Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Существуют различные классификации этих социальных наук.

В зависимости от связи с практикой науки делятся:

1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);

2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).

Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.

В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). В соответствии с этим выделяют следующие группы социальных наук.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в общество- знании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры

Итак, мы выяснили, что в вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Тем не менее, к социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию. У этих наук много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.

Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).

Гуманитарные и социальные науки представляют собой комплекс многих дисциплин, предметом изучения которых является и общество в целом, и человек как его член. К ним относят политологию, философию, филологию, психологию, экономику, педагогику, правоведение, культурологию, этнологию и другие теоретические знания.

Специалистов в данных областях готовит и выпускает наук, который может быть и отдельным образовательным учреждением, и являться подразделением любого гуманитарного университета.

общественных наук

В первую очередь они исследуют социум. Общество рассматривается как целостность, развивающаяся исторически и представляющая собой объединения людей, сложившиеся в результате совместных действий и имеющие свою систему отношений. Наличие различных групп в социуме позволяет увидеть, насколько индивиды взаимозависимы друг от друга.

Социальные науки : методы исследования

Каждая из перечисленных выше дисциплин применяет характерные только для нее Так, политология, исследуя общество, оперирует категорией «власть». Культурология рассматривает как аспект социума, имеющий ценность, культуру и формы ее проявления. Экономика исследует жизнь общества с позиции организации ведения хозяйства.

С этой целью она использует такие категории, как рынок, деньги, спрос, товар, предложение и другие. Социология рассматривает общество как постоянно развивающуюся систему отношений, складывающихся между социальными группами. История изучает то, что уже произошло. При этом, пытаясь установить очередность событий, их взаимосвязь, причины, она основывается на всевозможных документальных источниках.

Становление общественных наук

В античные времена социальные науки преимущественно входили в философию, так как та изучала одновременно и человека, и весь социум. Только история и правоведение частично выделялись в отдельные дисциплины. Первую социальную теорию разработали Аристотель и Платон. Во времена средневековья общественные науки рассматривались в рамках теологии как знания нерасчлененного и объемлющего абсолютно всё. На их развитие повлияли такие мыслители, как Григорий Палама, Августин, Фома Аквинский, Иоанн Дамаскин.

Начиная с Нового времени (с 17 века), некоторые социальные науки (психология, культурология, политология, социология, экономика) полностью отделяются от философии. В высших учебных заведениях по этим предметам открываются факультеты и кафедры, издаются специализированные альманахи, журналы и т.п.

Науки естественные и общественные: различие и сходство

Данная проблема решалась в истории неоднозначно. Так, последователи Канта делили все науки на два вида: изучающие природу и культуру. Представители такого течения, как «философия жизни», вообще резко противопоставляли историю природе. Они считали, что культура является результатом духовной деятельности человечества, и понять ее можно, только пережив и осознав тех эпох, мотивы их поведения. На современном науки и естественные не только противопоставляются, но имеют и точки соприкосновения. Это, например, использование математических методов исследования в философии, политологии, истории; применение знаний из области биологии, физики, астрономии с целью установить точную дату событий, произошедших в далеком прошлом.

Науки об обществе
Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и матери-альных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопреде-ляющим ее строй.
История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.
Антропология. Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории, история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества, и т. н. «примитивные народы» или «дикари» живут по сей день в тех же социальных условиях, что и все человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные общества» , можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые» , ступени.
Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.
Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.
Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.
Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.
Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институ-ты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.
Обществоведение. Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты.

1.Социальные науки общественные науки - это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности. Специфика этого вида познания заключается, прежде всего, в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект. Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой - это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения, как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разно качественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания
Методы социального исследования. Значимость социального знания.

2. Методы социального исследования на каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Теоретические методы Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. Совокупность социального опыта социального субъекта, кристаллизованного в рациональных в широком понимании формах. В контексте нашего исследования рассматривается как система образующая субстанция культуры, самоорганизация которой лежит в основе культурной самоорганизации характеризуется: максимально широким спектром и объемом: оно включает в себя все то, что считается знанием в обществе
Философские представления о социальных качествах человека.

3. Человек по-прежнему остается для себя terra incognita. И это несмотря на то, что существует множество способов постижения человека. Таково, например, искусство, постигающее человека в художественных образах. Но нас в данном случае интересует мир знаний о человеке, знаниевый способ его постижения. Этот мир представлен комплексами научных и философских дисциплин. Наука и философия нередко оспаривали эвристические возможности друг друга и часто претендовали на единственно верное отображение человека. Сложность разграничения научного и философского подходов в значительной степени обусловлена сложностью человека как объекта изучения. Поэтому современный философ утверждает: при всей, казалось бы, эмпирической очевидности и наглядности того, кого мы называем человеком, в эмпирической действительности невозможно найти признака, который бы в полной мере определял сущность и границы данного явления, служил бы его достаточным определением. Еще в античной философии человек рассматривался как микрокосм маленький космос, вселенная, который тождествен макрокосму вселенной, природному целому. В терминах современного философского языка это звучит так: в эмпирическом мире человеку вообще нельзя указать какую-либо границу, ограничить, оконечить его. В этом смысле он есть безграничное существо, выходящее за пределы любой эмпирической конечности. В любом человеке мы сталкиваемся с какой-то эмпирической бесконечностью Совокупность идей о человеке, высказанных философами, традиционно принято называть философской антропологией. Взаимоотношения философской антропологии и научного постижения человека могут быть представлены следующими типичными ситуациями.
Человек. Точки зрения о происхождения человека. Науки о человеке.

4. Существует три теории происхождения человека: религиозная, теория эволюции Дарвина и Энгельса, космическая. Антропогинез - наука изучающая происхождение человека. Начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека14-20 млн лет назад. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель Homo - Homo habilis, или человек умный. Вид Homo erectus, человек прямоходящий, появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см3, обладал прямой речью, овладел огнем, изготавливал орудия охоты. Homo sapiens человек разумный 150-200 тыс. лет назад. Он был на стадии кроманьонского человека40-50 тыс.лет назад он уже приблизился к современному человеку по внешнему физическому облику, по уровню интеллекта, по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему.
Индивид. Личность.

5. Индивид - единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность - целостная характеристика определенного человека через его характер, интеллект, потребности, способности и интересы. Личность- человеческий индивид являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств которые он реализует в общественной жизни. Не всякий человек может быть личностью. Личностью становятся в процессе социализации. Социализация - осуществляющийся на протяжении все жизни индивида процесс, с помощью которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе. Личность - формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий. Люди оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Второе направление рассматривает личность через набор функций или ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий.
Деятельность человека: основные характеристики.

6. Деятельность - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Эти особенности отличают человека от животного. Во-первых деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности. Во-вторых деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата. В-третьих деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя - свои способности. В-четвертых в деятельности человека проявляется ее общественный характер т.к. в процессе деятельности человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми. Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей. Потребность- это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Естественные потребности - это потребности людей во всем том, что им необходимо для их существования. Социальные потребности - это потребности человека во всем том, что является продуктом общественной жизни. Идеальные потребности - это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития.
Структура деятельности, мотивация деятельности.

7. Любая деятельность человека определяется целями, который он перед собой ставит. Цель - это то к чему стремиться человек. Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. В ходе деятельности возникают определенные продукты деятельности. Это материальные и духовные блага, формы общения людей, способности, умения и знания самого человека. Мотив - это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют мало осознанными или импульсивными. Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о ее конкретно-историческом характере.
Многообразие видов деятельности и их особенности.

8. Выделяют различные виды деятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность. Для экономической свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная и международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая. Есть внешняя и внутренняя деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит по средствам умственных действий.
Сознание и деятельность.

9. Сознание - способность воспроизводить действительность в идеальных образах. Сторонники естественно-научного подхода считают сознание, проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной организацией человека. Сторонники религиозно-идеалистических взглядов, первичным считают сознание, а человека телесного - его производной. Сознание формируется деятельностью, что бы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее. Обосновывая единство деятельности и сознания отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека.
Сознательная деятельность - это активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей.
Человек в учебной и трудовой деятельности.

10.Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения. Для определения мотивации учебной деятельности нам представляется возможным подробнее осветить взаимодействие личности и ситуации, как основу понимания поведения и деятельности. Основные положения теории личностных диспозиций Х.Хекхаузена: 1.Поведение человека определяется набором стабильных латентных переменных черт, диспозиций, которые обозначаются в психологии как черты личности и характера, способности, установки, ценностные ориентации, потребности, мотивы. 2. Порядковый номер субъекта относительно выраженности конкретной личностной черты остаётся одним и тем же в различных ситуациях. В этом проявляется надситуативная стабильность поведения личности, определяемая данными диспозициями. 3.Различия в поведении людей определяются различиями в выраженности личных черт. Человек в процессе своей деятельности постоянно включается в чрезвычайно многообразные отношения и сферы общественной жизни. Даже на протяжении одного дня жизни он может входить в состав самых разных социальных групп и в соответствии с этим выполнять все новые и новые социальные роли, предписываемые той или иной социальной группой. Формирование социальных связей, наиболее подвижных, изменчивых на уровне малых социальных групп производственные коллективы и относительно устойчивых на уровне классовых, национальных и других отношений макроструктура, является результатом исторического развития общества.
Виды профессиональной деятельности. Выбор профессии и профессиональная самоопределение
11. Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда самосознания, самоопределения молодежи и т. д. и людских ресурсов численность, качественный состав и т.д., содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.

12.Характер сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания, определенный стиль отношения поведения человека. Характер выражает определенный склад потребностей и интересов человека, стремление и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и его поведении в отношениях и манерах поведения. Свойства характера: 1 моральная воспитанность - характеризует человека со стороны его отношений, формы поведения. 2 полнота - разносторонность интересов, стремление и увлечение разнообразия деятельности человека. 3 цельность - внутреннее единство психологического склада человека. 4 определенность - твердость и не преклонность поведения, которое соответствует сложившимся обстоятельствам. 5 сила - энергия с которой человек преследует поставленную перед собой цель. 6 уравновешенность - благоприятная для деятельности и общения, соотношение сдержанности и активности. Для становления характера играет большую роль направленность деятельности человека и воля. Направленность - это своеобразное переживаемое человеком, избирательное отношение деятельности.
Потребности, способности, интересы человека.

13.Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Потребности бывают: 1Естественные врожденные, биологические, физиологические, органические, природные. К ним относятся потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т.д. 2Социальные. Потребности человека во всем, что является продуктом общественной жизни в трудовой деятельности, сознании, творчестве, соц. активности, общении с другими людьми, признании, достижениях. 3Идеальные духовные или культурные. Это все, что необходимо для духовного развития людей потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования. Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. Интересы человека - эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию. Неудовлетворение интереса может привести к депрессии. Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно. Интересы также бывают широкими и узкими.
Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект. Иногда интересы бывают мелкими. При этом имеется в виду, что люди в основном интересуются удовлетворением естественных потребностей: в еде, в питье, в сне и других чувственных удовольствиях.
Социализация человека. Самосознание, самореализация и социальное поведение.

14. Социализация - осуществляющийся на протяжении все жизни индивида процесс, с помощью которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе. В социальной психологии социализация понимается, как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. Выделяются две основные стадии социализации. Первая стадия - характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия - характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем. Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: 1 в сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов. 2 в сфере общения происходит обогащение круга общение человека. 3 в сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного Я, как активного субъекта деятельности. Самосознание - это понимание себя как личность, способной принимать самостоятельные решения. Одним из важных признаков является готовность человека нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые действия. Личность может проявлять себя в процессе самореализации. Это процесс наиболее полного выявления и осуществления своих возможностей.
Цель и смысл человеческой жизни.

15. Отличным свойством человека можно признать его стремление у философскому осмыслению мира и себя самого - поиск смысла жизни. Поиск смысла жизни - занятие сугубо человеческое. В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла человеческой жизни. В одном случае смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека. В другом - с ценностями, не связанными с земной жизнью, которая быстротечна и конечна. У всех философов разные мнения о смысле жизни. Аристотель говорил, что каждый стремится к счастью. Философия Возрождения искала смысл жизни в самом человеческом существовании. И.Кант и Г.Гегель связывали смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа. Н.Трубников говорил, что смысл жизни раскрывается в процессе этой жизни, хотя и конечно, но не бесполезной. Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает свое социальное и более длительное существование.

