Давая оценку столыпинским реформам, историки прежде всего отмечают разрыв экономических преобразований и реформ, направленных на либерализацию общественно-политической жизни. Так, Я.А. Аврех замечает: «Органический порок курса Столыпина состоял в том, что он хотел осуществить реформы вне демократии и вопреки ей» 1 . Один из видных кадетских публицистов А.С. Изгоев отмечал, что аграрная реформа Столыпина, направленная на европеизацию российского сельского хозяйства, не могла быть успешной «без реформы правового строя» . На этом акцентировал внимание и П.Б. Струве, утверждая, что аграрная политика Столыпина «стоит в кричащем противоречии с его остальной политикой»: он меняет экономический фундамент, но оставляет в неприкосновенности политическую надстройку .

Что касается мнения об аграрной реформе, то и политики - современники Столыпина, и ученые дают ей весьма противоречивые оценки. Высокую оценку реформе дал А.С. Изгоев: «Земельная реформа 9 ноября есть в сущности социальная революция. Эта реформа - тот итог, который жизнь подвела русской революции и ее самой острой социальной форме крестьянского движения... Создание мелкого личного собственника являлось основной государственной потребностью, и какая бы партия ни очутилась у власти, она логикой вещей... была бы все равно подведена к этой исторической задаче» 1 . Оригинальна оценка столыпинской аграрной реформы Петром Струве: «Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина - можно принимать ее как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию, - этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И сдвиг поистине революционный и по существу, и формально. Ибо не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог» .

В то же время среди видных российских ученых-экономистов находились критики столыпинского аграрного курса. Одним из них был Александр Иванович Чупров. Признавая, что отрубные хозяйства имеют немало преимуществ, он тем не менее отстаивал идею сохранения общины. Попытки повсеместно создать отрубные хозяйства он расценивал как утопические. Чупров опасался, что с разрушением общины погибнет единственное средство, позволявшее сохранить «экономическую независимость народных масс». Кроме того, мелкие, единоличные частные хозяйства, лишенные капитала и знаний, не в состоянии будут вести прибыльное хозяйство, в трудный момент разорятся. В качестве преемника общины он видел хозяйства, организованные на принципах артели .

А.П. Корелин и К.Ф. Шацилло (1995) считают, что столыпинская аграрная реформа была «в научно-экономическом плане научна и прогрессивна. Реализация ее - своевременная, разумная, без административного нажима - могла бы, видимо, снять проблему революции» 1 . Этот путь не состоялся из-за нежелания самодержавия проводить реформы своевременно, из-за противодействия консервативной бюрократии и дворянства, а также из-за неготовности общества принять преобразования. Знаток аграрного вопроса в России В.П. Данилов считает, что результатом столыпинской аграрной реформы в случае ее полного осуществления явилось бы «окончательное поражение крестьянства в борьбе за землю и за свободное развитие своего хозяйства, полное утверждение в России помещичьего типа капитализма и пауперизация сельского населения» .

По-видимому, недооценивал Столыпин рабочий вопрос. Он проводил свои преобразования в период спада рабочего движения, но это не означало, что рабочие смирились со своим положением. Едва прогремели залпы в мирную демонстрацию рабочих на далеких Ленских приисках, как начался мощный подъем рабочего движения во всей России. Провозгласив сочетание усмирения и реформ, в отношении рабочих Столыпин прибегал в основном к репрессиям. Программа фабричного законодательства, разработанная комиссией Коковцова в 1905 г., была похоронена под давлением фабрикантов и заводчиков, которые проявили узкоклассовый эгоизм и не хотели считаться с общегосударственными интересами.

Начало XX века в России – время колоссальных перемен: время крушения старого строя (Самодержавие) и становления нового (Советская Власть), время кровопролитных войн, время удавшихся и провалившихся реформ, успешное проведение которых, может быть, в корне изменило бы судьбу России. Реформы, проводившиеся в это время Петром Аркадьевичем Столыпиным, как и его личность, противоречиво оцениваются историками. Одни считают его жестоким тираном, имя которого должно ассоциироваться только со страшными понятиями, такими как «столыпинская реакция», «столыпинский вагон» или «столыпинский галстук», другие оценивают его реформаторскую деятельность как «неудавшуюся попытку спасения императорской России», а самого Столыпина называют «гениальным реформатором».

Однако если взглянуть на факты трезво, без идеологических предрассудков, то можно достаточно объективно оценить как деятельность, так и личность П.А. Столыпина.

Вклад Столыпина в развитие России

Столыпин

Петр Столыпин вошел в российскую и мировую историю как убежденный реформатор. С его именем связывают земельную реформу, проведенную в начале XX века, реформы в сфере прав и свобод граждан, формирования основ правового государства, силовых структур и судопроизводства, местного управления и самоуправления, экономики, финансов, инфраструктуры, социальной политики, образования, науки и культуры, военного дела и противодействия террору. Одним словом, этот политический деятель внес свой вклад практически во все сферы российского государства.

Пётр Аркадьевич Столыпин ( 2 (14) апреля 1862 , Дрезден , Саксония - 5 (18) сентября 1911 , Киев ) - государственный деятель Российской империи . Из старинного дворянского рода. Окончил Петербургский университет и с 1884 года служил в министерстве внутренних дел. В 1902 году губернатор Гродненской, в 1903-1906 годах - Саратовской губернии. Получил благодарность императора Николая II за подавление крестьянского движения в Саратовской губернии.

1906 году император предложил Столыпину пост министра внутренних дел. Вскоре вместе с Государственной думой I созыва было распущено и правительство. Столыпин был назначен новым премьер-министром.

В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно , гродненского губернатора , саратовского губернатора , министра внутренних дел , премьер-министра .

На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов.

Оказавшись во главе правительства, Столыпин затребовал из всех ведомств те первоочередные проекты, которые давно были разработаны, но не были осуществлены. В итоге 24 августа 1906 года Столыпину удалось составить более или менее целостную программу умеренных преобразований.

Он разделил предполагаемые реформы на две части:

1.Немедленно претворить в жизнь(не дожидаясь созыва новой Думы)

  • Решение вопр о са земельного и землеустроительного
  • Некоторые неотложные мероприятия в области гражданского равноправия
  • Свободы вероисповедания
  • Мероприятия, касающиеся еврейского вопроса

2.Необходимо подготовить и внести для обсуждения в Государственную думу.

  • Об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;
  • Об улучшении крестьянского землевладения;
  • О реформе местного управления;
  • О введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;
  • О введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского;
  • О преобразовании местных судов;
  • О реформе средней и высшей школы;
  • О подоходном налоге;
  • О полицейской реформе

Аграрная реформа.

Общеизвестно, что во гла­ву уг­ла сво­их пре­об­ра­зо­ва­ний Сто­лы­пин ста­вил из­ме­не­ния в сфе­ре эко­но­ми­ки. Пре­мьер был убе­ж­ден, и его вы­сту­п­ле­ния сви­де­тель­ст­ву­ют об этом, что на­чи­нать не­об­хо­ди­мо с аг­рар­ной ре­фор­мы.

Столыпинская Аграрная реформа начала свою жизнь в 1906 году. В этот год был принят указ, облегчавший всем крестьянам процедуру выхода из общины. Выходя из крестьянской общины, бывший её член мог требовать от нее закрепления в личную собственность участок положенной ему земли. Причем эта земля выдавалась крестьянину не по принципу «полосок», как раньше, а была привязана к одному месту. К 1916 году, из общины вышло 2, 5 миллиона крестьян.

Во время аграрной реформы Столыпина , активизировалась деятельность Крестьянского банка, учрежденного еще в 1882 году. Банк служил посредником между помещиками, которые желали продать свои земли, и крестьянами, желавшими их купить.

Вторым направлением столыпинской аграрной реформы стала политика переселения крестьян. За счет переселения Петр Аркадьевич надеялся уменьшить земельный голод в центральных губерниях, и заселить безлюдные земли Сибири. Отчасти эта политика себя оправдала. Переселенцам предоставляли большие земельные участки и множество льгот, однако сам процесс был плохо отлажен. Стоит отметить, что первые переселенцы дали значительный прирост урожаю пшеницы в России .

Аграрная реформа Столыпина была великим проектом, закончить который помешала смерть её автора.

Ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния .

В рам­ках школь­ной ре­фор­мы, ут­вер­жден­ной за­ко­ном от 3 мая 1908 г., пред­по­ла­га­лось вве­сти обя­за­тель­ное на­чаль­ное бес­плат­ное обу­че­ние для де­тей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюд­жет на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния уда­лось уве­ли­чить втрое, бы­ло от­кры­то 50 тыс. но­вых школ. За­ме­тим, что Сто­лы­пин ста­вил треть­им ус­ло­ви­ем мо­дер­ни­за­ции стра­ны (по­ми­мо аг­рар­ной ре­фор­мы и раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти) дос­ти­же­ние все­об­щей гра­мот­но­сти в объ­е­ме обя­за­тель­ной для всех че­ты­рех­лет­ней на­чаль­ной шко­лы. Еще, бу­ду­чи пред­во­ди­те­лем дво­рян­ст­ва в Ков­но, он пи­сал по это­му по­во­ду, что толь­ко гра­мот­ность по­мо­жет рас­про­стра­не­нию сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных зна­ний, без ко­то­рых не мо­жет поя­вить­ся класс на­стоя­щих фер­ме­ров. Под­во­дя итог школь­ной ре­фор­ме, ска­жем, что для нее дей­ст­ви­тель­но не хва­ти­ло вре­ме­ни: для реа­ли­за­ции пла­на все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния та­ки­ми тем­па­ми, как в 1908 1914 гг., тре­бо­ва­лось еще не ме­нее 20 лет.

Реформа промышленности.

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Рабочий вопрос.

Надо признать, что сколько-нибудь значительных успехов в этой области достигнуто не было.

Правительство Столыпина сделало попытку решить, хотя бы отчасти, рабочий вопрос, и предоставило специальной комиссии, состоявшей из представителей правительства и предпринимателей, рассмотреть проект трудового законодательства. Правительственное предложение было весьма умеренным - ограничение рабочего дня 10,5 часами (на тот момент - 11,5), отмена обязательных сверхурочных работ, право на создание контролируемых правительством профорганизаций, введение рабочего страхование, создание больничных касс на совместный счет рабочих и хозяина. Однако это категорически не устроило предпринимателей, которые считали, что делать уступки рабочим нельзя, необходимо соблюдать “свободу трудового соглашения”, жаловались на низкую доходность промышленности. Реально же они стремились к сохранению высокой прибыли, защищали собственные классовые интересы. Несмотря на увещевания правительства и наиболее сознательных представителей предпринимательства, правительство вынуждено было уступить давлению, в Думу законопроект попал в сильно урезанном виде и с большой задержкой.

Можно заключить, что правительственная рабочая программа потерпела крах из-за неуступчивости и жадности буржуазии.

Су­деб­ная реформа.

Сле­ду­ет кратко упомянуть также пре­об­ра­зо­ва­ния в сфе­ре су­деб­ной вла­сти. Суть их сводилась к тому, что, в соответствии с замыслом Столыпина, в са­мых общих чер­тах, ме­ст­ный суд, ис­ка­жен­ный ре­ак­ци­он­ны­ми ре­фор­ма­ми им­пе­ра­то­ра Алек­сан­д­ра III, дол­жен был вер­нуть­ся к сво­ему пер­во­на­чаль­но­му об­ли­ку.

Законопроект “О преобразовании местного суда” должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от “обломков” сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

Земство.

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Национальный вопрос.

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

Анализ причин краха столыпинских реформ.

Несмотря на благоприятные экономические, идеологические и политические обстоятельства, Столыпин совершил все же ряд ошибок, поставивших его реформы под угрозу провала. Первой ошибкой Столыпина было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих, для удачного проведения консервативной политики необходимо было сочетать жесткие репрессии по отношению к революционным партиям с одновременными усилиями в области социального обеспечения рабочих. В России же, несмотря на общий экономический подъем, за все эти годы не только жизненный уровень рабочих нисколько не повысился, но и социальное законодательство делало свои первые шаги. Закон 1906 г. о десятичасовом рабочем дне почти не применялся, также как и закон 1903 г. о страховании рабочих, получивших увечья на предприятии. Между тем количество рабочих постоянно и заметно росло. Новое поколение оказалось весьма благосклонным к восприятию социалистических идей. Очевидно, Столыпин не отдавал себе отчета в значении рабочего вопроса, который с новой силой встал в 1912 г.

Второй ошибкой Столыпина стало то, что он не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов. Столыпин не скрывал своих националистических убеждений. Он открыто проводил националистскую великорусскую политику и, естественно, восстановил против себя и царского режима все национальные меньшинства.

Столыпин совершил ошибку и в вопросе об учреждении земств в западных губерниях (1911 г.), в результате чего он лишился поддержки октябристов. Дело в том, что западные губернии экономически продолжали зависеть от польской шляхты. Дабы укрепить в них положение белорусского и русского населения, составлявших большинство, Столыпин решил учредить там земскую форму правления. Дума охотно его поддержала, однако государственный совет занял обратную позицию - классовые чувства солидарности со шляхтой оказались сильнее национальных. Столыпин обратился с просьбой к Николаю II прервать работу обеих палат на три дня, чтобы за это время правительство срочно приняло новый закон. Заседания Думы были приостановлены и закон принят. Однако данная процедура, продемонстрировавшая пренебрежение государственной власти к собственным учреждениям, привела к расколу между правительством и даже самыми умеренными либералами. Самодержавие поставило себя в изоляцию, отныне его поддерживали представители крайне правых националистических кругов. Столыпин же потерял поддержку Николая II, которому явно претило иметь столь предприимчивого министра, обвиненными крайне правыми противниками, пользующимися влиянием при дворе, в желании "экспроприировать всех помещиков вообще" с помощью аграрной реформы.

С вершины сегодняшнего исторического опыта теперь особенно хорошо видна главная коренная причина банкротства Столыпина.

Органический порок его курса состоял в том, что он хотел осуществить свои реформы вне демократии и вопреки ей. Сначала, считал он, надо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять "свободы".

После Столыпина деятельность правительства в 1912-1914 гг. показывала то, что все крупномасштабные реформы будут свернуты. Николай II отказался от сотрудничества с политическими деятелями он окружил себя бездарными людьми, зато разделяющими его взгляды на исторический путь России.

По мне­нию Г. По­по­ва, су­ще­ст­ву­ет по­сто­ян­ный па­ра­докс, со­стоя­щий в сле­дую­щем: с од­ной сто­ро­ны ре­фор­ми­ро­ва­ние Рос­сии пред­по­ла­га­ет соз­да­ние и раз­ви­тие пред­ста­ви­тель­ной вла­сти, а с дру­гой, в бес­ко­неч­ных де­ба­тах всех вет­вей этой вла­сти на­чи­ная с Ду­мы на дол­гие ме­ся­цы “то­нут” са­мые не­об­хо­ди­мые ме­ры. Этот про­цесс ес­те­ст­ве­нен, он обу­слов­лен са­мой при­ро­дой пред­ста­ви­тель­ной вла­сти: она при­зва­на обес­пе­чить мир­ное уре­гу­ли­ро­ва­ние ин­те­ре­сов раз­лич­ных групп об­ще­ст­ва, а сле­до­ва­тель­но, этот про­цесс не мо­жет не быть пол­ным ком­про­мис­сов и дли­тель­ным. В стра­не, где об­ще­ст­вен­ная си­туа­ция дос­та­точ­но бла­го­по­луч­на, эти де­мо­кра­ти­че­ские пар­ла­мент­ские про­це­ду­ры иг­ра­ют в це­лом про­грес­сив­ную и по­ло­жи­тель­ную роль. Но в эпо­ху ре­ши­тель­ных, ко­рен­ных ре­форм (тем бо­лее в ба­зи­се!), ко­гда про­мед­ле­ние “рав­но­силь­но смер­ти” эти про­цес­сы гро­зят во­об­ще все за­тор­мо­зить.

И Сто­лы­пин, и пра­ви­тель­ст­во осоз­на­ва­ли, что зе­мель­ная ре­фор­ма че­рез Ду­му в ка­кие-то при­ем­ле­мые сро­ки не прой­дет, а то и во­все “уто­нет”.

Крах сто­лы­пин­ской ре­фор­мы, не­воз­мож­ность сра­стить то­та­ли­та­ризм и ав­то­ри­та­ризм с са­мо­стоя­тель­но­стью, крах кур­са на кре­сть­я­ни­на фер­ме­ра стал уро­ком для боль­ше­ви­ков, ко­то­рые пред­по­чли опе­реть­ся на кол­хо­зы.

Путь Сто­лы­пи­на, путь ре­форм, путь пре­дот­вра­ще­ния ок­тяб­ря 17 го­да был от­верг­нут и те­ми, кто ре­во­лю­ции не хо­тел, и те­ми, кто к ней стре­мил­ся. Сто­лы­пин по­ни­мал и ве­рил в свои ре­фор­мы. Он был их идео­ло­гом. Это силь­ная сто­ро­на Сто­лы­пи­на. С другой стороны, Столыпину, как и любому человеку, свойственно было ошибаться. При соотнесении различных аспектов столыпинских реформ с современной российской действительностью следует помнить как о той пользе, которую можно извлечь из данного исторического опыта, так и о тех ошибках, что помешали успешному проведению в жизнь реформ Столыпина.

Реформа, затронувшая важнейшие социальные и демократические интересы, породила в дореволюционный период обширную литературу. Оценка реформы современниками не могла быть беспристрастной. Отзывы о реформе прямо зависели от политических позиций. Учитывая большой вес критиков правительства в общественной и научной жизни того времени, можно считать, что негативное отношение преобладало над позитивным. Народническая, а в дальнейшем эсеровская и кадетская, точка зрения на аграрный вопрос подразумевала акцентуацию страданий и эксплуатации крестьянства, представления о позитивной роли общинного землевладения и общую антикапиталистическую тенденцию, надежды на положительный эффект отчуждения помещичьих земель, обязательную критику любых начинаний правительства. Правые, подчеркивавшие позитивную роль дворянского землевладения, были раздражены политикой поощрения покупки помещичьих земель. Октябристы и националисты, поддерживавшие правительство в Думе, старались повысить собственную значимость путем затягивания рассмотрения всех законопроектов путем внесения в них множественных мелких, малозначительных изменений. При жизни Столыпина борьба политических амбиций мешала многим дать положительную оценку его деятельности; мнения о Столыпине заметно смягчились после его трагической смерти.

Отношение советской исторической науки к столыпинской реформе оказалась полностью зависимой от резких оценок, данных Столыпину Лениным в самый разгар политической борьбы, и выводов Ленина о том, что реформа полностью провалилась. Советские историки, проделавшие большую работу, не имели возможности заявить о своем несогласии с ленинскими оценками, и были вынуждены подгонять свои выводы под заранее известный шаблон, даже если это противоречило содержащимся в их работам фактам. Высказывалось мнение о том, что хотя и наблюдалась положительная динамика в развитии сельского хозяйства, это было просто продолжением процессов, имевших место до начала реформы, то есть реформа просто не произвели значимого эффекта. Среди литературы советского периода выделяются яркие книги А.Я. Авреха, по активно выражаемому отвращению к Столыпину и общей эмоциональности приближающиеся к жанру памфлета. Особняком стоят работы, созданные в 1920-х годах группой экономистов, карьера которых в Советской России вскоре окончилась эмиграцией или репрессиями -- А.В. Чаяновым, Б.Д. Бруцкусом, Л.Н. Литошенко. Данная группа ученых относилась к столыпинской реформе крайне позитивно, что и определило в большой степени их судьбу.

Современные российские историки, при большом диапазоне мнений, в целом склонны позитивно относиться к реформе Столыпина. Два обширных специальных исследования на данную тему -- В.Г. Тюкавкина и М.А. Давыдова -- изданные в 2000-х годах, безоговорочно считают реформу полезной и удачной.

При достигнутых в 1913 году темпах землеустроительных работ (4.3 млн десятин в год) землеустроительная деятельность была бы завершена к 1930-32 году, а учитывая нарастание скорости -- быть может, к середине 1920-х годов. Война и революция не дали осуществиться этим широким планам.

Немецкий эксперт по аграрному вопросу профессор Ауфхаген. Своей земельной реформой П.А. Столыпин разжег в деревне пламя гражданской войны. К 1 января 1916 года из общины в чересполосное укрепление вышло 2 миллиона домохозяев. Им принадлежало 14,1 миллиона десятин земли. 469 тысяч домохозяев получили удостоверительные акты на 2,8 миллиона десятин, 1,3 миллиона домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 миллиона десятин). Эти цифры нельзя механически складывать, так как некоторые домохозяева, укрепив наделы, выходили потом на хутора и отруба, а другие шли на хутора и отруба сразу, без промежуточной стадии. По подсчетам ленинградского историка В.С. Дякина, всего из общины вышло около 3 миллиона домохозяев, что составляет примерно 1/3 от общей их численности в тех губерниях, где проводилась реформа. Но некоторые из выселенцев фактически давно уже не были домохозяевами, так как постоянно жили в городе, а укрепили свой заброшенный надел только для того, чтобы его продать. Другие домохозяева (около 16 %), продав укрепленный надел, переселились в Сибирь. Из общественного оборота было изъято 22 процентов земель. Значительная их часть пошла в продажу. Иногда землю покупало сельское общество, и она возвращалась в мирской котел.

Бывало, что " мироеды " скупали чересполосные наделы и отдавали их в аренду крестьянам - общинникам. Но последние и сами покупали землю. Владея общинным наделом они, случалось, имели и несколько "укрепленных" полос. Все запутывалось и все получалось совсем не так, как задумало правительство. Главное же, властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян - собственников. Так что можно говорить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы.

Одним из вспомогательных средств реформы, ее частью, было переселение. Оно заслуживает положительной оценки, несмотря на все огрехи и недочеты. Переселялась в основном беднота. Всего за 1906-1916 годов за Урал перебралось более 3 миллиона человек, более полумиллиона вернулось назад. Но, несмотря на всю масштабность переселенческого движения, оно не перекрывало естественный прирост крестьянского населения. Земельное утеснение в деревне возрастало, аграрный вопрос продолжал обостряться.

Оценки реформы В.И. Лениным. В 1907 году В.И. Ленин подчеркивал, что нельзя недооценивать это правительственное мероприятие, что " это вовсе не мираж., - это - реальность экономического прогресса на почве сохранения помещичьей власти и помещичьих интересов. Это путь невероятно медленный и невероятно мучительный для самых широких масс крестьянства и для пролетариата, но этот путь есть единственно возможный путь для капиталистической России, если не победит крестьянская аграрная революция ". Внимательно наблюдая за обстановкой в России, В.И. Ленин уже в 1911 году подчеркивал, что столыпинский план буржуазного аграрного строя " не вытанцовывается ". А в начале 1912 года В.И. Ленин пришел к выводу о бесперспективности столыпинской реформы: " настоящая голодовка лишний раз подтверждает неуспех правительственной аграрной политики и невозможность обеспечить сколько - нибудь нормальное буржуазное развитие России при направлении ее политики вообще и земельной политики в частности классом крепостников - помещиков, царящих в виде правых партий, и в III Думе и а Государственном совете и в придворных сферах Николая II. "

Главный урок столыпинской аграрной реформы, по словам В.И. Ленина, состоял в следующем: " Только сами крестьяне могут решить какая форма землепользования и землевладения удобнее в той или иной местности. Всякое вмешательство закона или администрации в свободное распоряжение крестьян землей есть остаток крепостного права. Ничего, кроме вреда для дела, кроме унижения и оскорбления крестьянина от такого вмешательства быть не может ". В качестве аргумента в пользу реформы иногда приводится тот факт, что по сравнению с последним пятилетием XIX века в 1909 - 1913 годов вывоз хлеба количественно увеличился в 1,5 раза, а по стоимости - в 2 раза. В 1913году Россия экспортировала 647,6 миллионов пудов.

6 июля 1906 года, в самый разгар Первой русской рево­лю­ции, Пётр Арка­дье­вич Столы­пин сменил на посту пред­се­да­теля Совета мини­стров Илью Логги­но­вича Горе­мы­кина. До этого, 6 июля того же года, он был назна­чен мини­стром внут­рен­них дел Россий­ской импе­рии. Его фигура стала одной из самых неод­но­знач­ных в исто­рии России, а самое важное место в его деятель­но­сти зани­мают внут­рен­ние реформы. Перед прави­тель­ством стояли масштаб­ные задачи по модер­ни­за­ции аграр­ного секторы страны, имев­шего колос­саль­ное значе­ние для буду­щего импе­рии.

VATNIKSTAN подго­то­вил обзор аграр­ной реформы Столы­пина, разо­брался в её причи­нах, послед­ствиях и влия­нии на даль­ней­шую россий­скую исто­рию.

Пётр Арка­дье­вич Столы­пин

Пётр Столы­пин стре­мился посред­ством эконо­ми­че­ских реформ пода­вить очаг рево­лю­ции. Об этом он часто заяв­лял на собра­ниях во II Госу­дар­ствен­ной думе. Стоит отме­тить, что рефор­ма­тор желал иско­ре­нить любые рево­лю­ци­он­ные настро­е­ния. Так, его прави­тель­ство широко исполь­зо­вало Поло­же­ние об усилен­ной и чрез­вы­чай­ной охране, вводя его нормы в отдель­ных реги­о­нах страны.

С начала рево­лю­ции и до июля 1909 года репрес­сиям подверг­лись не менее полу­тора милли­о­нов чело­век. К началу 1908 года в тюрь­мах нахо­ди­лось порядка 200 тысяч заклю­чен­ных. Многие публи­ци­сты, обще­ствен­ные деятели того времени высту­пали против массо­вого внед­ре­ния смерт­ных казней в Россий­ской импе­рии, крити­ко­вался указ о военно-поле­вых судах от 19 авгу­ста 1906 года. Напри­мер, статья Влади­мира Галак­ти­о­но­вича Коро­ленко «Быто­вое явле­ние. Заметки публи­ци­ста о смерт­ных казнях» и мани­фест Льва Нико­ла­е­вича Толстого «Не могу молчать», где крити­ко­ва­лась поли­тика царских властей при подав­ле­нии массо­вых восста­ний. В стране разгро­мили проф­со­юз­ные орга­ни­за­ции, всего было закрыто около 350 проф­со­ю­зов рабо­чих.

Столы­пин пони­мал, что власт­ву­ю­щий режим не выстоит под напо­ром рево­лю­ци­он­ных потря­се­ний, поэтому стре­мился ликви­ди­ро­вать основ­ные глубин­ные причины борьбы против власти. Для этого нужны были эконо­ми­че­ские преоб­ра­зо­ва­ния. Он заяв­лял:

« Рево­лю­ция - болезнь не наруж­ная, а внут­рен­няя, и одними наруж­ными сред­ствами её не выле­чишь».

Земельная реформа

Одной из острей­ших тем начала XX века стал земель­ный вопрос. Для стабиль­ного функ­ци­о­ни­ро­ва­ния сель­ского хозяй­ства необ­хо­димо было наде­лить крестья­нина землёй и превра­тить его в собствен­ника. При этом, так как сам Столы­пин имел дворян­ские корни, он не посяг­нул на «святую святых» Россий­ской импе­рии - поме­щи­чью землю. Земля отчуж­да­лась крестья­нам за счёт земель­ного фонда общины. Дворян­ство видело в общине рассад­ник бунтар­ских настро­е­ний, поэтому оно стре­ми­лось отве­сти крестьян­скую угрозу от поме­щи­чьей земли. Сам Пётр Столы­пин выска­зы­вался по поводу общины резко отри­ца­тельно:

« Наша земель­ная община - гнилой анахро­низм, здрав­ству­ю­щий только благо­даря искус­ствен­ному, беспоч­вен­ному сенти­мен­та­лизму послед­него полу­века, напе­ре­кор здра­вому смыслу и важней­шим госу­дар­ствен­ным потреб­но­стям».

Глав­ная проблема состо­яла в том, что община урав­ни­вала всех крестьян:

« …у русского крестья­нина страсть урав­нять, все приве­сти к одному уровню… лучшие элементы деревни должны быть прини­жены к пони­ма­нию, к стрем­ле­ниям худшего, инерт­ного боль­шин­ства».

При этом он считал, что даль­ней­шей транс­фор­ма­ции и превра­ще­ния крестья­нина в сред­ний класс, требу­ется отде­лить его от общины и наде­лить своей землёй для форми­ро­ва­ния капи­тала. Сред­ний класс в своб очередь должен был стать осно­вой новой эконо­мики. При этом, по мнению Столы­пина, реформа не явля­лась слабо­стью власти:

« Не беспо­ря­доч­ная раздача земель, не успо­ко­е­ние бунта подач­ками - бунт пога­ша­ется силою, а призна­ние непри­кос­но­вен­но­сти част­ной собствен­но­сти, и, как послед­ствие… созда­ние мелкой личной собствен­но­сти, реаль­ное право выхода из общины и разре­ше­ние вопро­сов улуч­ше­ния земле­поль­зо­ва­ния - вот задачи, осуществ­ле­ние кото­рых прави­тель­ство считает вопро­сами суще­ство­ва­ния русской державы».

Крестья­нин с детьми. Рязан­ская губер­ния, 1910 год

Нача­лом реформы стал Указ 9 ноября 1906 года, по кото­рому крестья­нам разре­ша­лось беспре­пят­ственно выйти из общины. По данному доку­менту, общин­ник мог бесплат­ной полу­чить землю, на кото­рой он вёл хозяй­ство - эта земля полу­чила назва­ние «отруб».

Факти­че­ски общину должны были поде­лить на части мелкие собствен­ники. Несмотря на то, что крестья­нин стано­вился личным собствен­ни­ком земли, при поль­зо­ва­нии возни­кало множе­ство огра­ни­че­ний. Прода­вать землю можно было только чело­веку, связан­ному с сель­ским хозяй­ством, закла­ды­вать - только в Крестьян­ском позе­мель­ном банке, а заве­щать - только близ­ким родствен­ни­кам. Данный шаг способ­ство­вал форми­ро­ва­нию зажи­точ­ного слоя крестьян­ского насе­ле­ния, кото­рое было способно скупать сосед­ние участки бедных общин­ни­ков.

Был также и другой способ полу­чить землю в личное владе­ние. Крестья­нину при выходе из общины давался участок земли, не связан­ный с общин­ной терри­то­рией - хутор. Хутора были особенно притя­га­тельны для рефор­ма­то­ров. Сам Столы­пин был поклон­ни­ком хутор­ских хозяйств харак­тер­ных для запад­ных и прибал­тий­ских губер­ний. При этом те хутора, кото­рые появи­лись после реформы были несрав­нимо беднее и меньше, чем 60-деся­тин­ные участки херсон­ских немцев-коло­ни­стов с камен­ными построй­ками. Осво­бо­див­шийся крестья­нин возвра­щался на свой пяти­де­ся­тин­ный участок без какой-либо инфра­струк­туры.


С.А. Коро­вин, «На миру»

Важным был вопрос о закон­но­сти отчуж­де­ния земли в общи­нах, где пере­дел прохо­дил отно­си­тельно недавно, и земля не могла считаться полно­стью обустро­ен­ной земле­поль­зо­ва­те­лем. Тогда Госу­дар­ствен­ный совет внёс поправку, по кото­рой уста­нав­ли­ва­лось едино­лич­ное владе­ние на тех терри­то­риях, где пере­де­лов не было с момента наде­ле­ния землей. 14 июня 1910 года закон был утвер­ждён царем. Допол­не­нием к этому стал Закон о прове­де­нии земле­устро­и­тель­ных работ от 20 мая 1911 года. По данному проекту терри­то­рии, на кото­рых провели земле­устро­и­тель­ные работы, пере­хо­дили в наслед­ствен­ную собствен­ность. Это позво­ляло властям четко форми­ро­вать границы крестьян­ских владе­ний.

Сам же процесс земле­устрой­ства не был чётко прора­бо­тан руко­вод­ством, так как размер земли уста­нав­ли­вался одина­ко­вым для каждого реги­она: не учиты­вался природно-клима­ти­че­ский фактор, плодо­род­ность почв, инфра­струк­тура мест­но­сти. Только начав­шему разви­ваться мелкому хозяй­ству зача­стую не выде­ляли необ­хо­ди­мые льготы. Сама же земле­устро­и­тель­ная реформа продви­га­лась медленно: не хватало специ­а­ли­стов, возни­кало множе­ство споров среди крестьян. Всё это вызы­вало недо­воль­ство насе­ле­ния сложив­шейся систе­мой.


Крестьяне в празд­нич­ной одежде. Ярослав­ская губер­ния, 1915 год

В своей первой речи в каче­стве пред­се­да­теля Совета мини­стров во II Госу­дар­ствен­ной думе Столы­пин в общих чертах пред­ло­жил способы, по кото­рым крестьяне могут купить землю:

« Способ устра­не­ния острого мало­зе­ме­лия глав­ное управ­ле­ние видит в льгот­ной, соот­вет­ству­ю­щей ценно­сти поку­па­е­мого и платёж­ным способ­но­стям приоб­ре­та­теля, продаже земель земле­дель­цам. Для этой цели в распо­ря­же­нии прави­тель­ства имеется, согласно указам 12 и 27 авгу­ста 1906 года, 9 милли­о­нов деся­тин и куплен­ные с 3 ноября 1905 года. Крестьян­ским банком свыше 2 милли­о­нов деся­тин. Но для успеха дела увели­че­ние крестьян­ского земле­вла­де­ния надле­жит связать с улуч­ше­нием форм земле­поль­зо­ва­ния, для чего необ­хо­димы меры поощ­ре­ния и глав­ным обра­зом кредит. Глав­ное управ­ле­ние наме­рено идти в этом деле путём широ­кого разви­тия и орга­ни­за­ции кредита земель­ного, мели­о­ра­тив­ного и пере­се­лен­че­ского».

Важная роль в функ­ци­о­ни­ро­ва­нии эконо­ми­че­ской системы отво­ди­лась Крестьян­скому позе­мель­ному банку с его правом поку­пать поме­щи­чьи земли (дано в 1895 году) и выпус­кать ценные бумаги на всю сумму сделок (добав­лено в 1905 году). В процессе реформ ситу­а­ция на рынке грозила обес­це­ни­ва­нием поме­щи­чьих земель, поэтому банк начал массо­вую скупку дворян­ских имений. За 1906–1907 гг. было скуп­лено больше земли, чем за 11 преды­ду­щих лет. При этом цены подня­лись. Это затруд­няло заём­щи­кам даль­ней­шую скупку, так как крестьяне должны были платить огром­ные платежи, кото­рые неми­ну­емо вели к разо­ре­нию. При этом за 1906–1916 гг. дворя­нам за 4,6 милли­она деся­тин выпла­тили около 500 милли­о­нов рублей, а за 1906–1915 гг. у заём­щи­ков отобрали до 570 тысяч деся­тин земли.

Недо­имки клиен­тов Крестьян­ского позе­мель­ного банка посто­янно росли, а число новых заём­щи­ков сокра­ща­лось, так как уровень дове­рия к банку среди крестьян стано­вился крити­че­ски низким. Поэтому важней­ший инстру­мент прави­тель­ства - Крестьян­ский позе­мель­ный банк не смог выпол­нить основ­ную задачу разви­тия нового класса и созда­ния благо­при­ят­ных усло­вий для введе­ния хозяй­ства ново­ис­пе­чён­ному собствен­нику надела.

Переселенческая политика

Состав­ной частью аграр­ной реформы явля­ется пере­се­лен­че­ская поли­тика, прово­ди­мая прави­тель­ством Петра Арка­дье­вича Столы­пина. Указом от 10 марта 1906 года каждому крестья­нину предо­ста­вили о права пере­се­ле­ния в неза­се­лён­ные обла­сти Сибири, Урала, Турке­стана, Степ­ного края и Закав­ка­зья.


Крестьяне на Челя­бин­ском пере­се­лен­че­ском пункте. Начало ХХ века.

Власти поощ­ряли засе­ле­ние терри­то­рий за Уралом, наде­ясь осла­бить нехватку земли в евро­пей­ской части страны. Прави­тель­ство стиму­ли­ро­вало пере­се­ле­ние льго­тами, посо­би­ями и ссудами. Для пере­се­лен­цев даже был скон­стру­и­ро­ван специ­аль­ный вагон. Им предо­ста­вили право укре­пить и свободно продать свой земель­ный надел. Темпы роста пере­се­ле­ния были действи­тельно высоки: с 1906 года, а особенно в 1908 - 1909 гг., на новые места двину­лись более 1,3 милли­она чело­век. К 1910 году в одной только Томской губер­нии скопи­лось около 700 тысяч чело­век. Пробле­мой явля­лось то, что у крестьян не было необ­хо­ди­мых средств на обустрой­ство на новой земле.

По подсчё­там эконо­ми­стов, каждому крестья­нину требо­ва­лось ссуды не менее 450 рублей. В реаль­но­сти же ссуды не превы­шали 100 рублей (около 61,5% имели при себе такие деньги). При этом если началь­ная сумма трати­лась не на обустрой­ство, а на еду, крестья­нин терял права на полу­че­ние остав­шейся части ссуды. Ещё одной важной пробле­мой стала корруп­ция: мест­ные чинов­ники требо­вали взятки. Всё это приво­дило к возвра­ще­нию части пере­се­лен­цев. Общее число пере­се­лен­цев за 1906 - 1916 гг. соста­вило более 3,1 милли­она чело­век, процент возвра­тив­шихся в первые годы равнялся 9%, в после­ду­ю­щие подни­мался до 31%.


Пере­се­ленцы возле желез­ной дороги. Начало XX века.

Слож­ной была и ситу­а­ция у пере­се­лен­цев, кото­рые пере­ез­жали в Турке­стан, Степ­ной край, Закав­ка­зье. Землю крестья­нам отда­вали за счёт мест­ного насе­ле­ния - всё это приво­дило к враж­деб­но­сти корен­ного народа и пришлого. При этом пере­се­ле­ние прово­ди­лось на уровне мини­маль­ных затрат со стороны госу­дар­ства с очевид­ной попыт­кой пере­ло­жить все тяготы осво­е­ния новых земель, в том числе финан­со­вые, на крестьян­ские плечи. Удиви­тельно, что денеж­ных средств на реформу вполне могло хватить, но прави­тель­ство, в лице Столы­пина, считало, что важнее вложить сред­ства в поддержку дворян­ского земле­де­лия - опоры само­дер­жа­вия.

Итоги реформы

Резуль­таты реформ Петра Столы­пина оказа­лись довольно проти­во­ре­чи­выми. Из поло­жи­тель­ных можно выде­лить быст­рый рост аграр­ного произ­вод­ства, увели­че­ние ёмко­сти внут­рен­него рынка, возрас­та­ние экспорта сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продук­ции, причём торго­вый баланс России приоб­ре­тал всё более актив­ный харак­тер. Вало­вой доход всего сель­ского хозяй­ства соста­вил в 1913 году 52,6% от общего. Доход всего народ­ного хозяй­ства благо­даря увели­че­нию стои­мо­сти продук­ции, создан­ной в сель­ском хозяй­стве, возрос в сопо­ста­ви­мых ценах с 1900 года по 1913 год на 33,8%.

Многие реги­оны стали произ­во­дить сель­ско­хо­зяй­ствен­ную продук­цию, это привело к увели­че­нию торгово-эконо­ми­че­ских связей разных обла­стей страны. Стоит отме­тить, что това­ро­обо­рот сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продук­ции увели­чился за период реформ на 46%. Экспорт сель­ско­хо­зяй­ствен­ной продук­ции в пред­во­ен­ные годы увели­чился на 61%, по срав­не­нию с 1901 - 1905 гг. Россия стала круп­ней­шим произ­во­ди­те­лем хлеба, льна и ряда продук­тов живот­но­вод­ства. Так, в 1910 году экспорт россий­ской пшеницы соста­вил 36,4% общего миро­вого экспорта.

Вот как отзы­вался о реформе русский обще­ствен­ный и поли­ти­че­ский деятель Пётр Берн­гар­до­вич Струве:

« Как бы ни отно­ситься к аграр­ной поли­тике Столы­пина - можно её прини­мать как вели­чай­шее зло, можно её благо­слов­лять как благо­де­тель­ную хирур­ги­че­скую опера­цию - этой поли­ти­кой он совер­шил огром­ный сдвиг в русской жизни. И - сдвиг поис­тине рево­лю­ци­он­ный и по суще­ству, и формально. Ибо не может быть ника­кого сомне­ния, что с аграр­ной рефор­мой, ликви­ди­ро­вав­шей общину, по значе­нию в эконо­ми­че­ском разви­тии России в один ряд могут быть постав­лены лишь осво­бож­де­ние крестьян и прове­де­ние желез­ных дорог».

При этом в рефор­ми­ро­ва­нии было множе­ство погреш­но­стей. Проблемы голода и крестьян­ского мало­зе­ме­лья так и не реши­лись. Страна по-преж­нему стра­дала от техни­че­ской, эконо­ми­че­ской и куль­тур­ной отста­ло­сти. По расче­там Нико­лая Дмит­ри­е­вича Кондра­тьева, видного русского эконо­ми­ста, в США в сред­нем на ферму, прихо­ди­лось основ­ного капи­тала в размере 3900 рублей, а в евро­пей­ской России на одно крестьян­ское хозяй­ство отво­ди­лось 900 рублей. Наци­о­наль­ный доход на душу сель­ско­хо­зяй­ствен­ного насе­ле­ния в России состав­лял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля.


Распре­де­ле­ние вновь обра­зо­ван­ных хуто­ров между домо­хо­зя­е­вами в деревне Бели­нок, Грод­нен­ской губер­нии. 1909 год

Вообще множе­ство видных деяте­лей того времени крити­че­ски отзы­ва­лись о рефор­мах Столы­пина и это каса­ется не только рево­лю­ци­онно настро­ен­ных слоёв обще­ства. Напри­мер, Лев Нико­ла­е­вич Толстой, уже упоми­на­е­мый в статье, писал следу­ю­щее:

« …думали в России успо­ко­ить взвол­но­вав­ше­еся насе­ле­ние, и ждущее и жела­ю­щее только одного: уничто­же­ния права земель­ной собствен­но­сти (столь же возму­ти­тель­ного в наше время, как полсто­ле­тия тому назад было право крепост­ное), успо­ко­ить насе­ле­ние тем, чтобы, уничто­жив общину, обра­зо­вать мелкую земель­ную собствен­ность. Ошибка была огром­ная. Вместо того, чтобы, восполь­зо­вав­шись ещё жившим в народе созна­нием неза­кон­но­сти права личной земель­ной собствен­но­сти, созна­нием, сходя­щимся с учением об отно­ше­нии чело­века к земле самых пере­до­вых людей мира, вместе того, чтобы выста­вить этот прин­цип перед наро­дом, Вы думали успо­ко­ить его тем, чтобы завлечь его в самое низмен­ное, старое, отжив­шее пони­ма­ние отно­ше­ния чело­века к земле, кото­рое суще­ствует в Европе, к вели­кому сожа­ле­нию всех мысля­щих людей в этой Европе».


Лев Толстой среди крестьян на ярмарке. Село Ломцы, Орлов­ская губер­ния. 1909 год

Плодо­род­ность почвы сред­него земель­ного участка была срав­ни­тельно низкой, а темпы произ­во­ди­тель­но­сти - медлен­ными. Эконо­ми­че­ский рост проис­хо­дил не на основе интен­си­фи­ка­ции произ­вод­ства, а за счёт повы­ше­ния интен­сив­но­сти ручного крестьян­ского труда. Прави­тель­ство так и не смогло разру­шить общину из-за того, что из неё выхо­дили только зажи­точ­ные крестьяне, кото­рые хотели приоб­ре­сти больше земли и пере­стать кормить общину, и бедняки, кото­рые уже поте­ряли связь с общи­ной и хотели полу­чить землю, чтобы её продать. Основ­ная же, сред­няя прослойка, крестьян оста­лась в общине. О неуда­чах реформ Столы­пина писал, напри­мер, Митро­по­лит Вени­а­мин (Федчен­ков):

« Столы­пину припи­сы­ва­лась неко­то­рыми будто бы гени­аль­ная спаси­тель­ная идея земле­дель­че­ской системы, так назы­ва­е­мого хутор­ского хозяй­ства. Это, по его мнению, должно было укре­пить собствен­ни­че­ские чувства у крестьян-хуто­рян и пресечь таким обра­зом рево­лю­ци­он­ное броже­ние… Тогда я жил в селе и отчет­ливо видел, что народ - против неё. И причина была простая. Из суще­ству­ю­щей площади нельзя было наде­лить все милли­оны крестьян хуто­рами, да и за них нужно было бы выпла­чи­вать. Значит, из более зажи­точ­ных мужи­ков выде­ли­лась бы малень­кая груп­почка новых владель­цев, а массы оста­лись бы по-преж­нему мало­зе­мель­ными. Хутора в народе прова­ли­ва­лись. В нашей округе едва нашлось три-четыре семьи, высе­лив­ши­еся на хутора. Дело замерло, оно было искус­ствен­ное и ненор­маль­ное».

Столы­пин заяв­лял, что ему потре­бу­ется 15–20 лет, чтобы приве­сти страну к эконо­ми­че­скому процве­та­нию, но рефор­ми­ро­ва­ние прекра­ти­лось в 1913 году. Ряд иссле­до­ва­те­лей при этом пола­гает, что для таких реформ требо­ва­лось мини­мум 50 лет. Это срок посте­пен­ного разви­тия круп­ных капи­та­ли­сти­че­ских ферм, кото­рые при крат­ко­сти рабо­чего сезона в россий­ском земле­де­лии могли суще­ство­вать лишь при значи­тель­ной концен­тра­ции техники и рабо­чей силы в важней­шее время аграр­ного сезона. Однако, данные перспек­тивы уже не имеют ника­кого отно­ше­ния к рефор­мам Петра Арка­дье­вича Столы­пина. Реформы не дали нужного резуль­тата, страна не вышла из кризиса, на Россию надви­га­лись новые потря­се­ние.

аграрная реформа землевладение столыпин

Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Валовой доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего валового дохода. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.

Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.

Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 гг., возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

Сказанное вовсе не означает, что предвоенную Россию следует представлять «крестьянским раем». Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. По расчетам И.Д. Кондратьева в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля.

Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

Община устояла в столкновении с частной земельной собственностью, а после Февральской революции 1917 года перешла в решительное наступление. Теперь борьба за землю вновь находила выход в поджогах усадеб и убийствах помещиков, происходивших с еще большим ожесточением, чем в 1905 году. «Тогда не довели дело до конца, остановились на полдороге? - рассуждали крестьяне. - Ну уж теперь не остановимся и истребим всех помещиков под корень.»

Итоги Столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г. из общины в чересполосное укрепление вышло 2 млн. домохозяев. Им принадлежало 14,1 млн. дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспередельных общинах, получили удостоверительные акты на 2,8 млн. дес. 1,3 млн. домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 млн. дес.). Кроме того, на банковских землях образовалось 280 тыс. хуторских и отрубных хозяйств - это особый счет. Но и другие приведенные выше цифры нельзя механически складывать, поскольку некоторые домохозяева, укрепив наделы, выходили потом на хутора и отруба, а другие шли на них сразу, без чересполосного укрепления. По приблизительным подсчетам, всего из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет несколько меньше третьей части общей их численности в тех губерниях, где проводилась реформа. Впрочем, как отмечалось, некоторые из выселенцев фактически давно уже забросили земледелие. Из общинного оборота было изъято 22% земель. Около половины их пошло на продажу. Какая-то часть вернулась в общинный котел.

За 11 лет Столыпинской земельной реформы из общины вышло 26% крестьян. 85% крестьянских земель осталось за общиной. В конечном итоге властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Так что можно творить об общей неудаче Столыпинской аграрной реформы.

Вместе с тем известно, что после окончания революции и до начала первой мировой войны положение в русской деревне заметно улучшилось. Конечно, помимо реформы, действовали и другие факторы. Во-первых, как уже творилось, с 1907 г. были отменены выкупные платежи, которые крестьяне выплачивали в течение 40 с лишним лет. Во-вторых, окончился мировой сельскохозяйственный кризис и начался рост цен на зерно. От этого, надо полагать, кое-что перепадало и простым крестьянам. В-третьих, за годы революции сократилось помещичье землевладение, а в связи с этим уменьшились и кабальные формы эксплуатации. Наконец, в-четвертых, за весь период был только один неурожайный год (1911), но зато подряд два года (1912-1913) были отличные урожаи. Что же касается аграрной реформы, то такое широкомасштабное мероприятие, потребовавшее столь значительной земельной перетряски, не могло положительным образом сказаться в первые же годы своею проведения. Тем не менее мероприятия, сопутствовавшие ей, были хорошим, полезным делом.

Это касается предоставления большей личной свободы крестьянам, устройства хуторов и отрубов на банковских землях, переселения в Сибирь, некоторых видов землеустройства.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

К положительным итогам аграрной реформы можно отнести:

Из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба,

Из Европейской России переселилось 3 млн. хозяйств,

4 млн. десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот,

Стоимость с/х орудий увеличилась с 59 до 83 руб. на один двор,

Потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 млн. пудов,

За 1890-1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 руб. в год,

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

К отрицательным итогам аграрной реформы можно отнести:

От 70% до 90% вышедших из общины крестьян так или иначе сохранили связи с общиной, основную массу крестьян составляли трудовые хозяйства общинников,

Вернулось назад в Центральную Россию 0,5 млн. переселенцев,

На крестьянский двор приходилось 2-4 десятины, при норме 7-8 десятин,

Основное с/х орудие - соха (8 млн. штук), 58% хозяйств не имели плугов,

Минеральные удобрения применялись на 2% посевных площадей,

В 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 млн. человек.