География - общеобразовательный предмет, который начинают изучать в средних классах школы. Программа по географии включает в себя три блока - общую географию, физическую географию и экономическую географию. Все эти разделы очень важны для тех, кто хочет открыть для себя новый мир, познать процессы, которые в нем происходят. Тем более что многие школьные предметы так или иначе базируются на знании географии.

Компактно и наглядно

Изучение этого предмета невозможно представить без наглядных материалов - таблиц, схем, диаграмм и, конечно же, географических карт. составлена таким образом, что в ней предусмотрено время для самообразования школьников. Необходимый материал для этого можно найти в учебниках, но зачастую его оказывается недостаточно, чтобы хорошо понять тему. Обучение предполагает также написание рефератов на различные темы. Многие школьники изучают географию через Интернет, получая недостающую информацию на различных ресурсах. Для помощи школьникам в изучении географии онлайн существуют специальные сайты с видеоуроками и текстовой информацией, сформированной в соответствии с программой по географии для общеобразовательной школы.

Такие ресурсы не предлагают готовые работы по предмету - подобные сайты предназначены для дистанционного обучения. Они дают школьникам возможность побывать на уроках , получить ту информацию по предмету, которую они пропустили или не поняли. Это отличное подспорье в самообразовании. Основным преимуществом видеоуроков является наглядность. Это не сухой текст учебника или статья с сайта. Материал в видеоуроках дается преподавателем точно так, как это происходит на занятиях в школе. В подборке видеоуроков по географии онлайн отражена вся программа по предмету, что исключает необходимость перемещения с ресурса на ресурс в поисках материала и экономит время учеников.

В поисках информации - в интернет

Школьная программа по географии охватывает огромный пласт материала, который освоить самостоятельно не под силу ни одному ученику. Часы, отпущенные на изучение предмета в классе, не позволяют педагогу в полном объеме осветить все темы, школьникам приходится самостоятельно разбирать недопонятый материал. Еще 10-15 лет назад единственным подспорьем для детей при изучении географии были учебники и энциклопедии.

В современном мире овладевать знаниями можно не выходя из дома, просто подключившись к сети Интернет и набрав в строке поисковой системы запрос «география онлайн ». Для написания реферата информацию по-прежнему надо собирать по крохам на разных ресурсах, а для восполнения пробелов в знаниях достаточно лишь побывать на видеоуроках. Такой вариант обучения подходит и тем, кто не может постоянно ходить в школу по каким-либо причинам. Нередко это трудности со здоровьем, которые служат предпосылкой для обучения только дома. Хотя многие школьники просто предпочитают обучаться удаленно, не посещая класс.


«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________.

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МОУ

_____________

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Директор МОУ

Морозова.Н.Ф.

Приказ № ___ от «___»____2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ухорской Светланы Юрьевны

I квалификационная категория

по учебному курсу «География. Начальный курс»

6 класс

Базовый уровень

2015 - 2016 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

    стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г.

    примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008 г.

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

    основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

    географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

    существенные признаки географических объектов и явлений;

    находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

    приводить примеры

    составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

    определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

    применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

    учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

    наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

    проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Используемый УМК:

    Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

    И.В.Колесник.География.6 класс.Рабочая тетрадь.,Издательство «Лицей»,2010г.

    Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

    Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии ( VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. В связи с тем,что программа рассчитана на два класса выделяю отдельно 6 и 7 класс.6 класс: I раздел- « Источники географической информации»- 10 часов, раздел II – «Природа Земли и человека»-25.Итого 35 ч.

Учебно-тематическое планирование по географии

КОЛ-ВО ЧАСОВ

УРОКА

ТИП УРОКА

ТЕМА УРОКА

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Д.З.

Пар.§.

РАБОТА С ТСО,учеб. нагл.пособ..

ПРАКТИКА

Раздел: I . Источники географической информации. (10 ч.)

Введение.Что изучает география,развитие географических знаний.Виды геогр.изображ.

Знать:источники географической информации.Уметь работать с глобусам. Определять географические координаты, определять способы изображения земной поверхности

Просмотр видеофильм:.Имена на карте.(Никитин,Хабаров) написание конспектов,работа с текстом.

Анализ конт.карт

Индивидуальный опрос

1,2.

1 неделя сентября.2-5.

Урок формирования новых знаний

Нанесение на конт.карту географических объектов и явлений,их описание маршрутов исследования.

Уметь работать с глобусам, познакомиться с географическими координатами, научиться использовать условные знауи

Практика № 1 Нанесение на конт.карту маршрутов исследования

Работа с картой.,

атласом

К.к

Комбинированный урок

От плана местности к геог.карте.План местности.Чтение топографических карт.

Знать:ориентирование, план, азимут,компас.Определение высоты точки на местности, горизонтали,условные знаки, топография.

Показывать:

Условные топографичес-кие знаки, виды масштаба.

Практика №2 Чтение карт,планов.,определить месторасположение географических объектов

Урок формирования новых знаний

Географическая карта-особый источник информации. Легенда.Масштаб,стороны горизонта

Знать: виды масштаба, уметь применять в практике,научить решать задачи,используя масштаб.

Стороны горизонта, азимут, измерять расстояния.

Пр.№3 Определение направлений на местности и плане, в

масштабе.

Анализ карт,планов.

27-22

сентября.

Комбинированный

Составление простейших планов.Условные знаки.

Определять стороны горизонта, азимут, измерять расстояния.

Виды съемок

:маршрутная.полярная,

глазомерная

Пр.№ 4 Решение пр.задач. Составление простейшего плана местности

Анализ карт,

планов.

Комбинированный

Методы изучения Земли.Значение.Работа географов.Использование географической карты,геог.источников.

Познакомить с особыми источниками информации.

Научить писать конспекты по уроку.

Просмотр «Русские картографы»,написание конспектов

Пр.р. 5. Составление харак.карт.

Самост.работа.Фронтальный опрос

8-6

октября

Комбинированный

Глобус. Градусная сеть на глобусе и карте,широта,долгота.

Пр.№6. Определение географических координат

Самостоятельная работа

11. 12.

15-13

октября

Комбинированный

Географическая широта.

Научить определять географические координаты

Пр.№7 Определение элементов гр.сети и географических координат

Контрольная работа №1

22-20

октября

Итого за 1 четв.

8

7

1

Комбинированный

Геграфическая долгота.

Научить определять географические координаты

Пр.№8 Определение

географических координат

29-27.0ктяб.

Урок систематизации знаний

Обобщение знаний по теме «Карта.»

Знать,что такое космическая.Картографическая и стат.методы.

Закрепить знания и научиться применять в практике

Работа с карточками

Работа с географическими координатами

тестирование

12-10

ноября

Раздел II . При рода Земли и человек. (24) ЛИТОСФЕРА (7)

7

Урок формирования новых знаний

Земля –планета Солнечной системы.Солнце источник жизни на Земле. Форма.Размеры Земли.Влияние космоса. Литосфера .

Знать:форму и размеры Земли,строение Земли,планеты Солнечной системы.

Формировать знания о оболочках Земли.

Просмотр:

« Строение Земли». Физическая карта полушарий, коллекция горных пород

Пр.р. 1 Составление и объяснения схем: «Положение Земли»

Самостоятельная работа,инд опрос

16,3

19-17

ноября

Урок формирования новых знаний

Положение Земли в Солнечной системе,движение вокруг своей оси,солнца.Развитие геогр.знаний о Земле.

Знать положение Земли в солнечной системе,дни равноденствия и солнцестояния,уметь монологически высказываться о мире в древности.

Физическая карта полушарий,

Пр. №2.

Объяснение схем: движение вокруг своей оси,солнца.

Работа с картой,

фронт. опрос

26-27

ноября

Комбинированный

Земная кора.Строение. Горные породы.

Основные географические понятия и термины географические явления и процессы.

Пр.раб. №3 «Изучение свойств минералов.Различие гор по высоте ».

К.карта,фронт.опрос.

17.

18.

декабря

Урок формирования новых знаний

Вулканы,землетрясения.Основные зоны землетрясения.

Геология, археология.

Шкала землетрясений.

Физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры».

Работа с тетрадью,пр.р.№4, «Нанесение на карту осн.зон землетрясение и вулканизма»!

К.карта.

Самост.раб.

18. 19

10-8

декабря

Комбинированный

Рельеф Земли,основные формы рельефа суши и дна мирового океана.Типы гор по высоте

Знать термины и влияние рельефа на жизнь и деятельность людей

Физическая карта полушарий.

Пр.р.№5 «Различие гор и равнин по высоте»

К.карта.

тестиование

20.

17-15

декабря

Комбинированный

Равнины. Типы равнин по высоте

Описывать равнины по плану.

Уметь работать с контурной картой

Работа с тетрадью

Контрольная работа №2

П.21

24-22

декабря

2 четверть

Полуг

18 уроков

16

5

Итого 13

1

Итого 2

Комбинированный

Минеральные ресурсы Земли Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу.

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов, явлений,знать меры по сохранению и рац.исп.рес.

Физическая карта полушарий.

Работа с тетрадью

Фронтальный опрос

П.22

января

Гидросфера (6)

Комбинированный

Гидросфера водная оболочка Земли.Чости гидросферы:Мировой океан,воды,суши.

Знать строение,состав гидросферы: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океане, течения.

Физическая карта полушарий,

Объснять схемы мирового океана.Выявить наибольшие части гидросферы

Самостоятельная работа с картой

января

Комбинированный

Части мирового океана, свойства вод. Методы изучения.Мировой круговорот.

Уметь определять ФГП частей мирового океана

Называть и показывать физическую номеклатуру. Знать;Соотношение в % суши и водной поверхности. Уметь;описывать по плану учебника

Пр.р.№1 нанесение на к/к. Частей мирового океанаПерешейки, острова, полуострова согласно программе.

К.карта.

января

Комбинированный

Источники пресной воды на Земле. Проблемы,связанные с пресной водой.Реки,озера,подземные воды.

Знать; состав вод суши,особенностирек,озер,под.вод.Уметь;описывать по плану учебника

Физическая карта полушарий.

Океаны и их составные части согласно программе, нанесение на к/к.

К.карта

Урок обобщения знаний

Значение рек для природы и человека. Наводнения, правила безопасности.

Хозяйственное значение.

Знать прородное и хозяйственное значение рек,примеры наводнений в мире,Рациональное использование водных ресурсов.Природные памятники гидросферы.

Карта Мирового океана.

Работа с таблицами,рисунками,видеоуроком.Пр.р. 2. «Описание реки»

фронт.опрос.

февраля

Урок систематизации знаний

Ледники. Искусствен-ные водоемы.Гидроресурсы своей местности.

Уметь ориентироваться по карте и свободно показывать ФН.

Работа по карте

Уметь показывать физическую номенклатуру

тестирование

Термины,сообщения

Урок систематизации знаний

Коррекция, обобщение знаний по теме Гидросфера

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

Карта Мирового океана.

Работа с тетрадью

Контрольная работа

3

Атмосфера (7)

Урок формирования новых знаний

Атмосфера –воздушная оболочка Земли. Из чего состоит атмосфера. Человек и атмосфера

Знать и понимать основные географические понятия и термины по теме « «Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода» .

Работа с рабочей тетрадью

Наблюдения за погодой

Самост.работа

Схемы по п.35

Урок формирования новых знаний

Изменение состава атмосферы во времени.Нагревание воздуха и его температура.Типы ветров.Давление.

Географические явления и процессы в атмосфере

использоватьнаблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности

Пр.р.

Наблюдения за погодой

Самост.работа

П.36-38

Урок формирования новых знаний

Влага в атмосфере.Атмосферные осадки.

Знать распределение тепла и влаги на поверхности Земли

Физическая карта полушарий.

Работа с тетрадью

Фронт.опрос

П.40

марта

3 четверть.

Урок формирования новых знаний

Элементы погоды,способы их измерения,Роза ветров,суточные и годовые колебания температуры.

Знать причины образования ветра

Наблюдения за погодой

П.39

Комбинированный

Погода,климат.Пути адаптации человека к климатическим условиям.

Использовать учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий

Работа с рабочей тетрадью

Наблюдения за погодой

П.42-43

апрель

Комбинированный

Построение графика хода температуры,диаграммы облачности, розы ветров

Работа с рабочей тетрадью

Работа с тетрадью

фронтальный

Зад.по тетр.

Урок обобщения

Итоговое тестирование

Использовать полученные знания

тестирование

апреля

БИОСФЕРА (4)

Урок формирования новых знаний

Биосфера. Устройство.Разнообразие растительного и живого мира.

Знать;распространение растений и животных на земле. Природные ландшафты

приводить примеры : использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Работа с тетрадью

Индив.

П.46

апрель

Урок формирования новых знаний

Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы ПК. Природные зоны мира.

Понимать географические процессы и явления в биосфере

приводить примеры : использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

Практическая работа:Описание природных зон.

К.карты

Работа с картами

П.47

33

3

Урок систематизации знаний

Присобление организмов к среде обитания. Организмы в мировом океане

Моделировать базовые общеучебные навыки и умения.

Работа с карточками

Работа с тетрадью

Контрольная работа.

П.48

34

4

Урок систематизации знаний

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.Взаимосвязи компонентов природы. Природные комплексы.

Моделировать базовые общеучебные навыки и умения.

Работа с карточками

Работа с тетрадью

Самостоятельная работа

П.50

34 урока+ 1ч. резерв= 35

Итого.

13

4+4

Календарно-тематический план

п\п

урока

Тема урока

Домашнее задание

Практические работы

Дата изучения

Дата проведения урока

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ.

1

1

Что изучает география? Вращение Земли и ее следствие.

§1, §2, 44 Практическая работа РТ с.4-6, Зд:1-3

Изображение Земли на глобусе и карте.

2

1

План местности. Условные знаки. Масштаб.

§4, 5, РТ с.18-21,Зд:1,2

3

2

Ориентирование на местности. Компас. Азимут

§6,

4

3

Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы.

§10

§11, К/К с.42-43, Зд:1

5

4

Географические координаты (широта, долгота)

§12, 13; К/К с.44-45, Зд:1, с.48-49, Зд:1,3,4,5

6

5

Работа с картой (урок-практикум.)

Определение расстояний, направлений, географических координат точек на карте

ПРИРОДА ЗЕМЛИ.

Как устроена наша планета.

7

1

Облик земного шара. Материки и океаны. Части мирового Океана.

Практическая работа

§3,9,23,24

РТ с.25-27,Зд:1,2

К/К с 52-53, Зд:1,2,4,6

«Работа с контурной картой»

8

2

Свойство вод мирового океана. Температура и соленость вод.

§ 25

9

3

Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы, течения.

§26,§27 К/К с 52-53, Зд:3

Внутренние строение Земли.

10

1

Горные породы, слагающие земную кору.

§17

11

2

Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера.

§16

12

3

Движение литосферных плит.

§18

13

4

Землетрясения.

§18

14

5

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

§19

Рельеф Земли.

15

1

Рельеф, его назначение для человека. Изображение рельефа на планах и картах.

§14, 15 РТ с.16-17,Зд:1,2; с.23-24, Зд:1,2.

16

2

Основные формы земного рельефа. Горы и равнины суши.

§20, К/К с.46-46, Зд:1

17

3

Равнины. Образование равнин и их изменение во времени.

§21, п. 1,2,4 К/К с.50-51, Зд:1,2,4,5

Работа с контурной картой. «Нанесение географической номенклатуры».

19

4

Урок обобщение и контроля знаний.

Атмосфера и климат Земли.

20

1

Атмосферный воздух Температура воздуха.

§35 §36 §37, Практическая работа: РТ с.28-30. Зд:1 а),б)

21

2

Атмосферное давление. Ветер.

§38,39

22

3

Атмосферные осадки облака.

§40, §41

23

4

Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей.

§42, 43, РТ с.34. Зд:3

24

5

Циркуляция атмосферы. Наблюдение за погодой. Практическая работа „Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов : составление графика температуры “.

«Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»».

25

6

Климат Земли. Работа с климатическими картами (урок-практикум).

Вода – кровеносная система Земли.

26

1

Круговорот воды в природе.

§22

27

2

Реки в природе и на географической карте.

§30

28

3

Озера. Ледники. Горное и покровное оледенение.

§31,32

29

4

Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота.

§29

30

5

Урок обобщения знаний

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ.

31

1

Биосфера – живая оболочка Земли.

§47

32

2

Географическая оболочка.

§48

33

3

Взаимодействие человека и природы. Стихийные бедствия. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу.

§49

ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

34

1

Человечество – единый биологический вид. Численность населения земли.

§51§52

35

2

Государства на политической карте мира.

Практическая работа: К/К с.54-55, Зд:1,2,3,4,5

Практическая работа „Определение положения государства на материке; нанесение на контурную карту границ государств, названных в теме, столиц и определение их географических координат“

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япон

Учитель: Ухорская С..Ю.

Название науки географии переводится с древнего греческого языка, как землеописание. На данном этапе география - это наука, которая изучает описание Земли и выявляет основные закономерности в её развитии.

  • Изучение географии школьники начинают в 6 классе, и продолжают заниматься ей до конца обучения в школе.

В 6 классе школьники получают основные сведения и навыки из курса географии, тем самым закладывая прочный фундамент, для последующего изучения предмета. Самым главным в 6 классе являются навыки работы с географическими картами и планами местности.

7 класс посвящен изучению особенностей географии материков и океанов. Кроме того повторяются основные моменты изученные в начальном курсе географии.

8 и 9 классы полностью посвящены географии России. Причем, в 8 классе изучается природа нашей страны, а в 9 классе - социальная и экономическая география нашей страны. Таким образом, на примере России школьники познают основы социально-экономической географии.

В 10 и 11 классе рассматривается социально-экономическая география мира. И если 10 класс больше посвящен изучению общей картины мира, то в 11 классе подробно рассматривается социально-экономическая характеристика отдельных материков и крупных стран. Отдельно стоит выделить изучение в 11 классе глобальных проблем человечества.

  • Стоит отметить, что география является одним из предметов для сдачи экзамена по выбору, в формате ЕГЭ.

Все материалы разбиты по классам:

География 6 класс
География 7 класс

Работаю с Классической линией по географии. Удобно работать с учебником Бариновой И.И. на уроке. В тексте параграфа есть все что нужно - задания и вопросы к ученикам, которые нужно задавать по ходу урока, вопросы для повторения после каждой темы, красочные картинки и схемы, практикумы, которые ученики выполняют дома или в классе, есть различные памятки, географическая номенклатура.

Сомова С. , учитель, МБОУ СОШ г. Багратионовска, Калининградская область

К сильным сторонам учебника по географии в 7 классе из "Классической линии" относится четкость, структурированность материала, разумное сочетание научности и доступности для учащихся.

Егоркина Г.К. , учитель географии, МБОУСОШ №4 им.Нисанова Х.Д. г.Пролетарска, Ростовская область Линия УМК География. "Классическая линия" (5-9)

Работаю с "Классической линией" по географии. Красочный учебник, интересный, доступно изложенный текст параграфов, есть карты России и мира. К плюсам так же могу отнести наличие электронного приложения к учебникам.

Смаженко З. , учитель географии, МБОУ "Новобезгинская СОШ", Белгородская область

Работаю с атласами и контурными картами по географии издательства Дрофа-Дик, преподаю по Классической линии.

Отдельно хочу отметить атлас по географии для 7 класса - соответствует ФГОС, есть полезные справочные сведения, хорошее качество печати. Атлас помогает школьникам усвоить информацию о материках и океанах, особенностях природы. Спасибо издательству!

Никонорова Л.Р. , учитель географии, Санкт-Петербург

Часто смотрю вебинары по географии, очень помогают и развивают профессиональную компетентность учителя. Спасибо за их организацию.

Емельянова О.В. , учитель географии МБОУ "Черноборская СОШ"

Работаю с Классической линией УМК по географии. Из плюсов хочу отметить доступный в изучении материал, наглядный материал есть в достаточном количестве, в учебнике очень хорошие вопросы на повторение изученных тем после разделов.

Косточкина Ю.В. , учитель географии, МБОУ СОШ №34, Московская область

В учебниках 5-7 классов формируется целостное представление о многообразии современного мира, знание о природе, населении и его хозяйственной деятельности, раскрываются сложные взаимосвязи общества и окружающей среды. В учебниках 8-9 классов учебный материал представлен компактно, разнообразные схемы и рисунки облегчают понимание материала. Представлены задания разного уровня сложности, творческого и проблемного характера.

Т. М. Фоминых , учитель географии МАОУ Лицей №34 г. Тюмени

Все учебники хорошо иллюстрированы - содержат огромное количество фотографий, схем и карт. Материал изложен доступным языком, что соответствует возрастным особенностям учащихся. Логика изложения материала позволяет результативно обучать школьников разного уровня подготовленности.

Н. М. Кирьянова , учитель ГБОУ СОШ №102 г. Москвы

УМК, в основном, очень нравится. Устраивает изложение учебного материала, достаточно рисунков с картами.

С.Р. Аликеева , учитель географии, Тюменская область, п. Сетово

Курс построен на представлении о единстве и взаимосвязи компонентов географической оболочки Земли. Он заложит основы научных знаний о науках о Земле, позволит уяснить основные географические закономерности и тенденции развития географических явлений и процессов, сформирует целостное представление о современном мире и о месте России в нем, систематизирует географическую информацию.

О курсе

Курс расскажет о географических особенностях природы и населения разных территорий нашей планеты, ведь география – это не просто наука, а способ изучения современного мира, понимание каждым своего места в мире как части окружающей среды, ответственности за ее сохранение.

Задачи курса:

  • конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
  • выявить географические особенности природы, населения разных территорий, в том числе России;
  • сформировать целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире;
  • закрепить картографическую грамотность;
  • уяснить смысл основных географических понятий и терминов;
  • выявить и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, выявляя причинно-следственные связи;
  • иметь представление об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

В процессе освоения дисциплины обучающиеся смогут:

  • оценивать и прогнозировать влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
  • объяснять географическую специфику крупных природных географических оболочек, географические явления и процессы в геосферах и взаимосвязи между ними, географические следствия движений Земли, изменение в географической оболочке в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • опираться на современные научные представления в процессе изучения географии и экологии;
  • анализировать демографическую, экономическую, экологическую ситуацию на локальном, региональном, глобальном уровнях;
  • объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, выявляя причинно-следственные связи.

Формат

Курс включает:

Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса, состоящее из 50 вопросов. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 10 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

Информационные ресурсы

  1. Экономическая, социальная и политическая география (теоретические основы): Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского университета, 2004. 176 с. – URL: http://chamo.lib.tsu.ru/lib/item?id=chamo:199326&theme=system
  2. Экономическая и социальная география России: Практикум. Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во СКК–Пресс, 2006. 134 с. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000223739
  3. География в цифрах и фактах: учебно-методическое пособие / Т. В. Ромашова; под общ. ред. А. М. Малолетко. - Томск: [б. и.], 2008. 151 с. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000342747
  4. География Томской области. Население. Экономика. Экология. 9 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. – Томск, 2010. 212 с. (Соавторы – Евсеева Н.С., Нехорошев О.Г., Окишева Л.Н., Адам А.М.). – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000439686
  5. Учебный материал (номенклатура и статистические данные) к курсу «Экономическая и социальная география России»: учебно-методическое пособие для студентов направления «География». – Томск, 2010. 72 с.
  6. Географическая номенклатура по «Экономической и социальной географии России»: Учебно-методическое пособие. – Томск, 2013. – 47 с.
  7. Демографическое исследование процессов воспроизводства населения мира (географический подход): Электронное учебное пособие. – Томск: Институт дистанционного образования ТГУ, 2010. – URL: http://edu.tsu.ru/eor/resourse/179/tpl/index.html
  8. Топливно-энергетический комплекс России: обеспеченность, использование, ресурсо- и энергосбережение: Учебно-методический комплекс. Томск: Институт дистанционного образования ТГУ, 2011. – URL: http://edu.tsu.ru/eor/resourse/536/tpl/index.html
  9. Климат// Ландшафты болот Томской области/ Под ред. Н.С.Евсеевой. Томск: Изд-во НТЛ, 2012. С.88-103. – URL: http://chamo.lib.tsu.ru/search/query?term_1=%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%A2.%D0%92.&theme=system
  10. География населения с основами демографии: практикум. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. 98 с.
  11. Социально-экономические риски от опасных гидрометеорологических явлений // Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Географические исследования Евразии: история и современность», посвященной 160-летию экспедиции П. П. Семенова на Тянь-Шань в рамках XII Большого географического фестиваля (СПбГУ, г. Санкт-Петербург, 8-10 апреля 2016 г.). – М.: Издательство «Перо», 2016. С. 734-737 [Электронное издание] / Т.В.Ромашова, Т.С. Богомолова. – URL: http://earth.spbu.ru/netcat_files/userfiles/events/2016_BGF/Informatsionnoe_pismo_1_BGF-2016.pdf
  12. Томская область. Общественная география // География Сибири в начале XXI века : в 6 т:/ Гл. ред.: В.М. Плюснин; Рос. Акад.наук, Сиб. Отд-ние, Ин-т географии им. В.Б.Сочавы; Ин-т водных и экологических проблем. Том 5. Западная Сибирь / Отв. Ред. Ю.И. Винокуров, Б.А.Красноярова. – Новосибирск: Академическое изд-во "ГЕО", 2016. с. 251-264 (соавтор – И.В.Козлова).

Требования

Необходимый уровень подготовки – базовые знания школьного курса географии.

Курс рассчитан на бакалавров 1-2 года обучения по направлениям подготовки 05.03.04 Гидрометеорология и 05.03.06 Экология и природопользование

Программа курса

Онлайн-курс состоит из девяти разделов:

Раздел 1. Источники географической информации

1.1. История развития географических знаний о Земле

1.2. Форма и размеры Земли

1.3. Осевое движение Земли и географические следствия

1.4. Орбитальное движение Земли и географические следствия

1.5. Виды изображения земной поверхности

1.6. Географическая карта

Раздел 2. Атмосфера Земли

2.1. Понятие об атмосфере

2.2. Нагревание атмосферы

2.3. Вода в атмосфере

2.4. Давление атмосферы

2.5. Воздушные массы и атмосферные фронты

2.6. Погода и климат

Раздел 3. Литосфера Земли

3.1. Внутреннее строение Земли. Геологическое летоисчисление

3.2. Состав и строение земной коры

3.3. Рельефообразующие внутренние процессы

3.4. Рельефообразующие внешние процессы

3.5. Рельеф суши

3.6. Рельеф дна Мирового океана

Раздел 4. Гидросфера и биосфера Земли. Географическая оболочка

4.1. Понятие о гидросфере. Круговорот воды в природе. Мировой океан: свойства вод

4.2. Движение вод в океане: волнения и морские течения

4.3. Воды суши: подземные воды, озёра, ледники

4.4. Воды суши: реки, болота

4.5. Биосфера

4.6.Понятие о географической оболочке. Свойства и закономерности

Раздел 5. Население мира

5.1. Численность населения мира и её динамика

5.2. Естественное движение населения

5.3.Поло-возрастная структура населения

5.4. Механическое движение населения

5.5. Этногеография

5.6. Размещение населения и географические формы расселения

Раздел 6. Экономическая география мира

6.1. Современная политическая карта мира. Основные типы стран

6.2. Ресурсный мировой потенциал.

6.3. География добывающих отраслей

6.4. География обрабатывающих отраслей

6.5. География сельского хозяйства

6.6. География мирового транспорта

Раздел 7. География России: природа

7.1. Географическое положение страны

7.2. Геологическое строение

7.3. Разнообразие рельефа

7.4. Климатические особенности

7.5. Богатство внутренних вод

7.6. Природные зоны

Раздел 8. География России: население

8.1. Численность и воспроизводство населения

8.2. Миграции населения

8.3. Половозрастная структура населения

8.4. Рынок труда и трудовые ресурсы

8.5. Национальный состав населения страны

8.6. Особенности расселения населения

Раздел 9. География России: экономическая и пространственная специфика

9.1. Топливная промышленность

9.2. Энергетика

9.3. Черная и цветная металлургия

9.4. Химическая промышленность

9.5. Сельское хозяйство

9.6. Внешнеэкономическая деятельность

Перед итоговой аттестацией проводится вебинар

Раздел 10.

Итоговая аттестация

Результаты обучения

В результате освоения курса студент должен:

Знать: цели, задачи и систематизацию наук о земле, а также основные этапы развития географической науки; теоретические основы географии и наук о Земле; космические и планетарные факторы, определяющие развитие географической оболочки; внутреннее строение Земли; состав, строение и основные типы движения земной коры; исторические этапы формирования рельефа и земной поверхности, основные эндогенные и экзогенные рельефообразующие процессы, формы рельефа; состав атмосферы; давление, нагревание и содержание воды в атмосфере; закон климатической зональности и его влияние на компоненты географической оболочки; распределение водных масс на поверхности земли и их роль в формировании и функционирование географической оболочки; основные почвообразующие факторы, свойства, функции и распределение почв на поверхности земли; основные этапы эволюции биосферы, ее границы и структуру; структурные взаимосвязи между компонентами в географической оболочки для анализа изменений и решения отдельных практических задач; численность и структуру населения; размещение и формы расселения населения в мире и России; размещение и обеспеченность природными ресурсами: факторы размещения и особенности ведущих отраслей экономики мира и России; особенности географического положения и природных условий России; географическую номенклатуру.

Уметь: объяснять современные представления о форме Земли, движении в пространстве и времени, строении и движении структурных частей геосфер; отличать друг от друга формы рельефа различного генезиса, анализировать морфоструктуры и морфоскульпьтуры земной поверхности; анализировать изменения, происходящих в географической оболочке, происходящие в результате изменения отдельных компонентов природной среды; анализировать и объяснять размещение и обеспеченность населения и природными ресурсами, факторы размещения ведущих отраслей экономики мира и России

Владеть навыками: работы с географическими атласами и географическими картами разного масштаба; анализа и составления схем, таблиц, графиков, диаграмм и интерпретации информации, содержащейся в них; применения понятийно-терминологического аппарата географии и смежных наук; объяснения физико-и экономико-географических процессов в географической оболочке, а также применения теоретических знаний для решения исследовательских и прикладных задач.

Формируемые компетенции

  • (05.03.04 Гидрометеорология ОПК3) Владение базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географической оболочке, о геоморфологии с основами геологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении, социально-экономической географии;
  • (05.03.06 Экология и природопользование ОПК3) Владение профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования;
  • (05.03.06 Экология и природопользование ОПК5) Владение знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении.