Программное содержание

Сентябрь

Путешествие в зоопарк. Игра «Поезд».

Закреплять умение различать количество предметов,

пользуясь словами один, много, мало;

Октябрь

Большой и маленький.

Учить сравнивать круги по размеру (большой, маленький) закреплять умение различать контрастные предметы по размеру используя при этом слова большой, маленький.

Андрюша и цыпленок.

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначить результат

сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче;

закреплять умение различать количество предметов, пользуясь при этом словами: один, много, мало.

Дворец и мебель для Царевны Несмеяны.

Познакомить с квадратом; учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очередности, которую предлагает педагог;

Ноябрь

Путешествие в лес.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначить словами длинный –короткий, длиннее –короче, одинаковые по длине.

Кот и мыши.

Учить сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать слово поровну, ориентироваться в расположении частей тела, различать правую и левую руку; закрепить знания о признаках предмета (ширина, длина, цвет).

Декабрь

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначить результаты сравнения словами: широкий, узкий, шире, уже.

Треугольник.

Познакомить с треугольником; учить различать и называть фигуру, пользоваться с словами: шире, уже, одинаковый; строить ворота низкие, высокие, закреплять навыки: сравнивать два предмета по ширине.

Январь

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова: высокий, низкий, выше, ниже; совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами: помногу, поровну, одинаково, столько, сколько.

Февраль

Две куклы.

Учить сравнивать две неравные группы предметов, обозначить результаты сравнения словами: больше, меньше, столько, сколько;

Март

Соревнование. Подарок для мамы

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное.

Кораблики.

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один); закреплять способы сравнения предметов.

Апрель

Игрушечный магазин.

Учить различать определенное количество движений и называть их словами один, много; совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы;

История «Про бабушку и дедушку».

Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способами наложения и приложения: учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д.;

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат,треугольник, куб,развивать внимание,мышление, память, воображение.

Май

Игры с Незнайкой.

Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию: социальной, психологический, эмоционально – волевой,; помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий

День рождение доброй волшебницы.

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб; развивать воображение, мышление, внимание;

К концу года дети могут:

    Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).

    Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

    Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

    Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».

    Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.

    Понимает смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска).

    Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».

Ковалева Светлана Николаевна, воспитатель
I кат. №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Цель: обобщить умение детей различать и называть свойства предметов - цвет, форма (круг, квадрат, треугольник) , размер (большой, средний, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий)

Задачи:

Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина;

Закрепить умение различать и называть круг и квадрат, продолжать знакомить с треугольником;

Закрепить умение различать контрастные по величине предметы, используя слова «большой», «маленький»;

Продолжать учить сравнивать две группы предметов способом наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами «поровну, столько - сколько»;

Материал к занятию:

  1. Демонстрационный: картинки - геометрические фигуры разного цвета, звери-игрушки, разноцветные ленты разной длины, «полотенца» разной ширины, тазик для стирки, прищепки, цветные клубочки, диск с веселой музыкой, игрушка - кот Леопольд, комната кота Леопольда (диван, стол, стулья, телевизор, посуда и др.)
  2. Раздаточный - разноцветные шарики и кубики, геометрические фигуры, картинки «Большой, средний, маленький», круги, разрезанные на 2-3 части.

Ход занятия

(звучит веселая музыка) В. Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости к коту Леопольду.

Вы смотрели мультфильм про кота Леопольда? Да, Леопольд - герой нашего любимого мультфильма. Он вам нравится? А какой он? (добрый, веселый, смелый…) . А кто все время проказничал и вредничал доброму коту? (мышки) . А что они говорили? («Прости нас, Леопольд») . А вы умеете дружить? (Да) . И у вас, конечно, есть друзья, с которыми вы никогда не ссоритесь? А какие любимые слова кота Леопольда? («Ребята, давайте жить дружно!»)

Представьте себе, что не Леопольд пришел к нам в гости, а мы с вами сейчас по волшебству окажемся в квартире кота Леопольда.

Заходите тихонько в группу - здесь будет квартира кота Леопольда. Ведите себя спокойно, старайтесь не шуметь, чтобы не напугать Леопольда - вдруг он спит.

(дети заходят в группу)

Игра «Подбери ключ к замочку»

Ребята, кажется, кота Леопольда нет дома, но он оставил мне ключи от замочка. Ой, все ключи перепутались. Вы мне поможете подобрать ключи к этим замочкам? К каждому замку надо подобрать ключ по цвету и по форме (дети подбирают ключи к замкам по цвету и форме) .

Молодцы. Теперь можно заходить.

Воспитатель: Как здесь уютно!

Игра «Шарики и кубики»

(на полу раскиданы шарики и кубики)

Воспитатель: Ой, посмотрите, какой здесь беспорядок - наверно мышки напроказничали. Что они рассыпали? (кубики и шарики) . Давайте наведем порядок. Кубики надо сложить в красную коробочку, а шарики - в синюю (дети собирают кубики и шарики) .

Молодцы, вы очень быстро все собрали.

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: А это любимые клубочки Леопольда. Он очень любит с ними играть. А мы поиграем с пальчиками, вспомним стихотворение о киске.

Киска ниточки мотала

И клубочки продавала.

Сколько стоит?

Три рубля. Покупайте У меня!

Игра «Игра с клубочком»

Воспитатель: Давайте поиграем с этим клубочком. Кому я брошу клубочек, тот и отвечает.

Кто больше: слон или мышка?

Что выше: стол или стул?

Кто больше: сова или воробей?

Сколько у тебя волос на голове?

Сколько звезд на небе?

Сколько иголок у ежа?

Кто больше - верблюд или собачка?

Сколько у тебя носиков?

А солнце на небе?. .. (одно)

Сколько хвостиков у кошки?

Сколько у тебя хвостиков? (ни одного)

Сколько у тебя носиков?

Сколько у тебя лапок? (ни одной)

Потолок наверху, а пол… (внизу)

Луна наверху, а земля… (внизу)

Молодцы. Клубочку понравилось с вами играть.

Игра «Разные картинки»

Воспитатель: Леопольд еще любит играть вот с этими картинками. Мы тоже поиграем - надо разложить картинки по размеру: большая, среднего размера, маленькая (дети раскладывают картинки по размеру) .

Молодцы.

Игра «Разбитые тарелки»

Воспитатель: Ребята, пока Леопольда нет дома, накроем стол. Ой, кажется, мышки разбили все тарелочки: смотрите - одни осколки остались (показывает цветные круги, разрезанные на 3-4 части) . Что же делать? Поможем Леопольду - склеим тарелочки? Подходите к столику. Вот, Диана, тебе «разбитая тарелочка», а эту тарелочку Артем будет собирать.

(дети складывают «тарелочки») . Какой они формы»? (круглые) . Какого цвета? (красная, синяя, желтая и т. д.)

Большое спасибо вам, ребята.

Игра «Накроем стол»

Воспитатель: Тарелки у нас теперь есть, помогите мне накрыть стол. Ну вот - и мышки сразу прибежали. Ребята, простим их? (да) Да, простим, ведь Леопольд всегда их прощал. Угостим их вкусным сыром. Посмотрите - всем мышкам хватило сыра? Чего больше - мышек или сыра? (мышек больше, потому что одна мышка осталась без сыра) . Что нужно сделать, чтобы мышек и сыра было поровну? (нужно принести еще один кусочек сыра) . Принеси, Полина. Теперь мышек и кусочков сыра поровну? Почему вы думаете, что их поровну? (потому что у каждой мышки по одному кусочку сыра) . Сколько мышек, столько и …сыра. Сколько сыра, столько и … мышек.

Молодцы, теперь все мышки будут угощаться.

Игра «Сушим полотенце»

Воспитатель: Смотрите, Леопольд занимался стиркой - полотенца постирал, а сушить не повесил. Поможем ему? Иди, Диана, повесь широкое полотенце, а Алена повесит узкое полотенце. Какого цвета широкое полотенце? А узкое?

Молодцы.

Игра «Короче, длиннее»

Воспитатель: Ребята, в гости не ходят без подарка. Вот эти красивые ленточки подарим Леопольду. Он любит красивые ленточки. Посмотрите, все ленты разной длины - одни короче, другие длиннее. Сравняем у ленточек один конец и посмотрим, какая лента длиннее. Какая лента самая длинная? (красная) . Какая лента самая короткая? (зеленая) . Правильно, молодцы.

Игра «Слушай музыку» (динамическая пауза)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с этими лентами в интересную, танцевальную игру. Пока звучит музыка, можно танцевать и двигаться. Как только музыка прекратится, вы должны остановиться и не двигаться, пока снова не зазвучит музыка. Будьте внимательны, слушайте музыку (дети играют) . Молодцы, вы были внимательны.

11) Психогимнастика «Веселый и грустный»

Воспитатель: Вам было весело? Леопольду тоже бывает весело, когда у него много друзей, и ему грустно, когда его обижают. Покажите, как улыбается веселый Леопольд? (дети мимикой изображают веселого Леопольда) . А если ему грустно? (дети изображают грустного кота) .

Воспитатель: Ребята, у кого в гостях мы сегодня побывали? (в гостях у Леопольда) .

Что мы делали? (играли, танцевали, помогли Леопольду склеить тарелочки, угощали мышек сыром, рисовали веселого Леопольда и др.)

Что вам понравилась больше всего?

Мне очень понравилось, как вы играли.

(звонит телефон) .

Воспитатель: Это кот Леопольд? Вы скоро придете?

Позвонил кот Леопольд. Он сказал, что скоро придет. Ребята, а вы умеете дружить? Не обижаете друг друга? Нет? Какие вы молодцы! Всем детям, которые умеют дружить и дружно играть, кот Леопольд приготовил подарки.

(звучит музыка из мультфильма, заходит кот Леопольд)

Воспитатель: А это наш друг Леопольд. Смотрите, какие подарки он вам принес.

Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка. Изучение этого предмета стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность. В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы соответственно ФГОС. И от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей занятиями и другими видами работы по ФЭМП, зависит их дальнейшее успешное обучение в школе.

Задачи на формирование элементарных математических понятий во второй младшей группе и приёмы их осуществления

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского направлены, в первую очередь, на усвоение детьми ряда первичных понятий и умений, на которых будет базироваться успешное овладение более сложными логическими операциями и математическими действиями в старших группах (решение задач и примеров на сложение и вычитание, определение состава числа, смежных чисел в натуральном ряду и т. д.).

Задачи формирования элементарных математических представлений

Во время образовательной деятельности дети четвёртого года жизни должны усвоить такие понятия:

  • Множество (группа). Дошкольники учатся определять общий признак у совокупности предметов (к примеру, все мячики имеют круглую форму, эта группа кубиков синего цвета, другая же - большого размера), составлять группы из одинаковых предметов и вычленять из них отдельные. Более трудная задача - отыскивать однородные предметы в окружающей среде (например, принести все зелёные кубики).
  • Количество. В младшем возрасте изучение чисел ещё не вводится, количество предметов определяется только такими понятиями, как «один», «много» либо «ни одного» (так малыши отвечают на вопрос педагога «сколько?). Воспитанники младшей группы также обучаются сравнивать группы предметов путём сопоставления (к примеру, на каждую ёлочку нужно посадить белочку), устанавливать равенство между неравными группами (добавить ещё одну белочку, чтобы их стало столько же, сколько ёлочек). Малыши осваивают понятия «больше», «меньше» и «поровну» (синоним «одинаково»). В дальнейшем качественные отношения плавно перейдут в понимании дошкольников в количественные.
  • Величина. Малыши учатся сравнивать предметы по конкретному признаку - это размер, длина, ширина и высота, оперируя понятиями «длинный» и «короткий», широкий» и «узкий», «высокий» и «низкий», «большой» и «маленький», «равные». Для сравнения они осваивают приёмы наложения и приложения.
  • Форма. Дети знакомятся с основными геометрическими формами - кругом, квадратом и треугольником, исследуют их, используя зрение и осязание. Дошкольники должны узнавать эти формы, невзирая на разный размер и цвет.

Также у малышей должны быть сформированы навыки:

  • Ориентировки в пространстве. Ребята учатся ориентироваться в расположении частей своего тела, различать направления относительно себя (справа или слева, вверху или внизу), на плоскости.
  • Ориентировки во времени. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», учатся правильно их употреблять в речи.

Фотогалерея: математические понятия и навыки, которые должны освоить воспитанники второй младшей группы за год обучения

Малыши должны узнавать круг, квадрат и треугольник независимо от их цвета и размера Одна из задач обучения в младшем дошкольном возрасте - знакомство с понятием количества Воспитанники второй младшей группы осваивают понятие величины Во второй младшей группе малыши учатся ориентироваться в пространстве относительно себя
Дети 4-го года жизни знакомятся с понятием «части суток»

Фотогалерея: задания на ориентировку в пространстве

«Кто где находится?» «Что слева, что справа?» «Кто под стульчиком, кто на стульчике?» «Кто на берегу, а кто в воде?» «Кто перед домиком, кто в домике?»

Фотогалерея: задания на формирование понятий «большой», «маленький», «длинный», «короткий»

Овечка большая, а ягнёнок маленький Кот большой, а мышка маленькая Кот большой, а котёнок маленький Карандаши разной длины Сравнение лент по длине Пример картинок для сериации по величине Картинки для сериаций по размеру «Замочки и ключи»

При работе с ребятами младшего дошкольного возраста воспитатель использует особые приёмы обучения.

Приёмы формирования математических представлений

  • Эмоциональное воздействие. Малыши гораздо лучше усваивают любой материал, если он преподнесён эмоционально. В этом поможет соответствующий тон педагога, умение сопереживать происходящему на занятии, радоваться и огорчаться вместе с детворой, выразительно преподнести ту или иную проблемную ситуацию.
  • Игровой приём. Основной вид деятельности дошкольника - игра. Поэтому введение игрового компонента обязательно на занятиях по ФЭМП. Это могут быть дидактические или подвижные игры, причём желательно задействовать в них всех детей, чтобы никому не приходилось долго ждать очереди. Однако игровые приёмы должны выполнять свою задачу - помочь освоению определённого математического понятия, а не просто развлекать ребят. Особенно они уместны на этапах повторения и закрепления. Когда какое-то свойство выделяется впервые, игровые моменты можно свести к минимуму.
  • Обучение должно быть наглядно-действенным. Ребёнок следит за движениями взрослого, слушает его инструкции (предельно чёткие и ясные) и повторяет манипуляции с дидактическим материалом. Педагог обязательно должен давать подробный образец действия, иначе малыш не справится с заданием и быстро утратит к нему интерес. Наглядность должна быть выразительной - воспитатель использует картинки и игрушки, у которых конкретное свойство выражено отчётливо, без ненужных деталей. Для лучшего восприятия малышам рекомендуется обследовать предмет с помощью осязания, например, провести ручкой по лентам (сравнение их по длине).
  • Во второй младшей группе особенно актуален приём повторения. Для лучшего усвоения знаний воспитатель многократно показывает и обозначает конкретный способ действия, меняя в то же время наглядный материал. Дошкольники также два или три раза выполняют однотипные упражнения, изменяя приёмы работы (чтобы избежать утомления).
  • Для поддержания внимания и активности маленьких детей необходима смена характера деятельности. Недопустимо, чтобы в течение всего занятия дети сидели за столами. Они обязательно должны подвигаться, какое-то задание можно выполнить на ковре. Кроме того, избежать утомления поможет интеграция образовательных областей, например, соединение математики и изобразительного искусства: ребята складывают из бумажных геометрических фигур простое изображение (домик), а затем наклеивают его на основу.
  • Каждое новое свойство и понятие педагог закрепляет с помощью точного слова. Причём проговаривать его следует не спеша, с выделительной интонацией. Малыши хором повторяют слово за воспитателем (несколько дошкольников могут сделать это индивидуально по просьбе педагога). Как показывает практика, наибольшие трудности для малышей представляет употребление в речи союзов «а», «и», которые отражают математические отношения. Вначале педагог помогает ребятам наводящими вопросами, а после этого просит обобщить рассказ (Сколько белочек? Сколько шишек? А теперь скажи о белочках и шишках). Если же ребёнок затрудняется с ответом, то можно начать фразу, а он её уже закончит.
  • В свободное от занятий время полезно давать младшим дошкольникам поручения, закрепляющие математические знания. Например, воспитатель просит малыша принести столько же ложек, сколько ребят сидит за столом либо достать из коробки карандаши и раздать каждому ребёнку по одному.

Фотогалерея: приёмы обучения, необходимые при работе с малышами

Смена деятельности - обязательный приём для работы с детьми второй младшей группы Привлечь внимание дошкольников поможет игровой компонент, например, появление необычного героя на занятии Педагог должен предоставить малышам максимум наглядного материала

Мотивация познавательной деятельности детей (рассматривание картинок, беседы, игры)

Внимание малышей 3–4 лет ещё неустойчиво, поэтому, чтобы заинтересовать их познавательной деятельностью, занятие по ФЭМП следует начинать с сюрпризных моментов, появления игрушечных персонажей, необычных вещей, прихода гостей.

Чтобы мотивировать дошкольников к деятельности (как познавательной, так и изобразительной), можно успешно использовать следующие мотивы: просьба сказочного героя или игрушки о помощи, приглашение отправиться в путешествие, превращение (в волшебника, представителя какой-либо профессии) и создание ситуации успеха (просьба педагога научить игрушку или персонажа чему-то, чего он не умеет). Все эти мотивы приемлемы при работе на математическом занятии с воспитанниками второй младшей группы.

К примеру, педагог вносит плюшевого Мишутку и замечает, что он почему-то грустит. Мишутка «шепчет» на ушко воспитателю, что он нечаянно рассыпал две коробки с кубиками. В одной были большие, в другой поменьше, а вот теперь они перемешались на ковре. Одному Мишке, конечно, не справиться, и он просит ребят помочь ему рассортировать кубики по коробкам. Такая просьба воодушевит малышей, и они с радостью согласятся помочь любимой игрушке, одновременно осваивая понятие количества.

Мишка грустит, что у него рассыпались и перемешались кубики

Другой вариант мотивации - в группе появляется курочка (игрушка). Она также печальная. Дети высказывают свои предположения по поводу её состояния: птичка заболела, устала, ей скучно. Воспитатель выясняет у курочки, что ей, действительно, скучно: не с кем поиграть. А помочь могут ребята - сложить из геометрических фигур цыплят, с которыми она сможет играть.

Ещё один вариант начала занятия - слышен стук в дверь, педагог заносит куклу и демонстрирует её детям. Это девочка Маша, она «рассказывает», что не послушалась родителей, ушла одна в дремучий лес и, конечно, заблудилась. Дети при помощи воспитателя догадываются, что это героиня знакомой им сказки «Три медведя». Проходит короткая беседа о том, что всегда нужно слушаться маму и папу, а затем Маша просит ребят помочь ей найти дорогу к дому. Девочка сообщает, что живёт в большом красивом доме, к которому ведёт широкая дорожка. А дома вместе с ней и родителями живут животные - котёнок, щенок и петушок. Исходя из этих сведений строится основное содержание занятия: выбрать из двух дорожек широкую, отобрать нужных животных и определить их количество (много).

Занятие можно начать с появления героини знакомой сказки

Воспитатель может использовать как мотивацию для малышей мотив путешествия. К примеру, детям предлагается отправиться в лес к милым лесным жителям, с которыми можно поиграть в интересные игры, но для этого нужно проявить внимание и сообразительность. Поедут малыши на поезде - педагог назначает одного ребёнка паровозом, а остальные становятся вагончиками, все вместе имитируют движения и звуки, которые издаёт поезд.

Для большего эффекта можно включить аудиозапись из мультфильма «Паровозик из Ромашково» или всем вместе спеть весёлую песенку о путешествии на поезде.

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.

Чу-чу, чу-чу-чу-чу,
Бежит паровоз.
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

Приехали в лес,
Остановка опять,
Вставайте, ребята,
Идите гулять.

Музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан

Занятие по математике можно начать с путешествия на воображаемом поезде

Методика проведения НОД по математике в младшем дошкольном возрасте (формы работы, структура)

Занятия по ФЭМП во второй младшей группе начинаются с середины сентября, поскольку первые две недели у малышей проходит адаптационный период (ведь часть из них не посещали первую младшую группу, а пришли в сад в возрасте трёх лет). До октября воспитателю лучше заниматься математикой поочерёдно с двумя подгруппами детей, а затем уже вовлекать в познавательную деятельность сразу весь коллектив.

Структуру занятия определяет его содержание: изучение нового понятия, повторение и закрепление изученного или же проверка усвоенных знаний. Каждое занятие всегда имеет три этапа:

  1. Мотивационно-побудительное начало (2–3 мин).
  2. Основная организационно-поисковая часть (10 мин).
  3. Заключительная часть (2 мин).

В перерывах между познавательной деятельностью обязательно нужно провести физкультминутку, подвижную игру или пальчиковую гимнастику - это снимет напряжение воспитанников (физическое и умственное).

Физкультминутка или подвижная игра обязательно включается в структуру математического занятия

Занятие во второй младшей группе длится 15 минут, но если дошкольники знакомятся с незнакомым материалом (что требует от них большего напряжения), то его допустимо немного сократить до 10–12 минут. При этом педагог внимательно следит за состоянием и поведением детей - ведь утомление неизбежно ведёт к утрате интереса.

На занятии ФЭМП с ребятами четвёртого года жизни педагог использует различные формы работы. В процессе индивидуальной деятельности дошкольники занимаются с раздаточным материалом. Каждому воспитаннику он выдаётся в отдельном комплекте - коробочке, конверте либо на подносе. Если же ребята складывают фигуру из однородных элементов, например, домик из счётных палочек, то можно поставить один поднос на столик для двух детей.

Работа с раздаточным материалом позволяет почувствовать свою самостоятельность

Хорошо, если до занятия дети уже ознакомились с данным материалом: тогда им проще будет сосредоточиться на свойствах объектов. Игрушки либо бумажные фигурки не должны быть чересчур мелкими и тяжёлыми. Дошкольников следует приучать бережно относиться к обучающим пособиям, а после завершения работы складывать их обратно на поднос, в конвертик и т. д.

Также во второй младшей группе можно организовывать парную работу, когда два малыша одновременно выполняют задание. К примеру, один делает из кубиков длинный диванчик для большой куколки, другой же - более короткий для маленькой. Двум детям можно сравнить по длине свои пальчики либо ладошки по ширине.

Подвижные игры и физкультминутки, конечно же, предполагают коллективную работу.

Варианты тем, временной план занятий

Согласно задачам обучения педагог подбирает темы для занятий математикой во второй младшей группе. В ходе НОД решаются одна или две задачи (например, повторить сравнение двух совокупностей предметов и учиться различать левую и правую руку). В конце учебного года (май) обычно проводятся итоговые занятия: дети систематизируют свои знания, воспитателем оцениваются компоненты их готовности к дальнейшему математическому развитию.

Таблица: тематическое планирование по ФЭМП воспитателя второй младшей группы Л.В. Полетаевой


п/п
Тема Цели
1. «Шар и куб» Закрепить умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от их размера и цвета.
2. «Кошечки» Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова «большой», «маленький».
3. «Путешествие в зоопарк» Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «мало».
4. «Цветочки» Познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и группы одного предмета, учить понимать слова «много», «один», «ни одного».
5. «Гусеница» Познакомить с кругом; учить отвечать на вопрос «сколько?», учить определять совокупности словами «много», «один», «ни одного».
6. «Колобок» Учить сравнивать круги по размеру - большой, маленький.
7. «Андрюша и цыплёнок» Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче»; закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «мало».
8. «Путешествие в лес за грибами» Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»; сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения.
9. «Царевна Несмеяна» Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очерёдности, которую предлагает педагог.
10. «Заплатки для ковриков» Закрепить умения определять количество предметов (один и много), пользоваться понятиями «один», «много», различать и называть круг и квадрат.
11. «Путешествие в лес» Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
12. «Круг и квадрат» Закреплять умение различать и называть круг и квадрат; совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, находить один и много предметов в окружающей обстановке.
13. «Кот и мыши» Учить сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать слово «поровну», ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку.
14. «Новогодняя ёлочка» Учить сравнивать предметы по длине, изображать ёлочки; развивать творческое воображение, мелкую моторику; активизировать употребление в речи слов «короткий», «длинный», «низкий», «высокий».
15. «Зайчата» Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «широкий», «узкий», «шире», «уже».
16. «Белочка и зайчик» Совершенствовать умения сравнивать два предмета по ширине; закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
17. «Треугольник» Познакомить с треугольником; учить различать и называть фигуру, пользоваться словами «шире», «уже», «одинаковый по ширине».
18. «Домик для лягушки» Продолжить знакомить с треугольником; учить сравнивать треугольник с квадратом.
19. «Фотография лошадки» Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
20. «Петушок» Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже».
21. «Ёлочки» Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, двух равных групп предметов способом наложения и приложения.
22. «Самолётик для папы» Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения выражениями «больше», «меньше», «столько - сколько».
23. «Две куклы» Учить сравнивать две неравные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами «больше», «меньше», «столько», «сколько».
24. «Открытки для мам» Закреплять умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, обозначать результаты соответствующими словами.
25. «Соревнование» Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.
26. «Кораблики» Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один); закреплять способы сравнения предметов.
27. «Цыплёнок» Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трёх (без счёта и называния числа).
28. «Русская народная сказка «Теремок» Упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами «большой», «маленький».
29. «Игрушечный магазин» Учить различать определённое количество движений и называть их словами «один», «много».
30. «Утро и вечер» Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер; развивать мышление.
31. «История про «бабушку и дедушку» Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения и приложения.
32. «Котята»
33. «Знакомство» Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию; помочь каждому ребёнку почувствовать удовлетворённость процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий.
35. «День рождения доброй волшебницы» Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб; развивать внимание, мышление, память, воображение.

Таблица: фрагменты конспектов занятий по математике во второй младшей группе

Автор и тема НОД Ход занятия
Антонова О.
«Раз фигурка, два фигурка»
Педагог сообщает дошкольникам, что к ним придёт гость и загадывает загадку:
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу.
Кто это, ребята? (Медведь)
В группе появляется плюшевый Мишутка, который хочет поиграть с ребятами.
Игровое задание «Разложи кубики по коробочкам» (Выполняется на ковре).
Нужно рассортировать по коробочкам большие и маленькие кубики, которые медведь случайно рассыпал. Дети называют также цвета предметов и по просьбе воспитателя показывают большой и маленький.
Проводится физкультминутка «Мишка»:
Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри - раз, два, три!
Задание «Один-много» (индивидуальная работа с раздаточным материалом за столами: жёлтые тарелочки и зелёные кружки в коробочке). Кружки кладутся и убираются из тарелочек - закрепляются понятия «ни одного», «один», «много».
Проводится подвижная игра «Ровным кругом»: дошкольники идут по кругу, взявшись за руки, повторяя за воспитателем слова:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идём за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
На последние слова нужно выполнить определённые движения, которые показывает педагог: подпрыгнуть, топнуть ногой, присесть и т. д.
Ребята прощаются с Мишуткой, и он уходит.
Моткова Л.В.
«Птички-невелички»
Педагог предлагает ребятам поиграть с птичками: показывает игрушечные фигурки, а затем раздаёт их детям. Закрепляется понятие «Один - много» (у каждого одна птичка, а у всех вместе их много). Малыши показывают, как птички летают - совершают движения игрушкой в воздухе.
На доске располагается горизонтальная дорожка. Туда нужно посадить птиц в один ряд, назвать их количество (много), определить, одинаковые ли оно по размеру (разные - большие и маленькие). Отвечают несколько человек (по выбору воспитателя).
Педагог предлагает дошкольникам покормить птичек - для этого детям раздаются жёлтые магниты (зёрнышки). Воспитатель ставит магнитик под первой птичкой, а затем дети «кормят» других (поочерёдно к доске выходят несколько человек). Оказывается, что одной птичке зёрнышка не хватило - птичек больше, чем зёрен. Нужно уравнять их количество. Педагог подводит малышей к разным способам уравнения - добавить ещё одно зёрнышко либо убрать птичку.
Игровое задание «Закроем окошечки в домиках». На столах лежат цветные домики. Каждый ребёнок получает несколько геометрических фигур (от 3 до 6 - согласно уровню развития). Воспитатель рассказывает стихотворение:
Птички в домиках сидят,
И в окошечки глядят.
Дунул ветер! (дети дуют) Помогите!
Все окошки затворите!
А дети в это время должны закрыть окна всех домиков окошками - геометрическими формами (подбирая подходящие). Малыши, свободно передвигаясь между столами, закрывают все окошки разноцветными геометрическими фигурами.
Проводится подвижная игра по желанию детей – «Птички и кот» либо «Птички и автомобиль».
Графическое задание. На магнитной доске находятся большая и маленькая птички, а рядом гнёздышки также разного размера. Нужно соединить линией птичку и гнёздышко соответствующего размера: воспитатель делает это маркером на доске, а дети затем выполняют то же самое задание на индивидуальной карточке.
Подводятся итоги занятия, дети рассказывают, какие игры им наиболее понравились.
Симонова Е.А.
«В гостях у лесных жителей»
В гости к ребятам из леса приходит медведь Миша (игрушка). Воспитатель предлагает малышам отправиться в лес, для этого он произносит волшебные слова: «Вокруг себя ты повернись и в лесу очутись».
На доске выставляются силуэты ёлок: закрепляется понятие высоты (деревья высокие и низкие) и количества (ёлок много, а медведь один).
Проводится физкультминутка (дети выполняют движения согласно тексту - трут себе бока, гладят ножки, щекочут ушки и т. д.):
Мишка выбился из сил,
Ягоды, грибы носил,
Мы потрём ему бока,
Чтобы их размять слегка,
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнуть немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка,
Он в лесочек убежал,
Нам спасибо прорычал.
Воспитатель сообщает, что Мишка тоже делал зарядку и уронил свою корзинку. Из неё просыпались геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, которые нужно помочь ему собрать.
В группе появляется ещё один гость из леса - белочка. Мишка хочет подарить ей красивые ленточки. Дети при помощи воспитателя выясняют, что они отличаются по цвету, длине и ширине. Чтобы сравнить ленты по длине и ширине, нужно наложить их одна на другую: дошкольники выполняют задание.
Путешествие в лес заканчивается, Мишка оставляет угощение и прощается.

Особенности проведения открытого занятия в соответствии с ФГОС

Во второй младшей группе практикуется проведение открытых занятий по математике. Это ответственная работа для воспитателя и дошкольников прежде всего потому, что дети 3–4 лет могут по-разному повести себя в присутствии гостей. Малыши в этом возрасте непредсказуемы: кто-то может заплакать, а кто-то всё занятие разглядывать взрослых, не обращая внимания на действия воспитателя. Поэтому целесообразно открытое занятие проводить с подгруппой детей. Кроме того, ребят нужно заранее психологически готовить, объяснять, что в группу придут гости, которых не нужно бояться.

В начале занятия нужно показать малышам гостей, пусть они рассмотрят их, поздороваются - это удовлетворит детское любопытство, и педагог сможет спокойно продолжать занятие.

Открытый просмотр по математике отличается от обычного занятия. Воспитатель должен продемонстрировать какую-либо новаторскую методику, инновационный приём подачи материала, необычный дидактический материал, эффективные формы работы с детьми. В этом случаи коллегам будет интересно, и они обогатят свой педагогический опыт, почерпнут для себя что-то новое и полезное.

Не нужно заранее репетировать с малышами все игры и вопросы, которые будут представлены на открытом занятии. В этом случае им не будет интересно - и гости это сразу поймут. Лучше отрабатывать с детьми аналогичные задания, но с использованием другого дидактического материала (наглядного и раздаточного). Что касается физкультминуток и пальчиковой гимнастики, то можно заранее провести её с ребятами.

Таблица: фрагмент сценария открытого занятия на сказочную тематику «Стоит в поле теремок» воспитателя Т. Б. Чернец

Этап НОД Содержание этапа
Вступительная часть Воспитатель обращает внимание дошкольников на гостей, ребята здороваются с ними. Педагог предлагает ребятам взяться за ручки, улыбнуться друг дружке и прекрасному дню, а затем приглашает детей совершить путешествие в сказку.
Загадка про поезд:
Еду в нём на верхней полке
К солнышку, на юг.
А колёса без умолку
Тук - тук - тук.
Основная часть Дошкольникам предстоит отправиться в сказку на волшебном паровозике. Педагог раздаёт им билеты - на них нарисованы геометрические фигуры. Каждый ребёнок занимает место в соответствии со своей фигурой (на стульчиках также есть картинки) Кондуктор (воспитатель) проверяет билеты и поезд отправляется в путь.
Объявляется остановка - дети выходят из поезда. На полу они видят длинную и короткую дорожку. Педагог показывает игрушечную мышку и рассказывает:
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Как по полю мышка бежала,
Теремок увидала.
Малыши должны определить, по какой дорожке мышка быстрее доберётся до теремка (сравнивают дорожки по длине).
Воспитатель продолжает рассказывать сказку - появляется лягушка. Она плачет, потому что, пока скакала, потеряла свои бусы. Нужно помочь лягушке - выложить бусы из геометрических фигур (индивидуальная работа с раздаточным материалом под указания педагога - он называет фигуры, которые нужно брать).
Появляется зайчик. У него беда - порвались шортики (зацепился за кустик, пока спешил в теремок). Нужно ему помочь - подобрать заплатку к дырке (в виде круга, квадрат или треугольника).
Проводится физкультминутка «Зайка»:Зайке холодно сидеть,
нужно лапочки погреть (дети трут руки).
Лапки вверх, лапки вниз,
на носочках поднялись (действия по тексту).
Лапки ставим на бочок,
на носочках скок - скок -скок (прыжки).
Лиса украшает теремок флажками, а дети называют их цвета. Проводится игра «Какого флажка не стало»: ребята закрывают глаза (наступила ночь), а воспитатель убирает один предмет (игра повторяется несколько раз).
Появляется большой медведь. Дети при помощи воспитателя рассуждают, влезет ли он в теремок (нет, так он слишком большой). Чтобы утешить медведя, ребята решают построить ему потом новый большой дом.
Итоговая часть Дети называют сказку, в которой они побывали и делятся впечатлениями. Педагог хвалит всех ребят.

Видео: открытый просмотр по ФЭМП во второй младшей группе

Занятие направлено на изучение понятия количества. Присутствуют игровые персонажи (бабушка - взрослый и зайчик - его роль исполняет воспитанник группы).

Как провести с малышами анализ занятия

Во второй младшей группе педагог начинает проводить анализ каждого занятия, в том числе и математики. Беседуя с детьми, он просит их вспомнить, чем они занимались, что особенно понравилось, а что показалось трудным. В этом возрасте важно хвалить всех воспитанников, поскольку указание на ошибки ребёнок четвёртого года жизни может воспринять неправильно: расстроится, замкнётся в себе и в следующий раз не захочет ничего делать. Педагог должен рассказать ребятам, чему они научились на занятии и некоторым малышам деликатно указать, над чем нужно поработать (ни в коем случае не говорить, что задание было сделано плохо).

Если же занятие по математике было открытым, то присутствующие педагоги проводят его анализ по определённому плану (это делает и сам воспитатель для самоанализа).

Приведём примерные пункты такого плана.

  1. Уровень развития дошкольников, их поведение и атмосфера в коллективе (соответствует возрасту, все дети были активны, хорошая дисциплина, взаимоотношения детей дружеские).
  2. Оценка содержания и структуры НОД (занятие не затянуто, дети усвоили материал и при этом не устали, материал изложен последовательно, все этапы взаимосвязаны).
  3. Подбор дидактического материала (наглядность и раздаточные пособия соответствуют теме занятия, дидактический материал выразительный и интересный).

Картотека занимательного материала (загадки, задачи, стихи, считалки математического содержания)

Чтобы занятие по ФЭМП во второй младшей группе было увлекательным, педагогу следует включать в его содержание различный занимательный материал - загадки, считалки, короткие стихи, задачи, уместные для данного возраста. Это будет также развивать речь и тренировать память малышей (они узнают новые слова, а забавные стихотворные тексты всегда хорошо запоминаются).

Если воспитатель предлагает малышам загадки, то отгадку желательно демонстрировать наглядным материалом, например, показать малышам модель светофора, настоящую варежку, стол и так далее). В этом случае познавательный процесс будет более эффективным.

Математические загадки для второй младшей группы

  • У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
  • Много рук, нога - одна (дерево).
  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик (ножницы).
  • Есть у каждого лица два красивых озерца.
    Между ними есть гора.
    Назови их, детвора (глаза).
  • Два глядят, а двое слушают (глаза и уши).
  • У него два колеса и седло на раме,
    две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).
  • Два коня у меня, два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда, словно каменная! (коньки).
  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест (вилка).
  • Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).
  • Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
  • У него глаза цветные,
    Не глаза, а три огня,
    Он по очереди ими
    Сверху смотрит на меня (светофор).
  • Четыре ноги, а ходить не может (стол).
  • Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
  • Шевелились у цветка все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
  • Пять братцев в одном домике живут (варежка.)

Интересны загадки про геометрические фигуры и сказочных героев.

  • Нет углов у меня,
    И похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    Кто же я такой, друзья? (Круг)
  • Он давно знаком со мной,
    Каждый угол в нём - прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    Вам его представить рад,
    А зовут его… (Квадрат)
  • Возле леса на опушке
    Трое их живёт в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

Стихотворения с математическим содержанием

К загадкам близки короткие стихотворения, которые дошкольники должны самостоятельно окончить - подобрать последнее слово, подходящее по смыслу и рифме:

  • На одной ноге кружится,
    Беззаботна, весела.
    В пёстрой юбке танцовщица,
    Музыкальная… (юла).
  • Овальная лягушка,
    Но вовсе не зверушка,
    А овощ-молодец -
    Зелёный… (огурец.)
  • Небо, будто синий дом,
    Есть одно оконце в нём:
    Словно круглое оконце
    В небесах сверкает… (солнце.)

Детям четвёртого года жизни понравятся забавные математические стихи, только они не должны быть слишком длинными, чтобы не утомить малышей:

  • Взял треугольник и квадрат,
    Из них построил домик.
    И этому я очень рад:
    Теперь живёт там гномик.
  • Мы поставим два квадрата,
    А потом огромный круг.
    А потом ещё три круга,
    Треугольный колпачок.
    Вот и вышел развесёлый чудачок.
  • На зарядку солнышко поднимает нас.
    Поднимаем руки мы по команде «раз».
    А над ними весело шелестит листва.
    Опускаем руки мы по команде «два».
  • Вышли мышки как-то раз
    Поглядеть, который час.
    Раз, два, три, четыре -
    Мыши дёрнули за гири…
    Вдруг раздался страшный звон,
    Убежали мышки вон.

Математические считалки

Ребят стоит научить и весёлым математическим считалкам, которые пригодятся им потом для коллективных игр:

  • Один, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет,
    Но охотник не попал,
    Серый зайчик убежал.
  • Один, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Что нам делать? Как нам быть?
    Нужно заиньку ловить.
    Снова будем мы считать:
    Раз, два, три, четыре, пять.
  • Жили-были сто ребят.
    Все ходили в детский сад,
    Все садились за обед,
    Все съедали сто котлет,
    А потом ложились спать -
    Начинай считать опять.
  • Один, два, три, четыре.
    Кто живёт у нас в квартире?
    Папа, мама, брат, сестрёнка,
    Кошка Мурка, два котёнка,
    Мой щенок, сверчок и я -
    Вот и вся моя семья!
    Один, два, три, четыре, пять -
    Всех начну считать опять.

Досуг и развлечение по математике

Как показывает педагогическая практика, дошкольники очень любят математические досуги и развлечения. И приобщать детей к этой весёлой и интересной совместной познавательной деятельности можно со второй младшей группы. От обычного занятия они отличаются непринуждённой обстановкой и лёгкой атмосферой. Дети могут свободно передвигаться по группе или музыкальному залу (если мероприятие проводится там), быть более активными - больше рассуждать, свободно высказываться делать предложения.

Если какой-то малыш в ходе развлечения устал или потерял интерес, то он вполне может сменить вид деятельности (воспитатель заранее продумывает, чем занять таких детей).

Задача педагога - продумать увлекательную игровую программу, для этого обычно используются игровые персонажи, но не просто игрушки, а ростовые куклы или переодетые взрослые (можно подключить коллегу, младшего воспитателя или кого-то из родителей, которые желают проявить свои актёрские способности). Обязательно присутствует сюрпризный момент, который вызовет у малышей всплеск активности.

Яркий игровой персонаж - обязательная составляющая математического досуга в ДОУ

Сценарий математического развлечения лучше всего составлять по мотивам знакомой малышам сказки или мультфильма, при этом действия не должны быть чётко привязаны к плану, оставляя место для творческой импровизации ведущего. Материал должен быть ребятам хорошо знаком, не вызывать затруднений, поскольку главная цель досуга - развлекательная. Педагог должен подыскать необычный и интересную наглядность и дидактические пособия.

Проведение математического досуга требует от воспитателя определённого педагогического мастерства. Например, перед мероприятием следует проанализировать индивидуальные особенности своих воспитанников. Ведь у кого-то из детей есть проблемы с речью, кто-то боится проявлять инициативу. В соответствии с этим нужно подбирать ребятам задания, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и радостно.

Математический досуг не нужно проводить слишком часто (не чаще одного раза в квартал): пусть для дошкольников это будет маленький праздник. К тому же, чтобы это мероприятие прошло достойно, нужна большая подготовка.

Таблица: фрагмент конспекта математического развлечения во второй младшей группе

Автор и тема Ход мероприятия
Курчукова Е.В.
«Что за чудо - эти сказки!»
(проводится в музыка
льном зале)
Перед детьми появляется Колобок, который сообщает ребятам, что заблудился и хочет вернуться в свою сказку. Воспитатель предлагает дошкольникам отправиться в путешествие, раздаёт им рули. Каждый ребёнок называет цвет своего руля.

Под музыку и слова педагога дети отправляются в путь:
У нас машины разные,
Синие и красные.
Жёлтые, зелёные
Для поездки в сказку готовые.
Мы сначала тихо едем,
(идут шагом)
А потом быстрей, быстрей.
(бегут в умеренном темпе)
Тихо, тихо не спешите,
И свои машины остановите.
Остановка в первой сказке. Ребят встречает Мишка и проказница мышка. Персонажи перемешали всю посуду (у Мишки она большая, а у мышки - маленькая), и теперь не знают, из чего им есть и пить. Дети сортируют предметы.
Проводится физкультминутка:
У медведя дом большой,
Ой-ой-ой (тянутся руками вверх).
А у мышки маленький,
Ай-ай-ай (приседают).
Мишка сам пошёл домой,
Ой-ой-ой (шагают на месте).
И мышка запрыгала.
Ай-ай-ай (прыгают).
Колобок говорит, что это не его сказка и дети «едут» дальше.
Остановка «Гуси-лебеди». Ребята видят изображение или муляж печки, которая напекла румяные пирожки. Малыши определяют их количество (много), форму (круглые, квадратные, треугольные), а затем берут себе по одному. Каждый ребёнок должен положить свой пирожок на тарелочку с соответствующей картинкой (геометрическая фигура).
Следующая остановка - сказка «Теремок». Используя её героев, воспитатель проводит дидактическую игру «Кто спрятался».
Наконец, дошкольники добираются до сказки «Колобок». Герой прибывает к себе домой и прощается с ребятами. Дети «едут» обратно в детский сад.
Воспитатель подводит итоги занятия: выясняет, что детям больше всего понравилось, они называют все увиденные сказки.

Задания и темы самообразования воспитателя по ФЭМП во второй младшей группе

Математика предоставляет большие возможности в выборе темы для самообразования воспитателя. Самое важное - поиск новаторских игровых и занимательных приёмов, необходимых для обучения детей данного возраста. Ведь очень интересно разрабатывать новые пособия, своими руками создавать дидактические игры, которые впоследствии очень пригодятся для повышения квалификации педагога.

Отчёт по своей теме самообразования воспитатель может творчески оформить, например, в виде презентации для коллег, выставки для родителей. Можно даже организовать творческий мини-спектакль - разыграть математическую сказку, где героями будут малыши.

Приведём примеры возможных тем по самообразованию, связанных с математикой.

  1. Роль дидактической игры при обучении детей второй младшей группы математическим понятиям.
  2. Развитие мелкой моторики на занятиях по ФЭМП во второй младшей группе.
  3. Математические сказки для воспитанников второй младшей группы.
  4. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении младших дошкольников математике.

В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изу­чение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориен­тирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формиру­ются представления - образы предметов, их свойств, отношений.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элемен­тарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.

Основная цель рабочей программы - формировать элементарные математические представления у детей 3-4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.

Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:

Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.

Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основ математического развития. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании.

Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических за­дач, воспитание аккуратности и самостоятельности.

Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.

Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы:

Умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все боль­шие, все круглые предметы и т. д.);

Могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один
предмет из группы;

Умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;

Правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;

Различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

Понимают смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над -под, верхняя - нижняя (полоска);

Понимают смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц Тема и цели 1 -й недели Тема и цели 2-й недели Тема и цели 3-й недели Тема и цели 4-й недели Обеспечение интеграции образовательных направлений Целевые ориентиры развития
Сентябрь Тема Адаптационный период Художественное твор­чество: предлагать де­тям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекре­щивать их. Социализация: усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет увеличения количества игрушек. Умеет группи­ровать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.)
Цели Формировать у детей основные компо­ненты готовности к успешному математиче­скому развитию: социальный, психологиче­ский, эмоционально-волевой. Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе Закреплять умения различать и называть шар (шарик), куб (кубик) Закреплять умение различать контрастные пред­меты по размеру, используя при этом слова «большой», «маленький»
Продолжать развивать восприятие, созда­вать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.)
Октябрь Тема Образовательная деятельность 1 Образовательная деятельность 2 Художественное твор­чество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток». Физическая культура: в подвижных играх за­креплять понятия «вверху - внизу», «слева-справа» Умеет различать количество пред­метов, составлять из частей целост­ное изображение, знает геометри­ческую фигуру круг
Цели Закреплять умение различать количество пред­метов, используя при этом слова «один», «много», «мало» Познакомить со способами состав­ления групп из отдель­ных предметов и выде­ление из группы одно­го предмета. Учить понимать слова «много», «один», «ни одного» Учить отвечать на вопрос «сколько?», определять совокупности сло­вами «один», «мно­го», «ни одного». Познакомить с кругом Учить сравнивать круги по размеру -большой, маленький
Учить обследовать круги осязательно-двигательным путем
Ноябрь Тема Образовательная деятельность 1 Образовательная деятельность 2 Образовательная деятельность 3 Образовательная деятельность 4 Коммуникация: форми­ровать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос. Физическая культура: формировать умения со­блюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентиро­ваться в пространстве. Социализация: учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.) Социализация: поощрять попытки детей самосто­ятельно подбирать атри­буты для той или иной роли; дополнять игро­вую обстановку недос­тающими предметами, игрушками. Коммуникация: развивать умение различать и назы­вать существенные дета­ли и части предметов. Физическая культура: формировать умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое ме­сто при построениях при построениях и перестрое­ниях, в подвижной игре Может различать круг и квадрат, собрать картин­ку из 4-6 частей, находить один и много пред­метов Может состав­лять при помо­щи взрослого группы из одно­родных предме­тов и выделять один предмет из группы. Умеет находить в окружающей обстановке один и много одина­ковых предметов
Цели Учить сравни­вать два предмета по длине и обозна­чать результат срав­нения словами «длин­ный - короткий», «длиннее - короче» Учить: - находить один и мно­го предметов в специ­ально созданной обста­новке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»; - сравнивать два пред­мета по длине способа­ми наложения и прило­жения Познакомить с квадратом. Учить различать круг и квадрат, ука­зывать по просьбе воспитателя эти фи­гуры на картинках, выставлять их изо­бражения в той оче­редности, которую предлагает педагог Закрепить умения: - находить один и много предметов в специально соз­данной обстановке, пользоваться слова­ми «один», «много»; - различать и называть круг и квадрат
Учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: ве­личине, форме
Декабрь Тема Образовательная деятельность 1 Образовательная деятельность 2 Образовательная деятельность 3 Образовательная деятельность 4
Цели Совершенст­вовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравне­ния обозначать сло­вами «длинный - ко­роткий», «длиннее -короче», «одинако­вые по длине» Закреплять уме­ние различать и назы­вать круг и квадрат. Совершенство­вать умения: - сравнивать два предмета по длине; - находить один и мно­го предметов в окру­жающей обстановке Учить: - сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать выражения «помно­гу», «поровну»; - ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать пра­вую и левую руку Учить: - сравнивать два предмета по длине, используя наложения; - активизировать употребление в речи выражений «помно­гу», «поровну», «столько - сколько»
Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, развивать умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи
Январь Тема Образовательная деятельность 1 Образовательная деятельность 2 Образовательная деятельность 3 Образовательная деятельность 4 Художественное твор­чество: подводить детей к изображению предметов разной формы. Коммуникация: учить со­ставлять небольшой рас­сказ или сказку с упот­реблением слов «вчера», «сегодня», «завтра». Социализация: учить использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины) Умеет объеди­няться со свер­стниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляет умение взаимодей­ствовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре
Цели Учить: - сравнивать два предмета, контраст­ных по ширине, ис­пользуя приемы на­ложения и прило­жения; - обозначать ре­зультаты сравнения словами «широкий -узкий», «шире - уже» Совершенство­вать умения: - сравнивать два предмета по ширине; - сравнивать две рав­ных группы предметов способом наложения; - закреплять умение различать и называть круг и квадрат Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Закреплять на­вык сравнения двух предметов по ши­рине, учить пользо­ваться словами «ши­ре - уже», «одина­ковый по ширине» Продолжить знакомить с треугольником на основе сравнения его с квадратом
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конст­руктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, пристав­ление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета
Февраль Тема Образовательная деятельность 1 Образовательная деятельность2 Образовательная деятельность 3 Образовательная деятельность 4 Художественное твор­чество: учить составлять из частей целостное изо­бражение предмета; в ри­сунке закреплять поня­тие «части суток». Физическая культура: закреплять понятия «вверху - внизу», «слева - справа». Коммуникация: учить составлять описание по картинке с использо­ванием понятий «ввер­ху», «внизу», «слева», «справа», «впереди», «сзади» Умеет пользо­ваться и пони­мает смысл обозначений «вверху - вни­зу», «впереди -сзади», «слева -справа», «на», «над - под», «верхняя - ниж­няя» (полоска)
Цели Совершенст­вовать умение различать и назы­вать знакомые гео­метрические фигу­ры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами «впереди - сзади (позади)», «вверху -внизу», «справа (направо) - слева (налево)» Познакомить с прие-мами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова «высокий - низкий», «выше - ниже». Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами «помногу», «поровну», «одинаково», «столько - сколько» Упражнять в сравнении: - двух предметов по высоте; - двух равных групп предметов способом наложе­ния и приложения Учить: - сравнивать две не­равные группы предметов способом наложения; - обозначать резуль­таты сравнения сло­вами «больше -меньше», «столько -сколько Совершенствовать вос­приятие детей, вклю­чая все органы чувств. Развивать образные представления
Продолжать показывать разные способы об­следования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям
Март Тема Образовательная деятельность 1 Образовательная деятельность 2 Образовательная деятельность 3 Образовательная деятельность 4 Социализация: закреп­лять умение подбирать предметы по цвету и ве­личине (большие, сред­ние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из умень­шающихся по размеру колец, чередуя в опреде­ленной последователь­ности 2-3 цвета. Познание: устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Коммуникация: помогать детям доброжелательно общаться друг с другом. Художественное твор­чество: предлагать де­тям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь»; правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»
Цели Учить: - сравнивать две неравные группы предметов; - обозначать ре­зультаты сравнения словами «больше -меньше», «столько -сколько» Закреплять: - способы сравнения двух предметов по дли­не, ширине, высоте; - обозначать результа­ты соответствующими словами Закреплять умение различать и называть части суток: «день», «ночь» Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Закреплять спо­собы сравнения предметов
Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики и др.); изменять построй­ки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд)
Апрель Тема Образовательная деятельность 1 Образовательная деятельность 2 Образовательная деятельность 3 Образовательная деятельность 4 Социализация: помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на осно­ве личных симпатий. Безопасность: расширять представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ез­дят по дороге (проезжей части), а пешеходы хо­дят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов. Художественное твор­чество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток», три световых сигнала светофора (красный, желтый, зеленый) Различает круг, квадрат, тре­угольник, пред­меты, имеющие углы и круглую форму
Цели Учить воспроиз­водить заданное ко­личество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа). Совершенст­вовать умение различать и назы­вать знакомые гео­метрические фигу­ры: круг, квадрат, треугольник) Упражнять: - в умении сравнивать два предмета по размеру; - обозначать результаты сравнение словами «большой», «маленький». Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свой­ствам: величине, фор­ме, цвету. Подсказывать детям название формы (круг­лая, треугольная, прямо­угольная и квадратная) Учить различать определенное коли­чество движений и называть их словами «один», «много». Совершенст­вовать умение составлять группу из отдельных пред­метов и выделять один предмет из группы. Развивать вни­мание и мышление Закреплять умение различать и называть части суток: «утро», «вечер». Развивать мыш­ление: учить видеть закономерности в расположении предметов и вос­производить их
Обследовать форму геометрических фигур, используя зрение и осязание, развивать уме­ние воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи

Май Тема Образовательная деятельность 1 Образовательная деятельность 2 Образовательная деятельность 3 Образовательная деятельность 4 Художественное творче­ство: выполнить аппли­кацию с использованием геометрических фигур. Коммуникация: развивать умение понимать обоб­щающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь). Физическая культура: формировать умение со­блюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентиро­ваться в пространстве Умеет соотно­сить форму предметов ме­бели и посуды с геометричес­кими фигурами в лепке и аппликации; умеет соблюдать правила игры и планировать последователь­ность действий для достижения результата
Цели Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов спосо­бами наложения и приложения. Учить определять пространственное расположение предметов, исполь­зуя предлоги на, под, в и т. д. Совершенство­вать умение разли­чать и называть гео­метрические фигуры: круг, квадрат, тре­угольник, куб. Развивать внима­ние, мышление, па­мять, воображение Обогащать чув­ственный опыт де­тей и умение фик­сировать его в речи Совершенствовать умения ориентиро­ваться в расположе­нии частей своего тела и в соответст­вии с ними различать пространственные направления от себя; формировать умение ориентироваться в контрастных час­тях суток (день -ночь, утро - вечер)
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления

В этом разделе программы отражена интеграция следующих образовательных областей:

Физическое развитие (с направлением здоровье и физическая культура);

Социально – коммуникативное развитие (с направлениями социализация, коммуникация, труд, безопасность);

Речевое развитие (с направлениями развитие речи, чтение художественной литературы);

Познавательное развитие (с направлениями математическое развитие, окружающий мир);

Художественно – эстетическое развитие С направлением изобразительное искусство, художественное творчество),

Тема : Большой - маленький, больше - меньше, сравнение предметов равных по величине.

Цель: закреплять умение выяснять с помощью предметов наложения, сравнивать предмет по величине, умение различать и правильно называть геометрические плоские фигуры круги и квадраты. Учить, ориентироваться в пространстве, выполнять инструкции педагога.

Оборудование: набор квадратов, кругов разных по величине, карточки - картинки, пирамидка.

Ход урока:

    Орг. момент.

Пальчиковая гимнастика.

Ученик с учителем рассказывают стихотворение, имитируя действия героев пальчиками.

Повстречались Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два тигренка: «Р-р-р!»,

Два быка: «Му-у!».

Смотри, какие рога. Каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинцы. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

    Работа по теме.

    Показать на натуральных предметах: большой - маленький мяч, большая машина - маленькая машина.

    Используем карточки с рисунками:

1) Положи рядом с предметом изображенным художником такой же предмет, но чтобы он был меньше или больше данного.

Чтобы сравнивать предметы, необходимо узнавать их основные характеристики (цвет, форма, размер) а также уметь дать их описание.

Провести беседу о форме фигур, организуя работу по их дифференциации. Перед учеником, лежат круги, квадраты.

Учитель просит разложить их отдельно.

    Выбрать и показать большой круг. Обосновать свой выбор, используя при нем наложения.

    Учить, понимать взаимообратность отношений, когда сравниваются два предмета, то один больше, другой меньше, и, наоборот, если этот меньше, то другой больше.

Работа с раздаточным материалом

У ученика наборное полотно на верхней полоске два круга расположенные в порядке возрастания, а нижняя полоска свободная. Положить на нижнюю полоску столько квадратов сколько на верхней полоске, в такой же последовательности.

    Вывод на нижней и верхней полоске равное количество предметов (наложить квадраты на круги).

    Выполнить следующее задание: убрать больший квадрат, убрать меньший круг, добавить один круг и т.д.

Каждый раз выясни чего стало больше, чего меньше, как они об этом догадались?

Вывод:

Научились узнавать как сравнивать предметы по величине и количеству.

    - Задание: чередовать предметы по величине маленькие - большие. Взять больших два круга и маленьких два круга одинакового цвета. Начиная с большого круга выложить в один ряд на наборном полотне чередуя предметы по величине.

Следить, если не получается, напоминать чередование. Не торопись, смотри внимательнее, используй прием наложения.

    Игра собрать пирамидку.

    Итог урока: