Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Основные методы науки об общественном здоровье и здравоохранении.

1 вопрос. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслужи­вания.

В отличие от клинических дисциплин общест­венное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных ин­дивидов, а коллективов, социальных групп и об­щества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как пра­вило, являются определяющими.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разра­батывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здо­ровье населения мероприятий, которые проводит госу­дарство, роли в этом здравоохранения, отдельных медицин­ских учреждений.

В основе медицины лежат два основных поня­тия - «здоровье» и «болезнь». В современной литературе существует большое количество определений и подходов к понятию «здоровье».

Определение, принятое ВОЗ: « Здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благо­получия, а не только отсутствием болезней и физических дефек­тов» .

В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:

1 уровень - здоровье отдельного человека - индивидуальное здоровье;

2 уровень - здоровье социальных и этнических групп - групповое здоровье ;

3 уровень - здоровье населения административных территорий – региональное здоровье ;

4 уровень - здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье .

По мнению экспертов ВОЗ, в медицинской стати­стике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном уровне - процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности, повышение ощущаемого уровня здоровья.

Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизическом и т.д. Поэтому сейчас широко используются термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья населения - «психическое здоровье», «репродуктивное здоро­вье», «общесоматическое здоровье» и т.д. Либо - здоровье отдельной демографической или соци­альной группы – «здоровье беременных», «здоровье детей» и т.п.

В настоящее время крайне мало показателей, кото­рые объективно отражали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Ве­дется поиск и разработка интегральных показателей и индек­сов оценки здоровья населения. ВОЗ считает, что эти показатели должны обладать следующими качествами:

1. Доступность данных.Должна существовать возможность для получения требуемых данных без проведения слож­ных специальных исследований.

2. Полнота охвата.Показатель должен быть получен из данных, охватывающих все население, для которого он предназначен.

3. Качество. Национальные (или территориальные) данные не должны изменяться во времени и пространстве таким образом, чтобы на показатель оказывалось значительное влияние.

4. Универсальность. Показатель по возможности должен быть отражением группы факторов, которые определе­ны и влияют на уровень здоровья.

5. Вычислимость. Показатель должен рассчитываться как можно более простым и не дорогостоящим способом.

6. Приемлемость (интерпретируемость).Должны существовать приемлемые методы для расчета показателя и его интер­претации.

7. Воспроизводимость. При использовании показателя здо­ровья разными специалистами в различных условиях и в различное время результаты должны быть идентичными.

8. Специфичность.Показатель должен отражать изменения только в тех явлениях, выражением которых он служит.

9. Чувствительность.Показатель здоровья должен быть чувствительным к изменениям соответствующих явлений.

10. Валидность. Показатель должен быть истинным выражением факторов, мерой которых он является.

11.Репрезентативность.Показатель должен быть представительным при отражении изменений в здоровье контингентов населе­ния, выделенных для целей управления.

12. Иерархичность.Показатель должен конструироваться по единому принципу для разных иерархических уровней, выделяемых в изучаемой совокупности населения для учитываемых заболеваний, их стадий и последствий.

13. Целевая состоятельность.Показатель здоровья должен адекватно отражать цели сохранения и развития (улуч­шения) здоровья и стимулировать общество к поиску наиболее эффективных путей достижения этих целей.

В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья в России традиционно принято использовать следующие индикаторы: 1. Демографические показатели. 2. Заболеваемость. 3. Инвалидность. 4. Физическое развитие.

1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2. Доступность первичной медико-социальной помощи.

3. Охват населения медицинской помощью.

4. Уровень иммунизации населения.

5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

6. Состояние питания детей.

7. Уровень детской смертности.

8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

9. Гигиеническая грамотность населения.

С точки зрения общей классификации наук общественное здоровье нахо­дится на границе между естествознанием и общественными науками, то есть она использует методы и достижения обеих групп. С точки зрения классификации медицинских наук общественное здоровье стремится заполнить разрыв между группами клинических (лечебных) и профилактических (гигиенических) наук. Общественное здоровье дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения и определяющих их факторов.

Методологическая основа общественного здоровья как науки сос­тоит в изучении и правильной трактовке причин и связей между состоянием здоровья населения и обществен­ными отношениями.

К социально-гигиеническим факторам, влияющим на обществен­ное здоровье, относят: условия труда и быта, жилищные условия; уровень заработной платы, культуру и воспи­тание, питание, отношения в семье, качество и доступ­ность медицинской помощи.

На общественное здоровье оказывают влияние и климато- географические, гидрометеорологические факторы внешней среды.

Значительная часть названных условий может изменяться са­мим обществом, причем влия­ние их на здоровье населения может быть как отрицательным, так и положительным.

2 вопрос. Методы общественного здоровья.

1). Статистический метод - основной метод обществен­ных наук. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здо­ровья населения и определять эффективность деятельности орга­нов и учреждений здравоохранения, широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).

2). Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому. Его основная задача - определение косвенным путем поправочных коэффициентов, т.к. общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, прогноз рождаемости, численности населения, смертности и т.п.

3). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здо­ровья и здравоохранения на различных этапах истории. Это описательный метод.

4). Метод экономических исследований дает воз­можность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику. Для этого используются методы, применяемые в экономических науках при изучении и разработке таких вопросов, как учет, плани­рование, финансирование, управление здравоохранением, рацио­нальное использование материальных ресурсов, научная организа­ция труда в органах и учреждениях здравоохранения.

5). Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наи­более рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских цен­тров и т.д.

В общественном здоровье эксперимент не может использоваться часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.

6). Метод моделирования развивается в области организации здравоохранения, и состоит в создании моделей организации для экспериментальной про­верки. В зависимости от целей и проблем модели значительно варьируют по объему и организации, бывают вре­менными или постоянными.

7). Метод наблюдения и опроса – используется для дополнения и углубления данных, при помощи специальных исследований. Например, для получения более полных данных о заболеваемости лиц определенных про­фессий - используют результаты, полученные при медицинских осмотрах. Для выявления характера и сте­пени влияния социально-гигиенических условий на заболеваемость или смертность могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп по специальной программе.

8). Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследо­вания занимает эпидемиологический анализ, который представляет собой совокупность методов изуче­ния особенностей эпидемического процесса с целью выясне­ния причин, способствующих распространению данного явле­ния на данной территории, и разработки практических реко­мендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология пред­ставляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфиче­ский, метод.

Использование эпидемиологи­ческих методов на боль­ших популяциях позволяет выделить различные составляю­щие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологи­ческую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных за­болеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний и т.д. В общественном здоровье, выделяют эпидемиологию показателей общественного здоровья.

Цель: Студенты должны иметь общее представление о дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», знать основные понятия, разделы, методы. Студенты должны знать о социальной детерминации общественного здоровья.

Здравоохранение в наиболее общем виде представляет собой сложную общественную динамическую, функциональную, открытую и адаптивную систему, которую общество на каждом этапе своего развития создает и использует для осуществления комплекса мероприятий, направленных на охрану и улучшение здоровья каждого человека и всего общества в целом.

Общественные мероприятия по охране здоровья в истории человечества стали проводиться с появлением государства. Они видоизменялись в зависимости от смены общественно-экономических формаций, изменений способа производства и производственных отношений, государственного строя.

Общественное здравоохранение (public health system) – система научных и практических мер и обеспечивающих их структур медицинского и немедицинского характера, деятельность которой направлена на реализацию концепции охраны и укрепления здоровья населения, профилактику заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности посредством объединения усилий общества.

Предметом общественного здравоохранения является изучение влияния общественных условий жизни на здоровье и медицинское обслуживание населения. Методологической основой общественного здравоохранения является системный подход к определению и изучению общественного здоровья.

Следует отметить, что определения и оценки здоровья менялись на протяжении всей истории здравоохранения. В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой единой трактовки понятия здоровья. В литературе, посвященной тем или иным аспектам здоровья, содержится множество определений этой категории, основанных на различных подходах и критериях.

Здоровье (health), согласно Уставу ВОЗ (1948 г.), – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Как следует из определения, в характеристике здоровья объединены три компонента: физическое (биологическое), психическое (душевное) и социальное здоровье.

Физическое здоровье (physical health) – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.

Психическое здоровье (mental health) – состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Социальное здоровье (social health) – мера социальной адаптации человека, определяемая его местом и ролью в обществе.

Когда мы говорим о состоянии здоровья, то имеем в виду гармоничное сочетание всех трех компонентов. Следствием нарушения одного из них является дисгармония и, в конечном итоге, болезнь.

По определению ВОЗ, болезнь (illness) – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Болезнь возникает в результате воздействия факторов внешней и внутренней среды, превышающих приспособительно-компенсаторные (адаптационные) возможности организма.

Различают несколько уровней здоровья:

индивидуальное здоровье – здоровье человека;

групповое здоровье – совокупность характеристик здоровья лиц, объединенных по какому-либо признаку: семья, трудовые коллективы, студенчество и др.;

региональное здоровье – совокупность характеристик здоровья людей, проживающих на определенной территории);

общественное здоровье – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

ВОЗ признает, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

На ХХХ сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (1977 г.) важнейшей социальной задачей было провозглашено: «Достижение к 2000 г. всеми жителями земли такого уровня здоровья, который позволит вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни». На решение поставленной задачи направлена политика ВОЗ «Здоровье для всех» (Health for all).

Позже принят документ «Здоровье-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе» (1999 г.). Стратегия «Здоровья для всех в 21-ом столетии» реализуется в каждой стране различно в зависимости от социальных и экономических характеристик, состояния здоровья и показателей смертности населения, статуса и уровня развития систем здравоохранения.

История общественного здравоохранения в советском Казахстане отражает основные этапы развития государственного социализма в СССР. С момента установления Советской власти основной задачей государственного здравоохранения была поставлена теоретическая и практическая разработка профилактических принципов здравоохранения. В центре внимания также было обеспечение населения бесплатной общедоступной медицинской помощи. В годы Великой Отечественной войны все внимание было сосредоточено на вопросах медико-санитарного обеспечения фронта и развертывания тыловых госпиталей. В послевоенные годы нашли отражение задачи, связанные с восстановлением народного хозяйства и ликвидацией санитарных последствий. В дальнейшие годы научно-практические интересы отвечали идеологии социалистического строительства, среди которых наиболее масштабными были мероприятия по всеобщей диспансеризации населения.

На состоявшейся в Алма-Ате в 1978 г. Международной конференции ВОЗ/ЮНИСЕФ система социалистического здравоохранения (модель Н.А. Семашко) получила мировое признание, а принятая Алма-Атинская декларация провозглашена Великой Хартией здравоохранения ХХ века.

С приобретением суверенитета и формированием рыночных отношений общественное здравоохранение в Казахстане претерпело ряд кардинальных изменений. Современный период можно определить как этап ускоренной модернизации системы здравоохранения, включая переход на современные принципы и стандарты в организации сферы здравоохранения.

Одной из важнейших задач общественного здравоохранения является выявление характера комплексного влияния факторов окружающей среды (природной и социальной) на здоровье населения, поиск закономерностей и тенденций формирования здоровья населения с учетом социально-экономических условий.

Формирование общественного здоровья обусловлено комплексным воздействием факторов, которые можно объединить в следующие основные группы:

- политические (государственная социальная политика, политика в области здравоохранения, государственное регулирование системы здравоохранения, правовые акты в области здравоохранения и др.);

- социально-экономические (ВВП на душу населения, финансирование системы здравоохранения, условия труда и быта, питание, организация системы здравоохранения, образ жизни и др.);

- природно-климатические, экологические (состояние и загрязнение окружающей среды);

- биологические (пол, возраст, наследственность, национальная принадлежность, конституция, тип нервной системы и др.).

В XX веке признали социальную обусловленность здоровья, что закреплено Уставом Всемирной организации здравоохранения. Этим определением здоровья преодолена ограниченность подходов, противопоставляющих социальный и биологический компоненты организации человека.

Соотношение социальных и биологических факторов в отношении различных заболеваний является неодинаковым, но все же ведущая роль отводится социальному компоненту: условиям и факторам.

Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и поли­тическая структура общества.

Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

Среди наиболее значительных достижений общественного здравоохранения прежде всего следует отметить медико-социальные и эпидемиологические исследования, по результатам которых установлены группы факторов (факторов риска) и их вклад в состояние здоровья населения:

условия и образ жизни – 49-53%, в среднем 50% всего влияния (курение, злоупотребление алкоголем, несбалансированное питание, стрессовые ситуации (дистрессы), вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень, урбанизация и пр.);

- генетические факторы – 18-22%, в среднем 20% (предрасположенность к наследственным болезням

- окружающая среда – 17-20%, в среднем 20% (климат, загрязнение вредными веществами воздуха, воды, почвы; повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и др. излучения);

- здравоохранение – 8-10%, в среднем 10% (неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность медицинской помощи).

Результаты самого крупного за всю историю ВОЗ исследовательского проекта (2002 г.) обозначили 10 ведущих факторов риска, определяющих уровни заболеваемости и смертности населения на глобальном уровне: недостаточность питания; курение; артериальная гипертензия; неудовлетворительное состояние водоснабжения, санитарии, а также личной и бытовой гигиены; гиподинамия; профессиональные вредности; небезопасный секс; злоупотребление алкоголем; загрязнение атмосферного воздуха.

Таким образом, ведущая роль социальных факторов в формировании общественного здоровья опосредована через условия и образ жизни.

Современные исследователи в научном познании проблем формирования здоровья не ограничиваются медико-социальными рамками и все чаще рассматривают образ жизни с широких общественных позиций, используя философские и социологические трактовки:

Образ жизни – формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений; или понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией.

В целом, образ жизни обобщает четыре категории:

- уровень жизни – экономическая категория, характеризующая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей и поддающаяся количественному выражению (размер валового национального продукта, реальные доходы населения, доступность и обеспеченность медицинской помощью, продолжительность рабочего дня и т.д.);

- качество жизни – социологическая категория, характеризующая качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей посредством сопоставления с уровнем или стандартом жизни (удовлетворенность трудом, качеством питания, медицинской помощью и т.д.);

- стиль жизни – социально-психологическая категория, характеризующая определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности;

- уклад жизни – социально-экономическая категория, характеризующая систему производственных отношений в общественно-политической формации.

Несмотря на существенные различия в концептуальных подходах к оценке и критериям образа жизни, роль социальных фак­торов в формировании здоровья населения признана всем междуна­родным здравоохранением.

Выделяют социальные группы, образ жизни которых наиболее предрасполо­жен к различным заболеваниям, составляют так называемые группы риска:

- демографическая: дети, старики, одинокие, вдовы, вдовцы, миг­ранты, беженцы, перемещенные лица;

- профессионального риска: работающие в условиях вредных для здоровья производств (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая промышленность, транспорт и др.);

- функционального, патологического состояния: беременные; недо­ношенные дети, родившиеся с малой массой тела; лица с генети­ческим риском, с врожденными аномалиями, дефектами; инва­лиды детства;

- низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты: бедные, необеспеченные, безработные, работающие неполный рабочий день, «бомжи».

- лица с девиантным поведением, наличием психопатических, соци­ально-психологических и других коллизий: алкоголики, нарко­маны, токсикоманы, проститутки, лица с сексуальными перверзиями, лица с деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и др.), религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями.

Среди всех болезней особое место занимают социально-значимые заболевания, перечень которых устанавливается правительством с целью принятия дополнительных или льготных мер медико-социальной поддержки: онкологические и онкогематологические заболевания, диабет, ревматизм, системная красная волчанка, детский церебральный паралич, психические заболевания, инфаркт миокарда и др.

Признание социальной детерминации здоровья обосновывает необходимость рассматривать проблемы здоровья с широких социальных позиций, а также того, что обеспечение здоровья выходит за рамки компетенции и ответственности сугубо органов и организаций здравоохранения. Сохранение и укрепление здоровья является солидарной ответственностью государства, работодателя и гражданина, которая реализуется путем межсекторального сотрудничества при активном участии самого населения.

Иллюстративный материал: 20 слайдов в программе «Rower Point».

Литература:

1.Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: концепция, проблемы и перспективы. – Алматы, 2001.– 100 с.

2.Камалиев М.А., Бигалиева Р.К., Хабиева Т.Х. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана. – Алматы, 2004. – 173 с.

3.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

4. Тульчинский Т.К., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. – Иерусалим, 1999.– 1049 с.

5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – С.-Петербург, 2000.– 914 с.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение общественному здоровью и здравоохранению

2.Перечислите компоненты здоровья.

3.Укажите уровни здоровья.

4.Назовите основные разделы дисциплины.

5.Перечислите основные методы дисциплины.

6.Какие факторы влияют на здоровье населения?

7.Какой вклад вносят факторы риска в формирование здоровья?

8.В чем заключается социальная обусловленность здоровья?

9.Дайте определение образа жизни и его категорий.

10.Перечислите социальные группы риска заболеваний.

1.2 История развития общественного здоровья

Социально-гигиенические элементы и предписания встречаются еще в медицине древних общественно-экономических формаций, но обособление социальной гигиены как науки тесно связано с развитием промышленного производства.

Период от эпохи Возрождения до 1850 г. стал первым этапом в современном развитии общественного здоровья (тогда эта наука называлась «социальная гигиена»). В этот период накапливались серьезные исследования по взаимозависимости состояния здоровья трудящегося населения, условий его жизни и труда.

Первым систематическим руководством по социальной гигиене был многотомный труд Франка «System einer vollstandingen medizinischen Polizei», написанный в период с 1779 по 1819 гг.

Врачи социалисты-утописты, которые занимали руководящие посты во время революций 1848 и 1871 годов во Франции, пытались научно обосновать меры общественного здравоохранения, считая социальную медицину ключом к оздоровлению общества.

Буржуазная революция 1848 г. имела важное значение для развития социальной медицины в Германии. Одним из социал-гигиенистов того времени был Рудольф Вирхов. Он подчеркивал тесную связь между медициной и политикой. Его труд «Mitteilungen uber Oberschlesien herrschende Typhus-Epidemie» считается одним из классических в немецкой социальной гигиене. Вирхов пользовался известностью как демократически настроенный врач и исследователь.

Предполагают, что термин «социальная медицина» был впервые предложен французским врачом Жюлем Гереном. Герен считал, что социальная медицина включает «медицинскую полицию, гигиену среды и судебную медицину».

Современник Вирхова Нойман ввел в немецкую литературу понятие «социальная медицина». В опубликованной в 1847 г. работе «Die offentliche Gesundshitspflege und das Eigentum» он убедительно доказал роль социальных факторов в развитии здравоохранения населения.

В конце XIX века определилось развитие основного направления общественного здоровья до наших дней. Это направление связывает развитие общественного здоровья с общим прогрессом научной гигиены или, с биолого-физической гигиеной. Основателем этого направления в Германии был М. фон Петтенкофер. Он включил в изданное им руководство по гигиене раздел «Социальная гигиена», считая ее предметом той сферы жизни, где врач встречается с большими группами людей. Это направление приобрело постепенно реформистский характер, так как не смогло предложить радикальные социально-терапевтические мероприятия.

Основателем социальной гигиены как науки в Германии был А. Гротьян. В 1904 г. Гротьян писал: «Гигиена должна… изучать подробно влияния общественных отношений, и социальной среды, в которой люди рождаются, живут, работают, наслаждаются, продолжают свой род и умирают. Так она становится социальной гигиеной, которая выступает рядом с физико-биологической гигиеной как ее дополнение».

По Гротьяну, предметом социально-гигиенической науки является анализ условий, в которых осуществляются отношения между человеком и окружающей средой.

В результате подобных исследований Гротьян приблизился ко второй стороне предмета общественного здоровья, то есть к разработке норм, которыми регулируются отношения между человеком и общественной средой так, чтобы они укрепляли его здоровье и приносили ему пользу.

В Англии в XIX веке также были крупные деятели общественного здравоохранения. Э. Чедвик видел главную причину плохого состояния здоровья народа в их нищете. Его труд «The sanitary conditions of laboring populations», изданный в 1842 г., раскрывал тяжелые условия жизни рабочих в Англии. Дж. Саймон, будучи главным врачом английской службы здравоохранения, провел серию исследований главных причин смертности населения. Однако, первая кафедра по социальной медицине была создана в Англии только в 1943 г. Дж. Райлем в Оксфорде.

Развитию социальной гигиены в России более всего способствовали Ф.Ф. Эрисман, П.И. Куркин, З.Г. Френкель, Н.А. Семашко и З.П. Соловьев.

Из крупных российских социал-гигиенистов необходимо отметить Г.А. Баткиса, который был известным исследователем и автором ряда теоретических трудов по социальной гигиене, разработавшим оригинальные статистические методики изучения санитарного состояния населения и ряд методов работы медицинских учреждений (новая система активного патронажа новорожденных, метод анамнестических демографических исследований и др.).

1.3 Предмет общественного здоровья

Характер системы здравоохранения в каждой стране определяется положением и развитием общественного здоровья как научной дисциплины. Конкретное содержание любого курса по общественному здоровью изменяется в зависимости от национальных условий и нужд, а также от дифференциации, достигнутой различными медицинскими науками.

Классическое определение содержания общественного здоровья, упоминавшееся в дискуссии, организованной ВОЗ по теме «Организация здравоохранения как научная дисциплина»: «…общественное здравоохранение – опирается на «треножник» из социального диагноза, которые исследуются, главным образом, методами эпидемиологии, социальной патологии и социальной терапии, основанной на сотрудничестве между обществом и работниками здравоохранения, а также на административных и медико-профилактических мерах, законах, правилах и т.п. на центральных и местных органах управления».

С точки зрения общей классификации наук общественное здоровье находится на границе между естествознанием и общественными науками, то есть она использует методы и достижения обеих групп. С точки зрения классификации медицинских наук (о природе, восстановлении и укреплении здоровья человека, человеческих групп и общества) общественное здоровье стремится заполнить разрыв между двумя основными группами клинических (лечебных) и профилактических (гигиенических) наук, который сложился в результате развития медицины. Она играет синтезирующую роль, развивая объединяющие принципы мышления и исследования обоих направлений медицинской науки и практики.

Общественное здоровье дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения и определяющих их факторов, а отсюда вытекают и необходимые мероприятия. Такую обобщающую картину не может дать ни одна клиническая или гигиеническая дисциплина. Общественное здоровье как наука, должна органически сочетать конкретный анализ практических проблем здравоохранения с исследованиями закономерностей общественного развития, с проблемами народного хозяйства и культуры. Поэтому только в рамках общественного здоровья можно создать научную организацию и научное планирование здравоохранения.

Состояние здоровья человека определяется функцией его физиологических систем и органов с учетом полового, возрастного и психологического факторов, а также зависит от воздействия внешней среды, включая и социальную, причем последней принадлежит ведущее значение. Таким образом, здоровье людей зависит от воздействия сложного комплекса социальных и биологических факторов.

Проблема взаимоотношений социального и биологического в жизнедеятельности человека – коренная методологическая проблема современной медицины. От ее решения зависит то или иное толкование явлений природы и сущности здоровья и болезни человека, этиологии, патогенеза и других понятий в медицине. Социально-биологическая проблема предполагает выделение трех групп закономерностей и соответствующих им аспектов медицинских знаний:

1) социальных закономерностей с точки зрения их влияния здоровье, а именно, на заболеваемость людей, на изменение демографических процессов, на изменение типа патологии в различных социальных условиях;

2) общих закономерностей для всех живых существ, включая и человека, проявляющихся на молекулярно-биологическом, субклеточном и клеточном уровнях;

3) специфических биологических и психических (психофизиологических) закономерностей, присущих лишь человеку (высшая нервная деятельность и др.).

Две последние закономерности проявляются и изменяются только через социальные условия. Социальные закономерности для человека как члена общества являются ведущими в развитии его как биологической особи, способствуют его прогрессу.

Методологическая основа общественного здоровья как науки состоит в изучении и правильной трактовке причин, связей и взаимозависимости между состоянием здоровья населения и общественными отношениями, т.е. в правильном решении проблемы взаимоотношения социального и биологического в обществе.

К социально-гигиеническим факторам, влияющим на общественное здоровье, следует отнести условия труда и быта населения, жилищные условия; уровень заработной платы, культуру и воспитание населения, питание, отношения в семье, качество и доступность медицинской помощи.

Вместе с тем на общественное здоровье оказывают влияние и климато-географические, гидрометеорологические факторы внешней среды.

Значительная часть названных условий может изменяться самим обществом в зависимости от его общественно – политической и экономической структуры, причем влияние их на здоровье населения может быть как отрицательным, так и положительным.

Следовательно, с социально-гигиенической точки зрения здоровье населения можно характеризовать следующими основными данными:

1) состоянием и динамикой демографических процессов: рождаемостью, смертностью, естественным приростом населения и другими показателями естественного движения;

2) уровнем и характером заболеваемости населения, а также инвалидности;

3) физическим развитием населения.

Изучение и сравнение этих данных в различных общественно-экономических условиях позволяет не только судить об уровне общественного здоровья населения, но и анализировать социальные условия и причины, оказывающие влияние на него.

В сущности, вся практическая и теоретическая деятельность в области медицины должна иметь социально-гигиеническую направленность, поскольку любая медицинская наука содержит определенные социально-гигиенические аспекты. Именно общественное здоровье обеспечивает социально-гигиенический компонент медицинской науки и образования, подобно тому, как физиология обосновывает их физиологическое направление, реализуемое на практике многими медицинскими дисциплинами.

Предмет науки.

Наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

Предметы:

1. Здоровье населения.

2. Здравоохранение.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.

1. Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

2. Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом (БМЭ, 3 изд.)

3.Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

Факторы:

I. Социально-экономические факторы.

1. Уровень производительный сил и характер производственных отношений.

2. Организация медицинской помощи.

3. Законодательство по здравоохранению.

4. Образ и условия жизни.

II. Природно-климатические.

III. Биологические: пол, возраст, конституция, наследственность.

IV. Психоэмоциональные.

Формула здоровья (в %): 50 – образ жизни, 20-наследственность, 20 – окружающая среда, 10 – деятельность здоровья.

4. Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.

Задачи науки:

1. Оценка и изучение здоровья населения, динамики его развития.

2. Оценка и изучение общественных и других условий, влияющих на здоровье.

3. Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации.

4. Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения.

5. Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.

6. Правовое регулирование здравоохранения.

7. Формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

Разделы науки:

1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

2. Экспертиза нетрудоспособности.

3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.

1. 2 Методы, используемые в научных исследованиях и преподавании общественного здоровья и здравоохранения.

Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы иссле­дования.

1) Статистический метод как основной метод обществен­ных наук широко используется в области общественного здоровья. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здо­ровья населения и определять эффективность деятельности орга­нов и учреждений здравоохранения. Кроме того, он широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).

2) Метод экспертных оценок служит дополнением к статистиче­скому, основной задачей которого является определение косвенным путем тех или иных поправочных коэффициентов.

Общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.

3) Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здо­ровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории. Исторический метод - это дескриптивный, описательный метод.

4) Метод экономических исследований дает воз­можность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Экономика здравоохранения является составной частью эко­номики страны. Здравоохранение в любой стране располагает определенной материально-технической базой, которая включает больницы, поликлиники, диспансеры, институты, клиники и др. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинскихучреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику; один из таких методов получил название бюджетный метод (метод бюджетных оценок) и нашел широкое применение в исследованиях;

Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, плани­рование, финансирование, управление здравоохранением, рацио­нальное использование материальных ресурсов, научная организа­ция труда в органах и учреждениях здравоохранения.

5) Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наи­более рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских цен­тров и т.д.

Эксперимент можно проводить не только в естественных, но и в социальных науках. В общественном здоровье эксперимент может использоваться не часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.

В области организации здравоохранения развивается метод моделирования, который состоит в создании моделей организации для экспериментальной про­верки. В связи с экспериментальным методом большие надежны возлагаются на экспериментальные зоны и центры здравоохранения, а также на экспериментальные программы по отдельным проблемам. Экспериментальные зоны и центры можно назвать «полевыми лабора­ториями» по проведению научных исследований в области здравоохране­ния. В зависимости от целей и проблем, ради которых они созданы, эти модели значительно варьируют по объему и организации, бывают вре­менными или постоянными.

6) Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть пред­приняты специальные исследования. Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных про­фессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и сте­пени влияния социально - гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе.

Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографи­ческим и др.

7) Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследо­вания занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологиче­ский анализпредставляет собой совокупность методов изуче­ния особенностей эпидемического процесса с целью выясне­ния причин, способствующих распространению данного явле­ния на данной территории, и разработки практических реко­мендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология пред­ставляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфиче­ский, метод.

1. 3 История формирования социальной медицины и организации здравоохранения, этапы становления и развития.

1. Первобытное общество.

Народная медицина, народная гигиена. Коллективный → индивидуальный опыт.

2. Античность.

Государственная медицина: государственные должности (архиятеры, эдилы - сан. контролеры); законодательная регламентация, органы управления.

Семейная, жреческая, частная формы.

3. Средние века.

Муниципальная медицина (магистраты)

Государственная медицина - регламентация и контроль деятельности:

1140г. – (Италия) указ о допуске к врачебной практике лиц, прошедших обучение и выдержавших государственные испытания.

1241г. – (Германия) указ об установлении государством контроля за приготовлением лекарств и хирургической практикой.

Эпидемии → санитарные законы (правила), санитарные органы, санитар-ные мероприятия.

1348г. – (Венеция) Санитарный Совет (межведомственный характер): с са-нитарно полицейскими функциями.

1374г.- (Италия) карантин.

1426г. – (Германия) штадт-физики – городовые врачи.

1551г. - (Москва) Стоглавый собор.

1617г.- Аптекарский приказ - государственный орган управления.

1588г. – Статут ВКЛ (медицинские вопросы с юридической стороны).

1571г. – (Вильно) Медицинская контуберния (товарищество) – полицейский надзор.

1621г. – Могилев, магистрат – учредил должность наблюдателя за пребывающими в город.

Интерес к социальным проблемам медицины зародился в глубокой древности: ими занимались многие выдающиеся ученые древности - Гиппократ, Аристотель, Авиценна и другие.

Глубокий след в зарождении научного мировоззрения в России, в том числе социально-гигиенического, заложил М.В.Ломоносов в известном письме к графу И.И.Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) в котором продемонстрировал социально-гигиенический подход к проблемам общественного здоровья и народонаселения.

М.В.Ломоносовым в своем письме были показаны не только тяжелые санитарные условия жизни народа. Он высказывался за специальное изучение народонаселения и народного здравоохранения, а также предложил меры по снижению заболеваемости и смертности населения, повышению рождаемости, улучшению медицинской помощи и санитарного просвещения.

Начало социально-гигиенического мировоззрения в медицине положили во второй половине 18 века ученые-клиницисты медицинского факультета Московского университета, позднее преобразованного в самостоятельное высшее медицинское учебное заведение (сейчас Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова). Наибольшее значение в этом отношении представляет первый русский профессор медицинского факультета университета С.Г. Зыбелин, один из наиболее выдающихся родоначальников замечательной российской традиции сочетания клинической деятельности с общественно-гигиенической. Профессор С.Г. Зыбелин первым в России поднял вопрос о влиянии социальных факторов на заболеваемость, рождаемость и смертность населения, им впервые предложены прогрессивные для того времени меры гигиенического и общественного характера по борьбе с заболеваемостью.

Первым российским профессором, положившим начало систематическому преподаванию “медицинской полиции”, был Ф.Ф. Керестури, выступивший с яркой актовой речью “ О “медицинской полиции” и ее использовании в России”. Термин “медицинская полиция” впервые был введен в 1784 г. Немецким ученым В.Т.Рау, который включал в компетенцию «медицинской полиции» организацию лечения больных, наблюдение за здоровьем населения, регулирование медицинского образования, надзор за госпиталями и аптеками, предупреждение эпидемий, борьбу со знахарством, просвещение населения. Ф.Ф. Керестури неоднократно говорил о пользе основательного знания и изучения здоровья населения и медицинской помощи. С учреждением земской и фабрично-заводской медицины на первый план выступили требования по организации специальных исследований общественного здоровья и его охраны, открытия специальных научных и учебных учреждений.

В своих исследования Ф.Ф. Эрисман, Е.А. Осипов, В.А. Левицкий, А.В. Погожев, А.И. Шенгарев, П.И. Тезяков, П.И. Куркин, А. Фишев и другие деятели земской медицины и санитарной статистики заложили основы научного анализа проблем общественного здоровья и здравоохранения. Более того, в конце 19-начале 20 века в ряде учебных заведений читались курсы лекций по общественному здравоохранению и здоровью. Однако вплоть до начала 20

века не существовало специальных курсов, кафедр, институтов именно по социальной гигиене, не было специальных периодических изданий.

Современное состояние общественного здоровья и здравоохранения.

Становление и расцвет социальной гигиены (так она называлась до 1941 года) в период советской власти связаны с именами крупных деятелей советского здравоохранения Н.А. Семашко и З.П. Соловьева.

Первая кафедра социальной гигиены в нашей стране была организована по инициативе Н.А. Семашко в 1922 г. при медицинском факультете первого Московского университета (первая в истории кафедра социальной гигиены открыта в 1920 году в Берлинском университете Альфредом Гротьяном, основателем первого журнала по социальной гигиене (1903) и научного общества по социальной гигиене и медицинской статистике (1905). Это была единая, объединенная кафедра, сотрудники которой преподавали социальную гигиену во всех московских медицинских высших учебных заведениях, кафедрой Н.А. Семашко руководил до конца своей жизни, до 1949 г. В 1923 г. под руководством З.П. Соловьева создается кафедра во втором Московском университете.

Среди первых отечественных учебников и руководств по социальной гигиене появились учебники Т.Я.Ткачева (1924) и З.Г.Френкеля (1923, 1926). В 1922-1930 г.г. издавался специальный журнал “Социальная гигиена”, который освещал актуальные проблемы советского здравоохранения, научных исследований и преподавания социальной гигиены.

В 1923г. был организован Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР, который стал научно-организационной базой для кафедр социальной гигиены, здоровья и здравоохранения.

Важным для развития социальной гигиены было открытие в 1924г. в г. Москве первой клиники социальных и профессиональных заболеваний, где клиницисты совместно со специалистами в области социальной гигиены изучали важнейшие проблемы социальной этиологии, роли профессиональных, производственных факторов в возникновении заболеваний, разрабатывали методы диагностики, лечения и профилактики социальных и профессиональных болезней.

В 1935г. впервые была создана самостоятельная кафедра статистики, руководителем которой был известный ученый проф. П.А. Кувшинников.

В 1936г. был издан учебник Г.А. Баткиса “Социальная гигиена”, который много раз переиздавался и сыграл большую положительную роль в подготовке врачей в области социальной гигиены и организации здравоохранения.

В 1941г., накануне Великой Отечественной войны, кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры “организации здравоохранения”. Все внимание кафедр в эти годы было сосредоточено на вопросах медико-санитарного обеспечения фронта и организации медицинской помощи в тылу, предупреждения вспышек инфекционных заболеваний.

Большой вклад в развитие науки и преподавания в эти годы внесли: З.Г. Френкель, Б.Я. Смулевич, С.В. Курашов, Н.А. Виноградов, А.Ф. Серенко и др.

В годы послевоенных пятилеток (1946-1960г.г.) в научной и педагогической деятельности кафедр организации здравоохранения нашли отражение задачи, связанные с послевоенным развитием хозяйства и здравоохранения в стране. Крупным комплексным исследованием были работы, посвященные санитарным последствиям войны. В 1946г. в Москве был создан Институт организации здравоохранения. Большое влияние на научно-исследовательскую деятельность кафедр оказали научные сессии института и издаваемые к ним различные материалы. Усилился взаимный контакт между кафедрами и органами управления здравоохранения.

28.02.1966г. приказом министра СССР №132 кафедры организации здравоохранения были реорганизованы в кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения с изменением содержания программ преподавания. В социальной гигиене и организации здравоохранения получили применение и развитие системный анализ, методы организационного эксперимента, экспертные оценки, методы социологических исследований, математического

и логического моделирования, методы планирования и экономических исследований.

В марте 1991г. на Всесоюзном совещании по вопросам преподавания социальной гигиены и организации здравоохранения было рекомендовано переименовать дисциплину в социальную медицину и организацию здравоохранения. Название кафедр должно было отражать более широкое понимание предмета обучения, включающего разнообразный спектр проблем по охране здоровья населения и управлению демонополизированной и децентрализованной системы здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике.

В соответствие с решениями Коллегии Министерства здравоохранения РФ «О роли кафедр социальной гигиены, организации, управления и экономики здравоохранения в подготовке и повышения квалификации специалистов в отрасли» (апрель 1999г.), Всероссийской конференции заведующих кафедрами социальной медицины и организации здравоохранения (г. Москва, декабрь 1997г.) и Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы преподавания социальной медицины. Работа кафедр с органами здравоохранения» (г. Анапа, октябрь 1999г.) и на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 01.03.2000г. № 83 «О совершенствовании преподавания в медицинских и фармацевтических вузах проблем общественного здоровья и здравоохранения» дисциплина получила новое название – «общественное здоровье и здравоохранение», как наиболее отвечающее условиям реформирования здравоохранения и приоритету проблем здоровья населения в условиях радикальных социально-экономических преобразований в России.


    Общественное здоровье и здравоохранение как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача.

Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины - оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.

Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.

Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статисти­ческий; 4) медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др.

Социальная медицина - это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются: 1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.

    Определение предмета общественное здоровье и здравоохранение (В.О. Португалов, Ф.Ф. Эрисман, Н.А. Семашко, Н.А. Виноградов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын).

В 1902 г. Ф.Ф. Эрисман писал: «не подлежит сомнению, что все главные факторы экономической жизни сильно влияют на состояние общественного здоровья и что нередко в этих условиях и кроется ключ к объяснению чрезмерной болезненности и смертности народонаселения» . Не утратило своего значения это утверждение и в наши дни. На этот факт неоднократно указывали и эксперты международных организаций. Так, на 52-й сессии Всемирной организации здравоохранения вновь было подчеркнуто, что «все основные детерминанты здоровья связаны с социально-экономическими факторами... Связь между состоянием здоровья и занятостью, уровнем доходов, социальной защитой, жилищными условиями и образованием четко прослеживается во всех европейских государствах» .

Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П. Лисицын (1973) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.

В.П. Казначеев (1974) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

    Основные методы предмета общественное здоровье и здравоохранение.

Методика– последовательность приемов собираний данных об изучаемых явлениях.

Методология– совокупность методик, методов, подходов к оценке изучаемых явлений.

в) теоретическое обоснование государственной политики в области охраны здоровья и разработка организационных принципов здравоохранения в государстве.

г) разработка и практическая реализация организационных форм и методов работы медицинских организаций и врачей различных специальностей

д) подготовка и воспитание медицинских работников, как врачей-общественников, врачей – организаторов, организация работы по своей специальности.

Объект исследования ОЗЗ: общество в целом, социальная группа, коллектив, а также обслуживающая их система здравоохранения.

Предмет ОЗЗ:

1) здоровье населения в целом, коллективов, социальных групп в зависимости от влияния социальной среды

2) комплекс мероприятий, направленных на его укрепление: формы, методы, результаты работы ЗО.

Основные методы СГ исследований:

1) исторический - необходимо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее

2) статистический (санитарно-статистический) - позволяет а) количественно измерять показатели здоровья населения и деятельности медицинских учреждений; б) выявить влияние факторов среды на здоровье; в) определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий; д) оценить динамику показателей ЗО и прогнозировать их; выявить необходимые данные для разработки новых нормативов здравоохранения.

3) методы эксперимента и моделирования - изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм работы

4) метод экономических исследований - дает возможность установить влияние экономики на ЗО и наоборот

5) метод экспертных оценок

6) метод социологических исследований - выявление отношения населения к своему здоровью, влияния условий труда и быта на здоровье

7) метод системного анализа

8) эпидемиологический метод

9) медико-географический

Уровни изучения здоровья:

а) индивидуальный

б) групповой

в) региональный

г) общественный

    Основные этапы становления предмета общественное здоровье и здравоохранение. История, зарубежные и отечественные ученые. Разделы предмета общественное здоровье и здравоохранение как учебной дисциплины.

Этапы развития здравоохранения

Развитие здравоохранения в РК исторически связано с развитием медицины России от момента присоединения в 1731 году и в последующие годы до конца 19 века. А далее уже история советского Казахстана и Казахстана суверенного с 1991 года

Подготовка медицинских кадров осуществлялась в медико-хирургических училищах (с 1786 г.), а с 1798 г. - в Петербургской и Московской медико-хирургических академиях. В 1755 г. был создан первый в России Московский университет с медицинским факультетом. Выдающийся вклад в охрану здоровья внес М. В. Ломоносов, который в своем труде «Слово о размножении и сохранении российского народа» дал глубокий анализ здравоохранения и предложил ряд конкретных мер для улучшения его организации. В первой половине XIX в. формируются первые научные медицинские школы: анатомическая (П. А. Загорский), хирургические (И. Ф. Буш, Е. О. Мухин, И. В. Буяльский), терапевтические (М. Я. Мудров, И. Е. Дядьковский). Н. И. Пирогов \

Со второй половины XIX в. вопросами охраны здоровья, помимо государственных структур, занималась и общественная медицина: общество охранения народного здравия (1878 г.), через организационные формы общественной медицины (медицинская периодическая печать, медицинские общества, съезды, комиссии) была создана первая в России участковая система оказания медицинской помощи (земские врачи), и положено начало организации санитарного дела в Петербурге (1882 г.), В 70-е годы 20 столетия сформировалась гигиена как самостоятельная дисциплина, создавались первые научные гигиенические школы (А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман). Впервые в России (вместе с санитарными врачами А. В. Погожевым и Е. М. Дементьевым) проведено комплексное социально-гигиеническое изучение фабрик и заводов Московской губернии (1879-1885 гг.),

Для развития земской и городской санитарных организаций много сделали первые санитарные врачи И. И. Моллесон, И. А. Дмитриев, Г. И. Архангельский, Е. А. Осипов, Н. И. Тезяков, З. Г. Френкель и др. И. И. Моллесон - первый санитарный врач в России, создал первый врачебно-санитарный совет - коллегиальный орган, призванный руководить земской медициной. Предложил проект организации врачебных участков на селе, должность уездного санитарного врача для изучения санитарного состояния населения, условий труда и быта, причин болезней и борьбы с ними. Организатор и руководитель более 20 губернских съездов земских врачей. И. И. Моллесон подчеркивал: «Социальная медицина как отрасль знаний и деятельности широка и охватывает... все мероприятия, которые могут улучшать жизненную обстановку масс населения». Е. А. Осипов - один из основоположников земской медицины и санитарной статистики. Впервые в России ввел карточную регистрацию заболеваний. Создал земскую Московскую губернскую санитарную организацию (1884 г.). Разработал принцип деятельности врачебного участка с лечебницей-стационаром, функции сельского врача, а также программу санитарного обследования губернии. Н. А. Семашко - теоретик и организатор здравоохранения, первый народный комиссар здравоохранения (1918-1930 гг.). Под его руководством разрабатывались принципы здравоохранения - государственный характер, профилактическая направленность, бесплатность и общедоступность квалифицированной медицинской помощи, единство науки и практики, широкое участие общественности в решении вопросов охраны здоровья. Н. А. Семашко создал новую науку - социальную гигиену и стал первым заведующим кафедрой социальной гигиены (1922 г.). Создал новые виды здравоохранения - охрана материнства и младенчества, санаторно-курортное дело. При его активном участии был создан Государственный научный институт народного здравоохранения им. Л. Пастера, перестроена система высшего медицинского образования, в Москве и Ленинграде организованы институты физической культуры. З. П. Соловьев - теоретик и организатор гражданского и военного здравоохранения, заместитель народного комиссара здравоохранения, начальник Главного военно-санитарного управления. В 1923 г. организовал кафедру социальной гигиены во 2-м Московском медицинском институте. Внес большой вклад в развитие профилактического направления здравоохранения, в реформу медицинского образования. З. Г. Френкель - один из основоположников социальной гигиены в стране. Организатор и руководитель кафедры социальной гигиены 2-го Ленинградского медицинского института (1923-1949 гг.), крупный специалист по коммунальной гигиене, демографии и геронтологии, руководитель Гигиенического общества Ленинграда в течение 27 лет. Период Великой Отечественной войны и послевоенные годы связаны с развитием военной медицины, восстановлением материальной базы здравоохранения и активной подготовкой медицинских кадров. Начиная с 1961 г. принимается ряд законодательных актов и постановлений Правительства союза, направленных на развитие системы здравоохранения. Важнейшей социальной задачей провозглашена охрана здоровья населения. Укрепляется материальная база здравоохранения, осуществляется специализация медицинской помощи, совершенствуется система первичной медико-санитарной помощи. В 1978 году в Алма-Ате была проведена конференция ВОЗ посвященная организации первичной медико-санитарной помощи населению, на которой было 146 стран участников. Великая хартия, выработанная на этой конференции легла в основу нового мышления о здоровье народов и разделила историю организации здравоохранения на до и после АлмаАты. Величайшая заслуга в организации и проведении конференции, и в развитии здравоохранения РК принадлежит первому академику от медицины Казахстана Т.Ш.Шарманову. Лаурет международных премий и наград, основатель и директор национального НИИ питания Т.Ш.Шарманов и сегодня продуцирует новые медицинские знания и технологии.

    Система законодательства об охране здоровья в Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

    Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011), основные положения.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь –

4) медицинская услуга –

5) медицинское вмешательство –

6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика –

8) лечение –

9) пациент –

10) медицинская деятельность –

11) медицинская организация –;

12) фармацевтическая организация –

13) медицинский работник –

14) фармацевтический работник –

15) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

16) заболевание –

17) состояние –

18) основное заболевание –

19) сопутствующее заболевание –

20) тяжесть заболевания или состояния –

21) качество медицинской помощи -

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья

1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

    Принципы охраны здоровья в РФ. Основные пути организации охраны здоровья.

Основные принципы здравоохранения в РФ:

1) Ответственность общества и государства за охрану и укрепления здоровья населения, создание общественное системы, интегрирующей деятельность учреждений и организаций всех форм собственности, всех форм и структур, гарантирующей охрану и укрепление здоровья населения.

2) Обеспечение со стороны государства и общества всех граждан общедоступной, квалифицированной медицинской помощью, бесплатной по ее основным видам.

3) Сохранение и развитие социально-профилактических направлений охраны и укрепления здравоохранения на основе санитарно-гигиенических, противоэпидемических, общественных и индивидуальных мер, формирования здорового образа жизни, охраны и воспроизводства здоровья здоровых – санологии (валеологии).

4) Личная ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

5) Интеграция охраны здоровья в комплексе мер по защите, охране окружающей среды, экологической политике, демографической политике, ресурсосберегательной, ресурсоохранной политике.

6) Сохранение и развитие планирования в соответствии с целями и задачами развития общества и государства, стратегии здравоохранения как отрасли государства и функции общества на основе междисциплинарного подхода.

7) Интеграция науки и практики здравоохранения. Использование достижений науки в практике здравоохранения.

8) Развитие медицинской самодеятельности – участия населения в охране здоровья.

9) Охрана и улучшение здоровья как интернациональная задача, глобальная проблема, сфера международного сотрудничества.

10) Гуманизм медицинской профессии, соблюдение норм и правил врачебной этики и медицинской деонтологии.

    Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (2010), основные положения.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Статья 2. Правовые основы обязательного медицинского страхования

1. Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции РФ и состоит из Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов РФ. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. В случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, установленном Правительством РФ.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) объект обязательного медицинского страхования

3) страховой риск

4) страховой случай

5) страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию

6) страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения;

7) застрахованное лицо

8) базовая программа обязательного медицинского страхования

9) территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта РФ и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.

Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также - программы обязательного медицинского страхования);

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

    Национальный проект «Здоровье». Основные приоритеты.

Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.

Цели проекта[править | править вики-текст]

Укрепление здоровья граждан

Повышение доступности и качества медицинской помощи

Развитие первичной медицинской помощи

Возрождение профилактического направления в здравоохранении

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью