70 лет назад, 6 июня 1944, тысячи солдат и офицеров готовились принять участие в операции, которая ознаменовала собой конец Второй мировой войны. Высадку союзников в Нормандии, в которой было задействовано более 130 тысяч военных, планировали больше года. К вечеру того “самого длинного дня” более 10 тысяч человек погибли, получили ранения и попали в плен. Эта операция стала крупнейшим морским сражением в мировой истории.

Вы можете познакомиться с самыми знаковыми и, в том числе, малоизвестными фактами той операции и увидеть редкие фотографии.

1. Смертельная репетиция “Дня Д”

28 июля 1944 года восемь кораблей с американскими пехотинцами и оборудованием на борту оставили берега британского Девона и начали репетицию запланированной высадки в Нормандии. Однако не все прошло гладко. Суда использовали радиочастоты, которые перехватили немецкие разведчики. Из-за плохо налаженной системы коммуникаций корабли стали легкой мишенью для подводных лодок гитлеровской армии. В итоге погибло около 800 человек.

Обеспокоенное утечкой секретной информации, командование армий государств-союзников заморозило все архивы данных. Следовательно, некоторые семьи так и не смогли выяснить, как погибли их близкие.

2. Искушение

В книге Джонатана Майо “День Д” рассказывается о необычном испытании, которое устроил своему воинскому подразделению подполковник Теренс Отвей. Он хотел быть уверенным, что перед высадкой солдаты не проболтаются о планируемой операции. Чтобы проверить солдат “на прочность”, Отвей попросил самых красивых девушек из воздушной эскадрильи пойти в паб, соблазнить военных, которые там отдыхали, и выведать тайну. Никто из военных не попал в ловушку.

3. О чем думал Черчилль накануне операции?


Уинстон Черчилль, блистательный оратор, известный умением убедить любую аудиторию, накануне “Дня Д” чувствовал себя не слишком уверенно. Своими страхами он поделился с женой: “Ты понимаешь, что завтра утром, когда ты проснешься, 20000 солдат уже никогда не проснутся? “ - спросил британский премьер.

4. Кодовые названия “ Дня Д”

При подготовке операции был использовано ряд кодовых названий. “Юта”, “Омаха”, “Голд” и “Сордо” обозначали пляжи на побережье Нормандии. “Нептун” - название самой
высадки, а “Оверлорд” - всей операции по освобождению Нормандии от нацистов. ‘Биго “ - кодовое название для тех, кто имел допуск на самом высоком уровне.

Эти секретные данные прятали за семью замками. Как перепугалось командование, когда, незадолго до начала операции, в Daily Telegraph напечатали кроссворд, содержащий целых пять кодовых названий, в том числе “Юта”, “Омаха” и “Нептун”. Британская разведка забила тревогу, подозревая, что таким образом кто-то пытается передать врагу секретную информацию. Однако обыски в доме автора кроссворда ничего не дали.

5. Кампания по дезинформации

При разработке плана вторжения союзники во многом опирались на уверенность в том, что противнику неизвестны две важнейшие детали — место и время проведения операции “Оверлорд”.
Для обеспечения секретности и внезапности высадки была разработана и успешно проведена крупнейшая в истории дезинформационная операция (операция Fortitude).

Чтобы дезинформировать противника, союзные армии разработали фальшивые коды и планы операции.

Рано утром 6 июня в Нормандии и Па-де-Кале высадились отряды барабанщиков в военной формае. У них было специальное шумовое оборудование, которое имитировало звук стрельбы и воздушного налета. Этот эпизод вошел в историю под названием “Титаник”. Его главной целью было отвлечь внимание врага от основных сил союзников, высадившихся немного западнее этого места.

6. Что означает “Д” в термине “День Д”?

На протяжении многих лет люди задумывались, что же означает буква “Д” в названии “День Д”, под которым известна Нормандская операция.

“День Д” - это общепринятый в военном деле термин, которым обозначается день начала военной операции. Он использовался как до высадки союзников во Франции, так и после.

