Открытый сегодня в Дагестане мемориал "Ахульго", посвященной штурму резиденции имама Шамиля во время Кавказской войны, напоминает о вражде, а не примирении сторон, заявили опрошенные "Кавказским узлом" историки. Они также указали на присутствие в выставочном зале портретов не связанных со штурмом Ахульго фигур, в том числе Александра I и Владимира Путина.

Аул Ахульго в Северном Дагестана служил укрепленной резиденцией имама Шамиля во время Кавказской войны 1817-64 годов. С 13 июня 1839 года горцы во главе с Шамилем выдерживали в Ахульго осаду царских войск под командованием генерала Граббе. 22 августа 1839 года царские войска в результате кровопролитного штурма овладели Ахульго, но отдельные бои в ауле шли еще неделю. Шамиль с мюридами прорвался в Чечню. Аул был полностью разрушен в ходе боевых действий, рассказывается в статье об ауле из "Справочника" "Кавказского узла". Также в "Справочнике" можно ознакомиться с , а в разделе "Персоналии" - с биографией имама Шамиля .

Открытие мемориала прошло в атмосфере официоза

Сегодня в Унцукульском районе открылся мемориальный комплекс "Ахульго", построенный в память о событиях Кавказской войны 1839 года – Битве при Ахульго, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель пресс-службы дагестанского Минкульта.

Комплекс открыт на одноименной горе и представляет из себя архитектурный ансамбль, в который входит 17-метровая сигнальная башня и здание, где расположен выставочный зал. Внутри зала представлена репродукция панорамы Франца Рубо "Штурм аула Ахульго", написанной художником в 1890 году. В настоящее время отдельные фрагменты оригинальной панорамы остаются в Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале.

В открытии комплекса участвовали всего около 200 человек: представители администрации Дагестана и глава республики, депутаты Госдумы, представители Федерального агентства по делам национальностей и "гости из Чечни", перечислил представитель Минкульта, не уточнив состав чеченской делегации. По словам представителя ведомства, идея открытия комплекса принадлежала главе республики.

Открывая мемориал, Рамазан Абдулатипов назвал его символом того, что "в сражениях Кавказской войны русские и горцы освятили пролитой кровью историческое единство, братство народов России, призыв ко всем поколениям беречь это единство", приводит слова главы республики ТАСС.

Возведение мемориала - это "знак уважения к общей исторической памяти, напоминание о недопустимости кровопролития, яркое свидетельство необходимости поддержания народного единства, которое складывалось и крепло на протяжении столетий", говорилось в заявлении Владимира Путина, которое было зачитано участникам церемонии, пишет РИА "Дагестан".

Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов назвал открытие мемориала "событием для всей России".

"Произошедшие здесь 177 лет назад события во многом определили дальнейшее развитие народов России и Дагестана. Наши предки сделали свой выбор – выбор быть вместе, и после ни разу не предавали друг друга. Отдавая дань жертвам трагических страниц истории, мы должны делать упор, в первую очередь, на события, испытания, победы, которые мы проходили и переживали, праздновали вместе. Поэтому, помня об Ахульго и других кровопролитных сражениях Кавказской войны, уважая память их участников с обеих сторон, мы должны помнить и говорить о завещании Шамиля своим сыновьям никогда не воевать с Россией", - приводит его слова сайт Министерства по делам национальностей Дагестана.

Над проектом работали семь художников, руководил ими Салих Ахалов, рассказывается в сюжете о мемориале в эфире РГВК "Дагестан".

Панеш: штурм Ахульго показал необходимость мирного разрешения конфликта

Сражения при Ахульго имеют важное значение для исторической памяти народов Северного Кавказа, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" историк, сотрудник отдела истории АРИГИ Аскер Панеш .

"Этот период интересен тем, что в силу сложившихся геополитических факторов на орбите оказались народы Северного Кавказа. Народам Дагестана и черкесам пришлось отстаивать свою самостоятельность таким путем. Но и эти страницы важны тем, что как Россия, так и народы Дагестана искали пути примирения, пути компромисса, чтобы преодолеть эти негативные моменты", – утверждает он.

По мнению Панеша, открытие мемориала должно показывать, как "обращение к исторической памяти необходимо для того, чтобы извлечь уроки консенсуса, примирения". Битва при Ахульго в итоге стала как раз таким уроком как для стороны имама Шамиля, так и для российского командования, считает историк.

"Российское командование задумалось над тем, что вот только такими карательными экспедициями, жесткими методами нельзя действовать на Кавказе. И со стороны Шамиля это был тоже урок. И сейчас этот урок является символом нашей истории – что даже в тех условиях противостояния нужно искать пути примирения", – заявил Панеш.

Кавказская война, длившаяся с 1763 по 1864 год, поставила адыгские народы на грань исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Власти России до сих пор не приняли решения о признании геноцида черкесов во время войны.

Муханов: финансировать такой проект в нынешней экономической ситуации неуместно

Бои при Ахульго можно назвать "стандартной операция времен Кавказской войны", итогом которой стало укрепление позиций царской власти в регионе, заявил в свою очередь историк, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов .

"Ахульго – штаб-квартира имама Шамиля в конце 30-х. В 1837 году был визит Николая I на Кавказ, который был страшно недоволен ситуацией, была попытка даже провести встречу между имамом Шамилем и Николаем I, однако она сорвалась, ни о чем договориться не удалось. Когда началось серьезное наступление, Шамиль пытался укрепиться в каком-то населенном пункте и отбиться от русских войск. Это и происходило в Ахульго", – рассказал он.

Аул был серьезно укреплен, рядом были построены башни, Шамиль сосредоточил в Ахульго довольно серьезное по численности горское войско – около пяти тысяч человек, продолжил Муханов.

"Бои шли почти три месяца. Российские войска потеряли около тысячи, полутора тысяч убитыми, ранеными, и примерно столько же потеряли горцы. Взятие Ахульго считается завершающей датой первого этапа Кавказской войны. И во многом это укрепило позиции русской власти в горах", – сказал Муханов корреспонденту "Кавказского узла".

Ни о каком примирении речи быть не может, потому что дается достаточно однобокая картина

Несмотря на значимость самого исторического события, Муханов считает расточительностью возведение подобного мемориала на фоне нерешенных социально-политических проблем и состояния гуманитарной сферы в регионе.

"У меня вызывает удивление факт появления такого проекта, потому что, учитывая то состояние, в котором сегодня находится Дагестан, подобные траты явно делаются не в том направлении, в котором нужно. Это неправильно, это смешно и явно не стимулирует развитие исторической мысли в Дагестане, а цель одна – пиар нынешнего руководства Дагестана. Ни о какой заявленной цели благостной, о примирении, речи быть не может, потому что дается достаточно однобокая картина", – заявил он

По убеждению историка, примирению и объективному обсуждению прошлого мемориал способствовал, если бы его авторы учитывали рекомендации ученых, для чего нужно было проводить научно-практические конференции. В данном же случае речь идет об игре на сакральном для Дагестана имени имама Шамиля, добавил Муханов.

"Последствия Кавказской войны до сих пор очень остро обсуждаются на Кавказе. Это тема, которая из XIX века перешла в наше время и является частью общественно-политического дискурса. Открытие мемориала – попытка пропиариться на благостном историческом прошлом, которое позитивно воспринимается в Дагестане, потому что это мемориал, где ключевой фигурой является имам Шамиль", – считает эксперт.

В 2015 году в Дагестане было объявлено о съемках фильма "Имам Шамиль. Ахульго" , посвященного штурму Ахульго 1839 года. Авторы проекта отмечали, что инициатива была принята властями с сомнением из-за напряженной ситуации с вооруженным подпольем в республике.

Доного: включать Путина в портретную галерею "Ахульго" – пресмыкательство

Штурм Ахульго по своему драматизму – событие номер один для всей истории Кавказской войны, однако в проекте мемориала контекст этого события недостаточно учитывается, сказал корреспонденту "Кавказского узла" доктор исторических наук Хаджимурат Доного . В пример он привел портретную галерею, которая находится внутри здания с выставочным залом.

"По плану задумывалось так: российская сторона и дагестанская. Но тут такой момент – события при Ахульго происходили в 1839 году и, с моей точки зрения, надо было эту портретную галерею и все, что связано с живописью, привязывать к этой дате. Надо было больше осветить именно это событие 1839 года. Тогда как внутри экспонируется портрет Александра I, которого в 1839 году и в помине не было уже", – указал историк.

С российской стороны, по словам Доного, надо было показать, например, генерала Милютина, который "был участником Ахульго и оставил интересные воспоминания об этом", выставить правильный портрет генерала Павла Граббе.

"Граббе представлен, но его нарисовали уже на склоне лет – стариком, а на Ахульго он был сравнительно молодым человеком. Историческая полоса немного хромает. Можно было сделать других участников российской армии", – сказал эксперт.

Аналогичная ситуация, по его словам, и со стороны Дагестана – в галерее представлены имам Гази-Мухаммад и имам Гамзат-бек, которых на тот момент уже не было в живых.

"Имам Шамиль представлен копией с картины Сверчкова, но не очень качественной", – добавил он.

Самым же неожиданным для эксперта стало то, что в экспозиции представлен портрет Владимира Путина.

"Его изобразили в рубашке с коротким рукавом, сидящим на белом коне на фоне русских березок. Вот этот портрет я абсолютно здесь не представляю. Это пресмыкательство, и я уверен, что президенту, даже если он там окажется, не понравится, что он там так представлен", – считает историк.

При этом Хаджимурат Доного отметил, что технически комплекс выполнен очень качественно.

"Внешне он выглядит замечательно, хорошая башня сторожевая, хороший проект, внутри все красиво: зал, работа по дереву – оформительские моменты, кладка великолепная, место выбрано очень удачно, откуда видно само Ахульго. Это завораживает", – сказал он.

Скаков: мемориал напоминает о войне, а не о мире

Неудачной концепцию мемориала в Ахульго назвал и координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков . По его мнению, мемориал напоминает как раз о военном противостоянии, а не о мире.

"Это получается малообразованное, малокультурное, нетактичное сжигание тех проблем, которые были до этого. То есть он дает почву для тех, кто еще не забыл про борьбу части Кавказа и России. Нужны более тонкие подходы, более тонкие пути. То, что сделано – самый худший вариант", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" историк.

По словам Скакова, удачных примеров мемориалов, которые бы служили символом единства России и Дагестана, пока нет.

"Я пока не вижу ничего удачного. Вижу перекос в одну или в другую сторону. Того, чтобы было бы настроено именно на примирение сторон, именно на то, что это история, которую надо знать, но в ней не надо жить – такого не вижу, пока что", – сказал он.

Хаджимурат Доного среди удачных мемориалов, посвященных участникам Кавказской войны и установленных на Северном Кавказе, выделил стелу на Гунибе. Войска Шамиля потерпели в июне 1845 года поражение от царской армии под командованием Александра Барятинского.

"На Гунибе уставлена стела из горского камня, где выбиты слова участников Кавказской войны. До революции там была беседка из белого камня в честь победы Барятинского над Шамилем. Она до сих пор стоит, но напротив беседки поставлен камень, чтобы с другой стороны показать это событие, со стороны защитников Гуниба", – отметил историк.

(На фото в анонсе:

Штурм аула Ахульго (Рубо Ф. А., 1888))

В ближайшие дни в Дагестане откроют этнографический мемориальный комплекс «Ахульго». Само открытие приурочено к 145-летию со дня смерти имама Шамиля. Строительство комплекса было инициировано главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым.

Отметим, во время инспектирования хода строительства комплекса Абдулатипов заявил, что на этом месте была пролита кровь не только дагестанцев, но и «русских солдат, которые оказались на войне не по своей воле». По его замыслу, на мемориале сделали надпись – «Светлая память. И вечная слава».

Комплекс построен рядом с горой Ахульго, на месте одной из главных битв Кавказской войны 1817−1864 гг. В этой местности оборонялись немногочисленные войска имама Шамиля .

В мемориальный комплекс входит 17-метровая сигнальная башня и здание, в котором расположится выставочный зал. Как рассказали «Кавказ.Реалии» в администрации Унцукульского района, в выставочном зале будет воссоздана репродукция панорамы Франца Рубо «Взятие аула Ахульго».

В комплексе будут размещены портреты трех дагестанских имамов и трех российских императоров, также портреты государственных деятелей и военачальников эпохи Кавказской войны, а также другие экспонаты времен Кавказской войны, сообщается на сайте дагестанского парламента.

Дагестанские историки неоднозначно оценили открытие комплекса. Например, историк Хаджи Мурат Доного считает, что строительство данного комплекса дает возможность не столько туристам или гостям республики, сколько самим дагестанцам узнать свою историю.

«Оборона Ахульго – беспримерный подвиг. Когда в течение 80 дней наши предки противостояли огромной армии. Достаточно сказать, что Шамиля и сподвижников бомбили из 30 пушек, когда у обороняющихся не было ни одного орудия. По сути, сражение на Ахульго это переворотный момент в Кавказской войне. События, которые происходили в 1939 году на Ахульго, очень много описывали летописцы и современники Шамиля. И, конечно, придя на Ахульго нельзя не ощутить дрожь от сознания того, что происходило на этом месте. Этот комплекс должен нести такую задачу: освещение тех событий, которые происходили на Ахульго» , - заявил историк «Кавказ.Реалии»..

Данное сооружение на Ахульго является идеологическим продуктом, уверена историк Патимат Тахнаева .

«Во-первых, заявлено, что это будет «этнографический мемориальный комплекс». На мой взгляд, более корректно звучало бы «историко-мемориальный и этнографический». Во-вторых, для меня совершенно очевидно, что если этнографическую составляющую комплекс еще каким-то образом оправдает, то историко-мемориальную, ее основную составляющую, он не вытянет. Наверное, это и не нужно. Я посмотрела пару интервью автора проекта и поняла, что новый музейный комплекс создается как исключительно идеологический продукт, увы. Этим все сказано. Поэтому было бы глупо предъявлять к нему какие-либо серьезные требования» , - отметила Тахнаева.

Героический Ахульго, который был частью духовной памяти мусульман, которые чтили память шахидов, частью мира легенд и преданий Дагестана, стал теперь частью идеологического фронта, добавила собеседница и заключила, что «мы имеем дело с попыткой манипулирования исторической памятью».

Ситуация в регионе перед этими событиями была в целом благоприятная. В 1813 году был заключен Гюлистанский мирный договор, и Дагестан наконец-то избавился от угрозы бесконечных кровавых нашествий восточных завоевателей, примирившись с тем, что оказался в составе России. Тем более, что, веками воюя с персами и турками, дагестанцы всегда были больше предрасположены к союзу с Россией и русскими, с которыми никогда не было серьезных противоречий. Дагестанцы помнили, что еще в Х веке князь Святослав освобождал их от хазарского ига.

Кавказская политика царского самодержавия, к сожалению, не учитывала, что основная часть дагестанского социума - это уздени - свободные граждане вольных обществ, которые и начали войну с феодалами-владетелями. Но так случилось, что генерал Ермолов и царская армия оказались на одной стороне с дагестанскими феодалами, а на другой стороне был простой народ. В ходе войны немало солдат и офицеров, узнавая горцев ближе, стали симпатизировать их борьбе за независимость, видя ее справедливый характер. В произведениях Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Бестужева-Марлинского Кавказ открылся для всей России с позитивной стороны, несмотря на войну. Русские и кавказцы всегда симпатизировали друг другу. Так, Александр Бестужев-Марлинский писал: "Послали драться, а стали брататься". Но война диктовала свои жестокие законы.

Кавказская война была трагичной для всех, но самое главное то, что после войны никто по-настоящему не занимался постконфликтным строительством, чем нередко пользовались разного рода провокаторы для разжигания недоверия и конфликтов между русскими и кавказцами. Вместе с тем, мы стали подданными, а потом и гражданами единого Отечества. Русские и кавказцы вместе веками созидают и защищают Россию (а ранее - Советский Союз) как свою общую Родину. Именно из-за недосказанности и незавершенности в Чечне и в Дагестане каждый раз после очередной "революции" или "путча" появляются "новые освободители", которые вместе с международными интервентами и террористами возбуждают в регионе этнополитический и религиозный экстремизм, затевают кровопролитные войны. Таким образом, и после развала Союза был возбужден сепаратизм и религиозный фанатизм, чего не было даже во время Кавказской войны. И только после прихода к руководству страной В.В. Путина было положено начало освобождению Дагестана и Чечни от террористов и сепаратистов. Владимир Путин смог мобилизовать дагестанский, чеченский и другие народы страны на борьбу за целостность Российской Федерации, сумел заново выстроить вертикаль власти и вернуть доверие народа к ней.

В 1999 году дагестанцы вместе с российским воинством под руководством В.В. Путина изгнали международных террористов со своей территории. Был мобилизован на такую борьбу и чеченский народ во главе с мужественным Ахмат-Хаджи Кадыровым. В соответствии с установками Президента РФ В.В. Путина, под руководством Национального антитеррористического комитета, в результате героической борьбы сотрудников правоохранительных органов и простых дагестанцев в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и других регионах Кавказа практически полностью уничтожено террористическое бандподполье. Для нас, дагестанцев, кавказцев, важно заявить, что никогда более с территории Кавказа не будут исходить угрозы безопасности и целостности нашей страны, безопасности граждан Российской Федерации. Отсюда и актуальность решения задач по преодолению последствий прошлых конфликтов и трагедий, начиная с Кавказской войны: в идеологии, политике, воспитании подрастающего поколения. Дагестанцы, кавказцы не только помирились с русскими, но и побратались, уже столетиями вместе созидая и защищая общее Отечество - Россию. В завещании имама Шамиля сказано: "Я завещаю вам, своим потомкам …. дружбу и братство". Известно благодарное отношение имама Шамиля к русскому царю за проявленное к нему и к Дагестану уважение и великодушие.

Нам нужно преодолеть негативные последствия прошлых конфликтов и умножать потенциал сотрудничества и взаимопонимания. Поэтому мы решили в горах Дагестана воздвигнуть первый на Кавказе мемориал общей памяти и общей судьбы - "Ахульго" - на месте одной из величайших и жесточайших битв Кавказской войны. В этой битве, как писал Расул Гамзатов, "перемешалась кровушка Ивана с такой же точно кровью Магомы".

Мемориал представляет собой архитектурный ансамбль, включающий 17-метровую сигнальную башню и здание, где располагается выставочный зал, основными экспонатами которого являются репродукция панорамы Франца Рубо "Взятие аула Ахульго" и портреты государственных деятелей и военачальников эпохи Кавказской войны. На крепости - слова благословения и молитвы шейха Ахмад-Хаджи и епископа Варлаама, смысл которых един.

Воздвигая мемориал "Ахульго", мы помним не только русских и дагестанцев, погибших на полях сражений Кавказской войны, но и тех земляков, которые вместе с русскими воевали за Россию в Первую мировую войну в Дикой дивизии. И солдат Великой Отечественной войны, таких, как Магомед Абдулманапов, который в ответ на предложение фашистов отказаться от русских и остаться в живых воскликнул, что русские - его братья, и погиб вместе с ними. Для меня это и память о старшем лейтенанте Володе, который вынес моего раненого отца с поля боя на севастопольских сопках и спас ему жизнь. На Ахульго слышится мне сегодня и голос Героя России Магомеда Нурбагандова, который не побоялся нацеленного на него бандитского оружия, и в ответ на требование призвать сослуживцев отказаться от службы в органах МВД России, спокойно и достойно сказал: "Работайте, братья!", адресовав эти слова не только сослуживцам, но и всем честным людям.

Мемориальный комплекс "Ахульго" - это, прежде всего, историческая память о погибших предках, на которую мы смотрим через призму осознания нашей общей судьбы. Это также и призыв ко всем нам, чтобы мы работали как братья на созидание и на обеспечение единства России и Дагестана. Дагестанцы, чеченцы, черкесы сегодня с русскими - одна семья, и потому мы вместе чтим память всех погибших, вместе созидаем и защищаем свое общее Отечество. Как говорит В.В. Путин: "Мы - одна страна, один народ". Мемориал "Ахульго" - это воплощение нашей памяти, наших чувств и веры, в свете исторического примирения и братства русских, дагестанцев, чеченцев, черкесов и всех других народов России.

"Ахульго" - это мемориал, возведенный не только в память об общем трагическом прошлом, но и во славу общих созидательных дел, дающий нам установку на совместную работу по обеспечению безопасности и благополучия нынешних и будущих поколений всех россиян - граждан единой страны. Память, Родина - священны!

В массовом сознании людей зачастую царят достаточно странные и противоречивые умонастроения: забыли о жесточайших завоеваниях татаро-монгол, хромого Тимура, персидских шахов и турецких султанов, простили всех, кроме тех, кто стал другом, братом, соотечественником. И это происходит, кстати, с обеих сторон. Тематика Кавказской войны широко используется как для возбуждения недоверия к кавказцам, так и для обвинения русских в захватничестве. Мемориал "Ахульго" - это свидетельство того, что конфликты и войны между нашими народами остались в историческом прошлом. Нам нужно понимание, что и у русского солдата, и у горца тогда была своя правда, а теперь уже столетия у нас общая правда, ибо общее Отечество. И главное, помня и почитая прошлое, мы не можем и не должны плестись "в хвосте" прошлого, а должны брать будущее "за рога", то есть вместе быть соотечественниками, созидая новую Россию. Порой для того, чтобы закончить войну, требуется в сотни раз больше мужества, мудрости, чем эту войну продолжить. Князь Барятинский и имам Шамиль проявили мужество, мудрость и волю, чтобы закончить Кавказскую войну. Имам Шамиль этой войны никогда не хотел и многое делал, чтобы ее закончить, в том числе, отдав на Ахульго в заложники своего любимого сына Джамалудина. Но только приход Барятинского на Кавказ позволил завершить войну долгожданным примирением. И это была самая большая наша победа.

Каждый камень мемориала "Ахульго" заложен с молитвой о дружбе и братстве русских и дагестанцев, кавказцев. Главная идея мемориала - это продолжение нашей общей работы по утверждению взаимопонимания, памяти и солидарности русских и кавказцев на всех уровнях, чтобы конфликты прошлого не могли рассорить нас ни сегодня, ни в перспективе. В этом целевая задача и главный смысл проекта, который реализован в Дагестане.

Мемориал общей памяти и общей судьбы "Ахульго" - это мемориал памяти всех, кто проливал свою кровь на Кавказской войне, особенно тех, кто был против этой войны и сделал всё от себя зависящее, чтобы завершить ее, подарив Кавказу и России мир. Это мемориал памяти тех, кто не озлобился, не стал мстить, а смог простить, помириться и побрататься друг с другом во имя мира и благополучия России и Кавказа, достоинства и единства русских и кавказцев, ставших патриотами, созидателями и защитниками единого Отечества. Это мемориал во славу тех, кто продолжает укреплять единство России.

20 января в Унцукульском районе Дагестана открылся музей «Ахульго» - мемориально-исторический комплекс, посвященный событиям Кавказской войны, происходившим на территории западного Дагестана. Мемориал увековечивает память участников происходивших в Дагестане военных действий - сторонников имама Шамиля и русских солдат.

В мемориальный комплекс входит 17-метровая сигнальная башня и здание, в котором расположится выставочный зал. Экспозиция представляет собой музей, где собраны сохранившиеся до наших дней артефакты времен Кавказской войны, и картинную галерею. В галерее находятся портреты дагестанских имамов Гази-Магомеда , Гамзат-бека и Шамиля и российских императоров Александра I , Николая I и Александра II . Это сочетание портретов указывает на то, кто возглавлял противостоящие в Кавказской войне стороны на протяжении периода с 1817 по 1864 годы. Выставка украшена также репродукцией картины Франца Рубо «Штурм Ахульго».

Музей назван в честь давно заброшенного жителями аварского аула, находившегося на горе Ахульго, на берегу реки Андийское Койсу. В историю Кавказской войны горный аул Ахульго вошел как место сражений горских войск под руководством имама Шамиля с русским корпусом под командованием генерала Петра Граббе . В 1838 году теснимый русскими войсками с равнинной части Дагестана имам Шамиль сделал столицей своего государства высокогорный аварский аул Ахульго, укрепив его фортификационными сооружениями. Эти сооружения, в сочетании со скалистой местностью, непривычным для русских солдат разреженным воздухом, отсутствием дорог и большой концентрацией в Ахульго фанатично настроенных сторонников Шамиля, делали аварский аул практически неприступной твердыней. В русских военных документах крепость Шамиля именовалась «замком». Крепость Ахульго представляла собой два расположенных на утесах укрепленных поселения, Старый и Новый Ахульго, разделенных между собой глубоким ущельем, ведшим к реке Ашильта, впадающей в Аварское Койсу.

В мае 1839 года русское командование решило нанести окончательный удар по имаму Шамилю, захватив его столицу Ахульго. Выступивший из Чечни отряд Граббе в течение месяца совершил опасный для русских путь к крепости через территории, находившиеся под контролем Шамиля. На пути к Ахульго отряд Граббе неоднократно вступал в бои с горскими формированиями, которыми командовал лично имам Шамиль, подходивший накануне на помощь своим сторонникам во главе вооруженных отрядов.

Самые известные в истории столкновения отряда Граббе и сторонников Шамиля на пути Граббе к Ахульго произошли возле аулов Таренгуль (нынешнее село Буртунай, Казбековский район Дагестана ) и Аргвани (Гумбетовский район ). В битве при Аргвани против русских, кроме жителей аула, участвовал 16-тысячный отряд из дагестанцев и чеченцев под командованием Шамиля, вследствие чего русские войска смогли взять Аргвани только с большими потерями. Потерпевшие поражение сторонники Шамиля ушли в крепость Ахульго, куда в начале июня смог подойти отряд Граббе. Дойдя до крепости, июня русские войска начали блокаду Ахульго, попытавшись перекрыть осажденным доступ к источникам питьевой воды, тем самым вынуждая противника к сдаче. 12 июня, после нескольких ожесточенных боев с горцами, войска Граббе смогли начать осаду. Русские войска неоднократно предлагали Шамилю сдаться, указывая на боевые потери и смертность осажденных от вызванных осадой жаждой и голода, на что Шамиль отвечал отказом и продолжением сопротивления. Боевые действия у крепостной твердыни длились с 12 июня по 22 августа 1839 года - дня, когда русский отряд в результате кровопролитного штурма смог войти в аул Старый Ахульго. В боях против русских войск принимали участие как сторонники Шамиля, так и местные жители, включая женщин. Бой длился с раннего утра до двух часов дня. Значительная часть защитников аула погибла, а меньшая часть во главе с Шамилем смогла уйти по горным тропам в Чечню.

Идею построить на месте осады Ахульго мемориал и проект мемориала принадлежат главе Дагестана Рамазану Абдулатипову . Еще в 2013 году власти Дагестана инициировали работу по освещению в местных СМИ фильмов и передач, посвященных событиям времен Кавказской войны. Акцент делался на беспрецедентном подвиге осажденных защитников Имамата и личности Шамиля - государственного, военного и духовного лидера народов Кавказа. В 2016 году, когда в Дагестане отмечали 145-летие со дня смерти Шамиля, начался процесс создания в районе Ахульго историко-мемориального комплекса. Ход строительства много раз лично инспектировал Рамазан Абдулатипов. Дагестанские СМИ сообщали, что глава республики следил за тем, чтобы в комплексе была воссоздана обстановка, максимально идентичная той, что была во времена имама Шамиля. В конце октября прошлого года посетивший Ахульго Абдулатипов сказал, что мемориал практически готов к открытию.

«Мемориальный комплекс после завершения строительства станет не просто еще одной достопримечательностью республики, а памятником дружбы, объединяющим народы Кавказа и России», - заявил тогда глава Дагестана. Впрочем, мнения дагестанской общественности насчет комплекса Ахульго разделились. Некоторые дагестанцы утверждали, что мемориал в Ахульго - это «построенный на республиканские деньги памятник русским оккупантам, убивавшим женщин и детей». Другая часть говорила, что, строя музей в Ахульго, прославляющий имама Шамиля, Абдулатипов увековечивает самого себя. Глава Дагестана известен как горячий почитатель Шамиля, и в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что политика его администрации - это следование политическим и духовным традициям легендарного военного и духовного вождя Кавказа.

К личности Шамиля, чьим именем в Дагестане названы населенные пункты и улицы городов, в Дагестане относятся неоднозначно. Среди дагестанской интеллигенции (особенно старшего поколения) неоднократно звучат упреки в адрес имама. К примеру, многие заслуженные деятели искусств советского периода в беседе с корреспондентом обвиняли имама в следующем: он своими личными амбициями сначала спровоцировал многолетнюю войну на Кавказе, унесшей жизни тысяч жителей Дагестана и Чечни и приведшую к разрушениям многих древних аулов, а в 1859 году, вместо того, чтобы умереть в бою как горец и мусульманин, сдался сам и заставил покориться остальных горцев. Культ Шамиля, во многом имеющий гипертрофированный характер, многие общественники Дагестана связывают с тем, что Абдулатипов, аварец по национальности, пытается «оседлать» давно существующий в республике аварский националистический тренд.

Историк Патимат Тахнаева , сотрудник Института востоковедения РАН, за несколько месяцев до открытия мемориала сказала, что музей «Ахульго» - это не история в строго научном смысле слова, а идеология. «Я посмотрела пару интервью автора проекта (имелся в виду Рамазан Абдулатипов - EADaily ) и поняла, что новый музейный комплекс создается как исключительно идеологический продукт, увы. Этим все сказано. Поэтому было бы глупо предъявлять к нему какие-либо серьезные требования», - сказала Тахнаева информационному ресурсу «Кавказ. Реалии». Примечательно, что журналист, с которым беседовала Тахнаева, дал своему материалу бросающийся в глаза заголовок - «Ахульго. Идеологическое поражение».

Впрочем, идею создания в Ахульго мемориала еще на стадии разработки проекта одобрили в Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН) и на уровне других органов федеральной власти. Глава ФАДН Игорь Баринов был проанонсирован накануне в дагестанских СМИ как наиболее ожидаемый участник церемония открытия мемориала. Еще на стадии разработки проекта мемориалу дали свое благословение муфтий Дагестана Ахмад Абдуллаев и епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам (Пономарев) .

Северо-Кавказская редакция

Кавказская война занимает особое место в российской истории XIX века. Она затронула русских, кавказцев, всю страну. Истоки этой войны, прежде всего, в соперничестве военных держав-империй: Персии, Турции и России за кавказско-каспийский регион, который имел большое стратегическое значение в борьбе за мировое влияние. Заложниками борьбы великих держав становился Кавказ в целом, Северный Кавказ, и в особенности Дагестан. Кавказская война в основном шла в Дагестане и в Чечне. Подключались к этой борьбе и другие народы.

Ситуация в регионе перед этими событиями была в целом благоприятная. В 1813 году был заключен Гюлистанский мирный договор, и Дагестан наконец-то избавился от угрозы бесконечных кровавых нашествий восточных завоевателей, примирившись с тем, что оказался в составе России. Тем более, что, веками воюя с персами и турками, дагестанцы всегда были больше предрасположены к союзу с Россией и русскими, с которыми никогда не было серьезных противоречий. Дагестанцы помнили, что еще в Х веке князь Святослав освобождал их от хазарского ига.

Кавказская политика царского самодержавия, к сожалению, не учитывала, что основная часть дагестанского социума - это уздени - свободные граждане вольных обществ, которые и начали войну с феодалами-владетелями. Но так случилось, что генерал Ермолов и царская армия оказались на одной стороне с дагестанскими феодалами, а на другой стороне был простой народ. В ходе войны немало солдат и офицеров, узнавая горцев ближе, стали симпатизировать их борьбе за независимость, видя ее справедливый характер. В произведениях Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Бестужева-Марлинского Кавказ открылся для всей России с позитивной стороны, несмотря на войну. Русские и кавказцы всегда симпатизировали друг другу. Так, Александр Бестужев-Марлинский писал: "Послали драться, а стали брататься". Но война диктовала свои жестокие законы.

Кавказская война была трагичной для всех, но самое главное то, что после войны никто по-настоящему не занимался постконфликтным строительством, чем нередко пользовались разного рода провокаторы для разжигания недоверия и конфликтов между русскими и кавказцами. Вместе с тем, мы стали подданными, а потом и гражданами единого Отечества. Русские и кавказцы вместе веками созидают и защищают Россию (а ранее - Советский Союз) как свою общую Родину. Именно из-за недосказанности и незавершенности в Чечне и в Дагестане каждый раз после очередной "революции" или "путча" появляются "новые освободители", которые вместе с международными интервентами и террористами возбуждают в регионе этнополитический и религиозный экстремизм, затевают кровопролитные войны. Таким образом, и после развала Союза был возбужден сепаратизм и религиозный фанатизм, чего не было даже во время Кавказской войны. И только после прихода к руководству страной В.В. Путина было положено начало освобождению Дагестана и Чечни от террористов и сепаратистов. Владимир Путин смог мобилизовать дагестанский, чеченский и другие народы страны на борьбу за целостность Российской Федерации, сумел заново выстроить вертикаль власти и вернуть доверие народа к ней.

В 1999 году дагестанцы вместе с российским воинством под руководством В.В. Путина изгнали международных террористов со своей территории. Был мобилизован на такую борьбу и чеченский народ во главе с мужественным Ахмат-Хаджи Кадыровым. В соответствии с установками Президента РФ В.В. Путина, под руководством Национального антитеррористического комитета, в результате героической борьбы сотрудников правоохранительных органов и простых дагестанцев в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и других регионах Кавказа практически полностью уничтожено террористическое бандподполье. Для нас, дагестанцев, кавказцев, важно заявить, что никогда более с территории Кавказа не будут исходить угрозы безопасности и целостности нашей страны, безопасности граждан Российской Федерации. Отсюда и актуальность решения задач по преодолению последствий прошлых конфликтов и трагедий, начиная с Кавказской войны: в идеологии, политике, воспитании подрастающего поколения. Дагестанцы, кавказцы не только помирились с русскими, но и побратались, уже столетиями вместе созидая и защищая общее Отечество - Россию. В завещании имама Шамиля сказано: "Я завещаю вам, своим потомкам …. дружбу и братство". Известно благодарное отношение имама Шамиля к русскому царю за проявленное к нему и к Дагестану уважение и великодушие.

Нам нужно преодолеть негативные последствия прошлых конфликтов и умножать потенциал сотрудничества и взаимопонимания. Поэтому мы решили в горах Дагестана воздвигнуть первый на Кавказе мемориал общей памяти и общей судьбы - "Ахульго" - на месте одной из величайших и жесточайших битв Кавказской войны. В этой битве, как писал Расул Гамзатов, "перемешалась кровушка Ивана с такой же точно кровью Магомы".

Мемориал представляет собой архитектурный ансамбль, включающий 17-метровую сигнальную башню и здание, где располагается выставочный зал, основными экспонатами которого являются репродукция панорамы Франца Рубо "Взятие аула Ахульго" и портреты государственных деятелей и военачальников эпохи Кавказской войны. На крепости - слова благословения и молитвы шейха Ахмад-Хаджи и епископа Варлаама, смысл которых един.

Воздвигая мемориал "Ахульго", мы помним не только русских и дагестанцев, погибших на полях сражений Кавказской войны, но и тех земляков, которые вместе с русскими воевали за Россию в Первую мировую войну в Дикой дивизии. И солдат Великой Отечественной войны, таких, как Магомед Абдулманапов, который в ответ на предложение фашистов отказаться от русских и остаться в живых воскликнул, что русские - его братья, и погиб вместе с ними. Для меня это и память о старшем лейтенанте Володе, который вынес моего раненого отца с поля боя на севастопольских сопках и спас ему жизнь. На Ахульго слышится мне сегодня и голос Героя России Магомеда Нурбагандова, который не побоялся нацеленного на него бандитского оружия, и в ответ на требование призвать сослуживцев отказаться от службы в органах МВД России, спокойно и достойно сказал: "Работайте, братья!", адресовав эти слова не только сослуживцам, но и всем честным людям.

Мемориальный комплекс "Ахульго" - это, прежде всего, историческая память о погибших предках, на которую мы смотрим через призму осознания нашей общей судьбы. Это также и призыв ко всем нам, чтобы мы работали как братья на созидание и на обеспечение единства России и Дагестана. Дагестанцы, чеченцы, черкесы сегодня с русскими - одна семья, и потому мы вместе чтим память всех погибших, вместе созидаем и защищаем свое общее Отечество. Как говорит В.В. Путин: "Мы - одна страна, один народ". Мемориал "Ахульго" - это воплощение нашей памяти, наших чувств и веры, в свете исторического примирения и братства русских, дагестанцев, чеченцев, черкесов и всех других народов России.

"Ахульго" - это мемориал, возведенный не только в память об общем трагическом прошлом, но и во славу общих созидательных дел, дающий нам установку на совместную работу по обеспечению безопасности и благополучия нынешних и будущих поколений всех россиян - граждан единой страны. Память, Родина - священны!

В массовом сознании людей зачастую царят достаточно странные и противоречивые умонастроения: забыли о жесточайших завоеваниях татаро-монгол, хромого Тимура, персидских шахов и турецких султанов, простили всех, кроме тех, кто стал другом, братом, соотечественником. И это происходит, кстати, с обеих сторон. Тематика Кавказской войны широко используется как для возбуждения недоверия к кавказцам, так и для обвинения русских в захватничестве. Мемориал "Ахульго" - это свидетельство того, что конфликты и войны между нашими народами остались в историческом прошлом. Нам нужно понимание, что и у русского солдата, и у горца тогда была своя правда, а теперь уже столетия у нас общая правда, ибо общее Отечество. И главное, помня и почитая прошлое, мы не можем и не должны плестись "в хвосте" прошлого, а должны брать будущее "за рога", то есть вместе быть соотечественниками, созидая новую Россию. Порой для того, чтобы закончить войну, требуется в сотни раз больше мужества, мудрости, чем эту войну продолжить. Князь Барятинский и имам Шамиль проявили мужество, мудрость и волю, чтобы закончить Кавказскую войну. Имам Шамиль этой войны никогда не хотел и многое делал, чтобы ее закончить, в том числе, отдав на Ахульго в заложники своего любимого сына Джамалудина. Но только приход Барятинского на Кавказ позволил завершить войну долгожданным примирением. И это была самая большая наша победа.

Каждый камень мемориала "Ахульго" заложен с молитвой о дружбе и братстве русских и дагестанцев, кавказцев. Главная идея мемориала - это продолжение нашей общей работы по утверждению взаимопонимания, памяти и солидарности русских и кавказцев на всех уровнях, чтобы конфликты прошлого не могли рассорить нас ни сегодня, ни в перспективе. В этом целевая задача и главный смысл проекта, который реализован в Дагестане.

Мемориал общей памяти и общей судьбы "Ахульго" - это мемориал памяти всех, кто проливал свою кровь на Кавказской войне, особенно тех, кто был против этой войны и сделал всё от себя зависящее, чтобы завершить ее, подарив Кавказу и России мир. Это мемориал памяти тех, кто не озлобился, не стал мстить, а смог простить, помириться и побрататься друг с другом во имя мира и благополучия России и Кавказа, достоинства и единства русских и кавказцев, ставших патриотами, созидателями и защитниками единого Отечества. Это мемориал во славу тех, кто продолжает укреплять единство России.