Беседа с детьми подготовительной группы по теме: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы отраженная в православных иконах русского народа»

Автор : Колесникова Светлана Александровна, воспитатель.
Место работы: МКОУ Березовская СОШ структурное подразделение МКДОУ Березовский детский сад ОРВ с. Березовка Аннинского района Воронежской области.
Описание: Дорогие коллеги предлагаю вашему вниманию конспект беседы о Пресвятой Богородице, предназначенной для детей старшей и подготовительной групп или детей начальных классов. Беседа проводится в форме презентации, в рамках знакомства с православной культурой и историей русского народа. Буду рада, если мой материал окажется полезен педагогам и воспитателям.
Цель: Знакомство с основными событиями жизни Пресвятой Богородицы.
Задачи: Рассказать о жизни Богородицы. Познакомить детей с иконами, отражающими основные события жизни Божьей Матери. Воспитывать в детях необходимость добрых поступков, слов, мыслей. Ввести детей в мир духовных ценностей, традиций своего народа.

Ход беседы:
Воспитатель: Здравствуйте ребята и гости нашего садика. Осень богата не только урожаем, но и осенними праздниками. В последнее воскресение ноября страна отмечает День Матери, а перед этим 21 сентября вся наша страна и все верующие люди всего мира отмечают большой праздник – Рождество Пресвятой Богородицы, Самой Великой Матери, Божьей Матери. Вот об этом мы сейчас и поговорим с вами.
Слайд №2 (На экране появляется изображение иконы Божьей Матери).
В далеком, древнем городе Назарете жила благочестивая семейная пара – Иоаким и Анна. Они были праведны пред Господом и с чистым сердцем соблюдали заповеди его. Все бы было хорошо, да только не было у них детей. По тем временам это считалось великим наказанием и осуждалось людьми. Так они и жили белее 50 лет, подвергаясь насмешкам и укорам от окружающих людей. Однажды пришел Иоаким в Храм, чтобы принести жертву Богу, но священник Иссахар отверг его приношение, укорив бесчадием. И другие соплеменники также укоряли его. Тяжело было Иоакиму слышать такие слова всенародно, и решил он не возвращаться домой, а уйти в пустыню и там молиться 40 дней и ночей. В то же время Анна, жена его была дома и узнала об оскорблении, нанесенном ее мужу. Горько плакала она в саду под деревом. И подняв глаза к небу, увидела в ветвях гнездо с птенцами – еще сильнее полились из ее глаз слезы. «Горе мне, одинокой – все в мире утешаются детьми: и птицы небесные и звери земные плодородны у Тебя, Господи, и земля приносит во время плоды свои, и все благословляют Тебя! Одна я как степь безводная, без жизни и растительности! Воззри на меня Господи и услышь молитву мою!» И вдруг появился перед ней ангел и сказал, что молитвы ее услышаны и родится у нее дочь и назовет ее Мария. Обрадовалась Анна и пошла в Иерусалим, воздать хвалу и благодарение Всевышнему.
Ангел Божий явился и праведному Иоакиму и сказал ему такие же слова. И Иоаким так же поспешил в Иерусалимский Храм, где и встретил свою жену и Золотых ворот.
Слайд №3 (На экране появляется изображение иконы «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот»).
В положенное время родилась у них дочь и дано ей имя Мария, что значит по-еврейски: «госпожа», «надежда». И с древних времен все христиане празднуют рождество Божией Матери 21 сентября: это праздник великой радости, потому что весь род человеческий получил надежду на спасение.
Слайд №4(На экране появляется изображение иконы «Рождество Пресвятой Богородицы).
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Девочка росла и вот, ей уже исполнилось три года.
Слайд № 5(На экране появляется изображение иконы «Трилетствующая»).
Слайд №6(На экране появляется изображение иконы «Иоаким и Анна»).
По обету родители отвели Марию в Храм и посвятили Богу. Торжественная процессия прошла через весь город и маленькая Мария сама поднялась по крутым ступеням храма.
Слайд №7 (На экране появляется изображение иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы»).
Престарелые родители, вручив дочь свою воле Отца Небесного, принесли ему благодарственные жертвы и возвратились в свой дом. Мария же продолжала жить при храме.
Но у древних евреев не было монастырей, где можно было всю свою жизни посвятить Богу. И Мария была обручена праведному Иосифу, т.е. поручена ему не для брака, а для сохранения ее девства и чистоты. Так, прошло какое то время. Однажды Мария была в своей комнате и читала Св.Писание и в этот момент ей явился архангел Гавриил. Он предрек Деве Марии, что она зачнет и родит сына и наречет Ему имя Иисус.
Слайд№8 (На экране появляется изображение иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы»).
В это время случилась в стране перепись населения, и каждый человек должен был идти в свой родной город и записаться там, в государственные списки. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. И пришло время Марии родить. В гостинице не было места, и семья приютилась в пещере для скота. Мария родила младенца и положила его в ясли, кормушку для скота. Пастухи же первыми принесли свое почтение и принесли все, что имели: чистоту любви, крепкую веру, и сердечную хвалу Спасителю и Владыке своему.
Слайд №9(на экране появляется изображение иконы «Рождество Христово»).
Как было положено по древнему обычаю, на девятый день был совершен обряд обрезания.
Слайд№ 10(На экране появляется изображение иконы «Обрезание Господне»).
Так жил Иисус вместе с Пречистой Матерью своей и Иосифом.
Слайд № 11 (На экране появляется изображение иконы «Святое Семейство»).
Слайд №12(На экране появляется изображение иконы «Иосиф с младенцем»).

И узнали мудрецы, что на земле родился великий Царь, Который будет владычествовать над всем миром. И пришли поклониться Царю, и принесли дары – золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как Богочеловеку, искупившему крестною смертью грехи всего мира.
Слайд№ 13 (На экране появляется изображение иконы «Поклонение волхвов»).
По еврейскому обычаю, на сороковой день младенца Иисуса принесли в Храм для посвящения Богу. В то время в храме был праведный Симеон, которому было обещано, что он не умрет, пока не увидит родившегося Иисуса – Спасителя мира.
Слайд № 14(На экране появляется изображение иконы «Сретение Господне»).
Но царь Ирод узнал о рождении великого Царя, он побоялся потерять власть и решил уничтожить младенца. Ангел Господень явился Иосифу и велел бежать с Марией и младенцем в Египет.
Слайд №15 (На экране появляется изображение иконы «Бегство в Египет»).
До 30 лет жил Иисус с родителями, за тем вышел на служение людям.
Слайд№16 (На экране появляется изображение иконы «Спаситель»)
Три года проповедовал Он Евангелие Спасения и был предан и распят на горе Голгофе как преступник.
Слайд №17 (На экране появляется изображение иконы «Распятие»).
Тут уместно вспомнить стихотворение Анны Ахматовой:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

На третий день после смерти Иисус воскрес.
Слайд №18 (На экране появляется изображение иконы «Воскресение»).
На сороковой день Иисус вознесся на небеса к небесному Своему Отцу.
Слайд№ 19 (На экране появляется изображение иконы «Вознесение»).
После вознесения Иисуса Христа Мария прожила еще много лет, путешествовала с учениками Христа и проповедовала Евангелие. Большую славу и почтение имеет Она в России. Широко прославились чудотворные иконы и списки с этих икон.
На экране появляются слайды с изображением святых, чудотворных икон Божией Матери .
Некоторые иконы миро точат, т.е. самопроизвольно выделяют священное масло – миро.
Слайд № 26(На экране появляется изображение мироточивой иконы).
В благодарность за совершенные чудеса, люди приносят к иконам драгоценности и украшают их.
Слайд№27 (На экране появляется изображение иконы украшенной драгоценностями).
Скончалась Пресвятая Богородица в глубокой старости в окружении учеников Христа.
Слайд №28 (На экране появляется изображение иконы «Успение Пресвятой Богородицы»).
Владычице
К Тебе, Владычице святая,
К Тебе за милостью приду,
В Тебе, Заступнице благая,
Покров и помощь я найду.
Ты нам прибежище, и щит,
И исцеление болящих,
К Тебе обиженный спешит,
Утеха, Радость всех скорбящих!

Презентация на тему: Земная жизнь Пресвятой Богородицы отраженная в православных иконах русского народа

Истина: Бог сотворил все прекрасным.

Цель: Показать, что Бог — Создатель всего. Учить заботиться обо всем творении Божием.

Догматика: Бог — Творец.

Христианская этика: Забота о творении Божьем.

Заинтересованность:

Кто сделал этот предмет? (стол, шкаф, книгу). А как называют тех людей, которые строят дома? (строители). Строят дома разные рабочие: и каменщик, и слесарь, и плотник, и другие. А как называют Того, Кто сделал цветы, воду, камни, животных? (Бог).

Сегодня мы с вами узнаем, как все это было.

Библейская история:

(Все дни творения появляются на доске в виде цифр от 1 до 6)

На земле ничего не было. Она была голая, некрасивая.

  • «3 день» Какими цветочками Бог украсил землю? (астры, розы, ромашки и др.) Какие деревья появились на земле? (елка, береза, тополь).
  • «4 день» Песня «Кто создал?». Отдохнем, споем песню. (Кто создал: небо и землю, бушующее море, зеленые деревья, мерцающие звезды? Наш Господь Бог.) Вот сколько животных создал Бог.

  • «5 день » (учитель берет соответствующую игрушку-самоделку и на глазах детей расправляет ее и скрепляет степлером (этим показать, что также Бог сотворил все живое). Каких рыбок вы знаете? Каких птичек вы знаете?).

  • «6 день» (Сотворение животных. Учитель загадывает загадки, дети отгадывают, кого Бог сотворил в 6 день, после правильного ответа учитель делает на глазах детей игрушку – самоделку.

  • Белка. В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле живет в тепле?

  • Еж. Ползун ползет, иголки везет и т.д.

  • Баран и Лошадь. , Петух , Собака.




Вот сколько животных создал Бог. Но мы еще не всех назвали. Богу очень нравилось то, что Он сделал – сотворил. А вам нравится? (Продолжение песни «Кто создал?». Кто создал: толстых бегемотиков, зубастых крокодилов, тебя и меня? Наш Господь Бог.)

— «7 день» — день отдыха

Повторение библейской истории – по рисункам на цифрах.

Учитель показывает золотой стих движениями:

«В начале» — встает,

«сотворил» — руками «лепит колобок»,

«Бог» — одной рукой показывает на небо,

«небо» — двумя руками потянулись высоко-высоко,

«и землю» — руки опускают низко приседая.

«Быт. 1:1» — говорит, садясь.

Дети повторяют за учителем вначале медленно, затем быстрее. Потом по желанию, кто быстрее скажет стих.

Применение:

Игра с мячом . Учитель называет слово и бросает мяч детям, сидящим в одну линию, по порядку. Если то, что назвал учитель, сотворил Бог, то дети ловят мяч, если нет – то отбрасывают. Например: стол, медведь, баран, редиска, майка, земля, лампа, луна, тарелка и т.д. Или работа с картинкой «Сотворено Богом или сделано человеком».

Игра .- Ребята, для кого Бог сотворил такой прекрасный мир? (Для нас). Как вы думаете, можем ли мы обижать животных или ломать деревья (нет). А что мы должны делать? (наоборот, заботиться).

Учитель раздает детям предметы или рисунки. Дети должны определить, к кому относятся эти предметы или рисунки: плохим детям или хорошим, которые заботятся об окружающем, и рассказать, для чего нужны эти предметы:

палка, миска с косточкой,

нога цветок мнет, лейка,

кормушка с хлебными крошками,

рука с обломленной веткой,

скворечник и т.д.

Как бы вы хотели поступать? А как хочет Бог, чтобы мы поступали? (заботились о природе).

Лепка

Учитель заранее приготавливает большой плотный картон зеленого цвета и предлагает детям слепить из пластилина (по 1 поделке), то, что создал Бог. Затем вместе расселяют по земле-картону то, что получилось у детей. Приглашают родителей посмотреть эту совместную поделку.

Домашнее задание

Родителям рассказать то, что запомнили с урока, и смастерить с родителями кормушку птицам на зиму.

Оборудование:

(для учителя)

игрушки – самоделки

загадки о животных

цифры 1-6 – «Дни творения»

предметы либо рисунки для игры на применение

картинки разных цветов, деревьев

(для детей)

пластилин

картон для каждого ученика

большой картон зеленого цвета

картинка «Сотворено или сделано»

песенка «Кто создал?»

Кто создал?

Кто создал (порхающих птичек?) 3 раза

Кто создал порхающих птичек?

Наш Господь Бог!

Кто создал (мерцающие звёзды?) 3 раза

Кто создал мерцающие звёзды?

Наш Господь Бог!

Кто создал (бушующее море?) 3 раза

Кто создал бушующее море?

Наш Господь Бог!

Кто создал порхающих птичек,

Мерцающие звёзды, бушующее море?

Кто создал тебя и меня?

Воспитывать в детях способность чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, знакомить их с жизнью природы.

Задачи:

  • Обратить внимание детей на красоту окружающего мира.
  • Вспомнить с детьми о радости общения с животным и растительным миром.
  • Воспитывать благодарное и бережное отношение ко всему живому.
  • Объяснять детям отличие рукотворного от нерукотворного.
  • Обсудить с детьми наличие видимого и невидимого в мире.
  • Подвести детей к выводу о мудром устроении окружающего мира.

Использованная литература:

  1. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. – 3-е изд. – Изд-во Владимирской епархии, 2000.
  2. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  3. Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1997. Глава «Мир Божий».
  4. Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2009. Глава «Красота в окружающем мире».

Дополнительная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Часть 1. Глава «О мире».

Ключевые понятия:

  • Мир Божий
  • Познание мира

Словарь урока:

  • Добрый мир
  • Красота

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме. Если нет возможности провести урок на свежем воздухе, то можно использовать одну из двух презентаций: специально для детей или с уникальными фотографиями животного мира .

Раскрашивание детьми раскраски.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Работа с иллюстрациями. Учитель показывает детям картину и проводит беседу по вопросам .

Подвижная игра на общение.

Дети рисуют чей-нибудь дом.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

1) Познание мира

Посмотрим в окно. Что мы там видим?

Дома, деревья, люди ходят по улицам. Продавец продает мороженое. Все заняты своими делами.

А если мы пойдем в лес, что мы там увидим?

Там разные деревья растут, птицы летают, звери бегают. Летом бабочки летают. Много насекомых: жучки, червячки, кузнечики. А если рядом есть речка, то там рыбы плавают.

Всем и всему на Земле есть место. Мир – наш общий дом. Как нам жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу?

2) Рассказ «Какие вы счастливые!» Сухомлинский В.А.

Сегодня в школу впервые пришли малыши. Завтра они сядут за парты, а сегодня их привели родители, чтобы познакомиться с учи­телем.

Матери ушли домой, а дети остались с учителем на зеленой лу­жайке, под высокой липой.

Старый учитель Иван Филиппович сегодня встречает десятое поколение своих воспитанников. Доведет этих малышей до четвертого класса, и исполнится сорок лет его работы в школе.

Ласковые, приветливые глаза учителя смотрят в черные, синие, серые, голубые глаза своих воспитанников.

Дети улыбаются.

– Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит утрен­няя заря? – спросил Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызвала у малышей такую же теплую улыбку.

– Нет, не видели, – ответили дети.

– А вы не видели, как соловейко пьет росу?

– Нет, не видели...

– А как шмель чистит крылышки – перед тем, как взлететь с цветка, в котором он спал ночью?

– Не видели...

– А не видели ли вы, как веселая букашка – божья коровка – в теплый зимний день спросонок выглядывает из-под коры: не наступи­ла ли весна?

– Не видели...

– Какие же вы счастливые, дети... – сказал Иван Филиппо­вич. – Счастливые, ведь вам есть что увидеть. Счастливые, по­тому что увидите много прекрасного. Я поведу вас на берег пруда, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и увидим, как соловейко, проснувшись, пьет капельку росы. Придем до восхода солнца к большому тыквенному цветку и застанем там ленивого шмеля, который переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки. Пойдем ранней весной к нагретому солнцем стволу и увидим, как божья коровка из-под коры выглядыва­ет и удивленно смотрит на снег: что же это такое – жарко уже спать в постели, а на улице снега лежат?..

Вы такие счастливые дети, потому что все это предстоит увидеть...

Проверочные вопросы:

  1. Как тебе кажется, откуда взялся такой сложный большой мир?
  2. Почему всё в мире так подходит одно к другому?
  3. Подумай и назови видимое и невидимое в человеке и в мире.
  4. Как влияет мир рукотворный на нерукотворный?
  5. Почему в прочитанном нами рассказе учитель называет детей счастливыми?

Светлана Гончарова

Цели :

– нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России;

Дать детям элементарное представление о Боге как Творце всего существующего; показать, как прекрасно создана наша Земля.

Ознакомление дошкольников с основными событиями Ветхого Завета;

Воспитание у детей чувство любви, заботливое и бережное отношение к растительному и животному миру, обучение их бережному отношению к окружающему миру – великому творению Господа;

Содействие становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, помочь убедиться в Его реальности через приобщение к красоте и мудрости созданного им мира , способствовать формированию высших (религиозных) чувств;

Содействие развитию речи детей : обогащению словаря, развитию навыков речевого общения;

Развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе.

– воспитывать интерес к изобразительному искусству ;

Задачи :

– раскрыть понятия «видимый мир» , «невидимый мир » , «мир ангелов » ;

- ангелы , их духовность;

Начало мира ; выяснение понятия «сотворил » ;

- Ангелы добрые и злые ; различие Ангелов по достоинству : Архангелы , Херувимы и Серафимы.

Понятие о святости, падение ангелов . Диавол.

Выучить молитву к Ангелу Хранителю ;

Объяснить значение христианского имени;

Изготовить поделку Шестикрылого Серафима;

Предварительная работа :

Работа с иллюстративным материалом; беседы «Мир Божий вокруг нас» , «Свет. День. Ночь» , «Небо» ; подвижная игра «День – ночь» ; чтение рассказа «Наш мир» ;чтение Детской Библии (Ветхий завет) ; творческая деятельность детей : рисование и конструирование по теме «Облака» , «День – ночь» , «Что мы видели на прогулке»

Словарная работа :

Бог, Господь, Библия, Мир, рукотворный, небесный свод, свет, тьма, ночь, день.

Наглядный материал :

– иконы и иллюстрации с изображением Ангела Хранителя , изображение Шестикрылых Серафимов;

– детская Библия;

Евангелие ;

- Музыкальный ряд : запись песнопения «Хор Свято-Данилова монастыря Песня ангела »

Раздаточный материал (для каждого ребенка) :

– альбомный лист;

– фломастеры, карандаши цветные, гуашь, акварель, мелки;

– простой карандаш;

– вода в банке, палитра;

– салфетка, кусочек ваты;

– клей ПВА;

– бумажные формы : шесть крыльев из желтой бумаги (три пары) ;

– овал из белой плотной бумаги;

– нимб из золотистой бумаги.

Ход занятия:

I. Воспитатель обращается к детям, сидящим в групповой комнате :

– Ребята! Посмотрите на предметы, окружающие вас, выберите любой и скажите, из какого материала, кем и с помощью каких инструментов он сделан.

– Правильно, ребята вы ответили на мои вопросы. Молодцы! Да, человек может сделать множество вещей. Для этого ему необходимы материал (то, из чего делать) и инструменты (то, чем делать) .

II. А теперь назовите то, что также находится в нашей группе, но не сделано из материала, то, что НЕВИДИМО .

(Для подсказки воспитатель включает классическую музыку.)

Дети : – звуки.

– А что еще в нашей комнате невидимо ?

Дети : – воздух, тепло…

– А можно ли увидеть чувства? Например, любовь?

Дети : – нет.

– Да, любовь, как и все чувства, невидима . Но мы точно знаем, что она существует, вы и мы чувствуем, как любит нас мама. Вот, послушайте, стихотворение «Любовь» и подумайте – «Что же такое любовь?»

«Любовь» .

Что такое любовь?

Кто умеет любить?

Это милая, добрая мама

Утешает она

И жалеет тебя,

Даже если бываешь упрямым.

А любовь ей дает

И всем нам только Бог –

Тот, Кто любит сильнее всех на свете

И ты помни всегда,

Что любовь – это Бог

И мы все для Него только дети.

– Но только ли человек чувствует любовь? Могут ли животные, но и растения отзываться на добрые чувства. Послушайте об этом одну историю.

Жил в прошлые времена у одного короля старый садовник, который любил все цветы и растения в королевском парке. Он не просто их поливал, обрезал сухие ветки, рыхлил землю, пропалывал сорняки, а разговаривал с каждым цветком, жалел его. И цветы, отвечая на его любовь, радовали всех необыкновенной красотой, чудесным ароматом, яркими красками. Прошли годы, садовник умер, а на его место пришел другой – молодой и ученый. Он также поливал цветы, обрезал сухие ветки, рыхлил землю, только не разговаривал с каждым цветком и не жалел его. И в королевском парке по-прежнему росли красивые цветы, но теперь их красота никого не трогала.

– Скажите мне, ребята, почему пропала необыкновенная красота цветов?

– Да, оказывается, все живое на земле чувствует любовь к ним и отзывается на нее. А помните, мы говорили с вами, что человека отличает от растений и животных бессмертная…

Дети : – душа.

– Да, своей бессмертной душой человек подобен Богу. И если за всю свою жизнь человек «напитает» душу любовью к Богу и близким, светом и радостью, то после смерти его душа окажется там, где любовь, свет и радость, то есть у Бога. Жизнь в любви есть великая радость. И Богу было угодно, чтобы и другие существа получили эту радость. Для этого Он создал мир. Сначала Бог сотворил Ангелов . Они были созданы добрыми, для служения Богу и добровольного исполнения Его святой воли по любви и в радости….(презентация – фильм :6 мин)

II. Небесный мир. Ангелы .

– Ребята, кроме видимого мира вокруг нас , Бог создал мир НЕВИДИМЫЙ . В нем живут АНГЕЛЫ , служители Бога.

Почему их так назвали (АНГЕЛЫ )

– Слово «Ангел » означает «вестник» . Ангелы приносят людям весть – сообщение о том, что Бог велит человеку.

Сначала и все Ангелы были святыми духами , но они не все одинаковы. У них есть старшие Ангелы - начальники и есть просто Ангелы . Старшие Ангелы называются Архангелами , Херувимами и Серафимами. Один из старших Ангелов не захотел слушаться Бога, загордился и сделался злым ангелом .

Кто называется святым?

Какими сначала были все Ангелы ?

Все ли Ангелы равны ?

Как называются старшие Ангелы ?

Что сделал один из ангелов ?

Каким он сделался?

Первый злой ангел называется диаволом . Диавол смутил с собой много других добрых Ангелов ; они не стали слушаться Бога и стали также злыми. Эти злые ангелы называются духами нечистыми.

Как называется первый злой ангел ?

Кто такой диавол?

Что сделал диавол с другими ангелами ?

Какими сделались другие ангелы ?

Отчего они сделались злыми?

Как они называются?

МОЛИТВА АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ

– Кроме родственников и друзей, у каждого христианина есть НЕВИДИМЫЙ ПОМОЩНИК – добрый АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ , который дается Богом при Крещении.

Ангел Хранитель помогает совершать добрые дела и охраняет от зла. Он всегда с человеком. Но, поступая плохо, человек отталкивает от себя своего Ангела и обижает его .

Следует всегда помнить о своем Ангеле Хранителе . Христиане обращаются к нему с молитвой :

«Святой Ангел Божий , Хранитель мой, моли Бога о мне!»

Ребята! Послушайте, какие чудесные стихи христиане сочинили об Ангеле :

«Ангел »

У тебя есть АНГЕЛ БОЖИЙ

Светлый, верный, лучший друг.

Он всегда придет на помощь,

Если что случится вдруг,

Ангел рядышком с тобою

И невидимо хранит ,

А когда ты непослушен,

Он расстроен и грустит.

От упрямых и врунишек

Ангел может отойти ,

А тебе такого друга

В целом мире не найти.

– Ребята! Понравились вам стихи?

(Ответы детей : – да, очень.)

– Для чего человеку дан Ангел Хранитель ?

(Ответы детей)

– Какой он : добрый или злой?

(Ответы детей : – добрый).

– Что он делает?

(Ответы детей : – охраняет, страдает, плачет).

– Правильно, ребята! Ангел охраняет нас , защищает от зла и спасает в трудные минуты.

– Правильно! Ребята! Давайте мы сделаем подарок для своих близких и для друзей – аппликацию «Шестикрылого Серафима и других небесных ангелов » . Затем поместим их на небо (нарисованное)

Дети! А кто знает, кто такие Серафимы?

(Вспоминают презентацию и отвечают)

Правильно…

IV. Серафимы – это Небесные Силы, бесплотные, боголюбивые, огнеобразные, предстоящие ближе всех к Богу.

– Дети! А кто-нибудь из вас видел изображение Серафима в Храме , в книгах? Если вы еще не видели, то внимательно рассмотрите иллюстрацию, которую я вам покажу. Вы видите они Шестикрылые Серафимы. В книге пророка Исаии написано : «Вокруг Господа стояли Серафимы, у каждого из них по шести крыл : двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили : Свят, Свят, Свят Господь Савооф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6, 1-2) .

Изготовление поделки

– Сегодня на нашем занятии мы будем не только рисовать, но и сделаем аппликацию. Посмотрите, у вас на столах есть несколько бумажных форм : белый овал, золотистый нимб и три пары крыльев. Эти детали необходимые для аппликации, изображающей Серафима и для изображения других ангелов . У нас есть небо на которое мы будем помещать наших серафимов и ангелов

Когда дети рисуют и делают аппликацию, воспитатель вводит музыкально-фоновое сопровождение

(Дети рисуют под музыку) .

Воспитатель проходит по рядам, хвалит каждого ребенка, смотрит, поправляет

Мы сложим из бумажных деталей изображение Серафима и ангелов . Дети раскладывают бумажные формы, составляют крылья парами. Затем наклеивают нимб. Карандашом делают на овальной форме набросок лица, обводят фломастером, наклеивают, дорисовывают волосы, ленты. Потом наклеивают крылья, используя салфетки для промачивания аппликации. Верхнюю и нижнюю пары крыльев наклеивают, скрещивая их. По возможности крылья делают из золотистой бумаги, но можно и из желтой, золотистая бумага должна отличаться по цвету от золотистой бумаги нимба.

Звучит музыкально-фоновое сопровождение, когда дети делают рисунок-аппликацию Шестикрылых Серафимов

Когда работы закончены, воспитатель всех хвалит.

– Ребята! Вы так прекрасно изобразили в своих работах Серафимов и ангелов . А теперь мы поместим на небо Серафимов и ангелов , Как красиво получилось, мы порадуем родителей. Пусть они посмотрят, какие вы молодцы!

После игры дети слушаю песню «Ангел » (слова в книге 4, стр. 74, в которой Ангел хвалит Бога . После песни воспитатель подводит итог занятия .

VII. Итог занятия

– Ребята! Надо всегда и за все благодарить Бога! Не забывайте это делать. А еще я хотела вас спросить : Понравилось ли вам занятие ? Что нового и интересного вы узнали сегодня?

(Ответы детей) .

Перед уходом из детского сада дети показывают своим родителям выставку. Те радуются их успехам. Все с хорошим настроением уходят домой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3

Разработка занятия по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сотворение мира»

Выполнила воспитатель

Е.В. Нащекина

п. Львовское

Пояснительная записка.

Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение пересказывать небольшие художественные произведения, составлять рассказы из личного опыта при этом фантазировать. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением, начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли к ним взрослые; это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм, правил поведения и обязательности их выполнения. Формирование у детей старшего возраста религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости. По слова священника Александра Ельчанинова «важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста», «это именно та почва, в которой посеянное даёт урожай в тридцать, шестьдесят и даже сто карат. Потом, когда окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека». Поэтому можно сделать вывод: что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

Исходя из высказанного, я поставила перед собой цель: дать детям элементарное представление о Боге как Творце всего существующего; показать, как прекрасно создана наша Земля.

Ориентируясь на поставленную цель я сформулировала задачи:

Ознакомление дошкольников с основными событиями Ветхого Завета;

Воспитание у детей чувство любви, заботливое и бережное отношение к растительному и животному миру, обучение их бережному отношению к окружающему миру – великому творению Господа ;

Содействие становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, помочь убедиться в Его реальности через приобщение к красоте и мудрости созданного им мира, способствовать формированию высших (религиозных) чувств;

Содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения;

Развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе.

Предполагаемый результат.

С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию я надеюсь достичь следующих результатов:

Устойчивость навыков поведения;

Стабильность психического развития;

Целостность восприятия мира;

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Предварительная работа:

Работа с иллюстративным материалом; наблюдения на прогулке; беседы «Мир Божий вокруг нас», «Свет. День. Ночь», «Небо»; подвижная игра «День – ночь»; чтение рассказа «Наш мир»;чтение Детской Библии (Ветхий завет); творческая деятельность детей: рисование и конструирование по теме «Облака», «День – ночь», «Что мы видели на прогулке».

Словарная работа:

Бог, Господь, Библия, Мир, рукотворный, небесный свод, свет, тьма, ночь, день.

Ход занятия:

1 часть занятия:

Воспитатель:

Давно был мир наш сотворён,

И мы в том мире живём,

Его нам Бог подарил

И тайну создания открыл.

Священная книга лежит перед нами, (указывая на Библию)

Библией книгу зовём,

Она нам поведала о Мироздании,

О том, как мир сотворён.

День 1.

Воспитатель:

Дети, библейское повествование начинается со слов:

«В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною;

и Дух Божий носился над водою».

Итак, сначала не было совсем ничего... Только темнота и пустота... Педагог предлагает детям зажмурить глаза, закрыть ладошками уши, посидеть так несколько секунд, а потом ответить на вопросы:

Воспитатель:

Видели ли вы что-нибудь? Что было у вас перед глазами? Слышали ли вы что-нибудь?

Ничего не было видно, ничего не было слышно - только темнота и тишина.

Зажмурьте глаза еще раз. Темно? А теперь откройте глаза. Что вы увидели?

Свет, предметы вокруг, друг друга... В мире в начале не было ничего кроме темноты и пустоты, но вот Бог сотворил свет.

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день один».

Это и был первый день мира. Вечер, и утро, и сами дни творения Богом мира были намного длиннее наших сегодняшних дней.

День 2.

Воспитатель:

Во второй день мира Бог сотворил воду и твердь - окружающее землю пространство - небо, которое мы видим.

День3.

(Звучит музыка звуки природы, воспитатель демонстрирует Репродукции пейзажей И. Шишкина, И. Левитана, И. Айвазовского и др. художников).

Воспитатель:

Как приятен на рассвете

Аромат полей садов,

Было б скучно жить на свете,

Если б не было цветов.

Воспитатель:

отгадаем загадки и поймем, что Бог создал в третий день:

В небо они упираются

Вершины их льдом покрываются.

(горы)

Они бывают высокими,

Коричневыми и зелёными.

Летом бывают кудрявые.

Зимой голые и корявые.

(деревья)

Они бывают низкими,

Пушистыми и душистыми.

Колючими и ветвистыми.

(кустарники)

Здесь - куда не кинем взор –

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать?

(море)

День 4.

Воспитатель:

В четвертый день мира Бог создал небесные светила: солнце, луну и звезды.

(Рассматривание вместе с детьми иллюстрации дневного и ночного звездного неба, размышление и ответы детей об отличии дня и ночи.)

На усмотрение воспитателя проводится подвижная игра «День и ночь» . У воспитателя в руках две картинки с изображением луны и солнца. В тот момент, когда воспитатель показывает картинку с изображением солнца, дети движутся ритмично под музыку, а когда картинку с изображением луны дети замирают.

День 5.

Воспитатель:

В пятый день мира, по повелению Божию, появились рыбы и птицы.

Было тихо над землей,

Лишь волной шумел прибой.

Сотворил Господь в день пятый

Рыб и птиц для нас с тобой.

В океане голубом

Рыбы обрели свой дом.

Птицы радуются в небе

Занимается заря.

Птицы песней славят Бога,

За любовь благодаря.

(Анатолий Киселев)

День 6.

Воспитатель:

Шестой же день явил нам чудо!

Из ничего, из ниоткуда:

Гиппопотамы, крокодилы,

Олени, тигры и гориллы…

Земля наполнилась! И вот

Нас диво – дивное всех ждёт.

Венец творения – человек!

«Наследуй земля всю вовек!»

Воспитатель:

В шестой день появились, по слову Божию, разные животные на земле.

Предложите детям назвать и показать на иллюстрациях знакомых домашних и диких животных. Во время рассматривания картинок, дети узнают на них знакомых птиц и рыб, рассказывают, чем отличаются среда обитания и образ жизни рыб и птиц.

Еще в шестой день, когда весь мир был уже сотворен, Бог создал человека - мужчину и женщину - и поручил людям заботиться о всей земле.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои. И благословил Творец седьмой день, и заповедал посвящать каждый седьмой день служению Богу и ближним; сделал седьмой день праздником.

Повествуя о днях творения мира, можно показывать детям иллюстрации. Их надо попросить заранее нарисовать кого-то из взрослых помощников или родителей воспитанников, используя материалы книг С.С. Куломзиной «Закон Божий для самых маленьких», К. Тарасар «Наша жизнь с Богом».

3 часть занятия:

Дидактическая игра: «Дни творения».

По ходу игры воспитатель называет день, а дети называют события в соответствии с называемым днем - каждой из шести граней: 1 день - свет и тьма, вода и суша, рыбы и птицы, животные, человек.

Прослушивание в записи песнопения «Слава в Вышних Богу», дети подпевают.

4 часть занятия:

Предложить детям нарисовать любой из дней творения, который им понравился больше всего.

Форма занятия: занятие – обобщение.

Способ организации детей на занятие: фронтальный.

Получение конкретного результата: главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Материал к занятию:

1. Фотографии красивых пейзажей, репродукций картин русских художников: Саврасов «Грачи прилетели», Левитан «Над вечным покоем».

2. Музыкальный ряд: «Звуки приподы», запись песнопения «Слава в вышних Богу».

3. Альбом «Шестиднев».

4. Картинки с изображением дневного и ночного неба, растений, животных (рыб, птиц, зверей).

5. Картонная коробка кубической формы, для того, чтобы на шести гранях куба можно было наклеить подобранные или нарисованные детьми изображения в соответствии с тем, что было сотворено Богом в первый, второй и т.д. дни творения мира.

6. Цветные карандаши, фломастеры.

7. Ножницы.

8. Клей-карандаш, салфетки

Список литературы.

  1. Детская библия.

2. Прот. Серафим Слободской «Закон Божий», с. 16-22

3.Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях: традиции и реформы. Материалы секции 14 Международных Рождественских образовательных чтений / Под науч. ред. О.М. Потаповской. – М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2006 год.

4. Первые шаги в православном храме. – 4-е изд. – СТСЛ, 2011 год.

5. С.С. Куломзиной «Закон Божий для самых маленьких».

6. К. Тарасар «Наша жизнь с Богом».