ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

1. Технология ТРИЗ - технология развития творчества

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно ждать "творческих озарений", когда можно пользоваться системным инструментом, способным мыслить в нужном направлении и выполнять большую часть рутинной и малоинтересной работы. В 1982 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 89-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. В 1987 г. ТРИЗ случайно, по недоразумению (семинар для инженерно-технических работников проводился на базе детского сада) приходит в д/с. Так ТРИЗ впервые нашел применение в детском саду в 1987 году в городе Находка, где дети подготовительной группы с удовольствием приняли игру для развития творческих способностей "Маленькие человечки" (1, с.15 - 17). Знакомство с неживой природой (лед, пар, вода) перенесло "маленьких человечков" на другие области знаний, и они начали строить крепости, плавать, летать. Обстановка занятий непривычная: общение происходит свободно, демократично, можно сомневаться, отвечая на вопросы, угадывать, поправляться, размышлять и совершать "открытия".

Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.

Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

Изобретение - это всегда решение какой-то задачи. Еще в древнем мире люди пытались разгадать секреты изобретательства. Тогда появилось понятие об эвристике - науке о том, как создаются открытия. Прошли века. И множество открытий привели к современной цивилизации. Изобретатель стремится превзойти все то, что создано до него, пытается сделать пусть небольшой, но свой шаг в развитии интересующей его области. Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире, укрепить детей верой в целесообразность творческой жизни.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

По замечанию Л.С. Выготского, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира.

Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, педагоги авторских школ начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа. Вполне оправдан поворот авторов ТРИЗа от "железки" к личности, связь с творческой педагогикой, естественный выход на малышей-мудрецов, творчество для которых - сама жизнь. Постепенно ТРИЗ начали применять в новой области знаний - ТРТЛ (теории развития творческой личности).

Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т.д.

Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов.

Занятия по методу ТРИЗа в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.

Итак, используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер).

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. "Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему" (Л.Е. Белоусова).

2. Методы ТРИЗ, их характеристика

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:

1.Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:

как уберечь продукты от мышей;

как не намокнуть под дождем;

как мышам достать сыр из-под носа кота;

как выгнать лесу из зайкиной избушки;

как потушить пожар, если в доме нет воды;

как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

как оставить кусочек лета в зиму.

Напомним правила мозгового штурма:

)исключение всякой критики;

) поощрение самых невероятных идей;

) большое количество ответов, предложений;

) чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.

Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

2.Синектика

Это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

изобрази будильник, который забыли выключить;

покажи походку человека, которому жмут ботинки;

изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3. Морфологический анализ

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан.

Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.)

Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т.д.).

Приведем пример применения метода с использованием "ящика", т.е. таблицы.

Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу

4. Возможные варианты характеристик по выделенным критериям

Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды

Характер

Ребёнок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчаки т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их

Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т.д.

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом "тыка" слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.

Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

наличие положительного и отрицательного героев;

зло, причинённое отрицательным героем;

борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

О ком сочиняем сказку?

Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

С кем он дружил?

Кто им мешал? Каким образом?

Как добрый герой боролся со злом?

Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

Жил-был…

2.И был он какой?.

Умел делать что?.

Делал он это, потому что…

Но в это время жила-была…

Она была…

Однажды между ними случилось…

Им помогла…

Сделала она это, чтобы… и т.д.

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Как показывает практика, первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.

Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

4. Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

Цель МФО - установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй - рукотворного, третий - вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Например: стол метеорит

круглый искрящийся

кухонный горячий

пластмассовый стремительный

Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.

Например, машина:

стремительная - быстро едет;

горячая - везет горячий хлеб;

искрящаяся - летающая тарелка;

кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.

Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

5. Да - нет - ка

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

6. Метод Робинзона

Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры "Аукцион" в старшей группе и подготовительном классе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение.

Следующий вариант использования этого метода: воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т.д.

7. Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

изобретательская задача дошкольный творчество

а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

8. Системный оператор

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос - это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,

Н/СН/СН/ССССП/СП/СП/Спрошлое настоящее будущее

где С - система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С - надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С - подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу.

Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта)

Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.

На 1 этапе можно учить детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры Хорошо-плохо. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая - плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства ("В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?").

В игре "Наоборот" хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).

Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале берём 3 экрана из 9. Со временем переходим к использованию всей 9-экранной системы. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор размер, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить. В сказке про Золушку меняется оператор стоимость.

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (М.М. Ч.).М. М.Ч. - практическое воплощение идей Г.С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с М. М.Ч. начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко 2-му этапу работы по ТРИЗ-РТВ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос Как спасти колобка" - Убить лису. Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т.д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: Как спасти колобка, не причинив вреда лисе.

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М.Ф. О.).

Работу по М.Ф.О. можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи:

придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

познакомить детей с новым объектом;

создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

проанализировать художественное произведение.

Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены.

На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.

Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

«Использование методов и приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) для развития школьников». Семенова Любовь Ивановна, учитель математики, физики Старочемровского филиала МБОУ «Первомайская сош №2».

По определению Генриха Альтшуллера (литературный псевдоним – Г.Альтов), автора ТРИЗ (теории решения изобретательских задач): «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта».

Методы ТРИЗ, такие как: мозговой штурм, морфологический анализ, алгоритмы, метод фокальных объектов и их разновидности - формируют у детей умение творчески решать возникшие проблемы в различных областях деятельности.

Эта инновационная технология дает вдохновение ученикам на открытия, нестандартные решения, оригинальные идеи, предлагает рассуждать, мыслить, изобретать.

Вот нить. Незатейливая вещь. А вот обычный узел. А теперь перевяжем нити узлами, получилась сеть. С ней можем ловить рыбу или сделать загородку, изготовить гамак или придумать что-нибудь ещё. Какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе. Приемы технологии ТРИЗ – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

Принципы техники ТРИЗ:

Свободы выбора. Право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! Ученикам задается много задач, и они сами выбирают для решения любые из них.

Открытости. Печально то, что выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет границы своей информированности. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой обучение – лишь воспитание исполнителей! Больше открытых задач! Которые дают разные пути решения, набор вероятных ответов.

Деятельности. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать»,-говорил академик Александр Львович Минц. Необходим системно- деятельностный подход в обучении.

Обратной связи. У учителя есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке, отследить настроение учеников, уровень их понимания, степень заинтересованности.

Идеальности (высокого КПД). Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить, обучать друг друга. Наверное, идеал недостижим, но стремиться к нему полезно!

Хорошо организованная жизнь - это как сетка для страховки. Благодаря ей мы можем выделывать более сложные трюки. А результат использования приемов ТРИЗ – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

КОНСТРУКТОР УРОКА (ПРИЕМЫ ТРИЗ)

Блоки урока

Блок 1

Мотивация

Блок 2

Содержа-

тельная часть

Блок 3

Психологи-

ческая

разгрузка

Блок 4

Тренировка,

отработка

умений

Блок 5

Контроль

Блок 6

Домашнее

задание

Блок 7

Резюме

Приемы

Интеллекту-

альная

разминка

Привлека-

тельная цель

Физические

упражнения

Лови ошибку !

«Светофор»

Задание

массивом

Опрос-итог

«Да-нетка»

Удивляй!

Физические

разминки

Пресс-конференция

Опрос по

цепочке

Три уровня

домашнего

задания

Отсроченная отгадка

Удивляй!

Составление

опоры

УМШ

Тихий

опрос

Необычайная

обычность

Роль

«Подводящий

итоги»

Отсроченная отгадка

Практичность

теории

Деловая игра

«Точка зрения»

Идеальный

(показательный)

опрос

Особое

задание

Роль

«Психолог»

«Светофор»

Пресс-конференция

Деловая игра

«Компентент

ность»

Фактологичес-кий диктант

Идеальное

задание

Фантастическая

добавка

Вопрос к тексту

Деловая игра

«НИЛ»

Блиц-

контрольная

Творчество

работает на

будущее

УМШ

Фронтально, со

всем классом

Лови ошибку !

Повторяем с расширением

Выборочный контроль

Театрализация

Доклад

Свои примеры

Повторяем с контролем

Пересечение

тем

Взаимоопрос

Релейная

контрольная

работа

Деловая игра

«Точка зрения»

Переход в другое

измерение

Обычная

контрольная

работа

Деловая игра

«НИЛ»

Прикладная

диалектика

Развивающая

кооперация

Игра в

случайность

Методы и приемы ТРИЗ

Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик. Для облегчения учительской жизни можно создать конструктор для «сборки урока», где указаны основные разделы урока (последовательность не столь важна). Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. Приемы ТРИЗ, по сути, и есть элементы нашего конструктора. Представляется это таблицей. Каждый выбирает то, что ему нужно.

Привлекательная цель. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планируем. (Научиться пользоваться транспортиром).

Удивляй! Хорошо известно, ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Так представлен материал, что даже обыденное становится удивительным.

Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с него следующее занятие.

Фантастическая добавка. Дополняем реальную ситуацию фантастикой. Переносим учебную ситуацию на фантастическую планету. Изменяем значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение.

Лови ошибку! Объясняя материал, намеренно допускаем ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Приучаем детей мгновенно реагировать на ошибки, поощряем внимание и готовность вмешаться! Не получится ли так, что дети запомнят ошибку и будут повторять ее? Если добиваемся именно понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа, такого не будет.

«Светофор». Это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики поднимают той, или другой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Практичность теории. Введение в теорию осуществляем через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам.

Пресс-конференция. Намеренно неполно раскрываем тему, предложив ученикам задать дораскрывающие ее вопросы. Попутно или в конце урока обсуждается с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно - ругать за неудачный вопрос. Развивающие вопросы содержат в себе исследовательское начало. Дополнительно можно: провести конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос; организовать попарный взаимоопрос учеников по их вопросам; использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся.

Вопрос к тексту . Ставится задача: составить к тексту список вопросов. Можно оговорить их число. Хорошо использовать открытые проблемы: вот это, дети, мы изучали; а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сама; а вот этого пока не знает ни кто… Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний.

Своя опора. Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, сами применяем подобные конспекты и учим пользоваться ими учеников. В итоге имеем «Собственные справочники».

Повторяем с контролем. Система контрольных вопросов, составленных учениками к изученному на уроке материалу, полностью перекрывает учебный материал. Попарно отвечают на вопросы друг друга.

Повторяем с расширением. Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть они останутся как открытые проблемы данной темы.

Свои примеры. Ученики подготавливают свои примеры к новому материалы, сочиняют свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала и др.

Пересечение тем. Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связанные с любой, ранее изученной темой, указанной учителем. Такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.

Показательный ответ. Один ученик отвечает у доски, остальные слушают. Опрос у доски имеет смысл, когда демонстрируется блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена.

УМШ (учебный мозговой штурм). Развитие творческого стиля мышления – вот основная его цель. Дидактические ценности УМШ: участники заняты активной формой работы; тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли; учатся слушать и слышать друг друга; вызывает большой интерес учеников. Технология УМШ: Группа(ы)-7-9 учащихся. Основное правило на первом этапе штурма – никакой критики! В группе выбирается или назначается учителем ведущий, он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком…).

Первый этап: Создание банка идей. Наработать как можно больше всевозможных решений, в том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими».

Второй этап: Анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически, придерживаясь основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно; найти возможность усовершенствовать эту идею, или хотя бы применить в других условиях.

Третий этап: Обработка результатов. Возможные варианты: отбирают самое практичное предложение и самое «дикое», либо самые интересные решения. Нет ничего плохого, если этот этап будет проведен на другом уроке. Появятся новые идеи - пусть обсуждают и их. Ведь главное – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время.

Игра «Компетентность». Участники: конкуренты – две команды учащихся; наниматели – группа учеников, определяющих победителя, которого как бы нанимают на работу; арбитр – обычно, учитель, решающий спорные вопросы.

Игра «НИЛ». Нил – великая африканская река. Но в данном случае НИЛ – это всего лишь научно-исследовательская лаборатория. Участники: задачедатель (учитель); изобретатели. или исследователи, или решатели – в зависимости от вида задания; приемная комиссия (учитель и еще два ученика). До игры готовим задание, показываем, как важно решить её!

Игра «Точка зрения». До игры: заранее объявляем тему спора, снабжаем учащихся необходимыми знаниями, фактами. Участники: оппоненты – две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения, вступают в диспут; наблюдатели – учитель с помощниками, оценивают: кто был логичнее? кто более убедителен эмоционально? кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?

Игра в случайность. Вводим в урок элементы случайного выбора. Там, где правит балом случай, – там азарт. Попробуем и его поставить на службу. Для этого годится рулетка, игральные кости, подбрасывание вверх монетки (орел или решка), вытягивание жребия.

Игра «Да-нетка». Загадываем нечто (число, предмет, прибор, формулу, правило, слово и др.), ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. Отвечаем только словами: «да», «нет», «и да и нет».

Тихий опрос. Беседа с одним учеником происходит полушепотом, в то время, как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной.

Опрос по цепочке. Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ. Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Взаимоопрос. Ученики спрашивают друг друга по базовым листам. Темы – по собственному усмотрению, либо их указывает учитель. По завершению работы в парах, вызываются несколько ребят, которые произносят фразу типа: «У меня вызвали затруднения такие-то вопросы…»

Три уровня домашнего задания. Одновременно задается домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. Второй уровень задания – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу, они могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон таких заданий широк: разработать сказки, фантастические рассказы по учебным темам; кроссворды, судоку; тематические сборники интересных фактов, примеров и задач; учебные комиксы; плакаты-опорные сигналы; стихи и др.

Задание массивом. Любой из уровней домашнего задания можно задать массивом. Например, дается десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее трех. В рамках повторения, например из 60 заданий должен решить минимум -15, остальные – по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из заданий этого массива. Чем больше нарешал – тем больше вероятность встретить знакомое задание и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, что очень важно в подростковом возрасте. А предмет, в свою очередь, становится им интереснее. И еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам отслеживает уровень своей компетентности.

Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Всячески подчеркиваем свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом. Выполняется оно в специальной тетради, включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности. На полях указываются РЛ (решено легко), РТ (решено с трудом), НР (не решено). Задание проверяется, отметки ниже «4» не выставляются.

Необычная обычность. Домашнее задание задается необычным способом. Привносим в него некую тайну, загадку. Играем в беспроигрышную лотерею, дети достают из коробки номера заданий.

Идеальное задание. Предлагается школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.

Творчество работает на будущее. Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов. За годы работы в кабинете накапливаются бесценные пособия. Ребятам интереснее работать с тем материалом, что сделан их же сверстниками, ведь это часто чьи-то братья и сестры, или просто знакомые. Самим авторам-ученикам приятно составлять эти работы, если работы станут использоваться в живом деле. Тем более, что каждая работа подписана автором, а это добрая память.

Опрос-итог. В конце урока задаются вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например: что на уроке было главным? Что было интересным? (Следует отличать главное и интересное). Что нового сегодня узнали? Чему научились? Мнения, возможно, и не совпадут. Важно не добиваться, чтобы главным назвали то, что считаем таковым.

Прикладная диалектика. Составление морфологического ящика. Задача: В кафе встретились трое друзей. Скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. Занимательно, что один из нас имеет белые волосы, один черные и один рыжие, но ни у одного из нас нет волос того же цвета, на который указывает фамилия, заметил черноволосый. Ты прав. Сказал Белов Какой цвет волос у художника? (Черные)

Цвет волос

Друзья

Белые

Рыжие

Черные

Белов

Рыжов

Чернов

Переход в другое измерение. Как прием разрешает противоречия? Если при перемещении по прямой возникают трудности, можно перемещаться по кривой, перепрыгивать через препятствия и др. (Пришел нанаец к своему другу эскимосу. Видит, на полу лежит шкура белого медведя с разинутой пастью. Спрашивает эскимоса:

Ты сколько раз в него стрелял?

10.

А сколько раз попал?

Ни одного.

От чего же он умер?

От смеха).

Известна история о том, как к мудрому человеку подошли двое с просьбой рассудить. Мудрец выслушал одного и сказал – Ты прав. Выслушал другого, который привел аргументы в защиту противоположной точки зрения, и опять сказал – Ты прав. Присутствующий третий возмутился: «Это не правильно, не могут быть правы двое, утверждающие противоположно». И ты прав. Сказал мудрец.

Когда нам приходиться решать какие-либо задачи, мы обязательно сможем ее решить, достаточно посмотреть вокруг.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ТРИЗ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

Методическая цель:

Ознакомить учителей с ТРИЗ – педагогикой как научным и педагогическим направлением, в основу которого положена теория решения изобретательских задач Г.Альтшуллера; с целями и принципами ТРИЗ – педагогики; с типологией открытых задач; с методами развития творческого воображения (РТВ) и развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста; раскрыть понятие психологической инерции; показать практическое выполнение разнообразных творческих заданий.

1.ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ?

Мы рады видеть вас в детской исследовательской лаборатории «Охотники за невидимками». Каждое заседание в нашей лаборатории проходит под девизом

«Разумно мыслить,

действовать, творить

на благо человека

себя и мир

преобразить».

«Чтобы что-то сделать по-другому, нужно уметь и видеть по-другому».

Большинство учителей и теоретиков во всем мире убеждены в том, что необходимо переходить от «передачи знаний» к «обучению жизни». Но нужно учитывать, что мы должны научить жить детей в демократическом обществе. Как писал один из известных французских педагогов Селестен Френе:

«Только с помощью свободы можно подготовиться к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовиться к социальной гармонии и совместной работе, только с помощью демократии можно подготовиться к демократии».

Школа должна быть первой моделью демократического общества, демократических отношений. Научить демократии нельзя отдельно, а только при условии, что такое обучение осуществляет каждый учитель на каждом уроке путем внедрения соответствующих подходов к обучению. Один из таких подходов – апробированный, интересный, творческий – мы предлагаем вашему вниманию. Это – ТРИЗ-педагогика. Цель ТРИЗ-педагогики – формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в разных сферах деятельности.

Под методами решения изобретательских задач подразумевают приемы и алгоритмы, как разработанные в рамках ТРИЗ, а также зарубежные методы – такие, как «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов, эмпатия и другие.

Что такое ТРИЗ? Краткая историческая справка.

1946 год – начинается работа над созданием научной технологии творчества, ее автор – Генрих Саулович Альтшуллер.

1956 год – первая публикация.

1989 год – была создана международная Ассоциация ТРИЗ. Появился программный продукт «Изобретающая машина».

1995-1997 года – этот программный продукт приобретен фирмами: «Форд», «Проктор энд Гембл», «Моторолла», «Самсунг» и другими.

Более 10 лет накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления детей разного возраста.

У педагога, который использует теорию, дети учатся с интересом, без усилий осваивают новые знания.

Сценаристам и писателям технологии развития творческого воображения помогают развивать сюжеты их произведений, придумывать неординарные фантастические объекты. Бизнесмены опережают конкурентов и повышают свои доходы.

Основное противоречие педагогики является противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно малой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Учить необходимо не конкретным знаниям, а учить учиться, причем быстро. Необходимо готовить детей к встрече с новыми задачами, с которыми им не приходилось раньше сталкиваться. Образование опирается на передачу знаний, часто устарелых еще до того, как они войдут в школьные программы. Как успеть за наукой? Возникает парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, в мире будущего.

Школа дает знания и учит подчиняться правилам, дисциплине. В развитых странах только 10 % населения занято в массовом производстве, это люди фабричной дисциплины. А ведь в жизни нужны инициативные, изобретательные, креативные. Обучение направлено в одну сторону, а идеалы – в другую. Молодежь втиснута в противоречие между «хочу» и «могу», но ее никогда не учили, как его решить.

ТРИЗ-педагогика получила распространение в Англии, США, России, Белоруссии.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

Методики и технологии, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции (курс РТВ – развитие творческого воображения).

Методология решения проблем, в основе которой лежат законы развития систем, общих принципов разрешения противоречий и механизмы применения их для решения конкретных творческих задач.

Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

2. ТРИЗ – ПЕДАГОГИКА

Обучение ТРИЗ начинается с 3- летнего возраста посредством игр: игры на формирование умения выявлять функции объекта; игры на определение линии развития объекта; игры на умение выявлять ресурсы объекта; игры на классификацию объекта.

Игра «Хорошо и плохо» - на объединение над- и под- системы объекта.

Огонь Листопад

Игра «Давай поменяемся» - на сравнение систем.

Выделяют типы творческих задач.

    Изобретательская задача.

Задача «Светофор»

Задача «Авария в лифте»

Задача «Портос».

    Исследовательская задача.

    Конструкторская задача.

    Прогнозная задача

Системный оператор

Если мы рассмотрим что-то

Это что-то для чего-то

Это что-то из чего-то

Это что-то часть чего-то

Чем-то было это что-то

Что-то будет с этим что-то

Что-то ты сейчас возьми,

На экранах рассмотри!

Объект для рассмотрения – цыпленок

Вывод: рост цыпленка зависит от таких условий: свет, тепло, вода, воздух, еда.

    Задача-открытие.

    Задача с дополнительным условием.

    Задача с недостающими данными.

Работа с такими задачами основана на дихотомии, методе сужения поля поиска. Главным способом работы с детьми является игра «Да – Нет».

    Я задумала число в пределах 100.

Какое это число? (55)

    Что это за сказка?

« Она пришла последней и всем помогла »

    МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ)

Кто из нас в детстве не мечтал о чуде, не хотел стать сильным и всемогущим волшебником? Но кто хоть раз задумался, когда и куда исчезли эти мечты? Становясь взрослым, человек начинает мыслить и действовать рационально, руководствуясь и полученными знаниями, и собственным опытом, подключая воображение только тогда, когда необходимо представить ожидаемый результат до осуществления задуманного. Фантазирование же считают уделом детей и чудаков.

Решая творческое задание человек, находится в плену обычных вариантов, подсказанных психологической инерцией. Как бороться с психологической инерцией?

    Не доверять первым решениям и ответам.

    Учиться видеть ситуацию с разных точек зрения.

    Развивать воображение.

Все ли рыбы плавают?

К методам развития творческого воображения относят тренинг «Круги Луллия».

На сектора помещены слова. Круги раскручиваются и с теми словами, которые попали под стрелку, нужно составить реальную и фантастическую ситуацию, рассказ о практическом применении объекта.

Проведение тренинга.

Тренинг «Мозговой штурм » - коллективный поиск путей решения задачи.

Тренинг «Синектика » - вид «мозгового штурма» с разрешением на критику.

Тренинг «Морфологический анализ » - комбинаторика, придумывание фантастических объектов в новых условиях существования.

Тренинг «Метод фокальных объектов » - перенос ассоциативных связей определенного объекта со случайными объектами или их признаками.

Доска

Солнце

Конфета

Паук

Тренинг «Думай о другом » - умение придумать, на что похожи разные предметы.

Тренинг «Эмпатия» - умение сделать незнакомое знакомым, а обычное – чужим. Представить самого себя с кем или с чем-нибудь.

Тренинг «Хорошо или плохо » - учить детей рассматривать какой-нибудь объект с положительной или отрицательной точки зрения.

    ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ ДЖАННИ РОДАРИ

    Прием «Круги на воде». Выбрать слово из 5-6 букв, записать его в столбик, подобрать к нему существительные

П – петух

А – арбуз

Составить из слова предложения.

Папа ел наши апельсины лежа.

Составить «Круги на воде». Слово АРБУЗ

Чтение предложения о падежах.

    Прием «Бином фантазии»

С помощью разных предлогов составляются словосочетания.

СНЕГ СОБАКА

    Прием «Произвольная приставка».

К слову добавляется произвольная приставка и появляется новая интересная идея.

4. Приемы составления сказок.

Структура сказки

  1. Цель, к которой герой стремится, а злодей препятствует достижению цели.

    Волшебные предметы.

    Волшебства.

    Превращения героев.

    Место событий.

Сюжет сказки составляется по опорным словам.

    СТРАНА ЗАГАДОК

Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4-5 летним детям.

будит

будильник

с перьями

подушка

со шпорами

офицер

Составить загадки. Слова: заяц, поезд.

    СМЕХА РАДИ

«Умное лицо еще не признак ума. Все самые большие глупости в мире делались именно с этим выражением лица»

Барон Мюнхгаузен

Юмор имеет много форм. Это смешные истории, анекдоты, карикатуры, пародии, каламбуры, крылатые выражения. Как научить ребенка придумать смешную историю? Для начала фразы используем фразеологизм, а продолжить ее надо так, чтобы стало смешно.

Например:

Он взял быка за рога, поскольку держаться за хвост считал неприличным.

Кота покупали в мешке – корова бы в мешок не влезла.

Чтение фразеологизмов детьми.

    ИТОГ

Теория ТРИЗ – система не простая, она сложна для обучения в полном объеме. Поэтому с учащимися изучаются основы ТРИЗ, а не вся теория.

Детям было дано задание: нарисовать фантастическое дерево.

Вот что у нас получилось.

«Невозможно птицу научить летать в клетке. Невозможно нарастить «творческие мускулы», не вылетев на простор заданий «открытых», которые предполагают разнообразные подходы к решению, различную степень углубления в проблему, разнообразные варианты ответов»

Наша детская исследовательская лаборатория заканчивает свою работу. Пусть ваша работа с детьми сделает их свободными, учит думать, искать, решать проблемы самостоятельно, а главное – проявлять интерес к творчеству, воспитывать душу, способную делать добрые и прекрасные поступки.

Когда-то созданная в СССР Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) почти потеряла свою известность в 90-е годы прошлого века. Но сейчас технологии ТРИЗ снова набирают популярность в науке, промышленности и даже в гуманитарных дисциплинах. Сегодня «советскую теорию изобретательства» Генриха Альтшуллера изучают в университетах разных стран мира, и постепенно она снова возвращается в отечественную научную и образовательную деятельность.

Пройдя предложенные в данном тренинге занятия по ТРИЗ, вы сможете получить базовые знания решения изобретательских задач. Вы узнаете о составляющих элементах, методах, приёмах, программах теории Альтшуллера, познакомитесь с примерами использования ТРИЗ. И самое главное, наши уроки научат вас применять навыки эффективного изобретательства в вашей деятельности.

Что такое ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является набором алгоритмов и методов, созданных советским изобретателем Генрихом Альтшуллером и его последователями, для совершенствования творческого процесса ученых.

ТРИЗ - не является только , хотя она и содержит рекомендации по совершенствованию творческого процесса. Теория Альтшуллера направлена на решение так называемых изобретательских задач. Изобретательская задача - сложная задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречия, лежащие в глубине задачи, т.е. выявить первопричину (корень проблемы) и устранить эту причину. Для этого нужны специальные умения и технологии, которые и будут рассмотрены в уроках нашего online-курса.

Применение ТРИЗ

Главной задачей ТРИЗ, по мнению автора этой теории, является помощь ученым-изобретателям быстро находить решение творческих задач из различных областей знаний. ТРИЗ позволяет решать многие творческие задачи. В соответствии с мнением людей, которые изучили теорию Альтшуллера, знание ТРИЗ даёт следующие преимущества (по информации книги «Основы ТРИЗ »):

  • Умение выявить суть задачи;
  • Умение правильно определить основные направления поиска, не упуская многие моменты, мимо которых обычно проходишь;
  • Знание, как систематизировать поиск информации по выбору задач и поиску направлений решений.
  • Научиться находить пути отхода от традиционных решений;
  • Умение мыслить логически, алогически и системно;
  • Значительно повысить эффективность творческого труда;
  • Сократить время на решение;
  • Смотреть на вещи и явления по-новому;
  • ТРИЗ даёт толчок к изобретательской деятельности;
  • ТРИЗ расширяет кругозор.

Некоторые люди утверждают, что Теория решения изобретательских задач может быть полезна только в точных науках. Отчасти это правда: теория создавалась и была заточена именно под техническое применение. Но знание ТРИЗ, несомненно, поможет применение в гуманитарных науках и в бизнесе, в силу того, что основа методики ТРИЗ универсальна для любых творческих задач.

Как этому научиться

Если вы пытались разобраться в ТРИЗ самостоятельно, то наверняка столкнулись с рядом проблем.

  • Во-первых , учебные материалы ТРИЗ нужно адаптировать под сегодняшние задачи, в том числе не только технические, но и гуманитарные.
  • Во-вторых , методики ТРИЗ, изложенные во множестве учебников, слабо структурированы для процесса изучения этой теории.

Данный тренинг, состоящий из нескольких уроков-конспектов, направлен на изложение основ ТРИЗ и возможностей применения этой теории для решения любой творческой задачи.

Цель данного курса - структурировать материал, разложить все элементы ТРИЗ по полочкам, объединить все в единую систему. Главная идея занятий и уроков данного раздела сайта 4brain - сделать ТРИЗ доступным для всех. Обучение Теории решения изобретательских задач должно быть понятным и увлекательным. Ключевая задача наших занятий - дать базу знаний, а также ссылки на необходимые материалы для углубления в различные области ТРИЗ.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки ТРИЗ

Теория изобретательства, созданная Генрихом Альтшуллером, а позже дополненная его учениками и последователями сформировала свою достаточно строгую структуру. Классическая структура ТРИЗ, которая приводится на большинстве специализированных сайтах и книгах, выглядит следующим образом:

  • Законы развития технических систем.
  • Алгоритмы решения изобретательских задач: алгоритмы, приемы и методики.
  • Методы анализа ТРИЗ: вепольный анализ, ФСА, диверсионный анализ, системный анализ и другие.
  • Методы творческого развития личности и коллективов.
  • Информационный фонд состоящий из многочисленных таблиц, приложений, списков, помогающих в техническом творчестве.

Занятия данного онлайн-курса направлены на освоение именно этих базовых частей «теории изобретательства». Каждый урок соответствует определенной составляющей ТРИЗ. План занятий выглядит следующим образом:

Сколько времени займет обучение?

В целом в ТРИЗ нет специальных развивающих упражнений, которые нужно использовать для развития навыка успешного решения изобретательских задач. Хотя в ТРИЗ и есть отдельное направление по развитию креативного воображения и изобретательству в творческих коллективах, на нашем сайте данному направлению посвящен отдельный раздел «Творческое мышление».

Поэтому обучение ТРИЗ связано с изучением и запоминанием алгоритмов и методик, а также их совершенствованием и практическим применением. ТРИЗ можно обучаться всю жизнь, постоянно шлифуя свои собственные алгоритмы. А вот ознакомиться с базовыми методами можно за 1-2 недели интенсивного или за 1 месяц умеренного изучения.

…хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ - и мгновенно повысится эффективность Вашей работы. Все не так просто. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий. Но надеюсь, вас это предостережение не остановит.

Желаем вам успехов в освоении ТРИЗ!

Надежда Васильева
Методы и приемы технологии ТРИЗ в детском саду

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности , развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

ТРИЗ это уникальный инструмент для :

Поиска нетривиальных идей,

Выявления и решения многих творческих проблем,

Развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.

Основные функции ТРИЗ

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых) .

3. Развитие качеств творческой личности.

ТРИЗ , с одной стороны, - занимательная игра, с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество.

Положительные стороны ТРИЗ :

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы

Публикации по теме:

Методы обучения лепке детей раннего возраста в детском саду Мастер-класс «Методы обучения лепке детей раннего возраста в детском саду» Подготовил: Коновалова Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ.

Консультация для родителей «Нетрадиционные методы рисования в детском саду» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад «Морячок» Комбинированного вида Тема: Нетрадиционные методы рисования.

Методы и приемы обучения изобразительному искусству в детском саду "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду" Наглядные методы и приемы обучения К наглядным методам и приемам обучения.

Методы, приемы и технологии развития речи дошкольников МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек» Развитие речи дошкольников (подготовила старший воспитатель Гусева Н. В.) Цель: активизировать знания.

Психологические приемы организации дисциплины в детском саду Уважаемые читатели, предложенный набор игровых упражнений поможет детям осваивать правила, а где выполняются правила, там присутствует дисциплина.

Технология ТРИЗ в детском саду (1 слайд) ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете.

ТРИЗ технологиии в детском саду В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих.