Тесей считался сыном афинского царя Эгея. Он родился и вырос в городе Троисене - родине его матери Эфры, которая была дочерью местного царя. Когда Тесей вырос и превратился в красивого сильного юношу, мать рассказала ему, что настоящим его отцом является бог морей Посейдон, который приходил к ней еще до замужества. Рассказав тайну его рождения, Эфра отправила сына в Афины к Эгею помогать престарелому отцу править городом. По пути в Афины Тесей совершил немало подвигов: убил страшного разбойника великана Перифета, грабителя Синида, поразил мечом громадного марафонского быка, пожиравшего все вокруг себя.

Прибыв в Афины, Тесей увидел жителей в глубокой печали. Каждые девять лет им приходилось отдавать дань - семь юношей и семь девушек отвозили онйна остров Крит в качестве жертвы для ужасного чудовища Минотавра, с головой быка и туловищем человека. Этот Минотавр жил во дворце царя Миноса, называемом Лабиринт, из которого никто не мог найти выхода. Афиняне уже снарядили корабль, оснастили его в знак скорби черными парусами.

Узнав эту историю, юный Тесей решил поехать вместе с молодыми людьми на остров Крит. Он задумал пробраться во дворец Лабиринт и убить там кровожадное чудовище, освободить афинян от ужасной дани. Престарелый Эгей отговаривал Тесея, но тот не послушал отца, совершил жертвоприношение и обещал вернуться с победой. В знак этого он поставит на корабле белые паруса.

Когда корабль прибыл на Крит, юношей и девушек отвели к царю Миносу, среди них был и Тесей. Его заметила дочь Миноса Ариадна, а покровительница Тесея Афродита вызвала в ее сердце сильную любовь к прекрасному юноше. Ариадна решила помочь Тесею, она не хотела, чтобы он погиб в Лабиринте, растерзанный Минотавром.

Но перед тем как отправить молодых людей в Лабиринт, царь Ми-нос оскорбил афинскую девушку. За нее вступился Тесей, но, гордый своим происхождением, царь Крита разгневался, что какой-то афинянин смеет противиться ему, сыну Зевса. Тесей гордо ответил царю:

Ты гордишься своим происхождением от Зевса, но и я не сын простого смертного, отец мой - великий бог морей Посейдон.
Засмеялся Минос, кинул свой перстень в волны и крикнул Тесею:

Докажи, достань мой перстень со дна!
Призвав своего отца Посейдона на помощь, Тесей бросился в море.

Долго его не было. Все были уверены, что он погиб. Но под водой бог Тритон доставил героя к Посейдону. Тот с радостью приветствовал сына в своем подводном дворце и протянул ему перстень царя Миноса. Когда наконец Тесей вынырнул из морской пучины, в руках он держал перстень Миноса. Так он доказал свое божественное происхождение.

Теперь Тесею предстояло отправиться во дворец Лабиринт, чтобы убить чудовище. Ариадна втайне от отца дала ему острый меч и клубок ниток. У входа в Лабиринт Тесей привязал нить и, разматывая клубок, двинулся по запутанным переходам дворца. Вскоре он добрался до того места, где скрывался страшный Минотавр.

Страшное чудовище тотчас с ревом бросилось на смельчака. Но Тесей мечом отбил его атаку. И снова Минотавр, наклонив рогатую голову, пошел на него. Тогда Тесей не стал уклоняться, левой рукой схватил чудовище за рога, а правой вогнал в него меч по самую рукоятку. Минотавр упал бездыханным. Тесей нашел юношей и девушек и по нити вывел всех из Лабиринта.

Опасаясь гнева Миноса, Тесей решил незаметно уехать с острова. Он приказал прорубить днища у всех критских кораблей, взял с собой Ариадну и вместе с афинскими юношами и девушками вышел в море.

Для отдыха он сделал остановку на острове Наксос. Там ему во время сна явился бог виноделия Дионис и сказал, что боги решили отдать Ариадну ему в жены. Тесей проснулся очень опечаленным, но он не мог противиться воле богов.

Пока Ариадна спала, Тесей отплыл на своем корабле. Во время плавания он, опечаленный утратой Ариадны, забыл поставить белые паруса, которые означали, что корабль возвращается с победой. Вглядывавшийся в море старый Эгей увидел знакомое судно, но на нем были черные паруса. Он решил, что его сын Тесей погиб, а афинских юношей и девушек сожрал кровожадный Минотавр. От горя старик бросился в море. С той поры море называют Эгейским. Тесей с великими почестями похоронил своего отца и принял правление над Афинами.

Ариадна, греч. - дочь критского царя Миноса и его жены Пасифаи. Картина «Тесей и Ариадна» Ричарда Уэстолла.

Под «нитью Ариадны» и поныне подразумевается все, что помогает ориентироваться в сложных ситуациях и найти выход из них. Эту нить (или целый клубок) Ариадна некогда дала афинскому герою Тесею, которому предстояла схватка с Минотавром в кносском лабиринте (см. статью «Тесей»). Кроме этого клубка нитей Ариадна дала ему для борьбы с Минотавром меч. Ведь одного только ориентира недостаточно для решения трудной задачи, нужно иметь еще и необходимые средства, в данном случае - оружие. Ну, а всего прочего - силы, ловкости, отваги - у героя Тесея было в избытке.

И все равно убить Минотавра было нелегко, а когда это случилось, Тесей и Ариадна вместе со спасенными юношами и девушками бежали с Крита, опасаясь мести Миноса. Доплыв до острова Наксос, они остановились на ночлег. Во сне Ариадне явился бог Дионис и велел ей остаться на Наксосе, так как он намерен был жениться на ней. Напрасно упиралась Ариадна, тщетно сопротивлялся и Тесей, мечтавший привести ее в Афины в качестве супруги. Волю бога нужно было исполнить.

Лишенный Ариадны, Тесей возвращался в Афины в такой печали, что даже забыл сменить черные паруса своего корабля на белые, чтобы уже издали подать весть царю Эгею о счастливом исходе путешествия. О последствиях этой оплошности вы тоже можете прочесть в соответствующих статьях. Здесь же скажем лишь, что Ариадна действительно стала супругой Диониса, а Тесей женился на ее младшей сестре Федре (но намного позднее и неудачно).

Брак Ариадны с Дионисом тоже не был счастливым: если женщина выходит за более высокородного мужчину, то вместо мужа она, как правило, получает господина. Ариадна так долго терзалась тоской по Тесею, что, в конце концов, над ней сжалилась Артемида и убила ее стрелой. После чего боги поселили ее на небе, определив ей место вблизи созвездия Змееносца.

Миф об Ариадне очень древнего происхождения. Это первый известный нам рассказ о трагической судьбе любящей женщины, а так как его осью является внутренняя борьба между любовью и долгом, между возможностью достичь счастья и необходимостью от него отказаться, он вновь и вновь влечет к себе поэтов и художников.

Вакх и Ариадна. Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654-1727)

Из античных скульптур наиболее известны «Спящая Ариадна» - римская копия эллинистического произведения 3 или 2 в. до н. э. (Ватиканские музеи, имеются реплики в других собраниях), «Голова Ариадны» (2-я пол. 4 в. до н. э., Афины, Национальный археологический музей), из рельефов - «Тесей и Ариадна» (примерно 2 в. н. э., Рим, Капитолийский музей) и саркофаг «Дионис и Ариадна» (ок. 200 н. э., Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека, подобный, но более поздней работы - в Париже, в Лувре), из живописи, пожалуй, «Свадьба Ариадны и Диониса» (кон. 1 в. до н. э., вилла деи Мистери в Помпеях), из мозаик - «Свадьба Диониса и Ариадны» (кон. 2 в. н. э., Тунис, музей Бардо, и 3 в. н. э., Салоники, Археологический музей).

Ариадна, Джон Уильям Уотерхаус, 1898

Из произведений мастеров нового времени отметим «Вакха и Ариадну» Тициана (1523, Лондон, Национальная галерея) и Тинторетто (1578, Венеция, Дворец дожей), несколько вариантов «Ариадны» Родена в его музеях в Париже и Филадельфии.

Судьба Ариадны послужила сюжетом для многочисленных музыкальных произведений: опер «Ариадна» Монтеверди (1608) и Генделя (1734), «Ариадна и Вакх» М. Маре (1696) и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса на текст Г. фон Гофмансталя (1912).

Видео. Михаил Муромов «Ариадна»

Ариадна Ариадна

(Ariadne, Αριάδνη). Дочь Миноса и Пазифаи. Когда Тезей был отправлен на остров Крит в числе семи юношей и семи девушек на съедение чудовищу Минотавру, жившему в лабиринте, Ариадна влюбилась в него и дала ему клубок ниток, при помощи которого он выбрался из лабиринта. Тезей обещал жениться на ней, и они вместе уехали с Крита; но он покинул Ариадну на острове Наксос, где нашел ее Дионис, который женился на ней и подарил ей корону из семи звезд, которые после ее смерти обратились в созвездие.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АРИАДНА

(Άριάδνη), в греческой мифологии дочь критского царя Миноса я Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, А., влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. А. бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться (Hyg. Fab. 42). Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом (Plut. Quest. graec. 35). Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти А. в Афины, покинул её, когда она спала (Hyg. Fab. 42). Бог Дионис, влюблённый в А., похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак (Apollod. epit. I 9). Когда боги справляли свадьбу А. и Диониса, то А. была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис ещё раньше обольстил А. на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия (Ps.-Eratosth. 5). А. подарила Тесею статую Афродиты, которую он посвятил Аполлону во время своего пребывания на Делосе (Plut. Thes. 21). Сестра А. - Федра стала потом супругой Тесея (Hyg. Fab. 43).
Лит.: Marini A. М., II mito di Arianna, «Atene e Roma», 1932, № 1-2, p. 60-97, N 3-4, р. 121-42.
А. Т.-Г.

Миф об А. был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «А., вручающая Тесею нить», «спящая А.», «Тесей, покидающий А.», «Дионис, обнаруживающий спящую А.», «шествие Диониса и А.»). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «боги вручают А. звёздный венец» и «триумф Диониса и А.» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иорданc и др.), в 18 в. - сюжет «покинутая А.» (картина А. Кауфман и др.).
Миф об А. разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. - «А.» О. Ринуччини; «А.» В. Джусти; «Похищенная А.» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «А.» И. Гундулича; «А.» Т. Корнеля; «А.» У. Девенанта; в 18 в. - «А.» П. Я. Мартелло; «А. на Наксосе» И. К. Брандеса; в 19 в. - «А.» И. Г. Гердера; в 20 в. - «А. на Наксосе» Э. Людвига; «А. на Наксосе» П. Эрнста; «А.» М. Цветаевой.
Судьба А. послужила сюжетом большого числа опер 17 - нач. 19 вв., в т. ч. «А.» К. Монтеверди; «А.» Р. Камбера; «А. и Тесей» и «А. на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней А.» Р. Кайзера; «А.» Б. Марчелло; «А. на Крите» Г. Ф. Генделя; «А.» Дж. М. Орландини; «А. на Наксосе» И. С. Майра и др. Оратории «А. на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в 20 в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («А.» Ж. Массне; «А. на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая А.» Д. Мийо; «А.» Б. Мартину).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Ариадна

Дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Сестра Андрогея, Главка, Девкалиона и Федры. Верховная жрица Реи в Кноссе. Когда на Крит прибыл из Афин вместе с юношами, обреченными на съедение Минотавру, царевич Тесей, Ариадна влюбилась в него. Минотавр находился в Лабиринте - дворце с таким количеством переходов, что из него невозможно было выбраться. Ариадна дала Тесею клубок ниток, которые тот разматывал, входя в Лабиринт. Убив Минотавра, Тесей выбрался из Лабиринта по размотанной нити. Тесей увез Ариадну с собой, но, по велению богов, покинул ее спящей на острове Наксосе, так как ей было суждено стать супругой бога Диониса. Выйдя замуж за бога, сама стала богиней и поселилась на Олимпе. Вариант: после того, как Тесей покинул ее, стала супругой Онара.

// ТИЦИАН: Вакх и Ариадна // Хуан де АРГИХО: О Тесее и Ариадне // Питер Корнелис ХОФТ: "Что Ариадну ждет у берега морского? ..." // Фридрих НИЦШЕ: Жалоба Ариадны // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Ариадна // Валерий БРЮСОВ: Нить Ариадны // Валерий БРЮСОВ: Ариадна // Марина ЦВЕТАЕВА: Ариадна // Н.А. Кун: ПУТЕШЕСТВИЕ ТЕСЕЯ НА КРИТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Фрагмент росписи апулийского стамноса.
Около 390 до н. э.
Бостон.
Музей изящных искусств.

Роспись краснофигурного кратера «художника Пронома».
Около 410 до н. э.
Неаполь.
Национальный музей.



Синонимы :

Смотреть что такое "Ариадна" в других словарях:

    Ы, жен.Производные: Ариадночка; Ара (Аря); Ада (Адя); Рада; Рида.Происхождение: (В античной мифологии: Ариадна дочь Миноса, которая помогла Тесею выйти из лабиринта. От греч. ari очень и andano нравиться.)Именины: 4 сент., 1 окт. Словарь личных… … Словарь личных имен

    По греч. мифологии, дочь Миноса Критского, давшая Тезею нить, при помощи которой он нашел выход из лабиринта, где убил минотавра. Отсюда Ариаднина нить руководящее начало в запутанном деле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    По греческому мифу дочь критского царя Миноса. При помощи клубка ниток («нить А.») она помогла греческому герою Тезею выйти из лабиринта (см. Тезей). Тезей, обещавший жениться на ней, на обратном пути с Крита покидает ее спящую на пустынном… … Литературная энциклопедия

    Привлекательная, нравящаяся; Ариадночка, Ара, Ада, Рада, Рида Словарь русских синонимов. ариадна сущ., кол во синонимов: 3 астероид (579) … Словарь синонимов

    АРИАДНА, в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе (нить Ариадны) … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе (нить Ариадны) … Большой Энциклопедический словарь

    Дочь критского царя Миноса и Пазифаи. Когда Тезей решилсяубить минотавра, которому афиняне, по требованию отца А., посылалиежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц и, таким образом,избавить отечество от чудовища, он получил от любившей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Ариадна - АРИАДНА, в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе (“нить Ариадны”). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ариадна (значения). Себастьяно Риччи, Дионис находит Ариадну … Википедия

    АРИАДНА - 1. (в др. греч. мифологии – дочь критского царя Миноса; тж в знач. нариц.) АРИАДНА Загл. Куз921 (250); У платана тень прохладна, Тесны терема князей, – Ариадна, Ариадна, Уплывает твой Тезей! ib.; Но был один … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Книги

  • Ариадна , Массне Жюль , Репринтное нотное издание Massenet, Jules "Ariane" . Жанры: Operas; Stage Works; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring mixed chorus; Scores… Серия: Издатель:

Вакхический поход: покорение Индии Дионисом. - Бог Дионис в Фивах. - Дионис и пираты (матросы Акета). - Гомеровский гимн «Дионис и разбойники». - Пенфей и вакханки. - Миф о превращении дочерей Миния в летучих мышей. - Дионис и Ликург. - Икарий и Эригона. - Миф о Дионисе и Ариадне. - Дионис и Персефона. - Вакхические саркофаги.

Вакхический поход: покорение Индии Дионисом

Героическая легенда в греческих мифах о боге Дионисе (Вакхе) есть не что иное, как мифологическая история введения культуры виноградной лозы и рассказ о действии, производимом опьянением.

Страх перед опьянением и сильное его действие объясняют очень естественно ту оппозицию и враждебность к Дионису, которые он, согласно мифам древней Греции, встречал почти повсюду, когда начинал знакомить людей с виноделием.

Культ Диониса имеет много общего с культом Кибелы, и шумный характер вакхических оргий напоминает шумные праздники в честь богини Кибелы. Но история завоевания Индии придает мифам о Дионисе особенный характер.

Многие исследователи античных мифов полагают, что рассказы о походе Диониса в Индию относятся ко времени завоевания Индии Александром Великим; другие же полагают, что они относятся к более древнему периоду.

В знаменитом индийском походе Диониса принимали участие , целая толпа , фавнов и .

Когда царь Индии Дериад (Δηριάδης) хочет броситься на бога Диониса, виноградные ветки, появившиеся вдруг из-под земли, обвивают все тело, ноги и руки царя и парализуют все движения Дериада. Когда армия Дериада подходит к реке, по мановению руки Диониса вода превращается в крепкое вино, и воины Дериада, мучимые жаждой, кидаются к этой реке и пьют до тех пор, пока опьянение, бред и бешенство не овладевают ими.

Изображение битв между армиями Диониса и индийцами весьма редки, но зато очень часто встречаются памятники искусства, на которых изображены триумф Диониса и его армия. Точно также возвращение Диониса-победителя довольно часто изображается в искусстве.

В лондонской Национальной картинной галерее находится картина Тициана на этот мифологический сюжет.

Бог Дионис в Фивах

Вернувшись из Индии, Дионис захотел, чтобы Фивы, город, в котором Дионис родился, был первым городом в Греции, который признал бы его культ, и потому отправился прямо туда.

В трагедии древнегреческого драматурга Еврипида «Вакханки» бог вина говорит следующее: «Я покинул богатые долины Лидии, обильные золотом, и поля Фригийские, я прошел по жгучим равнинам Персии и по счастливой Аравии; я обошел всю Азию и вошел в Фивы, этот первый город в Греции, который услыхал исступленный рев моих вакханок, потрясающих тирсами, увенчанных плющом».

Дионис и пираты (матросы Акета)

Однажды корабль, идущий из Лидии, приблизился к острову Наксосу. Лоцман этого корабля Акет приказал своим людям поискать на острове пресной воды. Матросы вернулись, ведя за собой мальчика неописанной красоты, которого они нашли в пустынном месте; он лежал пьяный, почти в забытьи, и только с трудом мог за ними следовать.

Лоцман Акет стал уговаривать матросов отпустить необыкновенного ребенка, в котором распознал бога. Но матросы отказались, говоря, что ребенок - их собственность и что они по-пиратски намерены его продать за хорошую цену.

Несмотря на сопротивление и уговоры Акета, пираты снялись с якоря и пустились в путь. Едва корабль Акета вышел в открытое море, как внезапно остановился.

Пораженные матросы натянули все паруса и принялись грести с удвоенной силой, но все их усилия ни к чему не привели.

Цепкий плющ, появившийся из недр моря, обвил весла, покрыл паруса, не допуская ветру их надувать. И перед изумленными глазами матросов появился вдруг юный Дионис, увенчанный виноградом, с тирсом в руке, окруженный тиграми, пантерами и рысями.

В то же время матросы почувствовали, как их тело покрывается рыбьей чешуей, а вместо рук и ног появляются плавники. Дионис превратил пиратов в дельфинов, и только один Акет сохранил человеческий образ.

Бог Дионис велел Акету плыть к Наксосу и там принести жертвы на его алтарях и участвовать в его мистериях.

Приключение Акета и его спутников было изображено на барельефах, украшавших памятник Лисикрата в Афинах.

Гомеровский гимн «Дионис и разбойники»

ДИОНИС и РАЗБОЙНИКИ

(гомеровский гимн, перевод В.В. Вересаева)

О Дионисе я вспомню, рожденном Семелою славной,

Как появился вблизи берегов он пустынного моря

На выступающем мысе, подобный весьма молодому

Юноше. Вкруг головы волновались прекрасные кудри,

Иссиня-черные. Плащ облекал многомощные плечи

Пурпурный. Быстро разбойники вдруг появились морские

На крепкопалубном судне в дали винно-черного моря,

Мужи тирренские. Злая вела их судьба. Увидали,

Перемигнулись и, на берег выскочив, быстро схватили

И посадили его на корабль, веселяся душою.

Верно, то сын, говорили, царей, питомцев Кронида.

Тяжкие узы они на него наложить собралися.

Но не смогли его узы сдержать, далеко отлетели

Вязи из прутьев от рук и от ног. Восседал и спокойно

Черными он улыбался глазами. Все это заметил

Кормчий и тотчас, окликнув товарищей, слово промолвил:

«Что за могучего бога, несчастные, вы захватили

И заключаете в узы? Не держит корабль его прочный.

Это иль Зевс-громовержец, иль Феб-Аполлон сребролукий,

Иль Посейдон. Не на смертнорожденных людей он походит,

Но на бессмертных богов, в олимпийских чертогах живущих.

Ну же, давайте отчалим от черной земли поскорее,

Тотчас! И рук на него возлагать не дерзайте, чтоб в гневе

Он не воздвигнул свирепых ветров и великого вихря!»

Так он сказал. Но сурово его оборвал предводитель:

«Видишь - ветер попутный! Натянем же парус, несчастный!

Живо за снасти берись! А об нем позаботятся наши.

Твердо надеюсь: в Египет ли с нами прибудет он, в Кипр ли,

К гиперборейцам, еще ли куда, - назовет наконец он

Нам и друзей и родных и богатства свои перечислит,

Ибо само божество нам в руки его посылает».

Так он сказал и поднял корабельную мачту и парус.

Ветер парус срединный надул, натянулись канаты.

И совершаться пред ними чудесные начали вещи.

Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду

Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный

Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленье глядели.

Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус,

Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли;

Черный вкруг мачты карабкался плющ, покрываясь цветами,

Вкусные всюду плоды красовались, приятные глазу,

А на уключинах всех появились венки. Увидавши,

Кормчему тотчас они приказали корабль поскорее

К суше направить. Внезапно во льва превратился их пленник.

Страшный безмерно, он громко рычал; средь судна же являя

Знаменья, создал медведицу он с волосистым затылком.

Яростно встала она на дыбы. И стоял на высокой

Палубе лев дикоглазый. К корме моряки побежали:

Мудрого кормчего все они в ужасе там обступили.

Лев, к предводителю прыгнув, его растерзал. Остальные,

Как увидали, жестокой судьбы избегая, поспешно

Всею гурьбой с корабля поскакали в священное море

И превратились в дельфинов. А к кормчему жалость явил он,

И удержал, и счастливейшим сделал его, и промолвил:

«Сердцу ты мил моему, о божественный кормчий, не бойся!

Я Дионис многошумный. На свет родила меня матерь,

Кадмова дочерь Семела, в любви сочетавшись с Кронидом».

Славься, дитя светлоокой Семелы! Тому, кто захочет

Сладкую песню наладить, забыть о тебе невозможно.

Пенфей и вакханки

Пенфей , внук Кадма, царя и основателя Фив, стал противиться возвращению Диониса в его страну.

Повсюду уже раздавались звуки флейт и кимвалов, возвещавших о прибытии юного бога. Весь народ уже спешил навстречу Дионису, чтобы посмотреть на невиданный до того праздник.

Разгневанный царь Пенфей обращается к своим подданным, говоря: «Храбрые дети , какое безумие овладело вами?! Шум медных инструментов и флейт, смутное обещание праздного зрелища и чудес смутили ваш разум. Никогда не боялись вы ни бряцания оружия, ни блеска дротиков и стрел; вооруженный неприятель находил вас всегда непобедимыми. Неужели же вы допустите победить вас женщинам, толпе изнеженных мужчин, обезумевших от пьянства и оглашающих воздух ужасным барабанным боем? Пусть лучше нас уничтожит железо и огонь, нежели видеть, как наш город станет добычей почти ребенка, слабого, безоружного, этого изнеженного юноши, который не любит ни войны, ни сражений, не умеет управлять конями и всегда является надушенный, увенчанный плющом и одетый в платье из золота и пурпура» (Овидий).

Несмотря на советы родных, Пенфей приказал своим воинам взять Диониса и привести его в оковах.

Воины повинуются и приводят пленника, но, пока идут приготовления к казни, оковы сами собою падают, двери темницы открываются невидимой силой и пленник Дионис исчезает.

Вне себя от гнева Пенфей отправляется сам на гору Киферон, где празднуется Вакханалия в честь бога Диониса. Первая вакханка, попадающаяся навстречу Пенфею, - его собственная мать. В исступлении мать Пенфея не узнает своего сына и, воображая, что видит перед собой чудовище, кричит: «Вот он, ужасный вепрь, растерзаем его!» И все вакханки бросаются на Пенфея и разрывают его на куски.

Жители Фив, узнав о судьбе несчастного царя, признали тотчас же Диониса за бога и стали приносить жертвы на его алтарях. Миф о Пенфее, растерзанном вакханками, очень часто изображался в искусстве.

Миф о превращении дочерей Миния в летучих мышей

Мало-помалу культ Диониса распространился в Греции почти повсеместно. Только дочери Миния упорно отказывались признавать бога Диониса.

Вместо того чтобы участвовать в праздниках Диониса, дочери Миния сидели дома, работая и посмеиваясь над таинственными обрядами Вакханалий.

Однажды вечером, когда дочери Миния опять посмеивались над Дионисом и его культом, они услыхали звуки барабанов, флейт и кимвалов. Повсюду в доме распространился запах мирры и шафрана; холст, который дочери Миния ткали, покрылся листьями винограда и плюща, а нитки превратились в виноградную лозу, покрытую гроздьями.

Все жилище осветилось тысячами огней; повсюду раздавался адский шум, рев и рычание, как будто весь дом наполнился дикими зверями.

Дочери Миния, объятые ужасом, хотят спрятаться, но, пока они выискивают самый темный уголок дома, они чувствуют, как их тело покрывается перепонкой, которая соединяет все их члены, а вместо рук вырастают маленькие тонкие крылья.

Темнота, царящая в тех местах, где дочери Миния хотели укрыться, мешает им видеть их превращение; но вот дочери Миния поднимаются вверх и держатся на воздухе, не имея перьев; их поддерживают небольшие крылья, обтянутые прозрачной перепонкой. Дочери Миния хотят говорить и - издают только жалобный писк.

Леса не привлекают их, подобно другим птицам; дочери Миния предпочитают обитать в домах; свет - их злейший враг.

Могущественный Дионис отомстил им за пренебрежение его культом, превратив дочерей Миния в летучих мышей.

Дионис и Ликург

Во Фракии, куда отправился затем Дионис, бога вина стал преследовать царь этой страны Ликург, который, опасаясь опьяняющего действия вина, приказал уничтожить все виноградники.

Дионис, спасаясь от преследований Ликурга, бросился в море, где был принят радушно , которой он в благодарность подарил золотую чашу работы бога Гефеста (Вулкана).

Все вакханки и сатиры, обычные спутники Диониса, были заключены в темницу.

В наказание за это боги ниспослали на Фракию неурожай, а царь Ликург, потеряв рассудок, убил своего сына.

Спрошенный оракул сказал, что бесплодие земли прекратится лишь тогда, когда нечестивый царь Ликург погибнет. Жители Фракии привязали Ликурга на вершине горы и растоптали его копытами своих коней.

Освобожденные вакханки посвятили фракийцев во все обряды и таинства культа Диониса.

Миф о пребывании Диониса на дне моря и дарении золотой чаши Тефиде относятся к фабрикации вина и намекают на обыкновение в некоторых странах прибавлять морской воды к виноградному соку, чтобы ускорить брожение вина.

Икарий и Эригона

В царствование в Афинах Пандиона, сына , Дионис в сопровождении богини (Цереры) посетил в первый раз Аттику.

Этот миф имеет некоторое историческое значение: он указывает на то, что, по мнению афинян, культура винограда (Дионис) и хлебных злаков (Деметра) развилась в стране только после распространения культуры оливкового дерева, дарованного афинянам (Минервой) еще при основании города.

Бог Дионис, прибыв в Афины, поселился у афинянина Икария, принявшего бога вина весьма радушно. В благодарность за его гостеприимство Дионис научил Икария выделывать вино.

Икарий, приготовив вино, угостил им соседних поселян, которые нашли его превосходным, но, опьянев, они вообразили, что отравлены Икарием, и бросили его в колодец.

У Икария была дочь, красавица Эригона, понравившаяся Дионису. От него у Эригоны был сын Стафил, т. е. «виноград» в переводе с древнегреческого языка. Стафил, сын Эригоны и Диониса, впоследствии научил людей разбавлять вино водой и тем избегать дурных последствий опьянения.

Не видя отца, Эригона вместе со своей собакой Мерой (Μαῖρα) принялась его искать. Найдя тело Икария, Эригона в отчаянии повесилась.

Боги превратили Эригону в созвездие Девы, а Меру - в созвездие Пса и наслали мор и бешенство на аттических девушек, которые, подражая примеру Эригоны, стали вешаться.

И только когда жители воздали почести Эригоне, воздвигнув ей жертвенный алтарь, бедствия прекратились.

Приход Диониса в дом Икария и горесть Эригоны часто изображались на памятниках искусства как античной, так и новейшей эпохи.

Миф о Дионисе и Ариадне

Дионис посетил много стран, повсюду научая людей виноделию и возделыванию виноградников.

Затем Дионис возвратился на остров Наксос, для того чтобы вступить в мистический брак с Ариадной.

Брошенная героем Тесеем, Ариадна пребывала на Наксосе. Дионис видит Ариадну спящей на берегу моря, слышит ее жалобы и, пораженный красотой Ариадны, приближается к ней, а коварный Эрот ранит ее стрелой. Прекрасная Ариадна, позабыв неверного Тесея, начинает пылать любовью к Дионису.

На многих римских фресках, открытых в Помпеях, изображено прибытие бога вина на Наксос.

Погруженная в сон Ариадна послужила темой для бесчисленных произведений античного и нового искусства.

Тициан и Лука Джордано написали несколько картин на этот мифологический сюжет.

Тип Ариадны есть как бы дополнение типа Диониса. Ариадна как бы олицетворяла вечное опьянение. Сонливое и томное выражение лица Ариадны как нельзя более соответствовало обычному выражению молодого бога Диониса.

Античная скульптура оставила нам несколько прекрасных изображений Ариадны. Между ними большей известностью пользуется статуя Ариадны, находящаяся теперь в музее Ватикана.

Прекрасный бюст Ариадны, воспроизведение которого можно найти в каждой рисовальной школе нашей эпохи, может быть также и бюстом Диониса, которому, согласно преданиям, художники часто придавали женские формы.

Дионис и Персефона

Ариадна является подругой Диониса почти на всех памятниках, изображавших триумф этого бога. Церемония мистического брака Диониса и Ариадны фигурирует в бесчисленных произведениях искусства; особенно часто является она изображенной на античных надгробных памятниках. Но при этом Ариадна как бы превращается или воплощается в богиню Персефону, и Дионис тогда является олицетворением смерти.

Осеннее солнце, лучи которого способствуют дозреванию винограда, есть предвестник зимы, когда все растительное царство умирает; поэтому естественно, что Дионис является в союзе с богиней Персефоной, олицетворявшей растительность.

Ариадна, олицетворяя собой вечное опьянение - состояние, ближе всего соответствующее представлению древних о смерти, также естественно соединена с Дионисом. Мистический союз Диониса и Ариадны, как символ смерти, изображался чаще всего на саркофагах.

В Элевсинских мистериях колос ржи, возрождающийся после того, как зерно сгнило в земле, и вино, образовавшееся из винограда, выжатого прессом, являются символами воскресения и подавались участникам таинств в виде пирога и питья.

Вакхические саркофаги

На многих античных саркофагах Дионису приданы черты лица покойника, а Ариадне - покойницы.

В античности существовали особые мастерские, в которых изготовлялись саркофаги. Все скульптурные украшения саркофагов исполнялись заранее, но головы Диониса и Ариадны только намечались, чтобы потом придать им черты тех лиц, для которых саркофаги предназначались.

В Лувре находится подобный памятник античного искусства, известный под названием «Саркофаг из Бордо». Голова Ариадны там только слегка намечена.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

В греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка бога солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться. Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом. Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Бог Дионис, влюблённый в Ариадну, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис ещё раньше обольстил Ариадну на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия. Ариадна подарила Тесею статую Афродиты, которую он посвятил Аполлону во время своего пребывания на Делосе. Сестра Ариадны - Федра стала потом супругой Тесея).

Миф об Ариадне был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вручающая Тесею нить», «спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «шествие Диониса и Ариадны»). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «боги вручают Ариадне звёздный венец» и «триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иорданс и др.), в 18 в. - сюжет «покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).

Нить Ариадны

Из древнегреческой мифологии. Выражение возникло из мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных (Овидий «Метаморфозы», «Героиды»).

Иносказательно: способ выйти из затруднительного положения, ключ к решению трудной проблемы и т. п.