Общее понятие о дидактике

Компонентами целостного педагогического процесса, как отмечено выше, являются обучение и воспитание. Протекают они в единстве и взаимосвязи. Однако каждый из этих компонентов имеет свои особенности, самостоятельное значение, поэтому в педагогике более традиционным является рассмотрение их в отдельности.

Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков и другие ученые.

Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» – поучающий и «didasko» – изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571–1635) для обозначения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия»).

Великий чешский педагог Яш Амос Коменский в труде «Великая дидактика» назвал эту науку «всеобщим искусством всех учить всему», включив в ее структуру, однако, и воспитание. Немецкий педагог И.Ф. Гербарт в начале XX в. придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения.

По мере развития педагогики дидактика все более концентрировала свое внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспитания не существуют. Отсюда следует, что дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм .

Дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

В.И. Андреев считает, что и такое определение является недостаточно полным, так как, во-первых, существует не одна, а несколько достаточно обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компьютерного и других видов и типов обучения. Во-вторых, особенно в последние годы в педагогике все более последовательно и обстоятельно проводится мысль, что дидактика не заканчивается теорией образования и обучения, а выходит на уровень технологии обучения. Поэтому более полным, считает автор, будет следующее определение: дидактика – это наука о теориях образования и технологиях обучения .

Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.

Различают общую и частные дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и решение поставленных задач.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).

Как наука дидактика занимается разработкой проблем:

  1. для чего учить (цели образования, обучения);
  2. кого учить (субъекты обучения);
  3. какие стратегии обучения наиболее эффективны (принципы обучения);
  4. чему учить (содержание образования, обучения);
  5. как учить (методы обучения);
  6. как организовать обучение (формы организации обучения);
  7. какие необходимы средства обучения (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.);
  8. что достигается в результате обучения (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения);
  9. как проконтролировать и оценить результаты обучения (методы контроля и оценки результатов обучения).

Предварительный просмотр:

Обучение как дидактический процесс

Рассмотрение данного вопроса следует начать с выяснения сущности педагогических категорий «обучение» и «процесс обучения». Иногда их рассматривают как тождественные понятия. Но это не всегда так. Понятие «обучение» определяет явление, тогда как понятие «процесс обучения» (или «учебный процесс») – это развитие процесса во времени и пространстве, последовательная смена его этапов.

Долгое время под процессом обучения в основном понималось только преподавание, т.е. деятельность учителя. Со временем более широкий смысл стали вкладывать в данное понятие, уделив особое внимание деятельности учащихся.

Процесс обучения – сложный процесс объективной действительности. Он включает в себя большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Поэтому трудно дать полное и всестороннее его определение. В Российской педагогической энциклопедии под процессом обучения понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание» .

Ю.К. Бабанский считает: «Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» .

Более емкое определение данному понятию дает И.П. Подласый: «Процесс обучения – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями» .

Из всего сказанного можно сделать вывод, что процесс обучения – это целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие последних.

Процесс обучения носит двусторонний характер. Он включает в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание – обучающая деятельность педагога по организации усвоения учебного материала и учение – деятельность учащихся по усвоению знаний. Связующим звеном между ними служит содержание образования, которое опосредствует совместную деятельность.

В основе обучения лежат знания, умения и навыки, представляющие для преподавателя базовые компоненты содержания данного процесса и воспринимаемые учениками в качестве продуктов усвоения.

Важнейшим элементом учения являются мотивы, т.е. побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. К учению побуждает множество мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Их развитию способствует высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания.

Предварительный просмотр:

Функции процесса обучения

Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, побудительную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.

Образовательная функция процесса обучения состоит в том, что она направлена, прежде всего, на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Знание – это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д.

В процессе обучения научные знания должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции обеспечивает полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. При этом учащиеся получают сведения по основам наук и видам деятельности, у них закладываются основы сознательного оперирования полученными знаниями, использования их для решения жизненных задач.

Образовательная функция также предполагает, что обучение направлено не только на получение учащимися знаний, но и на формирование у них умений и навыков.

Умение – это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила. Или: умение – это владение способами применения знаний на практике.

Навык – это автоматизированный компонент сознательной деятельности. Другими словами, это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства.

Умения образуются в результате упражнений. Для выработки навыков необходимы многократные повторения.

Умения и навыки бывают общеучебные и специальные Последние включают в себя специфические для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это проведение лабораторных опытов, показ демонстраций; по географии – работа с картой, масштабные измерения ориентирование с помощью компаса и других приборов по биологии – работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом; по математике – работа с логарифмической линейкой, вычислительными машина ми, различного типа моделями и др.

Кроме специальных в процессе обучения учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам. Например, навыками чтения и письма, рациональной организации самостоятельной познавательной деятельности, умениям работы с учебниками, справочниками, библиографическим аппаратом и т.д.

Как уже упоминалось, процесс обучения одновременно с образовательной реализует и воспитательную функцию Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы деятельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации.

Возможностями воспитания располагает, прежде всего, содержание образования. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучающихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Воспитательное воздействие в процессе обучения оказывает также характер общения учителя и ученика, учащихся между собой, психологический климат в коллективе. Существуют различные стили общения между участниками педагогического процесса: авторитарный, демократический, либеральный. Современная педагогика считает, что оптимальным является демократический, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение преподавателя к обучающимся, предоставление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и иногда не в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе его содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие. Причем оно осуществляется во всех направлениях: развитии речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. «Обучение ведет за собой развитие» – утверждает один из важных законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским. Ему способствует как содержание образования, используемые методы и формы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность обучаемых.

Хотя правильно поставленное обучение всегда развивает, однако эта функция успешнее реализуется при наличии специальной направленности. В теории и практике разработаны особые технологии обучения, преследующие именно Цели развития личности. Значительный вклад в создание системы развивающего обучения внесли отечественные ученые П.А. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.

И.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина разработали теорию поэтапного формирования умственных действий. Л.В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися своих учебных действий. A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов разработали основы проблемного обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин – концепцию содержательного обобщения в обучении, Г.И. Щукина – способы активизации познавательной деятельности обучающихся. Д. Кабалевский, И. Волков разработали методическую систему, способствующую развитию эмоциональной сферы, богатства чувств, переживаний от восприятия природы и искусства, окружающих людей.

В настоящее время существует множество технологий, успешно реализующих развивающую функцию обучения (см. лекцию 11).

Кроме образовательной, воспитательной и развивающей некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции обучения. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.

Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимообусловлены и реализуются во всех его дидактических компонентах.

Предварительный просмотр:

Методологические основы обучения

Существуют различные методологические подходы к объяснению сущности обучения. Из зарубежных концепций наиболее распространенными, раскрывающими механизмы учения являются бихевиористическая и прагматическая теории.

Бихевиористическая теория получила широкое распространение в педагогической практике США и многих стран Европы. Ее приверженцы рассматривают все феномены психической жизни как совокупность актов поведения. Они отождествляют психику человека и животных, сводят всю сложную жизнедеятельность к формуле «стимул – реакция». С их точки зрения, процесс обучения – это искусство управления стимулами с целью возникновения или предотвращения определенных реакций, а процесс учения – совокупность реакций на стимулы и стимулирующие ситуации. Развитие сознания отождествляется с формированием реакций обучающихся, т.е. обучение они рассматривают, как выработку способности реагировать определенным образом на определенные ситуации, а не как развитие умения действовать или думать.

Таким образом, сознательная деятельность человека в процессе обучения объясняется не психическими, а физиологическими процессами. Осознанные действия учащихся подменяются чисто рефлекторными. Отличие человека от высокоорганизованных животных бихевиористы видят в том, что на него могут влиять вторичные, словесные, стимулы, на которые также возникают ответные реакции.

В отличие от бихевиористов прагматисты сводят обучение лишь к расширению личного опыта ученика, для того чтобы он как можно лучше приспособился к существующему общественному строю. Обучение может только способствовать проявлению заложенных в человеке от рождения возможностей. Поэтому его цель – научить ребенка жить. А это означает приспосабливаться к окружающей среде, удовлетворять личные интересы и потребности без ориентации на социальное окружение, исходя из субъективно понимаемой пользы.

В соответствии с этими воззрениями прагматисты утверждают, что обучение – это сугубо индивидуальный процесс. Они не считают необходимым формирование систематических знаний, умений и навыков, а, следовательно, отрицают научное обоснование учебных планов и программ. Прагматисты умаляют значение учителя в процессе обучения, отводя ему роль помощника, консультанта. Для них основной механизм и, соответственно, метод получения знаний, умений и навыков – «обучение через делание», т.е. выполнение практических заданий, упражнений.

Кроме бихевиоризма и прагматизма существуют и другие теории обучения. Некоторые из них отвергают как физиологические, так и психологические основы учебного процесса, сводя его лишь к реакциям, происходящим в душе ученика. Механизм получения знаний, умений и навыков они или никак не объясняют, или сводят к интуиции, озарению, усмотрению и т.п. Такую направленность имеют экзистенциализм и неотомизм, которые принижают роль обучения, подчиняют интеллектуальное развитие воспитанию чувств. Объяснение подобной позиции исходит из утверждения, что познать можно лишь отдельные факты, но без их осознания, без учета взаимосвязи закономерностей.

Есть и другие подходы к объяснению механизма обучения. В настоящее время большинство ученых разделяют точку зрения, что теоретико-методологической основой обучения является материалистическая теория познания (гносеология), согласно которой реальный мир объективен и существует вне сознания человека, он познаваем. Познание есть отражение реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой являются знания, обобщения в виде теорий, законов, научных понятий.

Диалектический путь познания истины, объективной реальности идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

В процессе живого созерцания, т.е. посредством ощущений, восприятия, активного изучения объективной реальности, возникают определенные представления о тех или иных явлениях и предметах. Эти представления создают основу для обобщений. Абстрактное мышление позволяет установить общие признаки познаваемых явлений, усвоить понятия, суждения, умозаключения, установить существенные, необходимые, устойчивые связи между явлениями, т.е. вывести определенные законы и закономерности.

Все эти положения гносеологии имеют прямое отношение и к учебному познанию. Учение всегда связано с познанием. Задача обучения состоит в том, чтобы закономерности природы, развития общества и психических процессов человека стали достоянием сознания обучающихся.

Между познанием и обучением много общего. Ученик тоже познает окружающий мир. Учение, следовательно, можно рассматривать как разновидность, своеобразную форму познания.

Однако между познанием и обучением имеются существенные различия:

  1. познание – это общественно-историческая категория. За многие столетия ученые открыли немало закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. Это значит, что ученые познают новое в его первозданном виде, поэтому оно может быть неполным. В процессе обучения учащиеся воспринимают известное как новое, усваивают уже накопленные наукой представления, понятия, факты. Они как бы заново открывают для себя известные истины, изучают упрощенный, дидактически адаптированный к возрастным учебным возможностям и особенностям учеников материал. Кроме того, учебное познание обязательно предполагает непосредственное или опосредованное влияние учителя, а ученый часто обходится без межличностного взаимодействия;
  2. в процессе познания путь к открытиям нередко представляет собой длительный период (иногда столетия) исканий, экспериментов, научных размышлений, проб и ошибок, проверки на практике. В учебном процессе путь усвоения знаний более короток, он значительно облегчен мастерством учителя;
  3. процесс познания требует восприятия материальных или духовных объектов, при этом практика является критерием истины. Она служит обязательным условием в открытии закономерностей. Логика процесса познания идет от живого созерцания к осмыслению и практике. В обучении учитель может менять звенья процесса усвоения знаний, чередовать или совмещать с практическими умениями и навыками.

Таким образом, между познанием и процессом обучения имеются как общие черты, так и различия. Учебный процесс развивается по присущей ему внутренней логике на основе закономерностей, происходящих в психической деятельности учащихся.

Однако в последнее время появились работы, в которых иначе понимается методология обучения. В.К. Дьяченко доказывает, что обучение и познание не только разные, но и в определенном смысле противоположные процессы. Познание это своего рода отражение предметов и явлений объективно существующего мира, их свойств, особенностей, сущностей. Обучение же представляет собой совместную деятельность учителя и ученика, их реальное, прежде всего физическое, коммуникативное взаимодействие посредством звуков и знаков, с помощью языка. Если этого физического, материального взаимодействия нет, то обучение происходить не может.

Обучение – это практическая деятельность людей, это объективная реальность, а познание – отражение, явление вторичного порядка.

В отличие от познания, которое является функцией мозга, внутренних психических свойств человека, обучение происходит в классной комнате, мастерской, на заводе. Эти процессы противоположны настолько, насколько реальные вещи и реальные явления противоположны понятиям и представлениям о них в головах людей.

Если бы сущность обучения и сущность познания совпадали, то и обучение, и познание происходили бы в сознании. Но обучение – это реальное, физическое взаимодействие людей обучающих и обучаемых, и оно происходит не в их сознании. Поэтому теория познания, как бы обстоятельно и конкретно она ни излагалась применительно к обучению, не может служить методологической, научно-теоретической основой обучения. Нужно анализировать взаимодействие ученика и учителя, осуществляемое с помощью языка, звуков и знаков, то есть рассматривать обучение не как частный случай познания, а как частный случай общения. Следовательно, сущностью обучения является общение.

Такова позиция В.К. Дьяченко . Широкого признания такой подход не получил.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Какие основные теории объясняют сущность обучения?
  2. Что, по вашему мнению, является сущностью обучения – познание или общение?
  3. Как связаны между собой процессы познания и обучения?
  4. Дайте характеристику основных функций процесса обучения.
  5. Назовите основные звенья процесса обучения. Охарактеризуйте их.

Литература

Основная

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. В 2 кн. Кн. 2. Казань, 1998.
  1. Педагогика: Учебник / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.

Дополнительная

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  2. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., 2001.
  1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М., 2001.
  2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польск. М., 1986.
  3. Снегуров А.В. Педагогика от А до Я: Полезная занимательная книга для детей и взрослых. М., 1999.

Теория обучения - это самостоятельная часть науки педагогики. Ее также принято называть дидактикой (от греческого «дидактикос» - воспитывающий, поучающий). Учителей в школах Древней Греции называли дидаскалами, поскольку на них были возложены обязанности не только дать молодежи определенные знания, но и воспитать их настоящими гражданами. Постепенно в разговорном языке это понятие приобрело презрительное значение: «стремление всех поучать, излишне морализаторствовать».

Но немецкий педагог В. Ратке вернул данному термину утраченное значение - искусство образования или обучения. В труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» указывается, что эта теория распространяется не только на детей в школе, «она учит всех всему», а потому она универсальна. И действительно, в процессе нашей жизни мы каждый день узнаем что-то новое, и то, насколько хорошо мы усвоим информацию, зависит от способов ее подачи. Методы, приемы и типы дидактики разрабатывали в дальнейшем такие видные ученые, как В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, И.П. Подласый и Ю.К. Бабанский.

Таким образом, современная теория обучения исследует взаимодействие и взаимосвязи «воспитывающего» преподавания с школьников. Она ставит перед собой задачу совершенствования учебного процесса, разработки новых эффективных К тому же она описывает и объясняет процесс воспитания и образования. Например, дидактика на разных этапах призывает использовать различные формы и методы познавательной деятельности: преподаватель - ученики; школьник - книга; ребенок - класс и иные.

Таким образом, теория обучения говорит, что знания усваиваются нами не сами по себе, не изолированно, а в единстве с принципами их подачи и практикой их применения. Причем каждая наука имеет свою специфику подачи материала: физика, химия, другие прикладные дисциплины в корне отличаются от процесса обучения музыке или философии. На этом основании дидактика выделяет предметные методики. Помимо этого, считается, что данная наука исполняет две основные функции: теоретическую (дает общие понятия ученикам) и практическую (прививает им определенные навыки).

Но также не следует сбрасывать со счетов самую главную задачу педагогики - воспитание самостоятельной личности. Человек не только должен усвоить теоретические знания и применять их так, как ему объяснил преподаватель, но и творчески подходить к использованию этих исходных теорий и практик, чтобы созидать что-то новое. Эта область педагогики получила название «теория развивающего обучения». Ее основы выдвинул еще в XVIII веке Песталоцци, указав, что в человеке от рождения заложено стремле

ние к развитию. Задача же учителя - помочь этим способностям развиться в полной мере.

Советская педагогика исходила из принципа, что воспитание и получение информации должны опережать, вести за собой развитие склонностей и талантов учеников. Поэтому отечественная теория обучения строится на таких принципах: высокий уровень трудности для всего класса (рассчитанный на самых одаренных детей); примат теоретического материала; быстрый темп овладения материалом; осознание учениками самого процесса обучения. ориентировано на потенциальные возможности ученика, чтобы «подстегнуть» их полностью раскрыться.

