Сказки А. С. Пушкина являются примером того, как простонародный сюжет может стать шедевром высокого литературного языка. Поэт сумел в стихотворной форме передать не только характеры героев, но и обязательное условие любого подобного повествования - поучение, то есть то, чему учит сказка. «О рыбаке и рыбке» - это сюжет о человеческой жадности. Сказка «О царе Салтане» о том, что зло и коварство наказуемы, а побеждает всегда добро. Так в сюжетах всех сказок, написанных поэтом.

Когда учителя объясняют школьникам, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 класс), они опираются на сюжет произведения. Это правильно, так как дети должны понимать, какие основные категории движут поступками людей: добро и зло, щедрость и жадность, предательство и прощение, и многие другие. Сказки помогают детям разобраться в них и сделать правильный выбор в пользу добра.

В сказке о Золотой рыбке сюжет начинается с того, что на берегу синего моря жили-были старик со старухой. Он ловил рыбу, она пряла пряжу, но лачуга у них старая и даже корыто разбитое.

Старику повезло поймать Золотую рыбку, которая взмолилась вернуть ее в море и даже предложила за себя откуп.

Добрый рыбак отпустил ее, но старухе его благородный поступок был не по нраву, вот и потребовала, чтобы он вернулся к морю и попросил у рыбки хотя бы корыто. Старик так и сделал. Рыбка дала то, что пожелала старуха, но той захотелось большего - новую избу, затем быть столбовою дворянкой, потом свободной царицею, пока не решила стать Владычицей, у которой сама рыбка на посылках.

Мудрая рыбка выполняла просьбы старухи, пока та не потребовала невозможного. Вот и осталась старуха вновь у разбитого корыта.

Дети, читая об истории старика, понимают, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. Власть и богатство каждый раз изменяли старуху, делая ее все злее. Школьники делают правильный вывод, что жадность наказуема, и можно вновь остаться ни с чем.

Сказка братьев Гримм

Если взять за основу философские категории того, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», анализ следует начинать со Именно с их историей о жадной старухе, которая, начиная желать с малого, дошла до того, что захотела стать Римским папой, был знаком поэт.

Вроде бы в сюжете поучительного рассказа обычная человеческая жадность, но если обратить внимание на символизм, заложенный в ней, то, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», приобретает совершенно другой смысл. Как оказалось, братья Гримм, а за ними и Пушкин, далеко не первые, кто использовал эту тему.

Ведическая мудрость

В трактате Матсья-пурана она изложена в виде аллегории. Например, старик в ней - это настоящее «Я» человека, его душа, которая находится в состоянии покоя (нирваны). В сказке Пушкина рыбак именно таким и предстает перед читателями. Он 33 года живет со старухой в лачуге, ловит рыбу и его все устраивает. Это ли не признак просветления?

Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: истинное предназначение человека - быть в ладу со своей душой и окружающей реальностью. Старик прекрасно справлялся с огромным и полным соблазнов материальным миром, который символизирует синее море.

Он забрасывает невод со своими желаниями в него и получает то, что ему нужно на день насущный. Другое дело - старуха.

Старуха

Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.

Если в древнем трактате ее образ - это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина - злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.

У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.

Рыбка

В ведической культуре рыбка олицетворяет Бога. Не менее могущественна она и в произведении Пушкина. Если задуматься, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», ответы будут очевидны: ложная эгоистическая оболочка не может дать человеку счастья. Для этого ему нужны не материальные блага, а единство души с Богом, которое проявляется в гармоничном состоянии покоя и получения радости от бытия.

Трижды является рыбка к старику, чтобы выполнить эгоистические желания, но, как оказалось, наполнить ложную оболочку не может даже морская волшебница.

Борьба духовного и эгоистического начала

Об этой борьбе написано немало философских, религиозных, художественных и психологических книг. Оба начала - чистая душа (в сказке Пушкина старик) и эгоизм (старуха) ведут борьбу между собой. Поэт очень хорошо показал, к чему приводит покорность и потворство эгоистическим желаниям.

Его главный герой даже не пытался сопротивляться старухе, а каждый раз покорно ходил к рыбке на поклон с новым требованием от нее. Александр Сергеевич как раз и показал, к чему приводит подобное попустительство собственному эгоизму, и чем заканчиваются его ложные, ненасытные потребности.

Сегодня фраза «остаться у разбитого корыта» применяется на бытовом уровне, когда говорят о человеческой жадности.

В философии ее смысл много шире. Не материальные блага делают людей счастливыми. Поведение старухи говорит об этом. Только она стала столбовой дворянкой, как пожелала быть царицею, а дальше - больше. Она не излучала счастье и довольство с появлением новых видов власти и богатства.

Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: помнить о душе, что она первична, а материальный мир вторичен и коварен. Сегодня человек может быть у власти, а завтра станет нищим и безвестным, как старуха у того злополучного корыта.

Так детская сказка русского поэта передает глубину извечного противоборства между эго и душой, о которой люди знали еще в далекой древности.

У синего моря в старой лачуге живут старик и старуха. Старик добывает пропитание ловлей рыбы, а его жена целый день прядёт пряжу. Однажды, возвратившись с неудачной рыбалки, старик рассказывает о чудесной рыбке, попросившей отпустить её на волю, обещая исполнить взамен любые желания. От удивления, или от жалости старик ничего не просит, и выпускает рыбку в море даром.

В «Сказке о рыбаке и рыбке», чему учит детей мудрая рыбка - богатство не может дать счастья

Услышав удивительный рассказ мужа, старуха начинает его ругать, требуя, чтобы он вернулся к морю, позвал рыбку и попросил у неё новое корыто. Старик покорно идёт к морю выполнять просьбу жены.

Но чудесное появление в старой избе нового корыта только раззадоривает старуху. Она начинает просить всё больше и больше, не желая останавливаться, – новый красивый дом, дворянский титул, царский престол в подводном царстве. Когда она требует, чтобы рыбка была у неё на посылках, та показывает старухе её место – в старой лачуге у разбитого корыта.

В чём суть сказки

Каждый человек трактует суть сказки по-своему. Кто-то примеряет её к восточной философии, видя в образе жадной старухи человеческий эгоизм, а в старике чистую душу, довольную жизнью и покорную злой воле.

Кому-то мерещится Англия пушкинских времён, а Россия превращается в Золотую Рыбку, оставившую англичан у разбитого корыта. Третьи поклонники пушкинского творчества видят в сказке наглядный пример неудачных супружеских отношений. Они предлагают посмотреть на старуху, чтобы понять как нельзя себя вести хорошей жене.

С точки зрения психологии, сказка – уникальное произведение, которое тонко характеризует человеческую природу, её ненасытность, жадность, покорность злу, безответность, нищету.

Чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» Вы узнаете вспомнив ее .

«Сказка о рыбаке и рыбке» чему учит?

Сказка о рыбаке и рыбке учит тому, что не надо быть жадными. Бабушка хотела сначала корыто, затем дом, и ей хотелось всё больше больше! Но в конце, она вернулась к тому, что у неё опять было старое корыто. Жадность погубила её, вот чему учит эта сказка.

Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.

  • В сказке вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке и, с другой стороны, справедливо наказывается жадность его жены.

Александр Сергеевич хотел показать, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут представилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у нее появились. В этой сказке олицетворением зла считается старуха. Ей характерна зависть, злоба, скупость. Во всех сказках добро побеждает зло. В этой сказке добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает - рыбка посмеялась над старухой. А. С. Пушкин хотел показать, что люди еще не поняли, что счастье не в богатстве. Он показал, насколько смешными выглядят люди в погоне за богатством.

Александр Сергеевич Пушкин родился в дворянской семье. Стихи он начал писать еще в детстве (в лицее) . А. С. Пушкин - один из самых выдающихся поэтов XIX века. Александр Сергеевич был не только выдающимся поэтом-лириком, но и писателем. Его произведения: «Метель» , «Дубровский» , «Барышня-крестьянка» , «Выстрел» и многие другие, а также поэмы, сказки и роман в стихах известны не только в России, но и во всем мире. Его роман в стихах «Евгений Онегин» читали и читают уже много поколений. На его сказках выросло много детей. Самая простая по содержанию, но глубокая по смыслу «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833). «Жил старик со своей» старухой... » Были они очень бедными и жили на то, что старик в море наловит. Вот однажды поймал старик золотую рыбку, а та пообещала ему в обмен на свободу исполнять его желания. Сначала старик попросил новое корыто для старухи, но корыта было мало старухе, пошел старик просить избу но и избы было мало. После того как старуха получила избу, она захотела получить титул «столбовой дворянки» . Старухе и этого показалось мало, захотела быть царицей, но и это ей вскоре наскучило, решила она стать «Владычицей морскою».. . Ничего не сказала рыбка, . Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море.. . Старик не дождался рыбки и ушел домой, а придя домой, увидел, что все по-старому и старуха его сидит возле разбитого корыта.
В этой сказке очень хорошо показаны суть и характер человека. Человек корыстен от природы. Он всегда будет желать и добиваться чего-то большего, чем он имеет и может иметь. Редко кто знает меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич хотел показать, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут представилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у нее появились. В этой сказке олицетворением зла считается старуха. Ей характерна зависть, злоба, скупость. Во всех сказках добро побеждает зло. В этой сказке добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает - рыбка посмеялась над старухой. А. С. Пушкин хотел показать, что люди еще не поняли, что счастье не в богатстве. Он показал, насколько смешными выглядят люди в погоне за богатством. Рыбка в этой сказке выступает в роли добра, она олицетворяет добро. Рыбка готова была исполнить любые желания старухи, но не хотела служить оружием, с помощью которого старуха хотела добиться величия. Старик же выступает в роли посредника. Ему ничего особенно не надо, он умеет довольствоваться тем, что имеет. Здесь идет сопоставление старика, бесхарактерного, бескорыстного, и старухи, жестокой, сварливой, жадной женщины. Поставив перед собой цель, нужно ее добиваться, а добившись, ею довольствоваться. Я считаю, что если человек добился многого, то он может для себя, конечно, желать еще, но надо это делать так, чтобы это было не в ущерб себе и другим.