Теория: Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев | Фет |
Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия | Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира |
Жизнь - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни | Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности |
Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы | Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности |
Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего | Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке |
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов | Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки |
Задания: прочитайте стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и письменно выполните сопоставительный анализ данных произведений по плану:
· Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
· О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
· Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений.
· Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.
· Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.
Самостоятельная работа № 16.
Тема: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Нравственная проблематика поэмы.
Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 1», стр. 134 – 15.
Формы развития сюжета.
Задания.
1. Прочитайте статью учебника о поэме «Кому на Руси жить хорошо» стр. 134 – 157 и отрывки из поэмы в хрестоматии к учебнику на стр. 390. Устно подготовьте ответы на вопросы.
1. Какую роль в сюжетно – композиционном строе поэмы играет пролог?
2. Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу?
3. Расскажите о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них.
4. Как представлена в тексте помещичья Русь?
Самостоятельная работа № 17.
Тема: А. К. Толстой. Обзор творчества.
Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 184 – 199
Варианты заданий.
Выполните одно по выбору:
1. Подготовьте доклад о жизни и творчестве А. К. Толстого
2. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Ты знаешь край…» со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Родина»
Самостоятельная работа № 18.
Тема: Урок поэзии А. Майков, А Григорьев, Я. Полонский
Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2».
Задания: подготовить сообщение о творчестве одно из поэтов (А.Майкова, А.Григорьева, Я.Полонского), выучить наизусть одно стихотворение.
Самостоятельная работа № 19.
Тема: Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества.
Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 216 – 225.
Задание.
Прочитайте теоретический материал учебника (Ю.В.Лебедев Литература. 10 класс. Часть 2) на стр. 216 - 225 и составьте конспект по следующим тезисам:
1) Дебют писателя;
2) Достоевский и кружок Петрашевского;
3)Достоевский на каторге;
4) Достоевский и проблема веры;
5) Основные произведения Достоевского.
Самостоятельная работа № 20.
Тема: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Бунт Раскольникова – причины и результаты. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.
Теория.
Теория «наполеонизма» сводится к формуле: «Свобода и власть, а главное - власть!» В романе Достоевского имя Наполеона упоминается несколько раз. Интерес к нему в России 60-х годов не случаен. Развитие буржуазных отношений обостряет социальные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи «сильной личности», способной подчинять себе людей и превращать их в орудие для достижения своих целей.
Теория Раскольникова возникает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их - в социальной несправедливости. Что же делать? Смириться? Бороться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновенная личность. Он приходит к мысли, что человечество делится на два разряда: па людей обыкновенных, составляющих большинство, и на людей необыкновенных, таких, как Наполеон, которые, если потребуется, не остановятся и перед преступлением.
Идея теории Раскольникова выражается в мучительном вопросе: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И он уверяет себя, что является необыкновенным человеком, прирождённым «властелином судьбы». Власть ему нужна для того, чтобы спасти Полечку, Соню, Катерину Ивановну, - всё страдающее человечество. Убийство вредной, жадной старухи задумано Раскольниковым как проверка на частном случае своей страшной теории. Отсюда вытекает вывод, сформулированный самим героем: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».
Крушение теории Раскольникова заключается в его ошибке: причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, наш герой хочет следовать им. И в результате теряет веру в себя, в свои прежние убеждения, испытывает бесконечное отвращение к себе. Вместо счастья он неизбежно приносит зло себе, своим близким, безвинным людям. Отсюда его отчаяние: «Я себя убил, а не старушонку».
Задания:
1. Перечитайте содержание статьи Раскольникова «О праве сильной личности»
Заполните недостающие строки ниже (письменно в тетради):
1) Раскольников убеждён (он «верит»), что все люди по природе делятся на ____ разряда: _________________. «Обыкновенные» люди – это люди, которые «живут в послушании», они не имеют «нового слова». «Необыкновенные» люди -______________________. Все они _________: «переступают закон», молчаливо принятый большинством». Это сильные люди.
2) Люди «необыкновенные» могут разрешить себе _______________________________________
2. Прочитайте следующие размышления Раскольникова: «Законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступниками, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свята чтимый обществом и от отцов перешедший, и уж, конечно, не останавливаясь и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь». Сделайте вывод о том, как приходит Раскольников к своей «идее» (устно).
Напишите сочинение – миниатюру «В чем суть теории Раскольникова, актуальна ли она сегодня?»
Самостоятельная работа № 21.
Вопросы и задания для сопоставительного анализа
1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?
4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов этих стихотворений.
6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в эти стихотворениях.
В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.
Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев | Фет |
Философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия | Трагический характер лирики, доминирующее чувство -- напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира |
Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья | Жизнь в стихах Фета -- миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах -- это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь -- это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов |
Человеческое "я" по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь -- это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально - это тоже хаос. | Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности |
Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего | Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью стихов, динамичностью и музыкальностью художественных образов. Настроение преобладает над мыслью, мысль "растворена" в музыке, которая тоже есть проявление красоты |
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов | Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки |
Тематика сочинений по лирике Тютчева и Фета
1. Можно ли услышать в лирике Тютчева "биение души" поэта?
2. В чем диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева?
3. В чем "блаженство и безнадежность" последней любви в лирике Тютчева?
4. Как отразились в лирике Тютчева его историко-политические взгляды?
5. Как проявились в пейзажной лирике Тютчева его философские взгляды?
6. Почему лирический герой Тютчева любит "убийственно"?
7. Цвет и звук в лирике Тютчева.
8. Единство хаоса и космоса в поэзии Тютчева.
1. Цивилизация и судьба России в творчестве Тютчева.
2. "Край родной долготерпенья..." (по лирике Тютчева).
3. "Умом Россию не понять..." (по лирике Тютчева).
4. Мое любимое стихотворение Тютчева (Фета): восприятие, истолкование, оценка.
5. В чем "поэтическая дерзость" лирики Фета?
6. В чем своеобразие темы любви в лирике Фета?
7. Какова стилистическая роль метафор в поэзии Ф. И. Фета?
8. "Что есть красота?" (Н. Заболоцкий). (По лирике Фета).
9. Импрессионизм поэзии Фета.
10. Почему у лирического "я" Фета радость есть преодоленное страдание?
11. Сопоставительный анализ двух стихотворений Тютчева (Фета). (По выбору учащихся).
12. В чем особенности поэтического стиля Тютчева и Фета?
7 Урок-кейс по литературе "Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета на основе сопоставительного анализа стихотворений".
Урок-кейс «Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
на основе сопоставительного анализа стихотворений».
Цели:
Ø Активизация познавательной деятельности учащихся.
Ø Отработка умений работать с предоставленной информацией.
Ø Обучение сопоставительному анализу лирических произведений:
ü умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
ü умение анализировать язык и образную систему литературного произведения в неразрывной связи с содержанием, понимание идеи и нравственного пафоса произведения, понимание русского слова в его эстетической функции.
ü умение анализировать литературное произведение, понимать способы донесения до читателя авторских идей, мыслей и чувств.
Ø Выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Задание.
Перед нами две пейзажные зарисовки. Сопоставьте данные произведения, опираясь на предложенный план для обсуждения.
Летний вечерУж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды. (1829) Ф.И. Тютчев |
«Какая ночь! Как воздух чист…» Какая ночь! Как воздух чист, Полночный свет, ты тот же день: Афанасий Фет |
План для обсуждения.
1. Определите тему, идею, композиционную стройность произведений, а в целом – движение поэтической мысли в произведениях.
2. Каково основное настроение, переданное поэтами. С какими другими чувствами переплетается оно.
3. Охарактеризуйте особенности поэтического языка каждого стихотворения.
4. Проследите, какие внутренние ощущения возникают после прочтения стихотворений.
5. Свои наблюдения и умозаключения внесите в таблицу. Сделайте вывод.
Ф.И. Тютчев |
А.А. Фет |
Природа - прекрасное живое существо, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая ощущение переменчивости окружающего мира |
Природа - живой одухотворенный, многоликий мир. |
Богатая метафоричность, использование символики. В стихотворении присутствует несколько образов, выстроенных автором в четкой последовательности. При этом солнце, небо, воздух и звезды – это лишь часть природы, но благодаря метафорам, созданным поэтом, они превращаются в самостоятельных героев произведения. Произведение написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении нет резких движений: все плавно, медленно. Преобладают светлые и спокойные краски. |
Разнообразие звуков, ритмов, синтаксиса. Используя приемы аллитерации (повторение звуков «з», «с», «ж») и одушевления природы («дремлет лист», «спит залив», «вздохнет волна») возникает ощущение живого движения, непостижимой жизни мира ночи. Использование прилагательных в сравнительной степени во второй части стихотворения подчеркивают разницу меду состояниями природы и состоянием человеческой души |
Кольцевая композиция произведения, которая создает ощущение завершенности и цельности размышлений и наблюдений |
Мастер композиции – использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен) таким образом заставляя переживать смену настроений, тонов, звуков, влияя на наши чувства |
Семантическое ядро Глава-Земля (2/2) Частотность употребления 3,17% |
Семантическое ядро Воздух-Свет (2/2) Частотность употребления 4,16% |
Восхищаясь сменой времен года или пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природа, автор полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит |
Словно пропускает увиденное через себя, находя в таких милых пейзажах созвучье собственным ощущениям и душевным переживаниям |
Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы. Бытие воспринимает как катастрофу Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. |
Находясь в гармонии и слиянии с природой, человек черпает в ней вдохновение, обретая движение души и открывая все новые тайны природы |
В жанровом аспекте - склонность к философской миниатюре, поэтическому фрагменту |
В жанровом отношении тяготеет к лирической миниатюре. |
Вывод: при общности тем произведений и предмета изображения, эти стихотворения очень различаются. Объяснением тому служит разное поэтическое мировосприятие поэтов. |
В качестве домашнего задания к данному уроку может быть предложено несколько вариантов: сочинение-миниатюра, презентация, устное
Два величайших поэта своей эпохи - Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.
Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.
Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие. Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.
Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.
Обновлено: 2018-02-18
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Написал не так уж и много произведений. Обладая писательским даром, он не считал литературное творчество своей профессией и писал непроизвольно. При этом многие его работы так и оставались на листе бумаги, и лишь по настоянию друзей, некоторые из них попадали в печать, и становились доступны широкой публике. Но даже эти немногочисленные творения становятся достойным наследием и своеобразной лептой, которую внес в литературу Ф.И. Тютчев.
Особенности лирики Тютчева
Чтобы понять особенности лирики Тютчева достаточно окунуться в мир его поэзии. Свои стихи Тютчев пишет только под влиянием некоего озарения, когда чувствует необходимость выразить свои мысли на бумаге. Вот и получается, что лирика Тютчева наполнена интимностью личных внутренних переживаний и больше похожа на дневник, где он запечатлевает свои мысли и размышления.
Ценность стихотворений поэта в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы. К тому же художественной особенностью поэзии Тютчева является и то, что они наполнены глубоким философским содержанием.
Особенности любовной лирики
Раскрывая тему художественной особенности поэзии Тютчева, стоит поговорить и об особенностях любовной лирики поэта. Представлена она немногими произведениями, которые посвящались разным женщинам. В жизни Тютчев был любвеобильным, страстным и увлеченным человеком. Так, его ранние стихотворения были посвящены первой любви, женщине, которую он повстречал в Мюнхене. Это была Амалия. Стихи же назывались или же Я встретил вас. Но судьба их разлучила, и уже через год он влюбляется в Элеонору Петерсон, которая стала его женой. Однако и здесь судьба была жестока к поэту. Смерть забирает его возлюбленную. Уже посмертно писатель посвятил Элеоноре Петерсон стихотворения В часы, когда бывает и Еще томлюсь тоской желаний. Следующей будет встреча с Эрнестиной Дернберг и женитьба. Эта женщина стала Музой для Тютчева, под влиянием которой появляется стихотворение Она сидела на полу.
Но самыми знаменитыми стихами поэта стали работы, что вошли в денисьевский цикл. Елена Денисьева стала последним увлечением писателя. Их связь была незаконной, и самым известным стихом того периода стала работа Последняя любовь.
Если первые стихотворения любовной лирики Тютчева изображают любовь, как страсть. В них поэт делится своими эмоциями и описывает эмоции возлюбленной. То в поздних работах поэта чувствуются мотивы скоротечности счастья, его вины перед возлюбленной. Теперь любовь ассоциируется с безнадежностью, а романтика гибнет под влиянием общества, которое отвергало все прекрасное своим непониманием. Любовь у писателя — это не только страсть, но и безнадежность, страдание и борьба. Особенностью лирики Тютчева было то, что он в своих работах отображал настоящие, не придуманные чувства.
Особенности изображения природы
Федор Тютчев по праву считается певцом природы. Как говорил , достоинством пейзажной лирики Тютчева было в том, что его природа была разной, живой и грациозной. Особенно нравилась писателю весенняя и осенняя природа. В эти периоды возрождения и увядания у автора появлялись неповторимые образы. При этом природа могла быть спокойной, как в стихотворении Осенний вечер, так и буйной, как в работе Весенняя гроза.
Тютчев любил очеловечивать природу, наделять ее человеческими характерами и чертами. И в этом особенность тютчевской природы. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением.