«Зимняя ночь», воплотившая в своих строках лучшие черты символизма, представляет собой сложное, но гармоничное сочетание философской и любовной лирики. Главный прием, используемый автором, – антитеза, мастерски подчеркнутая при помощи укороченных строк. Две противоположных стихии находятся в постоянной борьбе.

Борис Пастернак «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.


Грозную буру может победить только человек с любовью в душе. А когда холод уходит, то чувствуется уют дома, тепло от свечи и ночник.

У Вас бывает такое, когда подсознание выдает какую-то мелодию, и она сопровождает Вас весь день. Что это? Какой-то символ, подсказка свыше через подсознание? Или крик души, вырвавшийся через память и подсознание наружу? Не знаю. Но в эти предновогодние дни меня тянет на музыку и стихи. Вот уже два дня я просыпаюсь с мелодией стиха «Зимняя ночь». Помните у Бориса Пастернак в романе «Доктор Живаго»?

Когда в окне комнаты в Камергерском переулке Живаго увидел свечу и « с этого увиденного снаружи пламени…проникавшего на улицу почти с сознательностью взгляда » и пробудились в душе стихи. И происходило это, если мне не изменяет память, в Рождественскую ночь 1907 года. И вот через 100 с лишним лет, почти в такое же время, через какие-то неведомые мне нити это настроение, через божественную музыку стиха передалось мне. Я встаю. На улице еще темень. Беру книгу и начинаю читать…

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Правда ведь, стиха!

А теперь, послушайте и посмотрите два видеоролика и у Вас окончательно останутся в сердце и памяти, как у меня .

Правда ведь красиво!

А Вы читали этот потрясающий роман? Я его давно читал, но до сих пор перед глазами стоят события тех лет и образы героев романа. То, что это произведение меня потрясло – сказать мало. Оно меня шокировало своей правдой о той эпохе и о том поколении, которому пришлось все это пережить. Если Вы не читали, обязательно почитайте. Получите массу впечатлений. Кстати за этот роман Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе 1958 года, от которой его принудили отказаться и 32 года роман не печатался в Советском Союзе. Снято два сериала. Один Российский, другой, кажется, сняли американцы. Оба я посмотрел с удовольствием, но Российский – ближе сердцу.

Вот с такими чувствами и настроением я встретил сегодняшнее утро.

А Вам понравилось стихотворение Пастернак «Зимняя ночь »? Но чаще оно запоминается, как стихотворение Пастернак Свеча горела на столе .

Доброго Вам дня.

В одном из самых проникновенных стихотворений Бориса Пастернака » Зимняя ночь» воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

Это стихотворение входит в поэтический цикл, который завершает роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Оно посвящено Ольге Ивинской. Стихотворение написано под впечатлением встречи-свидания поэта с любимой женщиной на его даче в Переделкино. Уже тогда они поняли, что не могут жить друг без друга.

Зима 1945-1946 гг. была поворотной в его судьбе. Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго», который сыграет роковую роль в его жизни. В это же время он знакомится с сотрудницей редакции журнала «Новый мир» Ольгой Всеволодовной Ивинской. Ему было тогда 56, ей — 34 года. О. Ивинская стала закатной любовью поэта, последние 14 лет жизни Пастернака она была его мукой и страстью, стала прототипом образа Лары в «Докторе Живаго». В одном из писем он восторженно говорит о своей любимой: «Она и есть Лара моего произведения, которое я именно в это время начал писать… Она — олицетворение жизнерадост-ности и самопожертвования. По ней незаметно, что она в жизни (уже до того) перенесла… Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела».

Романс на эти замечательные стихи вошел в репертуар Аллы Пугачевой, Николая Носкова и других исполнителей. Мы же предлагаем послушать его в исполнении Ирины Сказиной, которой, как нам кажется, удалось более тонко, нежно и проникновенно передать то волшебство, что было вложено Борисом Пастернаком в эти бессмертные строки.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.