Начало «холодной войны» в 1946-1947 гг., растущая конфронтация между СССР и западными державами делали невозможным воссоздание единого германского государства. Различия в подходе СССР и США к решению германской проблемы оказались непреодолимы. СССР выступал за воссоединение Германии, её демилитаризацию и нейтральный статус. США выступали против нейтрального статуса объединённой Германии. Они стремились видеть в Германии зависимого союзника. В результате победы СССР в войне страны Восточной Европы оказались под его контролем. Власть в них постепенно перешла к местным коммунистам, лояльным СССР. США и западные государства в противостоянии СССР стремились сохранить Западную Германию в своей сфере влияния. Это предопределило государственный раскол Германии.

Западные государства приняли решение о создании особого Западногерманского государства на тех территориях, которые находились под их оккупационным контролем. Для этого во Франкфурте учреждался Экономический совет из представителей ландтагов земель. Он решал финансово - экономические вопросы. В Экономическом совете располагали большинством партии ХДС, ХСС и СвДП, которые выступали за социальную рыночную экономику. В 1948 г. по решению Экономического совета в трёх западных оккупационных зонах произошла денежная реформа. В обращение вводилась стабильная немецкая марка, отменялся контроль над ценами. Западная Германия вступила на путь создания социальной рыночной экономики, началось её экономическое возрождение.

В 1948 г. для разработки и принятия проекта конституции западногерманского государства созывался особый Парламентский совет - Учредительное собрание, избранный ландтагами западногерманских земель. Проект конституции разрабатывался в комитетах Парламентского совета при участии немецких правоведов и утверждался военными губернаторами. В мае 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон. Он получил ратификацию, одобрение ландтагов западногерманских земель, кроме Баварии, однако действующий и для неё, и вступил в силу. Так появилась Федеративная Республика Германия (ФРГ). Она охватывала половину прежней территории страны и там проживало две трети немцев. Западные государства в 1949 г. приняли оккупационный статýт. Он ограничивал суверенитет ФРГ в области внешней политики, обороны, внешней торговли вплоть до 1955 г. Германия до сих пор оккупирована американскими войсками.

Конституция ФРГ официально называется Основным законом, так как при принятии этот акт рассматривался как временный до объединения германских земель в единое государство, после чего предполагалась разработка конституции объединённой Германии. Согласно Основному закону ФРГ была открыта для присоединения остальных германских земель. После достижения единства Германии Основной закон действует для всего немецкого народа и теряет силу в день, когда вступает в силу новая конституция, которая будет принята по свободному решению немецкого народа. Конституция 1949 г. называлась также Боннской - по названию новой столицы ФРГ - Бонн.

В советской зоне оккупации, то есть в восточной части Германии, в октябре 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская демократическая республика (ГДР). В результате начался длительный сорокалетний период существования двух самостоятельных германских государств. Они не остались нейтральными, а вошли в противостоящие друг другу военно-политические союзы. В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО, а ГДР в Организацию Варшавского договора.

В состав ГДР вошли пять германских земель. Вскоре в 1952 г. земли на территории ГДР юридически упразднялись и образовывались четырнадцать территориальных округов. Палата земель в 1958 г. упразднялась. Парламент ГДР - Народная палата стал однопалатным. ГДР, учреждённая как федеративное государство, стала унитарным государством.

ГДР я совсем не помню, хотя как рассказывала мне мама родился в военном городке к северу от Берлина, где в то время служил мой отец — советский офицер.
Я довольно рано стал самостоятельным человеком и, покинув родителей, никогда не относился серьезно к долгим разговорам по душам, считая их дремучими консерваторами.
Сейчас то конечно понимаю, что был не прав и сейчас у меня конечно же много вопросов к ним, но увы… ответа не получить.

Что я помню о ГДР?

ГДР я совсем не помню, хотя провел там какое-то время. Но не будучи самостоятельным путешественником, а пупсом с пиписькой на переднем плане — судя по ч/б старым фото
Уже в соображающем возрасте «от скольких-то и до школы» помню красивый аккордеон — темно-красный и с перламутром.
Помню немецкие песни с катушечного магнитофона (Аккорд?), которые любил слушать отец и поэтому я подозревал его в симпатиях к фашистам и делился своими подозрениями с мамой.

А еще был сервиз Мадонна, которым родители очень гордились.
Не видя причин для гордости я просто с любопытством рассматривал мясистых полуобнаженных теток, изображенных на чашках с блюдцами
Кстати — сейчас вспомнил, что в молочнике (он не использовался в семье) хранился мой молочный зуб. Какой-то из…

А еще был магазин Лейпциг на Ленинском, где продавались самые красивые игрушки и стояла игрушечная железная дорога — предел мечтаний того времени
И была ТВ передача по ящику «Мама папа и я — спортивная семья»
Вообщем понятно, что про ГДР я не знал и там не был

Поэтому мне было интересно побывать в тех местах где возможно меня возили в коляске
Откуда родом песни под аккордеон, которые я слышал в детстве
И очень удачно получилось и почти по традиции уже: на свой День рождения поехать путешествовать по озерам и каналам в Европу. На этот раз в страну тысячи озер — Мекленбург, Передняя Померания
Это к северу от Берлина, не более 100 км

Почему написал это?

Отзыв, а по сути онлайн репортаж я писал в процессе нашего путешествия:
А в этой заметке я хочу написать о своих впечатлениях о людях в этой части Германии. Мы все больше по Баварии путешествуем, так как оттуда ближе к Альпам, к месту каталки на лыжах
Ну и сейчас проверяя ключевые фразы для поисковиков я наткнулся на какой-то бред, написанный в российских СМИ о том как плохо живут бывшие гэдээровцы и как они хотят вновь жить за железным занавесом с братским народом в обнимку.

Что удивило и растрогало

Первое, что меня удивило в людях — полное, почти полное отсутствие познаний в английском языке.
Насколько хорошо его знают в селах и городках Баварии, так настолько его не знают и знать не хотят в Передней Померании
Как же общаться с немцами здесь?
И тут второе удивление: очень многие помнят русский. Многие — почти все
Помнят — не значит, что бегло говорят. Нет. Но пытаются — видно, что копаются в чуланах своей памяти и выдают с гордостью: Здравствуйте! Пожалуйста!
А понимают еще лучше

Я не знаю как было в ГДР до воссоединения,но сейчас я не вижу разницы между деревней в восточной Германии и Германии западной
Такие же домики, красивые цветы в кашпо и маленькие ограды
Некоторым диссонансом на фоне пасторальной картинки спокойствия и безмятежности смотрятся советские «хрущевки», но даже они приведены в полный порядок: аккуратно покрашены, окна заменены на стеклопакеты, перед подъездами цветы, клумбы, цветы

Одеты восточные немцы так же как западные немцы или поляки или литовцы
Машины… обычные немецкие, корейские, французские машины — глобализация… Хотя постойте:
Жаль — не было с собой фотоаппарата — в одном из городков, где мы останавливались увидел на парковке около дома вишневого цвета Жигули 2103.
Трешка, как ее называли. С хромированной решеткой радиатора.
Чистенькая, ухоженная, без всяких мигающих сыкалок и красных брызговиков… Ну, это немцы! — сказал я

Как относятся к русским?

Как относятся к русским?
Доброжелательно и немного наивно: в одном месте я заказал пива. Хозяин узнав из смеси английского, польского, русского и хенде хох, что я из России тут же достал из холодильника бутылку водки Putinoff и налил мне к пиву стопарь водки.
Те, кто чуть помнят русский язык с удовольствие упражняются в его воспроизведении
А в одном небольшом городе, в самом центре его я обнаружил кладбище — то было давнишнее (еще 1 мировой войны) захоронение немецких воинов, местных жителей и тут же могилы советских солдат и памятник с русскими надписями.
Чистые и ухоженные могилы, хотя сами надгробия уже потускнели и трудно разобрать что на них написано

Хотят ли немцы из бывшей ГДР возвращения прошлого?
Я не спрашивал.
Мне в голову не пришло задать такой вопрос: во-первых это не тактично, во-вторых я не хочу чтобы меня посчитали сумасшедшим.
Конечно есть теплые чувства о прошлом — как у любого чувства ностальгии по временам детства, юности.
Воспоминания, в которых вспоминается только хорошее.
Но я уверен, что восточные немцы никогда не поставят памятник Хонеккеру (хотя он вроде и безобидный дядька был)

Государственное устройство

Образование 7 октября 1949 года Германской Демократической Республики явилось актом национальной самопомощи демократических сил Германии . Это был их ответ на раскол Германии , выражением которого явилось создание 7 сентября 1949 года Федеративной Республики, осуществленное вопреки принятым четырьмя великими державами принципам Потсдамского соглашения. В этих условиях провозглашение миролюбивого демократического германского государства стало для немецкого народа вопросом жизненной важности.

При создании ГДР речь шла о том, чтобы сорвать попытки западных держав передать всю Германию в руки возрождавшегося тогда германского империализма и обеспечить демократическим силам Германии прочную государственную основу. Поэтому государственное становление ГДР опиралось на широкое народное движение, охватившее все слои нашего народа.

ГДР - государство, в котором рабочий класс в союзе с классом кооперированных крестьян и другими слоями трудящихся осуществляет политическую власть и ведет к победе дело социализма. Трудящиеся являются хозяевами экономики и государства. Они направляют политическое н экономическое развитие в соответствии с волей и интересами большинства граждан. Важнейшие средства производства - фабрики, полезные ископаемые, средства транспорта н крупные имения - принадлежат народу.

Рабочие и крестьяне осуществляют власть через народные представительства, правительство, органы государственного управления, судебные органы, органы полиции и т. д. Рабоче-крестьянская власть опирается на силы Национального фронта демократической Германии , выставляющего кандидатов в народные представительства и поддерживающего постоянную связь между государственным аппаратом и населением. Помимо этого, граждане имеют широкие права, позволяющие им принимать непосредственное участие в государственной деятельности.

Предпосылкой победы в ГДР социалистических и демократических сил явилось единство рабочего класса, нашедшее свое наиболее яркое воплощение в создании единых профсоюзов и в первую очередь в объединении 21 апреля 1946 года двух партий рабочего класса - Коммунистической партии Германии и Социал-демократической партии Германии - в Социалистическую единую партию Германии .

Германская Демократическая Республика - суверенное государство, решающее независимо, по собственному усмотрению свои внутренние и внешние дела и уважающее права других государств и общепризнанные нормы международного права. Благодаря всестороннему участию населения в решении всех политических и экономических задач, благодаря влиянию, которое население оказывает на законодательство, органы государственного управления и юстиции, в ГДР впервые в истории Германии народ осуществляет свей суверенные права.

ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ

Территория Германской Демократической Республики составляет 107 834 квадратных километра. На севере она омывается водами Балтийского моря; на востоке реки Одер и Нейсе образуют границу мира с Польской Народной Республикой. На западе ГДР граничит с Западной Германией ; на юге Рудные горы соединяют ГДР и Чехословацкую Социалистическую Республику. Длина сухопутных границ составляет на востоке 456 километров, на западе - 1381 километр и на юге - 430 километров.

Эльба (1112 км) и Одер (861 км) - самые длинные реки ГДР . Самые высокие горные вершины - Фихтель-берг в Рудных горах (1243 л*) и Броккен в Гарце (1142.и). Южную и юго-восточную часть ГДР занимают средневы-сотные горы, переходящие на севбре в холмистую предгорную полосу и затем в Северо-Германскую низменность. Многочисленные озера, расположенные в районе Берлина и к северу от него, придают местности особый колорит. Территория ГДР покрыта густой современной сетью автомобильных и железных дорог и прорезана внутренними водными магистралями. Наряду с этим все большее значение приобретает воздушное сообщение, осуществляемое государственной организацией «Дейче Люфт-ганза».

В ГДР проживает 17,3 миллиона человек (на 31 декабря 1959 года). Плотность населения составляет сожителей на квадратный километр. Столицей ГДР является Берлин. В демократическом Берлине проживает 1,1 миллиона человек. Территория ГДР делится на 14 округов: Потсдам, Франкфурт-на-Одере и Котбус в земле Бран-денбург; Нейбранденбург, Росток и Шверин в земле Мек-ленбург; Магдебург и Галле в земле Саксония-Ангальт; Эрфурт, Зуль и Гера в земле Тюрингия; Дрезден, Лейпциг и Карл-Маркс-Штадт в земле Саксония. Округа объединяют 24 города окружного подчинения и 192 сельских района с 9556 общинами. 213 общин насчитывают более 10 тысяч жителей каждая, а 11 городов - Берлин, Лейпциг, Дрезден, Карл-Маркс-Штадт, Галле (Заале), Магдебург, Эрфурт, Росток, Цвиккау, Потсдам и Гера - более чем по 100 тысяч. ГДР - высокоразвитая социалистическая индустриальная страна. Доля промышленности, торговли и транспорта в общем объеме совокупного общественного продукта составляет 90,1 процента, сельского и лесного хозяйства - 9,9 процента. 68 процентов всех работающих заняты в промышленности, торговле и на транспорте и 18 процентов - в сельском и лесном хозяйстве.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Какова основа социалистического строя?

Социалистический строй означает, что эксплуатация человека человеком ликвидирована и трудящиеся сами решают свою судьбу. Монополисты и помещики экспроприированы, их предприятия стали собственностью народа, а земля принадлежит крестьянам. Поэтому монополисты и помещики не могут больше диктовать, каков должен быть размер заработной платы и какова должна быть продолжительность рабочего дня, кого нанять или кого выбросить на улицу. Труд миллионов трудящихся служит отныне не росту личного богатства и могущества отдельных монополистов. Результаты труда поступают в распоряжение самих трудящихся и их общества, рост производства служит увеличению Личного и общественного богатства. Почетом и уважением пользуются те, кто трудится, труд же является и мерилом вознаграждения.

Одной из решающих предпосылок социалистического строя является то, что важнейшие предприятия принадлежат всему народу, а руководят ими представители рабочего класса. В 1960 году доля народных предприятий в общем объеме промышленной продукции ГДР составляла 89,1 процента. В сельском хозяйстве кооперативное производство одержало в 1960 году полную победу.

Такие преобразования возможны лишь в условиях, когда власть находится в руках народа. Руководящую роль осуществляет рабочий класс во главе со своей партией - СЕПГ. В народных представительствах, в государственном аппарате, в органах юстиции и экономике, в научных и культурно-просветительных учреждениях ведущие позиции принадлежат представителям рабочего класса и крестьянства, интеллигенции и других трудящихся слоев.

Такая расстановка политических сил гарантирует планомерное развитие, находящее свое отражение в народнохозяйственных планах, охватывающих всю экономическую, политическую и культурную жизнь. В планах, например, устанавливается, какая доля доходов народных предприятий направляется на строительство новых промышленных объектов, на повышение жизненного уровня трудящихся, на строительство жилья и учреждений культуры, на социальное обеспечение и т. д.

Разумеется, в стране с социалистическим строем внутренняя и внешняя политика характеризуются стремлением к миру и благосостоянию всех людей. Поэтому Народная палата, Государственный совет, правительство ГДР обратились к западногерманским правительственным органам с целым рядом предложений, служащих делу сохранения мира. Однако до тех пор, пока монополисты, наживающиеся на гонке вооружений, и вдохновители политики агрессии пытаются уничтожить этот новый социалистический строй, социалистические государства будут вынуждены содержать оснащенные отличной техникой вооруженные силы для защиты своих народов.

Является ли ГДР правомерным государством?

ГДР - не только правомерйве государство, но и единственное правомерное германское государство. Этот факт вытекает из многих обстоятельств, коренящихся частично в истории, частично в современности. Важнейшие обстоятельства таковы:

В ГДР сделаны единственно правильные выводы из прошлого. Фабриканты оружия и юнкеры, несущие ответственность за развязывание двух мировых войн, были экспроприированы. Вместе с ними лишились власти и милитаристы. Государственная власть с тех пор находится в руках рабочих и крестьян, заключивших прочный, надежный союз с другими трудовыми слоями населения. Здесь, следовательно, впервые был осуществлен демократический принцип «Вся государственная власть исходит от народа». Во главе государства стоят политические деятели, которые - будучи сами трудящимися - всю свою жизнь борются за интересы трудового народа.

Зафиксированные в Потсдамском соглашении принципы антигитлеровской коалиции, за осуществление которых миллионы людей многих стран мира отдали свою жизнь в борьбе с германским милитаризмом и фашизмом, стали в ГДР действительностью. Борьба за сохранение мира является главным содержанием политики ГДР . Об этом свидетельствует, например, обращение председателя Государственного совета ГДР Вальтера Ульбрихта к правительству ФРГ от 18 декабря 1960 года. В этом обращении боннскому правительству предложено договориться с ГДР о сохранении мира вначале на 10 лет. Тем самым были бы созданы предпосылки для мирного воссоединения и для проведения мирной политики объединенной Германии . Так благодаря своей мирной политике ГДР вселяет уверенность в каждого немца, что она является надежным оплотом < мирного будущего для него и его детей. Уже одно это делает ГДР единственно правомерным германским государством. Правомерность ГДР выражается также в ее суверенитете. Все свои внутренние и внешние вопросы республика решает самостоятельно, без вмешательства извне. На территории ГДР нет оккупационных войск, в то время как в Западной Германии они располагают предельно широкими правами. Участие в Варшавском договоре никоим образом не затрагивает суверенитета ГДР . Поэтому республика смогла внести 150 предложений, направленных на мирное воссоединение Германии . А западногерманскому правительству Боннским и Парижским соглашениями запрещаются какие бы то ни было самостоятельные действия в отношении воссоединения. Поэтому ГДР - единственное германское государство, имеющее реальную программу воссоединения и проводящее национальную политику.

Развитие ГДР отвечает демократическим принципам международного права, а ее политика - Уставу ООН.

Председатель Государственного совета ГДР Вальтер Ульбрихт отметил в программном заявлении Государственного совета, сделанном в Народной палате 4 октября 1960 года:

«Тот, кто сомневается в правомерности ГДР , сомневается также в правомерности борьбы народов против кровавого режима гитлеровского фашизма, политику которого продолжает антидемократическое государство Западной Германии ».

Иначе обстоит дело с Федеративной Республикой, правительство которой утверждает, что она является единственно правомерным государством. Но как можно считать правомерным государство, в котором снова ожило мрачное прошлое Германии и в котором попрано международное право?

Те же силы, которые когда-то поддерживали гитлеровский режим, располагают ныне в Западной Германии экономическим могуществом, еще более возросшим за это время. Они вновь господствуют в государственном аппарате, используя в качестве доверенных лиц таких деятелей, как Штраус и Шредер. В органах юстиции хозяйничают свыше тысячи членов чрезвычайных и военно-полевых судов Гитлера, бундесвер возглавляют 140 гитлеровских генералов, командные посты в полиции занимают эсэсовские и гестаповские молодчики. Старое, отжившее снова правит в Западной Германии . Поэтому элементарные права попираются, демократические партии и организации запрещаются. Население вопреки конституции лишено права выразить свое мнение по таким жизненно важным вопросам, как всеобщая воинская повинность, оснащение бундесвера атомным оружием и т. д. Всенародные опросы по этим проблемам были запрещены. ^

Международно-правовые принципы Потсдамского соглашения по мирному, антимилитаристскому развитию Германии преданы в Западной Германии забвению; ликвидация монополий, аграрная, административная, судебная, школьная реформы, реформа в области культуры вообще не выдвигались в повестку дня или были саботированы при первой же попытке их проведения.

Чистка западногерманского государственного аппарата от коричневорубашечников саботируется. Реваншизм расцвел пышным цветом. Руководящие круги преследуют те же агрессивные цели, что и Вильгельм II и Гитлер. В настоящее время политика правительства ФРГ всецело подчинена планам атомного вооружения, угрожающим жизни немецкого народа и народов Европы.

Боннское правительство предпочло миру и безопасности атомное вооружение бундесвера. Заключив так называемый «Общий договор», оно тем самым передало дело воссоединения Германии в руки западных держав. Ныне оно открыто стремится к захвату ГДР . По этой причине оно отвергло все предложения ГДР по ослаблению напряженности и мирному воссоединению. Западногерманских граждан, желающих воспользоваться своим правом на самоопределение й выступающих за сохранение мира и воссоединение Германии на демократических началах, преследуют и бросают в тюрьмы. Таким образом, Западная Германия - государство, угрожающее жизни народа и предающее национальные интересы,- не может претендовать на то, чтобы считаться правомерным.

Существует ли в ГДР только одна партия?

В ГДР имеется пять партий, а именно: Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), Крестьянская демократическая партия Германии (КДПГ), Либерально-демократическая партия Германии (ЛДПГ), Христиан-ско-демократический союз Германии (ХДСГ), Национально-демократическая партия Германии (НДПГ).

Отдельные партии представляют интересы определенных классов или слоев населения. СЕПГ - партия рабочего класса. КДПГ представляет в первую очередь интересы кооперированных крестьян. Христиане, выступающие за мир и прогресс, объединяются главным образом в ХДСГ. В ЛДПГ состоят члены ремесленных производственных кооперативов и прогрессивные представители мелкой и средней буржуазии.

НДПГ также апеллирует к различным кругам среднего сословия и к бывшим кадровым военнослужащим, порвавшим со своим прошлым.

Почему СЕПГ является ведущей партией?

СЕПГ - партия рабочего класса, того класса, который создает наибольшую часть необходимых для жизни материальных ценностей. Как партии самого многочисленного, наиболее прогрессивного и наиболее последовательного в борьбе за мир и демократию класса, ей принадлежит руководящая роль в политической жизни ГДР . И по числу своих членов и сторонников она является наиболее мощной партией. Наряду с рабочими, составляющими подавляющее большинство членов СЕПГ, в этой партии состоят представители всех других слоев трудящихся. Члены этой партии руководят многими решающими участками в государственной, экономической и культурной областях.

В отличие от крупных западногерманских партий СЕПГ выполнила свою программу 1946 года. Под ее руководством рабочий класс, крестьянство, интеллигенция и другие слои трудящихся совершили величайшую революцию в истории Германии - переход от капитализма к социализму. Крупные экономические, социальные и культурные реформы в ГДР в основном проведены по ее инициативе. По предложению СЕПГ осуществлены важнейшие мероприятия в экономическом, культурном и социальном строительстве ГДР . СЕПГ разработала, например, проекты успешно выполненных пятилеток и текущего семилетнего плана, предложения по дальнейшей демократизации общественной жизни и по систематическому подъему жизненного уровня населения.

На V съезде СЕПГ в июле 1958 года общественности были представлены директивы семилетнего плана. Выполнение этого плана докажет превосходство социалистической экономической системы ГДР над монополисти-ческо-капиталистической системой Западной Германии . Уже сегодня нет сомнения в том, что, выполнив этот план, трудящиеся обеспечат победу дела социализма в ГДР .

Как марксистская партия, СЕПГ олицетворяет лучшие традиции немецкого рабочего класса, систематически претворяя в жизнь старые заветы социалистического рабочего движения. Под ее руководством, а также при участии остальных четырех партий, профсоюзов и других массовых организаций в ГДР строится социализм. При этом политика СЕПГ направлена на то, чтобы путем убеждения и показа успехов вовлекать в дело социалистического строительства все слои трудящихся и частных предпринимателей. В результате каждый гражданин ГДР видит в социализме надежную перспективу.

СЕПГ является также партией, которая выдвинула многочисленные важные предложения, направленные на всеобщее контролируемое разоружение, заключение мирного договора с обоими германскими государствами и на воссоединение Германии мирным путем.

Остальные партии и организации признают руководящую роль партии рабочего класса и, являясь независимыми, самостоятельными организациями, тесно сотрудничают с ней.

Были ли запрещены в ГДР партии?

Нет, в ГДР не была запрещена ни одна партия. Напротив, СДПГ, деятельность которой была разрешена в 1945 году в тогдашней советской зоне оккупации, после проведенного на демократических началах голосования членов этой партии решила объединиться с КПГ. Аналогичное решение об объединении с СДПГ приняла также КПГ. Таким образом, рабочий класс извлек из прошлого урок, заключавшийся в том, что устранить угрозу фашизма и милитаризма и создать новый социалистический строй можно лишь при условии, если рабочие будут действовать в едином строю.

Со времени объединительного съезда, состоявшегося в апреле 1946 года, в ГДР существует Социалистическая единая партия Германии как объединенная партия рабочего класса. В Берлине полному объединению КПГ и СДПГ помешало правое руководство СДПГ, действовавшее по указке империалистических оккупационных держав вопреки воле членов СДПГ. - Подавляющая часть членов СДПГ высказалась за сотрудничество или объединение двух партий рабочего класса. Поэтому СЕПГ и СДПГ существуют в обеих частях расколотой столицы и имеют во всех районах Большого Берлина свои правления *.

Разумеется, создание милитаристских и фашистских организаций, выступающих против мирного сосуществования народов, в ГДР запрещено.

Что следует понимать под политикой Демократического блока?

Политика Демократического блока означает совместное решение общих задач при участии всех миролюбивых и демократических сил ГДР . Она является выражением сотрудничества всех слоев населения под руководством рабочего класса в деле строительства социализма в ГДР , в деле решения национальных задач немецкого народа.

Демократический блок был создан 14 июля 1945 года по решению существовавших в тогдашней советской зоне оккупации партий: КПГ, СДПГ, ХДСГ и ЛДПГ. Основанные впоследствии партии и важнейшие политические организации присоединились к блоку, так что сейчас в него входят: Социалистическая единая нартия Германии (СЕПГ), Христианско-демократический союз Германии (ХДСГ), Либерально-демократическая нартия Германии (ЛДПГ), Крестьянская демократическая партия Германии (КДПГ), Национально-демократическая партия Германии (НДПГ), Объединение свободных немецких профсоюзов (ОСНП), Союз свободной немецкой молодежи (ССНМ) и Демократический женский союз Германии (ДЖСГ).

Объединение было продиктовано стремлением преодо-

Леть раздробленность демократических сил, имевшую столь роковые последствия для Германии в 1933 году. С другой стороны, опо было необходимо для того, чтобы решить трудные задачи послевоенного периода. За истекшее время этот союз партий и организаций настолько оправдал себя, что ныне принадлежит к важнейшим политическим институтам ГДР и оказывает неизменно возрастающее влияние во всех областях жизни государства.

Блок собирается перед принятием всех важнейших решений правительства или Народной палаты по вопросам внутренней и внешней политики и обсуждает их будущую политику. Принятие решения строится на принципе единодушия. Это значит, что обсуждение всех вопросов продолжается до тех пор, пока не достигнуто согласие по принципиальным положениям. Тем самым обеспечивается участие всех политически активных сил в совместной созидательной деятельности. Вершиной деятельности Демократического блока явилось создание Государственного совета Германской Демократической Республики в сентябре 1960 года.

Что представляет собой Национальный фронт демократической Германии?

Национальный фронт демократической Германии - это широкое, не связанное с какой-либо одной партией движение, охватывающее всю Германию . Оно объединяет в своих рядах граждан Восточной и Западной Германии , представителей всех слоев населения независимо от их мировоззрения, членов самых различных партий и организаций, целью которых является воссоединение Германии на мирных, демократических основах. Поскольку такие цели противоречат намерениям правящих кругов ФРГ, федеральное правительство и правительства земель Западной Германии запретили это движение. Сторонников Национального фронта преследовали и преследуют судебные органы западной зоны.

Национальный фронт существует с января 1950 года: он возник - при одновременном расширении задач - на базе тогдашних народных комитетов борьбы за единство Германии и справедливый мирный договор. Руководящими органами Национального фронта являются

Национальный совет, переизбранный в 1958 году III конгрессом Национального фронта, и президиум Национального совета. Председателем президиума снова стал лауреат национальной премии профессор д-р Эрих Кор-ренс.

Национальный фронт представляет собою не организацию, а движение патриотических сил, он не ведет учета членов и не принимает членских взносов. Его деятельность финансируется за счет пожертвований населения. На территории ГДР существует 15 окружных, 219 районных и около 17 тысяч местных, городских, районных, квартальных и сельских комитетов Национального фронта, в которых представлены граждане всех слоев населения. В выборных комитетах Национального фронта в ГДР работают в настоящее время около 300 тысяч человек.

В Западной Германии деятельность Национального фронта, несмотря на противозаконный 7 запрет, распространяется на самые различные слои населения. Об этом, в частности, свидетельствует факт участия в заседаниях Национального совета таких видных политических деятелей Западной Германии , как мюнстерскнйлрофессор д-р Хагеман (бывший член ХДС), депутаты ландтагов от СДГ1Г Шеперкёттер (Северный Рейн - Вестфалия) и Берг (Гамбург).

Каковы цели Национального фронта?

Национальный фронт выступает за заключение мирного договора с двумя германскими государствами, мирное воссоединение нашего отечества и за демократическое развитие всей Германии . В обращении Национального фронта в связи с проводившимися 16 ноября 1958 года выборами в Народную палату и окружные собрания депутатов (обращепие было принято III конгрессом Национального фронта в сентябре 1958 года) говорилось:

«Национальный фронт демократической Германии призывает вас, граждан Германской Демократической Республики , к борьбе за национальное возрождение Германии как миролюбивого, демократического государства».

Таким образом, Национальный фронт знакомит население обеих частей Германии с проблемами разоружения, мирного договора и воссоединения. Он поддерживает выступления западногерманского населения против ремилитаризации, фашизации и атомного вооружения.

В ГДР Национальный фронт поддерживает строительство социализма, ибо усматривает цель своей деятельности в том, чтобы обеспечить трудящимся жизнь в условиях мира и благосостояния. Для того чтобы строительство социализма развивалось еще более успешно, Национальный фронт призывает оказывать в этом деле добровольную помощь. Так, произведена расчистка развалин кварталов, разрушенных воздушными налетами во время второй мировой войны, осуществляется посадка зеленых насаждений, строительство спортплощадок, открытых бассейнов, детских городков и т. д.

В 1960 году по линии Национального фронта было произведено работ на сумму более 447 миллионов марок. Если общую стоимость произведенных работ разделить на все работоспособное население (с 15-летнего возраста, включая пенсионеров), то на каждого человека придется 32,64 марки. Таков добровольный вклад населения в сооружение объектов капитального строительства. Если же учесть всю помощь, оказанную на добровольных началах сельскому хозяйству и промышленности, то получится, что добровольно было отработано 157 миллионов часов.

Особое значение приобретает тот факт, что Национальный фронт играет важную роль в проведении выборов в Народную палату и местные народные представительства. Совместно с блоком демократических партий и организаций он выдвигает кандидатов в депутаты, проводит собрания, на которых кандидаты в депутаты встречаются с избирателями, а депутаты и сотрудники управленческого аппарата отчитываются. Он организует дискуссионные вечера, на которых население высказывает свое мнение и вносит свои предложения по намечаемым мероприятиям Народной палаты и правительства. Так, в 1956 году в обсуждении проекта закона о дальнейшей демократизации (Закон о местных органах государственной власти от 18 января 1957 года) приняло участие более 4,5 миллиона граждан ГДР , которые внесли 10 тысяч предложений по улучшению работы государственных органов. Эти цифры были значительно превзойдены при обсуждении проекта нового трудового кодекса, проведенном в конце 1960 - начале 1961 года в основном по линии профсоюзов.

Как осуществляется право населения на участие в управлении государством и экономикой?

Население ГДР пользуется не только широкими правами на участие в руководстве всеми областями общественной жизни, но и правом на активное участие в управлении государством и экономикой. В ГДР претворяется в жизнь лозунг: «Вместе со всеми планируй, трудись, управляй». Решающее влияние на развитие всей общественной жизни граждане могут оказывать через партии, профсоюзы и другие организации, в которых они состоят, а также через Национальный фронт демократической Германии . Там на собраниях и в дискуссиях обсуждаются, например, важные законопроекты правительства. Такому обсуждению были подвергнуты, в частности, проект закона о социалистическом развитии школьного дела и проект Трудового кодекса. Это значит, что граждане могут высказывать свое мнение, вносить предложения по изменению обсуждаемых проектов, оказывая тем самым влияние на окончательную редакцию законов.

Важнейшей формой участия в управлении государством являются народные представительства. Народная палата" насчитывает 466 депутатов. В местных народных представительствах занято 270 тысяч граждан, являющихся депутатами или заместителями депутатов. Следовательно, каждый пятидесятый гражданин, пользующийся избирательным правом, принимает непосредственное участие в управлении государством. Как представители всего населения, депутаты выносят на обсуждение пожелания и предложения избирателей. Каждый избиратель может обратиться к своему депутату и оказать с его помощью влияние на государственные и административные органы.

Рабочие и служащие народных предприятий принимают активное участие в руководстве производством. Важной формой их участия в управлении предприятием являются постоянные производственные совещания как выборные органы заводской профсоюзной организации. Они активно участвуют в разработке производственных планов и контроле за их осуществлением, высказывают критические замечания в отношении организации производства п представляют предложения, направленные на то, чтобы добиться наиболее высоких производственных показателей. Такое реальное участие рабочих в руководстве предприятиями могло сложиться благодаря тому, "что в условиях народной собственности пет антагонизма между интересами администрации предприятия и интересами рабочих и служащих.

Могут ли граждане ГДР открыто и свободно высказывать свое мнение?

Право свободно высказывать свое мнение обеспечивается всем гражданам в соответствии со статьей 9 Конституции ГДР . Эта статья категорически запрещает преследовать граждан за осуществление такого права. В ГДР поэтому немыслимо положение, при котором гражданин, критикующий, например, работу своего начальника или министра, вскрывающий определенные недостатки в работе учреждения или управления и т. д., потерял бы свое место или даже был бы арестован. Более того, открыто высказывать мнение об имеющихся недостатках - не только право, но и обязанность граждан. Ибо только таким путем можно вскрыть недостатки и быстрее устранить трудности, а тем самым и ускорить социалистическое строительство. При этом не играет роли, чем руководствуется гражданин, высказывая и отстаивая свое мнение, - христианской ответственностью, либеральными взглядами или марксистским мировоззрением. Все граждане имеют возможность собираться для этой цели.

Есть только одно ограничение: высказываемые мнения и проводимые собрания должны служить делу мира и демократии. Подстрекательство против демократического государства и его учреждений, подстрекательство к убийству политических деятелей и других лиц, проявление религиозной, расовой и национальной ненависти запрещены статьей 6 Конституции.

От милитаристской и военной пропаганды население ограждается Законом о защите мира. Исключено, чтобы реваншисты, милитаристы и эсэсовцы собирались и требовали установления «нового порядка» в Европе, как это имеет место в ФРГ. Такие лица в ГДР немедленно были бы арестованы и наказаны по закону.

НАРОДНАЯ ПАЛАТА

Обладает ли Народная палата всеми правами суверенного органа народного представительства?

Высшим государственным органом Республики является Народная палата. Ее депутаты избираются гражданами путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании.

Из всех государственных органов Народная палата обладает наиболе широкими и всеобъемлющими правами. Никакой другой орган не имеет права давать указания этому высшему органу народного представительства или вмешиваться в его деятельность. Более того, для всех других государственных органов решения Народной палаты являются обязательными. Все другие органы подлежат контролю со стороны Народной палаты.

В ГДР не существует так называемого разделения власти, которое ставит органы юстиции или управления вне контроля со стороны выбранного населением парламента. Ни один суд не имеет права пересматривать законы Народной палаты, как это происходит с законами бундестага в Западной Германии . Народная палата суверенна.

К компетенции Народной палаты относятся самые разнообразные задачи. Так, Народная палата имеет право: устанавливать принципы правительственной политики; утверждать состав правительства, контролировать его деятельность и в случае необходимости отказывать ему в полномочиях;

осуществлять надзор за местными народными представительствами и руководить их деятельностью; издавать законы;

принимать решения о государственном бюджете, народнохозяйственном плане, о займах и государственном кредите Республики, ратифицировать международные договоры;

выбирать членов Государственного совета и в случае необходимости отзывать их;

выбирать членов Верховного суда и Генерального прокурора п в случае необходимости отзывать их.

Таким образом, этот выбранный народом парламент обладает самыми широкими правами, какими когда-либо

в истории Германии был наделен парламент. Народная палата олицетворяет единую государственную власть.

Как работает Народная палата?

Народная палата принимает все важные решения на своих пленарных заседаниях. Для подготовки этих решений и для лучшей организации своей работы Народная палата образует комиссии. Эти комиссии, однако, не имеют права действовать самостоятельно, подменяя пленум Народной палаты. Их решения нуждаются в утверждении на пленарном заседании Народной палаты.

Законодательная деятельность отвечает демократическому характеру ГДР . Законопроекты могут вноситься правительством или депутатами Народной палаты. Как правило, проводятся два чтения, между которыми законопроект обсуждается в соответствующих отраслевых комиссиях Народной палаты. Часто законопроект до принятия его Народпой палатой обсуждается на тысячах собраний населения, как это имело место весной 1961 года при обсуждении проекта Трудового кодекса. При этом все предложения по законопроекту, внесенные гражданами, тщательно рассматриваются и, конечно же, в случае их полезности принимаются во внимание.

Это позволяет понять, почему широкая законодательная деятельность Народной палаты выражает интересы населения и является примером для будущей мирной, демократической, едипой Германии . Так, в частности, были приняты законы, которые, отражая изменение экономических и политических условий, расширяют демократические права граждан. К их числу прежде всего относится Трудовой кодекс, гарантирующий право на труд, право на творческое участие трудящихся в руководстве производством и предусматривающий постоянное улучшение материальных и культурных условий жизни рабочих и служащих. Еще 19 января 1957 года Народная палата приняла Закон о сокращении рабочего времени, которым во всей промышленности была введена 45-часовая рабочая неделя без сокращения заработной платы. Другими важными решениями Народной палаты являются: Закон о правах молодежи, Закон об охране матери и ребенка и о правах женщины, гарантирующий полное равноправие женщин во всех областях общественной жизни, и, не в последнюю очередь, Закон о защите мира.

Из международных договоров, ратифицированных в последние годы Народной палатой, следует назвать в первую очередь Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 года, на основе которого все социалистические страны гарантируют безопасность ГДР против агрессии. С различными странами заключен ряд договоров об оказании правовой помощи, а также консульских конвенций. В последнее время были заключены многочисленные торговые соглашения и соглашения о судоходстве, в частности с Народной Республикой Болгарией, Демократической Республикой Вьетнам, Чехословацкой Социалистической Республикой, Китайской Народной Республикой, а также договор о сотрудничестве в области социального обеспечения с СССР.

В любой период своего существования Народная палата осознавала свою национальную ответственность. Вновь и вновь она обращалась к западногерманскому бундестагу с предложениями, направленными на ликвидацию раскола Германии . 6 июля 1961 года Народная палата обсудила план мира немецкого народа, направленный на мирное решение германского п западноберлинского вопроса путем заключения мирного договора. После принятия Народной палатой он стал основой национальной политики ГДР . Однако все эти усилия, предпринятые в интересах воссоединения Германии , пе встретили поддержки со стороны Бонна.

Существует ли в Народной палате

деление па правительственные и оппозиционные партии?

Все пять партий, существующие в ГДР , и влиятельные в политическом отношении массовые организации представлены в правительстве ГДР и являются, следовательно, правительственными партиями. Такое положение законодательно закреплено в Конституции, где устанавливается, что все политические объединения, представленные в Народной палате не менее чем 10 процентами депутатов, должны разделять ответственность правительства. Поэтому центральное место в деятельности правительства занимает серьезный деловой разговор всех несущих ответственность фракций. Совместное обсуждение, не исключающее критики и борьбы мнений при сближении противоположных точек зрения, составляет основу их работы. Этот метод лучше всего отвечает интересам дела и, следовательно, населения. Поэтому в Народной палате нет, как в парламентах империалистических государств, показных политических баталий, призванных одурачивать рядового избирателя.

Само собой разумеется, что вЛ партии при этом объединяет общая политическая цель. Для ГДР такая общая цель сформулирована в решениях блока демократических партий и массовых организаций (см. стр. 17 и след.), в котором после 1945 года объединились все антифашистские, демократические партии и организации. В последующие годы такое сотрудничество, служащее благу населения ГДР , оправдало себя наилучшим образом. Основу его составляют: политика мира, быстрый экономический подъем, постоянное улучшение материального положения и, не в последнюю очередь, многочисленные предложения, направленные на мирное воссоединение Германии . Установление социалистического общественного строя, гарантирующего людям благосостояние, мир и веру в будущее, - вот общая цель всех партий ГДР .

В роли оппозиции против этой прогрессивной политики, отвечающей интересам народа, могли бы выступить только империалистические и милитаристские силы, однако с ними в ГДР покончено. Их идеи подготовки войны, преступного подстрекательства и т. д. лишены питательной почвы в ГДР .

Как проводятся выборы в ГДР?

Депутаты Народной палаты и местных народных представительств избираются, согласно положениям Конституции, путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Право избирать имеют все граждане, достигшие 18 лет. Каждый гражданин, достигший 21 года, имеет право быть избранным.

Важно подчеркнуть, что уже выдвижение кандидатов в депутаты происходит при решающем участии избирателей. Вначале демократические партии и массовые организации, объединившиеся на основе совместно разра-ботапной программы в Национальном фронте демократической Германии , намечают кандидатов в депутаты от всех партий и массовых организаций. Кандидаты обязаны лично встретиться со своими избирателями и рассказать им о своей прежней деятельности и о своей будущей работе в качестве депутатов. При этом избиратели имеют право задавать вопросы кандидатам в депутаты и отклонять те кандидатуры, которым они не доверяют.

Такое выдвижение и проверка кандидатов в депутаты сампмп избирателями-принципиально новое явление в развитии немецкого избирательного права. Избиратели, следовательно, не отдают больше свои голоса кандидатам, которых им предлагают и которые в большинстве случаев являются неизвестными лицами, но сами решают, кто останется в списках кандидатов в депутаты. Такой метод гарантирует, что депутаты в ГДР являются подлинными представителями народа.

Сами выборы проводятся на демократических началах. Каждый избиратель голосует тайно. Однако такая подача голосов в день выборов имеет совсем иное значение, чем, например, в буржуазно-капиталистических странах. Она представляет собою завершение длительного демократического процесса выборов, утверждением со стороны избирателя списка кандидатов в депутаты, которых он уже раньше проверил и одобрил.

Очередные выборы в Народную палату состоялись 16 ноября 1958 года. Итоги выборов показали, что граждане ГДР в своем подавляющем большинстве восприняли программные требования Национального фронта как свои собственные. В выборах участвовало 98,89 процента общего числа избирателей. Из них за кандидатов в депутаты от Национального фронта демократической Германии отдали свои голоса 98,87 процента.

Перед кем ответственны депутаты?

Поскольку депутаты в ГДР являются избранниками народа, они обязаны осуществлять волю своих избирателей и непосредственно ответственны только перед ними. Из этого следует, что они должны поддерживать со своими избирателями постоянную и тесную связь, с тем чтобы знать их мнение, разъяснять им политику и законы государства и привлекать их^ к активному участию в решении государственных задач.

Депутаты обязаны регулярно проводить прием избирателей, выслушивать их, быстро и добросовестно рассматривать их наказы и советы. Они должны также периодически отчитываться перед гражданами своего избирательного округа о всей своей деятельности. Отчитываясь, они должны, в частности, доложить о выполнении наказов избирателей и о судьбе Предложений и жалоб населения. Следовательно, в ГДР недопустимо, чтобы депутаты выступали до своего избрания с пустыми обещаниями, которых они позже не выполнят. Избиратели могут постоянно контролировать своих депутатов. Обнаружив, что избранный ими представитель не оправдывает оказанного ему доверия или не выполняет своих депутатских обязанностей, они могут на собрании избирателей потребовать его отзыва.

Кто входпт в состав Народной палаты?

Народная палата состоит пз 466 депутатов. 400 депутатов избираются в округах ГДР . Столица ГДР , Берлин, посылает в Народную палату 66 депутатов.

Народная палата на своем первом заседании избирает президиум, который во главе со своим председателем руководит заседаниями Народной палаты.

Председатель Народной палаты - д-р Иоганнес Дик-ман (ЛДПГ). Его первый заместитель - Герман Матерн (СЕПГ). В президиум Народной палаты входят, далее, в качестве заместителей председателя Народной палаты: Август Бах (ХДСГ), Фридрих Эберт (СЕПГ), Эрнст Голь-денбаум (КДПГ), Грета Гро-Куммерлёв (ОСНП), Генрих Хоман (НДПГ), Вильгельмина Ширмер-Прёшер (ДЖСГ).

Депутаты Народной палаты не являются профессиональными парламентариями. Все они трудятся на том или ином посту. Для осуществления своих прав и обязанностей в качестве выборных представителей народа депутаты располагают необходимым временем, которое предоставляется им соответствующими предприятиями и учреждениями.

Состав Народной палаты по принадлежности депутатов к партиям или массовым организациям, по их соцп-альному происхождению, возрастным группам й полу выглядит следующим образом (на ятгварь 1959 года):

Принадлежность к фракциям

52 Немецкий Культурбунд

Социальное происхождение

53 29 29 18 12

СЕПГ ЛДПГ ХДСГ НДПГ КДПГ

Рабочие 286 Крестьяне 36 Служащие 57 Представители интеллигенции 41

Ремесленники

Священники

Предприниматели

42 2 2

До 25 лет От 26 до 30 лет От 31 до 40 лет

Возрастные группы

22 От 41 до 50 лет 27 От 51 до 60 лет 117 Старше 60 лет

Среди депутатов Народной палаты 95 женщин, то есть почти четверть общего количества избранников народа. Число молодых депутатов, представляющих интересы молодежи, также выше, чем в какой-либо капиталистической стране.

Состав Народной палаты свидетельствует о том, что в Германской Демократической Республике государственная власть - в противоположность Западной Германии - находится в руках рабочего класса, выступающего в союзе с крестьянством и другими слоями трудящихся.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО

Почему в ГДР был создан Государственный совет?

Учреждение Государственного совета - совершенно новое явление для Германии . На посту первого президента германского рабоче-крестьянского государства вплоть

До своей смерти находился всеми уважаемый Вильгельм Пик, который и возглавлял государство рабочих и крестьян - Германскую Демократическую Республику.

С момента вступления в силу конституции в 1949 году на территории ГДР произошли коренные изменения. Республика за это время превратилась в социалистическое государство. Принципы управления социалистическим государством иные, чем буржуазными государствами. Один из этих принципов гласит: >ообща строить социализм и сообща управлять государством. Иными словами, во всех государственных звеньях в духе единодушия сотрудничают представители различных партий и массовых организаций - рабочие, служащие, крестьяне, интеллигенты и ремесленники, христиане, либералы и социалисты. С избранием Государственного совета этот принцип распространился также на высший орган государственной власти. В нем с полным сознанием ответственности трудятся члены всех партий и массовых организаций, представители всех слоев населения.

Создание Государственного совета диктовалось также и другим соображением - необходимостью внедрения принципа коллективного руководства. Всюду в государственных органах и учреждениях руководство должны осуществлять коллегии с учетом ответственности каждого отдельного лица. Коллективные знания и опыт нескольких лиц позволяют принять лучшее решение, учитывающее все обстоятельства дела. Группа людей знает и видит больше, чем один человек. Во всех областях государственной жизни уже в течение ряда лет проводится принцип коллегиальности. Вот почему Народная палата на своем заседании 12 сентября 1960 года приняла решение упразднить пост президента республпкп и создать Государственный совет.

Носят ли полномочия Государственного совета лишь представительский характер?

Принципу коллективного руководства государством отвечало предоставление Государственному совету ГДР более широких полномочий по сравнению с обычными функциями представительства, которыми наделяется президент.

Статья 106 Конституции, изложенная в Законе о создании Государственного совета от 12 сентября 1960 года,

устанавливает:

«Государственный совет Республики назначает выборы в Народную палату и созывает ее первое заседание после выборов;

может проводить всенародный опрос; ратифицирует и денонсирует международные договоры Германской Демократической Республики ;

назначает и отзывает полномочных представителей Германской Демократической Республики в иностранных государствах;

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

дает общеобязательное толкование законов; издает решения, имеющие силу закона; принимает принципиальные решения по вопросам обороны и безопасности страны;

утверждает принципиальные распоряжения Национального совета обороны Германской Демократической Республики ;

назначает членов Национального совета обороны Германской Демократической Республики ;

устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и нные специальные звания;

награждает орденамп и другими высокими наградами и присваивает почетные звания; осуществляет право помилования». Государственный совет ГДР имеет право принимать важные политические решения, за которые он, однако, обязан в любое время отчитаться перед Народной палатой как высшим органом народного представительства.

Кто входит в состав Государственного совета?

В Государственный совет входят 24 человека. Он состоит из председателя, шести его заместителей, 16 членов и секретаря.

Председатель - Вальтер Ульбрихт, первый секретарь Социалистической единой партии Германии . Заместители председателя:

O tto Гротеволь, председатель Совета Министров Германской Демократической Республики , член Политбюро ЦК СЕПГ;

д-р Иоганнес Дикман, председатель Народной палаты, заместитель председателя ЛДПГ;

Геральд Гёттинг, депутат Народной палаты, генеральный секретарь ХДСГ;

Генрих Хоман, заместитель председателя Народной палаты, заместитель председател^НДПГ;

Манфред Герлах, депутат Народной палаты, генеральный секретарь ЛДПГ;

Ганс Ритц, депутат Народной палаты, заведующий главным отделом при правлении КДПГ.

В числе членов Государственного совета - прославленная работница Луиза Эрмиш, передовая крестьянка, член СХПК Ирмгард Нейман и известный ученый - профессор д-р Эрих Корренс. Так Государственный совет ГДР олицетворяет сплоченность и растущее морально-политическое единство нашего населения. Члены Государственного совета избираются сроком на 4 года. Председатель, его заместители, члены и секретарь Государственного совета могут быть отозваны Народной палатой, которой они подотчетны. И это положение, закрепленное законом,- еще одно свидетельство того, что высший орган народного представительства является основным органом государственной власти, облеченным обширнейшими полномочиями.

Избирается ли правительство парламентом?

Да. Согласно Конституции, наиболее многочисленная фракция Народной палаты выдвигает кандидатуру на пост председателя Совета Министров, который затем формирует правительство. Народная палата утверждает состав правительства. Члены правительства приносят председателю Государственного совета присягу в том, что они будут действовать в соответствии с Конституцией. Правительство должно пользоваться довернем Народной палаты, которой оно подотчетно. В соответствии с демократическими принципами Народная палата может отказать в доверии министру или нескольким членам правительства - а не только канцлеру, как в ФРГ,- и заставить их уйти в отставку.

Чтобы обеспечить участие всех демократических сил различных политических направлений в управлении делами государства, все фракции Народной палаты, насчитывающие не менее 40 членов, должны быть, согласно Конституции ГДР , представлены в правительстве пропорционально их численности министрами или статс-секретарями.

Кто входит в состав правительства?

В правительство входят: председатель Совета Министров, его заместители, председатель Государственной плановой комиссии, председатель Совета народного хозяйства, министры, статс-секретарь по делам высшего и специального образования, статс-секретарь по делам научных исследований и техники и председатель Центральной комиссии государственного контроля.

В соответствии с характером государства правительство состоит из представителей трудящихся. В нем представлены все партии ГДР . Большинство членов правительства - выходцы из рабочего класса. Другие слои, осуществляющие власть в союзе с рабочим классом, также представлены в правительстве. Состав правительства ГДР отражает всю совокупность партий и организаций, представленных в Национальном фронте демократической Германии .

В состав правительства входят такие деятели, как председатель Совета Министров Отто Гротеволь. Печатник по профессии, он долгие годы участвовал в рабочем движении, был депутатом рейхстага от социал-демократической партии. После 1933 года, находясь в подполье, боролся против фашизма, а после 1945 года, будучи председателем Центрального правленпя социал-демократической партии, активно выступил за объединение двух партий рабочего класса.

Пауль Шольц, заместитель председателя Совета Министров, был рапыпе сельскохозяйственным рабочим. За свою подпольпую антифашистскую деятельность был арестован. После 1945 года работал заместителем главного редактора газеты «Дер фрейе бауэр». В 1948 году он участвовал в создании Крестьянской демократической партии Германии .

Вот нынешний состав Совета Министров ГДР :

Председатель Совета Министров Заместитель председатели Совета Министров по координации и контролю Заместитель председателя Совета Министров и министр здравоохранения Заместитель председателя Совета

Министров Заместитель председателя Совета

Министров Заместитель председателя Совета Министров и министр иностранных дел Заместитель председателя Совета Министров по координации принципиальных вопросов народного хозяйства Заместитель председателя Совета Министров по вопросам торговли, снабжения и сельского хозяйства Заместитель председателя Совета Министров по вопросам культуры и воспитания Председатель Государственной плановой комиссии и министр Председатель Совета народного

хозяйства и министр Министр внутренних дел Министр финансов Министр национальной обороны

Министр внешней и внутригер-

манской торговли Министр торговли и снабжения Министр сельского и лесного

хозяйства и заготовок Министр транспорта Министр почты и связи Министр строительства

Отто Гротеволь

Вилли Штоф

^.Макс Зефрин д-р Макс Зурбир Пауль Шольц

д-р Лотар Больц Бруно Лейшнер

д-р Грета Витковски

Александр Абуш

Карл Мевис

Альфред Нейман Карл Марон Вилли Румпф Генерал армии Гейнц Гофман

Юлиус Бальков Курт-Гейнц Меркель

Ганс Рейхельт Эрвин Крамер Фридрих Бурмейстер Эрнст Шольц

Министр культуры

Министр народного образования

Министр юстиции Министр государственной безопасности

Статс-секретарь по делам высшего и специального образования Статс-секретарь по вопросам научных исследований и техники (секретарь научно-исследовательского совета) Председатель Центральной комиссии государственного контроля

Ганс Бентций проф. д-р Альфред Лемниц

д-р Хильда Беньямип

Эрих Мильке д-р Вильгельм Гирнус

проф. д-р Ганс Фрюауф

Ганс Ендрецки

В чем различие задач правительств двух германских государств?

Задачи Совета Министров (то есть правительства) ГДР более обширны и разносторонни по сравнению с задачами боннского правительства. Он является высшим звеном государственного управления ГДР . Ему вменяется в обязанность ведение правительственных дел. Совет Министров осуществляет на основе и во исполнение законов и решений Народной палаты и решений Государственного совета руководство делом социалистического строительства в политической; экономической и культурной областях. Он направляет, проверяет и совершенствует деятельность органов государственного управления, обеспечивая гармоническое сочетание централизованного планирования и руководства с самым широким участием трудящихся в управлении государством и экономикой. Совет Министров представляет Республику в области дипломатических сношений с иностранными государствами. Он обеспечивает роддержание спокойствия и порядка внутри страны и охрану социалистических достижений трудящихся от посягательств внутренних и внешних врагов. Для этой цели в его распоряжении находятся Народная полиция, органы государственной безопасности и Национальная народная армия.

В соответствии с политикой мира, проводимой ГДР , на Совет Министров возложена прежде всего задача обеспечить мир и будущее нации. Поэтому он уже неоднократно обращался К западногерманскому правительству с многочисленными предложениями относительно переговоров по вопросам разоружения, воссоединения Германии и заключения мирного договора. Бонн отверг все эти предложения.

Особое значение имеют задачи Совета Министров в экономической, культурной и социальной областях, принципиально отличающиеся от функций прежних правительств в Германии и боннской* правительства. Социалистическое государство осуществляет планирование м руководство всем народным хозяйством и развитием в культурной и социальной областях. Это стало для правительства ГДР возможным потому, что основные средства производства находятся в руках народа.

На основе народнохозяйственного плана, принятого Народной палатой, Совет Министров намечает конкретные мероприятия по развитию экономики, культуры и социального обеспечения и определяет общую линию в повышении жизненного уровня населения. Для этого в его распоряжении находятся Государственная плановая комиссия, Совет народного хозяйства, министерства и прочие экономические, культурные и социальные учреждения.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Согласно Конституции, Совет Министров наделен правом представлять Народной палате законопроекты. Кроме того, Совет Министров сам может издавать постановления, не выходящие за рамки законов и решений Народной палаты.

Новые положения о задачах и порядке работы местных народных представительств и их органов, разработанные в результате всестороннего обмена опытом со всеми слоями населения и государственными органами и принятые 28 июня 1961 года, закрепляют лучшие методы государственного управления. На их основе теперь развивается деятельность всех местных органов.

Образование ГДР. После капитуляции во Второй мировой войне Германия была разбита на 4 оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую. Точно так же был разделен и Берлин - столица Германии. В трех западных зонах и американо-британо-французском Западном Берлине (он со всех сторон окружен территорией советской зоны оккупации) постепенно налаживалась жизнь на основе демократических принципов. В советской зоне оккупации, в том числе и в Восточном Берлине, сразу же был взят курс на формирование тоталитарной коммунистической системы власти.

Между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции началась «холодная война», и это самым трагическим образом сказалось на судьбе Германии и ее народа.

Блокада Западного Берлина. И.В. Сталин использовал введение в обращение в трех западных зонах единой немецкой марки (денежная реформа 20 июня 1948 г.) в качестве повода для Блокады Западного Берлина с тем, чтобы присоединить его к советской зоне оккупации. В ночь с 23 на 24 июня 1948 г. были блокированы все наземные коммуникации между западными зонами и Западным Берлином. Прекратилось снабжение города электроэнергией и продовольственными товарами из советской зоны оккупации. 3 августа 1948 г. И.В. Сталин прямо потребовал включения Западного Берлина в состав советской зоны, однако встретил отпор со стороны бывших союзников. Блокада продолжалась почти год, до 12 мая 1949 г. Однако шантаж своих целей не достиг. Снабжение Западного Берлина обеспечивалось по воздушному мосту, организованному западными союзниками. Причем высота полета их авиации была вне досягаемости советских средств противовоздушной обороны.

Создание НАТО и раскол Германии. В ответ на открытую враждебность советского руководства, блокаду Западного Берлина, коммунистический переворот в Чехословакии в феврале 1948 г. и наращивание советского военного присутствия в Восточной Европе в апреле 1949 г. западные страны создали военно-политический блок НАТО («Организация Северо-Атлантического Договора»). Создание НАТО повлияло на советскую политику в отношении Германии. В том же году произошел ее раскол на два государства. На территории американской, британской и французской зон оккупации была создана Федеративная Республика Германия (ФРГ), на территории советской зоны оккупации - Германская Демократическая Республика (ГДР). При этом расколотым на две части оказался и Берлин. Восточный Берлин стал столицей ГДР. Западный Берлин стал отдельной административной единицей, получив собственное самоуправление под опекой оккупационных держав.

Советизация ГДР и нарастание кризиса. В начале 1950-х гг. в ГДР начались социалистические преобразования, которые в точности копировали советский опыт. Проводились национализация частной собственности, индустриализация и коллективизация. Все эти преобразования сопровождались массовыми репрессиями, с помощью которых Социалистическая единая партия Германии укрепляла свое господство в стране и обществе. В стране был установлен жесткий тоталитарный режим, командно-административная система управления всеми сферами общественной жизни. В 1953 г. политика советизации ГДР была еще в самом разгаре. Однако в это время уже явственно начали проявляться экономический хаос и падение производства, серьезное снижение уровня жизни населения. Все это вызывало протест населения, нарастало серьезное недовольство режимом со стороны рядовых граждан. Наиболее серьезной формой протеста стало массовое бегство населения ГДР в ФРГ. Однако поскольку граница между ГДР и ФРГ была уже закрыта, оставался единственный путь - переход в Западный Берлин (это было еще возможно) и оттуда уже перемещение в ФРГ.

Прогнозы западных специалистов. С весны 1953 г. социально-экономический кризис стал перерастать в политический. Восточное бюро Социал-демократической партии Германии, располагавшееся в Западном Берлине, на основе своих наблюдений отмечало широкой размах недовольства населения существующим строем, нараставшую готовность восточных немцев к открытому выступлению против режима.

В отличие от германских социал-демократов, ЦРУ, отслеживавшее обстановку в ГДР, делало более осторожные прогнозы. Они сводились к тому, что режим СЕПГ и советские оккупационные власти контролируют экономическую ситуацию, и что «воля к сопротивлению» у восточно-германского населения низка. Вряд ли «восточные немцы пожелают или будут в состоянии совершить революцию, даже в случае призыва к ней, в случае, если такой призыв не будет сопровожден объявлением войны со стороны Запада или твердым обещанием западной военной помощи».

Позиция советского руководства. В советском руководстве также не могли не видеть обострение социально-экономической и политической обстановки в ГДР, однако трактовали его весьма своеобразно. 9 мая 1953 г. на заседании президиума ЦК КПСС была рассмотрена подготовленная советским МВД (руководитель - Л.П. Берия) аналитическая справка о бегстве населения из ГДР. В ней признавалось, что поднятая по этому вопросу «в печати англо-американского блока шумиха» имеет под собой веские основания. Однако главные причины этого явления в справке сведены к тому, что «западногерманские промышленные концерны проводят активную работу по переманиванию инженерно-технических работников», а руководство СЕПГ слишком увлеклось задачами «улучшения их материального благосостояния», не уделяя в то же время должного внимания питанию и обмундированию служащих народной полиции. Самое же главное - «ЦК СЕПГ и ответственные государственные органы ГДР не ведут достаточно активной борьбы против деморализующей работы, проводимой западногерманскими властями». Вывод был ясен: усилить карательные органы и идеологическую обработку населения ГДР - хотя и то, и другое уже превышало все разумные пределы, как раз и став одной из причин массового недовольства. То есть документ не содержал никакого осуждения внутренней политики руководства ГДР.

Записка Молотова. Иной характер имела записка, которую 8 мая подготовил В.М. Молотов и направил на имя Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. В документе содержалась резкая критика тезиса о ГДР как государстве «диктатуры пролетариата», с которым 5 мая выступил первый секретарь ЦК СЕПГ В. Ульбрихт, подчеркивалось, что он не согласовал это свое выступление с советской стороной и что оно противоречит данным ему ранее рекомендациям. Эта записка была рассмотрена на заседании президиума ЦК КПСС 14 мая. В постановлении осуждались высказывания В. Ульбрихта и содержалось поручение советским представителям в Берлине переговорить с руководителями СЕПГ на предмет прекращения кампании по созданию новых сельскохозяйственных кооперативов. Если сравнить документы, адресованные в президиум ЦК Л.П. Берией и В.М. Молотовым, то можно, пожалуй, придти к выводу, что последний отреагировал на ситуацию в ГДР более оперативно, остро и содержательно.

Распоряжение Совета Министров. 2 июня 1953 г. было издано распоряжение Совета Министров СССР №7576 «О мерах по оздоровлению политической обстановки в ГДР». В нем содержалось осуждение курса восточногерманского руководства на «ускоренное строительство» или «форсирование строительства» социализма в Восточной Германии. В тот же день в Москву прибыла делегация СЕПГ, возглавляемая В. Ульбрихтом и О. Гротеволем. Во время переговоров руководителям ГДР было указано, что ситуация в их стране находится в опасном состоянии, надо немедленно отказываться от форсированного строительства социализма и проводить более умеренную политику. В качестве примера такой политики приводился советский нэп, проводившийся в 1920-е гг. В ответ В. Ульбрихт пытался оправдать свою деятельность. Он заявил, что опасения «советских товарищей» преувеличены, однако под их напором вынужден был дать обещание, что курс строительства социализма станет более умеренным.

Действия руководства ГДР. 9 июня 1953 г. политбюро ЦК СЕПГ приняло решение о «новом курсе», соответствовавшее «рекомендациям» Совмина СССР, и через два дня его опубликовало. Нельзя сказать, чтобы лидеры ГДР особенно поспешали, но они не сочли нужным разъяснить ни рядовым партийцам, ни руководителям их организаций сути новой программы. В результате весь партийно-государственный аппарат ГДР оказался парализованным.

Во время переговоров в Москве советские руководители указывали лидерам Восточной Германии, что необходимо тщательно исследовать причины перехода рабочих ГДР в Западную Германию, не исключая рабочих частных предприятий. Они предлагали принять меры по улучшению положения рабочих, условий их жизни, по борьбе с безработицей, нарушениями правил охраны труда и техники безопасности, особенно в перенаселенных промышленных районах и на балтийском побережье. Все эти указания остались пустым звуком.

Еще 28 мая 1953 г. распоряжением властей ГДР было объявлено о повсеместном повышении производственных норм на предприятиях промышленности. Фактически это означало резкое уменьшение реальной заработной платы. Таким образом, получилось так, что рабочие ГДР оказались единственной категорией населения, которая ничего не выиграла от «нового курса», а лишь почувствовала ухудшение условий существования.

Провокация. Некоторые зарубежные и российские историки считают, что столь странная черта «нового курса» доказывает сознательный саботаж со стороны руководства ГДР советских рекомендаций. Курс на отказ от «казарменного социализма» в ГДР, на сближение с ФРГ, на компромисс и германское единство грозил В. Ульбрихту и его окружению потерей власти и уходом из политической жизни. Поэтому они были готовы, по-видимому, даже пойти на риск далеко идущей дестабилизации режима, лишь бы скомпрометировать «новый курс» и спасти свою монополию на власть. Расчет был циничен и прост: спровоцировать массовое недовольство, беспорядки, тогда вмешаются советские войска, и уж конечно будет не до либеральных экспериментов. В этом смысле можно сказать, что события 17 июня 1953 г. в ГДР стали результатом не только деятельности «западной агентуры» (роль ее, конечно же, нельзя отрицать), но и сознательной провокации со стороны тогдашнего руководства ГДР. Как потом оказалось, размах народного движения далеко вышел за рамки замышлявшегося антилиберального шантажа и немало напугал самих провокаторов.