Года под названием «Министерство императорского двора и уделов». Со свержением монархии министерство потеряло основной смысл существования, однако процесс его ликвидации затянулся до начала 1918 года.

Министерство императорского двора
Дата основания/создания/возникновения 22 августа (3 сентября)
Государство
Дата прекращения существования
Министерство императорского двора на Викискладе

Министерство объединяло все части придворного управления вне контроля сената или какого бы то ни было другого высшего установления. Оно возглавлялось министром двора, который состоял под непосредственным ведением государя. Все повеления министр императорского двора получал непосредственно от государя и по делам, требующим Высочайшего разрешения, также имел право входить с докладом прямо к государю. Такое положение министерства императорского двора объясняется тем, что предметы его деятельности не имели общегосударственного характера, а касались исключительно царствующего дома .

В 1858 году к министерству императорского двора была присоединена экспедиция церемониальных дел, а в 1859 году - Императорская археологическая комиссия . Существенным преобразованиям во всех своих частях министерство подверглось в царствование императора Александра III : коллегиальное начало, господствовавшее до тех пор в учреждениях министерства императорского двора, было заменено началом единоличным. Эти преобразования были завершены изданием нового учреждения министерства 16 апреля 1893 года. По новому законодательству, министр императорского двора - главный начальник над всеми частями придворного ведомства и вместе с тем министр уделов и канцлер императорских орденов. В его главном ведении состояли Императорская Академия художеств и Московское художественное общество .

В 1893 году была учреждена должность помощника министра императорского двора, с правами и обязанностями товарища министра .

Организационная структура министерства

Министерство Императорского Двора состояло из следующих частей:

  • совет при министре, созываемый в случае надобности и состоящий под председательством министра или другого лица, по его назначению, из начальников установления министерства,
  • общие установления,
  • особенные установления,
  • капитул Императорских и Царских орденов ,

К общим установлениям министерства Императорского Двора принадлежали:

  • канцелярия министра Императорского Двора и уделов;
  • контроль министерства Императорского Двора, состоящий под управлением заведующего из ревизионного, бухгалтерского и технического отделов;
  • касса министерства Императорского Двора, с отделениями в Москве , Барнауле и Нерчинске ;
  • общий архив министерства Императорского Двора
  • инспекция врачебной части министерства Императорского Двора, заведующая придворной аптекой и госпиталями дворцового ведомства.

Особенные установления министерства Императорского Двора:

  • экспедиция церемониальных дел;
  • придворный музыкантский хор;
  • собственные Е. И. В. («его императорского величества») библиотеки;
  • дирекция Императорских театров ;
  • управление Собственным Е. И. В. дворцом;
  • дворцовые управления спб., московское , царскосельское, петергофское, гатчинское, варшавское;
  • управление Павловском ;
  • дворы Их Императорских Высочеств великих князей и великих княгинь;
  • электротехническая часть при министерстве Императорского Двора;
  • управление княжеством Ловичским;
  • канцелярия Е. И. В. Государыни Императрицы (к началу XX века таких канцелярий было две: канцелярия Её И. В. Государыни Императрицы Александры Феодоровны и канцелярия вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны.)

К концу XVIII в. в Российской Империи сложилась пестрая мозаика коллегий, экспедиций Сената, докладчиков монарху по определенному кругу вопросов в порядке личного поручения и, наконец, генерал-губернаторов и просто губернаторов, ведавших практически всеми вопросами в пределах вверенной им территории. Эта архаичная структура в 1802-1811 гг. была заменена системой отраслевого управления в виде министерств и ведомств. В 1826 г. вместо многочисленных приказов - Большого дворца, кормового, хлебного, сокольничего, конюшенного, постельничего и других было учреждено Министерство императорского двора (МИДв). Из учреждений, вошедших в состав нового министерства, самым ранним был Кабинет его императорского величества, возникший еще в 1704 г. как личная канцелярия Петра I. Начиная с 1741 г. Кабинет заведовал личным имуществом императоров, в том числе землями, горными заводами и рудниками. Ему были подведомственны императорские Фарфоровый и Стекольный заводы, Киево-Межигорская фаянсовая фабрика, Выборгский зеркальный завод, Петергофская и Екатеринбургская гранильные фабрики, Петергофская и Ропшинская бумажные фабрики, Горношитский мраморный завод, Тивдийские мраморные ломки.

Через Кабинет е.и.в. проходила переписка о покупке и получении в дар художественных произведений, наградах, пособиях и пенсиях художникам, скульпторам, артистам, композиторам, об изготовлении художественных предметов (посуды, ковров, мебели) для членов императорской фамилии, подарков иностранным монархам и послам; в Кабинете заготовлялись, хранились и выдавались подарки императора (золотые и усыпанные драгоценными камнями перстни, табакерки, часы и т.п.) государственным сановникам и чиновникам, а также неслужащим лицам за служебные и неслужебные отличия (например, за литературную или художественную деятельность). Эти подарки не являлись государственными наградами, скорее - знаком личной признательности или благоволения императора, но высоко ценились, записи о таком подарке вносились в формулярные списки служащих.

Вошла в состав МИДв и Придворная его императорского величества контора, сформировавшаяся в 1786 г. и принявшая тогда же в свое заведование дела управжденной Дворцовой канцелярии. В ее функции входило заведование содержанием петербургских императорских дворцов, Эрмитажа, садов и парков придворного ведомства. Контора заведовала также продовольствием императорской семьи, придворным штатом и устройством придворных церемоний.

Гоф-индендантская контора, преобразованная в 1797 г. из бывшей Конторы от строений ее императорского величества домов и садов, также была включена в состав министерства. Эта контора ведала строительством и ремонтом, а также комнатным убранством и меблировкой императорских дворцов.

С 1842 г. был включен в состав МИДв и стал одной из его важнейших структурных частей Капитул российских императорских и царских орденов. В нем было сосредоточено заведование всей наградной системой империи. Во главе Капитула стоял канцлер орденов, эту должность занимал по совместительству министр императорского двора.

С 1843 г. для заведования медицинским и фармацевтическим персоналом учреждений Министерства императорского двора, санитарным надзором за состоянием дворцов и дворцовых городов была образована Придворная медицинская часть, просуществовавшая до 1918г. (с 1888 по 1898 г. именовалась Инспекцией врачебной части).

В 1857 г. в составе МИДв была учреждена Строительная контора, рассматривавшая проекты и сметы на строительные и ремонтные работы по зданиям придворного ведомства. В 1882 г. она была упразднена с передачей части функций Контролю МИДв. В этом же году была упразднена и Придворная е.и.в. контора. В 1882 г. для заведования дворцовыми зданиями, садами и парками было образовано Главное дворцовое управление, упраздненное в 1891 г. с передачей части функций Петербургскому дворцовому управлению.

Другие функции Главного дворцового управления перешли образованной тогда же на Гофмаршальской части МИДв, ведавшей довольствием императорского двора, хозяйством дворцовых кладовых (сервизной, ванной, бельевой), а также подготовкой различных церемоний. Главной заботой Гофмаршальской части было ежедневное оебспечение "высочайшего стола" и многочисленных "малых столов".

Одной из важнейших функций Министерства императорского двора было ведение так называемых камер-фурьерских журналов, в которых в 1734 г. ежедневно делались записи обо всех придворных церемониях и официальных действиях членов императорской семьи (включая обеды, прием посетителей и т.п.), своего рода дневник жизни коронованных особ. Эти журналы первоначально велись при Придворной е.и.в конторе, затем - при Главном дворцовом управлении, а с 1891 г. по 1917 г. (вплоть до записи об отречении Николая II) - при Гофмаршальской части.

При создании Министерства императорского двора в его состав был включен образованный в 1797 г. для управления землями и имениями, выделенными на содержание членов императорской фамилии, Департамент уделов, с 1892 г. - Главное управление уделов. Удельному ведомству подчинялись также многочисленные придворные конторы и канцелярии различных великих князей и княгинь, ведавшие их дворцами, недвижимыми и прочими имуществами.

Таким образом, в деятельности Министерства императорского двора тесно переплелись функции чисто придворные (хозяйственное обеспечение жизни императорской фамилии, строительство и содержание принадлежавших ей дворцов и т.п.), представительские (организация официальных церемоний) и даже важнейшие государственные (заведование системой государственных наград, приемы зарубежных глав правительств и государств, послов), а также культурные и просветительские (заведование Эрмитажем, Академией художеств, императорскими театрами, Придворной капеллой и Придворным оркестром и т.д.).

В ведомстве МИДв существовала особая система придворных чинов и званий. Придворные чины - от обер-камергера до гоф-фурьера присваивались лицам, входящим в придворный штат. На высших ступенях государственной службы наличие придворного чина считалось более почетным, чем равного ему по табели о рангах гражданского. Например, для министра значиться егермейстером или обер-шталлмейстером было более престижно, чем просто тайным или действительным тайным советником. Камер-юнкер и камергер были с 1809 г. не чинами, а почетными придворными званиями, но наличие такого звания существенно облегчало доступ к императорскому двору.

Характерно, что за все 90 с небольшим лет существования Министерства императорского двора сменилось лишь 5 министров, меньше, чем в любом другом ведомстве.

Служащие МИДв, вплоть до самых низших, находились в сравнительно лучшем положении, чем чиновники других ведомств. Они имели льготы по пенсионному обеспечению, получали многочисленные пособия и наградные, имели хорошее медицинское обслуживание, обеспечивались казенными квартирами.

После свержения монархии Министерство императорского двора потеряло главный смысл своего существования. Но поскольку в его ведомстве были как культурные и просветительные учреждения, представляющие общенациональную ценность дворцы, парки и т.д., так и значительные имущества (удельные имения), процесс ликвидации ведомства растянулся до начала 1918 года.

Много десятилетий в ежегодниках с росписью чиновных особ Российской империи список гос-ударственных деятелей открывал министр Императорского двора - «главный начальник над всеми придворными ведениями и Театральною дирекциею. Он же вместе и министр Департа-мента уделов и управляющий Кабинетом».

Министерство императорского двора было учреждено 22 августа 1826 года. Мощный, сложно организованный государственный орган объединил несколько существовавших ранее придворных контор и канцелярий. Ведомство стояло особняком среди прочих министерств, его глава отчитывался напрямую перед императором, минуя и Сенат, и Государственный совет. Управление личным имуществом самодержца и членов императорской фамилии, строительство и содержание дворцов, садов, парков, управление дворцовыми городами, финансовый контроль над всеми подведомственными двору учреждениями - перечисление полного списка сфер ответственности министерства могло бы занять многие страницы.

Канцелярия министерства располагалась в Зим-нем дворце, а сам министр, как сообщал Адрес-календарь, начиная с 1853 года принимал посетителей «по Фонтанке, против Инженерного замка в казенном доме» то есть в доме № 20 на набережной реки Фонтанки. Кабинет Его Императорского Величества, отвечавший за административные, хозяйственные и финансовые дела придворного ведомства, располагался «у Аничкина моста, в собственном Е.И.В. дворце».

Среди прочего в разное время министру подчинялись Канцелярия заведующего придворным духовенством, Капитул российских императорскихи царских орденов, Императорская публичная библиотека, Академия художеств, Оперный комитет, Придворная медицинская часть, Театрально-литературный комитет, Коронационная комиссия, Управление императорской охотой и многое, многое другое.

На протяжении всей истории учреждения неизменной его обязанностью было полное обслуживание дворцов и резиденций правящего императора: Зимнего дворца, Царского Села, Петергофа, а с 1828 года и Гатчины. Менялись - структурно и номинально - промежуточные звенья управления, однако дворцовые правления этих городов подчинялись Министерству императорского двора.

После 2 марта 1917 года судьба министерства буквально повисла в воздухе. Император, вокруг нужд которого, собственно, и был выстроен этот бюрократический аппарат, подписал отречение от престола. В течение недели вновь образованное Временное правительство не отдавало никаких указаний, наконец, 10 марта был издан и разослан Приказ № 1 комиссара Временного Правительства по ведомству Бывшего Министерства Двора и Уделов: «…Призываю всех лиц, состоящих на службе в отдельных управлениях ведомства, продолжать исполнять свои обязанности и занятия установленным порядком, памятуя, что отныне, когда судьбы народа находятся в его собственных руках, все они служат более не лицам, а всему русскому народу и родине». В приказе содержалось отдельное обращение к служащим дворцовых управлений: «благодарю их от имени Правительства за ревностную охрану вверенного им государственного имущества».

В название министерства новая власть добавила необычное для официальной структуры определение «бывшее», а слово «императорского» выпало. Ещё несколько месяцев после марта 1917 года можно было встретить официальные бланки писем, на которых оно было совершенно буквально перечёркнуто. При этом более трёх десятков «установлений» министерства были переданы под руководство не министра, а лишь комиссара Временного правительства, который даже не входил в его состав.

Исключительность положения Министерства объяснялась тем, что его нельзя было просто ликвидировать, как, к примеру, Собственную канцелярию Его Императорского Величества, ведь в его ведении находились Эрмитаж, Русский музей, Академия художеств, Дирекция императорских театров, исторические дворцы, которые необходимо было сохранить. Нельзя было и полностью продублировать его в новом составе Временного правительства, оно очевидным образом нуждалось в серьёзной реорганизации. Комиссаром по делам «бывшего» министерства был назначен Фёдор Александрович Головин. На одном из заседаний весной 1917 года, объясняя, отчего министерство осталось без министра, он прокомментировал свою задачу следующим образом: «Позвольте, господа, как может существовать Министерство императорского двора, когда самого Императорского двора не существует, и, надо полагать и надо надеяться, что не будет существовать. <...> Бывшее министерство должно быть раскассировано по различным министерствам, ныне существующим».

Николай Второй, министр двора и уделов граф В. Б. Фредерикс (в центре) и великий князь Николай Николаевич (справа) в Ставке. Сентябрь 1914 года. Архивная фотография

Итак, перед комиссаром стояла нетривиальная для государственного деятеля задача: отделить важное от второстепенного, распределить обязанности исчезающего ведомства, сохранить сокровища архитектуры и искусства, находившиеся под его контролем. Неоднозначным представлялся вопрос о дальнейшей судьбе дворцов Петрограда и окрестностей. В начале марта 1917 года в Петрограде образовалась так называемая «комиссия Горького» - собрание ведущих деятелей искусства Петрограда (А. М. Горький, А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, М. В. Добужинский и другие). С середины марта, желая принимать активное участие в сохранении памятников, комиссия была официально оформлена как Особое совещание по делам искусств при комиссаре Временного правительства над бывшим Министерством двора. За короткий период существования им удалось обратить внимание властей на высочайшую ценность оставленных хозяевами памятников и необходимость заниматься охраной дворцов и дворцового имущества.

Любопытно, что после февральской революции речь шла о сохранении лишь так называемых «государевых владений» - Царскосельского, Петергофского и Гатчинского, то есть о землях, дворцах и имуществе, находившихся в собственности правящего представителя династии, не подлежащих разделу и передаче по наследству. Предложение отделить их от «дворцовых владений» - Ораниенбаумского, Павловского, Стрельнинского, - находящихся в личной собственности членов семьи Романовых, было внесено министром Императорского двора ещё в 1834 году и утверждено императором.

20 марта 1917 года на заседании Временного правительства было принят и утверждён проект заявления, подготовленный Ф. А. Головиным «о переходе всех имуществ, предприятий и капиталов б. Министерства двора в собственность государства и о порядке охраны этих имуществ». Таким образом среди прочего государственной собственностью становились и бывшие «государевы» владения, однако это не помогло решить, что же делать с ними в дальнейшем. Деятели искусства активно обсуждали создание Министерства искусств, под чьим руководством оказались бы все исторические памятники, однако никаких результатов дискуссии не дали.

Большинство дворцов осталось фактически без официального контроля, постоянно ходили слухи разной степени достоверности о творящихся там безобразиях. Красноречиво и пылко говорит о ситуации анонимный автор газеты «Новая жизнь» за 21 мая 1917 года: «Царское село, Петергоф - дворцы, которыми мы можем гордиться перед Европой как памятниками искусства, стали достоянием народным. Ими как бы выплачена часть огромного долга, который раздавил старых хозяев, оказавшихся несостоятельными перед требованиями народа. <...> Однако пока что эти памятники охраняются недостаточно. <...> В Царском Селе разрушена внутренность Мавританской бани на озере, <...> в Павловске солдаты бросают камнями в статуи, отламывают куски гранита у Мавзолеев. В Петергофе, благодаря усиленной охране, здания не пострадали, но разграблено много вещей из Монплезира, Большого дворца, “фермы” в Александрии и Английского. <...> ...выловлена неприкосновенная рыба из пруда перед дворцом Марли, беседки в Нижнем саду обезображены непристойными рисунками».

Только 27 мая, то есть спустя более чем два месяца, Ф. А. Головин издаёт известный сегодня среди музейных работников приказ за № 32: «Для приёмки, регистрации и систематизации как с художественной, так и с хозяйственной стороны всех движимых и недвижимых имуществ бывших дворцовых управлений, образовать комиссии по приёмке и охране имущества бывших дворцовых управлений Царского Села, Петергофа и Гатчины…» С этого момента в резиденциях начинают работу «приёмочные комиссии», которые позже превратились в художественно-исторические комиссии, положившие начало музеефикации дворцов.

Осенью 1917 года по инициативе комиссара Ф. А. Головина специально собравшаяся комиссия приступила к глобальному пересмотру штатов ведомства. Бывшее Министерство императорского двора планировалось преобразовать в «Главное управление государственных художественных имуществ и учреждений». Судя по наименованию, из-под его контроля в итоге должны были выйти все хозяйственные конторы и подразделения, которые не касались управления делами искусств. Однако реформа не состоялась, 25 октября большевики перечеркнули планы Головина.

Фёдор Александрович Головин председатель Государственной думы Российской империи II созыва. С 8 марта по 4 декабря 1917 года - комиссар всех учреждений бывшего Министерства двора. Архивная фотография

В номере «Известий» от 7 ноября 1917 года был опубликован приказ по ведомству бывшего министра Двора, подписанный А. В. Луначарским. Его первые строки содержанием поразительно напоминали головинский «Приказ № 1»: «Я, народный комиссар по просвещению, временно заведующий бывшим министерством двора, объявляю: 1) Впредь до особого распоряжения всем служащим оставаться на местах. 2) Вести все дела в полном порядке…» На той же странице опубликован следующий приказ «в изменение приказа от 4-го ноября 1917», где нарком просвещения даёт уже более конкретные указания. В частности: «Худож. Истор. Комис. по дворцам: Петрограда, Царского Села, Гатчины и Петергофа прошу продолжать начатую работу по проверке, описи, приёмке дворцового имущества и составлению художественно-исторического каталога всех выдающихся и заслуживающих внимания в художественном и историко-бытовом значении предметов, находящихся в Зимнем дворце и др. государственных дворцах Петроградского района».
Уже 6 ноября 1917 года был образован Комиссариат имуществ Республики. Его задачами были объявлены национализация, охрана, учёт исторического и художественного достояния, памятников старины и произведений искусства, систематизация художественных ценностей. Через месяц, однако, стало ясно, что задачи Наркомпроса и Комиссариата имуществ очень сложно разделить. Поэтому 16 декабря вышло постановление, под-писанное обоими комиссарами - А. В. Луначарским и В. А. Карелиным:

Владимир Александрович Карелин - российский революционер, один из организаторов партии левых эсеров, народный комиссар имуществ РСФСР с декабря 1917-го по март 1918 года. Архивная фотография

«Имея в виду неразрывную связь, соединяющую учреждения ведомства народного просвещения и бывшего министерства двора, а ныне ведомства имуществ Республики (как например, театры, музеи, академия художеств, исторические дворцы), лишь в силу исторических условий не относящиеся к ведомству просвещения, - Народные Комиссары этих ведомств, с ведома и согласия Совета Народных Комиссаров, постановили управлять всеми смежными учреждениями по соглашению». В июле 1918 года Комиссариат имуществ в качестве отдела был включен в Наркомпрос.

Сложно обойти символическую значимость этого слияния. Сокровища, веками принадлежащие избранным, были переданы не просто в государственное владение - в котором формально, кстати, они находились всегда, - а в ведомство народного просвещения. Именно Наркомпрос принял все художественные ценности, именно ему предстояло в ближайшие несколько лет путём проб и ошибок, - иногда огромных! - разработать функциональную систему охраны доставшихся памятников, администрирования новых и уже существовавших музеев, научной работы.

Имперская управленческая машина полностью растворилась в советском государственном аппарате. Отдельные учреждения Министерства двора продолжали существовать до февраля 1918 года, но уже 24 января вышел приказ о пере-именовании бывшего Министерства двора в ведомство Имуществ Республики, ввиду чего предлагалось «всем установлениям бывшего Министерства двора производить переписку на бланках с обозначением нового наименования ведомства, по следующей форме: “Народный Комиссариат Имуществ Республики, название учреждения, число, месяц, год, №, Петербург и адрес”».

Государственная организация Российской империи, учрежденная 22.08.1826 г., выполняющая функцию обслуживания потребностей императорской семьи и двора. После краха монархии министерство утратило смысл существования, но ликвидация его началась лишь в 1918 г.. В министерстве объединялось все придворное управление, что осуществлялось за пределами полномочий сената или другого высшего метода управления.

Во главе Министерства находился министр двора, находившийся под непосредственным контролем государя. Любые повеления министр получал от Государя и с ним же решались дела высочайшей важности, с которыми министр имел право входить к государю. Предметы деятельности министерства ограничивались масштабами царствующего дома, а не всего государства, судя по его поведению.

В 1858 г. министерство Императорского Двора воссоединилось с экспедицией церемониальных дел, а в 1959 г. было дополнено археологической комиссией. В предшествующий период правления министерство подверглось существенным изменениям: коллегиальное начало было сменено единоличным. Такие нововведения завершились созданием нового министерства 16.04.1893 г.. Согласно нового положения законодательства, министр выступал главным начальствующим над всем придворным ведомством, был министром уделов, а также канцлером Императорских орденов. Под его началом находилась Императорская академия художеств и общество художников Москвы. В 1893 г. была внедрена должность помощника министра, полномочия которой заключались в правах и обязанностях министра.

Министерство Императорского Двора включало:

  1. Совет министра, активируемый при необходимости и находящийся под руководством министра или другого должностного лица, назначенного начальствующим установления министерства.
  2. Установления общего характера.
  3. Установления особого характера.
  4. Капитул Императорских и Царских орденов.
  5. Главное управление уделов.

Общие установления министерства включали:

  • Канцелярию министра;
  • Кабинет Императора;
  • орган осуществления контроля министерства, находящийся в подчинении заведующего бухгалтерией, ревизионной комиссией и техническим отделом;
  • кассу министерства и ее филиалы в Москве, Нерчинске, Барнауле;
  • архив министерства;
  • Инспекцию медицинской части министерства, под началом которой находятся придворная аптека и госпитали дворцового ведомства.

Особенные установления министерства:

  • управление гофмаршальской частью;
  • представительство церемониальных дел;
  • придворный конюшенный отдел;
  • императорская охотничья часть;
  • императорское духовенство;
  • императорская певческая капелла ;
  • императорский хор и группа музыкантов;
  • придворный эрмитаж;
  • императорские библиотеки;
  • дворцовое управление;
  • управление придворных театров ;
  • дворцовые региональные управления;
  • Павловское управление;
  • академия ;
  • придворная археологическая комиссия;
  • княжеские дворы;
  • электротехнический придворный отдел;
  • рота дворцовых гренадер ;
  • управление Ловичским княжеством;
  • канцелярия императрицы.

Аналоги министерства других государств

Не в каждом западноевропейском государстве существовали отдельные министерства Двора. В Англии отсутствовало учреждение, в котором объединялось бы все придворное управление; таковым было управление, которое распределялось на три отделения: гофмаршала, камергера и шталмейстера. В составе управления лорда-камергера находились и придворные дамы. Перемена кабинета влечет за собой и смену главенствующих на придворных должностях. Королевский двор Италии вверен министру двора, заведующему хозяйственным отделением, префекту дворца и первому генералу. Эти должности занимают лица, абсолютно далеко отстоящие от политической жизни. Министерство иностранных дел Австро-Венгрии одновременно является министерством Двора. В Пруссии действует особое министерство двора, в подчинении которого находятся дела о полномочиях дворянского состояния, и с этой целью ему подчинено особое учреждение - герольдия.