1. Основные темы и мотивы лирики Б.Пастернака

1.1. Мотив одиночества, уныния («Никого не будет в доме»).

1.2. Мотив безвыходности из сложившейся ситуации Нобелевская премия»).

1.3. Тема поэта и поэзии («Февраль»: поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу). Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении “Гамлет”, которое вошло в сборник стихов Юрия Живаго. Уже в первых строках писатель определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: “неотвратим конец пути”. Поэт также намекает на обстоятельства собственной жизни: “На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси”.

1.4. Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

1.5. Тема природы. Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о явлениях, а они сами выражают душевное состоянии поэта.

Природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности людского существования.

1.6. Тема России - измученной родины - и русского народа. Автор подчёркивает героизм русского народа.

1.7. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Это стихотворение - обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой.

2. Художественные особенности лирики Б.Пастернака

2.1. “неслыханная простота” языка , его первозданность и первородность;

2.2. обилие скрытых цитат, интонационных примет его современников и предшественников (Шекспир, Фет, Блок, Цветаева и др.);

2.3. звукопись, цветопись и светопись (лирические произведения обогащены звуками и мелодией, пластикой и рельефностью красок. Например:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

2.4. соединение образов из разных сфер действительности. Например, стихотворение «Импровизация» (1916) начинается переплетением двух образных рядов: стаи чаек и чёрно-белых клавиш рояля, вдохновенное касание рукой клавиш и кормление птиц:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.

2.5. Любовная лирика Пастернака всегда насыщена сильными чувствами и зримыми, осязаемыми образами. В ней много изначальной, почти первобытной страсти к жизни, как, например, в стихотворении из сборника «Сестра моя - жизнь»:

Любимая - жуть! Когда любит поэт,

Влюбляется бог неприкаянный

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

2.6. Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения . Чем реже слово употреблялось, тем лучше это было для поэта. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных им, нужно хорошо понимать значение таких слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые” поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.

2.7. Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит и в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега...

2.8. Религиозные мотивы пронизывают и многие произведения цикла "Стихотворения Юрия Живаго". Так, в "Рассвете" (1947) выражена идея значимости заветов Христа в жизни поэта . Она заключена уже в самом названии стихотворения. Вера в Бога позволяет человеку преодолеть мрак жизни и возродиться духовно ("Всю ночь читал я твой завет / И как от обморока ожил").

2.9. см. вопрос №3 (особенности поздней лирики).

3. Изменение языка и стиля стихотворных текстов Б.Пастернака в процессе его творческой эволюции

Ранняя лирика

Первые стихи Б. Пастернака были опубликованы в 1913 году, его первая поэтическая книга “Близнец в тучах” (1914) . Поэзия "раннего" Пастернака - непростое чтение. Сложная ассоциативность мышления, музыкальность и метафоричность стиля рождают непривычные, причудливые образы. Лирический герой как будто и не стремится непременно быть понятым, ему важнее выплеснуть переполняющие его чувства. В одном из первых стихотворений Пастернака "Февраль" (1912) , есть строчки, которые точно выражают характер ранней лирики Бориса Пастернака: "И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд " . Лирический порыв, предельная эмоциональная напряженность чувств - наиболее характерные черты, отличающие поэзию "раннего" Пастернака. Его лирическому герою присуще родственное отно­шение с окружающим миром. Восходы и закаты, снегопады и грозы он переживает как важнейшие события собственной жизни. В свою очередь и сама природа живет в его стихах человеческой жизнью: совершает поступки, страдает и радуется, влюбляется, смотрит на поэта, объясняется от его имени. Показательны в этом отношении такие стихи, как "После дождя", "Плачущий сад", "Душистою веткой машучи..." и др.

Зрелая поэзия

В 30 - 50-е годы стиль Пастернака меняется . Поэт сознательно стремится к кристальной ясности и простоте. Однако, подобная простота не предполагает общедоступности. Она неожиданна, антидогматична. В стихах Пастернака мир увиден как бы впервые, вне шаблонов и стереотипов . В результате привычное предстает под необычным углом зрения, повсед­невное обнаруживает свою значительность. Так, в стихотворении "Снег идет" в идущем за окном снеге поэту видится движение времени. А в стихотворении "Свадьба" обычная бытовая зарисовка ("Пересекши край двора, / Гости на гулянку / В дом невесты до утра / Перешли с тальянкой...") завершается глубоким философским выводом, в котором выражена идея памяти как залога бессмертия :

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье .

Таким образом, простота стиля "позднего" Пастернака сочетается с глубиной философского содержания его про­изведений . Об этом свидетельствуют многие стихи из его поэтических сборников и циклов: "На ранних поездах" (1936 - 1944), "Стихотворения Юрия Живаго" (1946 - 1953), "Когда разгуляется" (1956 - 1959) .

Позднее творчество Б. Пастернака тесно связано с ранним . В его лирике 40-50-х годов те же поэтические темы, что и в поэзии 10-20-х: природа, любовь, искусство и призвание художника: в ней же понимание родственной связи человека с окружающим его миром природы, тот же восторг бытия. И все же неко­торые свойственные Пастернаку особенности мировосприятия в его позднем творчестве проступают более отчетливо. Окружающий мир осознается поэтом, прежде всего, как мир Божий . Этим объясняется наличие религиозных мотивов, сюжетов и образов во многих его стихах: "Гамлет", "Август", "Рождественская звезда", "Рассвет", "Гефсиманский сад ", "В больнице" и др. С этим связано и то благоговение перед чудом жизни, ощущение сокровенной ценности всего живого , которое столь ярко в его поздней лирике. Характерным примером тому может служить стихотворение "Когда разгу­ляется" (1956) . В нем пейзажная зарисовка становится выражением философии жизни, размышлением о счастье существования , о чуде божественного присутствия в мире . "Простор земли" сравнивается поэтом с "внутренностью собора", а "зелень листьев" - с "живописью в цветном стекле", с "церковной росписью оконниц". Человек - часть прекрасного, овеянного тайной божьего мира, и сознание этого дает ему ощущение счастья:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Творческая и гражданская позиции поэта определены в стихотворении "Гамлет" (1946) , открывающем цикл "Сти­хотворения Юрия Живаго". Трактовка образа Гамлета приобретает у него автобиографический смысл . В "Гамлете" выражена осознанная Пастер­наком неизбежность его нравственного противостояния власти лжи и мрака.

Таким образом, в зрелом творчестве Пастернака:

  • появляется изображение бытовой конкретики;
  • усиливается биографическое начало;
  • происходит изменение субъектно-объектной организации: от лирического героя как очевидца истории к её участнику;
  • тема «оттепели» (после 20 съезда). Появляется надежда на изменение социального климата, а с другой стороны – раскрепощение человека как творческой личности;
  • новое изображение природы: лир. герой постоянно ощущает радости первооткрытия, духовное родство с природой;
  • проблема смысла человеческого бытия и его предназначения. По Пастернаку, смысл человеческой жизни очень прост. Человек – это кольцо в цепи поколений => жизнь человека – это соединение прошлого с будущим. В связи с этим важна тема памяти . Во многих стихах присутствует идея вхождения в будущее . Таким образом, смысл жизни в том, чтобы всё пережить и всё пройти. Метафорами жизни становятся: дорога, поездка, время («Снег идёт»);
  • тема творчества . Наблюдается эволюция темы творчества в зрелых книгах Пастернака. Природа художественного творчества: творчество – это напряжённое взаимодействие, это напряжённый контакт поэта с реальностью.

4. Место лирики Б.Пастернака в русской поэзии ХХ века

Имя Б. Пастернака стоит в ряду величайших художников слова 20 столетия. Его перу принадлежат как многие стихотворные шедевры, так и великолепные произведения в прозе.

В 1914 г. Б. Пастернак вместе с С. Бобровым и Н. Асеевым создал новую литературную, футуристическую по своей эстетической ориентации, группу «Центрифуга» . Творчество Б. Пастернака этого периода развивалось в русле русского футуризма.

В начале 1920-х годов к Б. Пастернаку пришла популярность. В январе 1921 г. Б. Пастернак сообщал Д.В. Петровскому: «...зеленейшая молодежь начинает мне подражать, делает из меня мэтра» . В 1923 г. он издал поэтическую книгу «Темы и вариации», в которую вошли стихи 1916-1922 годов. Авангардная поэтика стихотворений Б. Пастернака вызывала критические споры. В статье 1924 г. «Левизна Пушкина в рифмах» Брюсов указывал на противопоставленную классической, пушкинской рифме новую рифму футуристов .

Противоположный взгляд на феномен пастернаковской поэтики высказал Г.В. Адамович в своей книге «Одиночество и свобода», изданной в Нью-Йорке в 1995 г.: стихи поэта в момент возникновения не были связаны ни с эмоциями, ни с чувствами; сами слова рождали эмоции, а не наоборот. Г. Адамович указывал на пагубное воздействие поэтики Б. Пастернака на творчество М. Цветаевой, которая, по мнению критика, утратила свое дарование и в каждой строке стала «спотыкаться», а речь ее превратилась в восклицания.

Во второй половине 1920-х годов Пастернак Б.Л. Пастернак создал произведения о революционной эпохе: поэмы «Девятьсот пятый год» (1925- 1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927), стихотворный роман «Спекторский» (1925-1931). М.М. Горький одобрительно отозвался о Пастернаке как о социальном поэте.

В 1930-е годы Б. Пастернак - признанный властью поэт. На I съезде писателей Бухарин назвал его одним из замечательнейших мастеров стиха того времени. Но во второй половине 1930-х годов он, осознав двусмысленность своего положения, неестественность альянса власти и вольного художника, удалился с авансцены официальной литературной жизни. В 1936-1944 годах он написал стихотворения, составившие поэтическую книгу «На ранних поездах» (1945 ). В них поэт, уединившись в переделкинском «углу медвежьем», заявил свою жизненную концепцию, в которой приоритетными стали внутренний покой, созерцательность, размеренность бытия, согласованность поэтического творчества с творчеством природы, тихая благодарность за дарованную судьбу.

В 1958 голу этому писателю присудили Нобелевскую премию, но советские чиновники буквально вынудили его отказаться от этой, очень высокой, награды. В стихотворении «Нобелевская премия» Пастернак пишет:
Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Таким образом, поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе.

5. Анализ стихотворения Б.Пастернака

Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.

1. Дата написания. Реально-биографический комментарий.

За всю свою жизнь Пастернак любил трех женщин. Двум из возлюбленных посвящено данное стихотворение.

Первая строка посвящена первой жене поэта художнице Евгении Лурье, здесь выражена вся тяжесть жизни с некогда горячо любимой женщиной, которая целыми днями занималась творчеством и совершенно не касалась быта. Поэтому поэт был вынужден сам заниматься домашними делами, он научился готовить, стирать. Через некоторое время Борис Леонидович совершенно теряет интерес к ней, так как понимает, что больше не может заниматься делами, которыми в нормальных семьях занимаются жены, а не мужья.

Вторая строка стихотворения посвящена новой музе поэта, в корне отличавшейся от своей предшественницы. В 1929 г. поэт знакомится с Зинаидой Нейгауз, женой его друга-пианиста Генриха Нейгауз. Она сразу покорила его своей скромностью, миловидностью. После прочтения ей стихов, Пастернак спросил ее мнения, но вместо похвалы или критики Зинаида сказала, что ничего не поняла из прочитанного. Поэту понравилась эта искренность и простота. Он пообещал писать понятнее. Любовные отношения между Пастернаком и Нейгауз развивались, она ушла от своего супруга и стала новой музой поэта. В 1931 г. появилось данное стихотворение.

2. Жанровое своеобразие.

Жанр стихотворения – элегия, так как автор раздумывает о своих чувствах. Лирическое произведение проникнуто чувством безмерной любви к женщине. Лирический герой счастлив от того, что его Муза, женщина его мечты рядом с ним. Лишь она одна позволяет чувствовать лирическому герою спокойствие, умиротворение. В стихотворении герой обращается к своей возлюбленной. Можно сказать, что это стихотворение – признание, а именно признание в любви к объекту своего обожания.

3. Ведущая тема, тематическая разновидность стихотворения.

В стихотворении развивается популярная в литературе тема любви. Поэтому перед нами яркий образец любовной лирики. Произведение довольно автобиографично, так как автор в стихотворной форме рассказывает о своих любимых женщинах: о Евгении Лурье и Зинаиде Нейгауз.

Как было сказано выше, в первой строке Пастернак намекает на отношения с Евгенией Лурье, любить которую действительно было непросто, так как женщина была своенравна, эгоистична, но эрудирована и творчески одарена. Далее лирический герой обращается к новой возлюбленной – Зинаиде. Она полная противоположность Евгении. Ее преимуществом он считает «отсутствие извилин», то есть не слишком высокий интеллект. Поэт считает, что именно это придает женщине прелести. Такая представительница слабого пола более женственная, может быть прекрасной хозяйкой.

Автор считает, что возлюбленная живет не столько умом, сколько чувствами. В последней строфе поэт признается, что рядом с такой женщиной легко меняться и ему. Он понял, что очень легко «словесный сор из сердца вытрясть» и не допускать, нового засорения.

4. Основная идея.

На мой взгляд, основная тема лирического произведения выражена с следующих строках:

Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин…

Именно в этих строках выражена вся полнота чувств лирического героя. По его мнению, любовь не измеряется какими либо качествами человека. Если любишь, то любишь просто так, уже за одно существование человека. И совсем не важно обладает ли твой избранник красотой, интеллектом, материальным достатком, гораздо важнее то, что с этим человеком, в отличие от других, ты не чувствуешь «тяжелого креста», рядом с ним царит спокойствие и взаимопонимание.

5. Преобладающее настроение. Характеристика лирического героя.

В стихотворении «Любить иных – тяжелый крест» преобладает настроение счастья. Лирический герой сливается с автором. Он восхищается своей избранницей сердца, признается ей в безмерной любви. Внутреннее состояние лирического героя меняется с каждой новой строчкой. Его прошлое понимание смысла жизни сменяется совершенно новым пониманием и приобретает оттенок бытийного смысла. Лирический герой после длительного поиска любви, после неоднократных ошибок, наконец-то обретает свою любовь, он находит человека, который может любить его беззаветно, просто за то, что он есть. И лирический герой, в свою очередь, не тревожится по поводу отсутствия образования своей возлюбленной, а наоборот, считает, что она «прекрасна без извилин». Лирический герой готов до конца жизни разгадывать тайны возлюбленной, отчего и сравнивает ее с загадкой жизни. Он готов к переменам, ему необходимо освободиться от груза прежних разочарований.

6. Структура:

а) стилистические фигуры (гипербола, амплификация, литота):

-

б) синтаксические фигуры:

  • инверсия прослеживается практически в каждой строке (« И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен», «Весною слышен шорох снов»);

в) поэтические тропы:

  • сравнение позволяет нам раскрыть характер героини, мы понимаем, что лирического героя в ней восхищает простота, наивность и бескорыстие («твой смысл, как воздух, бескорыстен»);
  • метафора помогает создать образ идеальной женщины, раскрыть самочувствие лирического героя рядом с ней («любить иных тяжелый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть»);
  • эпитеты помогают раскрыть внешнюю портретную и внутреннюю характеристику той, которой посвящено данное лирическое произведение : «ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость»).

7. Основные особенности ритмики. Система стихосложения. Стихотворный размер: четерыхстопный ямб

В данном стихотворении силлабо-тоническая организация стихосложения, так как ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке.

8. Виды рифмы (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная, составная). Способы рифмовки (параллельный, перекрестный, кольцевой).

Рифма по расположению ударения – чередование мужской и женской рифм:

Любить иных тяжелый кре́ст,

А ты прекрасна без изви́лин,

И прелести твоей секре́т

Разгадке жизни равноси́лен.

Рифма по фонетическому созвучию - точная:

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин .
Ты из семьи таких основ .
Твой смысл, как воздух, бескорыстен .

Рифма по частеречной принадлежности – неоднородная рифма (например, глагол (прозреть) и наречие (впредь); глагол (вытрясть) и существительное (хитрость)):

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.

Рифмовка – перекрестная (абаб).

9. Своеобразие строфики.

Катрен, так как в каждой строфе стихотворения по четыре строки.

10. Композиция стихотворения.

В стихотворении лирический герой признается в любви своей возлюбленной. Линейная композиция данного произведение позволяет разделить стихотворение на несколько смысловых частей: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, признание в том, что рядом со своей возлюбленной герой ощущает спокойствие и заботу («…весною слышен шорох снов…»), раздумья о будущей жизни, где так же будет спокойно и умиротворенно («И жить, не засоряясь впредь»).

11. Звуковая организация.

Чувства, переживания лирического героя автор передает с помощью звукописи. Например, аллитерация представлена звуками [ л ], [ р ], [ н ], [ с ] в первом четверостишии, [ с ], [ ш ], [ т ] во втором, [ л ], [ р ], [ н ], [ с ], [ д ] в третьем. Это придает особое звучание произведению. Ассонанс звуков [ о ], [ э ] во втором четверостишии подчеркивает черты, присущие лирической героине: нежность, чистоту, чувственность.

Следует отметить, что в стихотворении доминируют шипящие и свистящие – «с» и «ш». Данные звуки, по моему мнению, придают произведению интимность, создавая ощущение шепота, так как «о любви не кричат, о любви тихо шепчут».

12. Личное отношение к стихотворению. Целостный анализ.

Стихотворение «Любить тебя – тяжелый крест» оставляет приятные чувства после прочтения. Невольно представляется пара влюбленных, которые беззаветно любят друг друга. И, конечно же, для Бориса Леонидовича эти строки – откровение, признание.

Данное стихотворение было написано в 1931 году. Здесь поэт воспевает любовь как состояние окрыленности и полета, приходит к новому пониманию сути и смысла жизни. Неожиданно он начинает иначе понимать земное чувство в бытийном, философском его значении. Борис Пастернак запечатлел непростые отношения с двумя значимыми женщинами в своей жизни – Евгенией Лурье и Зинаидой Нейгауз. Первая была его женой в самом начале литературного пути, а со второй поэт познакомился значительно позднее. Евгения была примерно одного круга с поэтом, он знал, чем она живет и дышит. Эта женщина понимала искусство и литературу. Писатель надеялся найти в ней друга, с которым у него много общих интересов. К сожалению, он в ней ошибся.

Зинаида же представляла собой человека, далекого от богемной жизни, она прекрасно справлялась с повседневными обязанностями хозяйки. Но почему-то в какой-то момент именно простая женщина оказалась понятнее и ближе утонченной душе поэта. Именно ей посвящены строки лирического произведения.

Лирический герой испытывает чувство благоговения перед этой женщиной, он полон решимости действовать во благо развития большого и светлого чувства. Все сомнения отступают, уходят на второй план. Он настолько поражен величием и красотой открывшегося ему состояния целостности, что испытывает восторг и упоение, невозможность жить дальше без этого чувства.

Размер стихотворения, четырехстопный ямб, придает стихотворению особую музыкальность, а фонетическое оформление стиха помогает понять состояние души лирического героя. Обилие метафор, эпитетов и сравнений помогает раскрыть душевное состояние лирического героя, который выражает и чувства автора.

Таким образом, перед нами предстает яркий образец любовной лирики, в которой раскрывается практически весь спектр чувства любви: разочарование, осознание ошибок, новая влюбленность, надежда на вечную любовь, умиротворение и заботу.

Язык стихотворения довольно прост, так как автор выполнил обещание данное Зинаиде Нейгауз – писать более простым и понятным языком. Данная особенность привлекает широкий круг читателей.

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА. Уже в ранней поэзии Пастернака обозначились мировоззренческие концепции его будущих поэтических книг: самоценность личности, бессмертие творчества, связь человека со всем сущим. Единство авторского я, природы, творчества стало темой стихотворения “Февраль. Достать чернил и плакать!..” (1912) . Само творчество показано как непосредственное, сиюминутное ощущение мира: стихи слагаются “чем случайней, тем вернее”.

В основе лирической ситуации - знакомый по романтической поэзии мотив бегства героя из города в естественный мир, который показан в стихотворении Пастернака как источник вдохновения и жизненных сил. У лирического героя и природы (ливня, проталин, грачей, ветра) один жизненный ритм. Стремление раствориться в ней подчеркнуто особенностями синтаксиса, в предложениях отсутствует авторское я как подлежащее, Пастернак прибегает к безличной форме: “достать чернил”, “писать о феврале”, “достать пролетку”.

Тема единого мира, созвучий всего сущего раскрыта и благодаря композиции художественного пространства, “встречи” верха и низа, природного и душевного миров:

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Контрасты ливня и “сухой грусти” поэта, весны и черноты, а также, с одной стороны, благодати, неудержимого темперамента природы и, с другой стороны, вещного мира (нанятой “за шесть гривен” пролетки) вовсе не выражают темы дисгармонии; наоборот, они представляют образ многомерного и гармоничного мира. В художественную систему стихотворения прозаическая деталь вошла органично. Эта особенность характерна для постсимволистского периода русской поэзии - для творчества футуристов и акмеистов.

Объединяющим является лейтмотив черноты, выраженный такими образами, как черная весна, чернила, чернеющие проталины, грачи, обугленные груши, дно очей. Цветовое решение аскетично, но при этом созданный в стихотворении мир динамичен и звучен, в нем ценны глаголы движения и звуковые образы (“плакать”, “навзрыд”, “ветер криками изрыт”). Буквальные значения слов сочетаются с метафорами, метафорическими сравнениями. Экспрессию стихотворению, эффект чрезмерности бытия придает и гротеск (с деревьев сорвутся “тысячи грачей”), и синонимичные образы (“плакать”, “навзрыд”), и аллитерации (например, на “р” в первой строфе), ассонансы (например, на “у” в двух последних строках третьей строфы).

В образный ряд стихотворения “Ты в ветре, веткой пробующем...” (1919) включены традиционные для произведений русской литературы ветка сирени, сад, встретившиеся и в предыдущем стихотворении ветер и обновляющий землю дождь. Эти природные образы характеризуют картину мира, в которой есть и лирический герой, и вещный мир:

У капель - тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Обрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.

Художественными скрепами разнородных явлений общего бытия служат в этом стихотворении метафоры (сад “слепит”, “забормотал”, “в окошко торкался”), метонимии (“Обрызганный, закапанный / Мильоном синих слез”), сравнения (“как плес”), уподобления (“Намокшая воробышком / Сиреневая ветвь”), аллитерации (в процитированной строфе - на “с”).

В целом на образ сада перенесены настроения лирического героя, сад - своеобразная метонимия состояния поэта, и для этого вывода есть авторская подсказка: сад его “тоскою вынянчен”, он “от тебя в шипах”. Через образ сада создается образ лирического героя, пережившего драму (“в шипах”), но эмоционально преображенного, обновленного (“ожил ночью нынешней”). Так проступает скрытый лирический сюжет, возможно, любовный.

Пастернак был верен своей идее о взаимосвязи, взаимопроницаемости человека и мира. Его философские воззрения на человека восходили к учениям итальянских гуманистов, к их концепции человека как пятого - наряду со стихиями воды, земли, воздуха и огня - элемента Вселенной (“Несколько положений”). Например, в сборнике “Сестра моя - жизнь” символом бессмертия представлено творчество Лермонтова. Ему и посвящена книга. Демон (“Памяти Демона”) - образ вечного творческого духа Лермонтова: он бессмертен, един с природой, потому и “клялся льдами вершин: / Спи, подруга, лавиной вернуся”. Свою внутреннюю связь с Лермонтовым поэт подчеркнул реминисценцией. Так, если в поэме Лермонтова “Демон” были строки “Поныне возле кельи я / Насквозь прожженный видел камень”, то в стихотворении Пастернака мы встречаем образ уцелевшей “за оградой грузинского храма” плиты. Демон печали и любви в интерпретации поэта во многом схож и с Демоном М. Врубеля. Во “Втором рождении” сам быт стал лирическим пространством, а концепция мира как движущегося целого выражалась в мотиве проникновения внутреннего мира человека в мир предметный (“Перегородок тонкоребрость / Пройду насквозь, пройду, как свет. / Пройду, как образ входит в образ / И как предмет сечет предмет”), а также сродства с русским языком (“Ho пусть и так, - не как бродяга, / Родным войду в родной язык”).

В поздний период творчества картину мира Пастернак представил в лирике 1956-1959 гг., которая была объединена им в цикл “Когда разгуляется”. Ее темы отразили те вопросы, которые он решал на протяжении всего жизненного пути: поэт и время, жизнь и бессмертие и др.

Природа - идеал гармоничной простоты и совершенства. Следуя традициям А.С. Пушкина (“Брожу ли я вдоль улиц шумных...”), И.С. Тургенева (“Отцы и дети”), Пастернак создал образ не природы-мастерской, хотя это соответствовало бы идеологии времени, рекордным темпам социалистического строительства, тезе о человеке, который как хозяин проходит по планете, а природы-храма. В стихотворении “Когда разгуляется” (1956) “простор земли” уподоблен храму, а жизнь поэта есть литургия, сопричастность богослужению:

Как будто внутренность собора -
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.

Мир природы эмоционален, одухотворен (небо “празднично”, “торжества полна трава”), многомерен, полнокровен, что выражается сравнениями (“Большое озеро как блюдо”, “скопленье облаков” - “горные ледники”, “Просвечивает зелень листьев, / Как живопись в цветном стекле”), многоцветен (лес то горит, то словно накрыт копотью, из-за туч проглядывает синева, введены образы солнца и зелени).

Отношение к жизни как к непрерывности “дней солнцеворота”, к бесконечности “единственных дней”, множественности единичного и единству множества выражено в стихотворении “Единственные дни” (1959) . Философия времени сводится к следующему: индивидуальное и неповторимое соединяются с чередой такого же индивидуального и неповторимого, образуя бесконечную цепь. День - образ вечности и его составляющая: “И дольше века длится день”.

Поэт пишет о ценности каждого дня. День - мера человеческой жизни. Он имеет свое образное наполнение. Например, Пастернак перечисляет образы зимнего дня: “Дороги мокнут, с крыш течет, / И солнце греется на льдине”.

Ho помимо природного у дня есть эмоциональное содержание: любящие “друг к другу тянутся поспешней”. В стихотворении раскрывается тема субъективного, личного восприятия времени. Это для влюбленных день длится дольше века, это в их восприятии объятие “не кончается” и время замедлило свой бег: “И полусонным стрелкам лень / Ворочаться на циферблате”. Первые три строки последней строфы стихотворения являются метонимией, в них через образ времени переданы ощущения влюбленных. Метонимичны и строки “и на деревьях в вышине / Потеют от тепла скворешни”, с ними также ассоциируется мотив чувств влюбленных.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, НАРОД, СТРАНА. В книге “На ранних поездах” поэт выразил свое восприятие родины. Его Россия - не просто Советское государство. Стремясь постичь “неповторимые черты” России, он всматривается в жизнь народа и испытывает к нему такое же чувство родства, как и к природе:

Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя,
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.

(“На ранних поездах... ”, 1941)

Картина единого мира помимо поэта, предметов и прочих материальных сущностей, природы, творчества включила и народ. Пастернак создал сходный с блоковским образ России-избранницы с особой судьбой:

И русская судьба безбрежней,
Чем может грезиться во сне,
И вечно остается прежней
При небывалой новизне.

(“Неоглядность ”, 1944).

Отечественную войну он рассматривает как конфликт “душегубов” и “русской судьбы безбрежной”. Тема жертвенности и бессмертия души - одна из главных в вошедшем в книгу цикле “Стихи о войне”. В стихотворении “Смелость” (1941) безымянные герои, не причисленные к живым, уносили свой подвиг “в обитель громовержцев и орлов”; в стихотворении “Победитель” (1944) всему Ленинграду выпал “бессмертный жребий”.

Тема человека и страны обрела особый смысл в творческой судьбе поэта зимой 1945/46 г., когда он приступил к написанию романа “Доктор Живаго”. Герой романа, доктор Юрий Живаго, стремится в условиях классового противостояния сохранить внутреннюю свободу. Живаго умирает в страшный для народной России год раскулачивания - 1929-й. Трагичны жизни его близких, их участь - эмиграция, сталинские лагеря.

Лирика из романа “Доктор Живаго’’. Пастернак писал, что в Живаго он стремился запечатлеть и себя, и Блока, и Есенина, и Маяковского. Тема творческой личности стала одной из центральных в двадцати пяти стихотворениях Живаго, составивших заключительную главу романа. Одно из них - “Гамлет” (1946) . В стихотворении решается высокая тема долга и самоотречения, ставится вопрос: возможна или нет независимость человека жестокой необходимости, от губительного для него участия в жизни человечества? В лирическом герое соединились три судьбы - Живаго, Гамлета, Христа.

Поэт представляет себя в роли Гамлета (“Гул затих. Я вышел на подмостки”). Судьба Гамлета соотнесена с судьбою Христа. У Гамлета, как и у Христа, нет права выбора, его судьба совершается помимо его воли, он знает, что выполняет “замысел упрямый” Господа. В молитве Гамлета (“Если только можно, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси”) звучит евангельский мотив. В главе 14 Евангелия от Марка читаем: “Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня”. В главе 26 Евангелия от Матфея: “Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия”. В главе 22 Евангелия от Луки: “Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!” Пастернак максимально приближает свой текст к тексту Евангелия. С этими словами Христос обратился к Богу Отцу в Гефсиманском саду, зная, что ему предстоит мучительная смерть. Гамлет, как и Христос, предчувствует, что ему не избежать испытаний. Как Христос добавил к своей просьбе: “Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет”, - так и пастернаков-ский Гамлет, он же лирический герой, осознает свою судьбу зависимой от высшей воли.

Драма личности, ее сложные отношения с эпохой выражены в мотиве фарисейства. Современность - “далекий отголосок” новозаветного времени, “другая драма”. О себе и современности Пастернак пишет: “Я один, все тонет в фарисействе”.

Тема “Гамлета” соответствует теме стихотворения “Гефсиманский сад”, которое завершает роман. Крестный путь неотвратим как залог бессмертия, и Христос, приняв чашу испытаний и пережив муки смертного, произносит: “Ко мне на суд, как баржи каравана, / Столетья поплывут из темноты”.

Развита тема “Гамлета” и в стихотворении “Рассвет” (1947) . Лирический герой берет на себя бремя чужих забот: “Я чувствую за них за всех, / Как будто побывал в их шкуре”. Слияние судеб лирического героя и народа - завет свыше: “Всю ночь читал я твой завет”. Очевидно, что речь идет о Христовой любви к людям. Мотив погружения в повседневность также имеет евангельские корни. В “Докторе Живаго” была выражена мысль о том, что дух Евангелия во времена апостолов заключался в изложении истин через повседневность, что и было выражено в притчах. Соответственно Пастернак полагал, что сама повседневность, мирская суета, ежедневные людские заботы символичны, в них скрыты высшие истины. В “Рассвете” душа лирического героя отзывается на мелочи жизни: “Везде встают, огни, уют, / Пьют чай, торопятся к трамваям...”

После войны и разрухи, жизни-”обморока” поэт, вдохновленный “заветом”, вновь влюблен в жизнь, он словно заново рожден:

И я по лестнице бегу,
Как будто выхожу впервые
На эти улицы в снегу
И вымершие мостовые.

В стихотворении есть и литературные аллюзии. Пастернак назвал его “плохим Блоком”. Таким образом, в словах “ты”, “твой завет” - образ Блока. Во “Втором крещении” А. Блока есть строки, похожие на процитированные выше: “И в новый мир, вступая, знаю, / Что люди есть и есть дела”. Второе крещение - приобщение к жизни народа. В стихотворении Пастернака тема обновления жизни поэта также связана с темой народа: “Мне к людям хочется, в толпу, / В их внутреннее оживленье”. Так в его поэзии прозвучала блоковская “трилогия вочеловечения”, а “Второе крещение” - своеобразный “завет”.

Тема земных и небесных путей, соотнесенности человеческой жизни с горним миром раскрыта в стихотворении “Август” (1953) . В нем образный ряд являет синтез быта, повседневности (“слегка увлажнена подушка”, занавеси, диван, “край стены за книжной полкой”, петушиные голоса), чувственных состояний (“размах крыла расправленный”, женщина, творчество) и евангельской истории (Преображение Христа, свет горы Фавор, открывший апостолам божественную суть Христа, “лазурь преображенная”, “золото второго Спаса”).

Солнце - и конкретный пейзажный образ, и символ жизни - контрастирует с мотивом сна. Как во сне лирического героя М. Лермонтова выразились предчувствия своей смерти (“Сон”), так и лирический герой “Августа” видит сон о собственном погребении. Пастернак рисует ситуацию, в которой соединились и бытовые детали, и мистическая образность: “В лесу казенной землемершею / Стояла смерть среди погоста, / Смотря в лицо мое умершее”. Ho сон проходит, образы солнца и Преображения (а погребение осуществляется на Преображение Господне) знаменуют возвращение героя к жизни. Сама жизнь лирического героя обрисована образами женщины, которая бросает вызов “бездне унижений”, имбирно-красного леса, знакомых (они идут на похороны поэта). Всё это ценности его жизни, противоположные эпохе “безвременщины”, в которой живет поэт.

Развита в стихотворении и тема вечности творчества. Голос поэта, названный провидческим, не тронут распадом. Понятие творчества сближается с понятием чудотворства. Продолжая пушкинскую, лермонтовскую тему силы поэтического слова, Пастернак пишет о его колоссальных возможностях: “И образ мира, в слове явленный”.

Вера в преодоление тревог, метелей внешнего мира выразилась и в любовной лирике романа. В стихотворении Зимняя ночь” (1946) противопоставлены два мира - безбрежный (вселенская снежная мгла) и локальный (дом, место встречи его и ее). Символами происходящего в этих мирах являются образы метели и свечи. Мир дома для лирического героя, как и для доктора Живаго, - самоценное пространство, именно в нем он познает плотскую и духовную радость. Бытовой образ “и падали два башмачка / Co стуком на пол” дополняет внебытовой, эмоциональный план стихотворения, который, в свою очередь, трансформируется в сверхчувственный, неземной: “И жар соблазна / Вздымал, как ангел, два крыла / Крестообразно”. Плоть, как полагал Пастернак, не греховна. В автобиографической прозе “Охранная грамота” (1930) он писал о чистоте и святости обнажения и близости, об их защищенности от разврата. В “Зимней ночи” плоть словно получает благословение свыше. Потому и появляется в стихотворении образ свечи. Этот образ, выражающий, как правило, идею святости, чистоты, душевного покоя, сопровожден прозаической деталью, говорящей об обнажении, интимной близости: “И воск слезами с ночника / На платье капал...”

О ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ. Тема творческой интуиции, возможностей языка, сути поэзии, ее вечности рассматривалась выше в стихотворениях “Февраль. Достать чернил и плакать!..”, “Август” .

В ряде лирических произведений Пастернак выразил свое понимание предназначения поэта. Так, в стихотворении “Быть знаменитым некрасиво...” (1956) истинная поэзия была противопоставлена суете литературной жизни. Поэту, как полагал Пастернак, противопоказано быть знаменитым, заводить архивы, для его таланта губительны успех и шумиха, “быть притчей на устах у всех” - позор и самозванство. Он формулирует сентенцию: “Цель творчества - самоотдача”. В “Гамлете” лирический герой стремился предугадать, что случится на его веку, в стихотворении “Быть знаменитым некрасиво...” старается жить так, чтобы “услышать будущего зов”. Поэту следует сохранить свою индивидуальность, что равноценно жизни:

И должен ни единой долькой
He отступаться от лица,
Ho быть живым, живым и только.
Живым и только до конца.

В стихотворении “Во всем мне хочется дойти...” (1956) лирический герой - максималист, он говорит о своей страсти познания сущности явлений, постижения полноты жизни (“Жить, думать, чувствовать, любить, / Свершать открытья”). Среди перечисленных Пастернаком понятий и явлений нет умозрительных, рациональных. Его лирический герой воспринимает мир просто и естественно, как это делают любимые герои Л. Толстого. Истина жизни и является, как полагает Пастернак, материалом для творчества. Природа творчества адекватна окружающему миру:

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Последняя строка процитированной строфы отсылает нас к стихотворению Пушкина “Эхо”, в котором говорится о том, что поэт - эхо мира, поэзия отражает и высокое и низкое: и “грохот громов”, и “крики сельских пастухов”.

Если придававший поэзии утилитарное, социальное значение В. Маяковский сравнивал творчество с маузером, грозным оружием, рифму уподоблял бочке с динамитом, то Пастернак ассоциирует поэзию с садом (“Я б разбивал стихи, как сад”).

За счет многочисленных перечислений разнородных понятий создается психологический подтекст: перед нами экстаз творчества, переданный в метонимическом образе “натянутой тетивы / Тугого лука”. Этому способствуют и лексические и синтаксические повторы.

Понимание человека как пятого элемента Вселенной и творчества как его духовной работы соотносится Пастернаком с темой времени и вечности. Постоянное движение, устремленность к иным пределам составляют суть творческой жизни, о чем Пастернак написал в стихотворении “Ночь” (1956) . Художник, артистическая натура сравнивается с летчиком в ночном небе: он, как лирический герой многих произведений Пастернака, принадлежит земному пространству, конкретному времени - и вечности; он парит над планетой, над ночными барами, казармами, вокзалами, иными словами, над тем, что измеряется временем, имеет свои временные характеристики, и “уходит в облака”. Летчик - образ, раскрывающий тему единства земли и неба. В отличие от поэтов-романтиков Пастернак не противопоставляет одно другому, его поэтическое сознание направлено на синтез миров. Потому здесь встречается распространенный в поэзии Пастернака прием уподобления “высокого” “низкому”, духовного вещному: летчик исчез в тумане, “став крестиком на ткани / И меткой на белье”, а мотиву виражей придан параллельный образ Млечного Пути:

И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный Путь.

Последние две строфы стихотворения - обращение к творческой натуре, в нем пять раз звучит призыв “не спи”; духовные усилия творца соединяют время как нечто осмысленное человеком, конкретное, в чем проявляется земное бытие и чему принадлежит сам художник, и вечность, которой опять же он принадлежит: “Ты - вечности заложник / У времени в плену”.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Б. Л. ПАСТЕРНАКА

1 2 Базиева М. В. , Хадзиева А. А.

1Базиева Мадина Владимировна /Еаг(еуа ЫаШпа УЫттупа - магистрант, филологический факультет;

2Хадзиева Айна Ахмедовна /Hadzieva Ата Ahmedovna - доцент филологических наук,

преподаватель, кафедра русской и зарубежной литературы, Ингушский государственный университет, г. Магас, Республика Ингушетия

Аннотация: понимание мира природы и мира человека в их гармоничном единстве, балансе - свойственно замечательному писателю и поэту Борису Пастернаку. В статье рассматриваются особенности любовной лирики этого известного русского поэта. Главным аспектом исследования является любовная лирика Пастернака как важный элемент творчества поэта, где доказывается, что любовь в стихотворениях Бориса Леонидовича связана с воспоминаниями, с разлуками и с невзаимной любовью лирической героини к возлюбленному или наоборот. Метафоричность, умение объединить экспрессию и классику поэтики - в этом заслуга Бориса Пастернака.

Ключевые слова: Пастернак, лирика, женщины, творчество, любовь.

Великий русский писатель, поэт и переводчик Борис Леонидович Пастернак, лауреат Нобелевской премии по литературе, был одним из самых выдающихся поэтов 20 века. Борис Пастернак был творческой натурой, а значит, не простым. Отец Пастернака был художником, а мать - пианисткой, что объясняет тот факт, что Борис Пастернак рос в творческой атмосфере. Его родители поддерживали дружбу со многими известными художниками, музыкантами и писателями.

Первые стихи Бориса Пастернака были опубликованы в 1913 году в сборнике «Близнецы в тучах» (коллективный сборник группы «Лирика»). С этого года и по 1959 год Борис Пастернак написал огромное количество стихотворений, пьес и поэм, выпустил много сборников. Шесть лет подряд Пастернак выступал лауреатом Нобелевской премии по литературе и в 1958 году удостоился этой премии. Но в день вручения - 23 октября, обвинив писателя в изменнических действиях, советская пропаганда заставила писателя отказаться от премии, исключив Пастернака из Союза писателей и пригрозив ему лишением гражданства. Но в 1989 медаль лауреата Нобелевской премии была вручена семье писателя .

Любовная лирика Бориса Пастернака является одним из основных направлений гуманизма творчества поэта. В своих стихах, которые он посвятил своим любимым женщинам, поэт как бы просит услышать его, понять и прочувствовать его внутренний мир, но не нарушать его покой. И сам он никогда не вламывался в души близких людей, а только вчувствовался и вслушивался.

Лирический герой Бориса Пастернака всегда говорит о любви в прошедшем времени, но говорит с гордостью и уважением. Он считает, что любовь помогает избавиться от суеты и пошлости мира и поэтому, об искре любви, которая погасла когда-то, глупо сожалеть. Это хоть и временное, но освобождение духа от пустоты и одиночества. Борис Пастернак отображал в своих стихах достоинство любви с философской глубиной. Он считал, что любовь равносильна разгадке смысла бытия и, имея в этом горький опыт.

Боль разлуки перенес и он. В его цикле «Разрыв» слышится стон души, которая теряет свою любовь, опустошается и страдает. Но даже здесь лирический герой

Бориса Пастернака не пишет о любви с разочарованием или сарказмом, он возвышает и восхваляет это чувство, а не преодолевает свою душевную боль.

Любовная лирика Бориса Пастернака, которая уходит корнями в перипетии его жизни и хитросплетения судьбы, была хоть и не такой насыщенной, как у большинства других поэтов того времени, но от этого не менее чувственной и искренней. Борис Пастернак был на удивление чистым и одухотворенным человеком, он хорошо чувствовал грани человеческих взаимоотношений, которые стремились к моральности, порядочности, доброте и, что самое главное, к торжеству этих идеалов в современном социуме .

Всю любовную лирику Бориса Пастернака можно озаглавить одой строчкой его же творения: «Любовь - это самое чистое из всего, что знает Вселенная...» Интересен тот факт, что в раннем творчестве Пастернака не так много произведений о высоком чувстве, вздохах на скамейке или о безответной любви. Но все меняется в тот момент, когда для поэта наступает новый жизненный этап, который был связан с его первой сильной влюбленностью. И на данном этапе пришло время для любовной лирики Бориса Пастернака. Это любовь настолько сильно захлестнула поэта, что дала ему вдохновение для написания огромного количества прекрасных произведений.

В своей любовной лирике Борис Пастернак не пишет об одной женщине, как и у любого другого поэта, она перекликается с образами всех его любимых женщин. В раннем творчестве поэта не было и намека на любовь, до встречи с той первой любовью Пастернак писал серьезные размышления на тему философии.

И вот в его жизни появилась Она. Первой любовью Бориса Пастернака стала Ида Высоцкая, он с ней познакомился в Марбурге. Именно благодаря Иде Высоцкой на свет появились сначала робкие строчки, а потом и уверенные, прекрасные произведения любовной лирики Бориса Пастернака. Эта любовь ошеломила юношу, настолько сильной, чувственной и яркой была она, что Пастернак сразу же сделал предложение своей любимой женщине. Но Ида Высоцкая отказала ему. Все это происходило в Марбурге, об этом горьком опыте любви он напишет в одноименном стихотворении. Это и стало началом любовной лирики Бориса Леонидовича Пастернака .

Не менее важную роль в жизни Пастернака сыграла его кузина Ольга Фрейденберг, с которой они долгое время поддерживали теплые дружеские отношения. Главными женщинами в жизни поэта стали его жены. Будучи в браке с первой женой - Евгенией Лурье, пишет множество стихов, посвященных ей. Это период расцвета лирики Пастернака. Пастернак очень привязан к своей семье, но эта связь скоро истончается, и в 1930 году он сходится Зинаидой Нейгауз, женой пианиста Нейгауза. Взаимоотношения Бориса и Зинаиды оставили также след в лирике Пастернака. Их чувства не имеют границ и рамок, ради них они готовы отказаться от семей и вступают в брак. Ищущего вдохновения Пастернака хватает ненадолго, он находит новый «заряд эмоций». На этот раз жизнь Пастернака меняется кардинально с появлением Ольги Ивинской, которая стала последней музой поэта. Именно с ней поэт провел лучшие годы и посвятил ей прекрасные произведения.

В лирике Бориса Пастернака нашла свое место каждая из женщин, которых он когда-либо любил. Имена своих жен он увековечил в своих произведениях, что является, пожалуй, лучшим подарком для них.

Литература

1. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990. С. 93.

2. Пастернак Б. Л. Собрание сочинений. В пяти томах. Москва. Художественная литература, 1989-1992. С. 256.

3. Пастернак Б. Об искусстве: «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. Москва. Искусство, 1990. С. 31.

4. Флейшман Л. С. Борис Пастернак в двадцатые годы. Мюнхен, 1981. С. 27.

ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН»

Пугоева М. Т.

Пугоева Милана Темерлановна /Pugoeva МИапа ТвтвНапоупа - магистрант,

филологический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас, Республика Ингушетия

Аннотация: в статье рассматривается творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике. Кавказ -одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М. Ю. Лермонтова. Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил. В статье рассматривается одно из произведений, посвященных Кавказу, «Демон», в котором освещаются пути духовных исканий великого поэта. Ключевые слова: Лермонтов, жанр, Демон, зло, чувства, душа.

Михаил Юрьевич Лермонтов по праву считается великим мастером слова. Поэт брал за основу творчество Пушкина, преемником которого он является, и многих других писателей. Михаил Юрьевич является ярчайшим представителем русского романтизма в литературе.

Его творчество внесло весомый вклад в развитие российского искусства: им были написаны новые музыкальные и художественные произведения .

Михаил Юрьевич чаще писал произведения в жанре романтической поэмы. Им написано огромное количество поэм, некоторые из которых не дали закончены, несколько печатались несколько раз в разных редакциях, есть и несохранившиеся до наших дней. Каждое произведение, написанное Лермонтовым, является уникальным: разная тематика, сюжеты, стили. Именно мечтательность осознание разрыва между мечтой и реальностью - главная черта романтизма.

Внутренний мир человека, чувственность и его творчество провозгласили подлинными ценностями.

Известно, что романтические герои всегда находятся в конфликте с обществом. Являясь странствующими изгнанниками, разочарованные герои бросают вызов несправедливому обществу.

Лермонтов является представителем русского романтизма. Белинский отмечал, что «Лермонтов - поэт совсем другой эпохи», чем Пушкин, и его поэзия - «совсем новое звено в цепи исторического развития нового общества».

Поэму «Демон» М. Ю. Лермонтов начал сочинять в 15 лет. Первая строка -«печальный демон, дух изгнания» - прошла сквозь все редакции поэмы и сохранилась в ней до конца .

В поэме «Демон» Михаил Юрьевич дает свое оценочное представление о герое-индивидуалисте. В основе поэмы лежит легенда о злом духе, взятая из библии, который был свергнут с неба, из-за поднятого бунта против Бога. Хоть поэма и написана в жанре фантастике, но и здесь мы можем проследить намек на глубокий смысл. Это психологический аспект, философский, а также социальный.

Опорный конспект по лирике Бориса Пастернака позволяет сконцентрировать внимание на основных особенностях творческой манеры поэта. Также здесь представлено творческое задание для обучающихся на основе стихотворения Б.Пастернака "Нобелевская премия". Конспект может быть использован на уроках литературы в 9, 11 или 12 вечерней школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опорный конспект по теме «Особенности лирики Бориса Леонидовича Пастернака (1890- 1960)», 12 класс вечерней школы

1. Его поэзия музыкальна. Однако поражает не напевностью внешней (ритм, рефрен и т.д), а богатством внутренних мелодий (звукопись, повторы, ассонансные ряды).

2. Мир в его ощущениях живой и воспринимается целостно.

Мирозданье- лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

Вошёл в поэзию как футурист, группа «Центрифуга», друг В.Маяковского, но его называют романтиком. Испытывал сильное влияние символистов: А.Блока, А.Белого. Но считал, что подлинное искусство должно реалистичным. Основная задача реалистического искусства- восстановление единства мира и человека.

3. Подчёркивает сложность внутреннего мира поэта:

Любимая- жуть! Когда любит поэт,

Влюбляется бог неприкаянный.

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

4. Поэзия Пастернака философична. (Не стоит забывать, что он учился на философском факультете).

Пастернак писал: «Моя постоянная забота обращена на содержание. Моей постоянной заботой было, чтобы само стихотворение содержало нечто, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину».

Первый ориентир для анализа произведений Пастернака- заглавие. Оно почти обязательно и почти всегда разъясняющее.

5. Особенности языка Пастернака.

Обилие историзмов, терминов из различных областей, однако они соседствуют с просторечиями.

Необычен синтаксис (цезуры- внутристихотворная пауза, разделяющая стихотворную строку на 2 полустишия- равные или неравные).

6. Поздние стихи Пастернака проще, понятнее.

Б.Л.Пастернак

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет.

А за мною шум погони.

Мне наружу ходу нет.

Тёмный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду,

Будь, что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у горба,

Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Задание:

  1. Как вы думаете, с каким фактом жизни Пастернака связано данное стихотворение?
  2. Расскажите о нём и прокомментируйте текст стихотворения.
  3. Какое название вы бы ему дали? (У автора оно названо «Нобелевская премия»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Лирика Бориса Пастернака"

Урок в 11 классе по теме "Лирика Б.Пастернака" проводится после 1 урока изучения жизненного и творческого пути писателя. Групповая работа позволяет охватить основную тематику лирики поэта....

План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака"Во всём мне хочется дойти до самой сути".

План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака "Во всём мне хочется дойти до самой сути"....

Анна Ахматова и Борис Пастернак — яркие представители петербургской и московской школ в русской поэзии. У нее — строгость и гармония классической формы, у него — внешнее нагромождение образов в попытках «в пределах стихотворения воссоздать всеохватывающую атмосферу бытия»:

Как не в своем рассудке,
Как дети ослушанья,
Облизываясь, сутки
Шутя мы осушали.
<...>
И день вставал, оплеснясь,
В помойной жаркой яме
В кругах помойных лестниц,
Ушибленный дровами.

Это ранний Пастернак (1919 г.). После 1940 г. его стиль решительно изменится в сторону простоты и в формальном отношении станет близок стихам Ахматовой: та же внешняя простота и «прозрачность» в соединении со смысловой глубиной. Техника стиха у позднего Пастернака обретает такое качество, что уже перестает восприниматься как техника:

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
<...>
(«Снег идет», 1956).

Но при всей разнице между «ранним» (до 1940 г.) и «поздним» (после 1940 г.) Пастернаком общность, цельность его поэтического мира несомненна. Уже сами названия сборников «Поверх барьеров» (1916) и «Сестра моя — жизнь» показательны, потому что характеризуют поэтическую манеру Пастернака. В чем же особенности мировосприятия и поэтического стиля Бориса Пастернака? Вот фрагмент его стихотворения 1918 г.:

Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель —
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель,
<...>
Что в берковец церковный зык,
Что взят звонарь в весовщики,
Что от капели, от слезы
И от поста болят виски.

Сквозь это почти косноязычное бормотание раннего Пастернака (одна только строчка «Ту цель, как цель, и эта цель...» чего стоит!) все же пробиваются его главная мысль и чувство — изумление поэта перед миром {«Мне невмоготу / Мириться с тем, что есть апрель...»). Берковец — старинная русская мера веса, равная десяти пудам; низкий звук колокола «ощутим на вес». Восхищение чудом жизни — вот то новое, что принес в поэзию Пастернак.

«Родство со всем, что есть», желание остановить, задержать, запечатлеть в слове каждый миг уходящего бытия — вот главное чувство, владеющее лирическим героем Пастернака.

Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе.

У старших на это свои есть резоны.
Бесспорно, бесспорно смешон твой резон,
Что в грозу лиловы глаза и газоны
И пахнет сырой резедой горизонт.
(«Сестра моя — жизнь...»)

В этих стихах все рядом и все перепуталось: в отсветах молний бушующей грозы глаза и газоны — одного, лилового, цвета; а горизонт не дальний, не темный и даже не зловещий (как молено было бы предположить), а — сырой и пахнет резедой, сорной травой, у которой особенно терпкий запах после дождя. Резон, газоны,резедой, горизонт — в этих словах «полно озона». Может быть, поэтому современник Пастернака О.Э.Мандельштам сказал о его поэзии: «Стихи Пастернака почитать — горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулеза».

Название сборника «Сестра моя — жизнь» —лучший эпиграф ко всему творчеству поэта. В этом обращении одновременно и нежность, и благоговение, и дерзость («Поэзия вечной мужественности», — говорила М.И.Цветаева о Пастернаке), а в общем — крайняя интимность. Пастернак «на ты» с миром: «Казалось, альфой и омегой мы с жизнью на один покрой. Она жила, как альтер эго, и я назвал ее сестрой».

Итак, отличительная черта поэтического стиля Пастернака — сила и интенсивность контакта лирического героя с миром. Существует — и справедливо — мнение о сложности, затрудненности восприятия стихов раннего Пастернака. Во-первых, в словаре поэта — масса непонятных слов из самых разных пластов лексики: фольварки, брыжи и фижмы, центифолии, дебаркадер, гривны... ; во-вторых, восприятию мешает непоследовательный, затрудненный синтаксис (как найти конец предложения, подлежащее и сказуемое?) и, наконец, густая метафоричность, ассоциативные ряды образов. Такая сложность сама по себе не является ни достоинством, ни недостатком. Это своеобразие стиля, художественной манеры. Стиль же — не просто совокупность художественных приемов, он есть нечто объективное — выражение, отпечаток личности художника.

В замечательной рецензии на книгу «Сестра моя — жизнь» Марина Цветаева так формулирует основную причину непонимания Пастернака: она — «в нас... Между нами и вещью — наше (вернее, чужое) представление о ней, наша застилающая вещь привычка... все общие места литературы и опыта. Между нами и вещью наша слепость, наш порочный глаз. Между Пастернаком и предметом — ничего...»

У капель — тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Забрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.
(«Ты в ветре, веткой пробующем...»)

Лирическое повествование Пастернак ведет «поверх барьеров» обычного (привычного, шаблонного) восприятия жизни. В его поэтической вселенной — «люди и вещи на равной ноге». Стерты границы: высокое — низкое, поэтическое — прозаическое, общее — частное. Нет ничего мелкого, незначительного, все сплетено в « существованья ткань сквозную ». Вещи сдвигаются со своих «насиженных мест» (тех, где мы привыкли их видеть) и приходят в бурное, порой хаотическое движение, призванное запечатлеть действительность в ее естественном беспорядке. Отсюда — импрессионизм поэтического письма Пастернака:

Нет времени у вдохновенья. Болота,
Земля ли иль море, иль лужа, —
Мне здесь сновиденье явилось, и счеты
Сведу с ним сейчас же и тут же.

Это строки о Петре I, замыслившем новую северную столицу. Но любая лирика — прежде всего о себе: «...счеты сведу... сейчас же и тут же». Та же мысль — в другом стихотворении: «И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд».

«Мой сорт», кефир, менадо.
Чтоб разрыдаться, мне
Не так уж много надо, —
Довольно мух в окне.
(« Как усыпительна жизнь!..»)

Речь «взахлеб» и «навзрыд», переполненная громоздящимися и лезущими друг на друга словами; способность мыслить и говорить не отдельными строками, а целыми строфами, периодами, оборотами — характерные черты стиля Пастернака.

Разрывая кусты на себе, как силок,
Маргаритиных стиснутых губ лиловей,
Горячей, чем глазной маргаритин белок,
Бился, щелкал, царил и сиял соловей.
(«Маргарита»)

Это не описание соловьиного пения. Это его запись — запись эмоционального удара, нанесенного соловьиным пением. Вся последняя строка «бился, щелкал, царил и сиял соловей» — это словесный рисунок четырехколенчатой соловьиной рулады. Соловей аукается со словами силок — лиловей — белок, а белок — с бился и сиял. Звуковая ассоциативность накладывается на ассоциативность смысловую и образную. Сам Пастернак об этом сказал так: «Поэзия подыскивает мелодию природы среди шума словаря».

Поздний Пастернак это же соловьиное пение передаст одним глаголом:

И на пожарище заката
В далекой прочерни ветвей,
Как гулкий колокол набата,
Неистовствовал соловей.

Глагол неистовствовал захватывает огромное звуковое пространство. Музыка наступающей весны передана единственной строчкой: «С капелью говорит апрель...»

Такая особенность стихов Пастернака позволила исследователям говорить о звуковом колорите (колорит — соотношение красок по тону и интенсивности в живописном полотне) его поэзии. «Мир наполнил новым звоном / В пространстве новом отраженных строф», — с присущей ей меткостью определений сказала Ахматова о своем собрате по перу.

Часто образ Пастернака — образ не статичный, а движущийся, показанный в развитии. «Поэт стремится выразить свою мысль, свое впечатление, описывая предмет со всех концов разом. Будто торопясь зафиксировать, охватить быстрым очерком поток явлений... пропускает несущественное, прерывая, нарушая логические взаимосвязи, и заботится прежде всего о передаче атмосферы, настроения или состояния в их подлинности...» — пишет исследователь творчества Б.Пастернака Н.Банников.

Попытаемся прочесть с этой точки зрения стихотворение «Девочка» из «Сестры моей — жизни»:

Из сада, с качелей, с бухты-барахты
Вбегает ветка в трюмо!
Огромная, близкая, с каплей смарагда
На кончике кисти прямой.

Сад застлан, пропал за ее беспорядком,
За бьющей в лицо кутерьмой.
Родная, громадная, с сад, а характером —
Сестра! Второе трюмо!

Но вот эту ветку вносят в рюмке
И ставят к раме трюмо.

Тюремной людской дремой?

Пространственное положение лирического героя — внутри дома, в комнате, где в зеркале трюмо отражается сад за окном. Вдруг неожиданно («с бухты-барахты») одна-единственная ветка, «вбежавшая в трюмо» (порыв ветра?), заслонила собой целый сад:

Громадная, с сад, а характером —
Сестра! Второе трюмо!

Внимание останавливает последняя строка. Сестра — кому? саду? Но определение «второе трюмо», в котором одна ветка приравнена к целому саду (сад — это «первое трюмо») отсылает к названию сборника — «Сестра моя — жизнь». «Огромная, близкая, родная, громадная» ветка-девочка в этом стихотворении — образ жизни.

В третьей строфе в комнате оказывается уже не отражение ветки, а она сама — ее «вносят в рюмке и ставят к раме трюмо». Теперь уже будто не лирический герой, а ветка, неожиданно оказавшаяся в «тюрьме комнаты», удивленно глядит на то, что предстало ее взору:

Кто это, — гадает, — глаза мне рюмит
Тюремной людской дремой?

Слово трюмо, фонетически повторенное в последовательности в рюмке — к раме трюмо — рюмит тюремной дремой, — звуковой портрет ветки, отразившейся в зеркале трюмо. Образ «лепится» при помощи звука. В целом же стихотворение рождает у читателя ощущение яркого весеннего утра с бьющим в глаза солнцем и горячим шелестом листвы за окном (несмотря на отсутствие «прямых» деталей, указывающих на «солнечность» и «утро»).

О подобной манере художественного письма, когда важно передать не только увиденное, но и впечатление от него, сам Пастернак писал: «Исскуство есть запись смещения действительности, производимого чувствами».

Свои образы Пастернак выстраивает по ассоциативному принципу.

И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье — лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.

Сады — пруды — ограды. — мирозданье — страсти образуют цепь ассоциаций, из которых только первые три звена обычно сопоставимы в нашем сознании; добавленные к ним мирозданье — страсти нарушают автоматизм восприятия текста, заставляют работать мысль читателя. Сближение отдаленного делает образ необычным, побуждает нас — вслед за поэтом — открывать новые связи в мире. Вот пастернаковские «Ландыши », на которые набредаешь в прохладной тени березняка жарким майским полднем:

Но ты уже предупрежден:
Вас кто-то наблюдает снизу:
Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.

Шурша, неслышно, как парча,
Льнут лайкою его початки,

Весь сумрак рощи сообща
Их разбирает на перчатки.

Разберемся в прилагательных: «Сырой овраг сухим дождем / Росистых ландышей унизан». По сравнению с настоящим дождем дождь ландышей, хотя и не успевших еще обсохнуть от росы, конечно, сухой. Определения как бы отрицают друг друга: сырой — сухим -- росистых. Но через это отрицание утверждается единство, рождается образ. Зрительный образ обогащен звуковым («шурша, неслышно, как парча» — ш- с- пч: шум молодой весенней листвы) и осязательным («льнут лайкою его початки»): нежные, глянцевитые листья молодых ландышей напоминают прикосновение кожи перчаток к рукам. Как руки прячутся в перчатки, так с наступлением темноты закрываются широкие ладони-листья ландышей («весь сумрак рощи сообща / их разбирает на перчатки). Это стихотворение — пример того, как далекие ряды образов сдвигаются, освещая друг друга, входя в новые, непривычные сочетания.

Не знаю, решена ль
Загадка зги загробной,
Но жизнь, как тишина
Осенняя, — подробна.
(«Давай ронять слова...»)

Осеняя прозрачность и тишина — особенные: видно и слышно далеко — «во все концы света» (словом хрустальный передал Ф.И.Тютчев такое состояние природы: «Весь день стоит как бы хрустальный...»). Сравнение жизни и тишины у Пастернака идет по неожиданному ассоциативному признаку — подробности. В нашей жизни значительно не только главное, подчас мелочи важнее — это хорошо знал поэт, чей покровитель — «всесильный бог деталей». У Пастернака особое, жадное, неистовое пристрастие к деталям. Их тончайшее, точнейшее воспроизведение — его специальность. («Искусство — дерзость глазомера, влеченье, сила и захват».) Пастернак — художник, которому «ничто не мелко», ибо только в подробностях, частностях оживает панорама бытия.

Ахматова, по воспоминаниям современников, очень возмущалась строкой Пастернака: «вошла со стулом». Безусловно, для ее поэтической системы, где все строго и классично, как летящие линии петербургских зданий, такая строка невозможна. Но не для Пастернака, москвича по рождению и мироощущению. В его мире сказать так — естественно:

О неженка, во имя прежних
И в этот раз твой
Наряд щебечет, как подснежник
Апрелю: «Здравствуй!»

Грех думать — ты не из весталок:
Вошла со стулом,
Как с полки жизнь мою достала
И пыль обдула.
(«Из суеверья»).

Литературовед Лев Озеров так поясняет ассоциативную образность поэта: «Пастернак сам вовлекается и увлекает за собой читателя в лабиринты образов и мыслей, выражая сложность человеческой психики, ее многоплановость, в известной мере ее нерасчлененность, бесконтурность. Между предметами и явлениями внешнего и внутреннего мира нет перегородок...» Мысль Л. Озерова продолжает А.Д.Синявский: «Пастернак склонен на самые высокие темы объясняться без обиняков, по-домашнему, в тоне фамильярной бытовой беседы. Его своеобразие в том и состоит, что он поэтизирует мир с помощью прозаизмов*. Вот какой увидел поздний Пастернак весну:

Это она, это она,
Это ее чародейство и диво.
Это ее телогрейка за ивой,
Плечи, косынка, стан и спина.

Это Снегурка у края обрыва.
Это о ней из оврага со дна
Льется без умолку бред торопливый
Полубезумного болтуна.
(«Опять весна»)

Чародейство и диво аукаются с телогрейкой за ивой — в этом весь Пастернак. Итак, еще раз коротко суммируем основные черты поэтического стиля Бориса Пастернака:

— эмоциональный, экстатический подход к жизни и к миру: поэзия — это « общение восторга с обиходом », отсюда — импрессионизм стиля;

— лирический «напор»: стремительное и бурное движение стиха, захватывающего в свой поток все, что попадается на пути;

— сгущенная метафоричность, ассоциативные ряды образов;

— смещение привычных значений предметов и понятий (экспрессионизм стиля).

Талант Бориса Пастернака органически соединил, синтезировал в себе те дары, которые поэт получил от своих родителей: отца — художника, «гения мгновения», как его называли современники, и матери — виртуозной пианистки. Живопись и музыка слились в поэтическом слове. Об этом сокровенном единстве сказал Пастернак в стихотворении «Зима приближается»:

Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.

В одной строфе — и русская «негромкая» осень с ее щемящей грустью, и вечерняя заря русской классической культуры.

В тематическом плане в лирике Пастернака можно выделить стихи о природе, о творчестве и о любви, хотя, разумеется, всякая классификация поэзии условна. «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой — она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его». «Природа» в процитированных словах Ахматовой о Пастернаке — синоним все той же «сестры моей — жизни». Человек и мироздание у Пастернака даны в одном измерении и масштабе; и человек, и природа одинаково одушевлены и одухотворены. В этом плане его поэзия является гармоническим развитием драматически-напряженной тютчевской линии в русской литературе.

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы...

Такую особенность Пастернака хорошо объяснила М.И.Цветаева в уже цитированной статье «Световой ливень»: «... его дождь — слишком близок, больше бьет нас, чем тот из тучи, к которому привыкли. Мы дождя со страницы не ждали, мы ждали стихов о дожде. [До Пастернака] как изумительно ни писали природу, но все о, никто ее: самое: в упор... Он дает пронзить себя листу, лучу, что уже не он, а: лист, луч». Разумеется, от читателя подобная манера письма требует работы ума и сердца, труда души. Пастернак весь — на читательском творчестве.

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
(«Что почек, что клейких заплывших огарков...»)

Поэзия — часть самой жизни, природы, чьей живительной влагой и питается душа поэта — «греческая губка в присосках». Мотив единства жизни и творчества — один из ведущих в лирике Пастернака. В его зрелых стихах восхищение красотой « общей лепки мира» соединяется с осознанием ответственности художника перед жизнью и временем. Именно творчество (в том числе и творчество собственной жизни, о чем — роман «Доктор Живаго») оправдывает существование человека на этой земле:

Зачем же плачет даль в тумане
И горько пахнет перегной?
На то ведь и мое призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.

Для этого весною ранней
Со мною сходятся друзья,
И наши вечера — прощанья,
Пирушки наши — завещанья,
Чтоб тайная струя страданья
Согрела холод бытия.

Художник — уполномоченный вечности, глашатай высших начал, и его деятельность — это непрерывно, неустанно творимый подвиг:

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.

Творчество для Пастернака — это способ выйти за грань земного бытия; вырвавшись из оков пространства и времени, приблизиться к высшему, божественному началу в себе.

Искусство истолковывается в поэзии Пастернака как подвиг, любовь — тоже подвиг: « Быть женщиной — великий шаг, сводить с ума — геройство». Преклонение перед женщиной для лирического героя Пастернака сродни преклонению перед жизнью:

Мирами правит жалость,
Любовью внушена

Вселенной небывалоеть
И жизни новизна.

У женщины в ладони,
У девушки в горсти
Рождений и агоний
Начала и пути.
(«Под открытым небом»).

Ведущий мотив любовной лирики Пастернака — благодарность и восхищение, даже в ситуации «разрыва» и прощания любящих. Смысл искусства Борис Пастернак видел в том, чтобы «выразить величие жизни и неизмеримую ценность человеческого существования».

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
<...>
Я б разбивал стихи, как сад,
Всей дрожью жилок,
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом в затылок...