1) Сущность проф.обуч.

2) Цели проф. Обуч.

3) Организация проф. Обуч.

Основная идея обновления старшей ступени общего образ. состав. в том, что образ. должно здесь стать более индивидуально функциональным и эффективным.

Согласно конц. модернизации российского образов. На период до конца 2010 от 2001 ода на старшей ступени общеобразоват. школы предусматрив. проф. обучение став. задачу создания « системы спец. подготовки старших классах общеобразовательной школы, ориент. на индивидуальное обучение, социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, а также отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе

1.Вид предмета

2.Совокупность основных черт характеризующих проф. специальность хоз-ва

3. Совок. спец. деятельности, а также характер производ. или учебной уклона

4. Уклон – направленность к чему-нибудь, какой-нибудь специализации

5.Проф обучение (согл. концепции проф. обучения 2002 г.) это средства дифференциации и индивидуализации обучения,позволяющему за счет изменения в структуре,содержании и орг. образ, создающ. условия для обучения старшеклассников в соответствии с их проф. интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Дифференциация направлена на то, чтобы в наиб. степени обеспечить индивид. обучение, создать оптимальные условия для выявления и развития способностей каждого школьника.

Цель дифференциации: обеспечить каждому ученику условия для развития склонностей и удовлетвор. в процессе усвоения сод. общего образования

Аспекты дифференциации:

1. Учет индивидуальных особенностей

2. группирование учеников на основании этих способностей

3. вариативность учебного процесса в группах

Система проф. обучения включает

1. базовые общеобразовательные предметы

2. профильное (предметы повышенного уровня)

3. элективные курсы (обязат. для посещения курсы по выбору учащихся входящие состав проф. обучения.

Элективные курсы- альтернативные курсы предназначенные для преодоления проф. однонаправленности обучения и нацелены на разв. у учащихся проф. ориентации и выработки специальных навыков необходимых для самообразования и продолжения образования в проф. учебных заведениях

Группы элективных курсов

1. элективные курсы неспециального назначения (способствуют расширению кругозора,развитию способностей и познавательных интересов учащихся могут быть связаны не только с выбранным профилем



2. элективные спец. курсы и элективные спец.практикумы направленные на внутрипрофильную специализацию обучения

3. Элективные спец. курсы – курсы углубляющие отдельные разделы и темы учебной программы и предназначенные для устранения пробелов в усвоенных знаниях

4. Элективные спец. практикумы – призваны выработ. у уч-ся умения и навыки необх. для работы в области элем. биологических исследований

овладевать навыками общенаучной и биологических методов, выполнения научных методов

Модели организации проф. обучения

1. Внутришкольной (связан с объединением в один образ. уче-нии нескольких.

Обучение учащихся конкретной школы идет с привлечением образовательных ресурсов иных образ. учреждений:

а)связан с объедин. нескольких общеобразовательных уч-й вокруг наиболее сильного выпольняющего роль ресурсного центра

б) основан на кооперации обяз. уч-я с уч-ми высшего,среднео и начального образования

Обучающие:

1. формирование у учащихся знаний об основах современной биологии

2. обеспеч. понимания учащимися сущности в развитии и проявлении жизни на разных уровнях организации

3. ознакомление учащихся с историей разв. биолог. исследований и биологическими методами

4. формирование професс. знач. биолог. знаний и умений определять роль человека в природе на основе понимания законов её развития

Воспитательные:

1. воспитание у учащихся научного мировоззрения

2. воспитание ответственного к природе, уважение к личному и проф. труду

Развивающие

развитие интеллектуальных умений необх. для продолжения образования и самообразования

Принципы проф. обучения:

принципы ф-я содержания проф. курса: гуманизация, фундаментальных биол. знаний

культуросообразность,единство и взаимообусловленность

научноистор; проф. направл. и политехнизм

проф. дифференциция

принципы организации процесса обучения

  1. индивидуализация
  2. единство учебной и поисковой познавательной деятельности
  3. интерес
  4. пробное обучение
  5. диалоговое обучение
  6. единство коллективной и индивидуальной деятельности
  7. творческой активности
  8. самостоятельности
  9. удовлетв. потребностей и мотивов

Ведущая идея структуры проф. курса биологии – биология как система наук:



а) инвариантная часть содержательного компонента –идеи целостности и единства природы, единство природы и человека

б)вариативная часть содержательного компонента- методологич., естественнонаучные и биологические знания, виды деятельности, ценности в рамках содерж. элемента курсов специального и неспециального назначения.

– профильный (11–12-й классы средней (полной) школы).

С целью усиления воспитательного и развивающего потенциала биологического образования, увеличения его вклада в общекультурную подготовку учащихся следует:

– расширить знания прикладного характера, в том числе по основам санитарии и гигиены, составляющие основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, распространением СПИДа;

– повысить экологическую направленность содержания биологических знаний, обеспечивающих воспитание экологической грамотности, осознание необходимости сохранения системы «человек–природа–общество»;

– увеличить долю знаний этического, эстетического, гуманитарного характера, составляющих основу формирования ценностной ориентации к объектам живой природы, к человеку как одному из объектов живой природы.

особенность содержания профильного обучения

Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание образования в профильных классах должно формироваться из учебных предметов трех типов: базовые общеобразовательные (непрофильные), профильные общеобразовательные, элективные. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки). Элективные курсы совместно с профильными должны обеспечить, во-первых, преемственность содержания общего и профессионального образования, во-вторых, мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

По ряду предметов – базовым курсам – завершается базовое образование.

По ряду предметов – профильным курсам – подготовка расширяется и углубляется.

На элективных курсах подготовкаспециализируется, расширяется или дополняется – по выбору учащихся

Профильный этап изучения биологии, (11–12-й классы средней (полной) школы

В средней (полной) школе в наибольшей мере реализуются принципы демократизации и дифференциации образования. Учащиеся получают право выбрать один из предлагаемых профилей обучения: гуманитарный, общеобразовательный, биолого-химический, физико-математический и др.

В небиологическом профиле должно присутствовать инвариантное ядро общеобразовательной подготовки по биологии. В биолого-химическом, где увеличено время на изучение биологии до 3–4 ч в неделю, углубление может идти по нескольким направлениям: экологическому, медицинскому, сельскохозяйственному и др. Профильная школа не является обязательной для всех и имеет своей целью подготовку учащихся к выбору будущей профессии и продолжению образования в вузе.

Изучение биологии на профильном этапе может осуществляться в рамках систематических курсов, включающих инвариантное ядро содержания, но отличающихся по объему и глубине изложения материала, а также прикладной направленности. В соответствии со спецификой учебно-воспитательных задач в классах того или иного профиля инвариантное ядро содержания дополняется его вариативной составляющей.

Курс биологии в старшей (профильной) школе раскрывает важнейшие законы жизни, индивидуального и исторического развития организмов, знакомит с замечательными открытиями последних лет в исследовании биологических систем разных уровней организации живой материи, развивает у школьников понимание величайшей ценности жизни, составляет базу для осознания экологических проблем и путей их решения. Он обеспечивает преемственность знаний, полученных в курсе общей биологии в 10-м классе. [...]

Реализации экспериментальных методов, применяемых в обучении биологии, будет способствовать система лабораторных работ, экскурсий в природу, знакомство с местными экосистемами, основными производствами, практическая работа учащихся на учебно-опытном участке, самонаблюдения. Наряду с традиционными формами и методами обучения должны применяться моделирование ситуаций научного поиска, учебные и деловые игры.

Введение профильного обучения биологии предоставило возможность ученику формировать индивидуальную образовательную траекторию и обеспечить углубленную подготовку по выбранным дисциплинам, что дает возможность разгрузить их по непрофильным предметам. Переход на профильное обучение способствует развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, а также призван обеспечить высокую степень готовности не столько к сдаче ЕГЭ, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности на уроках биологии у старшеклассников профильной школы.

Ерёмкина Е.В. - учитель биологии МОУ СОШ № 3 г.Вольска Саратовской области. 26.03.2013 г.

В нашей школе четвертый год ведется преподавание биологии в профильных группах.

Введение профильного обучения биологии предоставило возможность ученику формировать индивидуальную образовательную траекторию и обеспечить углубленную подготовку по выбранным дисциплинам, что дает возможность разгрузить их по непрофильным предметам. Переход на профильное обучение, по моему мнению, помимо углубленного изучения какого-то предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, а также призван обеспечить высокую степень готовности не столько к сдаче ЕГЭ, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Это означает, что в ходе профильного обучения должна создаваться необходимая база для понимания вузовских курсов и научной литературы. А это представляется мне маловероятным без использования особых форм и методов урочной и неурочной работы в профильных группах, направленных на развитие познавательной активности.

Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от получаемых результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике.

Как правило, учитель использует различные формы урока, однако в каждом конкретном случае он должен стремиться выбрать такой метод или методический прием, который бы максимально стимулировал развитие познавательной активности учащихся.

Наиболее эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации.

В своей работе как основную использую технологию проблемного обучения, поскольку преобразующая деятельность ученика, может, эффективно реализована, только в процессе самостоятельной работы по выполнению задания проблемного характера.

Проблемный подход в обучении рассматривается как средство управления мышлением учащихся, а его цель - активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям.

Технология проблемного обучения позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала. В процессе решения учебной проблемы учащийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли.

Развитие познавательной активности у учащихся осуществляется при применении и технологии модульного обучения.

Модульное обучение вообще, и в условиях профилизации в частности, обладает целым рядом преимуществ. Оно обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе. Кроме того, модульное обучение обеспечивает и «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала.

Наиболее полному раскрытию биологических теорий, закономерностей научных фактов способствует применение лекционно-семинарской системы обучения. Воспитательная функция этой технологии реализуется в том случае, если лекция логична, доказательна, эмоционально окрашена, содержат в себе научные трактовки, оценку результатов научных исследований. Так как лекция в чистом виде утомительна, то лучше всего использовать лекции-беседы. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, я стараюсь подвести их самостоятельному формированию выводов. Лекция- беседа кажется мне эффективной еще потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера можно привести десятки тем школьных лекций. Назову лишь некоторые из них: «История развития науки генетика», «Развитие представлений об эволюции живых организмов», «Мутационная изменчивость», «Экологические факторы среды».

Семинары еще одна из форм работы на уроках в профильных группах, развивающих познавательную деятельность. Их, как правило, я организую по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью литературы. Например: «Неклеточные формы жизни», «Воспроизведение биологических систем», «Происхождение жизни на Земле», «Теория антропосоциогенеза», «Химическая организация живой материи» и т. д. Как показывает опыт, уроки-семинары позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, так как предусматривают самостоятельную работу над учебной и дополнительной литературой, что побуждает их к более глубокому осмыслению знаний по изучаемой теме.

Кроме обзорных семинаров провожу также контрольно - обобщающие семинары: «Генетика человека», «Основные черты эволюции животного и растительного мира», «Глобальные проблемы человечества», «Эмбриональное развитие животных» и семинары-исследования «Изучение основных этапов жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений», «Изучения способов вегетативного размножения комнатных растений», «Изучение закономерностей наследования признаков при скрещивании разных растений».

На отдельных уроках использую и такой метод, как самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы. Это, по моему мнению, служит важным источником знаний для учащихся в профильных классах. В биологическом кабинете собрано достаточно большое количество книг, которые можно использовать при подготовке к различным видам занятий.

Следующим направлением развития познавательной активности является написание и защита рефератов, которая способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, развитию самостоятельности.

Рефераты, выполняемые учащимися профильных X-XI классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника навыка исследовательской культуры. Перечень тем рефератов представлен в учебнике после каждой главы. Ребята сами выбирают тему. Необходимым требованием является два реферата в полугодие для каждого ученика. Защита рефератов осуществляется на 3 последних уроках полугодия.

Несомненно, развивают познавательную активность у учащихся лабораторно-практические занятия и самостоятельные исследования, тематику которых предлагает учебник.

Лабораторно-практические занятия — важная форма урочной работы, обязательная часть программ. Такие занятия проводятся на уроках при максимально возможной самостоятельности старшеклассников.

Самостоятельные исследования проводятся вне сетки школьных занятий. Исследование проведено по следующим темам: «Минздрав предупреждает или о вреде пассивного курения», « А купила бы киска «Вискас»?», «История и биология охраняемого вида растений в нашем регионе», «Алкоголь с твоим характером», «Биологическое разнообразие рядом с моим домом (школой)», «Каково состояние проблемы сохранения биологического разнообразия в России» и т. д.

Контроль знаний - один из важных средств эффективности образовательного процесса. Зачетные работы провожу по завершении изучения каждого программного раздела. Они позволяют выявить степень усвоения материала, определить пробелы у учащихся и скорректировать в дальнейшем познания. Уровень сложности тестов должен соответствовать профильному обучению. Использую различные типы тестовых заданий и автоматизированную систему тестового контроля.

Продолжением учебной деятельности служит внеурочная работа, которая направлена на систематическое образование, развитие у школьников творческих способностей и познавательной активности. Учащиеся профильных групп являются активными участниками научно- практических конференций, олимпиад различных уровней. Внеурочная и урочная работа выступают в профильных группах как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса. По моему глубокому убеждению, только в этом случае можно достичь целей профильного обучения.

В течение нескольких лет занимаюсь исследовательской работой со школьниками, не исключением стали и профильные группы. Научно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности, позволяет каждому школьнику испытать, испробовать свои возможности.

Олимпиады среди всех форм и методов внеурочной деятельности в профильном обучении занимают особое место. Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых детей. Для успешного выступления на олимпиаде нужна отдельная от урочной деятельности подготовка, потому что предлагаемые задания выходят далеко за рамки даже профильного обучения. Безусловно, работа по подготовке к олимпиаде, не сводиться лишь к работе учителя. Она предполагает огромную самостоятельную работу учащихся с разнообразной дополнительной литературой и если ребенок проявляет познавательную активность, то он добивается определенных результатов.

Одной из основных задач создания профильных групп является удержание появившегося интереса к науке, закрепление его, развитие познавательной активности, помощь учащимся в выборе профессий.

Развитие познавательной активности через те формы и методы, которые я применяю, позволяет мне добиваться определенных успехов в учебных достижениях учащихся.

Результаты обучения 2012 года: успеваемость - 100%, качество знаний - 88 %, 2 учащихся профильной группы стали призерами олимпиады по биологии и экологии на муниципальном уровне.

Ежегодно, начиная с 2005 года учащиеся профильной группы - активные участники Всероссийского конкурса «Первые шаги в науку», проектов «Интеллектуально - творческий потенциал России» , дистанционных олимпиад «Фактор роста».

Одной из задач профильного обучения является оказание помощи старшеклассникам в выборе профессий. Я считаю, что эта задача в нашей школе успешно реализуется:

Профессиональное определение за период 2009 - 2012 г.

Саратовский государственный медицинский университет

5 чел.

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

4 чел.

Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова

11 чел.

ГОУ СПО «Вольское медицинское училище»

5 чел.

ФГОУ СПО «Вольский сельскохозяйственный техникум»

1 чел.


Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентировано на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Учитель профильного класса – продвинутый учитель. Он хорошо знает свой предмет, владеет методикой обучения своему предмету. Он владеет методикой профильного обучения.

Предмет биологии – объекты и процессы природы. Методика же биологии не занимается исследованием этих объектов, не открывает фактов и закономерностей в жизни растений и животных. Предмет ее исследования – процесс обучения и воспитания на материале конкретной дисциплины. Таким образом, предмет и задачи методики не совпадают с предметом и задачами соответствующей науки.

Задачи методики профильного обучения можно определить, исходя из целевых и функциональных аспектов профильного обучения. Как и дидактика, методика профильного обучения ищет ответы на вопросы:

  • - чему обучать? – определение содержания профильного обучения, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу;
  • - для чего обучать? – цели профильного обучения, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности;
  • - как обучать? – отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.

Средством подготовки учащихся к жизнедеятельности, в том числе профессиональной, является содержание образования.

Большинство авторов отмечают, что сущность содержания образования состоит в том, что оно выступает как социальная цель, социальный заказ общества системе образования в целом. Однако В.В. Краевский отмечает, что необходима педагогическая интерпретация этой категории, которая состоит в определении зависимости объема и структуры проектируемого содержания образования от закономерностей обучения и реальной специфики средств, с помощью которых педагог делает содержание образования достоянием обучаемого. В настоящее время существуют и развиваются три наиболее распространенные концепции содержания образования, представленные В.В. Краевским (Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – с. 8 – 10).

Содержание, методы, приемы, технологии современного образовательного процесса должны быть направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через организацию целостной учебной деятельности. Усвоение учебных знаний, таким образом, из цели превращается в средство саморазвития ученика с учетом его жизненных ценностей и реальных индивидуальных возможностей.

В настоящее время наиболее обоснованной в педагогике считается структура содержания образования, предложенная И.Я. Лернером, которая включает в себя:

а) систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании обучаемых адекватной диалектической картины мира, вырабатывает системный методологический подход к познавательной и практической деятельности;

б) систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов деятельности;

в) основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

г) систему норм и отношений людей к миру и друг к другу, т.е. систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности (Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. – 86 с.).

Цели профильного обучения биологии имеют два аспекта: предметный и личностный. Когда обучение рассматривается с предметной (объективной) стороны, говорят о предметном аспекте целей обучения. Предметный аспект – это овладение обучающимися основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений.

Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, включает цели, которые находятся в неразрывной связи с реализацией предметных целей. Личностный аспект – это развитие умения мыслить (овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение и т.п.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, двигательная сфера, формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей.

Чтобы управлять познавательной деятельностью, учитель должен уметь определять первоочередные цели, т.е. логику, последовательность (иерархию) конкретных целей для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей учебной работы. Необходимо разъяснять учащимся ориентиры в учебной работе, обсуждать ее конкретные цели, чтобы учащиеся ясно и четко понимали их смысл

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Виды педагогических целей многообразны. Педагогические цели могут быть разного масштаба, они составляют ступенчатую систему. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.

В старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации. Здесь – цели профильного обучения.

Цель образования – подготовка молодого поколения к активной общественной жизни. Цель обучения конкретнее: усвоение учащимися общеобразовательных знаний, формирование способов деятельности, научного мировоззрения.

Методы обучения в профильной школе должны, наряду со знаниями, способствовать усвоению способов деятельности. Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности, освоения более сложного содержания, чем это предусматривается в образовательном стандарте.

Профильное обучение должно предполагать существенное увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, обзорные и установочные лекции, лабораторные и лабораторно-практические занятия, семинары, собеседования, дискуссии, творческие встречи и др. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; очень важно проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов; проведение эвристических контрольных работ; использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения; экскурсии на предприятия, специализированные выставки, практики на оплачиваемых и учебных рабочих местах. Особое место среди методов профильного обучения должно занимать проектирование как основной вид познавательной деятельности.

Профильное обучение предполагает развитие иного характера субъект-субъектных отношений и содеятельности:

– выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса; развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей ученика – основная цель образования;

– изменение типа отношений между обучающими и обучаемыми, переход от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи, т.к. в коллективной деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы и находит свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям, интересам, индивидуальному темпу развития;

– разработку обучающих технологий, с учетом законов саморазвития и обеспечивающих реализацию основной цели образования посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика путем его согласования с общественно выработанным и социально значимым опытом;

– направленность учителя на учебные возможности учащихся; построение урока, направленного на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ученика, избирательности к предметному содержанию; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, выявление отношения ученика к знанию, учению; на стимулирование школьников к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия, дебаты);

– осуществление с помощью индивидуальных траекторий обучения выхода за рамки одного учебного предмета и даже существующей сегодня образовательной области и решение жизненно важных для ребенка проблем на интегральном уровне.

Эффективность процесса образования зависит (и это не единственная зависимость) от формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В традиционном образовании учитель сообщает информацию, ученик воспроизводит ее, причем оценка во многом определяется полнотой и точностью воспроизведения; при этом упускается из вида, что усвоение материала связано с его осмыслением. Интересно отметить, что А.Эйнштейн писал о современном обучении: «В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность…» (Эйнштейн А. Физика и реальность. – М., 1965. – с. 5). Проблема заключается в том, чтобы найти удобные организационные формы, сохранить и развить открытость процесса образования на разных уровнях системы.

Ученики не просто усваивают готовые знания, а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно-значимым смыслам, ценностям (индивидуальному сознанию). Происходит своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом – «творец» этого знания, участник его рождения. Учитель вместе с учениками осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностно-значимым.

Переход к профильному образованию обострил проблемы готовности преподавателей к поиску адекватных методов и технологий образования. Результаты исследований показали, что большинство учителей испытывают трудности по двум проблемам:

1. При перестройке позиции личности в отношениях с обучающимися – от авторитарного управления к совместной деятельности и сотрудничеству.

2. При переходе от преимущественной ориентации на репродуктивные учебные занятия – на продуктивную и творческую учебную деятельность.

Даже при высоком уровне профессионального мастерства самой трудной задачей была смена личностной установки, становление сотворческой обстановки в процессе образовательной деятельности. Новый подход к организации образовательного процесса требует от педагога, чтобы в его сознании всегда было представлено сознание ученика. Учитель должен уметь, во-первых, организовывать понимание учащихся в коммуникации с ним, что достигается через:

– уход от многозначительности высказываний;

– иллюстрирование мысли примерами;

– удержание предмета обсуждения или фиксацию момента его смены на другой предмет;

Во-вторых, уметь исследовать фактическое непонимание учеников. Это означает выдвижение, практическую проверку и корректировку своей гипотезы о том, какие реальные смыслы «осели» в сознании ученика, какие остались скрыты и какие оказались искаженными.

В-третьих, уметь исследовать причины непонимания учеников. Работа с пониманием учеников – это всегда работа в конкретной и уникальной ситуации, к которой нельзя быть готовым заранее. И, тем не менее, при подготовке к занятию педагог может уже предусмотреть, как тот или иной ученик будет понимать происходящее в учебной ситуации. Эта работа связана с организационно-педагогическим сценированием, и его наличие в арсенале учителя говорит о высоком уровне педагогического профессионализма. Высший уровень мастерства будет задаваться тем, что педагог не только может сам организовать учебную ситуацию, провести исследование непонимания или диагностику, но еще и формирует у учеников эти способности.

Технологические карты по биологии с целеполаганиями учителя и ученика для школ разных типов.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуал ьной образовательной траектории.

На примере биологических дисциплин можно увидеть, как в образовательной программе школы акцентируются, или конкретизируются результаты образовательного стандарта для учителя:

  • - в школе с математическим уклоном учебные курсы биологии и экологии приобретут для ученика дополнительное целеполагание, интегрирующее знания о природе с математическим аппаратом исследования и анализа;
  • - для учащихся гуманитарных классов в целях биологических дисциплин будут доминирующим компонентом социализирующие цели, выводящие предметные знания на уровень биосоциальных структур и служащие поддержке процессам самопознания и самоопределения ученика;
  • - в школах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин цели обучения на уроках биологии и экологии будут служить расширению и углублению научных знаний, т. к. обучающиеся с высоким уровнем мотивации на предмет готовы к принятию такого целеполагания.

Технологическая карта урока для учителя.№1

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для массовой школы)

Целеполагание для ученика

1. Знать названия и функции органоидов клеток.

2. Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов.

3. Знать сущность клеточной теории

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.


обучающихся.

Технологическая карта урока для учителя. №2

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ математико-экономического профиля)

Целеполагание для ученика

1.Знать названия и функции 14 органоидов клеток.

4.Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики. Уметь построить алгоритм исследования клетки в соответствии с конкретной задачей.

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.

Технологическая карта урока для учителя. №3

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ естественнонаучного профиля)

Целеполагание для ученика

Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы

2.Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов. Уметь "сконструировать" заданный тип клетки.

3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории.

4.Знать методы цитологии как науки и значении этой науки для практики. Знать области применения основных методов цитологии.

Знать правила работы с мик­роскопом, уметь приготовить и /или рассмотреть препарат

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • -организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.


Технологическая карта урока для учителя. №4

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ гуманитарного профиля)

Целеполагание для ученика

1.Знать названия и функции органоидов клеток. Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы.

2.Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов.

Уметь различать их на схеме, рисунке и уметь назвать их составные части.

3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории.

4.Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики.

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.

Литература

1. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб.: Интерс, 1995. – 135 с.

2. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. – 304 с.

3. Богин В.Г. Современная дидактика: теория практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: ИТО МИО, 1994. – 288 с.

4. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. – 96 с.

5. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982.

6. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М.: Логос, 1994. – 208 с.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

8. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.

9. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. – 86 с.

10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1997.

11. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособ. – М.: МПУ, РПА, 1996. – 268 с.

12. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

13. Хассард Дж. Уроки естествознания / Пер. с англ. – М.: Центр «Экология и образование», 1993. – 121 с.

М. П. Трунова,

заместитель директора по УВР,

учитель биологии,

ГБОУ «СОШ №588» ,

г. Санкт-Петербург