Изучать Признаки и Свойства Предметов , начинайте с совершенно не математических понятий. Признаки и свойства имеются совершенно у любых предметов.Что же такое признак предмета?
Признак предмета – это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина – машина – является предметом, а зеленый – это его признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Вы сами не замечаете как в быту и на улице, вы постоянно разговариваете и обсуждаете с ребенком свойства различных предметов. Например ваш малыш играет в конструктор и держит в руке прямоугольную деталь конструктора, желтого цвета, сделанную из пластмассы.Или он садится на табурет, квадратной формы сделанный из дерева.

Мы взрослые, помогаете ребёнку разобраться и понять все признаки и свойства окружающих нас предметов, объясняя разные категории – цвет, форму, размер, происхождение, назначение, материал изготовления и прочие признаки, по которым можно классифицировать предметы.

А как мы можем дать ребёнку возможность активно манипулировать признаками предметов?
Сегодня нам поможет для этого интересная игра, которую я нашла в компьютерной игре “Волшебные Феи. Скоро в школу”.



Игра выглядит в виде деревянного шкафа, у которого три полки: верхняя,нижняя и средняя полки.

Комплект цветов в горшках. Цветы подразделяются на три категории:цвет,размер,направление.
Распечатанный готовый материал, можно приклеить на картон.

Горшочки с цветами аккуратно разрезать, можно разрезать их на квадратные карточки или аккуратно разрезать по линии цветка (см. фото).Чтобы предметы игры быстро не портились я обклеила их широким скотчем с двух сторон. Горшочки с цветами стали гладкими и краска с них не облезет.

Как играть в игру Признаки и Свойства предметов.

Игра 1: Игра на изучение размеров.Попросите ребенка положить все большие цветы на верхнюю полку, маленькие цветы на нижнюю полку и средние цветы на среднюю полку.

Игра 2: Следующее задание на изучение цвета. Попросите ребенка положить на нижнюю полку – синие цветы, на верхнюю – красные цветы и на среднюю – желтые цветы.


Игра 3: Задания на изучение Левой стороны и Правой стороны. Попросите ребенка положить на нижнюю полку – цветы которые смотрят на право, на среднюю полку – цветы которые смотрят налево, и на верхнюю полку цветы – которые смотрят прямо (вверх).

Имея в руках такие замечательные карточки можно играть до бесконечности.

Игра 4: Чем старше малыш будет становиться, можно будет усложнять задание.Можно развивать память. Вы один раз называете задание и больше не повторяете его. Ребенок должен поставить цветы в горшочках на правильную полку и указать правильный признак.

Игра 5: Можно использовать цветы в горшочках в других логических играх. Например, продолжи ряд.
К примеру первый цветок самый большой, затем стоит маленький цветок,затем опять большой. Угадай какой цветок будет следующий.

Скачайте изображение шкафчика и комплект цветов в горшочках и играйте в игры на изучение Признаков и Свойств предметов.

Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.

Елена Бобурова
Занятие по математике «Свойства предметов»

Цель : формировать представления детей о свойствах предметов .

Образовательные задачи :

Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами ;

Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы , отличающиеся каким-либо признаком;

Закрепить представление детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер) ;

Уточнить представления о формах геометрических фигур – треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник;

Развивающие задачи :

Развивать речь детей, наблюдательность, мыслительную активность умение и высказывать и обосновывать свои суждения;

Развивать слуховое и зрительное внимание, умение рассуждать

Воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к математике ;

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, умение работать в коллективе;

Словарная работа : Обогащение прилагательными;

Активизация : Сюрприз, свойства , сходства, различия, вывеска;

Методы и приемы : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, проблемные вопросы, использование дидактических пособий, технических средств.

Материал к занятию : игрушка – заяц, муляжи овощей, плоскостные овощи, геометрические фигуры, корзинка, цветы, плоскостные осенние листочки, игрушки, посудка, хлебобулочные изделия, картинки «обувь» , «одежда» , «мебель» .

Техническое оборудование : Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «Свойства предметов » , презентация физкультминутки «Елочка» .

Ход занятия

I.Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им хорошее настроение (сдувают с ладошки настроение) .

Сегодня у нас необычное занятие . Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете дойти до него, если выполните все мои задания.

К нам в гости пришел один очень знаменитый герой. А что это за герой, вы узнаете, если выполните первое задание.

Перед вами на столе лежит листок бумаги, на нем точки с цифрами. Соедините по порядку цифры, и вы узнаете, что за герой пришел к нам в гости (Дети выполняют задание) .

Молодцы! Вы правильно отгадали – это зайчик.

II. Дети переходят на ковер, садятся по кругу.

Воспитатель :

Кто знает, какое сейчас время года?

Дети : Осень.

Воспитатель : А какие работы ведутся осенью в огороде?

Дети : Осенью люди в огородах собирают урожай овощей, в садах собирают фрукты.

Воспитатель : Наш зайка тоже решил собрать урожай овощей. Что он положил в корзинку? (Дети кладут муляжи в корзинку) .

Какого цвета капуста?

Дети : Зеленого.

Какой формы капуста?

Дети : Круглая.

Какого цвета морковь?

Дети : Оранжевая

Какой формы морковь?

Дети : Морковь похожа на треугольник.

Воспитатель : А где растет морковь и капуста?

Дети : капуста на земле, морковь в земле.

Воспитатель : А почему вы не положили цветы в корзинку? Они ведь тоже растут в огороде.

Дети : Это цветы, а зайка собирает овощи.

Воспитатель : А почему осталось яблоко?

Дети : Яблоко фрукт, а не овощ.

Воспитатель : А по какому признаку вы выбирали эти предметы ? Потому что они вкусные, сочные, крупные?

Дети : Нет, это – овощи, они растут в огороде.

Воспитатель : Молодцы, вы справились и с этим заданием.

III. Дети переходят к столу (на столе картинки с изображением овощей, геометрические фигуры) .

Воспитатель : Разложите картинки. Что изображено на этих картинках?

Дети : Овощи.

Воспитатель : Какие свойства отличают их друг от друга?

Дети : Цвет, размер, форма.

Воспитатель : Рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

Дети :

Капуста зеленого цвета, по форме круглая, большая.

Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник.

Репка желтая, маленькая и круглая.

Воспитатель : Почему вы не положили квадрат.

Дети : Овощей похожих на квадрат нет.

IV. (Проводится физкультминутка)

V.Воспитатель : Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим вместе с зайчиком путешествие, отправимся в лес. Я загадаю вам несколько загадок, и, думаю, вы сразу догадаетесь, о чем они. (Задание выводится на экран в виде презентации) .

Под кустами, под листами

Мы попрятались в траву.

Нас в лесу ищите сами.

Мы не крикнем вам : «Ау!» (Грибы, ягоды) .

Воспитатель :

1). Назовите ягоды, изображенные на первой картинке (Малина, рябина, клубника) .

Какие ягоды вы еще знаете? Какие из них растут в лесу, в саду?

Какие ягоды растут только в лесу?

Кто в шляпе родится? (Грибы)

Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Белый, лисичка, мухомор)

Что между ними общего? (У каждого гриба есть ножка и шляпка. Все они растут в лесу) .

А какой гриб здесь лишний и почему? (Мухомор – ядовитый гриб, несъедобный, а остальные съедобные) .

А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Ответы детей) .

2). Собрались на поляне бабочка-красавица, гусеница-многоножка, змейка-веревочка, муравей-труженик и пчела - неугомонные крылышки.Завели они спор-разговор : кто из них на этой поляне лишний? Помогите разрешить этот спор.

Дети :Лишняя змея : все остальные - насекомые.

Воспитатель : А что у них общее?

Дети : Все они животные, живут в лесу.

VI.Воспитатель : Теперь мы поведем Зайчонка по нашему городу и заглянем в магазины.

Вместе с детьми перемещаемся по группе, в разных местах расставлены предметы (игрушки, посуда, мебель, обувь, одежда) и развешаны вывески, но они перепутаны. Дети рассматривают предметы и угадывают название магазинов, меняют вывески местами.

(Затем садятся за столы)

Воспитатель : В каких магазинах продаются предметы , которые изображены на картинках?

Дети : Игрушки в магазине «Игрушки» , а цветы в магазине «Цветы»

Воспитатель : Что мы можем предложить на прощание Зайченку?

Дети : Цветы.

Воспитатель : Назовите эти цветы и обведите их красным карандашом, а игрушки синим карандашом (Дети выполняют последнее задание) .

Итог занятия : Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. Ему очень понравились ваши ответы и рассказы о том, что растет и кто живет в лесу.

Как называются овощи, и на какую форму они похожи. Рад он и вашим подаркам. Спасибо за интересное занятие .

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия-путешествия «Свойства предметов: цвет, форма» Цель: закрепление и уточнение представлений ребенка о свойствах предметов: цвете, форме. Задачи: - коррекционно - обучающие: продолжать.

Конспект НОД для 2 младшей группы по ОБЖ «В мире опасных предметов» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Расширить представления детей об опасности, которая может возникнуть дома, в детском саду. Уточнить знания детей о.

Программное содержание: -познакомить детей с понятиями камень,дерево. -познакомить с понятиями тяжелый,легкий,шершавый,гладкий,тонет-не.

Конспект утренней ритмической гимнастики №2 (без предметов) Дата проведения: 5 ноября 2014 года. Оборудование: аудиозапись. Задачи: Воспитательные – воспитание интереса к двигательной активности и.

ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

Цель: изучение признаков предмета (цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т.п.)

Задачи : образовательные:

Повторить признаки предметов;

Научить группировать предметы по какому-либо признаку.

развивающие:

Развивать внимание, наблюдательность, память;

Способствовать развитию творческого и логического мышления.

Воспитательные:

Воспитать в ребенке творческое восприятие мира;

Создавать условия для формирования культуры труда;

Воспитать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.

Оборудование: мяч, набор простейших предметов, разнородных по материалу (например, деревянная и пластмассовая линейки); картинки, на которых изображены предметы с общим названием (посуда, одежда, растения и т.п.), можно использовать картинки детского лото.

В ходе урока на доске записываются признаки предметов, рассмотренных в заданиях.

Ход урока

    Организационный момент.

Правила работы в тетради:

Записи делаются простым карандашом;

Раскрашивать задания необходимо цветными карандашами;

Задания со звездочкой выполняются по желанию.

II. Изучение нового материала.

1. Признаки предметов. Цвет.

Ребята, давайте посмотрим на окружающий нас мир. Нас окружают всевозможные предметы, вещи, а также живые существа. Все она разные и у каждого свои признаки, т.е. свойства. Какие вы знаете признаки предметов? (цвет, форма, материал, размер, вес и т.д.)

Давайте рассмотрим цвет предмета. Почти все предметы имеют цвет.

Какие бывают предметы по цвету? Есть предметы, не имеющие цвета, т.е. бесцветные.

Какого цвета стекло, вода, лед? (бесцветные )

Игра. «Назови цвет»:

    учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какого цвета названный предмет.

Примеры: уголь – черный, помидор – красный, апельсин – оранжевый, трава – зеленая, снег – белый, солнце – желтое и т.п.

    Ученики передают мяч по цепочке (тот, кто ответил, называет следующее слово)

Задание 1

А) зеленая елка – зеленая лягушка

Б) серый слон – серая мышь

В) рыжая белочка – рыжая лиса

Г) желтый цыпленок – желтый лимон

Д) красный помидор – красная машина.

Ученики должны соединить линией предметы одного цвета. Для этого раскрашивают предметы, цвет которых в природе известен. Цвет машины определяется в последнюю очередь, после того как дети пробуют соединить парами раскрашенные предметы. Только красному помидору нет пары. Значит, машины должна быть красной.

2. Признаки предметов. Форма.

Предлагаю рассмотреть форму предметов, поясняя, что предметы вокруг нас имеют сложную форму, потому мы будем изучать только простые формы, т.е. формы геометрических фигур. Ученики должны назвать формы геометрических фигур: круглая, треугольная и т.д.

Игра «Что такой формы?»

Учитель загадывает классу любую форму и предлагает детям назвать как можно больше предметов этой формы.

Круг – тарелка, часы, компас, колесо

Квадрат – кубик, коробка

Выигрывает тот ученик, кто последний назвал предмет данной формы.

*А есть предметы, у которых нет формы?

(если нет ответа, спрашиваю какая форма у воды, у молока, у воздуха).

Вывод: жидкие тела и газы не имеют формы.

Задание 2

Ученики должны определить форму предмета (вызванный ученик называет ее) и нарисовать предмет такой же формы. (через опрос выявить и обсудить всевозможные варианты).

Например: коробка прямоугольная, можно нарисовать прямоугольный конверт или флажок.

Монета – круглая, можно нарисовать солнышко, яблоко, грушу, зеркало и т.д.

Воздушный змей – треугольный, можно нарисовать треугольный флажок, пирамидку гору и т.д.

Физпауза игра «Карлики - Великаны»

По команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» - встают. Учитель тоже вместе с учениками выполняет все действия, но через некоторое время нужно начать делать ошибки.

Команды даются в разбивку и в разном темпе.

Можно устроить соревнование: ученики, сделавшие ошибку, садятся за парту, таким образом, останется победитель.

    Признаки предметов. Размер.

Каждый предмет имеет свой размер. Размеры предметов можно измерять при помощи линейки и других приборов. Но часто о размере просто говорят: большой, маленький, средний, очень большой, очень маленький.

Задание 3 по карточкам (самостоятельно)

Ученики должны сравнить клубки по размеру и раскрасить их требуемым образом. Можно оценить 2-3 работы.

    Признаки предметов. Материал.

Продолжаем описывать признаки предметов. Очень часто требуется сказать, из чего сделан некоторый предмет, т.е. назвать его материал.

Называем различные предметы, а ученики называют материал, из которого он сделан.

Карандаш – деревянный, тетрадь – бумажная, монета – металлическая, ручка – пластмассовая, лампочка – стеклянная.

Задание 4

Ученики определяют материал очередного предмета, а затем ищут предмет из того же материала и соединяют их цветной линией.

Ответы: лампочка – стакан, тетрадь – конверт, гвоздь – пила, дом – карандаш.

Какие еще признаки могут иметь предметы?

А какие предметы бывают по весу? (легкие, тяжелые, очень тяжелые)

Какие предметы бывают по вкусу?

Можно напомнить детям предметы: лимон (кислый), мед (сладкий), соль (соленая0, перец и чеснок (горький).

5. Общее название предметов.

А еще каждый предмет имеет вое название, например, шкаф, дом, чашка, платье. Но еще предмет может иметь общее название, которое обозначает целую группу предметов. И в эту группу и входит данный предмет.

Задание «Дай общее название»

    показываю картинки с однородными предметами. Дети должны дать этим предметам общее название, например «овощи».

    Перечисляю однородные предметы, а ученик придумывает общее название. Например, акула, щука, карась – рыба; роза, ромашка, тюльпан – цветы.

Задание 5

Ученики должны определить, по какому признаку, т.е свойству, предметы объединены в одну группу, и подписать этот общий признак.

Ответы: по цвету: голубые предметы

По форме: прямоугольные предметы

По материалу: деревянные предметы

По названию: игрушки.

Игра «Найди лишнего»

Учитель договаривается с классом, какие предметы он будет перечислять (например, фрукты). Далее, в процессе называния очередного предмета, дети или сидят спокойно или хлопают в ладоши.

Пример: яблоко, апельсин, булка, груша, арбуз, тыква, банан, абрикос, огурец.

Задание 6

Дети должны определить, по какому признаку ли по какой закономерности предметы собраны в группу, и выполнить требуемое действие, сохранив этот признак или закономерность.

Дети должны заметить, что:

Все предметы этой группы красные – значит ведро тоже красное

Все предметы из этой группы прямоугольные, кроме стола, значит он лишний

Дети должны проговорить вслух закономерность маленький средний большой, маленький, средний большой.

Все предметы в этой группе металлические, значит и нарисовать надо металлический предмет.

Данная группа имеет общее название «посуда», но утюг при этом является лишним.

Задание аналогично пункту 3, но решается в 2 этапа: определяем форму фигуры: треугольник – квадрат, треугольник – квадрат. Определяем ее цвет: красный – желтый – зеленый.

Задание 7 (самостоятельно).

Ученики должны найти и обвести группы предметов, которые обладают общим признаком. Дети по очереди называют выделенные ими группы. Желательно выслушать как можно больше различных ответов.

III. Итоги урока.

Что нового узнали о признаках предмета?

Цель: Закрепить умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.

Формировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами. Развивать логическое мышление. Продолжать учить высказывать свое мнение и приводить примеры. Воспитывать мотивацию к учению

Организация занятия:

1 часть – сидя на стульчиках

2 часть – стоя в кругу (физкультминутка)

3 часть – сидя на стульчиках

4 часть – стоя полукругом

5 часть – сидя на стульчиках

Материалы к занятию:

Демонстрационный – картинки с изображением Карандаша (серия “Веселые человечки”), альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей.

Раздаточный – цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), листочки бумаги, наборы фигур: 5 кругов – красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий, 5 овалов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников тех же цветов.

Ход занятия:

I Свойства предметов – цвет. Цвета радуги.

Воспитатель вставляет в стакан цветные карандаши всех цветов радуги. Такие же стаканчики с цветными карандашами на столах у детей. Воспитатель показывает картинку с изображением Карандаша:

Воспитатель: - Ребята, наш Веселый Карандаш рассказал мне удивительную историю! Оказывается, карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться. Вот этот карандаш сказал (берет в руки красный карандаш) : «Я могу быть маком, огнем, флагом!»

Воспитатель рисует красную линию на альбомном листе бумаги, прикрепленном на доске, а дети рисуют красную линию на своих листочках бумаги. Затем воспитатель просит их рассказать, чем похвастались остальные карандаши.

Воспитатель: - Угадайте, что рассказали эти карандаши?

Дети по собственному желанию выходят к доске, выбирают карандаш и оставляют им свой на листе, прикрепленном на доске. Остальные дети рисуют линии теми же цветами на своих листках. Примерные ответы детей:

Дети: - Оранжевый: «Я апельсин, морковь!»

Дети: - Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!»

Дети: - Зеленый: «Я трава, листва, целый лес!»

Дети: - Голубой: « Я незабудка, небо, лед!»

Дети: - Синий: «Я чернила, море, василек!»

Дети: - Фиолетовый: «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!»

Воспитатель благодарит детей за помощь и загадывает загадку.

Воспитатель: - Веселый Карандаш шепнул мне одно словечко. Догадайтесь какое.

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.

Дети: Радуга

Воспитатель: - А кто знает цвета радуги?

Дети называют: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Можно предложить им составить радугу из полосочек цветной бумаги.

II Физкультминутка «Отгадай, чей голосок?»

Дети встают в круг, в центре которого стоит водящий с завязанными глазами, берутся за руки и, шагая по кругу, дружно говорят:

Мы все встали дружно в круг,

Повернулись разом вдруг,

(все поворачиваются на 180 градуса и идут в обратном направлении )

А как скажем: «Скок, скок, скок!» -

Один из детей по указанию воспитателя повторяет последнюю строчку, а водящий отгадывает, кто это. Если он не отгадал, то продолжает оставаться водящим, а если отгадал, то водящим становится тот, кто подавал голосок. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Роль ведущего во 2-м и 3-м туре игры лучше поручить кому-нибудь из детей.

III Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, форме, размеру, материалу, назначению и т.д.).

1)Воспитатель:- Рассмотрите картинки. Что нарисовано на первый картинке?

Дети: - Кукла и мишки.

Воспитатель:- Сравните куклу и мишку: что у них общего и чем они отличаются?

Воспитатель, в случае необходимости, может начать сравнение: общее у куклы и мишки назначение – это игрушки; одинаковый размер; общее то, что и у куклы, и мишки есть ленточки, а отличаются они тем, что… И дети называют признаки различия самостоятельно.

Воспитатель: -Сравните воздушный шар, на котором летит Незнайка, и мячик: что у них общего и чем они отличаются?

Дети: -У них одинаковая форма: и мяч, и воздушный шар имеют форму шара. А отличаются они цветом: мяч – желтого и синего цвета, а воздушный шар – желтый и красный. Еще они отличаются размером: мяч – маленький, а воздушный шар – большой. Назначение у них тоже разное: мяч – игрушка, а воздушный шар – летательный аппарат.

Воспитатель: - Сравните ежа и елку.

Дети: -Ель на ежика похожа: еж – в иголках, елка – тоже, и «живут» они в лесу». Отличаются они размером: еж маленький, елка больше ежа. Еще они разного цвета: еж серый, а елка зеленая. Ежик – животное, елка – растение.

В более подготовленных группах работу можно организовать так: каждый ребенок по своему желанию выбирает одну из картинок и о ней рассказывает, а остальные дети дополняют.

2) Воспитатель: - Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему ниточкой соединены лиса и морковка?

Дети: - Они оба оранжевого цвета.

Воспитатель: - Молодцы! А теперь возьмите свои «волшебные» карандаши и соедините «волшебными ниточками» предметы одного цвета.

Дети в течение 1 – 2 мин проводят линии самостоятельно. Затем вслух обсуждают, кто как выполнил задание.

Воспитатель: - Расскажите, какие картинки вы соединили? Почему?

Примерные ответы детей:

Дети: - Морковка и лиса оранжевые.

Дети: - Я соединил цыпленка и луну, потому что они желтые.

Дети: - Помидор и божья коровка красные.

Дети: - Лягушка и яблоко зеленые.

Воспитатель помогает детям исправить свои ошибки. В завершение важно похвалить тех, кто старался: «Айзат молодец – все линии провел правильно! Лия тоже молодец – нашла и исправила свою ошибку!»

3) Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: - А теперь вам предстоит найти признаки различия и исправить ошибки художника Незнайки.

Самостоятельную работу можно провести в форме игры-соревнования: кто быстрее и больше найдет отличительных особенностей. Победители получают призы.

IV . Физкультминутка «Смотри в оба!»

Дети строятся в ряд (не более 7 – 10 человек ). Водящего выбирают с помощью считалочки или назначением. Ему предлагается запомнить, в каком порядке стоят дети. После того как водящий отварачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось, и восстановить нарушенный порядок. Расположение может быть линейное, круговое, хаотичное – в зависимости от уровня сложности, который хочет предложить воспитатель.

V . Закрепление умение выделять свойства предметов.

1)Беседа овощах. Отгадывание загадок.

Воспитатель: - Какие овощи вы знаете?

Воспитатель: - Что растет у вас на огороде (например, на даче )?

Воспитатель: - Про какие овощи так говорят? Как вы догадались?

а)Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

Дети: Морковь

б) Летом в огороде –

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Дети: Огурцы

в) Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

Дети: Репка

г) Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что за шар это?

Дети: Арбуз

Дети объясняют, по каким признакам они догадались, о чем идет речь: по цвету, форме, размеру, вкусу и т.д. На фланелеграфе выставляются картинки-отгадки с изображением овощей. Можно устроить «путаницу»: выставлять картинки с ошибками, а затем их разбирать.

2) Игра «На что похоже?».

На фланелеграфе – картинки с изображением овощей.

Воспитатель: - Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А теперь рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

Примерные ответы детей:

Дети: - Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник, - я положу оранжевый (красный ) треугольник.

Дети: - Репа желтая и круглая. Я выбираю желтый кружок. И т.д.

Воспитатель: - Что понравилось? Что показалось трудным?

Воспитатель: - Посмотрите: на странице внизу Незнайка начал рисовать узор. Попробуйте его закончить дома.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Иногда взрослым непросто понять, что творится в голове у малышей. Поэтому мы собрали тесты, которые помогут родителям определить тип мышления и черты характера ребенка, чтобы найти общий язык стало проще.

1. Зефирный тест (от 4–5 лет и старше)

Другое название теста - испытание отложенного удовлетворения. Он помогает понять, какой тип мышления ближе малышу - стратегический или тактический. Стратег готов отказаться от менее выгодного предложения сегодня, если завтра возможная выгода от согласия возрастет. Тактик не ждет завтрашнего дня и работает с тем, чем располагает сегодня.

Что понадобится : угощение, стол, стул и помещение, где ничто не сможет отвлечь внимание ребенка (без игрушек, телефонов и телевизоров).

Что делать: на столе перед ребенком угощение (зефир, конфета, плитка шоколада или маленькое пирожное). Мы объясняем ребенку, что эта сладость предлагается ему и он может съесть ее, как только останется в помещении один. Но если он справится с искушением и подождет 10 минут, мы вернемся с еще одним сюрпризом, и тогда он получит в два раза больше. Если к возвращению взрослого на столе не окажется угощения, второе он не получит.

На что обратить внимание: некоторые дети съедают сладость сразу. Многие борются с искушением до последнего: закрывают глаза руками, теребят волосы, играют с угощением, чтобы отвлечь мысли. Но в итоге съедают десерт. Это тактики. Треть детей дожидается возвращения взрослого и получает двойную награду. Это стратеги.

2. Игры с цветным конструктором и раскрасками (от 3 до 7 лет)

Тест помогает распознать черты интроверта или экстраверта у ребенка.

Что понадобится: для маленьких детей лучше выбрать цветной конструктор с большими деталями, для детей от 5 лет - детскую раскраску и карандаши или фломастеры.

Что делать: даем маленькому ребенку конструктор и предлагаем собрать домик. Неважно, какой формы он получится. Предоставим маленькому архитектору полную свободу!

Ребенку постарше даем раскраску и фломастеры и объясняем, что торопиться не нужно. Раскрашивать рисунок следует в удобном темпе и так, как ему хочется. Цвета, которые он выберет для закраски той или иной части рисунка, не играют значения.

На что обратить внимание: если ребенок собрал домик из цветных деталей, отметим, существует ли порядок в выборе цвета. Если при строительстве он складывал кубики, комбинируя между собой по цвету, или каждая часть дома имеет собственный цвет, то перед нами ребенок с чертами интроверта. Он обращает внимание не на саму форму, а на ее содержание и признаки деталей.

Если ребенку досталась раскраска, смотрим, насколько старательно он закрашивал рисунок. Если детали рисунка закрашены в пределах области, не выходя за линии, значит, перед нами интроверт.

3. Тест с соленой и сладкой кашей

Тест помогает определить, какой тип поведения в обществе характерен для ребенка: соглашаться с большинством, избегая конфликта, или отстаивать собственную позицию - черта, которая говорит о лидерских качествах.

Что понадобится: несколько членов семьи или друзей (взрослые и дети) и тарелки со сладкой кашей (это важно!).

взрослые и дети садятся за стол и едят кашу. Вслух замечают, что каша слишком соленая, ее невозможно есть. В этот момент важно обратить внимание ребенка на происходящее. Каждый из присутствующих по очереди еще раз наглядно пробует кашу и подтверждает, что она слишком соленая. Затем очередь доходит до ребенка. Задаем ему тот же вопрос: кажется ли ему, что каша соленая? Дети, которым важно сохранять мир внутри коллектива, которые не готовы «играть против правил», ответят, что каша соленая. Эту ситуацию они воспринимают как некую игру, где вдруг поменялись правила. И чтобы не отставать от других, они следуют новым правилам, даже если они кажутся им неясными. Собственное мнение о вкусе каши для них не так важно по сравнению с возможностью «продолжать игру в компании». Допустим, ребенок отвечает, что его каша сладкая, пробуем кашу из его тарелки и подтвердим прежнее: «Каша соленая». Если ребенок продолжает отстаивать собственную точку зрения, то ему определенно присущи лидерские качества - для него не так важно, что подумают о нем окружающие, сколько факт, что он выскажет мысль, которая кажется ему правильной.

4. Тест Люшера с цветами

Благодаря этому тесту за 5 минут можно провести анализ личности ребенка на основе его выбора цветов. Тест разработан швейцарским психологом Максом Люшером, который считал, что восприятие цветов объективно и универсально, но цветовые предпочтения субъективны, отражают психологическое состояние испытуемого, определяют черты личности.

Что делать и на что обратить внимание: достаточно и пройти тест вместе с ребенком. Взрослый задает вопрос, ребенок указывает на цвет. В конце на сайте появляется результат.

5. Тест «Правша или левша»

Определить, какая рука у ребенка активная - правая или левая, легко уже в 2 года. У правшей образно-двигательное полушарие расположено справа, а логическое - слева. У левшей - наоборот. Зная это, можно определить, в каких видах деятельности ребенку легче себя реализовать. Каждый второй из нас - левша и правша одновременно. Таких людей называют амбидекстрами. Определение доминирующей руки у ребенка помогает родителям в воспитании: обучать левшу пользоваться активно правой рукой неправильно, так как это негативно сказывается на развитии ребенка. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей.

Вариант для самых маленьких детей:

Обращаем внимание, какой рукой ребенок пользуется чаще: держит лопатку, указывает на нужную вещь, тянется за угощением или берет игрушку.

Варианты для детей от 3 лет:

  • Предлагаем собрать пальцы рук в замок. Сверху находится большой палец той руки, которая является активной.
  • Обращаем внимание, какой рукой ребенок откручивает крышку бутылочки - это доминирующая рука.
  • Просим ребенка скрестить руки на груди. Та рука, которая окажется сверху, является активной.
  1. Дети, самостоятельно выбиравшие таким образом свое меню из числа простых блюд, развивались очень хорошо. Ни один из них не набрал лишнего веса и не стал худым.
  2. Несмотря на кажущийся беспорядок, ребенок в течение определенного периода набирал все необходимые ему элементы, как если бы следовал специальной диете.
  3. В разные дни и даже время дня аппетит ребенка менялся. Но это не влияло на конечный результат. Один из малышей пару дней ел только овощи, а затем вдруг интересовался мясом или рыбой. Доля того или иного продукта могла тоже меняться: в какой-то момент ребенок хотел много молока, сразу после этого на время мог словно забыть о нем. Таким образом мозг ребенка самостоятельно определял в зависимости от потребностей организма, что необходимо есть. Этот же эксперимент Клара Дэвис повторила со старшими детьми, отдельно изучая поведение абсолютно здоровых и болеющих детей, но результаты были аналогичными.

Что делать и на что обратить внимание: эксперимент можно с легкостью повторить дома, разделив рацион по типу продуктов: овощи, мясо, рыба, фрукты, черный хлеб, крупы, молочные продукты, детские соки и чай. Ребенок может вместе со взрослым составлять рацион питания на 1–2 дня вперед. Некоторые ученые отмечают важность отбора продуктов по принципу сезонности. Например, в июне предлагать ребенку среди фруктов клубнику, а в августе - дыню или арбуз.

Модели: Самира Юнусова, Алир Вагапов
Фотограф: Роман Захарченко