В небольшом уютном музее Балтийского флота, расположенном в здании еще немецкой постройки в Балтийске (Калининградская область) экскурсовод демонстрирует исторические реликвии — сначала петровских времен (пушки, якоря и флаги со шведских кораблей), потом времен Первой и Второй мировых войн. И вот, наконец, переходит к современным экспонатам, с особой гордостью демонстрируя установленный на стенде пульт управления десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран», большинство из которых базировались именно в Балтийске: «Вряд ли где-то еще увидите подобное!» «Ну почему же? — осторожно замечаю я. — Вот только вчера видел, как управляют «Зубром»»! Гид с возросшим уважением усмехается: «И как, не оглохли?»

Малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) проекта 12322 «Зубр»

Дальность плавания: 300 морских миль

Автономность плавания: 5 дней

Экипаж: 27 человек

Разработчик: Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»

Полное водоизмещение: 555 т

Высота (на воздушной подушке): 21.9 м

Длина: 488 м

Ширина: 74 м

Мощность газотурбинных агрегатов: 5 х 10 000 л.с. Скорость полного хода: 60 узлов
Десантовместимость: 3 танка (до 150 т), или 10 БТР (до 132 т), или 8 БМП (до 115 т), или 8 плавающих танков, а также 140 человек десанта Вооружение: две пусковые установки MC-227 для 140-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов), две 30-мм автоматические установки АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов), 8 комплектов ПЗРК «Игла»

Десантный корабль «Мордовия», стоящий на бетонной пристани военной гавани Балтийска, немного похож на кита, выброшенного на берег. Только от него совсем не веет беспомощностью — разинутая пасть опущенной «губы» гибкого резинового ограждения и передняя аппарель скорее напоминают хищную улыбку. Перед кораблем выстроились несколько БМП, и один из офицеров жестами помогает механикам-водителям заехать задним ходом внутрь. После того как последний БМП занимает свое место в десантном отсеке, офицер тщательно проверяет расстановку машин. Ему что-то не нравится, по его команде несколько БМП сдвигаются вперед — буквально на несколько сантиметров. Наконец результаты проверки удовлетворяют офицера, и машины закрепляют цепями. Командир корабля, капитан 3-го ранга Сергей Конов объясняет смысл этих манипуляций: «Точная центровка груза очень важна для корабля на воздушной подушке. Если дифферент на корму превысит 2°, носовая часть поднимается над водой слишком высоко, кормовая — опускается, и давление набегающего потока воздуха может превысить давление воздуха, создаваемого подушкой. Возникнет опасность подлома гибкого резинового ограждения на ходу, что по эффекту примерно эквивалентно столкновению со стеной».



Когда корабль включает нагнетающие агрегаты и поднимается на воздушной подушке, в воздух вздымается огромное облако мельчайшей водяной пыли, и в ясный день все вокруг начинает сверкать многочисленными радугами.

В водяной шубе

Забившись в уголок ходовой рубки (чтобы никому не мешать), я наблюдаю за подготовкой к выходу в море. Посты докладывают о готовности, и вот, наконец, отдается команда на запуск двигателей, освобождая табун в 50 000 лошадей. В бронированной ходовой рубке рев двигателей изрядно приглушен, и я могу лишь догадываться, как этот невероятный звук воспринимается снаружи. Заодно я понимаю, что прокатиться с ветерком не получится: во время движения выход на палубу запрещен, поскольку при работе двигателей человека может просто сдуть.


«Подъем!» — командир корабля, лично сидящий за штурвалом, перекидывает один из тумблеров на пульте. По каждому борту установлено два нагнетающих агрегата, воздухозаборники которых закрыты сверху поворотными лопатками. Щелчок тумблера поворачивает лопатки, и нагнетатели начинают подавать воздух в подушку. Вокруг «Мордовии» взлетает пыль, корабль, сотрясаемый крупной дрожью, поднимается над поверхностью. Поворачивая штурвал из стороны в сторону, Сергей Конов раскачивает тяжелонагруженный «Зубр», медленно сползающий по бетонному уклону в воду. Когда корабль полностью оказывается на воде, из рубки открывается удивительное зрелище — вокруг, куда ни посмотри, сверкает множество радуг — это свет преломляется на облаке водяной пыли, поднятой воздушной подушкой. На полном ходу (а это 60 узлов!) корабль почти не видно — из облака водяной пыли высовывается лишь носовая часть и остекление рубки. Что, по словам офицеров, служит еще и маскирующим фактором: водяная пыль создает помехи сигналам радаров противника, затрудняя обнаружение и целеуказание. Корпус из алюминиево-магниевого сплава немагнитный, а с учетом высоты его полета (около полуметра) «Зубру» не страшны ни магнитные, ни контактные мины.


Корабль оснащен пятью газотурбинными двигателями — двумя нижними, каждый из которых приводит по два нагнетательных агрегата (побортно), и тремя верхними — тяговыми, вращающими 5,5-метровые винты изменяемого шага в кольцевых насадках.

Командир и рулевой

Корабли на воздушной подушке — единственные, где командир не просто отдает приказ рулевому, а лично находится за штурвалом. Водоизмещающие суда и корабли, глубоко сидящие в воде, значительно более инерционные и предсказуемые. «Зубр» же парит над водой, не касаясь ее, и реагирует буквально на порывы ветра: «Основная проблема, затрудняющая управление кораблем на воздушной подушке — это его парусность, — объясняет Сергей Конов. — Площадь боковой проекции — больше 500 м 2 , поэтому даже умеренный ветер вносит свои поправки, не говоря уже о порывах, которые сбивают корабль с курса. Поэтому в управлении «Зубром» больше от авиации, чем от судовождения, мгновенные реакции и поправка на ветер».


Самое грозное вооружение «Зубра» — это две пусковые установки для 140-мм неуправляемых ракетных снарядов, которые применяются для огневой поддержки десанта. Но в ходовом положении корабля этих пусковых установок вы не увидите. Дело в том, что они сделаны выдвижными, и выдвигаются только для запуска НУРСов, а после окончания стрельбы вновь опускаются под палубу.

Внедорожный клиренс

Наконец «Зубр» подходит к точке назначения — одному из пляжей Балтийского побережья. Два матроса с помощью визиров осматривают участок высадки и докладывают, что все чисто. Корабль замедляет ход и, поднимая тучи песка и пыли, вываливается на берег. «Посадка!» — командир щелкает тумблером, переводя нагнетающие агрегаты в посадочный режим: лопатки верхних воздухозаборников закрыты, воздух циркулирует внутри подушки, охлаждая двигатели. «Зубр» оседает на песок, опускает носовую часть и сходню, по которой один за другим съезжают на пляж пять БМП десанта. Сходня убирается, а затем вновь подъем на подушку — и в море. Вся операция занимает пару минут.


Загруженный техникой «Зубр» тяжело сходит с причала в холодные волны Балтийского моря. Снаружи, правда, понять это достаточно сложно — с видимой легкостью, хотя и неторопливо, корабль, слегка переваливаясь с боку на бок, сползает в воду. А вот внутри, в ходовой рубке, это хорошо видно: командир с помощью переменных движений штурвала вправо-влево раскачивает корабль из стороны в сторону, чтобы легче было стронуть эту почти 500-тонную махину, дрожащую всем корпусом под напором 50 тысяч лошадиных сил, с шершавого бетона.

Технически корабль может не просто выйти на берег, но и зайти по суше или по болоту намного дальше. Гибкое резиновое ограждение состоит из двух частей — ресивер и навесные легкосменные элементы («косынки»). Толстая армированная резина достаточно устойчива к различным повреждениям, и небольшие дырочки не влияют на ходовые качества. Корабль может преодолевать препятствия высотой до 1,6−2 м, а те, что меньше метра, и вовсе не замечает. Был случай, когда при демонстрации ночной высадки десанта один из экспортных образцов, предназначенных для Греции, просто «раскатал» ГАЗ-66, который должен был подсветить место выхода на берег. К счастью, никто из людей не пострадал, а вот автомобиль, конечно, пришлось списать. Не без основания производитель утверждает, что «Зубру» доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира.

В грузовой отсек десантного корабля и вплавь добраться до военного испытательного полигона» - очередное редакционное задание само по себе казалось весьма интересным! А стоило поискать в интернете фотографии Зубра, как желание собрать чемодан и отчалить навстречу приключениям заиграло с особенной силой. Одним своим видом Зубр привлечет внимание любого, даже бесконечно далекого от техники человека. Ну а наши сердца - сердца убежденных автомобилистов и технарей - этот десантный корабль не то что растопил, раскалил до белого каления. Едем!

Маршевые винты, при помощи которых Зубр движется и управляется, великолепны даже в статике. Корабль поразительно красив! Помните тройные центральные дефлекторы обдува в салонах Ferrari 550 Maranello или нынешнего Mercedes-Benz A-класса ? На мой взгляд, с дизайнерской точки зрения между дефлекторами и этими винтами немало общего. Да и с фактической - тоже. И те, и другие направляют воздух.

Зубр разработан в СССР силами ленинградского ЦМКБ «Алмаз», имеющего гигантский опыт постройки подобной техники. Корабли на воздушной подушке КБ «Алмаз» проектирует и выпускает с 1955 года, а предшественниками Зубра были десантные корабли проектов «Скат», «Омар», «Кальмар» и «Джейран». Все они очень похожи на своего преемника, но имеют только по два маршевых винта.

Строительство первых Зубров началось в 1983 году на Приморском судостроительном заводе и судостроительном заводе «Море», расположенном в Крыму на восточном побережье Феодосийского залива. Постройка дебютного корабля с индексом МДК-95 завершилась в 1986-м, и после доводочных испытаний, продолжавшихся на протяжении двух лет, корабль вошел в боевой состав ВМФ.

Всего было заложено 17 подобных кораблей, но два так и остались недостроенными. Из пятнадцати Зубров сегодня пять утилизированы, четыре - в строю ВМС Греции, четыре трудятся в ВМС КНР, а еще два - на балансе у Балтийского морского флота. Вот они - стоят у пирса в военной гавани города Балтийска. МДК-50 «Евгений Кочешков» и МДК-94 «Мордовия». На «Мордовию» мы и грузим наши машины.

Внутри «Зубр» - это маленький мир. С собственной кухней, компактными, но уютными кубриками и кают-компанией для четырех человек командного состава. Все эти помещения расположены на уровне средней палубы, куда мы без проблем загоняем автомобили по откидной сплошной аппарели. На капитанский мостик со средней палубы ведет крутой, практически вертикальный трап. Оставляем машины внизу, крепко притянув их к палубе тросами и осторожно - перекладина за перекладиной - поднимаемся наверх.

Капитанская рубка впечатляет. Просторная, светлая - из нее открывается потрясающий вид. Перед креслом командира - штурвал и огромный пульт: навигационные средства Зубра включают две радиолокационные станции, гиро- и магнитный компасы, визиры дневного и ночного видения, радиопеленгатор и дрейфолаг. Зубр был и остается уникальным кораблем, удостоенным бронзовой медали на 44-м салоне изобретений и инноваций Brussels Eureka-95. Даже сегодня он - крупнейший в мире десантный корабль на воздушной подушке.

Только вдумайтесь: водоизмещение - 555 тонн. 56 метров длины, 22 - ширины и 150 тонн вместимости! Зубр может взять на борт 3 танка или 8 БМП. А может - десять БТР или 140 десантников и 130 тонн груза. При этом для высадки людей и выгрузки техники «Зубру» доступно около 70% береговых линий нашей планеты. Доставить бойцов к месту боевых действий корабль может со скоростью 60 узлов или 111 км/ч!

На вооружении самого корабля: две шестиствольные артиллерийские установки АК-630 калибром 30 мм; две пусковые установки ракетных снарядов А-22 «Огонь» калибром 140 мм; восемь пусковых установок ПЗРК «Стрела-3». Согласитесь, внушает! Но я очень надеюсь, что кроме как для учений, этот арсенал никогда не пригодится.

На средней палубе, где находились машины, гул от пяти газотурбинных двигателей суммарной мощностью 50 000 л.с. невероятный. А палуба под ногами ходит так, словно ты сильно пьян или находишься в эпицентре маленького землетрясения. При этом вибраций - минимум. Поднявшись на капитанский мостик, оказываешься словно в другой реальности. Мало того что здесь совсем не трясет, так еще и достаточно тихо.

Если найти ориентир на водной глади или на берегу, будешь буквально потрясен тем, с какой скоростью движется корабль. Со слов моряков, за восемь-девять часов на Зубре можно дойти до Санкт-Петербурга. Наш же забег до военного полигона «Хмелёвка» длится не дольше получаса. А теперь сядьте, если стоите: за эти полчаса Зубр израсходовал около 3 тонн солярки. Заявленный расход - 6 тонн в час! И все-таки оно того стоит. Плав (военные моряки называют это именно так) на этом корабле - из числа тех приключений, которые запоминаешь на всю жизнь и рассказываешь внукам.

Спускаемся из рубки на среднюю палубу, заводим машины и выкатываемся по аппарели на песчаный берег военного полигона в Балтийске. Впереди другие испытания - куда более привычные и по-своему очень интересные.

МДК типа «Зубp»

Постройка и служба

Общие данные

555 / т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
157,3 / 25.6 / 21,9 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ

Основная

  • 3 газотурбинных двигателя М-70 (3х10,000 л.с.).

Привод нагнетателя ВП

  • 2 газотурбинных двигателя М-70 (2х10,000 л.с.).

Электроснабжение

  • 4 газотурбинных генератора ГТГ (4х100 КВт).

Движитель

  • 3 воздушных винта в кольцевых насадках.
Энергетическая установка
110 км/ч/60 узл. Скорость хода
555 км/300 миль Дальность плавания

Бронирование

Вооружение

Зенитно-ракетный комплекс

  • 2 × ПУ ЗРК А-22 «Огонь».

Пушки

  • 2 х 30мм автоматические установки типа АК-630.

ПЗРК

  • 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла» или Stinger .

Радиоэлектронное

  • рлс общего обнаружения «Позитив»;
  • навигационный комплекс Экран» в обеспечении РЛС МР-244-3;
  • комплекс средств РЭБ «Слябинг»;
  • комплекс средств связи «Буран».

Десантовместимость

  • три танка Т-80 и 100 человек десанта;
  • 10 БТР или восемь «БМП-3» и 140 человек десанта;
  • 500 человек личного состава десанта с полным снаряжением.

Корабль на воздушной подушке не имеет якоря , его функцию выполняет гибкое ограждение, которое в не рабочем состоянии опускается, и судно остается неподвижным. Рабочим состоянием «юбки» считается подъем на высоту до 6 метров от земли, при помощи нагнетаемого под нее воздуха, который, в свою очередь, не выходит за ее пределы и создает подъемную силу. При использовании трех ходовых двигателей и рулей, корабль имеет хорошую маневренность.

Центральный командный пункт оборудован штурвалом авиационного типа. Управляет судном один человек, официально называемый пилотом. Со своего рабочего места пилот с помощью пяти экранов контролирует состояние ходовых и подъёмных двигателей, генераторов и других систем корабля.

«Зубpу» свойственна легкая управляемость. За согласованную работу всех элементов управления отвечает АСУ «Флора-32», с высокой точностью удерживающая корабля на курсе. Управление движением корабля и его техническими средствами может быть централизованным дистанционным, дистанционным автоматизированным и автоматическим. Управление судном может осуществляться с выносных пультов управления, когда на мостике вообще никого нет.

Энергетическая установка

Двигатель судов проекта 12322 типа «Зубp» обладает мощностью в 50 тысяч лошадиных сил. Двигатель представляет собой силовую установку М35, произведенную на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект». Судно имеет четыре нагнетательных агрегата НО-10 с пропеллером, диаметр которых 2,5 метра. Их вращение расходует всю мощность силовой установки. Три реверсивных винта отвечают за горизонтальное движение «Зубpа». Диаметр каждого 4-лопастного винта составляет 5,5 метра.

Три главных ГТД расположены над верхней палубой на пилонах в специальных гондолах. Для повышения тяги воздушные винты поместили в кольцевые насадки. На КВП пр. 1232, например, четыре винта диаметром 6,2 м перерабатывали мощность 32 000 л.с. и обеспечивали ход 50 уз. На более крупном КВП пр. 12322 три винта примерно того же диаметра перерабатывают мощность 30 000 л. с. и обеспечивают ход 60 уз (при 15 °C) или 40 уз (при 35 °C). В отличие от прототипа на «Зубpе» два ГТД (такие же, как и главные ГТД) работают на привод нагнетателя воздушной подушки. Благодаря такой конструкции удалось отказаться от сложной системы трансмиссий.

Для предотвращения засаливания главных ГТД воздух для них отбирают из ресивера нагнетателей (как и в пр. 12321), а затем осуществляют трехступенчатую очистку: на первой и третьей ступенях - через вихревые очистители малого диаметра (100 мм) типа «Циклон», а на второй - через пористые фильтры с коагуляцией капель воды.

Максимальная скорость составляет 111 км/ч, дальность хода 555 километров.

Экипаж и обитаемость

Про обитаемость информации мало. Отсеки экипажа располагаются в носовой части судна. На корабле установлена система вентиляции, кондиционирования, отопления и звукоизолирующие покрытия. Автономность составляет для экипажа 5 суток, для экипажа и десанта 1 сутки. Видео (смотри раздел "видео") дает представление об уровне комфорта рядового состава «Зубpа».

Вооружение

ПУ ЗРК А-22 «Огонь»

Выстрелы к А-22 «Огонь»

140-мм реактивная система залпового огня - огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП "Сплав" (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.

Наведение - оптический прицел "Шелонь-14" (дальномерно-визирное устройство - ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.

Пусковая установка - МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.

Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм

Угол наведения по вертикали - от -10 до +65 град
Угол наведения по горизонтали - сектор 320 град
Масса ПУ - 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом
Масса комплекса:
- без/с боезапасом - 2000 кг/2600 кг

ТТХ артиллерийской части:
Калибр снаряда - 140 мм
Калибр ствола ПУ - 140,3 мм

Дальность действия - 800-4500 м
Скорость снаряда на срезе ствола - 27-40 м/с
Скорость снаряда в конце активного участка - 400 м/с
Скорость носителя максимальная при стрельбе - до 30 узлов
Время реакции комплекса - 8 с
Волнение моря при стрельбе - до 3 баллов
Температура эксплуатации - от -40 до +50 град.С

30мм автоматические установки типа АК-630

30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 - калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Огневые характеристики:

Калибр: 30 мм
Патрон: 30×165 мм
Длина ствола: 54 калибра
Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин

Длина очереди:

6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
Масса патрона: 0,83 кг
Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
Дальность стрельбы: 4000 м

Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град
Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град
Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек

Другие характеристики:

Масса: 3800 кг

Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
Боевой расчёт: 1 чел.
Боезапас: основной - 2000 ед., запасной бункер - 1000 ед. (только у АК-630М)

Ракетный комплекс «Игла»

«Игла» (индекс ГРАУ - 9К38, по классификации МО США и НАТО - SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) - российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.

Средства связи, обнаружения и управления

Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой, гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной аппаратурой.

Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки 20-80 (в зависимости от типа) мин. На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран- 6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.

Десант

Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322 «Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.

В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А , Т-64Б , Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80 , БТР-70 или БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.

Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или легких танков ПТ-76Б . Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140 десантников.

Экспорт

Информация по «Зубpу» впервые появилась на международной выставке "ИДЕКС-93" в Абу-Даби. В 2001 году на «Судостроительной фирме «Алмаз» были построены два десантных корабля проекта 12322 «Зубp» для Военно-Морских Сил Греции. Один был выделен из состава ВМФ России, отремонтирован и передан греческой стороне. Другой заново строился на заводе «Алмаз». Первый «Зубp» прибыл в военно-морскую базу Саламис 18 января 2001 года, корабль получил название Kefallinia и бортовой номер «L180». Поставка «Алмазом» двух военных кораблей государству-участнику блока НАТО является новым шагом в области военно-технического сотрудничества. Еще два таких корабля по контракту ВМС Греции в марте 2001 года поставило Феодосийское производственное объединение «Море», один из состава ВМС Украины, другой – построенный.

На греческих «Зубpах» предполагается транспортировать к месту высадки 140 пехотинцев с обмундированием и три танка класса «Леопард», или восемь бронетранспортеров типа М113 , или 500 солдат. Экипаж корабля составляет 32 человека. На «Зубpе» для инозаказчика несколько изменен тип оборудования.

Греческие ВМС значительно интенсивнее, чем в нашем флоте, используют «Зубpы». Для этого на них были размещены подготовленные и высококвалифицированными экипажами. При этом греки проводят эксплуатацию этих специализированных кораблей с воздушной подушкой очень грамотно, понимая их отличие от обычных водоизмещающих. Известно, что они высоко оценили проект 12322. Позже, по техническим причинам один «Зурб» построенный на ПО «Море» вернули Украинской стороне.

В дальнейшем Греция подписала еще контракт с Россией на поставку «Зубpа» для своих ВМС, что бы заменить утраченный четвертый корабль. Его строительство велось на Судостроительной фирме «Алмаз». Этот «Зубp» отличается от трех имеющихся в составе ВМС Греции кораблей этого проекта, в основном составом электронного и энергетического оборудования, одновременно повышена надежность основных систем. Корабль по этому соглашению летом – осенью 2004 года проходил испытания и в конце октября этого года должен был передан ВМС Греции. Но по техническим причинам это событие не произошло в запланированные сроки. В ноябре «Зубp» был погружен на специальное транспортное судно, которое взяло курс к берегам Греции. Там корабль будет сдаваться заказчику. В настоящее время с Грецией ведутся переговоры о поставке им пятого «Зубpа».

Греческий «Зубp»

Контракт Украины с Китаем на строительство и поставку МДКВП был заключен в 2009 году. Его объем оценивался в порядка 350 млн долларов. Украина обязалась построить и передать Китаю четыре корабля. Первый МДКВП, построенный на Украине, был передан заказчику в апреле 2013 года.

1 марта 2014 года с территории ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море» в Феодосии (Крым) был спешно отправлен в Китай второй построенный для этой страны малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 958 «Бизон» (»украинская» вариация проекта 12322 «Зубp»). Десантный корабль был введен буксирами в Феодосийский порт, где погружен на понтон, откуда проследовал в сторону Босфора и далее в Китай. Сообщается, что корабль «был спешно вывезен из феодосийской бухты заказчику в Китай, – под угрозой возможного захвата или повреждения в следствии вероятных боевых действий». Судя по всему, второй корабль не прошел всю положенную программу испытаний.

Состав серии

Название Заводской номер Введён в состав флота Изготовитель Текущий статус
MДК-51 100 10.10.1988 Утилизирован
MДК-122 101 2.01.1990 Приморский судостроительный зaвoд Утилизирован
MДК-50, с 17.08.2001 - Евгений Кочешков 102 30.10.1990 Приморский судостроительный зaвoд В составе Балтийского флота России .

В 2013-2014 годах прошёл ремонт.

MДК-94, с 12.03.2001 - Мордовия 103 15.10.1991 Приморский судостроительный зaвoд В составе Балтийского флота России
Керкира L182 107 28.05.2001 Приморский судостроительный зaвoд В строю, ВМС Греции
Закинтос L183 108 25.07.2004 Приморский судостроительный зaвoд В строю, ВМС Греции
MДК-118, с 20.12.2000 Кефалония 104 29.08.1994 Приморский судостроительный зaвoд В строю, ВМС Греции
MДК-119 105 - Приморский судостроительный зaвoд Не достроен
MДК-120 106 -

Малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) «Евгений Кочешков» проекта 12322 «Зубр» был построен «Судостроительной фирмой «Алмаз» (ранее «Приморский судостроительный завод») в Санкт-Петербурге, которая специализируется на военном и гражданском судостроении. В составе Балтийского флота находится однотипный МДКВП «Мордовия», который был введен в эксплуатацию 15 октября 1991 года как «МДК-94».

Проект был разработан ОАО ЦМКБ «Алмаз».

Предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для корабля доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира. Является самым большим кораблем на воздушной подушке.

Был заложен под строительным номером 102 как «МДК-50». Введен в состав Балтийского флота 30 октября 1990 года. 17 августа 2001 года был переименован в «Евгений Кочешков». Имел бортовые номера 615(1990 год), 770(1993 год).

Основные характеристики: Водоизмещение 555 тонн. Длина 57,3 метра, ширина 25,6 метра, высота 21,9 метра. Скорость хода 60 узлов. Дальность плавания 300 морских миль. Автономность 5 суток. Экипаж 27 человек.

Двигатели: 5 ГГТА мощностью 10000 л.с. каждый.

Вооружение:

Артиллерия: две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140,3-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект - 66 снарядов на каждую ПУ) и система управления стрельбой.

Зенитная артиллерия: две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект - 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02.

Ракетное вооружение: 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла» или «Stinger».

Корабль способен перевозить: 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн; или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта; или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн; или 8 плавающих танков.

Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно ещё 366 человек (всего около 500 человек).

В 2013-2014 годах прошёл ремонт, который проходил на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». На 28 ноября 2013 года оборудования воздушных винтов, топливных цистерн и днища МДКВП. Также кораблестроителям предстоит установить новое гибкое ограждение, так называемую «юбку» десантного корабля, под которой и создаётся воздушная подушка.

11 марта 2014 года - в соединение десантных кораблей Балтийского флота - после окончания ремонта на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь».

На 31 октября 2014 года в рамках сдачи курсовой задачи, которая предусматривает одиночные действия по предназначению в море, успешно в морских полигонах по надводным и воздушным целям.

По сообщению от 06 мая 2015 года в ходе сдачи курсовой задачи в морских полигонах. По сообщению от 22 мая в рамках планового выхода в море по высадке морского десанта на необорудованное побережье. в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля. 14 августа в плановом подготовительном тактическом учение группировки разнородных сил Балтийского флота по высадке морского десанта на необорудованное побережье. По сообщению от 20 августа в военно-спортивной игре «Гонка героев» на полигоне Хмелевка Балтийского флота, которая стартует 22 августа.

Принял в работе VIII Международного военно-морского салона (MBMC-2017), который проходил с 28 июня по 02 июля 2017 года в Санкт-Петербурге.

19 июля 2019 года в репетиции военно-морского парада и военно-спортивного праздника, посвященных Дню ВМФ России.