Теория: Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет
Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Жизнь - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности
Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Задания: прочитайте стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и письменно выполните сопоставительный анализ данных произведений по плану:

· Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

· О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

· Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений.

· Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.

· Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

Самостоятельная работа № 16.

Тема: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Нравственная проблематика поэмы.

Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 1», стр. 134 – 15.

Формы развития сюжета.

Задания.

1. Прочитайте статью учебника о поэме «Кому на Руси жить хорошо» стр. 134 – 157 и отрывки из поэмы в хрестоматии к учебнику на стр. 390. Устно подготовьте ответы на вопросы.

1. Какую роль в сюжетно – композиционном строе поэмы играет пролог?

2. Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу?

3. Расскажите о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них.

4. Как представлена в тексте помещичья Русь?

Самостоятельная работа № 17.

Тема: А. К. Толстой. Обзор творчества.

Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 184 – 199

Варианты заданий.

Выполните одно по выбору:

1. Подготовьте доклад о жизни и творчестве А. К. Толстого

2. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Ты знаешь край…» со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Родина»

Самостоятельная работа № 18.

Тема: Урок поэзии А. Майков, А Григорьев, Я. Полонский

Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2».

Задания: подготовить сообщение о творчестве одно из поэтов (А.Майкова, А.Григорьева, Я.Полонского), выучить наизусть одно стихотворение.

Самостоятельная работа № 19.

Тема: Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества.

Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 216 – 225.

Задание.

Прочитайте теоретический материал учебника (Ю.В.Лебедев Литература. 10 класс. Часть 2) на стр. 216 - 225 и составьте конспект по следующим тезисам:

1) Дебют писателя;

2) Достоевский и кружок Петрашевского;

3)Достоевский на каторге;

4) Достоевский и проблема веры;

5) Основные произведения Достоевского.

Самостоятельная работа № 20.

Тема: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Бунт Раскольникова – причины и результаты. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.

Теория.

Теория «наполеонизма» сводится к формуле: «Свобода и власть, а главное - власть!» В романе Достоевского имя Наполеона упомина­ется несколько раз. Интерес к нему в России 60-х годов не случаен. Развитие буржуазных отношений обостряет социальные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи «сильной личности», способной подчинять себе людей и превра­щать их в орудие для достижения своих целей.

Теория Раскольникова возникает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их - в со­циальной несправедливости. Что же делать? Смириться? Бороться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновенная личность. Он приходит к мысли, что че­ловечество делится на два разряда: па людей обыкновенных, состав­ляющих большинство, и на людей необыкновенных, таких, как Напо­леон, которые, если потребуется, не остановятся и перед преступлением.

Идея теории Раскольникова выражается в мучительном вопросе: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И он уверяет себя, что явля­ется необыкновенным человеком, прирождённым «властелином судь­бы». Власть ему нужна для того, чтобы спасти Полечку, Соню, Кате­рину Ивановну, - всё страдающее человечество. Убийство вредной, жад­ной старухи задумано Раскольниковым как проверка на частном слу­чае своей страшной теории. Отсюда вытекает вывод, сформулированный самим героем: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».

Крушение теории Раскольникова заключается в его ошибке: при­чины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека. Вместо того, чтобы бороться против безнравствен­ного строя и его законов, наш герой хочет следовать им. И в результате теряет веру в себя, в свои прежние убеждения, испытывает бесконечное отвращение к себе. Вместо счастья он неизбежно приносит зло себе, своим близким, безвинным людям. Отсюда его отчаяние: «Я себя убил, а не старушонку».

Задания:

1. Перечитайте содержание статьи Раскольникова «О праве сильной личности»

Заполните недостающие строки ниже (письменно в тетради):

1) Раскольников убеждён (он «верит»), что все люди по природе делятся на ____ разряда: _________________. «Обыкновенные» люди – это люди, которые «живут в послушании», они не имеют «нового слова». «Необыкновенные» люди -______________________. Все они _________: «переступают закон», молчаливо принятый большинством». Это сильные люди.

2) Люди «необыкновенные» могут разрешить себе _______________________________________

2. Прочитайте следующие размышления Раскольникова: «Законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступниками, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свята чтимый обществом и от отцов перешедший, и уж, конечно, не останавливаясь и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь». Сделайте вывод о том, как приходит Раскольников к своей «идее» (устно).

Напишите сочинение – миниатюру «В чем суть теории Раскольникова, актуальна ли она сегодня?»

Самостоятельная работа № 21.

Вопросы и задания для сопоставительного анализа

1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?

4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой по­этический смысл можно при этом заметить?

5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов этих стихотворений.

6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявив­шихся в эти стихотворениях.

В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщаю­щую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет
Философский характер лирики, мысль в кото­рой всегда сливается с об­разом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человече­ского бытия Трагический характер лирики, домини­рующее чувство -- напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и опти­мизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чув­ством гармо­нии мира
Жизнь, по Тютчеву, - это противо­борство враждебных сил. Но драматизм восприятия дейст­вительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безна­дежности и смерти, но именно любовь дает человеку величай­ший душевный взлет, ощущение счастья Жизнь в стихах Фета -- миг, закреплен­ный в веч­ности. Красота в его стихах -- это преодоленное стра­дание, радость, добы­тая из боли. Любовь -- это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, ко­торые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
Человеческое "я" по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Не­зримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь -- это покровы, скрывающие пер­возданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изна­чально - это тоже хаос. Импрессионистский характер изобра­жения чувств, их фрагментарность и пре­дельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура сти­хов, их внут­реннее равновесие сочетаются с ощуще­нием эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики сочетает предмет­ные реалии внешнего мира и субъективные впечат­ления от этого мира, производимые на поэта. Мас­тер­ство в изображении гармонии предмет­ных реа­лий мира внешнего и глубины мира внутреннего Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной мета­форичностью стихов, ди­намичностью и му­зыкальностью художественных об­разов. Настроение преобладает над мыслью, мысль "растворена" в музыке, которая тоже есть проявление красоты
Мастерство поэта в создании фоне­тических и живописных образов, сочета­ние звукописи с неожи­данной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании паралле­лизмов, по­второв, периодов, ритмических пауз, богатство и глу­бина поэтических ин­тонаций, звуковой инструмен­товки

Тематика сочинений по лирике Тютчева и Фета

1. Можно ли услышать в лирике Тютчева "биение души" поэта?

2. В чем диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева?

3. В чем "блаженство и безнадежность" последней любви в лирике Тютчева?

4. Как отразились в лирике Тютчева его историко-политические взгляды?

5. Как проявились в пейзажной лирике Тютчева его философские взгляды?

6. Почему лирический герой Тютчева любит "убийственно"?

7. Цвет и звук в лирике Тютчева.

8. Единство хаоса и космоса в поэзии Тютчева.

1. Цивилизация и судьба России в творчестве Тютчева.

2. "Край родной долготерпенья..." (по лирике Тютчева).

3. "Умом Россию не понять..." (по лирике Тютчева).

4. Мое любимое стихотворение Тютчева (Фета): восприятие, истолкование, оценка.

5. В чем "поэтическая дерзость" лирики Фета?

6. В чем своеобразие темы любви в лирике Фета?

7. Какова стилистическая роль метафор в поэзии Ф. И. Фета?

8. "Что есть красота?" (Н. Заболоцкий). (По лирике Фета).

9. Импрессионизм поэзии Фета.

10. Почему у лирического "я" Фета радость есть преодоленное страдание?

11. Сопоставительный анализ двух стихотворений Тютчева (Фета). (По выбору уча­щихся).

12. В чем особенности поэтического стиля Тютчева и Фета?

7 Урок-кейс по литературе "Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета на основе сопоставительного анализа стихотворений".

Урок-кейс «Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

на основе сопоставительного анализа стихотворений».

Цели:

Ø Активизация познавательной деятельности учащихся.

Ø Отработка умений работать с предоставленной информацией.

Ø Обучение сопоставительному анализу лирических произведений:

ü умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

ü умение анализировать язык и образную систему литературного произведения в неразрывной связи с содержанием, понимание идеи и нравственного пафоса произведения, понимание русского слова в его эстетической функции.

ü умение анализировать литературное произведение, понимать способы донесения до читателя авторских идей, мыслей и чувств.

Ø Выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Задание.

Перед нами две пейзажные зарисовки. Сопоставьте данные произведения, опираясь на предложенный план для обсуждения.

Летний вечер

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды. (1829)

Ф.И. Тютчев

«Какая ночь! Как воздух чист…»

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть. (1857)

Афанасий Фет

План для обсуждения.

1. Определите тему, идею, композиционную стройность произведений, а в целом – движение поэтической мысли в произведениях.

2. Каково основное настроение, переданное поэтами. С какими другими чувствами переплетается оно.

3. Охарактеризуйте особенности поэтического языка каждого стихотворения.

4. Проследите, какие внутренние ощущения возникают после прочтения стихотворений.

5. Свои наблюдения и умозаключения внесите в таблицу. Сделайте вывод.

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

Природа - прекрасное живое существо, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая ощущение переменчивости окружающего мира

Природа - живой одухотворенный, многоликий мир.

Богатая метафоричность, использование символики.

В стихотворении присутствует несколько образов, выстроенных автором в четкой последовательности. При этом солнце, небо, воздух и звезды – это лишь часть природы, но благодаря метафорам, созданным поэтом, они превращаются в самостоятельных героев произведения.

Произведение написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении нет резких движений: все плавно, медленно. Преобладают светлые и спокойные краски.

Разнообразие звуков, ритмов, синтаксиса.

Используя приемы аллитерации (повторение звуков «з», «с», «ж») и одушевления природы («дремлет лист», «спит залив», «вздохнет волна») возникает ощущение живого движения, непостижимой жизни мира ночи.

Использование прилагательных в сравнительной степени во второй части стихотворения подчеркивают разницу меду состояниями природы и состоянием человеческой души

Кольцевая композиция произведения, которая создает ощущение завершенности и цельности размышлений и наблюдений

Мастер композиции – использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен) таким образом заставляя переживать смену настроений, тонов, звуков, влияя на наши чувства

Семантическое ядро

Глава-Земля (2/2)

Частотность употребления 3,17%

Семантическое ядро

Воздух-Свет (2/2)

Частотность употребления 4,16%

Восхищаясь сменой времен года или пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природа, автор полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит

Словно пропускает увиденное через себя, находя в таких милых пейзажах созвучье собственным ощущениям и душевным переживаниям

Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы. Бытие воспринимает как катастрофу

Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному.

Находясь в гармонии и слиянии с природой, человек черпает в ней вдохновение, обретая движение души и открывая все новые тайны природы

В жанровом аспекте - склонность к философской миниатюре, поэтическому фрагменту

В жанровом отношении тяготеет к лирической миниатюре.

Вывод: при общности тем произведений и предмета изображения, эти стихотворения очень различаются. Объяснением тому служит разное поэтическое мировосприятие поэтов.

В качестве домашнего задания к данному уроку может быть предложено несколько вариантов: сочинение-миниатюра, презентация, устное


Два величайших поэта своей эпохи - Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.

Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие. Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.

Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Обновлено: 2018-02-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Написал не так уж и много произведений. Обладая писательским даром, он не считал литературное творчество своей профессией и писал непроизвольно. При этом многие его работы так и оставались на листе бумаги, и лишь по настоянию друзей, некоторые из них попадали в печать, и становились доступны широкой публике. Но даже эти немногочисленные творения становятся достойным наследием и своеобразной лептой, которую внес в литературу Ф.И. Тютчев.

Особенности лирики Тютчева

Чтобы понять особенности лирики Тютчева достаточно окунуться в мир его поэзии. Свои стихи Тютчев пишет только под влиянием некоего озарения, когда чувствует необходимость выразить свои мысли на бумаге. Вот и получается, что лирика Тютчева наполнена интимностью личных внутренних переживаний и больше похожа на дневник, где он запечатлевает свои мысли и размышления.

Ценность стихотворений поэта в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы. К тому же художественной особенностью поэзии Тютчева является и то, что они наполнены глубоким философским содержанием.

Особенности любовной лирики

Раскрывая тему художественной особенности поэзии Тютчева, стоит поговорить и об особенностях любовной лирики поэта. Представлена она немногими произведениями, которые посвящались разным женщинам. В жизни Тютчев был любвеобильным, страстным и увлеченным человеком. Так, его ранние стихотворения были посвящены первой любви, женщине, которую он повстречал в Мюнхене. Это была Амалия. Стихи же назывались или же Я встретил вас. Но судьба их разлучила, и уже через год он влюбляется в Элеонору Петерсон, которая стала его женой. Однако и здесь судьба была жестока к поэту. Смерть забирает его возлюбленную. Уже посмертно писатель посвятил Элеоноре Петерсон стихотворения В часы, когда бывает и Еще томлюсь тоской желаний. Следующей будет встреча с Эрнестиной Дернберг и женитьба. Эта женщина стала Музой для Тютчева, под влиянием которой появляется стихотворение Она сидела на полу.

Но самыми знаменитыми стихами поэта стали работы, что вошли в денисьевский цикл. Елена Денисьева стала последним увлечением писателя. Их связь была незаконной, и самым известным стихом того периода стала работа Последняя любовь.

Если первые стихотворения любовной лирики Тютчева изображают любовь, как страсть. В них поэт делится своими эмоциями и описывает эмоции возлюбленной. То в поздних работах поэта чувствуются мотивы скоротечности счастья, его вины перед возлюбленной. Теперь любовь ассоциируется с безнадежностью, а романтика гибнет под влиянием общества, которое отвергало все прекрасное своим непониманием. Любовь у писателя — это не только страсть, но и безнадежность, страдание и борьба. Особенностью лирики Тютчева было то, что он в своих работах отображал настоящие, не придуманные чувства.

Особенности изображения природы

Федор Тютчев по праву считается певцом природы. Как говорил , достоинством пейзажной лирики Тютчева было в том, что его природа была разной, живой и грациозной. Особенно нравилась писателю весенняя и осенняя природа. В эти периоды возрождения и увядания у автора появлялись неповторимые образы. При этом природа могла быть спокойной, как в стихотворении Осенний вечер, так и буйной, как в работе Весенняя гроза.

Тютчев любил очеловечивать природу, наделять ее человеческими характерами и чертами. И в этом особенность тютчевской природы. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением.