ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

Общая характеристика программы

Примерная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Программа является базовой, т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих и авторских программ, она определяет инвари-антную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие, авторские программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.

Примерная программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.

В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в примерных программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Поэтому если в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.

При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия: в предметах естественно-математического цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия; в предметах коммуникативного цикла - коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия и т. д.

В связи с этим в примерных программах для основной школы в разных учебных курсах превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.

Основная особенность подросткового возраста - начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в примерном тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.). В предметах, где ведущую роль играет познавательная деятельность (физика, химия, биология и др.), основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д.; в предметах, где ведущая роль принадлежит коммуникативной деятельности (русский и иностранный языки), преобладают иные виды учебной деятельности, такие, как умения полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять свои взгляды и сообщать их в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.


Таким образом, в примерной программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Структура примерной программы

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса биологии, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса биологии, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по биологии на ступени основного общего образования.


Цели и образовательные результаты представлены на не-скольких уровнях - метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельно-сти: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Раздел «Основное содержание курса» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки с указанием минимального числа рекомендуемых лабораторных и практических работ, экскурсий.

В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). Программа включает два варианта тематического планирования. В первом варианте содержание раздела «Живые организмы» структурируется на основе идеи сходства, единства процессов жизнедеятельности и других признаков, свойственных пред-ставителям разных царств живой природы, поэтому сначала рассматриваются общие признаки живых организмов, а по-том - их многообразие. Во втором варианте планирования содержание представлено традиционно, в нем последовательно раскрываются особенности строения и жизнедеятельности представителей разных царств.

Место курса биологии в базисном учебном плане

В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.

Помимо этого, в курсе естествознания рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: энергия, тела и вещества, неорганические и органические вещества, молекулы, агрегатные состояния вещества, испарение, конденсация, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т. д.).

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Инвариантная часть любого авторского курса биологии для основной школы должна полностью включать в себя содержание примерной программы, на освоение которой отводится 180 ч. Оставшиеся 65 ч авторы рабочих программ могут использовать или для введения дополнительного содержания обучения, или для увеличения времени на изучение тех тем, на которые разделена примерная программа, если она используется в качестве рабочей программы.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

Многообразие и эволюция органического мира;

Биологическая природа и социальная сущность человека;

Уровневая организация живой природы.

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных пред-ставителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, зна-комству школьников с некоторыми доступными для их вос-приятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10-11 классов.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, мета-предметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных пере-грузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Овладение ключевыми компетентностями: учебно-по-знавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

Приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


2. В ценностно-ориентационной сфере:

Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.


3. В сфере трудовой деятельности:

Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).


4. В сфере физической деятельности:

Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Задание 2.

Проанализируйте имеющиеся в «Программно-методических материалах: Биология. 6-11 классы» учебные программы Н. И. Сонина, И. Н. Пономаревой, В. В. Пасечника и выясните сильные и слабые стороны этих учебных программ. Заполните таблицу 1 «Анализ учебных программ по биологии». Подумайте и постарайтесь определить, по какой из этих программ Вам бы хотелось работать в школе.

Таблица 1

Анализ учебных программ по биологии

Параметры для анализа Авторские учебные программа
Криксунов Чернова Мамедов
1. Для какого контингента учащихся предназначена данная программа (для обычных общеобразовательных школ и классов, для гимназических классов, для классов и школ с углублённым изучением биологии)?
2. Каковы основные разделы и темы программы?
3. Логично ли построение программы?
4. Какое количество часов отводится на реализацию всей программы?
5. Является ли это количество часов достаточным?
6. Сформулированы ли в программе цели и задачи обучения? Можно ли сними согласиться? Почему?
6. Предполагает ли реализация идей программы установление межпредметных связей?
7. Является ли установление межпредметных связей в данном случае доступным для учителя? Почему вы так считаете?
8. Указаны ли в программе дидактические и психологические концепции, принципы, идеи, на которых должен строиться процесс обучения биологии по данной программе?
9. Соответствует ли отбор учебного содержания программы принципам научности и доступности? В чём это проявляется?
10. Реализуется ли в содержании программы идея преемственности обучения? Каким образом?
11. Сформулированы ли в программе краткие методические рекомендации по преподаванию данного курса или раздела?
12. Достаточно ли этих методических рекомендаций для эффективного преподавания курса?
13. Являются ли, с вашей точки зрения, предложенные в программе методические рекомендации целесообразными? Почему?
14. Определены ли в программе требования к прогнозируемым результатам образовательного процесса по биологии?
15. Насколько чётко и конкретно это сделано?
16. Все ли необходимые аспекты учтены?
17. Достижимы ли, с вашей точки зрения, эти результаты?
18. Предполагаются ли программой лабораторные, практические работы учащихся?
19. Соответствует ли их тематика основному содержанию программы и логике её изучения школьниками?
20. Насколько реальна организация этих лабораторных и практических работ в условиях современной школы? Почему вы так думаете?
21.Соблюдено ли в программе оптимальное соотношение между интеллектуальной и практической деятельностью учащихся? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 3

Проанализируйте имеющиеся в вашем распоряжении школьные учебники биологии по курсам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные» с помощью таблицы 2 «Анализ школьных учебников биологии». Подумайте и постарайтесь определить, по какой из этих программ Вам бы хотелось работать в школе.

Таблица 2

Анализ школьных учебников биологии

(по курсу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» 6-7 класс)

Параметры для анализа Авторы и названия учебников
Криксунов Чернова
1. Научность излагаемого материала на уровне современного развития науки и техники.
2. Тесная связь содержания с жизнью.
3. Подтверждение теорий примерами.
4. Указания на практическое значение и применение изучаемого материала.
5. Системность и последовательность изложения учебного материала.
6. Учет при изложении учебного материала возраста и познавательных возможностей учащихся.
7. Наличие заданий для самостоятельной работы учащихся (программных наблюдений, упражнений, опытов и т.д.) и методических указаний к ним.
8. Наличие вопросов и заданий для повторения и контроля.
9. Простой, литературный, образный, доступный пониманию учащихся язык изложения.
10. Наличие иллюстраций, схем, таблиц, фотографий и т.д.
11.Прочность.
12. Эстетичность внешнего оформления.
13. Оптимальный объем.
14. Соответствие структуры и содержания соответствующей учебной программе.
15.Наличие основных выводов после каждой темы или параграфа.
16.Наличие словаря основных биологических терминов.
17. Наличие алфавитного указателя.
18. Наличие подробного содержания.
19. Наличие правил пользования учебником для учащихся.
20. Выделение новых терминов в тексте учебника.
22. Наличие подробного лабораторного практикума для учащихся
23. Наличие рабочей тетради на печатной основе к учебнику.

Пропедевтическая роль курсов «человек и мир» и «Природоведение». Обобщающее значение общей биологии. Анализ программы по биологии для средней школы. Для современной биологической науки характерно быстрое накопление необходимых фактов. Для школьного предмета биология должен отбирается наиболее значим в образовании и воспитании значении материала. В наст время школьный предмет биология изучается на 3-х ступенчатом уровне:

1) Начальная ступень - 1-4кл. Биологический материал представлен В интегрированном курсе «Человек и мир».

2) Средняя ступень - 5-6кл. – курс «Природоведение». 7-9кл. Систематический Курс биология. 7кл. – ботаника, 8кл – зоология, 9кл - анатомия человека

3) Старшая ступень - продолжение систематического курса биологии в школьном предмете - общая биология. В настоящее время биологический материал может излучатся на базовом, профессиональном и углубленном уровне. Сохраняется классическая система школьных биологических курсов - знания о растительных организмах. Подготовка к получению знаний о живых организмах после изучается человек. Общая биология является обобщающим курсом. Внутри школьных курсов сохраняется классический эволюционный подход к построению материала. Содержание школьной биологии строится на соблюдении принципа научности и доступности при написании учебников, в них включает только проверенные наукой факты, также проводится тонкая наука между понятиями биология как наука и школьный предмет биология. 1-4кл. биолог материал изложен в курсе «Человек и мир». Курс включает в себя 3 раздела.

1) Человек и общество.

2) Человек и природа.

Человек и здоровье. В курсе человек и мир формируются первоначальные представления о живой и неживой природе, ее компонентов, взаимосвязи между растительным и животным миром, сезонных изменениях в жизни природы. В этом курсе даются представления о строении человеческого организма, режиме питания, о правилах личной гигиены. Курс «Природоведение» пришел на смену курсу «Вселенная». В 5-м классе природоведение представляет собой интегрированный курс, состоящий из 4-х разделов: физика, химия, география, астрономия. В нем изучается темы: космос и Земля, тела, вещества и явления природы, вода, воздух, минералы. Курс включает 12 практических работ, 2 из них биологического содержания: 1) Обнаружение крахмала в клубнях картофеля. 2) Обнаружение жира в семянках подсолнечника. 6-й класс - природоведение представляет собой переработанный курс Вселенной. Учебник под редакцией Лисова. Изучает вопросы: понятие о живой, неживой природе, дается характеристика всех царств органического мира. Очень сложным для понимания является раздел «Экология», где дается определение вида и его признаков, популяции, сообществ и экосистем, круговорот веществ в них, пищевые и непищевые взаимодействия между организмами. Дается детальная характеристика 2-х экосистем (пруд и лес). В отдельной главе дается характеристика всех групп животных. Как беспозвоночных так и позвоночных (таблица). Школьные курсы «Человек и мир» и «Природоведение» выполняют пропедевтическую (подготовительную) функцию. В 7 классе учащиеся узнают о растениях, как живом организме; знакомятся с многообразием растений, с царствами растений, бактерий и грибов, со способностью их представителей к совместному обитанию в природных сообществах; об уровнях организации органического мира – клеточном, тканевом, организменном. Изучение этого курса подготавливает учеников к восприятию материала о животном мире.

Изучение животных в 8 классе готовит школьников к освоению курса «Человек и его здоровье»; возможность использовать сравнение помогает усвоить качественное своеобразие человеческого организма в связи с его биосоциальной сущностью.

Завершается биологическое образование в средней школе курсом «Общая биология». В нем излагаются общие закономерности и свойства жизни, её возникновение, развитие и зависимости на примере представителей всех царств органического мира.

Педагогика выделяет несколько типов структурирования содержания образования:

ü линейное построение – все учебные материалы располагаются последовательно и непрерывно, как звенья целостного единого учебного содержания, при этом каждая тема изучается только один раз;

ü концентрическое построение – происходит неоднократное возвращение к пройденному материалу, но каждый раз на новом более высоком уровне изложения;

ü спиралеобразное построение учебный материал располагается в целом последовательно и непрерывно, но не линейно, а по спирали, то есть неоднократно возвращаются на новом более высоком уровне к тому же содержанию, расширяя и обогащая его новыми знаниями и опытом человеческой деятельности;

ü модульное построение (новый тип) – целостное содержание учебного предмета распределяется по отдельным модулям, например таким как: содержательно-описательный, операционно-деятельный, мировоззренческий, профилирующий, контрольно-проверочный, эколого-гуманистический, культурологический и пр.

Хотя впервые понятие о клеточных и неклеточных формах жизни вводится еще в 6-м классе, но сформированное целостное понятие определяется лишь в 11-м классе.

Пример сформировавшегося понятия о систематике органического мира:

Таблица «Принципы систематики.

Многообразие органического мира»

Систематика – раздел биологии, разрабатывающий естественную классификацию организмов на основе родственных связей между разными группами живых существ.

Вид – элементарная единица систематики (понятие ввел Дж. Рей); классификацию разработал Карл Линней (ввел Бинар Ном).

Вид – группа особей.

Пример:

вид Гречиха культурная
род Гречиха
семейство Гречишные
порядок Гречишноцветные
класс Двудольные
отдел Цветковые
П/Ц Высшие растения
Ц Растения
вид Овчарка немецкая
род Овчарка
семейство Собачьи
отряд Хищные
класс Млекопитающие
тип Хордовые
П/Ц Многоклеточные
Ц Животные
Н/Ц Эукариоты
империя Клеточные
вид Человек разумный
род Человек (Homo)
группа Высшие узконосые обезьяны
семейство Гоминиды
п/отряд Человекоподобные
отряд Приматы
класс Млекопитающие
тип Хордовые
П/Ц Многоклеточные
Ц Животные
Н/Ц Эукариоты
империя Клеточные

Также впервые рассказывается о строении клетки в 6-м классе, но целостное представление формируется у учащегося лишь в 10-м классе при изучении курса общей биологии.

Строение клетки:


цитоплазматическая мембранапротопласт - все живое содержимое клеткиклетки (цитоплазма)

(плазмалемма)

Включения

Гиалоплазма –жидкое

Содержимое цитоплазмы

Органоиды


Одномембранные Немембранные

*вакуоль Двумембранные *рибосомы

*АГ (КГ) *центриоли

*лизосомы *ядро *микротрубочки

*ЭПС (ЭПР) *митохондрии *микрофиламенты

*мезосомы у *пластиды

бактерий

Развитие биологических понятий в процессе преподавания биологии.

Учебный предмет «Биология» является системой основных (фундаментальных) научных понятий биологии, специально отобранных, дидактически переработанных, расположенных в определенном порядке, развивающихся в логической последовательности и находящихся во взаимосвязи между собой. Вся система понятий определяется основами науки, отраженными в школьном предмете

Понятия постоянно развиваются, расширяются и углубляются. Например, понятие «фотосинтез» в 7 классе – «это процесс создания органических веществ с помощью хлорофилла». При изучении общей биологии это понятие звучит так: «Фотосинтез – это биосинтез углеводов из неорганических веществ (углекислого газа и воды), происходящий благодаря энергии света в зеленой клетке». Более полным становится и содержание понятия о фотосинтезе (хлоропласты, пигменты, темновая и световая фаза, роль света, воды и водорода, фиксируется внимание на появление свободного кислорода, накоплении химической энергии в виде АТФ).

Процесс формирования понятий имеет ряд особенностей:

понятия не могут быть усвоены в «готовом виде» только путем заучивания определений, а выводятся и формируются;

понятия усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, по мере изучения курса, они непрерывно развиваются по объему и глубине;

понятия представляют собой систему, в которой одни из них связаны с другими;

процесс формирования понятий управляем, он происходит под руководством учителя, имеет целенаправленный характер.

Задача обучения заключается в планомерном образовании и развитии понятий. Каждое понятие в своем развитии должно быть усвоено учащимися настолько, чтобы они могли им свободно оперировать.

Учителю необходимо знать, как происходит движение понятий из темы в тему, из курса в курс. Наиболее важным моментом в формировании понятия является выделение его существенных признаков. Для этого используют анализ сравнение признаков, синтез и обобщение.

В общих чертах процесс формирования и развития понятий можно разделить на три этапа: образование, развитие и интеграция.

Используют три способа образования понятий: из чувственного опыта путем индуктивного (выводного) обобщения или путем дедуктивного вывода их из известных теорий; традуктивного.

Индукция представляет собой такой тип умозаключений, который строится на последовательном переходе от обсуждения частных сторон предмета к его общему свойству. Например, при последовательном рассмотрении того, что зеленые растения, используя энергию солнечного света и минеральные вещества, можно сформулировать вывод: растения обладают фотосинтезом.

Индуктивное образование понятий характерно для начального этапа обучения, основой которого служат обобщения опытных данных. При этом особое место принадлежит наблюдению объектов (натуральных или изобразительных), сравнению и обобщению наблюдений.

Для индуктивного пути формирования понятий характерна такая последовательность деятельности учителя и учащихся:

наблюдение объектов и явлений;

их сопоставление, выделение на этой основе признаков;

их обобщение;

работа с определением понятия, в котором выделяют существенные признаки;

применение знаний на практике.

Дедукция характеризуют обратное движение мысли – от общего к частному – растения обладают фотосинтезом, потому что имеют хлорофилл, с помощью которого на свету образуются органические вещества из углекислого газа и воды.

Уже на первом этапе обучения биологии вводится ряд абстрактных теоретических понятий (приспособленность, биоразнообразие, система живых организмов, царства), являющихся исходными для развития целостной системы теоретических знаний (организм, вид, род, семейство, эволюция, происхождение). При дедуктивном пути:

сначала дается определение понятия;

после этого организуется работа над усвоением его признаков и связей;

затем осуществляется закрепление признаков и связей;

устанавливаются связи с другими понятиями;

проводятся упражнения в различении понятий.

Традукция – вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию, но на той же степени общности. То есть вывод идет от единичного к единичному, или от частного к частному, от общего к общему. Сформировав на каком-то этапе образовательного процесса конкретное понятие (например, половое размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение).

Большую роль в формировании и развитии биологических понятий играет сравнение. Сравнение – это сопоставление объектов в целях выявления черт сходства и различия между ними. Оно обеспечивает возможность применения анализа, то есть детального и сравнительного исследования свойств изучаемого предмета и явления. Вместе с тем сравнение с использованием анализа позволяет сформулировать обобщающий вывод (т.е. подводит к синтезу). Таким образом, сравнение является важнейшей предпосылкой к обобщению. Суждения, выражающие результат сравнения, служат цели раскрытия содержания понятий в сравниваемых объектах. В этом отношении сравнениевыступает как прием, дополняющий, а иногда и заменяющий определение (выведение) понятия.

Наиболее успешно формально-логическое формирование теоретических понятий происходит в процессе проблемного обучения, например формирование понятия по типу «подведение под понятие». Модель этого процесса можно представить в таком виде:

постановка проблемы (подведение объекта под данное понятие);

поиск путей решения проблемы (анализ, синтез, сравнение существенных свойств объекта и понятия);

решение проблемы (выделение общих существенных свойств понятия);

осознание и осмысление полученных результатов (изучение соотношения между объектом и понятием);

характеристика результатов – выведение понятия, формулирование дефиниции (вывод о принадлежности объекта понятию).

знает его определение и содержание, то есть существенные признаки понятия, связи и отношения между признаками;

имеет образное представление об изучаемом биологическом объекте или явлении;

умеет самостоятельно применять понятие при решении учебных задач.

Лекция №6 « Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения биологии: проблемный подход».

Сравнительный анализ школьных учебников по общей биологии

Новые экономические условия и реформа образования, проводимая в нашей стране, вызвали появление множества новых учебников, а с ним и вопрос учителя: какой учебник избрать для работы с детьми? В поисках ответа проведен детальный анализ девяти учебников общей биологии по содержащимся в них ключевым словам. Списки ключевых слов сравнивали между учебниками, а также с кодификатором элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) Единого государственного экзамена по биологии из раздела «Общая биология».

Оказалось, что курс общей биологии основан приблизительно на 200 понятиях, которые различно представлены в разных пособиях. Приведу краткие аннотации пособий, которые могут помочь учителям в выборе учебника для работы в классе и для подготовки к выпускным экзаменам. Полные библиографические описание приведены в конце обзора.

Беляев Д.К. и др., 2001.

Книга является наиболее адекватным отражением образовательного минимума по биологии: она содержит большую часть обязательных понятий и сравнительно небольшое количество дополнительной информации. Есть словарь основных биологических понятий, небольшое количество генетических задач и сжатый лабораторный практикум. По всей видимости, это достаточно надежное пособие для преподавания общей биологии и подготовки к Единому государственному экзамену. Вместе с тем необходимо учитывать специфику учебника: например, понятие гомеостаза дается в §22, а не как обычно – среди других признаков живого.

Рувинский А.О. и др., 1993.

Это наиболее полный учебник (а во многом и справочник), содержащий более емкий материал, чем предполагает обязательный минимум знаний по биологии для выпускников средних школ. Его следует рекомендовать для подготовки к вступительным экзаменам в вузы биологического и медицинского профилей. Авторский и предметный указатели (правда, последний содержит неполный список понятий, приводимых в тексте) значительно облегчают пользование учебником. Полезными дополнениями являются подробное описание 17 лабораторных работ, список литературы и любопытное руководство по компьютерному моделированию генетических и экологических процессов.

Полянский Ю.И. и др., 1990.

Старейший среди современных учебников общей биологии, выдержавший два десятка изданий. Структура книги обратна традиционной: изложение ведется не от низших структурных уровней к высшим, а наоборот: начиная с эволюции (вернее сказать, обзором исторического развития) существ и завершая генетикой и селекцией. Материал достаточно полно совпадает с кодификатором КИМов при отсутствии ряда важных элементов, например некоторых признаков живого, гормонов, витаминов, круговоротов углерода и воды. Представления об эволюции излагаются преимущественно на уровне классического дарвинизма, без рассмотрения деталей и даже без упоминания о синтетической теории, что вполне логично определяется принятой структурой изложения, поскольку данная теория основана на генетических представлениях и может быть объяснена только после усвоения основных понятий генетики. В тексте имеются некоторые неточности. Так, третий закон Менделя (независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании) назван вторым законом. В §7 и 63 приведен пример эволюции окраски у березовой пяденицы, сопровождающийся давно устаревшим объяснением: в условиях промышленного загрязнения стволы деревьев покрыты слоем сажи, отчего белые особи пяденицы поедаются птицами, а черные выживают. На самом деле, явление так называемого индустриального меланизма (известное также у несъедобных насекомых и даже у млекопитающих) объясняется скорее повышенной устойчивостью темноокрашенных особей к отравляющим веществам. В итоге, книгу можно рекомендовать как дополнительное пособие (например, к учебнику Т.В. Ивановой и др., 2000), поскольку она содержит полезные предметный указатель и краткий словарь биологических терминов.

Пономарева И.Н. и др., 2002 и 2003.

Курс состоит из двух частей. Первая, как указано на титульном листе, является победителем конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы и, видимо, в этой связи обладает структурой изложения, принципиально отличной от традиционно принятой в учебниках общей биологии.

Вместе с тем учебник едва ли можно рекомендовать учителям. Во-первых, он не освещает многие элементы обязательного минимума знаний по биологии. Например, отсутствуют разделы об энергетическом и пластическом обмене веществ, некоторых деталях строения растительной клетки (вакуолях и клеточной стенки), регуляции транскрипции у низших и высших организмов, особенностях оплодотворения у животных и растений, зависимости индивидуального развития от условий внешней среды. Многие разделы рассмотрены крайне конспективно – например, фотосинтез, биосинтез белка и селекция, которым в школьной программе уделяется довольно большое внимание.

Во-вторых, некоторые разделы рассматриваются в других курсах школьной программы по биологии. В издании 2002 г. таковы, например, §4 и 5 «Устройство и функционирование организма животных»; §37 и 38 «Простейшие» (материал из курса зоологии), §36 «Водоросли» (материал по ботанике).

В-третьих, учебник неоднократно повторяет сам себя: например, в издании 2003 г. раздел «Значение биологии» изложен в §5 и 8, «Методы биологии» – в §4 и 6, понятие о биогеоценозе – в §19, 22 и 23, о продуцентах, редуцентах и консументах – в §6, 22 и 23, проблема охраны биоразнообразия рассматривается в §42 и 54. Понятно, что повторение – мать учения, однако это дело учителя – выявлять забытое детьми и повторять ранее пройденный материал. В учебнике же должно быть только все необходимое – и ничего больше (прежде всего – смысловых повторов).

В-четвертых, в учебник включены внепрограммные §42 «Гармония и целесообразность в живой природе» (2002), §9 «Живой мир и культура» (2003), §13 «Физико-химическая эволюция в развитии биосферы» (2003), §21 «Живой мир в литературе» (2003), §35 «Образы природы…» (2003). Нет сомнения, что понятия о человеческой культуре и о происхождении Вселенной необходимо преподавать, но вряд ли один параграф и урок окажут влияние на детский ум. Да и целесообразно ли использовать для этого уроки биологии при явном стремлении Министерства образования РФ сокращать программу по биологии?

В-пятых, учебник содержит «шедевры» вроде «определения» жизни: «Жизнь – это форма существования живой материи, возникшая в ходе биопоэза» (2003, с. 10), а биопоэз, как сказано на той же странице, есть «процесс образования живых клеток в результате химической эволюции». Хорошо, что авторы не взялись составить учебник химии. Едва ли они смогли бы объяснить, что такое «химическая эволюция», зато определение воды у них выглядело бы примерно так: «Вода – это водянистая форма материи, обладающая свойствами воды и возникающая в химических реакциях как вода». Нечто подобное было у Ильфа и Петрова при описании махинаций Корейко!

Фактически пособие имеет выраженный экспериментальный характер и притом достаточно сыро: материал плохо сгруппирован по темам. Соответственно, его в лучшем случае можно рекомендовать как дополнительное пособие, но не в качестве учебника.

Иванова Т.В. и др., 2000.

Книга с традиционной структурой изложения представляет облегченный вариант школьного учебника по общей биологии. Материал дается конспективно, местами слишком сжато, буквально в двух словах. К числу имеющихся пробелов относятся неполное перечисление свойств живого, отсутствие объяснения роли рекомбинации хромосом в процессе полового размножения, зависимости хода онтогенеза от внешних условий, понятия чистоты гамет, не освещен ряд экологических вопросов.

В тексте есть неточности. Например, при определении вида как открытой системы (перед §38) следует пояснить, что такое «открытая система». Кроме того, вид может и не быть системой (целым из связанных частей), если его популяции полностью изолированы друг от друга (например, ареал вида насекомых, разделенный океаном). В §40 «потомки» названы «потомством», что не одно и то же. В конце §41 имеется утверждение (кстати, вошедшее в КИМы), что «при определении принадлежности особи к тому или иному виду следует учитывать не один критерий, а весь их комплекс», т.е. морфологический, молекулярно-биологический, генетический, экологический, географический и физиологический. На самом деле, при определении особей используется комплекс исключительно морфологических признаков, из которых состоят все определители. Эти же признаки используются и при описании новых видов. Остальные критерии известны для очень небольшого числа хорошо изученных видов и в подавляющем большинстве случаев всего лишь предполагаются, будучи логическим следствием наших теоретических воззрений. Учителю, использующему это пособие на уроках, необходимо значительно дополнять и пояснять преподаваемый материал.

Захаров В.Б. и др., 1996.

В тексте имеются элементы, относящиеся скорее к курсу естествознания, чем к общей биологии, например, §2.2.1 «Эволюция химических элементов в космическом пространстве» и §2.2.2 «Образование планетных систем». В круг дополнительных биологических сведений входят понятия о стрессе, эмбриональной индукции, лимитирующем факторе, аллопатрическом и симпатрическом видообразовании, описание круговоротов серы и фосфора, основы бионики.

Как ни странно, в учебнике отсутствуют четко выделенные критерии вида, перечисление доказательств эволюции и функций живого вещества, понятие об агроценозе и двойном оплодотворении у растений, хотя все эти вопросы затрагиваются в КИМах. Не введено понятие «анабиоз» (при том, что соответствующий материал имеется в §17.3.2).

Своеобразной особенностью являются английские резюме в конце разделов, двухязычный словарь терминов и задания по русско-английскому переводу. По замыслу авторов, учебник мог бы служить пособием для межпредметного изучения биологии и иностранного языка. Но резюме составлены на плохом английском, и обучаться на их примере не стоит. К сожалению, учебник снабжен всего лишь одним полезным приложением – «Основные вехи в развитии биологии»; при значительном объеме содержания были бы уместны предметный и авторский указатели. Использовать учебник для углубленного изучения биологии можно, дополняя его недостающим материалом.

Более поздний учебник В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова и Н.И. Сонина обладает такой же структурой.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., 2002.

Пособие представляет собой сокращенную версию школьного учебника по общей биологии В.Б. Захарова и соавторов (см. выше), содержит практически те же достоинства (за исключением англоязычного дополнения) и пробелы и вполне может быть использовано в старшей школе. К недостаткам пособия можно отнести черно-белые иллюстрации при сравнительно высокой цене издания. В §41 «Эволюционная роль мутаций» содержится нелепое утверждение, будто «в закопченных березовых лесах Южной Англии» листья деревьев «покрыты гарью и копотью». Я, достаточно долго проработавший в этой стране, ничего подобного в Англии не видел.

Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., 2002.

В заключение немного о кодификаторе КИМов. Очевидно, что он не полон: в нем, например, не упоминаются изменчивость, наследственность и способность к эволюции как существенные свойства живого, двигательная функция белков, гормоны, гликолиз, различие транскрипции и трансляции у высших и низших организмов, различие оплодотворения у животных и растений, зависимость онтогенеза от внешних условий, множественное действие гена, дрейф генов, дивергенция и конвергенция, почвообразование, а также такие глобальные проблемы как бедность и рост населения. Все перечисленные понятия принципиальны для общей биологии и, что важнее, используются при составлении КИМов, а потому должны быть включены в кодификатор. Можно предполагать, что в последующие годы кодификатор будет доработан с учетом конкретного содержания школьной программы. Он должен состоять не из рубрик с расплывчатыми границами (например, «Генетическая терминология и символика»), а представлять собой четко очерченный список понятий, которые следует знать выпускнику средней школы, который рассчитывает на высший балл по биологии.

Приношу свою благодарность преподавателям биологии – И.В. Болдиной, Т.Н. Григорьевой и В.В. Леоничевой (г. Уяр и Уярский р-н Красноярского края) за помощь в проделанной работе.

Список проанализированных учебников

Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н., и др . Общая биология. Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. 304 с.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Школа-Пресс, 1996. 624 с.

Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Общая биология. 10 кл. – М.: Просвещение, 2000.189 с.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2002. 317 с.

Полянский Ю.И., Браун А.Д., Верзилин Н.М. и др. Общая биология. Учебник для 10-11-х классов средней школы. 20-е издание. – М.: Просвещение, 1990. 287 с.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. Учебник для учащихся 11-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2002. 224 с.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология. Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2003. 224 с.

Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Общая биология. Учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е. – М.: АСТ Астрель, СПб: СпецЛит, 2002. 288 с.

Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. и др. Общая биология. Учебник для 10–11-х классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. 544 с.

Специфической особенностью обучения биологии в школе является широкое использование натуральных объектов, постановка опытов и осуществление наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.

Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за живыми объектами, способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований. Комнатные растения и животные являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище. Создание в школах живого уголка, который можно использовать для иллюстрации формируемых у школьников биологических понятий, идея не новая, но весьма актуальная в современных условиях.

Анализ школьных программ по использованию живых объектов на уроках биологии

При изучении биологии уже с шестого класса широко используются живые объекты, начиная от комнатных растений до питомцев живого уголка.

Благодаря своему многообразию растения могут служить хорошим демонстрационным материалом в темах по морфологии и систематике растений, в проведении опытов по физиологии растений, при выяснении влияния окружающих условий на рост и развитие растений.

Уже на первом уроке, в теме «Общее знакомство с цветковыми растениями», комнатные растения служат демонстрационным материалом, иллюстрирующим рассказ учителя о многообразии растительного мира. Формируя понятие «цветковые растения», знакомя учащихся с органами цветкового растения, демонстрирую цветущие фиалки, бальзамин, гибискус и др.

Демонстрация комнатных растений с плодами всегда вызывает живой интерес у учащихся. Для этой используются паслен перечный. Клеточное строение растений учащиеся изучают с помощью микропрепаратов органов растений, изготовленных самостоятельно (листья, лепестки бегонии, корни и т. д.). Изучение внешнего и внутреннего строения корня провожу на придаточных корнях бегонии. Воздушные придаточные корни легко образуются у пилеи во влажной камере. У монстеры воздушные корни достаточно крупные и корневой чехлик виден невооруженным глазом. Поглощение корнем воды с растворенными в ней минеральными солями легко демонстрировать на бальзамине султанском, поливая его накануне водой, подкрашенной красными чернилами.

В корнях циперуса видны воздушные камеры - приспособление растения к жизни на болоте. При изучении темы «Лист» комнатные растения становятся незаменимыми живыми объектами, т. к. эту тему изучают в зимние месяцы. На крупных листьях бегонии можно наглядно показать, что такое листовая пластинка и черешок листа. Сидячие листья можно наблюдать у традесканции, пандануса, драцены. Листья, близкие к округлой форме, демонстрирую на примере сенполии. Яйцевидной формы - у гибискуса, бальзамина; обратнояйцевидной - у пеперомии. Овальной формы - у воскового плюща, стреловидной формы - у белокрыльника, сингониума. Ланцетной формы - кливии, пандануса, узколинейной формы - у циперуса. Различный характер жилкования листа можно показать на листьях бегонии (сетчатое), традесканции (дуговое), циперуса, пандануса (параллельное).

Расположение листьев на стебле удобно демонстрировать на примере пеларгонии (очередное), красулы (супротивное). Живые растения помогут учащимся усвоить целый ряд понятий о побеге и его составных частях. Хорошо видны узлы и междоузлия у гибискуса, фикуса, пеларгонии. На любом комнатном растении класса двудольных видны пазухи листьев, верхушечные, пазушные почки.

На гибискусе, фикусе, бегонии и др. удобно провести опыт по формированию кроны растений.

При изучении темы «Вегетативное размножение растений» комнатные растения используются для проведения несложных опытов и практических работ:

  • - размножение стеблевыми черенками (гибискус, аукуба);
  • - размножение усами (папоротники);
  • - размножение корневищами (аспарагус, циперус);
  • - размножение корневыми отпрысками и корневыми черенками (драцена);
  • - размножение листьями (бегония).

Со строением цветка учащиеся знакомятся, рассматривая цветки гибискуса, герани, бегонии (тычиночные и пестичные). Изучая строение соцветий, можно использовать ряд цветущих комнатных растений, цветки которых собраны в соцветия. Простой зонтик - пеларгония, восковой плющ. Конечно, цветение не всегда совпадает с изучением темы, но всегда есть возможность рассматривать живые объекты при повторении изученного материала.

На комнатных папоротниках можно показать расположение сорусов.

При изучении многообразия покрытосеменных растений и их приспособленности к различным условиям жизни из имеющихся в кабинете растений составляю группы в зависимости от среды обитания их в природе:

  • - растения тропических лесов (бальзамин, бегония, монстера, колеус);
  • - растения субтропиков (аспарагус, гибискус);
  • - растения пустынь (алоэ, кактусы, молочай);
  • - растения болот (циперус, белокрыльник).

На уроках в старших классах так же широко используются имеющиеся в кабинете комнатные растения.

Например, в теме «Критерии вида» демонстрирую разные виды одного рода (бегония королевская, бегония).

Для объяснения тем «Искусственный отбор» и «Селекция» применяются сорта сенполии, гибискуса (Hamburg и Rosa). Соотносительную изменчивость, проявляющуюся в том, что изменение одного органа вызывает зависимое изменение других, можно увидеть у сенполии (форма листа - особенности окраски и формы цветка).

Влияние условий среды на формирование фенотипа можно показать, демонстрируя пеперомии, выращенные из листьев одного растения, но произрастающие в горшочках разной величины (или одно в песке, другое - в питательной почве).

И это далеко не полный перечень примеров использования комнатных растений при изучении ботаники и общей биологии. На любом уроке живой объект вызывает интерес у детей, активизирует их познавательную деятельность.

Животные живого уголка также играют огромную роль в обучении детей основам биологии. Обучающиеся в независимости от возраста с удовольствием ухаживают и разводят декоративных животных. Для оборудования живого уголка не нужны экзотические животные - достаточно взять самых распространенных и неприхотливых: хомяков, песчанок, кроликов, морских свинок, черепах, лягушек, обзавестись аквариумом.

Обитатели живого уголка школы выступают в качестве живых экспонатов, на уроках биологии при изучении следующих разделов:

  • - «Какие бывают животные» - детей впервые знакомят с обитателями живого уголка, указывая на их отличительные черты;
  • - «Среда обитания», (кто, где живет) - здесь особое внимание уделяется отличиям среды обитания;
  • - «Дикие домашние животные» и «Животные в школе и дома» - непосредственное общение с животными живого уголка с пониманием их организации, условий жизни и ухода;
  • - «Общие признаки рыб»;
  • - «Особенности внешнего строения птиц»;
  • - «Разнообразие млекопитающих. Внешнее строение»;
  • - «Грызуны»;
  • - «Значение грызунов в природе»;
  • - «Зайцеобразные»;
  • - «Разведение домашних кроликов» - все эти разделы направлено на непосредственное ознакомление с физиологией организмов.

Обитателей живого уголка учащиеся школы видят постоянно, под руководством учителей систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода дети получают представление о многообразии животного мира на земле, о том как, растут и развиваются животные, какие условия для них нужно создавать.

У детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о них, таким образом, у школьников появляется интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Школьные питомцы находятся под присмотром врача ветеринара.