Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

Тюменский государственный институт культуры

Факультет музыки, театра и хореографии

Кафедра спортивного и эстрадного танцев

Курсовая работа

Введение в педагогику художественного образования

Художественное образование как явление художественной культуры

студентка 4 курса СЭТ,

Научный руководитель: к.п.н.

доцент В.С. Лебедев

г. Тюмень, 2016

Введение

Глава 1 Методологические основы развития художественного образования

1 Понятие художественного образования

1.2 Цели и задачи художественного образования

4 Эффективные пути реализации художественного образования

Глава 2 Роль формирования художественной культуры

1 Понятие художественной культуры

2 Строение художественной культуры

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность. В работе рассматривается одна из важных проблем истории образования: становление и развитие художественного образования в России, которая обусловлена противоречивыми тенденциями.

Наступающая эпоха - это эпоха человека развитого, духовно направленного, творческого, индивидуального. Процессы общественного развития обращены на индивида, на индивидуальность, находящуюся в целостном образовательном процессе. При этом целостность в образовании определяется высоким качеством формирования социального человека, раскрытия его природной сущности, формирования его во всей полноте возможностей, данных ему природой. Аксиома новой педагогики утверждает, что в процессе образования, в том числе и самообразования, формируется цельный, гармоничный человек, в том понимании цельности и гармонии, которое составляет единство человека и мира и рождает «душевное отношение ко всем явлениям мира».

Система художественного образования имеет две ведущие составляющие: художественное образование, как часть общего образования и профессиональное художественное образование. Вопросы о роли художественного образования нашли отражение в многочисленных трудах философов, социологов, психологов, искусствоведов, педагогов-ученых и практиков, творческих работников, художников разных исторических эпох (Платон, Т.Г. Грушевицкая, Л. С. Выготский, Г.М. Агибалова, Л.Н. Мун, Н. К. Шабанова, А.И. Кравченко и др.).

Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные, воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, возвращались к мысли о необходимости художественного просвещения всего народа. Одним из условий успешной человеческой деятельности является художественное развитие личности, которое, с одной стороны, влияет на духовную культуру человека, с другой - на реализацию его творческих задатков. Художественное развитие личности является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие. Художественное образование направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, развитие способностей личности к преобразованию себя и действительности.

Образование и культура находятся в прямой зависимости друг от друга. Если образование - это культура индивида, то художественное образование - это художественная культура индивида. Художественное образование процесс длительный и незавершенный. Он имеет всегда промежуточный результат, но с уверенностью можно сказать, что рост художественной культуры личности определяет рост культурного потенциала общества.

Объект исследования - процесс художественного образования и художественной культуры.

Главными целями художественного образования на современном этапе можно считать повышение общего уровня значимости культуры и искусства в образовании, а также сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования в области культуры и искусства.

Художественное образование призвано обеспечить осуществление таких задач как:

формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения,

подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Художественная культура играет специфическую роль в духовной жизни человека и общества. Именно благодаря художественному образованию и художественной культуре возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Работа состоит из: введения, главы 1, главы 2, заключения, списка литературы.

Глава 1. Методологические основы развития художественного образования

1Понятие Художественного образования

Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Необходимой составляющей эстетического, педагогического и психологического аспектов является история художественного образования, которая изучает динамику развития данного феномена в различных временных границах.

Для изучения и понимания историко-культурного контекста развития художественного образования важными являются работы Н.Н. Фомина, Б.Л. Яворский, С.В. Анчукова, Р.В. Варданян, К.Н. Мачалов, Н.К. Шабанова, А.В. Бакушинский, А.П. Садохин и др.

Существенное значение для изучения процессов художественного образования имеют работы, посвященные общим вопросам художественной культуры, ее содержания, структуры, социальных функций, отдельных уровней и видов.

Данной проблеме посвящены труды Л.С. Выготский, А.В. Бакушинский, Азаров, Л.Н. Дороговой.

Современного состояния системы художественного образования в России касаются исследования Н.Х. Веселя, Г.А. Гиппиуса и других авторов.

Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) опирается на основополагающий государственный документ - "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:

право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;

свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;

обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.

Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.

Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.

Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

1.2 Цели и задачи художественного образования

Целями художественного образования на современном этапе являются:

обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.

Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же - как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которые вписаны в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные собственные сведения художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности.

В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенном культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе, которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве.

начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.

художественный эстетический культура образование

1.4 Эффективные пути реализации художественного образования

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:

формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества;

взаимодействие органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;

сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;

определение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования;

непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;

издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры;

совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения;

повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

Настоящая Концепция трактуется как целостная система, в которой цели и задачи художественного образования, пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов.

Определяя приоритеты в сфере художественного образования России, Концепция является документом для выработки стратегии культурной политики российского государства в данной сфере. Реализация ее будет служить всемерному росту творческого потенциала всех граждан страны, процветанию отечественной культуры.

Глава 2. Роль в формировании художественной культуры

1 Понятие Художественная культура

Художественная культура - одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Интересно, что в повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура - это то, что связано с эстетической деятельностью вообще. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств

Одним из важнейших компонентов духовной культуры человечества выступает художественная культура, которая вместе с познавательной, религиозной, нравственной, экономической, политической культурой призвана формировать внутренний мир человека, содействовать развитию человека как творца культурных ценностей. Художественная культура также представляет собой определенный вид человеческой деятельности, специфический способ реализации творческих потенций человека. Художественная культура может быть понята и по существу, и функционально в контексте всей духовной культуры.

Художественная культура - это культура производства искусства, культура его распространения, пропаганды, культура его восприятия, понимания, культура наслаждения искусством.

Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу.

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

Практическая деятельность

Художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники и т.д.)

творческая деятельность.

Художественная культура - это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др.

Изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации.

Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Конечно, необходимо помнить о тех проблемах, которые появились одновременно с формированием организма массовой культуры. Однако хочется отметить и существенные позитивные стороны функционирования массовой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью и ее результатами. Это искусства с их особым языком, присущим каждому виду в отдельности, творческий процесс их создания. Именно благодаря художественной культуре возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

2 Строение художественной культуры

До сих пор существует множество подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования - человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая, таким образом, природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия.

Культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности - качество сверхприродного, т.е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека, не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в поколения благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных, - в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека, ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования - формы орудий труда, научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вновь человек, вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;

д) силой, связывающей человека с человеком в культуре является общение людей, а затем и их общение с природными явлениями, вещами, произведениями искусства.

Культура имеет три модальности:

человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечество, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;

процессуально-деятельностную, в которой культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;

предметную, в которой культура охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих вторую природу - создаваемые человеком миру искусственных объектов: мир вещей, мир идей и мир образов.

В этой трехмерности культура реально живет, функционирует и развивается как целостная система.

Структурные изменения в истории культуры выражаются, прежде всего, в том, что меняется соотношение основных ее слоев - материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции каждого из них). Изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как главный источник изучения истории культуры, макромир которой отражается в микромире образов искусства. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство.

Заключение

Данная работа позволила сделать следующие выводы:

Важнейшей задачей художественного образования является развитие личности путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира.

Расширенное художественное образование, соединяя в синкретическом единстве богатство синтеза и взаимодействия искусств и возможности педагогики, создает оптимальный целостный учебно-развивающий комплекс, способный интегрировать духовный потенциал и культурные традиции искусства, создать художественно-эстетическую среду для становления активной творческой личности.

Художественная культура и художественное образование является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству и творчеству в России довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания.

Художественное образование и духовное развитие - это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играет художественная культура.

Художественная культура не только развивает уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения.

Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство и творчество.

Исходя из вышесказанного, следует отметить:

«Культура - это важнейший компонент всестороннего образования, которое обеспечивает полное развитие личности. Поэтому право на художественное образование является всеобщим правом человека, правом всех учащихся, включая тех, кто часто не имеет возможности получить образование - иммигрантов, представителей культурных меньшинств и людей с ограниченными возможностями».

Список литературы

1. Азаров А.Ю. Проблематика и эстетика современного художественного образования. Москва, Издательство «Московский друг» 2008

Агибалова Г.М. Роль художественного образования в формировании духовно-знаниевых комптенций//Образовательные технологии XXI века / Ред. С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С. 223-225.

3. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.

Варданян Рудольф Варданович. Мировая художественная культура: Архитектура / Р.В. Варданян.-М.: Владос,2004.-400с.: ил.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. С. 96.

Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. №4, 1998 г.

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.- 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.- 496 с.

Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. М., 1990г.

Мун Л.Н. Импровизационная природа синтеза искусств // Педагогика искусства (электронный научный журнал: art-education.ru/AF-magazine), 2008, №3. - 0,5 п.л.

Мун Л.Н. Синтез искусств в истории художественной культуры // Эстетическое воспитание, 2001, № 3. - С. 8-12 - 0,5 п.л.

Мачалов К.Н «Русь как главный хранитель воспитания художественных навыков», издательство «Наука», Москва, 2005 год

Общеобразовательная система художественного образования строилось на обучении рисунку, так как написание иероглифов требовало определенных навыков. Обучение рисунку строилось по двум направлениям: выработка техники свободного движения руки и твердость в выполнении рельефов и написании папирусов. Основной метод – копирование и заучивание. Система образования имела строгие требования к дисциплине. Хотя получать образование могли лишь привилегированные слои египетского общества, практиковались телесные наказания (ходили 3 месяца в колодках). Профессиональное обучение носило с одной стороны родовой характер, когда секреты мастерства передавались от отца к сыну, с другой стороны организовывались профессиональные школы. Ведущей профессиональной школой изобразительного искусства являлась Мемфиская придворная школа архитекторов и скульпторов. Во времена Рамсеса II и его наследника в Египте существовал институт для художников, где студенты могли выбирать себе преподавателей. Методика преподавания в таком учебном заведении разрывалась в таблицах, которые служили методическими указаниями с поэтапным выполнением работ. В частности применялся такой прием как построение фигуры человека по сетке. Это была не просто попытка увеличить изображение, а прообраз модульной сетки, позволявшим увеличить изображение, построить фронтальное и боковое изображение, поскольку пересечение линий сетки проходило в определенных узловых соединениях. Рисунок строился с любого места по этой сетке. Изображение выявлялось не с определения общей формы, а с механической подготовки расчетов пропорций. В обучении скульптуре применялся метод эталона и метод незавершенной работы как наглядного пособия для понимания поэтапности работы. Таким образом, налицо системный подход к обучению изобразительному искусству, положено теоретическое обоснование практики 11 изобразительного искусства, впервые установлены законы изображения и обучения будущих художников. Существовала ли теория процесса обучения (дидактика) не установлено. Однако существовали педагогические сочинения (автор Тауф). Обучение строилось не на изучении окружающей действительности, а на заучивании установленных канонов. ИЗО а Египте было уже общеобразовательной дисциплиной. Лекция №4 «Система художественного образования в Древней Греции». Искусство Древней Греции – величайший по значению пласт в истории мирового изобразительного искусства. Произведения, созданные в этот период, поражают современников своей соразмерностью, реалистичностью, гармонией с окружающей средой. Поэтому закономерен интерес к системе художественного образования, которая, в свою очередь, является значительным этапом в истории развития всего художественного образования в целом. Коренные изменения в системе образования Древней Греции связаны, в первую очередь, с изменением мировоззрения и, как следствие, изменение религии и общественного сознания в рамках все той же рабовладельческой экономической формации. Пантеон греческих богов, в отличие от египетских зооморфных (впоследствии с человеческими телами), был антропоморфен. Загробный мир представлялся по аналогии с реальностью. А подготовка к переходу в мир иной была не столь всепоглощающей. Вообще мироощущение древних греков носило гуманистический характер, обращенный на выявление закономерностей реальной действительности, а красота человеческого тела считалась эталоном гармонии, то есть соразмерности частей относительно целого. Этот эстетический идеал выражен в словах Перикла 12 (древнегреческий стратег, возглавивший Афины в период его расцвета): «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности». Однако, все новое, созданное греками имеет фундамент. И фундамент этот – египетское искусство. Греческие художники систему канонов и способы ваяния, выработанные в Египте. Например братья Телеклес и Теодор из Самоса, живя в разных городах, взялись за выполнение заказа самосцев на статую Аполлона Пифийского. Независимо друг от друга они изготовили каждый свою половину статуи так искусно, что при соединении обе половины сошлись между собой. Такому успешному ходу работы способствовала соблюдение египетская методика работы над скульптурным произведением. В дальнейшем греки по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания. Реализм – основа греческого искусства. Художники утверждали, что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного заключается в гармонии частей и целого, в правильных математических пропорциях. В 432 году до н.э. Поликлет из Сикиона создал сочинение о пропорциональных закономерностях построения человеческого тела и впервые в истории решил проблему конрпоста. Изображение тела человека стало естественным и жизненным. Как образец исполнения скульптуры по новым канонам выступает «Дорифор» (копьеносец). Рисунки с этой скульптуры делали не только будущие профессионалы, но и дети в общеобразовательной школе. Еще один великий скульптор уже поздней классики Пракситель создал свой канон, в котором пропорции тела были несколько удленены по отношению к поликлетовскому канону. О методах обучения данного периода мы знаем из позднейших теоретических трудов римских историков Плиния, Павзания и Ветрувия, а так же на основе сохранившихся артифактов. Причем артифактов греческого станкового искусства осталось не так много: скульптура дошла до нас, в 13 основном, в римских копиях, которые не передают всей глубина древнегреческого искусства, артифакты живописи также немногочисленны. История первых методических разработок в изобразительном искусстве Древней Греции связывают с именами Полигнота и Аполлодора Афинского. Полигнот, образовав круг художников в Афинах, где ему были даны права гражданства, развернул свою педагогическую деятельность. Он призвал художников стремиться к реальности. Однако овладел только линейным рисунком, без передачи светотени. Но и здесь линия работала на передачу пространства. Плиний пишет: «Полигнот…который нарисовал женщин в просвечивающей одежде, прикрыл головы их пестрыми чепцами и первый внес в живопись очень много нового, коль скоро начал открывать рот, показывать зубы и вместо прежнего ненодвижного лица давать разнообразие». Аристотель отмечал, что Полигнот идеально передавал форму человеческого тела, рисовал в натуральную величину модели. Однако живописьего представлялась раскрашенным в монохроме рисунком. Настоящая революция в области рисования и методов обучения приписывается Аполлодору Афинскому, который Плиний относит к «светочам искусства». Заслуга Аполлодора заключается в том, что он впервые ввел светотень и стал моделировать объем формы в рисунке. Это почиталось за чудо. Появилась необходимость в иных методах обучения, которые рассматривали закономерности распределения светотени относительно источника света. Живопись стала основываться на игре теплохолодности. Аполлодор был не просто талантливым художником, но и прекрасным педагогом. Одним из его учеников был Зевкис (420-380гг до н.э.). В одной из своих эпиграмм Аполлодор называл его «похитителем моего искусства». Методика Зевкиса основывалась на пристальном изучении природы, понимание законов красоты через наблюдение. Есть легенда о том, что Зевкис нарисовал мальчика, несущего виноград. К винограду слетелись 14 птицы, так он был искусно нарисован. А мастер расстроился: «Если бы я так же искусно изобразил мальчика, то птицы бы не прилетели, испугались». Знаменито соперничество Зевкиса и еще одного значительного художника Паррасия. Плиний пишет: «Про Паррасия передают будто он вступил в состязание с Зевкисом. Зевкис принес картину, на которой виноград был изображен так удачно, что слетелись птицы. Паррасий принес полотнище, нарисованное так правдоподобно, что Зевкис, гордясь приговором птиц, стал требовать, чтобы полотнище было убрано и показана сама картина. А затем понял свою ошибку и уступил пальму первенства под влиянием благородного стыда». Паррасий проявил себя еще и как художник-теоретик, написав трактат по рисунку, в котором особое внимание уделил линии и ее работе по посторению иллюзии пространства. «Ведь контур должен состоять из своей линии и так обрываться, чтобы намекать на то, что скрыто. Характерные особенности его преподавания: -ясность в передаче очертаний предметов; -линеарность в передаче формы предметов; -активная работа с натуры; -сочетание высокотехничного рисунка с знанием законов реалистичного построения человеческого тела; -владение средствами светотеневого рисунка; -стремление к передаче реалистичности изображения, доходящей до самоцели. В IV веке до н. э. существовало несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская. Фиванская школа – основатель Аристид – придавали значение светотеневым эффектам, передаче ощущений, иллюзий. Эфесская школа – Эфранор или Зевкис – основывалась на чувственном восприятии природы, ее внешней красоте. 15 Сикионская школа – основатель Эвпомп – базировалась на научных данных естествознания и строго придерживались законов изображения реальной природы. В этой школе требовалась величайшая точность и строгость рисунка. Она оказала влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эвпомп (400-375гг до н.э.) был выдающимся педагогом и живописцем. Он призывал своих учеников изучать закономерности природы на основе научных данных, главным образом, математики. Это принципиально новый метод – наблюдение+анализ. Ученик Эвпомпа – Панфил придавал большое значение рисованию как общеобразовательному предмету, поскольку при рисовании человек не только передает форму предмета, но и познает его строение. Панфил много работал много работал в области соприкосновения рисунка с геометрией, поскльку считал, что последняя развивает пространвтвенное мышление. На двери его школы было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». Продолжительность обучения у Панфила была 12 лет и стоила один талант (26,196 кг золота). К IV веку до н. э. древнегреческие художники начали разрабатывать теорию перспективы. Однако она имела мало сходства с той, что создал Филлиппо Брунеллески (с одной точкой схода). Это, скорее всего перцептивное восприятие действительности. Так в истории западноевропейского искусства появилось и существует поныне два направления: рисование от цветового пятна и от конструктивного анализа формы. Мастера Древней Греции призывали своих учеников к изучению натуры на научной основе, преимущество отдавалось знаниям, а не порывам вдохновения. Поэтому обучение рисунку имело первостепенное значение. Ученики рисовали, в основном, на буковых дощечках, покрытых воском, металлической или костяной палочкой. Художественные школы Древней Греции – это частная мастерская-студия, напоминающие по своему принципу частные мастерские эпохи Возрождения. 16 Итог: - новые методы обучения, в основе – рисование с натуры; - задача рисовальщика не только копирование предметов, но и познание закономерностей их построения; - рисование в общеобразовательной школе как инструмент познания окружающей действительности; - выработка канонов построения человеческого тела по законам видимой действительности научных знаний; - человек – венец красоты, в нем все соразмерно о гармонично, «Человек – мера всех вещей» (Гераклид). Лекция №5 «Художественное образование в Древнем Риме» Художественное наследие значительно по своей ценности для мировой культуры. Но оно носит иной характер, нежели греческое. Все дело в мировоззрении римлян. Они, как греки и этруски, были язычниками, но их религия, а отсюда и художественная фантазия были прозаичнее греческой, их мировосприятие – более практичным и трезвым. Римляне создали свой прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, выработали кодекс законов (римское право явилось основой всей европейской юриспруденции), новые формы в архитектуре (открытие бетона дало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий) и изобразительном искусстве (исторический рельеф, реалистический скульптурный портрет, статуарную скульптуру, интереснейшие примеры монументальной живописи). После завоевания Греции Римом началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне почитали за образец. «Невежественный победитель был покорен искусством покоренного народа». 17 Во II в. до н. э. греческий язык был обычным в высшем обществе. Произведения греческого искусства заполнили общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось помимо подлинников много копий с прославленных греческих произведений Мирона, Фидия. Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику как к избраннику богов, наделивших его талантом, в Риме не было никогда. Отсюда и система художественного образования, дававшая лишь навыки ремесленника высокого класса, копеиста. Действительно, среди лощенных механических копий греческая подлинная скульптурная пластика представляется настолько живой в своей игре плоскостей, что кажется легким бризом в знойный день. Ничего принципиально нового в методику преподавания изобразительного искусства Рим не внес. Хотя заниматься изобразительным искусством считалось хорошим тоном и в высшем римском обществе. Но это было не более, чем дань моде. Таким образом, утилитарность мышления римлян сказалось на развитии художественного образования в этой стране не лучшим образом. Лекция №6 «Методы работы в средневековом искусстве» Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, ее догмами, отсюда спиритуализм, аскетичность. Религия и ее общественный институт – церковь – была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь была главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Поэтому религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. Однако, 18 это не значит, что в средневековом искусстве не нашли выражения реальные противоречия жизни, что средневековые художники не стремились к поискам гармонии. Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античности, с большей драматической глубиной передает оно внутренний мир человека. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшавшей средневековые храмы. Но в самой художественной системе, художественном методе средневекового искусства была заложена ограниченность, сказывающаяся, прежде всего в предельной условности, в символике и аллегоризме образного языка, в жертву которым приносилась правдивая передача красоты физического тела. Достижения реалистического искусства античности было предано забвению. Гиберти писал: «Итак, во времена императора Константина и папы Сильвестра взяла верх христианская вера. Идолопоклонство подверглось величайшим гонениям, все статуи и картины самого совершенства были разбиты и уничтожены. Так, вместе со статуями и картинами погибли свитки и записи, чертежи и правила, которые давали наставления столь возвышенному и тонкому искусству». Изобразительное искусство строилось без опоры на науку – только внимание и верный глаз художника. Телесность сохранялась лишь при заимствовании образов античного искусства (Орфей – образ юного Христа- пастыря). Однако эти заимствования длились недолго. На смену образу юного Христа пришел культ старчества со своим образным строем. Основа обучения в этот период – механическое копирование. Однако в средневековом искусстве была система, которая пыталась нащупать некие закономерности построения изображения. Это система Виллара де Оннекура. Ее сущность – в построении отвлеченных математических расчетов, поиске 19 геометрической закономерности, кабалистике чисел, а не в поиске закономерностей строения форм природы. Византийское искусство отличались большей каноничностью по сравнению с искусством средневековой Европы. И здесь практиковалась работа по образцам. До наших дней дошел интересный труд по методике изобразительного искусства Византии. Это – «Ерминия, или Наставления в живописном искусстве» 1701-1745 г.г., написанное афонским монахом Дионисием из Фурны (Фурнографиотом). В ней содержится много фактов, касающихся ремесла живописца (как сделать копию, угли, кисти, клеи, грунтовки, подробные инструкции о способе написания ликов, одежд) и многое другое. Например, о том, как производить копирование: «…прилепи пропитанную маслом бумагу твою к четырем краям подлинника; изготовь черную краску с небольшим количеством желтка и тщательно обведи ею рисунок и наложи тени; потом приготовь белила и наведи пробелы и самыми жидкими белилами обозначь светлые места. Тогда выйдет очерк изображения, потому что бумага прозрачна, и сквозь нее видны все черты подлинника». Другой пример копирования: «Если же на задней стороне подлинника нет ни рисунка, ни пятна, то наложи на него непромасленную бумагу, приставь его против света к окну…и, видя все черты, тщательно вырисуй их на бумаге твоей, а света обозначь красною краскою». Итак, в эпоху средневековья: - основной метод обучения – копирование по образцам, способствовавшее развитию ремесленного труда; - процесс обучения – самостоятельная работа в составе артели мастеров. 20

ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Старший преподаватель кафедры

методики обучения ИЗО и ДПИ

Современное состояние художественного образования в России определяется не скудным финансированием и не косностью тех или иных нормативов или административно-правовых схем; все это только следствие, или симптомы болезни. Нужно начинать не с них, а с основной причины – глубоко ошибочного, невежественного, а для русской культурной традиции необъяснимого отношения общества и властей к художественной культуре и художественному образованию в целом. В стране, где художественная культура традиционно являлась сферой воплощения духовно-нравственных ценностей, самопознания и самосовершенствования человека, утвердилось прямо противоположное отношение к ней. Она обретает в общественном сознании статус некоего «десерта», необязательного украшения реальной жизни, воспринимается как частность, не имеющая серьезной жизненной значимости. Такое отношение к культуре стремительно нарастает в условиях крайнего прагматизма, всевластия рынка, активного формирования «рыночного сознания» человека и деформирует само профессиональное искусство. Но вся история человечества свидетельствует, что явление, которое мы называем искусством, или художественной культурой, это неотъемлемая составляющая человеческого способа существования в мире. И ее деградация, утрата новыми поколениями понимания ее жизненной ценности, утрата ответственности за ее сохранение, развитие и «трансляцию» в будущее – это прямой путь к расчеловечиванию данного общества. Что может превосходно уживаться с «компетентностью» во многих других отношениях.

Основные проблемы художественного образования в России можно условно разделить на две большие группы: организационные и методические.

Организационные причины связаны с преподаванием художественной культуры и искусства, начиная с дошкольного образования и заканчивая образованием в ВУЗах.

В условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре соответствующий цикл школьных дисциплин неизбежно оказывается на третьем плане: и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и с точки зрения заботы о его оснащенности, о действительном, а не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса. Известно, что занятия искусством дети давно воспринимают как необязательные и неважные.

Очевидно, что в стихийных или организованных формах художественное образование ребенка начинается раньше. Более того: с психологической точки зрения возраст 5-6 лет максимально сенситивен для начала систематических занятий искусством, и основы дальнейшего художественного развития закладываются именно в этом возрасте. В программах детских садов искусство, во всяком случае, с формальной точки зрения, занимает достойное место. Однако очень велик разрыв между садами с высоким уровнем оснащенности и преподавания и большинством остальных, где при формальном выполнении программы дети фактически не приобщаются к искусству. Кроме того, детские сады, ввиду их отсутствия или нехватки, посещают в среднем по России около 50% детей.

В соответствии с Федеральным компонентом условно действующего государственного стандарта начального и основного общего образования (2004 года) на предметы художественного образования отводится 1 час в неделю: существенно меньше, чем в странах, определяемых как страны со средним уровнем развития и приблизительно в 2,5 раза меньше, чем в «высокоразвитых странах», которым мы так стремимся подражать во многих других отношениях. Можно констатировать, что искусство присутствует в школе на уровне «биологического минимума» – даже если иметь в виду стандарты и учебные планы, а не школьную действительность. На практике не в каждой школе регулярно ведется преподавание изобразительного искусства и музыки, и ведут его сплошь и рядом неспециалисты. При этом, как уже было упомянуто, очевидно ненасытное желание руководства образованием сокращать художественный цикл или вытеснять его в область дополнительного образования . С последним нельзя было бы примириться даже в том случае, если дополнительное художественное образование стало бы повсеместно доступным, качественным и бесплатным, поскольку в обществе, претендующем на какой-то уровень духовности и культуры, основы художественного развития должен получить каждый человек, и нигде, кроме общеобразовательной школы, обеспечить это невозможно. Что касается качества дополнительного (как и основного) художественного образования в масштабах страны, то оно вызывает серьезнейшие сомнения, если учитывать общероссийский «культурный фон»: две трети сел не имеют никаких учреждений культуры, и жители их лишены всякой возможности встречи с живым искусством; в считанных городах есть детский театр и т. д., и т. п.

Рассматривая вторую группу проблем художественного образования, следует отметить парадоксальность ситуации, заключающейся в том, что, отставая от развитых стран по измеримым параметрам, фактически не признавая его ценности для человека и общества, мы обладаем теоретическими разработками, методическими достижениями и конкретными учебными программами высокого мирового уровня. Некоторые из них (например, системы и) получили широкое распространение. Это хорошо, но имеет и оборотную сторону: недостаточная или односторонне-традиционная квалификация педагога может приводить к дискредитации новой педагогической идеи. Распространение других систем, напротив, очень невелико. Так, по программам развивающего обучения, (Г. Кудиной, З. Новлянской, Ю. Полуянова) научно обоснованным и проверенным практикой, работают десятки, в лучшем случае «малые сотни» российских школ; это также в значительной степени обусловлено неготовностью педагогического корпуса к работе по инновационным методикам. Порой возникают трудности с изданием таких разработок, поскольку право решающего голоса в этих вопросах нередко получают авторы конкурирующих программ или эксперты, занимающие заведомо иную, даже противоположную позицию в педагогике. Неожиданное препятствие художественному, прежде всего литературному, образованию создал Закон об авторском праве , который фактически лишает авторов и издателей учебников и учебных пособий возможности знакомить детей с лучшими произведениями современной детской литературы , как и со многими образцами изобразительного и музыкального творчества. Этот вопрос требует незамедлительного решения, которое видится, прежде всего, в возвращении педагогическим изданиям существовавших ранее льгот.

Следует обратить внимание на следующий парадокс: художественное образование, которому отведено положение необязательного, или даже обременительного, довеска, решает целый ряд задач, которые школа и общество считают важнейшими, но решить не могут. Общеизвестно, что школьное образование строится почти исключительно на освоении отвлеченных понятий, схем, условных знаков, числовых отношений и т. д. И, вопреки возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, игнорирует и обесценивает как нечто «несущественное» непосредственный чувственный опыт ребенка. Занятия искусством, художественным творчеством основываются на всестороннем чувственном опыте ребенка, на его интересе к предмету непосредственного восприятия. И это свойство ребенка выступает не просто как возрастная особенность и тем более не как помеха на пути становления отвлеченного мышления, а как незаменимая ценность, подлежащая дальнейшему развитию и совершенствованию в процессе художественного творчества, что может сохранить целостность психического развития ребенка .

Рационализированное общее образование игнорирует сферу чувств растущего человека, пускает на самотек его эмоционально-нравственное развитие. Это чревато «эмоциональной тупостью», отсутствием чуткости по отношению к другому человеку и к природе, диктатурой узко понятого интеллекта, не различающего добро и зло. Последствия такого превращения человека в «компетентного робота» достаточно очевидны. В светском общем образовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а не только интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребенка. Важнейшей проблемой современного образования признается развитие креативности, «творческости» учеников. Обычный подход к этой проблеме – сугубо прагматический: креативность полезна человеку и стране, гражданином которой он является, для «успешности», конкурентоспособности и т. д. На самом деле вопрос гораздо глубже. Потребность в творчестве – неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач. Дефицит творчества в современной школе, отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества искажают нормальный процесс становления личности. Это чревато непредсказуемыми личностными кризисами и асоциальными проявлениями, вплоть до так называемых немотивированных преступлений. Заметим также: именно дефицит творчества является, скорее всего, главной причиной того парадоксального на первый взгляд факта, что школьная успешность детей от года к году не повышается, а снижается. Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности. Одной из неотложных задач образования считается переход от «знаниевого» подхода к «компетентностному». В художественном образовании эта проблема решается «сама собой», поскольку искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества. Занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное терапевтическое средство; уже это одно гарантирует его благотворное профилактическое воздействие на здоровье детей. В учебных заведениях, где художественное творчество занимает достойное место, повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Особо следует подчеркнуть последнее обстоятельство: занятия искусством снимают, а не увеличивают перегрузки. Усталость детей во многом вызывается недогруженностью творчеством, которое является их естественной потребностью. Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей и юношей; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам; повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Поэтому не должны удивлять данные зарубежных исследований о том, что расходы на культуру являются условием экономического роста. Это можно в полной мере отнести и к художественному образованию. Школьники, без предварительного отбора поступающие в «эстетические» классы, начинают заметно опережать своих ровесников из «общеобразовательных» классов и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном и нравственном развитии. Усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к личностному росту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки психологического здоровья. Данные социально-психологических исследований показывают, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше личностно развитых и социально ответственных людей.

Еще раз, формулируя основные условия, при которых общее художественное образование может реализовать свой, ныне практически невостребованный, потенциал можно сделать следующие выводы.

В настоящее время необходимо принципиальное переосмысление обществом, государством и системой образования места и значения художественной культуры и художественного образования. В них надо видеть не докучливых просителей, а гарантов сохранения человеческого способа существования нашего общества.

Современное состояние образования требует существенного расширения присутствия искусства в общеобразовательной школе за счет введения новых предметов и частичной переориентации уже существующих.

Требуется разработка единых концептуальных и методических основ творчески ориентированного преподавания разных искусств при широкой вариативности конкретных программ и методик. Поддержка соответствующих научных подразделений, исследовательских программ и печатных изданий.

Необходимо объединение Культуры и Образования в рамках образовательной проблематики со всеми информационными, административно-юридическими и финансовыми последствиями такого объединения. Серьезные изменения в системе подготовки преподавателей разных видов искусства, которые потребуют для своего осуществления участия мастеров искусств.

УДК 7.072.2:378

Ю. И. Арутюнян

Искусство и искусствоведение в системе современного гуманитарного образования

Искусство и искусствоведение играют принципиально важную роль в системе современного гуманитарного образования. Обращение к практической составляющей обучения, расширение методологической базы, освоение принципов описания и анализа памятников на конкретном эмпирическом материале позволяют актуализировать полученные знания, вовлекая в сферу деятельности искусствоведа широкий спектр явлений современной художественной практики. Междисциплинарный подход к формированию учебных планов, разработка сетевых программ и разработка принципов интерактивного обучения и внедрение практических курсов воздействуют на активизацию работы студента, прежде всего в рамках творческих заданий и разработки проектов.

Ключевые слова: искусствоведение, система образования, гуманитарное образование, современные визуальные практики, интерактивные методы обучения, междисциплинарные программы

Julia I. Arutyunyan Art and art history in system of modern humanitarian education

An art and art history play a crucial role in the system of modern liberal education. Turning to the practical component of training, the expansion of the methodological framework, the development of principles of the description and analysis of monuments specific empirical material allow to update the knowledge, engaging in the field of art with a wide range of phenomena of contemporary artistic practice. An interdisciplinary approach to developing the curriculum, the formation of a network of programs and development of principles of interactive learning and implementation of practical courses affect the activation of the student"s work, especially within the creative tasks and development projects.

Key words: art history education, humanities, contemporary visual art practice, interactive teaching methods, interdisciplinary program

Искусствоведение, как и многие другие научные дисциплины, сформировавшиеся в конце XIX столетия и выработавшие основные методологические подходы в первой половине -середине ХХ в., столкнулись с рядом проблем исследовательского и педагогического толка в современном мире. Изменение вектора образовательной деятельности и перенос акцента с дисциплины и развернутого лекционного курса на студента и разработанное с учетом различных интерактивных методов работы практическое занятие трансформируют традиционные принципы подачи материала. «Перелом, вызванный в отечественной педагогической практике переходом на новые стандарты образования, совпал с прорывом в области информационных технологий, преобразившим мир и породившим трансформацию классической структуры лекционного курса»1. Реагируя на вызовы времени, современное гуманитарное образование выстраивает принципиально новые стратегии и по отношению к формированию и реализации образовательных стандартов, предлагает различные пути достижения цели, вырабатывает систему оценки результатов и схему соотношения теоретического и практического, индивидуального и всеобщего в решении поставленных

задач. Интегративный характер современного гуманитарного знания, основанного на синтезе различных подходов к анализу явлений, порождает новые возможности в разработке методик преподавания ряда предметов.

Традиции искусствоведческого образования с самых своих основ считали именно описание и анализ основополагающим методом обучения. Первые учебные планы, сформированные в 1936 г., предполагали широкое привлечение методов формального и сравнительного анализа при работе с памятниками многообразных регионов, периодов и стилей, различных видов и жанров искусства, включая произведения современных мастеров и студенческие работы2. Подобный образовательный метод предполагает решение проблемы объекта анализа, осознанный и обусловленный целями обучения принцип отбора материала, восприятие анализа и описания как последовательных этапов на пути к пониманию и интерпретации памятника. Безусловно, необходимо проникновение в сущность работы с предметом, «вещеведческий» подход, осознание уникальности и значимости подлинника. При разработке схемы анализа, привлекая интерактивные подходы и методики «проектной деятельности» в рамках творческого

задания, необходимо учесть не только жесткую систему критериев выполнения учебных работ на высоком научном уровне, но и возможность вовлечения в процесс работы всего коллектива, а главное - наличие возможности проявить индивидуальные креативные способности и достижения в изучаемой сфере.

Сфера применения подобного подхода, требующего от преподавателя и обучающегося ответственного понимания значения подлинника, стремления к расширению спектра научных подходов, самостоятельности в опоре на современные интерактивные технологии в образовании и междисциплинарные приемы анализа, охватывает явления, связанные и со сферой традиционного и народного искусства, занимающего ныне свою определенную нишу в системе высшего образования. Классическое искусство рассматривалось как база обучения и студента-теоретика, и художника с давних времен, но обращение в педагогической практике искусствоведения к научному освоению народного искусства - явление современное, требующего осмысления и разработки методологии. Народное искусство как дисциплина в учебном плане предполагает формирование определенной базы для освоения материала, постижения его основ, на первый план выдвигается проблема комплексного подхода и междисциплинарные методы исследования памятников подобного типа в рамках предлагаемого курса. Следует добавить, что понимание искусства как ремесла и «точной науки» со времен Леонардо да Винчи воспринимается как наиболее действенная альтернатива в процессе обучения и осмысления феномена художественного и теоретического образования, недаром идея: «Живопись - наука и законная дочь природы»3, - остается традиционным подходом в многочисленных академиях художеств, где развивалось декоративно-прикладное искусство и изучалось народное (прежде всего с точки зрения исторической достоверности костюма и утвари)4.

Трактовка влияний и цитирования «источника», требующая подуманных подходов к анализу принципов интерпретации, так же может быть затронута в рамках изучаемой проблемы, касающейся как работы с искусством классической эпохи, так и с народной традицией и актуальными художественными практиками5. В учебном плане необходимо уделить особое место курсам, посвященным как теоретическим аспектам исследования, приемам работы с материалом, принципам описания и анализа явлений, так и народному искусству. Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении традиционных методов анализа, используемых

в искусствоведении, и характерных черт неклассического искусства, требующего решения определенных проблем, связанных с формированием комплекса подходов к интерпретации как отдельного произведения, так и группы памятников, актуальность в подобном контексте приобретают междисциплинарные принципы исследования.

Проблема «визуальное и виртуальное» находит свое отражение в закономерностях восприятия и интерпретации памятника, здесь остро актуальной становится работа преподавателя в рамках педагогической практики, где средства воспроизведения и возможности введения изобразительного ряда принципиально важны как для лекционных и интерактивных занятий, так и для самостоятельной работы обучающегося. Иллюзия «доступности» произведения искусства, учитывая современные средства связи и технические возможности воспроизведения, не должна повлиять на отношение к подлиннику, уникальному произведению, поэтому такое значение в данном контексте приобретает работа на экспозиции в музее или галерее. Проблема «памятника» и «подлинника» должна решаться на уровне организации учебного процесса, обучающийся должен осознавать ценность памятника, границу между реальным объектом и его изображением и т. д.6 Проблема «технической воспроизводимости»7 при организации образовательного процесса приобретает важное, если не определяющее значение, ведь опыт зрителя в музее отличается от работы с любым типом репродуцированных изображений. Опыт непосредственного изучения архитектуры может распространяться не только на сами памятники, но и на архитектурную графику, книжную иллюстрацию, архитектуру в сценографии, декоративно-прикладном искусстве и костюме; интересен и феномен «экранной архитектуры»8, в XXI в. сами сооружения нередко превращаются в экраны для проецирования, выступают как элемент инсталляции.

Современное образование ориентировано и на дистанционные методы обучения, где проблема соотношения теории и практики должна решаться за счет разработки практических заданий, интерактивных подходов и новых методов самостоятельной работы учащихся. Безусловно, дистанционное обучение расширяет возможности, однако требуется продуманная схема организации, весьма сложное техническое и методическое обеспечение. Творческие практические задания могут решаться в контексте проблем изучения стиля как в архитектуре, так и в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Анализ памятника должен

Ю. И.Арутюнян

рассматриваться как основа практической работы искусствоведа.

Проблема практической составляющей в современном гуманитарном образовании активно обсуждается последние годы, затрагивается в рамках конференций и публикаций, осваивается в рамках трансформации требований к результатам освоения курсов и приобретения определенных компетенций (ФГОС (3+)). Особенности образования искусствоведа в рамках трехступенчатой системы обучения состоят, прежде всего, в необходимости понимания конкретных требований к выпускнику каждого уровня обучения (бакалавр, магистр, выпускник аспирантуры). Сфера профессиональной деятельности искусствоведа в последние десятилетия существенно расширилась, однако усложнились и требования к профессионализму, владению целым спектром профессиональных навыков и к умению учиться и быстро приобретать необходимые знания. Практическое искусствоведение как выход на проблемы научно-исследовательской, педагогической, музейной работы и реставрации требует новых теоретико-методологических подходов. Перед современной системой образования встает вопрос расширения практической части курса в педагогической деятельности преподавателя, в организации процесса обучения, в проведении практик. В подобном контексте выделяются место и роль прикладного бакалавриата, необходимой становится разработка междисциплинарных программ, соблюдение принципа последовательности ступеней образования, поднимается вопрос взаимодействия академической и прикладной форм образования. Проблемой остается и то, что наличие в недавнем прошлом жесткого разграничения специальностей порождает вопрос о соотношении направления обучения (специальность по диплому, базовое образование) и места работы, что не учитывает в полной мере современную тенденцию в постнеклассической науке, ориентированной на синтез и междисциплинарные подходы. Трансформация требований к выпускнику неизбежно порождает и расширение практических умений студента, ориентация на научное освоение проблемы не только у обучающегося в аспирантуре, но и у бакалавра и магистра, изменение базы практических занятий, необходимость наличия прикладный навыков и общих умений (в документах они, как правило, формулируются как умение принимать решения в профессиональной сфере, обработка информации, анализ и систематизация материала).

Искусствоведение может выступать не только как конкретное направление обучения и как дисциплина, но и как своеобразный критерий образования, планка, общие знания, позволяющие ориентироваться в культуре прошлого и современности, принимать компетентные профессиональные решения, владеть информацией, понимать векторы развития общества, быть социально адаптированным и квалифицированным специалистом. Место искусства в системе современного гуманитарного образования, безусловно, может стать шире, вовлекая в орбиту своего воздействия студентов других направлений, «компетентность^ подход» не исчерпывает всей полноты требований к профессионально компетентному специалисту, который с легкостью сможет найти применение на рынке труда. Методы обучения, особенно, интерактивные технологии, принцип преемственности, характер и значение самостоятельной работы, организация практик и их место в учебном процессе, ознакомление с принципами профессиональной деятельности, - ставят искусствоведение на уровень общих дисциплин, освоение которых может способствовать профессиональному росту любого выпускника. История искусства может существовать и в системе дополнительного образования.

Искусствоведению отводится особая роль в системе междисциплинарных подходов, это -универсальный метод активизации работы студента, развивающий его эстетические воззрения, способности и интересы, творческий потенциал, активность в самостоятельную деятельность. Освоение подобных дисциплин, если материал будет продуманно организован и удачно представлен обучающимся, бесспорно, способствует развитию личности, формированию системы ценностей, художественных способностей, интереса к научно-исследовательской работы и стремление к освоению новых видов деятельности. Методологическими проблемами искусствоведческой педагогики остается необходимость обучения в диалоге, освоение интерактивных программ, обучение приемам непосредственной работы с памятником.

Искусствоведение как наука, как творчество, как универсальный метод гуманитарного знания расширяет горизонты обучения, способствует личностному росту обучающегося, повышает его профессионализм (а значит и конкурентоспособность), и это касается и непосредственно обучающихся по направлениям, связанным с искусством, и представителей творческих специальностей, и тех, кто стремится повысить культурный уровень, и студентов «нехудожественных профессий», ориентиро-

ванных на самостоятельность, активность, стремление к научной работе. Понятие «стиль» остается дискуссионным, что дает возможность интерактивного обучения внутри предмета, на основе феномена «студентоцентрической» модели: курс строится как схема, занятие превращается в творчество, уникальность обучающегося порождает уникальность каждого курса. Приемы работы с произведением искусства для будущих искусствоведов и представителей иных специальностей должны несколько различаться, однако указанные принципы могут быть реализованы, например, в рамках деятельности студенческого научного общества: научная работа должна стать продолжением образовательного процесса, необходимо сохранять единство научной проблематики, особое значение в образовательном процессе приобретают олимпиады и конкурсы, студенческая научная конференция становится итогом индивидуальной работы, обучающийся должен иметь возможность публикации своих научных разработок.

Таким образом, искусствоведческое образование в XXI в. с неизбежностью требует включения в сложную междисциплинарную структуру, только во взаимодействии с предметами социогуманитарной направленности, обращаясь к смежным дисциплинам (а, возможно, и к точным и естественным наукам), оно обретает современность и полноту понимания явления. Междисциплинарные подходы позволяют расширить методологическую базу, изменить угол зрения, расширить предмет и объект изучения, трансформировать принципы работы с произведением. В педагогической практике искусствоведения необходима активизация индивидуальной работы студента, использование соревновательного начала (олимпиады), система преемственности (от школы, где необходимо сохранить и расширить курс «Мировой художественной культуры» к вузу, от бакалавриата к магистратуре и аспирантуре). Следует уделять больше внимания работе с одаренными школьниками и студентами. В преподавании искусствоведения возможно расширение методологической базы предметов, привлечение более широких материалов, внедрение практических курсов, новых видов практик у обучающихся (а, возможно, и специальностей), модульный подход, введение различных форм второго высшего образования, в том числе и дополнительного (повышение квалификации), разработка дистанционных программ, расширение направлений и профилей (в том числе, возможно, по

прикладному бакалавриату). Безусловный учет специфики требований к профессионалу в области искусствоведения предполагает, кроме внедрения балльно-рейтинговой системы, введение проектного обучения, построенного на системе творческих заданий, учитывая требования ФГОС (3+), которые дают определенную свободу при формировании программ обучения.

Примечания

1 Арутюнян Ю. И. Методологические проблемы искусствоведения в контексте современного гуманитарного образования // Тр. СПбГУКИ. 2013. Т. 200. С. 176.

2 См. подробнее: Там же. С. 174-185.

3 Леонардо да Винчи: кн. о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского / пер., авт. вступ. ст. А. Губер. М.: Огиз: Изогиз, 1934. С. 64.

4 См. подробнее: Арутюнян Ю. И. Отечественная война 1812 г. в программах Академии художеств и проблемы исторической концепции в живописи // Вестн. СПбГУКИ. 2013. № 1 (14). С. 90-98; Ее же. Конкурсы, награды и премии в педагогической практике Академии художеств // Там же. 2014. № 1 (18). С. 138-143.

5 См. подробнее: Ее же. Цитаты и аналогии: некоторые аспекты изучения влияний в искусстве прошлого и современности // Вестн. СПбГУКИ. 2011. № 2. С. 127-134; Ее же. Архитектурная графика: проблемы рецепции и интерпретации // Науч. тр.: вопр. теории культуры. 2014. Вып. 31, окт.-дек. С. 157-194.

6 См. подробнее: Ее же. Отчет о проведении региональной предметной олимпиады студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2013 г. по искусствоведению // Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. СПб.: Технолит, 2013. С. 57-70; Ее же. Отчет о проведении региональной предметной олимпиады студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2014 г. по искусствоведению // Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. СПб.: Технолит, 2014. С. 36-45; Ее же. Отчет о проведении региональной предметной олимпиады студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2015 г. по искусствоведению. // Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. СПб.: Технолит, 2015. С. 37-43.

7 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе / предисл., сост., пер. и примеч. С. А. Ромашко; ред. Ю. А. Здоровов. М.: Медиум, 1996. С. 15-65.

8 См. подробнее: Арутюнян Ю. И. Методологические особенности рецепции стиля в контексте феномена архитектурной графики // Тр. СПбГУКИ. 2015. Т. 209. С. 5-18.

Ответы на госы сливаем сюда.

Пожалуйста, оформляйте вопросы хорошо, пишите формулировку вопроса полностью и его номер.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Искусство в современном социокультурном образовательном процессе. Функции искусства и их реализация в художественном образовании.

1. Искусство – форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно- выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, цвета, света, природного материала и т.д). Возникая как результат творчества конкретного субъекта, произведение искусства обретает надличностный характер. Свойства содержания и формы произведения искусства, а также способ его восприятия свидетельствуют уже не только о психическом своеобразии творца, но и характеризуют коллективные формы переживания, направленность мышления, свойственные культуре его эпохи. Особенность истолкования художественных произведений состоит в том, что заложенный в них смысл оказывается непереводим на язык понятий, невыразим до конца Gmail

никакими иными средствами. В этом находит свое подтверждение идея самоценности искусства. Парадокс состоит в том, что только в том случае искусство способно удовлетворять художественную потребность, когда выступает не в качестве средства, а в качестве цели. Лишь обнаруживая свою изначально самобытную, уникальную природу, не замещаемую никакой иной - моральной, религиозной или научной деятельностью - искусство выступает оправданием самого себя, утверждая необходимость своего места в жизни человека. Только обретая цель в самом себе, искусство оказывается способным к глубокой культуросозидательной роли - восполнению ущербности человеческого бытия. Искусство становится по-настоящему незаменимым, когда, казалось бы, максимально сосредоточивается на самом себе. Другими словами, только через воплощение принципов самодостаточности художественного творчества искусство способно реализовывать себя как уникальная деятельность, значимая и за своими пределами.

Искусство – средство творческого развития и коррекции личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция – помочь человеку гармонизировать и себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке. Искусство нацелено на раскрытие творческих возможностей человека, предлагает новый опыт осмысления мира, стремиться спровоцировать, разбудить обыденное сознание. Благодаря искусству человек расширяет собственный опыт и приобщается к опыту всего человечества. В рамках социального опыта искусство позволяет человеку найти себя как исключительную индивидуальность, пройдя через самоиспытания, духовно-нравственную самопроверку. Искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. Искусство значительно повышает уровень самосознания че­ловека, очерчивает его видение мира и моральный выбор, что способст­вует духов­ному, творческому, нравственному развитию личности. Искусство предоставляет нашему сознанию художественный образ свободно, ненасильственно.


Оно учит истине и добру посредством красоты и красоте – посредством истины и добра.

Цель искусства – глубокое раскрытие и художественное отображение внутреннего мира человека, в результате чего осуществляется его нравственно-эстетическое совершенствование.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Искусство есть опосредованное отражение действительности с помощью специфического языка. Весь мир является предметом искусства. Общественная жизнь и природа, любые события и явления, сложнейшие субъективные переживания человека составляют реальное содержание художественных произведений. Искусство есть отражение действительности, отражение, более или менее объективно и полно воспроизводящее сущность, содержание, качества и свойства самой действительности.

Функции искусства:

- Коммуникативная (искусство как общение). На коммуникативности искусства основывается его современное рассмотрение как знаковой системы. Искусство имеет свои условности. Многие виды искусства (музыка, живопись, танец) не требуют для их понимания перевода на другие языки. Искусство сближает людей, позволяет им лучше узнать друг друга (культурный обмен между странами).

- Эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации ). Искусство формирует художественный вкус, способности и потребности человека, пробуждает его творческое начало.

- Познавательно-просветительская (искусство как знание и просвещение) Познавательные возможности искусства огромны, их нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Из исторических романов можно узнать о жизни того или иного общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистов вместе взятых. Формула воды H2O, но конкретно-чувственное богатство и сотни свойств воды остаются за пределами научного обобщения, зато прекрасно могут быть выражены в произведении искусства. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в самые глубины психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств, воли, раскрывает источники и мотивы действий и поступков людей. Язык искусства понятнее, метафоричнее, гибче, иносказательнее, парадоксальнее, эмоционально и эстетически богаче, чем естественный, разговорный язык, поэтому информативные возможности художественного языка шире и качественно выше. Музыкальные и художественые произведения, подобно любому явлению культуры, могут восприниматься в качестве документов эпохи. Они могут быть познавательны в различных ракурсах: историко-фактологическом, философско-мировоззренческом, этико-эмоциональном и т.д.

- Общественно-преобразующая (искусство как деятельность). Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества. Искусство - творение художественной реальности и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника. Искусство преобразует реальность:

Через идейно-эстетическое воздействие на людей. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру, ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья.

Через включение человека в ценностно ориентированную деятельность. Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Так порабощенный исландский народ создавал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные герои-богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы о свободе и независимости. Мечты народа об освобождении от власти татаро-монгольского ига отражены в русских былинах.

Через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности (автор перерабатывает жизненный материал, строя новую реальность - художественный мир)

- Личностно преобразующая – способность искусства воздействовать и качественно изменять психолого-характерологическую структуру личности.

- Компенсаторная (искусство как утешение). Воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, и хотя бы частично компенсируют монотонность повседневности. Компенсаторная функция имеет три основных аспекта:

Отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный);

Утешающий;

Способствующий духовной гармонии человека (собственно компенсаторный).

Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство способно утешить человека, увести его в мир грез. Своей гармонией оно дает человеку равновесие, порой помогающее ему удержаться на краю пропасти, дает возможность жить дальше.

- Воспитательная (искусство как катарсис). Искусство формирует целостную личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством, оно проявляется подсознательно. Аристотелевская теория катарсиса состоит в том, что показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Человек обогащается опытом других людей и быстрее и качественнее вырабатывает собственные ценностные установки.

- Гедонистическая (искусство как наслаждение). Эстетическое наслаждение имеет особый духовный характер, и еще древние греки отличали его от плотских удовольствий. Художественное творчество доставляет людям радость постижения красоты и художественной правды. Также по праву принадлежащим искусству можно выделить функции: внушающую, информационную, анализирующую, предвосхищения.

- Психотерапевтическая. Она приобретает особое значение тогда, когда общество или конкретный человек переживают болезненный кризис. Потому, что искусство способно погрузить человека в состояние, в котором он испытает катарсис. О катарсисе говорил еще Аристотель, называя этим словом переживания зрителей в античном театре. Они словно выплескивали свои видимые или невидимые слезы, видимые или невидимые страдания, сопереживая героям античных спектаклей. Одна из задач арт-терапии - переводить патологию в норму. Например, трансформировать комплекс неполноценности или комплекс превосходства в гуманистическое социальное чувство (каждый день, хотя бы мысленно, делать что-то приятное наибольшему числу людей). Л. Толстой видел одну из важнейших задач искусства в том, чтобы помогать людям полюбить жизнь.

- Каноническая и эвристическая функция рассматривается музыковедами как диалектическая пара противоположностей, что позволяет рассматривать музыкальное явление с позиции взаимосвязи традиции и инновации.

На возможности искусства в коррекции психических процессов у детей указывали зарубежные (О.Декроли) и отечественные (Л.С.Выготский) представители педагогики, психологии. Искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств. Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Особенно ценно положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С.Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих проблемы в развитии. Искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор, реализует познавательные интересы детей. Искусство позволяет ребенку ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, т.к. оно является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, а с другой, средством реализации социально-педагогической функции искусства.

Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и вступление на путь новых отношений с окружающим миром. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология искусства», Л.С. Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство». Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития. Основная задача занятий художественного цикла в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к искусству, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать, испытывая потребность в систематическом общении с ней.