Рашида Жогова
Сценарий конкурса «Поэтическая дуэль «Пламени вспышка - слово!» Видео

В гостиной мягкий полусвет. Трое ведущих сидят за столиком, на котором лежат альбомы, портреты, томики стихов, цветы. Горят свечи.

Ведущие начинают повествование.

Звучит «Элегия» Рахманинова.

За кулисами звучат слова на казахском , русском и английском языках о поэзии.

Учитель русского языка и литературы :

В мире всегда что-то изменяется. Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.

1ведущий : Дорогие любители поэзии! Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить о поэзии.

2 ведущий : айырлы кеш, жырсйерауым!

3 ведущий : Today we are here to talk about poetry!

1 ведущий : Мысль поэта , живая и трепещущая, оправляется в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем разъединить мысль с ее оправой, не разрушишь ее.

2 ведущий : Поэзия – асиетті де діретті ым. Ол - адамны ішкі сезіміні тіл жетпес тылсымында жатан сем лемі. Жеке адамны ешкімге айтпас пия, астерлі ішкі сыры.

1 : Кто же такой поэт ? Давайте послушаем, что говорят об этом сами поэты .

(Сценка )

Входят Николай Гумилев, Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Абай, Шекспир, Игорь Северянин, Владимир Маяковский.

Николай Гумилев (обращается к окружающим) :

Я Николай Гумилев. Я считаю, что поэзия - такая же наука, как, скажем, математика. Без изучения поэзии нельзя писать стихи и правильно оценивать их. Этому надо учиться так же долго и усердно, как играть на рояле. Когда вы усвоите все правила и проделаете бесчисленные поэтические упражнения , тогда вы сможете, отбросив их, писать по вдохновению. Тогда, как говорил Кальдерон, вы сможете запереть правило в ящик на ключ и бросить ключ в море.

Марина Цветаева (входит и обращается к Брюсову) :

Извините, не посмотрите ли.

Брюсов :

Посмотрим, посмотрим. Стишки пописываете, Марина Цветаева (перелистывает, небрежно возвращает) .

Послушайте мои советы ("Юному поэту ".)

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета :

Первый прими : живи настоящим,

Только грядущее - область поэта .

Помни второй : никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни : поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь мои три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта .

Так вы поняли,что главное : лелеять слово , оживлять слова забытые .

Мен жазбаймын ледіермекшін,

Жо-барды, ертегінітермекшін.

Ккірегісезімді, тіліорамды,

Жаздымлгіжастарабермекшін.

Блсздітасырпас, талаптыар,

Кілінікзіашы, сергекшін.

He, nor that affable familiar ghost

Which nightly gulls him with intelligence,

As victors of my silence cannot boast;

I was not sick of any fear from thence:

But when your countenance filled up his line,

Then lacked I matter; that enfeebled mine.

Цветаева :

Так кто же все-таки Поэт ?

И.Северянин :

Я, гений Игорь Северянин,своей победой упоен : я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! Я покорил литературу! Взерлил, гремящий, на престол! Я думаю, вы слышали о моем небывалом, невероятном, громкокипящем успехе. Уличное движение останавливали, когда я выступал в зале… А в Керчи, в Симферополе, на Волге лошадей распрягали, и поклонники на себе везли меня, триумфатора.

Марина Цветаева :

Ну, вот одна. Как обычно. (читает стихотворение "Моим стихам") .

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт ,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В Святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

(Подходит В. Маяковский и подает платок)

В.Маяковский :

Ну что вы? Мокрая, будто ее облизала толпа! Для кого вы стараетесь?

М.Цветаева : А вы кто?

В.Маяковский : Я поэт . Этим и интересен, об этом и пишу. Об остальном, если это отстоялось словом . (Читает стихотворение "Нате!") :

Через час отсюда в переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир .

Цветаева : Зачем же так грубо?

В. Маяковский (Оборачивается. Читает стихотворение "А вы смогли бы?") :

Я сразу смазал картину будней,

плеснувши краску из стакана,

Я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ,

а вы ноктюрн сыграть

смогли бы

на флейте водосточных труб?

(Отходит в угол. С потолка свисают звезды. Он глядит на них задумчиво) .

Послушайте, если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.

Все застыли.

2 : Біз бгін поэзияны жаа жлдыздарын жаамыз.

1 : У каждого из вас, сидящих в этом зале, у каждого человека в нашем огромном мире своё понимание поэзии, индивидуальное, принятое только им одним, и пусть для одного поэзия сравнима со свечой, а для другого с путеводным маяком – не важно. В нашем же зале горит свеча не случайно, потому как наш вечер посвящён поэзии, начинающим поэтам . Авторы - учащиеся нашей школы. Их голос пока ещё слаб, как это трепетное пламя .

2 :«Поэзия – адам ккірегіні е алыс ткпірлеріне дейін шымырлап-жаырып, шулап-буыранып жететін е слу жан сыры, ттас бір халыты басынан кешірген рухани міріні кркем тарихы.

3 :There are no indifferent people here. There are only those who have come here because of dictates of their hearts! Some of you can write their own verses, others like to listen to them.

1 :Представляем уважаемое жюри :

3 :Токсанбаева Шолпан Амреновна, доцент, кандидат филологических наук Карагандинского Государственного университета им. Е. Букетова.

2 : Жарылапов Жансая Жаназылы араанды Мемлекеттік Университеті каза дебиеті кафедрасыны мегерушісі, филология ылымыны докторы, профессор

1 :Харитонова Лариса Михайловна, доцент, кандидат филологических наукКарагандинского Государственного университета им. Е. Букетова

2 :Жмагелдин Жанайдар Шаймерденлы, аа оытушы, араанды МемлекеттікУниверситеті филология ылымдарыны магистранты

3 :Шильке Вячеслав Васильевич, магистрант филологических наук Карагандинского Государственного университета им. Е. Букетова

1 :Заместитель директора по научно-методической работе Жукенова Гульназ Эндуардовна

3 : Ученица Екатерина Габова

1 :Почетные гости : Рахимова Галина Сагандыковна - первый диктор Карагандинского телевидения . Ее узнают во всех городах СНГ и зарубежья, где она бывает, ведь повсюду встречаются карагандинцы, и для них она - привет из юности….

3 :Карагандинские поэты :

Шалкар Жалел Куандыкулы

Иосиф Вульфович Брейдо

Вениамин Алексеевич Лагай

Владимир Вишняков

Вадим Ким

Виктория Орешкина

(Ведущие по очереди.)

1 : Приглашаем на сцену наших дуэлянтов .

2 :ошемет крсетейік!

3 :Welcome!

1 : Мечтательная Наталья

2 :Екатерина

3 :Purposeful Роман

1 : Resolute Бексултан

2 :Аылы ке, жалындап транАйдосым

2 : Шалыан шабыт иесі Шалар

1 : Кристина

3 :Artistic Давид

2 :Тлабойытнан талант иесі Азалия

2 :Аылдаан а кілді Аглім

2 :Дарыны тал бойына жарасан сем

2 :Жасындай жарылдаан Жаслан

1 : Открыть наш поэтический вечер приглашаем поэта Шалкар Жалел Куандыкулы

Ведущие рассказывают об условиях проведения дуэли .

1 : А теперь мы хотим ознакомить вас с правилами дуэли .

Визитная карточка поэта . Каждый из участников дуэли представляется , рассказывает немного о себе, читает на выбор стихотворение, выбирает из зала секунданта, помощь которого ему в дальнейшем может пригодиться.

Жекпе – жек кезеі. Бл кезеде рбір атысушы аын тадап алан таырыбы бойынша дайындап келген ледерін ортаа салады. Дуэльге атысушылар жптасады . Аындара ойылатын шарт- таырыпты жан-жаты арастыра отырып, мн-маынасын ашуа баса назар аудару. ділазылар аласы жптарды ішіндегі жеімпаздарды анытайды. Жеімпаздараты сайыса атысады.

1 : Одно условие есть : стихи-выстрелы состоят из 8-14 строчек.

We want to intrigue you, so the rules of the third round will be announced later!

2 : Жекпе – жекті бастаймыз. Ортаа зіні визит карточкасымен Екатеринаны шаырамыз.

Визитная карточка дуэлянта . Выступают по очереди.

3 :Thank you for your visiting cards!

1 : Послушайте романс «Ночь светла» в исполнении Гольской Людмилы Викторовны из областной филармонии им. К. Байжанова.

Ведущие :

1 :И первыми сделает 3 выстрела пара, вытянувшая номер №1, - Наталья и Екатерина!

Тема для выстрелов - «Судьба и провидение »

2 :Жекпе – жектіжаластыратын жп №2 Адосым мен Шалкар!

Таырып : «Баыт» .

3 :Third pair will be Асем and Жасулан!

They have written verses about Kindness.

1 :Настала очередь четвертой паре – Роман и Бексултан!

Поэты будут размышлять «О себе и о времени»

2 : 5-жпты жекпе-жегінтамашалайы. Ортаа Акгулим мен Азалияны шаырамыз.

Таырып : «Тн слулыы мен жан слулыы»

3 :And 6th pair which is Kristina and David will finish the duel

The topic of performance is “War”

2 : «Шын поэзия жасырыныптран дние слулыыны шымылдыын сыпырып тастайды» - деген еді Шелли Хан. Поэзия – апас уыста тынысыды кеейтер таза ауа секілді дірет. Оны тсіне білу де -наыз нер. Бл – поэзия діреті.

Ортаа «Вальс» бишілерін шаырамыз.

3 :Жюри объявляет победителей 2 раунда.

И ими стали 6 начинающих поэтов : Шалар, Роман, Екатерина, Кристина, Азалия и Асем.

1 : Приветствуем победителей.

2 : «ле – сзді патшасы сз сарасы,

иыннан иыстырар ер данасы.

Тілге жеіл жрекке жылы тиіп,

Теп-тегіс, жмыр келсін айналасы»,- деп лы Абай атамыз айтандай, лемен сырларын суреттеп, рнектеген аындарымы келесі сыны да келіп жетті. Жекпе- жекті 3- кезеі - суырып салып айту- аынды абілетін крсету.

3 :And now it is time for the third round! Finalists will receive a topic which must be the topic of their future verses. They only have 15 minutes to complete the task. Thus, there will be 6 participants of the 2nd round and three of them will take the place. Moreover, you, our dear guests, should choose the topics. Please, we would like you to suggest your own themes and our assistants submit them to the jury, so they will choose the best for impromptu verse.

1. Тему определяет зритель! Мы вас слушаем. Помощники записывают и передают жюри. Жюри выбрало тему «Добро и зло» .

Поэты уходят и в течение 15 минут сочиняют произведения.

3 :Every poet is the whole world. Ones enjoy pictures of nature, the others convey storm of passion in their verses or tell readers about their true feelings and somebody does all these things. placeWe want to invite here Golskaya Lyudmila Viktorovna with her song "Green Sleeves"(Гольская Людмила Викторовна)

2 :Рахмет, Людмила Викторовна!

1 :Музыка и Слово . Они всегда рядом. Поэты прислушиваются к музыке своей души. Тот, кто любит Музыку, тот любит и Поэзию, тот любит и саму Жизнь. Послушайте в исполнении Копеевой Асель композицию М. Таривердиева «Воспоминание»

2 :Суырып салу кезеі. Аындарымызды з шыармаларын оуа жекпе – жектегі кезектері бойынша шаырамыз.

Поэты читают свои произведения.

3 :Thank you for your performance, dear poets! And now juryisgoingtoworkhard. They need to choose the winner of the 3rd round.

1 :Пока жюри совещается, о Музыке и Слове расскажет

Жанибек, который на стихи С. А. Есенина сочинил музыку. И получилась удивительная песня.

3. Let’s applaud Zhanabek for this wonderful song!

2 :Приглашаем на сцену Георгия , который споет о любви.

1 :Спасибо Георгию за душевную песню!

3 : This is the long-expected moment for us. Jury is going to announce the winners.

1 : Наступил долгожданный момент – награждение. Слово жюри .

3 : Приглашаем на сцену Асем Елубаевну , заместителя директора по воспитательной работе.Наши победители : Кристина и Шалар

1 : Поэзию любят красивые люди,

Поэзия делает землю красивей

2 : Поэзия – жастыы жалын шан,

Керемет сыра толы досым са.

3 : Poetry is a sword of lightning, ever unsheathed, which consumes the scabbard that would contain it.(Перси Шелли)

1 : До новых встреч!

2 : Келесі кездескенше, достар!

3 : See you, dear friends!

Послесловие

Вы скажете, что в наше цивилизованное время дуэли среди поэтов не приняты ?

Что ж, вы очень ошибаетесь. Они существуют! И доказательством служит проведенная поэтическая дуэль «Пламени вспышка – слово

Поэтический вечер удался благодаря сотрудничеству с Карагандинским Государственным университетом им. Е. Букетова, библиотекой НИШ, благодаря талантливым ученикам, учителям казахского, русского и английского языков, Областной филармонии им. К. Байжанова.

В сценарии частично использован материал сайта http://scenaristu.narod.ru/vecher/litkafe.html

Жогова Рашида Исмаиловна, учитель русского языка и литературы.

1001 идея интересного занятия с детьми

НАЗВАНИЕ РАЗРАБОТКИ

ДУЭЛЬ ПУШКИНА («РОКОВАЯ ДУЭЛЬ»)

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Езофатова Елена Викторовна, МБОУ «Уемская СОШ», учитель русского языка и литературы, Архангельская область

Предмет (направленность): литература

Возраст детей: 8-11 класс

Место проведения: вне класса(актовый зал)

Звучит музыка (Лунная соната) Ведущий 1: Его уж нет. Младой певец Нашел безвременный конец. Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре!.. Ведущий 2: 27 января по новому стилю или 8 февраля по старому в 1837 г. состоялась дуэль, которая закончилась смертельным ранением для великого человека Ведущий 1: А.С.Пушкин, величайший русский поэт, умрёт после двух дней мучений Ведущий 2: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!»- так скажет журналист и редактор Краевский 30 января 1937 г Ведущий 1: Он, который так любил жизнь и всё, что она дарит людям: веселье, дружбу, любовь Ведущий 2:Так хочется видеть его живым, например, таким.. Пушкин (пишет стихи): Я вас люблю, хоть и бешусь,/Хоть это труд и стыд напрасный,/И в этой глупости несчастной/У ваших ног я признаюсь!/Мне не к лицу и не по летам.../Пора, пора мне быть умней!/Но узнаю по всем приметам/Болезнь любви в душе моей
Ведущий 1: К 1837 Пушкин уже шесть лет был женат, имел 4 детей. Но не переставал любить ей, Наталью Николаевну, в девичестве Гончарову
Пушкин Во время венчания в церкви у Никитских ворот при обмене кольцами кольцо упало на пол, а потом у меня погасла свеча. Мне тогда стало не по себе. Плохие предзнаменования. Но вскоре все нехорошие мысли ушли, осталась лишь радость: «Я женат - и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился» Ведущий 2: А знамения всё же не прошли даром. Вокруг имени Пушкина и имени его жены постоянные сплетни (по сцене идут две дамы, шепчут друг другу) Дама 1Вы слышали? Какова она.. Дама 2: Кто? Дама 1:Да она…Гончарова, точнее Пушкина… Дама 2: Да, да…Ужасно…И Дантес...немыслимо.. Дама 1: Пушкин просто слеп, раз не видит этого Ведущий 1: Все вокруг намекают Пушкину о романе его жены с французом Дантесом. Дантес: Я настоящий француз, Жорж Дантес. Я молод, я горяч, я наслаждаюсь жизнью. Все самые красивые женщины России восхищаются мной. Я развлекаюсь… Ведущий 2: В октябре 1836 г. Пушкин получил неподписанное письмо Пушкин (читает): «… единогласно избрали г-на Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев» Ах, вам смешно, господа. Вы объявили меня рогоносцем. Я не допущу позора Ведущий 1: И он не допустил позора. Он вызвал Дантеса на дуэль, защищая тем самым свою честь, честь своей семьи. Дантес: Я не хочу рисковать жизнью, я не могу, я слишком молод…Нет, нет. Что же делать? Как успокоить ревнивца-Пушкина? Ведущий 2: И он нашёл выход, он сделал предложение сестре Пушкина Екатерине Гончаровой Ведущий 1:Однако конфликт между Пушкиным и Геккернами, такой была фамилия Дантеса по приёмному отцу, не был исчерпан, и вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток по адресу Пушкина и его семьи. Пушкин пишет оскорбительное письмо неродному отцу Дантеса. Ведущий 2:И вот новая дуэль. Она должна состояться на следующий день, условия очень жёсткие. Ведущий1: Так описывает поведение Пушкина в день дуэли Жуковский: «Встав весело в 8 часов - после чаю много писал - часу до 11-го. С 11 обед - ходил по комнате необыкновенно весело, пел песни...» Ведущий 2: Неужели он не понимал, что рискует жизнью? Ведущий 1: Конечно, понимал. Ведь он сам не раз описывал дуэли. И в одной из них убитым оказался поэт, очень похожий на самого автора, Владимир Ленский. Вспомним роман « Евгений Онегин» (человек читает за занавесом текст – описание дуэли в романе «Евгений Онегин» под музыку, на сцене Ленский и Онегин) Ведущий 2: Пушкин описал, как погибает поэт, погибает в расцвете лет на дуэли. Ведущий 1: Что это? Предчувствие? Умение видеть будущее? Ещё один дар, данный ему судьбой? Ведущий 2: Пушкина с места дуэли привезли домой, на набережную реки Мойка, дом 12. Рана оказалась смертельной: поэт прожил два дня. Несмотря на усилия врачей скончался 29 января (10 февраля) в 14:45. В момент его кончины были остановлены часы, которые, являясь реликтом эпохи, хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов музея, организованного в этом доме впоследствии. (Пушкин полулёжа) рядом Вяземский, Даль, Данзас Ведущий 1:Рядом с ним были близкие, друзья. Один из них поэт Вяземский. Он так вспоминал последние часы Александра Сергеевича Вяземский: «Ожесточения к жизни в нем вовсе не было. Он желал смерти как конца мучений и, отчаиваясь в жизни, не хотел продолжать ее насильственно, бесполезными мерами и новыми мучениями. Но на другой день, когда сделалось ему получше и заметил он, что и доктора приободрились, и он сделался податливым в надежде, слушался докторов, сам приставлял себе своеручно пиявицы, принимал лекарства и, когда доктора обещали ему хорошие последствия от лекарств, он отвечал им: «Дай Бог! Дай Бог!» Ведущий 2: Тут же был и Данзас, друг Пушкина по лицею и секундант с его стороны на дуэли. Вот что он вспоминал о Пушкине Данзас: «И особенно замечательно то, что в эти последние часы жизни он как будто сделался иной... ни слова, ниже воспоминания о поединке. Однажды только, когда я упомянул о его убийцах, он сказал: «Не мстить за меня! Я все простил». Ведущий 1: Владимир Даль, составитель толкового словаря, всю последнюю ночь провёл у его постели Даль: Когда тоска и боль его одолевали, он делал движения руками и отрывисто кряхтел, но так, что его почти не могли слышать. "Терпеть надо, друг, делать нечего, - сказал я ему - но не стыдись боли своей, стонай, тебе будет легче". Пушкин: Нет - нет... не надо... стонать... жена... услышит... Смешно же... чтоб этот... вздор... меня... пересилил... не хочу. Даль: Он открыл глаза и попросил моченой морошки. Когда ее принесли, то он сказал внятно"Позовите жену, пускай она меня покормит". (выходит жена, садится у постели, кормит). Она пришла, опустилась на колени у изголовья, поднесла ему ложечку-другую морошки, потом прижалась лицом к лицу его; Пушкин погладил ее по голове и сказал: Пушкин: Ну, ну, ничего; слава Богу; все хорошо! поди. Жена: Он будет жив! Он не умрёт! Ведущий 2: Она ещё верила в чудо Ведущий 1: Но чудо не произошло. Он умер.. (выключается свет, играет музыка, все уходят со сцены)Человек читает за сценой в темноте под тихую музыку Cон отрадный, благовещий -/Сердце жадное не смеет/И поверить и не верить./Близок я к моей кончине?/И страшуся и надеюсь,/Казни вечныя страшуся,/Милосердия надеюсь:/Успокой меня/Творец./Но Твоя да будет воля,/Не моя. - Кто там идет?../Но Твоя да будет воля,/Не моя. (Включается свет ). Ведущий 1: К вечеру этого же дня по Петербургу передавалось из рук в руки стихотворение тогда никому не известного поэта М.Ю.Лермонтова Ведущий 2: Напечатать его разрешили лишь через 15 лет, уже после гибели и самого Лермонтова Ведущий 1: Каким же он был, этот смелый юноша, которого по праву считают учеником Пушкина, хотя они не были даже знакомы Ведущий 2: Может быть, вот таким Лермонтов: (читает под музыку «Реквием») Погиб поэт! - невольник чести - /Пал, оклеветанный молвой, /С свинцом в груди и жаждой мести, /Поникнув гордой головой!.. /Не вынесла душа поэта /Позора мелочных обид, /Восстал он против мнений света /Один, как прежде... и убит! Ведущий 1: Более 175 лет назад остановилось великое сердце Ведущий 2: И уже почти 200 лет рядом с нами его стихи, книги. А значит и он сам Восьмиклассники (по цепочке): -Я люблю Пушкина. -Я люблю его стихи. -Любуюсь описанием чудесного зимнего утра Восхищаюсь осенним золотом листвы. -Я переживаю за героев его книг. -Владимир Дубровский и Марья Троекурова. - Станционный смотритель и его дочь Дуня. - Петр Гринёв и Емельян Пугачёв. - Спасибо, Александр Сергеевич, за то, что ты был. - За то, что ты есть сейчас. - Спасибо тебе, Пушкин!(хором)

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

    Пушкин А.С. Собрание сочинений в трёх томах, Москва «Художественная литература»,1985 г.

Лермонтов М.Ю. Сочинения, Москва, Издательство «Правда»,1988

Смирнова Лариса Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии №498 Невского района г. Санкт-Петербурга

Сценарий литературной гостиной

"Две дуэли

Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб"

(в рамках проведения декады русского языка и литературы в ОУ)

Звучит лирическая мелодия. На её фоне – вступление.

Мильченко Пушкин и Лермонтов - современники, но они никогда не встречались. Так ли это?

Троянов Оба родились в Москве, и оба стали потом петербуржцами. Отец Пушкина, Сергей Львович, - майор в отставке. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, - капитан. Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов.

Мильченко Предком Пушкина был Гаврило Олексич, соратник Александра Невского, мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой "арапа Петра Великого" А.П.Ганнибала, уроженца Эфиопии. И у Лермонтова иностранные корни: его род, по преданию, происходил от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен русскими войсками осенью 1613 года, оставшегося в России и ставшего в 1621 году русским дворянином.

Троянов У Пушкина и Лермонтова были общие знакомые. Корнет Лермонтов - однополчанин поручика Гончарова, шурина Пушкина. Но Пушкин, видимо, даже не слышал имени Лермонтова. Почему? Дело не только в разнице в возрасте.

Мильченко И Пушкин, и Лермонтов опубликовали свои первые стихи в 15 лет. Но Лермонтов, анонимно напечатавший свое первое стихотворение "Весна" в журнале "Атеней" в сентябре 1830 года, холодно встреченное читателями, смертельно обиделся на них и почти 6 лет не отдавал стихи в печать. Он записывал их в потаенные тетради и в альбомы светских красавиц. Как мог Пушкин узнать о прекрасных стихотворениях Лермонтова?

Троянов И тем не менее Пушкин и Лермонтов встречались! Когда? Летом 1820 года Пушкин, уже известный в России поэт, и 5-летний Лермонтов со своей бабушкой одновременно находились на Кавказских Минеральных Водах. В Пятигорске одна улица вела к источникам и ваннам и заканчивалась у них. Великий Пушкин, конечно, встречался на улице или у источников, где и народа было всего несколько десятков человек, с юным Лермонтовым - своим будущим великим наследником в русской поэзии. Так что Миша Лермонтов видел и слышал Пушкина.

Мильченко И Пушкин, и Лермонтов общались с декабристами и сами испытали царскую ссылку.

Троянов Пушкин и Лермонтов писали и стихи, и прозу, воспевая свободу, вызывая ненависть высшего общества России. Зимой 1834-35 гг. Лермонтов часто бывал у братьев Александра и Сергея Трубецких, и здесь он мог встретить будущего убийцу Пушкина - Дантеса, который посещал в этот период Трубецких.

Мильченко У Пушкина были трудные отношения и с отцом, и с матерью, потому что он "компрометировал" их своими эпиграммами на вельмож, вольнолюбивыми "крамольными" стихами, конфликтом с властями, ссылкой в Михайловское. В 1807 году умер младший брат поэта Николенька, а с другим младшим братом –Львом- у Пушкина не было близких доверительных отношений. Пушкин любил только няню Арину Родионовну и сестру Ольгу, всегда стремившуюся помирить его с родителями.

Троянов А у Лермонтова не было ни братьев, ни сестер, только одна любимая бабушка Е.А.Арсеньева. Лермонтов остался без родителей в 17 лет, к тому же отец оставил его в детстве, а у Пушкина при живых родителях было отчуждение от них.

Мильченко Так что Пушкин и Лермонтов, по сути, не знали ни материнской, ни отцовской любви.

Троянов И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэлях, причем не от рук случайных людей. Дантес уже стал свояком Пушкина, а Мартынов был давним однокашником и приятелем Лермонтова.

Мелодия сменяется.

Громов

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных-

Я предаюсь своим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас, мы все сойдём под вечны своды-

И чей-нибудь уж близок час.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провожать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

Но пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Юдин

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет.

Хочу – и снова затрудненье!

Зачем? Что пользы будет мне?

Моё случится разрушенье

В чужой, неведомой стране.

Я не хочу бродить меж вами

По разрушении! – ТВОРЕЦ,

На то ли я звучал струнами,

На то ли создан был певец?

На то ли вдохновенье, страсти

Меня к могиле привели?

И нет в душе довольно власти –

Люблю мучения земли!

Остромецкая Так задумывались о смысле своей жизни и смерти два великих русских поэта – тридцатилетний Пушкин, уже многое понявший и осмысливший в себе и окружающем мире…

Хидирова И шестнадцатилетний Лермонтов, только вступающий в жизнь, но уже переживший смерть матери, многолетнюю разлуку с отцом и его уход из жизни.

Остромецкая Что роднит этих поэтов?

Хидирова Годы жизни?

Остромецкая Пушкин родился в 1799, а Лермонтов – в 1814.

Хидирова Между ними – 15 лет, для истории – это крошечный отрезок времени.

Остромецкая Но для России XIX века – это две разные эпохи.

Громов Может быть, дух стремления к свободе, вольности, вера в справедливость, присущие их поэзии?

Юдин Но у Пушкина это ещё почти всегда и светлая надежда, оптимизм, а у Лермонтова – чаще горькая усмешка и печаль.

Троянов А может быть, судьбы этих двух поэтов во многом окажутся похожими: наполненные преданностью друзей и чьим-то предательством…

Мильченко …Искренней любовью и подлой изменой…

Троянов …А в конце концов одинаково, трагически оборванными выстрелом из дуэльного пистолета у Чёрной реки под Петербургом…

Мильченко …Или у горы Машук в окрестностях Пятигорска…

Остромецкая …Чтобы потом обернуться подлинным бессмертием? Как нам, людям XXI века, разобраться в тех двух дуэлях?

Хидирова Как понять, кто был прав и не прав?

Громов Как войти в ту реку времени, что многое унесла с собой, но оставила два сияющих великих имени:

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

Юдин …И окрасила чёрной краской, окутала герростратовой славой имена двух убийц:

Жорж Дантес-Геккерен…

Николай Соломонович Мартынов.

Мильченко Да просто взять книгу Пушкина…

Хидирова …Томик Лермонтова…

Остромецкая …И прийти к пониманию того, что любой человек их таланта, с их взглядами не мог быть счастлив в обществе сплетен, интриг, личной несвободы и зависимости, был обречён на трагическую гибель в «стране рабов, в стране господ»

Песня «Всё небо чёрной мглой»

Гаглоев Итак, дуэль – дворянский способ решить спор, смыть оскорбление, восстановить честь собственную и близких.

Поляков Поединок из-за достоинства дорогой женщины, неосторожно брошенной шутки, колкой эпиграммы, слишком злого шаржа.

Гаглоев Дуэль официально запрещена, за неё – арест и наказание, но русское дворянство в начале XIX века не столько боится ареста, гауптвахты, ссылки, сколько невозможности наказать виновного, смыть свой позор кровью противника.

Поляков Добавим: кровь проливается отнюдь не всегда! А вот на дуэлях Пушкина с Дантесом и Лермонтова с Мартыновым кровь не только пролилась, раны оказались смертельными. Почему это случилось?

Отрывок из романа «Евгений Онегин».

Литвинов

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?

Давно ль они часы досуга,

Трапезу, мысли и дела

Делили дружно?

Штырхунов

Ныне злобно,

Врагам наследственным подобно,

Как в страшном непонятном сне,

Они друг другу в тишине

Готовят гибель хладнокровно…

Литвинов

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась их рука,

Не разойтиться ль полюбовно?..

Штырхунов

Но дико светская вражда

Боится ложного стыда.

«Теперь сходитесь». Хладнокровно,

Ещё не целя, два врага

Походкой твёрдой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени!

Литвинов

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Штырхунов

Вот пять шагов ещё ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить – но как раз

Онегин выстрелил… Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладёт тихонько руку

И падает.

Литвинов

Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая, спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовёт его…Напрасно:

Его уж нет.

Штырхунов

Младой певец

Нашёл безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре.

Потух огонь на алтаре!..

Литвинов

Недвижим он лежал, и странен

Был томный мир его чела.

Под грудь он был навылет ранен,

Дымясь, из раны кровь текла.

Штырхунов

Тому назад одно мгновенье

В сём сердце билось вдохновенье.

Вражда, надежда и любовь,

Играла жизнь, кипела кровь.

Литвинов

Теперь, как в доме опустелом,

Всё в нём и тихо, и темно;

Замолкло навсегда оно.

Закрыты ставни, окна мелом

Забелены. Хозяйки нет.

А где, Бог весть. Пропал и след.

Ганночка Поразительно, но и Пушкин, и Лермонтов, казалось бы, предвидели свою гибель на дуэли.

Смирнова И вот, в заснеженном лесу стреляются Онегин и Ленский, хорошие приятели, и перестаёт биться сердце романтика и поэта. Стреляются из-за девушки, к которой Онегин вообще равнодушен, а Ленский, пожалуй, только думает, что влюблён.

Ганночка А что же произошло в жизни Пушкина?

Смирнова Не были Дантес и Пушкин ни друзьями, ни приятелями, да и не могли быть: молодой красавец-повеса, француз, пытавшийся сделать блестящую карьеру на службе в русской гвардии. Воспользовавшийся покровительством голландского посланника барона Геккерена, любимец великосветских женщин, открыто и нагло ухаживавший за красавицей Натальей Николаевной Гончаровой, а женившийся, повинуясь царскому «совету». На её родной сестре Екатерине Гончаровой.

Ганночка …И великий русский поэт, автор «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий», «Повестей Белкина» и «Медного всадника», «Капитанской дочки» и «Евгения Онегина», десятков стихотворений, друг опальных декабристов, оскорблённый придворным чином камер-юнкера, имевший серьёзные долги издатель литературного журнала «Современник», любящий муж и отец. Что общего между ними?

Смирнова Ничего.»Волна и камень. Стихи и проза. Лёд и пламень не столь различны меж собой…»- писал Пушкин о двух других дуэлянтах.

Плетнёва -А в светских салонах сплетничали: как относится Наталья Николаевна к Дантесу?

Воробейкова -Принимает ли она его ухаживания?

Плетнёва -А знает ли обо всём сам государь-император Николай I , он ведь тоже, говорят, неравнодушен к красоте госпожи Пушкиной?

Воробейкова -А знает ли всё её сестра, Екатерина Николаевна, ведь она выходит замуж за Жоржа Дантеса-Геккерена?

Плетнёва _А что даст за ней в приданое брат Дмитрий Гончаров?

Воробейкова -Ведь они, говорят, весьма стеснены в средствах?

Плетнёва -Вы слыхали. Говорят, уже была история с вызовом на дуэль в ноябре?

Воробейкова -Говорят, Василий Андреевич Жуковский, близкий ко двору, сумел её замять?

Плетнёва -А что же Пушкин, он верит Натали?

Вовчик Петербург в конце 1836 – начале 1837 года жужжал, будто потревоженный улей.

Песня А.Городницкого «Не женитесь, поэты»

Вовчик

Была ли виновата в чем-то Наталья Николаевна, мы, наверное, не узнаем уже никогда. Скажем лишь, что тогда ей было 24 года, она была матерью четверых детей, которых воспитала достойно, второй раз вышла замуж спустя несколько лет после смерти Пушкина, за благородного и мужественного человека – генерала Ланского.

Горохова Пушкин верил ей безусловно. Имеем ли мы право осуждать ее?

Проигрыш

Вовчик Секундант д*Аришак и Жорж Дантес-Геккерен направились к комендантской даче около трех часов дня.

Горохова Шеф жандармов граф Бенкендорф знал все о предстоящей дуэли. Но жандармы для того и будут посланы к Черной речке, чтобы опоздать.

Вовчик Пушкин с лицейским товарищем подполковником Данзасом ехали в санях по набережной Невы. По пути они встретили экипаж, в котором ехала Наталья Николаевна, но она была близорука, не узнала мужа.

Горохова А Пушкин смотрел в другую сторону и не заметил жену.

Вовчик Противники становятся на расстоянии 20 шагов, барьер обозначают своими шинелями.

Ветер кружит и стонет, порошит снегом глаза. Сгущаются ранние зимние сумерки…

Горохова Дантес успевает выстрелить первым.

Вовчик «Я ранен, - произносит Пушкин, падая на шинель, и остается недвижим. – Но я чувствую достаточно силы, чтобы сделать мой выстрел».

Горохова Дантес становится к барьеру как опытный дуэлянт – боком к противнику, прикрывая руку правой рукой.

Вовчик Пушкин не может встать, целится лежа.

Горохова Еще один выстрел гулко звучит на поляне.

Вовчик Дантес падает, раненый в грудь и руку.

Горохова «Я думал, что мне доставит удовольствие его убить, - медленно говорит Пушкин, - но теперь я этого не чувствую…»

Вовчик Константин Данзас отвозит тяжело раненого Пушкина в его дом. Он умеет нести ответственность за свои поступки.

Горохова И буде еще два дня страшных, мучительных болей, которые Пушкин вынесет мужественно и стойко.

Вовчик И будет еще бледная, с глазами, полными ужаса, Наталья Николаевна у постели умирающего мужа.

Горохова И будет срочное изгнание из России лишенного офицерских чинов и дворянства барона Жоржа Дантеса-Геккерена.

Вовчик А главное – будет у входа в дом на Мойке толпа чиновников, офицеров, купцов, простого люда. И в толпе этой – будущая гордость русской литературы: студент Иван Сергеевич Тургенев, мелкий чиновник Иван Александрович Гончаров.

Горохова И корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов.

Стихотворение «Смерть поэта» (эпиграф на экране)

Отмщенья, государь, отмщенья!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример.

Громов

Погиб ПОЭТ! - невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и УБИТ!

УБИТ!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жаркий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Помогайбо

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… - он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Штырхунов

Его убийца хладнокровно

Навёл удар… спасенья нет.

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый.

На ЧТО он руку поднимал!..

Юдин

И ОН убит – и взят могилой,

Как тот певец неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такой чудесной силой,

Сражённый, как и ОН, безжалостной рукой.

Поляков

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

ОН, с юных лет постигнувший людей?..

Мильченко

И, прежний сняв венок, - они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Троянов

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шёпотом насмешливых невежд,

И умер он – с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

Гаглоев

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Литвинов

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!..

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждёт;

Он недоступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперёд.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

ПОЭТА праведную кровь!

Остромецкая Пройдя сквозь десятилетия, даже столетия, это стихотворение называет нам виновных в гибели лучших умов, благородных сердец

Ограниченность и властолюбие, корысть и ненависть к прогрессу, трусость и подлость.

Читая Лермонтова, удивляешься дару его творчества.

Хегай За несколько месяцев до смерти он увидел сон.

Стихотворение «Сон».

Хегай

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

«Песня про врагов» А.Дольского.

Вовчик А в жизни будет ссора с недавно вышедшим в отставку майором Николаем Соломоновичем Мартыновым – соучеником по юнкерской школе.

Аржаева -Из-за чего ссора? Неужели из-за очередной карикатуры?

Ибадова -А может, этот шарж – последняя капля, переполнившая чашу терпения?

Аржаева -Или из-за якобы распечатанного Лермонтовым письма матери и сестёр Мартынова сыну и брату?

Ибадова -Так ведь все знали, что Лермонтова тогда обокрали на самом деле, вытащив и письмо с деньгами!

Аржаева -Или просто Мартынов безмерно завидовал Лермонтову, ведь он сам пробовал писать стихи!

Ибадова -А может, и за спиной Мартынова стояли люди, подобные Бенкендорфу и его жандармам. Так «удачно» не успевшим на пушкинскую дуэль?

Аржаева -Не потому ли секунданты так запутали следствие, что неясно, кто был чьим секундантом и все ли четверо присутствовали у горы Машук 15 июля 1841 года?

Штырхунов

Князь Александр Васильчиков, 23 лет от роду. Впоследствии крупный государственный чиновник.

Корнет Михаил Глебов (во время лермонтовской дуэли ему 22 года), погиб в бою на Кавказе через 6 лет.

Князь Сергей Трубецкой, сосланный на Кавказ. Вычеркнутый рукой царя вместе с Лермонтовым из списка награждённых.

Что скрыли они тогда от следствия?

Что могли бы рассказать?

Смирнова Отдалённый гром перекатывался, глухо ворча. Приближалась гроза.

Ганина Один из секундантов отмерил шаги – их всего десять.

Смирнова Пистолеты, вопреки правилам взяты не дуэльные, а кухенрейтерские.

Ганина Впрочем, условия противников ведь равны?!

Смирнова Лермонтов говорит спокойно: «Николай Соломонович, мы с тобой часто по-пустому ссорились и дразнили друг друга, но никогда врагами не были».

Ганина «Я предлагаю начинать дуэль, пока не началась гроза!» - громко возразил Мартынов.

Смирнова Лермонтов не целится, он медленно поднимает руку с пистолетом вверх, в тучу…

Ганина «Так стемнело, что я не вижу пистолетной мушки!» - взволнованно говорит, упорно целясь Мартынов.

Смирнова «Стреляйте же, господин Мартынов, или я разведу вас!»

Ганина Яркая молния освещает белым огнём лицо Лермонтова, прекрасные тёмные глаза, насмешливо презрительный рот.

Смирнова Громовой раскат, от которого вздрогнули горы, заглушает выстрел.

Ганина Но гибкое тело Лермонтова падает на землю, точно срезанное серпом.

Стихотворение П. Антокольского «Гроза в Пятигорске»

Троянов

Гроза разразилась и с юноши мёртвого

Мгновенно сорвала косматую бурку.

Пока только гром наступленье развёртывал,

А страшная весть понеслась к Петербургу.

Железные воды и кислые воды

Бурлили и били в источниках скал.

Ползли по дорогам коляски, подводы,

Арбы и лафеты. А юноша спал.

Мильченко

Он спал, ни стихов не читая, ни писем,

Не сын у отца и у века не пасынок.

И не был он сослан, и не был зависим

От гор этих, молниями опоясанных.

Он парусом где-то белел одиноким,

Иль мчался по круче конём легконогим,

Иль с барсом сцепившись, катился, визжа,

В туманную пропасть. А утром, воскреснув,

Гулял у чеченцев в аулах окрестных,
Менялся кинжалом с вождём мятежа.

Штырхунов

Гроза разразилась. Остынув от зноя,

Машук и Бештау склонились над юношей,

Одели его ледяной сединою,

Дыханьем свободы на мёртвого дунувши:

«Спи, милый товарищ, окончилось горе,

Сто лет миновало,- мы снега белей.

Но мы, старики, да и всё Пятигорье,

Отпразднуем грозами твой юбилей.

И небо грозовым наполнится рокотом.

И гром-агитатор уснувших разбудит.

А время? А смерть? – Пропади они пропадом!

Их не было с нами, и нет, и не будет!»

Проигрыш из «Гардемаринов»

Белла Ахмадулина

Ганночка

И снова, как огни мартенов,

Огни грозы над темнотой.

Так кто же победил – Мартынов

Иль Лермонтов в дуэли той?

Дантес иль Пушкин?

Кто там первый?

Кто выиграл и встал с земли?

Кого дорогой этой белой

На чёрных санках повезли?

Но как же так? По всем приметам,

Другой там победил, другой,

Не тот, кто на снегу примятом

Лежал кудрявой головой.

Что делать, если в схватке дикой

Всегда дурак был на виду,

Меж тем, как человек великий,

Как мальчик, попадал в беду?

Чем я утешу поражённых

Ничтожным превосходством зла,

Прославленных и побеждённых

Поэтов, погибавших зря?

Мартынов пал под той горою,

Он был наказан тяжело,

И вороньё ночной порою

Его терзало и несло.

А Лермонтов зато – сначала

Всё начинал и гнал коня,

И женщина ему кричала:

«Люби меня, люби меня!»

Дантес лежал под той горою,

Подняться не умел с земли,

А мимо медленно, сурово,

Не оглянувшись, люди шли.

Он умер или жив остался –

Никто того не различал.

А Пушкин пил вино, смеялся,

Ругался и озорничал.

Стихи писал, не знал печали,

Дела его прекрасно шли,

И поводила всё плечами,

И улыбалась Натали.

Для их спасения – НАВЕЧНО

Порядок этот утверждён.

И торжествующий невежда

Приговорён и осуждён!

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ «НАШ ПУШКИН» (ЛИТЕРАТУРНАЯ ДУЭЛЬ)

Наумова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

Организация свободного времени студентов – очень важная часть воспитательного процесса. Внеклассная работа по литературе не только служит одним из наиболее эффективных средств формирования личности студента, но и создаёт речевую среду, содействующую приобретению речевых умений и навыков студентами, развивает их художественную самодеятельность, творческие способности, оказывает неоценимую помощь в сплочении коллектива.

Литературная дуэль – это увлекательная, познавательная игра, укрепляющая и углубляющая знания ребят.

Название учебного предмета – литература.

Тема: « Наш Пушкин»

Форма мероприятия: массовая

Вид мероприятия: литературная дуэль (по произведениям А. С. Пушкина)

Цели мероприятия:

    Повторение и обобщение материала по творчеству А. С. Пушкина.

    Воспитание чувства любви к чтению.

    Развитие познавательных, творческих способностей, эстетического вкуса обучающихся.

Оборудование:

    Компьютер, экран.

Презентация: на слайдах названия конкурсов, задания, ответы,

иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина.

2.Портрет А. С. Пушкина

3.Выставка произведений А.С.Пушкина.

Девиз : « Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу».

Ход мероприятия.

Слово учителя. Дорогие друзья! Сегодня мы с вами проводим литературную дуэль по произведениям А. С. Пушкина. Вы будете свидетелями встречи двух команд: «Пиковая дама» (гр.3-13 и 4-13) и «Капитанские дети» (гр.8-13 и 7-13.).

Болельщики должны сесть там, где будет находиться их команда. Устраивайтесь поудобнее и будьте готовы принять самое активное участие в дуэли, чтобы помочь своей команде в победе.

Взвешивать находчивость, умения и знания будет жюри в составе…

Пусть у нас будет настоящая литературная дуэль - серьезная, остроумная и находчивая.

Победят самые дружные. Победят самые настойчивые. Успеха командам.

1-ведущий: Из русской классической литературы нам известен дворянский ритуалов того старорусского времени - дуэль. Наиболее точное определение данному действу дал русский военный писатель начала XX века П. А. Швейковский: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами, смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя ».

2-й ведущий: Дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий неписаных кодексов, порой дистанция между дуэлянтами колебалась от 3 до 25 шагов, встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, русские дуэлянты из оружия в своем большинстве предпочитали в основном пистолеты.

1-ведущий: Долгое время правила эти были негласными и только в 1894 году, в самом конце царствования Александра III, поединки были официально разрешены.

2-й ведущий: Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно было не принимать и кого не принято было вызывать) считались:

    Лица, опозоренные в общественном мнении (шулера; ранее отказавшиеся от дуэли; подавшие жалобу на обидчика в уголовный суд);

    Сумасшедшие;

    Несовершеннолетние, т. е. не достигшие 21 года (кроме женатых, студентов и служащих - вообще же четкой границы не было);

    Лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (т. е., как правило, представители простого народа);

    Должники по отношению к своим кредиторам; близкие родственники (до дядей и племянников включительно);

    Женщины.

1-ведущий: Защищать честь женщины был обязан ее естественный покровитель. Необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины являлось ее нравственное поведение - то есть за женщиной, известной легким поведением, справедливо не признавалось право на защиту от оскорблений.

2-й ведущий: Наиболее сложным вопросом всегда считался вопрос о степени тяжести нанесенных оскорблений. Степени оскорблений подразделялись на три основных категории:

    Легкие, если оскорбление пусть и особо язвительное, но затрагивает несущественные стороны личности - внешность, манеры, привычки и т. д.; в таком - случае оскорбленный мог выбрать только вид оружия;

    Средней тяжести, если оно соединено с бранью; тогда оскорбленный мог выбрать вид оружия и способ дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти);

    Тяжелые, если оскорблению сопутствовали рукоприкладство или особо тяжкие, порочащие обвинения; в таком случае потерпевший выбирал вид оружия, способ дуэли и назначал расстояние.

1-ведущий:

По подсчетам подсчетами дуэлей с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских.

Секундант: Оскорблённый и оскорбитель до дуэли не должны были встречаться и общаться между собой. Чтобы договориться об её условиях, каждый из них приглашал одного или двух своих представителей - секундантов. Он выступал в двоякой роли: он обеспечивал организацию дуэли, отстаивая при этом интересы своего подопечного, и являлся свидетелем происходящего.

Дуэльные кодексы рекомендовали выбирать секундантов из числа равных по положению людей, не являющихся заинтересованными в исходе дела и ничем не запятнавших свою честь. Секундантом нельзя было выбирать близкого родственника, своего или противника, а также одного из тех, кого непосредственно затрагивало нанесённое оскорбление.

В своих переговорах секунданты обсуждали возможность примирения и, если таковое оказывалось недостижимым, организацию дуэли, в первую очередь, те технические детали, которые не определял оскорблённый согласно тяжести оскорбления: вид дуэли (до первой крови, до серьёзного ранения, до смерти одного из участников и так далее), в движении или без, барьерное расстояние, очерёдность стрельбы и так далее. Основной задачей секундантов на этом этапе считалось договориться о таком порядке дуэли, при котором ни одна из сторон не имела бы явного преимущества.

Если секундантам не удавалось договориться об условиях дуэли между собой, они могли совместно пригласить уважаемого человека выполнить функцию третейского судьи. Обычно на дуэль приглашался также врач, для удостоверения тяжести ранений, констатации смерти и оказании безотлагательной помощи раненым.

Стихотворение в исполнение студента

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю; прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

(А.С. Пушкин)

1-ведущий: Ребята, кто написал это стихотворение? (А.С. Пушкин). Жена знаменитого историка Николая Карамзина Екатерина Андреевна писала князю Петру Вяземскому: "Пушкин всякий день имеет дуэли."

2-ведущий: Поэт был отменным стрелком, попадал с 20 шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым.

Впервые Пушкин вызвал на дуэль своего дядю со стороны матери Павла Ганнибала, внука того самого "арапа Петра Великого". Поэту тогда было 17 лет, он гостил у дяди в селе Вознесенское Опочецкого уезда. Ганнибал на балу отбил у племянника барышню Лукашову, в которую молодой поэт был влюблен. Пушкин тут же вызвал обидчика на дуэль. Но друзья и родные уговорили вспыльчивого юношу помириться. А дядя сочинил экспромт.

1-ведущий: В 1817 году гусар Каверин был едва ли не первым человеком, с которым Пушкин дружил, хотя с ним же чуть и не подрался на дуэли из-за сочиненных им шуточных стихов "Молитвы лейб-гусарских офицеров". Командир гвардейского корпуса Васильчиков принял меры к примирению поссорившихся.

2-ведущий: В сентябре 1819 г. Пушкин дрался с Кондратием Рылеевым. В Петербурге кто-то пустил слух, будто бы Пушкина высекли в тайной канцелярии, а Рылеев имел глупость повторить эту сплетню в светской гостиной.

Впоследствии за подобные пересуды Пушкин вызвал на дуэль и графа Федора Толстого. Дуэлянты обменялись едкими эпиграммами, но у барьера так и не встретились.

1-ведущий: С Вильгельмом Кюхельбекером Пушкин стрелялся в ноябре 1819 г.

В декабре 1819 г. в Петербургском театре Пушкина вызвал на дуэль майор Динесевич. "Молодому человеку не хорошо кричать в театре, мешать своим соседям слушать пьесу", - объяснил он. Но на следующий день сам извинился перед поэтом... .

2-ведущий: 27 января 1837 года состоялась последняя дуэль А.С.Пушкина с Дантесом.

1-ведущий: Ребята, назовите самые знаменитые дуэли (Пушкин-Дантес, Лермонтов – Мартынов, Базаров - Кирсанов, Онегин- Ленский, Печорин- Грушницкий.)

Слово учителя: Мы же проведем литературную дуэль между командами «Пиковая дама» и «Капитанские дети».

    Приветствие команд.

2.Вопросы команде.

    Знак зодиака Пушкина

    Близнецы

    Фамилия прадеда

    Ганнибал

    Способ разрешения конфликта во времена Пушкина

    Дуэль

    «Береги честь смолоду» – эпиграф к какому произведению?

    «Капитанская дочка»

    Имя сестры поэта

    Ольга

    Преимущественное состояние Онегина

    хандра

    Отчество Татьяны Лариной

    Дмитриевна

    Продолжите: «Мы все учились понемногу…»

    «…Чему-нибудь и как-нибудь…»

    День встречи лицеистов

    Место захоронения Пушкина

    Святогорский монастырь

    Дата рождения Пушкина

    Родина Пушкина

    Москва

    Имя матери поэта

    Надежда

    Как во времена Пушкина называли извозчика?

    Ванька

    Кому принадлежат слова: «Угас, как светоч, дивный гений»?

    Лермонтову

    Кому посвящается стихотворение «Мадонна»?

    Наталье Николаевне Гончаровой

3.Вопросы капитанам.

1. В. А. Жуковский подарил А. С. Пушкину портрет с надписью. Что она гласит? «Победителю-ученику от побеждённого учителя»

2. Кого Пушкин имел в виду, восклицая: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

3.Продолжите стихотворение Пушкина «Зимнее утро»:

«Мороз и солнце; день чудесный!»

«Ещё ты дремлешь, друг прелестный?

Пора, красавица, проснись,

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою Севера явись!»

4.Средство политического наказания поэта. Ссылка.

5. Видео запись.

6. Видео запись.

Слово жюри.

Награждение.

2-й чтец (исполняет стихотворение Б.Ахмадулиной)

И снова, как огни мартенов,

Огни грозы над темнотой.

Так кто же победил - Мартынов

Иль Лермонтов в дуэли той?

Дантес иль Пушкин?

Кто там первый?

Кто выиграл и встал с земли?

Кого дорогой этой белой

На черных санках повезли?

Но как же так? По всем приметам,

Другой там победил, другой,

Не тот, кто на снегу примятом

Лежал кудрявой головой.

Что делать, если в схватке дикой

Всегда дурак был на виду.

Меж тем, как человек великий,

Как мальчик, попадал в беду?

Чем я утешу пораженных

Ничтожным превосходством зла,

Прославленных и побежденных

Поэтов, погибавших зря?

Я так скажу: не в этом дело,

Давным давно, который год

Забыли мы иль проглядели,

Но все идет наоборот!

Мартынов пал под той горою,

Он был наказан тяжело,

И воронье ночной порою

Его терзало и несло.

А Лермонтов зато – сначала

Все начинал и гнал коня,

И женщина ему кричала:

«Люби меня, люби меня!»

Дантес лежал среди сугробов,

Подняться не умел с земли,

А мимо медленно, сурово,

Не оглянувшись, люди шли.

Он умер или жив остался –

Никто того не различал.

А Пушкин пил вино, смеялся,

Ругался и озорничал.

Стихи писал, не знал печали,

Дела его прекрасно шли,

И поводила все плечами,

И улыбалась Натали.

Для их спасения – навечно

Порядок этот утвержден.

И торжествующий невежда

Приговорен и осужден!

Белла Ахмадулина

Заключение

Литературная дуэль как один из видов творческой деятельности учащихся способствует развитию нравственных качеств, приобретению и закреплению знаний, умений и навыков, активизирует художественно-эстетические потребности детей, развивает их культурный вкус.