Проблема познавательности мира, способы познавательной деятельности
16. Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В подходах к данной проблеме ученые разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков. Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познания мира, возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания. Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания. Сторонники гносеологического оптимизма, не отвергая сложности познания трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. Одни отмечают ясность и отчетливость, другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. Третьи на не возможность существования человека без знаний. Существует познание чувственное и рациональное. Формы чувственного познания: 1 ощущение - т.е. отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов; 2 восприятие - дает целостное отражение предметов в многообразии их свойств; 3 представление - чувственный образ без непосредственного воздействия. Представления могут быть реальными и не реальными. В процессе рационального познания используют: 1 понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей; 2 суждение - мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания; 3 умозаключение - логический вывод, связывающий два или несколько суждения.


Похожая информация.


Общество ¾ настолько сложный объект, что одной на­уке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете, человеческое общество. Совокупность всех наук, изучающих общество в целом, называют обществознанием . К ним относят философию, историю, социологию, экономику, политологию, психологию и социальную психологию, антропологию и культурологию. Это фундаментальные науки, состоящие из множества поддисциплин, разделов, направлений, научных школ.

Обществознание, возникнув позже многих других наук, вбирает в себя их понятия и конкретные результаты статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории.

Всю совокупность относящихся к обществознанию наук подразделяют на две разновидности – социальных и гуманитарных .

Если социальные науки - это науки о поведении людей, то гуманитарные - это науки о духе. Можно сказать иначе, предметом социальных наук выступает общество, предметом гуманитарных дисциплин - культура. Основным предметом социальных наук выступает изучение поведения людей .

Социология, психология, социальная психология, эко­номика, политология, а также антропология и этногра­фия (наука о народах) относятся к социальным наукам . У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к не­му группа других, родственных ему, дисциплин: фило­софия, история, искусствознание, культурология, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию .

Поскольку представители соседних наук постоянно общаются и обогащают друг друга новыми знаниями, то границы между социальной философией, социальной психологией, экономикой, социологией и антропологией можно считать весьма условными. На их пересечении постоянно возникают междисциплинарные науки, с примеру на стыке социологии и антропологии появилась социальная антропология, на стыке экономики и психологии – экономическая психология. Помимо того существуют такие интегративные дисциплины, как юридическая антропология, социология права, экономическая социология, культурная антропология, психологическая и экономическая антропология, историческая социология.

Познакомимся более основательно со спецификой ведущих общественных наук:

Экономика – наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, формирующиеся в каждом обществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ.Экономика изучает также поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом - в общественной и частной жизни - люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений . Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости мы - прямо или косвенно - учитываем принципы экономии.

Социология –наука изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.

Политология – наука,изучающая феномен власти, специфику социального управления, отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.

Психология - наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души. Психологи изучают устойчивое и повторяющееся в индивидуаль­ном поведении. В центе внимания находятся проблемы восприятия, памяти, мышления, обучения и развития человеческой личности. В современной психологии много отраслей знания, в том числе психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология и др.

Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились сегодня с первобытных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения.

Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда). Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

История - одна из важнейших наук в системе социально-гуманитарного знания. Объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации. Слово «история» греческого происхождения и означает «исследование», «разыскание». Некоторые ученые считали, что объектом изучения истории является прошлое. Известный французский историк М.Блок категорически возражал против этого. «Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна».

Возникновение исторической науки относится ко временам древних цивилизаций. «Отцом истории» принято считать древнегреческого историка Геродота, составившего труд, посвященный греко-персидским войнам. Однако, это вряд ли справедливо, так как Геродот использовал не столько исторические данные, сколько сказания, предания и мифы. И труд его не может считаться вполне достоверным. Значительно больше оснований считаться отцами истории у Фукидида, Полибия, Арриана, Публия Корнелия Тацита, Аммиана Марцеллина. Эти древние историки использовали для описания событий документы, собственные наблюдения, свидетельства очевидцев. Все древние народы считали себя народами-историографами и почитали историю как учительницу жизни. Полибий писал: «уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами, повесть об испытаниях других людей есть вразумительнейшая или единственная наставница, научающая нас мужественно переносить превратности судьбы.».

И хотя, с течением времени, люди стали сомневаться в том, что история может научить последующие поколения не повторять ошибки предыдущих, важность изучения истории не оспаривалась. Известнейший русский историк В.О.Ключевский в своих размышлениях об истории писал: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Культурологию интересует прежде всего мир искусства - живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают а) индивиды, б) малые группы, в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей.

Демография изучает население - все множество людей, составляющих человеческое общество. Демографию интересует прежде всего то, как размножаются, сколько живут, почему и в каком количестве умирают, куда передвигаются большие массы людей. Она смотрит на человека отчасти как на природное, отчасти как на общественное существо. Рождаются, умирают и размножаются все живые существа. На эти процессы воздействуют в первую очередь биологические законы. Например, наука доказала, что больше 110-115 лет человек жить не может. Таков его биологический ресурс. Однако подавляющее большинство людей проживает до 60-70 лет. Но это сегодня, а двести лет назад средняя продолжительность жизни не превышала 30-40 лет. В бедных и слаборазвитых странах и сегодня люди живут меньше, чем в богатых и очень развитых. У человека продолжительность жизни определяется как биологическими, наследственными особенностями, так и социальными условиями (быт, труд, отдых, питание).


3.7 . Социальное и гуманитарное знание

Социальное познание - это познание общества. Познание общества - процесс очень сложный в силу ряда причин.

1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.

2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Эти отношения значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.

3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, и они же познают ее.

Говоря о специфике социального познания, следует избегать крайностей. С одной стороны, нельзя с помощью теории относительности Эйнштейна объяснить причины исторического отставания России. С другой стороны, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех методов, которыми исследуется природа.

Первичным и элементарным методом познания является наблюдение . Но оно отличается от того наблюдения, которое используют в естествознании, наблюдая звезды. В обществознании познание касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И если, например, звезды даже при многолетнем наблюдении за ними остаются совершенно невозмутимыми по отношению к наблюдателю и его намерениям, то в общественной жизни все иначе. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что-либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, которые существенно искажают результаты исследования. Поэтому невключенное наблюдение в обществоведении дает недостаточно достоверные результаты. Необходим другой метод, который носит название включенное наблюдение . Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его.

При всей своей значимости и необходимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недостатки, что и в других науках. Наблюдая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его настолько многократно, насколько это требуется для завершенности наблюдения. Существенные недостатки наблюдения в значительной степени преодолеваются в эксперименте.

Эксперимент носит активный, преобразующий характер. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий. По В.А. Штоффу, эксперимент можно определить как вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящей в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов. Благодаря эксперименту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в «чистом» виде; 2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата..

Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.

1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. Социальные же эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., могут давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только разные, но и прямо противоположные результаты.

2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».

3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент в любой точке своего протекания постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, любой сбой в ходе эксперимента может оказать пагубное воздействие на людей и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.

4. Социальный эксперимент не вправе проводиться в целях получения непосредственно теоретического знания. Ставить опыты (эксперименты) на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный эксперимент - эксперимент констатирующий, подтверждающий.

Одним из теоретических методов познания является исторический метод исследования, т. е. такой метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.

Другой метод - это моделирование. Под моделированием понимают такой метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях. Как и в других отраслях научного знания, моделирование в обществоведении применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (скажем, вообще еще не существует, например, в прогностических исследованиях), либо это непосредственное изучение требует колоссальных затрат, либо оно невозможно в силу этических соображений.

В своей целеполагающей деятельности, из которой складывается история, человек всегда стремился постичь будущее. Особенно обострился интерес к будущему в современную эпоху в связи со становлением информационно-компьютерного общества, в связи с теми глобальными проблемами, которые ставят под вопрос само существование человечества. Предвидение вышло на первое место.

Научное предвидение представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития. Научное предвидение не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.


Духовная жизнь общества


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16