1.20. Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.
Основой финансовой системы государства являются централизованные государственные финансы (бюджетная система, государственный кредит, финансовые ресурсы ЦБ). К децентрализованным финансам относят:
1)финансы организаций (коммерческих и некоммерческих организации).
2)финансы финансовых посредников (банки, страховые компании).
3)финансы домашних хозяйств.
Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств; финансовая система – система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств и предприятий.
Финансовая система РФ включает следующие звенья:
Централизованные финансы:1) Государственная бюджетная система; 2) Внебюджетные специальные фонды; 3) Государственный кредит; 4) Фонды страхования;
Децентрализованные финансы: 5) Финансы предприятий различных форм собственности.
Бюджетная система РФ включает 3 звена: федеральный бюджет; бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований; местные бюджеты. Все бюджеты функционируют автономно. Бюджетная система является основным звеном финансовой системы (на ее долю приходится более 40% всех финансовых ресурсов).
Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений включаются в состав себестоимости и установлены в % к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Общее число внебюджетных фондов – свыше 40. Основными по размерам и значению являются социальные фонды (Пенсионный, Медстрах, Соцстрах).
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство. Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизация огромных финансовых ресурсов дает большую государственную задолженность.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании.
Финансы предприятий являются основой финансовой системы страны, т.к. обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.
Одна из главных задач Минфина при разработке Федерального бюджета России на 2015-2017 годы состояла в том, чтобы обеспечить запас прочности бюджета в условиях снижения доходов и темпов экономического роста. Это диктует необходимость обеспечения профицита или небольшого дефицита бюджета. Дефицит бюджета на трехлетку запланирован на уровне 0,6% ВВП (для сравнения: в Евросоюзе нормальным принято считать дефицит бюджета в 3% ВВП).
Надо сокращать расходы и жить по средствам. Чтобы сэкономить, правительство часть расходов сократило, часть перенесло на период после 2017 года. Это прежде всего коснулось затрат на перевооружение армии, значительная часть которых сдвинута на пару лет. Также власти вынуждены были, например, ограничить индексацию зарплат бюджетников уровнем инфляции. Всего в течение трехлетки будет перераспределено более триллиона рублей расходов.
В то же время в бюджете предусмотрены существенные расходы на программы поддержки новых территорий - Крыма и Севастополя. Помимо межбюджетных трансфертов они получат деньги на инфраструктуру и стимулирование экономического развития. В первую очередь это Керченский мост, это дороги, новая инфраструктура, которая там десятки лет не обновлялась, это и индустриальные парки, различные кластеры и так далее. В будущем году на это потратят 104 млрд. рублей, а затем расходы увеличат до 130 млрд. рублей. Кроме того, власти поддержали регионы Дальнего Востока - увеличили финансирование на инфраструктурные объекты, для чего выделили по годам 7, 15 и 20 млрд. рублей.
Сохранение санкций и текущих цен на нефть вкупе с девальвацией рубля грозит России скатыванием в глубокую рецессию в 2015 году, что может вынудить Банк России отказаться от свободного плавания валюты и вернуться к интервенциям и контролю за потоками капитала, пишут в очередном обзоре эксперты Центра развития Высшей школы экономики.
Российская экономика стагнирует с конца 2013 г., а конфликт с Западом и введенные в отношении РФ санкций за Крым и вмешательство в дела Украины на фоне падения цен на нефть и снижения курса рубля лишь усугубляют проблемы.
По состоянию на середину ноября рубль обесценился на треть по сравнению с началом года относительно доллара и на 23 процента – относительно евро. Только в октябре ЦБ потратил на поддержку курса $30 миллиардов, а в начале ноября Банк России объявил о переходе к свободному курсообразованию.
По словам главы Банка России, при стрессовом сценарии Центробанк России готов в 2015 году направить на валютные операции 85 миллиардов долларов. Стрессовый макроэкономический сценарий ЦБ, по словам Набиуллиной, предполагает, что цена на нефть в 2015-2017 году будет равна 60 долларам за баррель. Однако его реализация маловероятна, считает глава Банка России.
По ее словам, даже при кризисном сценарии развития российской экономики Центробанк ожидает укрепления рубля в 2015 году и выхода инфляции на уровень 4 процента в 2017 году. На 2015-й год ЦБ прогнозирует инфляцию на уровне 8 процентов.Суммарные издержки российской экономики от взаимных санкций могут достигнуть 3 процентов ВВП за три года, подсчитали эксперты ВШЭ, основываясь на оценках Банка России.
В 2014 году чистый отток капитала, по мнению Банка России, может составить $128 миллиардов, что на $67 миллиардов выше, чем в 2013 году.
Глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил, что чистый отток капитала из России в 2014 году может составить $120-130 млрд. В начале октября в министерстве ожидали, что по итогам текущего года из страны может быть выведено свыше $90 млрд, но не более $100 млрд. При этом в начале ноября в Высшей школе экономики сообщили, что с начала года отток капитала из РФ уже превысил $110 млрд.
В интервью агентству Bloomberg министр финансов Антон Силуанов рассказал, что наша экономика скатится в рецессию, только если цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель. «Если цены на нефть снизятся до 60 долларов за баррель, то рост будет отрицательным», - сказал он. Силуанов сказал, что правительство будет строже подходить к бюджету и использовать антикризисные инструменты. Министр заверил, что «все социальные обязательства будут выполнены, их никто не намерен пересматривать». В то же время «второстепенные приоритеты будут отложены на более поздний срок».
По мнению Силуанова, падение цены на нефть и ухудшение экономической ситуации не будут такими серьезными, как в 2008-2009 годах, а экономика восстановится, когда ей удастся адаптироваться к новым условиям. «Вероятнее всего, цена на нефть будет колебаться в следующем году в диапазоне 80-90 долларов», - прогнозирует министр.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Современная финансовая система России
финансовый россия государственный
Введение
Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.
Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.
1. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации
Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений. Эти звенья характеризуются особенностями формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.
Роль государства в социальноэкономическом развитии общества определяет необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Поэтому основой централизованных (или общегосударственных) финансов являются бюджеты соответствующих уровней (в Российской Федерации выделяются федеральный, региональные и местные бюджеты).
Кроме того, к общегосударственным финансам относятся также государственные внебюджетные фонды и государственное кредитование.
Федеральный, региональные и местные бюджеты представляют собой форму образования и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых для обеспечения функций государства и местных органов самоуправления. Бюджет играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, обеспечения охраны окружающей среды поддержания и развития социальной и культурной сферы, а также предприятий различных форм собственности.
Важным звеном общегосударственных финансов являются также государственные внебюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемых вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.
Государственный кредит отражает кредитные отношения, связанные с мобилизацией государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и частных лиц на условиях возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Заемщиками в государственном кредите выступают юридические и физические лица, а кредитором - государство в лице органов его исполнительной власти.
Государственный долг образуется в результате кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство, а кредиторами - граждане, предприятия и организации, в том числе и зарубежные. Государственный долг используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета, а также для стабилизации денежного обращения в стране.
Различают государственный внутренний долг - долговые обязательства Правительства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте, а также государственный внешний долг - заимствования Правительства из различных зарубежных источников, выраженные в иностранной валюте.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Формирование и распределение общегосударственных финансов имеют централизованный характер, общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления.
Децентрализованные финансы - это финансы кредитнобанковской сферы, страховых компаний, коммерческих предприятий и некоммерческих организаций.
Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и частных лиц формируются финансы кредитнобанковской системы и страхования.
Финансы кредитнобанковской системы (или кредитные средства) служат основным источником удовлетворения спроса хозяйствующих субъектов и частных лиц на дополнительные денежные ресурсы. Даже при очень высоком уровне самофинансирования для ведения предпринимательской деятельности, как правило, оказывается недостаточно только собственных средств.
Кредитные средства обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность.
Очень динамично растет в настоящее время рынок потребительского кредитования, частные лица имеют возможность получить кредит на покупку бытовой техники и мебели, транспортных средств и недвижимости, оплату образовательных услуг и т. п.
В состав кредитнобанковской системы входит и финансовый рынок. Особо отметим, что финансовый рынок служит одним из механизмов, с помощью которых финансы кредитнобанковской системы участвуют в кредитовании государства - путем приобретения государственных ценных бумаг.
Финансы страховых компаний представляют собой звено финансовой системы, которое обеспечивает покрытие возможных убытков при наступлении неблагоприятных событий - страховых случаев.
Денежным обеспечением страхования являются страховые фонды, которые могут быть организованы в следующих организационных формах:
Централизованный страховой (резервный) фонд;
Фонды самострахования;
Страховые фонды страховщиков (страховых компаний).
Централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов, имеет натуральную форму содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются. Назначение этого фонда - возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы. Источниками формирования централизованного страхового фонда является пополнение государственных запасов и резервов.
Фонды самострахования формируются хозяйствующими субъектами в целях обеспечения собственной деятельности в случае возникновения неблагоприятных ситуаций и используются для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций (при отсутствии других средств), а также для приобретения основных фондов. Размеры фондов самострахования законодательством не регламентированы.
Страховые фонды страховщиков (т. е. страховых компаний) создаются большим кругом участников, среди которых могут быть и предприятия, и частные лица. Такие страховые фонды имеют целевой характер использования: например, фонд страхования недвижимого имущества от пожара, фонд страхования гражданской ответственности автовладельцев, наступающей в результате дорожно-транспортных происшествий и т. п.
Страхователи (участники страхового фонда страховщиков), вносят в фонд относительно небольшие (по сравнению с возможной величиной ущерба в случае наступления страхового случая) денежные суммы - страховые премии, и поскольку страховые случаи являются относительно редкими и наступают, как правило, только у небольшого количества страхователей, за счет суммарных собранных страховых премий страховщик покрывает все наступившие убытки страхователей.
До 1990 г. в СССР была государственная монополия на страхование, сейчас наряду с государственными страховыми организациями существует много негосударственных страховых компаний, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности.
Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений этих предприятий. Основой единой финансовой системы страны служат финансы коммерческих предприятий, которые обслуживают воспроизводство и распределение валового внутреннего продукта и формируют преобладающую часть финансовых ресурсов национальной экономики.
Основным источником функционирования и развития коммерческих предприятий является получение прибыли. При этом предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаясь финансовыми результатами своей деятельности, формируя производственные и социальные фонды, изыскивая необходимые средства для инвестиций, в том числе и с использованием финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.
От состояния финансов коммерческих предприятий существенно зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, различные предприятия могут использовать в своей деятельности банковский кредит, фонды страхования, бюджетные ресурсы, иногда и государственный кредит.
Финансы некоммерческих организаций принимают косвенное участие в воспроизводственных процессах, поскольку цели функционирования таких организаций не связаны напрямую с получением прибыли. Деятельность некоммерческих организаций состоит в предоставлении общественно значимых услуг, потребление которых сопровождается сильными внешними эффектами для всего общества и каждого конкретного его члена. К таким услугам относятся, прежде всего, сфера национальной безопасности, образование, здравоохранение и т. п.
Государство, принимая соответствующие законы и нормативные акты, воздействует через финансовую систему на формирование и централизованных, и децентрализованных финансовых ресурсов. Для этого используются такие инструменты, как налоги, система кредитования, механизм ценообразования и т. д.
Общегосударственные финансы органично связаны с другими звеньями финансовой системы. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является валовой внутренний продукт, создаваемый в сфере производства, далее посредством налогообложения формируется бюджет и социальные внебюджетные фонды. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за счет собственных средств, но и с возможным привлечением прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.
Кроме того, финансы предприятий связаны и с кредитной системой. При недостатке собственных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, предприятия используют банковские кредиты.
Для решения своих финансово-экономических задач предприятия могут также привлекать средства других хозяйствующих субъектов, наиболее распространенным из которых является выпуск ценных бумаг - акций, облигаций и др.
Таким образом, единая сущность финансовой системы обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость звеньев финансовой системы.
2. Управление финансами и финансовая политика
Управление финансами - это сознательное воздействие органов управления на финансы страны, территорий и хозяйствующих субъектов, направленное на достижение и поддержание сбалансированности и устойчивости финансовой системы. Управление финансами включает в себя управление бюджетами, государственными внебюджетными фондами, государственным кредитом и другими звеньями финансовой системы.
Государственное управление финансами является одной из основных функций любого государства, реализация этой функции достигается путем создания адекватного экономическим условиям финансового механизма.
Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства, которая включает определение целей и задач, направленных на формирование, распределение и перераспределение национального богатства для обеспечения воспроизводственного процесса.
Финансовая политика является частью экономической политики государства. Существуют также такие направления государственной политики, как внешняя, внутренняя, военная, техническая, социальная и др.
В составе финансовой политики выделяют бюджетную и кредитно-денежную политику. Бюджетная политика содержит налоговую и таможенную политику, а также политику государственных расходов и политику управления государственным долгом. Кредитно"денежная политика включает учетную политику (управление процентными ставками по кредитам) и резервную политику (управление нормами обязательных банковских резервов).
Приоритетом бюджетной политики на современном этапе социально-экономического развития нашей страны является обеспечение собственной платежеспособности государства, для чего необходимо привести обязательства государства в соответствие с имеющимися у него финансовыми ресурсами. Избыточные обязательства должны быть сокращены, а не подлежащие отмене - выполнены. С этой целью будет определен перечень предприятий, которые должны быть обеспечены услугами естественных монополий за государственный счет, остальные же предприятия должны самостоятельно оплачивать такие услуги. Такой же порядок пользования услугами естественных монополий должен быть распространен и на домашние хозяйства, которым в перспективе будет предоставляться минимальная социальная защита, а все расходы будут осуществляться за счет собственных доходов домашних хозяйств или их семейных бюджетов.
Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются субсидиями. Субсидии - достаточно распространенное явление - и в российской, и в зарубежной практике государственного регулирования экономики. Наиболее часто встречаются ценовые и инвестиционные субсидии.
Ценовые субсидии предоставляются для снижения цен на конкретные товары и услуги, например, на горючее и минеральные удобрения для сельского хозяйства.
Инвестиционные субсидии компенсируют часть капиталовложений инвестора в объект, входящий в государственную экономическую программу. В качестве такого объекта может выступать отрасль, развивающийся район, научные исследования, освоение новых зарубежных рынков и др.
В ближайшее время должны существенно уменьшиться государственные субсидии на поддержку предприятий жилищно-коммунального хозяйства, предполагается уменьшение инвестиционных субсидий в дорожное строительство и на целевые комплексные программы, также будут уменьшаться субсидии, выделяемые отдельным промышленным предприятиям на региональном и местном уровнях.
Еще один вид субсидий - поддержка нерентабельных субъектов хозяйствования, покрытие их убытков или финансирование независимо от их рентабельности. На самом деле значительное число государственных компаний хронически не покрывают свои затраты, поэтому государство не только ежегодно покрывает дефицит от их текущей деятельности, но и выделяет субсидии на модернизацию и расширение таких предприятий. Например, в странах Западной Европы особенно крупные бюджетные субсидии выплачивались государственным железным дорогам, почте и телеграфу.
К проблеме функционирования нерентабельных государственных предприятий вплотную подошли и в нашей стране. Предполагается также продолжать сокращение избыточных федеральных обязательств. Так, недавно произошла отмена большинства категориальных льгот, эта мера должна компенсироваться повышением реальной заработной платы и денежного довольствия.
Тем не менее, региональные бюджеты, если они имеют такие возможности, могут вводить собственные льготы, в том числе и взамен отмененных федеральных.
В соответствии с проводимой бюджетной политикой государство концентрирует свои усилия на выполнении базовых функций, и, прежде всего, на финансировании социальной сферы, обеспечивающей систему социальной защиты населения и инвестиции в человеческий капитал. Для этого государство проводит мероприятия по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, прежде всего, врачам и учителям, увеличивает размеры пенсий, социальных пособий и стипендий. Осуществляется и целый ряд других финансовых мер, направленных на борьбу с бедностью.
В системе мероприятий по реализации налоговой политики важным звеном является повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы, предполагающее выравнивание условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков за счет отмены имеющихся необоснованных налоговых льгот, отмены неэффективных налогов (прежде всего налога с продаж), корректировки порядка определения налоговой базы по отдельным налогам.
Также предполагается существенное упрощение процедуры обжалования решений и действий налоговых органов, в том числе путем создания специализированных коллегий адвокатов по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Важным направлением налоговой политики является дальнейшее снижение налогового бремени. Эта задача может быть решена с помощью снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и снижения ставки налога на добавленную стоимость. Приоритетным направлением налоговой политики является и упрощение налоговой системы, сокращение числа налогов и сборов, унификация правил исчисления отдельных налогов и порядка их уплаты.
3. Органы государственного управления финансами
В государственном управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы власти, обладающие соответствующими полномочиями в части регулирования финансовой деятельности государства.
Президент Российской Федерации как глава государства:
Обеспечивает в области управления финансами согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
Регламентирует функционирование финансовой системы страны путем утверждения законов о федеральном бюджете, государственных внебюджетных фондах, налоговой системе;
Определяет систему финансово-экономических отношений между Центром, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и т. д.
Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы - рассматривает и утверждает законы, связанные с развитием финансовой системы:
О введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты;
О выпуске государственных займов;
Об изменении финансовых обязательств государства;
О федеральном бюджете;
О государственных внебюджетных фондах.
Общее руководство организацией финансов в стране осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Его основными функциями является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере:
Бюджетной деятельности;
Налоговой деятельности;
Страховой деятельности;
Валютной деятельности;
Банковской деятельности;
Государственного долга;
Аудиторской деятельности;
Бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
Производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
Таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
Инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии;
Организации и проведения лотерей, азартных игр и пари;
Производства и оборота защищенной полиграфической продукции;
Финансового обеспечения государственной службы;
Противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральных служб, находящихся в его ведении:
Федеральной налоговой службы;
Федеральной службы страхового надзора;
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
Федеральной службы по финансовому мониторингу;
Федерального казначейства, а также контроль над исполнением Федеральной таможенной службой (которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации) нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие основные функции:
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
Контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
Контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
Контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов;
Государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
Представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие функции:
Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
Валютный контроль.
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральное казначейство осуществляет следующие правоприменительные функции:
Обеспечение исполнения федерального бюджета;
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Предварительный и текущий контроль над проведением главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета операций с этими средствами.
Основными функциями Федеральной таможенной службы в части управления финансами являются:
Взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов;
Контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов;
Осуществление мер по их принудительному взысканию.
Управление рынком ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации. Основные функции Федеральной службы по финансовым рынкам таковы:
Осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Контроль и надзор за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, их управляющих компаний и специализированных депозитариев, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также за деятельностью товарных бирж и бюро кредитных историй.
Особое место в системе управления финансами со стороны органов власти принадлежит Счетной палате Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации в своей деятельности не зависит от Правительства, наделена широкими полномочиями - выполняет контрольные, экспертно-аналитические и информационные функции - и подотчетна Федеральному Собранию Российской Федерации.
Основными задачами, которые выполняет Счетная палата Российской Федерации, являются:
Контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
Регулярное представление информации о ходе исполнения федерального бюджета, полученной в ходе проводимых контрольных мероприятий, Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации.
Сфера осуществления полномочий Счетной палаты Российской Федерации включает:
Государственные органы Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды;
Органы местного самоуправления, предприятия, организации (в том числе финансово-кредитные организации и страховые компании), если они получают, перечисляют или используют средства федерального бюджета либо если они пользуются федеральной собственностью или имеют налоговые, таможенные льготы.
Основной формой контроля со стороны Счетной палаты Российской Федерации является проведение ревизий и тематических проверок, информация о результатах которых поступает в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. При выявлении нарушения законов, которые предусматривают уголовную ответственность, Счетная палата направляет материалы проверок в правоохранительные органы.
Для принятия мер по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой, руководителю проверяемой организации направляется представление, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок.
В ведущих зарубежных странах основными органами государственного управления финансами являются, как и в Российской Федерации, парламент и министерство финансов, кроме того, как правило, работает и независимый орган финансового контроля.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:
Совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
Совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию.
Итак, мы можем сделать вывод: финансовая система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.
Финансовая система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее круг соответствующих понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия.
Список использованной литературы
1. Боровка В.А., Мурвшова С.В. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Бизнес-Пресса, 2010. - 608 с.
2. Брайчева Т. В. Государственные финансы России. - СПб.: Питер, 2007.
3. Дьяконова М.Л., Ковалева Т.М., Кузьменко Т.Н. Финансы и кредит: Учебник. - М.: КноРус, 2007. - 376 с.
4. Загородников С.В. Финансы и кредит: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2009. - 286 с.
5. Литовченко В.П., Соловьев В.И. Финансы и кредит. - М.: НИ-ВШУ, 2006. - 186 с.
6. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Дашков и К, 2010. -575 с.
7. Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 544 с.
8. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. - М.: Юнити, 2008. - 399с.
9. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Финансы и кредит: учебное пособие. - М.: РИОР, 2007. - 288 с.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Анализ финансовой системы России как совокупности сфер и звеньев (институтов) финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств.
контрольная работа , добавлен 23.09.2008
Изучение основных проблем в функционировании финансовой системы РФ, представляющей собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических, экономических функций. Финансовая система зарубежных государств.
курсовая работа , добавлен 04.03.2010
Изучение экономической структуры любого современного общества. Совокупность финансовых отношений и институтов. Сущность и структура финансовых отношений и финансовой системы. Сущность, виды и функции налогов. Особенности финансовой политики в России.
курсовая работа , добавлен 27.04.2011
Понятие финансовой системы как совокупности сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Состав и структура финансовой системы Российской Федерации. Основные цели бюджетной политики в 2011-2013 гг.
презентация , добавлен 15.04.2013
Возникновение финансов, их связь с государством. Развитие товарно-денежных отношений. Финансовая система Российской Федерации и характеристика ее звеньев. Использование финансов в общественном производстве. Формы и методы проведения финансового контроля.
дипломная работа , добавлен 06.12.2010
Финансовые отношения и финансовая система, их сущность и структура. Значение, сущность, виды и функции налогов. Регулирование создания, перераспределения и использования фондов денежных средств. Основные направления и цели финансовой политики РФ.
курсовая работа , добавлен 23.10.2011
Формирование и движение финансовых ресурсов предприятия: капитала, доходов, фондов и резервов. Распределение денежных потоков по текущей, инвестиционной, хозяйственной и финансовой деятельности организации. Бюджетная система России и внебюджетные фонды.
реферат , добавлен 22.12.2010
Элементы финансовой политики, ее цели и задачи. Функции институтов исполнительной и законодательной властей в сфере финансов России. Эволюция финансовой политики России. Основные направления бюджетной политики на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг.
курсовая работа , добавлен 14.02.2011
Место современной финансовой системы в рыночной экономике Российской Федерации. Финансовая система как система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий, общая характеристика функций.
дипломная работа , добавлен 19.05.2014
Сущность и структура финансовой системы. Бюджет предприятий, учреждений и организаций. Государственная финансовая политика. Страхование и его основные виды. Страхование предпринимательских рисков. Финансовая система кредитования. Парабанковская система.
Министерство науки и образования РФ
Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина
Факультет социологии, экономики и управления
Кафедра Национальная экономика
Реферат
на тему:
Финансовая система РФ
Выполнила:
Студентка 3 курса группы Э32
Бойко С.Ю.
Проверил:
Ананьев А.А.
Рязань, 2008
1. Понятие финансовой системы. 3
2.Структура финансовой системы РФ. 4
3. Краткая характеристика звеньев финансовой системы.. 8
4. Государственная финансовая политика. 11
1. Понятие финансовой системы .
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
2.Структура финансовой системы РФ.
Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.
Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:
· Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
· Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
· Единстве и взаимодействии подсистем;
· Наличии специального обслуживающего аппарата;
· Наличии собственной финансовой базы.
Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.
В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.
1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.
Централизованные (государственные) финансы включают:
· государственные бюджеты;
· государственные социальные внебюджетные фонды;
· государственный кредит;
· государственное страхование.
К децентрализованным финансам относят:
· финансы коммерческих предприятий и организаций;
· финансы некоммерческих организаций;
· финансы домохозяйств.
Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.
2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:
· финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
· финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
· фонды страхования: государственного, частного;
· финансы домохозяйств.
Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рис. 1):
Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов.
Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.
Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.
Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.
Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.
3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):
· основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
· вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).
Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ.
4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.
На федеральном уровне институциональная структура включает:
· комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
· Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
· Центральный банк Российской Федерации;
· Счетную палату Российской Федерации;
· Федеральную таможенную службу;
· Федеральную службу по финансам и рынкам;
· Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
На уровне субъектов РФ:
· комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
· министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;
· главные управления Банка России субъектов Федерации;
· Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
· Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
· Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
· Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
Что же представляет собой финансовая система России?
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.
Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система -- единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.
Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами -- заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Финансовая система, рассматриваемая как научная категория, трактуется в учебных изданиях не всегда однозначно. Чаще финансовая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Финансовая система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. Научное определение понятия «финансовая система», раскрывающее его сущность, систематизирующее организацию финансовых отношений в стране, следующее:
финансовая система представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризуемых особенностями в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, разной ролью в общественном воспроизводстве, и системы государственных и корпоративных финансовых органов.
Структура финансовой системы. Структура финансовой системы Российской Федерации, сложившаяся в результате рыночных преобразований 1990-х годов, включает следующие сферы финансовых отношений (см. Приложение 2):
Финансы государственные и местные (централизованные финансы);
Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы);
Финансы домохозяйств.
Звенья государственных и муниципальных финансов:
Федеральный бюджет;
Бюджеты субъектов РФ (региональные);
Бюджеты муниципальных образований (местные).
Государственные внебюджетные целевые фонды;
Государственный кредит;
Страховой фонд государства;
Фондовый рынок.
Звенья финансов хозяйствующих субъектов следующие:
Финансы коммерческих организаций;
Финансы некоммерческих организаций;
Финансы индивидуальных предпринимателей.
Финансовая система - это не только совокупность сфер и
звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, но и система финансовых учреждений, т.е. институциональная финансовая система. Совокупность финансовых учреждений (ведомств) представляет собой аппарат управления финансовой системой. Структура аппарата управления финансовой системой в Российской Федерации будет рассмотрена ниже.
Рассмотрим сферу финансовых отношений «государственные и местные финансы»: понятие, сущность, звенья, проследим их взаимосвязь.
Государственные и местные финансы - это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой в процессе стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, прежде всего национального дохода (частично и национального богатства), в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.
Следовательно, государственные и местные финансы формируются с использованием методов распределения и перераспределения национального дохода (с помощью налогов, налоговых льгот, др.).
Формами использования централизованных фондов денежных средств являются бюджетные и внебюджетные фонды, предназначенные для государственного регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления и для решения других экономических, политических и социальных задач. Роль государственных и местных финансов в общественном воспроизводстве заключается в создании условий для расширенного воспроизводства как на макро-, так и на микроуровнях, а также в реальном обеспечении потребностей расширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне (на уровне народного хозяйства в целом) и реализации социальных гарантий гражданам России в рамках Конституции РФ.
По экономическому содержанию государственные и местные финансы Российской Федерации неоднородны и включают следующие звенья: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных образований; государственные внебюджетные целевые фонды; государственный кредит; страховой фонд государства; фондовый рынок.
Наиболее важную роль в финансовой системе Российской Федерации играет федеральный бюджет - фонд денежных средств Правительства РФ. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы, за счет которых финансируются государственные федеральные и региональные целевые программы (национальные проекты), национальная оборона, государственная безопасность и правоохранительная деятельность, социальная сфера, проводятся мероприятия по структурной перестройке экономики, ее стабилизации, выполнению международных и внутригосударственных обязательств. Федеральный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части федерального бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики; в расходной - направления, сферы, в которых расходуются деньги и их количественные параметры.
В современной российской научной и учебной литературе часто понятие «федеральный бюджет» отожествляют с понятием «государственный бюджет», что, по нашему мнению, не правомерно. В СССР был единый государственный бюджет, имеющий силу закона, и входящие в него бюджеты были его частью. С переходом Российской Федерации на рыночную экономику понятие «государственный бюджет» утратило свое значение как единого централизованного бюджета государства, имеющего силу закона. Все бюджеты современной бюджетной системы Российской Федерации функционируют автономно: бюджеты муниципальных образований
своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов РФ, а бюджеты субъектов РФ своими доходами и расходами не входят в федеральный бюджет. Каждый уровень власти наделен определенными бюджетными полномочиями, бюджеты всех уровней самостоятельны и проводимая в стране бюджетная реформа направлена прежде всего на повышение самостоятельности бюджетов и эффективности (результативности) использования бюджетных средств.
Следовательно, понятие «государственный бюджет» в современных условиях функционирования бюджетов в России тождественно понятию «консолидированный бюджет Российской Федерации». Основное отличие консолидированного бюджета как экономической категории от государственного бюджета состоит в том, что входящие в него бюджеты функционируют автономно и каждый бюджет утверждается законом. Консолидированный бюджет РФ как статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования в целом по Российской Федерации, не утверждается федеральным законом. Его показатели широко используются в бюджетном планировании и прогнозировании, а также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, отдельных территорий (например, бюджетные расходы на медицинское обслуживание, на образование в расчете на одного жителя и другие среднедушевые бюджетные расходы). Понятие «консолидированный бюджет» впервые включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - это региональный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы государственной власти субъектов РФ.
В современной России роль региональных органов государственной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на территории региона возрастает, а поэтому усиливается значение бюджета субъекта РФ в социально-экономическом развитии региона, растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это местный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.
Бюджет муниципального образования - основа финансовых ресурсов местного самоуправления (муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения, других муниципальных образований, определенных законодательством субъектов РФ). В бюджетах муниципальных образований могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Государственные внебюджетные целевые фонды (ГВЦФ) организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно, но управляются государственными органами власти. Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства федерального правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ.
В начале 1990-х годов были созданы государственные внебюджетные фонды экономические и социальные. К настоящему времени статус внебюджетных сохранили только государственные внебюджетные социальные фонды. К ним относятся Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Они формируются для финансового обеспечения реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, рождения детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья. Объем государственных внебюджетных социальных фондов (по доходам и расходам) довольно внушительный: за последние годы они превышают 60% объема федерального бюджета.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований и государственные внебюджетные социальные фонды в совокупности образуют бюджетную систему Российской Федерации.
Государственный кредит является специфическим звеном финансовой системы, отражающим кредитные отношения по поводу мобилизации (заимствования) государством на платной и возвратной основе временно свободных денежных средств различных субъектов экономики для финансирования государственных расходов, не обеспеченных бюджетными доходами, а также для предоставления государством кредитов и гарантий другим экономическим субъектам внутри страны и за рубежом.
Дополнительные финансовые ресурсы через государственные заимствования государство привлекает путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. В этом случае государство функционирует как заемщик денежных средств. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.
В то же время государство само может располагать временно свободными денежными ресурсами и в этом случае может функционировать как кредитор.
В силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами, т.е. может становиться гарантом.
Таким образом, государственный кредит как экономическая категория выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) - с другой по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений функционирует как заемщик, кредитор и гарант.
Российская Федерация использует государственный кредит чаще как займы для финансирования дефицита федерального бюджета (все 1990-е годы наблюдался глубокий дефицит федерального бюджета) и бюджетов субъектов РФ, которые до настоящего времени испытывают дефицит денежных ресурсов.
Страховой фонд государства - это совокупность материальных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.
Страховой фонд является составной частью системы резервных фондов и создается в централизованном порядке за счет бюджетных ресурсов методом страхования, а также непосредственно юридическими и физическими лицами путем самострахования. В рыночной экономике роль страхования резко возрастает, поскольку все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска.
Фондовый рынок - рынок (организованный и внебиржевой), на котором продаются и покупаются ценные бумаги, а цены на них определяются спросом и предложением. Российское законодательство рассматривает понятия «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг» как идентичные. Организованный фондовый рынок - это фондовая биржа.
Основная функция фондовой биржи заключается в том, чтобы давать возможность публичным компаниям, государству и местным органам власти привлекать капитал путем продажи ценных бумаг инвесторам, т.е. в данном случае фондовая биржа выполняет функцию первичного рынка.
Фондовая биржа выполняет также функцию вторичного рынка, позволяя одним инвесторам продавать свои ценные бумаги другим инвесторам, обеспечивая ликвидность и снижая риски, связанные с инвестированием.
Таким образом, фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли- продажи специальных финансовых активов - ценных бумаг. Основная задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.
Централизация финансовых ресурсов. Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных и муниципальных финансов государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.
Централизация финансовых ресурсов дает государству возможность:
Проводить единую финансовую политику;
Обеспечивать развитие производственной и социальной инфраструктур;
Перераспределять средства в интересах регулирования экономики для повышения ее общей эффективности;
Добиваться выравнивания степени удовлетворения социальных потребностей граждан в пределах установленных социальных стандартов.
Главным источником государственных доходов является национальный доход. Но в периоды чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий, радикальных экономических реформ, глобальных и локальных экономических и финансовых кризисов и др.) источником формирования доходов государства служит ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы, продажа энергоносителей) вовлекаются в хозяйственный оборот.
Государственные расходы возникают в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Поскольку на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности изменяются, изменяются структура и объем государственных расходов.
Финансы хозяйствующих субъектов - это составная часть и основа единой финансовой системы страны. Функционируют финансы хозяйствующих субъектов в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ все организации делятся на коммерческие и некоммерческие.
Финансы коммерческой организации представляют собой денежные отношения коммерческой организации с органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими коммерческими и некоммерческими организациями (контрагентами), связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов для обеспечения процесса расширенного воспроизводства и выполнения своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.
Финансы коммерческих организаций служат основой всей системы финансовых отношений. Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях развитой рыночной экономики сконцентрирована в коммерческих организациях, поэтому от устойчивости их финансового положения зависит устойчивость и стабильность финансовой системы страны в целом.
Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическую независимость коммерческой организации, служат собственные средства (капитал и резервы): уставный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления. В результате операций с ценными бумагами на финансовом рынке могут быть мобилизованы дополнительные финансовые ресурсы. Источником пополнения финансовых ресурсов являются также поступления в виде страховых возмещений от страховых организаций, заемные средства, в том числе банковский кредит.
Финансы государственного (муниципального) унитарного предприятия - это денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования прибыли государственного (муниципального) унитарного предприятия.
Специфика организации финансов и имущества унитарных предприятий обусловлена тем, что их учредителем являются федеральные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. Порядок и источники формирования уставного фонда унитарного предприятия определяются федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Продукция и доходы, полученные унитарным предприятием от использования имущества, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются собственностью государства (муниципалитетов) и поступают в хозяйственное ведение предприятия. Источниками формирования имущества унитарного предприятия (наряду с общими источниками) являются: имущество, переданное предприятию по решению федеральных (местных) органов исполнительной власти по управлению государственным (муниципальным) имуществом; целевое бюджетное финансирование; дотации из бюджета.
Унитарное предприятие по сравнению с акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и другими коммерческими организациями ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), установления цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собственных и заемных средств и их использовании, в распределении и использовании прибыли, оплате труда рабочих и служащих.
Финансы некоммерческой организации - это доходы и расходы того юридического лица, которое не ставит своей целью получение и распределение прибыли. Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческие организации могут лишь в той степени, в какой это служит достижению целей, ради которых они созданы, и адекватную этим целям полученную прибыль они не могут распределять между участниками (учредителями). Для привлечения финансовых ресурсов в этих организациях широко используется такой способ, как самообложение - добровольная сдача средств на общественные нужды.
Индивидуальные предприниматели как хозяйствующие субъекты в России появились недавно, с началом рыночных преобразований в экономике. Под предпринимательской деятельностью Гражданским кодексом РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Финансы индивидуальных предпринимателей включены в финансовую систему Российской Федерации как отдельное звено такой важной сферы организации финансовых отношений, как финансы хозяйствующих субъектов. Индивидуальными предпринимателями могут быть фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной и мелкооптовой торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предоставления других видов услуг (брокерских, аудиторских), частнопрактикующие юристы, врачи, имеющие личную лицензию и т.п. Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей специфичны, поскольку в их хозяйственный оборот вовлекаются их личные доходы и накопления, а поэтому предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение предпринимательской деятельности, но и на личное потребление. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей формируются в основном за счет личных накоплений и предпринимательского дохода, реже - за счет кредитов банка, используются на расширение деятельности, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные цели, как личные (семейные) сбережения и на личное потребление.