровождали отряды дружинников. К. Багрянородный называл такое путешествие «мучительным и страшным, невыносимым и жесто ким плаванием».

Во внутреннюю жизнь подчиненных Киеву восточносла­вянских племенных союзов княжеская дружина не вмешива­лась. Она сталкивалась с населением лишь во время полюдья, никакой системы сбора дани не было, так князь Игорь с дружиной собирал дань с древлян, хотя ранее она уже была собрана воеводой Свенельдом. Доведенные до отчаяния неоднократными поборами древляне восстали в 945 г., князь Игорь был убит. Восстание древлян было жестоко подавлено вдовой Игоря, княгиней Ольгой. Искоростень был взят штурмом и сожжен. Земля древлян была присоединена к ядру Древнерусского государства Княгиня Ольга проводит налоговую реформу – устанавливает погосты (места для княжеской администрации, куда свозили дань) и уроки (размер дани). Ольга с дружиной объехала землю древлян, «уставляющи уставы и уроки», под последними следует понимать размеры дани. Были установлены «становища» (погосты) - места, куда следовало свозить дань, и выделены «ловища» - охотничьи угодья, как это было уже сделано Ольгой на территории «Рус­ской земли». Таким образом было положено начало складыванию налоговой системы; а погосты укрепили центральную власть князя на местах и ослабили родоплеменную знать.

На первом этапе формируется территория, государственный аппарат и налоговая система.

После смерти Святослава некоторое время никто не мог утвердиться на престоле. Только в 978 г. на престол вступает Ярополк (978 - 980 гг.), а после него Владимир Святославович (980 – 1015 гг.), при котором наблюдается расцвет Древнерусского государства. При Владимире Святославиче (980-1015) в состав Древней Руси были включены на западе Червенские города и Кар­патская Русь.

Академик А. А. Шахматов назвал Владимира «настоящим основателем» Древнерусского государства. В княжение Владимира произошли качествен ные перемены в отношениях между Киевом и подчиненными ему землями. Сыновья Владимира стали его наместниками на этих землях. С принятием Русью новой, христианской религии, прекратилась жизнь старых племенных и религиозных центров, на смену ко­торым стали приходить новые центры - основанные княже­ской властью крепости. Ярослав уже не жил на «Рюриковом городище», а устроил себе резиденцию в самом Новгороде, на «Ярославле дворище».

В конце IX - первой полови­ны X в. печенежский союз племен, кочевавший за Волгой, занял большую часть восточноевропейских степей ме­жду Волгой и Дунаем. Первым следствием перемен стало затруднение связей между Древнерусским государством и Византией, суда с мехами, воском, рабами подвергались нападениям печенегов. В княжение Владимира были приняты важные меры для борьбы с набегами кочевников: построены «грады» - крепости по рекам Десне, Трубежу, Суле, Стугне, – «валы» высотой око­ло 3,5-4 м, окруженные глубоким рвом. Владимир выступает уже не как вождь дружины, озабоченный лишь ее пропитанием, а как правитель, организующий защиту живущего здесь населения. На втором этапе развития государства – расцвет связан с развитием феодального землевладения и феодальной вотчины, так называлось хозяйство и земельная собственность крупного землевладельца, вотчина передавалась по наследству.

4. Принятие христианства. Развитие неравенства у славян вызывало потребность религиозной реформы. У славян к этому времени существовало язычество. Владимир проводит первую религиозную реформу – создает пантеон богов, иерархию богов. В Киеве для каждого бога строится специальный комплекс

Рубеж X-XI вв. - это также время, когда определилось положение Древней Руси в мире в связи с принятием новой христианской религии из Византии . В первые годы княжения Владимир попытался приспособить к новым общественным условиям традиционную языческую религию.

В середине 80-х гг. X в. Византия потерпела ряд серьезных неудач в борьбе с Первым Болгарским царством, а в Малой Азии начались мятежи недовольной императором крупной знати. Визан­тийское посольство прибыло в Киев в 987 г. По соглашению между киевским князем и императором их союз скреплялся браком Владимира и сестры Василия II Анны, а Владимир и все жители Руси должны были принять христианство. Во исполнение условий договора Владимир послал в Константинополь шеститысячное войско.

Император, когда критическая ситуация минова­ла, не стал торопиться с исполнением условий соглашения. То­гда в 989 г. Владимир направился с войском в Крым и осадил главный опорный пункт византийской власти на полуострове - Херсоне. Здесь состоялось крещение Владимира и его дружинников, а затем и его брак с Анной. Недвусмысленно свидетельствует о силе и значении Древнерус­ского государства в Европе. Тем самым Владимир сразу занял высокое место в иерархии правителей византийского круга. На чеканенных им монетах - «серебрениках» Владимир изобра­жен в императорских одеждах и с нимбом вокруг головы.

Принятие христианской религии было важным шагом не только в культурной (о чем речь пойдет ниже), но и в социаль­ной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы земной власти («нет власти не от Бога»). Принятие христианства способствовало и укреплению государственного единства, так как на смену пестрому многообразию локальных языческих культов пришла одна, определяемая четкой системой единых норм религия, а ее служители в своей деятельности подчинялись единому центру, тесно связанному с княжеской властью.

Значение: 1 . христианство сделало Русь европейским государством, что определило ее внешнюю политику. Способствовало укреплению международного авторитета; 2 . прекратилась продажа славян в рабство; 3 . христианство укрепило феодальный базис прогрессивный в это время; 4 . укрепляло единство государства; 5. монастыри способствовали распространению грамотности и культуры.

После смерти Владимира 15 июля 1015 г. Лишь в 1019 г. Ярославу удалось утвердиться на киевском столе. В историю Древней Руси он вошел как выдающийся государственный деятель, законодатель, строитель, украсивший Киев новыми стенами и многими храмами, покровитель книжников.

5. Первый письменный сборник законов - Русская Правда. При Ярославе был создан первый письменный сборник законов - Русская Правда (по мнению одних исследователей, это была первая часть Краткой Правды, по мнению других - ко времени Ярослава восходит весь основной текст Краткой Правды, содержащий ряд вставок, восходящих к законодательству его сыновей). В отличие от «варварских правд», которые представляют собой запись норм традиционного обычного права, Русская Правда является памятником княжеского законодательства («Суд Ярославль Володимерича»). Уже в первой статье сборника устанавливалось, что одинаковый штраф за убийство следует уплачивать и если убитый - «русин» (житель «Русской земли» - Среднего Поднепровья), и если он «Словении» (принадлежит к союзу «словен» на севере Восточной Европы), т. о. устанавливались единые нормы права для всего населения Древнерусского государства. Нормы штрафов за увечья и телесные оскорбления определяли размер сумм, которые вносились преступником в княжескую казну. Нормы штрафа за убийства устанавливались в зависимости от социального положения. Если за княжеского слугу 80 –40 гривен, то за смерда, рядовича, закупа – 5 гривен, за убийство холопа штраф получал его хозяин.

Важную роль играл «Покон вирный» определял размеры корма, который население должно было давать в неделю сборщикам княжеских штрафов: 7 ведер солода, тушу барана, по две курицы в день, хлеба «по кольку могут ясти». Такая форма управления на практике приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков. Фактически возникало нечто вроде феодальной автономии отдельных земель где вскоре встал местный князь.

Анализ Краткой и Пространной позволяет увидеть динамику процессов. Это исторический источник называет основные занятия: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, ремесло); орудия труда (рало, плуг, борона), основные сельскохозяйственные культуры (ячмень, овес, горох), кони, овцы, свиньи, коровы, козы, домашняя птица: куры. О развитии торговли говорит ст. 54 называет купцов. Больше статей связано с земледелием и продуктами земледелия, что позволило историкам делать вывод, что основным занятием восточных славян было земледелие. Русская Правда дает понятия представителей вотчинной администрации: огнищанин, тиун, подъездной, конюший, ротальный и сельский старосты и др. Статьи позволяют судить и о классовой борьбе побеги, хищение имущества, разорение борти, поломка орудий труда, перенос межевых знаков, убийство вотчинной администрации (больший размер штрафа и есть различие с ключом – больше наказание) и др.

Мономах издал дополнение к Русской Правде - «Устав Владимира Всеволодича», облегчавший положение городской бедноты. Возможно, что вскоре была составлена и Пространная Русская Правда - общерусский закон, расширивший правовые нормы домениальной «Правды Ярославичей».

Значение Русской Правды – первого законодательного памятника русского государства: устанавливала судебные нормы, ограничивала произвол судей, действовала во всех русских, даже литовских, землях до XV в; это законодательный документ, ограничивающий кровнородственную месть и пережитки родового строя; способствовала реальному слиянию земель в единое целое; защищала земельную собственность, укрепляла вотчину (Ст. 46 говорит о существовании княжеских, боярских и монастырских холопов), и способствовала развитию прогрессивных в то время, феодальных отношений; это важнейший исторический источник.

При Ярославе Мудром (1019 – 1054 гг.) наблюдается дальнейший расцвет государства. В его правление была возведена София Киевская.

6. Взаимодействие с западными, восточными и степными цивилизациями. Ярослав выступал и как продолжатель усилий отца по организации обороны страны от нападений кочевников. Так, в 1032 г. он «поча ставити городы» по реке Рось, у южных границ Киевской земли. Когда печенеги все же сумели прорвать оборонительные линии и в 1036 г. подойти к Киеву, Ярослав у стен города нанес им тяжелое поражение. Объектом активной внешней политики великого князя Ярослава были балтские и угро-финские племена у северо-западных границ Древнерусского государства. Он ходил в походы на ятвягов и «на Литву», его сын Владимир, сидевший в Новгороде, предпринял поход на финское племя емь. Во вводной части «Повести временных лет» упоминаются как данники Руси емь, литва, эсты (чудь), земгаллы, курши, ливы. Зависимость этих прибалтийских племен от Руси (от Полоцкой земли), вероятно, установилась именно в княжение Ярослава. На земле эстов в 1030 г. им был поставлен город Юрьев - опорный пункт русской власти в этом крае.

Во время правления Ярослава Русь окончательно заняла видное, почетное место в содружестве государств христианской Европы. Об этом наглядно говорят брачные связи самого Ярослава Мудрого и членов его семьи. Женой Ярослава была дочь шведского короля Ингигерд - Ирина, его старший сын Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира, другой сын, Всеволод - на дочери византийского императора Константина IX Мономаха, дочери Ярослава вышли замуж за королей Венгрии, Норвегии и Франции.

В 60-70-х гг. XI в. племена половцев расселились по восточноевропейским степям. Печенежская орда, переместив­шись на запад, стала постоянно вторгаться на земли завоевав­шей к этому времени Первое Болгарское царство Византии. В 1091 г. орда была разгромлена войсками византийского им­ператора Алексея I Комнина и половами. С этих пор и вплоть до середины XIII в. половцы были хозяевами в восточноевропейских степях.

По оценке исследователей, половецкое общество достигло более высокого уровня развития, чем печенежское. На протяжении всего периода X-XIII вв. земли юга Ру­си, граничившие со степной зоной, постоянно утрачивали су­щественную часть прибавочного продукта и самих его произво­дителей, и то, и другое становилось добычей кочевников. Конфликты с кочевниками на территории Восточной Европы были характерны не только для Древней Руси. Характер политической власти и значение Древнерусского государства.

7. Характер политической власти и значение Древнерусского государства. Какое заключение о характере общественного строя Киевской Руси можно сделать на основании Русской Правды? Дает ли содержание этого источника основание говорить об особом варианте русского феодализма и если да, то в чем его отличительные черты?

Советская историография определяла Древнерусское государство IX-X вв. как раннефеодальную монархию. После больших дискуссий в 30-е гг. утвердилась концепция формирования феодальной формации на Руси, которая позже была сформулирована Б. Д. Грековым, ее поддерживал С. в. Юшков, сдвинув хронологию с IX-X вв. на XI в. Л. В. Черепнин в 1953 г. (и 1972 г) выдвинул теорию «государственного феодализма». В раннефеодальном периоде преобладала верховная собственность государства на землю, а основная масса эксплуатируемых представлена лично свободным населением соседских общин –. смердами-данниками. Они подвергались государственной эксплуатации. Эту точку зрения развивали И. И. Смирнов, в. в. Мавродин, отчасти Б. А. Рыбаков. Противоположную точку зрения выдвинул в 1980 г. И. Я. Фроянов, который писал, что на Руси существовали города-государства, подобные античным полисам. А. А. Горский опровергает эти утверждения, его точка зрения, развивающая традиции Черепнина, представляется нам наиболее приемлемой. Итак, общественный строй можно определить как «государственно-феодальный», с той оговоркой, что государство – «совокупный феодал» – князья и окружавшая их дружинная знать.

Флоря Б. Н. считает, что сложив­шееся на территории Восточной Европы политическое образование есть все основания охарактеризовать как государство, где правитель-князь выступает как равноправный партнер византийского императора. Общество это социально неоднородно. Как господствующая социальная группа в нем выступает дружина - сообщество вооруженных воинов, связанных с правителем клятвой верности. В осуществлении своей власти правитель опирается на дружину, а одной из важнейших задач его политики является удовлетворение потребностей дружинников.

Между интересами дружины и ее главы - князя существовала тесная неразрывная связь, скреплявшаяся не только клятвой верности. Князя и дружину объединяла и далеко захо­дящая имущественная общность - общность группы людей, живущих совместно у одного очага - «огнища» (отсюда одно из наименований дружинников - «огнищане»). От князя дружинники получали одежду и оружие, питались с ним за одним столом в особом помещении - «гриднице» (от другого наиме­нования дружинников - «гриди»). Остатки этой гридницы X в. обнаружены археологами в Киеве у здания государственного исторического музея Украины. Сюда постоянно доставля­лись «множества от скота, мяс и от зверины». Дружина резко отличалась от остального населения не только своим питанием, в котором постоянно присутствовала редко доступная для обычных сельских жителей мясная пища, но и всем своим обликом и уровнем жизни. Арабский дипломат Ибн-Фадлан, посетивший в 20-х гг. X в. г. Болгар на Волге, описал похоро­ны скончавшегося там богатого «руса». Он лежал на скамье, покрытой драгоценной византийской тканью, в кафтане из парчи с золотыми пуговицами и в собольей шапке.

В погребениях княжеских дружинников середины - второй половины X в. в так называемых срубных гробницах киевского некрополя обнаружены богатые наборы оружия и конской упряжи, в некоторых из них находились богато украшенные (в частности ожерельями из монет) скелеты женщин, убитых на могиле покойного. Этот образ жизни обеспечивал дружинникам князь, отсюда их заинтересованность, чтобы его власть была как можно более сильной, а казна как можно более полной. Так, известно, что у второго лица в государстве, воеводы Свенельда, была своя дружина, на содержание. В составе дружины в первой половине X в. было еще много норманнов (примером может служить воевода Свенельд). Очевидно, в это время дружину должно было содержать население «Русской земли», с которого князь собирал дань.

А. А. Горский считает, что в XI в. отчетливо прослеживается деление дружины на две части: «старейшую» (она же «первая, «большая», «лучшая») и «молодшею». Члены старейшей дружины» именовались боярами , «молодшей» – отроками. Со второй половины XI в. «молодшая дружина» дифференцируется: часть ее превращается в княжеских военных слуг, обозначаемым старым термином «отроки» (древнейшее собирательное название младшей дружины гридь или гридьба (скандинавское grid - дворовая прислуга) заменилось потом словом двор или слуги) , часть в детских , более привилегированный слой, часто из князей. Из дружинников формируется государственный аппарат. Именно они отправляют должности посадников (княжеский наместник в городе), тысяцких (действует в городе стольном, командует городским ополчением в военных походах), воевод (предводитель воинского отряда. Сначала при одном князе был один воевода, с XI в. – несколько бояр-воевод), мечников (судебных чиновников, собиравших судебные пошлины), данников (человек, собирающий поземельную подать – дань), вирников, емцев (сборщиков государственных податей). Из верхушки дружины формировался княжеский совет . В XI в. у дружинников начинает появляться (путем княжеских пожалований) собственные земельные владения.

Взгляд на дружину как на корпорацию раннесредневековой социальной элиты высказан в 1980-е гг. А. А. Горским, поддерживается Н. Ф. Котляр, Е.А. Шинаковым, и др. В конце XII – XIII в. дружину в этой роли сменяет княжеский «двор». В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких переходов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников.

В городах часто собиралось вече. Об остатках родового строя свидетельствует наличие вече и народного ополчения на период военных походов. Князья съезжались на снемы.

Рюриковичи смотрели на Древнюю Русь как на свою вотчину и управляли ею соответственно. Первоначально великим князем становился старший в роду, постепенно власть начинала переходить от отца к сыну. Не всегда физическое старшинство совпадало с политическим старшинством, поэтому при каждой смене князя происходила борьба. С. М. Соловьев считал, что в 1169 г. – при взятии А. Боголюбским Киева - побеждает государственная власть над родовым началом, власть теперь передается от отца к сыну, складывается монархия.

Каков тип политического государства? Древняя Русь не соответствовала понятию «империи». 22 этноса, населявшие восточноевропейскую равнину были ассимилированы славянами, народы на северо-западе сохраняли самостоятельность. Сложился титул правителя из рода Рюриковичей «русский князь», который встречается в документах и на монетах. Типологически Древняя Русь была ближе западноевропейским монархиям. Можно выделить три типа историко-культурного развития: 1. Западноевропейский тип (латинский алфавит, католическая ветвь христианства). 2. Византийская цивилизация (греческий алфавит, православие). 3. Славянский православный тип (славянский алфавит, православие). Южные и восточные славяне.

По общественному типу Русь условно определяется как феодальное государство. В Западной Европе быстро формируется частная собственность феодалов, на Руси этот процесс идет медленно. Русь шла по европейскому пути: единое государство, потом феодальная раздробленность, разница во времени. Процесс вел к образованию в будущем трех-четырех крупных государств, был осложнен монгольским нашествием, которое деформировало процесс.

Другое дело духовная культура. Русь находилась под влиянием византийской супер – культуры.

Во второй половине XI в. власть Великого князя ослабла. В начале XII в. появились первые признаки распада Древнерусского государства. В 1097 г. в Любече собрался съезд князей - членов княжеского рода, который принято считать последней попыткой сохранить государство. Но принятое решение - «каждо да держить отчину свою» означало превращение земель, находившихся во владении отдель­ных князей, в их наследственную собственность, которую они могли теперь свободно и беспрепятственно передавать своим наследникам, а это шаг по пути к политической раздробленности.

Целый век идут междоусобные войны. С востока усилились набеги новых кочевых племен – половцев. В Киеве поднимались восстания, последовал целый ряд походов с участием всех главных русских князей (1103, 1107, 1111 гг.). Благодаря совместным действиям князей, были нанесены серьезные поражения половцам. Победы над по­ловцами способствовали росту авторитета переяславского князя Владимира Мономаха. Когда в 1113 г. Владимир Мономах занял киевский стол, была предпринята попытка восстановить прежнее значение власти киевского кня­зя, был подготов­лен новый сборник законов «Пространная Правда», столетия­ми действовавший на всей территории Древнерусского государ­ства. И все же реставрации прежних порядков не произошло. Между­княжеские войны 40-50-х гг. XII в. стали завершением по­литического распада государства на самостоя­тельные княжества.

Значение Древнерусского государства: оградило свой народ от соседей, прежде всего, от набегов кочевников; оградило народы Европы от набегов кочевников, не допустило продвижение в Европу тюрко-язычных племен; способствовало развитию хозяйства; ускорило процесс феодализации; способствовало развитию древнерусской культуры; в рамках Древней Руси сложилась древнерусская народность, которая стала основой для трех народов – русского, белорусского, украинского; Русь имела мировые рынки (Киев), играла роль транзита для мировой торговли.

Контрольные вопросы

1. Крещение Руси.

2. Какие вопросы истории Древней Руси позволяет изучить Русская правда?

3. Дайте характеристику положения смердов

4. Кто такой рядович?

5. Какое положение занимал закуп.

6. Что было общего и различного в положении смердов, закупов и рядовичей?

7. Покажите положение и холопов. Сравните положение холопа и закупа. Чем они отличались?

8. Дайте характеристику типа культурно-цивилизационного взаимодействия Византии и Древней Руси.

РУССКИЕ ЗЕМЛИ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образование и расцвет Древнерусского государства

Образование Киевской Руси - закономерный результат социально-экономического развития восточнославянской этнической общности. Сложившееся государство представляло собой раннефеодальную монархию. Главой государства считался великий князь киевский. Его дружина правила страной, вершила суд, собирала налоги, дань.

Молодое государство вынуждено было напрягать усилия для защиты своих границ от набегов кочевников, домогательств Византии, хазар, Волжской Болгарии. Это накладывало свой отпечаток на внутреннюю и внешнюю политику киевских князей.

Возникновение Новгородско-Киевской Руси. Процесс складывания в единое государство восточных славян, как и происхождение династии киевских князей, недостаточно ясны. Поверсии летописца XII., решающую роль в этом сыграл варяжский князь Рюрик с братьями. Нопереход власти в Новгороде к Рюрику (даже если это была реальная историческая личность) не означал создания древнерусского государства.

Известно, что в 860г. киевские князья Аскольд и Дир совершили удачный военный поход против Византии, из чего можно предположить существование в то время славянского государства в среднем Поднепровье.

После смерти Рюрика (ум. в 879г.) власть в Новгороде захватил Олег - один из варяжских князей, т.к. Рюрик не оставил после себя наследника (существует версия, что наследником был Игорь, отсюда принятые в исторической литературе выражения - династия князей Рюриковичей, держава Рюриковичей). В 882г. Олег захватил Киев, киевские князья Аскольд и Дир (как полагают, потомки Кия) были убиты. Киев стал центром объединенного государства.

Расцвет Киевской Руси. Сын Святослава Владимир (980-1015) собрал все земли восточных славян в составе Киевской Руси. Принем совершенствуется государственный аппарат. Крупные центры страны были переданы под управление княжеских сыновей и старших дружинников. Благодаря системе крепостей укрепились границы государства.

К этому времени в Киевском государстве утвердились феодальные отношения, сформировались и основные классы феодального общества - феодалы и крестьяне; феодалы возникли из родоплеменной знати, за счет оседания на земле дружинников князя и выделения наиболее богатых общинников.

Крестьянство формировалось за счет превращения бывших свободных общинников в феодально зависимых людей при захвате общинных земель феодалами, при раздаче князем земель дружинникам за службу и при разорении хозяйств общинников от стихийных бедствий, войн и т.д.

Феодалы выступали в роли владельцев земли, а крестьяне - ее держателями, получая от феодала участок земли на определенных условиях: либо отрабатывая на господской земле, либо внося натуральный или денежный оброк. Крестьянин был лично зависим от феодала, и в этом был смысл внеэкономического принуждения. Крестьянская собственность состояла из орудий труда, скота, жилища.

Распространенной хозяйственной единицей в то время стала феодальная вотчина (вотчина - отцовское владение, передаваемое по наследству) боярина или князя. Помимо вотчины, существовало хозяйство свободных крестьян - общинников, выплачивавших дань великому князю.

Все свободное население Киевской Руси называлось "люди", поэтому сбор дани - "полюдье".

Основную массу сельского населения составляли "смерды", жившие либо в свободных крестьянских общинах, либо в вотчинах. Жизнь смердов в вотчинах была более тяжкой, поскольку они находились в крепостной зависимости. Вкрепостную зависимость смерд попадал через закупничество, т.е. когда брал у феодала в долг "купу" - часть урожая, деньги, скот. Таких крестьян называли "закупы", они освобождались от зависимости при возвращении долга. Кроме смердов и закупов в вотчине были рабы - "холопы", или "челядь", пополнявшиеся за счет пленных и обедневших соплеменников. Развитие феодальных отношений требовало соответствующего идеологического обеспечения, что было связано в то время с религиозными представлениями.

Владимир попытался реформировать языческую Древнюю Русь. Сэтой целью в Киев свезли статуи всех племенных богов. Но превратить язычество в государственную религию Владимиру не удалось, поскольку каждое племя поклонялось своим богам.

В 988-989г.г. Владимир проводит еще одну религиозную реформу. Государственной религией было выбрано христианство византийского толка. Около 988г. Владимир крестился сам, а затем приказал крестить бояр и народ. Христианство внедрялось медленно, особенно на окраинах государства, народ сопротивлялся.

Принятие христианства имело большое значение для Киевской Руси. Оно укрепляло власть феодалов, государственную власть и территориальное единство страны. Русь стала теперь равной другим христианским странам, значительно возросли внешние связи. Христианство оказало свое влияние и на культуру Руси.

С принятием христианства появляется особая организация - церковь. Во главе ее был поставлен митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом, в отдельных областях Руси появились епископы, которым подчинялись священники на местах. Все население было обязано платить церковную "десятину" (десятую часть дохода). Церковные учреждения вскоре становятся крупнейшими феодальными собственниками, оказывающими огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. образование киевский русь христианство

После смерти Владимира Ярослав, названный Мудрым (1019-1054), укрепил границы государства от набегов кочевников. Возросший авторитет Руси позволил Ярославу впервые назначить митрополита, минуя Константинополь. Им стал русский писатель и государственный деятель Илларион. Сам великий князь стал называться царем, как и правитель Византии.

При Ярославе Мудром Киевское государство пользовалось широким международным признанием, крупнейшие королевские дворы Европы стремились породниться с киевским князем.

С именем Ярослава связано появление "Русской правды" - своеобразного кодекса законов, регулирующего взаимоотношения между отдельными группами населения. Так, "Русская правда" ограничивала кровную месть между ближайшими родственниками, разбирала споры между свободными людьми и т.п. Она была дополнена рядом статей в защиту вотчины. Новый документ получил название "Правда Ярославичей".

Из этого документа стало известно, как была устроена вотчина. Центром ее был княжеский или боярский двор с хоромами феодала, домами приближенных, скотным двором, конюшней. Вотчиной управлял огнищанин ("огнище" - дом). Богатством вотчины была земля, она охранялась огромным штрафом. На господской земле работали феодально-зависимые смерды, холопы, челядь. За их работой следили старосты. В вотчине жили и ремесленники.

"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, защитив собственность, жизнь феодалов и близких к ним людей.

В 1113г. после народного восстания в Киеве по приглашению киевских бояр великим князем стал Владимир Мономах (1113-1125). Владимир Мономах вынужден был пойти на уступки народу, дополнив "Русскую правду" Уставом, по которому упорядочивалось взимание процентов ростовщиками, улучшалось положение купечества. Уделялось Уставом внимание холопам и закупам, тем более, что закупничество стало распространенным явлением и закабаление смердов ускорилось.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю, хотя признаки раздробления все более усиливались. При нем возрос международный авторитет Киевской Руси. Была составлена летопись "Повесть временных лет".

После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава в 1132году Киевская Русь окончательно распалась. Наступил период феодальной раздробленности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возникновение российской цивилизации и предпосылки образования Древнерусского государства. Принятие христианства как важнейший фактор укрепления Киевского государства. Кризис древнерусской государственности, причины ослабления и распада Киевской Руси.

    реферат , добавлен 06.04.2012

    Предпосылки образования государственности в VII-VIII в. н.э. Образование Киевской Руси. Основные характеристики древнерусской раннефеодальной монархии. Государственный строй Киевской Руси. Эпоха феодализма: конфедерация независимых "государств".

    курсовая работа , добавлен 15.06.2011

    Становление Древнерусского государства Киевской Руси в IX – начале XI вв. Начало и расцвет Руси. Русские княжества в XII- начале XIII в. Монголо-татарское нашествие. Русь под ордынским игом. Становление великой державы. Смута, появление Лжедмитрия.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2017

    Образование государства Киевской Руси, основные вехи его развития, быт и социальная структура. Русь в период татаро-монгольского ига. Период правления Ивана Грозного. События правления династии Романовых, развитие России в XIX веке, современная история.

    курс лекций , добавлен 26.04.2010

    Характеристика возможных вариантов образования Древнерусского государства, а также анализ споров и вопросов связанных с ним в отечественной и зарубежной науке. Роль скандинавов в сложении Киевской Руси согласно летописному своду "Повесть временных лет".

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Изучение основных теорий образования Древнерусского государства – Киевской Руси - как закономерного завершения длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки".

    реферат , добавлен 24.03.2011

    Образование древнерусского государства в IX веке. Древняя Русь конца IX – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Развитие феодальных отношений на Руси. Проблемы государственного единства Руси. Культура Древней Руси.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2003

    Предпосылки образования восточнославянского государства. Возникновение, становление и расцвет Киевской Руси. Развитие государственности на Руси в первой половине Х ст. Социально-экономический и государственный строй Киевской Руси. Крещение Руси.

    реферат , добавлен 02.10.2008

    Две точки зрения на происхождение славян. Движение славянских племен на восток в рамках Великого переселения народов. Переход от родовой общины к соседской. Соседи восточных славян. Рост военной мощи. Образование Киевской Руси. Правление первых князей.

    презентация , добавлен 30.03.2016

    Роль городов Киевской Руси как центров формирования и развития русской культуры. Взаимодействие христианства и язычества на этапе становления новой древнерусской культуры. Развитие письменности, литературы, искусства и зодчества в Киевской Руси.

Курс отечественной истории Девлетов Олег Усманович

1.1. Восточные славяне в I тысячелетии н. э. Образование и расцвет древнерусского государства

Первое тысячелетие новой эры называют временем «великого переселения народов». Первой его волной стала миграция азиатских племен (готов, гуннов). В середине I тысячелетия под их натиском погибла Западная Римская империя. Вторая волна (IV–VII вв.) связана с расселением славянских племен от Балтики до Черного и Средиземного морей. В середине тысячелетия в Восточной Европе появились тюркские племена (булгары, хазары и др.). Наконец, четвертой волной переселения стали арабские завоевания во второй половине тысячелетия. Под их властью оказалась Северная Африка и почти вся территория современных Испании и Португалии.

Завоевательные походы и войны, торговые и культурные связи, насилие и добрососедство – существовали рядом и одновременно, образуя причудливую и сложную ткань истории. Шел процесс исчезновения, смешения, появления большинства европейских народов и государств. Начинался период средневековья, характеризующийся распространением феодальных общественных отношений. На рубеже древности и средневековья важнейшую роль в мировой истории играли пять центров древней цивилизации: Ханьская империя в Китае, Кушанское царство в Средней Азии, империя Гуптов в Индии, царство Сасанидов на Среднем Востоке и Римская империя. Рабовладельческие государства существовали в Африке. Большинство народов Азии, Америки, Африки жили в условиях первобытнообщинного общества.

На историческую арену выступают такие государства, как Англия, Франция, Германия, Чехия, Польша, Швеция, Россия, Османская империя (Турция), Япония, государства Арабского Востока и др.

Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной. Можно предположить, что выделение славян из индоевропейской общности происходило в процессе перехода к пашенному земледелию. В настоящее время по вопросу о прародине славян существуют две наиболее распространенные теории. Согласно одной, таким районом была территория между Одером и Вислой, по другой – это был район между Одером и Средним Днепром.

Из этих районов началось расселение славян. В VII в. славяне появились на Балканах. Соседи называли их «венедами». Одно из племен, осевшее в Южной Европе, называло себя склавинами. Со временем этим именем стали называть всех славян. Славяне заселили большую часть Балканского полуострова.

Киевский летописец записал предание о том, что славяне пришли в Поднепровье с Дуная. На севере мощный поток славянской колонизации устремился с территории прибалтийских славян в район озера Ильмень и реки Волхов. На востоке славяне вышли в междуречье Оки и Волги. На берегах Балтики и на верхней Волге славянские племена встретились с балтами и финноугорским населением. Местные племена, оказавшись в зоне расселения славян, постепенно ассимилировались. Особенно интенсивно этот процесс проходил в бассейне реки Волхов, где осело одно из самых многочисленных восточнославянских племен – ильменские словене.

На водоразделе Днепра, Западной Двины и Волги обитали племена кривичей. На севере кривичи заселили район Пскова. Глубже всех на восток продвинулись вятичи. По берегам Западной Двины жили полочане, среди болот – дреговичи, южнее, в Поднепровье – поляне и древляне, на восточном берегу Днепра – радимичи и северяне. Всего насчитывают 15 славянских племен, расселившихся на территории Восточно-Европейской равнины.

Поляне и другие племена, проживавшие в лесостепной зоне, выращивали пшеницу и просо. На севере начали культивировать рожь, пользуясь методом подсеки. Крестьяне рубили и сжигали деревья (уголь превращался в удобрение, необходимое на бедных лесных землях), выкорчевывали пни и распахивали пашню. Через 10–15 лет земля истощалась. Земледельцам приходилось расчищать новые участки. Хлеб был главной пищей людей, отчего зерно называли «житом» (от слова «жить»). Славяне разводили домашний скот, охотились на пушного зверя, лосей, кабанов, лесную птицу. Рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел) занимали важное место в жизни славян. Среди товаров, которые славяне вывозили в соседние страны, современники прежде всего называли пушнину и мед. Шкурки куниц с древних времен служили эквивалентом обмена. Со временем кунами стали называть серебряные деньги.

Начало древнерусского государства. Образование государства – закономерный этап в развитии общества. Это длительный процесс. В исторической науке еще в XVIII веке возник спор об образовании государственности у восточных славян. Долгое время общепризнанной считалась норманнская теория, которая признавала решающей роль скандинавских воинов (славяне называли их варягами) в становлении государства на Руси. Но и преуменьшение роли варягов в политической жизни древнерусского общества столь же неверно, здесь антинорманисты вступают в противоречие с известными нам историческими источниками. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря варягам, но при их участии.

Историки – норманисты ссылаются на «Повесть временных лет» – древнейший русский летописный свод. Летописное предание рассказывает, что в 862 г. для прекращения междоусобиц жители Великого Новгорода отправили послов в Скандинавию с предложением варяжским вождям стать их правителями. «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володети нами». На приглашение откликнулись три брата-варяга:

Рюрик , ставший князем в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске. С этого события и началось якобы создание государства у восточных славян.

Большинство историков считают, что Синеус и Трувор – фигуры легендарные (в переводе со старошведского языка – языка варягов, слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной»). В то же время даже антинорманисты признают, что в основе летописного рассказа лежит исторический факт вокняжения в Новгороде варяга Рюрика, положившего начало правившей на Руси династии Рюриковичей. Вполне возможен был насильственный захват варягами власти в Новгороде с последующим оформлением в летописи акта «добровольного» их призвания.

После смерти Рюрика его преемником стал князь Олег (Хельг). В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он расправился с правившими в городе варягами Диром и Аскольдом и перенес в него свой княжеский стол из Новгорода.

Захват Киева позволил политически объединить земли, расположенные вдоль торгового пути «из варяг в греки».

Олега сменил сын Рюрика – Игорь (912–945). В 945 г. алчность князя при сборе дани возмутила древлян, они перебили дружину, а князя казнили.

Вдова Игоря – княгиня Ольга (945–957), отомстив древлянам за смерть мужа, вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани, установив «уроки» (размер дани) и «погосты» (места ее сбора). В последующие десятилетия Великими киевскими князьями были Святослав (957–972 гг.), Владимир (980-1015 гг.), Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.).

Так под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание древнерусского государства (сообщества племен) – Киевской Руси. Но пережитки родового строя сохранялись долго – это военно-дружинная система организации княжеской власти, элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование вечевой системы в городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял Великий киевский князь, при котором был совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр. При князе состоял административный аппарат из дружинников, ведавший сбором дани, податей; осуществлявший суд и пр. В города назначались княжеские представители (посадники). В зависимости от князя находились его родственники (удельные князья) и бояре , владевшие вотчинами и имевшие собственные дружины.

Таким образом, к XI в. сложилась крупная держава с разноплеменным населением от Вислы на западе до Крыма и Печоры на востоке, от Черного моря (устье Днепра) на юге до побережья Белого моря на севере.

Основным итогом политической деятельности первых киевских князей стало объединение восточнославянских племен под властью киевского князя; закрепление на черноморских рынках торговли и охрана торговых путей; защита южных рубежей от нападений кочевников.

Внешняя политика. Главными соседями Древней Руси были три группы народов и государств: угро-финны на северо-западе, тюрки-кочевники (степь) на востоке и юге, Византия (бывшая Восточная Римская империя) на юго-западе. По мере расселения славян на территории угро-финских племен пришельцы-земледельцы не посягали на образ жизни местных жителей – охотников и рыболовов. Поэтому здесь шел процесс мирной ассимиляции, перемешивания и слияния. В конце X в. киевские князья разгромили государство хазар на Нижней Волге и заключили мир с волжскими булгарами на Каме. Одновременно идет борьба с кочевниками-печенегами. С середины XI в. в южных степях появляются племена половцев. На протяжении двухсот лет – это отношения военных конфликтов, торговли и брачных союзов.

Важнейшим соседом Древней Руси была Византия. Крупнейший центр древней античной цивилизации, постепенно идущий к своему закату, оказал огромное влияние на все сферы жизни Древней Руси. Нападающей стороной здесь были славяне, совершившие ряд походов на Константинополь (Царьград, Стамбул). Между Древней Русью и Византией также активно шла торговля и развивались культурные связи. Из Византии на Русь пришли христианство и письменность.

Крещение Руси. Появление государственности у восточных славян отразилось также в духовной жизни. Это проявилось в приобщении Древней Руси к христианским ценностям. Религиозные реформы осуществил князь Владимир Святославович (980-1015). Принятия общей религии требовали интересы единства Киевской Руси.

Сначала князь Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов, которым поклонялись в различных областях страны, и таким образом превратить Киев в духовную столицу. Эта реформа потерпела неудачу. Около 988 г. государственной религией Руси стало православное христианство, заимствованное из Византии. Владимир, крестившись сам, приказал крестить свою, дружину, а затем и весь народ. Христианство, вводимое по воле киевской знати и полянской общины, наталкивалось на сопротивление других славянских общин. Поэтому его распространение на Руси продолжалось до XIII–XV вв.

Крещение Руси создало новые формы взаимодействия людей как внутри страны, так и с окружающим миром. Принятие христианства ввело Киевскую Русь в мировое христианское сообщество; облегчило налаживание связей с государствами Европы; способствовало обогащению культуры древнерусского общества, стало стимулом распространения заимствованных из Византии живописи, архитектуры, письменности, литературы. Византия имела опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах. Русская письменность возникла на почве грекоболгарской христианской культуры.

Создателями славянской письменности были византийские монахи, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий.

Социально -экономическая характеристика Древнерусского государства. В исторической науке не прекращаются дискуссии о природе Древнерусского государства. Сторонники традиционных взглядов считают Киевскую Русь раннефеодальной монархией (Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков), в которой основные черты феодализма еще не получили достаточного развития. Другую точку зрения представляет петербургский историк И.Я. Фроянов. Формирование древнерусской государственности он видит в развитии системы племенных союзов восточных славян в единый суперсоюз (союз союзов). Фроянов утверждает, что Русь в IX–XII вв. находилась в процессе перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым. Этот период он характеризует как дофеодальный и догосударственный. Объединение восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком тесным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

Основной формой организации хозяйственной жизни была вотчина. – отцовское имение, передаваемое по наследству от отца к сыну. Владельцами вотчин были князья или бояре. В Киевской Руси существовало значительное число крестьян-общинников, которые платили дань князю.

Главным источником для изучения социального состава населения Древней Руси является «Русская правда» - древнейший свод законов, принятый при князе Ярославе Мудром (около 1016 г.). Эти законы дополнялись его преемниками. Из «Русской правды» следует, что все свободное население носило название «люди». Основная масса сельского населения называлась смердами. Они жили в крестьянских общинах и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, несли более тяжелые повинности. Появились категории зависимых людей – рядовичи, закупы, холопы.

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава I Образование Древнерусского государства Зерцалом бытия и колокола звоном, Воспета летописцами огромная страна. На берегах Днепра, рек Волхова и Дона Известны сей истории народов имена. О них упоминание велось намного ранее, До рождества Христова, в былые

автора

Глава 2. Восточные славяне и образование Древнерусского

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

§ 3. Борьба Севера и Юга и образование Древнерусского государства Главным занятием восточных славян в известную нам эпоху было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем

автора

ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства Понятие «государство» многомерно. Поэтому в философии и публицистике многих веков предлагались и разные его объяснения, и разные причины возникновения объединений, обозначаемых этим термином.Английские философы XVII е. Т.

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

К ГЛАВЕ III. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Ниже воспроизводятся извлечения из работ авторов, чьи мнения и аргументы не потеряли значения до наших дней. С. Руссов в 1836 г. отметил, что родоначальники норманизма 3. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер сознательно не обращали

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство - это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.По поводу образования Древнерусского государства было много научных споров. Более 200 лет назад в

Из книги Князь Рюрик и его время автора Цветков Сергей Васильевич

Глава 3. Балтийские славяне - основатели древнерусского государства Повесть временных лет дает версию происхождения славян, как это было в средневековой христианской традиции от одного из сыновей Ноя, Иафета:«В уделе же Иафета находятсярусь, чудь и все (чудские) племена:

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. Первая получила название норманнской.Ее суть заключается в следующем: русское государство

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 2 Образование Древнерусского государства ПЛАН1. Предпосылки.1.1. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. – Промыслы и внешняя торговля. – Соседская община.1.2. Социально-политические предпосылки: Усложнение внутриплеменных отношений. –

Из книги История средневековой Руси. Часть 1. Древнерусское государство в IX-XII веках автора Ляпин Д. А.

Тема № 1 Славяне до образования Древнерусского

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 2 Восточные славяне и образование Древнерусского

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Летописные сведения о начале Древнерусского государства. Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в «Повести временных лет», отвечая на

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА II Восточные славяне в VI–IX веках н. э. Образование государства у восточных славян Этногенез славян был длительным и сложным процессом. Многие его вопросы по сию пору вызывают споры между историками, лингвистами, археологами, этнографами. Предки славян