Союзник».

Социальную основу этих организаций составляли разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, крестьяне, рабочие, мещане, ремесленники, казаки, полицейские чины, выступавшие за сохранение незыблемости самодержавия на основании уваровской формулы «Православие, Самодержавие, Народность» . Период особой активности черносотенцев пришёлся на -1914 годы .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Истоки идеологии черносотенства берут своё начало в славянофильском течении. Многие её положения переплетались с официальной монархической доктриной, платформой националистов , а в некоторых случаях с октябристской программой. Черносотенцы противопоставляли себя марксизму и не признавали материалистического понимания истории [ ] .

    В сфере экономики черносотенцы выступали за многоукладность . Часть черносотенных экономистов предлагала отказаться от товарного обеспечения рубля .

    Часть черносотенных идей - как программы организаций, так и обсуждаемые черносотенной прессой темы, - предполагала консервативное общественное устройство (имели место значительные споры по вопросу о допустимости парламентаризма и вообще представительных учреждений в самодержавной монархии), и некоторое обуздание «эксцессов» капитализма, а также укрепление общественной солидарности, формы прямой демократии .

    История

    Черносотенцы
    • Черносотенцы возводят своё происхождение к низовому нижегородскому ополчению Смутного времени , предводимого Кузьмой Мининым , которые «стояли за дом пресвятой Богородицы и православную христианскую веру, ополчались против разорителей земли русской ради спасения веры отцовской и отечества от погибели» (В России XIV-XVII веков «чёрными» назывались земельные наделы чёрносошных крестьян и тяглого городского населения. В исторических источниках «чёрные» земли противопоставляются «белым» землям, которые находились во владении феодалов и церкви).
    • Черносотенное движение выступило в начале XX века под лозунгами защиты Российской империи и её традиционных ценностей «православия, самодержавия, народности».

    Первой организацией черносотенного толка стало «Русское собрание », созданное в 1900 году .

    Существенным источником финансирования черносотенных союзов были частные пожертвования и сбор.

    По мнению ряда учёных, участие известных деятелей в черносотенных организациях было впоследствии существенно преувеличено. Так, доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев считает, что

    Современные правые… любят увеличивать этот и без того длинный список за счёт тех деятелей русской культуры, которые формально не состояли в черносотенных союзах, но не скрывали свои правые взгляды. К ним относятся, в частности, великий Д. И. Менделеев , художник В. М. Васнецов , философ В. В. Розанов …

    «Чёрная Сотня» 1905-1917 годов - это несколько крупных и мелких монархических организаций: «Союз русского народа », «Союз Михаила Архангела », «Русская монархическая партия », «Союз русских людей », «Союз борьбы с крамолой», «Совет объединённого дворянства », «Русское собрание » и другие.

    Черносотенное движение в разное время публиковало газеты «Русское знамя», «Земщина», «Почаевский листок», «Колокол», «Гроза», «Вече». Черносотенные идеи проповедовались также в крупных газетах «Московские ведомости », «Киевлянин », «Гражданин», «Свет».

    Среди лидеров черносотенного движения выделялись Александр Дубровин , Владимир Пуришкевич , Николай Марков , князь М. К. Шаховской.

    Роль в погромах

    Члены «Чёрной сотни» проводили рейды (с неофициального одобрения правительства) против различных революционных групп и погромы , в том числе против евреев .

    Исследователь «чёрной сотни» историк Максим Размолодин, считает, что этот вопрос является дискуссионным и требует дальнейшего изучения .

    Черносотенные организации начали своё формирование не до , а после первой, самой сильной волны погромов. Доктор исторических наук историк черносотенного движения Сергей Степанов пишет, что в последующий период орудием черносотенного террора стали боевые дружины «Союза русского народа» и других крайне правых организаций . Максим Размолодин утверждает, что по мере разворачивания деятельности черносотенных организаций волна погромов начала спадать, на что указывали многие видные деятели данного движения и признавали политические противники .

    Черносотенные организации наиболее активно действовали в регионах со смешанным населением (на территории современных Украины, Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости »), где было сосредоточенно более половины всех членов Союза русского народа и других черносотенных организаций. После организации черносотенного движения было зафиксировано всего два крупных погрома. Оба они произошли в 1906 году на территории Польши , где русские черносотенцы не имели влияния . Лидеры черносотенного движения и уставы организаций декларировали законопослушный характер движения и осуждали погромы. В частности, председатель Союза русского народа А. И. Дубровин в специальном заявлении в 1906 году определил погромы как преступление. Хотя борьба с «еврейским засильем» была одной из основ движения, но его лидеры разъясняли, что она должна вестись не насилием, а экономическими и идеологическими методами, то есть преимущественно усилением дискриминации евреев. Размолодин утверждает, что черносотенными газетами, при общей антисемитской направленности, не было опубликовано ни одно­го прямого призыва к еврейскому погрому .

    Тем не менее, Сергей Степанов утверждает, что программные документы и реальная деятельность сильно различались между собой . Существуют факты, свидетельствующие об активной пропаганде черносотенцами антиреволюционного насилия. Дж. Д. Клиер и Шломо Ламброзо приводят слова М. Дубровина, произнесённые перед 300 членами одесской организации СРН:

    Истребление бунтовщиков - святое русское дело. Вы знаете, кто они, и где их искать… Смерть бунтовщикам и евреям! .

    Террор против «чёрной сотни»

    Радикальными социалистическими партиями была развёрнута кампания террора против «чёрной сотни». Лидер социал-демократов В. И. Ленин писал в 1905 году:

    Отряды революционной армии должны тотчас же изучить, кто, где и как составляет чёрные сотни, а затем не ограничиваться одной проповедью (это полезно, но этого одного мало), а выступать и вооружённой силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры и т. д. и т. п.

    По поручению Петербургского комитета РСДРП было осуществлено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где собирались рабочие Невского судостроительного завода , состоявшие членами Союза русского народа . Сначала большевистскими боевиками были брошены две бомбы, а затем выбегавших из чайной расстреливали из револьверов. Большевиками были убиты двое и ранены пятнадцать человек .

    Революционные организации осуществили множество террористических актов против членов правых партий, преимущественно против председателей местных отделов Союза русского народа. Так, по сведениям департамента полиции, только в марте 1908 года в одной Черниговской губернии в городе Бахмаче была брошена бомба в дом председателя местного союза СРН, в городе Нежине был подожжён дом председателя союза, причём погибла вся семья, в селе Домьяны убит председатель отдела, в Нежине убиты два председателя отделов .

    Ослабление и конец черносотенного движения

    Несмотря на массовую поддержку среди городских мещан и сочувствие русского православного духовенства и влиятельных аристократов, русское радикальное правое движение с самого своего появления на российской общественной сцене оставалось недоразвитым по следующим причинам:

    • Черносотенное движение не сумело убедить российское общество в своей способности предложить положительную программу по тогдашним запросам к политической идеологии; объяснение всех проблем и бед общества подрывной деятельностью евреев казалось чрезмерно односторонним даже для тех, кто не симпатизировал евреям;
    • Черносотенное движение не сумело предложить действенной альтернативы либеральным и революционным, радикально-левым идеям, завоевавшим широкие круги интеллигенции в России;
    • Непрерывные расколы и внутренние распри в черносотенном движении, сопровождавшиеся многочисленными скандалами и взаимными обвинениями (в том числе, в тяжких уголовных преступлениях) подрывали общественное доверие к движению в целом; например, известнейший деятель правого движения о. Иоанн Восторгов обвинялся правыми же политическими конкурентами в отравлении правого политического деятеля П. А. Крушевана , убийстве собственной жены из желания стать архиереем, раскрадывании сумм монархических организаций;
    • Сформировалось устойчивое общественное мнение о том, что черносотенное движение тайно финансируется из секретных сумм Министерства внутренних дел, а все конфликты в движении имеют причиной борьбу за доступ отдельных лиц к этим суммам;
    • Неблагоприятное воздействие на общественное мнение о черносотенцах оказало участие последних в убийствах депутатов Думы М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса ; а также выдвинутые бывшим премьер-министром графом С. Ю. Витте обвинения в попытке его убийства путём взрыва дома;
    • Деятельность депутатов правой фракции в III Государственной думе , прежде всего В. М. Пуришкевича и Н. Е. Маркова 2-го , носила провокационный, эпатажный характер и сопровождалась многочисленными скандалами, не способствовавшими формированию уважения к данным политическим деятелям; деятельность А. Н. Хвостова в качестве министра внутренних дел закончилась громким скандалом, связанным с его предполагаемой попыткой организовать убийство Г. Е. Распутина и последующей быстрой отставкой.

    Несмотря на определённые политические успехи, после Русской революции 1905 года черносотенное движение не смогло стать монолитной политической силой и найти союзников в многоэтническом, многоукладном российском обществе. Зато черносотенцы сумели настроить против себя не только влиятельные радикальные левые и либеральные центристские круги, но и часть своих потенциальных союзников среди сторонников идей российского имперского национализма.

    Определённую конкуренцию с черносотенным движением составил Всероссийский национальный союз и связанная с ним фракция националистов в III Думе. В 1909 году произошло слияние фракции умеренно-правых с национальной фракцией. Новая русская национальная фракция (в просторечии «националисты»), в отличие от правых, сумели поставить себя таким образом, что их голоса совместно с октябристами образовывали проправительственное большинство Думы, в то время как в голосах правых правительство потребности не имело. Незначимость голосов своей фракции при голосовании правые депутаты компенсировали агрессивным, провокационным поведением, что ещё более превращало членов фракции в политических изгоев.

    Примечания

    1. Шарова В. Л. Праворадикальная идеология в России: истоки и преемственность // Политико-философский ежегодник. - М. : Институт философии РАН, 2008. - Вып. 1 . - С. 121 .
    2. С.Степанов «Чёрная сотня»
    3. Черносотенцы - статья из Большой советской энциклопедии .
    4. С. А. Степанов. «Чёрная сотня. Что они сделали для величия России?» // М.: Яуза-пресс, 2013
    5. Бизюкин С. С. Экономические воззрения правомонархического (черносотенного) движения в России в начале XX века // Взгляд из третьего тысячелетия: Сборник рефератов. Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина - Рязань, 2003.
    6. Информация об организации на сайте «Хронос»
    7. Идеология правого радикализма начала XX-го века
    8. Куликов С. В. Император Николай II в годы Первой мировой войны. СПб. 2000. С. 285
    9. Сибирская торговая газета. № 83. 12 апреля 1907 год. Тюмень
    10. Black Hundreds
    11. Black Hundreds
    12. Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов» (неопр.) . Сайт «Хронос». Дата обращения 11 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.
    13. Черносотенный террор 1905-1907 гг.
    14. Lambrozo S., Klier J.D. Pogroms: Anti-Jewish Violence in Modern Russian History . - Cambridge University Press , 1992. - P. 224. - ISBN 978-0-521-40532-4 .
    15. Ср.: The Times, October 9, 1906 ; В своей монографии Дж. Д. Клиер и Шломо Ламброзо ссылаются на номер Times за следующий день, 10 октября, в котором опубликовано окончание статьи «Russia». Имя Дубровина корреспондент лондонской «Times » вновь упоминает в статье «Русская чёрная сотня » от 8 марта 1911 года.
    16. Ленин. Задачи отрядов революционной армии
    17. Первая боевая организация большевиков. 1905-1907 гг. - М., 1934. - С. 221.
    18. Циркуляр Департамента полиции от 8 марта 1908 г. // Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX вв.): Сборник документов. - М.: АИРО-XXI, 2001. -

    Программа черносотенцев. Власть: Незыблемость и укрепление самодержавия Укрепление православия и позиций РПЦ Крестьянский вопрос: Неприкосновенность частной собственности Продажа крестьянам казенных и выкупных земель Сохранение крестьянской общины Рабочий вопрос: Сокращение рабочего дня Улучшение условий труда Страхование Национальный вопрос: Сохранение единой неделимой России Национализм. «Россия – для русских» Антисемитизм.

    Слайд 28 из презентации «Политические партии начала XX века»

    Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Политические партии начала XX века.pptx» можно в zip-архиве размером 1178 КБ.

    Скачать презентацию

    Партии

    «Российские политические партии» - Кадровые партии. Борис Ефимович Немцов. Основные этапы становления многопартийности в России. Признаки политических партий. Александр Иванович Лебедь. Политические партии. Функции политических партий. Справедливая Россия. Реформистские- стремятся к постепенным преобразованиям. Общественное объединение.

    «Политические партии и партийные системы» - Единая Россия. Политическая партия. Коммунистическая партия Российской Федерации. Основные этапы. Политические партии и партийные системы. Партийные системы. Политические партии. Партия. Юридическое оформление. Организация. Республиканская партия. Партийная система. Несколько этапов. Функции политических партий.

    «Политические партии» - Партии - кадровые и и массовые. Партийная система в России. Общественно-политические движения. Центристские - умеренные партии. Функции партий. Содержание политических идеологий? Движения набирают силу. Возрастание роли сми. Каковы функции партий и тенденции развития? Партия в системе правления - должностные лица в госаппарате.

    «Современные партийные системы» - Радикальные партии. Партии движенческого типа. Движение ветеранов. Партии социалистической направленности. Принципиальное отличие политических партий. Классификация партий по различным принципам. Особое положение в обществе. Сущность и принципиальное различие между идеологиями. Небольшое количество членов.

    «Политические партии и движения» - Партия стремится создать опору добиться поддержки на выборах. Общественно – политические движения. Пути влияния на власть. Непосредственно. Нацеленность партий на завоевание гос. Порядок проведения митингов. Партия ставит долговременные задачи. Три уровня партии. Капиталисты ----- рабочие. Референдум.

    | | | | |
    черносотенцы википедия, в. кожинов черносотенцы и революция
    Черносо́тенцы - собирательное название представителей крайне правых организаций в России в 1905–1917 гг., выступавших под лозунгами монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма.

    Первоначально они называли себя «истинно русскими», «патриотами» и «монархистами», но затем (через Грингмута) быстро адаптировали это прозвище, возведя его происхождение к нижегородским «чёрным (низовым) сотням» Кузьмы Минина, которые вывели Россию из состояния Смутного времени.

    Черносотенное движение не представляло собой единого целого и было представлено различными объединениями, такими, в частности, как «Русская монархическая партия», «Чёрные Сотни», «Союз русского народа» (Дубровина), «Союз Михаила Архангела» и др.

    В 1905-1907 годах термин «чёрная сотня» вошёл в широкое употребление в значении ультраправых политиков и антисемитов. «Малом толковом словаре русского языка» П. Е. Стояна (Пг., 1915) черносотенец или черносотенник - «русский монархист, консерватор, союзник».

    Социальную основу этих организаций составляли разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, крестьяне, рабочие, мещане, ремесленники, казаки, полицейские чины, выступавшие за сохранение незыблемости самодержавия на основании уваровской формулы «Православие, Самодержавие, Народность». Период особой активности черносотенцев пришёлся на 1905-1914 годы.

    • 1 Идеология
    • 2 История
    • 3 Деятельность черносотенного движения
    • 4 Роль в погромах
    • 5 Террор против «чёрной сотни»
    • 6 Ослабление и конец черносотенного движения
    • 7 Современные черносотенцы
    • 8 Примечания
    • 9 Литература
    • 10 Ссылки
      • 10.1 Издания начала XX века
      • 10.2 Сайты современных черносотенных организаций

    Идеология

    Идеология черносотенства была пронизана духом вели­кодержавности и ксенофобии.

    В сфере экономики черносотенцы выступали за многоукладность. Часть черносотенных экономистов предлагала отказаться от товарного обеспечения рубля.

    Часть черносотенных идей - как программы организаций, так и обсуждаемые черносотенной прессой темы, - предполагала консервативное общественное устройство (имели место значительные споры по вопросу о допустимости парламентаризма и вообще представительных учреждений в самодержавной монархии), и некоторое обуздание «эксцессов» капитализма, а также укрепление общественной солидарности, формы прямой демократии.

    История

    Организации
    Русское собрание
    Союз Русского народа
    Союз Михаила Архангела
    Всероссийский Дубровинский
    Союз Русского народа
    Русская монархическая
    партия
    Союз русских людей
    Священная дружина
    Всероссийский съезд русских людей
    Царско-народное мусульманское общество
    Крупнейшие представители
    Павел Булацель
    Георгий Бутми
    Иоанн Восторгов
    Владимир Грингмут
    Александр Дубровин
    Николай Жевахов
    Иван Кацауров
    Эммануил Коновницын
    Иоанн Кронштадтский
    Павел Крушеван
    Андрей Кукарников
    Николай Марков
    Михаил Меньшиков
    Василий Орлов
    Владимир Пуришкевич
    Рафаил Ризположенский
    Александр Соловьёв
    Антоний Храповицкий
    Серафим Чичагов
    Георгий Шечков
    Алексей Шмаков
    Николай Юскевич-Красковский
    Современное время
    Константин Душенов
    Леонид Ивашов
    Вячеслав Клыков
    Михаил Назаров
    Олег Платонов
    Александр Турик
    Александр Штильмарк
    • Черносотенцы возводят своё происхождение к низовому нижегородскому ополчению Смутного времени, предводимого Кузьмой Мининым, которые «стояли за дом пресвятой Богородицы и православную христианскую веру, ополчались против разорителей земли русской ради спасения веры отцовской и отечества от погибели» (В России XIV-XVII веков «чёрными» назывались земельные наделы чёрносошных крестьян и тяглого городского населения. исторических источниках «чёрные» земли противопоставляются «белым» землям, которые находились во владении феодалов и церкви).
    • Черносотенное движение выступило в начале XX века под лозунгами защиты Российской империи и его традиционных ценностей «православия, самодержавия, народности».

    Первой организацией черносотенного толка стало «Русское собрание», созданное в 1900 году.

    Существенным источником финансирования черносотенных союзов были частные пожертвования и сбор.

    По мнению ряда учёных, участие известных деятелей в черносотенных организациях было впоследствии существенно преувеличено. Так, доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев считает, что

    Современные правые… любят увеличивать этот и без того длинный список за счёт тех деятелей русской культуры, которые формально не состояли в черносотенных союзах, но не скрывали свои правые взгляды. К ним относятся, в частности, великий Д. И. Менделеев, художник В. М. Васнецов, философ В. В. Розанов…

    «Чёрная Сотня» 1905-1917 годов - это несколько крупных и мелких монархических организаций: «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», «Русская монархическая партия», «Союз русских людей», «Союз борьбы с крамолой», «Совет объединённого дворянства», «Русское собрание» и другие.

    Черносотенное движение в разное время публиковало газеты «Русское знамя», «Земщина», «Почаевский листок», «Колокол», «Гроза», «Вече». Черносотенные идеи проповедовались также в крупных газетах «Московские ведомости», «Киевлянин», «Гражданин», «Свет».

    Среди лидеров черносотенного движения выделялись Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Николай Марков, князь М. К. Шаховской.

    В октябре 1906 года различные черносотенные организации провели в Москве съезд, где была избрана Главная управа и провозглашено объединение под крышей организации «Объединённый русский народ». Объединения фактически не произошло, и уже через год организация прекратила своё существование.

    Небольшие по численности черносотенные организации умели, тем не менее, создавать видимость всенародной поддержки монархии. Так, незадолго до Февральской революции, когда председатель IV Государственной думы М. В. Родзянко попытался обратить внимание царя на растущее в стране недовольство, Николай II показал ему большую пачку телеграмм черносотенцев и возразил: «Это неверно. У меня ведь тоже есть своя осведомлённость. Вот выражения народных чувств, мною ежедневно получаемые: в них высказывается любовь к царю» . Особенно убедительно действовали верноподданнические телеграммы черносотенцев на императрицу Александру Федоровну.

    После Февральской революции 1917 черносотенные организации были запрещены и частично сохранялись на подпольном положении. Во время Гражданской войны многие видные лидеры черносотенцев примкнули к Белому движению, а в эмиграции громко критиковали эмигрантскую деятельность. Некоторые видные черносотенцы со временем примкнули к различным националистическим организациям.

    Деятельность черносотенного движения

    Роль в погромах

    Члены «Чёрной сотни» проводили рейды (с неофициального одобрения правительства) против различных революционных групп и погромы, в том числе против евреев.

    Исследователь «чёрной сотни» историк Максим Размолодин, считает, что этот вопрос является дискуссионным и требует дальнейшего изучения.

    Черносотенные организации начали своё формирование не до, а после первой, самой сильной волны погромов. Доктор исторических наук историк черносотенного движения Сергей Степанов пишет, что в последующий период орудием черносотенного террора стали боевые дружины «Союза русского народа» и других крайне правых организаций. Максим Размолодин утверждает, что по мере разворачивания деятельности черносотенных организаций волна погромов начала спадать, на что указывали многие видные деятели данного движения и признавали политические противники.

    Черносотенные организации наиболее активно действовали в регионах со смешанным населением - на Украине, в Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости», где было сосредоточенно более половины всех членов Союза русского народа и других черносотенных организаций. После организации черносотенного движения было зафиксировано всего два крупных погрома. Оба они произошли в 1906 году на территории Польши, где русские черносотенцы не имели влияния. Лидеры черносотенного движения и уставы организаций декларировали законопослушный характер движения и осуждали погромы. частности, председатель Союза русского народа А. И. Дубровин в специальном заявлении в 1906 году определил погромы как преступление. Хотя борьба с «еврейским засильем» была одной из основ движения, но его лидеры разъясняли, что она должна вестись не насилием, а экономическими и идеологическими методами, то есть преимущественно усилением дискриминации евреев. Размолодин утверждает, что черносотенными газетами, при общей антисемитской направленности, не было опубликовано ни одно­го прямого призыва к еврейскому погрому.

    Тем не менее, Сергей Степанов утверждает, что программные документы и реальная деятельность сильно различались между собой. Существуют факты, свидетельствующие об активной пропаганде черносотенцами антиреволюционного насилия. Дж. Д. Клиер и Шломо Ламброзо приводят слова М. Дубровина, произнесённые перед 300 членами одесской организации СРН:

    Истребление бунтовщиков - святое русское дело. Вы знаете, кто они, и где их искать… Смерть бунтовщикам и евреям!.

    Оригинальный текст (англ.)

    The Holy Russian cause is the extermination of the rebels. You know who they are and where to find them… Death to the rebels and the Jews.

    Террор против «чёрной сотни»

    Радикальными социалистическими партиями была развёрнута кампания террора против «чёрной сотни». Лидер социал-демократов В. И. Ленин писал в 1905 году:

    Отряды революционной армии должны тотчас же изучить, кто, где и как составляет чёрные сотни, а затем не ограничиваться одной проповедью (это полезно, но этого одного мало), а выступать и вооружённой силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры и т. д. и т. д.

    По поручению Петербургского комитета РСДРП было осуществлено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где собирались рабочие Невского судостроительного завода, состоявшие членами Союза русского народа. Сначала большевистскими боевиками были брошены две бомбы, а затем выбегавших из чайной расстреливали из револьверов. Большевиками были убиты двое и ранены пятнадцать человек.

    Революционные организации осуществили множество террористических актов против членов правых партий, преимущественно против председателей местных отделов Союза русского народа. Так, по сведениям департамента полиции, только в марте 1908 года в одной Черниговской губернии в городе Бахмаче была брошена бомба в дом председателя местного союза СРН, в городе Нежине был подожжён дом председателя союза, причём погибла вся семья, в селе Домьяны убит председатель отдела, в Нежине убиты два председателя отделов.

    Ослабление и конец черносотенного движения

    Несмотря на массовую поддержку среди городских мещан и сочувствие русского православного духовенства и влиятельных аристократов, русское радикальное правое движение с самого своего появления на российской общественной сцене оставалось недоразвитым по следующим причинам:

    • Черносотенное движение не сумело убедить российское общество в своей способности предложить положительную программу по тогдашним запросам к политической идеологии; объяснение всех проблем и бед общества подрывной деятельностью евреев казалось чрезмерно односторонним даже для тех, кто не симпатизировал евреям;
    • Черносотенное движение не сумело предложить действенной альтернативы либеральным и революционным, радикально-левым идеям, завоевавшим широкие круги интеллигенции в России;
    • Непрерывные расколы и внутренние распри в черносотенном движении, сопровождавшиеся многочисленными скандалами и взаимными обвинениями (в том числе, в тяжких уголовных преступлениях) подрывали общественное доверие к движению в целом; например, известнейший деятель правого движения о. Иоанн Восторгов обвинялся правыми же политическими конкурентами в отравлении правого политического деятеля П.А. Крушевана, убийстве собственной жены из желания стать архиереем, раскрадывании сумм монархических организаций;
    • Сформировалось устойчивое общественное мнение о том, что черносотенное движение тайно финансируется из секретных сумм Министерства внутренних дел, а все конфликты в движении имеют причиной борьбу за доступ отдельных лиц к этим суммам;
    • Неблагоприятное воздействие на общественное мнение о черносотенцах оказало участие последних в убийствах депутатов Думы М.Я. Герценштейна и Г.Б. Иоллоса; а также выдвинутые бывшим премьер-министром графом С.Ю. Витте обвинения в попытке его убийства путем взрыва дома;
    • Деятельность депутатов правой фракции в III Государственной думе, прежде всего В.М. Пуришкевича и Н.Е. Маркова 2-го, носила провокационный, эпатажный характер и сопровождалась многочисленными скандалами, не способствовавшими формированию уважения к данным политическим деятелям; деятельность А.Н. Хвостова в качестве министра внутренних дел закончилась громким скандалом, связанным с его предполагаемой попыткой организовать убийство Г.Е. Распутина и последующей быстрой отставкой.

    Несмотря на определённые политические успехи, после Русской революции 1905 года черносотенное движение не смогло стать монолитной политической силой и найти союзников в многоэтническом, многоукладном российском обществе. Зато черносотенцы сумели настроить против себя не только влиятельные радикальные левые и либеральные центристские круги, но и часть своих потенциальных союзников среди сторонников идей российского имперского национализма.

    Определенную конкуренцию с черносотенным движением составил Всероссийский национальный союз и связанная с ним фракция националистов в III Думе. 1909 году произошло слияние фракции умеренно-правых с национальной фракцией. Новая русская национальная фракция (в просторечии «националисты»), в отличие от правых, сумели поставить себя таким образом, что их голоса совместно с октябристами образовывали проправительственное большинство Думы, в то время как в голосах правых правительство потребности не имело. Незначимость голосов своей фракции при голосовании правые депутаты компенсировали агрессивным, провокационным поведением, что еще более превращало членов фракции в политических изгоев.

    Выборы в IV Думу проходили в благоприятной для черносотенных движений обстановке: конкурирующие с ними националисты из-за личного конфликта лидеров фракции с премьер-министром В.Н. Коковцовым потеряли правительственную поддержку, и значительный административный ресурс на выборах был направлен на поддержку правых кандидатов. Однако, хотя численность фракции правых увеличилась до 65 депутатов (против 49-53 в III Думе), она снова не смогла занять значимую позицию в Думе. После формирования Прогрессивного блока, объединившего большинство Думы, значение правых в парламентской политике резко упало.

    Напуганные радикальной риторикой и эпизодическим насилием черносотенцев, находившиеся у власти державники увидели в русском этническом национализме угрозу Российской державе. Они сумели убедить симпатизировавшего «союзникам» царя Николая II и придворные круги отвернуться от черносотенного движения, что и способствовало ослаблению черносотенцев на русской политической сцене накануне революции 1917 года. Некоторому ослаблению движения способствовала также Первая мировая война, на которую пошли добровольцами многие рядовые и активисты черносотенных организаций.

    В Русской революции 1917 года черносотенное движение практически не играло роли; по существу произошла самоликвидация черносотенного движения. Временное правительство до такой степени не воспринимало черносотенцев как актуальных политических соперников, что не предприняло против них никаких существенных репрессий (в то время как бывшие правительственные деятели правого толка были незамедлительно арестованы). После победы большевиков, видевших в русском этническом национализме одну из главных угроз создававшегося на основе пролетарского интернационализма советского строя, остатки актива черносотенного движения были беспощадно уничтожены, независимо от степени их активного участия в послереволюционной политической жизни.

    Современные черносотенцы

    Возрождение черносотенного движения наблюдалось в конце и после перестройки. Так, в 1992 году член общества «Память» А. Р. Штильмарк начал издавать газету «Чёрная сотня», тогда же его группа «Чёрная сотня» отделилась от общества «Память». С 2003 года «Православный набат» - главное издание черносотенного движения, возглавляемого Штильмарком. К черносотенцам относится воссозданный в 2005 году «Союз русского народа», газета «Православная Русь», организации во главе с Михаилом Назаровым, основанная Константином Кинчевым среди фанатов группы АлисА «Красно-чёрная сотня», а также множество мелких организаций. Значительная часть современного русского национализма если не выводит себя напрямую из черносотенства начала XX века, то не отрицает хотя бы идейного воздействия этого движения.

    Черносотенные организации есть во многих городах России и зарубежья: Москве, Санкт-Петербурге, Тихвине, Костроме, Новосибирске, Киеве и других. городах Ефремове и Томске созданы музыкальные ансамбли под названием «Чёрная сотня».

    Примечания

    1. Шарова В. Л. Праворадикальная идеология в России: истоки и преемственность // Политико-философский ежегодник. - М.: Институт философии РАН, 2008. - В. 1. - С. 121.
    2. С.Степанов «ЧЕРНАЯ СОТНЯ»
    3. статья «Black Hundreds» в энциклопедии Британника
    4. статья «Черносотенцы» в БСЭ
    5. Сергей Степанов. «Черная сотня в России»
    6. Бизюкин С. С. Экономические воззрения правомонархического (черносотенного) движения в России в начале XX века // Взгляд из третьего тысячелетия: Сборник рефератов. Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина - Рязань, 2003.
    7. Информация об организации на сайте «Хронос»
    8. Идеология правого радикализма начала XX-го века
    9. Куликов С. В. Император Николай II в годы Первой мировой войны. СПб. 2000. С. 285
    10. Black Hundreds
    11. Pogroms: Anti-Jewish Violence in Modern Russian History
    12. Black Hundreds
    13. 1 2 3 4 Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов». Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    14. 1 2 Черносотенный террор 1905-1907 гг.
    15. Lambrozo S. Klier J.D. Pogroms: Anti-Jewish Violence in Modern Russian History. - Cambridge University Press, 1992. - P. 224. - ISBN 978-0-521-40532-4.
    16. Ср.: The Times, October 9, 1906; своей монографии Дж. Д. Клиер и Шломо Ламброзо ссылаются на номер Times за следующий день, 10 октября, в котором опубликовано окончание статьи «Russia». Имя Дубровина корреспондент лондонской «Times» вновь упоминает в статье «Русская чёрная сотня» от 8 марта 1911 года.
    17. Ленин. Задачи отрядов революционной армии
    18. Первая боевая организация большевиков. 1905-1907 гг. - М., 1934. - С. 221.
    19. Циркуляр Департамента полиции от 8 марта 1908 г. // Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX вв.): Сборник документов. - М.: АИРО-XXI, 2001. - ISBN 5-88735-079-2

    Литература

    • Кирьянов Ю. И. Правые партии в России. 1911-1917. - М.: РОССПЭН, 2001. - 472 с. - ISBN 5-8243-0244-8.
    • Лавриков С. В. Правомонархическое движение в Тверской губернии, 1905-1915 гг.: дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02. - Тверь, 1996. - 204 с.
    • Размолодин М. Л. Черносотенные организации губерний Верхнего Поволжья в 1905-1914 гг. (на материалах Ярославской, Костромской и Владимирской губерний. - Ярославль: изд-во Александр Рутман, 2001;
    • Размолодин М. Л. О консервативной сущности чёрной сотни / Под ред. проф. Ю. Ю. Иерусалимского. - Ярославль: Нюанс, 2010.
    • Размолодин М. Л. Русский вопрос в идеологии чёрной сотни / Под ред. проф. Ю. Ю. Иерусалимского. - Ярославль: Нюанс, 2010.
    • Стогов Д. И. Черносотенцы: Жизнь и смерть за великую Россию / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Ин-т рус. цивилизации, Алгоритм, 2012. - 672 с. - ISBN 978-5-4261-0004-6.

    Ссылки

    • Молодцова М. С. Черносотенные союзы: на защите самодержавия
    • Молодцова М. С. Черносотенцы в борьбе с революционным движением в 1905-1907 гг.. Уроки Первой русской революции".
    • Молодцова М. С. Черносотенные союзы в сетях противоречий (1907-1913 гг.)
    • Молодцова М. С. Черносотенцы: уход с политической арены
    • Омельянчук И. В. Социальный состав черносотенных партий в начале XX века
    • Алексеев И. Е. Чуваши-черносотенцы. «Постановочные» заметки о деятельности чувашских отделов русских право-монархических организаций
    • Степанов С. А. «Черносотенный террор 1905-1907 гг.»
    • Степанов С. И. РУССКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - ОПРИЧНАЯ МОНАРХИЯ
    • Ганелин Р. Царизм и черносотенство
    • Ганелин Р. От черносотенства к фашизму // Ad hominem. Памяти Николая Гиренко. СПб.: МАЭ РАН, 2005, с. 243-272
    • Лебедев С. В. Идеология правого радикализма начала XX-го века
    • Кротов Я. Г. ЧЕРНАЯ СОТНЯ передача «С христианской точки зрения» от 07.07.2005 на Радио Свобода
    • Витухновская М. Чёрная сотня под финским судом Журнал «Нева» № 10 2006
    • Langer Jacob. CORRUPTION AND THE COUNTERREVOLUTION: THE RISE AND FALL OF THE BLACK HUNDRED
    • Рецения на книгу С. А. Степанова «Чёрная сотня» в журнале «Народ Книги в мире книг»
    • Размолодин М. Л. Консервативные основы политической проблематики в идеологии чёрной сотни (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    • Размолодин М. Л. Инородческая проблематика в идеологии чёрной сотни (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    • Размолодин М. Л. Имперская проблематика в идеологии чёрной сотни (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    • Размолодин М. Л. Защита христианской традиции как основная функция чёрной сотни (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    • Размолодин М. Л. Еврейский вопрос в идеологии чёрной сотни (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    • Размолодин М. Л. О критериях отнесения к черносотенному сегменту (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.
    • Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов» (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012.

    Издания начала XX века

    • Грингмут В. А. Руководство черносотенца-монархиста. Изд. 2-е. М., 1911.
    • Майков А. А. Революционеры и черносотенцы. СПб., 1907.
    • Образцов В. А. Доклад черносотенца о Государственной Думе 3-го созыва. Харьков, 1908.
    • Соколовский С. А. «Революционеры» и «Чёрная сотня». Казань, 1906.
    • Список отдельных патриотических организаций России. СПб., 1906.
    • Третий Всероссийский съезд русских людей в Киеве. Киев, 1906.

    Сайты современных черносотенных организаций

    • Официальный портал общественно-патриотического движения «Чёрная Сотня»
    • Официальный региональный портал ОПД «Чёрная Сотня» в Санкт-Петербурге
    • Общество «Союз русского народа»
    • Газета «Православная Русь»
    • Издательство «Русская Идея»

    в. кожинов черносотенцы и революция, кто такие черносотенцы, черносотенцы, черносотенцы википедия

    Черносотенцы Информацию О

    Люди, учившиеся в советских школах, четко знали, что черносотенцы - это мракобесы и погромщики. Никаких сомнений на этот счет не было, как и желания с какого-то другого ракурса посмотреть на людей, устроивших кровавые погромы в городах России, особенно в Москве и Одессе.

    Идеи черносотенцев живы и теперь. У определенной прослойки населения к ним возникает интерес. Наше время замечательно тем, что на любой вопрос можно посмотреть, учитывая разные точки зрения, и попытаться составить собственное мнение об этом движении.

    Видные деятели, симпатизировавшие черносотенцам

    Интересно ознакомиться с программой черносотенцев хотя бы потому, что жена и дочь Ф. М. Достоевского, говорившего о невозможности блага, в основе которого лежит хотя бы капля пролитой крови ребенка, были активными черносотенками. Относились к ним протоирей Иоанн Кронштадский и художник Виктор Васнецов. Менделеев, Мичурин, капитан крейсера «Варяг» Руднев - это черносотенцы, не говоря о 500 деятелях православной церкви, отнесенных позднее к «новомученикам и исповедникам российским». Среди них был и будущий патриарх митрополит Тихон Беллавин.

    Здоровые корни

    Значит, была какая-то позитивная идея в программе этого движения? И что это за название такое, которое со временем приобрело столь устрашающий оттенок? Историк Владимир Мохнач говорит, что изначально «черносотенцы - это представители городских демократических кругов».

    Почему так? Потому что в царской России сотней называлось внутренне подразделение города. Были белые сотни, к которым относились высшие слои населения, не платившие налогов государству, и черные - платившие. Из представителей этой городской демократии (купцы, ремесленники) и были сформированы отряды изгнавшие из Кремля поляков и способствовавшие прекращению на Руси Смутного времени.

    Один из идеологов

    А само реакционное направление 1900-1917 годов названием обязано В. А. Грингмуту, одному из главных идеологов черносотенного движения. Он был таким ярким представителем, что в истории остался не как политический деятель праворадикального толка, а как погромщик и обскурант (мракобес, враждебно относящийся науке, прогрессу и просвещению), за что и привлекался царским правительством в 1906 году к суду.

    По Грингмуту черносотенцы - это пламенные борцы за сохранение незыблемости самодержавия, правда, на основе великодержавного шовинизма, вылившегося конкретно в антисемитизм.

    Одна из оценок движения современником

    В начале века это крайне реакционное движение было настолько активным, что получило название «Черносотенный террор 1905-1907 годов». В это время ими были совершены убийства М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса (члены ЦК кадетской партии) и не менее резонансные покушения на П. Н. Милюкова и экс-премьера Витте, которого некоторые представители движения (тот же Грингмут) обозначали как одного из главных своих врагов. С. Ю. Витте же считал, что черносотенцы - это, в сущности, представители патриотической организации, идеи которой основываются не на разуме и благородстве, а на страстях, и что им просто не повезло с вождями, среди которых оказалось много проходимцев и людей с грязными мыслями и чувствами. Таким высоким слогом он говорил о погромщиках, устроивших кровавую резню. Целые еврейские семьи погибали под лозунгом «Бей жидов, спасай Россию!». Но экс-премьер, говоря о патриотичности черносотенцев, имел, очевидно, в виду отправную идею движения, в основе которой лежат лозунги славянофилов о самобытности России и ее собственном, отличном от запада пути развития.

    Опора движения

    Так кто же они такие? Разрозненные реакционные крайне правые организации в России 1906-1917 годов - это черносотенцы. Они так и не сумели, к счастью, объединиться в одну силу, что увеличило бы их возможности многократно. До появления общего названия разрозненные партии называли себя «патриотами», «истинно русскими», «монархистами».

    Самыми крупными объединениями черносотенцев были «Союз русского народа (руководитель - А. И. Дубровин), «Русская монархическая партия» (основатель - В. А. Грингмут). Одним из создателей клерикально-консервативной организации «Союз Михаила Архангела» становится В. М. Пуришкевич. Надо оговориться, что деятельность разобщенных и часто противоборствующих черносотенных организаций направлялась и финансировалась «Советом объединенного дворянства», созданного в мае 1906 года при полной поддержке царского правительства. Надо также отметить, что полиция Российской империи рассматривала черносотенные дружины как союзников и в своей работе полностью на них опиралась. Одновременно с «Советом объединенного дворянства» в Москве была сформирована черносотенная организация «Союз русских людей». Основателями и руководителями были графы братья Шереметьевы, князья Трубецкой и Щербатов. Князь Дмитрий Павлович Голицын (Муравлин) тоже был черносотенцем. Вот такие «славные русские фамилии» были связаны с черносотенцами. Всех их привлекала главная мысль, заложенная в программе движения, - незыблемость монархии, единение самодержавия с народом.

    Безграничная преданность самодержавию

    Крайние монархисты, так еще называли черносотенцев, представляли собой консервативный лагерь России, который, по некоторым данным, насчитывал после поражения революции 1905-1907 годов до 410 тысяч человек. Программа черносотенцев в основе своей опиралась на теорию так называемой официальной народности, автором которой являлся министр просвещения России (первая половина XIX века). Им была разработана трехчленная формула, которую можно рассматривать как основную идею уваровской теории: православие, самодержавие, народность. Неограниченное самодержавие, как и православие, которые черносотенцы считали исконно русскими началами, должны были оставаться незыблемыми, а в проведении реформ Россия вообще не нуждалась.

    Послабления, допускаемые черносотенцами

    Однако некоторые их программы предусматривали различные свободы - вероисповедания, слова, собраний, печати, союзов и неприкасаемость личности. Поэтому ничего удивительного в большом количестве симпатизирующих черносотенцам людей нет. Крайне бескомпромиссной была и аграрная программа черносотенцев, предусматривающая продажу крестьянам только пустующих государственных земель (никакой конфискации помещичьих), развитие арендной и кредитной систем.

    Самым, как выяснилось позже, провальным в программе черносотенцев был Единая и неделимая Россия, по их мнению, должна была опираться на великодержавный шовинизм, который принял крайние формы и выродился в воинствующий антисемитизм.

    Мощная поддержка

    Идеи черносотенцев в массы несли такие печатные издания, как «Русское знамя» и «Московские ведомости», «Почаевский листок» и «Колокол». А также «Земщина», «Гроза» и «Вече», «Киевлянин» и «Гражданин». Поддержка более чем мощная. Они способствовали тому, что программа черносотенцев стала близкой и понятной огромному числу помещиков, представителей духовенства, купцам, рабочим и крестьянам, ремесленникам и представителям как мелкой, так и крупной городской буржуазии, казакам и мещанам - абсолютно всем прослойкам российского общества.

    Конец движения и его лидеры

    После зверских погромов большинство сторонников отшатнулось от черносотенцев, и после 1917 года движение пришло в полный упадок, а советской властью было полностью запрещено. Черносотенцы, лидеры и идеологи которых были признаны врагами народа, активно боролись с советской властью, а в годы ВОВ выступали на стороне гитлеровцев. К крупным деятелям этого движения относятся в первую очередь А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич, В. А. Грингмут, Н. Е. Марков. А также П. Ф. Булацель (адвокат), И. И. Восторгов (священник), инженер А. И. Трищатый, князь М. К. Шаховской, монах Илиодор.

    Октябристы

    Как отмечалось выше, единства в рядах этого движения никогда не наблюдалось, многие союзы отличались друг от друга не только названиями, но и программами. Так, члены партии «Союз 17 октября», или октябристы-черносотенцы, занимали особое место среди политических партий России - они располагались между консерваторами и либералами, почему их и называли консервативными либералами. Возглавили партию крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии А. И. Гучков, М. и В. В. Шульгин.

    В основе их программы лежал царский манифест от 17 октября 1905 года. От крайне правых черносотенцев октябристы отличались тем, что ратовали за конституционную монархию, при которой власть царя ограничивалась бы основным законом. Отличались они от крайне правых и тем, что, выступая за неделимую Россию, право на автономию за Финляндией все же признавали. А в крестьянском вопросе они выступали за принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп.

    Кадеты

    Если на крайне правом крыле находились октябристы, то на левом фланге либерального движения расположились кадеты (конституционно-демократическая партия), организатором и идейным лидером которых был П. Н. Милюков. Партия, главным стратегом которой он был, называлась «Партия народной свободы». В их программе большое внимание уделялось правам и свободам граждан. По их мнению, будущим государственным строем России должна была стать Кадеты, октябристы, черносотенцы - это более-менее крупные партии среди десятков других, таких как эсеры, неонародники, меньшевики, большевики, которых в России в начале прошлого века, вплоть до революции, насчитывались десятки. Но кадетов, октябристов и черносотенцев объединяло отношение к монархии, незыблемость которой ставилась во главе их программ.

    Черносотенные партии начала XX века: программа, лидеры, представители.

    Черносотенцами назывались члены российских патриотических организаций 1905-17 г., которые придерживались позиций монархизма, антисемитизма и великодержавного шовинизма. Эти организации применяли террор к бунтовщикам. Черносотенные партии в России в начале 20 века участвовали в разгонах митингов, демонстраций, собраний. Организации поддерживали правительство, осуществляли еврейские погромы. Разобраться в этом движении на первый взгляд довольно сложно. В состав черносотенных партий входили представители организаций, которые далеко не всегда действовали совместно. Однако если остановиться на самом главном, можно заметить, что у черносотенцев были общие идеи и направления развития. Вкратце представим основные черносотенные партии России и их лидеров.

    Основные организации и лидеры "Русское собрание", созданное в 1900 году, можно считать первой в нашей стране монархической организацией. Мы не будем учитывать ее предшественницу, "Русскую дружину" (эта подпольная организация просуществовала недолго). Однако главной силой движения черносотенцев стал "Союз русского народа", возникший в 1905 г.

    Его возглавлял Дубровин. Пуришкевич в 1908 г. разошелся во взглядах с ним и вышел из СРН. Он создал свою собственную организацию, "Союз Михаила Архангела". В СРН в 1912 году произошел второй раскол. Конфронтация на сей раз возникла между Марковым и Дубровиным. Из Союза теперь вышел Дубровин. Он образовал ультраправый Дубровинский "Союз русского народа". На первый план, таким образом, вышли 3 лидера монархистов: Марков (СРН), Пуришкевич (СМА) и Дубровин (ВДСРН).

    Основные черносотенные партии - это перечисленные выше. Можно также отметить "Русский монархический союз". Однако представителями этой партии были православное духовенство и дворяне, поэтому это объединение было небольшим и не представлявшим значительного интереса. К тому же через некоторое время партия раскололась. Часть организации отошла к Пуришкевичу.

    Происхождение слова "черносотенцы"

    Слово "черносотенцы" происходит от древнерусского слова "черная сотня", означающего посадское тяглое население, делившееся на военно-административные единицы (сотни). Представители интересующего нас движения были членами русских монархических, правохристианских и антисемитских организаций. "Черная сотня" – термин, который стал широко употребляться для обозначения ультраправых антисемитов и политиков. Представители этого движения выдвигали в противовес демократическим принципам принцип единоличной, абсолютной власти. Они считали, что у России есть 3 врага, с которыми необходимо бороться. Это инакомыслящий, интеллигент и инородец.

    Черносотенцы и трезвенничество

    Частично черносотенные партии сформировалась из народного движения по борьбе с пьянством. Эти организации никогда не отрицали трезвенничество. При этом считалось, что потребление пива в умеренных количествах – альтернатива отравлениям водкой. Часть ячеек черносотенцев даже была оформлена в виде обществ трезвости, чтения для народа, чайных и даже пивных.

    Черносотенцы и крестьянство

    Черносотенцы - партия, программа действий которой не была должным образом разработана, за исключением призыва бить евреев, интеллигентов, либералов и революционеров. Поэтому крестьянство, практически не соприкасавшееся с этими категориями, осталось почти не затронутым этими организациями.

    Погромы интеллигенции и евреев

    Черносотенные партии делали основную ставку на разжигание этнической и национальной вражды. Результатом этого стали погромы, прокатившиеся по России. Нужно сказать, что погромы начались еще до развертывания движения черносотенцев. Интеллигенция далеко не всегда избегала удара, который был нацелен на "врагов России". Ее представителей запросто могли избивать и даже убивать на улицах, нередко наравне с евреями. Не спасало даже то, что существенная часть организаторов движения черносотенцев состояла из консервативных интеллигентов. Не все погромы, вопреки популярному мнению, подготовили именно черносотенные партии. В 1905-07 годах эти организации были еще довольно малочисленными. Однако черносотенцы очень активно действовали в районах, население которых было смешанным (в Белоруссии, на Украине и в 15-ти губерниях так называемой "черты еврейской оседлости"). В этих регионах находилось более половины всех представителей "Союза русского народа", а также других подобных организаций. Волна погромов по мере развития деятельности черносотенцев стала скорее спадать. Многие видные деятели этих партий указывали на это.

    Финансирование организаций, издание газет

    Важным источником финансирования союзов черносотенцев были субсидии правительства. Средства выделялись из фондов МВД для того, чтобы контролировать политику этих объединений. Черносотенные партии вместе с тем проводили также сбор пожертвований частных лиц. В разное время эти организации издавали газеты "Почаевский листок", "Русское знамя", "Гроза", "Колокол", "Вече". Черносотенные партии начала XX века продвигали свои идеи и в таких крупных газетах, как "Киевлянин", "Московские ведомости", "Свет", "Гражданин".

    Съезд в Москве

    Организации провели съезд в Москве в октябре 1906 года. На нем избрали Главную управу и объединили всех черносотенцев, создав "Объединенный русский народ". Однако их слияния фактически не произошло. Организация уже спустя год прекратила существование. Нужно сказать, что конструктивные идеи черносотенцев (как темы, обсуждаемые прессой, так и программы организаций) предполагали создание консервативного общества. По вопросу о необходимости парламентаризма и представительных учреждений вообще велись значительные споры. Черносотенцы - партия, программа которой была намечена лишь в общих чертах. Поэтому, а также по ряду других причин эти организации оказались нежизнеспособными.

    Черносотенные партии: программа

    Теория "официальной народности" была в основе программы этих организаций. Она была выдвинута С.С. Уваровым, министром просвещения, еще в 1-й половине 19 века. Эта теория опиралась на формулу "православие, самодержавие, народность". Самодержавие и православие представлялись исконно русскими началами. Последний элемент формулы, "народность", понимался как приверженность народа к первым двум. Черносотенные партии и организации придерживались неограниченного самодержавия в вопросах внутреннего устройства страны. Даже Государственную Думу, появившуюся во время революции 1905-07 гг., они считали совещательным органом при царе. Проведение в стране реформ они воспринимали как бесперспективное и невозможное начинание. Одновременно в программах этих организаций (к примеру, СРН) объявлялась свобода печати, слова, вероисповедания, союзов, собраний, неприкосновенность личности и т. д. Что касается аграрной программы, она была бескомпромиссной. Черносотенцы не желали идти на уступки. Их не устраивал вариант частичной конфискации земель помещиков. Они предлагали продать крестьянам принадлежащие государству пустующие земли, а также развивать системы кредита и аренды.

    Убийство кадетов

    Черносотенные партии начала XX века во время революции (1905-07 гг.) поддерживали в большинстве своем проводимую правительством политику. Они убили двух членов ЦК партии кадетов – Г.Б. Иоллоса и М.Я. Герценштейна. И тот, и другой являлись их политическими противниками: они были либералами, евреями и бывшими депутатами Госдумы. Особенный гнев черносотенцев вызывал профессор Герценштейн, который высказывался по аграрному вопросу. Его убили 18 июля 1906 г. в Териоки. Участники "Союза русского народа" были осуждены по этому делу. Это А. Половнев, Н. Юскевич-Красковский, Е. Ларичкин и С. Александров. Трех первых приговорили за соучастие и дали по 6 лет, а Александров получил 6 месяцев за то, что не донес о готовящемся преступлении. Александр Казанцев, исполнитель этого убийства, был сам убит к тому времени, поэтому не предстал перед судом.

    Черносотенцы теряют влияние

    Черносотенцы - партия, которой после революции не удалось стать единой политической силой, несмотря на некоторые успехи. Ее представители не смогли найти достаточного количества союзников в многоукладном, многоэтническом русском обществе. Зато члены этого движения настроили против себя радикальные левые партии и либеральные центристские круги, которые были влиятельными в то время. Даже часть потенциальных союзников в лице сторонников имперского национализма также восстала против них. Напуганные эпизодическим насилием и радикальной риторикой черносотенцев, державники, которые находились у власти, в этническом национализме усмотрели чуть ли не главную угрозу государству. Они смогли убедить Николая II, симпатизировавшего "союзникам", а также придворные круги в необходимости отвернуться от этого движения. Это еще больше ослабило черносотенцев на политической арене накануне событий 1917 года. Первая мировая война также способствовала ослаблению этого движения. На нее добровольцами отправились многие активисты и рядовые члены черносотенных организаций. Интересующее нас движение в революции 1917 года не играло значительной роли. Черносотенцы - партия, остатки которой были беспощадно уничтожены после победы большевиков, которые видели в национализме угрозу советскому строю.

    Запрет организаций и судьба их членов

    Черносотенные организации после февральской революции были запрещены. Они сохранялись лишь частично на подпольном положении. Многие видные лидеры в период Гражданской войны примкнули к движению белых. Оказавшись в эмиграции, они критиковали деятельность русских эмигрантов. Некоторые видные представители этого движения примкнули со временем к националистическим организациям.