С 11 по 31 июля в Волоколамске будет проходить форум «Я - гражданин Подмосковья». Это мероприятие проводится уже не первый год, при этом благосклонно воспринимается губернатором МО, Андреем Воробьёвым. В рамках того же форума, только в 218 году он заявил: «Популярное, важное мероприятие. Хочу поблагодарить всех - и организаторов, и глав муниципалитетов. Думаю, что такая практика общения с молодежью очень важна. Будем ее продолжать. Был большой запрос на привлечение иностранных гостей. Думаю, что это нужно подготовить к следующему сезону».

Иностранные гости и работа с молодежью - это, конечно, очень хорошо. Только смущает название форума, которое повторяется от региона к региону и ни к чему хорошему не ведёт. Потому что нет «граждан Подмосковья», или «граждан Москвы», или «граждан Адыгеи» или граждан «Карелии», а есть граждане России.

Нет, понятно, что молодежь необходимо привлекать, в том числе и в политику. Просто потому, что если это не сделает государство, то сделает несистемная оппозиция, и дальше будут несанкционированные митинги, аресты и масса прочих неприятных вещей.

Однако говорить о «гражданах Подмосковья» - это тоже идти в политику. Только какую-то деструктивную.

Потому что, например, был (а может быть и есть) такой проект, как «Я - гражданин Татарстана». И мы тактично не вспоминаем празднование от «татарских экстремистов» завоевания Золотой Ордой русских городов. Кстати, а хоть один из них, экстремистов этих, был привлечён хотя бы к административной ответственности?

Нет, давайте-ка вспомним, что там, в Татарстане, с преподаванием русского языка в школах. Там или конфликт, или нет там русского языка, если коротко и ёмко. Граждане Татарстана в этом отношении и в этом контексте - ну, примерно, как граждане Украины. Какие угодно, только вне русской культуры и вне русского языка.

Едем дальше: «Я - юный гражданин Республики Дагестан». Отличная молодежная и школьная программа. Наверное. Только 2018-й и 2019-й показали, что выросшие из этой программы дети, которые сейчас вполне себе юноши и мужчины, идут на вооруженные столкновения, на то, чтобы «закидать федералов палками, камнями, кирпичами».

А, вот, например, программа «Я гражданин Чечни». Цели этого проекта тоже обозначены, на первый взгляд, круто: «Частники клубных формирований узнают о событиях 2000-2003 годов, произошедших на территории Чечни, о проведении контртеррористической операции на всей территории региона и конституционных реформ.

Будет открыта выставка фотографий и других публикаций, повествующих о возрождение социально-экономической сферы республики, о людях, которые восстанавливали разрушенное войной хозяйство, о том, как шло возвращение вынужденных переселенцев в Республику.

Заведующая клубом Фатима Саралиева расскажет о Конституции Чеченской Республики, об основных статьях, которые должен знать каждый гражданин Чечни».

Обратите внимание на последние строки. Не о конституции РФ, а про Конституцию Чечни будет узнавать подрастающее чеченское поколение. Ну а то, что иногда чеченская молодежь вне пределов Чечни ведет себя так, что вмешиваться приходится Рамзану Кадырову, так это, в общем, тоже известный факт.

В 2017-м была целая республиканская акция «Я - гражданин Калмыкии» в одноименной республике. Может быть и научили, после калмыцких «Гасконцев» . Благородные калмыцкие «Гасконцы» в 2006 году, чтобы было понятно, поставили себе благородной целью убивать русских. Ну, бывает, да. Но все равно конкурсы и форумы - «гражданин Калмыкии». Нет, не России, а именно Калмыкии. Наверное, в рамках укрепления многонационального единства.

Но все больше кажется, что самые смелые концепции антиутопий воплощаются в жизнь. Теперь с подачи господина Воробьёва у нас есть «граждане Подмосковья». Наверное, дальше будут граждане Твери, Урала, потом в отдельную общность и народ объединятся казаки. И чем дальше, тем веселее.

Хотя у России есть то, что никогда её не предаст. «В отделе ЗАГС Суоярвского района 10 июня состоялся праздник «Я - гражданин Карелии, я - гражданин России!». Его главными героями стали 14 четырнадцатилетних жителей города и поселков Суоярвского района. В торжественной обстановке каждый из них получил документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации».

И, собственно, вопрос - все это происходит после десятков встреч в Кремле и тренингов администрации президент с заместителями губернаторов по политике. Интересно, не замечать такой идеологический сепаратизм перед трансфертом власти - это некомпетентность или что-то пострашнее?

Власти Калмыкии пытались сорвать II Cъезд ойрат-калмыцкого народа, заявили его организаторы. Из-за того что владельцы кафе, с которыми были предварительные договоренности, в последний момент отказались предоставить помещения для проведения съезда, участникам мероприятия пришлось собраться у памятника "Исход и возвращение". Съезд выразил недоверие действующему руководству республики и принял решение выдвинуть своих кандидатов в депутаты на сентябрьских выборах в Народный хурал.

Съезд под открытым небом

Начало съезда ойрат-калмыцкого народа было назначено на 10.00 19 мая. Местом проведения должна была стать столовая завода "Одн". Однако руководство завода не пустило делегатов, сославшись на проблемы с электричеством. Отказались предоставить помещение и в одном из кафе на выезде из Элисты, с владельцем которого, как рассказали организаторы съезда корреспонденту, также была предварительная договоренность.

Ойраты - народность, представителями которой на территории России являются калмыки. В 1920 году на землях калмыков была образована Калмыцкая АО, в 1935 году преобразованная в Калмыцкую АССР. В 1943 году автономия ликвидирована, а калмыки оттуда выселены. В 1957-1958 годах, с восстановлением этой АССР, калмыки смогли вернуться на их этническую территорию.

В результате примерно в 11.00 собравшиеся, около ста человек, двинулись колонной в город, к памятнику депортированным "Исход и возвращение", возле которого и был проведен съезд, передает корреспондент " , присутствовавший на мероприятии.

На хозяев помещений было оказано административное давление, заявил один из организаторов съезда, главный редактор газеты "Современная Калмыкия" Валерий Бадмаев .

"У нас был предварительный договор со столовой и кафе, мы даже заплатили деньги. Но к ним приехали из СЭС и сказали, что их закроют, если там будет проводиться съезд. Потом позвонили пожарные и тоже пригрозили, что пришлют комиссию", - рассказал Бадмаев.

Он предупредил собравшихся, что мероприятие на площадке перед памятником "будет расценено как несанкционированный митинг", но участники единогласно проголосовали за то, чтобы провести съезд.

Бадмаев огласил повестку, которую также поддержали все собравшиеся: "Оценка деятельности республиканской власти, формирование исполкома, выборы председателя исполкома, вопрос об участии активистов съезда в сентябрьских выборах в Народный хурал".

Главред "Современной Калмыкии" напомнил, что "первый Чуулган решил проводить съезд раз в два года". "Чуулган – Съезд ойрат-калмыцкого народа" прошел в Элисте 12 декабря 2015 года. В ходе мероприятия была принята резолюция, ставящая ряд задач "во имя сохранения и дальнейшего развития ойрат-калмыцкого народа". Главным пунктом резолюции является принятие новой Конституции Калмыкии, поскольку действующая, по мнению участников съезда, "не отвечает потребностям" калмыцкого народа.

"Прошло немного больше времени. Мы проводим этот съезд в мае, потому что в сентябре будут выборы в Народный хурал. Нам надо сегодня сформировать исполком из деятельных людей, которые смогут договориться с одной из партий, чтобы съезд мог выдвинуть от них своих кандидатов. По действующему у нас закону мы можем баллотироваться только от партий", - добавил Бадмаев.

Письмо полпреду ЮФО

Отметив, что "из-за жары" придется ограничить количество выступающих и время выступлений, Бадмаев предоставил слово политику и экономисту Владимиру Бамбаеву (в конце 1980-х – начале 1990-х секретарь калмыцкого обкома партии и депутат Верховного совета Калмыкии, в 1993 году, будучи руководителем ассоциации фермеров Калмыкии, баллотировался на пост президента республики, – прим. "Кавказского узла" ).

В свою очередь Бамбаев сказал, что из-за сжатого регламента лишь зачитает свое письмо, направленное в конце апреля на имя полпреда президента России в ЮФО Владимира Устинова.

В обращении к полпреду калмыцкий политик утверждает, что к нему "неоднократно обращались офицеры правоохранительных органов", которые, "рискуя своей головой, собирали документы", указывающие на преступления, нанесшие бюджету многомиллионный ущерб.

Согласно этим документам, заявляет Бамбаев, оказались похищены 70 миллионов рублей, направлявшихся из федерального бюджета на фитомелиоративные работы по восстановлению зоны Черных земель.

"Кавказский узел" сообщал, что единственная в Европе антропогенная пустыня образовалась в регионе Черных земель в результате неурегулированного выпаса скота и распашки песчаных земель.

В письме к Устинову Бамбаев также напомнил об аресте первого вице-премьера Петра Ланцанова, который, по его словам, стал возможен "только после того, как дело было доведено до Следственного комитета России", поскольку местные следователи "успешно похоронили" уголовное дело по агрохолдингу "Мраморное мясо Калмыкии".

9 июля 2016 года следствие сообщило об аресте заместителя министра сельского хозяйства Калмыкии Эрдни Кектышева, а также первого вице-премьера Калмыкии Петра Ланцанова. Ланцанов обвинен в том, что по его поручению сотрудники Минсельхоза Калмыкии вынудили свыше 400 сельхозтоваропроизводителей перечислить часть полученных субсидий холдингу "Мраморное мясо Калмыкии". Арест Ланцанова является большим провалом кадровой политики Алексея Орлова и может быть хорошо подготовленным ударом по главе республики, заявили опрошенные "Кавказским узлом" калмыцкие журналисты.

Кроме того, Бамбаев отметил, что к письму приложены документы, указывающие на то, что "были украдены два из пяти миллиардов, выделенных на строительство водопровода из Левокумского месторождения до Элисты".

"Работы осуществлены с нарушением проекта и норм строительства. Из пяти запланированных станций по подъему воды, построены всего две. Двумя насосами воду на Ергенинскую возвышенность не поднять", - зачитал Бамбаев очередной отрывок.

После его выступления Валерий Бадмаев предложил сэкономить время и больше не заслушивать выступления с оценкой власти. Съезд единогласно выразил недоверие действующему руководству республики.

Чиновники предложили собравшимся разойтись

Во время выступлений Бадмаева и Бамбаева к месту проведения съезда подъехали полицейские и люди в штатском, которые принялись снимать происходящее на видео.

Представитель администрации Элисты Кермен Бадмаева призвала собравшихся "прекратить мероприятие и провести его в установленном порядке".

"В соответствии с законом публичные мероприятия могут проводиться при условии уведомления администрации Элисты. Администрация города не была уведомлена", - пояснила Бадмаева, чем вызвала возмущение участников съезда.

Бадмаеву поддержал заместитель начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по Элисте Александр Амтеев .

"Данное мероприятие не согласовано, поэтому содержит признаки состава административного правонарушения", - заявил он, пытаясь перекричать собравшихся.

Участников съезда, вступивших в спор с представителями полиции и администрации Элисты, успокоили организаторы: "Они нас предупредили – мы их выслушали. Продолжаем".

Участие в выборах: за и против

Гражданин Бельгии Павел Мацаков , приехавший в Калмыкию для участия в съезде, посетовал, что в Калмыкии "с 1994 года время остановилось". "Как собирались одни и те же 200 человек, так и собираются. Другое дело, что вы все стареете. Многие уже умерли", - сказал Мацаков.

Он также выразил несогласие с предложением участвовать в выборах "через какую-то партию". По его мнению, съезд должен работать над созданием "национальной организации".

"Я был в прошлом году в Америке, выступал на конференции перед молодыми калмыками. Ребята не хотят назад. Там восемь тысяч калмыков – и они уже не вернутся. Даже без документов они чувствуют себя там более полноправными членами общества, чем на родине. Если бы была национальная, демократическая организация, многие с удовольствием помогали бы. Без создания такой организации выборы и все остальное не имеет смысла", - резюмировал Мацаков.

Председатель калмыцкого отделения партии "Яблоко" Батыр Боромангнаев в своем выступлении сосредоточился на критике региональной политики федерального центра, которая, на его взгляд, привела к "ужасающей деградации социально-экономической ситуации и дефициту кадров" в Калмыкии.

"Мы находимся в чрезвычайно невыгодных условиях. Самая худшая вода, ее еще и мало, – в Калмыкии. Самая худшая земля – в Калмыкии. В Яшалтинском районе, где более-менее хорошая земля, калмыцкое население выдавливают. Мы здесь не самостоятельные. Посмотрите, кто руководит у нас федеральными ведомствами. Это приезжие, мигранты. Им наплевать на нашу судьбу", - заявил Боромангнаев и призвал собравшихся принять активное участие в выборах в Народный хурал.

"Только когда мы возьмем власть в свои руки, мы изменим ситуацию", - подытожил он.

Затем участники съезда заслушали платформу предвыборной программы, которую представил Владимир Бамбаев, и договорились обсудить и доработать ее позже, в рабочем порядке.

В завершение мероприятия был сформирован исполком, председателем которого съезд единогласно выбрал Валерия Бадмаева.

Бадмаев заявил, что члены исполкома "обязуются объехать все районы, чтобы договориться с партиями о выдвижении активистов съезда". "Если наши кандидаты пройдут в хурал, мы возьмем с них письменные обязательства отстаивать интересы калмыцкого народа. В случае невыполнения этих обязательств будем их отзывать", - заявил он.

"Со времени проведения первого Чуулhн – Съезда ойрат-калмыцкого народа, прошедшего 12 декабря 2015 года, прошло два года и пять месяцев. Резолюция первого Чуулhн со всеми рекомендациями исполкома была вручена главе Республики Калмыкия весной 2016 года. Ни один пункт этой резолюции за прошедшее время не был выполнен. Власть Калмыкии проигнорировала требование первого Чуулhн – вернуть выплаты компенсаций жертвам политических репрессий на федеральный уровень и увеличить размер самих компенсаций до уровня выплат "чернобыльцам" или размера средней пенсии по России. Не выполнено предложение съезда о специальном законе "Об использовании ойрат-калмыцкого языка как государственного языка Республики Калмыкия". Многократные попытки членов исполкома первого Чуулhн заставить республиканскую власть действовать в интересах ойрат-калмыцкого народа не находили и не находят понимания", – говорится в резолюции второго Съезда ойрат-калмыцкого народа, принятой 19 мая.

Относительно монголов калмыки живут в другой части света, однако являются их ближайшими родственниками. Во времена Российской империи этот народ почитали как блестящих воинов и преданных союзников русской армии. Но другая империя – советская – объявила их предателями, организовав полноценный геноцид. Чем объясняют причины столь жестокой политики?

Есть версия, согласно которой русский боевой клич «ура» произошел от калмыцкого «уралан», то есть «вперед». Скорее всего, это всего лишь легенда, но корни ее понятны: на протяжении долгих лет калмыки были надежной опорой России, где чрезвычайно ценились как храбрые воины и прекрасные наездники.

Ойраты или западные монголы начали переселяться в Русское царство в конце XVI века, что стало следствием завоевания монгольских земель цинским Китаем. Соседи-тюрки называли их «калмаками», то есть «отколовшимися» – не принявшими ислам и сохранившими буддийскую веру, отсюда и слово «калмык». Уже в начале 1600-х годов переселенцы присягнули на верность русскому царю, а впоследствии основали Калмыцкое ханство (Хальмг хана улус) – самоуправляемую часть русского государства, регулярно поставлявшую русской армии прекрасно обученных бойцов, проявивших себя во многих войнах. Так продолжалось и после того, как Екатерина II ликвидировала ханство, что стало неизбежным следствием трагических событий, известных как «пыльный поход ».

А вот отношения российской ветви потомков Чингисхана с советской властью, напротив, сразу не задались. Калмыки – один из немногих российских народов (в том числе репрессированных), численность которых за годы СССР не увеличилась, а сократилась. Согласно данным переписи 1989-го, в стране проживало 174 тысячи калмыков, а по переписи 1897-го – более 190 тысяч (современные показатели находятся где-то посередине).

Причин этому несколько. В годы Гражданской войны территорию Калмыкии сильно потрепало – она оказалась между молотом в лице РККА и наковальней в виде армий Краснова и Деникина. Впоследствии ее население сильно пострадало от голода и 1921–1924, и 1932–1934 годов (то есть от тех же событий, которые на Украине считают геноцидом именно украинского народа). А наиболее сильным ударом стало сталинское принудительное переселение в Сибирь в годы ВОВ – так называемая Операция НКВД «Улусы», по итогам которой калмыцкий народ сократился как минимум на треть, а по некоторым подсчетам – вполовину.

Постановление Совета народных комиссаров «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР», было опубликовано ровно 75 лет назад – 28 декабря 1943 года. В марте 1956-го калмыков реабилитировали, позволив вернуться на родину. Год спустя была воссоздана их автономия. В 1989-м Верховный совет СССР провозгласил депортацию «варварской акцией сталинского режима». Наконец, закон, принятый в РСФСР в апреле 1991-го, признал калмыков жертвами геноцида.

В современной Калмыкии 28 декабря отмечается как День памяти жертв депортации калмыцкого народа, причем он является выходным.

Несмотря на все это, депортация калмыков как-то не на слуху – о ней вспоминают значительно реже, чем о депортации чеченцев, немцев, балкарцев или крымских татар. Редко говорят и о ее заявленных причинах, и о предыстории. А предыстория такова.

Среди национальных войсковых соединений, созданных советской властью страшным ноябрем 1941 года, было и калмыцкое – 110-я кавалерийская дивизия. Она прекрасно проявила себя в первый период войны при обороне Кавказа и Дона, но летом 1942-го, когда немцы вторично захватили Ростов и сильно измотали дивизию, в ней резко участились случаи дезертирства. Примерно тогда же гитлеровцы заняли большую часть самой Калмыкии.

Возвращаясь на малую родину, беглецы, как выразились бы тогда, «распространяли панические и пораженческие настроения», а уже в Калмыкии часть из них влились в ряды местных коллаборационистов. Параллельно в Берлине был создан т.н. Калмыцкий национальный комитет – что-то вроде правительства в изгнании, после чего калмыков стали позиционировать как союзников Рейха в борьбе с большевиками.

Так калмыки стали «народом-предателем», который предполагалось выселить, разделить и полностью лишить национально-культурной автономии. Как подчеркивалось в советской пропаганде, навсегда.

Случившееся не имеет никаких оправданий: советская власть пропагандировала интернационализм, но проявила себя точно так же, как проявляла себя власть нацистская (о Холокосте – пике террора по этническому принципу – тогда еще не знали).

Да, существовало Калмыцкое соединение доктора Долля, но существовало и партизанское движение Калмыкии. История помнит агента абвера Басанга Огдонова, но помнит и героя СССР Эрдни Деликова. Были калмыки-белоэмигранты, перешедшие на сторону Гитлера, но были и разведчики-добровольцы, переброшенные в тыл вермахта зимой 1942-го.

А советская власть репрессировала вообще всех калмыков, в том числе награжденных боевыми орденами и медалями. Исключение составили только те, кто успел сменить национальность в паспорте, и калмычки, которые были замужем за выходцами из других народов (вместо них на поселения в Сибирь и Среднюю Азии отправились жены этнических калмыков, в том числе русские).

Ради депортации калмыков даже отзывали с фронта, но несколько тысяч из них в итоге, как это говорится, все равно «прошли всю войну».

То есть это было самой настоящей этнической чисткой, от которой до сих пор не оправился целый народ, хотя прошло уже 75 лет, а реабилитировали калмыков в СССР на несколько месяцев раньше, чем другие переселенные народы.

О политике геноцида в сталинскую эпоху сейчас говорить не любят. И дело не столько в «обелении эпохи», сколько в том, что это давление на больную мозоль, которое раскалывает общество.

Но еще опаснее, когда наше сложное общество, живущее в многонациональной стране с национальными республиками, начинает раскалываться по этническому принципу. А именно это и происходит, когда потомки репрессированных калмыков, как правило, прекрасно знающие историю своего народа (а это относится почти ко всей калмыцкой интеллигенции), становятся свидетелями того, как фанаты усатого генералиссимуса оправдывают сталинскую политику этнических чисток, тем более превозносят ее.

Такие «патриоты» вредят идее территориальной целостности страны подчас даже больше, чем вся западная пропаганда вместе взятая.

Ичкерия (ЧРИ), провозглашённая бывшим советским генералом Джохаром Дудаевым и его сторонниками в результате регионального государственного переворота в октябре 1991 года, не была официально признана ни одним государством.

Кто признал Ичкерию

Имели место только два акта признания республики со стороны лиц и организаций, не являвшихся субъектами международного права. Так, свергнутый в начале 1992 года и бежавший в Грозный первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия в марте 1992 года подписал указ о дипломатическаконный президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил, что Грузия к этому документу не имеет никакого отношения. Все последующие грузинские правители также не придали легальный статус представительству Ичкерии.

Кроме того, в январе 2000 года, во время Второй чеченской войны, президент Ичкерии Аслан Масхадов открыл официальное представительство ЧРИ в Исламском Эмирате Афганистан (ИЭА) - таком же самопровозглашённом государственном образовании, созданном исламистскими боевиками движения «Талибан» * на большей части территории Афганистана. ИЭА получил признание только со стороны нескольких мусульманских государств.

В отдельных странах, в частности в Украине , некоторые политики выступали за признание ЧРИ, но такие призывы остались без поддержки. Некоторые, согласно формулировкам Договора о мире и принципах взаимоотношений между РФ и ЧРИ, заключенного президентом РФ Б. Ельциным и президентом ЧРИ А. Масхадовым (уже после ликвидации Дудаева и подписания Хасавюртовских соглашений), расценивают данный документ как доказательство фактического признания Российской Федерацией независимости ЧРИ, так как в договоре республика выступает как субъект международного права. Но отношений на уровне послов между РФ Ельцина и ЧРИ Масхадова установлено не было.

Кто оказывал помощь

Однако неофициальная помощь Чечне оказывалась многими странами, с молчаливого согласия или даже негласного поощрения их правительств. В первую очередь - помощь военной силой. В рядах ичкерийской армии в кампанию 1994-1996 гг. воевали более тысячи иностранных наёмников. Самостоятельное подразделение численностью более 200 человек составили арабские боевики саудовца Хаттаба . Они были представителями разных государств - Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Египта, Судана, Омана и других, но в основном, как и Хаттаб, изгоями общества в тех странах, где родились.

Наёмники из восточноевропейских стран (числом около 800 человек) были распределены по подразделениям ичкерийской армии. Среди них было немало военных из Прибалтийских государств (преимущественно из Эстонии), но больше всего было боевиков украинской националистической организации УНА-УНСО*. Унсошники уже успели повоевать против Абхазии на стороне Грузии и в Приднестровье (что любопытно - на стороне ПМР против Кишинёва). В 1993 году УНА-УНСО* установила контакт с властями ЧРИ. Её лидер Дмитро Корчинский прибыл в Грозный, где был принят вице-президентом непризнанной республики Зелимханом Яндарбиевым и заместителем начальника (с 1994 г. - начальник) главного штаба вооружённых сил ЧРИ Асланом Масхадовым. Состоялись переговоры о вербовке украинских добровольцев в ичкерийскую армию.

Для вербовки был создан центр «Евразия», на счёт которого переводились денежные средства из ЧРИ. Возглавил центр нынешний лидер УНА-УНСО* Ондрий Шкиль. После начала военных действий в конце 1994 года из Украины в Ичкерию был отправлен первый отряд наёмников под названием «Прометей». Впоследствии был организован ещё отряд «Викинг». Впрочем, их боевые качества в целом оценивались ичкерийским командованием невысоко. Но отдельные наёмники получали высокое признание. Так, Олександр Музычко был награждён ичкерийским орденом «Герой нации». [С-BLOCK]

Одновременно Дмитро Корчинский с соратниками развернули по Украине пропагандистскую кампанию солидарности с «борющимся народом Ичкерии» через сеть «комитетов в поддержку Чечни». В украинских городах открылись отделения информационного агентства ЧРИ «Чечен-пресс»*. Уже позднее, в промежутке между двумя чеченскими войнами, Дмитро Корчинский объявил о создании «Института Кавказа», целью которого было объявлено развёртывание мощного фронта против России в этом регионе.

Грузия, хотя официально не признала ЧРИ, оказывала негласную поддержку Дудаеву. Так, разбитые отряды дудаевских боевиков уходили в Панкисское ущелье на севере Грузии, чтобы отдохнуть, набраться сил и снова вторгнуться в Чечню. Все требования России к Грузии об интернировании боевиков ни к каким результатам не приводили. В Грузии же прошли подготовку наёмники украинского отряда «Прометей». [С-BLOCK]

В общем и целом, ЧРИ получила содействие от тех мусульманских стран, в которых силён ваххабизм, исповедовавшийся Дудаевым и его сподвижниками (в странах, где преобладают традиционные направления ислама, Ичкерия такой поддержки не получила), а также со стороны тех восточноевропейских государств, где сильны русофобские настроения. Список последних наглядно показывает тех, кто путем переименования улиц и площадей и установления мемориальных досок увековечил имя Дудаева после его гибели. Это: Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Босния и Герцеговина. Турция также попала в этот список - вероятно, сразу по двум мотивам.

*запрещенные организации в РФ

Калмыцкую АССР упразднили 28 декабря 1943 года, вскоре после полного освобождения Кавказа и Нижнего Поволжья. Переселение калмыков оттуда и с соседних территорий на Алтай, в Казахстан, Киргизию и Красноярский Край провели на основании соответствующего постановления Совнаркома СССР от 29 декабря 1943 г. Это была операция «Улусы», разработанная совместно НКВД и НКГБ в ноябре-декабре 1943-го.

По разным оценкам, было выселено от 92 до 94 тыс. калмыков; погибло и пропало без вести в процессе депортации (от пункта высылки до пункта поселения включительно) от 2000 до 3300 калмыков. По данным МВД СССР, «в 1947 году на учёте состояло 91 919 переселённых калмыков; число погибших и умерших (включая умерших от старости и иных естественных причин) в период с начала депортации составило 16 017 человек». Правительственное решение 1943 года было отменено только 19 марта 1956 года.

Многие эксперты считают главной причиной национальных депортаций (по сути своей этнических чисток) с Северного Кавказа и Нижнего Поволжья в тот период не только и не столько «поголовный» коллаборационизм ряда местных народов. Похоже, интернационалисты в Кремле стремились русифицировать или, как они сами считали, надёжнее советизировать те обширные регионы. Подтверждают эту версию не только заселение «освободившихся» районов русским и русскозычным контингентом, но также и включение большей их части в состав сопредельных русских краёв и областей.

Так, до 70% территории бывшей Калмыцкой АССР, включая её столицу Элисту, присоединили к Астраханской области РСФСР; причем Элисте на некоторое время вернули русское (до 1921 г. вкл.) название – город «Степной», как называлось это поселение до 1921 года. Остальное было распределено по Ставрополью, Сталинградской, Грозненской и Ростовской областям. О том же, кстати, свидетельствует и создание в 1944 году Грозненской области РСФСР, сформированной из большей части бывшей Чечено-Ингушской АССР, которая получила широкий выход к Каспию.


На картах в сталинских атласах Калмыкии просто не существовало

Официальная причина калмыцкой депортации всё та же: сотрудничество калмыков с нацистскими оккупантами и пособничество им в период с сентября 1942 г. по март 1943 г. включительно. То есть, вплоть до освобождения советскими войсками почти 75% территории Калмыцкой АССР, захваченной германо-румынскими войсками осенью 1942-го. Но ведь свою роль сыграло и то, что уже после освобождения региона «коллаборационизм» в Калмыкии, пусть уже не поголовный, никуда не делся. Ведь к концу 1943-го органам НКВД совместно с фронтовой контрразведкой удалось обезвредить до 20 повстанческих отрядов и законспирированных националистических групп. Те сначала сотрудничали с оккупантами, а затем были оставлены ими в качестве законсервированных антисоветских ячеек.

Истоки антирусских настроений и жёсткой оппозиции к монархической и советской государственности имеют в Калмыкии давнюю . Ещё до включения Астраханского татарско-ногайского ханства в состав России (1556 г.) калмыков агрессивно пытались крестить, обращать в ислам или же просто записывать в «татары». Характер этноконфессиональной ассимиляции был тогда весьма своеобразным. Потому калмыки, в большинстве своём, приветствовали упразднение этого странного государства.

Затем на протяжении более века, в период с 1664 по 1771 гг., в низовьях Волги существовало автономное от России Калмыцкое ханство, территория которого в основном совпадала с территорией бывшей Калмыкии в составе Астраханской области в 1944-56 гг. Но его ликвидация впервые обозначила, скажем так, центробежное подполье в этом регионе. Кстати, калмыки были среди основного континента повстанческих войск, которые создал и возглавил Емельян Пугачёв во время небезызвестной крестьянской войны.

Только в 1800 году император Павел I решил восстановить Калмыцкое ханство, но уже в 1803 г. его снова упразднил Александр I. Так что недовольство калмыков «тлело» многие десятилетия. И неудивительно, что большинство из них поддержало установление в регионе советской власти, которая сразу объявила автономию калмыков. Причём почти на 100% - в границах древнего автономного Калмыцкого ханства.

Уже к лету 1920-го большевистские войска заняли почти всю территорию тогда же провозглашённой ими «Степной области калмыцкого народа». А 4 ноября 1920 г. была провозглашена, заметим, первая национальная автономия в Советской России: Калмыцкая автономная область. С центром в Элисте, в составе Нижневолжского края. В 1934 году эту область включили в Сталинградский край, а в конце 1935-го была провозглашена Калмыцкая АССР.

С одной стороны, такие решения укрепляли позиции советской власти в Калмыкии. Но с другой… Как отмечалось в материалах Мюнхенского института по изучению СССР (1969 г.) и бюллетенях эмигрантского «Союза Калмыцкого народа» (Варшава, 1934-35 гг.), «проводимые в регионе советской властью, особенно с начала 30-х, насильственные обоседление, коллективизация, русификация руководящих кадров и антирелигиозные мероприятия вызывали растущее недовольство калмыков.

Многие предпочитали игнорировать означенные решения, не подчиняться им, уходить в глухие степи и т.п. Ликвидация же неграмотности сопровождалась тем, что калмыцкий алфавит директивно перевели с латыни на кириллицу. А вот антирелигиозная политика быстро дополнила ежедневную атеистическую пропаганду репрессиями против верующих и особенно против духовенства, разрушениями храмов, изъятиями предметов национального культа, принуждением к распискам об отказе от веры и т.п».

Ответом были многочисленные эксцессы с политическим подтекстом, которые имели место ещё в 1926-27 гг., а затем и в начале 30-х. Весьма характерно, что такие действия упоминаются и в советском профильном издании отнюдь не перестроечного периода: И.И. Орехов, «50 лет Советской власти в Калмыкии», Учёные записки Калмыцкого НИИ языка, литературы и истории, Вып. 8. «Серия Истории», Элиста, 1969 г.

К началу Великой отечественной войны реальный политический климат в Калмыкии был можно сказать предрасположен к антисоветской деятельности. Однако, даже накануне жёсткой германо-румынской оккупации региона, свыше 60% калмыков, проживавших в республике, инициировало там сбор денежных средств, продовольствия, шерстяных, кожаных изделий, средств народной медицины в Фонд помощи советским воинам.

Многие десятки калмыков-солдат и офицеров были награждены орденами и медалями за боевые заслуги; 9 стали героями Советского союза: например, Ока Городовиков, генерал-полковник, сначала командир Конно-механизированного корпуса, а затем представитель Ставки по кавалерии. Правда, звание Героя он получил только в 1958-м, но многими орденами и медалями был награждён во время войны. Его именем в 1971 году был назван город на северо-западе Калмыкии.


Ока Городовиков - начдив у Будённого, лихой комкор в Отечественную

Нельзя не вспомнить и одного из руководителей партизанского движения на Брянщине Михаила Сельгикова, а также генерал-лейтенанта Басана Городовикова, и наконец, майора Эрдни Деликова - первого калмыка, удостоенного этого звания в 1942 году.

В то же время, по данным и советских и германских источников, наблюдались многочисленные случаи уклонения калмыков от призыва в армию в 1941-43 гг. Не была, увы, редкостью и добровольная сдача калмыков-военных в плен. Уже летом 1942 г. вермахтом был создан Калмыцкий кавалерийский корпус, участвовавший в боевых операциях на сторон врага вплоть до поздней осени 1944-го.

Весной 1942 г. в Берлине были созданы «Калмыцкий национальный комитет» (Kalmükischen Nationalkomitee) и его местный исполнительный орган - «Калмыцкий Хурул». Десятки калмыков служили также в Первой казачьей дивизии, Туркестанском легионе вермахта, а также в полицейских частях СС в Калмыкии, Ростовской области, Ставрополье.

В оккупированной Элисте работали финансируемые и контролируемые оккупантами две газеты, один еженедельник. В июле 1943 г. была создана калмыцкая редакция радио Берлина, передачи были ежедневными по несколько часов: первая передача вышла в эфир на 3 августа 1943 г. Тогда же эта редакция выступила с обращением к калмыкам СССР, призывая вступать в ряды германских и румынских войск, «победы которых ускорят независимость калмыцкого и других народов, попранную большевистской диктатурой».

Именно эти факты и факторы и предопределили «Записку-рекомендацию Коллегии НКВД СССР в Государственный комитет обороны СССР (16 августа 1943 г. № 685/Б) «О целесообразности выселения с территории Северного Кавказа и Калмыцкой АССР немецких пособников, бандитов и антисоветски настроенных лиц». Военную, полицейскую и гражданскую службу на стороне Германии несли от 6 до 7 тыс. калмыков непосредственно в Калмыкии. Не считая политических деятелей разного статуса в пронацистской калмыцкой эмиграции.

Отмечалось также, что германские власти используют так называемое «возрождение» религии и латинского алфавита у калмыков для пропаганды этих «примеров» среди советских военнопленных нерусских этносов и в захваченных районах Ростовской области и Северного Кавказа. Некоторые источники сообщали также, что, якобы, из-за пассивности некоторых воинских частей, сформированных из калмыков, германо-румынские войска в сентябре 1942 г. оказались всего в 50 км от Каспия (район посёлка Утта), а на этом участке не было оборонительной линии. Но агрессоры, дескать, не ожидали такого «подарка».

Не исключено, что эти сообщения были не отражением реалий, а частью подготовки масштабного плана депортации калмыков. Хотя на военных картах 1942-1943 гг. позиции советских войск в том районе не обозначены. Судя по всему, депортация калмыков была предрешена.

И только 19 марта 1956 г. повторим, это решение было отменено, а спустя почти 10 месяцев была провозглашена Калмыцкая автономная область в составе Ставрополья. Её тогдашняя территория была не более 70% от довоенной и современной. Репатриация же калмыков сопровождалась массовыми письмами в Москву насчёт восстановления национальной АССР в прежних границах.

Есть неподтверждённая вроде бы документально информация, что своё слово в защиту депортированного народа высказали и члены семьи Рерихов. Зато есть вполне точные данные, что требования в пользу репатриации поддерживал не кто иной, как тибетский Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) - религиозный и духовный глава буддистов-калмыков, тогда ещё совсем юный. Причём со второй половины 1950-х он, как известно, в конфронтации с властями КНР, и до мая 2011 г. возглавлял «правительство Тибета в изгнании».


Далай Лама XIV - никто из нынешних "правителей" не сравнится с ним по срокам службы

Однако очевидно, что смычка калмыцких активистов, помимо этноэмиграции, ещё и с тибетскими сепаратистами вряд ли устраивала Москву. Поэтому 26 июля 1958 г. была провозглашена Калмыцкая АССР в своих прежних - довоенных границах.

Националистических проявлений в современной Калмыкии практически нет. Но благодатной почвой для их «вызревания» или реанимации где-либо является социально-экономическая ситуация. А по данным РИА «Рейтинг» (2018 г.), Калмыкия уже который год остаётся в числе худших субъектов Федерации по рейтингу качества жизни. При составлении рейтинга эксперты ориентируются на 72 ключевых показателя. В числе основных - уровень экономического развития, объем доходов населения, обеспеченность разными видами услуг, уровень развития малого бизнеса, социально-хозяйственная освоенность территории, развитие транспортной инфраструктуры, состояние окружающей среды.

К слову, многочисленные экологические проблемы здесь и поныне актуальны, что в особенности касается засоления и превращения в пустыни и без того ограниченных сельхозземель, дефицита и низкого качества водоснабжения, полного отсутствия на территории республики лесов и иных хронических последствий традиционно экстенсивного земледелия и животноводства.