дидактику можно определить как.

Основные группы задач современной дидактики:

Билет 2 Сущность обучения как педагогического процесса

Обучение – это процесс совместной целенаправленной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности (рис. 4.1).

. Сущность учебного процесса

Обучение – процесс, протекание которого подчиняется определённой логике, а значит, поддаётся изучению, управлению и прогнозированию. Процесс обучения иначе называют учебным или дидактическим процессом.

Социальная направленность обучения проявляется в том, что обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека, т.е. подготовки человека к жизни в обществе.

Сущность обучения можно выразить через следующие признаки современного дидактического процесса:

Двусторонний характер процесса (преподавание – учение);

Совместная деятельность учителя и ученика;

Руководящая роль учителя;

Специальная планомерная организация всего процесса;

Соответствие учебного процесса закономерностям возрастного развития учащихся;

Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.

Логика учебного процесса отражает путь познания, которым идёт ученик в процессе обучения. Логика учебного процесса зависит от возраста и уровня подготовленности учащихся, от особенностей изучаемого материала, от целей и задач учебного процесса. Например, в начальной школе преобладает традиционная логика обучения: восприятие конкретных предметов и явлений → образование представлений → обобщение отдельных представлений → формирование общих понятий. В средних и старших классах почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений могут вводиться научные понятия, объясняться принципы.

Структура учебного процесса – это построение процесса обучения, единство, взаимосвязь и взаимодействие его отдельных компонентов (И. Ф. Харламов):

Целевого (поставленные цели и задачи образования, воспитания и развития учащихся);

Мотивационно-потребностного (мотивы преподавания и учения, потребность в передаче и восприятии знаний и опыта);

Деятельностно-операционного (образовательные технологии);

Эмоционально-волевого (познавательные интересы и ответственность в учебном процессе);

Контрольно-регулировочного (контроль протекания учебного процесса, его коррекция);

Оценочно-результативного (объективная оценка результатов обучения на основе сопоставления полученного результата с целевым компонентом).

Билет3 Функции процесса обучения

Основные функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. Эти функции исторически закрепились за процессом обучения, их выполнение обеспечивает полноценное развитие и успешную социализацию личности учащихся.

Образовательная функция заключается в формировании знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения.

Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.

Проблема единства и взаимосвязи функций обучения состоит в том, что для формирования у ученика базовой культуры личности, для его гармоничного развития учебный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы его функции были неразрывны, реализовывались во всех компонентах обучения: в комплексе задач урока, в содержании учебного материала, в системе методов, приёмов, форм и средств обучения и т.д.

Билет 4 Противоречия как движущие силы процесса обучения

Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях. Процесс обучения, ввиду его сложности и многогранности, очень противоречив. Движение, т.е. протекание учебного процесса, достигается за счёт постоянного разрешения возникающих противоречий.

Противоречия процесса обучения проявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений. Каждый раз, сталкиваясь с задачей, для решения которой требуется освоение новых знаний и опыта, ученик с помощью педагога вынужден преодолевать эти противоречия.

Противоречие становится движущей силой обучения, если…

а) оно осознаётся учеником как требующее разрешения;

б) разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития;

в) данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения.

Билет 6 Принципы обучения

Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.

Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов. Так, И.П. Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) последовательности и систематичности; 4) прочности; 5) доступности; 6) научности; 7) связи теории с практикой. П.И. Пидкасистый и В.В. Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.

Однако при всём разнообразии существующих подходов можно выделить ряд принципов, которые прошли длительную проверку временем и присутствуют – так или иначе – в подавляющем большинстве современных учебников и пособий по педагогике. Рассмотрим эти принципы.

Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов. Реализация этого принципа требует от преподавателя…

Исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;

Применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;

Быть в курсе последних научных достижений в своем предмете;

Поощрять исследовательские работы школьников;

Находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.

Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала. Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:

Использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;

Разделять содержание учебного материала на логические завершенные части (т.е. применять «пошаговую систему»), последовательно реализовать эти части (шаги, этапы) и приучать к этому учащихся;
- не допускать нарушения системы в содержании, и способах обучения, а если она нарушена, то немедленно нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость;

Изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.

Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.

Пожалуй, одним из наиболее убедительных примеров реализации этих принципов является история непобедимого античного борца Милона, живший в IV веке до н.э. В юности Милон тренировался, ежедневно нося на своих плечах маленького теленка. Телёнок рос, постепенно становясь тяжелее. Однако юноша в это время развивался физически, и по-прежнему мог носить его на себе.

Суть принципа доступности состоит в том, что сначала нужно выявить раннее сформированные знания и умения, а уже потом постепенно осуществлять новые стадии обучения. Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающие затруднений должно быть для него посильным. Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил:

Добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися;

Ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку;

Обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности;

Изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д.

Принцип наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета и явления, а в использование целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний. Вот некоторые из правил эффективной реализации принципа наглядности:

Использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме;

Используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий;

При использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал;

Тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;

В подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.

Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении. Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) учениками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании. В качестве рекомендаций по практическому применению этого принципа можно привести следующие правила:

Использовать возможности взаимообучения;

Организовывать соревнование и партнёрство учащихся;

Обеспечивать условия для коллективного поиска правильного ответа;

Вводить в учебный процесс занимательные задания, игровые элементы;

Учить находить второстепенное и главное в изучаемом материале;

Использовать в обучении реальные жизненные ситуации и требовать от учащихся самостоятельного понимания, видения различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

Стандарт-это образец,норма

Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднёв).

Правовые основы государственной стандартизации образования содержатся в Конституции РФ , согласно которой Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ст. 43.5), а также в Законе РФ«Об образовании» (принят в 1992 г., утрачивает силу 01.09.2013) и новом Федеральном Законе «Об образовании в РФ» (2012 г.), который вступает в действие 01.09.2013.

Основные причины государственной стандартизации содержания образования :

· необходимо обеспечить единый минимальный уровень образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений России;

· необходимо учесть тенденции развития образования в мире (в масштабах целой страны рациональней это делать централизованно.

1.Обеспеченье единства образуемого пространства Р.Ф.

2.Обеспеченье приемлемости

3.Вариантивность обеспечения образовательных программ

4.Обеспеченье гарантий качества образования и гарантий соответствующего уровня

Виды требований:

1.К структуре обязательной части и части формирования участниками образовательных отношений.

2.Требования к результатам освоения ООП

3.К условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования, действующие в России на сегодняшний день – это основные документы, регламентирующие содержание общего образования для каждой его ступени. Отдельные ФГОС разработаны для начального, основного, полного (среднего) общего образования, и каждый из них утверждён отдельным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Вместе с тем, все ФГОС преемственны, любой из них имеет следующую структуру .
I. Общие положения.
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.

· Личностные результаты освоения основной образовательной программы.(самоопределение,смысл формирования мотивации учения, морально нравственные орентации)

· Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.

· Предметные результаты освоения основной образовательной программы.

III. Требования к структуре основной образовательной программы.
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Билет 10 Учебный план: сущность, виды. Базисный учебный план: задачи, части, варианты построения

Учебный план фиксирует рекомендуемый состав учебных предметов и распределение между ними учебного времени. Он имеет форму таблицы, в которой для каждого учебного предмета указано количество уроков в неделю для каждого года обучения. Существует три основных вида учебных плана:

Базисный;

Типовой;

Учебный план школы.

Базисный план общеобразовательной школы – основной государственный нормативный документ, который является частью ГОСТа в области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих планов и является исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный план для основной школы утверждается Госдумой, а полной средней школы утверждается Министерством образования РФ.

Индивидуальный учебный план: разрабатывается для дистационного

Учебный план – нормативный документ, по которому работает конкретная школа; сертификат учебного заведения, в котором определяется:

а) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

б) полный перечень предметов, которые изучаются в данном учебном заведении;

в) распределение предметов по годам учения;

г) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

д) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

е) структура и продолжительность практикумов, лагерных сборов, факультативных занятий.

Существует 2 типа учебных планов в образовательном учреждении:

1)учебный план школы – разработанный на основе государственного базисного учебного плана на длительный период;

2)рабочий учебный план – разработанный на основе ГОСТа с учетом текущих условий и утверждаемый педсоветом школы ежегодно.

В учебном плане выделяют 3 основных учебных занятий:

Обязательные занятия;

Обязательные занятия по выбору учащихся;

Факультативные занятия.

Базисный учебный план

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Для первой ступени общего образования представлены четыре возможных варианта учебного плана обучения.

Варианты 1 и 2 базисного учебного (образовательного) плана предназначены для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на русском языке.

Вариант 3 базисного учебного (образовательного) плана предназначен для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России.

Вариант 4 базисного учебного (образовательного) плана предназначен для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на родном (нерусском) языке.

Ошибки оценивания

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе и вузе относятся:

· великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах;

· перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);

· оценка по настроению;

· отсутствие твердых критериев (за слабые ответы преподаватель может ставить высокие отметки или наоборот);

· центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например не ставить двоек и пятерок);

· неустойчивость системы (преподаватель или долго не спрашивает, или весь урок ведет опрос);

· близость оценки той, которая была выставлена ранее (например, на предыдущих экзаменах другими преподавателями или учителю трудно сразу после двойки поставить пятерку);

· ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);

· перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;

· завышение или занижение отметок и др.

Однако за каждым намеренным завышением и занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оценки слабому ученику может восприниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки.

Особенности методики

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи(1859-1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Основное в проблемном обучении - создание проблемной ситуации.

Проблемность - главное условие развития объекта (мир) и субъекта (человек) - может быть рассмотрена как диалектическая категория, рядоположенная с другими, или как главный признак данных категорий в развитии, или как главный принцип их действия, деятельности, или как необходимость действовать.

Проблемная ситуация -- способ вскрытия объективно существующей проблемности, выраженной эксплицитно или имплицитно, которая проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии субъекта и объекта.

Проблемная задача - средство создания проблемной ситуации - имеет оболочку, материализованную в ее формулировке (устной или письменной), ориентирована на потребности и возможности субъекта.

Проблематизация - механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом, материализованной в данной проблемной задаче.

Проблема - противоречие - единица содержания и процесса движения в материальном и идеальном пространстве, порождающая процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком. Этот процесс непрерывен.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

1.Высокая самостоятельность учащихся;

2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

4) проверка правильности решения проблемы.

Бинарные методы обучения.

Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение учителем фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.

Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность школьника в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя, заучивание изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.

Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения.

Репродуктивный метод учения - система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.

Инструктивный метод преподавания. Учитель инструктирует учащихся, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности учащихся.

Практический метод учения предполагает практические и физические учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:

а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.

б) деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.

Объяснительно-побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается учеником в виде

проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.

Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.

Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика.

Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.

Функции проблемного обучения

1. развитие творческих потенций и формирование структур творческой деятельности;

2. творческое усвоение знаний и способов деятельности;

3. творческое овладение методами современной науки.

К трудностям проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у учащихся в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. На мой взгляд, зная уровень интеллектуального развития учащихся своего класса и работая в системе, этих трудностей можно избежать


Билет1 Теория обучения как раздел педагогики

Теорию обучения (дидактику) традиционно рассматривают как относительно самостоятельную часть педагогической науки. Современная дидактика призвана реализовать идеи гуманной педагогики, направленной на формирование свободной, творческой, социально активной, полезной и успешной личности. Знание теории обучения необходимо каждому педагогу, поскольку задачи образования, воспитания и развития учащихся в педагогической деятельности наиболее эффективно решаются с опорой на научные знания.

Дидактика (от греч. didaktikos – «поучающий, обучающий») – теория обучения.

Ещё Древней Греции учитель, преподающий в школе, назывался дидаскáлом. Термин «дидактика» появился в XVII веке. Он был введён В. Ратке в значении «искусство обучения». Я.А. Коменский в своей книге «Великая дидактика» определил дидактику как «универсальное искусство учить всех всему», включая в круг изучаемых дидактикой вопросов как обучение, так и воспитание. Однако по мере развития педагогической науки дидактика постепенно сосредоточила своё внимание исключительно на учебном процессе.

Основываясь на наиболее признанных в педагогической науке определениях (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, И.П. Подласый, В.И. Загвязинский), современную дидактику можно определить какотносительно самостоятельный раздел педагогики, науку, которая занимается изучением теоретических и методических основ обучения, даёт научное обоснование целям, содержанию, методам, средствам, организации обучения и образования .

Предметом современной дидактики является взаимосвязь и взаимодействие преподавания (обучающегося воспитывающей деятельности учителя) и учения (учебно-познавательной деятельности учащихся).

Основные группы задач современной дидактики:

1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его протекания;

2) совершенствовать процесс обучения, разрабатывать новые, более эффективные системы обучения и образовательные технологии.

В наши дни дидактика охватывает различные направления исследований учебного процесса :

Исследует сущность и закономерности обучения, общие принципы организации учебного процесса;

Изучает и разрабатывает пути активизации познавательной деятельности учащихся;

Определяет педагогические основы содержания образования;

Разрабатывает систему методов, приёмов и правил обучения, определяет условия их эффективного применения;

Разрабатывает и совершенствует формы, виды, системы, модели обучения;

Совершенствует организацию процессов преподавания и учения в различных типах образовательных учреждений.

Определение 1

Педагогическая теория – это особая организация знаний, которая объясняет отдельную область явлений педагога.

Выделяют такие основные составляющие педагогической теории:

  • Законы и закономерности.
  • Основы.
  • Правила
  • Объяснения.

В литературе существует классификация педагогических теорий. Всеобщие системы педагогики разделяют на теории воспитания и обучения. На это большое влияние оказали: Б. И. Коротаев, Б. Т. Лихачёв, И. П. Подласый, В. Г. Пряникова, З. И. Равкин и другие.

Психологическая педагогическая теория рассматривает такой вопрос – анализ взаимосвязи обучения, воспитания и развитие детей дошкольников. В конце тридцатых годов 20 столетия были сформированы три главных теории:

  • Первая – воспитание ребёнка относят к свободному процессу от обучения и преподавания. Главная задача – самостоятельность, независимость ребёнка от взрослого.
  • Вторая – изучение взаимосвязи развития и обучения.
  • Третья теория – это в педагогике отдельный процесс, который предполагает развитие ребёнка, независимо от обучения и воспитания.

Наивысшего теоретического уровня образования требует педагогическая теория развивающего обучения. Также необходимо придерживаться быстрого темпа обучения, постоянного зубрения учебного материала в современных условиях, обучения детей материалом, который мотивирует в изучения и познанию, гуманизации взаимосвязи детей и педагогов.

При воспитании ребёнка необходимо направлять его не только на существующие стандарты, но на воплощение его потенциалов. Умения, познания и навыки являются способом полноценного создания личности ребёнка, а не целью. Во время занятий педагог относится к ученику, как к сотруднику или партнеру. Учитель должен учитывать интересы ребенка, так как на первом месте стоит направление его последующего совершенствования как члена общества.

Существуют специальные педагогические теории, которые раскрывают проблемы воспитания детей дошкольников. За преподавательской антропологией, обучение является созданием условий, которые направляются н развитие детей. Главное – это личность ребёнка как субъекта. Любой ребёнок нуждается в поддержке и помощи взрослого.

Суждение развития личности

За типом суждения развития личности педагогические теории делятся на следующие:

  • Когнитивные.
  • Психоаналитические.
  • Теория привязанности.
  • Бихевибристкая.
  • Гуманистическая.
  • Деятельностный подход.

Все эти теории, по содержания, реализуют принцип интеграции. Раскрываются они на стадии научного осмысления и экспериментирования.

Научные исследования, которые проводятся сегодня, показывают положительную сторону сближения различных видов активности, при этом используя интересные для детей формы и средства по содержанию. Параллельно проводится изучение разных видов программ. Это позволит экономить достаточно времени для организации игровой и самостоятельной активности ребенка и прийти к желаемому образовательному эффекту за небольшое количество времени.

Отечественные педагогические теории

Отечественные теории выполняют такие функции:

  • Включают ограниченные направления развития детей.
  • Берут во внимание данные психологии и педагогики дошкольника.
  • Показывают результат работ авторов на протяжении многих лет над различными проблемами.

В последнее время актуальным стала проблема роли экономики в формировании личности дошкольника. Данная проблема экономического воспитания недавно стала просматриваться в аспекте нравственного и трудового воспитания.

