Человек по своей сути есть существо биосоциальное . Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущ­ность человека.

Как биологическое существо человек принадлежит к выс­шим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Био­логическая природа человека проявляется в его анатомии, физио­логии. Человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенци­альным возможностям. Его биологические свойства жёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у чело­века не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в акселерации детей, в продолжительности жизни, в сокращении рождаемос­ти, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определённых причин оторванный с рожде­ния от общества, остаётся животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстаёт как совокупность общественных отношений.

Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду. Социальная сущность человека прояв­ляется через такие свойства, как способность и готовность к об­щественно полезному труду, сознание и разум, свобода, ответ­ственность и др.

Исходя из вышеизложенного, укажем на основные отличия человека от животных. Во-первых, человек способен изготав­ливать орудия труда и использовать их как средство производ­ства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

Во-вторых, человек способен к сознательной целенаправ­ленной творческой деятельности. Животное в своём поведе­нии подчинено инстинкту, его действия изначально запрог­раммированы. Человеческая деятельность целенаправленна, имеет сознательно-волевой характер. Человек сам моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные ро­ли. Человек обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий, характер и направленность раз­вития природных и социальных процессов. Человеку свой­ственно ценностное отношение к действительности, а живот­ное не отделяет себя от природы.

Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. Они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же преобразует действительность в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры.

Понятия «общество» и «социальные отношения».

Система социальных отношений Общество есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), единственно в которой возможна и реально происходит жизнеобеспечивающая деятельность вышедших из природы и неотделимых от нее людей. Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать законы, но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственной основе и согласно собственной логике. В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей неизбежно принимает общественный характер. Общественные отношения можно определить как формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри них. Эти отношения -- и материальные, и духовные -- обладают высокой степенью абстрактности. И деятельность, и взаимодействие, и общественные отношения направлены, прежде всего, на устойчивое жизнеобеспечение, во всех его многообразных измерениях, т.е. на создание необходимых и достаточных условий и средств функционирования общества и воспроизведения составляющих его людей как родовых существ, а также дальнейшего их развития. Поскольку философский смысл и понимание общества состоят в определении типа связей, объединяющих индивидов в социальную целостность, его природа и сущность наиболее зримо раскрываются в понятии система. Системный характер общества есть проявление системности окружающего мира. Он не оспаривался и не оспаривается никем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, развитие представлений о социальной системе можно считать одним из теоретических достижений XIX--XX вв. Общество как система есть упорядоченная, самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носителями которых являются действующие люди и образуемые ими группы. Представляя собой систему, общество обладает, во-первых, сложной и иерархической структурой, поскольку включает различные элементы и уровни; во-вторых, интегративным системообразующим качеством -- отношениями деятельных людей; в-третьих, свойством самоуправляемости, которое отличает только высокоорганизованные системы. Общество представляет собой открытую систему. Это означает, что, несмотря на автономность по отношению к внешнему миру, оно испытывает на себе его активное воздействие, воспринимает и перерабатывает информацию, реагирует на изменяющийся контекст. Общество есть адаптивно-адаптирующая система, т.е. способно не только приспособиться к окружающей среде, но и изменять ее в силу возможностей соответственно своим интересам. Социальная сфера общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. К таким общностям (взятым по разным основаниям и измерениям) можно отнести народы, нации, классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальных защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости; регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений. Социализация есть процесс интегрирования, «встраивания» субъекта в общество в соответствии с принятыми в нем правилами. В ходе социализации индивид подключается к социальному опыту -- символико-семиотическому, коммуникативному, культурному. Феноменология социализации включает множество процедур и приемов, однако за исключением элементарного подражания иные ее формы «поставляют» истины, которые, как правило, не декларируются, не демонстрируются, не выставляются. Они вытекают из способа жизни, принятого людьми мироотношения.

Смысл жизни -- философская проблема, которую каждый человек решает для себя по-своему. Как правило, данное понятие относится к оценке всей жизни человека, затрагивает проблему воздействия отдельного человека на окружающую действительность и вопросы о постановке человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Неопределённость вопроса происходит от слова «смысл», что позволяет интерпретировать вопрос по-разному.

