Методика «Несуществующее животное» - проективная и применяется для оценки индивидуальных психических особенностей, исследования самооценки и самоотношения. Она может применяться практически во всех возрастных группах, начиная с дошкольного возраста.

Инструкция

Перед испытуемым кладется лист чистой бумаги, мягкие цветные карандаши и ластик.

Задание нельзя выполнять фломастером, ручкой и красками, поскольку для интерпретации важна и степень давления на карандаш. После чего следует инструкция: «Нарисуйте несуществующее животное, дайте ему имя и расскажите о нем».

Интерпретация

Методика «Несуществующее животное» ориентирована на использование в интерпретации даже самых мельчайших деталей.

Положение на листе изображения

В норме рисунок должен располагаться по средней линии, а сам лист - находиться вертикально. Если положение рисунка сдвинуто вверх, то это можно трактовать как при сочетании с другими характеристиками трактовка иная - недовольство положением в мире. У такого человека наблюдаются тенденции к самоутверждению. Если рисунок больше ориентирован на нижнюю часть страницы, то можно говорить об неуверенности, о низкой самооценке, подавленности.

Голова (замещающая ее деталь)

Методика «Несуществующее животное» интересна тем, что голова может приобретать

Совершенно необычные формы. Однако если эта часть повернута вправо, можно предположить, что рисунок нарисовал человек деятельный, и все что им планируется, чаще всего осуществляется. Испытуемый не боится реализовывать свои задумки. Если голова повернута влево, то субъект склонен к рефлексии, размышлениям. Возможно, есть боязнь активности (требует уточнения другими деталями). Если голова направлена на рисующего, то можно это трактовать как эгоцентризм.

На голове должны присутствовать основные Уши говорят о том, как человек воспринимает информацию. Например, говорят о том, что человек любопытный, «как губка» воспринимает потоки полученной информации. Рот говорит о речевой активности. Чем тщательнее прорисована эта деталь, тем больше выражено это свойство. По глазам можно говорить о человеческих страхах. Чем больше радужка, тем сильнее испытуемый переживает это чувство. Методика «Несуществующее животное» иногда приводит к тому, что интерпретировать приходится и дополнительные детали. Например, рога. При сочетании с разными дополнительными прорисовками они могут обозначать либо агрессию, либо защиту.

Ноги, лапы, постамент

Рассматривая эти детали, стоит остановиться на их пропорциях в отношении к другим размерам фигуры. По ним можно судить об обдуманности либо, наоборот, легкомысленности, о рациональности и о поверхностности суждений. Проективная методика «Несуществующее животное» может показать и уровень контроля над суждениями субъекта, его поведением. Об этом говорит то, как именно соединены ноги с корпусом. Однотипность, однонаправленность говорят о конформности суждений.

Эта часть выражает отношение человека к собственным действиям, решениям, которые показывает методика «Несуществующее животное». Интерпретация: при повернутом хвосте вправо мы увидим отношение к собственным действиям, влево - к мыслям. А положительная и отрицательная окраска находит свое выражение в том, поднят хвост, либо опущен.

Общая энергия

Этот показатель оценивается по количеству изображенных деталей. Чем больше элементов, тем выше энергия. Кроме этого, могут присутствовать функциональные или украшающие детали. При их наличии можно говорить об энергии охвата разных областей человеческой деятельности.

Краткое содержание: Критерии расшифровки рисунка несуществующего животного. Расположение на листе. Голова или заменяющие ее элементы. Глаза, рот, уши. Дополнительные детали рисунка. Название животного.

Если вы обеспокоены "неправильным" поведением своего ребенка в коллективе, если у него не складываются взаимоотношения со сверстниками, давайте проверим, насколько серьезны ваши опасения, с помощью одной из проективных методик - "Рисунок несуществующего животного". В чем смысл методики? Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Один тест не поможет нам воссоздать точный психологический портрет, но у нас и нет такой цели. Сейчас нам важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Вам понадобится: стандартный лист белой или кремовой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Мы с вами будем пользоваться специальными критериями расшифровки рисунка, которые я проверяла на практике в течение 12 лет постоянной работы с "проблемными" детьми. Итак, на что следует обратить внимание.

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего.

Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию.

По моим наблюдениям, эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности - недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка - только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.

Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.
Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки.
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой. Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части - маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья , дополнительные конечности, щупальца , детали панциря , перья... Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост . Отражает самооценку ребенка.

Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы - могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе. Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.

Примеры анализа рисунков детей

Рисунок №1.

По расположению на листе (рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.

Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется.

Большие уши - большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе.

Рот с зубами - словесная агрессия (огрызается, защищается в ответ на порицание).

Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами.

Хвост - достаточно положительная оценка своих действий.

Контур фигуры говорит о том, что ребенок защищается от взрослых, а когти на лапах свидетельствуют о том, что он защищается от сверстников. Характер линий свидетельствует о тревожности.

Рисунок №2.

Рисунок тихой, замкнутой девочки, ученицы 5 класса Нади С. Послушная, старательная в учебе, но ее как будто нет в классе.

По положению на листе (нижняя часть) мы видим, что ребенок неуверен в себе, имеет низкую самооценку, подавлен, не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует тенденция к самоутверждению.

Голова - тенденция к деятельности, то есть Надя - "человек действия", но из-за неуверенности в себе это не проявляется, а подавляется.

Ноги - поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.

Хвост - самооценка зависит от ситуации.

Сильный нажим - тревожность.

Другие публикации по теме данной статьи:

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Из опыта работы практического психолога

Игорь ЖУКОВСКИЙ,
психолог учреждения юстиции,
г. Калуга

Эти практические рекомендации психологу базируются на сопоставлении данных, полученных при обследовании репрезентативных групп с помощью комплекса психодиагностических методик, в том числе и метода объективного наблюдения. Тест «Несуществующее животное» не являлся основой диагностики - исследование проводилось с использованием теста М. Люшера, теста восьми влечений Сонди и его модификации, других тестов.
В экспериментальную группу входили студенты профессионально-технического училища, военнослужащие срочной службы, клиенты частной психологической практики.
Обследование в основном проводилось в дневное, дообеденное время, при нормальном освещении.
Каждый обследуемый проходил тестирование индивидуально, и за ним велось наблюдение.
Результаты тестирования подтверждены поведением клиента в социуме.
Материал для тестирования: лист бумаги А4 (можно использовать тетрадный двойной листок, близкий по размеру к формату бумаги А4); простой карандаш (цветные карандаши) или шариковая (капиллярная) ручка.

    Можно предложить испытуемому расположить лист бумаги, как ему удобно, - вертикально или горизонтально. Лучше всего вообще не упоминать об этом, а целенаправленно наблюдать за выполнением теста.

    Необходимо помнить, что данный тест эффективнее использовать индивидуально.

Инструкция

    Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем.

    Можно предложить в конце тестирования определить пол животного: «Напишите, какого пола ваше животное, - мужского, женского или среднего?»

Этапы интерпретации

    Общее впечатление.

    Семантическая интерпретация.

    Графологические признаки.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Изображая несуществующее животное, испытуемый выражает себя, свой образ. Соответственно дается характеристика человеку. Обычно рисунок оставляет одно из трех впечатлений: либо человек - агрессор, либо - обижен и ему угрожают, либо - нейтрален. Это первое впечатление. Его результаты используются при первичном ознакомительном обследовании.

Отношение площади, которую занимает рисунок, к общей площади листа отражает степень самораспространенности личности в социуме с точки зрения обследуемого.

Фигура круга или животное, состоящее из окружностей, почти ничем не заполненных, символизируют тенденцию к сокрытию, замкнутости внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.

Последнее может иметь несколько причин. Во-первых, нежелание обследуемого общаться с вами: он видит в вас представителя администрации. Выход из ситуации очень прост - разъяснить, кто такие психологи и чем они занимаются. Во-вторых, во многих случаях это может быть связано с некоторыми стереотипами (ассоциации с учителем и т.д.). Если это так, то следует задуматься над тем, кто обследуемого заставил так думать. В-третьих, какие-то серьезные проблемы клиента, вплоть до наличия у него психических отклонений. Тогда необходимы консультация психиатра или повторное обследование с помощью другой, невербальной методики (например, теста восьми влечений Сонди).

В случае, когда клиент хочет уйти от обследования, но после небольших разъяснений все-таки выполняет тест, результат его не очень убедителен. Примерами такого случая могут быть рисунки 1А и1Б.

По рисунку 1А клиенту была дана определенная характеристика. Она подтвердилась в процессе дальнейшего обследования.
Краткая характеристика клиента следующая. Опасается, что ему могут помешать достичь своих целей. Эти страхи приводят его к суетливой, иллюзорной и бессмысленной активности. Имел три крупных нарушения дисциплины в школе. Предполагается, что склонен к употреблению наркотических веществ. Источники стресса: психологическая травма, полученная вследствие развода родителей.
Рисунок 1Б - также пример ухода клиента от обследования. Первоначальная психологическая характеристика подтвердилась. Имеет несколько нарушений, требует постоянного контроля, склонен к неадекватному поведению.
Представители этого типа (особенно мужчины) нередко неплохо разбираются в политике, знают и могут рассказать о недостатках и достоинствах любой известной им политической системы. Помнят, как менялись порядки на протяжении их жизни, могут представить, как они будут изменяться в дальнейшем. В своем умении делать карьеру обследуемый уверен ничуть не меньше, чем в умении делать умозаключения, ведь карьера - это не что иное, как изменение своего положения в иерархии, столь ему понятной. Безукоризненная последовательность, четкая логика приводят к методичности, упорству при достижении целей, твердости и умению управлять ситуацией.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Здесь анализируется положение рисунка на листе, его направленность, общая динамика.
В норме рисунок расположен в центре листа или чуть левее и выше. Однако необходимо помнить, что норма - это понятие относительное.
Если рисунок расположен в верхней части листа, то человек характеризуется высокой самооценкой, неудовлетворенностью своим положением в социуме, считает себя непризнанным окружающими, имеет тенденцию к самоутверждению, претензии на признание, продвижение, предрасположен к конфликтному поведению, агрессии (насилию, хулиганству, притеснению и т.п.).
Если рисунок расположен в нижней части листа, то характеристика имеет обратные показатели: неудовлетворенность собой, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению, склонность к фиксации на проблемах; часто это «отверженные», «изгои».
Справа - экстравертированность, акцентированность на будущем, подчеркивание мужских черт характера, стремление к контролю над ситуацией, ориентация на окружающих, агрессивная сексуальность.
Крайне справа - склонность к неподчинению, непредсказуемость, чрезмерная конфликтность, в экстремальных ситуациях - аутоагрессивность.
В результате проведенного обследования было выявлено, что люди, у которых преобладают такие признаки, склонны к лидерству отрицательного характера, а также конфликтны в социуме (см. рис. 2).

Если рисунок расположен слева на листе, то для обследуемого характерны интровертированность, акцентированность на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость.
Обследуемые, у которых проявилась данная характеристика, практически всегда уходили от конфликтных ситуаций.
Маленький рисунок в верхнем левом углу - высокая тревожность; часто встречается у личностей, склонных к суициду (рис. 3).

Клиент - сильно алкоголизированная личность. При первичном обследовании был поставлен психологический диагноз о склонности к самоубийству. При дальнейшем обследовании подтвердился факт совершения суицидального поступка в условиях семьи. Проведена профилактическая и коррекционная работа. Основная причина суицидального поведения: фиксация на подсознательном уровне стереотипа об агрессивности отца по отношению к матери и обоих родителей - к нему.

ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Идеомоторный аспект

Интерпретируются прерывность линий и степень нажима. Слабый нажим (паутинообразные линии) - астения. Сильный (жирные линии) - тревожность, импульсивность.
Нужно обращать внимание также на то, какая деталь, какой символ более прорисованы, к чему привязана тревожность.
Наличие штриховки - признак тревожности (рис. 4)

.

Клиент: возраст 18 лет. Обратилась с повышенной тревожностью. В ходе приема выяснилось, что тревожность носит ситуативный характер. Причиной ситуативной тревожности является агрессивная обстановка в семье. После проведения психологических коррекционных мероприятий ситуативная тревожность перестала беспокоить девушку.
Данную характеристику можно использовать только при психологической работе.

Пространственно-символический аспект

Контур фигуры интерпретируется как границы «Я»-образа по отношению к общему пространству листа. Рассматривается направленность линий. Сверху вниз - слабая энергетичность, депрессия, астенизация.
При проведении воспитательной работы уточняется характер депрессивного поведения и его причины. Если нет субъективных причин, то рекомендуется перевод в другой социум. Можно провести работу по изменению условий жизни обследуемого (рис. 5).

Нужно также оценить количество изображенных деталей: изображено ли только необходимое, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.), с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем выше энергия обследуемого, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых - экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание (рис. 6).

Голова (или заменяющие ее детали) - центральная смысловая часть фигуры. Увеличенный по отношению к фигуре в целом размер головы говорит о том, что клиент ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих.
В практике часто встречаются рисунки с изображением только одной головы или, точнее, черепа с иллюстрацией атрибутики музыкальной субкультуры.
Обратите внимание на изображение на рис. 7.

Характеристика клиента: состоял на учете в детской комнате с 1995 года (он 1981 года рождения), имеет криминальный опыт. Агрессивен, вступал в гомосексуальные отношения, имел черепно-мозговую травму в 1989 году (падение с высоты трех метров на кирпичи). Психологический диагноз: находится в состоянии посттравматического стресса вследствие физической травмы головы на фоне конфликтов в семье.

Интерпретация направленности головы

Вправо: устойчивая тенденция к деятельности - почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или по крайней мере начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человек активно реализует свои планы).
Влево: тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый - «не человек действия». Лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь активного действия. Отсутствуют доминантные черты характера. Дополнительную информацию дает беседа с клиентом после проведения теста, в которой можно выяснить мотивы поведения, а также фобические проявления (рис. 8).

Клиент - девушка, 1983 года рождения, слабохарактерная, нерешительная, боится всего нового и необычного; в результате - низкая степень адаптивности. Психологический диагноз: стресс, вызванный психологической травмой, полученной вследствие фиксации на смерти родителей, которая произошла, когда девушка была еще маленьким ребенком (рис. 9).

Положение фас (голова направлена на рисующего) - эгоцентризм. Возможна прямота, бескомпромиссность как реакция на внутреннюю незащищенность личности, обидчивость, склонность к нарушению правил (предрасположенность к криминальному поведению).
Как правило, такие обследуемые склонны к агрессивному поведению, к лидерству отрицательной направленности (рис. 10).
На рисунке 10 имеются все перечисленные выше признаки. Клиент принадлежит к группе так называемых отверженных, изгоев.

Интерпретация деталей

Глаза - символ присущего человеку страха. Его наличие особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Ресницы - показатель истероидно-демонстративных манер; заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Прорисовка ресниц у испытуемых мужчин говорит о наличии у них женских черт (рис. 11).

Большинство обследуемых, у которых проявляются эти признаки, имеют такую характерную черту - чрезмерную болтливость. Коммуникабельность и высокий уровень интеллекта создают немало трудностей для клиента при адаптации в социуме. Часто данной группе клиентов присуща игровая форма поведения (клоунская, шутливая).

Уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки себя окружающими (рис. 12).

Клиенты с подобной характеристикой, как правило, могут осуществлять положительное влияние на группу. Они разумно оценивают получаемую информацию и легко входят в доверие к собеседнику.

Рот - приоткрытый рот в сочетании с языком (без зубов) - болтливость; в сочетании с подрисовкой губ - чувственность, возможно, наличие сексуальных проблем. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерненный (заштрихованный), - легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание (рис. 13).

Краткая психологическая характеристика клиента данной группы. Хочет производить приятное впечатление. Хочет, чтобы в нем видели необыкновенного человека, поэтому всегда начеку, ему нужно видеть, насколько он в этом преуспевает и как на него реагируют окружающие. Это дает ему ощущение самоконтроля. Чтобы добиться влиятельности и признания, прибегает к различным приемам. Восприимчив к эстетическому или оригинальному. Чувствителен и отзывчив, однако в нем ощущается некоторая напряженность. Нуждается в покое, который может обрести только в обществе близкого человека. Способен получать удовлетворение от сексуальной активности. Насторожен, очень эмоционален. Легко появляются слезы, что говорит о нервно-психической неустойчивости. Склонен к конфликтному поведению, агрессивен.
На голове часто расположены дополнительные детали: рога - защита, агрессия (определять в сочетании с другими признаками агрессии - когтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии - спонтанный или защитно-ответный (рис. 14).

Перья - тенденция к самоукрашению, самооправданию и демонстративности, преобладание женских черт, склонность к гомосексуальному поведению.

Этот клиент (рис. 15) в десятилетнем возрасте имел черепно-мозговую травму. В ходе проведения профилактической работы выяснилось, что у него серьезно нарушена сексуальная ориентация. Среди равных себе проявляет лидерские качества. Обостренно восприимчив, нуждается в эстетическом окружении и понимающем партнере, с которым он мог бы вступать в интимные отношения.

Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентация на свою сексуальную роль (рис. 16).

Различного рода аксессуары (бантики, бижутерия, колокольчики) говорят о демонстративности, женственности, стремлении понравиться, манерности.
При интерпретации результатов теста нужно обращать внимание на наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл), прорисовки или затемнений линий контура. Это защита от окружающих:

а) острые шипы (углы, иглы) - агрессивная защита;
б) щиты, двойные линии - подозрительность, недоверчивость;
в) затемнение контурной линии, выступов - страх, тревога.

Направленность защиты:

а) вверх - против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, то есть против старших по возрасту, родителей, начальников, руководителей, лидеров;
б) вниз - против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у подчиненных, боязнь обсуждений;
в) в сторону - недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка в различных ситуациях. То же самое - элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного;
г) в сторону вправо - защита в процессе реальной деятельности;
д) в сторону влево - защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Об агрессивности также говорит наличие орудий агрессии (оружия, рогов, шипов, клыков, когтей).
Клиент (1981 года рождения) имеет криминальный опыт, присутствует стресс, вызванный неправильным воспитанием со стороны отчима, а также соматическим заболеванием. Семья материально обеспечена, интеллектуальный уровень клиента высокий (рис. 17).

На рис. 18Б изображено животное с двумя головами. В процессе работы с обследуемыми были выявлены клиенты, которые изображали животное с таким признаком.
Это может означать, что люди этого типа находятся на перепутье между двумя проблемами, которые не могут сами решить.
На рис. 18А подобная ситуация усугубляется еще эгоцентричностью клиента и тем, что он не признает наличие проблемы вообще.

Общая характеристика данного типа. Настаивает на том, что его надежды и замыслы реальны, но нуждается в подбадривании и поощрении, эгоцентричен и поэтому обидчив. Считает, что в любых ситуациях нужно сотрудничать с другими. Но недостаток понимания и признания заставляет обследуемого думать, что никакой настоящий союз с другими людьми невозможен. Неудовлетворенность делает его повышенно чувствительным. Он хочет чувствовать себя свободным и уверенным. Он хочет освободиться от того, что сейчас представляется ему обузой, и заново восстановить свою индивидуальность.
Считает, что утвердить себя как личность он может только путем постоянного самоконтроля, что только это позволит ему, несмотря на настоящие трудности, сохранить свою позицию.
Причиной такого психологического состояния могут быть плохие семейные отношения, а именно отношения с отцом и сводным братом. Боится активных действий, присутствует отчетливое чувство страха, есть тенденция к самоукрашению. Принимаемые решения обдуманны. Есть способности к творчеству, высокий уровень тревожности, рациональность. Склонен к аутоагрессивному поведению в случаях неправильного воспитательного воздействия. Легко внушаем, легко попадает под влияние других людей.
Опорная часть (ноги, лапы, постаменты) - ощущение стабильности или нестабильности. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и к форме.
Солидная опора - основательность, удовлетворенность положением, обдуманность решений и рациональность их принятия, опора на существенную и значимую информацию.
В противном случае - поверхностность суждений, легкомысленность выводов, неудовлетворенность положением. При отсутствии или почти отсутствии ног - иногда импульсивность принятия решений.
Однотипность, однонаправленность, повторяемость ног («сороконожка») - конформность суждений и установок, стандартность и банальность при принятии решений.
Разнообразные формы и положения ног - своеобразие установок и суждений, самостоятельность, нонконформизм, творческое начало в норме или инакомыслие (ближе к патологии).
Обратить внимание на характер соединения ног под корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.
Клиенты, создающие подобные рисунки (рис. 19), имеют, как правило, соматические заболевания (травмы головы, олигофрены и т.д.).
Рисунок 19 принадлежит мальчику, которого отец воспитывает один, мать не живет с ними. Такие дети склонны к неадекватному поведению, имеют психические отклонения, могут стать объектом насилия, легко внушаемы и поддаются влиянию других людей.

Руки - коммуникативная сфера личности. Если они прорисованы, человек характеризуется как экстраверт. Если руки не прорисованы, то существуют проблемы в сфере общения. Руки могут замещаться крыльями.

Крылья - самораспространенность человека с возможным ущемлением интересов других людей. Высокий энергетический потенциал, интерес к различным областям человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, «соучастие» как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелость мероприятий.
Клиент (рис. 20) лишен контактов со сверстниками, безынициативен, одинок. Любит монотонную работу, требующую аккуратности и тщательности.

Щупальца могут иметь функциональное значение символа ног и рук (выясняется в беседе), потом дается соответствующая интерпретация.

Хвост - выражает отношение клиента к действиям, поступкам, решениям, вербальной продукции (то есть к внутренним и внешним формам деятельности). Если хвост направлен вправо - это отношение к внешним проявлениям (действиям, поступкам); влево - к внутренним (мыслям, решениям). Если хвост направлен вверх - отношение положительное; вниз - отрицательное.
Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно на пышные, длинные, разветвленные (рис. 21).

Для обследуемых данного типа характерны активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных и стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя. Часто взрываются гневом, их агрессивность направлена вовне, на окружающих людей или вещи; их протест всегда действенный (они поступают, а не говорят). Побег из дому, противоправное поведение в группе, алкоголизация - все это обследуемый совершает в компании, где предпочитает быть лидером.
Если обследуемый рисует животное, уподобляя его человеку (постановка животного в положение прямохождения, представление его в человеческой одежде, похожесть морды на лицо, ног и лап - на руки), то это свидетельствует об его инфантилизме, эмоциональной незрелости (рис. 22).

Общая характеристика обследуемых данного типа: при неудачах обвиняют всех, но не себя; с готовностью обещают, но никогда не держат слово. Их протест неосознан, просто они делают, как все (имеются в виду члены компании). Умеют не переутомляться и получать сильные и яркие впечатления от жизни ежедневно. Доверчивы, преданны социуму.
Вмонтирование механических частей в живую ткань (постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник, прикрепленный к голове винт, вмонтированные в глаза электролампы, в тело и конечности - рукоятки, клавиши, антенны) наблюдается у шизоидных личностей (рис. 23).

В данном случае действия психолога состоят в экспертной оценке состояния (в условиях школы). Остальные мероприятия проводит врач-психиатр.
Обычно изображенное несуществующее животное такого же пола, как и обследуемый. По крайне мере это подразумевается. Если же это не так - у клиента возможны проблемы в сексуальной сфере. Для уточнения пола животного можно задать вопрос, как размножается это животное или где находятся его половые органы. Прорисовка детородных органов (половых органов, вымени, сосков, груди) говорит о сексуальных проблемах (рис. 24).

Клиент за время обучения неоднократно нарушал дисциплину, однако нельзя эти нарушения рассматривать как проявление его желаний, так как все нарушения происходили под давлением других школьников. Он стоит на учете, как склонный к самоубийству. При детальном обследовании было выяснено, что клиент предрасположен к аутоагрессии. Частая смена настроения, нарушение логического хода мысленных процессов, чрезмерная веселость.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУЩНОСТИ НАРИСОВАННОГО

Домашние животные . Выбор домашних животных для самопредставления свидетельствует о тенденции «приручить» свою жизненную энергию.
Собака - тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением.
Кошка - потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному.
Птицы в клетках и рыбы в аквариумах (или животные, похожие на них) - тенденция к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своих жизненных проявлений, нередко присутствует самолюбование.
Корова и другие полезные животные, служащие источником питания, - отождествление себя с «кормильцем» или «кормилицей», стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих в роли должников (часто неосознанно).
Вьючное животное - негативное отношение к персонажу («на мне все ездят»). Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять на себя ответственность за свою жизнь, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий. При позитивном отношении к персонажу - восприятие своих жизненных и телесных проявлений как источника энергии и силы.
Дикие животные . Их образы могут быть выбраны по разным причинам.
Выбором конформного образа , например голубя - «символа мира», обследуемый хочет выразить, что он - очень добрый человек. Можно предположить, что это свидетельствует об его отказе от исследования проблем, связанных с собственными жизненными проявлениями.
Выбор презираемых, подземных и ночных животных (мышей, крыс, червей, пауков и др.) - представление о жизненных проявлениях как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе.
Опасные животные (скорпионы, волки и др.) символизируют угрозу для жизни человека, восприятие своих жизненных проявлений как непредсказуемых, угрожающих. Тенденция к самоподавлению.
Животные, символизирующие силу, власть и особые способности (слоны, львы, орлыи др.), - восприятие своих жизненных проявлений как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.
Животные - сказочные герои (клиенты иногда игнорируют инструкцию) интерпретируются в соответствии с ролью того или иного персонажа.
Стилизованные и фантастические животные - персонажи книг и мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка, Микки-Маус и т.д.) - отказ от анализа своих проблем.
Изображения конкретных животных, принадлежащих человеку . Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями человека, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНОГО

Чебурашка - реальное - конкретность мышления, ориентация на реальные проблемы.
Летучий кот - функциональное - прагматизм, реалистичность.
Хомосапиенслон - латинские (книжно-научные) элементы - демонстративность (разума, эрудиции), акцентированность на деталях.
Чертенок - иронично-шутливое, уменьшительно-ласкательное - соответствующее отношение к окружающему.
Картошка - банально-повторяющееся - инфантилизм.
Громоздилопаук - длинное - абстрактность мышления, склонность к фантазированию.
Бозол - поверхностно-звуковое - легкомыслие.

Спонсор публикации статьи: наркологический центр по лечению наркомании и алкоголизма «АВИС». Воспользовавшись предложением центра, Вы сможете получить такие услуги, как проведение экспресс - тестов на наркотики, кодирование от наркотиков , снятие алкогольной зависимости, профессиональная психотерапевтическая помощь и многое другое. Высокий профессионализм и большой опыт работы врачей компании, обеспечат эффективный и надежный результат лечения. Подробнее ознакомиться с предложением и прочесть полезные статьи и советы на тему наркологии, можно на сайте медицинского центра «АВИС», который располагается по адресу http://www.medavis.ru/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Внимательное изучение теста «Несуществующее животное» убеждает нас в том, что он прост для освоения, что его интерпретация своеобразна и не изобилует психоаналитическими понятиями. Однако этот тест выявляет личностные проблемы подростка.

    Исследование затрагивает глубинные проблемы личности, которые не поддаются сознательному контролю. Некоторые интерпретации могут задевать самолюбие клиента. Поэтому психолог должен так провести послетестовую беседу, чтобы не навредить обследуемому, не вызвать у него негативную реакцию.

    Применение данного теста в сочетании с другими психодиагностическими методиками в контексте имеющихся об обследуемом сведений и в его конкретной ситуации дает дополнительные возможности для раскрытия неповторимой человеческой индивидуальности.

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве:

Удаление,

Приближение,

Выпрямление,

Падение.

При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция

Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием.

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)

Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент)

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Могут быть функциональными или украшающими:

Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии

Здесь следует обратить внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Характер животного

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Разное

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Что-то про «несуществующее животное» слышали, наверное, все. Обычно люди с удовольствием рисуют это самое несуществующее животное, но никто толком не знает, как его интерпретировать, в то время как ответ на вопрос: "А что это значит?" - и есть самый главный.

Чтобы правильно интерепретировать тест, нужно сначала правильно дать задание.

Методика проведения теста "Рисунок несуществующего животного"

Инструкция: Придумай и нарисуй несуществующее животное. Это должно быть животное, которого никогда раньше не было ни в сказках, ни в фильмах, ни в мультфильмах, ни в мифах, нигде-нигде. Это должно быть твое собственное животное - любое, такое, какое ты захочешь.

На все вопросы рисующего Вы или повторяете инструкцию ("А можно нарисовать русалку?" - "Русалка уже была в сказках") или говорите: "Рисуй, как представляешь". Если ребенок все равно рисует уже известное животное, не надо ему препятствовать, вы учтете это при интерпретации параметра "тип животного".

Материалы: лист А4, карандаш средней мягкости и минимум 8 цветов для раскрашивания: черный, серый, коричневый, желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый. При этом можно использовать краски, фломастеры, мелки, карандаши - лишь бы рисовать с удовольствием!

После окончания рисунка нужно задать вопросы, приведенные ниже. В процессе ответов ребенок может дорисовывать или менять что-либо. Эти изменения интерпретируются как "то, что есть сейчас, меняется на то, как я бы хотел".

1. Как это животное будет называться? Придумай для него несуществующее название.

2. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Это ребенок или взрослый? (животное может оказаться ребенком, даже если ему 100 лет)

3. Где оно живет? С кем? Есть ли у него семья?

4. Что оно ест? Что пьет?

5. Как проходит его обычный день? Чем оно занимается?

6. Есть ли у него друзья? Кто? Как они дружат? (что делают?)

7. Есть ли у него враги? Кто? Почему и как они враждуют?

8. Представь, что твое несуществующее животное встретило доброго волшебника. И добрый волшебник говорит ему: "Я могу исполнить 3 твоих самых заветных желания. Что бы оно загадало?"

После ответов на все эти вопросы у вас получится целая сказка! Ее обязательно нужно записать и сохранить вместе с рисунком.

"И что всё это значит?" или

интерпретация теста про несуществующее животное

Суть теста РНЖ состоит в том, что человек, получив абстрактное неопределенное задание, ищет ответ в своем подсознании и в результате рисует проекцию себя самого. Проще говоря, нарисованное несуществующее животное - это образ самого себя.

1. Общая характеристика животного.

  • нарисовано существующее или известное животное (кот, русалка, пегас, единорог) - творческое мышление очень слабо развито;
  • животное построено по схеме складывания (например, заяц+крылья или дракон+лев) - творческое мышление слабо развито;
  • животное оригинальное (нестандартное) - творческое мышление хорошо развито;
  • животное сверхоригинальное (к примеру, перерождающаяся капля) - нестандартное мышление, которое иногда может казаться даже странным;
  • человекообразное животное - высокая потребность, заинтересованность в общении;
  • в животном соединено живое с неживым (динозавр+самолет) - шизоидность (своеобразие мышления, уход в свой внутренний мир);
  • вообще не животное (летающий торт) - нежелание тестироваться, раскрываться, рассказывать о себе.

Животное изображено в фас - открытость к общению, готовность пойти на контакт, живет настоящим; в профиль - самый частый вариант (если смотрит налево относительно зрителя - живет воспоминаниями, если направо - планами и мечтами); со спины - негативизм, уход от общения, тяжелые переживания.

Что делает животное на рисунке:

Спит, лежит, сидит - усталость, потребность в отдыхе при повышенной активности или пассивная позиция, астения, нежелание двигаться;

Стоит - стнадратная поза;

Идет, бежит, прыгает - повышенная активность, подвижность или желание больше двигаться, потребность в активности.

Как отличить, какой вариант из двух правильный? С помощью беседы - чем больше информации о жизненной ситуации рисующего Вы соберете, тем полнее будет интерпретация. И станет понятно, ведет ли человек сейчас активный подвижный образ жизни или только мечтает о нём.

2. Строение тела несуществующего животного.

  • Голова. Большая голова указывает на преобладание разума над чувствами. Две и более головы - борьба противоположных тенденций, желаний. Прорисованные ресницы, прическа, украшения говорят о демонстративности (стремлении привлечь к себе внимание, быть в центре событий).
  • Туловище. Крупное туловище говорит о большой значимости физической силы. Круглое туловище - признак замкнутости, возможно, нежелания раскрываться перед окружающими.
  • Прорисовка внутренних органов (кровеносных сосудов, легких, сердца) является тревожным признаком и может указывать на серьезное нервное расстройство или психическое заболевание.
  • Конечности. Руки (передние лапы, верхние конечности) - это орган взаимодействия, общения, контакта с окружающим миром. Отсутсвие такого органа может указывать на замкнутость, а "многорукость" - на повышенную общительность и/или острый недостаток общения. Ноги (задние конечности, нижние лапы) обычно показывают способ передвижения и устойчивость в жизни. Слабые, тоникие ноги - неустойчивость. Но и сильные ноги могут служить, например, для убегания от опасности (как у зайца).
  • Хвост. Большой, пушистый или поднятый вверх хвост указывает на сексуальный интерес, важность сексуальной сферы.
  • Крылья - признак мечтательности, склонности фантазировать.
  • Шерсть. Длинная или пушистая шерсть также характеризует сексуальную сферу как актуальную, важную в данный момент.
  • Искусственные (железные, механические и т.д.) части тела всегда являются тревожным признаком и указывают на шизоидность, возможную патологию мышления.
  • Органы чувств: глаза, уши, щупальца, усики или что-то другое, помогающее чувствовать изменения в окружающем мире. Большое количество органов чувств или увеличенные размеры какого-то из них указывают на тревожность, ожидание опасности из вне.

Признаки агрессии в животном - это шипы, зубы, рога, когти, колючки и т.д. Агрессивные детали могут располагаться сверху (агрессия направлена на взрослых или вышестоящих), сбоку (агрессия направлена на ровесников, равных), внизу (агрессия направлена на младших, нижестоящих). Агрессия может быть защитной или нападающей - это обычно становится понятно из рассказа об бразе жизни животного.

3. Графические особенности:

4. Рассказ о животном.

Возраст: в норме совпадает с возрастом рисующего, если младше - нежелание взрослеть и брать на себя ответственность, если старше - желание получить больше свободы, самостоятельности, возможностей.

Живет один, в уединении, очень далеко, в неблагоприятных условиях и при этом несчастен - одиночество, отсутствие близких эмоциональных контактов. Если живет один и прекрасно себя чувствует - это скорее усталость от социальной жизни и желание побыть одному, наедине с собой. Живет с семьей - близкие семейные связи, живет с друзьями - желание больше времени проводить со сверстниками, вне семьи.

Еда: если ест обычную человеческую еду, то беспокоиться не о чем. Если ест людей - это серьезный признак агрессии (возможно, скрытой) (можно уточнить, каких именно людей, чтобы узнать, на кого эта агрессия направлена), ест что-то отвратительное (грязь) или несъедобное (воздух, камни) - шизоидность. Ничего не ест - моральное истощение, закрытость (если представить образно, то не пускает внуть себя даже еду).

Отсутствие друзей, равно как и дружба "со всеми" - признак одиночества и отсутствия значимых крепких социальных связей. Очень полезен вопрос: "А как они дружат?" - с помощью него можно выяснить положение рисующего: ведомое, ведущее или равноправное, а также его представление о дружбе вообще.

Наличие врагов, нападающих на несуществующее животное, говорит о чувстве опасности, страхе нападения и, возможно, реальной угрозы (травля со стороны одноклассников). Враги, на которых нападает само несуществующее животное - это те люди, на которых он хотел бы направить свою агрессию. Враги могут быть больше него (сильнее, старше), меньше (слабее, младше) или такими же (ровесники).

Три желания - это то,чего больше всего хочется в данный момент. Желания могут быть "бытовыми" (больше игрушек, велосипед), личными (найти друга) или глобальными (чтобы не было войны). Обычно дети называют свои желания вполне искренне и прямо, но бывает, что уходят от ответа, называя стандартные желания. В любом случае, вы можете задать уточняющие вопросы: "А зачем ему это?", "А что будет, когда это желание исполнится?" и т.д.

Самый главный вывод, который можно получить из рассказа - это что ему мешает быть счастливым.

«И что же нам теперь делать?» или работа после теста

Можно не останавливаться на интерпретации теста и пойти дальше - к решению проблем с помощью арт-терапии, т.е. мы будем делать наше несуществующее животное счастливым. Для этого мы будем исполнять его желания!

Важное правило арт-терапии - не стирать детали и не рисовать другой рисунок, а дополнять, перекрашивать, видоизменять этот. Если несуществующему животному не хватает друзей - нарисуйте их здесь же, желательно в динамике (а что они могли бы делать вместе?). Если не хватает места - приклейте лист к этому рисунку, расширьте свои возможности, ведь мир огромный!

Вы можете менять и дополнять рисунок до тех пор, пока животное не станет счастливым, а его жизненная ситуация - благоприятной.

Из полученного рассказа и рисунка (или серии рисунков, если вы сфотографируете их по ходу тестирования) вы можете сделать свою собственную книгу и сохранить ее на память.

Примеры интерпретации теста "Рисунок несуществующего животного"

Пример №1 Рисунок мальчика 12 лет "Пятиголовый"

Пятиголовый живет один в пещере и питается пиццей - той самой едой, которую запрещает мама. Все пять голов хотят одновременно и разного: одна - есть пиццу, другая - курить, третья - спортом заниматься, четвертая - учиться, пятая - гулять. Как вы уже догадались, перед нами - подросток, которого желания, цели и обязанности тянут одновременно в противоположные стороны. Но на самом деле в ситуацию подмешана и семейная составляющая: совсем недавно родители мальчика развелись, и сейчас он "разрывается" между ними, потому что стабильный порядок общения отца с сыном еще не сформировался. Ему хочется видеться с папой, но это получается через раз, из-за чего сын очень страдает, а акции протеста обрушиваются на маму, с которой он остался жить.

Пример №2 РНЖ девочки 8 лет

Это несуществующее животное живет на отдельной планете, занимается тем, что ходит по магазинам, причем продуктовым и хозяйственным, а не с игрушками. Обратите внимание на улыбку с зубами: оно как будто через силу (натянуто) улыбается, хотя на самом деле злится. На голове корона - признак демонстративности, желания выделиться. А вот низ туловища - это скорее неподвижный постамент. Жизнь девчоки явно замкнулась между детским садом, магазином и домом. Девочка живет жизнью взрослых, а совсем не ребенка. Ей не хватает игр, общения и свободного времени. Она делает вид, что всё хорошо, но на самом деле очень напряжена. Об этом говорят красные цвета и обильная штриховка на рисунке.

Пример №3 поделка из пластилина мальчика 9 лет "Несуществующее животное слон"

Если тестируемый не любит рисовать - это не проблема. Несуществующее животное можно слепить, склеить, собрать из чего угодно. В данном случае мы выбрали цветной пластилин средней мягкости. Это "несуществующее" животное практически полностью копирует слона и отличается от настоящего только маленьким размером. Спереди у него бивни, сверху он прикрыт цветком, снизу прикреплена опора, так как фигурка крайне неустойчива, а сзади - тяжелый хвост с шипами. Главная его задача - прятаться и защищаться. Его можно было бы назвать агрессивным, но агрессия явно защитная, а сам слон - синий, т.е. спокойный.

Дело в том, что автор поделки - мальчик "домашний", спокойный и с небольшим опытом общения. И когда он пошел в школу, то оказался в агрессивной среде, куда его не приняли и чуть не "затравили". Родители приняли решение сменить школу и перевели сына в более спокойный и дружелюбный коллектив. Но по привычке мальчик еще ждет агрессивных нападок и реагирует на них привычным образом. Цель нашей совместной работы - научиться вести себя с одноклассниками разными способами, а не только прятаться и отбиваться.