Военные термины “день Д” и “час Ч”, обозначают время начала какой-либо операции, реальный срок которой определить однозначно нельзя и где соблюдается режим строгой секретности.

Как правило, “Д” и “Ч” , заранее вообще неизвестны. Время начала действий сообщается в день наступления. В документах по планированию действий в течение военной операции время рассчитывается примерно следующим образом: время подготовки к операции - “Ч” минус XX часов XX минут, а все последующие действия - “Ч” плюс XX часов XX минут.

7. Письмо генерала Эйзенхауэра на случай поражения

Генерал США Эйзенхауэр написал письмо, которое должно бы было быть опубликовано в случае поражения.
“Высадка наших войск в зоне Шербург-Гавр не принесла успешных результатов и я отозвал наши войска. Мое решение нанести удар на данный момент основывается на информации, заслуживающей доверия. Наши морские и воздушные войска продемонстрировали небывалое мужество. Если кто-то и виноват в их поражении, то только я сам “, - говорилось в письме, которое генерал случайно подписал 5 июля, а не 5 июня.

8. Погода оказалась на стороне союзников

Первоначально высадка в Нормандии планировалась на 5 июня, однако плохая погода заставила генерала Эйзенхауэра отложить операцию на сутки. Согласно документам Морской библиотеки США немецкое командование ожидало вторжения союзников в конце мая, когда была полная луна, прилив и слабый ветер. немного ветра. Когда в начале июня погода ухудшилась, немцы расслабились и потеряли бдительность. В этот момент метеослужба союзников дала благоприятный прогноз, и операция началась.

9. Взломать код “Энигмы”


В Германии шифровальный аппарат “Энигма” использовали с 1920 года. Уникальная машина создавала возможности для более чем двухсот триллионов комбинаций букв и считалась несокрушимой. Однако незадолго до высадки в Нормандии союзникам удалось разгадать код аппарата, и в Берлине об этом не узнали. Расшифрованные данные раскрыли координаты расположения гитлеровских войск в Нормандии и подтвердили, что немцы купились на дезинформацию о фальшивых планах высадки.

10. “Человек, который выиграл войну”

Генерал Дуайт Эйзенхауэр как-то сказал: “Эндрю Хиггинс - человек, который выиграл войну для нас”.
Так кто же он - Эндрю Хиггинс?

Хиггинс - гений -самоучка в области конструирования маломерных судов, который разработал и сконструировал десантные катера-амфибии, с помощью которых силы союзников пересекли Ла-Манш. “Если бы Хиггинс не создал эти суда, мы никогда не смогли бы высадиться на открытом пляже. Стратегия всей войны была бы совсем другой”.

К середине 1944 года положение воюющих государств и коалиций существенно изменилось. Советские войска нанесли крупные поражения вермахту на восточном фронте и приближались к жизненно важным центрам противника.

Положение Германии ухудшалось также из-за реальной перспективы скорой высадки американо-английских войск во Франции. Линия обороны немецких войск на западном фронте проходила по побережью Норвегии, Дании, Голландии, Бельгии, Франции, далее шла по южному побережью Франции, южнее Рима пересекала итальянскую территорию, продолжалась по побережью Югославии, Албании и заканчивалась в Греции.

США и Англия, используя благоприятные условия, приступили к подготовке высадки своих войск в Северной Франции (операция "Оверлорд") и вспомогательного удара в Южной Франции (операция "Энвил").

Перед непосредственным проведением операции "Оверлорд" на Британских островах сосредоточились четыре армии: 1-я и 3-я американские, 2-я английская и 1-я канадская. В составе этих армий было 37 дивизий (23 пехотные, 10 бронетанковых, 4 воздушно-десантные) и 12 бригад. Имелось также 10 отрядов "коммандос" и "рейндженс" (английские и американские десантно-диверсионные части морской пехоты).

Первый этап десантной операции осуществлялся силами 21-й группы армий под командованием английского генерала Б.Монтгомери. В нее входили 1-я американская (командующий генерал О. Брэдли), 2-я английская (командующий генерал М. Демпси) и 1-я канадская (командующий генерал Х. Грерар) армии.