Категория «смысл жизни» -- это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. От того, какую жизненную стратегию выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего человечества. Вопрос о смысле своей жизни в определенный период посещает каждое мыслящее существо, желающее понять и познать себя, свое предназначение и место в этом мире. Жизнь обязательно принуждает человека дать ответ на вопросы: «Для чего я живу?», «В чем смысл моей жизни?» Каждый ответственный за свою судьбу и судьбы других человек не может и не хочет жить без цели, определенной задачи или же мечты, а всегда ищет то «достойное», чем можно было бы занять свою жизнь, сделать ее более значительной. Четкое представление о смысле и назначении своей жизни является основной движущей силой бытия человека, стратегическим орудием, позволяющим не покориться, а, наоборот, преодолеть все трудности и испытания на жизненном пути. Но для этого нужно, чтобы человек сам определил, сам сообщил тот или иной смысл своему существованию, нашел свое назначение согласно своим способностям, сделал свою жизнь максимально плодотворной, полезной, нужной. Под смыслом жизни мы понимаем осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу.

Как подчеркивают исследователи, смысл жизни человека как живого существа -- это «телеономное понятие, ибо оно выражает некоторую целенаправленность деятельности и жизнедеятельности вообще».

Ценностную основу смысла жизни составляет «жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно целесообразна, но и субъективно утверждена, лично приемлема и признана в качестве таковой... Обретение смысла жизни предполагает свободное целеполагание индивида, поэтому его необходимым условием является свобода как человеческая форма самодетерминизации (самообусловливания) бытия».

Понимание смысла жизни предполагает существование устойчивых планов и программ на будущее, которые, несмотря на всевозможные временные трудности, неуклонно будут вести человека вперед. Согласно К.С. Станиславскому, смысл жизни можно соотнести со «сверхзадачей» человеческой жизни, которая объединяет в себе все мелкие жизненные цели: «Цель жизни в этом случае можно рассматривать как ствол целого «древа целей», который объединяет и направляет все частные и конкретные цели на осуществление смысла жизни

Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

На ЕГЭ есть задания, в которых необходимо определить, что свойственно только человеку, что только животному, а что и человеку, и животному. Поэтому давайте разграничим все эти особенности.

Особенности, характерные для человека

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

Особенности, характерные для животного

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи(например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности, характерные и для человека, и для животного

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо , обладает и природными особенностями, которые сближают его с миром животных, и социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

В эпоху Просвещения многие мыслители, стремясь разделить природное и общественное, рассматривали все атрибуты общественной жизни (социальные институты, нравственность, традиции и прочее) как "искусственно" созданное человеком, в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль".

Естественное (природное) рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

Человек - существо социальное

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений -- магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В процессе онтогенеза появились фундаментальные биосоциальные отличия человека от животного, что связано с жизнью человека среди людей, в социуме. Такие особенности касаются и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.

Основное отличие человека от животного, которое говорит о социализации человека - наличие понятийного мышления. Понятие заключает в себе самые важные существенные признаки и свойства определяемого объекта, понятия абстрактны. Для животных отражение действительности конкретно, предметно, а мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Основа поведения животных - инстинкты, которые представляют собой врожденные стремления и тенденции, которые выражаются в автоматическом поведении и передаются по наследству. Такое поведение строго ограничено и предопределено, оно не меняется с изменением условий, даже если действие становится нерациональным. А поведение человека имеет цель, для достижения которой он составляет некий план, который может меняться в зависимости от обстоятельств. Кроме того, человек способен анализировать результаты своих действий, делать выводы по результатам деятельности и корректировать свое поведение.

Еще одно отличие человека от животного, которое определяет его социальную сущность - это речь.

Русский ученый - физиолог Иван Петрович Павлов, изучающий особенности высшей нервной деятельности человека, считал наличие у человека речи специфической особенностью, которая отличает его нервную деятельность от нервной деятельности животных.

Речь человека является второй сигнальной системой, первая сигнальная система - органы чувств, позволяющие улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, запах, вкус, температуру и т.д.). Первая сигнальная система общая у человека и животных. Если в первой сигнальной системе работают сенсорные механизмы, то сигналами второй системы являются слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Результаты многочисленных исследований показали, что речь человека может развиваться только при общении с другими людьми, а значит, развитие речи имеет социальный характер.

Труд тоже является результатом социализации человека. Животные, в некоторой мере, способны к созидательной деятельности, но изготавливать сложные орудия труда, планировать трудовую деятельность, корректировать ее в зависимости от результатов, прогнозировать результаты этой деятельности способен только человек.

В процессе своего развития человек стал независим от стихии - освоил огонь, электричество, научился с помощью одежды защищаться от разнообразных природных явлений, что сделало человека свободным. Развитие науки, техники и разнообразные достижения человека - это все результат разработок многих ученых, достигнутый путем взаимодействия между ученым, а также посредством передачи опыта от поколения к поколению.

Человек научился разделению труда - уже на начальных этапах развития человеческого общества происходило разделение труда по возрастным и половым признакам. В дальнейшем общественные отношения развивались, что привело к росту производительности труда, позволило передавать опыт и знания новому поколению.

Важным положительным результатом социализации, поспособствовавшим развитию социума и биологической эволюции человека, стало регулирование брачных отношений. Так, опытным путем человек пришел к необходимости запрета родственных браков, что позволяет избежать накопления негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.

Помимо фундаментальных отличий человека от животных, перечисленных выше, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма - прямохождение, способность к трудовой деятельности, познавательная активность головного мозга и другие. Естественный отбор сохранил признаки, стимулировавшие совместный поиск пищи, защиту от хищных зверей, заботу о потомстве и т.д., что способствовало развитию стадности как начальной ступени развития социальности.

2. Бытие человека. Потребности и способности чело­века.

Человеческая деятельность и ее многообразие.

4. Личность как субъект общественной жизни. Соци­ализация личности.

Духовный мир человека.

1. Человек как биосоциальное существо

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо , обладающее членораздельной речью, со­знанием, высшими психическими функциями (абст­рактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид - Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупно­стью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в до­вольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разно­видности), которые, когда речь идет о человеке, обо­значаются чаще всего понятием расы.Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические ана­томические, физиологические и биологические при­знаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает та­кими свойственными этому виду биологическими па­раметрами, которые позволяют ему с успехом участ­вовать в любой из сфер жизнедеятельности всего че­ловеческого общества.

Биологическая природа человека составляет ту ос­нову, на которой происходит формирование собствен­но человеческих качеств . Биологи и философы назы­вают следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организ­ма, которые составляют биологическую основу де­ятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особен­ность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и проти­вопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;



в) взгляд, направленный вперед , а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система , даю­щие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

е) длительная зависимость детей от родителей , долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и со­циализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потреб­ностей , отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возмож­ность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения - все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к раз­личным условиям среды;

з) устойчивость сексуального влечения , влияю­щая на формы семьи и на ряд других социальных яв­лений.

Будучи, безусловно, природным существом, живу­щим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе по­добных ему людей . Такие важные факторы жизне­деятельности человека, как сознание, речь, не пе­редаются людям в порядке биологической наслед­ственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения являет­ся индивидом , т. е. единичным природным сущест­вом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкрет­ного человека, рассматриваемого в качестве биосо­циального существа. Понятие «человек» , как прави­ло, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapi­ens) , а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отли­чать понятие «личность» .



2. Бытие человека. Потребности и способности человека

Бытие - это наиболее общее и абстрактное по­нятие, обозначающее существование чего-либо вооб­ще. В философии этим понятием обозначают и су­ществующий независимо от сознания людей объек­тивный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие).

Мотивы деятельности человека связаны с удовлет­ворением его потребностей. Под потребностью в обы­денном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнеде­ятельности организма, человеческой личности, соци­альной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не пережи­ваемую человеком нужду, а постоянное противоре­чие между наличной ситуацией и необходимыми ус­ловиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует по­требности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому по­требности выступают постоянным внутренним побу­дителем всякой активности (в том числе и человече­ской деятельности).

В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биоло­гический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы :

а) витальные (от лат. vita - жизнь), которые на­правлены на обеспечение жизнедеятельности орга­низма (пищевой, половой и др.);

б) социальные , выражающие жизненную необхо­димость отношений между индивидами;

в) интеллектуальные , направленные на познание окружающей действительности (например, ориенти­ровочный инстинкт).

Соответственно и потребности человека можно ус­ловно разделить на три группы : биологические (по­требности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Та­кое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа . Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимос­ти и взаимообусловленности его потребностей. Био­логические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою оче­редь, удовлетворение духовных потребностей (напри­мер, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, из­менение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и воз­вышенных духовных потребностей - потребность индивидуальной любви.

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) по­требностей . Маслоу отделял первичные (врожден­ные) потребности от вторичных (благоприобретен­ных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводст­ве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в зав­трашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, ува­жении со стороны других, достижении успеха, слу­жебном росте и др.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня стано­вятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Психологи различают также потребности подлин­ные (разумные ) и мнимые (неразумные, ложные) . Удовлетворение мнимых потребностей ведет к фи­зической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, об­щественно полезной жизнедеятельности, способст­вуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

От потребностей следует отличать интересы лю­дей. Интерес - это такая осознанная потреб­ность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, име­ющих для них важное общественное значение, при­тягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Од­нако интерес человека направлен не на непосредст­венный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в общест­ве, от его принадлежности к той или иной социаль­ной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными сти­мулами к различным видам деятельности. Интересы различаются постепени общности (индивидуальные, групповые, общественные ), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духов­ные ), по степени осознанности (действующие стихий­но или на основе разработанной программы деятель­ности ), по возможностям осуществления (реальные и мнимые ).

Направляемая действием потребностей человече­ская деятельность осуществляется благодаря нали­чию у индивида богатейшего комплекса способнос­тей. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успеш­ность выполнения определенного рода деятельнос­ти. Способности не сводятся к имеющимся у индиви­да знаниям, умениям и навыкам. Они обнаружива­ются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

В истории философии способности долгое время трактовались как свойства души, особые силы, пере­даваемые по наследству и изначально присущие ин­дивиду. В новое время Д. Локком и французскими учеными-материалистами был сформулирован тезис о полной зависимости способностей человека от внешних условий его жизни.Современная наука рас­сматривает формирование и развитие способностей сквозь призму органического единства биологическо­го и социального. Биологическое начало в способнос­тях представлено в виде определенных генетических программ поведения, закодированных в молекулах ДНК. Благодаря их действию человек обладает спо­собностями, потенциально присущими каждому ин­дивиду (прямохождение, членораздельная речь и др.). Наследственные программы могут оказать воз­действие и на уровень развития соответствующей способности у отдельного индивида . Этим частично объясняются различия в развитии музыкального слуха, объеме и быстроте действия памяти, физиче­ской силе. Однако развитие любой способности во многом зависит от действия различных социальных факторов: например, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систематиче­ское музыкальное образование, постоянная практика и т. д.

Критерием для типологии способностей обычно выступают отличия в основных видах деятельности. На этом основании различают научные, художест­венные, инженерные и другие способности. Совре­менная психология выделяет и общие способности , отвечающие требованиям не одной, а многих различ­ных видов деятельности. При этом ряд психологов постулирует существование общего интеллекта - не­изменной всесторонней умственной одаренности.

Качественный уровень развития способностей вы­ражается понятиями таланта и гениальности. Талан­том называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельнос­ти, отличающийся новизной, высоким совершенст­вом и общественной значимостью.Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

3. Человеческая деятельность и ее многообразие

Все живые существа взаимодействуют с окружа­ющей средой. Внешне это проявляется в двигатель­ной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под кото­рой в общественных науках понимается форма ак­тивности, направленная на преобразование окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выде­лять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность

направлена ; субъектом - тот, кто ее осуществляет . Прежде чем начать действо­вать, человек определяет цель деятельности , т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата , которого он стремится достичь . Затем, когда цель определена, индивид решает, какие сред­ства ему необходимо использовать для ее достиже­ния. Если средства выбраны правильно, то итогом де­ятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект .

Основным мотивом , побуждающим человека к де­ятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть фи­зиологическими, социальными и идеальными. Осоз­наваемые людьми в той или иной мере, они становят­ся главным источником их активности . Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами , т. е. некоторыми общими, упрощен­ными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Не­изменная мотивация имеет тенденцию воспроизво­дить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Основной единицей деятельности является дейст­вие : любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постанов­ку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполне­ния действий называется операцией. Характер опе­раций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта челове­ка - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).

Различают деятельность практическую и духов­ную . Первая направлена на преобразование сущест­вующих в реальности объектов природы и общества . Разновидностями практической деятельности явля­ются материально-производственная (преобразова­ние природы ) и социально-производственная (преоб­разование общества ). Содержание духовной деятель­ности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Иная классификация выделяет деятельность тру­довую, образовательную, досуговую . В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созида­тельная .

Часто для достижения поставленной цели и полу­чения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение - это процесс обмена информацией между равноправ­ными субъектами деятельности. Субъектами обще­ния могут быть как отдельные люди, так и социаль­ные группы, слои, сообщества и даже все человечест­во в целом. Выделяют несколько видов общения :

1) общение между реальными субъектами (напри­мер, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которо­го он наделяет некоторыми несвойственными ему ка­чествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным . Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности . Другие считают, что деятельность и общение - про­тивоположные понятия , поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с де­ятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

Важнейшей разновидностью практической де­ятельности является материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность ) - одна из форм человеческой деятельности, направлен­ная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятель­ности (в узком смысле этого слова) выделяют:

1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда - те материалы (металл, гли­на, камень, пластмасса и пр.), на преобразование ко­торых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда - все устройства, при­боры, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преоб­разованию предметы труда;

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обыч­но используют следующие параметры:

1) производительность труда - количество про­дукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда - соотношение матери­альных и трудовых затрат, с одной стороны, и полу­ченных результатов - с другой;

3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между уча­стниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Характер требований, предъявляемых к участни­ку трудовой деятельности , зависит от многих факто­ров, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие тре­бования таковы :

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства , из которых складывается технологический процесс (требование профессиона­лизма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером тру­да. Чем сложнее труд, тем выше требования к специ­альной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового рас­порядка, соблюдение заданных параметров произ­водственного процесса , выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (тре­бований трудовой, технологической, исполнитель­ской, договорной дисциплины).

Под духовной деятельностью понимают творче­ский процесс производства и воспроизводства ду­ховных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление . В связи с этим ду­ховную деятельность можно условно разделить на ду­ховно-теоретическую (производство духовных цен­ностей ) и духовно-практическую (сохранение, рас­пределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей ). Специализированными вида­ми духовной деятельности являются наука, искусст­во, религия, образование.

Деятельность оказывает огромное влияние на лич­ность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности инди­вид самореализуется и самоутверждается как лич­ность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида . Оказывая преобразователь­ное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной сре­де, но перестраивает и совершенствует ее. Вся исто­рия человеческого общества - это история деятель­ности людей.

4. Личность как субъект общественной жизни .Социализация личности. Межличностные отношения

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску , которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли (отсюда - «персонаж» ). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указани­ем социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и вы­ражает теперь нечто противоположное тому содержа­нию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значи­мых черт, свойств и качеств, которые он реализу­ет в общественной жизни . Когда говорят о личнос­ти, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость . Последняя фор­мируется в процессе воспитания и деятельности че­ловека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в про­цессе социализации .

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздей­ствия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жиз­недеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс при­выкания к новым условиям существования ), обуче­ние (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире ), взросление (социопсихологи­ческое становление человека в узком возрастном диа­пазоне от 10 до 20 лет).

Социализация начинается в детстве, продолжает­ся в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успе­ха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, су­меет реализовать себя в процессе общественной жиз­ни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем орга­низации обучения и воспитания), так и непреднаме­ренно.

Процесс социализации проходит через несколько стадий , которые социологи называют жизненными циклами : детство, юность, зрелость и старость . Жиз­ненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привы­чек и образа жизни. По степени достижения резуль­тата различают начальную, или раннюю, социали­зацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охва­тывающую зрелость и старость.

Становление личности человека в процессе соци­ализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации .

Под агентами социализациипонимаются конк­ретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д. ) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д .). Агенты первичной социализа­ции составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации ока­зывают менее важное влияние.

Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты соци­ализации также подразделяются на первичные и вто­ричные. Примером первичного института социализа­ции могут служить семья, школа,вторичного - средства массовой информации, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляет­ся в сфере межличностных отношений, вторичная - в сфере отношений социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции :

1) обучают людей принятым в обществе культур­ным нормам и образцам поведения ;

2) осуществляют социальный контроль за тем, на­сколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и об­разцы поведения усвоены личностью.

Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.

В период вторичной социализации личность мо­жет быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации .

Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни . Ресоциализацией называется противополож­ный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение ин­дивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разру­шить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.

В процессе своей жизнедеятельности люди вступа­ют друг с другом в многообразные общественные от­ношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения , т. е. отноше­ния между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутст­вия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на офи­циальные и неофициальные.

Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга , во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нор­мативности . Официальные отношения всегда рег­ламентируются какими-либо определенными нор­мами - правовыми, корпоративными и др. Во-вто­рых, официальные отношения стандартизированы и обезличены , т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличност­ных отношений, не зависят от личности, в то вре­мя как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными осо­бенностями их участников, их чувствами и пред­почтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофици­альных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется парт­нерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личност­ным качествам человеком.

Официальные и неофициальные межличностные отношения , в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны . Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординацион­ными (начальник и подчиненный).

5. Духовный мир человека

Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явле­ние. Это сложная система, элементами которой явля­ются:

1) духовные потребности в познании окружающе­го мира, в самовыражении средствами культуры, ис­кусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом се­бе;

3) убеждения, твердые взгляды , основанные на мировоззрении и определяющие человеческую де­ятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность техубеждений , которые раз­деляет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);

5) способность к тем или иным формам социаль­ной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отно­шения человека с природой и обществом;

7) цели , которые человек сознательно ставит пе­ред собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности , лежащие в основе отношения челове­ка к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремле­ний человека, являются важнейшим моментом смыс­ла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личнос­ти, служащие одним из источников мотивации ее по­ведения . Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жиз­ни. Однако современная цивилизация подошла к воз­можности выработки общечеловеческих ценностей , в основе которых лежит гуманизм . Общечеловече­ские ценности отражают духовный опыт всего че­ловечества и создают условия для реализации об­щечеловеческих интересов (т. е. универсальных по­требностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классо­вых или иных различий). Общечеловеческие ценнос­ти приобретают приоритет по отношению к группо­вым ценностям, обеспечивая полноценное существо­вание и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека яв­ляется его мировоззрение , под которым понимают со­вокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы . Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступа­ют отдельные люди, группы людей и общество в це­лом.

Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным груп­пам.

Выделяют несколько типов мировоззрения :

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жиз­ненных обстоятельств;

2) религиозное , в основе которого лежат религиоз­ные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное , которое опирается на достижения сов­ременной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое , объединяющее лучшие сторо­ны научного мировоззрения с представлениями о со­циальной справедливости, экологической безопас­ности и нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в обще­ство, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни .

Раздел III

ПОЗНАНИЕ

1. Познание мира. Чувственное и рациональное по­знание. Интуиция.