Историки не могут утвердительно сказать дату рождения Андрея Боголюбского. Впервые о нём упоминают русские летописи в связи с враждой его отца Юрия Долгорукого с Изяславом Мстиславовичем. Некоторые исследователи утверждают, что будущий князь Андрей родился в 1111 году (есть версия, что в 1113 году). О его детстве известно немного. Получив хорошее воспитание и образование, он уделял много времени изучению христианства. Детальные сведения о его жизни появляются только после достижения Андреем совершеннолетия. Именно тогда молодой князь по приказу отца начинает княжить в разных городах.

В 1149 году по настоянию отца отправляется на княжение в Вышгород, но уже спустя год его переводят в города Пинск, Пересопницу и Туров, где он пребывает около года. К 1151 году Долгорукий вновь возвращает сына в суздальскую землю, где тот княжит до 1155 года и снова отправляется в Вышгород.

Несмотря на отцовскую волю (Долгорукий хотел видеть сына именно князем в Вышгороде), князь Андрей возвращается во Владимир, куда привозит с собой икону Богородицы, которую позже начали называть иконой Владимирской Богоматери.

В 1157 году после кончины Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский принимает на себя титул отца, но при этом решает остаться во Владимире, не переезжая в Киев. Историки считают, что именно данный поступок князя явился первым шагом к децентрализации власти. Также в том же году его избирают князем Ростовским, Суздальским и Владимирским.

В 1162 году опираясь на помощь своей дружины, Андрей Боголюбский изгоняет из своих княжеств всех родственников, тем самым становясь единым правителем этих земель. За время своего правления князь расширил свою власть, подчинив и завоевав многие окрестные земли на северо-востоке Руси. В 1169 Боголюбский совершает нападение на Киев, результатом которого был полностью разорённый город.

Андрей Боголюбский был убит боярами в 1174 году тридцатого июня в городе Боголюбовка, который он же и основал. Историки считают, что на организацию заговора против князя повлияла его политика и растущий среди населения авторитет, что было не на руку боярам.

В 1702 году князь Андрей Боголюбский был причислен к лику святых именно за свою внутреннюю политику, основанную на христианской вере. Кроме того, князь возводил соборы и церкви по всей территории своего государства.

Андрей I Боголюбский (около 1111—29 июня 1174) — сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осекевича. Князь Вышгородский в 1149, 1156. Князь Туровский, Пинский и Дорогобужий в 1150—1151. Великий князь Владимирский в 1157—1174. Вступил на престол в 47 лет.

Вопреки воле отца покинул Вышгород в 1155 и обосновался во Владимире. Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан; был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля. После смерти отца (1157) стал князем владимирским, ростовским и суздальским. С 1159 упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти и вёл сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. Около 1160 предпринял неудачную попытку разделить русскую церковь на две митрополии. В 1164 совершил победоносный поход на волжских болгар. В 1169 возглавлял коалицию 11 князей, войска которых захватили и ограбили Киев.

Изменения в политическом строе Русской земли

Андрей Боголюбский впервые за историю Киевской Руси изменил порядок княжеского престолонаследия. «До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. (…) Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти. Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и её князь стал в небывалое к ней отношение. До сих пор князь, который достигал старшинства и садился на киевском столе, обыкновенно покидал свою прежнюю волость, передавая её по очереди другому владельцу. Каждая княжеская волость была временным, очередным владением известного князя, оставаясь родовым, не личным достоянием. Андрей, став великим князем, не покинул своей Суздальской области, которая вследствие того утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя, и таким образом вышла из круга русских областей, владеемых по очереди старшинства.»

Так же Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. В Ростовской земле было два старших вечевых города — Ростов и Суздаль. Андрей не любил ни того, ни другого города и жил в маленьком Владимире на Клязьме, где не были в обычае вечевые сходки. Желая править единолично Андрей погнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр.

Деятельность Андрея по отношению к южной Руси оценивается историками как попытка «произвести переворот в политическом строе Русской земли».

