Погосова Юлиана 10.08.2017 в 7:19

В декабре 1991 года распался Советский Союз. Это событие застало врасплох всех, вплоть до правящей верхушки США, получившей неожиданный приятный подарок на Рождество. Владимир Путин охарактеризовал распад СССР как "самую крупную геополитическую катастрофу двадцатого века". Можно ли было избежать этого распада? Сегодня принято считать, что к концу 1991 года не было никакого способа сохранить СССР в том виде, в каком он существовал с 1922 года.

Согласно уже сложившемуся мнению, распад Союза произошел вследствие политических, экономических и социокультурных процессов, случившихся в стране с 1986 года. Но до сих пор ученые и общественные деятели задаются вопросом, что было бы, если бы Советский Союз не распался, смог бы он полноценно функционировать в двадцать первом веке?

Соглашение о распаде СССР и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Беларусь) президентом РСФСР Борисом Ельциным, президентом Украины Леонидом Кравчуком и председателем Верховного совета Республики Беларусь Станиславом Шушкевичем. Договор основывался на 72 Статье Конституции СССР и стал неожиданностью для всего населения СССР.

21 декабря в Алма-Ате была подписана декларация о целях и принципах СНГ. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование. Тогда к СНГ присоединилось еще восемь республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993 года.

А до этого, 17 марта 1991 года, в девяти советских республиках был проведен народный референдум. Подавляющее большинство избирателей проголосовали за сохранение федеральной системы Советского Союза. По итогам референдума 23 апреля 1991 года советское центральное правительство подписало соглашение с девятью республиками. Если бы этот договор был реализован, СССР стал бы федерацией независимых республик с одним президентом, армией и общей внешней политикой. К августу 1991 года девять республик, за исключением Украины, одобрили проект нового договора. Возможно, что в таком виде СССР мог бы существовать и дальше, но этому помешали различные политические силы.

В своем стремлении либерализировать некоторые аспекты государственного управления Горбачев фактически ослабил государственный контроль, что привело к экономическому и политическому хаосу, а также к росту националистических и сепаратистских движений во многих республиках. Но что было бы, если бы Горбачеву удалось осуществить свой комплекс реформ? Что, если бы советская коммунистическая партия смогла удержать в своих руках власть над политической идеологией?

Такой прецедент уже имел место. В 1921 году после победы советского государства над царскими и антибольшевистскими силами в гражданской войне 1918-1920 годов была принята Новая экономическая политика. Благодаря НЭПу экономика страны почти полностью восстановилась и достигла довоенного уровня. Но затем, в 1928 году, НЭП отменил Иосиф Сталин. Если бы этого не произошло, то сектор легкой промышленности и сельского хозяйства находился бы сейчас в частной собственности , а шахты и тяжелая промышленность - в руках государства.

Чтобы осуществить такой сценарий в конце 1980-х годов, Горбачеву нужно было убедить своих товарищей-коммунистов в том, что его новая политика не подорвет репутацию партии. В то время доверие советского населения к партийным лозунгам и управлению страной было минимальным. Тем не менее если судить по результатам мартовского референдума в 1991 году, многие республики СССР по-прежнему считали себя частью единого государства.

Согласно новому экономическому плану, средние и крупные предприятия остались бы в руках государства, но люди могли бы осуществлять мелкомасштабную экономическую деятельность, особенно в сельском хозяйстве. Правительство могло бы выдавать мелкие коммерческие кредиты, формируя таким образом предпринимательский класс, причем большинство этих предпринимателей могли быть членами партии, чтобы правительство следило за своими наиболее активными гражданами.

Благодаря такому подходу население стало бы больше заботиться об экономической выгоде и прибыли, как это произошло, например, в Китае, и меньше думать о политике. Советское общество в середине 80-х годов уже было готово к экономическим реформам. И такая экономическая трансформация позволила бы сохранить управляемое государство.

Насколько эта новая страна смогла бы на международной арене конкурировать с Соединенными Штатами, Западной Европой и Китаем? Возможно, со временем сложился бы новый союз после выхода стран Восточной Европы из Варшавского договора. Возможно, новый СССР уменьшил бы свое присутствие в Африке и Латинской Америке в качестве скорее всего временной меры, пока не будет реформирована экономика страны.

Трудно предсказать, как развивались бы отношения нового СССР и Китая, который стал бы его прямым конкурентом. Возможно, они нашли бы варианты сотрудничества. Китайская модель государственного капитализма оказалось довольно эффективной, поэтому по ее аналогии можно представить себе модель советского капитализма. Руководство новой страны должно было бы быть твердым и сильным, способным принимать жесткие решения на государственном уровне. Китайцы тоже должны были сделать такой выбор в 1989 году, когда военные разгромили демонстрации на площади Тяньаньмэнь. Они решили сохранить имеющееся государственное устройство.

Скорее всего, Советский Союз спасти в то время было невозможно - по причине внедрения агентов западного влияния во властную верхушку страны, существования внутренних механизмов и политических процессов, препятствующих достижению каких-либо договоренностей. Но возможно, что в недалеком будущем будет создан реформированный Советский Союз благодаря формированию ряда экономических, военных и политических альянсов с бывшими советскими республиками.

Евразийский экономический союз, в который вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан, и тесное сотрудничество между российскими и армянскими военными наглядно подтверждают желание возродить некоторые советские традиции на большей части постсоветского пространства . Возможно, СССР не мог выжить, но сценарии его возможного существования в реформированном виде будут продолжать волновать историков и обществоведов еще очень долго.

26 декабря 1991 года является официальной датой распада СССР. Днем ранее президент Горбачев объявил, что по «принципиальным соображениям» прекращает свою деятельность на занимаемом посту. 26 декабря Верховный СССР принял декларацию о распаде государства.

В распавшийся Союз входило 15 Советских Социалистических Республик. Правопреемником СССР стала Российская Федерация. Россия провозгласила суверенитет 12 июня 1990 года. Ровно через полтора года лидерами страны было объявлено о выходе из состава СССР. Юридическая «независимость» 26 декабря 1991 года.

Ранее всех о своем суверенитете и независимости провозгласили Прибалтийские республики. Уже 16 1988 года Эстонская ССР объявила о своем суверенитете. Через несколько месяцев в 1989 году Литовская ССР и Латвийская ССР также заявили о суверенитете. Даже юридическую независимость Эстония, Латвия и Литва получили несколько раньше официального распада СССР – 6 сентября 1991 года.

8 декабря 1991 года был создан Союз Независимых Государств. Фактически настоящим Союзом этой организации стать не удалось, и СНГ превратилась в формальную встречу лидеров государств-участников.

Среди Закавказских республик быстрее всего хотела выйти из состава Союза Грузия. О независимости Грузинской Республики было объявлено 9 апреля 1991 года. Азербайджанская Республика объявила о независимости 30 августа 1991 года, а Республика Армения – 21 сентября 1991 года.

С 24 августа по 27 октября провозгласили о выходе из Союза Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения. Дольше всех, помимо России, не объявляли о выходе из СССР Белоруссия (покинула Союз 8 декабря 1991 г.) и Казахстан (вышел из состава СССР 16 декабря 1991 г.).

Неудавшиеся попытки получения независимости

Некоторые Автономные области и Автономные Советские Социалистические Республики также ранее пытались выйти из состава СССР и объявить о независимости. Это им в итоге удалось, правда вместе с республиками, в которые эти автономии входили.

19 января 1991 года Нахичеванская АССР, входившая в состав Азербайджанской ССР, пыталась выйти из Союза. Через некоторое время Нахичеванской Республике в составе Азербайджана покинуть СССР удалось.

В настоящее время на территории постсоветского пространства образуется новый союз. На смену неудачному проекту Союза Независимых Государств приходит интеграция в новом формате – Евразийский Союз.

В составе РФ вышли из Советского Союза Татарстан и Чечено-Ингушетия, которые пытались до этого выйти из СССР самостоятельно. Крымская АССР также не сумела получить независимость и вышла из состава СССР только вместе с Украиной.

Основной целью внешней политики СССР в 20-е годы было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей.

На партийном съезде в марте 1920 Ленин говорил о необходимости «маневрировать в нашей внешней политике». 2 февраля 1920 было подписано первое мирное соглашение с Эстонией. Мирные договоры были подписаны советской Россией с Латвией, Литвой, Польшей, Финляндией. Советское государство вышло из международной изоляции периода гражданской войны. В 1920 г. велись переговоры с правительством Великобритании и фирмами, заинтересованными в заказах для советской России. 16 марта 1921 г. в Лондоне было подписано англо-советское торговое соглашение. Новый поворот во внешней политике затронул отношения с восточными странами. В феврале 1921 были подписаны договоры с Афганистаном и Ираном, и 16 марта 1921 г., в день подписания англо-советского соглашения, заключен договор с Турцией.

В начале 1922 г. советское и германское правительства получили приглашение участвовать в международной конференции, которая открывалась 10 апреля в Генуе. Конференция не удалась частично из-за позиций Франции и Великобритании, которые не смогли договориться с Россией относительно советских долгов и обязательств. Советское правительство в принципе было готово признать довоенные долги российского государства, но только при условии предоставления крупных иностранных займов. При этом Россия отказывалась отменить декреты, по которым были национализированы иностранные предприятия, хотя на определенных условиях было согласно вернуть иностранным фирмам их предприятия в виде концессий. Но сблизить позиции сторон на конференции не удалось. 16 апреля в Рапалло был подписан советско-германский договор о восстановлении дипломатических отношений, торгово-экономических связей, о взаимном отказе от претензий. Германия стала первой крупной страной, признавшей советскую Россию.

1924 год стал годом признания СССР. Были установлены дипломатические отношения с Англией, Италией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой, Францией, Китаем, в 1925 г. - с Японией. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов. Из великих держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР.

Во второй половине 20-х годов внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 году был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с официальным заявлением – декларацией о необходимости попыток разоружения. Но международная обстановка в конце 20х – начале 30х существенно изменилась.

Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других кризис способствовал формированию антидемократических режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма (политика преследования, угнетения других народов) и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов. Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

С учетом этих факторов Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер; признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке. На международной конференции по сокращению и ограничению вооружений делегация СССР выдвинула 3 предложения: проект всеобщего и полного разоружения или же частичного разоружения, предусматривавшего полное уничтожение наиболее агрессивных типов оружия; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора); превращение конференции по разоружению в постоянную «конференцию мира». Ни одно из этих предложений не было принято Женевской конференцией. Она закончила свою работу в июне 1934 г., имея в своем активе 2 основных решения – признание права Германии на «равноправие» в вооружениях и план «качественного разоружения», предусматривавший предельные цифры сухопутных и воздушных вооруженных сил лишь европейских стран. В ходе конференции 2 будущих инициатора новой мировой войны – Япония и Германия – вышли из Лиги Наций, а в сентябре 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом ее совета.

А еще ранее на международной экономической конференции СССР подписал с 10 государствами Конвенцию об определении агрессора. Агрессором признавалось государство, которое объявит войну другому государству, вторгнется на его территорию без объявления войны, бомбардирует его территорию или установит морскую блокаду.

В первой половине 30 годов СССР добился дальнейшего укрепления своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали СССР, и между двумя странами были установлены дипломатические отношения.

С 1933 г. СССР вел с США переговоры о тихоокеанском пакте, которые преследовали цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривал сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, т.е. державы, имевшие интересы в тихоокеанском регионе. К середине 1937 г. переговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддержать не только план, но и идею его создания. В июне 1937 г. Рузвельт заявил, что единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считает сильный военно-морской флот США. Вместе с тем нормализация политических отношений между США и СССР благотворно сказались на двухсторонних торгово-экономических связях.

Однако в середине 30х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. В 1936 г. СССР оказал помощь правительству Народного фронта Испании оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Франко. Тому, в свою очередь, оказывали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию разделяли и США, запретив испанскому правительству закупать американское оружие. Гражданская война в Испании закончилась в 1939 победой франкистов.

Политика «умиротворения», проводимая западными державами в отношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италии напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против СССР. Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая. Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В 1938-1938 гг. Германия начала осуществлять свои агрессивные планы по «расширению жизненного пространства». В марте 1938 г. она оккупировала Австрию. Западные страны проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на советское государство. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение между Германией, Италией, Англией и Францией об отторжении от Чехословакии Судетской области (населенной немцами). В марте 1939 г. Германия захватила dc. территории Чехословакии. Чехословацкая армия без сопротивления была разоружена, ее оружие и снаряжение перешли к германским вооруженным силам.

Таким образом, главным направлением политики советского государства в 20е годы была борьба против дипломатической блокады и укрепление позиций на международной арене. Заключив договоры 1920-1921 гг. с пограничными странами, советское государство положило начало длительному процессу своего дипломатического признания. Внешнеполитическая деятельность страны в 30х годах строилась не только на основе внутренних задач, но и в зависимости от состояния и развития международных отношений.

Вторая мировая война кардинально преобразовала расстановку сил на международной арене. Огромный вклад СССР в победу над фашизмом вызвал всплеск симпатий к нашей стране на Западе. Самоотверженная борьба коммунистов способствовала необыкновенному росту популярности компартий. Их численность за 1939-1946 годы увеличилась почти в три раза. В конце 40-х годов численность коммунистов капиталистических стран достигла 5 млн. человек. В 1945-1947 годах коммунисты входили в правительства 13 государств, а в Италии и Франции даже были близки к приходу к власти. С осени 1947 г. начало действовать Информационное бюро коммунистических и рабочих партий - Коминформ (до 1956 г.), преемник Коминтерна.

Другой тенденцией международного развития послевоенного периода стало нарастание интегрированности мира в рамках союзов государств, оформлявшихся на основе их идейно-политического выбора, и демократических неправительственных движений. В апреле - июне 1945 г. на конференции в Сан-Франциско была создана Организация Объединенных Наций . Сплоченность держав-победительниц демонстрировал Нюрнбергский процесс 1945-1946 годов над немецкими военными преступниками. Всемирная консолидация демократических сил привела к образованию Всемирного Совета Мира, Всемирной Федерации демократической молодежи, Всемирной Федерации женщин, Всемирной Федерации профсоюзов. В массовом сознании человечества нарастали миролюбивые и демократические настроения, идеи неприемлемости всякого насилия. Широко развернулось после войны национально-освободительное движение в странах, вышедших из-под колониальной зависимости, и сформировались понятия третьего мира , Движения неприсоединения , т.е. отказ молодых государств от участия в военно-политических блоках.

Однако облик мира формировали не столько эти настроения, сколько реальное соотношение сил и интересов ведущих держав. Сразу после войны началось оформление двухполюсного мира . Оно осуществлялось в ходе приспособления этих держав друг к другу и в непрерывной попытке их нарушить складывавшееся равновесие. Война способствовала гигантскому усилению США, получивших от нее огромные доходы. Превращение США в законодателя послевоенной системы международных отношений было связано с резким ослаблением европейских держав, выведением из строя наиболее динамичных государств - Германии и Японии.

Другим полюсом послевоенного мира стал Советский Союз, вышедший из международной изоляции и резко усиливший свое военно-политическое присутствие в мире. На исходе войны наша страна имела дипломатические отношения почти с 50 странами мира (до войны - с 26). СССР был одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН наряду с США, Англией, Францией и Китаем. Наши интересы в Восточной Европе, Китае и Северной Корее были признаны ялтинскими и потсдамскими решениями, равно как и территориальные изменения. СССР получил часть Восточной Пруссии с Кенигсбергом, Южный Сахалин и Курильские острова.

«Холодная война » - это глобальный процесс советско-американского противостояния, комплексно затрагивавший все сферы отношений и втягивавший значительную часть держав мира. На всех направлениях противоборства СССР и США выступали партнерами в мировой игре. Это была борьба за гегемонию в мировом масштабе. Правда, силы сторон были не вполне равны, ибо СССР вынес на себе всю тяжесть войны. Чтобы поспевать за противником, он вынужден был «затягивать туже пояс», как правило, выступая в роли догоняющего; ядерное оружие было создано на четыре года позднее американцев. На американский план Маршалла (1947 г.) СССР ответил созданием социалистического экономического пространства на базе Совета Экономической Взаимопомощи в 1949 г. Военно-политический блок стран социалистического содружества - Организацию Варшавского договора (ОВД ) - учредили 14 мая 1955 г., спустя семь лет после оформления Североатлантического союза (НАТО ).

Размежевание позиций недавних участников антигитлеровской коалиции началось уже весной 1945 г. в ходе борьбы за гегемонию в Европе. Боязнь советской экспансии толкала союзников на сепаратные переговоры с немцами в самый разгар битвы за Германию. Существовал даже план англичан вооружить трофейным оружием военнопленных в случае, если русские продолжат наступление на Запад. Ядерные бомбардировки японских городов в августе 1945 г. американское командование произвело в расчете запугать прежде всего СССР. Уже в конце 1945 г., в самый разгар Нюрнбергского процесса был составлен первый план атомной бомбардировки 20 советских промышленных центров.

История «холодной войны» началась с выступления У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Вестминстерском колледже американского города Фултон в присутствии президента США Г. Трумэна. СССР был обвинен в создании «железного занавеса» в Восточной Европе. Черчилль призвал организовать давление на СССР с тем, чтобы заставить его отказаться от идейно-политического выбора и добиться внешнеполитических уступок. В 1947 г. Трумэн официально изложил доктрину сдерживания советского экспансионизма.

Цели сторон в этой войне формулировались двояким образом. Во-первых, стороны преследовали задачу закрепить сферы влияния, достигнутые в ходе Второй мировой войны. Во-вторых, стремились заставить противника отказаться от общественно-политического выбора, поставив его в невыгодные политические, экономические и идеологические условия. Соответственно целям формулировались и средства: гонка вооружений, блоковая конфронтация, военные и экономические программы по дестабилизации противника, психологическая война, инфильтрация разрушительных идей, вмешательство во внутреннюю жизнь под эгидой международных миролюбивых организаций, активизация разведывательной и диверсионной деятельности, внедрение практики компроматов на популярных политических лидеров.

Стратегическую линию сторон в этой войне определяли идеологи. Советская сторона в конце концов выдвинула формулу о том, что мирное существование является формой классовой борьбы на международной арене, цель которой состоит в полной и окончательной победе социализма в мировом масштабе. Американская идеологема нацеливала сначала на сдерживание социализма, предотвращение коммунистических революций в странах своего блока, а в дальнейшем имела в виду «выбросить социализм на свалку истории». Во имя разрушения «империи зла» провозглашался главный идейный лозунг примата общечеловеческих ценностей над государственными, национальными, классовыми. Ставка делалась прежде всего на интеллигенцию противника, обработку ее в духе демократических идеалов западного образца. Важнейшее значение придавалось проникновению в средства массовой информации и политическую элиту.

Противостояние сторон в «холодной войне» определил германский вопрос . В начальный контрольный период (вторая половина 1945 г.) согласно потсдамским решениям Германия оставалась единой. Но уже в 1946 г. из зоны, контролировавшейся СССР, и объединенной англо-американской зоны на территории Германии сформировалась так называемая бизония . Стороны, действовавшие под прикрытием Совета министров иностранных дел стран-победительниц, ставили задачу объединить страну под своей эгидой. Мирная конференция 1946 г. в Париже закончилась неудачно, не приведя бывших союзников к согласию по проблеме объединения Германии. Последующие действия сторон окончательно раскололи страну. Западные державы отказались признать восточную границу Германии по рекам Одеру и Нейсе. СССР в своей зоне оккупации проводил социалистические преобразования, в 1948 г. установил транспортную блокаду Западного Берлина. Западные державы в своей зоне провели выборы в учредительное собрание и ввели в обращение новую денежную единицу. Так в 1949 г. образовалось два германских государства: Германская Демократическая Республика (ГДР ) в советской зоне оккупации и Федеративная Республика Германии (ФРГ ) в англо-американской зоне. В начале 50-х годов германский вопрос вновь обострился в связи с перевооружением ФРГ и попытками ее вступления в НАТО. Некоторая либерализация советской политики в германском вопросе наступила в 1953 г. Тогда был ослаблен оккупационный режим в ГДР, ликвидирована Советская контрольная комиссия и Главком BС СССР. Советские войска покинули Австрию. Вскоре ФРГ вступила в НАТО. В конце 50-х годов ГДР вошла в ОВД.

Оформление двухполюсной картины международных отношений было связано с созданием блоков просоветски и проамерикански ориентированных государств. Ключевую роль в этом процессе играл фактор оказания СССР и США материальной помощи странам, под предлогом которой осуществлялось вмешательство в политическую и экономическую жизнь государств. Июньская 1947 г. речь Маршалла в Гарвардском университете была пропитана духом неокапитализма. Его план предполагал предоставить 16 странам Западной Европы материальную помощь в размере 13 млрд. долларов сроком на четыре года. Основная часть суммы шла на продовольственное обеспечение и предоставлялась безвозмездно. Дополнялась эта система мероприятий финансовой реформой, призванной жестким путем погасить инфляционный процесс. План Маршалла имел в качестве долгосрочной цели создание гибридной европейской экономики на базе объединения финансовых и экономических ресурсов стран. Под это подводилась соответствующая политическая идея: оформление Соединенных Штатов Европы, где бы диктовали свои условия американские политики.

Советский Союз также от экономической помощи переходил к политическому диктату в зоне своего влияния. В 1948-1945 годах с рядом стран Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) были заключены двухсторонние договоры, им оказывалась активная экономическая помощь. Одновременно в этих странах осуществлялся поиск левых лидеров, формировались коалиционные правительства с участием коммунистов, а в 1949-1951 годах здесь к власти пришли чисто коммунистические правительства. С помощью советских советников началась ломка традиционных укладов, проводились социалистические преобразования, устанавливался режим диктатуры пролетариата. Все это сопровождалось громкими политическими процессами над инакомыслящими, в том числе и среди коммунистических лидеров. В число ненадежных тогда попали В. Гомулка в Польше, Я. Кадар и Л. Райк в Венгрии, Т. Костов в Болгарии, Я. Клементис, Р. Сланский и Г. Гусак в Чехословакии, А. Паукер в Румынии.

Особым образом строились отношения СССР с Югославией, которую возглавлял И.Б. Тито. Здесь новая власть формировалась в ходе борьбы с немецкими оккупантами, а коммунистические силы были общенациональной организацией, которая возглавила эту борьбу и сформировала послевоенную государственность. Тито, оставаясь коммунистом, не стремился слепо копировать советскую модель социалистического возрождения Югославии, поэтому произошел неизбежный конфликт со Сталиным. К тому же, имея общенародную поддержку внутри страны, югославский вождь претендовал на лидерство в Балканском регионе, что было опасным прецедентом для стран социалистического лагеря. Поэтому уже в 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией и организовал экономическую блокаду Югославии со стороны восточноевропейских соседей. Резолюцией Коминформбюро Югославия была исключена из содружества социалистических государств. Такое развитие событий предопределило на долгие годы изоляционистский курс Югославии и ее стремление ориентироваться на западные страны, не отказываясь при этом от социалистического выбора.

Резкое усиление социалистического лагеря произошло за счет присоединения к нему коммунистических правительств Северной Кореи в 1948 г., Китая в 1949 г. и Северного Вьетнама. Здесь коммунисты пришли к власти в ходе национально-освободительных войн. Так социализм к концу 40-х годов охватил четвертую часть земной суши и треть человечества. СССР заключил с этими странами двухсторонние договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, позволявшие контролировать их политический курс, и при этом через СЭВ оказывал большую экономическую помощь. Попытка Северной Кореи во главе с Ким Ир Сеном расширить зону коммунистического влияния на южную часть страны закончилась безрезультатно. В региональный конфликт под флагом ООН в июне 1950 г. вмешались США и 15 их союзников. Со стороны КНДР в войне участвовали китайские войска и советские летчики и советники. Эту войну, длившуюся до 1953 г., обе стороны не желали доводить до решающей фазы, рассматривая как пробу сил противника. Корея осталась разделенной на два государства. Южнокорейский режим Сеула подпал под контроль США.

Одновременно СССР наращивал свое военное присутствие на границе с Америкой в районе Берингова пролива и Аляски. Здесь в начале 50-х годов быстро строились военные аэродромы и базы, создавалась военная техника, способная действовать в условиях Заполярья. Намечалось в кратчайшие сроки сформировать 100 дивизий реактивных бомбардировщиков.

Итак, послевоенный период был также временем сильнейшего напряжения сил страны и народа. Это был еще один невиданный в истории рывок советского народа. Как и все предшествующие, он дорого ему стоил, но люди продолжали идти на жертвы, понимая, что только так можно добиться лучшей жизни. И эта жизнь постепенно входила в мирное русло. Трудно, с большими перекосами, но все-таки улучшалось материальное благосостояние населения, жесткими мерами в обществе был наведен порядок, ликвидирован процветавший после войны бандитизм, дети-сироты нашли приют в детских домах. Нет смысла говорить о том, чего власть не смогла обеспечить: равенства возможностей, безграничной свободы, материального изобилия. Советские люди воссоздали сильное государство и распространили свое влияние на третью часть землян, помогли многим народам оправиться после страшной войны, несли идеал пролетарского гуманизма, боготворили человека-труженика, а не собственника, коллективиста, а не индивидуалиста.