Применение метода проектов в процессе обучения

Изменения, произошедшие в последние годы в экономической, политической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами, интернационализация научного общения значительно увеличили возможность контактов для различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами и школьниками, специалистами. Вследствие этого наблюдается тенденция к возрастающей роли иностранного языка во всех сферах жизнедеятельности человека в современном обществе, которая диктует новый подход к обучению иностранным языкам.

В последнее десятилетие в системе образования наметилась опасная тенденция снижения мотивации у учащихся. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя понять подлинный смысл его действий.
Активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсия, видеоурок и т.д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники. Тщательная подготовка к уроку – это другая возможность повысить его действенность. Современный урок – это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Как решить проблему активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно-ориентированному подходу. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умение работать с информацией. Поворот к новому подходу в обучении связан с новыми общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования: современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий обучения. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного Государственным Образовательным Стандартом, использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.
В последние годы многие учителя все чаще применяют в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Это совместная учебно-познавательная творческая деятельность учащихся - партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. Главное - сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
Главными целями введения в школьную практику метода проектов являются:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности по предмету.
4. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться учебником по предмету, просто выполнив очередное упражнение; либо обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), проанализировать, сравнить, оставив самое важное и занимательное.
Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению знаний.
Проектная методика – актуальное направление в теории обучения в современной школе, проект - одна из современных технологий обучения, позволяющая оптимизировать учебно-воспитательную работу, повысить уровень усвоения учебного материала и качество знаний, более эффективно развивать у учащихся познавательные процессы.

Год от года улучшается техническая оснащенность школ. Компьютерные технологии позволяют педагогу пополнить копилку методов работы, сделать процесс обучения более привлекательным для детей, благоприятным для усвоения учебного материала и повышения качества знаний. Но жёсткие рамки школьной программы, требующие обязательного её прохождения, не дают возможности использовать метод проектов так часто, как этого бы хотелось. Следовательно, готовясь к инновационному уроку, который вызывает у детей множество положительных эмоций, учитель сталкивается с некоторыми трудностями, т.к. урок с применением метода проектов требует долгой, тщательной подготовки.
Я считаю, метод проектов – это уже недалёкое будущее системы образования. Метод проектов имеет много положительных характеристик: в процессе проектной деятельности происходит всестороннее развитие школьников, они готовятся к дальнейшей учёбе, учатся работать самостоятельно, лучше усваивают материал, который представляется в различных аспектах его изучения. Однако, наша привычка к консерватизму, традиционным методам обучения, частая непредусмотренность программой, тормозят применение новых технологий на уроках.

Современная система обучения требует личностно-ориентированного подхода. Современный ученик - это личность, которой всё интересно, он стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, вполне естественно его желание расширить свой кругозор. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника и является сутью развивающего, личностно ориентированного характера обучения. На мой взгляд, проектная методика весьма актуальна в настоящее время и в дальнейшем будет высоко оценена коллегами, заняв особое место в процессе обучения. Как каждый человек стремиться к самосовершенствованию, так каждый учитель должен овладеть наибольшим количеством методов обучения. На современном этапе развития системы образования одним из новых методов является метод проектов, развивающий индивидуальные способности детей, активизирующий их творческую деятельность, давая возможность самореализации, представляя работу на различных конкурсах и конференциях. Исследовательские проекты формируют навыки исследовательской работы, которая имеет большое значение для развития личности учащегося. По моему мнению, проекты должны выполняться индивидуально, в классе метод проектов использовать сложнее из-за больших временных затрат, а проект группы трудно оценивать, к тому же, ещё не все учащиеся владеют знаниями использования компьютера, а при изучении некоторых тем метод проектов просто неуместен.
Безусловно, метод проектов расширяет ассортимент методов работы учителя, вносит в работу разнообразие, но всё же он не должен быть единственно применяемым на уроках.

1

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности студентов, выделяются проблемы качественной подготовки специалистов, соответствующих современным запросам общества, предлагаются способы решения сложившихся проблем. Автор анализирует становление и сущность метода проектной деятельности в образовании, предлагает эффективные способы организации самостоятельной работы студентов посредством проектной деятельности. Проектная деятельность студентов рассматривается как одна из основных интерактивных форм работы со студентами. Проведенный анализ сущности метода проектов позволяет сделать вывод о том, что проектная работа студентов способствует активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей, формированию профессиональной компетентности, развитию самостоятельности, росту личностных качеств и его целесообразно использовать в образовательном процессе вуза.

метод проектов

проектная деятельность

профессиональная компетентность

подготовка

качество

1. Бтемирова Р.И. Метод проектов – важнейшая составляющая в современном обучении математике // Современные технологии в образовании. – 2012. – Т.1, № 12. – С. 33-38.

2. Гузеев В.В. и др. Консультации: метод проектов / В.В. Гузеев, Н.В. Новожилова, А.В. Рафаева, Г.Г Скоробогатова // Педагогические технологии. – 2007. – № 7. – С. 105-114.

3. Зембатова Л.Т., Бтемирова Р.И. Организация и планирование самостоятельной работы студентов: методическое пособие для вузов. – Владикавказ: СОГПИ, 2008. – 44 с.

4. Зерщикова Т.А. О способах реализации метода проектов в вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 79-82.

5. Киргуева Ф.Х. Концептуальные подходы к решению вопросов развития высшего образования // Профессиональное образование в современном мире. – Т.11, № 4. – С.55-59.

6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 312 с.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. – М., 2004.

8. Сазонов Б.В. К определению понятия «проектирование» //Методология исследования проектной деятельности. – М.,1973.

Новые социально-экономические условия развития мирового сообщества повлекли за собой изменение требований к профессиональной подготовке специалистов, которые должны обладать высокой профессиональной компетенцией, уметь самостоятельно приобретать новые знания, креативно мыслить, уметь находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях, иметь способности к инновационной деятельности. Перед системой образования встает проблема качественной подготовки конкурентоспособных компетентных специалистов нового уровня, ориентированных на личностное самосовершенствование и профессиональный рост.

Переход на новые образовательные стандарты ставит перед вузом новые задачи: поиск и внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, механизмов, способов обучения, обеспечивающих формирование конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям современного рынка труда. Так как традиционная система обучения основана на трансляции готовых знаний, сводится к решению теоретических и практических задач по заданным алгоритмам и схемам, мало ориентирована на самосовершенствование и саморазвитие студентов, то возникает проблема поиска эффективных путей решения проблем качественной подготовки высокопрофессиональных специалистов нового уровня .

Одним из таких механизмов является метод проектов, который как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути .

Термин «проект» (в переводе с латинского «projectus») означает «брошенный вперед», а в словарях определяется как «план, замысел, прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности» .

В педагогической литературе метод проектов рассматривается в различных значениях: как метод обучения, как форма обучения, как вид учебной деятельности, как средство управления познавательной деятельностью, как средство организации самостоятельной работы учащихся.

В учебном процессе метод проектов или метод решения проблем (problem solving) стал применяться в 20-е годы XX века в США. Основоположник «прагматической педагогики» Дж. Дьюи и его последователи Е. Пархерст и В. Кильпатрик полагали, что проектом может быть любая деятельность, направленная на решение какой-либо проблемы, выполненная «от всего сердца», самостоятельно группой обучающихся, объединенных общим интересом, способствующая развитию интеллектуального интереса .

В России идеи проектного обучения появились практически параллельно с разработками американских педагогов. Так, в 1905 году русским педагогом С.Т. Шацким была организована группа сотрудников, которые функционально использовали проектные методы в педагогической деятельности .

При советской власти идеи проектного обучения получили широкое распространение, метод проектов был признан адекватным целям построения социализма и был объявлен «единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни и труда» . Однако универсализация данного метода и отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня знаний у учащихся, метод проектов был признан неэффективным и исключен из школьной практики.

Сегодня происходит новое возрождение метода проектов, которое связывают с развитием технологий компьютерной телекоммуникации, проектная деятельность начинает занимать важное место не только в системе общего, но и высшего образования, позволяя студенту приобретать навыки, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Многие ведущие педагоги считают метод проектов одним из наиболее эффективных методов развития когнитивных и творческих способностей студентов, формирования профессиональной компетентности. По мнению Е.С. Полат, проектная деятельность студентов - это «рассмотрение на новом витке педагогических, социальных и культурных достижений давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее в других условиях и в иной интерпретации» .

В современной системе высшего образования метод проектов применяется как компонент системы обучения и представляет собой такую организацию самостоятельной деятельности студентов, которая направлена на решение какой-либо проблемы, на достижение определенного результата. Проектная деятельность студентов ориентирована на раскрытие личности обучаемого, развитие интереса к учебной деятельности, развитие интеллектуальных, творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо проблемы.

По мнению многих исследователей, в том числе Н.Ю. Пахомовой, метод проектов является личностно-ориентированной технологией, позволяющей организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, поисково-исследовательские, коммуникативные методики .

Анализируя педагогическую литературу, всевозможные подходы к понятию метода проектов, можно сделать вывод, что организация проектной деятельности студентов направлена на формирование навыков самостоятельно приобретать знания, формирование профессиональных компетенций и задачами проектной деятельности студентов являются:

Систематизация, закрепление, углубление полученных теоретических знаний и умений студентов;

Закрепление и развитие полученных практических умений;

Развитие познавательных, творческих способностей студентов;

Формирование креативного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию.

Исходя из поставленных задач, в учебном процессе используются различные виды проектов, выбор которых должен быть адекватен содержанию изучаемых учебных дисциплин, уровню подготовленности студентов. Е.С. Полат отмечает, что организация проектной деятельности напрямую зависит от типа проекта и выделяет следующие типологические признаки проектов :

  1. Доминирующая в проекте деятельность; исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
  2. Предметно-содержательная область; монопроект (в рамках одной области знания; выделяют следующие типы: литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные); межпредметный проект (включает несколько дисциплин).
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
  4. Характер контактов: внутренние или региональные (среди участников одного учебного заведения, региона, страны, разных стран мира) и меж-дународные (участники проекта являются представителями разных стран).
  5. Количество участников проекта: личностные (между двумя партнерами), парные (между парами участников), групповые (между группами участников).
  6. Продолжительность выполнения проекта: краткосрочные - предполагают решение небольшой проблемы), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

С учетом выделенных типологических признаков Е.С. Полат определяет следующие основные виды проектов:

Исследовательские проекты, представляющие собой научно-исследовательскую работу, с определением понятийного аппарата

Информационные проекты, направленные на сбор, анализ и обобщение информации, необходимой для определения каких либо выводов, результатов.

Творческие проекты, направленные на развитие творческих способностей учащихся.

Телекоммуникационные (информационные) проекты, представляющие собой совместную учебно-познавательную, творческую деятельность обучаемых на базе компьютерной коммуникации.

Прикладные проекты - характеризуются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников, который ориентирован на их социальные интересы; имеют четкую структуру, сценарий, распределенные роли .

Анализ литературы по методологии учебного проектирования помогает сделать вывод о том, что процесс создания проекта должен подчиняться определенной логике и наиболее целесообразно включать в него следующие этапы: а) выбор темы; б) разработка и организация плана проекта; в) осуществление запланированной проектной деятельности; г) презентация проекта; д) оценка и анализ результатов.

Выбор темы. Тема должна быть личностно-ориентированной, близкой студенту, направленной на развитие его профессиональных и личностных качеств, общего и профессионального мастерства. Выбор тематики следует подчинять конкретным учебным ситуациям, профессиональным интересам и способностям студентов, требующих интегрированных знаний, применения проективно-исследовательских навыков, креативного мышления.

Важным этапом проектной деятельности является разработка и организация плана выполнения проекта. На этом этапе студенты с помощью преподавателя формулируют проблему, определяют цель работы над проектом, составляют план действий, определяют источники информации, распределяют функции, организовывают рабочие группы, определяют формы представления результатов проекта.

Осуществление проектной деятельности. На этом этапе студенты осуществляют подбор необходимой информации, анализируют ее, отбирают и структурируют материал в соответствии с выбранным планом, работают над созданием проектного продукта, готовятся к презентации.

Презентация проекта. Студенты представляют свою работу, выполненную в рамках проекта: анализируют свою деятельность, предъявляют способ решения проблемы проекта, используя приемы самоанализа и рефлексии. На этом этапе у студентов формируются умения логически выстраивать свои мысли, кратко их излагать, формируются навыки публичного выступления.

Оценка и анализ результатов. В ходе обсуждения результатов работы над проектом выявляются достоинства и недостатки проекта, дается оценка проектной деятельности студентами и преподавателем. Преподаватель подводит итоги, обобщает результаты, дает итоговую оценку проекту.

В ходе выполнения проекта должно осуществляться постоянное взаимодействие преподавателя и студентов. Основная роль преподавателя заключается в проведении консультаций, наблюдении за качеством выполнения проекта студентами, в контроле самостоятельной работы студентов. Преподаватель организовывает проектную деятельность студентов на основе диалога, творческого взаимодействия и сотрудничества. Субъектом проектной деятельности является студент, и в ходе проектной работы играет активную роль.

По мнению Е.С. Полат , метод проектов является способом развивающего обучения, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Исследования в области психологии Д.С. Брунера, JI.C. Выготского, C.JI. и др. показывают эффективность влияния проектной деятельности на активизацию и формирование когнитивной деятельности . Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития логического, алгоритмического, критического и творческого мышления учащихся.

Кроме того, проектная деятельность, как считает Н.Ю. Пахомова, формирует такие важные личностные качества, как коммуникабельность, толерантность, сотрудничество, необходимые в последующей профессиональной работе .

Педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой:

Метод проектов

и его педагогические возможности

Основан на принципе

индивидуально-сконцентрированного

обучения

Реализует деятельностный подход в обучении

Построен на принципах

проблемного обучения

Способствует:

- развитию внутренней мотивации к учению,

- развитию конструктивного критического мышления студентов

Обеспечивает формирования основных компетенций учащихся, т.е. умений:

- проблематизации;

- целеполагания;

- планирования деятельности;

- самоанализа и рефлексии;

- сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования;

- самостоятельного поиска, хранения и практического применения необходимой информации (в т.ч. с использованием электронных носителей);

- презентации хода самостоятельной деятельности и её результатов;

- коммуникативности и толерантности.

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности студента, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность его в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая:

а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;

б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности преподавателя и студентов на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;

в) применяется при изучении различных дисциплин как в высших учебных заведениях, так и в других образовательных учреждениях.

Проведенный анализ сущности метода проектов позволил сделать вывод о том, что проектная работа студентов способствует активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей студентов, формированию профессиональной компетентности, развитию самостоятельности, росту личностных качеств и его целесообразно использовать в образовательном процессе вуза, как механизм формирования высококвалифицированного специалиста, соответствующего требованиям современного общества.

Библиографическая ссылка

Бтемирова Р.И. МЕТОД ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24488 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских расчётных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Основа метода проекта – его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность уч-ся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой стороны,- необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая, проблема-то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий уч-ся с обязательной презентацией этих результатов.

Существует несколько подходов к классификации проектов. По доминирующей деятельности учащихся проекты подразделяют на пять групп.

Виды проектов:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности, по числу участников (индивидуальные и групповые). Наконец, наиболее существенное различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся, третьи относятся исключительно к сфере вне классной деятельности.

Общие подходы к структурированию проекта:

  1. Начинать надо с выбора темы проекта, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы вы -двигаются учащимися с подачей учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т.д.)
  3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах и с учителем.
  5. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита.
  6. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертами, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем;
  • корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта.

Вот уже много лет я занимаюсь проектной деятельностью. Проектный метод в процессе обучения позволяет мне развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем); коммуникативный потенциал школьников; решать информационные задачи; организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса; активизировать мыслительную деятельность школьников; снимать нервную нагрузку.

Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определённых условиях.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто новое, от -личное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность – это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного ученика.

Работа над исследовательским проектом - это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Однако роль учителя в данном случае заключается в организации субъект - субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности школьников.

Чтобы иметь чёткий план действий я изучила опыт работы различных общеобразовательных учреждений и литературу по данной теме, сформулировала для себя общие подходы к структурированию проекта, о чём написала выше.

Степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна. Моя роль велика на первом и последнем этапах. От того, как я выполню свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе моя роль велика потому, что учащиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, придти к неожиданным умозаключениям и т.д. В каждом тематическом блоке мы с учащимися выбираем тему наиболее заинтересовавшего их урока, проект которого готовим совместно. Разработанный и апробированы многие виды таких уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-презентация, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок-рассказ об учёных, интегрированные уроки и т.д.

Несомненно, данный вид деятельности занимает огромное количество времени, прежде всего, у педагога, так как требует систематической проверки работы, кроме того, затрачивается время на уроки, как на организационные сообщения, так и на групповую работу по исследованию с целью выявления основных ошибок и корректировки процесса. В ходе такого вида учебной деятельности добиваюсь, прежде всего, не только изучения нового материала, но и его глубокого осмысления.

Систематическая работа по анализу изучаемого материала с привлечением дополнительной литературы, самостоятельная постановка целей, выдвижение гипотез, подведение итогов приводит к развитию способности анализировать и синтезировать информацию.

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  • обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;
  • отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
  • ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;
  • субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудится в XXI веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

То есть речь идет о формировании ключевых компетенций:

  • общенаучной;
  • информационной;
  • познавательной;
  • коммуникативной;
  • ценностно-смысловой;
  • социальной;
  • компетенции личностного самосовершенствования.

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является проектное обучение.

Наша школа с 2004 года начала апробацию учебно-методического комплекса «Планета знаний». С момента внедрения предметной линии «Планета знаний» мы используем в работе метод учебных проектов. В учебно-методическом комплекте «Планета знаний» проектная деятельность выступает как форма организации внеурочной деятельности школьников.

Новый учебно-методический комплект «Планета знаний» разработан в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (см. журн. «Вестник образования России». - 2004.- №12). Комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по всем основным предметам начальной школы.

Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Знакомство с каждым учебником и с каждой крупной темой начинается со специальных разворотов – маршрутов, в которых с помощью изобразительных средств и текста представлены все темы учебника. Это позволяет формировать у учащихся понимание плана предстоящего обучения и отслеживать эффективность его реализации.

Учебный материал каждого учебника разделен на инвариантную и вариативную части.

В инвариантной части находятся обязательные для всех учащихся задания, которые обеспечивают освоение ими учебного материала в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования.

В вариативной части – задания, выполняемые по выбору учителя и учащихся. Эти задания направлены на самостоятельный поиск необходимой информации, творческую и интеллектуальную деятельность, дифференцированную работу по выбору учителя и учащихся.

Такая структура организации материала дает возможность осуществлять дифференцированный подход в классах, где обучаются дети с разным уровнем подготовки.

Во всех книгах комплекта с помощью специально подобранных заданий заложена возможность работы в парах. Это позволяет: привлечь максимальное количество учащихся к активному выполнению заданий; разнообразить формы выполнения заданий репродуктивного характера; ввести воспитательные моменты в учебную деятельность.

В учебниках, в конце каждой темы, представлены проверочные работы и тренинговые задания. Проверочные и тренинговые задания могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.

В организации внеурочной деятельности учителю помогут специальные развороты проектной деятельности учащихся. Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер.

Например, работа над учебным проектом ведется на уроках окружающего мира.

В 1-м классе пропедевческая работа ведется следующим образом: проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением; проведением уроков – исследования; с кратковременными исследованиями – наблюдениями с описаниями.

Тема «Пришла пора учиться» является вводной к курсу и обеспечивает адаптацию ребенка к школе. Она представлена проектом «Школа» и осуществляется в процессе изучения всей темы. Ее цель расширение кругозора учащихся, формирование умений работать с информацией, решение различных творческих задач. В проекте по данной теме учитель предлагает ученикам организовать работу по сбору информации о школе: какой она была раньше (исторический аспект), устное описание школы в настоящее время (культурный аспект), какой школа может стать в будущем (творческий аспект). Ребенок выбирает любое из этих трех направлений, а также может предложить свое направление. В проекте предусмотрены различные способы получения информации (посещение библиотеки, беседа со взрослыми: учителями, родителями, выпускниками школы, посещение краеведческого музея). Возможно получение информации из книг, газет, журналов, видеофильмов. Результатами работы над проектами могут быть рисунки, макеты или модели школы, стенды, альбомы, театрализованные представления. Сначала ребята выбирают интересующий их аспект единой темы и собирают различные сведения. Затем они выбирают проекты из предложенных, реализуют выбранный проект и проводят представление результатов своей деятельности.

Во 2-м классе предполагается работа над проектами по четырем разделам: «Знание - сила», «Мы живем в космосе», «Жизнь леса» и «Наши питомцы». В качестве примера рассмотрим организацию работы над проектом «Мы живем в космосе». Цель этой работы – расширить представления детей о космосе: звездах, созвездиях, планетах Солнечной системы. На страницах учебника для учащихся предлагается ряд тем: «Мы – дети Солнца» (выставка рисунков), «Солнечная система» (книжка-самоделка). Кроме этого детям предлагалось придумать свой проект. Трофимов Александр изготовил наглядное пособие «Знаки зодиака». Мальчик вместе с мамой нашёл информацию о зодиакальных созвездиях и дал им подробную характеристику. Горшкова Софья изготовила наглядную модель Солнечной системы. В своем проекте девочка рассказала об интересных фактах каждой планеты. По разделу «Наши питомцы» Соколова Елизавета провела исследовательскую работу «Чей хвост длиннее?». Девочка познакомилась с домашними питомцами своих одноклассников. Выбрала для исследования кошек. Составила таблицы: возраст кошек, порода, длина хвоста. Выделила призера, чей хвост оказался длиннее. В процессе работы девочка составила памятку для любителей кошек «Что означают повадки вашего любимца».

В 3-м классе в процессе изучения раздела «Человек в обществе» детям предлагается участвовать в подготовке и реализации проекта «Мой родной край (город)». Цель проекта – расширение знаний детей о природе родного края, об его истории, о достопримечательностях. Тютюнников Илья выполнил проект «Мой город», в котором рассказал о достопримечательностях города Нижневартовска. Особенность данной работы в том, что ученик использовал компьютерные технологии, программу PowerPoint .

Ежегодно в апреле в нашей школе проводится общешкольная научно-практическая конференция. Подготовку к данной конференции учителя и учащиеся начинают с начала учебного года: выбирают тему проекта, определяют цели и задачи, прогнозируют желаемый результат. Далее работа над проектом делится на несколько этапов.

Учащиеся знакомятся с информационными ресурсами по теме, анализируют, отбирают и систематизируют необходимую информацию. Затем учащиеся приступают к практическому выполнению проекта, создаю проектную папку, готовятся к защите своих творческих (исследовательских) работ. На каждом из этапов выполнения проекта учащиеся работают в тесном сотрудничестве с учителем. На научно-практической конференции проходит презентация ученических проектов. Лучшие работы защищаются на городском уровне. В этом учебном году учащиеся нашей школы принимали участие в городском конкурсе ученических проектов «Грани познания» и «Открытие».

Таким образом, в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Литература:

  1. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория. В. 2009
  2. Матяш Н.В, Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. 2002.
  3. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
  4. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся образовательных школ. М. 1985.
  5. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М. 1986.
  6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.1983.
  7. Сергеева В.П. «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» М.2002
  8. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в общеобразовательном учреждении. В. 2007
  9. Петрова И. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4-й классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний». М.2006
  10. Журнал «Вестник образования России». -2004.-№12

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.