Одним из основных нравственных законов считается жизнь по законам сердца. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» привлекает нас тем, что в ней отражены человеческие страсти: коварство и любовь, верность и измена. Когда я прочитал это произведение, меня очень тронула судьба этой девушки и ее матери.

Главные действующие лица повести - Лиза и Эраст относятся к разным социальным категориям, следовательно, и ценности у них также разные. Лиза принадлежит к тому сословию, в котором ценности заключаются в трудолюбии, трогательности в проявлении взаимных чувств, дочерней и материнской любви. После ухода из жизни Лизиного отца она стала во всем помогать матери. Эта женщина, добрейшей души человек называла ее кормилицей и молилась, чтобы Бог наградил ее за все старания и усердие.

Размеренная жизнь была нарушена встречей Лизы и Эраста - молодого человека из дворянской семьи. Он пришелся по душе матери девушки. Никто и предположить не мог, что эта встреча закончится трагично. Эраст клялся в вечной любви своей избраннице. Девушка искренне верила в честность его намерений. Сама Лиза умела любить верно и преданно. Предательство, которое она испытала от Эраста, довело ее до самоубийства. Автор не винит девушку ни в излишней доверчивости, ни в совершении греха. Он оплакивает ее плачевную судьбу.

Лиза погибла из-за социального неравенства, из-за того, что у каждого из слоев были свои ценности, устои. Если для Лизы любовь была смыслом жизни, то для ее второй половинки лишь забава. В своей повести Карамзин обвиняет наше общество в несовершенстве, в том, что из-за победы материальных ценностей над нравственными, погибла ни в чем не повинная девушка.

Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.

Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;
2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века - течения - сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить: изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

2. Беседа по вопросам.

Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев.)

С чего начинается повесть?
(С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря: «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок». Природа живёт и радуется.)

Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?
(Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».)

Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?
(Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т.е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть.
«Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть.)

Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.
(Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» - «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида»)

Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?
(«Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те временавсе люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало.»
Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия.)

Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья?»
(А следом он добавляет «к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы.)

Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
(Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо: и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его оп делам службы в другой город Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась: «У меня есть мать!».
«Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».)

Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?
(В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет» В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе.)

В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста?
(«Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему.»)

Как понимать финальную фразу повести?
(«Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там получил и прощение Лизы.)

Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.

3. Обобщение.
- Так какова же тема повести?
(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей.)

4. Комментированное выставление оценок.
5. Домашнее задание. Подготовить доклады:
1) «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова»;
2) «А.С. Грибоедов – дипломат».
Ознакомиться со статьёй, помещённой в учебнике.

I. Актуальность повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» во все времена.

II. Истинные и ложные ценности в повести.

1. Труд, честность, доброта души – главные нравственные ценности семьи Лизы.

2. Деньги как главная ценность в жизни Эраста.

3. Истинные причины гибели бедной Лизы.

III. Жить по законам сердца – главный нравственный закон. Знаешь ли ты свое сердце?

Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?

Н. М. Карамзин

Что заставляет нас обращаться к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», написанной два столетия назад? Чем привлекает современного читателя, искушенного более серьезной литературой, книга с таким наивным сюжетом, архаичным языком? Только ли банальным утверждением, что «и крестьянки любить умеют»?

Нас привлекают в повести прежде всего изображение общечеловеческих чувств и страстей: любви и коварства, верности и измены. Нас трогает судьба бедной Лизы, ее несчастной матери, и если мы не проливаем слезы над повестью, то лишь потому, что наш век отучил нас от подобного проявления чувств.

Н. М. Карамзин, писатель-сентименталист, считал главными общечеловеческими ценностями сокровища человеческой души: доброту, простодушие, умение любить.

Лиза и Эраст принадлежат разным сословиям, и нравственные ценности для них разные. Счастье семьи, в которой выросла Лиза, заключалось не в богатстве, не в знатности рода, а в трудолюбии, трогательной заботе членов семьи друг о друге, любви родителей и дочери. Они убеждены, что «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Оставшись без отца, Лиза помогала матери, и «чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, – чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».

Идиллически спокойная жизнь семьи была разрушена встречей Лизы с молодым богатым дворянином Эрастом, человеком «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Простодушная старушка искренне полюбила нового знакомого Лизы. Она и подумать не могла, что их дружба закончится бедой – слишком верила в благоразумие дочери и благородство молодого дворянина. Верила Эрасту и Лиза. «Ах, Эраст! – говорила она. – Всегда ли ты будешь любить меня?» – «Всегда, милая Лиза, всегда!» – отвечал он. И Лиза не требовала клятв, не сомневалась в искренности своего любимого. Природа наделила девушку самым богатым даром – умением любить. «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» – думает она, и слова эти буду подтверждены жизнью и смертью бедной Лизы.

Эраст полюбил молодую крестьянку, мечтал быть всегда с нею рядом. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» Наверное, он сам верил в это, но всегда ли человек является хозяином своему слову? Для Эраста главная ценность – деньги. Ради денег он играет в карты, ради денег собирается жениться без любви на богатой невесте, – ради денег он отказывается от своей любви. Неграмотная крестьянка, Лиза оказалась благороднее, выше, лучше образованного дворянина Эраста.

Лиза не смогла вынести предательства Эраста, утопилась в пруду. Рассказчик оплакивает поруганную честь, загубленную жизнь Лизы, не ставя ей в вину ни излишнюю доверчивость, ни даже смертный грех самоубийства. Он приходит к Симонову монастырю, чтобы снова и снова вспомнить о плачевной судьбе девушки, прожившей свою короткую жизнь так, как подсказала ей любовь, не рассуждая, не рассчитывая, любя и прощая, как велело ей сердце.

В чем же истинная, глубинная причина гибели бедной Лизы? Прежде всего, в социальном, сословном неравенстве. У дворян и крестьян разные представления об общечеловеческих ценностях: для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни. Автор заставляет нас и сегодня задуматься над несовершенством общества, в котором нравственные ценности подменяются материальными. Жить по законам сердца, считает Карамзин, – значит, жить в согласии с нравственным законом.

А кто знает сердце свое? Повесть заставляет задуматься о том, как чудесен Божий мир, как важно беречь самое дорогое наше сокровище – жизнь. Велик и прекрасен мир человеческих чувств, в нем хранятся великие богатства, но в нем же таятся опасности. Умеешь ли ты любить? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?


Тема урока: Утверждение общечеловеческих ценностей в повести "Бедная Лиза" Школа: КГУ сш.им.Билала-НазымаДата: 21.11.2015г. ФИО учителя: Ниязова С.А.
Класс: 9 «А» Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые
необходимо достичь на
данном уроке: 1. доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.
2. через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;
3.через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.
Цели обучения: Все учащиеся смогут: ознакомиться с повестью "Бедная Лиза" Н.М.КарамзинаБольшинство учащихся будут уметь: анализировать поступки главных героев.
Некоторые учащиеся смогут: раскрыть тему урока и ответить на вопрос: Каковы общечеловеческие ценности в повести "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина.
Языковая цель: Учащиеся могут: частично пересказать сюжет
Ключевые слова и фразы: «Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы.
Стиль языка подходящий для диалога/письма в классе:
художественный, разговорный, научный.
Вопросы для обсуждения: -Какой мы видим главную
героиню в родительском доме? Чему смогли научить
её отец с матерью?
- Какими же эпитетами наделяет Карамзин своюгероиню? Каково его отношение к ней?
-Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой?
Процитируйте.
-Какие сведения о жизни и интересах героя мы
получаем позднее?
Можете ли вы сказать почему отношение Эраста к
Лизе переменилось?
Подсказки: «искал слов и не находил».
Предыдущее обучение: Н.М.Карамзин.слово о писателе. Повесть "Бедная Лиза"
План
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
Начало урока
Стадия вызова
Психологический настрой
Деление на группы
"Горячий стул" Создание коллабораивной среды
Вопросы
Середина урока
Стадия осмысления
Самостоятельная работа по вопросам
Подбирают ответы
Физминутка - С чего начинается повесть?
О чём повествуется далее?
- Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?
- Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?
- Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.
- Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?
- Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
- Как понимать финальную фразу повести?
(«Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы.)Варианты ответов
Конец урока
Рефлексия
Лестница успеха Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
- Так какова же тема повести?
(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей.) Дополнительная информация:
Дифференциация
Как вы планируете поддерживать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся? Оценивание
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? Межпредметные связи соблюдение СанПиН
ИКТ компетентность
Связи с ценностями
Формативное и суммативное оценивание Рефлексия
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня изучили?
На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала дифференциация?
Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из плана я реализовал и почему?


Приложенные файлы

Написанная около двухсот лет назад повесть по-прежнему интересна и для современного читателя, хотя ее сюжет можно назвать достаточно наивным и несложным, а язык изложения сегодня кажется весьма устаревшим. Однако общечеловеческие чувства, желания и страсти, о которых идет речь в этом произведении, не оставляют равнодушными и теперешних людей, искренне проникающихся трагической участью главной героини повести и ее матери.

Карамзина заслуженно относят к категории авторов сентиментальной направленности, в его глазах основными достоинствами личности являлись такие качества, как умение по-настоящему любить, истинная доброта и доверчивость, граничащая с крайним простодушием.

Главные герои повести, Эраст и Лиза, по рождению принадлежат к различным социальным кругам и, соответственно, получают в детстве и юности совершенно разное воспитание. Для той семьи, в которой росла девушка, на первом месте всегда стояли отнюдь не аристократизм и материальная обеспеченность, а трудолюбие и забота о близких людях. Лизу с малолетства учат «кормиться трудами своими» и никогда «ничего не брать даром». Лишившись отца, юная Елизавета всячески помогает матери, и добросердечная пожилая женщина от души называет ее «божескою милостью» и отрадой уже пришедшей к ней старости.

Однако эта спокойная и счастливая, хотя и наполненная бесконечным трудом и лишениями жизнь Лизы и ее матери завершается с того момента, как на пути девушки оказывается состоятельный молодой человек дворянского происхождения по имени Эраст. Автор характеризует его как «доброго от природы», но в то же время «слабого и ветреного» человека.

Наивная мать Елизаветы испытывает самое искреннее расположение к новому приятелю, ей даже не приходит в голову, что дружба ее и ее дочери с юным аристократом может привести к каким-либо скверным последствиям, ведь она нисколько не сомневается в благородстве и порядочности молодого аристократа.

Лиза также глубоко верит в то, что возлюбленный всегда будет с нею и их ничто не может разлучить, как уверяет ее Эраст. Девушка готова скорее «забыть душу свою», чем «милого друга», как она называет поклонника, и ее дальнейшая печальная судьба лишь подтверждает эти слова.

Что касается самого юноши, то и он сначала считает, что до конца своих дней будет любить Лизу. Более того, он намеревается жить с нею «как брат с сестрою» и вовсе не собирается причинять ей вреда и злоупотреблять ее доверчивостью. Однако на первом месте для Эраста все же находятся деньги, ради которых он постоянно играет в карты и без колебаний соглашается жениться на наследнице крупного состояния, хотя вовсе не испытывает никаких чувств по отношению к этой девушке. Елизавета, простая крестьянка, не обученная даже грамоте, оказывается выше, порядочнее, честнее прекрасно образованного для своего времени аристократа Эраста.

Не выдержав предательства и обмана со стороны любимого человека, Лиза заканчивает жизнь самоубийством, она топится в пруду. Автор искренне оплакивает ее уничтоженную честь и загубленную судьбу, он абсолютно не осуждает девушку за то, что она поступала так, как ей велела ее любовь, не рассуждая и не рассчитывая, в отличие от ее «милого друга».

Настоящая причина трагического конца Лизы заключается, прежде всего, в социальном неравенстве, имевшемся между нею и ее возлюбленным. У крестьян и представителей дворянского сословия абсолютно разные представления о морали и жизненных ценностях. Если для Эраста любовь оказывается всего лишь забавой и развлечением, то для Елизаветы она является основным смыслом ее существования.

Повесть и сейчас заставляет читателей задуматься над тем, насколько несовершенно человеческое общество, где духовные ценности давно заменены материальными. По мнению Карамзина, жить так, как велит сердце, означает жить в полном соответствии с наивысшими нравственными законами. При чтении повести люди невольно задумываются и о самих себе, о том, способны ли они на настоящую любовь, благородство, несение ответственности за свои поступки.