В теоретическом аспекте правовое воспитание рассматривалось со стороны уважения свободы детей как личности. Нравственно-правовое образование подразумевает:

  • Развитие самооценки ребенка.
  • Развитие самоуверенности.
  • Нравственных мотивов поведения.
  • Развитие взаимоотношений.

Главная задача современной педагогики дошкольного образования – решение вопросов, которые связанны с формированием у ребёнка активных и заинтересованных отношений к стране, в которой он проживает.

На принципах народности Ушинского, Толстого и исследованиях Жуковского, Левина-Щириного, Козловой, Богомоловой, Беляевой, Мельниковой, Сусловой, Корнеевой была выстроена педагогическая теория гражданского и патриотического образования дошкольников. Были созданы специальные программы обучения детей дошкольников в вопросах патриотизма. Актуальными стали такие работы: «Истоки», «Детство», «Из детства – в отрочество», «Наследие» Новицкой, «Наш дом – Южный Урал» Бабуновой, «Я – Человек» Козловой, «Народоведение» Лазоревого и другие.

Три этапа образования

Педагогическая теория правового воспитания детей дошкольного возраста объясняет важность, содержание, периоды и преподавательские условия. Выделяют три основных этапа образования:

  • Первый этап называется базовым. Сюда входит знакомство с моральными нормами и принципами: этические беседы, показание нравственных ситуаций, видеозаписи, нравственные поступки детей и т.д.
  • Второй этап именуется основным. Происходит знакомство с личными правами ребёнка: на отдых, образование, имя и фамилию, любовь. Происходит чтение художественных произведений, этические беседы, упражнения в практический навыках поведения в разных ситуациях.
  • Третий этап – заключительный. Включает рассказ о Конвенции, о правах ребёнка, которые действуют для всех детей, чтение художественных произведений, разработка коллажа о правах ребёнка, нравственные беседы и другое.
Определение 2

Концепция в педагогике – это определение патриотического образования, которое рассматривается в контексте всестороннего формирования личности.

Патриотизм – это любовь к своей Родине и Земле.

Выделяют такие средства патриотического воспитания:

  • Мезосреда.
  • Литература и искусство.
  • Фольклор.
  • Практика.
  • Обычаи и прочее.

Используются различные методы патриотического развития: экскурсии, игры-путешествия, посещение музеев, выставки детских рисунков. Современные педагогические теории изучают вопросы обучения и развития детей дошкольников. Для обогащения системы дошкольного образования происходит изучение иностранных педагогических теорий.

Дошкольная преподавательская наука постоянно улучшается и совершенствуется. Большую роль играет позитивный опыт активности образовательных учреждений для детей дошкольного возраста.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

10.2. Содержание образования. Принципы построения образования. Уровни образования

10.3. Нормативная и учебно-материальная база образования

10.1. Отрасль науки, изучающая проблемы обучения и образования, назы­вается дидактикой . Это относительно самостоятельная наука, которая изучает общие закономерности обучения, его принципы и организаци­онные формы.

Термин "дидактика" заимствован из греческой терминологии. Впервые этот термин был введен в педагогику в XVII в. немецким ученым В. Ратке, который под дидактикой понимал научную дисциплину, занимающуюся изучением теории обучения. Фун­даментальным трудом, раскрывающим основы дидактики как науки, стала "Великая дидактика" чешского ученого-педагога Я. Коменского, рассматривавшего дидактику как "всеобщее искусство всех учить все­му".

Значительный вклад в развитие и разработку дидактики внесли И. Песталоцци, К. Ушинский, О. Остроградский, Н. Корф и др. Так, К. Ушинский в своих педагогических трудах, отличающихся глубиной и оригинальностью, рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он считал, что обучение должно строиться на основе уче­та возрастных и педагогических особенностей развития детей. К. Ушинский выделял такие важнейшие принципы обучения, как посильность, последовательность, наглядность, осмысленность, прочность, повторе­ние, системность. Большое внимание ученый уделял уроку и методам обучения. Критикуя рутину в проведении уроков и учитывая быструю утомляемость детей, К. Ушинский рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов обучения.

Современная дидактика стремится выйти на мировые позиции. Она изучает новые технологии, формы и методы обучения.

Как и каждая наука, дидактика состоит из понятий , среди которых выделяют такие основные, как "обучение", "познавательная деятель­ность", "учение", "преподавание" и др. Рассмотрим некоторые из них.

Обучение - путь получения знаний, процесс овладения знаниями, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, а также способов позна­вательной деятельности. В процессе обучения реализуются цели образо­вания. Это процесс двусторонний, осуществляемый преподавателем и обучающимися в их взаимодействии. Обучение всегда носит воспита­тельный характер, поскольку в его процессе формируется мировоззре­ние, развиваются познавательные способности, мышление, память, твор­чество, инициатива, самостоятельность и др.

Учение - система познавательных действий обучаемого, направ­ленная на решение учебно-воспитательных задач. Это сложный процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

Преподавание - деятельность педагога по управлению учебной (познавательной) деятельностью обучающихся, направленная на усвое­ние ими учебного материала.

Активная познавательная деятельность -характерная черта учеб­ной деятельности. В ней выражается интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, живое участие обучающегося в процессе обучения, в выполнении индивидуальных и общих заданий, его интерес к деятельности преподавателя и сокурсников. Активность в познаватель­ной деятельности ведет к формированию важных личностных качеств, которые способствуют развитию личности в целом.

Знания - это целостная система научных понятий о законах разви­тия природы, общества и мышления, накопленных человечеством в про­цессе активной преобразующей деятельности, направленной на дальней­шее познание и изменение объективного мира.

Навыки - это упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий. В дидактике рассматривают навыки интеллек­туальные (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), практические (трудовые) и учебные (работа с компьютером, чертежами, измеритель­ными приборами, справочной литературой и др.).

Умения- это возможность успешного осознанного выполнения дей­ствий на основе приобретенных знаний и навыков для решения постав­ленных задач в соответствии с заданными условиями. К умениям отно­сят, например, трудовые умения, умение решать математические задачи, строить чертежи, а также логические и другие умения.

10.2. Правильный отбор содержания образования определяет качество обу­чения и его влияние на личность. В процессе усвоения содержания обра­зования осуществляется всестороннее развитие умственных и физичес­ких сил, формируется активная жизненная позиция, которая помогает будущему специалисту освоить совокупность наук, техники, искусства, культуры общественной жизни.

На разных этапах развития общества содержание образования каче­ственно меняется в зависимости от разных факторов. Оно зависит от со­циально-экономических условий, уровня развития производства, науки, техники и культуры, развития в стране образования и педагогической теории, от тех целей и актуальных задач, которые ставит общество перед учебно-воспитательными учреждениями разного типа, а также от перс­пективы развития самого общества.

В настоящее время содержание образования обусловлено необходи­мостью формирования гуманитарного мышления, овладения родным и иностранными языками, знания литературы, нравственной, эстетической культуры, изучения естественно-математических дисциплин, совершен­ствования трудовой подготовки, ознакомления с профессиями, рыноч­ной экономикой.

Главной целью образования является всестороннее развитие лич­ности как наивысшей ценности общества, развитие ее умственных и физических способностей, таланта, воспитание высоких нравственных качеств, формирование активного гражданина, способного к сознатель­ному общественному выбору, и обогащение на этой основе интеллек­туального и культурного потенциала народа, повышение его образова­тельного уровня, обеспечение народного хозяйства квалифицирован­ными кадрами.

Образование в России строится на основе гуманизма, демократии, национального сознания, взаимоуважения. Выделяют следующиеприн­ципы построения образования:

    научный и светский характер системы образования;

    доступность для каждого гражданина всех форм и типов образова­тельных услуг, предоставляемых государством;

    равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития;

    гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

    независимость образования от политических партий, обществен­ных и религиозных организаций;

    органическая связь с мировой и национальной культурой, тради­циями;

    взаимосвязь с образованием других стран;

    интеграция с наукой и производством;

    гибкость, прогностичность, единство и непрерывность, разнооб­разие образования;

    объединение государственного управления и самоуправления в образовании;

    приоритетность бесплатного образования в Украине;

Обязательность полного общего среднего образования. Структура образования:

    дошкольное образование;

    общее среднее образование;

    внешкольное;

    профессионально-техническое;

  • последипломное образование;

    аспирантура;

    докторантура;

    самообразование. Образовательные уровни:

    начальное общее образование;

    базовое общее среднее образование;

    полное общее среднее образование;

    профессионально-техническое образование;

    базовое высшее образование;

    полное высшее образование. Образовательно-квалификационные уровни:

    квалифицированный рабочий;

    младший специалист;

    бакалавр;

    специалист;

10.3. Все учебные заведения организовывают свою работу на основе госу­дарственных стандартов, включающих базовый учебный план, который дает представление о содержательном наполнении и соотношении основ­ных областей знаний по годам обучения, дополнительном времени для углубленного изучения или введения новых курсов, курсов по выбору и факультативов, дополнительных занятиях и консультациях, предельно возможной нагрузке на обучаемого в неделю.

Нормативные документы регламентируют наиболее важные стороны деятельности колледжа, техникума, института и др. К основным норма­тивным документам, определяющим содержание, порядок и качество подготовки специалистов, относятся квалификационная характеристика, учебный план определенного вида учебного заведения, график учебного процесса, типовая учебная программа, рабочая учебная программа дис­циплины . Кроме того, вузы сами разрабатывают сквозные планы и про­граммы (например, экономической, компьютерной и других видов под­готовки специалистов).

Квалификационная характеристика - документ для каждой спе­циальности, определяющий профессиональное назначение специалиста, перечень знаний, навыков и умений, необходимых для успешного вы­полнения трудовых обязанностей.

Учебный план регламентирует содержание подготовки, последова­тельность изучения дисциплины, виды учебных занятий по курсам и се­местрам.

График учебного процесса определяет календарные сроки всех ви­дов занятий, экзаменационных сессий, каникул, выполнения дипломных работ, производственной практики, сдачи государственных экзаменов.

Типовая учебная программа - это основа решения задач фунда­ментальной и профессиональной подготовки специалистов. В такой про­грамме раскрываются роль и значение данной дисциплины в подготовке специалистов, содержание учебного материала, информационно-методи­ческое обеспечение. Рабочая учебная программа разрабатывается на ос­нове типовой и отражает происшедшие изменения в науке и технике.

Учебно-материальная база учебного заведения предполагает нали­чие классных комнат, лабораторий с соответствующим оборудованием, программ, учебных планов, учебников и учебных пособий, а также технических средств обучения (дидактических материалов и технических устройств информационного характера: визуальных, к которым относят­ся машины, устройства, статические и подвижные модели, цветные и черно-белые схемы и т. п.; аудиальных (слуховых-магнитофонных лент с магнитофонами, радиоаппаратуры); аудиовизуальных (зрительно-слу­ховых) -телевизоров, кинопроекторов, видеомагнитофонов, компью­теров и т. п.).

Эффективное использование учебно-материальной базы в учебно-вос­питательном процессе способствует улучшению как учебной, так и про­фессиональной подготовки будущего специалиста.