Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Урвановская средняя общеобразовательная школа»

Тема:

«Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся

через практическую направленность уроков биологии».

Опыт работы учителя биологии и химии

Конышевой Музы Витальевны

с. Урваново

2011 год

« Великая цель образования – это не знания, а действия» Гербер Спенсер

Тема педагогического исследования:

« Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся через практическую направленность уроков биологии».

Условия возникновения опыта.

Выбор темы обусловлен тем, что стратегия модернизации содержания общего образования одним из условий обновления образования называет компетентностный подход. Следовательно, в основу содержания общего образования положены ключевые компетентности.

В современной педагогике все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен. Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях.

А наши ученики затрудняются в самостоятельном поиске информации, не умеют в ней ориентироваться, ставить цели, выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Работая в школе девятнадцать лет, я пришла к выводу, что все дети имеют разный уровень обучаемости. А значит обучать и воспитывать каждого ребёнка нужно согласно зоне его ближайшего развития.

Возникает вопрос: « Как на практике решить задачи развития, обучения и воспитания и учесть особенности каждого ученика»?

Для того чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, необходимо применять такие подходы и методы работы, в которых происходило бы изменение позиции ученика: от объекта научения, получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий.

Вижу решение проблемы в создании условий для развития познавательной активности учащихся.

Эта цель может быть достигнута путём постоянного включения школьников в практическую деятельность.

Я также считаю, что одно из обязательных условий успеха в обучении – это личностно – дифференцированный подход.

Кроме того, такой подход способствуют решению задач, стоящих перед моей школой:

1. Приоритет развивающей функции в обучении;

2. Формирование интереса к познанию;

3. Воспитание творческой личности, способной к саморазвитию.

На мой взгляд, развитие познавательной компетенции школьников оказывает влияние на развитие всех остальных компетентностей. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности способствует развитию коммуникативных качеств личности, формированию умений работать с разными источниками информации, опыт деятельности, потребность постоянно развиваться. Сегодня школьников надо учить учиться.

В нашем образовательном учреждении есть условия для этого. Кабинет биологии оснащен оборудованием, необходимым для проведения лабораторных и практических работ. Есть электронные образовательные ресурсы по этому предмету. В кабинете и у многих учащихся дома компьютеры, есть доступ к Интернет-ресурсам.

Актуальность опыта.

Национальная образовательная стратегия - президентская инициатива "Наша новая школа" ставит перед школой новые задачи: « в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении ». Согласно новой концепции « Развитие системы образования Российской Федерации до 2020 года» и требованиям ФГОС второго поколения выпускник школы должен обладать набором ключевых компетентностей и результатом обучения и воспитания является развитие у учащихся универсальных учебных действий. Современному педагогу необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетентностями, которыми окрашивается личность ученика, развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы.

Каковы основные составляющие компетентности?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления

Компетенция - интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отличных от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.

Компетентность - обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку обоснованно судить об определенной области и эффективно действовать в ней.

К ключевым компетентностям относятся:

Учебно-познавательная (, Г. К, Селевко,) - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности - это: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

Когнитивная - умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, основанные на опыте, готовность к самостоятельной репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности, не только в предметно-ориентированном компоненте, но и в надпредметном компоненте учебного процесса, а также вне рамок учебного процесса;

Культурологическая - круг вопросов, в которых ученик должен ощущать себя объектом культурно-исторического процесса; быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства; общаться в современном мире, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов;

Коммуникативная - включают знания и способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе ;

Социально-мировоззренческая - означают владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, овладевание минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности;

Способность решать проблемы – постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение.

Новые тенденции в обществе обусловили появление новых ценностей в образовании. Каждый молодой человек, вступающий в жизнь, должен иметь способности к самоопределению, осознанному выбору своего жизненного пути. К такому выбору будет готов только человек с развитым комплексом личностных качеств, особенно в области познавательной, социальной и мотивационной сферы.

Биология – наука прикладной направленности, наука 21 века. В программе предмета много теоретического материала и мало практики. Возникает противоречие. Есть потребность в усилении практической направленности.

В связи с этим в своей педагогической деятельности, я уделяю огромное внимание созданию условий для развития познавательной компетентности личности учащегося. Делаю это через практическую направленность преподавания биологии. Дети в любом возрасте обладают определённым набором знаний, умений, навыков. Я думаю, что используя этот жизненный опыт, можно создать условия для осознанного присвоения нового социального опыта, обучению и воспитанию у учащихся умения учиться. Усиление практической направленности преподавания биологии даёт возможность в процессе изучения предмета показать школьникам практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур, раскрыть научные основы важнейших производственных процессов и познакомить с достижениями в растениеводстве
, животноводстве
, медицине и так далее. Практическая направленность преподавания осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы, в ходе участия в работе на личном подсобном хозяйстве семьи.

При этом ребята включаются в исследовательскую деятельность.

А также есть возможности индивидуализировать процесс обучения.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, что усиление практической направленности уроков через индивидуализацию обучения создаёт условия для:

* развития познавательной компетентности учащихся;

* перехода от действия к деятельности путём использования различных форм, методов и средств обучения;

* повышения качества образования.

Цель моего педагогического исследования.

Обеспечить формирование учебно-познавательной компетентности через индивидуализацию практико-ориентированного обучения на уроках биологии в основной школе.

Задачи:

1) Изучить передовой опыт по реализации компетентностного, развивающего и индивидуализированного подходов к обучению.

2) Скорректировать:

тематическое планирование по биологии с учётом практической направленности преподавания курса биологии в основной школе;

поурочное планирование с учётом индивидуализации обучения.

3) Разработать и апробировать:

систему лабораторных работ в разных классах, применяя уровневую дифференциацию;

ряд уроков и внеурочных занятий с практической направленностью.

4) Подобрать и апробировать методики для выявления результативности развития универсальных учебных действий.

Теоретическая база опыта.

В основу моего опыта положен деятельностный и развивающий подход к обучению, идеи уровневой дифференциации, а также компетентностный подход. В начале 30-х годов ХХ века выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Деятельностный подход ориентирован на способность к изменению, личностной динамике. Это, прежде всего, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию. Эта стратегия предлагает не описание конечного результата учебного процесса, а описание самого пути, что связано с возможностью детям и взрослым чувствовать удовлетворение «здесь и теперь» и при этом работать с ориентацией на далекие, полезные для будущего результаты. Современное образование становится личностно значимой деятельностью ученика. Оно

наполняется содержанием в процессе самостоятельной работы ученика. , анализируя ситуацию, говорит о необходимости совместной деятельности детей и взрослых. Вне «деятельности», вне «отношения» не может быть сформировано личностное знание.

Развитие личности достигается в деятельности. То есть необходимо овладевать различными способами, а не знаниями о способах (можно требовать от школьников знания формул, а можно - умения решать задачи с применением этих формул). А это и есть компетентностный подход.

В Концепции модернизации образования заложен компетентностный подход, разработчиками которого являются ведущие деятели педагогики ,

Компетентностный подход в рамках знаниевой парадигмы обусловливает набор компетенции как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Этот же подход, но уже в рамках личностно- ориентированной парадигмы, задает набор

компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида деятельности .

Под компетентностью обычно понимается некая способность решать возникаю­щие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отлич­ных от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.

Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности. Одна из важнейших компетентностей – компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Личный успешный осмысленный опыт учебно-познавательной деятельности можно определить как познавательную компетентность.

Учебно-познавательная компетентность нужна ученику не только для того, чтобы сегодня успешно учиться в школе. Она нужна для того, чтобы, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, а в случае необходимости сменить специальность. Ведь наша жизнь - это череда житейских и производственных проблем, разрешение этих проблем требует новых знаний и умений, которые можно приобрести только в процессе учения.

Чтобы её развить, нужно развить учебную мотивацию, интерес к предмету.

Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельностного опыта.

По словам Г. Спенсера «Великая ценность образования - это не знания, а действия».

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами, поскольку касается личности ученика.

В представлении Л. С. Выготского развивающий подход - особый вид деятельности, субъек­том которой выступает сам ученик - активный участник процесса самостановления, по­стижения способов личностного освоение опыта культуры.

В рамках проводимого педагогического исследования интерес имеет и технология развивающего обучения, основной идеей которого выдвинули развитие интеллектуальных способностей ребенка.

В основе концепции Давыдова -Эльконина теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теорети­ческих знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Способ формирования - систематическое решение учебных задач. Носитель учебной деятельности - субъект, разви­тие которого происходит одновременно с превращением школьника в учащегося, изменяющего и совершенствующего себя самого. Для этого он должен рефлексировать. Обу­чение понимается как формирование личностных качеств ученика.

Разноуровневое обучение – это вид личностно-ориентированной технологии, основанной на организации учебно-воспитательного процесса, при котором каждому обучаемому предоставляется возможность овладевать учебной информацией в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности (но уровень усвоения должен быть не ниже базового).

Это дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, устранить их перегрузку;

Развивать каждого в меру его сил и способностей;

Создавать психологический комфорт в учебе.

Опыт показывает, что это позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается мотивация и интерес к предмету.

Между учителем и учеником устанавливаются партнерские отношения,
снижается психологическое напряжение на уроках.
Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих, исчезает страх перед проверкой знаний.

Дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне, когда сам учащийся, исходя из своих способностей, возможностей и потребностей определяет личную «траекторию» своего развития.

Выстраивая вектор своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности.

Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей у обучающихся я могу представить следующей схемой:

1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: тьютора, наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества.

2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:

· создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

· деятельностный характер обучения, т. е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

· ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

· обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

· усиление практической направленности школьного образования по биологии.

Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т. е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей.

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).

При организации деятельности учащихся я опираюсь на принципы:

1) принцип деятельности;

3) принцип непрерывности;

4) принцип целостности;

5) принцип творчества;

6) принцип психологической комфортности;

7) принцип сотрудничества.

Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому я стараюсь научить своих детей.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в объединении идей практической направленности преподавания биологии и уровневой дифференциации.

В данном опыте представлены:

система работы по развитию познавательной компетенции учащихся через практическую направленность уроков биологии;

система работы по использованию уровневой дифференциации на уроках биологии;

разработки лабораторных работ по биологии в разных классах с уровневой дифференциацией.

Технология опыта.

Изучение психологии личности и ежедневное наблюдение привело меня к выводу, что активную жизненную позицию ребят, позитивную «Я-концепцию» можно сформировать в процессе длительной и последовательной работы над развитием познавательной активности учащихся. Аристотель говорил, что « без осознанной практической деятельности человек никогда не может достигнуть полного удовлетворения и счастья». Великий Конфуций говорил: "Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете". Современные психологические исследования подтверждают, что совместно с практической деятельностью усваивается 75% учебного материала, тогда как зрительное восприятие обеспечивает 40-50%, а слуховое только 10%. Одновременно, в практической деятельности развивается не только познавательная, но и социальная сфера личности: формируются коммуникативные способности, умения выразить свои мысли, проводить позитивный диалог, воспитывается чувство взаимопомощи , взаимоподдержки, происходит самоутверждение личности ребёнка.

Считаю, что практическая и самостоятельная познавательная деятельность является наиболее реальным путем достижения результата. В практике работы наиболее широко применяю деятельностный подход, развивающее обучение, компетентностный подход, уровневую дифференциацию. Использую исследовательский, проблемный, частично-поисковый метод, метод проектов.

Развивающее обучение предполагает преобразование личности не только в сфере знаний, но и в сфере способов умственной деятельности. В своей системе я сделала упор на развитие интеллектуальных умений: сравнение, обобщение, умение работать по алгоритму, делать выводы; и деятельностных: целеполагание, а следовательно – планирование деятельности, контроль и коррекция. Это определило и отбор содержания. Работая в рамках традиционной программы, я пользуюсь учебниками линии и планированием к ним. В качестве дополнения использую тетради на печатной основе, которые содержат задания, как репродуктивного характера, так и продуктивно - творческого, что помогает в реализации задач развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В тематическое планирование внесла изменения: расширила и углубила содержание лабораторного практикума, добавила вопросы, развивающие мышление, ввела уровневую дифференциацию. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Использование развивающего обучения не исключает принцип дифференцированного подхода к обучению. Лабораторные и практические работы составляются разноуровневые: дифференцируется объём задания, его сложность, количество и трудность вопросов и т. д. Сильные ученики ставят цели работы, выполняют её, делают выводы самостоятельно. Слабые - сначала делают это с опорой на подсказки, а потом более самостоятельно. Степень самостоятельности увеличивается вместе с усложнением работ. Это создаёт среду, в которой развиваются навыки образовательной деятельности каждого ученика в меру его способностей. Первые работы проводятся поэтапно вместе с учителем, где показывается образец поиска, рассуждений. В дальнейшем проводится только фронтальный инструктаж, оказывается индивидуальная помощь при необходимости.

Поставленные цели определяют специфику выбора форм и методов обучения.

Выбрала основной формой обучения урок-практикум. Изменение содержания лабораторных работ и методика их проведения создаёт такую образовательную среду, в которой развиваются навыки учебной деятельности каждого ученика согласно зоне его ближайшего развития.

Особое внимание уделяю развитию умений ставить цели, работать по алгоритму, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать.

Одновременно задания лабораторных работ ориентированы на развитие деятельностных (ставить цель, организовывать свою самостоятельную деятельность, рефлексировать), коммуникативных и предметных умений.

Приведу примеры таких лабораторных работ в 6, 7 и 9 классах . (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

С целью развития коммуникативных навыков многие работы проводятся в форме групповых или в парах.

Некоторые наоборот – индивидуальные. В таких работах каждому ученику даётся определённое задание, и он выполняет только часть работы и, заслушав отчёты каждого, ребята делают промежуточные выводы по работе, а потом и общий вывод.

Ребята выполняют задание, приносят на урок, рассказывают о проделанной работе, анализируют результаты и делают выводы. При этом сочетается индивидуальная и групповая работа. Каждый имеет возможность высказаться, помочь друг другу, получить необходимую помощь, если в ней нуждается, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Затем оформляют практическую работу.

Ребятам даётся задание осуществить посев проросших семян. И долгое время они наблюдают за ростом растения, отвечают на всё те же вопросы «Зачем? Почему? В чем причина?», анализируют результаты, делают выводы. Учащиеся с интересом относятся к такой работе, узнают много нового, бурно обсуждают возникшие вопросы, трепетно ухаживают за своими всходами.

Включение в урок элементов практической направленности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью, с практикой сельского хозяйства , актуальное требование к современному уроку биологии. Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность учащихся по проведению опытов и наблюдений за растениями, и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания школьников по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаний. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

В своей практике стараюсь использовать активные формы занятий, придавать им практическую направленность. Применяю в своей работе уроки - практикумы, лекции, уроки-семинары, диспуты, беседы, зачёты, презентации, уроки с постановкой проблемы, позволяющие активизировать школьников, учить их добывать знания, трудиться самостоятельно.

На таких уроках вырабатывается умение учащихся сопоставлять, проводить параллели, рассуждать, доказывать свои мысли – то есть развиваются те навыки и умения, которые необходимы учащимся для написания ЕГЭ. ЕГЭ заставляет искать все новые формы работы для более эффективного запоминания правил, терминов. Разработан факультативный курс для подготовки к ЕГЭ по биологии « Основные вопросы биологии». (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

На практике я вижу: чем больше повторяешь, тем лучше запоминается. Значит, нужно чаще повторять. Система изучения блоками позволяет возвращаться часто к одному и тому же правилу. Очень важно осознанное усвоение правил. Поэтому все правила, сначала разбираю.

Использование творческих проектов оживляет урок, делает его более интересным, эффективным.

Личностно - ориентированные технологии, в том числе исследовательская и проектная деятельность, являются одним из методов, призванного решить задачу формирования социально – значимых качеств современного школьника. Исследовательская работа не умещается в классно – урочную систему. Новые задачи требуют включение учащихся в исследовательскую работу не только в рамках отдельных курсов, но и всего образовательного процесса в целом, что дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка.

Над темой « Развитие индивидуальных способностей учащихся через практическую направленность преподавания биологии» работаю не первый год, собран большой материал, приготовлены папки, где собраны контрольные, проверочные, лабораторные, практические работы, тесты, графические диктанты. Есть результаты. У меня уже выработалась своя методика, и мне очень приятно, что мои выпускники на ЕГЭ получают высокие баллы.

Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок был интересен ученикам, пришлось осваивать новые методы подачи материала и ИКТ.

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. В каждой школе имеется компьютерный класс, ученики изучают информатику. Это во многом облегчает использование компьютера на уроке. Конечно, живое эмоциональное слово никогда не заменить машине, и нисколько нецелесообразно целый урок строить на работе с компьютером. Применение компьютера на уроке может быть самым разнообразным, преследовать разные цели – ознакомление с наиболее интересными фактами, совершение заочных экскурсий, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, прослушивание голосов птиц и т. д.

Таким образом, умелое и уместное использование компьютера на уроках позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. В моей копилке есть диски, которые я использую, причем подается это в очень интересных формах. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

При проведении лабораторных и практических работ тоже можно использовать возможности ИКТ.

Например. При проведении лабораторной работы в

  • Самоуправление учащихся в школе в аспекте её демократизации.
  • Теория свободного воспитания в России на рубеже XlX – xXв (Толстой).
  • Детские и молодёжные движения в России.
  • Задачи педагогики как науки.
  • Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.
  • Исторический и общественный характер воспитания.
  • Экологическое воспитание учащихся, его содержание, задачи, методы и формы.
  • Понятие о содержании образования, факторы и критерии их отбора.
  • Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся.
  • Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки.
  • Предмет педагогики, её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, психологией, социологией.
  • Сущность и содержание процесса воспитания. Понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Реализм цели воспитания.
  • Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского.
  • Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения.
  • Коллектив как средство воздействия на личность. Основоположник теории коллективизма – Макаренко, её популярность за рубежом.
  • Закон жизни коллектива, принципы, этапы (стадии) формирования детского коллектива.
  • Педагогические способности, их психологическая структура и виды.
  • Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
  • Общая характеристика методов научно-педагогического исследования, педагогический опыт, как арсенал научных и практических решений.
  • Психология
  • Психологические компоненты и условия усвоения знаний.
  • Психологические причины неуспеваемости.
  • Особенности личности и мышления неуспевающего учащегося.
  • Соотношение обучения и развития.
  • Принципы развивающего обучения.
  • 1. Обучение на высоком уровне трудности;
  • Психологическая сущность проблемного и программного обучения.
  • Психологические особенности подростка.
  • Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации.
  • Психологическая природа табакокурения, алкоголизма и наркомании, их причины и пути профилактики.
  • Малые группы, их виды и уровни развития.
  • Контроль и оценка знаний учащихся, их роль в обучении и формировании личности. Критерии оценок, значение их соблюдения.
  • Возрастные кризисы, их проявления и причины возникновения.
  • Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними.
  • Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности.
  • Понятие о возрасте. Возрастные периодизации, их критерии.
  • Психологическая подготовка к супружеской и семейной жизни, как важнейшая задача воспитания. Её основные цели и направление работы.
  • Большие социальные группы, их виды и характеристика.
  • Стили руководства классом их анализ и оценка.
  • Конфликты, их типы и виды. Способы поведения в конфликтных ситуациях и пути выхода из них.
  • Биологические и социальные факторы в психическом развитии человека, их учёт при обучении и воспитании.
  • Методика преподавания биологии
  • Практические методы обучения биологи. Их роль в процессе обучения и воспитания.
  • Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и его задачи.
  • Характеристика словесных методов обучения биологии.
  • Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии.
  • Выбор методов и приёмов в обучении биологии, их сочетание, взаимосвязь и значение.
  • Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе.
  • Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологоии.
  • Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное.
  • Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий.
  • Структура урока. Современный подход к реализации урока.
  • Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Общая характеристика методов самостоятельной работы. Работа с учебником, эксперимент.
  • Урок – основная форма обучения биологии, его основные функции.
  • Внеклассная работа по биологии. Формы и виды внеклассной работы. Содержание и организация в школе внеклассной работы.
  • Методика преподавания биологии

      Современная концепция биологического образования и её особенности.

    Биология – совокупн. наук о жив. природе, огромном многообразии вымерших и ныне насел. Землю живых сущ., их строен. и функциях, происхожд., распростр. и развитии, связях др. с др. и с неживой природой. Со­времен. образованный чел. должен ориентироваться в ок­руж. его живой природе, иметь пред­ставления о растениях, животных, грибах, бактериях, вирусах, и о собст­в. орг. А также о ценности жизни, об истории разв. жив. при­роды, экосистемном характере жизни, о биосфере, роли жив. орг. в природе, знач. био. разнообразия для жизни на Земле и роли чел. в биосфере.

    Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех её проявлениях (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность и др.).

    Важно учитывать принцип научности во взаимосвязи с принципом доступности.

    В XIX в. школьное естествознание ограничивалось описательной морфологией и систематикой растений и животных, но уже в конце прошлого столетия А.Я. Герд под влиянием учения Ч.Дарвина об историческом развитии организмов сделал попытку включить в школьную программу идею об эволюции растительного и животного мира

    Отбор учебного материала - одна из наиболее важных задач методики обучения биологии, она решается при активном участии учителей и ученых - педагогов и биологов. Сложность в отборе содержания постоянно возрастает в связи с необычайно быстрым ростом научной (теоретической и прикладной) информации в разных ее областях, поэтому новые знания об устройстве органического мира, его закономерностях и значении должны найти отражение в общем биологическом образовании.

    Основные компоненты:

    1 компонент структуры содерж. био. образования – формирование биологических знаний . Задача – отбор содержания урока, темы, раздела, курса.

    2 комп. примене­ния науч­ных знаний в практических целях (могут быть связаны с производст­вом, отдыхом, бытом).

    3 комп . – формирование оценочных суждений, норм пове­дения, от­ношения к природе, обществу и человеку .

      Пропидефтичесий (нач.шк.) – получ. естественнонаучных знаний способств. фор­мир. целостного представл. о:

    • Человеке, как важном компоненте, воздействия на природу;

      Гигиенических нормах, и правилах здорового образа жизни.

      Основной (5-9кл.) – осн. био. знания являющие­ся фундаментом для продолжения обр. в старших кл.

      Профильный (10-11кл.) – раскрывает важнейшие законы жизни, инди­видуального и исторического развития орг.

    В старшей школе реализуется принцип дифференциации обра­зования, право выбрать один из профилей обучения: Гуманитарный ; Биологический ; Физико -математический и т.д.

    Цели и задачи обучения - это социально обусловленное явление, которое сопровождается обновлением содержания обучения. Цели обучения показывают, почему нужно учить именно этому предмету, а не другому, определяют, какие функции выполняет данный учебный предмет в общем образовании, и служат моделью ожидаемого результата в образовании школьников.

    Основные цели школьного биологического образования на современном этапе развития средней школы свидетельствуют о важной роли биологии в развитии учащихся, в воспитании их как всесторонне развитых и творческих личностей, в понимании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле, в подготовке к выбору будущей профессии с учетом личных интересов, склонностей и способностей.

    Цели биообразования

      Овладение научными компонентами знаний, составляющими основу цело­стного и научного мировоззрения.

      Осознание жизни, как наиважнейшей ценности, умение строить свои от­ношения с природой и обществом, на основе уважения ко всему жи­вому, как уникальной и бесценной части биосферы.

      Овлад. знаниями методов, понятий, теорий, моделей, стилей мышления, и практич. применением био. закономерн

    Как в учебнике

    Биологическая грамотность стала социально необходимой. С учетом вышесказанного перед школьным биологическим образованием выдвигаются новые задачи :

      Формир. научного миропонимания , здорового обр. жизни, гигиенич. норм и правил, эко. и генетич. грамотности ;

      Подготовка шк. к трудовой деят. в области : меди­цины, сель/хоз., биотехнологий, рац. приро­доп. и охраны природы ;

      Развитие личности учащ. : памяти, наблюдательности, устойчи­вого познаватель­ного интереса, творческих способностей, теоретиче­ского мышления, стремления к самооб­разованию, применение знаний биологии на практике

    Как в учебнике

    Тема семинара: «Развитие творческих способностей обучающихся».

    Тема доклада:

    «Практическая направленность на уроках биологии и химии».

    учитель химии и биологии

    Дрокова Людмила Васильевна

    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учит и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоит вопрос перед учителем химии и биологии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитать думающего человека, умеющего разумно относится к природе, беречь, сохранять её, но и дать ученику такие знания, которые нужны ему в жизни, которые научат его применять эти знания в практической жизни.

    Наше время - время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующие в различных ситуациях, творчески решающие возникающие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью.

    Моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Научить использовать полученные знания по химии и биологии в практической жизни.

    Практическая направленность в преподавании химии и биологии одно из основных требований к уроку.

    Аристотель говорил, что « без осознанной практической деятельности человек никогда не может достигнуть полного удовлетворения и счастья». Великий Конфуций говорил: "Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете". Современные психологические исследования подтверждают, что совместно с практической деятельностью усваивается 75% учебного материала, тогда как зрительное восприятие обеспечивает 40-50%, а слуховое только 10%. Одновременно, в практической деятельности развивается не только познавательная, но и социальная сфера личности: формируются коммуникативные способности, умения выразить свои мысли, проводить позитивный диалог, воспитывается чувство взаимопомощи, взаимоподдержки, происходит самоутверждение личности ребёнка.

    Считаю, что практическая и самостоятельная познавательная деятельность является наиболее реальным путем достижения результата. В практике работы наиболее широко применяю деятельностный подход, развивающее обучение, компетентностный подход, уровневую дифференциацию. Использую исследовательский, проблемный, частично-поисковый метод, метод проектов.

    Развивающее обучение предполагает преобразование личности не только в сфере знаний, но и в сфере способов умственной деятельности. В своей системе я сделала упор на развитие интеллектуальных умений: сравнение, обобщение, умение работать по алгоритму, делать выводы; и деятельностных: целеполагание, а следовательно – планирование деятельности, контроль и коррекция. Это определило и отбор содержания. Работая в рамках традиционной программы, я пользуюсь учебниками линии В.В. Пасечника и планированием к ним. В качестве дополнения использую тетради на печатной основе, которые содержат задания, как репродуктивного характера, так и продуктивно- творческого, что помогает в реализации задач развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В тематическое планирование внесла изменения: расширила и углубила содержание лабораторного практикума, добавила вопросы, развивающие мышление, ввела уровневую дифференциацию.

    Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Формирование практической направленности у учащихся провожу с помощью:

    1. Развития познавательного интереса к изучаемому материалу.
    2. Химического и биологического эксперимента.
    3. Экспериментальных и расчётных задач.
    4. Экологических вопросов.
    5. Работы с микроскопом.

    Например. При проведении лабораторной работы в 5 классе по теме: « Устройство микроскопа и правила работы с ним» кроме натуральных микроскопов можно использовать слайды с изображением микроскопа и его частей, демонстрируя их на мониторе по очереди. Учащиеся находят потом эти части на своём микроскопе.

    Тот же приём можно использовать при знакомстве с правилами работы с этим прибором.

    Ребята быстро запоминают новые термины и справляются с лабораторной работой.

    К концу урока легко находят изображение предложенного предмета.

    Это готовит хорошую почву для изучения темы: « Увеличительные приборы» в 6 классе, учащиеся быстро вспоминают полученные ранее знания.

    1. Определения биологических объектов.
    2. Решение биологических задач.

    В процессе обучения химии учащиеся учатся проводить простейшие химические операции, собирать из готовых деталей приборы для получения газов, распознавать вещества по характерным для них качественным реакциям, приготовлять различные растворы различной концентрации. Связь химии с жизнью надо понимать широко, это не только знакомство с продуктами химического производства, но и знания важнейших химических процессов, происходящих в живых организмах, наблюдаемых в природе, в быту. Также изучается использование химических веществ в жизни человека

    В процессе обучения биологии учащиеся рассматривают и запоминают биологические объекты, определяют растения и животных по справочникам и определительным карточкам, изучается польза и вред биологических объектов в жизни человека и в природе в целом. У учащихся вырабатываются навыки оказания первой медицинской помощи.

    Я стремлюсь к тому, чтобы знания учеников по биологии находили применения к объяснению явлений, происходящих в органическом мире. Это имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Каждый учитель знает, что без опоры на знания учащихся из курса химии «Периодический закон и периодическая система химических элементов» невозможно обойтись при изучении раздела «Цитологии».

    Для формирования представлений о единстве живого и неживого приходится разъяснять биологическую роль химических элементов и их соединений. Для того, чтобы в полной мере реализовать весь потенциал, заложенный в изучаемом материале, необходима система межпредметных связей.

    Основой активизации обучения, по–моему мнению, является повышение научного уровня школьной биологии, изучение биологических объектов и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на уровне проникновения в их сущность.

    У учащихся появляется потребность понять, объяснить новый непонятный факт. Противоречие между потребностью в новых знаниях и знаниями, которыми ученик располагает, движет его мысль. Начинается активная работа мысли: ученик осознал, стоящую перед ним проблему и ищет пути ее решения. Эти познавательные задачи я предлагаю в виде исследовательской

    и проектной работы. Эта форма деятельности, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся, позволяет реализовать творческие способности детей. Вопросы и задания подбираю с учетом дифференцированного подхода к каждому ученику, исходя из его индивидуальных способностей, с учетом сформированности у него интереса к предмету.

    Важнейшая составная часть работы – исследовательская деятельность. Объектами наблюдений, исследований становятся природные объекты и экологические ситуации. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляются гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Она нацеливает на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.

    На своих уроках я стараюсь приблизить изучаемый материал к окружающей деятельности.

    В теме «Первоначальные химические понятия» подбираю примеры тех явлений, с которыми учащиеся знакомы в повседневной жизни.

    При составлении формул обращаю внимание на формулы уже знакомых учащимся веществ. Например СаО (негашёная известь). Са(ОН) 2 (гашёная известь), NaCl (поваренная соль), NaHC0 3 (пищевая сода), Na 2 CO 3 (кальцинированная сода), СаСО 3 (мел) и др.

    Главные, постоянно действующие связи с жизнью осуществляются через учебники, с которыми учащиеся имеют дело ежедневно.

    Однако, в учебниках недостаточно освещены области применения веществ в промышленности, сельском хозяйстве. Поэтому, эти вопросы приходится дополнительно раскрывать в небольших сообщениях учащихся, их рефератах.

    Так, при изучении темы «Железо в природе. Применение железа», учащиеся готовят сообщения «Железо в природе», «Железо в Космосе», «Железо в земной коре», «Будущее железа» и др. При изучении фосфора рассматриваем его значение в жизнедеятельности человека. Учащиеся знают, что фосфаты кальция в кислой среде превращается в растворимые соли. Сообщаю учащимся, что при приготовлении пищи фосфаты кальция костей животных и рыб частично переходят в растворимое состояние и усваиваются организмом человека.

    При изучении этой же темы учащиеся выступают с докладами «История открытия фосфора», «Как изобрели спички» и др. Вопросы практического характера очень широко освещаю при изучении органической химии. Каждая тема связана с жизнью. На этих уроках я не ограничиваюсь только сообщениями учащихся. Формы здесь различные. Это могут быть проблемные вопросы, задачи расчётные или экспериментальные и др. Так, при изучении темы «Углеводы», ставлю задачу перед учащимися в виде вопросов: Почему, если долго жевать кусочек хлеба, он кажется сладким?

    1) Чем объясняется образование корочки при жарении картошки, выпечке хлеба или кондитерских изделий?

    2) Почему варенье слаще сахара? И др.

    В теме «Спирты» поднимаем вопрос «Алкоголизм - проблема социальная и экологическая».

    Изучая карбоновые кислоты, знакомимся с пищевыми кислотами. При изучении бензола (его практическое значение) даю некоторые формулы азотистых веществ, лекарств.

    Практические работы тоже организовываю так, чтобы учащиеся вовлеклись в поиск. Каждый вид поиска характеризуется целевой направленностью и побуждает учащихся к соответствующим действиям воспроизводящего или творческого плана.

    Нет лучшего средства, возбудить интерес и развить в детях и наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей. Я часто провожу грамматические игры: «Кто больше?», «Кто меньше?», «Найди третьего лишнего», «Кто лучше знает?», использую задания развивающего характера на разных этапах урока, уроки в игровой форме.

    Основой преподавания химии является химический эксперимент может стать средством познания и обеспечить совершенствование знаний и практических умений учащихся, а также является средством их развития в процессе обучения. Для формирования практических умений, а тем более для их развития необходимо время. Изыскать его возможно, если осуществить формирование практических умений поэтапно, распределяя эту работу по годам обучения. В течение одного года следует развивать и совершенствовать умения, необходимые для выполнения учащимися химического эксперимента определённого вида. Так, в 8 классе мы формируем умение осуществлять лабораторные опыты, проводить наблюдение при выполнении химических опытов, фиксировать устно или письменно результаты химического эксперимента.

    Учащиеся работают в различном темпе. Нередко после проведения 1-2 опытов они забывают, что следует делать дальше. В таких случаях им помогает письменная инструкция практическим работам, которые предложены в учебнике, я составляю письменные инструкции и планы на отдельных листах.

    В 9-м классе необходимо развивать умение выполнять практические работы и с достаточной полнотой оформлять результаты эксперимента в отчётах. Сформировать более частное умение - выполнять некоторые виды химических задач экспериментально.

    Отдельные аспекты практических действий отрабатываются также при экспериментальном решении специально подобранных задач. Переход от одного вида химического эксперимента к другому следует рассматривать как задания различной степени трудности, т.к. при выполнении лабораторных и практических работ учащиеся совершают действия различной глубины, широты и самостоятельности.

    При проведении химического эксперимента стараюсь использовать хорошо известные учащимся продукты. Например, для получения углекислого газа и распознавания карбонатов использую мел или пищевую соду.

    При изучении белков применяю не только яичный белок, но и молоко, творог, мясо.

    При изучении темы «Углеводы» учащиеся проводят лабораторную работу в течение 12-15 минут на уроке по изучению состава и свойств глюкозы. Учащиеся работают группами. Одной группе раздаётся по 3-4 изюминки, другой - кусочки яблока, третьей - глюкоза кристаллическая, четвёртой - кусочки сахара-рафинада. Сам учитель проводит опыты с мёдом.

    Перед учениками ставится задача: определить наличие спиртовой и альдегидной группы в исследуемых веществах. Все наблюдения обобщаем в виде таблицы на доске.

    Многие связи химии с жизнью даю в виде задач.

    Начинаю с простых, например, почему гаснет спичка если на неё подуть (8 кл). Или при изучении темы «Вода. Растворы. Основания», даю практическую задачу рассчитать потери пресной воды при неисправном водопроводном кране.

    Постепенно задачи усложняю. Большое внимание уделяю решению качественных практических задач. Это прежде всего задачи на распознавание веществ. Они выполняются учащимися не только на практических занятиях, но и на обычных уроках в виде индивидуальных заданий.

    Многие экспериментальные задания учащиеся сначала разбирают в форме «мысленного» эксперимента, а затем подтверждают опытным путей.

    Примеры таких задач:

    1) Как снять ржавчину с гвоздя химическим способом?

    2) Из смеси цинковым и медных опилок выделили медь химическим способом

    3) Как очистить активированный уголь от попавших в него железных опилок? Уже в 8 классе практические задания дифференцирую. Так. при выполнении практической работы: «Очистка поваренной соли от загрязнений» даю некотрым учащимся такое задание: в сахарную пудру попала угольная пыль. Перечислите все операции, которые вы должны бы последовательно использовать, чтобы очистить сахар.

    При выполнении практической работы «Приготовление раствора» одновременно с заданием: приготовить раствор соли с определённой массовой долей растворённого вещества даю задание на молярную концентрацию.

    Письменное оформление химического эксперимента в тетрадях, особенно при решении химических задач сопровождается большой мыслительной работой учащихся и способствует совершенствованию их учебных умений.

    Большое значение для развития познавательной деятельности учащихся, а также для усиления практической направленности обучения имеют упражнения в решении расчётных химических задач.

    Подбирая расчётные задачи, обращаю внимание на их текстовое содержание, чтобы эти задачи имели практическую направленность.

    Например, задача №1:

    Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто внесено 20 г гидрокарбоната натрия.

    Задача №2:

    Гидрокарбонат аммония используется при выпечке кондитерских изделий.

    Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (при н.у.) образуется, если в тесто внесено 50 г гидрокарбоната аммония.

    Задача №3

    Хром используется главным образом в металлургической промышленности, для производства специальных сталей. Феррохром, не содержащий углерода, получают методом алюмотермией. Какие количества железа и хрома будет содержать феррохром, полученный из 44,8 г хромостного железняка?

    Осуществляя практическую направленность преподавания, нельзя забывать о воспитании у учащихся ответственного отношения к природным ресурсам страны. Будущие работники промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения должны быть экологически грамотными специалистами. Основы экологических знаний формируются в школе. Свой вклад в экологическое образование учащихся вносит курс химии. При планировании образовательных и воспитательных задач уроков я учитываю вопросы экологии. Содержание, глубина и уровень изучения экологического материала на отдельных уроках химии различны.

    Это могут быть отдельные фрагменты или обобщающие уроки. Например, «Вода и её охрана на Земле» (8 кл). «Воздух и его охрана» (8 кл). «Экологические проблемы развития химической промышленности» (9 и 10 кл).

    Считаю, что использование таких методов и форм практической деятельности учащихся приносят положительные результаты и способствуют развитию исследовательских умений и навыков; формированию умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; повышению мотивации, интереса к предмету, а, следовательно, развитию учебно-познавательной компетентности учащихся


    Круглый стол

    «Практическая направленность преподавания биологии как основа предпрофильного и профильного образования учащихся и осознанного выбора профессии ».
    Уважаемые коллеги. Я предлагаю обсудить вопрос практической направленности преподавания биологии. Начиная с 6 класса мы должны готовить детей к выбору профессии. Именно в начале изучения предмета формируется интерес к обучению, а именно интерес к предмету и служит основой осознанного выбора профессии.

    Биология занимает особое место среди естественных наук. Многие биологические процессы невозможно понять, не обращаясь к химическим и физическим законам. Тем самым именно на примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове. Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах - организмах растений и животных, экосистемах и др., понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям. Биологические проблемы оптимальны также для знакомства с идеями развития - начиная с формирования индивидуальных организмов и кончая развитием жизни на Земле в целом. Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

    В естественно-научном образовании биология занимает одно из центральных мест, так как на основе знаний этого предмета осуществляется формирование естественно-научной картины мира. Неоспоримо влияние биологических знаний на организацию практической деятельности людей.

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современный подход к преподаванию биологии требует практико-ориентированных методов и приемов изучения предмета. В ходе изучения биологии учащиеся должны научиться использовать полученные знания в практических ситуациях. На основе знания биологии базируются сельскохозяйственные профессии, медицина, биотехнологии, лесное хозяйство, ландшафтный и садовый дизайн и многое другое.

    Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


    • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

    • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

    • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

    • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
    Достижение этих целей возможно при использовании в преподавании биологии практических методов преподавания. К таким методам относятся практические и лабораторные работы, исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время, экскурсии, работа с биологическими объектами.

    Исследовательская работа как никакая другая создает условия для самореализации и раскрытия возможностей каждого ребенка, развитию его творческой активности и повышению мотивации к изучению биологии. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

    Использование практических форм ведения урока способствует повышению мотивации к обучению и сознательному выбору профессии, связанной с биологическими знаниями.

    Важно, чтобы деятельность учащихся на уроке базировалась на личном опыте учащихся. Для сельских детей важны знания особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных, так как они помогут в уходе за домашними питомцами и при работе в приусадебном хозяйстве. Изучение биологии в 6-7 классе готовит учащихся к выбору профиля образования, именно в процессе начала изучения биологии учащиеся должны определиться с интересующим их направлением обучения. Включение практических работ, лабораторных работ и экскурсий в планирование предмета способствует тому, что дети учатся узнавать животных и растения родного края, любить природу, правильно вести себя на экскурсии, в походе, да и просто на прогулке.

    В МБОУ «Краснокутская ООШ» большое внимание уделено профессиональной ориентации учащихся на сельскохозяйственные профессии. Для этого учащиеся выезжают на экскурсию в сельхозакадемию, знакомятся с профессиями, с условиями обучения. Результатом такой работы стало поступление выпускников 2012 года в сельхозакадемию

    В современных условиях школа находится на пороге введения государственных образовательных стандартов второго поколения, требующих деятельностного подхода к образованию. Деятельностный подход подразумевает, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

    придание результатам образования социально и личностно-значимого характера;

    более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

    существенное повышение мотивации и интереса к учению;

    обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

    Практическая направленность преподавания биологии уже сейчас направлена на реализацию деятельностного подхода к образованию, формированию умения применять имеющиеся теоретические знания на практике, в новых ситуациях, то есть к формированию предметных компетенций.


    Личная концепция автора Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого». Для меня личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие мира. Чтобы организовать интересный урок, важно создать психологический комфорт для учащихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины, предъявлять к ученику требования, соответствующие его возможностям. Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании. Так я пришла к проблемно-диалоговому обучению и к работе в малых группах . К сожалению, в образовательном процессе массовой школы преобладают традиционные методы обучения и мероприятийные формы воспитания. Мы часто забываем, что индивидуальность есть не только у нас, учителей, но и у каждого из наших учеников. Необходимо всегда помнить, что от природы все дети разные , и задача учителя направить ученика на познание мира его путем. Инновационное обучение направлено на личность ученика, то есть создание условий для развития его индивидуальных особенностей.

    Но реально ли это? Ведь у учителя средней школы несколько сотен учеников, и знать их индивидуальные особенности, казалось бы не возможно. Но путь познания учащихся оказался довольно прост. Все возможно, если дать учащимся возможность выбора. И ученик найдет себя сам.

    Свою цель вижу в формирование у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Моими учениками осваиваются разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, проблемно-игровой, проблемно-поисковый, проблемно-диалоговый, метод коллективного решения проблем, методы управляемого открытия, широко используются активные и интерактивные методы.

    В основе технологии индивидуализации обучения биологии лежат индивидуальный подход к обучению в условиях сотрудничества и деятельностный подход, который сводится к выработке навыка истолкования своего опыта и опыта других людей. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний.

    Биология имеет такое разнообразие подходов к природным данным ученика – это и проведение наблюдений, опытов, написание стихов, сказок, рисование плакатов, решение логических задач, компьютерное моделирование и другие. Необходимо дать учащимся возможность выбора творческих домашних заданий. За годы работы подобран и составлен перечень индивидуальных заданий по выбору для каждого раздела. В качестве примера приведу только один из вариантов: раздел «Рыбы» -написать рассказ «О чем поведала золотая рыбка»- написать сказку «Три желания золотой рыбки»- составить викторину, кроссворд «Подводный мир»- сообщение «Мой домашний аквариум»-«Из личного опыта рыбака» - хитрости рыбной ловли- нарисовать рисунки «Рыбы из Красной книги Чувашии»- плакат, листовка об охране рыбных запасов- сообщение «Гуппи – представитель фауны Чувашии»- новости науки ихтиологии- подготовить аннотацию к прочитанной научно-популярной книге о рыбах- составить проблемно-поисковую задачу к тексту учебника о рыбах- составить для тестового контроля вопросы к параграфам - фотографии с выставки «Мир аквариумов»- статья для газеты, журнала «Мир ихтиофауны» и т.д. Обучение, построенное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, способствует более прочному усвоению знаний, а моя задача как учителя – предлагать выбор для ученика . При таком подходе каждый ученик получает возможность продемонстрировать свои сильные стороны.