Ссора между внуками Мстислава Великого дала повод Андрею вмешаться в дела Южной Руси. В 1168 г. Мстислав Изяславич из Владимира Волынского занял Киев и посадил в Новгороде своего сына Романа. Он претендовал на "старейшинство" среди князей. Но его домогательствам тотчас воспротивились двоюродные братья Ростиславичи из Смоленска. В помощь Ростиславичам Андрей Боголюбский послал сына с войсками. Всего, таким образом, было до 11-ти князей с их дружинами и ратью. Союзники призвали половцев и в 1169 г. взяли "копьем" (приступом) Киев. Два дня суздальцы, смоляне и половцы грабили и жгли "мати русских городов". Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. Половцы подожгли Печерский монастырь. "Митрополия" Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая», после чего отдал Киев в удел своему брату Глебу, а сам, поселившись во Владимире Залесском принял титул «великого князя».

Разделавшись с Киевом, Андрей последовательно хотел разделаться и с Новгородом. Те же князья, которые ходили с ним на Киев, с теми же ратями, которые уничтожили древнюю столицу русской земли, пошли на север с тем, чтобы приготовить ту же судьбу и Новгороду, какая постигла Киев. Зимой 1170 года явилась грозная рать под Новгородом - суздальцы, смольняне, рязанцы, муромцы и полочане. Князь Роман Мстиславич к вечеру 25 февраля с новгородцами победил суздальцев и их союзников. Враги бежали. Новгородцы наловили так много суздальцев, что продавали их за бесценок (по 2 нагаты).

Он также привез в Суздальскую землю икону Вышгородской Божьей Матери, получившую в последствии название Владимирской. Вот как это описано у Н.И.Костомарова: Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезенная из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять ее явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить ее, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землею почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унес чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю.

Князь Андрей пытался распоряжаться киевскими князьями как своими подручниками, что вызвало резкий протест Ростиславичей. Тогда Андрей послал в Киев мечника Михно с надменным посланием. Он приказал киевскому князю убираться в Смоленск, а двум его братьям не велел "в Русской земле быти". Не стерпев обиды, младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца "по любви", но не допустят, чтобы с ними обращались, как с "подручниками". Большое ополчение Суздальской земли - ростовцы, суздальцы, владимирцы, переяславцы, белозерцы, муромцы и рязанцы, под главным начальством сына Андрея Юрия и боярина Жидиславича, пошло в путь. К ним пристали новгородцы и смоляне, а так же дружины туровских, пинских и городенских князей, подчиненных Полоцку. Рюрик заперся в Белгороде, Мстислав в Вышгороде, а Давида послали в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла. Все ополчение главным образом напирало на Вышгород, чтобы взять Мстислава, как приказал Андрей. 9 недель стояло это ополчение. На помощь Мстиславу прибыли войска из Владимира-Волынского. Войско Андрея Боголюбского потерпело полное поражение и бежало в таком беспорядке, что многие, переправляясь через Днепр, утонули. "Так-то, - говорит летописец, - князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку"

Ростово-суздальские бояре отказались принять нового князя из Киева и выбрали правителем Андрея Юрьевича, надеявшись таким образом обособиться от Киева.

Развитие города Владимир

Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир, укрепил его, построил великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово — любимая резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова.

В 1158—1164 гг Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые Ворота, которые были окованы золоченой медью.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси. С деятельностью Андрея Боголюбского связано образование Русского государства с новым названием, новым территориальным делением, новым политическим центром — Владимиром.

По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

Андрей продолжал расширять границы своих владений: добился успеха в войнах с Волжской Булгарией, завоевал мордовские земли.

Характер Андрея Боголюбского

Андрей выделялся из толпы тогдашних южных князей особенностями своего личного характера и своих политических отношений. Историк В. О. Ключевский характеризует его следующими словами: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».

Смерть Андрея Боголюбского

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 был убит. Легенда (рассказываемая, в частности, экскурсоводами в музее Боголюбово) гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, где основательно нагрузились спиртным. Потом заговорщики подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (это был один из его любимых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он отпер и бросился к мечу. Но заговорщики заранее убрали меч. Выломав дверь, они бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мертв и ушли — опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнес: «Если, Боже, в этом мне сужден конец — принимаю его я». Убийцы довершили свое дело.

Похоронен Андрей Боголюбский в Успенском соборе во Владимире. Антрополог М. М. Герасимов создал по черепу Андрея скульптурный портрет.

Канонизирован Русской Православной церковью около 1751 г. в лике благоверного. Память 4 (17) июля.

Браки и дети

(с 1148) Улита Степановна, дочь боярина Степана Ивановича Кучки

Изяслав Андреевич, в 1165 году погиб в Волжской Болгарии.

Мстислав Андреевич

Юрий Андреевич, в 1185—1189 годах муж грузинской царицы Тамары

Князь Андрей Боголюбский любил и умел воевать. Война нужна была ему не только для торжества над поверженным противником, но и как средство укрепления власти в собственном княжестве. Его внеш-няя политика поражает своим напором, но в то же время непосле-довательностью. Не успев добиться одного, он тут же принимался за другое. Князь стремился подчинить себе едва ли не всю рассы-павшуюся Русь. Но кажется, с особым энтузиазмом он предприни-мал походы на Волжскую Булгарию.

В VII в. родственное хазарам тюркское кочевое племя болгар пришло в Среднее Поволжье из Приазовских степей. (Другая часть болгар тогда же ушла в низовья Дуная, где быстро растворилась среди мест-ного славянского населения, однако оставила о себе память в назва-нии страны — Болгария.) На Волге болгары смешались с местными племенами (предками современных марийцев, мордвы и чувашей), перешли к оседлому образу жизни и в X в. создали государство , ко-торое историки называют Волжской Булгарией. Тогда же они приня-ли и новую религию — ислам .

С булгарами воевали ещё киевские князья Святослав и Влади-мир Святой. Летописи сообщают о походах на булгар Юрия Долго-рукого. Андрей Боголюбский дважды следовал по стопам отца — в 1164 и 1172 гг. Однако разгромить Волжскую Булгарию он так и не смог.

Внутренняя политика Боголюбского

Во внутренней политике Андрей Боголюбский — сын Долгорукого — действовал столь же размашисто и непоследовательно. Он быстро вышел из-под контро-ля призвавшего его на престол ростово-суздальского боярства. Опи-раясь на торгово-ремесленное население городов, а также на своих многочисленных слуг («милостников»), Андрей начал теснить знать. Первыми жертвами нарождавшегося владимирского «самовластия» стали близкие родственники Андрея — его мачеха и её сыновья. Понимая, что именно они могут стать во главе недовольных его по-литикой, Андрей в 1162 г. выслал их вместе с епископом-греком Леоном в Южную Русь. Материал с сайта

Избавившись от одного клана родственников, Андрей вскоре окружил себя другим. Родственники его первой жены Улиты (дочери казнённого Юрием Долгору-ким московского боярина Степана Куч-ки), а также люди из свиты его второй жены, осетинки по происхождению, и составили ядро заговорщиков.

Летом 1174 г. начались казни строптивых бояр. В ответ заговорщики приступили к осуществлению своего замысла. Ночью они ворвались в кня-жескую спальню. Проснувшийся князь в темноте долго отбивался от набро-сившихся на него убийц. Изрубив его мечами, они ушли праздновать побе-ду. Однако Андрей был ещё жив. Собрав последние силы, он выбрался из спальни и медленно пошёл по переходу, ведущему в придворный храм. Заговорщики обнаружили, что князь исчез. Убийцы кинулись искать его и вскоре нашли по следам крови. Теперь участь Андрея была решена…

Владимир Мономах.

Князь Ярослав Мудрый.

Князь Святослав

Святослав жил с 942 по 972г. Правил в Новгороде с 945 по 969, в Киеве с 945 по 962 г. За него управляла Киевом Ольга. Отец Святослава князь Игорь, а мать княжна Ольга. Сыновья Святослава: Владимир, Ярополк, Олег.

Перед князем стояли задачи: 1) в области внешней политики: расширение территории 2) укрепление власти князя.

В результате деятельности Святослава был заключен договор Византией, а также завоевание Болгарии.

Я считаю князя Святослава Великим деятелем, так как он завоевал множество стран.

Князь Владимир I Святой .

Владимир жил в конце X – начале XI в. Правил в Киеве с 980 по 1015 г. Сын великого князя Святослава и ключницы Малуши. Пришел к власти в результате усобицы с братом Ярополком, которого убили во время переговоров. Среди его наследников сыновья: Святополк, Мстислав, Изяслав, Ярослав, Святослав, Князь Тураканский, Борис, Глеб.

