Технология игры

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1 );
– карточки для игры “Последствия” (Приложение 2 );
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3 );
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара


  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
2. Упражнение “Представление”

  1. Вступительная часть

  2. Теоретическая часть

  3. Практическая часть
1. Деловая игра
2. Игра “Проблема на ладошке”
3. Игра “Последствия”

  1. Рефлексия

  2. Итог семинара
I.

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Перед вами задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Нужно подчеркнуть подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Представлять своего соседа, начиная со слов: “Для … самое главное…”. Например: Для Валентины Аркадьевны самое главное, чтобы у нее дети окончили четверть успевающими.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

III. Теоретическая часть

Н.Е. Щуркова является одним из наиболее авторитетных ученых страны в области воспитания, автором известных учебно-методических пособий: «Программа воспитания школьников», «Прикладная педагогика воспитания», «Педагогическая технология», «Воспитание на уроке», «Классное руководство. Игровые методики» и др.

В работах Щурковой Н.Е., Селовко Г.К. и других рассматривается изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Я предлагаю вам рассмотреть воспитательную технологию игры. Щуркова Н.Е. предлагает технологический алгоритм игры в процессе воспитания. Представлен он тремя основными компонентами.

1. Создание у участников игрового состояния.

2. Организация игрового общения.

Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций:

Установления личного контакта участников игры;

Добровольного принятия детьми игровой роли;

Установления игровых правил, обязательных для всех участников;

Организации общения «от ребенка» (воспитатель должен эмоционально идентифицировать себя с играющими детьми).

Очень важно включение самого воспитателя в игровое общение детей, принятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания не может существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом участии воспитателя игра становится важнейшим средством воспитания. Поэтому профессиональный воспитатель должен уметь играть, осмысленно выстраивать свою игровую позицию в детской игре. Типичные проявления игровой позиции воспитателя.

Быстрый и органичный переход от реального плана поведения к игровому поведению (например, совершенно серьезное подчинение приказу ребенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях);

Проявление доброжелательного отношения к детям, оптимизма, чувства юмора, определенное внутреннее состояние обращения к своему детскому опыту, своеобразная «инфантилизация» своего поведения;

Тонко скрытое педагогическое руководство детской игрой, незаметные подсказки, помощь, без выхода из игровой роли.

3. Организация игрового действия.

Таким образом, основная идея технологии игры направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

Рассмотрим пример организации игры со старшими школьниками.

Наиболее успешным я считаю применение игровых технологий Н.Е.Щурковой.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий в конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я

твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Вопрос участникам семинара в конце игры: что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова?(Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются, если (Приложение 3):

педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

Приложение 2


Последствие-1

Последствие-4

Последствие-2

Последствие-5

Последствие-3

Последствие-4 предвидит неотвратимое

«в зрелые годы»


Последствие-1 сообщает, что последует «сейчас» после совершенного участником

Последствие-5 сообщает об итоге,

к которому придёт участник в конце жизни


Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта «через неделю»

Последствие-3 рисует картину «через месяц»

Приложение 3

ПАМЯТКА

Условия формирования ключевых компетенций

Ключевые компетентности формируются, если


  • обучение носит деятельностный характер;

  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);

  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;

  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);

  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);

  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить», а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью.
Терминологический словарь

«Компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

«Компетентность» - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Деятельность, основанная на знаниях

Знания, умения, навыки

В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие к предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении отдельного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией.

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:


  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

  • Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

  • Содержательная (предметная) деятельность

  • Завершение

  • Проекция на будущее

Семинар-практикум для педагогов "Современные технологии как инструмент управления качеством образования"

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (
);
– карточки для игры “Последствия” (
);
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (
);
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

    1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

    Вступительная часть

    Теоретическая часть

    Практическая часть

1. Деловая игра
2. Игра “Проблема на ладошке”
3. Игра “Последствия”

    Рефлексия

    Итог семинара

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

здоровьесберегающие технологии , отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

Игра “Последствия” ( )

Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

    Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

    Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я

твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

    Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если ( ):

    обучение носит деятельностный характер;

    идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);

    создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;

    применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);

    происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);

    педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.






«Компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели. «Компетентность» - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.








Второй вопрос для обсуждения Станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики? Подберите как минимум по 3 довода, которые, по вашему мнению, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.


Требования компетентностного подхода к педагогам поиск новых форм, методов, технологий обучения; ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений; не тратить время на открытие уже известного. Владение системой технологических знаний важнейший компонент и показатель педагогического мастерства современного педагога




«Проблема на ладошке» Два условия успеха игры: Во-первых, - наличие предмета, символизирующего проблему. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира. Во-вторых, здесь не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Главное – движение мысли.








Болдарева Светлана Александровна,

заведующий, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №12»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

  • систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании «компетентностный подход», «компетентность»: смыслы и содержание понятий;
  • проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
  • обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование: компьютер, проектор, мэкран, музыкальный центр; презентация «Современные технологии как инструмент управления качеством образования”; карточки для игры “Последствия”; памятки “Условия формирования ключевых компетенций”; визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара-практикума

  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
  1. Вступительная часть
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть

1. Деловая игра
2. Игра “Проблема на ладошке”
3. Игра “Последствия”

  1. Рефлексия
  2. Итог семинара

І . Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача - подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления - подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон - один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение - наполовину учение. Ли Цзи

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества - качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

- личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

- здоровьесберегающие технологии , отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье - обязательное условие образовательного процесса;

- информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

- игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

- проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

- проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля - это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, - наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… - практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча - огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок - не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное - движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

Игра “Последствия (Приложение 2 )

Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

  1. Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

  1. Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я

твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

  1. Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное - не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если (Приложение 3 ):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара-практикума

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам - предложи обучающимся - поделись с коллегами - найди единомышленников - объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. - М.: ИКЦ “МарТ”: - Ростов н/Д, 2006.

2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. - М.: Педагогическое общество России, 2002, - 224 с.

3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет- журнал "Эйдос".

4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комогорова светлана николаевна

Семинар – практикум «Современные технологии как инструмент управления качеством образования» (январь 2014 год)

«Ребёнка в педагогическом процессе

должно сопровождать

Чувство свободного выбора»

(Ш.А.Амонашвили)

Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.

Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, портфолио, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

Современные подходы к уроку:

личностно-ориентированный,

деятельностный,

Компетентностный

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

  • «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
  • «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни
  • «Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.»

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя :

цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели

Цели деятельности учащихся

Виды УУД:

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Технологии проблемного обучения

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

Проблемный диалог – это не система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся. Вопросы для диалога нужно заранее тщательно продумывать и прогнозировать возможные ответы учащихся.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2.
самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
З. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Информационные образовательные технологии

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники. Компьютер помогает мне сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала.

Использование компьютерных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин:

  1. На уроке создаётся положительный эмоциональный настрой : красивая графика, элементы сказки, «волшебства» в обучающих программах вовлекают детей в атмосферу творчества. В итоге повышается мотивация обучения.
  2. Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной , поэтому удаётся организовать такое обучение, которое даёт прочные знания и не утомительно для учащихся.ребёнок спасает космическую станцию от метеоритов, а на самом деле решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из пещеры дракона, а между тем развиваются его память, внимание и т. п.
  3. Происходит интенсификация обучения . Ученики каждый в своём темпе решают например за 20 минут около 30 языковых головоломок или 30-40 примеров устного счета, причем мгновенно получают оценку правильности своего решения.
  4. Параллельно у ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться . Он осваивает клавиатуру, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.
  5. Однако компьютер не заменяет учителя, а только дополняет ! Убеждена, что разумное использование компьютера на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, научное мировоззрение, стремление к саморазвитию и творческому росту.

Проектные технологии

Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению,

формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

Проект - это "пять П":
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация

При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.

Игровые технологии

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Здоровьесберегающие технологии

Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как

охранить и укрепить здоровье?

Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.

1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

  • Вхождение в рабочий день.

Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.

  • Создание ситуации выбора и успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.

  • Использование приемов рефлексии.

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Что получилось лучше всего?

Какие задания показались наиболее интересными?

Что вызвало затруднения?

Над чем хочется поразмышлять?

Какой совет дали бы себе?

Кому захотелось сделать комплимент?

Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

2. Использую проведение физкультминуток.

Любим, любим, любим

Любим всех вокруг!

Рады, рады, рады

Что рядом с нами друг!!!

  • Технология "АМО"

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Система инновационной оценки «Портфолио»

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Кружки «Гармония», «Театр»

Заключение

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно . «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Ри́чард О́лдингтон .

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения.

Наши дети ведут себя умно, у одного учителя тишина на уроке, выполнено задание, а у другого можно многое себе позволить. Так что все зависит от нас, уважаемые коллеги, от выбранной правильно построенной линии обучения. Правильно написал один ученик" нас не надо любить, нас надо понимать".