• Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
  • Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
педагогическая технология
  • Педагогическая технология - это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог А.С. Макаренко воспитательный процесс рассматривал как особым образом организованное "педагогическое производство". Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки "педагогической техники".
  • Разрабатывая "советскую воспитательную технику", А.С. Макаренко на практике усовершенствовал "технику дисциплины", "технику разговора педагога с воспитанником", "технику самоуправления", "технику наказания". Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке всего лучшего, формирование сильной, богатой натуры.
  • В 1989 г. появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько, положивший начало этой важной отрасли педагогики.
  • Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.
Объектами педагогического проектирования
  • педагогические системы
  • педагогический процесс
  • педагогические ситуации
Педагогический процесс
  • Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация
  • Педагогическая ситуация - составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
  • Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.
  • Структура педситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуаций строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности.
Этапы педагогического проектирования
  • I этап - моделирование
  • II этап - проектирование
  • III этап - конструирование
Педагогическое моделирование
  • Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование
  • Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования .
Педагогическое конструирование
  • Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Принципы педагогического проектирования
  • Правила принципа
  • Педагогического проектирования
  • Подчиняйте про-
  • ектируемые под-
  • системы, процес-
  • сы,ситуации рель-
  • ным потребностям,
  • интересам и воз-
  • можностям своих
  • воспитанников
  • Не навязывайте
  • учащимся выполне-
  • ние своих проектов,
  • конструктов, умейте
  • отступить, заменить
  • их другими
  • Жестко и детально
  • не проектируйте,
  • оставляйте возмож-
  • ность для импро-
  • визации и себя
Дидактическое творчество
  • Дидактическое творчество - это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися.
  • Дидактическое творчество - самое распространенное и доступное для педагога и учащегося. Вариаций здесь великое множество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов, дополнений, изобретенных новых приемов. Использование фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях - это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично.
Технологическое творчество
  • Технологическое творчество - это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых подсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся .
  • Это самый сложный вид педагогического творчества. Он охватывает деятельность педагога и учащихся целиком. К такому виду творчества относится создание интегративного урока, бригадной формы производственного обучения учащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения и т.д.
Организаторское творчество
  • Организаторское творчество - это творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т.д.
  • Организаторское творчество обеспечивает научную организацию труда (НОТ), рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем. Как видим, педагогу есть где проявить творчество.
Общий алгоритм педагогического проектирования
  • Подготовительная работа
  • Разработка проекта
  • Проверка качества проекта
Подготовительная работа
  • 1. Анализ объекта проекта
  • 2. Выбор формы проектирования
  • 3. Теоретическое обеспечение
  • 4. Методическое обеспечение
  • 5. Пространственно-временное обеспечение
  • 6. Материально-техническое обеспечение
  • 7. Правовое обеспечение
Разработка проекта
  • 8. Выбор системообразующего фактора
  • 9. Установление связей и зависимости
  • компонентов
  • 10. Написание документа
Проверка качества проекта
  • 11. Мысленное экспериментирование применения проекта
  • 12. Экспертная оценка проекта
  • 13. Корректировка проекта
  • 14. Принятие решения об использовании проекта
Формы педагогического проектирования
  • Это документы, которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
  • Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы (таблица), их число и даже они сами могут меняться.
Система форм педагогического проектирования
  • Этапы(ступени)
  • Педагогического
  • проектирования
  • Объекты
  • педагогического
  • проектирования
  • Педагогические
  • системы
  • Педагогические
  • процессы
  • Педагогические
  • ситуации
  • Педагогическое
  • моделирование
  • Законы, уставы,
  • концепции, поло-
  • жения, ЕТКС и др.
  • Творческие взгляды, установки. Учебные программы, и др.
  • Мысленно-чувствен-
  • ные формы: мечта,
  • стремление, пред-
  • ставления
  • Педагогическое
  • проектирование
  • Квалификационные
  • характеристики,
  • учебные планы,
  • учебные программы
  • Расписания, графики
  • контроля, требования
  • к урокам, поурочно-
  • тематический план
  • Конспекты уроков,
  • планы уроков, методи-
  • ческие рекомендации,
  • учебные пособия
  • Педагогическое
  • конструирование
  • Правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитатель
  • ной работы
  • (кружков, клубов)
  • Конспекты уроков,
  • планы уроков, сценарии, учебники, учебные пособия, модели наглядных пособий и др.
Уровень педагогического проектирования
  • Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:
  • 1) целесообразности (по направленности);
  • 2) творчества (по содержанию деятельности);
  • 3) технологичности (по уровню педтехники);
  • 4) оптимальности (по выбору эффективных средств);
  • 5) продуктивности (по результату);
  • Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его педагогического проектирования.

Объекты педагогического проектирования: – разработка авторской программы учебного предмета; - разработка инновационной системы воспитательной работы (новая модель организации самоуправления в классе, разработка культурных программ и т.п.); - внедрение инновационных форм, методов и технологий обучения и воспитания; - внедрение новых способов оценки учебных достижений учащихся


Технология педагогического проектирования 1этап – подготовительный ЗадачиПроцедурыРезультаты 1. Определение проблемы Диагностика состояния образовательного процесса (контрольные работы, тесты, анкетирование, наблюдение) Выявление несоответствия между необходимым и реальным состоянием образовательного процесса.




3. Поиск вариантов решения проблемы (формулировка гипотезы) 1. Выявление и анализ вариантов решения проблемы. 2. Выбор оптимального варианта или создание собственного способа решения проблемы. 3. Формулировка и обоснование гипотезы Наличие оптимального варианта решения проблемы (гипотезы)


4. Подготовка к осуществлению проекта 1. Текстовое оформление проекта 2. Планирование предстоящей работы. 3. Определение и подготовка необходимых ресурсов (организационных, научно- методических, материальных, и т.п.) Создание необходимых условий проектной деятельности




2 этап - исполнительский 1. Организация образователь ной деятельности учащихся в новых условиях Создание необходимых условий для образователь ной деятельности учащихся в соответствии с проектной идеей Реализации проектной идеи на практике (эксперимент альная проверка гипотезы)
















Педагогическое проектирование
1.Функции, виды, уровни, принципы, объекты
педагогического проектирования. Этапы проектирования.
2. Компетентностный подход в проектировании
образовательных программ
Проектирование результатов освоения ОП.
Универсальные и профессиональные компетенции.
Требования EUR AGE к профессиональным и личностным
компетенциям выпускников инженерных вузов.
Междисциплинарно – интегрированные требования к
результатам освоения ОП.
3. Проектирование программ учебных дисциплин

1. И.А. Колесникова, М.П. ГорчаковаСибирская Педагогическое
проектирование: учеб. Пособие для
высш.учеб. заведений
2. Б.С. Гершунский. Образовательно –
педагогическая прогностика. Теория,
методология, практика: учебное
пособие.
3. Гура В.В., Василовский В.В., Роль
педагогического проектирования при
создании вузовской системы открытого
образования

Центральные идеи проектирования:

Идея опережения, перспективы,
Идея разности потенциалов между
актуальным состоянием предмета
проектирования и перспективным,
Идея пошаговости, поэтапного достижения
планируемых результатов,
Идея совместимости, кооперации,
объединения ресурсов и усилий в ходе
проектирования,
Идея «разветвляющейся активности»
участников по мере следования плану
выполнения совместных действий.

Автодидактизм проектной деятельности проявляется в способности обеспечить:

1.
2.
3.
4.
Усвоение новых знаний,
формирование новых
представлений;
Освоение новых видов активности;
Развитие проектировочных
способностей и личностных
структур человека;
Стимул к совершенствованию.

Виды проектов
1.
Природные
2.
Технические (инженерные)
3.
Социальные

Преподаватель – участник проектной деятельности

Организатор
учебного проекта
Исполнитель образовательного
проекта
Эксперт образовательного проекта
Оцените специфику собственного
опыта проектной деятельности
?

Педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование
предопределяет создание новых и
преобразование имеющихся условий
обучения и воспитания.
Проектная деятельность – конструктивна,
ориентирована на создание социально
значимого продукта.

Педагогическое проектирование. Функции

Исследовательская
Аналитическая
Прогностическая
Преобразующая
Нормирующая

Педагогическое проектирование. Виды
Социально - педагогическое
проектирование
Психолого – педагогическое
проектирование
Образовательное проектирование

Уровни педагогического
проектирования
1.
2.
3.
4.
Концептуальный
Содержательный
Технологический
Процессуальный

Принципы проектной деятельности
Принцип прогностичности
Принцип пошаговости
Принцип нормирования
Принцип обратной связи
Принцип продуктивности
Принцип культурной аналогии
Принцип саморазвития

Объекты педагогического проектирования
Образовательные системы и их
компоненты
Педагогические процессы
Содержание образования
Информационно образовательная среда
Все виды педагогической деятельности
Педагогические ситуации

Объект - Образовательные системы

Образовательные программы
Образовательные стандарты
Образовательные учреждения
Органы управления образованием
Методические центры

Объект - Педагогические процессы
Предметы проектной деятельности
Цели обучения
Содержание обучения
Технологии обучения

Объект – содержание образования
Предметы проектной деятельности
Концепция
Учебные планы
Программы учебных курсов
Дидактические материалы

Организация проектной
деятельности
1. Требование контекстности.
2. Учёт многообразия потребностей
заинтересованных сторон.
3. Требование активности
участников проектирования.
4. Требование реалистичности.
5. Требование управляемости.

1.
2.
3.
4.
Этапы проектирования
Предпроектный этап (стартовый)
Основной проектировочный этап
Рефлексивный этап
Послепроектный этап

1. Предпроектный (стартовый) этап
включает процедуры
Исследование, диагностика
ситуации,
Проблематизация,
Целеполагание,
Концептуализация проекта,
Формирование проекта,
Презентация и оценка
предпосылок успешности проекта.

Основной проектировочный этап
1. Уточнение цели
2. Пошаговое выполнение
проектных действий
3. Коррекция результатов
проектирования
4. Презентация результатов
проектирования
5. Внешняя экспертиза

Рефлексивный этап предполагает
оценку
соответствия проекта
первоначальному замыслу,
перспективы использования и
развития проекта.

1.
2.
3.
Послепроектный этап
Апробация
Распространение результатов
Выбор вариантов развития
проекта

Принципы Болонской декларации

1. Введение двухступенчатого
высшего образования (бакалавр,
магистр).
2. Использование Европейской
системы перевода кредитных
единиц.
3. Сопоставимое качество
образования.

Проект «Настройка образовательных
структур» (TUNING), в котором участвовали
университеты всех стран Евросоюза,
ориентирован
на достижение общеевропейского
консенсуса в определении степеней с
точки зрения того, что выпускник
должен уметь делать по завершении
обучения,
на определение общих и специальных
компетенций выпускников первого и
второго уровней обучения (бакалавров
и магистров).

Слайд 2

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Слайд 3

В 1989 г. появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько, положивший начало этой важной отрасли педагогики. Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты

Слайд 4

Объекты педагогического проектирования: педагогические системы педагогический процесс педагогические ситуации Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования.

Слайд 5

Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Слайд 6

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него - в рамках определенной подсистемы. Педагогическая ситуация - составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Слайд 8

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Слайд 9

3 этапа проектирования

моделирование проектирование конструирование

Слайд 10

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Слайд 11

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Слайд 12

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений

Слайд 13

Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Концепция - одна из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Педагогическое проектирование Культурная форма инновационных процессов в сфере образования


Историко-культурные источники педагогического проектирования На ранних стадиях развития общества проектирование вплетается в жизнедеятельность людей: каждое действие совершается на основе предваряющего его проекта (прообраза). Инженерно-техническое проектирование – предварительная проработка идей, вариантов нового объекта, конструирование и моделирование его частей и соединений, предшествующих непосредственному их изготовлению. Социальное проектирование – создание новых форм общественной жизни (Т.Мор, Т.Кампанелла, Р. Оуэн)