Перед князем стояли задачи: в области внутренней политики: укрепление? Руси, укрепление власти князя?. 2) в области внешней политики: обеспечение безопасности границ.

Для этого он провел две религиозные реформы 980 - 988 . В результате деятельности Владимира принял христианство, за это его и прозвали святым. Также он заложил многие города. Укрепление авторитета Руси.

Я считаю князя Владимира великим деятелем, так как он добился многого для Руси.

Ярослав жил с 978 по 1054 г. Правил в Киеве с 1019 по 1054 г. Сын Святого князя Владимира и полоцкой княжны Рогволовды. Имеет шесть сыновей и три дочери. Пришел к власти в? усобицы с братом Святополком (1015 – 1019 г.).

Перед князем стояли задачи: 1) в области внутренней политики: укрепление государства через соединения единого свода законов. 2) в области внешней политики укрепление границы и укрепление международного авторитета.

В результате был введен новый порядок престолонаследия: «Лествица».

Я считаю князя Ярослава, действительно, мудрым потому, что он построил храмы Святой Софии в Киеве и в Новгороде.

Владимир был внуком византийского императора Константина Мономаха и сыном Всеволода Ярославича, то есть он был внуком Ярослава Мудрого.

Перед князем стояли задачи: 1) в области внутренней политики: упорядочение отношений в области гражданского права, удержат единство Руси. Вынужден был пойти на уступки, издав так называемый « Устав Владимира Мономаха», который запрещает проценты ссуды более 20 и всех кто выписывали долг, освобождал от зависимости. 2) в области внешней политики: укрепление международного авторитета Руси, борьба с кочевниками, в 1111 организовал общерусский поход Степь, благодаря этому половцы были разбиты.


В результате деятельности князю удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, также устав, который создал Мономах, упорядочи и улучшил правовое положение купечества.

Я считаю князя Владимира Мономаха великим деятелем, он вошел в историю, как полководец и писатель.

Андрей родился в начале 12 в. и умер в конце 12 в. Правил с 1169-1174. Сын князя Юрия Долгорукого.

Перед князем стояли следующее задачи в области внутренне политики: прекращение междоусобных войн, развитие северо-восточных земель с центром во Владимире. Он занялся строительством каменных зданий, среди которых наибольшую известность получили соборы за что и получил прозвище Боголюбский. После смерти Юрия Долгорукого (1157) ростово-суздальская знать призвала Андрея на княжение. Тот сразу повел решительную борьбу за централизацию власти, сделав своей столицей Владимир. Ходил в походы на камских болгар, на Киев и Новгород; стремился ограничить традиционные права местных бояр и князей. АБ попытался учредить во Владимире особую, независимую от Киева, церковную митрополию, но получил решительный отказ от патриарха Константинопольского. При князе Андрее на Руси были установлены новые церковные праздники, Спаса и Покрова, а также перенесена из Вышгорода в новый стольный град окруженная великим почитанием Владимирская икона Божьей Матери (по преданию, на месте, где остановился конь, везший эту икону, и было основано Боголюбово).Перемещая центр русского православия на новые земли, князь Андрей открыл и новую главу в истории русского искусства, создав условия для формирования особой владимиро-суздальской художественной школы. Из памятников его времени лучше всего сохранились Золотые ворота (1158–1164) и величественный Успенский собор, заложенный в 1158 (оба – во Владимире), а также знаменитая церковь Покрова на Нерли неподалеку от Боголюбова (1165). Был убит в результате боярского заговора. Результатом его деятельности стало то, что в правление АБ Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси.

Одним из самых выдающихся правителей Древней Руси по праву считается Андрей Боголюбский, имевший громкий титул «Святой Благоверный князь». Он, как сын Юрия Долгорукого, правил достойно, с честью продолжая дело своих известных предков. Основал город Боголюбый, в честь которого и получил свое прозвище, перенес центр Руси из Киева во Владимир. При нем город и все Владимирское княжество развивалось активными темпами и стали поистине могущественны. В 1702 году Русская Православная церковь канонизировала Андрея Боголюбского, сегодня его мощи находятся в Успенском соборе в его любимом городе Владимире.

Биография

Когда родился великий князь точно не скажет ни один историк, в летописях чаще всего указывается 1111 год, но есть и другие даты, например – 1115. Зато место рождения определенно точно – Ростово-Суздальская Русь, именно этот глухой край лесов он признавал родиной.

О его ранних годах жизни известно только, что он получил хорошее образование и воспитание, основанное на духовности и христианской религии. Гораздо больше информации имеется о времени, когда по приказу отца, Андрей, достигнув совершеннолетия, начинал править в разных городах.

Годы его княжества можно условно разделить на несколько периодов:

  • Вышгород (1149 и 1155)
  • Дорогобужск (1150-1151)
  • Рязань (1153)
  • Владимир (1157-1174).

В 1149 году Андрей Боголюбский отправлен своим отцом править Вышгородом, но уже через год получает перевод на запад, однако и там долго не задерживается. Вопреки желанию Юрия Долгорукого видеть сына в Вышгороде, тот после возвращения остается жить и править в любимом городе Владимире, куда, согласно некоторым историкам, перевозит знаменитую икону Владимирской Богоматери.

Даже унаследовав после смерти отца в 1157 году звание Великого князя, Андрей Болюбский в Киев не возвращается. Специалисты полагают, что этот факт дал начало организации централизованной власти и повлиял на перевод столицы во Владимир.

В 1162 князь, заручившись поддержкой своей дружины , выгоняет из Ростово-Суздальских земель всю свою родню и войско отца, что делает его единственным правителем этих земель. За время правления Андрея Боголюбского власть Владимира сильно укрепилась и расширилась, были завоеваны множество окрестных земель, это дало ему значительное влияние в политике на северной и восточной части Руси.

В 1169 князь со своими дружинниками в результате удачного похода, практически полностью разоряет Киев.

Многие бояре были разозлены его быстрорастущей властью, жестокими расправами и самовластным характером, и поэтому уже в 1174 они, сговорившись, убивают Андрея Юрьевича в основанном им Боголюбове .

Внешняя и внутренняя политика

Главным достижением князя Андрея во внутренней политике по праву считается увеличение благополучие и состоятельность Ростово-Суздальских земель. В начале его правления в это княжество приезжало множество людей из соседних городов, киевских беженцев, мечтавших осесть в тихом и безопасном месте. Большой приток народа повлиял на быстрый экономический рост региона. Княжество, а позже и город Владимир непривычно быстрыми темпами увеличивали свое влияние на политическое арене и благосостояние в целом, благодаря чему к последним годам жизни Андрея Боголюбского именно они, в обход Киева, стали центром Руси.

При Андрее Боголюбском огромное внимание уделялось развитию сфере духовной и культурной, он не единожды предпринимал попытки сделать Русь независимой от Византии в религиозном плане, учредил новые православные праздники. Частыми гостями стали зодчие, приглашенные для строительства храмов и соборов, за счет чего в зодчестве появилась особенная русская традиция и были возведены знаменитые Золотые ворота, город-замок Боголюбово и несколько храмов, например, Покрова-на-Нерли, Рождества Богородицы в Боголюбове.

Внешняя политика князем велась также тщательно. Более всего его волновала защита земель от кочевников, регулярно совершавших свои набеги. Он дважды провел походы в Волжскую Булгарию. В результате первого. состоявшегося в 1164, был взят город Ибрагимов сожжены три других города, второй поход в 1171 году состоялся при участии сыновей князей Мурома и Рязани и принес богатую добычу.

Итоги правления

Самым главным и важным итогом правления князя Андрея Боголюбского несомненно стало смещение политико-экономического центра из Киева во Владимир.

Но этим успехи князя не ограничились , среди его основных достижений следует упомянуть:

  • во многом удачные попытки объединения страны,
  • изменение политического строя (избавился от уделов и создал централизованную власть),
  • оказал существенное влияние на создание русской традиции в зодчестве.

В 1702 году князь был канонизирован. Несмотря на справедливую критику такого решения, понять мотивы Церкви можно. История изгнания Андреем Боголюбским своих младших братьев и разорение Киева забыты, но все помнят, что именно он привез икону Божьей Матери во Владимир. При нем построены великолепные храмы и, конечно, он принял мученическую смерть.