С рассветом 6 июня под прикрытием артиллерии и массированных ударов авиации почти беспрепятственно началась высадка десанта на пяти участках побережья. Немецкие соединения не осуществили решительных мер, чтобы сорвать действия союзных войск. Немецкая авиация и военно-морской флот не оказали должного сопротивления высадке десанта, хотя отдельные части и соединения, находившиеся на побережье, оборонялись упорно, особенно на участке, где высаживалась 1-я пехотная дивизия 5-го американского корпуса.

К вечеру первого дня вторжения союзники захватили три плацдарма, на которых высадились 8 дивизий и бронетанковая бригада, с общей численностью 150 тысяч солдат и офицеров. Время для немецкого контрудара было в значительной мере упущено. 709-я, 352-я и 716-я немецкие дивизии, находившиеся непосредственно на побережье, вели бои на 100 километровом фронте и не смогли отразить высадки союзных войск.

В первый день десантной операции американцы потеряли 6 603 человека, в том числе 1 465 убитыми, у англичане и канадцы - около 4 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

Командование экспедиционных войск перебрасывало новые силы и технику на захваченные плацдармы. Отражая удары немецких частей, переброшенные на плацдарм соединения англо-американских войск продвигались в глубь побережья.

10 июня был создан один общий плацдарм, имевший 70 км по фронту и 8-15 км в глубину. К 12 июня экспедиционным силам удалось расширить его до 80 км по фронту и 13-18 км в глубину. На плацдарме уже находились 16 дивизий и бронетанковые части, эквивалентные трем бронетанковым дивизиям. В составе англо-американских войск в Нормандии к этому времени было 327 тысяч человек, 54 тысяч боевых и транспортных машин и 104 тысяч тонн грузов. 7-й корпус 1-й американской армии вел упорные бои на дальних подступах к Шербуру. Однако город и порт Кан союзникам взять не удалось.

Командование немецких войск подтягивало резервы, чтобы ликвидировать плацдарм на побережье. Но оно по-прежнему считало, что главный удар англо-американских войск последует через пролив Па-де Кале и продолжало держать здесь крупные силы. 12 июня немецкие войска предприняли неудачную попытку рассечь группировку союзников между реками Орн и Вир.

Гитлер возлагал большие надежды на новое оружие - самолеты-снаряды Фау-1. Оно было пущено в ход вскоре после высадки - в ночь на 13 июня.

Положение немецких войск на Западе продолжало ухудшаться. До 20 июля высадившиеся экспедиционные силы союзников вели бои за создание стратегического плацдарма.

Соединения 1-й американской армии начали наступление 12 июня из района западнее Сент-Мер-Эглиза в западном направлении, заняли Комон. 17 июня отрезали Котантенский полуостров, 27 июня овладели Шербуром, взяв при этом в плен 30 тысяч человек, а 1 июля завершили очищение от немецких войск полуострова Котантен.

Высадившиеся в Нормандии союзные войска продолжали расширять плацдарм. 3 июля перешла в наступление 1-я американская армия. За 17 дней она продвинулась вперед на 10-15 км и заняла город и важный узел дорог Сен-Ло. 2-я английская армия после тяжелых и трудных атак 19 июля овладела Каном. На плацдарм были высажены 3-я американская и 1-я канадская армии.

К 25 июля союзные войска вышли на рубеж южнее Сен-Ло, Комон, Кан. На этом Нормандская десантная операция завершилась. Союзники за период с 6 июня по 23 июля потеряли 122 тысячи человек Потери немецких войск составили 113 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными, а также 2 117 танков и 345 самолетов.

Высадка союзников на французской земле, означавшая открытие второго фронта в Западной Европе, являлась самой крупной десантной операцией стратегического значения в ходе второй мировой войны. Она стала важным фактором в ходе вооруженной борьбы против фашистского блока. Германия оказалась зажатой в тисках с востока и запада и была вынуждена вести борьбу на два фронта. Союзники отвлекли определенную часть стратегических резервов Германии. Второй фронт позволил сократить сроки войны и количество ее жертв.

Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Далее читайте:

Варшава - боевые действия в районе Варшавы войск 1-го Белорусского фронта 2 августа - 23 сентября 1944 г. в ходе Второй мировой войны 1939-1945 годов.

Танкисты!

С 5 июня 9:00 (МСК) по 8 июня 8:30 (МСК) в игре пройдёт акция, посвящённая годовщине операции «Оверлорд». В это время вас ожидают:

Бонусы и скидки

Во время акции вы будете получать в 3 раза больше свободного опыта за каждый бой (15% вместо 5% ).

А также бонус при переводе опыта в свободный:

35 за 1 вместо 25 .

И это ещё не всё:

Скидка 30% на исследуемую технику США, Германии, Франции и Великобритании VI-VII уровней.

Скидка не распространяется на машины, участвующие в акции «Ася шарит» .

Боевые задачи

« Операция “Оверлорд”, часть 1 »

« Операция “Оверлорд” , часть 2 »

Цель

Выполнить 10 раз задачу « Операция “Оверлорд”, часть 1»

Награда

в аренду на 3 дня

Ограничения

Задачу можно выполнить только один раз для каждого аккаунта

начисляется по факту выполнения боевой задачи « Операция “Оверлорд” , часть 2» вместе с временным слотом в Ангаре и экипажем, обученным основной специальности на 50%. Если в вашем Ангаре уже есть эта машина, компенсация за неё начисляться не будет.

Выходить в бой на арендном можно в течение 3 суток с момента выполнения задачи. После окончания срока аренды возможны два варианта: вы можете приобрести танк насовсем либо убрать арендную машину из Ангара (оба действия доступны в контекстном меню). Во втором случае из танка необходимо вручную высадить экипаж, а также снять оборудование.

Если по окончании срока аренды вы не уберёте машину вручную либо не приобретёте её, она останется в Ангаре, однако выйти на ней в бой будет нельзя.

« Высадка на пляж “Голд” »

« Высадка на пляж “Джуно”»

Цели
  • Сыграть 10 боёв .
  • топ-10 своей команды по опыту
Награда
  • +2500 единиц опыта .
  • 5 порций Пудинга с чаем
Ограничения
  • Любая британская техника .
  • Задачу можно выполнить два раза в сутки

« Высадка на пляж “Сорд”»

Цели
  • Отыграть 10 боёв .
  • В каждом бою необходимо попасть в топ-10 своей команды по опыту
Награда
  • +2500 единиц опыта .
  • 5 порций Крепкого кофе
Ограничения
  • Все виды боёв, кроме тренировочных.
  • Любая французская техника, кроме АМХ 50 В (П) .
  • Задачу можно выполнить два раза в сутки . Результаты обнуляются ежедневно в 3:00 (МСК)

« Высадка на пляж “Омаха”»

Цели
  • Сыграть 10 боёв .
  • В каждом бою необходимо попасть в топ-10 своей команды по опыту
Награда
  • +2500 единиц опыта .
  • 5 Ящиков колы
Ограничения
  • Все виды боёв, кроме тренировочных.
  • Любая американская техника, кроме Т110Е5 (П) .
  • Задачу можно выполнить два раза в сутки . Результаты обнуляются ежедневно в 3:00 (МСК)

« Высадка на пляж “Юта”»

Цели
  • Сыграть 10 боёв .
  • В каждом бою необходимо попасть в топ-10 своей команды по опыту
Награда
  • +2500 единиц опыта .
  • 5 плиток Шоколада
Ограничения
  • Все виды боёв, кроме тренировочных.
  • Любая немецкая техника .
  • Задачу можно выполнить два раза в сутки . Результаты обнуляются ежедневно в 3:00 (МСК)

Кроме того, С 5 июня 9:00 (МСК) по 15 июня 8:30 (МСК) игроки, выполнившие боевую задачу , смогут выполнить ещё одну:

«Высадка прошла успешно »

Цели
  • Сыграть бой.
  • Попасть в топ-10 своей команды по опыту
Награда

На 10% больше опыта за бой

Ограничения
  • Задача доступна для игроков, выполнивших боевую задачу «Операция “Оверлорд”, часть 2» .
  • Все виды боёв, кроме тренировочных.
  • Любая техника, кроме машин из игрового события «Превосходство».
  • Задачу можно выполнить 35 раз для каждого аккаунта

Награды за выполнение боевых задач могут суммироваться при соблюдении всех условий и ограничений.

Удачи на полях сражений!

Историческая справка

6 июня 1944 года началась стратегическая операция «Оверлорд» по высадке войск союзников в Нормандии — самая крупная десантная высадка в истории войн. В ней приняли участие более трёх миллионов человек. Операцией «Оверлорд» был открыт Западный фронт на европейском театре военных действий во Второй мировой войне.

На стадии подготовки операция была предельно засекреченной. Военнослужащим, которые должны были стать частью операции, запретили покидать места дислокации. Подготовка к «Оверлорду» сопровождалась массированной кампанией по дезинформации.

Силы союзников включали в себя армии США, Канады, Великобритании, а также войск «Свободной Франции» и отряды французского Сопротивления. Командовал операцией генерал Дуайт Эйзенхауэр. Зоны высадки были разделены между 1-й американской армией Омара Брэдли (участки «Омаха» и «Юта») и 2-й британской армией Майлза Демпси (участки «Сорд», «Джуно», «Голд»).

Вскоре после полуночи на оккупированную территорию высадились американские и английские парашютисты. Их задачами были захват мостов, небольших населённых пунктов и обеспечение прикрытия высадки.

Высадка на пляжах Нормандии началась около 6:30 утра. В течение всего дня американские и английские войска вели сражение против немецкой оборонительной линии. Наиболее упорным сопротивление противника было на участке «Омаха» в американской зоне ответственности. Здесь высаживающиеся войска понесли самые тяжёлые потери. Британцы также столкнулись с серьёзным противодействием на участке «Сорд».

К концу дня союзникам удалось высадить на берег около 150 тысяч человек и большое количество техники. На отдельных участках продвижение английских и американских войск составило до восьми километров вглубь материка. Мощный плацдарм для развития наступления вглубь Европы был готов.

В ночь с 5 на 6 июня 1944 года началась высадка союзных войск в Нормандии. Для того чтобы самая грандиозная десантная операция в истории не закончилась столь же грандиозным провалом, командованию союзников необходимо было достичь самого высокого уровня координации всех родов войск, принимавших участие в высадке. Исключительная сложность задачи, разумеется, не позволила исполинскому механизму вторжения отработать без единого сбоя; накладок и проблем хватало. Но главное — цель была достигнута, и Второй фронт, открытия которого так долго ожидали на Востоке, начал функционировать в полную силу.

Уже на ранней стадии подготовки вторжения командованию союзников было ясно, что без завоевания абсолютного превосходства в воздухе любые действия морских и сухопутных сил обречены на неудачу. В соответствии с предварительным планом, действия военно-воздушных сил должны были проходить в четыре этапа. Первый этап — бомбардировка стратегических целей на территории Германии. Второй — удар по железнодорожным узлам, береговым батареям, а также по аэродромам и портам в радиусе около 150 миль от зоны вторжения. На третьем этапе авиация должна была прикрывать войска во время переправы через Ла-Манш. Четвёртый этап предусматривал непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, препятствование переброске подкреплений для немецкой армии, проведение воздушно-десантных операций и обеспечение воздушного снабжения войск необходимыми грузами.

Отметим, что наладить взаимодействие между авиацией и другими родами войск было довольно трудно. Английские ВВС после того, как вышли в 1918 году из подчинения армии и флота, всеми силами старались сохранить независимость.

Американские ВВС также стремились к максимальной независимости. При этом и англичане, и американцы были уверены, что бомбардировщики смогут сокрушить противника при минимальном участии солдат и моряков.

Некоторая доля истины в этом убеждении была. С осени 1943 года английские и американские стратегические бомбардировщики наносили по Германии удары, направленные на уничтожение промышленных центров и снижение воли немцев к сопротивлению. Использование «летающих крепостей» и «Либерейторов» в сопровождении истребителей привело к тому, что немцы, отбивая воздушные атаки, теряли в боях с истребителями сопровождения не только машины, но и пилотов (что было куда серьёзней, так как хорошего лётчика быстро воспитать было невозможно). В результате средний уровень мастерства пилотов люфтваффе очень сильно упал к моменту начала операции «Оверлорд».

Крупным успехом союзной авиации было то, что из-за постоянных бомбёжек с мая по август 1944 года в Германии резко упал уровень производства синтетического топлива и авиационного спирта. По мнению некоторых исследователей, если бы «летающие крепости» генерала Карла Спаатса продолжали действовать в том же духе, то Германию можно было бы разбить уже к концу 1944 года. Насколько это убеждение верно, можно только предполагать, потому что с самого начала года генералы, прорабатывавшие планы высадки, старались подчинить стратегическую авиацию своим интересам. И после долгих споров главнокомандующий союзными силами Дуайт Эйзенхауэр добился своего: бомбардировочная авиация была передана в подчинение объединённого англо-американского комитета начальников штабов.

Для участия в операции были выделены Английское бомбардировочное командование А. Харриса, 8-я американская армия стратегической авиации К. Спаатса и Союзные экспедиционные воздушные силы в составе 9-й американской воздушной армии и английских Вторых тактических ВВС. Командовал этим соединением главный маршал авиации Траффорд Ли-Мэллори. Последнего существующее разделение сил не устраивало. Он заявил, что без участия бомбардировочных сил не сможет обеспечить выполнения задач по прикрытию флота во время пересечения Ла-Манша, а также надлежащую поддержку наземным силам. Ли-Мэллори хотел, чтобы всеми действиями авиации руководил один штаб. Такой штаб был развёрнут в городке Хиллингдон. Начальником штаба стал маршал авиации Конингхэм.

Был разработан двухэтапный план применения бомбардировщиков. В соответствии с этой идеей, вначале стратегическая авиация должна была нанести максимальный урон железным дорогам Франции и Бельгии для снижения их пропускной способности. Затем, уже непосредственно перед высадкой, нужно было сосредоточиться на бомбёжках всех путей сообщения, мостов и транспортного подвижного состава в зоне высадки и на прилегающих территориях, тем самым блокировав перемещения германских войск. Ли-Мэллори наметил 75 целей, которые следовало уничтожить в первую очередь.

Командование решило проверить план на практике. Для начала в ночь на 7 марта около 250 британских бомбардировщиков «отработали» по станции Трапп около Парижа, на месяц выведя её из строя. Затем в течение месяца было нанесено ещё восемь подобных ударов. Анализ результатов показал, что Ли-Мэллори в принципе прав. Но был неприятный момент: подобные бомбардировки неизбежно влекли за собой жертвы среди гражданских лиц. Будь это немцы - союзники бы не слишком переживали. Но бомбить предстояло Францию и Бельгию. И гибель мирных жителей едва ли способствовала бы доброжелательному отношению к освободителям. После долгих споров было решено: удары наносить только там, где риск потерь среди гражданского населения будет минимальным. 15 апреля окончательный список целей был утверждён и доведён до сведения командующих стратегической авиацией.

К началу высадки союзников бомбёжкам было подвергнуто около 80 объектов, на которые суммарно обрушилось более 66 тысяч тонн бомб. В результате перемещение немецких войск и грузов по железным дорогам оказалось сильно затруднено, а когда операция «Оверлорд» началась, немцы не смогли организовать быструю переброску сил для решительного контрудара.

Чем ближе была дата нападения, тем активнее становились авианалеты союзников. Теперь бомбардировщики громили не только железнодорожные узлы и промышленные объекты, но также радиолокационные станции, эшелоны, военные и транспортные аэродромы. Сильным атакам подвергались береговые артиллерийские батареи, причём не только те, которые находились в зоне высадки десанта, но и другие, расположенные на побережье Франции.

Параллельно с бомбёжками союзники занимались обеспечением воздушного прикрытия районов сосредоточения войск. Было организовано непрерывное патрулирование истребителями над Ла-Маншем и в окрестностях. Приказ командования гласил: появление немецких самолетов над Южной Англией необходимо исключить полностью. Впрочем, люфтваффе уже не были способны к серьёзному воздушному наступлению, так что немногочисленные разведывательные вылеты не смогли вскрыть союзнических планов.

Немцы, конечно же, понимали, что высадка англо-американских войск на континенте неизбежна. Но жизненно важного знания о том, где именно это случится, они не получили. Между тем сил на обеспечение надежной обороны всего побережья у германской армии не было. А так называемый «Атлантический вал», о неприступных укреплениях которого в Германии не слышали разве что глухие, был в большей степени пропагандистской выдумкой, чем реальным оборонительным сооружением. Когда фельдмаршала Роммеля назначили командующим группой армий «В», он совершил инспекционную поездку по «Валу» и был неприятно поражён увиденным. Многие укрепления существовали только на бумаге, строительные работы велись с непозволительным пренебрежением, а имеющихся
в наличии войск не всегда хватало даже на то, чтобы заполнить уже построенные фортификации. И самое страшное, что понял тогда Роммель, это то, что никаких усилий не хватит, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону.

На момент начала операции «Оверлорд» перед ВВС стояли две главные задачи: прикрыть флот вторжения и высадку войск, а также доставить к месту назначения планёрные и парашютные части воздушных десантников. Причём планёры были даже в какой-то мере важней, потому что на них перевозились противотанковые орудия, автомобили, тяжёлое вооружение и прочие массивные грузы.

Высадка воздушного десанта началась в ночь с 5 на 6 июня. В ней принимали участие 1662 самолета и 500 планёров со стороны американских ВВС и 733 самолета и 335 планёров британской военной авиации. За ночь на территорию Нормандии было сброшено 4,7 тысяч солдат, 17 орудий, 44 автомашины «Виллис» и 55 мотоциклов. Ещё 22 планёра с людьми и грузом разбились при посадке.

Параллельно с высадкой воздушного десанта проводились отвлекающие операции в районе Гавра и Булони. Возле Гавра 18 британских кораблей проводили демонстративное маневрирование, а бомбардировщики сбрасывали металлические ленты и зеркальные рефлекторы, чтобы на экранах германских радаров отображалось много помех и казалось, что к континенту движется большой флот.

В это же время на северо-западе Франции разыгрывался другой спектакль: с самолётов сбрасывали чучела парашютистов и пиротехнику для имитации стрельбы.

Пока флот приближался к берегам Нормандии, союзная авиация бомбила места расположения немецких войск, штабы, береговые батареи. На главные батареи самолёты англо-американских ВВС обрушили более 5000 тонн бомб, на оборонительные сооружения в бухте Сены - почти 1800 тонн.

Мнения относительно результативности этого налёта довольно противоречивы. Во всяком случае, точно известно, что многие батареи и после интенсивной бомбёжки вели огонь по морскому десанту союзников. Да и сама бомбардировка не всегда была точной. В местечке Мервилль своими же бомбами накрыло 9-й парашютный батальон. Подразделение понесло тяжёлые потери.

Около 10 утра, когда высадка с моря шла уже полным ходом, в воздухе находилось примерно 170 истребительных эскадрилий. По воспоминаниям очевидцев и участников в воздухе творился настоящий хаос: из-за низкой облачности самолёты «Мустанг» и «Тайфун» были вынуждены летать на малой высоте. Из-за этого немецкой зенитной артиллерии удалось сбить 17 и повредить большое количество крылатых машин.

Немногочисленные германские ВВС были захвачены врасплох. Вообще, немцы не имели ни малейшего шанса наладить сопротивление крылатой армаде союзников, так как из четырёх сотен боевых самолетов, имевшихся в наличии 3-го воздушного флота, менее двухсот могли подняться в воздух. Фактически взлетело только несколько самолётов, не оказавших на ситуацию ни малейшего
влияния.

Небольшие группы истребителей «Фокке-Вульф» и «Ме-110» пытались действовать против флота вторжения. В период с 6 по 10 июня им удалось потопить американский эсминец и одно десантное судно. В масштабах высадки это были совершенно мизерные потери.

Утром 7 июня 175 немецких бомбардировщиков пытались атаковать высадившиеся войска. «Спитфайры» британских ВВС отразили это нападение, и единственное, что удалось немцам, - это выбросить небольшое количество мин в бухту Сены. На них подорвалось несколько десантных кораблей.

К 10 июня союзникам удалось закончить строительство первого аэродрома на территории Нормандии. С него начали действовать три эскадрильи из состава 144-го авиакрыла канадских ВВС. Другими подразделениями этот и прочие аэродромы, которые стремительно возводились на континенте, поначалу использовались как точки дозаправки и пополнения боекомплекта, а по мере того, как линия фронта сдвигалась от побережья, самолёты союзников стали пользоваться ими и как постоянными.

Потери немецкой авиации в период с 6 июня по 5 сентября составили более 3500 самолётов, британцы лишились 516 машин. Одним из результатов этого разгрома стало то, что уменьшилось количество лётчиков-асов в союзных ВВС, так как вероятность встречи с противником в воздухе резко упала.

Значение ВВС на подготовительной стадии вторжения в Нормандию и непосредственно во время операции «Оверлорд» трудно переоценить. Стратегическая авиация союзников нанесла сильнейший ущерб транспортным коммуникациям на оккупированных территориях Франции и Бельгии. Истребители и лёгкие бомбардировщики захватили безоговорочное господство в воздухе над зоной высадки, благодаря чему немецкая авиация, и так не слишком сильная, оказалась нейтрализованной практически на сто процентов. Зенитная артиллерия немцев физически не могла справиться с теми армадами самолётов, которые подняли в воздух союзники. Даже несмотря на допущенные ошибки и довольно сомнительную эффективность действий авиации в ряде моментов, это была чистая победа.

Второй фронт - фронт вооруженной борьбы США,Великобритании и Канады против фашистской Германии в 1944-45 гг. в Западной Европе. Был открыт 6 июня 1944 г. высадкой англо-американских экспедиционных сил в Нормандии (северо-запад Франции).

Эта высадка получила название «Операция «Оверлорд» и стала самой крупной десантной операцией в истории войн. К участию в ней была привлечена 21-я группа армий (1-я американская, 2-я английская и 1-я канадская армии) в составе 66 общевойсковых дивизий, из них 39 дивизий вторжения, три воздушно-десантных дивизии. Всего 2 млн. 876 тыс. человек, около 10,9 тыс. боевых и 2,3 тыс. транспортных самолетов, около 7 тыс. кораблей и судов. Общее командование этими силами осуществлялось американским генералом Дуайтом Эйзенхауэром.

Экспедиционным союзным силам противостояла немецкая группа армий «Б» в составе 7-й и 15-й армий под командованием генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля (всего 38 дивизий, из которых только 3 дивизии находились на участке вторжения, около 500 самолетов). Кроме того, южное побережье Франции и Бискайского залива прикрывала группа армий «Г» (1-я и 19-я армии - всего 17 дивизий). Войска опирались на систему береговых укреплений, получивших наименование «Атлантический вал».

Общий фронт высадки делился на две зоны: западную, где должны были высаживаться американские войска, и восточную - для английских войск. Западная зона включала два, а восточная - три участка, на каждом из которых предполагалось высадить одну усиленную пехотную дивизию. Во втором эшелоне оставались одна канадская и три американские армии.