Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной

Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, то есть проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счёт введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления крайне важно го процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением принято понимать умение классифицировать предметы по существенным признакам, или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением принято понимать обобщение на базе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, методика ʼʼСапожкиʼʼ позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателœей.

В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается ʼʼ1ʼʼ (единицей), нет сапожек – ʼʼ0ʼʼ (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые ʼʼзагадкиʼʼ, которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.

Первая инструкция испытуемому : Сейчас я научу тебя игре, в которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице, нужно будет обозначать цифрами ʼʼ0ʼʼ и ʼʼ1ʼʼ. Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован? (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.) Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки и аиста нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра ʼʼ0ʼʼ, а во второй строке фигурки нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра ʼʼ1ʼʼ. Для правильного обозначения картинок цифрами тебе крайне важно запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее нужно обозначить цифрой ʼʼ0ʼʼ, а если в сапожках, то цифрой ʼʼ1ʼʼ. Запомнил? Повтори, пожалуйстаʼʼ. (Испытуемый повторяет правило.) Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы. Этот этап воспринимается как закрепление выученного правила. В случае если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему он ответил именно так. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует всœе ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где нужно ставить ʼʼ0ʼʼ, а где ʼʼ1ʼʼ, или же он вообще не применяет в работе крайне важно е правило. Так, к примеру, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой ʼʼ4ʼʼ, девочку – цифрой ʼʼ2ʼʼ, а аиста – цифрой ʼʼ1ʼʼ и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучили, испытуемому дается вторая инструкция.

Вторая инструкция испытуемому : Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь загадки. ʼʼОтгадать загадкуʼʼ – значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами ʼʼ0ʼʼ и ʼʼ1ʼʼ.

Замечания к проведению методики . В случае если на закрепляющем этапе ребенок делает ошибки, то экспериментатор тут же анализирует характер допущенных ошибок и путем наводящих вопросов, а также повторным обращением к образцу обозначения фигурок цифрами, содержащемуся в двух первых строчках таблицы, старается добиться безошибочной работы испытуемого. Когда экспериментатор уверен, что испытуемый хорошо научился применять заданное правило, можно переходить к разгадыванию загадок.

В случае если испытуемый не может ʼʼотгадать загадкуʼʼ, то экспериментатор должен задавать ему наводящие вопросы, чтобы узнать, сможет ли ребенок решить эту задачу с помощью взрослого. В случае, когда и с помощью взрослого ребенок не справляется с заданием, то переходят к следующей загадке. При правильном решении новой загадки следует опять вернуться к предыдущей, чтобы узнать, не сыграла ли последующая загадка роль подсказки для предыдущей, Такие повторные возвращения можно совершать несколько раз. Так, к примеру, можно вернуться от IV загадки к III, а затем от III ко II.

Для уточнения характера обобщения при ʼʼотгадывании загадокʼʼ крайне важно подробно расспрашивать детей о том, почему именно так обозначены фигурки. В случае если ребенок правильно ʼʼотгадал загадкуʼʼ, но не может дать объяснения, то переходят к следующей загадке. В случае правильного объяснения испытуемым ответа в новой загадке следует вернуться к предыдущей и опять попросить ребенка объяснить в ней ответ.

Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной" 2017, 2018.

Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, то есть проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам, или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления. Таким образом, методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.

В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.

Первая инструкция испытуемому : Сейчас я научу тебя игре, в которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами «0» и «1». Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован? (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.) Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки и аиста нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра «0», а во второй строке фигурки нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра «1». Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначить цифрой «0», а если в сапожках, то цифрой «1». Запомнил? Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило.) Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепление выученного правила. В случае если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему он ответил именно так. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку – цифрой «2», а аиста – цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучили, испытуемому дается вторая инструкция.

Вторая инструкция испытуемому : Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь загадки. «Отгадать загадку» – значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами «0» и «1».

Замечания к проведению методики . Если на закрепляющем этапе ребенок делает ошибки, то экспериментатор тут же анализирует характер допущенных ошибок и путем наводящих вопросов, а также повторным обращением к образцу обозначения фигурок цифрами, содержащемуся в двух первых строчках таблицы, старается добиться безошибочной работы испытуемого. Когда экспериментатор уверен, что испытуемый хорошо научился применять заданное правило, можно переходить к разгадыванию загадок.

Если испытуемый не может «отгадать загадку», то экспериментатор должен задавать ему наводящие вопросы, чтобы выяснить, сможет ли ребенок решить эту задачу с помощью взрослого. В случае, когда и с помощью взрослого ребенок не справляется с заданием, то переходят к следующей загадке. При правильном решении новой загадки следует опять вернуться к предыдущей, чтобы выяснить, не сыграла ли последующая загадка роль подсказки для предыдущей, Такие повторные возвращения можно совершать несколько раз. Так, например, можно вернуться от IV загадки к III, а затем от III ко II.

Для уточнения характера обобщения при «отгадывании загадок» необходимо подробно расспрашивать детей о том, почему именно так обозначены фигурки. Если ребенок правильно «отгадал загадку», но не может дать объяснения, то переходят к следующей загадке. В случае правильного объяснения испытуемым ответа в новой загадке следует вернуться к предыдущей и опять попросить ребенка объяснить в ней ответ.


Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, то есть проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам, или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления. Таким образом, методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.

В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две загадки.

^ Первая инструкция испытуемому : Сейчас я научу тебя игре, в которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами «0» и «1». Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован? (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.) Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки и аиста нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра «0», а во второй строке фигурки нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра «1». Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначить цифрой «0», а если в сапожках, то цифрой «1». Запомнил? Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило.) Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепление выученного правила. В случае если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему он ответил именно так. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку – цифрой «2», а аиста – цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучили, испытуемому дается вторая инструкция.

^ Вторая инструкция испытуемому : Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь загадки. «Отгадать загадку» – значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами «0» и «1».

^ Замечания к проведению методики . Если на закрепляющем этапе ребенок делает ошибки, то экспериментатор тут же анализирует характер допущенных ошибок и путем наводящих вопросов, а также повторным обращением к образцу обозначения фигурок цифрами, содержащемуся в двух первых строчках таблицы, старается добиться безошибочной работы испытуемого. Когда экспериментатор уверен, что испытуемый хорошо научился применять заданное правило, можно переходить к разгадыванию загадок.

Если испытуемый не может «отгадать загадку», то экспериментатор должен задавать ему наводящие вопросы, чтобы выяснить, сможет ли ребенок решить эту задачу с помощью взрослого. В случае, когда и с помощью взрослого ребенок не справляется с заданием, то переходят к следующей загадке. При правильном решении новой загадки следует опять вернуться к предыдущей, чтобы выяснить, не сыграла ли последующая загадка роль подсказки для предыдущей, Такие повторные возвращения можно совершать несколько раз. Так, например, можно вернуться от IV загадки к III, а затем от III ко II.

Для уточнения характера обобщения при «отгадывании загадок» необходимо подробно расспрашивать детей о том, почему именно так обозначены фигурки. Если ребенок правильно «отгадал загадку», но не может дать объяснения, то переходят к следующей загадке. В случае правильного объяснения испытуемым ответа в новой загадке следует вернуться к предыдущей и опять попросить ребенка объяснить в ней ответ.


5. МЕТОДИКА "САПОЖКИ"

(разработана Н.И.Гуткиной)

Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, то есть проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с ко­торым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоре­тическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимает­ся умение классифицировать предметы по существенным при­знакам, или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличи­тельный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака, независимо от формы его проявления \

Таким образом, методика "Сапожки" позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения.

Методика имеет клинический характер и не предполагает по­лучение нормативных показателей. В программе по исследова­нию психологической готовности к школе методика применяется для детей 6-7 лет, а в случае специального использования ее для определения у ребенка обучаемости и особенностей развития процесса обобщения возрастной диапазон может быть расширен от 5,5 до 10 лет.

В качестве экспериментального задания используется обуче­ние испытуемого цифровому кодированию цветных картинок

1 Подробно о видах обобщения см. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.

(лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одно­го признака - сапожек на ногах. Есть сапожки - картинка обо­значается "1", нет сапожек - "О" 1 . Цветные картинки предлага­ются испытуемому в виде таблицы (см. Стимульный материал), которая содержит: 1) правило кодирования (1,2 строчки); 2) этап закрепления правила (3, 4, 5 строчки); 3) так называемые "загад­ки", которые испытуемый должен "отгадать", правильно закоди­ровав фигурки цифрами "0" и "1" (6, 7 строчки). Соответственно 6 строчка - это I загадка, а 7 строчка -II загадка.

Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте использу­ется лист с изображением геометрических фигур, представляю­щих собой еще две загадки (см. Стимульный материал), которые испытуемому также надо "отгадать", опираясь на введенное в двух первых строках таблицы правило кодирования картинок в зависимости от наличия или отсутствия отличительного призна­ка. Соответственно, первый ряд геометрических фигур - это Ш загадка, а второй - IV загадка.

Все ответы и высказывания испытуемого фиксируются в про­токоле, а каждое решение загадки должно быть объяснено ребен­ком, почему именно так он расставил цифры.

Первая инструкция испытуемому: "Сейчас я научу тебя иг­ре, в которой фигурки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами "О" и "1". Посмотри на картинки (показыва­ется первая строка таблицы), кто здесь нарисован?" (Испытуемый называет картинки. В случае затруднения экспериментатор помо­гает ему). "Правильно, а теперь обрати внимание: в первой стро­ке фигурки лошадки, девочки и аиста нарисованы без сапожек, и-напротив них стоит цифра "О", а во второй строке фигурки нари­сованы в сапожках, и напротив них стоит цифра "1". Для пра­вильного обозначения фигурок цифрами тебе необходимо запом­нить, что, если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначать цифрой "О", а если в сапожках, то цифрой "1".

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика "Домик"

(примеры детских рисунков)

Принцип кодирования картинок цифрами „1" и „О" по признаку наличия или отсутствия сапожек на ногах фигурок взят из игры А.Ледьевра „Забавная кибернетика"" (ж. „Веселые картинки", №7, 1986).


20

Ира (7 лет 5 мес.)


  1. Не хочу.

  2. Логопедические занятия. На них интересно.

  3. Очень.
5-Да. \

  1. "Дюймовочка". "Буратино". "Барон Мюнхгаузен".

  2. В школе интересно, потому что не надо спать.

  3. Стараюсь.

  1. Нет. В школе интересно.

  2. Учителем. Учитель задает вопросы.

  1. Перемена. Можно что-нибудь поделать, а на уроке только за­нимаешься.
Запомнил? Повтори, пожалуйста". (Испытуемый повторяет правило).

Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепле­ние выученного правила. В случае, если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит его повторить правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно так он ответил. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и на­чинает применять его, то есть определяется скорость обучаемо­ сти ребенка. На этом этапе экспериментатор фиксирует все оши­бочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить "0", а где "1", или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой "4", девочку - цифрой "2", а аиста - цифрой "1" и объясняют такие ответы, исходя из коли­чества ног у данных персонажей. После того, как эксперимента­тор удостоверится, что ребенок научился применять правило, ко­торому его обучали, испытуемому дается вторая инструкция.

Вторая инструкция испытуемому: «Ты уже научился обо­значать фигурки цифрами, а теперь, используя это умение, по­пробуй "отгадать" нарисованные здесь загадки. "Отгадать" загад­ку - значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами "0" и "1"».

I загадка (расположена в 6 строке таблицы) представляет со­бой задачу на кодирование, в которую включен объект, ранее не встречавшийся испытуемому, но содержащий в себе ту же ин­формацию, что и ранее встречавшиеся объекты. В этой строке впервые появляется картинка "ежик", прежде не попадавшаяся ребенку в таблице, кроме того, на ежике надеты сапожки не красного, а синего цвета. При решении этой загадки испытуемый должен строго следовать заданному правилу обозначения фигу­рок цифрами по наличию или отсутствию у них отличительного признака - сапожек, не отвлекаясь на цвет этого признака или

на появление совершенно новых объектов, не встречавшихся ра­нее, но также различающихся по этому признаку. Ребенок обяза­тельно должен объяснить свой ответ, почему именно так он обо­значил фигурки. При неправильном ответе экспериментатор больше не обращает внимание испытуемого на правило работы, а сразу переходит к следующей загадке. I загадка показывает обу­чаемость ребенка, проявляющуюся в том, что он должен примет нить заданное правило на аналогичном объекте (ежик в голубых сапожках). При хорошей обучаемости испытуемый без труда осуществляет перенос правила на новый объект и обращается с ним так же, как с уже знакомыми (за счет процесса обобщения).

Ошибки, допускаемые детьми при "отгадывании" этой загад­ки, бывают самые разнообразные: неиспользование выученного правила или неправильное применение его на тех картинках, на которых испытуемый уже тренировался (то есть тот же характер ошибок, что и на закрепляющем этапе, хотя именно у этого испытуемого на закрепляющем этапе могло и не быть ошибок), а может быть ошибка, обусловленная тем, что испытуемый не смог применить введенное правило на новом объекте (ошибка только при обозначении ежика). Поэтому в случае неправильного "отгадывания" загадки необходимо проанализировать характер допущенных ошибок, чтобы понять, что именно помешало ре­бенку справиться с заданием.

П загадка (расположена в 7 строке таблицы) представляет со­бой задачу на кодирование, решение которой зависит от того, увидит ли испытуемый между различными классами объектов то общее, что позволит ему применить одно и то же правило к со-вершенно различным объектам. В клетках этой строки нарисова­ны снеговики, то есть картинки, не встречавшиеся до этого ре­бенку в таблице. Различаются снеговики тем, что у трех из них есть головной убор, а. у одного нет. А поскольку это снеговики, то в качестве головного убора, кроме настоящей шляпы, исполь­зуется любой более-менее подходящий предмет (ведро, сково­родка). Решение этой задачи предполагает следующее рассужде­ние. У снеговиков вообще нет ног, значит, введенное правило обозначения фигурок цифрами либо вообще к ним неприменимо,


  1. Учителем, потому что она - тетя, а я хочу быть тетей.

  2. Перемена. Можно играть на перемене.
Наташа (7 лет 1 мес.)

  1. Очень хочу.

  2. Не хочу.

  3. Читать сказки. Есть интересные, есть неинтересные.

  4. Люблю.

  5. Прошу иногда.

  6. "Французские сказки". "Сказки русских писателей".

  7. В саду надоело.

  8. Один раз я стала шить юбку. Затем не захотела, бросила ее. Мама дошила.

  9. Нравятся.

  1. Устроит. В школу можно поиграть,

  2. Учеником. Я еще не умею хорошо писать, решать.

  1. Перемена. Нравится на перемене побегать, поиграть в рези­ночку.
Сергей (7 лет 2 мес.)

  1. Нет, хочу в школу.

  2. Рисование. Я очень люблю рисовать.

  3. Когда как.

  4. "Незнайка". "Остров сокровищ". "Доктор Айболит".

  5. Чтобы учиться.

  6. Доделываю.

  1. Нет. Не знаю почему.

  2. Учителем. Так нравится.

  3. Перемена. Побольше отдыхать от уроков.

  1. Мне потом разрешат ходить одной гулять. Хочу одна ездить к сестре.

  2. Буду стараться.

  1. Нет. Все равно скучно сидеть дома.

  2. Учеником. Мы так играли в саду. \

  3. Перемена. Можно бегать домой, а потом опять прийти в школу.
Томас (6 лет 9 мес.)

  1. Собирать из конструктора автоматы, так как я люблю смот­реть фильмы про войну.
4. Да.
5-Да.

  1. "Веселая семейка". "Незнайка".

  2. Хочется быть умным.

  3. Буду делать другую работу.

  1. Нет. Дома сидеть не хочется.

  2. Учителем. Решать задачи не хочется, а задавать их хочется.

  3. Перемена. Можно отдохнуть.
Олеся (7 лет 0 мес.)

  1. Хочу.

  2. Хочу.

  3. Рисовать. Это нетрудно.

  4. Люблю.

  5. "Доктор Айболит". "Красная шапочка". "Ну, заяц, погоди!"

  6. Не знаю.

  7. Не бросаю, а доделываю.
либо применимо, но на основе какого-то другого признака-ориентира. Найти этот признак-ориентир как раз и означает "раз­гадать" загадку. Данная в инструкции установка на разгадывание загадки должна помочь ребенку справиться с заданием. В качест­ве отличительного признака-ориентира во II загадке выступают головные уборы, или "шляпы, шапки", как их обычно называют дети. Для того, чтобы выделить этот признак-ориентир, ребенок должен осуществить эмпирическое обобщение, заключающееся в том, что все предметы, изображенные на головах снеговиков, он должен классифицировать как "шляпы". Такому обобщению должно способствовать то, что на голове первого снеговика наде­та настоящая шляпа, дающая установку на рассмотрение осталь­ных предметов с этой точки зрения. Поскольку и в загадке со снеговиками испытуемому требуется расставить цифры "0" и "1", то ему необходимо предположить, что ориентиром для этого должно служить наличие или отсутствие "шляпы", как в прошлой загадке таким ориентиром выступало наличие или отсутствие са-пожек. Если ребенок выделил отличительный признак-ориентир, позволяющий решить задачу, и смог осуществить перенос усво­енного им правила обозначения фигурок цифрами с одного кон­кретного признака на другой (с сапожек на "шляпы"), то он пра­вильно "отгадывает" загадку.

Дети, правильно "отгадавшие" эту загадку, распределяются на две группы. Одна группа - это испытуемые, пришедшие к пра­вильному решению за счет эмпирического обобщения отличи­тельных признаков-ориентиров, когда сапоги и "шляпы" рас­сматриваются как один класс признаков - "одежда". А потому "1" они обозначают те фигурки, у которых есть выделенный ими элемент одежды, служащий признаком-ориентиром в данной за­гадке ("шляпы"), а "0" - фигурки без этого элемента одежды. Со­ответствующим образом звучат и объяснения детей: «"1" ставим тем, у кого есть шляпки (шапки), а "0" - тем, у кого нет шляпок (шапок)». Среди испытуемых этой группы встречаются дети, час­тично справляющиеся с заданием. Проявляется это в том, что снеговика в шляпе и снеговика с ведром на голове они обознача­ют цифрой "1", а снеговика с непокрытой головой и снеговика со

сковородкой - цифрой "О". Объясняя свой ответ, они ссылаются на то, что у двух снеговиков есть шляпы, а у двух - нет. Сково­родку на голове снеговика они отказываются рассматривать как "шляпу", считая, что сковородку нельзя использовать в качестве головного убора даже для снеговика. Возможно, такие ответы свидетельствуют о некоторой ригидности мышления ребенка, по­скольку ему трудно помыслить предметы, обычно не относящие­ся к шляпам, в новом для них значении. Ведро же не вызывает подобных затруднений, так как оно традиционно надевается сне­говику на голову (на картинках, детских новогодних утренниках и т.д.). Встретившись с таким ответом, экспериментатор должен попробовать убедить ребенка, что сковорода тоже может быть головным убором для снеговика, если ничего другого подходя­щего нет. Если ребенок согласится с доводами взрослого, то его просят еще раз расставить в загадке цифры и наново объяснить свой ответ. Засчитывается лучший ответ.

Другая группа - это испытуемые, нашедшие отгадку на ос­нове содержательной абстракции, то есть выявления принципа решения целого класса задач, заключающегося в ориентации на сам факт наличия или отсутствия отличительного признака, неза­висимо от формы его проявления.

Внутри этой группы испытуемые делятся на две подгруппы. Первая подгруппа - это те, кто, ориентируясь на абстрактный признак, находит его здесь в конкретном - "шляпах", осуществ­ляя эмпирическое обобщение всех предметов на головах снего­виков как "шляпы" (головные уборы). Объясняя свой ответ, они также, как дети первой группы, ссылаются на наличие или отсут--ствие "шляп" на головах снеговиков. Вторая подгруппа, пред­ставленная небольшим количеством детей, - это те, кто выделяет абстрактный признак различия снеговиков по наличию или от­сутствию у них чего-либо на голове. При этом испытуемые, объ­ясняя свой ответ, говорят: «"1" ставим тем, у кого есть что-то на голове, а "О" - тем, у кого ничего нет на голове.» Для того, чтобы понять, могут ли испытуемые второй подгруппы осуществлять эмпирическое обобщение, экспериментатор должен задать им вопрос: «Можно ли нарисованные на головах снеговиков предме-


  1. Физкультура. Не знаю почему.

  2. Люблю.

  3. "Три поросенка". "Гуси-лебеди". "Гадкий утенок".

  4. Хочется побыстрее научиться водить машину.

  5. Стараюсь доделать до конца.

  1. Устроит, потому что дома лучше, чем в школе.

  2. Учеником. Так мне больше нравится.

  3. Перемена, потому что хочется гулять.

Методика позволяет исследовать обучаемость ребенка, то есть проследить, как он пользуется для правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило только после осуществления необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам, или подводить под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления. Таким образом, методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения. Методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.

В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек – «0» (нулем). Цветные предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать кодирования. Помимо таблицы цветных картинок в эксперименте используется белый лист бумаги с изображением геометрических фигур, представляющих собой еще две .

Первая инструкция испытуемому : Сейчас я научу тебя игре, в которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами «0» и «1». Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован? (Испытуемый называет картинки, в затруднения экспериментатор помогает ему.) Правильно, а обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки и аиста нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра «0», а во второй строке фигурки нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра «1». Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначить «0», а если в сапожках, то цифрой «1». Запомнил? Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило.) Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепление выученного правила. В если совершает , экспериментатор опять просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен , почему он ответил именно так. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко усваивает новое правило и может применить его при задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку – цифрой «2», а аиста – цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у персонажей. После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучили, испытуемому дается вторая инструкция.

Вторая инструкция испытуемому : Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь загадки. «Отгадать загадку» – значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами «0» и «1».

Замечания к проведению методики . Если на закрепляющем этапе ребенок делает ошибки, то экспериментатор тут же анализирует характер допущенных ошибок и путем наводящих вопросов, а также повторным обращением к образцу обозначения фигурок цифрами, содержащемуся в двух первых строчках таблицы, старается добиться безошибочной работы испытуемого. Когда экспериментатор уверен, что испытуемый хорошо научился применять заданное правило, можно переходить к разгадыванию загадок.

Если испытуемый не может «отгадать загадку», то экспериментатор должен задавать ему наводящие вопросы, чтобы выяснить, сможет ли ребенок решить эту задачу с помощью взрослого. В случае, когда и с помощью взрослого ребенок не справляется с заданием, то переходят к загадке. При правильном решении новой загадки следует опять к предыдущей, чтобы выяснить, не сыграла ли последующая роль подсказки для предыдущей, Такие повторные возвращения можно совершать несколько раз. Так, например, можно вернуться от IV загадки к III, а затем от III ко II.

Для уточнения характера обобщения при «отгадывании загадок» необходимо подробно расспрашивать детей о том, почему именно так обозначены фигурки. Если ребенок правильно «отгадал загадку», но не может дать объяснения, то переходят к следующей загадке. В случае правильного объяснения испытуемым ответа в новой загадке следует вернуться к предыдущей и опять попросить ребенка объяснить в ней ответ.


Просмотров: 21514
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы