Изменяется класс феодалов. По мере углубления процесса государственной консолидации класс феодалов распадался на: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, «слуг под дворским».

Служилые князья составляли верхушку класса феодалов, это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Москве потеряли самостоятельность, но сохранили право собственности на землю. Они занимали руководящие посты в войске, позже слились с верхушкой бояр.

Бояре, или княжата, составляли экономически господствующую группу внутри класса феодалов. Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские - несли службу великому князю.

Феодалы обладали правом отъезда, то есть они вправе были выбирать себе сюзерена по своему усмотрению. Поскольку в XIV-XV веках княжеств существовало много, у феодалов были довольно широкие возможности для выбора. Отъезжающий вассал не терял своей вотчины. Поэтому случалось, что земли у боярина были в одном княжестве, а служил он в другом, иногда враждующим с первым. Бояре стремились служить наиболее влиятельному князю, способному защитить их интересы.

В XIV - начале XV веке право отъезда было выгодно московским князям, так как способствовало собиранию русских земель. Но по мере укрепления централизованного государства оно стало мешать им: этим правом пытались воспользоваться служилые князья и верхушка боярства с целью воспрепятствовать дальнейшей централизации и добиться прежней самостоятельности. Поэтому московские князья стараются ограничить право отъезда, а затем и вовсе его отменить. Способом борьбы с отъезжающими боярами было лишение вотчин. Позже на отъезд начали смотреть уже как на измену.

Низшую группу феодалов составляли«слуги под дворским», которые набирались из княжеских холопов. Со временем некоторые из них стали занимать высокие посты в дворцовом и государственном управлении. При этом они получали от князя землю и становились настоящими феодалами. «Слуги под дворским» существовали как при великокняжеском дворе, так и при дворах удельных князей.

В XV веке в положении феодалов происходят изменения, связанные с усилением процесса централизации. Изменился состав и положение боярства. Во 2 половине века число бояр при московском дворе выросло в 4 раза за счет удельных князей, пришедших на службу к московскому князю вместе с боярами. Княжата оттеснили старинное московское боярство. В результате меняется смысл самого термина «боярин». Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе - крупным феодалам, то теперь боярство становится придворным чином, который жаловал великий князь (введенные бояре ). Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям. Вторым придворным чином стал чин окольничего . Его получила основная масса прежнего боярства. Бояре, не имевшие придворных чинов, слились с детьми боярскими и слугами вольными.


Изменение природы боярства повлияло на его отношение к великому князю. Прежнее московское боярство связывало свою судьбу с успехами князя и поэтому всемерно помогало ему. Теперешние же бояре - вчерашние удельные князья - были настроены оппозиционно. Великие князья начинают искать опору в новой группе класса феодалов - дворянстве. Дворяне формировались из «слуг под дворским» при дворе князя. Кроме того, великие князья, особенно Иван III, давали землю на правах поместья многим, и даже холопам при условии несения военной службы. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной опорой. За свою службу дворянство надеялось получить новые земли, крестьян. Влияние дворянства росло по мере уменьшения влияния боярства. Последнее со второй половины XV в. сильно пошатнулось в своих экономических позициях, не будучи в состоянии приспособиться к новой социально-экономической обстановке.

Крупным феодалом оставалась церковь. В центральных районах монастырское землевладение расширяется за счет пожалований князей и бояр, а также в силу завещаний. На северо-востоке монастыри захватывают неосвоенные, а часто и черносошные земли. Великие князья, обеспокоенные оскудением боярских родов, принимают меры к ограничению перехода их земель монастырям. Делается и попытка отобрать их землю, чтобы раздать помещикам, но попытка терпит крах.

Сельское феодально-зависимое население именовалось сиротами. В XIV веке этот термин постепенно вытесняется новым - крестьяне (от «христиане»), хотя наряду с ним употребляется и такой, как «смерды». Крестьяне делились на 2 категории- чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежавших помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных землях, эта категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. В XV веке происходит прикрепление чернотяглых крестьян к земле и закрепощение владельческих.

Установление феодальной зависимости предполагает экономическое принуждение крестьянина к труду на феодала, захватившего основное средство производства - землю. С развитием феодализма требуются уже меры политического, правового принуждения. Но крестьяне имеют еще право перехода от одного владельца к другому (от таких переходов страдали мелкие феодалы, они и стремились к закрепощению крестьян). Организованное закрепощение началось с особых грамот князей.

Форма феодальной зависимости позволяет делить частновладельческих крестьян на разряды :

· старожильцы - крестьяне, исстари жившие на черных землях или в частных владениях, имевшие свое хозяйство и несшие государево тягло или повинность феодалу;

· новоподрядчики (новоприходцы) - потерявшие возможность самостоятельно вести хозяйство, были вынуждены брать земли феодалов, переходить в другие места (через 5-6 лет становились старожильцев);

· серебряники - крестьяне, задолжавшие деньги под проценты или под погашение долга работой;

· должники-серебряники - давшие долговую записку («кабальная запись») становились кабальными;

· половники - обедневшие крестьяне, исполу (до 50%) обрабатывающие феодальную землю;

· бобыли - обедневшие люди (земледельцы и ремесленники), обязанные повинностями перед феодалом или денежным оброком перед государством;

· страдники-холопы - холопы, посаженные на землю и несшие барщину.

· монастырские крестьяне (монастырские детеныши, подсуседники).

На низшей стадии общественной лестницы находились холопы, работавшие во дворах князей и феодалов (ключники, тиуны). Их число заметно сократилось, так как часть их сажали ни землю. К тому же Судебник 1497 ограничивает источники холопства. Ими могли стать, женившиеся на рабе, при самопродаже, поступив в сельское тиунство (члены семьи оставались свободными). В городах положение было иное - поступление в услужение «по городскому ключу» не влекло холопства.Судебник 1497 положил начало всеобщему закрепощению крестьян, он установил единое время перехода - неделя до и неделя после Юрьева день (26.11.), крестьянин должен был уплатить пожилое. Судебник 1550 еще более ограничивает источники холопства: тиунство не влечет холопства (ст.76 ).

Факторами, усиливающими эксплуатацию были:

·стремление феодалов и государства извлечь максимальную прибыль из крестьянского труда;

·необходимость средств для уплаты дани;

·раздача государственных (общинных) земель дворянскому войску;

·рутинное состояние феодальной техники.

Холопы. Татаро-монгольское иго привело к сокращению численности холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение. Холопы подразделялись на несколько категории: большие, полные и докладные холопы. Большие холопы - это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. В XV веке некоторые холопы получают за службу князю землю. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников и землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. Поэтому наблюдается тенденция к сокращению холопства. По С.1497, в отличие от РП свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом. Отменялось и превращение феодально-зависимого крестьянина в холопа за бегство от господина. Количество холопов сокращалось также за счет отпуска их на волю (по завещанию, так же поступали и монастыри).

В данный период развивается процесс стирания грани между холопами и крестьянами, начавшийся еще в Древней Руси. Холопы получают имущественные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряют. Среди холопов различалисьстрадники , то есть холопы, посаженные на землю.

Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных с ними по положению, - кабальи люди (кабала – из долговой зависимости). Должник должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.

Городское население. Города делились на две части: город, то есть огороженное стеной место, крепость и окружающий городские стены посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости жили представители княжеской власти, гарнизон и слуги феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к «черному» люду. Промежуточную категорию составляло население слобод и дворов, принадлежавших отдельным феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди, хозяйственными интересами связанные с посадом, были свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина. Экономический подъем в XV веке, развитие ремесла и торговли укрепляли положение городов, а, следовательно, поднимали и значение посадских людей. В городах выделяются наиболее состоятельные круги купечества - гости, ведущие иноземную торговлю. Появилась особая категория гостей - сурожане, ведущие торговлю с Крымом (с Сурожем -Судаком). Несколько ниже стояли суконщики - торговцы сукном.

1. Большие холопы - это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получают за свою службу князю землю.

2. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда.

Поэтому наблюдается тенденция к относительному сокращению холопства. Вместе с тем широкое распространение получила самопродажа в холопы. Продавались в холопы обедневшие крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась от одного до трех рублей.

Число холопов сокращалось также за счет отпуска их на волю. С течением времени это становится вполне обычным явлением. Чаще всего отпускали холопов по завещанию.

С сокращением числа холопов возникает новый разряд людей - кабальные люди . Кабала возникала из долговой зависимости. Человек, взявший в долг (обычно 3 - 5 руб.), должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.

Городское население . Города делились обычно на две части: собственно город, т.е. огороженное стеной место, крепость, и окружающий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости-детинце жили в мирное время преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому, "черному" люду. Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших тем или иным феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди, экономически связанные с посадом, были тем не менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина.

Хозяйственный подъем в XV в., развитие ремесла и торговли укрепляли экономическое положение городов, а следовательно, поднимали и значение посадских людей

Реорганизация государственного аппарата начинается еще с 80-х годов XV в., после присоединения к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и освобождения Руси от татарского ига. Дворцово-вотчинная система государственного управления, сложившаяся еще во времена феодальной раздробленности, стала непригодна в новых условиях.

Значительно усиливается власть царя , оформляется Боярская дума, создаются центральные органы управления - приказы. В формировании централизованного государства царская власть опиралась на многочисленное дворянство, политическое значение которого все возрастало, и на купечество. Таким образом создается сословно-представительная монархия , которая характеризуется наличием сословно-представительных органов как в центре (Земский собор. Боярская дума), так и на местах (губные и земские органы).

Несмотря на углубление и расширение процесса фео­дализации, категория холопов продолжала существовать в Московском государстве. Холопы стояли на самом низу общественной лестницы.

K XV в. имелось несколько групп холопов: «боль­шие холопы», полные и докладные холопы.

Первые были княжескими и боярскими приказными людьми, ключниками, тиунами, «прикащиками». Иногда «большие холопы» получали от своих господ в вознаг­раждение за свою службу земли, населенные крестьяна­ми, и таким образом сами фактически становились фео­далами.

Различие между полными и докладными холопами, которое упоминается некоторыми источниками, точно ус­тановить невозможно вследствие недостатка материалов. Под полными холопами, скорее всего, понимались соб­ственно холопы.

A к категории докладных, вероятно, относились те холопы, кто проживал вне хозяйства своего феодала, был сравнительно самостоятелен в своей повседневной деятель­ности (хотя считалось, что вся хозяйственная деятель­ность велась им в интересах хозяина-феодала) и лишь периодически отчитывался перед своим хозяином.

C развитием товарных отношений в XV в. малопро­изводительный труд холопов в хозяйстве феодалов стал невыгодным. Ввиду этого сделались частыми случаи от­пуска холопов по завещанию.

Законодательство отразило перемену отношения фе­одалов к эксплуатации труда холопов. Поскольку невы­годность холопского труда хорошо сознавалась феодала­ми, в этот период наблюдалась ярко выраженная тенденция по возможности сжать, сузить предел холоп­ства, уменьшить количество его источников. По Судебни­ку 1497 г. число источников холопства было сокращено. Плен в настоящий период хотя и продолжал быть источ­ником холопства, но в крайне незначительной степени. C другой стороны, по Судебнику 1497 г. холоп, попавший в плен к татарам, но затем убежавший из этого плена, превращался в свободного человека. «Холопство по клю­чу» утратило самостоятельное значение. Люди, становив­шиеся ключниками в городе, не превращались теперь в холопов (хотя по Русской Правде все ключники превра­щались в холопов, если противное не было специально оговорено). «Ключ» мог вести к холопству лишь «по док­ладу» .

Преступление перестало быть источником холопства, равно как и несостоятельность. Как преступник, так и несо­стоятельный должник отдавались теперь не «на продажу», а «головой до искупу», т.е. до отработки своего долга.

Источниками холопства остались рождение у роди- телей-холопов и брак с холопами.

Сокращение полного холопства сопровождалось уве­личением числа «кабальных людей» т.е. людей, сделав­ших заем и оформивших его в особой долговой записке, называвшейся кабалой. Кабальные люди должны были работать до уплаты долга (с учетом процентов по долгу). Фактически кабальный человек только в исключитель­ных случаях мог достать нужные ему для погашения долга деньги, и, следовательно, его зависимость от господина (кредитора) превращалась в зависимость пожизненную.

B XVE в. была произведена окончательная регламента­ция положения кабальных людей. Основная тенденция за­конодательных мер заключалась в том, чтобы оградить от кабалы служилых людей. Уже Судебник 1550 г. запретил давать на себя кабалы свыше 15 руб.. а Указ 1558 г. пред­писал уничтожать служильные кабалы, выданные детьми боярскими, не достигшими пятнадцатилетнего возраста.

Особенно много важных и интересных постановлений о кабальном холопстве содержалось в Указе 1586 г., кото­рый до нас не дошел, но о котором есть упоминание в Указе 1597 г. Этот Указ ввел обязательную запись кабал в холопьи крепостные людские книги, присвоил кабаль­ным людям название холопов и установил пожизнен­ность кабального холопства.

Формально положение холопов оставалось прежним: они не имели никаких личных и имущественных прав. Ho фактически холопы стали приобретать некоторую сте­пень право- и дееспособности. Так как холопы очень час­то пользовались землей, обрабатывали ее, приобретали сво­им трудом имущество, то стали возможны гражданские сделки, заключаемые с холопами даже их собственными господами. До нас дошли, например, документы, свидетель­ствующие о займах, делавшихся холопами у господ, при­чем в обеспечение займа холоп, как и любой свободный человек, давал запись. Бывали также случаи, когда холоп, не выходя на волю, получал от господина землю и владел ею наследственно.

Так осуществлялась и продолжала усиливаться со­вершенно определенная тенденция к превращению холо­пов в зависимых крестьян.

Эта тенденция обусловливалась прежде всего превра­щением холопов в пашенных людей. Уже в XV и XVI вв. число холопов, посаженных на землю и утративших связь с барским двором, стало резко увеличиваться. Возник даже особый термин для обозначения этого разряда холопов - они стали называться задворными холопами, или задвор- ными людьми. Холопы, посаженные на землю и обязан­ные отправлять барщину, назывались страдниками.

Особенно важное значение для слияния положения холопов и крепостных крестьян имела реформа в системе обложения - отказ от сошного оклада «живущего чет­вертью». При этой системе обложения величина оклада определялась не размерами распаханной пашни, а количе­ством крестьянских дворов. И землевладельцам было вы­годно увеличивать размер своей запашки при помощи хо­лопов, поскольку за холопский двор не надо было платить тягло. Реформа 1679 г. имела целью установить взамен «живущей четверти» систему подворного обложения. Она застала на помещичьих землях массу холопов, сидевших на пашне и обладавших дворами подобно крестьянам. Указом 1679 г. эти холопы были зачислены в тягло и, таким образом, какое-либо существенное различие между закрепощенными крестьянами, близкими по своему поло­жению к холопам, и холопами, сидевшими на тягловых землях, подобно крестьянам, исчезло.

K концу XVII в. собственно холопское положение сохранялось лишь у дворовых холопов.

Существует множество различных классификаций русского холопства в соответствии с их правовым положением. Любая классификация холопства содержит исключения и открыта для пересмотра. Классифицируя холопов по правовому принципу, целесообразнее всего рассмотреть правовое разнообразие московского холопства по Р. Хелли, поскольку на данный период холопство было неоднородным. В Московии существовало восемь видов холопства. В Русском государстве существовали следующие виды холопов: 1.наследственное, не в первом поколении (старинное); 2.полное, также передававшееся потомкам до самого позднего времени; 3.докладное, для привилегированных холопов, в частности, для управляющих поместьями; 4.долговое, отбываемое несостоятельными должниками и преступниками, неспособными уплатить штраф в размере 5 рублей в год со взрослого мужчины, 2,5 рублей в год с женщины и 2 рублей в год с ребенка десяти лет и более; 5.жилое или договорное; 6.добровольное, в которое человек, проработавший на кого-либо от 3 до 6 месяцев, мог быть обращен по просьбе нанимателя; 7.кабальное, которое представляло собой холопство по договору об ограниченной продолжительности; 8.холопы, ряды которых формировались из военнопленных. До середины XVII века существовал еще особый городской тип холопства - закладничество, то есть превращение самого себя в заклад См.: Хелли Р. Указ. соч., с.51-52.. Типы и численность холопства можно проследить по данным таблиц (см. Приложения 1, 2).

М.Ф. Владимирский-Буданов определяет, что в Русском государстве существовало рабство двоякого рода: временное и вечное или, иначе, неполное и полное. Рабство первого рода отличалось от второго не только продолжительностью, но и существом прав господина. В эпоху Русской Правды временное холопство определялось сроком действия обязательства, из которого оно возникло, в московском же праве (в очень раннюю эпоху) оно получило определенность независимо от обязательств, а именно сделалось пожизненным; предел его обозначался не только смертью холопа, но и смертью его господина, не переходя на наследников того и другого. Этот вид рабства сделался особенным (sui generis) и самостоятельным под видой служилой кабалы. Он возникает уже по особому договору (кабале) независимо от договора займа или личного найма, хотя прежние признаки личного заклада за долг все-таки сохраняются См.: Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч., с.394-395..

Теперь рассмотрим наиболее важные группы холопов, которые выделяет профессор Хелли.

Докладное холопство было предназначено, в основном, для «холопьей аристократии»; власти начали за плату разбирать такие дела и вести по ним записи гораздо раньше, чем по другим типам холопов, в отношении которых их позиция долго оставалась нейтральной. Закон требовал, чтобы облеченные доверием компетентные люди были холопами - «по ключи холоп» из соображений сохранения субординации. Институт этот, как кажется, возник в конце XV века, а последний пространный документ о докладном холопстве относится к концу XVII века. Указ царя Василия Шуйского Холопьему приказу от 21 мая 1609 года связал докладное и кабальное холопство в том отношении, что оба они должны были прекращаться со смертью хозяина, на чье имя была составлена грамота См.: Хелли Р. Указ. соч., с. 54-55..

Добровольное холопство было самым причудливым видом порабощения людей в Московии. В указе 1555 года оно упоминается лишь косвенно. На протяжении большей части XVI века было вполне возможным служить хозяину без официального оформления отношений холопа и хозяина. Первоначально, по-видимому, именно такие люди и назывались добровольными холопами - они служили хозяевам, не будучи формально обращенными в холопство. Указ 1555 года касался возможности наказания добровольного холопа по суду за кражу хозяйского имущества и лишал хозяев права возбуждать подобные иски. Добровольное холопство начинает процветать после указа 1586 года, изменившего условия кабального холопства и сделавшего его менее привлекательным. Между 1586 и 1597 гг. добровольное холопство, вероятно, было довольно популярным, замещая кабальное и вызвав временное снижение числа людей, желающих стать кабальными холопами См.: Хелли Р. Указ. соч., с.56-57..

Уложение от 1 февраля 1597 года о холопстве призвано было существенно изменить статус добровольной службы и способствовать ликвидации этого института. В нем данная категория наряду с прежними обозначениями («добровольные люди», «служит добровольно»), получает впервые в законодательстве термин «холоп» в противоестественном по существу сочетании - с определением «добровольный», «вольный». Уложением было предписано перевести в течение весьма краткого срока всех без исключения добровольных холопов, прослуживших к 1597-1598 г. не менее полугода, в категорию кабальных людей См.: Панеях В.М.. Указ. соч., с.119-120..

Следующей формой холопства в Московии было долговое, возможно, наиболее знакомое подавляющему большинству обществ. Долговое рабство часто было связано с различными формами карательного рабства, поскольку отказ платить по обязательствам рассматривается как форма воровства. Судебник 1497 года предписывал похолопление для первично осужденных преступников, не имевших средства для возмещения пострадавшему нанесенного им ущерба. Если же злоумышленник наказывался кнутом, то он ни в коем случае не мог быть превращен в холопа истца. 1 октября 1560 года правительство запретило кредиторам получать полные и докладные грамоты на должников, и дало должникам, чьи дома были разрушены пожаром 17 июня 1560 года, пятилетнюю отсрочку платежей. В следующее правление, 8 февраля 1588 года было установлено пятнадцатилетнее ограничение сроков предъявления исков о взыскании невозвращенных ссуд. Эти меры создают впечатление, что «программа властей» была направлена на сокращение долгового холопства См.: Хелли Р. Указ. соч., с.59..

По Соборному Уложению 1649 года человек, неспособный расплатиться с по признаваемым законом обязательствам (долги, штрафы, оплата исков о краже собственности), мог быть вытребован своим кредитором на время, необходимое для отработки долга: пять рублей за год для мужчин, два с половиной рубля для женщин и два рубля для ребенка старше 9 лет. Устанавливая, запрет, бывший, похоже, нормой и в других обществах, русские провозгласили, что «недоросли младше десяти лет… в таковы лета не работают». Неизвестно, использовалось ли долговое холопство на самом деле как благотворительность, но, учитывая живучесть кабального холопства, можно предположить, что холоповладельцы не слишком стремились использовать формы порабощения, дававшие им меньше преимуществ Там же, с.60-61..

Жилое холопство было старинной формой временного порабощения, известной еще по Русской Правде, и включение некоторых - но отнюдь не всех - старых установлений в Краткую Правду показывает, что в конце XV в. эта форма едва-едва выживала; лучше всего она сохранилась в законах Западной Руси. Жилое холопство было возрождено в XVII веке, когда более старые формы утратили гибкость. По Русской Правде жилой работник (закуп) был, как и в других местах, полусвободным человеком. Во время службы он выступал в некоторых случаях представителем своего хозяина, а временами и от собственного лица. Хозяин не мог обвинить своего жилого холопа в краже. Хозяин не мог отобрать собственность работника, продать жилого третьей стороне или в холопство (статьи 57 и 58 Пространной Правды). Законодательство по жилому холопству было скудным, и те немногие случаи, которые к настоящему времени уже известны, не вполне ему соответствуют, - возможно, менялся со временем сам институт. В законодательстве жилое холопство выглядит средством, позволяющим родителям освободиться от детей, не продавая их в другие формы холопства. Степень зависимости, создаваемая жилыми холопами в Московии, неизвестна; ничего не известно и о том, какую жизнь вели свободные люди после окончания срока жилого холопства. Как бы то ни было, почти не приходится сомневаться в том, что их освобождение с деньгами или собственностью создавало им существенно лучшие условия для независимого выживания, чем большинству других холопов, освобождавшихся без того и другого См.: Хелли Р. Указ. соч., с.61-63..

Старинным холопством называлось, как правило, состояние тех, чьи родители были холопами. Документами, подтверждавшими чье-либо старинное холопство в соответствии с Судебником 1550 года, были духовные грамоты или «иные записи». В Соборном Уложении 1649 года список таких документов расширен и включает духовные, данные, приданные, рядные и правые грамоты. Когда такие холопы передавались как часть приданого, а жена умирала без потомства, вдовец должен был вернуть холопов (с их супругами) роду покойной жены, давшему ей приданое. Очень большая доля, возможно, до половины всех холопов были старинными.

В соответствии с Уложением 1649 года, если истец по делу о беглом старинном холопе основывал свои притязании на деловой купчей, и эта купчая не устанавливала, что холоп и его потомство были куплены вплоть до внуков, такие беглый передавался ответчику, имеющему на него кабальную грамоту. Одной из необычных черт московского холопства с точки зрения компаративистики является то, что оно было во многих случаях наследственным. Каковы бы ни были намерения правительства, в конце XVII века старинные холопы продолжали существовать и передаваться из рук в руки.

Полное холопство возникло еще в домосковский период. По Русской Правде (ст.110) известны 3 источника полного холопства: самопродажа не менее чем за полгривны, в присутствии свидетелей, с уплатой пошлины представителю власти; женитьба свободного человека на холопке, если до свадьбы ее хозяину не было предъявлено условие сохранения свободы за ее будущим мужем; поступление в услужение или домоправителем без заранее оговоренного условия сохранения свободы Колычева Е.И. Русская Правда и обычное право о полных холопах XV-XVI вв. / Е.И. Колычева // Исторические записки. - Т.85 (1970).. В московский период полное холопство стало почти исключительно самопродажей. Большинство документов о полном холопстве не содержит ни сведений о продавце холопа, ни о получателе денег. Некоторые прямо указывают, что холоп продает сам себя, и, кажется, можно с уверенностью считать, что большинство случаев полного холопства были случаями самопродажи. Самопродажа является единственным источником полного холопства по закону 1550 года. Несколько реальных норм Соборного уложения 1649 года признавали только кабальное и старинное холопство, но в других указах упоминаются и полные холопы. Потомки полных холопов были наследственными старинными холопами Там же, с.64-65..

Выражение «кабальное холопство» имеет в основе термин «кабала», что означает «письменный контракт». Когда в Московском государстве возникает кабальное холопство, точно не известно. Первые упоминания об этом явлении появляются к концу XV века от духовных членов правящего дома, в которых они приказывают отпустить на волю кабальных людей. Самая давняя служилая кабала дошла до нас от 1510 года с юго-восточной границы Московии с Рязанью. К 1550 году кабальное холопство признается в качестве установившейся и в правовом отношении низшей формы холопства в главном своде законов - Судебнике. В Русском государстве преобладающими формами рабства были полное и кабальное холопство. Кабальное холопство отличалось от полного тем, что попасть туда можно было лишь по собственной воле. Кабалы заключались по инициативе свободных людей, которые, беря ссуду на год (первоначальное ограничение), соглашались отслужить проценты и выплатить основную сумму в конце года. При неспособности расплатиться они становились полными холопами. В 1586 году порядок изменился предположительно потому, что почти никто не мог расплатиться См.: Хелли Р. Указ. соч., с.66-67..

Уже сам факт наличия множества видов холопства, дифференцируемых по правовому признаку, свидетельствует о том, что в Русском государстве холопство расслаивалось в связи с развитием социально-экономических отношений. Поскольку изменялись потребности холоповладельцев, то соответственно изменялись и обязанности холопов по отношению к их хозяевам. Это поначалу значительно расширило источники холопства, но со временем послужило поводом для превращения отдельных видов холопов в крепостных крестьян. Тем не менее, разнообразие московского холопства наиболее четко объясняет разнообразие их деятельности и различные источники их формирования. Если добровольные холопы вступали в такое состояние по собственному желанию, то кабальные холопы попадали в зависимость вследствие неуплаты долга.

Г., отражая эволюцию института холопства первой половины XVI в., различает три категории наследственной неволи: люди полные, докладные, старинные («на полных людей, и на докладных и на старинных холопей кабал не имати»).

Эти же виды холопства , названные по способу оформления на них документации, многократно встречаются и в частноправовых актах: «А што мои люди полные, а те по моем животе /пойдут на слободу», «Да благословил есми свою жену... дал... людей своих полных холопов... А своих людей старинных дал есми своей жене...», «А что... люди... полные и кабальные и докладные» Однако надо отметить, что термин «докладные люди» известен нам лишь из документов XVI в. В актах XV столетия фигурируют только.полные и старинные люди. Наибо- ^ лее развернутое определение «старинных, старых людей» дал Н. П. Павлов-Сильванский, который считал, что этим термином назывались «как специально холопы по рядным или духовным, так и вообще все потомки рабов, служивших по крепостям своих отцов»2. Генеалогию одного из таких холопов, рожденных во дворе феодала, сохранила нам духовная грамота 1472 г. А. Ф. Белеутов в числе старинных людей отпускает на свободу Никифора, очевидно, совсем еще ребенка: «Анкина сына Якушевы доч(ери Микифорца отпустил есми на слободу». Его же мать Анка и дед Якуш фигурируют в завещании как полные холопы3. Термин «старинные холопы» «старинные, старые люди» употребляется в XVI в. сравнительно редко.

В период, когда правительство рядом установлений настойчиво проводило политику закрепления холопов путем оформления на них грамот и регистрации в специальных книгах, этот термин не мог пользоваться большой популярностью. Стало почти общепринятым, что дети и внуки рабов, родившиеся во владениях феодала, назывались по тому виду крепости, которая была взята на их родителей: полными или докладными холопами.

Наиболее распространенным и массовым видом рабства в конце XV в. было полное холопство . Первое упоминание о нем сохранилось в духовной 1358 г. великого князя Ивана Ивановича («... хто будеть моих людии полных, купленых, грамотных, дал iecMb им свободу...») и в договоре 1375 г. между Дмитрием Донским и Михаилом Александровичем («А на полных холопех (дани.- Е. К.) не взяти, на которых ключники целуют») . О «полных людях», находящихся в услужении у частных лиц, мы впервые узнаем из завещания 1404 г. Федосьи Филиповой жены6.

Примерно к этому же времени относятся и первые сведения о полных грамотах, оформлявших продажу свободных людей в холопство. Владимир Андреевич, князь серпуховский и боравский, в своей духовной 1401/02 г. писал: «А тех бортников, или садовников, или псарей, или бобровников, или бары- шов, делюев, не всхочет жыти на тех землях, ин земли лишон, поиди проч, а сами сыну, князю Ивану, не надобе, на которого грамоты полные не будет...»7 В завещании 1406/07 г. великого князя Василия Дмитриевича говорится: «А княгине моей те люди, что есм ей подавал при своем животе, и грамоты полные тех людей у нее...» Следовательно, категория полных холопов возникла не позже XIV в. в связи с развитием делопроизводства в Русском государстве.

Древняя Русь знала другой термин для обозначения рабства- «обельное холопство», правовому положению которого посвящен ряд статей Русской Правды. Уже дореволюционные исследователи обратили внимание на несомненную преемственность обельного и полного холопства 9. К XV в. термин «обельные холопы» на территории Московского государства почти повсеместно исчезает. Иначе обстояло дело в соседнем Литовском княжестве, где одним из источников действующего права также являлась Русская Правда. Здесь понятие «обель» в значении «раб» сохранилось значительно дольше. В литовских актах 1517 г. читаем: «тое челяди отца есми купил... обель, вечно и лист купчий... в себе маю», «продал паробка... обель вечне» . Подобное же явление наблюдаем и в соседнем Рязанском княжестве. Правда, под влиянием московского делопроизводства термин «обель» фигурирует тут уже в сочетании с понятием «полный». Так, по правой грамоте 1483-1490 гг. рязанского князя Ивана Васильевича к суду привлечен Сергеец, который «подбаел есмь... трех холопов обелмых и отвел есмь их за рубеж». В наказание Сергеец выдается пострадавшему феодалу «в польницу обель в тех холопех» .

В русских землях, не входивших в XIV-XV вв. в состав Московского государства, существовали и другие термины, означавшие полных холопов. Новгородец Остафий Ананьевич в своей духовной 1393 г. наделяет наследников «челядью дерноватой» . В Новгородской земле существовал еще один синоним полных холопов. Сын Остафья Ананьевича, Федор Остафьевич, в 1435 г. уже называет своих холопов не «челядью дерноватой», а «пошлыми людьми»: «А люди мои пошлые, по отца моего рукописанью и по моему, и по делной грамоте, а те люди детям моим по половинам» . В завещании двинянина Мартемьяна, написанном не ранее первой четверти XV в., также упоминаются «люди пошлые неотхожие»: «А челядь свою пошлю неотхожую приказываю жене своей и детям своим»и. После присоединения Новгорода к Москве оба термина -«дерноватые» и «пошлые» - исчезают. Их место занимает термин «полные люди», который получил повсеместное распространение во всех землях Русского государства, по мере объединения их вокруг Москвы и введения в них официального порядка оформления холопства полными грамотами.

Одним из основных источников для изучения института полного холопства являются грамоты, оформлявшие продажу в рабство. В качестве объекта изучения они впервые были исследованы С. Н. Валком, который на основе анализа 58 актов дал тщательную характеристику этапов эволюции полной грамоты, раскрыл процесс ее исчезновения к середине XVI в.

До последнего времени полные грамоты были известны нам лишь по краткому изложению их содержания в составе записных книг старых крепостей. Теперь обнаружены два подлинника, один из которых составлен в Пскове (1511 г.) |7, другой -в Суздале (1494 г.) . Остальные грамоты сохранились в виде сокращенных записей текста XVI в. Писцы, регистрирующие согласно указу 1597 т. все крепости на холопов в специальной книге, подвергали полные грамоты при записи своеобразной переработке, несколько сокращая содержание актов, нивелируя особенности, грамот, возникших в территориально удаленных районах стра- ; ны, опуская порой имена послухов, таможенников, приставов; и т. п. Всего в записных книгах старых крепостей содержится 102 полных грамоты. Ввиду того что две из них -подложные, одна лишена середины и конца, а две являются копия- . ми с одного оригинала, то более или менее обоснованные выводы можно сделать лишь по 99 актам (включая сюда и обнаруженные два подлинника).

Сохранившиеся полные грамоты хронологически охватывают почти полтора столетия и относятся к разным областям Русского государства (см. 1).

"Несмотря на все их своеобразие, мы можем проследить общие черты, присущие всем полным, независимо от времени и места их возникновения. Для всех полных обязательна клаузула о продаже «в полницу» холоповладельцу и его детям; см., например: «Купил Семен Иванов сын Картмазова Труфанка Мартьянова сына наугородца себе и своим детям в полницу» . Фраза «купил (окупил)... в полницу»- основной признак, по которому можно отличить полную от других разновидностей грамот, оформляющих холопство.

Всего по полным грамотам, имеющимся в нашем распоряжении, "было обращено в холопы свыше 200 человек, из них женщины составляют лишь четвертую часть общего числа. Подавляющее большинство - мужчины. Новгородские и псковские грамоты, содержащие клаузулу о месте рождения холопа, позволяют выяснить некоторые стороны миграции русского населения конца XV-начала XVI в. Среди людей, на которых были составлены полные в Пскове, упоминаются: псковичи (1515, 1520 гг.)-5 мужчин и 4 женщины; новгородцы (1510, 1517, 1524, 1526 гг.) - 5 мужчин; костромичи (1510 г.) - 2 мужчины; москвичи (1532, 1533 гг.) -2 мужчины; ржевичи (1524 г.) -6 мужчин и одна женщина; волочаевцы (1533 г.) - 2 мужчины.

В Новгороде оформляются в холопы: новгородцы (с 1488 по 1531 г.) -32 мужчины и 10 женщин; москвичи (1490, 1523, 1526, 1527 гг.) -3 мужчины и 2 женщины; переяславцы (1496, 1526 гг.) -2 мужчины; ростовцы (1531 г.) - один мужчина; литвины (1554 г.) -2 мужчины.

Среди московских полных лишь одна грамота упоминает место рождения холопа - Стародуб. В остальных грамотах, относящихся к центру Московского государства, такая клаузула отсутствует.

Как видно из актов, пополнение рядов полных холопов в конце XV - начале XVI в. шло в первую очередь за счет местного населения, по крайней мере в северных областях Русского государства. Особенно хорошо это видно на примере Новгорода, где подавляющее количество всех оформленных в холопы новгородцы. Пришельцев из других мест очень немного, причем большая их часть падает на период после 1,520 г.

Примерно такую же картину видим и в Пскове, где грамоты, оформляющие рабство на пришельцев из центральных районов, встречаются после 1520 г. Исключение представляют костромичи, но, как показал Н. А. Рожков, Кострома занимала своеобразное положение в Русском государстве сравнительно с другими центральными уездами, город был периодически разоряем в начале XVI в. набегами татар и ногайцев30. Вследствие этого часть населения была вынуждена уйти в другие города. Наличие в псковских полных большого количества новгородцев тайже не вызывает удивления, так как в связи с экспроприацией земельных владений и преследованием крупнейших новгородских бояр их дворы были разгромлены, челядь распущена, большое количество холопов очутилось на воле и в поисках средств пропитания разбрелось по другим городам.

Усиление притока в 20-х годах XVI в. выходцев из центральных районов страны в северные, без сомнения, имеет какую-то связь с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию и, в первую очередь, на хлеб. А. Г. Маньков считает, что на 20-е - начало 30-х годов приходится момент перерыва плавного возрастания цен и увеличения их сразу в 1,5 раза31. Причина такого скачка пока не выяснена. Колебание цен проявилось более резко в центре, чем на рынках Севера32. Это, возможно, и обусловило отлив некоторой части населения центральных районов в северные области. Как правило, все оформляемые в холопы пришельцы не имеют семьи. В основном переход в холопство происходил в зимнее время: декабрь - март. За эти 4 месяца в Москве была оформлена половина всех датированных полных, а в Новгороде - около 78%33, причем многие из них фиксируют продажу в рабство целых семей с детьми34.

Социальный состав людей, попадавших в рабскую зависимость, характеризуется значительной пестротой. Среди полных грамот есть несколько актов, оформленных на ремесленников. Хорошо известны случаи, когда в холопы поступали представители класса феодалов, владевшие своими вотчинами.

Судебник 1550 г. специальной статьей запрещал холопить служилых детей боярских, тем самым косвенно подтверждая, что подобная практика имела в первой половине XVI в. довольно широкое распространение. Этой проблемой в свое время заинтересовался iC. Б. Веселов€Кий, который подобрал богатый материал, свидетельствующий о похолоплении ряда представителей господствующего класса. Но вывод, который был им сделан, не может быть нами принят. .С. Б. Веселовский считал, что главный контингент холопов составляли дети боярские. Это ошибочная точка зрения. Увеличение числа полных холопов в конце XV - начале XVI в. шло в первую очередь за счет низших слоев населения, в том числе и крестьянства. Данное предположение подтверждается наибольшим количеством полных, составленных в феврале-марте (см. 2), т. е. в наиболее голодное время, когда запасы от предыдущего урожая уже съедены. Это свидетельствует о вынужденном характере продажи в холопство.

Как известно, в центре Русского государства озимые хлеба резко преобладали над яровыми, что не было характерным для Новгорода. Убирались озимые в июле, а сеялись в августе, примерно до 15 числа. Вот почему вторая волна оформления в холопство, правда, менее значительная, чем первая, в московских полных падает на июль. Феодала в это время интересовали не ремесленники, не дружинники, а именно люди, занимающиеся сельским хозяйством, которых он и находил среди обедневших крестьян. В отличие от зимы, летом в холопство шли одиночки, не обремененные семьей. При оформлении полной они получали несколько большую сумму, чем их же собратья зимой. Однако цены на местное население были всегда ниже, чем на пришлых. Возможно, что часть оформляемых в холопы уже ранее задолжала ту или иную сумму хо- лопо"вл а дельцу и поэтому была вынуждена соглашаться,на те условия, которые последний предлагал.

О крестьянском происхождении холопов свидетельствует судебная тяжба конца XV в. из-за луга, который ранее косили «христиане Ивашко Ляпа да Ивашко Вагов да Ивашко Порывка, проживавшие в близлежащей деревне. К моменту судебного разбирательства двое крестьян умерли, «а Ивашко Порыв- ка... у князя Ивана у Жирого в холопех» .

Очень интересно также свидетельство одного публицистического произведения второй половины XV в. Иосиф Волоцкий в своем послании монахам Пафнутьева монастыря упрекает Ивана III в нарушении обещания: беречь монастырских крестьян, в результате чего «монастырские сироты иные проданы, а иные биты, а иных в х о л о п и е м л ю т ь» .

Практика пополнения рядов полного холопства за счет крестьян нашла свое отражение и в законодательстве того времени. Статья 88 Царского судебника предусматривала случай ухода земледельца в рабство с предоставлением ему льгот: «А который крестьянин с пашни продается кому в полную в холопи, и он выйдет безерочно и пожилого с него нет...»

Изучая реальную обстановку, сложившуюся в первой половине XVI в., Р. Г. Скрынников путем анализа новгородских. писцовых книг установил, что с конца XV в. помещики, крайне заинтересованные в развитии барской запашки, используют для ее обработки труд полных холопов. Этим и объясняется больШое количество полных грамот, оформляющих зависимость бывших земледельцев.