Развитие проектных идей в педагогике Дальтон-план – составление личного учебного плана и индивидуальная организация учебного материала для каждого ученика (Е. Паркхерст) Метод проектов – педагогическая идея, технология и форма учебной работы, ориентированная на развитие способностей ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы. Дж. Дьюи – обучение должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы и потребности, основным способом обучения становится исследование окружающей жизни в проектной форме В.Х. Килпатрик – обучение через организацию «целевых актов», позволявших учащимся ориентироваться в конкретных ситуациях С.Т. Шацкий – подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, наблюдение и эксперимент –обязательная часть процесса обучения 70-е гг. ХХ в. проектировочный компонент оформляется в структуре педагогической деятельности. Объектом проектирования в данном случае становятся идеальные средства: содержание, методы и формы педагогической деятельности


Проектирование Замысел Реализация Рефлексия Рефлексия Концептуализация Программирование Планирование План Программа Концепция Проблематизация Кооперация Организация Совместность Общностть Команда


Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование» Прогнозирование – специальное исследование перспектив какого-либо явления. Как «суждение о перспективах» допускает неопределенность результата. Проектирование же осуществляется для получения результата непосредственно используемого в практике. Конструирование – разработка структуры объекта или системы. Вместе с проектированием составляет последовательные этапы приближения замысла к его предметной реализации. В процессе конструирования разрабатываются элементы проектируемого объекта, при проектировании создается система взаимосвязей этих элементов Моделирование – метод исследования объектов различной природы на их аналогах (материальных или идеальных моделях). Является частью проектирования, так как в круг проектных процедур входит создание моделей будущих объектов, процессов и явлений


ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА Проектно-целевой подход обеспечивает организацию проектирования в соответствии с заданной целью (организация ресурсов под цель). Проектно-модульный подход направлен на проектирование с вариативным использованием специально созданных функциональных модулей, выступающих как структурные компоненты целостной системы, обеспечивающей выполнение определенной деятельности. Проектно-программный подход ориентирован на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы.


Педагогическая сущность проектирования Общественный характер проектной деятельности – кооперация, объединение ресурсов и усилий в ходе проектирования. Проектирование – это особый тип научно-прогностического видения действительности, который нацелен на ее изменение согласно требованиям развития практики. Автодидактизм проектной деятельности как ее способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей. Мозаичная природа проектирования означающая складывание проектной деятельности из действий, являющихся элементами других видов деятельности (диагностических, прогностических, оценочных и др.)


Виды педагогического проектирования Проект А.С.Макаренко Проект «Школа социокультурный центр села» Проект «Школа социального парнерства»


Виды педагогического проектирования Программа элективного курса Метод проектов


Виды педагогического проектирования Концепция модернизации российского образования Проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»


Виды проектирования в образовании Социально-педагогическое проектирование Психолого-педагогическое проектирование Изменение социальных условий педагогическими средствами Преобразование целей обучения и воспитания Создание и модификация способов обучения и воспитания Решение социальных проблем педагогическими средствами Создание форм организации педагогической деятельности Преобразование системы педагогического общения Образовательное проектирование Формирование содержания образования всех уровней Проектирование качества образования Создание институтов образования


Уровни проектирования Концептуальный Содержательный Технологический Процессуальный Концепция, модель, образ конечного результата Положение (о структуре, конкурсе, организации и т.д.), программы (образовательные, исследовательские, развития) Организационные схемы, учебные планы, методики Дидактические средства, методические рекомендации, разработки уроков, сценарии мероприятий, графики учебного процесса Виды проектных продуктов


Принципы проектной деятельности Принцип прогностичности Принцип пошаговости Принцип нормирования Принцип обратной связи Принцип продуктивности Принцип культурной аналогии Принцип саморазвития


Требования к организации проектной деятельности Требование контекстности –соотнесения предмета проектирования с определенным контекстом Учет многообразия потребностей всех заинтересованных в образовании сторон: личностей, общества, государства Требование активности участников проектирования Требование реалистичности – обеспечение гарантий достижимости проектных целей. Требование управляемости – необходимость временной регламентации действий, содержательной и технологической определенности выполняемых процедур.


Особенности субъекта проектирования Совокупный субъект проектирования – это общность людей, объединенных общей целью и общей системой ценностей, для осуществления коллективной деятельности на основе проявления собственной инициативы каждого участника, что означает необходимость его личного вклада в разработку концептуальной идеи проекта; в выработку критериев эффективности проекта; в распределение ресурсов проектов; в получение обратной связи; в презентацию результатов проектной деятельности.


Уровни и типы отношений в проектировочной группе Информационный уровень – содержательный обмен всеми видами информации, получаемой в ходе проектной деятельности Практический уровень – совместная предметная деятельность Эмоциональный уровень – индивидуальные и совместные впечатления, переживания, приобретаемые в ходе работы над проектом Этический уровень – правила и конвенциональные нормы взаимодействия Подчиненная кооперация - руководитель проекта предлагает тематику и выступает в качестве главного эксперта Равная кооперация – постоянное сотрудничество и партнерство между непосредственными исполнителями проекта Сетевые отношения – построены по принципу горизонтальных связей, на пересечении которых (в узлах сети) находятся координаторы и лидеры проекта


Объект проектирования Это среда или процесс, в контексте которых происходят изменения. образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты содержание образования на всех уровнях формирования образовательное и информационно-коммуникативное пространство социально-педагогическая среда все виды педагогической деятельности система педагогических отношений педагогические ситуации качество педагогических процессов


Предмет проектирования Предполагаемый продукт, то созданию чего посвящена проектная деятельность Образовательная система: Образовательные программы Образовательные стандарты Типы ОУ Методические центры Педагогический процесс: Цели Содержание Технология Содержание образования: Концепция Учебная программа Учебный план Дидактические материалы


Логика организации проектной деятельности Стартовый этап: диагностика социально-образовательной ситуации, проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, программирование и планирование хода проекта Этап реализации проекта: пошаговое выполнение запланированных проектных действий, коррекция хода проекта и действий его участников, презентация окончательных результатов работы Рефлексивный этап: внешняя экспертиза проекта, рефлексия по поводу замысла проекта, его и результатов Послепроектный этап: апробация, распространение результатов и продуктов проектной деятельности, выбор вариантов продолжения проекта


Стартовый этап Диагностика ситуации Проблематизация Целеполагание Концептуализация Форматирование проекта Предварительная социализация проекта (процедура публичного представления проекта и экспертная оценка предпосылок его успешности)


Диагностика ситуации (предпроектное исследование) Что именно на не устраивает в окружающем мире (природной, социальной среде, в людях, в самих себе)? Какие ресурсы и возможности имеются в наличии для внесения желаемых изменений? Каковы могут быть последствия вмешательства в существующее положение вещей? Колличественная и качественная оценка Выделение «болевых» точек и точек роста Подтверждение социальной необходимости проекта Определение логических рамок проекта Построение системы аргументов для привлечения партнеров проекта


Проблематизация Ценностное самоопределение в проблемном поле проекта Включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации Правильная формулировка проблемы означает четкое обозначение разрыва желаемого и действительного как неизвестного, пока скрытого, требующего совместного поиска.


Концептуализация Прогнозирование возможных рисков, т.е. тех внешних воздействий и противодействий, которые неизбежно могут возникнуть по ходу осуществления проекта Категориальный анализ – выработка единого языка общения, согласование ценностей, определение границ и содержания категориального поля, актуального (доступного) для участников проекта Конкретизация цели Разработка стратегии проектной деятельности, определяющей общую направленность и характер достижения целей: восходящая стратегия – от видения целостного образа к проработке его конструктивных деталей и нисходящая – соединение, увязка воедино разрозненных компонентов


Концеция проекта Мотивационная, ценностно-смысловая, целевая и стратегическая платформа всех последующих действий описание и ценностно-смысловая оценка проблемного поля проекта ценностные основания проектной деятельности цели проекта с описанием конечного результата совокупность теоретических положений, на основании которых был сформирован замысел проекта подходы, стратегию, принципы проектирования


Программирование Программирование проекта – это создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного Программа – это особый вид проекта, выполняющий конструирующую функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования Образовательная программа Учебная программа Программа деятельности (педагога, коллектива, учреждения и т.д.) Программа развития коллектива, (учреждения и т.д.) Программы деятельности по направлениям (программа исследовательской деятельности, программа ОЭР и т.д.)


Планирование Планирование связано с разработкой плана достижения поставленных целей и носит стратегический характер, состоящий в выделении этапов достижения цели через определение промежуточных продуктов на пути к конечному результату План – документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Структурно-содержательный план – краткий перечень содержания, отражающий его объем, тематические блоки и порядок реализации содержания Стратегический план – формулировка долгосрочных приоритетов, связанных с проектированием и способствующих целенаправленным изменениям действительности Организационный план- определение заранее намеченного объема содержания и системы действий по его реализации, предусматривающую порядок и сроки выполнения работ. Он отвечает на вопросы: что делает?, кто делает?, с кем во взаимосвязи?, когда?, где?, в какой последовательности?


Этап реализации проекта Каждый проектный шаг определен логикой создания или преобразования предмета проектирования и всегда оказывается соотнесенным с конкретным заданием, за которое кто-то из участников несет ответственность согласно ранее намеченной программе (плану). Необходимо установление и поддержка на всем протяжении проекта системы обратной связи. Должны быть организованы объективная промежуточная оценка полученных результатов и наличие примерных критериев и показателей успешности каждого проектного шага в целях коррекции на этой основе хода проекта. На заключительном шаге этапа реализации проекта должно быть организовано обобщение локальных результатов, полученных разными субъектами внутри проекта, их сведение воедино.


Рефлексивный этап Рефлексия – анализ собственного сознания и деятельности, понимание смысла межличностного общения в ходе работы над проектом. Рефлексия на выходе из проекта – это обращение участников к себе и друг другу в новом качестве, с высоты приобретенного опыта совместной деятельности. Рефлексии подлежат ход проекта и система отношений, которая в нем сложилась Итоговая экспертиза и оценка проекта позволяют определять соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; принять решение о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного внедрения в практику


Послепроектный этап Переход к новому проекту Интеграция с другими проектами Начало работы новой организации, возникшей по итогам проекта. Смена статуса субъекта проектной деятельности. Смена адреса проекта (перенос полученного опыта на другие категории учащихся или специалистов). Распространение проекта на другие уровни (федеральный, международный).


Критериальный ряд оценки результатов проектной деятельности Полнота реализации проектного замысла Соответствие контексту проектирования Соответствие культурному аналогу Степень новизны Становление социального партнерства Социальная и практическая значимость Гуманитарность Эстетичность Удовлетворенность участием в проекте Степень освоения процедур проектирования Синергийный эффект


Возможные риски проектной деятельности Нарушение целостности структуры проектной деятельности Выбор неподходящего объекта для приложения проектных усилий, который не нуждается в преобразовании или внутренне не готов к тому, чтобы с ним происходили изменения Несоответствие природы проектирования как специфической формы совместной активности детей и взрослых заявленным педагогическим целям. Стремление планировать работу под имеющийся ресурс, а не поиск (создание) дополнительных или новых ресурсов под необходимую программу. Плохое знание культурных аналогов проектируемого предмета Непонимание подлинного контекста предстоящих изменений, утопичность проекта. Возможность негативного влияния последствий педагогического проектирования на объект преобразований, окружающую среду. Психологическая неготовность субъектов проектной деятельности к каким-либо кардинальным изменениям


Структура педагогического проекта Анализ исходной ситуации Проблема, которую должен решить проект Цель проекта Объект проектирования Концептуальная идея проекта 6. Этапы реализации проекта Программные мероприятия 7. Ожидаемые результаты 8. Критерии оценки 9. Возможные риски и способы их преодоления 10. Ресурсная база проекта 11. Необходимая поддержка (партнеры) проекта